Базовые принципы ландшафтного дизайна. Законы и приемы ландшафтного дизайна


Участка превращает обычный сад в настоящее произведение искусств. Внешний вид приусадебного участка во многом отражает сущность и настроение его хозяина, особенно если оформление было сделано без участия специалистов – собственными силами.

Ландшафтный дизайн сада своими руками создать вполне возможно, главное – четко сформулировать свои желания и правильно отразить их на своем участке. Для того чтобы Ваши идеи самым лучшим образом воплотились в реальность, необходимо знать основные принципы ландшафтного проектирования.

Именно единство является одним из основных требований в создании проекта сада. Достигаться оно может с помощью совмещения отдельных элементов или их повторения. Именно повторяя различные детали можно добиться целостной картины, а в основе принципа совмещения лежит сочетание разных характеристик элементов, например их размера или цветовой гаммы. Хаотичное расположение клумб, камней или декоративных украшений вряд ли поможет создать гармоничную картину. Наиболее простой способ придать единство дизайну – подчинить все его элементы одной теме, создать общий стиль сада . Именно одна тематика объединит все детали и сделает внешний вид целостным.

Простота исполнения.

Чем проще идея, тем легче ее исполнение – этот принцип применим ко многим сферам деятельности, он же служит и основой создания красивого ландшафтного дизайна. Особенно важна простота новичкам в деле оформления сада, усложнить дизайн можно потом, когда уверенность в своих силах возрастет. Этот принцип может воплощаться в выборе 1-2 оттенков, которые будут превалировать или минимальном количестве разнообразных малых архитектурных форм и садово-парковых скульптур .

Принцип симметрии и асимметрии в саду.

В грамотно обустроенном саду все должно быть сбалансированно, ландшафтный дизайн включается в себя два вида баланса: симметричный и асимметричный.

Принцип симметрии подразумевает одинаковое расположение различных растений, деревьев и декоративных элементов по обе стороны от воображаемой линии. То есть, по сути, зеркальное отражение противоположной стороны. Симметрия всегда смотрится гармонично, такой сад создать достаточно просто, его проектирование не требует больших затрат времени и сил.

Ассиметричный сад создать немного сложнее, во-первых, на таком участке может быть скомбинировано несколько стилей, причем каждый из них будет равнозначен. Во-вторых, сад, построенный по этому принципу, достаточно абстрактен, поэтому его внешний вид проблематично уравновесить. Создание единой картинки можно достичь путем добавления в разные уголки сада повторяющихся элементов, например, камней одной формы.

Конечно, каждый человек имеет свои цветовые предпочтения, и именно они будут влиять на то, какими красками заиграет сад. Но подбирая палитру, не стоит забывать, что светлые оттенки кажутся ближе, чем есть на самом деле, а темные – дальше. Именно поэтому многие дизайнеры советуют располагать на переднем плане темные растения, а за ними высаживать яркие цветы. Такой прием сделает общий вид более объемным и насыщенным.

Зная основы ландшафтного дизайна можно легко, а главное – грамотно, создать сад своей мечты!

Как и любое дело, концепция ландшафтного дизайна базируется на определенных постулатах. Нарушая их, можно разрушить уже существую природную композицию и взамен не создать ничего стоящего, соорудив некое подобие несовместимых по стилю нагромождений.

Поэтому перед тем как оформить ландшафтный дизайн на своем участке, следует опираться на определенные правила – своего рода «свод законов» искусства, находящегося на стыке четырех направлений (архитектуры, растениеводства, истории и философии).

Универсальные приемы ландшафтного дизайна

Существует несколько универсальных дизайнерских приемов, которые помогут сделать ваш сад красивее и одновременно решить многие проблемы.

Их можно использовать без предварительной подготовки, «здесь и сейчас».

«Эскимосский дизайн» . Сад можно сделать визуально больше, применив прием, известный как «эскимосский дизайн». Считается, что эскимосы пользовались этой небольшой хитростью, чтобы зрительно раздвинуть границы своих скромных по размерам жилищ. Метод состоит в разбиении пространства на множество мелких ярких деталей, превращении его в своеобразную «мозаику».

«Ситцевый эффект» . Применяя его, можно растворить границы забора или любого другого нежелательного объекта. Рядом высаживают растения с цветками определенного цвета, скажем, красного, и с пестрыми цветками, но такими, в расцветке которых присутствует цвет первой группы растений. Пример: сочетания флоксов с малиновыми цветками и флоксов с пестрыми, бело-малиновыми цветками.

«Папуасский дизайн» . Если нужно сделать большой объект менее заметным, используйте «папуасский дизайн» - технологию, которая позволит сделать большое пространство цельным и уютным. Она включает множество приемов, но основной - это сочетание темного фона с яркими акцентами. Выберите для забора и других строений темную краску, а затем высадите вокруг растения с яркими цветками, лучше - красными, желтыми и оранжевыми. Посадите несколько растений с темными цветками и листвой, чтобы поддержать композицию.

Прием ландшафтного дизайна под названием «отзеркаливание» позволяет саду выглядеть особенно гармонично. Обратите внимание на виды за пределами вашего сада. Повторите определенные элементы того, что вы видите, на своем участке. Если вдалеке вы видите озеро, особенно хорош на участке будет пруд, если речку - ручей, если березовую рощу - посадки берез, если холмистый пейзаж - альпинарий. Принцип таков: окружающая природа должна отражаться на вашем участке, как в зеркале.

«Пограничный» метод ландшафтного дизайна

У всех садовых зон должны быть границы. Не всегда нужны плотные ширмы, экраны. «Пограничный» метод ландшафтного дизайна диктует следующие правила: на маленьких участках сплошные перегородки выглядят тяжело, и намного лучше подойдут ажурные, легкие - ведь нужно только обозначить границу. Отметить начало новой зоны можно даже при помощи отдельного крупного декоративного предмета или даже огромного валуна. В роли «пограничника» часто выступают необычное дерево или кустарник.

Любые границы должны быть правильно расположены - в местах перехода от одной зоны участка к другой, в местах их «стыковки». Но таких мест может быть много, и чтобы выбрать «стратегическую» точку, проверьте несколько моментов. Во-первых, это место должно хорошо «прочитываться» из различных частей сада. Во-вторых,- удовлетворять практическим требованиям: перегородка должна стоять там, где ее присутствие создает уют и формирует хороший микроклимат, а значит, ее расположение зависит от того, как спланировано место отдыха в данной зоне, какими объектами и посадками она наполнена. В-третьих, перегородка не должна закрывать красивый вид, открывающийся с территории конкретной зоны сада. Если вы используете в качестве средства зонирования контейнер, лучше всего выполнить его в том же цвете, что и цветки растения, растущего в нем.

Приемы дизайна: дорожки и углы

Проектируйте конфигурацию дорожек с небольшим расширением в начале и конце. Это зрительно расширяет границы участка.

Задействуйте углы участка - это красиво и практично, к тому же, позволяет визуально увеличить участок. Этот метод также известен как «метод кошек», т.к. действует по принципу: «в каждом углу по кошке, напротив каждой кошки - по три кошки». Метод великолепно работает на любых малых объемах, высвобождая максимальное количество пространства.

Интересное стоит подчеркнуть. Если в саду присутствуют интересные геометрические формы и линии, постарайтесь подчеркнуть их.

Как оформить входную зону в ландшафтном дизайне

Особое внимание следует уделить оформлению входной зоны. Первое впечатление - самое сильное.

Не показывайте весь сад сразу. В саду должна быть интрига. Надо стараться, чтобы нельзя было увидеть весь участок - его красота должна раскрываться постепенно, пейзаж - неторопливо разворачиваться. В каждом уголке непременно надо поместить что-то: скамеечку, необычное или ароматное растение, скульптуру и т.д. , ведущие к ним, должны быть извилистыми.

Причудливые формы на участке выглядят плохо. Размещая сложные объекты, вы рискуете тем, что их невозможно будет подробно рассмотреть - часть экспоната будет скрыта от глаз, к тому же, экстравагантность отдаляет нас от естественных, природных форм и может выглядеть «с перебором». Всегда выбирайте простоту и естественность: слегка изогнутую в одной - двух точках форму, лучше всего овальную - слегка вытянутую, расширенную или суженную.

Основные правила ландшафтного дизайна

При оформлении вашего садового участка, опирайтесь на основные правила ландшафтного дизайна:

1. Используйте объемные оптические эффекты. Для того чтобы участок зрительно казался больше, садовый водоем нужно наполнять водой не доверху, а чуть ниже бортиков (на 2-3 см). Сделайте границу пруда визуально уже, отсыпав ее камнем или галькой.

2. Для некоторых объектов сада существуют идеальные пропорции. Так, водоем не должен занимать меньше 1/5 площади зоны участка, которую вы видите одновременно с ним. Учтите, что один и тот же объект может просматриваться из различных зон одновременно, поэтому сбалансируйте композицию, ориентируясь по самой большой «картинке».

3. Используйте метод противоположного. Этот метод поможет уравновесить нестандартные участки - например, слишком узкие и длинные. Если ваш участок имеет прямоугольную форму, выбирайте угловую, диагональную планировку, в качестве правильной формы лучше подойдет не квадрат, а ромб, и т. д. Подойдет и вариант с мягкими формами: проектируйте извилистые дорожки, площадки отдыха овальной или же текучей, неправильной, волнистой формы. Все вышесказанное относится к , любым объектам участка. За счет их мягких форм и диагонального расположения на участке можно визуально «скруглить» острые углы. Этот метод можно применять локально: например, если на вашем участке есть отдельные неудобные зоны с острыми углами или суженные.

4. Используйте метод подобного. Если ваш участок имеет сложную, неправильную планировку, причудливую форму с множеством резких сужений и расширений, исправить эти недостатки можно применив метод подобного. Постарайтесь, чтобы все линии вашей планировки повторяли очертания вашего участка, были созвучны им. Так, если ваш участок имеет «волнистую» или закругленную форму, прямые линии дорожек вызовут чувство диссонанса. Наоборот, извилистые линии поддержат композицию, и она будет выглядеть гармонично - ведь и в природе нет идеально правильных форм. Планировка участка в целом задает закономерность, системность, «объясняет» конфигурацию сада. Идеальное решение для рассмотренного выше варианта - беседка круглой формы, овальное мощение и тому подобное. Если же вам по стилю требуется присутствие геометрически правильных объектов, введите элемент, который свяжет два типа формы (например, квадрат можно вписать в круг и т. д.).

5. Используйте забор для зрительного расширения узких проходов. Часто бывает так, что на участке узкие проходы соседствуют с забором, и это зрительно уменьшает участок, создает впечатление тесноты. Чтобы избежать этого, во-первых, не проектируйте дорожки перпендикулярно к таким тупикам. Во-вторых, покрасьте забор в светлый цвет и декорируйте его большим количеством как можно более разнообразных растений, лучше всего с пестрой светлой листвой и цветами. Посадите белые цветы, сделайте сетчатые вставки в забор, укрепите в некоторых участках забора светлые арки и пустите по ним вьющиеся растения, лучше всего цветущие. Один из самых «сильнодействующих» приемов - укрепить на стене или заборе в некоторых местах зеркала большого или среднего размера, но можно и группу маленьких, причем закреплять их нужно не плоско, а слегка под углом, наклонно.

Правила освещения в ландшафтном дизайне

Освещайте сад правильно - это существенная часть его имиджа Правила освещения в ландшафтном дизайне гласят: лучше освещать сад отдельными «островками», а не равномерно. Должна быть некая тайна, игра, контраст света и тени. Выделите, подчеркните светом все самые красивые места сада, красивые конструкции, подпорные стенки, подиумы, водоемы, композиции из камней, и, конечно, самые эффектные растения. Одним словом, вы должны определить, какие объекты должны привлекать наибольшее внимание.

Свет должен падать со стороны наблюдателя - так, чтобы он не раздражал глаза и не искажал ландшафт.

Если вы хотите организовать спецэффекты с растениями, используйте цветной свет, а чтобы подчеркнуть их естественную красоту - белый или желтый.

Дерево или высокий кустарник освещают полностью.

Если вы хотите выделить не только уголок ландшафта, но и его конкретные детали, используйте не слишком яркий прожектор и точечную подсветку совместно.

Если вы хотите подчеркнуть глубину пространства, используйте яркий свет на переднем плане, и рассеянный - на заднем.

В плане дизайна самый лучший вариант - иметь светильники различных типов. Чем разнообразнее освещение, тем «богаче» впечатление от участка.

Кроме того, самое выигрышное решение - размещать светильники на разных уровнях. Идеально, если они будут разнообразными: различной высоты, классические и встроенные, «напольные» для мощений, подвесные и настенные. Чем больше «измерений» света, тем лучше.

Если вы хотите осветить , источник света должен находиться сзади. Поток света направьте так, чтобы струи падающей воды красиво блестели. Подчеркните красивую линию дорожки или площадки цепочкой светильников.

Концепция маскировки в ландшафтном дизайне

Активно используйте в ландшафтном дизайне концепцию маскировки. На садовом участке маскировка - одна из самых актуальных проблем при работе с любым ландшафтом. Даже если вы приступаете к созданию композиции на только что приобретенном участке, найдутся зоны, которые хотелось бы скрыть. Что и говорить об уже обжитых пространствах!

На любом участке найдется множество объектов, которые досадно сводят на нет все хорошее впечатление, не соответствуют композиции и стилю сада, производят впечатление неаккуратности, запущенности, недоделанности. Старые фундаменты, массивные монотонные заборы, временные постройки, сараи, - это лишь малая часть из возможных «неприглядных» объектов. Однако не всегда возможно отказаться от объектов хозяйственного назначения - лучше их замаскировать.

Приемы садовой маскировки позволят вам, как совсем скрыть объекты, так и декорировать их, чтобы затем «вписать» в общую концепцию участка.

Конечно, залежи мусора и различного лома однозначно нуждаются в расчистке. Беспорядку не место на участке! Рассортируйте все, что хотите оставить, а остальное выбрасывайте без сожаления.

Какие правила надо соблюдать, чтобы ваш участок не превратился в хаотичный набор не связанных или неудачно связанных между собою частей-элементов? Каковы законы, приемы и, если хотите, тайны мастерства, которыми пользуется ландшафтный дизайнер, оперируя природными материалами?

На протяжении многих веков мастера, создававшие сады и парки, придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусств. В садах сконцентрировались, слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы ландшафтного построения оказались ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим об искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта как о ландшафтной архитектуре сада.

Естественный ландшафт формирует пять основных компонентов , тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на земле осталось очень мало уголков, где ландшафт сохранился в своем первозданном виде, - большинство ландшафтов искусственно созданы человеком. Современные загородные усадьбы - это также ландшафт, созданный руками человека. Поэтому дачникам и садоводам, по существу, создающим новый облик пригородов, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры - ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

Изображение природы на холсте картины или на плоскости стены в интерьере - это иллюзия реального пространства. До нас дошло много картин, изображающих отдельные пейзажи или когда-то существовавшие сады и парки. Из истории известно, что были и картины-обманки, которые применялись в древних садах с целью зрительно расширить пространство сада. Декораторы расписывали стены и ограды. Таковы росписи стен "Верхового сада" в Кремле, роспись галереи Гонзаго в Павловском парке. И наоборот, на основе пейзажей, придуманных живописцами, даже фантастических, садовники создавали реальные пейзажи в парках и садах. Этим не ограничивалось взаимодействие садово-паркового искусства с живописью: в обоих искусствах действуют законы перспективы и колористики, законы композиции пространства - иллюзорного и реального.

КОМПОЗИЦИЯ

Под композицией (от лат. compositio - связь, соединение) понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Иначе говоря, размещая растения и сооружения в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии. Взаимосвязь пространства, плоскости и объемов выражается объемно-пространственной композицией и основана на общих закономерностях построения ландшафта малого сада.

При решении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств , которыми обладают пространственные формы. Они аналогичны свойствам, выделенным в архитектуре, также оперирующей пространственными формами. Сюда входят: геометрический вид формы, ее величина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность (светотень).

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции . Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции, законы линейной и воздушной перспективы. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности и т. д. Сюда же входят такие приемы, как симметрия, асимметрия, равновесие, ритм, контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Все эти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди них главные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Они неразрывно связаны. Значение этих свойств и их соотношений в композиции определяется в каждом конкретном случае. Однако в целях изучения лучше рассмотреть их отдельно.

Соотношение форм по геометрическому строению.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной - относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения - шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

Соотношение форм по величине.

Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий - низкий, большой - маленький, пирамидальныйшаровидный и т.д.). Неизбежные в малом саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геометрически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями цветников. Желательная (из условий ухода) посадка яблонь по прямоугольной сетке уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников. Жесткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями берегов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометрическому строению и по величине.

При оформлении небольшого сада лучше всего остановиться на какой-нибудь одной плоскостной форме, так как ощущение гармонии возникает благодаря простоте и повторяемости основного рисунка. Разнообразие достигается различной величиной формы. Так, круглую площадку для отдыха можно устроить в центре такого же круглого газона, не менее интересной может оказаться композиция площадок квадратной и прямоугольной формы.

Однако геометрические формы выполнят свою роль лишь в том случае, если они отчетливо просматриваются - в дорожках, живых изгородях, бордюрах, перголах, шпалерах, поверхности газона или пруда.

Композиция должна иметь эффектный центр. Им могут стать дерево с фигурной стрижкой, цветы в кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Подстриженные деревья и кустарники хороши и по углам клумб, и на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм.

Соотношения форм по фактуре.

Под фактурой понимается характер поверхности предметов. В ландшафтном дизайне учитывается фактура растительности - деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников и материалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая строение кроны (вместе с силуэтом и структурой). При этом выделяют следующие типы:

  • грубая (дуб),
  • средняя (вяз, липа),
  • тонкая (ива, береза).

Соотношения форм по цвету.

Цвет является одним из важных средств художественной выразительности композиции. Следует учитывать сезонные и возрастные изменения цвета растений, общую цветовую гамму пейзажей, колорит цветников.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, стволов, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и ранневесеннее время цветовой тон определяется окраской ветвей и стволов. В течение круглого года значительное место в колорите пейзажа занимают вечнозеленые растения: пихта, ель, сосна, можжевельник. В южных широтах используется широкий ассортимент вечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочных растений служат газоны, которые с апреля по сентябрь варьируют по оттенкам зеленого цвета: от теплых до холодных тонов.

Соотношения форм по положению в пространстве.

Здесь имеется в виду положение форм по отношению друг к другу и наблюдателю в трехмерном пространстве. Разнообразные формы мы размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы - композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре, так же как и живописи.

ПЕРСПЕКТИВА

Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.

Законы перспективы были открыты мастерами Возрождения, разработавшими математически точную систему построения пространства. Леонардо да Винчи писал, что теория линейной перспективы разъясняет явления видимых форм, величины и цвета в зависимости от их положения в пространстве.

Различают перспективу линейную и воздушную .

И в природе, и на картине вы замечаете, как сходятся на горизонте уходящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии остаются вертикальными, уменьшаясь по величине, - чем дальше они от наблюдателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше более высоких, расположенных вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

Воздушная перспектива - это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.

В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства - это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Перспектива включает в себя точку обзора, тот объект или объекты, которые подлежат обозрению, и промежуточное поле. Все эти три компонента должны создавать единство и обычно задумываются как одно целое. Если некоторые компоненты уже существуют и их предполагается сохранить, то другие должны быть решены в соответствии с ними. Перспектива и связанные с ней функциональные зоны сада должны быть сходны. Если перспектива проектируется как продолжение пространства или функциональной зоны, следует позаботиться о взаимосвязи их характера и масштаба. Например, перспектива, открывающаяся с террасы сельского дома, вряд ли может иметь достойное завершение в виде элемента индустриального пейзажа. Для перспективы основным принципом является то, что ее завершение оправдывает ее начало, а начало оправдывает конец.

По существу, весь мир пронизан и переплетен красивыми перспективами, перспективами внутри самих перспектив - большими и малыми. Некоторые из них имеют глубину не более вытянутой руки. Прекрасные перспективы не обязательно должны быть искусственно задуманы - их просто необходимо найти и сделать видимыми с нужного места. Очень важно соответственно оформить каждый такой вид.

Перспектива - это настойчивый направляющий магнит для глаза. Перспектива может вызывать ощущение движения или покоя. Некоторые перспективы заведомо статичны. Они предназначены для обозрения с одной определенной позиции и видны во всей своей полноте только с этой точки. Другие раскрываются с нескольких точек при движении по саду.

Перспектива обрамляется тремя плоскостями - верхней, горизонтальной и вертикальной. Вертикальные плоскости - "стены" сада - могут создаваться подстриженной листвой кустарника, рядами деревьев, или забором. Плоскость или плоскости основания - "пол сада" - могут иметь наклон, могут быть ровными или устроенными в виде террас с травяной, водной, мощеной или другой поверхностью. Верхней плоскостью - "потолком" - служит в саду небо или полог листвы раскидистых деревьев.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно сознательно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа размещают группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Обратная задача - оптическое сокращение пространства - обычно возникает на крупных по площади участках и в случаях, когда садовод хочет зрительно включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и последовательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой, от которого на какое-то время вряд ли можно будет отказаться - серьезное препятствие к установлению прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Убрав или просто скрыв заметную ограду, мы добавим мы очарования саду. Эффекты воздушной перспективы строятся на законах восприятия цвета и эмоционального воздействия его па человека.

ЦВЕТ

В природе бесконечно и постоянно сменяется окраска растений, в общем колорите сада участвует и цвет поверхности земли: черный пар или газон, мощение дорожек и площадок, цвет неба. в том числе и отраженного в воде. И, конечно, цвет дома, сарая, садовой мебели.

Очень важно, чтобы в саду не создавалось впечатление излишней пестроты, хаоса красок.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии - либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Цвет воспринимается человеком разносторонне - не одним зрением, а с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние и даже вкус. По степени возбуждения и характеру эмоционального воздействия цвета расположены в том же порядке, в каком они следуют в цветовом спектре. Соответственно они разделяются на теплые, или активные (красный, оранжевый, желтый), которые действуют возбуждающе, и холодные (синий, голубой, фиолетовый), которые действуют успокаивающе. Зеленый находится в середине спектра - это "цвет физического равновесия". Эмоциональная реакция на цвет обусловила появление определенных ассоциаций, а вместе с ними - символики цвета.

Р. Хен в книге "Азбука цветов" приводит следующие данные реакции человека на цвета и их символику, установленную на основании обобщения ряда научных наблюдений:

  • желтый цвет вызывает ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости: зеленовато-желтый цвет действует как что-то слегка ядовитое, сернистое, жесткое (символика: жизнь, свет, радость, роскошь, брак, уважение к старости; ярко-желтый - зависть, своеволие, ненависть. лживость);
  • оранжевый - теплый, праздничный, прелестный, полный жизни, вызывающий радость, сильно действующий (символика: тепло, радость, солнце, власть, тщеславие);
  • красный - наиболее действенный и активный цвет, который трудно подавить другими; светлые оттенки красного действуют возбуждающе, наступательно, темные - серьезно, солидно (символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, революция, огонь, праздничность);
  • фиолетовый - светлый, но также и мрачный, торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие (символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба);
  • синий - тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный, но полный энергии; голубые тона действуют как ясные, чистые, почти оживленные (символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие);
  • зеленый - связующий, успокаивающий, мирный, пассивный; светло-зеленый - оживленный, веселый; темно-зеленый - холодный, сдержанный, отступает на второй план рядом с желтым, оранжевым и красным, но оттеняет синий (символика: надежда, покой, мир, плодородие);
  • белый - нейтральный, сильно контрастирует со всеми темными окрасками, в пестрые сочетания вносит свет и оживление, увеличивает объемность (символика: невинность, целомудрие, чистота);
  • черный - нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов (символика: траур, скорбь, серьезная торжественность).

Физиологическое, или терапевтическое, воздействие цветов (цветотерапия) привлекало и привлекает внимание ученых. В санаториях отдельные участки сада оформляют в серебристо-синих тонах, организуют так называемые "голубые сады", действующие успокаивающе на нервную систему человека. К примеру, с этой целью могут быть использованы такие растения, как ель колючая (форма голубая), ива белая, лох узколистный и серебристый, сцилла, мускари, незабудка, лобелия, василек, нигелла и многие другие растения.

Средневековые врачи, веря в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить цветотерапией многие болезни. Такие методы частично сохранились и в наши дни. Французские психиатры лечат больных шизофренией, помещая их в комнаты со стенами, окрашенными в специально подобранные тона.

Более эффективной в наши дни признана пейзажетерапия - лечение серьезных нервных и психических заболеваний на природе с использованием специально созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами пейзажей - спокойных, грустных, веселых, создающих ощущение защищенности или, напротив, свободы, простора. При движении по такому саду происходит не только смена настроения и эмоций, медицинские датчики фиксируют положительные физиологические реакции организма: снижение кровяного давления, улучшение состава крови и др.

Все эти факты говорят о том, что разные цвета по-разному влияют на организм человека, и показывают, насколько велики возможности ландшафтного дизайна.

Все цвета разделяются на хроматические и ахроматические .

Хроматические цвета - это цвет спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, фиолетовый, пурпурный, синий, зеленый (резких цветовых градаций в спектре нет, и указанные цвета выделены условно).

Ахроматические - белый, черный и все оттенки серого. Они характеризуются лишь светлотой или ощущением яркости, которая определяется в процентах от яркости белого цвета.

Белый цвет, как контраст со всеми темными оттенками, вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливав действие теплых тонов - желтого и красного.

Цвет характеризуют три компонента: цветовой тон , насыщенность (чистота) цвета, светлота (яркость).

Насыщенность (чистота) зависит от степени "разбавления" спектрального цвета белым. Светлота (яркость) - это степень отличия этого цвета от ахроматического (белого), равного ему по светлоте.

В природе мы никогда не увидим чистых, насыщенных тонов. Есть, конечно, виды растений с насыщенным цветом, но чаще - с вялым, размытым.

Усилить ощущение насыщенности бледно-красного цвета растения можно, например, разместив его рядом с зеленым; желтого - включив в композицию фиолетовый. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с ярко-синим растением красное. При сочетании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные - тяжелыми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста, который также учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении цветников.

Все теплые тона при дневном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего плана, зрительно приближающиеся к нам. Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета, они даже несколько сгущаются при удалении.

На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных, сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темнолиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз:

  • 1-я фаза-ранняя весна (мартначало апреля), общий колорит парка серовато-черный;
  • 2-я фаза - весна (апрельначало мая), преобладают пурпурные, желто-зеленые тона слабой насыщенности и светлоты;
  • 3-я фаза - конец весны (май - начало июня), растения окрашиваются в нежные (средней светлоты) зеленые тона;
  • 4-я фаза - начало лета (июнь - июль), преобладают насыщенные зеленые тона;
  • 5-я фаза - конец и вторая половина лета (июль - август), характеризуется темно-зеленым колоритом;
  • 6-я фаза - осень (сентябрь - октябрь), преобладают желтые, красные тона разной насыщенности;
  • 7-я фаза - поздняя осень (ноябрь - декабрь), в это время насаждения имеют серовато-бурый (слабонасыщенный желтый колорит);
  • 8-я фаза - начало зимы (декабрь - январь) - слабонасыщенные, сине-фиолетовые, серые тона;
  • 9-я фаза - вторая половина зимы (февраль - март) с темно-серым колоритом.

С ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, па первый взгляд малозаметную среду общего колорита сада.

В весеннее, летнее и осеннее время окраска древесных растений слагается из цвета листьев, ветвей, ствола, цветков и плодов, а в зимнее, позднеосеннее и раннеосеннее время цветовой гон определяется окраской ветвей и стволов.

В создании колористики малого сада одинаково важны и общий подход к цвету, и продуманность, отточенность в деталях. Что имеется в виду? Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона - все эти цвета занимают в саду должное место.

Мы уже говорили о динамике в окраске растений. Не так просто учесть этот фактор относительно статичной окраски сооружений и мощения, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь "включиться" в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что любой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от окраски фона.

Важно научиться оценивать цвет предмета по отношению к цвету окружения и к общему фону. Это даст возможность построить композицию так, чтобы фон не оказывал отрицательного, раздражающего воздействия.

Нужно также учитывать, что в сумерках соотношения цветов меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем плане; красный и желтый - более отдаленных и глубоких. Заметим, что во многом эти эффекты зависят еще от загрязнения воздуха и насыщенности его водяными парами.

Сильнее всего "работают" цветовые контрасты. Например, при общем темном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном случае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отраженного света. Рядом с таким домом можно посадить барбарис, разбить цветник из красных цветов розы флорибунда, "выстелить ковер" из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное, насыщенное по цвету мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки - красный, терракотовый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магонию с ее серо-зеленой листвой, сизо-серебристый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно откуда вы будете наблюдать свой сад. Садовый дизайн должен гармонировать с дизайном интерьера. Цветовой фон может дать и повторение общего тона зеленой окраски стен комнаты, и введение ярких контрастов.

Например, цвет обивки мебели может повторить гамму цветущих в саду растений. Так, серовато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повториться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты - яркие подушки на диване, занавески. Фиолетовой гамме обивки мебели в комнате будут вторить переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок - отвечать золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды сада, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое соотношение дома и растений в случае, когда садовый домик, занимающий относительно большой объем и площадь сада, построен из дерева и окрашен в темные тона (коричневого цвета с белыми деталями - окна, двери, карниз) и имеет темно-коричневую крышу. На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва небольшой группы берез. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчеркнет рабатка из ромашек. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотистолистного с его пахучими белыми цветами и постоянной нежно-желтой окраской листвы.

Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа можно посадить дерево с темной листвой - это может быть вишня или яблоня (в том числе красиво цветущая розовыми махровыми цветками яблоня Недзвецкого). Мощение из светлых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриженого кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Кусочек газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением - барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бывает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей либо куст парковых роз с нежно-карминной окраской цветков.

Китайская теория объемного цветового решения несколько отличается от привычной нам европейской. Согласно этой теории, человек так привык к цветовому решению природы, что питает отвращение к любому нарушению установленного порядка. Из этого следует, что при выборе цвета для любого архитектурного сооружения плоскость основания должна быть выдержана в тонах земли - в оттенках глины, камней, гравия, песка, лесного гумуса и мха. Синие и сине-зеленые тона воды, напоминающие ее изменчивую поверхность, применяются на плоскости основания или дорожек редко и только в тех местах, где проход нежелателен. Конструктивным элементам стен и крыши сообщаются цвета ствола и ветвей дерева - черный, коричневый, темно-серый, красный и охристый. Поверхности стен в глубине заимствуют свои оттенок от чащи бамбука, свисающих плетей глициний, струящегося солнечного света, сосновых сучьев и сплетающихся ветвей клена. Цвета потолка должны напоминать воздушность неба и меняться от глубокой лазурной синевы или водянисто-зеленого цвета до туманных облачно-белесых или мягких серых тонов.

Есть система, устанавливающая для любого сооружения один основной цвет. Все остальные цвета по отношению к основному будут его "сучьями, ветвями, листьями, цветами и плодами". При такой схеме можно ощутить связную органичную систему цвета, наподобие той, которой обладает дерево, горная местность, долина реки или любой элемент или объект природы.

В практике современного ландшафтного дизайна используют три основных правила цветовой гармонии , которые помогут вам составить композиции из растений:

  • любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность рисунков;
  • при сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге;
  • контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Контрасты могут быть цветовыми (сочетание разных тонов при равных яркостях) и яркостными (сочетание различных яркостей, равных по цветности).

Цвета, лежащие на диаметрально противоположных концах цветового круга, являются контрастными (синий - оранжевый, желтый - фиолетовый, голубой - красный, зеленый - пурпурный).

Вообще же цветовой контраст - это преувеличение фактической разницы между одновременными ощущениями. Одновременным контрастом широко пользуются на практике для усиления кажущейся насыщенности цветов, помещая их по соседству с контрастными.

Контрастные сочетания можно получить при увеличении числа дополнительных цветов, вводя на соответствующие места круга зелено-голубой и желто-зеленый.

Контрастировать с ними будут соответственно красный и фиолетовый.

К гармоничным (приятным глазу) цветовым сочетаниям относятся не только контрастные (красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый), но и нюансные сочетания, различаемые по светлоте в пределах одного определенного цвета (бледно-розовый - розовый - ярко-красный).

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рисунок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным фону цветом и воспринимается уже как новый.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый, желтый - зеленеет, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне красный и синие цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится ближе к оранжевому.

Помимо гармоничных цветовых сочетаний существуют и дисгармоничные (негармоничные).

Негармоничные сочетания, например, красный и фиолетовый, синий и зеленый, красный и оранжевый, необходимо нейтрализовать ахроматическими цветами. Для этого на границе сочетания цветов вводят белый, серый, серебристый, редко - черный.

При оформлении участка земли нужно опираться на фундаментальные законы природы. Общепринятые правила гласят, что, для того чтобы участок выглядел гармонично, требуется использовать четыре составляющих:

Земля;
- фауна;
- флора;
- климат.

Для планирования ландшафтного дизайна необходимо знать, композиция или построение. Под этим термином понимается согласованное сочетание форм на рассматриваемом участке, то есть необходимо сделать так, чтобы на сад было приятно смотреть. Размышляя над оформлением композиции, нужно учитывать свойства формы:

Цвет;
- фактуру;
- цветотень;
- расположение;
- величину и геометрию.

К средствам композиции относятся:

Масштабность;
- симметричность и асимметричность;
- полярность;
- законы воздушной и линейной перспективы;
- пропорция.

Перспектива – это визуальное понимание объектов, которое напрямую зависит от точки .

Воздушная перспектива – яркость цвета и резкость форм.

Линейная перспектива – пересечение горизонтальных линий, с сопутствующим уменьшением вертикали по величине.

Цветовое решение

Важно понимание цвета. В связи с изменением погодных условий меняется и окраска растений. Сочетание цвета неба и построек, фактуры тропинок и газонного покрытия.

К теплым цветам относятся все оттенки красного, к холодным – синий, голубой и фиолетовый. Цвет физического равновесия – зеленый. Цвет имеет сильное влияние на эмоциональное состояние человека, так что использование холодных тонов успокаивает, а горячих – побуждает к действию.

Пейзаж

Пейзаж тоже играет не последнюю роль в формировании настроения, также грамотно составленный пейзаж может излечить нервные расстройства.

Садовая гамма цветов содержит 130 оттенков, а пейзаж претерпевает 9 фаз изменений.

Приемы, используемые в ландшафтном проектировании:

Контраст и нюанс. Контраст – это формирование композиций разных размеров, форм и цветов. Нюанс – это практически незаметный переход от подобных друг другу пространств и тонов.

Пейзажные картины. Главная суть этого приема заключается в создании нескольких простых равноценных картин, которые связаны между собой общим замыслом.

Ритм – это прием, который подразумевает повторение отдельных элементов и расстояний.

Симметрия и асимметрия. Использование равенства расстояний и геометрических размеров приводит к симметрии, а неодинаковость форм – к асимметрии.

К большому сожалению, не каждому удается оформить свой садовый участок так, как ему хочется, даже опираясь на основные законы и проектирование ландшафтного дизайна. Для создания микропейзажа требуется опираться на опыт предшественников.

Связанная статья

Летний сад радует взгляд буйством красок и форм, но с наступлением холодов картина меняется. При этом владельцам хочется, чтобы пейзаж вокруг дома радовал глаз круглогодично. Выход есть – при планировке сада нужно учитывать особенности ландшафта и то, как они будут выглядеть в разные времена года.

Зимний сад в ландшафтном дизайне: особенности планировки

Ландшафтные дизайнеры знают – территория, покрытая снегом, как бы сжимается, уменьшается в размерах. Визуально увеличить сад и сделать его более гармоничным поможет свободное пространство – небольшая поляна в виднее круга, овала, квадрата. В летнее время площадку засаживают травой, зимой газон полностью покрывает снег. Не стоит высаживать на нем кусты и деревья. Если хочется цветового разнообразия, лучше использовать переносные кашпо, которые на зиму убирают.

При планировке сада нужно учесть не только внешний вид, но и особенности ухода. Малые архитектурные формы и светильники, установленные вдоль дорожек, не должны мешать складированию снега. Важно продумать, куда будут падать сосульки с крыш, какая плитка без проблем выдержит чистку от наледи. Слишком пышные кроны деревьев могут пострадать после обильных снегопадов, поэтому перед началом зимнего сезона придется озаботиться формированием и обрезкой раскидистых веток.

Мостить дорожки нужно кирпичом или плиткой с шершавой поверхностью. Такой материал хорошо переносит морозы и оттепели, не трескается и не становится слишком скользким. Идеальная ширина дорожек – 75-100 см. Это позволит чистить проход от снега как вручную, так и с помощью специальных машин. Снег обычно складируется рядом, в виде аккуратного бордюра. Но если дорожки окаймлены живой изгородью, придется сразу же вывозить снег за пределы территории.

Важно организовать пространство так, чтобы получался красивый вид из каждого окна. Растения, которые нуждаются в укрытии и выглядят не слишком презентабельно, лучше располагать на заднем плане.

Сад зимой: интересные идеи для оформления

Не стоит перегружать пейзаж красками. На белом фоне достаточно нескольких ярких пятен. Особенно эффектно смотрятся разные оттенки зелени. Они декоративны в любое время года и служат хорошим фоном для цветущих растений. Зимой же карликовые и обычные ели, сосны, можжевельники и другие растения берут на себя солирующую роль.

Ровное пространство необходимо оживлять крупными эффектными деталями. Например, основным элементом зимней композиции может стать единственное дерево с кроной красивой формы. При посадке живых изгородей нужно учесть, что многие культуры, вырастая, оголяются снизу. Высаживая сирень, бересклет, боярышник или бузину, нужно запланировать место для молодой поросли, которую придется посадить через 2-3 года.

Многое зависит и от степени освещенности участка. Если он большую часть дня находится в тени, стоит сделать выбор в пользу кизильника, магонии падуболистной, снежноягодника, бересклета. На солнечных участках можно высаживать разные виды смородины, барбариса, шиповника. Дизайнеры не рекомендуют увлекаться хвойниками – под снегом они смотрятся эффектно, но поздней осенью могут создавать мрачное настроение. Идеальная пропорция – одна треть хвойных растений разных видов.

Украшением сада станут растения, максимально долго сохраняющие плоды и листву. Даже под снегом не опадают листья у некоторых сортов сирени или айвы японской. Эффектно смотрится и присыпанная снегом рябина, калина или барбарис. Ярко-красные ягоды разнообразят монотонный белый пейзаж и создают позитивное настроение.

Тогда нужно начинать с изучения главных понятий и правил, как и в любом другом деле. В этом вам на помощь придут квалифицированные книги, видео-уроки или специализированные курсы. Образовательная база в наше время значительно расширяется благодаря сети Интернет, поэтому источников для изучения основ ландшафтного дизайна у вас великое множество. Осваивать азы ландшафтного дизайна увлекательно, так как это, в первую очередь, искусство.

Итак, вы решились заниматься планированием дизайна приусадебного участка лично. Начать необходимо с основных понятий и принципов, которые используются в сфере дизайна ландшафта. Этот факт касается изучения любой профессии. Вы сначала знакомитесь с собранной до вас копилкой знаний и навыков. А после уже можете генерировать собственные идеи для воплощения основных принципов.

Также вы должны понимать, что есть незыблемые правила ландшафтного дизайна, обусловленные конкретными факторами, которые от вас не зависят.

  • Например, это может быть сочетание определенных растений на одной территории.
  • Или же это могут быть основные компоненты определенного стиля ландшафтного дизайна. Например, французский регулярный сад должен отличаться от других вариантов своими четкими геометрическими линиями.


Декор сада

В дизайне обязательными условиями являются фантазия и креативное мышление. К примеру, вы решили создать уютный сад с беседкой у небольшого пруда. Но территория для реализации задумки небольшая. Тут вам не помощь приходит ваша фантазия. Соединив ее с полученными знаниями о принципах ландшафтного дизайна маленького сада, вы сможете выгодно расположить все объекты вашей композиции.

С навыками и умениями, которые необходимы для изучения основ дизайна ландшафта, мы разобрались. Теперь необходимо разобраться с информативной базой обучения. Тут на помощь нам приходит сеть Интернет, в которой вы можете найти массу полезных видео. Вот, к примеру, обучающий видео-фильм по основам ландшафтного дизайна:

Способ обучения искусству дизайна территории вы можете выбрать наиболее оптимальный для вас. Кому больше нравится почитать иллюстрированные книги, а кому воочию понаблюдать за работой профессионалов. Именно в последнем случае вам и помогут видео-ролики по данной теме в сети Интернет.

Обзор принципов ландшафтного дизайна

Главной задачей дизайнера ландшафта является соблюдение целостности и гармонии сада. В решении данной задачи вам поможет принцип повторения и последовательного размещения элементов дизайна территории. Цепочка для размещения может быть примерно такой:

  • растения,
  • группы растений,
  • элементы декора.


Изящная садовая мебель — бабочка

Дизайнерская целостность обеспечивается соблюдением характеристик элементов в композиции:

  • рост,
  • размер,
  • текстура,
  • цвет.

Например, рассмотрим вариант использования в дизайне ландшафта валунов. Естественно, некрасивым выйдет сочетание красного квадратного валуна с валуном белой округлой формы. Единство композиции будет, несомненно, нарушено при использовании таких различных материалов. Это наглядный пример целостности в дизайне ландшафта, который распространяется и на другие группы компонентов оформления.

Чтобы избежать возникновения подобных ситуаций, специалисты рекомендуют создавать темы, в которых будут соблюдаться принципы гармонии. Хорошим примером такого подхода является использование специального декора в оформлении сада. К примеру, допустим, что вы хотите создать тему с бабочками, тогда для этого вы можете добавить в оформление сада растения, которые бабочкам по нраву. Идеальным вариантом в такой теме могут быть статуи, украшения, которые связаны с образом бабочки, как, например, на фото.

Для достижения гармонии важно выбрать несколько оттенков цвета как основные в оформлении ландшафтного дизайна. Рассмотрим влияние использования цветовой гаммы на исходный дизайн сада.

  • Если вы предпочитаете в дизайне уют и тепло, тогда лучше использовать яркие цвета и оттенки красного, желтого и оранжевого.
  • Чтобы визуально удалить от себя объект, можно воспользоваться особенностями прохладных цветов: голубого и синего.
  • В качестве фоновой основы для размещения ярких красок хорошо послужат черный, белый или серый цвет.
  • С помощью цвета вы можете акцентировать внимание на конкретной детали вашего сада. Яркие краски, расположенные среди холодного оттенка цветов, несомненно, привлекут внимание взгляда.

Переход в дизайне крайне важен, поскольку позволяет избежать резких перепадов и изменений в ландшафте.

Элементы дизайнерского решения могут располагаться в виде нисходящего и восходящего полотна. Такое размещение различных по характеристикам (форме, цвету, размеру, текстуре) элементов должно быть в близости их друг от друга.

Дизайнеры часто используют переходы как способ создания иллюзий в оформлении садов. Например, при переходе вы можете получить яркое ощущение глубины, если разместите сначала высокие растение, а за ними – те, что пониже. Для получения обратного эффекта необходимо поменять расстановку растений. Видео и статьи на эту тему вы найдете на нашем сайте и на фото.


Профессионалы ландшафтного дизайна советуют привлекать внимание к деталям оформления. Часто дизайнеры любят использовать оптические приемы, например, особенности перспективы или отражения. Специалист направляет взгляд на красивую деталь с помощью созданных заранее композиционных линий. Основное требование к таким деталям – они должны соблюдать принципы конкретного стиля сада. Чтобы создать композиционную линию, можно направить взгляд зрителя с помощью садовых дорожек, которые ведут по направлению к такой важной детали. Такие дорожки с бордюром называются композиционной осью.

Изучить основы ландшафтного дизайна вам поможет масса способов. От вас нужно только желание и фантазия. И вы сами сможете создавать уникальные по красоте парки и сады. Для вдохновения можете посмотреть данное видео.