Злой гений мем. Почему хидэо кодзима гений


Хидэо Кодзима - культовый японский гейм-дизайнер и разработчик компьютерных игр, наиболее известен как создатель серии Metal Gear, игр Snatcher и Policenauts. В мемах фанаты прославляют гениальность Кодзимы, иногда его изображения используют для мемов об азиатах.

Происхождение

Хидэо Кодзима родился в 1963 году, сейчас ему 54 года. В 1986 году дизайнер пришел на работу в компанию Konami и стал разрабатывать серию игр Metal Gear. Кодзима придумал новый жанр стелс-экшн (stealth-action), в этих играх, в отличие от большинства других, игроку выгодно избегать прямых столкновений и перестрелок. Нужно уметь прятаться, действовать скрытно, убивать врагов незаметно.

Изначально игры Кодзимы были выпущены для компьютеров MSX и MSX 2, популярных в основном в Японии и странах Европы. Но в 1998 году игру Metal Gear Solid адаптировали для приставки Sony PlayStation и она стала популярной и в США, а Кодзима стал культовой персоной во всем мире.

Читайте также

Хидэо стал вице-президентом Konami и в 2005 году получил собственное подразделение Kojima Productions, которое занималось только выпуском серии Metal Gear. Из-за конфликта с руководством компании (сотрудники рассказали , что Кодзиме не платили проценты от продаж его сверхуспешных игр) Хидэо в 2015 году покинул Konami вместе с командой.

При поддержке Sony Computer Entertainment он создал отдельную студию Kojima Productions, которая сейчас создает игру Death Stranding для PlayStation 4. Это экшн с открытым миром, в работе над проектом участвуют известные актеры Норман Ридус и Мадс Миккельсен.

Хидэо Кодзима без преувеличения один из главных гейм-дизайнеров в мире и культовая личность для игроманов. На его твиттер подписаны 2,3 миллиона человек, и в 2011 году мемом стал даже его твит после землетрясения со словами: «Я в порядке».

Значение

Мемы о Хидэо Кодзиме посвящены сразу нескольким темам. Многие почитают его за работы и называют гением и богом за оригинальность мышления. Кодзима придумал несколько игр, которые устроены совсем не так, как у конкурентов. Кроме серии Metal Gear (11 игр с 1987 по 2015 год) в стиле стелс-эшн в портфере Кодзимы есть шутер Zone of the Enders со вставками из аниме и игра Boktai, которая строилась вокруг светового сенсора.

Есть шутки, посвященные внешности Кодзимы: 54-летний дизайнер выглядит очень молодо для своих лет. Иногда образ Хидэо используют для шуток об азиатах в целом: в России его часто называют бурятом, хотя Кодзима родился и всю жизнь прожил в Японии.

«ВКонтакте» есть сообщество «Кодзиме и други мужики» , в котором собирают фото с ним из СМИ и соцсетей, делают фотожабы и картинки с надписями.

Галерея

Разбираемся, так ли хорош Коджимба, как его малюют

Отправить

Если вы — студент-экономист и грезите карьерой в кино, нет гарантий, что у судьбы на вас именно такие планы. Одна простенькая забава с восьмибитной приставки — и жизнь японского студента по имени Хидэо уже не стала прежней.

Хидэо Кодзима родился 1963 году в столице Японии — Токио, но когда он был в раннем возрасте, его семья часто переезжала с места на место. Как и все люди малых лет, Кодзима успел побыть обыкновенным японским школьником, поступить в ВУЗ и даже немного поучиться... пока в его руки не попала приставка NES с игрой Приключения водопроводчика стали переломным моментом не только в игровой индустрии восьмидесятых, но и судьбе этого студента. Скучные лекции по экономике он предпочел первому серьезному предложению работы — в Konami .

Тут бы и наступить богатству с признанием, но успех к Хидэо-cану пришел, мягко говоря, не сразу. Новичка назначили на позицию составителя плана разработки и дали подшефный проект, который он с треском провалил. В офисе новичка теперь третировали не только за незнание программирования, но и за убитые продукты. Однажды Кодзима выпросил у боссов заняться собственным проектом — игрой в новейшем тогда жанре Stealth Action для компьютеров MSX, получившей название .


Потрясающий геймдизайнер

Мы бы продолжали увлеченно рассказывать про ранние этапы жизни зеленого и неопытного гения, но зачем, если нет интриги? Все знают, что было дальше: культовая игровая серия с миллионной прибылью и не меньшим числом поклонников. Произошло это в первую очередь из-за новаторских идей творческого гения Хидэо Кодзимы. Он делал с играми такое, чего до него не делал никто.

Пускай сейчас это кажется смешным, но оригинальная была откровением. Игры в то время старались наполнить стрельбой и заинтересовать игроков постоянным экшеном. Именно так и приходилось прорываться через многочисленные уровни — убивая всех вокруг, но никак не скрываться от противника! Идея настолько диссонировала с тогдашним мышлением геймеров, что версия Metal Gear для NES (не путать с другой, более поздней традиционной частью с «Денди») была типичным шутером. Konami оказалась настолько недовольна портом, что тот признали не каноничным.

Непосредственно к оригинальной Metal Gear Кодзима вернется во второй половине девяностых — с практически дословным ремейком своего первого успешного проекта, но в полном 3D. Именно показала, что видеоигры могут демонстрировать постановку и режиссуру уровня Голливуда. Причем, речь шла не о CGI-роликах, а о сценах, сделанных на движке. Одно лишь интро тогда выносило мозг: Снейк под загадочно-мрачную музыку плыл под водой. При этом сменяются ракурсы, эффектно появляются и исчезают титры... Знакомо? Да, сейчас так делают все.

Стала новатором в нескольких областях. В 2001 году это был один из лучших примеров использования технологических мощностей PS2 — кроме того, в этой игре практически впервые была показана достоверная анимация ткани. Также «Сыны Свободы» — первая игра с открытым миром. Конечно, в том или ином виде он появлялся раньше — например, в восьбимитной «Зельде» — но именно разработка Кодзимывпервые использовала открытый мир в трехмерной игре с сильным фокусом на сюжет.

Наконец, — это образец фирменных «кодзимистификаций». Трейлерами Хидэо убедил фанатов, что они будут играть за Снейка, но уже в прологе он умирал! А все оставшееся время играть пришлось за никому не известного новичка Райдена.

В последующих играх серии революции получились куда меньшего порядка, поэтому о них коротко. Snake Eater — первая история становления злодея. Guns of the Patriots — практически кино: после десяти минут геймплея мог идти получасовой ролик. одной из первых совместила боевик с механикой фермы, а усовершенствовала постановку: все ролики сняты без склеек. Но главное в пятой части — уникальное сочетание большого переменчивого открытого мира и геймплейных основ сериала.


И философ на районе не последний

Мир, созданный японским мэтром, увлек геймеров настолько, что они начали читать между строк и заниматься поиском глубинного смысла. Однако, каждая игра Кодзимы действительно поднимает ряд серьезных вопросов, объединенных общим смысловым пластом.

Темой оригинальной была генетика. Сможет ли Снейк, будучи клоном, превзойти своего «отца»? Он — всего лишь чужая собственность, оружие в руках правительства, или все-таки человек со свободной волей?

Тоже исследовала сущность человека, но на уровне культуры. Мем, как негенетический паттерн человеческого поведения, стал лейтмотивом сиквела. Именно на уровне мема героя игры — Райдена — хотели наделить свойствами Солид Снейка.

Тематика триквела — это cпектакль. Политика государств, отношение, равновесие между ними непостоянны. Друзья, как и враги, не вечны. Босс — учитель Снейка — считается отступником и врагом США номер один, а впоследствии он оказывается жертвой, что добровольно идет на казнь из любви к стране.

Проблематика — воля. Почему злодеи и персонажи поступают так, а не иначе? Заключительная часть серии затрагивает тему мести, как нескончаемого потока страданий и боли, что друг другу наносят государства.


Русские литературные классики говорили, что порочный круг зла можно разорвать лишь добрым поступком. Герой пятой части настолько завяз в губящей душу борьбе, что становится не способен на это. И даже настоящий Снейк, что решил залечь на дно, бездействием не прерывает череду мести.

Конечно, Кодзима поднимает не самые оригинальные темы. Да и не вносит в них значимый вклад. Но сам факт, что его творения анализируются не в разрезе сюжет/геймплей/графика, а как серьезная литература или кино, говорит о многом. Геймеры воспринимали MGS как носительницу идей задолго до бума инди-игр с их концепциями.

Но вот писатель порой неумелый

Какими бы новаторскими не были проекты Кодзимы, дальше игровой индустрии влияние MGS не ушло: серия никак не дополняет массовую культуру. Наоборот, это проекты Кодзимы построены на обилии поп-культурных референсов. В этом нет ничего плохого: типичный подход для игровой индустрии — набрать из других произведений как можно больше хорошего, не скатившись в откровенный плагиат. Но не только «нахапанные» из фильмов детали заставляют усомниться в гениальности гения. Если присмотреться, то можно понять, что он не особенно умелый писатель.

Есть два ключевых показателя. Прежде всего — отсутствие цельности во вселенной MGS . Кодзима создал интересную, но дырявую вселенную, в которой не все сходится. Не говоря уже о множественных мировых заговорах, странных сюжетных поворотах и непрозрачность ключевых мотиваций основных персонажей.

Любой непонятной ситуации есть хорошее объяснение: наномашины!

С другой стороны, многолетних и «не дырявых» поп-культурных вселенных вообще мало. Взять хоть «Звездные Войны», в которых скопилось столько несостыковок и лишней информации, что Джордж Лукас отправил сотни произведений в корзину не канона. Но если над «ЗВ» работало множество разных людей, то вся вселенная MGS родилась и развивалась исключительно в голове Кодзимы. Развивая мир на протяжении двадцати лет тяжело не запутаться и удержать все в голове.

Но черт бы с ней, с цельностью вселенной! Давайте просто посмотрим на некоторые диалоги или речь персонажей. Фразы «Я утопаю в нано-машинах!» и «Они использовали нано-машины, чтобы справиться с разбитым сердцем» настолько плохи, что даже хороши. Порой же гений выдает готовые цитаты для «феласофских» пабликов: «Пока есть свет, невозможно искоренить тени» ... Как вы поняли, порой Кодзима слишком претенциозен. Десятки образцов подобных оборотов можно найти на NeoGaf и тематических форумах.

И все-таки гениальный геймдизайнер!

Что ж, Кодзима не Пушкин, и, возможно, даже не Лукьяненко. Может, как писатель в литературном смысле он действительно не блещет. Зато он гениально владеет важнейшим языком игрового сценариста — геймдизайном. Про мастерство Кодзимы в этой сфере можно написать несколько томов научных трудов. Но остановимся на самых ярких.

Представьте себя, сидящего в темной комнате перед телевизором. Вам нужно связаться с Мэрил — боевой подругой, пропавшей непонятно куда — но частоту ее рации никто не знает. Едва вы утомляетесь от пустого наворачивания кругов по локациям в поисках триггера, как раздается звонок: на связи полковник Миллер. «Снейк! Я знаю, где достать частоту Мэрил. Возьми коробку от диска с игрой и посмотри на обратной стороне» . Челюсть просто отпадает: полковник позвонил лично вам, а не Снейку. Четвертая стена пробита. Трясущимися руками вы ищете на полке нужную коробочку, смотрите на оборотную сторону — и действительно находите там скриншот с нужными цифрами.

Любой, кто пробовал , надолго запоминал местных боссов. Например, телепата Психомантиса из Metal Gear Solid .Сперва он демонстрировал свои способности, считывая информацию с карты памяти, а затем предугадывал каждый ход игрока и таким образом становился неуязвим. Геймер безрезультатно пытался достать его — а потом узнавал по рации, что нужно переключить контроллер во второй слот. Игрок глупо улыбался и делал, что сказано, Мантис удивленно кричал, что больше не видит мысли Снейка, а чувство раздражения от встречи неуязвимым боссом мгновенно сменялось охотничьим азартом.


Про боссов MGS можно говорить еще несколько статей подряд, но закончим на Сорроу из MGS3 . В процессе «драки» мы идем по реке, избегая или повторно убивая всех жертв за время прохождения — чем больше их было убито, тем сложнее была секция. Как можно одолеть врага, олицетворяющего ваше чувство вины? Никак. Снейк должен либо утонуть, либо проглотить «летальную» пилюлю. Тогда он очень по-христиански переродится, отбросив все тревоги и печали.Оцените численность персонала Kojima Production. Каждый из них мог косвенно влиять на сценарий игр

То есть в играх мы никогда не можем оценивать сюжет как результат работы сугубо сценариста. Возможно, у него была в голове отличная история, которую не получилось сделать. А то что получилось, вышло сильно хуже. В таких условиях крайне тяжело создать цельный продукт, соответствующий стандартам кино и литературы. Поэтому Кодзима, безусловно, гениальный игровой режиссер.

Гений ли Кодзима? В игровой индустрии — безусловно. Да, порой ему не хватает чувства меры и таланта писателя. Но то, в чем он талантлив, многократно перевешивает его слабости.

Гений — одинокий и смертный

Кодзиме-сану уже 55 лет. Он давно немолод, умудрен опытом и осознает, что смертен (просто посмотрите на название ). Это самое время подвести итог своего творческого гения и сделать magnum opus — творение всей жизни.

Важно, что тема новой игры Кодзимы — одиночество. Это актуально, ведь в эпоху развитых технологий и доступного интернета люди ощущают это чувство особенно остро. Нам не нужен живой человек — достаточно просто уткнуться в экран монитора или иного гаджета. Нам кажется, что в интернете полно людей. Это так. Их много, и каждый из них одинок.

Не верите? Вспомните большинство диалогов с незнакомцами в сети. В основном вы просто становитесь объектом агрессии, не так ли? Вами пользуются, чтобы выместить свою злость. В лучшем случае — это будет разговор двух безразличных друг другу людей.


Тема одиночества близка гению как никому. Будучи ребенком, он часто переезжал с семьей из города в город. Фактически не было места, которое маленький Хидэо мог бы назвать своим домом в полном смысле этого слова. Он был младшим в семье, и взрослел в полной изоляции — ведь в квартире никого никогда не было. Чувство одиночества преследует его всю жизнь: настолько, что заезжая в гостиницу, он первым делом включает телевизор, чтобы не чувствовать себя так одиноко. Именно про это чувство, пронизывающее его с самого детства, Кодзима и делает игру. Все признаки magnum opus налицо.

Шутки про доставку еды очень смешные, спору нет. Но мы все-таки полагаем, что будет самой взрослой работой гения. Самой взрослой, и поэтому — игрой не для всех.

А вы считаете Кодзиму гением?

Разбираемся в народной любви российских игроков к японскому геймдизайнеру, которой удивляются на Западе.

В закладки

Норман Ридус, Мадс Миккельсен и Хидео Кодзима

Долгое время в России был только один признанный гений - режиссёр Кристофер Нолан, снявший «Начало» и «Интерстеллар». Однако в последние годы у него появился конкурент в лице японского геймдизайнера Хидео Кодзимы. Его инстаграм полон комментариев «гений!» от русскоязычных пользователей, про него мемы и фотожабы, а его новое фото набирает сотни «плюсов» на близком нам DTF.

TJ проследил, как появилась такая любовь к создателю серии Metal Gear, который сейчас работает над новым «гениальным» проектом.

Становление «гениальности»

Хидео Кодзима родился в 1963 году в Токио. В 23 года он начал работать в компании Konami, где прошла большая часть его карьеры. Именно в этой студии «гений» разработал сделавшую его известным серию Metal Gear. Первая часть Metal Gear стала одним из первых стелс-экшенов, где игроку было выгоднее не убивать всех противников, а избегать боя.

Долгое время игры Кодзимы были известны в Японии, но не издавались на Западе. Выход Metal Gear Solid на первой PlayStaion изменил ситуацию: геймдизайнер стал мировой звездой индустрии, а его творение - одним из столпов жанра. Кодзима занял пост вице-президента Konami, но в 2005 году ушёл с должности и сосредоточился на играх в своей внутренней студии Kojima Productions, которая существовала в рамках Konami.

Хидео Кодзима

Мнения о гениальности Хидео Кодзимы среди российских пользователей соцсетей встречались ещё в 2012 году. Но тогда они в первую очередь касались впечатлений от его игр. Японский геймдизайнер известен тем, что в своих проектах поднимает «сложные» темы вроде жизни людей после войны и ядерного разоружения, а также оставляет для игроков множество отсылок к поп-культуре и периодически ломает «четвёртую стену».

«Лучший татарин в мире»

В мем Кодзима превратился одновременно с выходом игры Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Стелс-экшен вышел в сентябре 2015 года, после чего видеоблогер Гуфовский записал ставший популярным ролик «Кодзима - гений».

В видео автор иронизировал над многогранностью талантов и возможностей японца: «Кодзима изобрёл порох, Кодзима сам во всех своих фильмах делает все трюки, Центробанк привязал курс доллара к возрасту Кодзимы, Кодзимой вдохновлялись советские мультипликаторы».

После Metal Gear Solid V геймдизайнер разругался с руководством Konami и ушёл из студии, после чего возродил Kojima Productions и начал сотрудничать с компанией Sony. На конференции E3 2016 он показал свой новый проект - игру Death Stranding. Пока о ней мало что известно: из-за этой недосказанности и репутации Кодзимы после каждого трейлера пользователи делают покадровые разборы и делятся теориями.

Всё это привело к тому, что гениальность Кодзимы перестали обсуждать исключительно в контексте игр - она стала популярной темой для шуток. Сама конструкция «Кодзима - гений» при этом напоминает другой мем «Нолан - гений», которого тоже любят за «сложные и умные» проекты.

Конечно, Кодзима появлялся и в других русскоязычных мемах.

Со временем любовь к Кодзиме стала по-настоящему народной. Геймдизайнера из Японии всячески пытались связать с Россией: он то появлялся на фотожабах с альбомом Михаила Круга, то становился кандидатом в президенты. Также его часто называли татарином и бурятом.