Перерасчет за коммунальные услуги ненадлежащего качества. Основания для перерасчета


Любой гражданин, у которого есть крыша над головой так или иначе сталкивается с необходимостью оплачивать коммунальные услуги. Вне зависимости от того собственником жилья он является или нанимателем. Нормы коммунальных платежей обычно определяются централизовано – на муниципальном уровне и на уровне управляющей компании.

При этом есть платежи, оплачиваемые в зависимости от площади квартиры, а есть те, которые зависят от потребления услуги или количества жильцов в квартире. Однако любой норматив коммунальной услуги может быть перерасчитан. Законодательно для этого предусмотрены несколько оснований. Как правильно оформить перерасчет коммунальных услуг можно узнать из этой статьи.

Основания для перерасчета коммунальных услуг

Основаниями для перерасчета коммунальных услуг являются:

Временного отсутствия жильцов в занимаемой ими квартире,
- долговременного перерыва в предоставлении любой коммунальной услуге, при условии, что перерыв превышает установленную ЖК РФ продолжительность,
- оказания поставщиком коммунальной услуги ненадлежащего качества

Изменения формы собственности на квартиру.

В каждом конкретном случае существует особый порядок оформления перерасчета. Однако в любом варианте начинать необходимо с написания и подачи в УК заявления о перерасчете .

Порядок перерасчета коммунальных услуг при временном отсутствии жильцов в квартире

Если в квартире жильцы отсутствуют более 5 календарных дней, то у них возникает право на перерасчет коммунальных услуг. Правда есть одно существенное условие – квартира не должна быть оборудована приборами индивидуального учета. Это означает, что пересчитать получится плату за холодную и горячую воду, и природный газ, только в том случае, если не установлены счетчики. В противном случае учет потребленных услуг все равно будет осуществляться в соответствии с их показанием. Услуги, которые перерасчитают в любом случае - вывоз мусора и пользование лифтом.

Итак, если вы уехали в отпуск, в командировку или легли в больницу, то вам необходимо известить об этом УК. К заявлению обязательно нужно приложить документы, подтверждающие факт отсутствия. В идеале заявить о своем отсутствии заранее. Тогда слесарь просто перекроет и опечатает воду и газ. В этом случае точно не придется никому ничего доказывать. Если же заранее ничего сделано не было, то можно запросить пересчет коммунальных услуг по возвращению. Для этого у жильцов есть всего 30 дней. Важно помнить, что услуги по содержанию дома и отопление пересчету не подлежат .

Порядок перерасчета коммунальных услуг определен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 в разделе 4 «Об утверждении Порядка перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета". В соответствии с ним заявление вместе с документами, подтверждающими временное отсутствие жильцов в квартире необходимо передать в бухгалтерию УК.

В соответствии с пунктом 90 указанного Порядка, бухгалтерия должна будет перерасчитать плату за коммунальные услуги пропорционально количеству дней, когда жильцы-потребители услуг временно отсутствовали в квартире. Такое количество дней определяется по количеству полных календарных дней отсутствия, исключая день отъезда из квартиры и день возвращения. Срок на выполнение перерасчета определен в 5 рабочих дней с даты получения письменного заявления жильца.

Если жилец, подавший заявление о перерасчете коммунальных услуг не смог представить документы, подтверждающие продолжительность отсутствия, или, если те документы, которые он представил не могут подтвердить временное отсутствие жильца в течение всего заявленного периода или его части периода, указанного в заявлении о перерасчете, УК начисляет плату за коммунальные услуги за такой период в полном объеме. Кроме того, в отношении такой платы, если она была задержана жильцами, могут быть применены меры, статьей 155 Жилищного кодекса РФ. В частности, пени и штрафы за последствия несвоевременного и внесения платы за коммунальные услуги.

Документы, на основании которых может быть произведен перерасчет коммунальных услуг:

1) Копия приказа о командировке или копия командировочного удостоверения. Подойдет и справка с места работы о факте служебной командировки с приложением копий проездных билетов с датами.

2) Справка о нахождении на лечении в больнице или справка о санаторно-курортном лечении вместе с копиями или оригиналами проездных документов.

3) Проездные билеты , оформленные на имя жильца или их заверенные копии. Если жилец использовал в поездке электронные проездные документы, то он должен взять у перевозчика их заверенную распечатку на бумажном носителе, а также иные, выданные перевозчиком документы, подтверждающий факт поездки - посадочный талон в самолет, квиток о посадке в поезд и прочие документы.

4) Оплаченные счета за проживание в отеле, гостинице, общежитии или ином месте временного пребывания.

5) Документ о временной регистрации жильца по месту его временного пребывания.

6) Справка от садово-огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания жильца на его даче.

7) Другие документы, которые, по мнению самого жильца, могут подтвердить факт и продолжительность его временного отсутствия в квартире.

Порядок перерасчета за коммунальные услуги при предоставлении услуг ненадлежащего качества или отсутствия коммунальных услуг длительное время

В случае, если УК поставляет потребителям коммунальную услугу или услугу, не соответствующую нормативам по такого вида услугам, жилец может потребовать выполнить перерасчет такой услуги или услуг. Для этого необходимо составить акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Такой акт по заявлению жильца или жильцов должна составить УК. Каждый жилец имеет полное право самостоятельно затребовать составление акта. Если УК отказывает в этом, необходимо обратится в Жилищную инспекцию.

Порядок перерасчета за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и с перерывами, превышающими установленную законом продолжительность, закреплен в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

После составления акта, УК направляет его в «Единый Расчетный Центр». Именно там осуществляется перерасчет. Результаты этого перерасчета должны быть отражены в квитанции на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в графе «перерасчеты». При этом расчет величины уменьшения начисления коммунальных услуг производится только на основании адресных данных, ежемесячно получаемых из районных диспетчерских служб коммунальных служб.

Порядок перерасчета коммунальных услуг при изменении формы собственности на квартиру

По нормам ст. 154 Жилищного кодекса РФ, структура платы за квартиру и коммунальные услуги для нанимателя по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда отличается от структуры платы за квартиру собственника.

Поэтому, жильцам, приватизировавшим жилые помещения, проводится перерасчет коммунальных услуг с даты выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности. Такой перерасчет заключается в том, что снимаются начисления за услугу «наем жилого помещения» и проводятся начисления за услугу «капитальный ремонт».

В законодательстве подробно описан порядок перерасчета платы за коммунальные услуги, который осуществляет исполнитель для потребителя. Мы рассматривали его ранее на страницах журнала (N 8, 2014). Каким образом УК (ТСЖ) может подтвердить свое право на аналогичное снижение размера платы за коммунальные ресурсы со стороны РСО? Закон не содержит конкретики по этому вопросу, что объясняет большое количество судебных разбирательств. Каким образом доказать ненадлежащее качество коммунальных ресурсов в том или ином случае? Как снижается стоимость коммунального ресурса? Ответ ищем в арбитражной практике. Заранее предупредим, что в статье рассмотрены случаи, когда МКД оснащены ОПУ.

Положения договора ресурсоснабжения

Согласно ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент может отказаться от оплаты данной энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии. Поскольку в рассматриваемой ситуации энергия (коммунальные ресурсы) приобретается не для перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом п. 4 ст. 426 ГК РФ к правоотношениям сторон подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг. Этот же постулат следует из содержания Правил заключения договоров ресурсоснабжения <1>. В частности, в данном документе (пп. “в” п. 17, п. 20) отмечено, что показатели качества поставляемого коммунального ресурса считаются существенным условием договора, причем нужно учитывать, что объем и качество коммунального ресурса должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг.

——————————–

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

К примеру, в законодательстве нет требований к качеству коммунального ресурса в точке поставки (на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности), однако есть требования к качеству коммунальной услуги в жилом помещении. Очевидно, что в случае передачи исполнителем коммунальных ресурсов до конечного потребителя без какой-либо трансформации они не должны быть худшего качества, чем коммунальная услуга. Обратим особое внимание, что для обоснования требований о перерасчете размера платы за коммунальный ресурс недостаточно данных, свидетельствующих о нарушении качества коммунальных услуг в жилых помещениях, ведь причина может находиться во внутридомовых инженерных сетях. Значит, важно устанавливать качество ресурса на границе эксплуатационной ответственности. Причем не менее важно определить такую границу. В Правилах заключения договоров ресурсоснабжения об этом также сказано (пп. “в” п. 18).

Еще одно условие договора, которое должно быть согласовано (оно не названо в числе существенных), – это порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги (пп. “б” п. 18, п. 23 Правил заключения договоров ресурсоснабжения). Здесь нужно учитывать обязательность выявления причин снижения качества ресурса и порядок выявления этих причин, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг. Заметим, что в силу п. 108 названных Правил в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы после получения сообщения потребителя обязан немедленно сообщить РСО, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки. Судебная практика показывает, что акты, составленные в отсутствие представителя РСО при условии неуведомления РСО, не принимаются в качестве доказательства ненадлежащего качества коммунального ресурса.

Наконец, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса нужно учитывать, что в случае поставки ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими предусмотренную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг (пп. “д” п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

Таким образом, к качеству коммунального ресурса предъявляются требования из Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, размер платы изменяется в порядке, определенном этим же документом. Основной вопрос заключается в том, каким образом исполнитель должен подтвердить право на изменение размера платы за коммунальный ресурс. Предлагаем рассмотреть конкретные случаи из судебной практики применительно к коммунальным ресурсам, по которым возникает наибольшее количество споров, – горячей воде и тепловой энергии на отопление.

Горячая вода

Самое распространенное нарушение – это несоответствие температуры горячей воды установленным требованиям. Так, согласно п. 5 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг (со ссылкой на СанПиН 2.1.4.2496-09 <2>) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C. При этом допускается отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора в ночное время не более чем на 5 °C, в дневное время – не более чем на 3 °C. Такие отклонения установлены исключительно для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества, но они не указывают на изменение санитарно-эпидемиологического норматива качества горячей воды (Решение ВС РФ от 31.05.2013 N АКПИ13-394). Даже если тарифы для РСО устанавливались с учетом температуры горячей воды, равной 55 °C, РСО все равно обязана соблюдать требования законодательства, согласно которым температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C (Постановление ФАС ЦО от 16.04.2014 по делу N А68-2655/2013).

——————————–

<2> СанПиН 2.1.4.2496-09 “Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения”, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.04.2009 N 20.

За каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

В договорах ресурсоснабжения обычно предусматривается порядок составления акта подачи ресурса ненадлежащего качества (аналогичен порядку составления соответствующего акта из Правил предоставления коммунальных услуг). Однако такой акт не является единственным доказательством по делу о перерасчете размера платы за коммунальный ресурс. В домах, оснащенных ОПУ, для снижения размера платы за коммунальный ресурс достаточно данных приборов учета, которые фиксируют не только объем теплоносителя, но и его качественную характеристику и к исправности которых у сторон отсутствуют подтвержденные документами претензии. Это логически следует из положений Правил предоставления коммунальных услуг, согласно которым исполнитель может сам обнаружить отклонение качества коммунальной услуги, должен зарегистрировать этот факт в специальном журнале, оповестить потребителей и в дальнейшем зафиксировать момент возобновления предоставления услуги надлежащего качества (п. 104).

Иначе говоря, перерасчет возможен на основании почасовых параметров горячей воды (см. Постановления АС ЦО от 17.11.2014 по делу N А14-5331/2013, от 12.09.2014 по делу N А35-4488/2013). Так, в Постановлении от 24.11.2014 по делу N А32-3147/2013 арбитры АС СКО удовлетворили иск ТСЖ к РСО о проведении перерасчета платы за некачественную горячую воду, руководствуясь следующими доказательствами:

– данные приборов учета о почасовых параметрах горячей воды позволили проверить расчет ТСЖ;

– многочисленные жалобы и обращения ТСЖ к РСО о ненадлежащем качестве коммунальных услуг, уведомления о проведении проверки качества подтвердили, что РСО была извещена о выявленных отклонениях качества, но проигнорировала сообщения, поэтому не может ссылаться на то, что без ее участия составлялись акты проверки и снимались показания ОПУ. Тем более что количество энергии по данным о почасовых параметрах горячей воды соответствовало сведениям о количестве энергии по суточным показаниям, на основе которых РСО начисляла задолженность ТСЖ за спорный период.

Обратим внимание, что дополнительным доказательством права исполнителя коммунальных услуг на снижение платы за коммунальный ресурс являются сведения о перерасчете платы за коммунальные услуги, произведенном для потребителей. Они упоминаются во всех судебных разбирательствах без исключения.

Если УК (ТСЖ) не представит доказательства проведения перерасчета платы для потребителей, а также показания ОПУ, а будет основывать свои требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс только на актах, которые суд не примет в качестве доказательств, естественно, суд откажет в снижении платы. Именно так произошло в деле, рассмотренном АС СЗО в Постановлении от 23.01.2015 по делу N А66-9629/2012: акты фиксации отсутствия горячего водоснабжения составлены в одностороннем порядке без участия представителя РСО, надлежащих доказательств его вызова УК не представила.

Нужно подчеркнуть, что плата должна быть снижена не только за дни, когда температура горячей воды была ниже 40 °C, но и за время, когда температура колебалась от 40 до 60 °C (Постановление АС ЗСО от 22.12.2014 по делу N А45-18619/2013).

Кстати, если УК была привлечена к административной ответственности за ненадлежащее качество воды и в этом была вина РСО (установлено, что горячая вода не отвечала требованиям СанПиН еще на вводе в дом), УК может взыскать убыток в виде суммы уплаченного административного штрафа с РСО (Постановления ФАС ЦО от 16.04.2014 по делу N А68-2655/2013, ФАС ДВО от 29.04.2013 N Ф03-1558/2013).

Когда речь идет об отключениях подачи горячей воды на вводе в дом, показания ОПУ также пригодятся. Если при наличии ОПУ они не представлены, как и не переданы в суд данные об отключениях, которые должны фиксироваться аварийно-диспетчерской службой исполнителя коммунальных услуг, суд отдаст предпочтение расчету РСО. Именно так произошло в случае, рассмотренном в Постановлении ФАС УО от 27.12.2013 по делу N А71-3517/2013: УК определяла продолжительность перерывов в подаче горячей воды на основании телефонограмм РСО, а РСО (и этот вариант поддержал суд) – на основании заявок сотрудников ЦТП, отображающих фактическое время отключения и включения горячего водоснабжения, поскольку отключение и включение производятся непосредственно на ЦТП, фиксируется их работниками и сообщается в аварийно-диспетчерскую службу УК, которая заносит полученные данные об отключении в накопительные ведомости. Напомним, что согласно п. 4 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период (она равна восьми часам за месяц), в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы.

Если же состав и свойства горячей воды не соответствуют требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, размер платы снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета). Очевидно, что подтвердить такое нарушение можно только на основании результатов исследования проб воды. Так, в Постановлении от 16.12.2014 по делу N А60-1538/2014 судьи АС УО взыскали с РСО в пользу УК неосновательное обогащение в сумме почти 39 млн руб. за поставку в течение семи месяцев горячей воды, не отвечающей требованиям санитарных норм. Суд не убедили доводы РСО о своей невиновности по причине того, что теплоноситель был некачественным еще на этапе его приобретения у третьего лица. Это обстоятельство не освобождает РСО от исполнения своих обязанностей по поставке абоненту энергоресурсов надлежащего качества.

Тепловая энергия

Не меньшее число споров вызывают поставки тепловой энергии для отопления. Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению названы в п. 15 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг. В общем случае температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18 °C (в угловых комнатах – не ниже +20 °C). В дневное время отклонения не допускаются. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период, за каждый градус отклонения температуры. Для целей проведения перерасчета платы за коммунальную услугу для потребителей достаточно результатов замера температуры воздуха в жилом помещении. А каким образом установить основания для снижения платы за коммунальный ресурс, ведь параметры его качества определяются на границе эксплуатационной ответственности?

Здесь нужно смотреть на зафиксированные договором обязательства РСО подавать тепловую энергию с определенными показателями на вводе в дом. В частности, речь идет о температурном графике, в котором устанавливается соответствие температуры теплоносителя и наружной температуры воздуха. Поддержание обозначенной в нем температуры теплоносителя при конкретной температуре воздуха обеспечивает нормативную температуру воздуха в жилых помещениях. Отклонение фактической температуры теплоносителя, зафиксированное ОПУ, указывает на несоблюдение показателей качества тепловой энергии. Соответственно, необходимым обоснованием требования о снижении размера платы за коммунальный ресурс являются посуточные показания ОПУ.

Далее следует вопрос: является ли установленное отклонение достаточным для перерасчета платы за коммунальный ресурс? Арбитры ФАС УО считают, что да. Так, РСО обжаловала судебные акты о взыскании с нее в пользу УК сумм неосновательного обогащения, делая упор на то, что качество коммунальной услуги по отоплению оценивается по температуре воздуха внутри помещений, а УК не представила доказательств отклонения температуры воздуха от нормативных показателей. Суд указал: отсутствие актов проверки, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, не является основанием для отказа в удовлетворении иска (Постановление от 19.01.2015 N Ф09-9054/14). Кроме того, УК произвела перерасчет для потребителей в связи с жалобами на низкую температуру в квартирах. РСО не оспаривала расчет суммы неосновательного обогащения, а ссылалась на то, что снижение температуры теплоносителя на отопление произошло в сетях истца и по вине последнего. Однако показания прибора учета подтвердили обратное.

В другом деле, рассмотренном также АС УО (Постановление от 16.09.2014 N Ф09-5820/14), УК взыскивала с РСО убытки в сумме перерасчетов, произведенных потребителям за некачественную услугу по отоплению. РСО опять же не оспаривала достоверность расчета суммы убытков (не запрашивала подтверждающие перерасчет доказательства) и не представила контррасчет. Требования УК были обоснованы совокупностью документов: температурным графиком, утвержденным согласно договору ресурсоснабжения, данными о температуре сетевой воды, зафиксированной ОПУ, справками метеослужбы, выписками из журнала учета обращений граждан, актами о предоставлении коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества, составленными с участием жильцов, председателя совета МКД, представителя сторонней организации и УК, согласно которым в результате проведенных замеров установлено несоответствие температурного режима в помещениях предусмотренным нормам.

В свою очередь, арбитры ФАС ЗСО (см. Постановление от 27.02.2014 по делу N А46-1262/2013) поддержали позицию ТСЖ, обоснованную следующим образом. Во-первых, показания ОПУ свидетельствуют об отклонении температуры теплоносителя от температурного графика, что доказывает невозможность обеспечения надлежащей температуры воздуха в жилых помещениях. Во-вторых, при зафиксированных параметрах теплоносителя температура воздуха в двух жилых помещениях дома была равна 17 °C. Эти обстоятельства позволили арбитрам признать законным снижение размера платы за коммунальный ресурс, поставленный в дом в расчетном месяце, на 0,15% за каждый час. При этом не обсуждался сам факт проведения товариществом перерасчета для потребителей. Также суд отклонил довод РСО о том, что перерасчет производить не нужно, поскольку она предъявляла ТСЖ счета исходя из фактического (пониженного) объема тепловой энергии, зафиксированного ОПУ. Объем прав и обязанностей исполнителя по договору ресурсоснабжения не может быть больше или меньше объема прав и обязанностей граждан по отношению к исполнителю коммунальных услуг. То есть плата за коммунальный ресурс, рассчитанная согласно показаниям ОПУ, должна быть уменьшена в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг.

В противовес позиции арбитров Уральского округа арбитры Центрального и Северо-Западного округов посчитали, что снижение размера платы за коммунальный ресурс невозможно без доказанного снижения температуры воздуха в жилых помещениях дома. Так, в Постановлении ФАС ЦО от 12.08.2014 по делу N А14-18222/2012 подтверждено, что температура воздуха в жилых помещениях должна быть замерена прибором, а не выведена расчетным способом (математическим преобразованием формулы расчета объема тепловой энергии по нагрузке с корректировкой на фактическую температуру наружного воздуха). Доказательств отклонения фактической температуры теплоносителя от температурного графика оказалось недостаточно. Согласно результатам проведенной по делу экспертизы несоответствие среднечасового значения температуры теплоносителя температурному графику не является прямым доказательством мгновенного снижения (повышения) температуры воздуха в жилых помещениях. Поэтому суд отказал УК в удовлетворении требований.

В Постановлении от 23.01.2015 по делу N А66-9629/2012 судьи АС СЗО также не приняли акты снижения качества услуги по отоплению в качестве доказательств, поскольку в них не были указаны номера квартир, в которых производили замеры температуры воздуха. Помимо этого, не было подтверждения, что УК вызывала представителей РСО для участия в проверке. Важно, что УК не доказала, что произвела перерасчет платы за отопление для населения за спорный период. Все это позволило говорить о незаконности требований УК о снижении размера платы за тепловую энергию.

Таким образом, анализ арбитражной практики показывает, что исполнителю коммунальных услуг далеко не всегда удается обосновать снижение стоимости тепловой энергии. Чтобы требования к РСО были обоснованными, нужно соблюдать определенный алгоритм, зафиксированный в договоре. Если он не прописан в контракте, следует действовать примерно так. Во-первых, нужно осуществить замеры температуры воздуха в помещениях дома, обязательно пригласив представителей РСО, оформить проверку качества услуги актами, в них же указать параметры теплоносителя на вводе в дом. Во-вторых, необходимо пересчитать плату за отопление для потребителей. В-третьих, должен быть утвержденный РСО температурный график для конкретной категории МКД, а также нужно хранить показания ОПУ тепловой энергии. В-четвертых, будет нелишним своевременно при выявлении отклонений температуры теплоносителя предъявлять претензии РСО.

Показатели качества коммунальных ресурсов на вводе в дом должны соответствовать показателям качества коммунальных услуг в жилых помещениях. И порядок снижения платы за коммунальный ресурс должен соответствовать порядку снижения платы за коммунальные услуги. Так, температура горячей воды на вводе в дом должна быть не ниже 60 °C, а температура теплоносителя должна соответствовать температурному графику. Перерасчет по горячей воде производится так же, как и перерасчет для потребителей: за каждые 3 °C отклонения за каждый час плата за месяц снижается на 0,1%. По отоплению сложнее: зависимость температуры воздуха в помещении (ее отклонения от нормы предопределяют размер снижения платы) от отклонений температуры теплоносителя на вводе в дом от показателей температурного графика нелинейная. Поэтому на практике чаще всего исполнители требуют от РСО взыскания убытков (неосновательного обогащения) в сумме, равной сумме перерасчетов, фактически произведенных для потребителей.

Горячая вода и отопление должны быть в каждом многоквартирном воде. Но не всегда достаточно просто их присутствия, нужно чтобы услуги предоставлялись на высоком уровне. Если услуги будут качественными, то это станет залогом нормальной жизни, безопасности.

Существуют санитарные нормы, горячую воду должны предоставлять в соответствии с ними . Стоит серьезно задуматься о том, а соответствует ли температура воды в вашей квартире нормам СанПиН.

К сожалению, у многих потребителей, далеко не всегда температура воды является соответствующей. Это приводит к ряду неудобств, а также может создавать риски для здоровья жильцов . Именно поэтому стоит серьезно относиться к подобным проблемам.

ВНИМАНИЕ! Негативные последствия могут сказаться на вашей жизни. Если не обратить внимания на проблему, то виновные лица не понесут никакой ответственности.

Норматив подачи воды в квартиры

Температура воды в домах должна соответствовать Госту , это не считается роскошью, — это норма. Горячая вода является важной составляющей жизни каждого человека.

Но не редко происходит так, что коммунальная служба не исполняет взятых на себя обязательств, не обеспечивает нужный нагрев воды в системе. Нужно понимать, что все услуги коммунальщиков оплачиваются жильцами в полноценной мере .

Именно поэтому вы имеете полноценные права на то, чтобы выдвигать соответствующие требования. Многие жильцы задаются вопросом о том, почему наблюдаются подобные нарушения.

ВНИМАНИЕ! Важно понимать, что недостаток нагрева воды представляет собой массу неудобств бытового характера. Вы платите деньги за пустоту, ведь в квитках числится именно горячая вода.

Каждый житель многоэтажки знает о том, что горячая вода стоит в несколько раз дороже, по сравнению с холодной . Именно поэтому многим не хочется переплачивать за некачественные услуги.

При этом сегодня практически везде стоят счетчики. Это удобно, — люди используют столько горячей воды, сколько им требуется, при необходимости разбавляют ее холодной водой. Если использовать горячей воды меньше, то и платить много не придется. Но если изначально из крана поступает не горячая, а теплая вода, то это доставляет сильное неудобство .

Но в таком случае жильцы все равно платят за воду, как за горячую. Поэтому и стоит знать температуру, какая должна быть горячей воды. В подобной ситуации не хочется переплачивать ни за что, но необоснованная плата — это еще не самая большая проблема.

Стоит сказать о более серьезных рисках, с которыми приходится сталкиваться потребителям. Вода, которая подается с несоблюдением параметров может вызвать проблемы со здоровьем .

В особенности в такой квартире могут пострадать люди с ослабленным иммунитетом . И в нашей стране, и в других разработаны законодательные документы, которые и определяют температуру воды в квартире. Если ориентироваться на эти требования к воде в квартирах, то качество водоснабжения будет на высоте.

Какие документы диктуют нормы?

Стоит перечислить документы, в которых прописаны нормативы подачи воды в квартиры, актуальные для нашей страны. В России это:

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. В частности это СанПиН 4723-88.
  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных и жилых домах. Они утверждены Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года.

Именно по данной документации определяется, какой должна быть температура воды для домов.

ВАЖНО! Нормативная база в жилых домах указывает, что температура на выходе должна равняться от 60 до 75 градусов. Именно такая температура должна отмечаться в трубах горячего водоснабжения, но нормы далеко не всегда соблюдаются.

Но делается небольшое уточнение, которое представляет собой своеобразное исключение из правил. Если в доме используется закрытая система теплоснабжения, разводка выполнена из оцинкованных труб, минимальная температура должна равняться 50-60 градусам ТОЛЬКО на время ремонта и устранения аварий

Верхний предел — 60 градусов. Именно такие условия прописываются в договорах на обслуживание дома и поживающих в нем жильцов.

Так норматив температуры в жилом доме должен достигаться максимум через 2 минуты после того, как было осуществлено включение воды . Если температура не достигла необходимых значений, то это уже нарушение установленных правил. Норма в многоквартирном доме должна соблюдаться в любом случае.

При этом горячее водоснабжение многоквартирного дома предоставляется на одинаковых условиях, как в летнее, так и в зимние время. Оговариваются некоторые отклонения, которые могут наблюдаться из-за особенностей времени суток . Но они являются незначительными.

В дневное время допускается отклонение от указанного значения на 3 градуса . Нужно учитывать, что отклонение может наблюдаться как в большую, так и в меньшую стороны. В ночное время, с 0 часов до 5 часов, отклонение может составлять до 5 градусов .

Что делать, если температура не соответствует?

Потребителям важно знать, куда именно можно обратиться и что вообще делать, если норма температуры имеет серьезные отклонения.

Для начала нужно просто позвонить в диспетчерскую УК или ЖКХ и сообщить о том, что вода имеет несоответствующую температуру. Ведь такое могло произойти из-за аварии в сети.

В данном случае диспетчер сообщит о том, в какие сроки неполадки будут устранены. Но если никаких аварии нет, то работник должен принять заявку .

ВНИМАНИЕ! При обращении в соответствующие службы отметьте для себя номер заявки, а также запишите фамилию сотрудника, который приходил к вам. Это необходимо, чтобы в последствие не возникло недопонимания.

Если причины несоответствия температуры нормам не известны, то УК должна произвести замер . Это необходимо для того, чтобы действительно выяснить, был ли нарушен температурный режим или нет.

Организация должна направить вам сотрудника, который снимет показания и составит необходимый акт. По данному акту в случае установки слишком низкой температуры можно получить перерасчет .

Важно понимать, что организация должна грамотно выполнять свои обязательства. В противном случае, она может получить штраф, поскольку ее деятельность контролируется другими службами.

Измеряем воду

Если вы просто так будете говорить о том, что температура горячего водоснабжения не соответствует норме, то это не принесет никаких плодов. Нужно вызвать в квартиру сотрудников компании, которая занимается обеспечением вашего дома.

Бывают ситуации, когда отмечаются проблемы с котельной, либо какие-то неполадки имеются на вводе в дом.

Слишком низкая температура должна быть подтверждена работником организации . Для этого он произведет замеры при помощи современного оборудования. Для достоверности замеры должны проводиться в нескольких местах набора воды .

При использовании водопровода, нужно подождать пару минут, пока ода достигнет номинальных значений. До этого момента не рекомендуется проводить измерения.

Чтобы специалист пришел к вам, нужно оставить в УК или ЖКХ заявку. После того, как проведется проверка, проследите за тем, что работник составит акт . Именно такая бумага станет основанием для устранения неполадок и перерасчета.

Стоит разобраться как именно производится замер:

  • Вначале под струю воды помещается специальный стакан.
  • В набранную жидкость помещается термометр до необходимой метки.
  • Нужно подождать, пока показания термометра не станут точными.
  • Показания записываются.
  • Ставятся подписи.
  • Один экземпляр остается владельцу жилища для принятия дальнейших мер.

Выполнение перерасчета

Если было установлено нарушение норм, а в акте его зафиксировали, то нужно настаивать на перерасчете. Не стоит оставлять подобную ситуацию без внимания и переплачивать деньги за то, чего вы не получили.

Организация должна нести ответственность за свои действия и бездействие. Допустимыми являются только минимальные отклонения, которые прописаны в нормативной документации.

При установке нарушений вы можете прийти в УК и требовать перерасчета . Также организация должна устранить причины, которые вызвали подобную проблему.

Кстати, перерасчет совершается именно за тот период, который вам пришлось пользоваться несоответствующей водой. Существует специальная формула, по которой совершается перерасчет.

ВНИМАНИЕ! Размер оплаты за горячее водоснабжение должен снижаться на 0,1 процент за каждые 3 градуса отклонения от установленной нормы.

Если вас интересует горячая вода, сколько градусов, то стоит при измерениях руководствоваться принятыми нормами. Это оптимальное решение.

При серьезном несоответствии не стоит переплачивать за горячую воду. Добейтесь проведения перерасчета за весь период , в который коммунальщики предоставляли вам услуги на несоответствующем уровне.

Полезное видео

Схема распределения горячей воды в многоквартирном доме.

собственники жилых помещений в МКД имеют право на перерасчёт коммунальных услуг в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленные, или в случае временного отсутствия в жилом помещении потребителя. Управляющая организация, обслуживающая МКД не может отказаться произвести такой перерасчёт. О том, кому, как и когда нужно делать перерасчёт коммунальных услуг, мы сегодня расскажем.

Напомним, что 28 декабря 2015 года вступила в силу часть ФЗ №176 от 29.06.2015 г. , регламентирующая ответственность УК за предоставление некачественных коммунальных услуг и неправильный расчёт ежемесячной платы за них. По новым правилам в перечисленных случаях УК обязана уплатить собственнику (или собственникам) жилых помещений неустойку.

Условия предоставления УК коммунальных услуг собственникам жилых помещений определяются в договоре управления МКД . При этом УК не может отказаться ни от включения в договор условий о предоставлении коммунальных услуг, ни, собственно, от предоставления этих услуг.

Выбранная на ОСС УК приступает к предоставлению владельцам жилых помещений коммунальных услуг с даты, которая была указана в решении ОСС о выборе УК, или же с даты заключения договора управления МКД, но не раньше даты поставки коммунального ресурса по договору, заключённому УК с РСО.

Прекращение поставки коммунальных услуг управляющей организацией происходит с момента расторжения договора управления МКД, или с момента расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключённого УК с РСО.

Перерасчёт платы за коммунальные услуги может быть сделан в связи с:

  • пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями;
  • предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими возможную продолжительность;
  • временным отсутствием потребителя или потребителей (или одного из потребителей) коммунальных услуг в занимаемом жилом помещении;
  • уплатой УК потребителю неустоек, установленных ФЗ и договором управления МКД.

Перерасчет за период временного отсутствия потребителя коммунальных услуг

Временным считается отсутствие потребителя в занимаемом им жилом помещении более 5 полных календарных дней подряд.

  • В период временного отсутствия потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим прибором учёта, перерасчёт делается за предоставленную в таком помещении коммунальную услугу, за исключением КУ по отоплению и газоснабжению, поставляемых на цели отопления жилых помещений (это предусмотрено подпунктами “е” и “д” п. 4 “Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД”).
  • Перерасчёт размера платы за КУ по водоотведению производится только в том случае, если проводится перерасчёт размера платы за холодное или горячее водоснабжение.
  • Не делается перерасчёт за КУ на общедомовые нужды .
  • Если речь идет о двухставочных тарифах, то перерасчёт размера платы за КУ осуществляется только в отношении переменной составляющей платы; постоянная составляющая платы (приходится на занимаемое потребителем жилое помещение) не подвергается перерасчёту.

Порядок оформления перерасчёта

Перерасчёт размера платы за КУ осуществляется за количество полных календарных дней отсутствия потребителя, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в него.

Потребитель обязан подать письменное заявление о перерасчёте размера платы за КУ до начала периода своего временного отсутствия или не позднее 30 дней после окончания этого периода. УК должна сделать перерасчёт в течение 5 рабочих дней после получения такого заявления.

УК производит перерасчёт размера платы за КУ за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, этот период не должен превышать полугода.

Если по истечении этих 6 месяцев, за которые УК произвела перерасчёт размера платы за КУ, период временного отсутствия потребителя продолжается, он обязан вновь предоставить в УК письменное заявление о перерасчёте за последующие расчётные периоды в связи с продлением срока своего отсутствия. В таком случае УК делает перерасчёт размера платы за КУ за период, указанный в этом заявлении, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который УК уже был сделан перерасчёт.

Вместе с заявлением о перерасчёте потребитель обязан предоставить УК документы, которые могут подтвердить продолжительность его отсутствия. Если этого не было сделано, или, если предоставленные документы не подтверждают срок его отсутствия, указанный в заявлении, УК имеет право начислять плату за коммунальные услуги в полном размере. Также УК вправе применить штрафные санкции за несвоевременное или неполное внесение платы за коммунальные услуги (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).

В ситуации, когда заявление о перерасчёте подается потребителем в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия , УК делает перерасчёт за период временного отсутствия своего клиента, который, как уже говорилось ранее, должен быть подтверждён документально.

Что должно быть указано в заявлении

Сотрудник УК, принимающий заявление от потребителя о перерасчёте размера платы за КУ, должен обратить внимание на оформление этого документа. Так, в нём обязательно указываются:

  • Ф.И.О. каждого временно отсутствующего потребителя
  • день начала периода временного отсутствия
  • день окончания такого периода

К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность временного отсутствия потребителя. Ими могут быть:

  • копия командировочного удостоверения или копия приказа о направлении в служебную командировку с приложением копий проездных билетов;
  • справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;
  • оригиналы проездных билетов, оформленных на имя потребителя, или их заверенные копии. Если был приобретён электронный проездной билет, то в УК предоставляется его распечатка;
  • счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;
  • документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством случаях, или его заверенная копия;
  • справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;
  • справка по месту нахождения учебного заведения, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;
  • справка консульского учреждения или дипломатического представительства России в стране пребывания или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина России, содержащего отметки о пересечении государственной границы России;
  • справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения такого товарищества;
  • иные документы, подтверждающие факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Все эти документы, кроме проездных билетов, подписываются уполномоченным лицом той выдающей их организации, на них проставляется печать этой организации, присваивается регистрационный номер и дата выдачи. Если документы составлены на иностранном языке, то они должны быть переведены на русский язык.

Все копии документов, подтверждающих сроки периода временного отсутствия потребителя, должны быть также заверены. Если потребитель предоставляет в УК одновременно оригинал и копию одного из указанных выше документов, УК должна произвести сверку, сделать на копии отметку о соответствии её подлинности оригиналу и вернуть последний потребителю.

УК может делать копии любых документов, предоставляемых ей потребителем, проверять их подлинность, полноту раскрытых в них данных.

Где и как разместить результаты перерасчёта

Если заявление о перерасчете было подано потребителем в УК до начала периода его временного отсутствия, то результаты перерасчёта будут отражены в платежных документах, которые УК формирует в течение периода временного отсутствия потребителя.

В случае, если такое заявление было подано после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе.

Перерасчёт за предоставление КУ ненадлежащего качества

Коммунальные услуги, предоставляемые УК потребителю, должны соответствовать требованиям, указанным в Приложении №1 (Постановление Правительства РФ № 354).

Размер платы за КУ, если она была предоставлена УК потребителю в ненадлежащем качестве или с перерывами, превышающими возможную максимальную продолжительность, за расчётный период может быть снижен, в некоторых случаях вплоть до освобождения потребителя от оплаты.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!