Вопросы незнайки к детям на развлечении. Квест-игра


Педагог: Ребята! Сегодня мы встретимся с героями книг о Незнайке. Но прежде я предлагаю вам послушать об авторе этих книг. Николай Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актёра. В школьные годы мечтал стать музыкантом, учился играть на скрипке. В старших классах готовился к поступлению на химический факультет. А учиться после школы неожиданно стал в художественном институте. Вскоре оставил его и перешёл в Институт кинематографии, окончив который несколько лет работал на киностудии, делал научно-популярные фильмы. И всё время, как признался позже он сам, испытывал чувство неудовлетворённости. Не то чтобы работа в кино была ему неприятна, но она не захватывала его целиком, не давала настоящего счастья.

Призвание открылось неожиданно. Среди прочих занятий в юности увлекался Носов и литературой, пробовал писать рассказы, но у него ничего не выходило. Носов решил, что у него нет таланта. Оказалось, просто не было своей темы. Он пытался писать для взрослых, а нужно было для детей. Это обнаружилось, когда у него родился сын и он, будучи взрослым человеком, снова попал в волшебную страну детства и увидел детство не в тумане далёкого прошлого, а в непосредственной близости.

«Признаюсь, — вспоминал писатель, — волшебная эта страна удивила меня, а творчество, как сказал один умный художник, начинается с удивления. Я увидел в ребёнке то, чего не замечал раньше и чего, мне казалось, не замечают и другие».

Первый его рассказ для детей появился в журнале «Мурзилка» в 1938 году и назывался «Затейники», а первая книга – сборник рассказов «Тук-тук-тук» в 1945-м. Каждая последующая книга имела шумный успех у детей.

Почти каждый рассказ Носова строится на ошибке, неопытности или незнании. Например, в рассказе «Мишкина каша» целая цепь уморительных событий вызвана одной простой вещью – неумением ребят варить кашу.

Мир Носова – это дети сами по себе. Они часто оказываются одни, без взрослых: играют, шалят, путешествуют, делают уроки, теряются и находятся. Малыши из рассказов Н. Н. Носова получают ценный жизненный опыт. Такие истории, как «Ступеньки», «Автомобиль», «Метро», «Огурцы» дают первые уроки в познании, что такое хорошо и что такое плохо.

Но заслуженную славу писателю принесла повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» (1951) и два её продолжения – «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».

В трилогии о Незнайке есть одна интересная хитрость: все жители Цветочного города, коротышки – и дети, и взрослые одновременно. По роду занятий – вроде взрослые, по характеру и поведению – настоящие дети. Охотник Пулька, поэт Цветик, доктор Пилюлькин и все другие – яркие личности, и каждый занят делом. И только Незнайка, шалун и непоседа, никак не найдёт себе места, берётся за всё и всё бросает, умудряется со всеми перессориться и везде напортить. Но при этом зла на него никто особенно не держит, из компании его не выгоняют, а иногда он оказывается очень даже полезным, и мы радуемся, что у Незнайки столько друзей.

Носов был величайшим выдумщиком: во второй части трилогии он рассказал детям о будущих чудесах науки и техники – чего только стоит автомобиль, работающий на газировке! А в третьей книге и вовсе заговорил с детьми о труднейшей вещи: об устройстве человеческого общества.

Книги Н. Н. Носова увлекательны и интересны, поэтому они постоянно переиздаются, притягивают художников, а герои его живут на сцене, на экране и просто в ежедневной детской игре.

На сказочной карте,

Знаю я точно,

Есть город чудесный

С названьем Цветочный.

Незнайка (выходит): Слышу, слышу… Это кто тут говорит о моём родном городе? Ой, куда я попал?

Педагог: Прежде всего, Незнайка, нужно поздороваться, а потом уж задавать вопросы.

Незнайка: Вот ещё! Я прекрасно обхожусь и без этого.

Педагог: А ты знаешь, Незнайка, что означает это слово?

Незнайка: Не знаю. И знать не хочу.

Педагог: Но ты всё-таки послушай, что расскажут о нём ребята.

Незнайка: Ну ладно.

Ребёнок:

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Нет более слова нужнее,

Расцветают на лицах улыбки,

Становятся люди дружнее.

Ребёнок: Слово «здравствуйте», на первый взгляд, самое простое и совсем обыкновенное. Но такое солнечное! А сколько радости и света несёт оно в себе! Произнесёшь это слово и на душе станет теплее.

Ребёнок: Это слово очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как, например, дуб.

Незнайка: Какое оно, оказывается, замечательное.

Здравствуйте, ребята.

Все: Здравствуй, Незнайка.

Незнайка: Так скажите, ребята, куда я всё-таки попал?

Ребёнок: Та попал в … школу, в … класс.

Незнайка: Значит всё правильно. Мои друзья из Цветочного города передают вам письма. (Показывает.) В них интересные задания, которые они составили для вас. (Берёт первое письмо .)

Это письмо от … Стоп. Угадайте от кого?

В длинной блузе «балахоном»

И с палитрою в руках,

Так, стоящим у мольберта,

Он останется в веках.

Дети :

Тюбик.

Незнайка (открывает конверт, читает ):

Я пейзажи, натюрморты

Уж рисую много лет.

А хотелось, чтобы кто-то

Подарил мне мой портрет.

Конкурс «Весёлый художник»

Дети рисуют портрет Тюбика.

Незнайка:

Он вечно что-то теряет,

Где вещи лежат, постоянно не знает.

О ком говорю, угадай-ка.

Как зовут малыша?

Дети:

Растеряйка.

Незнайка (читает второе письмо):

Ну, прямо беда!

Их теряю всегда.

Найдите ботинки

На этой картинке.

Конкурс «Самый внимательный»

На картинке дети находят и показывают, где спрятались ботинки.

Незнайка:

— Сладкой бы водицы

Дали б мне вагончик,

Выпил я бы всю, —

Говорит …

Дети :

Сиропчик.

Незнайка (читает ):

Есть ли среди вас

Такие же как я?

Кто быстрее выпьет

Лимонад, друзья?

Конкурс «Кто быстрее»

Соревнуются двое. У каждого стакан с лимонадом и соломинкой. Побеждает тот, кто быстрее выпьет.

Незнайка:

В городе Цветочном

Каждый его знает,

На гуслях постоянно

Он что-нибудь играет.

Дети:

Гусля.

Незнайка:

Инструментов разных много,

Даже мне их всех не счесть.

Может быть, какой-то новый

Ребятишки у вас есть?

Вижу на окне две пустых бутылки. Ну, чем ни музыкальный инструмент?

Конкурс «Музыкальный»

Дети на пустых бутылках насвистывают мотив песни «Кузнечик».

Незнайка:

Ходит он с собакой Булькой,

А зовут его все …

Дети :

Пулькой.

Незнайка :

В круге – морковка.

Попади в неё ловко.

Открывается рисунок с нарисованной в центре круга морковкой.

Это вам не фифти-гульки…

Сделать надо всем нам пульки.

Дети делают из бумаги пульки (комкают бумажный лист).

Конкурс «Попади в цель»

Соревнующиеся должны пулькой попасть в центр круга, где нарисована морковка. Побеждает тот, кто сумеет это сделать.

Незнайка:

Меньше всех он говорит,

Никогда не закричит,

Никогда не заворчит,

Просто лучше промолчит.

Дети:

Молчун.

Незнайка (открывает следующее письмо, достаёт чистый лист бумаги, вертит его в руках):

Интересно?! Что он этим хотел сказать? (Задумывается.) Знаю. Он, наверное, хочет, чтобы мы сыграли в музыкальную игру «Молчанка».

Музыкальная игра «Молчанка»

Звучит музыка, все поют. По знаку Незнайки продолжают петь про себя. Но чтобы запутать детей, Незнайка может продолжить песню вслух.

Проигравшие выходят из игры, и игра продолжается.

Незнайка:

Этот мастер на все руки,

Никогда не знает скуки.

Ничего ему не стоит –

На Луну корабль построит.

Дети :

Винтик.

Незнайка:

У Винтика есть помощник. Как его зовут?

Дети :

Шпунтик.

Незнайка:

Мы мечтаем о машине,

Чтоб готовила и мыла,

Убирала и стирала,

И паркет чтоб натирала,

Исполняя сразу всё.

Конкурс «Изобретатель»

Дети рисуют модель подобной машины.

Незнайка:

И последний конверт.

Знает он про всё на свете.

Кто же он? Скажите, дети.

Дети:

Знайка.

Незнайка (читает):

Составлять люблю кроссворды.

Предлагаю сразу два.

Кто быстрее прочитает

Ключевые в них слова.

1-я команда

Кроссворд 1

    Малышка из Цветочного города. (Ромашка.)

    Поэт. (Цветик.)

    Малыш из Змеёвки, который безобразничал в Зелёном городе. (Гвоздик.)

    Помощник Винтика. (Шпунтик.)

    Любитель пончиков. (Пончик.)

    Художник. (Тюбик.)

    Поэтесса. (Самоцветик.)

    Малыш, который ничего не знает и ничего не умеет делать. (Незнайка.)

Ключевое слово: «Медуница».

2-я команда


    Лучший друг Незнайки. (Гунька.)

    Малыш, который всё теряет. (Растеряйка.)

    Малышка с синими глазами. (Синеглазка.)

    Знаменитый механик. (Винтик.)

    Соседка Синеглазки. (Маргаритка.)

    Малыш, который всё знает . (Знайка.)

    Охотник. (Пулька.)

    Изобретатель бормотографа . (Смекайло.)

Ключевое слово: «Незнайка».

Подводятся итоги, награждаются победители.

(В заключение исполняется песня «Кузнечик», музыка В. Шаинского.)

Литературный утренник по произведениям Н.Н. Носова

«Путешествие в Солнечный город».

Цели: вызвать у учащихся желание читать произведения Н.Н. Носова; закрепить полученные знания о произведениях писателя на уроках литературного чтения; через драматизацию отдельных эпизодов донести до читателей литературный смех Н.Н. Носова; способствовать активизации творческой деятельности учащихся.

Оборудование: макет большой книги; книги Н.Н. Носова; телефон, утюг, кусок замазки; мелодии песни «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского),плакаты для игры со зрителями.

На сцене стоит стол. За столом сидит папа и читает газету. Женя рисует. Мама держит в руках утюг.

1-й ведущий. Перед вами семья: мама, папа и дочь Женя.

Мама (ходит по сцене, берет утюг, рассматривает; снимает телефонную трубку). Я не понимаю, что происходит? Испортился телефон. Перегорел утюг, перестал работать звонок. (Раздается грохот, звон.) Что такое? Кто это делает?

Женя. Павлик, конечно!

Мама. Зачем?

Женя. Сооружает инкубатор.

Папа. Что-что?

Женя. Инкубатор. Чтобы в искусственных условиях выводить цыплят.

Мама. Боже мой! Мы пропали!

Папа. Как это ему взбрело в голову?

Женя. Начитался Носова.

Папа. Какого Носова?

Женя. Как? Вы не читали Носова? А еще взрослые! Не читали рассказы «Весёлая семейка», «Дружок«, «Фантазеры»? Срочно надо звать на помощь нашего школьного библиотекаря.Эмма Александровна, пожалуйста, расскажите нам о Н.Н.Носове.

(Рассказ о Н.Н.Носове и презентация).

Демонстрация слайдов № 1-15.

Слайд 2.

“Сочинять для детей - наилучшая работа. Она требует очень много знаний (…). Главное – любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением”.

Слайд3.

Слайд 4.

Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала “Икс”, а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография. Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен.

Слайд 5.

После окончания школы Николай поступил в Киевский художественный институт, а в 1929 году перевелся в Институт кинематографии в Москве. Затем стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

Слайд 6.

В годы Великой отечественной войны Николай Носов поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. Был награжден орденом Красной звезды (1943 г.).

Слайд 7.

Почему я стал писателем? На этот вопрос автор отвечал: “Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чем порассказать людям”.

Слайд 8.

Писатель обладал запоминающейся внешность. Он соответствовал своей фамилии. У Носова действительно был нос и совсем не маленький, а крупный такой, заметный, и большая голова, и широкие плечи… И все это совершенно не вязалось с невысоким ростом и тихим глуховатым голосом. На первый взгляд – неказистый такой человек. Очень молчаливый, очень замкнутый. Иные называли его “хмурым ворчуном”. Но что они знали, эти иные? Они, наверное, и книг-то его никогда не читали!

Слайд 9.

Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался “Затейники”, он отнес в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Это было в 1938 году. После удачного дебюта в печати появились другие книги Носова: Слайд10.

“Тук-тук-тук” (1945);

“Ступеньки”, “Веселые рассказы” (1947);

“Веселая семейка” (1949);

“Дневник Коли Синицына”(1950);

“Витя Малеев в школе и дома” (1950). Книга получила Государственную премию СССР;

Слайд 11.

“Приключения Незнайки и его друзей” (1953);

“Незнайка в Солнечном городе” (1958);

“Незнайка на Луне” (1964). За трилогию о Незнайке Носов получил премию им. Н.К.Крупской;

“Приключения Толи Клюквина” (1961);

“Повесть о моем друге Игоре” (1971);

“Тайна на дне колодца” (1977);

Слайд 12.

Произведения Николая Носова были экранизированы.

Фильмы:

Два друга. По повести “Витя Малеев в школе и дома”, 1955.

Дружок. По рассказам “Дружок” и “Мишкина каша”, 1958.

Живая радуга, 1982.

Незнайка с нашего двора, 1984.

Приключения Толи Клюквина, 1964.

Топинамбуры, 1987.

Фантазеры, 1965.

Слайд13.

Мультфильмы

Бобик в гостях у Барбоса, 1977.

Винтик и Шпунтик – веселые мастера, 1961.

Незнайка в Солнечном городе. В 10 сериях, 1976-77.

Незнайка учится, 1961.

Фунтик и огурцы, 1961.

Незнайка на Луне, 1999.

На сцену выходят двое ведущих с большим макетом книги. Макет устанавливается на подставку.

1-й ведущий.

Любимых книг прекрасные страницы

Пусть оживут!

Вот фантазеры: Стасик, Мишка

И Костик с Витей.

Вы помните рассказ «Тук-тук-тук«?

2-й ведущий.

Дружка везли однажды в чемодане -

А как замазку потеряли?

1-й ведущий. Я думаю, что стоит посмотреть!

Выбегают два мальчика - Костя и Шурик.

Костя. Я - Костя!

Шурик. Ну а я - Шурик! (Хором.) И у нас есть замазка!

Костя. Посмотри, что у меня получилось.

Шурик. Ливерная колбаса. (Костя обижается и прячет замазку в карман.) Где замазка?

Костя. Вот она, в кармане. Не съем я ее. (Пауза.)

Шурик. Ты уже съел свой пряник?

Костя. Нет еще. А ты?

Шурик. Я тоже нет. Давай есть.

Костя. Давай. (Едят. Костя вдруг плюнул.) Послушай, у тебя пряник вкусный?

Шурик. Угу.

Костя. А у меня невкусный, мягкий какой-то. Наверное, растаял в кармане.

Шурик. А замазка где?

Костя. Замазка? Вот, в кармане. Только постой. Это не замазка, а пряник. Тьфу! Я все перепутал! (Убегают.)

1-й ведущий.

Листок листал за листком

И за страницею страницу,

Попробуй отгадать сейчас,

С кем встреча наша состоится.

2-й ведущий.

Поэт, художник, враль и неумеха -

Родник он главный

Носовского смеха!

Встречайте!

Под музыку, напевая, вбегает Незнайка.

Незнайка.

В траве сидел кузнечик,

В траве сидел кузнечик,

Совсем как огуречик,

Зелененький он был.

Представьте себе,

Представьте себе -

Совсем как огуречик.

Представьте себе,

Представьте себе -

Зелененький он был.

Да, песня хороша,

Что Цветик сочинил!

Я тоже хочу быть поэтом!

Я к Цветику пойду

Стихи учиться сочинять!

А уж потом, потом,

Хочу известным стать!

Входит Цветик.

Незнайка.

Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

Цветик.

А у тебя способности есть?

Незнайка.

Конечно, есть. Я очень способный!

Цветик.

Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?

Незнайка.

Рифма? Нет, не знаю.

Цветик.

Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково. Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?

Незнайка.

Понял.

Цветик.

Ну, скажи рифму на слово палка

Незнайка.

Селедка.

Цветик.

Какая же тут рифма: палка, селедка? Надо, чтобы слова были похожи. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка.

Незнайка.

Понял, понял! Вот здорово! Пакля - шмакля.

Цветик.

Какая шмакля? Такого слова нет!

Незнайка.

Ну, тогда рвакля.

Цветик.

И такого слова нет.

Нет у тебя

Способностей к поэзии.

Незнайка.

Сейчас, сейчас... (Ходит, бормочет.) Вот, братцы, какие я стихи сочинил!

Про Знайку.

Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

Про Торопыжку.

Торопыжка был голодный.

Проглотил утюг холодный.

Про Авоську.

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Убегает, напевая под музыку.

Но вот пришла лягушка -

Прожорливое брюшко,

И съела кузнеца.

На сцену выходят все участники представлений. В руках у них книги Н.Н. Носова.

Все (хором).

Время даром не теряйте - Книги Носова читайте!

Учитель.Книга нам про все расскажет,

Книга нам все покажет.

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьется.

Где тепло, а где мороз,

Листья все смахнул с берез.

Если книгу прочитаешь,

Много интересного узнаем.

– Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н. Н.Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?

Слайд 14.

Учитель. Продолжим наш литературный праздник литературной викториной. Поделимся на две команды и попробуем отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ команды будут получать цветочек. Победит команда, собравшая больше цветков.

1 конкурс.

Перед нами «Бюро находок» Плюшкина, давайте посмотрим, что за вещи найдены в этом бюро. Попробуйте отгадать, из какого литературного произведения Николая Николаевича эти вещи:

  • Шляпа – «Живая шляпа»;
  • Огурец – «Огурцы»;
  • Телефон – «Телефон»;
  • Кастрюля – «Мишкина каша»;
  • Собачка – «Дружок»;
  • Нитки, ножницы, иголка – «Заплатка»;

Учитель. Молодцы! Теперь мы знаем, героям какого произведения нужно вернуть потерянные вещи.

2 конкурс.

Ведущий: Продолжаем нашу викторину. Следующий конкурс для внимательных читателей.. А вопрос у нас один: «Из какого произведения эти строки?»

1).«Потом мама уехала, а мы с Мишкой решили пойти на речку рыбу ловить. Наладили удочки, накопали червей». (Мишкина каша)

2).«Написали мы этих записок штук двадцать и пошли их по городу расклеивать». (Дружок)

3).«Он развинтил трубку, вынул из нее какие-то железки и стал отковыривать круглую пластину, которая была внутри». (Телефон)

4).«На следующее утро мы раньше всех примчались на огород и стали копать. Потом Мишка выпросил у Вити рулетку и принялся землю мерить: сколько у нас на участке вскопано, да сколько осталось». (Огородники).

5).« – Сколько тебе лет? – спросил Мишутка.

– 99. А тебе?

– А мне 140. Знаешь, – говорит Мишутка, – раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький». (Фантазеры).

6).«Этот автомобиль работает на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой». (Приключения Незнайки и его друзей)

7).«Котька во весь дух помчался по полю через овраг, по мостику через ручей и уже не спеша пошел по дороге домой. На душе у него было радостно». (Огурцы).

8)«У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался.

– Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!» (Заплатка).

9).«По всему дому шел дым и воняло удушливыми газами. Соседи сердились и никаких бенгальских огней не получалось». (Бенгальские огни)

10).« – Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам поползет, я ее клюшкой тресну.

– Постой, я тоже клюшку возьму.

– Да у нас другой клюшки нет. – Ну, а я возьму лыжную палку». (Живая шляпа)

3 конкурс. «Кто быстрей».

Незнайка.

Почему-то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Соберите имена героев из моего любимого произведения «Приключения Незнайки и его друзей».Но играть вам придется без капитанов команд. Потому, что Эмма Александровна приготовила для них ответственное задание – выразительное чтение отрывка из произведения Н.Н.Носова

4 конкурс.

(_________________________________________________

Участникам раздаются листки с заданиями.

ВЕТЦИК-Цветик

КЮБИТ-Тюбик

НАЙКАЗ-Знайка

НИВТИК-Винтик

ПУШТИНК-Шпунтик

КАГУНЬ-Гунька

ЧИКНОП-Пончик

ЛЯГУС-Гусля

Пока команды готовятся к заданию проводится подвижная игра со зрителями. Игра ___________________________________________________________________

Подведение итогов викторины.

Напутственные слова школьного библиотекаря и учащихся из 4 класса.

А мы с вами прощаемся и хотим сказать напутственные строки:

У тебя друзей немало.

И живут они вокруг.

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Книга – друг твой и товарищ.

Мы берем ее везде.

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде!

Книжки первые страницы

Нас встречают с юных лет

И несут вас, словно птицы,

Облетая белый свет.

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Вместе: До новых встреч!

Просмотр мультфильм _____________________________________ по рассказу Н.Носова.


Лето – замечательная пора детских каникул, пора новых впечатлений, знакомств и открытий! А ещё лето – это прекрасное время для чтения!Каждый год летом в детской библиотеке особенно шумно. В это время библиотекари готовят для своих юных читателей что-то особенное. 2015 год не стал исключением и не обошелся без приятных сюрпризов – ребята приняли участие в увлекательном проекте летних чтений «Литературные странствия».

На протяжении трёх недель ребята путешествовали по книге Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Каждый день проходили разнообразные мероприятия, игры, конкурсы, развлечения и мастер-классы.
Но все когда-нибудь заканчивается, и 24 июля состоялось закрытие прогулочной группы. Весёлый и задорный Незнайка предложил ребятам принять участие в квест-игре.

Ребята поделились на две команды, «Колокольчики» и «Цветочная поляна», и отправились в веселое путешествие по Цветочному городу. Путешествие проходило по путевым листам, на которых были обозначены станции и их местоположение. На каждой из станций ребят ждали персонажи книги «Приключение Незнайки».
Тюбик предложил ребятам попробовать себя в роли художников и нарисовать все цветы, которые росли в Цветочном городе. Команды отлично справились с этим заданием
Знайка подготовил ребятам более сложное задание. Ребятам необходимо было вспомнить фрагмент из книги, где Незнайка хотел стать художником. Красный нос, зеленые уши, синие губы, голубые волосы, оранжевые глаза и фиолетовые усы… Кого же нарисовал Незнайка, попробуй, угадай! Но нашим юным читателям все ни по чем. Савельева Светлана из команды «Колокольчики» моментально дала ответ, а вот ребята из команды «Цветочная поляна» долго и бурно спорили, но так и не смогли вспомнить друга Незнайки Гуньку. Ребята воспользовались книгой и выполнили штрафное задание.
Незнайка решил немного похулиганить и запутать ребят. Он предложил назвать имена его друзей из Цветочного города. Но среди них оказались и персонажи из других произведений. Команда «Колокольчики» и на этот раз без труда выполнила задание. А «Цветочная поляна» не смогли вспомнить Кнопочку и опять воспользовались подсказкой из книги.
Гунька предложил ребятам посмотреть на предметы и ответить, какое отношение они имеют к персонажам из произведения «Приключение Незнайки и его друзей». Здесь обе команды проявили свои знания и без труда вспомнили жителей Цветочного города и названия улиц.
Ромашка, как и все коротышки, очень любит петь. Самая любимая песня в Цветочном городе - «В траве сидел кузнечик». Ребята должны были составить из рассыпавшихся предложений текст песни и спеть её. Команда «Колокольчики» и здесь опередила соперников - быстро собрали рассыпавшиеся строчки, угадали песню и дружно спели её. Команда «Цветочная поляна» выполнила задание со штрафным заданием.
На каждой станции команды получали буквы. После прохождения всех этапов необходимо было составить слово. Команды долго варьировали буквы, но выполнить задание так и не получалось. Тогда Незнайка подсказал, что в любом трудном деле помогает дружба. Команды - соперники объединились и дружно сложили «Н.Носов Незнайка». Ребята долго громко скандировали эти слова и радовались своей победе. Несмотря на то, что победила команда «Колокольчики», проигравших не было.
Незнайка пригласил ребят на «Незнайкину ярмарку», где можно было обменять «сантики» на памятные призы.
Праздничный день закончился чаепитием.
Летняя прогулочная группа закончилась, но лето продолжается. Детская библиотека ждёт своих юных читателей в августе принять активное участие в мероприятиях и конкурсах.

23 ноября родился Николай Николаевич Носов (1908 - 1976) - советский детский писатель-прозаик, драматург, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Наиболее известен как детский писатель.

Известность и любовь многих поколений читателей получила трилогия Носова, включающая романы-сказки «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964-1965). Последний из них был удостоен Государственной премии РСФСР имени Н.К. Крупской в 1969 году.

В 1957 году авторитетный международный журнал произвёл подсчёт - произведения каких русских писателей чаще всего переводились на другие языки. Получился список, в котором третьим - вслед за Максимом Горьким и Александром Пушкиным оказался Николай Носов. Стараниями переводчиков его персонажи заговорили на многих языках мира, даже - по-японски. Например, владелец кондитерского магазина в Японии написал Носову письмо, в котором выражал желание назвать своё предприятие в честь Незнайки.

В данной статье расскажем о писателе и его творчестве, в том числе о сказках про Незнайку, а также почему «Незнайку на Луне» сравнивают с «Часом Быка» Ивана Ефремова, написанного в 1968 году.

«Он поднёс свой талант недюжинный
Миру в дар.
И отправился в город Солнечный
Пить нектар».
Из стихотворения Лидии Мирной, посвящённого памяти Носова

Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не читал в детстве произведения Носова или не знал хотя бы одного героя его замечательных книг и рассказов.

Быть детским писателем - нелёгкое занятие. С детьми не стоит лукавить или пытаться их обмануть в желании показаться искренним.

«Подумайте, взвесьте. Писать для детей - это трудный хлеб. Жить на это нельзя, а отдавать себя надо полностью…» - говорил известный детский писатель Николай Николаевич Носов.

Краткая биография Н.Носова

Писатель и драматург Николай Николаевич Носов появился на свет в 1908 году 23 ноября неподалеку от Киева в поселке Ирпень. Здесь же прошло всё его детство. Поскольку отец был эстрадным актёром, то родители небезосновательно полагали, что Николай пойдёт по его стопам. Однако он предпочёл скрипку, но очень скоро выяснилось, что учиться музыке нелегко, это вынудило Николая отказаться от своих планов стать музыкантом.

Детство Николая Николаевича Носова пришлись на один из самых трагичных периодов русской истории. Война и последовавшая за ней революция лишили семью стабильных заработков. Из-за этого Николаю пришлось с 14 лет совмещать учёбу в гимназии с подработками. Помогая семье, он перепробовал множество профессий, начиная от продавца газет и заканчивая косарем. После окончания Гражданской войны гимназия, где учился Николай, была преобразована в школу-семилетку, которую он окончил в 1924 году. После этого он устроился чернорабочим на местный бетонный завод, а затем отправился в Бучу на частный кирпичный завод.

Примерно в это же время Николай серьёзно занялся химией, организовав лабораторию на чердаке своего школьного товарища, который также принимал самое активное участие в научных изысканиях. В дальнейшем он хотел поступить в Киевский политехнический институт. Однако не смог претворить это желание в жизнь из-за отсутствия законченного среднего образования. Поэтому Николай стал учиться в вечерней профшколе. В возрасте 19-ти лет будущий химик передумал и предпочёл стать студентом Киевского художественного института. На его выбор повлияло увлечение фотографией и кинематографом.

В 1929 году Николай уехал в столицу, где поступил в Московский институт кинематографии. Спустя два года он окончил это учебное заведение, став постановщиком и режиссёром научных, мультипликационных и учебных фильмов.

В годы войны Николай Николаевич Носов занимался режиссурой учебных фильмов для армии. Одно из его военно-технических творений для танковых войск принесло ему Государственную премию. Кроме того, в 1943 году он был награждён орденом Красной Звезды, который был одной из самых почитаемых военных наград.

Как Николай Носов пришёл в литературу

Николай Носов пришёл в литературу совершенно случайно. Поначалу он просто выдумывал забавные истории для своего сына и лишь немногим позже понял, что рассказы стоило бы записывать.

Маленький сын требовал всё новых сказок и интересных рассказов, и Носов стал их сочинять сначала для него, а потом и для его друзей. Писатель понял, что это творчество требует и больших знаний, и понимания детской психологии. А главное - уважения. И такой вот большой любовью и вниманием к детям пронизаны все произведения Носова.

В тридцатилетнем возрасте Носов впервые напечатался в журнале «Мурзилка» с рассказом «Затейники» и имел неожиданный успех.

В последующие годы автор стал писать для различных всесоюзных детских изданий, завоёвывая признание и любовь юных читателей. Носов черпал сюжеты из реальной жизни, детально и естественно описывая жизнь своих забавных героев - смышлённых, остроумных и любознательных, в коих каждый ребёнок мог непременно узнать себя самого. Автор, сам будучи отцом, прекрасно ориентировался в детской психологии и, что немаловажно, воспринимал детей как личностей, делая ставку на воспитании в их неокрепшем сознании здоровых идеалов дружбы, уважения, взаимопомощи и прочего. При этом в произведениях Носова напрочь отсутствует открытая идеологическая пропаганда, столь свойственная писателям того периода. Но агитация за счастье, за правильную и бесконфликтную жизнь пронизывает его произведения. Наконец, детские рассказы Носова - это просто увлекательные истории, захватывающие внимание с первых же страниц.

Слава состоявшегося детского писателя окончательно укрепилась за ним после выхода трилогии о Незнайке, ставшей классикой детской литературы.

Сказки Николая Носова о Незнайки

Вот как отзываются писатели о сказочной трилогии о Незнайке.

«Незнайка - это было открытием… Приключения, характеры, знания, мораль - всё было вложено в книгу, и так легко и органично - что ни одному ребёнку и в голову не приходило, что его не просто развлекают, его учат… Вот почему я так люблю эту книгу» (Сергей Лукьяненко, писатель),

«В СССР было много выдающихся детских писателей, но ни у кого не было «Незнайки на Луне». Попробуйте его сейчас перечитайте. Наше общество скроено по его книжке. Но её ценность далеко не ограничивается политсатирой» (Лев Пирогов, писатель).

Наиболее известны и любимы читателями сказочные произведения Николая Носова о Незнайке. Первое из них - сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». Потом была написана знаменитая трилогия: «Приключения Незнайки и его друзей» (1953-1954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (1964-1965). Роман-сказку с элементами научной фантастики и политической сатиры и антиутопии «Незнайка на Луне», экономисты называют самым толковым и доступным учебником советской политэкономии. Из него можно отлично усвоить, что такое реклама, акционерное общество, лопнувший банк, продажная пресса, забастовка, безработица, биржа, что такое рыночные отношения. В сказочной трилогии о Незнайке писатель усложняет задачу - помимо простых навыков, о приобретении которых можно узнать из его первых рассказов и повестей, писатель включает обучение арифметике или приготовление каши, он рассказывает о космосе, ракетостроении, устройстве общества.

Писал ли он исключительно для детей? Думается, что нет. И особенно этот вопрос возникает в отношении его последней книги - «Незнайка на Луне».

Недетский подтекст в «Незнайке на луне»

Открываем книгу и видим надпись:

Для детей младшего школьного возраста.

Но как только вместе с Незнайкой попадаем в город Давилон (как он созвучен библейскому Вавилону), простая сказка перерастает в нечто большее… Автор здесь явно увлёкся социальной и политической сатирой. Конечно, перечитывая произведение уже в другом возрасте и не ребёнку, практически в любой детской книге можно найти что-то недетское. Однако, судите сами.

Предлагаем цитаты с недетским подтекстом из «Незнайки на Луне».

  1. Можно только представлять и умиляться, как дети, ещё недавно вылезшие из песочницы, ведут беседы о частной собственности или говорят, усаживаясь впервые за парту, что теперь это их частная собственность.

«-Ты что, не признаёшь, может быть, частной собственности? - спросил подозрительно Клопс.
- Почему не признаю? - смутился Незнайка. - Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы всё сеем вместе, и деревья сажаем вместе, а потом каждый берёт, что кому надо. У нас всего много».

  1. Ссылка на Дурацкий остров - явный намёк Носова, что праздность и развлечения ведут к полной деградации. Очень тонко по отношению к маленьким детям.

«- Ну так послушай. У нас здесь всё можно. Нельзя только не иметь крыши над головой и ходить по улице без рубашки, без шляпы или без башмаков. Каждого, кто нарушит это правило, полицейские ловят и отправляют на Дурацкий остров. Считается, что если ты не в состоянии заработать себе на жилище и на одежду, значит, ты безнадежный дурак и тебе место как раз на острове Дураков. Первое время тебя там будут и кормить, и поить, и угощать чем захочешь, и ничего делать не надо будет. Знай себе ешь да пей, веселись да спи, да гуляй сколько влезет. От такого дурацкого времяпрепровождения коротышка на острове постепенно глупеет, дичает, потом начинает обрастать шерстью и в конце концов превращается в барана или в овцу…»

  1. Вряд ли детям придёт в голову наживаться на своих менее состоятельных товарищах. Аферистами, о которых пишет Носов, они, хочется надеяться, к этому возрасту ещё не стали.

«Дело в том, что Незнайка прилетел к нам с другой планеты с бесценным грузом. Он привёз семена гигантских растений, которые дают очень крупные плоды. …Но все неудобство в том, что семена эти остались на поверхности Луны, в ракете. У нас же не имеется летательных аппаратов, которые могут подниматься на такую высоту. Следовательно, сперва необходимо будет сконструировать и построить такой аппарат, но для этого понадобятся деньги.
- Вот с деньгами-то будет труднее, - сказал Жулио. - Я знаю многих, которые не отказались бы получить деньги, но не знаю никого, кто согласился бы добровольно расстаться с ними.
- Это действительно верно, - сказал, улыбаясь, Мига. - Но у меня уже созрел замечательный план. Деньги на это дело должны дать сами же бедняки. Ведь это для них мы хотим достать семена с Луны.
- Правильно! - обрадовался Жулио. - Мы учредим акционерное общество . Выпустим акции… Вы знаете, что такое акции? - спросил он Незнайку.
- Нет, мне что-то не приходилось слышать о них, - признался Незнайка.
- Акции - это такие бумажки, вроде денежных знаков. Их можно напечатать в типографии. Каждую акцию мы будем продавать, скажем, по фертингу. Вырученные деньги затратим на постройку летательного аппарата, а когда семена будут доставлены, каждый владелец акций получит свою долю семян. Разумеется, у кого окажется больше акций, тот и семян получит больше».

  1. Название города, куда отправляются герои, напоминает Сан-Франциско. Не туда ли за американской мечтой отправлялся герой Бунина? Хорошо, что здесь всё закончилось хорошо.

«- Вот и замечательно! - сказал Крабс. - В Сан-Комарике можно прекрасно повеселиться. Впрочем, с деньгами везде хорошо».

  1. Современные дети, конечно, газет вообще не читают. На наш взгляд, Носов очень верно расписал здесь все предпочтения. Кто же не любит полистать «жёлтую» прессу…

«Здесь были и «Деловая смекалка», и «Давилонские юморески», и «Газета для толстеньких», и «Газета для тоненьких», и «Газета для умных», и «Газета для дураков». Каждый, кто покупал «Газету для дураков», говорил, что он покупает её не потому, что считает себя дураком, а потому, что ему интересно узнать, о чём там для дураков пишут. Кстати сказать, газета эта велась очень разумно. Всё в ней даже для дураков было понятно. В результате «Газета для дураков» расходилась в больших количествах и продавалась не только в городе Давилоне, но и во многих других городах. Владельцы газет прекрасно понимали, что уже само название должно возбуждать интерес читателя, иначе никто не стал бы покупать их газету».

  1. Не лишён город и тайных обществ, похожих на Вольных каменщиков.

«Однажды, когда они возвращались вместе с работы, Пискарик сказал: Ты, я вижу, коротышка хороший, и тебе можно доверить секрет. У нас здесь есть тайное общество. Называется Общество свободных крутильщиков. Если хочешь, я могу записать и тебя. Мы время от времени собираемся, беседуем о жизни, покупаем в складчину хорошие книги, вместе подписываемся на газету. Одному, знаешь, трудно потратиться на газету, вместе же гораздо легче. Мы хотим, чтобы все крутильщики сделались образованней и умней».

То есть Николай Носов пророчески нас предупреждал ещё в детстве, в далёкие 60-е, о том, что будет со страной в будущем.

«Незнайка на Луне» - во многом отражение современной действительности в России. В мире, в котором правит только жажда денег, наживы и развлечений, люди превращаются в баранов - таков посыл писателя нам.

Николай Носов уже в те годы говорит о следующих нравственных и социальных категориях:

  1. Мировоззрение:

«- К чему же богачам столько денег? - удивился Незнайка. - Разве богач может несколько миллионов проесть? - Ну это когда хочется другим пыль в нос пустить».

  1. Реклама

«Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же он увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе».

  1. Монополизация экономики

«Наилучший выход из создавшегося положения - это начать продавать соль ещё дешевле. Владельцы мелких заводов вынуждены будут продавать соль по слишком низкой цене, их заводишки начнут работать в убыток, и им придётся закрыть их. А вот тогда-то мы снова повысим цену на соль, и никто не станет мешать нам наживать капиталы».

  1. Состояние науки

«Незнайка спросил, почему лунные астрономы или лунологи до сих пор не построили летательного аппарата, способного достичь внешней оболочки Луны. Мемега сказал, что постройка такого аппарата обошлась бы слишком дорого, в то время как у лунных учёных нет денег. Деньги имеются лишь у богачей, но никакой богач не согласится затратить средства на дело, которое не сулит больших барышей».

  1. Законность (словно написано про 90-е годы и полицейских-оборотней)

«- А кто такие эти полицейские? - спросила Селёдочка.- Бандиты! - с раздражением сказал Колосок. - Честное слово, бандиты! По-настоящему, обязанность полицейских - защищать население от грабителей, в действительности же они защищают лишь богачей. А богачи-то и есть самые настоящие грабители. Только грабят они нас, прикрываясь законами, которые сами придумывают. А какая, скажите, разница, по закону меня ограбят или не по закону? Да мне всё равно!»

  1. Система в целом

«…у кого есть деньги, тот и на Дурацком острове неплохо устроится. За денежки богатей выстроит себе дом, в котором воздух хорошо очищается, заплатит врачу, а врач пропишет ему пилюли, от которых шерсть отрастает не так быстро. Кроме того, для богачей имеются так называемые салоны красоты. Если какой-нибудь богатей наглотается вредного воздуха, то скорей бежит в такой салон. Там за деньги ему начнут делать разные припарки и притирания, чтоб баранья морда смахивала на обыкновенное коротышечье лицо. Правда, эти припарки не всегда хорошо помогают. Посмотришь на такого богача издали - как будто нормальный коротышка, а приглядишься поближе - самый простой баран».

Таким образом, писатель описал систему, которая пришла к власти в 90-е годы - номенклатурно-олигархический капитализм.

Описания столь точны и детальны, что поневоле закрадывается сомнение - как мог человек, проживший всю свою жизнь за непроницаемым тогда ещё «железным занавесом», нарисовать столь масштабное и безукоризненно исполненное полотно? Тем более, что выписан у него скорее не тогдашний капитализм, но и капитализм сегодняшний. Откуда у него столь детальные знания о биржевой игре, брокерах, «дутых» акциях и финансовых пирамидах? Откуда, наконец, взялись резиновые дубинки со встроенными электрошокерами, их ведь в те годы просто не было на вооружении полиции - ни в западных странах, ни тем более у нас.

Эта сказка напоминает нечаянное описание самоощущения тех жителей СССР, которые в 1991 году проснулись словно на Луне: нужно было выжить в ситуации, когда то, что казалось бессобытийный улицей Колокольчиков, осталось в далеком прошлом - вместе со своим якобы вечным временем…

Интересные факты о книге «Незнайка на луне»

Описанные в сказочной трилогии события, характерны для капитализма XX - ХХI веков. В сатирической форме Николай Носов описал постсоветскую Россию, затронув основные черты лунного капитализма:

  • Преследование рабочих и профсоюзных организаций;
  • Сращивание власти и развитие монополизма;
  • Биржевая торговля ценными бумагами проявляет роль фиктивного капитала в постсоветской России;
  • Описание работы «бредламов» характеризует полную монополизацию бизнеса в стране;
  • Проблема борьбы с экономическими конкурентами проявляется в описании «Соляного бредлама» (мелкое производство соли);
  • Характерные черты докапиталистической формации проявляются в денежной аренде земли на морском побережье для добычи соли;
  • Автор поднимает проблемы безработицы, манипуляции населения СМИ и общественной цензуры, свободная торговля оружием, полицейскими доспехами,
  • Скрытые платежи в отеле «Экономическом» затрагивают недобросовестную рекламу;
  • Драконовские законы против бродяжничества и пауперизма (массовой нищеты): каждый, кто ходит без ботинок или ночует на улице преследуется полицией и отправляется на Дурацкий остров;
  • Откаты - Спрутс для подкупа Жулио и Миги предлагает «Большому бредламу» скинуться по 3 миллиона. Собрав деньги с монополистов, Спрутс оставляет 1 миллион у себя;
  • Демонстрация богатых и бедных на примере образа жизни мыльного монополиста Грязинга и покупки машины в кредит Козликом. Богатые люди не приумножают капитал, а транжирят средства для развлечения на собачьи рестораны и парикмахерские;
  • Коррупционные действия судебных органов и полицейских проявляются в вымогательстве взятки Мигля у Незнайки, признании судьи Вриглема в тотальном подкупе полиции.

Трилогия писалась как сатира на западный капитализм того времени. В то же время многие явления, описанные Носовым, характерны скорее для капитализма начала XX века. Кое-что преувеличено, кое-что, напротив, сохранилось и по сей день. «Незнайка на Луне» опередил время, став фактически описанием постсоветской России, описав присущий ей «дикий капитализм» 90-х.

Носов ни разу не был заграницей, но оказался настолько уникальным провидцем, что описал в романе о Незнайке на Луне не только «американизацию», но и последующее наступление Запада на наш уклад жизни.

Лунные города и персонажи, обители и источники капитала, у Носова чужеродны даже в именах: Фантомас и Сан-Комарик, Давилон и Брехенвиль, бесчисленные спрутсы, мигли, грязинги и скуперфильды, названия же бедняцких деревень подчёркнуто русские - Нееловка, Бесхлебово, Голодаевка…

При этом, разговаривают коротышки на обеих планетах на одном языке и понятно, что миры коротышек Земли и Луны - это «русские» миры, а точнее - русские мир и антимир. Замечательно и то, что среди трёх главных образцов для подражания, на которых воспитывались строители коммунизма, Буратино, Чиполлино и Незнайки, главный персонаж Николая Носова - единственный плоть от плоти наш, незаимствованный из «Европ»…

«Час быка» И.Ефремова и «Незнайка на луне» - книги о будущем России

В 1968 году, спустя 3 года после публикации «Незнайки на Луне», вышел в свет роман «Час Быка» И.Ефремова.

Фантаст Ефремов Иван Антонович (1907 - 1972) и детский писатель Носов Николай Николаевич (1908-1976) - люди одного поколения, и взгляды их формировались под влиянием схожих условий, исторических событий. Не потому ли в романе Ефремова «Час Быка» и в книге Носова «Незнайка на Луне» сюжет поразительно похож? Даже сюжетно, они близки друг другу.

И у Ефремова в книге Носова земляне-коротышки отправляются в космос с целью оказать помощь. Если в «Часе Быка» - терпящим бедствие братьям по разуму, то у Носова - случайно угнавшим космическую ракету Незнайке и Пончику.

Аналогично Тормансу в «Часе Быка», Малая Земля, на которой живут лунные коротышки - инфернальное общество, застрявшее в безвременье, не знающее прогресса, которое не может самостоятельно преодолеть межпланетного барьера развития (у Лунных коротышек это даже более наглядно показано: они отделены от остального космоса наружной поверхностью Луны). В прошлом Малой Земли имел место грандиозный катаклизм - свидетельство тому - лунные кратеры, оказавшиеся при ближайшем рассмотрении стенами древнейших огромных городов, из которых лунные коротышки были вынуждены переселиться на внутреннюю планету. И это внутренне полая Луна отсылает к мифам некоторых народов нашей планеты. Носов не останавливается на истории лунного общества, но читателю очевидно: здесь имели место социальная и научно-техническая деградация, экологическая катастрофа. Намёк на последнюю - «плохой воздух» на Дурацком Острове, под воздействием которого коротышки превращаются в баранов (мутируют?). Кстати, а сам Дурацкий Остров, который создан для утилизации социальных низов лунного общества - чем не аналог «мягкой смерти» на Тормансе?

Совсем противоположны лунным коротышкам земные. Они живут принципами ненасильственной и неотчуждённой цивилизации, в согласии с природой (забавный факт: автомобиль Винтика и Шпунтика ездит на газированной воде - чем не намёк на поиск более простые, и в то же время - более совершенные по сравнению с нефтью энергоносители?). Им не нужны деньги и ценные бумаги - грыжи экономики у них нет. Они не ходят на работу в привычном нам смысле. Всё то, чем они занимаются - пишут стихи, готовят пищу на костре, когда в доме внезапно возникает эффект невесомости, строят воздушный шар или ракету для полёта на Луну - всё это может быть и трудные, но всё же интересные дела, которые они выполняют не работая, но играя. Труд у земных коротышек - добровольная и почётная обязанность. Совсем как в обществе будущего у Ефремова.

Носов не даёт названия тому общественному строю, в который погружены жители Цветочного городка. Напомним: книга писалась в 1960 годы, когда КПСС провозгласила:

«Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!».

Видимо, Носов верил: его читатели, повзрослев, уже будут жить при коммунизме, и он станет для них естественной средой, не требующей специальных обозначений.

Зато в отношении общества лунных коротышек все имена названы, все маски сброшены. Макаронный магнат Скуперфильд и финансовый воротила господин Спрутс, делающий деньги на бычьем тренде акций дутого Общества гигантских растений. Ночлежки для бродяг и разгон демонстраций. Промывка мозгов обывателей продажной прессой и телевидением («невесомость - это такое явление, от которого все кости становятся мягкими и человек превращается в червяка»). Монополизация рынков и разорение мелких предпринимателей (помните, как прогорел Пончик, открывший лунным коротышкам гастрономическую ценность соли?). Тайные организации рабочих, в одну из которых («Общество свободных крутильщиков») вступает Пончик после разорения. Поистине, книга Носова - учебник социологии библейской цивилизации для малышей!

Носов, как и Ефремов, были настоящими коммунистами. Следует помнить, что:

«Не все коммунисты были членами партии, а не все члены партии коммунистами».

Конечно, таких проблем с выходом «Незнайки на Луне» в печать, как у Ефремова с «Часом быка» у Носова не было. Но вот что интересно: Носов больше некоторых даже сегодняшних «коммунистов» понимает необходимость технического, а не только морального превосходства социализма над предыдущей формацией. Лунные коротышки сбрасывают с себя иго местной «элиты», когда начинают применять в сельском хозяйстве семена привезённых землянами гигантских растений, когда в промышленности и на транспорте самовольно внедряют антигравитацию. Помните, как Знайка и друзья, включив аппарат невесомости летят на обычном морском пароходе спасать Незнайку и других коротышек, попавших на Дурацкий остров, или как работники макаронной фабрики, применив невесомость, выгоняют Скуперфильда). Так что, книга Носова - не только детская забава, но и повод задуматься взрослым!

Заключение

В СССР в 70-х годах прошлого века процесс будущего преображения библейской цивилизации увидели и описали двое:

  • Иван Антонович Ефремов в романе «Час быка»
  • и Николай Николаевич Носов в детском романе «Незнайка на Луне»

И.А.Ефремов сумел заглянуть в далёкое будущее землян так, что Запад на фоне его фантастики выглядит сегодня диким варварским атавизмом, несмотря на все его технические достижения. Ведь Западная фантастика, которая представлена Голливудом в виде казалось бы безобидного политически нейтрального «развлекалова», это - мировоззренческое зеркало его агрессивности.

Запад уверен, что если и есть внеземные цивилизации, то они спят и видят как поработить землян, т.е. они априори - агрессивны. И потому земляне должны стремиться не к тому, чтобы понять иные миры, а готовиться к отражению агрессии с их стороны, к подчинению себе «отсталых» внеземных цивилизаций и колонизации их планет. Т.е. нравственно психологически всё там, как времена капитана Кука с тою лишь разницей, что носителем агрессии выступает не деревянное корыто под парусами, а звездолёт…

Книга «Час Быка», которая по форме представления является фантастическим произведением, по существу своему является программным мировоззренческим манифестом русской цивилизации, таким, как его понимал автор в своё время.

Это произведение «многослойно», наполнено прозрениями автора, его глубочайшими размышлениями о сути человеческой природы, и возможных путях развития цивилизации. Носов сделал то же самое для детей.

Послесловие

В третьей книге - «Незнайка на Луне» - Носов впервые вводит в свой сказочный мир откровенное зло! В отличие от Цветочного города, на Луне коротышки стареют, лысеют, носят усы и бороды, умирают от болезней и погибают насильственной смертью. И это уже не ветрогоны, здесь всё всерьёз и никакой волшебник не спасёт тебя от голода или, чего хуже, шальной бандитской пули.

«…Существует байка. Борис Ельцин во время первой инаугурации - для создания приличествующей моменту картинки - читал клятву на единственной найденной в спешке толстой книге: Конституция только что образованной России всё ещё переписывалась и находилась в доработке. Этой «толстой книгой» по роковой случайности оказалась «Незнайка на Луне». Что было дальше, все прекрасно помнят».

Конечно, клятву он давал на Конституции, но распространение в обществе этой байки хорошо характеризует психодинамику советского общества в то время.

В 90-е голодной стране стало не до пророков. О Носове как будто забыли и даже к столетию со дня рождения писателя в 2008 году та же «Литературная газета» обошлась заметкой в несколько строчек.

Тогда как сама история внезапно оказалась про всех нас: под выражением «свалился с Луны» подпишется каждый, кому удалось застать Перестройку и Ускорение.

Носов пишет о вирусе капитализма и сам же даёт рецепт. Пробыв на Луне целый год, Незнайка заразился тлетворным лунным геном смерти. Космический корабль чудом успевает прилететь, пока Незнайка ещё жив. Сродни былинному персонажу, Незнайка падает на землю и в буквальном смысле берёт из неё силы, излечиваясь от зловредного лунного влияния…

Столкнувшись с капитализмом, Незнайка повзрослел и вернулся на Землю уже не ребёнком, а другим человеком. Трансформация героя, очевидно, связана с осознанием Родины. Путешествие коротышек на Луну - не просто приключения во времени и перемещение в пространстве, это переход в иное измерение (инициация, если угодно), путешествие в душе персонажей. В девяностые первым читателям «Незнайки на Луне» было по 30−40 лет…

Путь домой - ещё один извечный всемирный сюжет, трактуемый столь широко, что сегодня является дополнительным измерением национальной идеи. Что бы ни понималось под этим термином, почти всегда это восстановление порядка вещей, торжество справедливости.

Спрятанный в романе, как оказалось, антидот от капитализма придал книге подлинное величие.

В фантастическую обёртку Носов завернул такую мощную сатиру, которая ставит его в один ряд с Гоголем и Салтыковым-Щедриным. То, что казалось обличением пороков Запада, на поверку вышло проницательным взглядом в отечественные 90-е и по-прежнему выглядит актуальным предупреждением - слишком много до сих пор вокруг примеров лунного капитализма.

Возможно, именно поэтому до сих пор «Незнайка на Луне» - книга, которая популярна среди взрослых едва ли не больше, чем среди детей.

Глава седьмая. ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ

На следующее утро Знайка разбудил своих друзей пораньше. Все проснулись и стали готовиться в путь. Винтик и Шпунтик надели свои кожаные куртки. Охотник Пулька обулся в свои любимые кожаные сапоги. Голенища этих сапог были выше колен и застегивались сверху на пряжки. Такие сапоги были очень удобны для путешествия. Торопыжка надел свой костюм-"молнию". Об этом костюме следует рассказать подробно. Торопыжка, который всегда торопился и не любил тратить время попусту, придумал для себя специальный костюм, в котором не было ни одной пуговицы. Известно, что при одевании и раздевании больше всего времени тратится на застегивание и расстегивание пуговиц. В костюме Торопыжки не было отдельных рубашки и брюк: они были соединены в одно целое на манер комбинезона. Этот комбинезон застегивался сверху на одну кнопку, которая была на затылке. Стоило отстегнуть эту кнопку, и весь костюм каким-то непостижимым образом сваливался с плеч и молниеносно падал к ногам.
Толстенький Пончик надел свой самый лучший костюм. В костюмах Пончик ценил главным образом карманы. Чем больше было карманов, тем лучше считался костюм. Самый лучший его костюм состоял из семнадцати карманов. Куртка состояла из десяти карманов: два кармана на груди, два косых кармана на животе, два кармана по бокам, три кармана внутри и один потайной карман на спине. На брюках было: два кармана спереди, два кармана сзади, два кармана по бокам и один карман внизу, на колене. В обычной жизни такие семнадцатикарманные костюмы с карманом на колене можно встретить только у кинооператоров.
Сиропчик нарядился в клетчатый костюм. Он всегда ходил в клетчатых костюмах. И брюки у него были клетчатые, и пиджак клетчатый, и кепка клетчатая. Увидев его издали, коротышки всегда говорили: "Глядите, глядите, вон идет шахматная доска". Авоська нарядился в лыжный костюм, который считал очень удобным для путешествия. Небоська надел полосатую фуфайку, полосатые гетры, а шею обмотал полосатым шарфом. В этом костюме он был весь полосатый, а издали казалось, что это вовсе не Небоська, а обыкновенный полосатый матрац. В общем, все оделись кто во что мог, только Растеряйка, у которого была привычка бросать свои вещи куда попало, никак не мог отыскать свою куртку. Кепку свою он тоже куда-то сунул и, сколько ни искал, нигде не мог найти. В конце концов он нашел под кроватью свою зимнюю шапку с ушами.
Художник Тюбик решил рисовать все, что увидит во время путешествия. Он взял свои краски и кисточку и заблаговременно положил их в корзину воздушного шара. Гусля решил захватить с собой флейту. Доктор Пилюлькин взял походную аптечку и тоже положил в корзину, под лавочку. Это было очень предусмотрительно, так как во время путешествия кто-нибудь мог заболеть.
Еще не было шести часов утра, а вокруг уже собрался почти весь город. Многие коротышки, которым хотелось посмотреть на полет, сидели на заборах, на балконах, на крышах домов.
Торопыжка первый залез в корзину и выбрал для себя самое удобное место. За ним полез Незнайка.
- Смотрите, - кричали собравшиеся вокруг зрители, - уже начинают садиться!
- Вы чего забрались в корзину? - сказал Знайка. - Вылезайте, еще рано.
- Почему рано? Уже можно лететь, - ответил Незнайка.
- Много ты понимаешь! Шар сначала надо наполнить теплым воздухом.
- А зачем теплым воздухом? - спросил Торопыжка.
- Потому что теплый воздух легче холодного и всегда поднимается кверху. Когда мы наполним шар теплым воздухом, теплый воздух поднимется вверх и потащит шар кверху, - объяснил Знайка.
- У, значит, еще теплый воздух нужен! - протянул Незнайка, и они вместе с Торопыжкой вылезли из корзины.
- Глядите, - закричал кто-то на крыше соседнего дома, - вылезают обратно! Раздумали лететь.
- Конечно, раздумали, - отвечали с другой крыши. - Разве можно полететь на таком шаре! Просто морочат публику.
В это время Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить их в корзину. Сейчас же Торопыжка, Молчун, Авоська и другие малыши начали насыпать в мешки песок и класть их в корзину.
- Что это они делают? - с недоумением спрашивали друг друга зрители. - Зачем-то кладут в корзину мешки с песком.
- Эй, зачем вам мешки с песком? - закричал Топик, который сидел верхом на заборе.
- А вот поднимемся и будем вам сверху на головы бросать, - ответил Незнайка.
Конечно, Незнайка и сам не знал, для чего мешки. Он это просто так выдумал.
- Вы поднимитесь сначала! - закричал Топик.
Сидевший на заборе рядом с Топиком малыш Микроша сказал:
- Должно быть, они боятся лететь и хотят, чтобы вместо них мешки с песком полетели.
Вокруг засмеялись:
- Конечно, боятся! А чего им бояться? Все равно шар не полетит.
- А может быть, он еще полетит, - сказала одна из малышек, которые тоже глядели в щелки забора.
Пока вокруг спорили, Знайка велел развести посреди двора костер, и все увидели, как Винтик и Шпунтик вынесли из своей мастерской большой медный котел и поставили его на костер. Этот котел Винтик и Шпунтик уже давно сделали для нагревания воздуха. Котел был с наглухо закрытой крышкой, в которой имелось отверстие. Сбоку был приделан насос для накачивания в котел воздуха. Этот воздух нагревался в котле и уже горячий выходил через верхнее отверстие в крышке.
Конечно, никто из зрителей не мог догадаться, для чего котел, но каждый высказывал свои предположения.
- Наверно, решили сварить себе суп, чтобы позавтракать перед путешествием, - сказала малышка, по имени Ромашка.
- А что ты думаешь, - ответил Микроша, - и ты бы, наверно, подзакусила, если бы отправлялась в такой дальний путь!
- Конечно, - согласилась Ромашка. - Может быть, это в последний раз...
- Что - в последний раз?
- Ну, поедят в последний раз, а потом полетят, шар лопнет - и они разобьются.
- Не бойся, не лопнет, - сказал ей Топик. - Для того чтобы лопнуть, надо полететь, а он, видишь, торчит тут уже целую неделю и никуда не летит.
- А вот теперь полетит! - ответила Кнопочка, которая вместе с Мушкой тоже пришла посмотреть на полет.
Скоро все зрители принялись горячо спорить. Если кто-нибудь говорил, что шар полетит, то другой тут же отвечал, что не полетит, а если кто-нибудь говорил, что не полетит, ему тут же отвечали, что полетит. Шум поднялся такой, что уже ничего не было слышно. На одной крыше двое малышей подрались между собой - до того жарко спорили. Насилу их разлили водой.
К этому времени воздух уже достаточно нагрелся в котле, и Знайка решил, что пора приступать к наполнению шара горячим воздухом. Но для того чтобы наполнить шар горячим воздухом, из него нужно было выпустить сначала холодный воздух. Знайка подошел к шару и развязал веревочку, которая туго стягивала резиновую трубку внизу. Холодный воздух с громким шипением начал выходить из шара. Коротышки, которые спорили о том, полетит шар или не полетит, обернулись и увидели, что шар быстро стал уменьшаться. Он обмяк, сморщился, как сушеная груша, и скрылся на дне корзины. На месте, где раньше красовался огромный шар, теперь стояла только корзина, накрытая сверху сеткой.
Шипение смолкло, и сейчас же раздался дружный взрыв смеха. Смеялись все: и те, кто говорил, что шар полетит, и те, кто говорил, что не полетит, а Незнайкин друг Гунька смеялся так, что даже свалился с крыши и набил на затылке шишку. Пришлось доктору Пилюлькину тут же лечить его и намазать шишку йодом.
- Вот так полетели! - кричали вокруг. - Вот так Знайкин шар! Целую неделю возились с ним, а он взял да и лопнул. Потеха! Никогда в жизни не приходилось столько смеяться!
Но Знайка и на этот раз не обратил на насмешки внимания. Он соединил котел с шаром длинной трубкой и приказал качать насос, который был приделан к котлу. В котел начал поступать свежий воздух, а нагретый воздух по трубке проходил прямо в шар. Постепенно шар под сеткой становился все больше и больше и уже начал вылезать из корзины.

- Гляньте, - обрадовались зрители, - опять надувают! Вот чудаки! А он опять лопнет.
Никто не верил, что шар полетит. А он тем временем сделался еще больше, вылез из корзины и лежал в ней, точно огромный арбуз на блюдечке. Тут вдруг все увидели, что шар сам собой медленно поднялся кверху и натянул сетку, которой был привязан к корзине. Все так и ахнули. Каждый видел, что теперь никто не тянул шар на веревке кверху.
- Ура! - закричала Ромашка и даже в ладоши захлопала.
- Не ори! - прикрикнул на нее Топик.
- Да ведь полетел же!
- Еще не полетел. Видишь, он к корзине привязан. Разве он сможет поднять корзину да еще с коротышками!
Тут Топик увидел, что шар, сделавшись больше, поднялся выше и корзина отделилась от земли. Топик не удержался и закричал что было силы:
- Держите! Ведь улетит же! Что вы делаете?
Но шар не улетел, так как корзина была крепко привязана к ореховому кусту. Она только немного приподнялась над землей.
- Ура-а! - раздалось со всех сторон. - Ура! Молодец, Знайка! Вот так Знайкин шар! Чем же они надували его? Наверно, паром.
Теперь уже все верили, что шар полетит.