Конспект НОД. Тема: «Эти удивительные насекомые


Татьяна Кирилина
Занятие обзорное по теме: «Насекомые» в подготовительной группе

Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, отдохнуть на полянке (дети представляют как они очутились на полянке) .

Кого здесь мы можем встретить? (зверей. птиц) .Но звери чаще всего бояться человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека и т. д.

Птицы тоже разлетятся, если увидят на поляне столько ребят.

Ребята, а есть такие жители в лесу, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду : на деревьях, на цветах, и на земле, и в воздухе. Кто это? Вы догадались? (Это насекомые ) .

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг-

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылёк,

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела.

Все заняты , у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Давайте познакомим с ними поближе. Приготовьте пальчики : (пальчиковая гимнастика) НАСЕКОМЫЕ

Дружно пальчики считаем-

Насекомых называем

(сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом

(поочередно сгибают пальцы в кулачок начиная с большого)

Это кто же здесь звенит?

Ой сюда комар летит (вращают мизинцем)

Прячьтесь! (прячут руки за спину

А теперь посмотрите на картинки и скажите :

Что есть у насекомых общего и чем отличаются?

(ответы детей)

У летающих насекомых есть крылья , лапы, жало.

У бабочек, стрекоз, жуков и пчел по четыре крыла, у мух и комаров по два. Насекомые отличаются друг от друга по величине, форме тела, цвету. Комары, мухи, пчелы и некоторые другие насекомые издают во время полета писк

Гудение или жужжание. Их тон зависит от частоты взмаха крыльев : чем чаще взмахи, тем тоньше звук.

Так комары издают тонкий писк и взмахивают крыльями до тысячи раз в секунду. Шмели гудят басом, а крыльями машут двести сорок раз в секунду; бабочки летают беззвучно делая всего лишь пять-девять взмахов.

Ребята, а вы слышали какие звуки издают насекомые ?

Давайте послушаем и определим по звучанию насекомых (звуки природы) .

Скажите, а чем питаются насекомые ?

Стрекозы, бабочки, пчелы питаются нектаром. Который они вытягивают хоботком из цветка. Дикие пчелы образуют ульи в дупле дерева и откладывают там мед. Комары - кровососущие насекомые летают в основном с наступлением темноты. Мухи – ползают по всем грязным местам и на своих лапах переносят множество бактерий. Нельзя допускать, что бы они садились на продукты питания.

Есть и не летающие насекомые : кузнечики прыгают в травке, муравьи образуют муравейники. Гусеницы- вредители леса, живут на деревьях

А какую пользу приносят насекомые ?

Насекомые принося большую пользу от муравьев люди получают муравьиную кислоту и используют ее для приготовления лекарств, от пчел-мед. Который содержит множество полезных веществ.

Летающие насекомые перелетая с цветка на цветок, на своих задних лапках переносят цветочную пыльцу и тем самым способствуют размножению растений.

Давайте с вами вспомним как передвигаются насекомые

«Кто как передвигается?»

Муравей ползает, а бабочка порхает

Гусеница ползает, а кузнечик прыгает

Оса летает а червяк ползает

Кузнечик прыгает а комар летает

Таракан ползает а стрекоза летает

Муха летает а муравей ползает

Бабочка порхает а пчела летает

Скажите ребята,а вы знаете кто самый сильный на земле (самый сильный на земле- муравей) . Он переносит тяжести в 10раз больше своего веса. А слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5тонны.

Игра «Насекомые » употребление слов, а назовите мне слова с увеличительным оттенком

Это не паук, а паучище

Это не жук, а жучище

Это не муравей а муравьище

Это не комар а комарище

Это не червяк, а червячище

Это не шмель, а шмелище

Это не клоп, а клопище

Это не таракан а тараканище.

А теперь поиграем игра называется «отгадай кого я хочу назвать»

Мель-мель-мель называю я шмель

Сас-са-с называю я оса

Мар-мар-мар- называю я комар

Ла-ла-ла называю я пчела

Много загадок сочинил народ о насекомых

Мы сегодня с вами много говорили о насекомых и сейчас я проверю как вы запомнили :

Кто над нами вверх ногами (Муха)

Не солнце, не огонь, а светит (Светлячок)

Кто его убивает, тот свою кровь проливает (Комар)

Ниток много – много, а в клубок не смотает, одежду себе не шьет, а ткань всегда ткет (Паук)

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов. (Муравьи)

Летит-говорит,

А сядет – молчит (Жук)

Как много интересного можно узнать о жизни насекомых .

Насекомые живут не только в лесу, но и у нас в городе

Каких насекомых вы видели около дома, на участке детского сада? Расскажите нам (ответы детей)

Все насекомые очень маленькие , поэтому постарайтесь, ребята, никогда их не обижать, а охранять и беречь.

А сейчас мы с вами пройдем за столы и разукрасим красками бабочек не только кисточками но салфетками только с одной стороны а другую сложим и увидим что у нас получилось. (дети рисуют нетрадиционными методами)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Аленушка»

Обзорное занятие по теме : «НАСЕКОМЫЕ »

Воспитатель : Кирилина Т. А.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие в старшей группе «Насекомые» Цель: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных признаков. Задачи: Образовательные: Расширять представления.

I.Организационный момент Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними. Создание положительного.

МБДОУ «Межозёрный детский сад» Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе

Материал для знакомства детей с насекомыми, в процессе которого будут решены образовательные задачи: расширить и закрепить знания детей о насекомых, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе, расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, их многообразии и среде обитания, о вреде и пользе, приносимой ими людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация совместной деятельности воспитателя и детей, созданная самостоятельно с использованием электронного образовательного ресурса.

Презентация создана воспитателем логопедической группы Скориченко Ольгой Михайловной

Санкт-Петербург, 2014г.

Конспект занятия (подготовительная группа).

Тема: «Насекомые – какие они?»

Цели:

  • Образовательные: расширить и закрепить знания детей о насекомых, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе. Расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, их многообразии и среде обитания, о вреде и пользе, приносимой ими людям. Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).
  • Воспитательные: воспитать доброе отношение к маленьким соседям по планете, желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, поле, у открытых водоемов и рек, не разрушать условия жизни насекомых.
  • Развивающие: развить зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме. Развить связную и образную речь. Активизировать внимание детей, развить логическое мышление. Научить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение. Продолжаем учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Оборудование: телевизор, ноутбук, иллюстрации больших размеров с видами реки, леса, цветущего луга, расположенные в группе, конспект занятия с образовательным материалом.

Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительными обитателями нашей планеты – с насекомыми. Подойдите ко мне и посмотрите на лесную полянку.

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?»

Посмотрите – на поляне никого нет. Присядем.

«Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь вдруг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!»

Ребята, послушайте внимательно и попробуйте догадаться, кто это.

«Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.»

«На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа:

Без работы, хоть убей,

Жить не может…»

Дети: Муравей!

Воспитатель: Посмотрите на экран, вот какие они труженики, эти удивительные муравьи. А кто знает, как называется их дом?

Дети: Муравейник!

(Приложение 1, 2)

Воспитатель: Слышите, кто-то пищит у самого уха?

«Ни зверь, ни птица,

носок, как спица.

Летит – пищит.

Сядет – молчит».

«Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит».

«Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь».

Догадались, ребята?

Дети: это комар!

(Приложение 3)

Воспитатель: посмотрите, кто это ползет на листочке земляники?

«Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки».

Дети: Божья коровка!

(Приложение 4)

Воспитатель:

«Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку.

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!»

Они в огромном количестве поедают тлей, щитовок, паутинных клещей, личинок жуков-листоедов. Эти милые и беззащитные насекомые – хищники, но они наши помощники. Они уничтожают вредителей сельского хозяйства.

Обратите внимание на тонкие серебристые между травинок сети.

«Одежды не шью,

А ткань везде тку.»

«Растянул он свои сети,

Даже муха не заметит -

Попадётся " на крючок",

А поймает...»

Кто это?

Дети: Паучок!

(приложение 5)

Воспитатель: Паучка, конечно, видел каждый. В наших краях наиболее распространены пауки-крестовики. У паука-крестовика гладкое шарообразное брюшко, на котором сверху отчетливо виден светлый узор в виде крестика. Тело разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Пауки относятся к классу паукообразных. Этот класс очень близок к классу насекомых.

«На кусты туман набросил,

Золотистые шелка,

На опушке возле сосен

Слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно

Нить прядет, сплетая сеть,

Чтоб под стеблями бурьяна

Вместе с ветром пролететь.

Хорошо видна окрестность,

Кочки высохших болот.

В долгий солнечный полет!

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети паучок».

Паутинка для паука – словно маленький парашют, держась за нее, паучок переносится по воздуху с места на место. Посмотрите, у кого так много ног!

Дети: это сороконожка!

(Приложение 6)

Воспитатель: Она является хищником в мире насекомых. На передних лапках у нее есть ядовитые когти, она питается другими насекомыми.

Что-то на лесной опушке стало прохладно. Давайте выйдем из леса и отправимся на цветущий луг. Посмотрите, как красиво! Я вам открою секрет. Здесь живет наш давний знакомый. Попробуйте догадаться, кто это.

«На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь».

«Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он».

«Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки».

Дети: это кузнечик!

(Приложение 7)

Физминутка :

«Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок». (Дети поднимают и опускают плечи и прыгают высоко на месте).

«Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем». (Дети садятся на корточки, приставляя пальчик к губам).

«Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко». (Дети встают и снова выполняют прыжки).

Воспитатель: посмотрите вокруг. Ой, что это? Цветы летают?

«На цветок пахучий сел цветок летучий,

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел!»

«Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок».

Ребята, вы уже, наверное, догадались, кто это?

Дети: бабочка!

Физминутка :

«Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела». (Движения повторяются за воспитателем).

Воспитатель: Дети, а бабочки, которые летают ночью, как называются, кто знает?

Дети: Мотыльки!

(Приложение 8)

Воспитатель: Верно. Посмотрите на наш цветущий луг! А это кто?

«Над цветком я жужжу,

Целый день в заботах –

Я пыльцу в карман беру,

Наполняю соты.»

«Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком».

«Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее…»

Дети: пчела!

(Приложение 9)

Воспитатель: ребята, вы знаете о том, что особенно хорошо пчелы видят синий, фиолетовый, белый и желтый цвета? Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые, у пчелки большие глаза, сильные челюсти называют жвалами, они помогают насекомому размягчать воск. Язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Им она всасывает сладкий цветочный нектар и воду. Пчелка может больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает. Пчелки – наши друзья. Рабочие пчелы собирают мед, вылетая из улья. Они летят за пчелами-разведчицами. Самая крупная пчела – царица не покидает улья, ее называют маткой, она откладывает яички в восковые ячейки улья. В начале лета из ячеек появляются молодые пчелы.

Ребята, пойдемте за мной через луг. Впереди нас река, и рядом с ней живет много наших знакомых.

«Посмотрите, что за девчонка:

В поясе тонка, огромные очи,

Летит – стрекочет».

«У реки над камышами,

Вот с такущими глазами,

Зависает вертолёт.

Пассажиров не берёт!

И пропеллер, и глаза,

Да ведь это…»

Дети: стрекоза!

(Приложение 10)

Воспитатель: Молодцы! Обратите внимание, по воде бегают жуки-плавунцы. Они – хищники и могут нападать даже на головастиков и мальков рыб.

А вот водомерка. Тело и кончики ее ног покрыты жёсткими не смачиваемыми в воде волосками, благодаря чему она приспособлена к скольжению по воде. А теперь давайте посмотрим: на берегу реки тоже много представителей насекомых. И сейчас я хочу вам рассказать о тех из них, кого вы чаще всего можете встретить повсюду. Они живут и в лесу, и в парке, и на лугу, и на этом берегу, и в огороде, и даже в нашем доме.

«Он рогатый и усатый,

Многоногий и крылатый,

Издаёт гудящий звук

При полёте толстый…»

Дети: Жук!

(Приложение 11)

Воспитатель: В этот отряд насекомых входит самый маленький жук – жук-перокрылка (его размер меньше миллиметра), и самый крупный – палочник (его размер почти полметра). А жук-голиаф - самый тяжелый жук весит почти сто граммов. Представляете, жук-геркулес может поднять вес в 850 раз больше собственного тела!

А пение такого маленького сверчка за печкой в пригородном доме очень хорошо слышно уху человека.

И не чудо ли природы жук светляк, маленький фонарик в ночи?

(Приложение 12)

Мир насекомых разнообразен. Называются они так, потому что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Появились они очень давно – 250 млн. лет назад. Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми из них. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Наша знакомая всем муха способна ползать вниз головой. Помните загадку про муху?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПООЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: « Насекомые»

ЦЕЛЬ: Продолжать расширять знание о многообразии насекомых. Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по внешнему виду, находить отличия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Развивать логическое мышление

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, речевое развитие, художественно –эстетическое, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Предметные картинки по теме: « Насекомые» (Бабочка, жук, комар, муха), игрушки « Насекомые», карточки с недорисованными насекомыми, слайдшоу « Мир насекомых»

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1 Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг, кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает игрушки насекомых)

Дети: (называют) Бабочка, кузнечик, жук.

Воспитатель: А как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые» произошло от слова насечки. Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки. Вот от этих слов «Насечки», « насекать» и произошло название « Насекомые» У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате). На голове располагаются: глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, тоесть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые?

Дети: Выдвигают свои предположения.

Воспитатель: Пища насекомых разнообразна. Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые, которые поедают других насекомых- это стрекозы, кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.

2 Пальчиковая игра « Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом

(поочерёдно сжимают пальцы в кулак)

Кто же это тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

3 Воспитатель: А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем!

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое?

Дети: Бабочка.

Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки.

Воспитатель: С чем в загадке сравнили крылья бабочки?

Дети: с цветком.

Воспитатель: Какие крылья у бабочки?

Дети: Яркие, воздушные, лёгкие, большие.

Воспитатель: Сколько крыльев у бабочки?

Дети: Четыре.

Воспитатель: А как вы думаете, чем питаются бабочки?

Дети: Нектаром цветов.

Воспитатель: Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.

А теперь следующая загадка:

Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи ка скорее кто это?

Дети: Божья коровка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое, она питается тлями. Тля –это вредное насекомое, которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков. Все они, очень интересны. (воспитатель показывает иллюстрации с жуками)

Воспитатель: А теперь, ответьте мне на вопрос: «Сколько ножек у жука?»,

Дети: Шесть.

Воспитатель: А есть ли крылышки?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в божьих коровок!

4 Физкультминутка « Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие, (бег на месте)

По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками)

А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы, (наклоны)

И кушать мы давно хотим,(гладят животик)

Домой скорее полетим (летят на свои места)

Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

Дети: Пчела.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите изображение пчелы. А есть ли у неё крылышки?

Дети: Да!

Воспитатель: А ножки? Сколько их?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? (Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника)

В лесу у пня беготня, суетня

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей

Жить не может

Дети: Муравей.

Воспитатель: А как называется дом муравьёв?

Дети: Муравейник.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

Дети: Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)

Воспитатель: Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают дргуг другу. Питаются муравьи разнообразно: они поедают вредных насекомых, незря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

А вот ещё одна загадка:

Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь.

Дети: Кузнечик.

Воспитатель: (показывает изображение кузнечика) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?

Дети: Длинные, три пары.

Воспитатель: Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями. « Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. А вот еще одно насекомое я вижу вдали, отгадайте загадку и вы узнаете какое:

Охотницей быстрой слывёт,

Стремителен, лёгок, полёт.

Солнечной летней порой

Летает она над водой

Большие имеет глаза

Кто это скажи –

Дети: Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы)

Воспитатель: Сколько пар крыльев у стрекозы?

Дети: Две.

Воспитатель: А ног?

Дети: Три.

Воспитатель: Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых, и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых?

Дети: Потому что у неё две пары крыльев.

Воспитатель: Правильно, а теперь, давайте посмотрим, какой он мир насекомых? (Воспитатель показывает слайды с фотографиями бабочек на цветах, муравьёв у муравейника, жуков, ночных мотыльков) Надеюсь, ребята, после просмотра фотографий, вы запомнили, что мир насекомых разнообразен, рядом с нами живут тысячи самых красивых, самых необычных и удивительных насекомых!

Воспитатель: А теперь ребята, давайте поиграем!

5 Дидактическая игра:« Чего не хватает?»

Дорисуйте на карточках части тела насекомых, с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают) Как передвигаются муравьи? (бегают). Как передвигается кузнечик? (прыгает). Дети выполняют задания.

6 Дидактическая игра «Назови правильно»

Под зелёным листком спрятались насекомые. Дети достают насекомых и называют.

Воспитатель: Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли! Наше путешествие по лугу подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.

О, ком мы сегодня разговаривали?

Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили?

Чем питаются насекомые?

С какими насекомыми мы сегодня познакомились?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель: Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие закончено.


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 «Насекомые» (конспект занятия по образовательной области «Коммуникация» в подготовительной к школе группе) Автор: Лаврова Светлана Николаевна, воспитатель II квалификационной категории МБДОУ ДС 13 г. Полярный Мурманской обл. Задачи: 1. Расширение и уточнение словаря по теме «Насекомые». 2. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных. 3. Согласование прилагательных с существительным. 4. Развитие связной речи. 5. Воспитание чувства любви к природе. Словарная работа Существительные: жук, бабочка, муха, божья коровка, муравей, комар, кузнечик, стрекоза, насекомое; голова, усы, туловище, лапки, крылья, жало, глаза, насечки, пыльца, улей, нектар, муравейник. Прилагательные: красивый, разноцветный, жёлтый, мохнатый, трудолюбивый, блестящий, чёрный, коричневый, яркий, заботливый, красивый, лёгкий, вредный, полезный. Глаголы: летать, ползать, трудиться, опылять, есть, вылезать, зарываться, жужжать, кусать, жалить, пищать, стрекотать, вредить. Ход занятия Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о насекомых.на место сядет тот, кто вспомнит название любого насекомого. Дети. Муравей. Муха. Стрекоза. Кузнечик. Пчела и т. д. Воспитатель. Послушайте загадку: Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком,

2 Он поделится медком. Дети. Пчела. На мольберт воспитатель выставляет картинку пчелы. Воспитатель. Ребята, давайте подберём слова-признаки. Дети. Полезная, трудолюбивая, мохнатая, ядовитая. Воспитатель. Почему вы ее назвали полезной? Дети. Потому что она собирает нектар, из которого получается мед. Мед полезен при простуде, помогает лечить многие болезни. Воспитатель. А почему вы назвали пчелу мохнатой? Дети. Потому что ее тело покрыто маленькими волосками. Воспитатель. А теперь назовите слова действия. Дети. Трудится, жалит, собирает нектар, пьет нектар, опыляет. Воспитатель. Вот ещё одна загадка: На вид конечно мелковатый, Но всё, что можно тащат в дом. Неугомонные ребята, Вся жизнь их связана с трудом. Дети. Муравьи. На мольберт выставляется картинка муравья. Воспитатель. Ребята, ответьте на вопрос: муравьи какие? Дети. Муравьи маленькие, трудолюбивые, полезные. Воспитатель. Вы назвали их трудолюбивыми. Почему? Дети. Целыми днями они добывают корм. Носят к муравейнику строительный материал: соломинки, веточки. Воспитатель. Почему вы назвали муравьёв полезными? Дети. Они уничтожают вредных насекомых. Там, где нет муравейников, много погибших деревьев. Муравьев называют санитарами леса. Воспитатель. А что они умеют делать? Дети. Тащить соломинки, строить муравейник, уничтожать вредных насекомых. Воспитатель. Послушайте следующую загадку: Кто с листочка на травинку Быстро скачет вдоль тропинки? Кто так весело стрекочет, Рассказать о чём-то хочет?

3 Дети. Кузнечик. Воспитатель выставляет картинку кузнечика. Воспитатель. Ребята, а какой кузнечик? Дети. Маленький, шустрый, прыгучий, зеленый, длинноногий. Воспитатель. А почему его можно назвать длинноногим? Дети. Потому что у него длинные задние лапки. Воспитатель. А что он умеет? Дети. Прыгать, стрекотать. Воспитатель. Следующая загадка такая: На большой цветной ковер Села эскадрилья То раскроет, то закроет Расписные крылья. Дети. Бабочка. На мольберт выставляется картинка бабочки. Воспитатель. Ребята, давайте подберём слова-признаки. Дети. Бабочка красивая, разноцветная, легкая, яркая. Воспитатель. Можно ли назвать бабочку пестрокрылой? Почему? Дети. Да, можно. Потому что крылья у бабочки окрашены в пестрые цвета. Воспитатель. А теперь подберите слова-действия. Дети. Порхает, летает, опыляет, восхищает. Воспитатель. Отгадайте, о ком следующая загадка: Не зверь, не птица, А нос, как спица. Летит пищит, сядет молчит, Кто его убьёт, тот кровь свою прольёт. Дети. Комар. Воспитатель выставляет картинку комара. Воспитатель. Ребята, а что можно сказать о комаре. Какой он? Дети. Маленький, легкий, писклявый, надоедливый. Воспитатель. А почему вы его назвали писклявым? Дети. Потому что, когда он летит, он издает писк. Воспитатель. А что комар умеет? Дети. Летать, пищать, сосать кровь. Воспитатель. Отгадайте последнюю загадку:

4 Кто над нами вверх ногами Ходит не боится, Всем надоедает Здоровью угрожает. Дети. Муха. На мольберт выставляется картинка мухи. Воспитатель. Ребята, в загадке сказано, что муха здоровью угрожает. Почему? Дети. Потому что на своих лапках муха переносит опасных микробов. Воспитатель. Ребята, а какая муха? Дети. Надоедливая, назойливая, быстрая, большеглазая. Воспитатель. А что муха может делать? Дети. Летать, жужжать, надоедать. Воспитатель. Молодцы, все загадки отгадали! А теперь следующее задание, назовите ласково. Воспитатель. Муравей. Дети. Муравьишка. Воспитатель. Стрекоза. Дети. Стрекозка. Воспитатель. Жук. Дети. Жучок. Воспитатель. Усы. Дети. Усики. Воспитатель. Крыло. Дети. Крылышко. Воспитатель. Комар. Дети. Комарик. Воспитатель. Глаза. Дети. Глазки. Воспитатель. А теперь поиграем в игру «Один много». Жук. Дети. Жуки. Воспитатель. Бабочка. Дети. Бабочки. Воспитатель. Муха. Дети. Мухи.

5 Воспитатель. Божья коровка. Дети. Божьи коровки. Воспитатель. Муравей. Дети. Муравьи. Воспитатель. Комар. Дети. Комары. Воспитатель. Кузнечик. Дети. Кузнечики. Воспитатель. Насекомое. Дети. Насекомые. Воспитатель. Ус. Дети. Усы. Воспитатель. А теперь задание «Скажи со словом «много». Воспитатель для каждого ребёнка выставляет на мольберт картинку (жук, муравей и т. д.). Дети. Много жуков. Много муравьёв. Много мух. Воспитатель. Следующее задание называется «Чей, чьё?». У комара писк комариный. У пчелы мёд Дети. Пчелиный. Воспитатель. У муравья лапка Дети. Муравьиная. Воспитатель. У таракана усы Дети. Тараканьи. Воспитатель. У пчелы семья Дети. Пчелиная. ФИЗМИНУТКА Вот какая стрекоза, Очень крупные глаза. Вертится, как вертолет Вправо, влево, взад, вперед. Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Травушку покушали, Тишину послушали.

6 Затем воспитатель предлагает нескольким ребятам составить по очереди описательный рассказ по схеме. Дети описывают то насекомое, которое выбрали сами. Воспитатель. Молодцы, хорошие рассказы у вас получились. Воспитатель. Ребята, если бы вам представилась возможность стать насекомыми, кем бы вы хотели быть ипочему? Дети. Я бы хотела быть пчелой, потому что люблю мёд. Пчела трудолюбивая, приносит пользу. Педагог даёт возможность высказаться другим детям.


Конспект внеурочного занятия «Я исследователь». МБОУ СОШ 1, 1 «Б» класс. Учитель: Мотолова Оксана Владимировна. Тема «Кто такие насекомые?» Обобщение занятия: насекомые маленькие представители живого мира,

Класс: 1 класс УМК «Школа России» Учебный предмет: Окружающий мир Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Плешаков А. А. Окружающий мир Учебник 1 класс, М.: Просвещение, 2012. Ч. 1. Плешаков А.А.,

Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа) Цели: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать

Субботина Светлана Борисовна учитель начальных классов Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 города Мирного Архангельской области г. Мирный, Архангельская

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно эстетическому развитию детей 206 г. Челябинска

Государственное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад 115 Невского района города Санкт- Петербурга «Домашние и дикие птицы» (конспект непосредственно образовательной

Образовательные области «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Познание» «КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ» (II - младшая группа) Тема: Рассматривание картины "Курица с цыплятами". Программное содержание: 1. Помочь

Разработка урока русского языка в 3 классе по учебнику Т.Г.Рамзаевой Тема урока: КВН (Обобщение изученного в конце учебного года) Цели урока: Развивать интерес к предмету, логическое мышление. Ход урока

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 17» Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе комбинированной направленности для детей

Д\И «Летает - не летает» Цель: знать летающих представителей животного мира. Оборудование: карточки с изображением летающих представителей. Ход игры Взрослый объясняет детям, что будут играть в игру, в

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Кристаллик» Кировского района Конспект занятия по экологическому воспитанию (средняя группа) по

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе 5 «Капельки» по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» Турченко В.П. воспитатель высшей квалификационной

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 72 комбинированного вида» Тема: «Дикие животные в зимнем лесу» (Конспект открытого занятия по развитию речи) Малясова Е.А. учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 365» г.о. Самара) адрес: 443042, Самарская область, г.

А.В. Тучапская, Л.Ф. Левчук Нескучные летние каникулы Я иду в 4-й класс! Наблюдаю Читаю Пишу грамотно Решаю Веду дневник Рисую, мастерю, вышиваю ТЕРНОПОЛЬ НАВЧАЛЬНА КНИГА БОГДАН УДК 373.3(075.2) ББК 74.26я71

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 68 города Благовещенска» Конспект непосредственной образовательной деятельности познавательно исследовательского

1 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Технологическая карта 4 Тема «Группы слов» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Группы слов (4 часа) Научить школьников определять слова, которые обозначают названия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 17 города Липецка Конспект непосредственной интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию: пластилинография в средней группе Тема: «Веселые клубочки для скучающих котят» Цель: Продолжать развивать интерес к новым способам лепки; обогатить

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 79 общеразвивиающего вида» г. Сыктывкара Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: Составление сказки (подготовительная

Конспект занятия: «Листопад». Возрастная группа: 4-5 лет Цель занятия: Закрепить знания детей об осени. Образовательные задачи по интегрируемым областям: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 61 Городского округа Самары Конспект интегрированного занятия «Перелетные птицы». Возрастная группа: старшая

«Петушок» (конспект занятия для родителей и детей 2-3 лет, посещающих ЦИПР (центр игровой поддержки ребёнка))

1 МБДОУ ЦРР «Колокольчик» п. Шумячи Конспект занятия-развлечения «Путешествие в осенний лес» Образовательный проект «Осень в гости к нам пришла» для детей 4-5 лет Составитель: Борисенкова О.Я., учитель-логопед

МБДОУ г. Мурманска 122 Конспект интеллектуальной игры-викторины «О здоровье всерьез» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель: Кубасова Е.В. 2013 г. Программное содержание: 1. Активизировать

Социально-коммуникативное развитие. Конспект занятия «Когда мне радостно». Цель: развивать эмоциональную сферу, эмоциональное состояние. Задачи: Образовательные: продолжать развивать умение распознавать

Познавательно-речевое развитие у детей второй младшей группы МДОУ 22 «Пташка» Воспитатель. Силаева Надежда Алексеевна. Конспект НОД во второй младшей группе. «Встречаем весну» Цель: Познакомить детей с

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 32» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. «Старик-годовик» Старшая группа Воспитатель I квалификационной категории Л.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 307 Красноармейского района Волгограда Конспект занятия по формированию толерантности у детей подготовительной группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 9 «Малыш» комбинированного типа Конспект НОД «Осеннее дерево» (художественно-творческая изобразительная деятельность во второй младшей группе)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5 «Дельфин» комбинированного вида» Управление образованием Администрации г.шарыпово Красноярского края Конспект образовательной

«Центр развития ребенка Детский сад 114» г. Сыктывкар Конспект занятия по формированию навыков здорового образа жизни в старшей группе «Чтоб свои родные зубки мог ты дольше сохранить» Воспитатель: Привезенцева

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Детского сада 330, Советского района Чернова З.В. Пояснительная записка Перед современным обществом начала ХХ1 в. особо остро ощущается

Конспект открытого занятия Тема: «Царство растений» по ознакомлению с окружающим миром (с использованием технологий ТРИЗ) старшая группа составила воспитатель: Голосова И.Н. 2015 г. Программное содержание:

Конспект НОД в старшей группе «Наша любимая мама» Тема: «Наша любимая мама». Автор: Торощина И.Ю. воспитатель I квалификационной категории. Тип: интегрированное. Образовательные области: «Художественное

У р о к 12. ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Цели: познакомить учащихся с домашними животными; учить определять, какую пользу приносят домашние животные человеку; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать

Образовательная область: коммуникация (ознакомление с окружающим, социальное развитие и развитие речи). Возрастная группа: подготовительная к школе группа для детей с ЗПР. ТЕМА: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ». ЦЕЛЬ:

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников. 1 Тема: «Отгадай и нарисуй» Цель: Развивать мелкую моторику и произвольное мышление. Дидактический материал: Палочки для

МБОУ «Шегарская СОШ 2» ІI районная научно-исследовательская конференция младших школьников «Первые шаги в исследовании окружающего мира» «Рыжий лесной муравей»

Игра «Назови по порядку» Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных. На картинки посмотри И их запомни. Я все их уберу, Ты по порядку вспомни. (6-7 предметных

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме «Я и мое имя» интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.

Урок по русскому языку во 2 «Г» классе на тему: «Раздельное написание предлогов с другими словами» Тип урока: открытие новых знаний. Цель: научить писать предлоги раздельно со словами. Планируемый результат:

Автор: Комарова Елена Владимировна, воспитатель МДОУ детский сад 30 города Ржева Тверской области Конспект НОД «Птицы зимой» Программное содержание: 1. Уточнить представления детей о непростой жизни зимующих

Конспект итогового занятия на тему «Как зайчик свою сказку искал» для детей второй младшей группе Воробьёва Н.И., воспитатель 1 кв. категории МБДОУ ЦРР «Детский сад 128» Задачи: образовательные: закрепить

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей 115» Конспект непосредственно

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ детский сад «Гномик»
Месторасположение: Карелия,г.Костомукша

Насекомые. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Детективное агенство «

Обобщить представления детей о многообразии насекомых, особенностях их строения, питания и передвижения;

Закрепить в словаре обобщающие понятия: насекомые, травоядные, хищные, всеядные;

Использовать в речи разные типы предложений (простые, сложносочинённые, сложноподчинённые) в соответствии с содержанием высказывания;

Активизировать умственную и речевую деятельность, используя разнообразные приёмы (вопросы поискового характера, работу с моделями, кодирование и декодирование информации);

Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, представлять результаты познания;

Воспитывать коммуникативные умения и навыки.

Оборудование:

бейджи (4 цвета); набор магнитов;

слайды (заставка «детективное агентство», картинка модели, «Классификатор»)

очки без стекол;

большая модель;

10 маленьких моделей на каждого ребёнка;

контейнер с травой, личинками и др.;

белые листы бумаги на каждого ребёнка;

пазлы «Муравейник»;

контейнеры для архива (10 шт.) («к», «м», «п», «м», «б», «ж», «б», «ж», «ж», «б»);

картинки насекомых и животных для архива (насекомые на магнитной ленте);

«сканер»;

модели (рыбы, птицы, насекомые, животные);

комод с цифрами;

2 флипчарта;

таблички «лаборатория», «архив», «комната хранения», «химическая лаборатория», «информационный стенд»;

подносы (1 большой, 10 маленьких);

пинцеты и лупы на каждого;

геометрические фигуры;

реактивы (йод и вода);

кисточки на каждого;

образцы следов;

музыка для игры «Пылесос»;

конструктор «Репейник».

Воспитатель заводит детей в зал, приветствуют гостей.

Предлагает детям встать в круг.

Мы поприветствовали гостей, а теперь давайте поближе познакомимся друг с другом.

Для того, чтобы узнать человека лучше, можно выяснить его интересы. Чем любят заниматься наши мальчики? (строить, играть в машины, читать, конструировать и т.д.) Любите конструировать? (да) А девочки? (играть в куклы, смотреть м/ф, рисовать и т.д.) Значит, мальчики предпочитают технику, конструирование, а девочки любят фантазировать, придумывать разные игры. Я знакома с ребятами очень похожими на вас. Это дети из детского сада «Гномик».

Воспитатель предлагает посмотреть на слайд.

Ребята отправили посылку, на которой написано: «Детям, увлекающимся техникой и умеющим фантазировать». Значит, посылка пришла по назначению, и мы можем заглянуть в неё.

Воспитатель открывает посылку и достаёт модель.

Это какие-то модели, но они не законченные. Я предлагаю вам подумать, пофантазировать, может быть провести расследование, чтобы догадаться, что это за модель и её собрать. Согласны провести со мной расследование? (да) Кто проводит расследование? (полицейский, детектив, сыщик) Тогда нам нужно создать детективное агентство. Вы согласны со мой работать в этом агентстве? (да) Я вас с удовольствием приму на работу. Для этого нужно передать друг другу очки и представиться полным именем (воспитатель представляется в конце ).

Итак, приступим к расследованию.

Сначала мы соберём все вещественные доказательства и поместим их в комнату хранения.

Размещаем вещественные доказательства в контейнеры

Прошу всех сотрудников пройти в лабораторию, сейчас мы рассмотрим наш объект. На кого похожа модель? (ответы детей) Что у неё есть? (голова, туловище) Туловище состоит из каких частей? (передняя и задняя части) Что ещё есть у модели? (ноги) Сколько ног у объекта? (шесть) Отсканируем наш объект и зафиксируем данные на экране (показывает на экран).

Объединитесь в группы по цвету бейджиков. Каждая группа выберет по одной карточке соответствующего цвета. Рассмотрите её и решите, какая модель больше подходит к объекту (показывает рукой на слайд).

Модели: рыбы, птицы, насекомые, звери (на моделях характерные признаки внешнего вида)

Чья модель больше подходит? Докажите, что ваша модель подходит к объекту? (на нашей карточке 6 ног и 3 части)

Как называются животные, у которых 3 части и 6 ног? (муха, муравей, жук) А как их назвать одним словом? (насекомые) Правильно, наш объект – это насекомое.

У нас насекомое, а у вас кто? (рыбы, птицы, звери)

Разместите модель насекомого на информационном стенде. Здесь мы будем собирать результаты расследования.

Насекомых очень много. Для того, чтобы узнать какое именно у нас воспользуемся архивом. Подойдите к картотеке, посмотрите на коробочку с буквой, которая стоит перед вами, и выберете насекомое, название которого начинается на заданную букву («К» — кузнечик, «М» — муха, «М» — муравей, «Б», «Б», «Б» — бабочка, «Ж», «Ж», «Ж» — жук, «П» — пчела).

Разместите картинки на информационном стенде. Посмотрите, как много насекомых мы выбрали. Будем вести расследование дальше, чтоб выявить модель какого именно насекомого ребята положили в посылку.

Прошу всех сотрудников собраться в лаборатории. Василий, сходи в комнату хранения и принеси контейнер из первого ящика.

Воспитатель раскладывает контейнер

Возьмите при помощи пинцета материал, рассмотрите его, определите, что это (листья, травинки, корешки, почки, семена – это растения, личинки, червячки – это животные). Пётр, что ты обнаружил? А что у тебя, Екатерина? А у тебя, Николай? Ребята не случайно положили эти материалы в посылку. Они нам должны что-то подсказать. Подумаем, что именно? (это еда, пища) Предположим, что это пища для насекомых.

Коллеги, подойдите к информационному стенду. Насекомые, которые питаются растениями (ставит зелёный квадрат), называются … травоядные. Повторите. Насекомые, которые питаются животной пищей (ставит красный квадрат), называются … хищные. Насекомое, которое питается и растительной и животной пищей (показывает модель), называется… (всеядное)

Воспользуемся «Классификатором» (обруч).

Обратите внимание на экран (слайд, на котором насекомые «зашифрованы» геом.фигурами). Каждому насекомому соответствует определённая фигура. Возьмите из набора по две геометрические фигуры. Догадались, каких насекомых обозначают ваши геометрические фигуры? Екатерина, у тебя какие насекомые? Виктор, а у тебя?

Подойдём к обручу. Поставьте все свои фигуры вне обруча. Разместите фигуры красного цвета внутри обруча. Какие насекомые в нём оказались? (жук, кузнечик) (показываю модель) Это какие насекомые? (всеядные) А вне круга? (бабочка, пчела). Они… (показывает зелёный квадрат) травоядные.

С помощью «Классификатора» мы выяснили, что только пчела и бабочка питается растительной пищей. А дети положили в посылку разный корм. Значит, кого нужно убрать с нашего информационного стенда? (бабочку и пчелу)

Прошу всех сотрудников собраться в химической лаборатории. Екатерина, сходи в комнату хранения и принеси пакетик из второго ящика.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку белый лист бумаги

Рассмотрите листочки. Что вы на них видите? (ничего) Воспользуемся нашими реактивами и выясним, есть ли какая-нибудь информация на этом листе.

Возьмите кисточку опустите в реактив, нанесите реактив на лист бумаги. Что мы видим? (ответы детей) На что похоже? (на дорожки, линии, на отпечатки, знаки) Возможно, это чьи-то следы? Воспользуемся архивом. Наталья, сходи в архив и принеси образцы следов. Виктор, возьми свою работу, и пройдём к информационному стенду. Виктор, размести следы, которые у тебя получились на стенде. Наталья, прикрепи рядом образцы. Каким способом передвигаются насекомые? (прыгают, ползают, ходят, летают) На какой вид передвижения похожи наши следы? (ходьба) Какое насекомое использует для передвижения другой способ? (кузнечик прыгает) Значит, кого нужно убрать с нашего информационного стенда? (кузнечика)

Что-то в нашем агентстве стало душно и пыльно. Предлагаю навести порядок. Для этого воспользуемся пылесосом. Виктор, ты будешь выполнять роль пылесоса, остальные – пылинки. Пылинки будут весело танцевать под музыку. Как только музыка закончится, пылинки медленно оседают на пол. Пылесос собирает пылинки. Кого он коснётся, тот встаёт и попадает в пылесос. Нужно встать друг за друга держась за талию впереди стоящего.

Навели порядок, продолжаем расследование.

Виктор, сходи в комнату хранения и принеси пакетик из третьего ящика.

Достаём содержимое из пакета.

Возьмите каждый по полоске и разложите их от 10 до 1. Приступаем к работе.

Дети собирают на полу

Что получилось? (муравейник)

Пройдём к информационному стенду и обобщим полученную информацию: наш объект – это … (насекомое), насекомое … (всеядное), умеет … (ходить), живёт в … (муравейнике), это — … (муравей).

Если наша модель – это муравей, то значит, кого нужно убрать с нашего информационного стенда? (жука, муху)

Ура! Мы определили, что за модель нам прислали ребята.

И теперь мы можем их собрать. Пойдёмте в комнату хранения и возьмём модели. Собираем их.

На столе для каждого приготовлены подносы, на которых дети конструируют муравьёв

Модели готовы.

Название статьи «Насекомые. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе»

Посмотрите, какого муравья сделали ребята из детского садика «Гномик».

Воспитатель управляет главным муравьём, дети наблюдают

Муравей зовёт всех муравьёв собраться у муравейника.

Дети берут модели и подходят к муравейнику

Разместим муравьёв таким образом: если вам понравилось работать в агентстве, и было интересно – поставьте модель в муравейник, если было трудно и не всё получалось – около муравейника.

Расследование законченно. Можно закрывать агентство. Благодарю всех сотрудников за работу. Вы действительно увлечённые, творческие, дружные дети. И я желаю вам развивать ваши способности с помощью разных игр.

Воспитатель дарит конструктор «Репейник»

Название: Насекомые. Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Детективное агенство »
Номинация: Детский сад, Конспект занятии.НОД, экология, Подготовительная группа