Лекарственные растения для детей. Цветы и травы в картинках, заданиях, стихах и рассказах для детей


Ура! Каникулы!

Разгар лета. Прогулки на свежем воздухе! Воздух, солнце, природа! Самое время побеседовать с детьми об опасности, подстерегающей их на природе: в лесу, в парке, на лугу. Речь пойдет о ядовитых растениях. То, что очевидно для нас, взрослых, не всегда известно нашим детям. Замечательно, если в детском саду или в школе им рассказывали о том, что растения бывают опасными, ядовитыми. А если нет?

*Поговорите о растениях, которые могут быть опасными для детей при неправильном обращении с ними.

*Познакомьте детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, научите узнавать их, различать и называть.

*Расскажитедетям про съедобные и ядовитые растения, растущие в лесу, на поляне, на лугу. Полезные растения - это земляника, малина, черника, брусника. Эти ягоды съедобные и вкусные, их можно собирать и есть. Из них варят варенье и компоты.

*Вспомните, как вместе собирали лесную землянику, малину, чернику, бруснику. Попросите рассказать, где растут эти растения, как они выглядят: высокий ли стебель, какой формы листики, какого цвета ягоды? Покажите соответствующие цветные изображения и обсудите, по каким признакам можно отличить каждое из растений (высота растения, цвет и форма).

*Покажите изображения ядовитых растений и назовите их: это - вороний глаз, волчье лыко, ландыш, белена, бузина, борщевик.

*Вороний глаз - очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видел. На его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, превращающийся затем в черную ягоду, очень похожую на черный блестящий глаз вороны. Это растение потому так и называется «вороний глаз». Все части растения ядовиты, но отравление чаще всего возникает от плодов (ягод), которые дети принимают за чернику, голубику.

*Волчье лыко - кустарник, который цветет мелкими душистыми розово-красными цветками, прикрепленными прямо к коре. Поэтому его еще называют «лесная сирень».


Позже на месте цветков появляются ярко- красные ягоды. Это опасное растение. В его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут оказаться смертельными для человека.

*Ландыш - очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды - красно-оранжевые горошины - очень ядовиты.



Дети должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений - не трогать незнакомые цветы и кустарники. У некоторых детей есть привычка - покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка, и дети должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений ядовиты и могут нанести непоправимый вред здоровью. Опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживающими ранами.

* Одно из таких растений – борщевик. Встречается на пустырях, около дорог, на лугах и лесных опушках. Удивительно красивое растение. Белые, зеленовато-желтые небольшие цветочки собраны во множество зонтиков. Крупные ярко-зеленые листья куполом обрамляют зонтики, состоящие из белых и желто-зеленых мелких цветочков. Борщевик особенно ядовит во время цветения и в начале созревания плодов. Отравление и ожоги возникают при соприкосновении со стеблями, листьями, при попадании сока растения на кожу.


*Бузина черная . Кустарник или небольшое деревце. Цветки белые, собраны в щитковидные соцветия, плоды черно-фиолетового цвета, ягоды, мякоть плода темно-красная с морщинистыми косточками. Кустарник встречается как дикорастущий и как декоративный. Отравление вызывают съеденные ягоды.


*Белена черная. Это растение очень ядовито, особенно во время цветения. Дети часто принимают плоды за маковое семя, а мясистый стеблевой корень – за корни овощных растений.


Мы назвали лишь некоторые растения, опасные для человека. Во время беседы важно рассказать детям, что эти растения могут быть полезными как для животных и птиц, так и для человека при изготовлении лекарственных препаратов.

Акцентируйте внимание детей на обязательных правилах поведения:

1. Увидев красивое незнакомое растение, не спешите срывать его, расспросите о нем взрослого.

2. Ни в коем случае не пробуйте незнакомые ягоды!

3. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку!

4. Придя с прогулки, обязательно вымойте руки с мылом!

Поиграйте в игру «Собери букет»: из заранее приготовленных картинок предложите выбрать ядовитое растение и назвать его, а из остальных составить букет.

Можно предложить детям нарисовать съедобные и ядовитые ягоды, ориентируясь на красочный образец. Попросите еще раз назвать эти растения и указать, какие из них вредные, ядовитые, а какие полезные, съедобные.

Игра «Съедобные - несъедобные ягоды» поможет закрепить полученные знания. Предлагаем несколько вариантов игры: можно использовать мячик, можно, при назывании водящим (которым может быть и педагог) полезной ягоды, поднимать вверх руку или хлопать в ладоши.

Главное - чтобы дети хорошо запомнили названия и внешний вид съедобных и ядовитых ягод и растений, тогда прогулки на природе принесут заряд бодрости и позитивные эмоции.

Литература: Авдеева Н. Н., Князева Н. JI., Стеркина Р. Б.. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 144 с.

Наталья Цейслер
Конспект занятия «Интересные факты о растениях»

Конспект открытого занятия на тему «Интересные факты о растениях».

Возраст детей 8-9 лет. Два академических часа по 45 минут, одна перемена 5 минут.

Педагог дополнительного образования Цейслер Н. Н.

Вид занятия: комбинированный.

Развитие мотивации воспитанников к обучению;

Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о интересных фактах некоторых растений (или создать условия для восприятия и осмысления интересных фактов о растениях).

Обучающие:

Обучить овладению основных приёмов объёмной аппликации;

Научить последовательности этапов выполнения работы;

Научить пользоваться работать с шаблонами;

Ознакомить и изучить особенности растений.

Развивающие:

Развить навыки работы с шаблонами;

Развить воображение, внимание, мышление;

Развить умение обобщать, делать выводы.

Воспитывающие:

Воспитать любовь к природе;

Привить интерес к творческому труду.

УУД (универсальные учебные действия):

Мыслительные - способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез;

Регулятивные - элементарные навыки самоорганизации; соблюдение правильной последовательности действий; проверка результата работы;

Личностные – формирование личных качеств: внимание, трудолюбие, аккуратность;

Развитие мотивации к творчеству и познанию нового.

Образовательные технологии.

Применение ИКТ: видео и фото.

Технология дифференцированного подхода в обучении.

Методы обучения.

Объяснительно - иллюстративный, словесный на этапе объяснения темы и постановки задачи, беседа, диалог;

Наглядный метод – рисунки, иллюстрации, фотографии, демонстрационные материалы;

Частично – поисковый метод – выполнение творческого практического задания.

Материалы и оборудование.

Для педагога: компьютер, наглядные пособия, учебная литература, фото и видео материал по теме занятия, ножницы, графитный карандаш, цветная бумага, электронная презентация «Интересные факты о растениях».

Для обучающихся: цветная бумага, ножницы, графитный карандаш, клей – карандаш, рабочие тетради, ручка.

Ход занятия:

1. Организационная часть (2 минуты).

2. Вводная беседа с проверкой качества усвоения ранее изученного материала (8 минут).

3. Изучение нового материала, постановка задач (18 минут).

4. Физминутка (3 минуты).

5. Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике (9 минут).

6. Подготовка к практической работе, инструктаж (5 минут).

7. Перемена (5 минут).

8. Практическая работа (40 минут)

Объяснение, рассказ,

Выполнение практического задания.

9. Подведение итогов, рефлексия (5 минут).

Дети поделены на малые группы (4-5 человек).

Организационная часть. (2 минуты)

Здравствуйте! Очень приятно видеть вас у себя на занятии.

Сегодня у на не обычное занятие, к нам пришли гости. Мы с вами будем работать в группах. А для того, чтобы занятие прошло на должном уровне, мне понадобится ваше внимание и старание.

Вводная беседа. (8 минут)

Педагог читает загадки, а дети отгадывают и находят подходящую иллюстрацию, затем вывешивают ее на доску.

Украшает их народ

Каждый раз под Новый год.

Вместо листиков - иголки.

Назови деревья! (Елки)

Желто-красная одежка,

Каждый листик, как ладошка.

Осенью всех ярче он.

Догадались? Это. (клен)

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой. (осинки)

Белый низ, зеленый верх -

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши. (березки)

Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это. (дуб)

Был он желтеньким цветком -

Белым стал, как снежный ком.

Дунут девочка и мальчик -

Облетает. (одуванчик)

Пьёт бензин, ка молоко,

Может бегать далеко,

Носит обувь из резины,

А зовут её … (машина)

Какая иллюстрация здесь лишняя? (ответы детей)

Знаете ли вы, что такое ботаника? Как с греческого переводится слово «ботане»? (Ответы детей)

«Ботане» в переводе с греческого означает трава, растение. А ботаника – это наука о растениях. Ботаника изучает жизнь растений, их строение, жизнедеятельность, условия обитания, происхождение и эволюционное развитие.

Что отличает человека от растений? Найдите общие и отличительные признаки. Дети рассматривают карточки: «дышит, растет, питается, двигается».(карточки лежат на столах у каждой группы, при ответах поднимают вверх правильную карточку)

Изучение нового материала. (18 минут)

Сегодня ребята, мы познакомимся с интересными и необычными растениями. А в чем их особенность определять будете вы.

Рассмотрите фотографию. Кто знает как называется это дерево? (ответы детей). В чем необычность этого дерева на ваш взгляд? (ответы детей). Команды поднимают карточку.

Это секвойя.

СЕКВОЙЯ – САМОЕ БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО В МИРЕ.

Секвойя – одно из самых больших и самых древних деревьев на Земле. Эти древесные растения семейства Кипарисовые могут вырастать до 76 метров (25-этажное здание, а отдельные экземпляры секвойя достигают высоты более 110 м. Максимальный возраст - более трёх с половиной тысяч лет. Их диаметр на уровне человеческой груди составляет 9 метров. (просмотр презентации)

Средняя высота деревьев составляет около 60 метров, но встречаются и целые рощи высотой более 90 метров. На сегодняшний день известно около полусотни секвой, чья высота превышает 105-метровую отметку.

Древесина этих деревьев несъедобна для лесных вредителей, а очень толстая кора (местами до 30 см) представляет собой тепловой щит и во время пожаров защищает дерево от огня. Этим и объясняется столь долгая жизнь секвои.

Существует туннель через поваленную секвойю в одноимённом калифорнийском национальном парке Секвойя.

По фотографии обычно сложно представить себе реальные масштабы, поэтому несколько снимков, на которых присутствуют люди - чтобы легче было сравнить размеры.

Самое быстро растущее растение - Бамбук.

Это самая высокая трава в мире – бамбук. Об этом растении на Востоке сложены легенды. Оно было спасителем и покровителем во все времена. Из него делалось оружие и мирные орудия труда. Это удивительное растение, достигающее высоты десяти метров и не являющееся деревом.

С виду не очень прочное, но способное выдерживать сильные порывы ветра. Считается самой высокой травой, произрастающей на планете. Вторым достижением бамбука является скорость роста - в самом начале он растет очень быстро, затем немного сбавляет обороты. Бамбук цветет 4 раза в столетие, а иногда и один раз в столетие.

Родственниками бамбука являются кукуруза, пшеница, рожь и другие злаковые растения.

После цветения бамбук дает плода, после чего он отмирает либо полностью, либо частично, а именно, надземная часть. Корень в этом случае остается живой.

Используется бамбук в строительстве, нашел применение в кулинарии.

И, действительно, бамбуковый лес – великолепное зрелище. А если учесть, что растут такие заросли очень быстро – красота буквально восстает стеной перед вами.

А как называется это растение, и в чем оно самое- самое? (ответы детей, просмотр презентации, команды поднимают нужную карточку)

САМОЕ ТОЛСТОЕ ДЕРЕВО - БАОБАБ.

Баобаб - уникальное дерево, оно не только самое толстое дерево на планете, но и самое долго живущее. Ученые постоянно спорят о продолжительности жизни этого дерева, т. к. у него отсутствуют годичные кольца. Путём радиоуглеродного анализа была установлена отметка в 5 500 лет. Баобаб - бесстрашное дерево. Его не напугать ни бурями, ни засухой. В сезон дождей он впитывает воду, словно огромная губка (до 120 тонн, а в жаркое время будто съеживается, порой даже становится меньше. Если со ствола содрали кору – она снова нарастает, а если по каким-то причинам дерево упало, то продолжает расти, пока хоть один корень контактирует с почвой. Еще одной интересной особенностью является то, что цветы баобаба, распускающиеся под вечер, опыляют… летучие мыши!

Жители тех мест, где растёт баобаб, нашли применение практически любой его части: из коры и корней изготовляют ткань и веревки, из золы коры - лекарство, повышающие иммунитет, листья используются в приготовлении различных блюд (салатов и супов, плоды употребляют в сыром или высушенном виде, из семян варят кофе. А ещё в дуплах баобаба можно просто жить. В общем, дерево на все случаи жизни.

Пористая кора и древесина хороши для изготовления бумаги, ткани, бечевки. Настойка из листьев баобаба лечит лихорадку, болезни почек, астму, диарею, укусы насекомых, а паста, содержащая растертые в порошок зерна, помогает при зубной боли. Из листьев варят суп, а первые ростки малыша-баобаба по вкусу напоминают спаржу. Цветочная пыльца годится для изготовления клея, дым от сожженной начинки плода отгоняет назойливых насекомых. По ночам принц вполне мог бы спокойно почивать в пустотелом баобабе.

Мякоть плодов красноватая, мучнистая, приятная на вкус, кисловатая, освежающая. Ее охотно употребляет в пищу и местное население.

Считая столь полезное дерево священным, жители саванн строго придерживаются обычая - каждый должен посеять семена баобаба возле своего жилища.

Кроме Экваториальной Африки, баобаб растет на Мадагаскаре, в Индии и в саваннах Австралии.

Не знающие старости великаны баобабы доживают до 6000 лет, а за это время сменяются многие поколения людей.

В ЮАР внутри баобаба обустроен полноценный бар. Посмотреть на него приезжают более семи тысяч человек в год. При чем дерево это продолжает благополучно расти, несмотря на интенсивно работающее внутри его ствола заведение.

А как называется это растение, и в чем оно самое- самое? (ответы детей, просмотр презентации, команды поднимают нужную карточку)

Магический цветок – пион. Неудивительно, что этот дивный цветок почитался еще в Древней Греции, где его ценили не только за красоту. Как известно древние греки страшно боялись злобных духов и, веря в магическую силу цветов, выбрали себе в защитники величественные пионы. Описание бус из кусочков корней пиона, которые носили на шее с младенчества – наглядный пример того, что этот цветок наделяли чудодейственными свойствами. богов, так и людей.

Именно внешний вид значительно повлиял на значение цветка: пион у древних римлян, например, олицетворял напыщенность, самодовольство и гордость, а в Древней Греции считался символов долголетия.

Пионы символизируют знатность и богатство и их принято преподносить друзьям и даже послам в качестве пожеланий благополучия. Согласно другой версии пион является носителем чистой энергии Ян и символизирует Любовь и Красоту, вследствие чего может свидетельствовать о более нежных чувствах к адресату.

Физминутка. (3 минуты)

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – сесть тихо на места.

Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике. (9 минут)

Беседа с детьми. Ответы на вопросы. Педагог поднимает карточку «большое, толстое, быстрорастущее, магическое», а дети находят правильный ответ среди названий растений и поднимают карточку «бамбук, секвойя, баобаб, пион». Ответ обосновывают словами.

Перемена. (5 минут)

Подготовка к практической работе, инструктаж. (5 минут).

Проговариваем безопасное использование ножниц и других подручных материалов.

Дети делятся на малые группы, для выполнения практической работы.

Практическая работа. (40 минут)

Педагог рассказывает, демонстрирует готовый образец цветка.

Как вы думаете этот цветок похож на пион? Из чего он сделан? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете почему мы сегодня делаем этот цветок? Что о нем вы знаете? Какой праздник приближается? (ответы детей)

Педагог объясняет этапы выполнения практической работы.

В процессе выполнения практической работы, педагог подходит к детям и подсказывает порядок выполнения. Обучающиеся работают самостоятельно, руководствуясь представленными на доске этапами выполнения работы, проявляя полученные навыки и закрепляя результат.

Подведение итогов, рефлексия. (5 минут)

Все дети принимают участие в оценивании работ, выбирают лучшие пионы.

С какими словами можно будет подарить этот магический цветок своей маме? (ответы детей)

Сейчас вам необходимо выбрать цветок нужного цвета и подарить его мне. (на столах конверты, в которых цветы трех цветов, необходимо выбрать)

Красный цветок - очень понравилось,

Жёлтый цветок – много узнал нового и очень понравилось,

Синий цветок – не очень понравилось.

Уборка рабочих мест.

Список литературы.

http://eco.m5.by/это-интересно/интересные-факты-о-растениях/Интересные факты о растениях

http://www.ecoterica.com/20-interesnyh-faktov-o-rasteniyah.html

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fbigslide.ru%2Fimages%2F15%2F14258%2F960%2Fimg22.jpg&text=ботаника%20это&noreask=1&pos=22&lr=50&rpt=simage

http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/zagadki-pro-derevja-i-kustarniki.html

Чтение рассказов о растениях – важный элемент эстетического воспитания детей. Лучше всего для этой цели годятся произведения классической литературы.

Самые популярные авторы, работавшие с природоведческой тематикой, – Н. Сладков, К. Ушинский, М. Пришвин, С. Аксаков. Их произведения не только помогают развитию речи и образного мышления детей. Они открывают даже в простой травинке и обыкновенном одуванчике целый мир и особый характер.

В этой подборке предложены самые рассказы этих авторов, подходящие для чтения детям. Одуванчики, берёзы, водяные лилии, камыши – все растения, описанные классиками, живут своей жизнью и помогают людям.

Весна

Ушинский К.Д.

День начинает заметно прибавляться ещё с половины декабря; а к 9-му марта он займёт уже половину суток. Начало весны потому и считается с 9-го марта.
Солнце весною не только дольше остаётся на небе, но и греет с каждым днём заметно сильнее.

Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озёра. Скоро и лёд на реках уступает влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдёт ещё с неделю - и весь лёд подымется прибывающей водою, почернеет, начнёт ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек зовут водопольем. Иная речонка такая маленькая, что летом ее переходили вброд, в водополье разливается на пять, на шесть вёрст и более. Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, расстилается весною словно море. Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки, нагруженные товарами, ходят весною там, где летом чуть не бродят куры.

На полях появляются сначала проталины: но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдёт ещё неделя, другая - и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится всё синее, а воздух всё теплее.

Ещё не весь снег сойдёт, когда там и сям начнёт уже показываться, возле старой пожелтевшей травы, новая, ярко-зелёная травка. На полях, где крестьяне ещё с осени засеяли рожь или пшеницу, подымается и зеленеет озимь, словно зелёный бархат.

Вместе с травой появляются и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Появляется кое-где и жёлтый одуванчик, тот самый что со временем наденет свою пушистую белую шапочку, круглую, как шар, и до того лёгкую, что стоит только на неё дунуть - и она вся разлетится.

Деревья также пробуждаются от зимнего сна и, разогретые солнышком, наполняются соками. Если прорубить в это время кору берёзы или клёна, то из-под неё закаплет сладкий и душистый сок.

Почки листьев подготовлены деревом ещё с осени. Всю зиму оставались они в одном положении и были едва заметны; теперь же они начинают быстро наливаться, расти, скидать свою коричневую шелуху и развёртываться в зелёные листья.

На вербе появляются пушистые цветы, или барашки. Вы, вероятно, заметили их на вербовых ветках в Вербное воскресенье? Потом появляются чуть заметные, липкие и душистые листья берёзы. Прошло ещё дней десять - и кудрявая, ярко-зелёная берёзка, с белым, опрятным стволом своим, стоит разубранная, будто на праздник: весёлая, яркая, душистая. За берёзой спешит распуститься липа, ольха, дуб. Лапчатые листья клёна не заставляют долго ждать себя. Кустарники и деревья друг перед другом спешат принарядиться на праздник весны. Сначала зелень на деревьях кажется жидкой, потому что листочки ещё малы, да и сквозь зелёную яркую траву кое-где просвечивает ещё чёрная земля. Но листочки и трава растут быстро, - к маю всё зазеленеет: рощи снова станут непроглядными, а на полях запестреют тысячи цветов. Зимой царствует однообразие: всё один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки; то развернётся благоухающая чашечка ландыша, а ещё вчера её не было; то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники, из которых к концу весны выйдут сочные, красные ягоды. Вишни, яблони, груши покрываются белыми и бело-розовыми цветами. Всё празднует весну, всё цветёт и благоухает.

Не везде весна начинается в одно и то же время. Чем южнее, тем и весна становится раньше. В Крыму уже в феврале рвут цветы, а в Архангельске и в апреле можно отморозить нос.

Птиц, вместе с весной, появляется множество. Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась. Они появляются почти всегда около 9-го марта. Но вот и жаворонок, поднявшись высоко в воздухе, запел свою звучную песню. Быстрые, острокрылые ласточки прилетают несколько позже. Скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки появляются одни за другими и населяют поля, леса и рощи, недавно ещё безмолвные.

Высоко в воздухе тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток, гусей и лебедей. Скоро и соловей начнёт свою звонкую песню. Одни из этих птиц, дикие гуси, журавли, лебеди, летят далее; другие остаются у нас на всё лето; те, которые остаются, принимаются вить гнёзда: носятся, кричат, трудятся, собирают сухие веточки, солому, мох, траву.

Хлопотливые муравьи, пёстрые бабочки, неуклюжие жуки, а потом несносные комары и мошки, тысячи самых разнообразных, летающих и ползающих насекомых выходят на свет Божий. Трудолюбивая пчёлка, проспавшая долгую зиму в тёплом улье, просыпается, покидает свою восковую келью и летит собирать сладкий мёд с цветов.

В зверином царстве заметно меньше перемены. Диких зверей вообще можно видеть редко. Но зато нельзя не видеть, как рад весне домашний скот. Простояв долгую зиму в хлевах, лошади, коровы, овцы весело выбегают в поле, и пастуху не приходится долго вызывать их из дома своей длинной трубой.

Рады люди первому снегу, но рады ещё более первым цветам. Всякое время года приносит свои удовольствия и свои заботы. Двойные рамы вынимают в домах; свежий воздух и яркий свет врываются в комнату. Звуки с улицы, которых целые полгода не было слышно за двойными стёклами, раздаются громко. А для крестьян сколько предстоит работы! Но они работы не боятся. За зиму хлеб, овёс, сено и даже солома - все переведется: одно на пищу людям, другое на корм скоту. Надобно приниматься за работу, чтобы было что есть к будущей осени и зиме.

Исправляет крестьянин телегу, ладит борону и соху и, когда земля немного по- обогреется и пообсохнет, едет в поле. Он пашет, боронит поле и сеет на нём яровое, что должно быть посеяно и собрано в одном и том же году: овёс, гречиху, ячмень, просо. В огородах копают гряды, садят картофель, лук, горох, бобы, капусту; сеют коноплю, свёклу, морковь, репу. В столицах люди достаточные переезжают на дачи, где садовники устраивают клумбы, садят и сеют цветы. Радуется весне и бедняк: слава Богу - стало теплее! Божье солнышко светит для всех даром, для всех одинаково; дров нужно меньше и худое платье сноснее.

Знойный полдень

Аксаков С.Т.

Я всегда любил и люблю жары нашего кратковременного лета... Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнёт зелёный, как весенний луг, широкий пруд, затканный травами, точно спит в отлогих берегах своих; камыши стоят неподвижно.

Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала, всё остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То ярко-зелёные, то тёмноцветные листья стелются по воде, но глубоко ушли корни их в тинистое дно; белые и жёлтые водяные лилии, цвет лопухов, попросту называемые кувшинчиками, и красные цветочки тёмной травы, торчащие над длинными вырезными листьями, разнообразят зелёный ковёр, покрывающий поверхность пруда.

Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову!

Рыбе также жарко: она как будто сонная стоит под тенью трав. Завидя лакомую пищу, только на мгновение лениво выплывает она на чистые места, пронзаемые солнечными лучами, хватает добычу и спешит под зелёные свои навесы.

Золотой луг

М.М. Пришвин

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

Сережа! - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: Очень красиво! Луг - золотой.

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.


Как рубашка в поле выросла

Ушинский К.Д.

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

Что ты, батюшка, делаешь?

А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. «У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.

Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:

Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку» .

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и стали из него нитки прясть. «Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к Рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.

Хитрый одуванчик

Н.И. Сладков

Говорят, хитрей лисицы и зверя нет. Зверя, может, и нет, а вот одуванчик хитрее лисы! На вид простак простаком. А на деле себе на уме. Страсть хитрый!

Холодно весной, голодно. Все цветы в земле сиднем сидят, ждут своего тёплого часа. А одуванчик уже зацвёл! Лучится как ясное солнышко. С осени он в корнях еду припас; всех обскакал. Спешат на его цветы насекомыши. Ему и ладно: пусть опыляют.

Завяжутся семена, одуванчик бутон закроет и, как колыбельку с близнецами, тихо опустит бутон вниз. Малышам ведь нужны покой и тепло: пусть набирают сил, лёжа спокойненько на земле в тёплой люльке.

А подрастут малыши, вырастут у них крылья-летучки - пора в путь-дорогу, на новые земли, в зелёные дали. Теперь им высота нужна, нужен простор и ветер. И одуванчик снова поднимает свой стебель, выпрямляет его как стрелу, выше всяких ветрениц, кошачьих лапок, мокриц и травок-купавок. Разлетайтесь и прорастайте!

Лисице что: у неё четыре ноги, острые зубы. И лисенят всего пяток. Попробовала бы она вырастить сотню детишек, когда вместо ног только корень, а вместо зубов - стебель да лист. Ни убежать, ни спрятаться, ни увернуться. Букашка и та грозит. Вот и хитрит одуванчик, не сходя с места. И ничего - процветает.

Мать и мачеха.

Мать и мачеха (tussikgo fartura L.). Другие русские названия: белокопытник, подбел, водяной лопух, матерник, двоелистник, камчужная трава,околоречная трава, мачеха, ранник.

Мать и мачеха - многолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, густо покрытыми буроватыми чешуевидными листьями. Стебли неветвящиеся, заканчиваются цветочной корзинкой, достигают высоты 10-25 см.

Мать-и-мачеха, несмотря на свою нежность, одно из самых неприхотливых растений. Она растет на пустырях, насыпях, в оврагах канавах, в карьерах, у дороги. На землях, покрытых плотным дерном, она не растет. Выбирает незатененные участки, очень солнцелюбива. Основной способ размножения - вегетативный, за счет корневищ, но хорошо размножается и семенами.

Целебные свойства мать-и-мачехи человек открыл давно, она - одно из самых древних лекарственных растений и успело обрасти разными преданиями и легендами. Удивительно само название растения: ее большие прикорневые листья сверху ярко-зеленые, глянцевитые, даже внешне выглядят холодными. И действительно, если этой стороной лист приложить к телу, то сразу ощущается холодок. Именно это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона того же листа, покрытая нежным пушистым бархатом - мягкая и теплая и ее сравнивают с матерью.

Это растение высоко ценится пчеловодами, так как это первый весенний медонос: дает самый ранний взяток нектара и пыльцы. Мать-и-мачеха, имея хорошо разветвленное по площади корневище, хорошо закрепляет землю на обрывах, насыпях и других местах.

Ну и конечно, первые появляющиеся весной цветки мать-и-мачехи, когда кругом все серо и бесцветно, радуют нас и пробуждают в душе чувство любви к вечно живой природе.

Л. Акиншина

Мать-и-мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега - и цветут!

Л. Дунина

На опушке - огоньки,
Целая проталинка.
Коротышки стебельки
И цветочек маленький.
Листьев нет - она цветёт,
Холодом охвачена.
Пчёлкам самый ранний мёд
Дарит мать-и-мачеха.

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми.

Одуванчик.

Одуванчик лекарственный (Taraxacum officinale) – всем знакомое многолетнее растение семейства сложноцветных; это одно из самых распространённых в мире растений.
В зависимости от условий роста, одуванчики значительно различаются по высоте (5-50 см) и диаметру соцветия (от 1 см до 5 см и более). Цветут одуванчики очень длительно, образуя за сезон огромное количество семян.

Лишь только солнце пригреет весной окрестные поля и склоны гор вокруг Гуидонии , у одуванчиков начинают активно отрастать молодые листья. А вскоре из центра прикорневой розетки сочных лопастных листьев быстро выдвигаются трубчатые цветоносы с бутонами.
И вот однажды, в тёплый солнечный день, на фоне сочно-зелёных листьев раскрываются яркие золотисто-жёлтые корзиночки одуванчиков, словно многочисленные дети солнца спустились на землю и покрыли её сияющим ковром. Пейзаж мгновенно становится праздничным и превращается в завораживающую картину.
Цветок одуванчика уподобляется солнцу в миниатюре: многочисленные язычковые лепестки изящного соцветия расходятся от центра в стороны, будто золотые солнечные лучи.

С древних времён одуванчик используют в лечебных целях и называют «эликсир жизни» не зря: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки - имеют целебные свойства.


В летний солнечный денек
золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся:
- вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь,
тише, ветер луговой!

(одуванчик)

* * *
Одуванчик

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.

О. Высоцкая


На зеленой хрупкой ножке
вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
и развеял этот шар.

(одуванчик)

Одуванчик

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.

Серова

Клевер.

Клевер является одним из самых распространенных травянистых растений, встретить которое можно буквально везде (по полевым дорогам, на лугах, лесных опушках, полянах, в самих лесах). Распространенный повсеместно, он значительно обогащает почву азотом, потому что, как и все бобовые имеют на корнях клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие атмосферный азот и переводящие его в усваиваемые растениями соединения. В мае-июне зацветают на лугах клевера и сразу меняется картина разнотравья - яркие красные, бледные розовые и белые соцветия клеверов хорошо заметны на зелени полянки.

Латинское название клевера - трифолиум (Trifolium), в буквальном переводе означает - трилистник. Действительно, почти у всех видов клевера лист обязательно состоит из трех маленьких листочков.

Тройчатый листочек клевера считался в Европе символом Святой Троицы и часто встречается в орнаментах, в вышивке, ювелирном деле и даже архитектуре, особенно готического стиля. Особой удачей считалось найти клевер с четырьмя листиками - он приносит счастье. Изображение листочка клевера дало название одной из мастей в картах - треф - по-французски клевер. Кстати, рисунок названный у нас "пиками", первоначально был листиком липы.

Наиболее известен и заметен клевер красный , он же клевер луговой . У клевера красного хорошо видно, что головка состоит из отдельных цветков. Они распускаются не одновременно, краевые раньше, и иногда на полностью отцветшей головке можно видеть 1-2 цветка, оставшиеся неопыленными и ждущие своего шмеля.

Вы встречали, наверное, и клевер белый . Его еще называют кашкой . Он не так высок, как красный, и головка у него поменьше, чем у красного, покороче и трубочки его цветков. Вот почему над лугом, где растет белый клевер, часто так мною пчел. Тут им не приходится прогрызать дырочки в цветах - пчелиного хоботка вполне хватает, чтобы и так добраться до сладкого нектара.

Вечером листочки клевера поднимаются кверху и складываются. Так они спасаются от ночного холода. Белый клевер лучше красного переносит и холода, и засуху, но луг с белым клевером дает меньше сена.

Л. Громова

Клевер в разнотравье
Розовый цветет,
В воздухе мельканье-
Бабочек полет.
В вихре кружит весело
Красок карусель,
Слух ласкает песенкой
Мне жужжащий шмель.

А. Алферова

У дороги клевер
Распушил свой веер.
С ветерком играет,
Песню напевает:
- Бабочки и осы,
Пчёлки и стрекозы
Вместе собирайтесь
И ко мне слетайтесь.
У меня, у молодца,
Очень вкусная пыльца.

Лапчатка

На берегах рек и озер, рядом с канавами, на пустырях, лесных полянах, глинистых склонах, вдоль дорог и даже на городских газонах летом можно увидеть ковер из ярко зеленых перистых листьев, среди которых примостились небольшие желтые цветки. Это лапчатка гусиная, которая цветет с мая до начала осени. Даже в октябре иногда можно увидеть желтые цветки лапчатки. Благодаря длинным стелющимся стеблям она быстро разрастается, занимая большие площади.
Любопытно, что растение «полюбило» городские газоны, так как при периодическом скашивании травы стелющаяся лапчатка практически не страдает, получая заметное преимущество для дальнейшего роста.
Лапчатка гусиная обладает выраженными целебными свойствами, поэтому находит применение в народной медицине и косметологии многих стран. Об интересе к этому растению свидетельствует и значительное количество его народных названий – гусиные лапки, гусиная трава, дубровка гусиная, лапка, лапешник, судорожная трава, мартинова рука, перстач, гарлянка, жабник и т.д.

Подорожник.

Есть множество цветов
Красивых, осторожных.
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может,
И трудней расти,
И все же он с людьми
Находится в пути!
С. БаруздинПодорожник большой в народе еще называют по-разному: семижильник, порезник, попутник, ранник, чирьевая трава.

Родовое название образовано от латинских слов planta - ступня и agere - двигать, так как прижатые к земле листья напоминают след ноги. В Древней Греции его называли «арноглосса» из-за того, что листья его похожи на овечий язык.

Русские названия «подорожник», «попутчик» связаны с местообитанием его у дорог. Другая группа названий - «порезник», «рамник», «чирьевая трава» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства. По рассказам эти свойства были открыты так.

Однажды две змеи, расположившись на дороге, грелись на солнце. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другая задержалась и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника, которым и исцелила пострадавшую. Этот случай будто бы натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран. Так это было или нет, но применение подорожника в медицине известно не менее 2 тыс. лет. Употребляли его Гиппократ и Гален. Диоскорид называл его многореберным или семиреберным (по количеству жилок). Авиценна считал, что «...он чрезвычайно хорош для язв... Листья его вяжут... Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, и при язвах нет ничего лучше этого». И еще интересная рекомендация: «Когда варят чечевичную похлебку и кладут туда подорожник вместо свеклы, такая похлебка полезна от водянки».

В народной медицине он применяется в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Такую же массу используют при укусах пчел, ос и даже змей. Она оказывает не только болеутоляющее действие, но и предупреждает появление отека.

К началу лета из середины листовой розетки приподнимаются несколько цветочных стрелок высотой 20-30 см. Они заканчиваются соцветием колос, состоящим из невзрачных буроватых четырехчленных цветков. Плоды - коробочки с большим количеством (5-34) мелких бурых семян. Одно растение способно дать до 60 тыс. семян. Наружный слой оболочки у них слизистый, при попадании воды они сильно ослизняются, становятся клейкими. Прилипая к обуви человека, копытам, лапам животных, переносятся на далекие расстояния.

Полагают, что таким образом подорожник попал в Америку. Прилипнув к обуви первых переселенцев, копытам лошадей, его семена переправились через океан и двинулись в глубь материка. Везде, где поселялись белые люди, вскоре вслед за ними появлялся подорожник. Индейцами он был назван «следом ноги белого человека».

О популярности подорожника в народе говорит поэт И. Тихонов:

Панацея, панацея -
Животворная трава,
О тебе не оскудеет
В селах северных молва...
...Чернолесье, луг
Да пожни,
По тропинке полевой
Стелет листья подорожник,
Давних лет попутчик мой.

Путник часто ранит ноги.
Вот и лекарь у дороги!
Подорожник

Ромашка аптечная.

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички -
Белые реснички.
(Ромашки)

Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)

«любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет&» так мы пытаем бедную ромашку до тех пор, пока не выйдет любит и поцелует. Интересно, а на что еще пригодна ромашка? В данной статье пойдет описание травянистого растения - ромашка аптечная , а именно ее внешние и лечебные свойства.

Ромашка аптечная это однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных. Это небольшое растение, высотой в 40 см, имеет сильный ветвистый одиночный стебель. Обладает сильным запахом. Что касается цветков ромашки, то они собраны в корзину, размером где-то в 1,5 см в поперечнике. Цветочная корзина состоит из белых языковидных лепестков и желтых многочисленных желтых трубчатых цветков. К концу цветения язычковые цветки отгибаются вниз. Ромашка цветет долго с конца мая и до середины сентября. Она растет по всей европейской части России как сорняк в сорных местах, около жилищ и на полях, на залежах, по обочинам дорог. Как заготовится на зиму? И как сохранить полезные свойства на долгое время? Для этого нужно высушить собранные цветки ромашки в хорошо прогреваемых солнцем помещениях или же под навесами с хорошей вентиляцией, рассыпав тонким слоем, толщиной в 2-3 см на бумаге или ткани. Проследите за тем, чтобы не было плесени, гнили и других мелких частей. Срок хранения не более 1 года с момента заготовки.

Ромашка наделена намного большими магическими свойствами, чем кажется на первый взгляд. Это цветку находят удивительные применения. Ромашка может вылечить, обворожить, загипнотизировать. Например, с помощью ромашки можно приготовить зелье, которое может усмирить даже самого свирепого зверя.О магических свойствам ромашки люди узнали давно. Ромашка с давних времен используется для защиты жилища от злого колдовства. Ее рассыпают вокруг дома.Ромашку издревле используют в любовной магии. А также для сна и медитации. Эфирное масло ромашки имеет синий или темно-синий цвет, используется для защиты от темной энергетики и очистительных ритуалов.

Божья коровка

Алую половинку горошины, ползающую на шести черных лапках, повсюду величают ласково. У нас, ее зовут божьей коровкой или солнышком, в Западной Европе - божьей овечкой, солнечным теленочком, солнечным жучком. В США кое-кто уверен, что ежели убьешь божью коровку даже ненароком, то будет неприятность.

Осенью коровки улетают совсем, но не на небо, а прячутся на опушке леса или в предгорьях под большими камнями. Бывает, что толпа коровок зимует у всех на виду - на стволе дерева или на обычном столбе. Эту компанию поливает дождь, засыпает снег. Чтобы на морозе не превратиться в льдышку, коровки еще осенью сохнут, теряют воду и заботятся об антифризе - вырабатывают глицерин и сахар. В их тельцах падает активность ферментов: зимой надо экономить на обмене веществ.

Мы привыкли думать, будто божьи коровки - это только жуки, панцирь которых красный или желтый, а спина украшена семью или пятью точками. Ничего подобного - энтомологи по праву считают коровками и тех, на чьих спинах стоят запятые, тире и даже буква "М". Есть коровки, спины которых покрыты затейливым орнаментом. К тому же божьи коровки носят не только красный или желтый костюм, есть среди них и приверженцы черного платья. Однако и оно пестрит пятнами. (Кстати, 28-точечная коровка - вегетарианец и вредитель: ест картошку, клевер и свеклу.)

Зачем же такой яркий наряд? Да затем, чтобы не трогали. Говоря языком энтомологов, у коровок угрожающая или что, то же самое, предупреждающая окраска. И предупреждает она о несъедобности. С этой несъедобностью знаком каждый: если коровка бродит по руке, а ребячий палец ненароком прижмет жучка, тот по канальцам в ланках выпустит оранжевую ядовитую каплю. В ней яд кантаридин, обжигающий горло птицам, схватившим симпатичное насекомое. В другой раз они облетят коровку стороной. Так что алая горошина далеко не беззащитна.

Божьих коровок можно встретить в течение всего лета всюду - и в лесу, и в саду, и в поле, и в парке. Нередко они появляются на улицах больших городов, залетают в квартиры и даже зимуют там. "Пиявочек"-личинок увидеть можно лишь в первой половине лета и только там, где есть тли. О личинках люди знают гораздо меньше, чем о взрослых насекомых, и, к сожалению, относятся к ним далеко не всегда так, как они того заслуживают.

Стихи про Божью коровку.

Я летать умею ловко,
Божья пестрая коровка.
Крылья красненькие в точках,

В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Я – полезная букашка,
Ты меня не обижай!

Я летать умею ловко,
Божья пестрая коровка.
Крылья красненькие в точках,
Словно в черненьких кружочках.
В яркой праздничной рубашке
Я спасаю урожай.
Я – полезная букашка,
Ты меня не обижай!

* * *

С листьев тлю она съедает,
Следить за садом помогает.
Вот она взлетела ловко.
Это –

Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это…

Ель обыкновенная.

Вечнозелёное дерево с поверхностной корневой системой . Достигает в высоту 35-50 метров.

Лекарственное сырье ели обыкновенной

Лекарственным сырьем ели является ее хвоя, богатая эфирными маслами, витамином С, дубильными веществами, минеральными солями и фитонцидами; зеленые побеги и молодые шишки, которые нужно собирать весной; молодые верхушки веток с почками; незрелые семенные шишки и живица – смолистый сок, выступающий в местах ранения дерева. В шишках ели содержится смола и дубильные вещества.

Применение в других областях . Древесина ели используется при производстве стройматериалов (древесно-стружечные плиты, штукатурная и кровельная дранка, паркет и др.). Из отборной ели изготавливают музыкальные инструменты. Получают смолу, скипидар, канифоль, деготь, целлюлозу. Употребляется ель для изготовления бумаги. Кора применяется для дубления кож в промышленности. Жирное масло семян используется при производстве лаков. Из хвои ели получают хлорофилло-каротиновую пасту, содержащую хлорофилл, фитонциды и витамины, которая применяется как кормовая добавка в животноводстве.

Ель нуждается во влажном воздухе, любит питательные влажные почвы, но не выносит застоя воды. Всходы ели часто развиваются на упавших стволах и разрушающихся старых пнях, так как это растение способно усваивать сложные азотные соединения. Помогает дереву добывать из почвы питательные вещества и микориза - в данном случае это симбиоз многих съедобных шляпочных грибов с еловыми корнями. Именно поэтому в ельниках много белых грибов.

Стихи и загадки.

* * *

Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата - ёлочки,
Тонкие иголочки -
У лесных ворот
Водят хоровод.

* * *

Елка летом просто елка :
Тронешь ветку - пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.

Вот когда зима придет,
Елка будто оживет:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,

Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не медом,
Елка пахнет Новым годом!

И.Токмакова



С помощью этого красочного справочника можно узнать много нового о том, как устроены и живут растения, познакомиться с интересными представителями флоры, произрастающими в самых отдаленных уголках нашей планеты: северных лесах и бескрайних степях, тропических джунглях и знойных пустынях, морских побережьях и вересковых пустошах. Вас ждет встреча с самыми разнообразными растениями: полевыми и экзотическими цветами, лекарственными и ядовитыми травами, вечнозелеными деревьями и растениями-эфемерами, появляющимися всего на несколько недель в году, загадочной жительницей пустынь вельвичией, получающей воду буквально из воздуха и...

Читать полностью

"Большая энциклопедия растений" - уникальный справочник для школьников 5-7 классов, в котором собрано множество интересных сведений и удивительных фактов о растениях. Это издание, дополненное цветными иллюстрациями, схемами и фотографиями, может использоваться не только как наглядное пособие, но и как увлекательное чтение для всех, кто интересуется ботаникой.
С помощью этого красочного справочника можно узнать много нового о том, как устроены и живут растения, познакомиться с интересными представителями флоры, произрастающими в самых отдаленных уголках нашей планеты: северных лесах и бескрайних степях, тропических джунглях и знойных пустынях, морских побережьях и вересковых пустошах. Вас ждет встреча с самыми разнообразными растениями: полевыми и экзотическими цветами, лекарственными и ядовитыми травами, вечнозелеными деревьями и растениями-эфемерами, появляющимися всего на несколько недель в году, загадочной жительницей пустынь вельвичией, получающей воду буквально из воздуха и бразильским виноградным деревом, плоды которого растут прямо на стволе. Вашему вниманию предстанет многоцветный и необозримый мир, полный чудесных открытий.
Читайте, удивляйтесь, учитесь!
Для среднего школьного возраста.

Скрыть