Какой свет нужен растениям. Как сделать рефлектор для люминесцентной лампы


В листьях содержится пигмент, (пигмент - окрашенное вещество в организме, участвующее в его жизнедеятельности и придающее цвет коже, волосам, чешуе, цветкам, листьям) называемый хлорофиллом, и именно через него растение поглощает световую энергию.

Активный рост растения, увеличение листьев происходит путем питания растения углеводородами - обычными органическими соединениями. Их вырабатывает растение в процессе фотосинтеза. Углеводороды - результат реакции воды и двуокиси углерода. Однако продуктом, который вырабатывается в завершении фотосинтеза, является кислород - соединение, без которого не могут существовать живые организмы.

Факторы влияющие на фотосинтез

Существует ряд факторов, напрямую влияющих на процесс фотосинтеза растений. Прежде всего, интенсивность процесса напрямую зависит от

Температуры окружающего воздуха,

Достаточного обеспечения растения водой

Интенсивности света.

Однако для того, чтобы растение развивалось оптимально, важно не только наличие световой энергии, но и спектр света, а также длительность светового периода, когда растение бодрствует, и темного периода, когда оно отдыхает.

Если правильно регулировать длительность светового дня, то стадиями роста растения можно управлять. Так, у растений длинного дня можно регулировать их вегетативную стадию, а также время цветения. В свою очередь, для растений короткого дня световой период должен оставаться на определенном уровне, ведь слишком длительный период света может существенно нарушить время его цветения. Существует и категория растений, которые растут в зависимости от наличия света, но при этом продолжительность темного и светлого периода суток на них не влияет.

Таким образом, правильно регулируя свет, можно достичь качественных результатов в процессе выращивания разных видов растений.

Дополнительно освещение для растений вы можете купить прямо сейчас в нашем онлайн магазине, в разделе

Что же такое спектр света, и как он влияет на развитие растений?

Солнечный свет не является однородным, если рассматривать его спектральный состав. Свет солнца - это лучи, которые имеют разную длину волны. Таким образом, свет - это частица спектра электромагнитных волн, которую человек может видеть. При этом различать человеческие глаза способны область электромагнитного спектра, которая пребывает в промежутке примерно от 400 до 700 нанометров. В нанометрах измеряется длина, и именно эту единицу наиболее часто используют для измерения малых длин.


Но в жизни растений наиболее важное значение имеет физиологически активная и фотосинтетическая активная радиация.

Самые важные лучи для растений - оранжевые (620-595 нм) и красные (720-600 нм). Эти лучи поставляют энергию для процесса фотосинтеза, а также «отвечают» за процессы, влияющие на скорость развития растения. Например, пигменты с пиком чувствительности в красной области спектра отвечают за развитие корневой системы, созревание плодов, цветение растений. Для этого в теплицах используются натриевые лампы, у которых большая часть излучения приходится на красную область спектра.

Так, к примеру, слишком большое количество красных и оранжевых лучей могут задержать цветение растения.

Также в фотосинтезе непосредственное участие принимают и синие, а также фиолетовые лучи (490-380нм). Кроме того, в их функции входит стимулирование образования белков и регулирование скорости роста растения. Те растения, которые растут в природных условиях короткого дня, быстрее зацветают именно под воздействием этих лучей.

Пигменты с пиком поглощения в синей области отвечают за развитие листьев, рост растения и т.д. Растения, выросшие с недостаточным количеством синего света, например, под лампой накаливания, более высокие - они тянутся вверх, чтобы получить побольше "синего света". Пигмент, который отвечает за ориентацию растения к свету, также чувствителен к синим лучам.

Лучи, которые имеют длинную волну (315-380 нм), не позволяют растению чрезмерно «вытягиваться» и отвечают за синтез ряда витаминов. В то же время ультрафиолетовые лучи, которые имеют длину волны 280-315 нм, могут повышать холодостойкость растений.

Таким образом, жизненно важными для развития растений не являются только желтые и зеленые лучи (565-490 нм).

Следовательно, при организации искусственного осветления растений необходимо в первую очередь учитывать их потребность в особенном спектре света.

Данный спектр, нужный растению выдаю специльно разработанные лампы для досветки растений, которые вы можете приобрести в нашем магазине в разделе

Если рассматривать растения с точки зрения их «отношения» к свету, то их принято делить на три категории:

Светолюбивые

Теневыносливые

Тенеиндифферентные.

Для выращивания растений круглый год в условиях своей квартиры приобретайте -

Популярные статьи

Сектор промышленных цветочных теплиц, использующий метод интенсивной светокультуры растений, является одним из самых энергоёмких (по удельным электрическим параметрам) и, одновременно, самых энергоэффекивных, среди различных областей использования искусственного освещения.

Гидропоника дает основу для получения более высокой урожайности от культивируемых растений по сравнению с обычными способами выращивания. На сегодняшний день вы найдете выращенные гидропонным методом зелень, ягоды, овощи в любом среднем или крупном супермаркете.

Какими должны быть современные Лампы для растений? В сельском хозяйстве индукционные лампы для растений широко используются в теплицах и других местах, где необходимо заменить, либо дополнить естественное солнечное освещение при выращивании различных типов сельскохозяйственных культур, таких как фрукты, овощи, зелень или цветы.

В светильнике ПРА встроенного исполнения, Конденсаторы компенсации реактивной мощности и ИЗУ расположены в едином уплотненном корпусе, состыкованным с арматурой для крепления патрона с лампой и отражателем.

Глобальное и круглогодичное выращивание необходимых растительных продуктов в условиях всевозрастающего жизнеобеспечения 7-10 миллиардного населения земли в XXI веке в значительной мере зависит от продвинутого защищенного грунта, а, следовательно, и расширения использования искусственного света в нем.

Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Растениям нужен солнечный свет, а если это искусственный свет, то, наверное, спектр излучения "хорошей" лампы должен быть как можно ближе к солнечному. Так ли это?

Лучевая энергия солнца, которая доходит до поверхности земли, состоит из ультрафиолетового излучения (длина волны короче 380 нм), видимого света (от 380 нм до 780 нм) и инфракрасного, т.е. теплового излучения (длина волны больше 780 нм). Пик солнечного света лежит в голубой части спектра при 475 нм.

Глаз человека не воспринимает ни ультрафиолетовые, ни инфракрасные волны, а из видимого спектра наиболее чувствителен к желто-зеленому (555 нм) свету. Красный свет (650 нм) человеческий глаз чувствует в 10 раз хуже, т.е. нужно в 10 раз больше красного света, чем зеленого, чтобы человек воспринял оба света как равные по интенсивности.

А к какому свету более всего чувствителен "глаз" растения, т.е. хлорофилл и другие пигменты, улавливающие свет для фотосинтеза? Наиболее активно фотосинтез идет под действием оранжево- красного света (610-700 нм) с максимумом в красной зоне (675 нм). Второй пик активности находится в сине-голубой части спектра (400-510 нм). Рост растений обеспечивается фотосинтезом, значит, растениям в первую очередь требуется свет, обогащенный теми длинами волн, которые нужны для фотосинтеза.

Таким образом, лампа для освещения рассады совсем не обязательно должна имитировать солнечный свет. Желательно использовать более экономичные лампы, спектр излучения которых обогащен красным и синим светом.

КОМУ СКОЛЬКО НУЖНО СВЕТА

Для зеленых растений свет - необходимое условие жизни. Но разным растениям нужно разное количество света. Одни прекрасно себя чувствуют при сильном затенении, другие могут развиваться только при полном освещении. Это касается и деревьев, которые растут в лесу. Среди них есть как светолюбивые, так и теневыносливые. А точнее сказать, есть деревья разной степени светолюбия и теневыносливости. Одним из них света нужно очень много, другим меньше, третьим еще меньше и т. д. Словом, наши древесные породы можно расположить в ряд по требовательности к свету - от самых светолюбивых до самых теневыносливых.

Но как узнать, насколько то или иное дерево требовательно к свету? Для этого нужно обратить внимание на некоторые его внешние признаки. Плотная густая крона, сильно затеняющая почву, - показатель того, что дерево явно теневыносливое, малотребовательное к свету. Именно такие кроны можно видеть у ели, пихты, липы, сибирского кедра. Все эти деревья теневыносливы. Они могут расти при затенении, под пологом других деревьев. Так, ель растет под пологом сосны, а липа - даже под пологом ели. Положение дерева в том или ином ярусе леса тоже указывает на его отношение к свету. В нижних ярусах располагаются деревья теневыносливые, а в верхнем - светолюбивые. Следовательно, о требовательности к свету можно судить не только по плот-нбсти кроны.

Светолюбивые деревья представляют собой прямую противоположность теневыносливым. Кроны их рыхлые, ажурные, пропускающие много света. Такие деревья создают не очень сильное затенение. Примеры светолюбивых деревьев привести нетрудно - лиственница, сосна обыкновенная, береза. Если лес достаточно густой, то эти деревья растут только в верхнем ярусе. Они не выносят даже слабого затенения.

Светолюбивые и теневыносливые древесные породы различаются и по некоторым другим признакам. Например, у хвойных теневыносливых деревьев тонкая кора, а отдельные хвоинки живут довольно долго. Все это можно наблюдать у ели и пихты. Насколько тонка кора этих деревьев, хорошо видно на пне. Хвоинки ели остаются на ветвях 5-7 лет, пихты еще дольше, 10-12. У светолюбивых хвойных деревьев дело обстоит иначе. У сосны и лиственницы кора довольно толстая, а хвоинки живут недолго. Особенно короткое время сохраняются на дереве хвоинки лиственницы - только несколько месяцев, с весны до осени. Хвоинки сосны живут дольше, обычно 2-3 года.

Скорость роста дерева в высоту в молодом возрасте тоже различна у светолюбивых и теневыносливых древесных пород. Первые в молодости растут быстро (сосна, лиственница), а вторые - медленно (ель, пихта). Светолюбивые деревья словно торопятся скорее подняться кверху, а теневыносливые не проявляют торопливости, мало подрастают в высоту. Однако так бывает только в начале жизни дерева, в первые несколько десятков лет. В более взрослом возрасте роли меняются. Светолюбивые деревья замедляют рост, а теневыносливые, напротив, ускоряют. В конечном счете те и другие оказываются примерно на одном уровне.

Как же выглядит тот ряд древесных пород по требовательности к свету, о котором мы говорили в начале? Самыми требовательными деревьями считаются различные виды лиственницы (сибирская, даурская и др.). Дальше идут сосна обыкновенная и береза. За ними следует дуб, который нельзя отнести ни к светолюбивым, ни к теневыносливым древесным породам. Ряд продолжают дальше ель, пихта и липа. Наиболее теневыносливы тисе и самшит. Эти деревья не растут в средней полосе европейской части страны. Они распространены главным образом на Кавказе. Их можно увидеть, например, в заповедной тиссово-самшитовой роще в окрестностях Сочи.

(Дети становятся в круг, держа друг друга за руки)

– Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом
Чудеса увидишь в нем.

– О каком доме я говорю? (Лес)

– Мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть все чудеса, происходящие в лесу, всю красоту окружающей природы. Давайте послушаем звуки природы (включается диск со звуками леса). Приложение 1 , Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3.

– Ребята, о чем вы подумали, что почувствовали? Как вам кажется, рад вам лес? Какое у вас от этого настроение?

– Раз вам хорошо, значит и лес вам рад. Видите сколько радости он посылает вам. Приходите в лес всегда, как к другу. (Дети садятся на свои места)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии:

1) Задание для пробного действия.

– Один художник решил нарисовать лес. Рисунок 4.

– Что такое лес? – размышлял он.

– Помогите ему, ребята. Что такое лес? (Учащиеся обсуждают и приходят к выводу, что пока ответить на этот вопрос, они не могут .) Тогда предлагаю всем отправиться в лес. Как вы думаете, с какой целью мы пойдем в лес?

– Мы отправляемся в лес, чтобы узнать:

  • что в нем растет, как располагаются растения в лесу?
  • какие животные живут в лесу и как они приспособились к жизни в лесу?
  • какое значение имеет лес в природе?
  • что такое лес? Рисунок 5.

Тренировка мыслительных операций.

– Посмотрите и скажите, какие растения вы видите в лесу? (На доске картинки растений).

– Дуб, малина, сосна, ромашка, шиповник, одуванчик, волчье лыко, лиственница, рябина, калина, ландыш, колокольчик, липа.

– Разбейте эти растения на три группы (дети работают в парах и у каждой пары на парте лежит комплект картинок данных растений).

– На какие группы разделили? (Деревья, кустарники, травы )

– Проверьте себя по эталону. Рисунок 6.

– Поднимите руки те ребята, которые встретили трудности в этом задании. Что вызвало затруднения?

– Какое на ваш взгляд главное умение при работе в паре? (умение слышать друг друга, помогать друг другу)

– Ребята, что мы сейчас с вами делали?

– Повторяли пройденный материал.

– Какое-то новое исследование.

Зачем я вам его предлагаю?

– Наверное, узнать что-то новое и понять то, чего мы не знаем.

– Мы видим такое многообразие растений. Почему же они не мешают друг другу? Как расположены эти группы растений в лесу?

– Неодинаково, этажами.

– Как и в большом доме, в лесу есть свои этажи. Только считают их сверху вниз и ученые их называют ярусами. Как вы думаете, какие растения занимают самый высокий ярус?

– Деревья.

– Почему?

– Деревьям требуется больше света.

– Какие растения располагаются ниже?

– Ниже деревьев располагаются кустарники – это второй ярус.

– Какие растения селятся под кустарниками?

– Под кустарниками селятся травы – это третий ярус.

– Посмотрите еще раз на все этажи. Рисунок 7.

– Скажите, как можно по другому назвать лес?

Лес – многоэтажный дом.

– Ребята, какая будет тема нашего урока?

– Лес – многоэтажный дом. Рисунок 8. Что помогло нам сделать такое открытие?

– Наблюдения и старые знания.

– Почему растения в лесу образуют этажи?

– Одним растениям требуется много света, другим – меньше, а третьи – могут жить только в тени.

– В лесу есть растения, которые нельзя определить в какой-нибудь ярус. Попадет семечка в землю, прорастет росток. Пройдет время и деревце будет подниматься от одного яруса до другого. И так до самого высокого. Поэтому и называется оно подростом.

– Как вы думаете, а всегда ли присутствуют все эти этажи?

– Может количество ярусов будет зависеть от типа леса? Какой тип леса мы сейчас рассматривали? Рисунок 9.

– Смешанный.

– Какие еще бывают леса?

– Хвойные. Рисунок 10.

– Как вы думаете, в хвойном лесу будет такое же количество ярусов?

– В хвойном лесу количество ярусов гораздо меньше, всего два яруса: деревья и травы.

– А растут ли этажами корни растений?

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
И за парту нас сажает.

– А теперь проверьте свои силы в самостоятельной работе.

3. Включение в систему знаний и закрепление с проверкой по эталону.

– Сегодня на уроке вы показали, что умеете работать в парах, а теперь проверим, умеете ли вы работать в группах?

(Класс делится на четыре группы, в каждой группе выбирается курьер .)

– От каждой группы ко мне подходят курьеры за заданием.

(Учитель дает четыре карточки с одинаковым заданием .)

Пронумеруйте растения в порядке смены ярусов в лесу (сверху вниз)

  • Сосна
  • Колокольчик
  • Калина
  • Рябина

Рисунок 11.

– Поднимите руки та группа, у которой были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

– Какое на ваш взгляд главное умение при работе в группе? (умение слышать друг друга, уважать друг друга, уметь сотрудничать и работать сообща)

– Ребята, вы готовы к дальнейшим трудностям?

– Почему же все-таки наш лес, кажется таким безжизненным? Кого в нем не хватает? (Животных )

– Заселим наш лес животными и проследим, как они приспособились к жизни в лесу.

(На доске картинки разных животных: лиса, белка, крот, заяц, сова, жук-олень, лось, белый медведь.)

– Что заметили?

Белый медведь живет в холодном климате, питается рыбой, тюленями. Он не приспособлен к условиям жизни в лесу.

4. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

(Дети работают в маленьких тетрадках)

– Разделите оставшихся животных на три группы. (Дети выполняют задание самостоятельно).

1 группа. Животные, которые ведут наземную жизнь.

2 группа. Животные, которые обитают на деревьях.

3 группа. Животные, которые обитают в почве.

– Выполненное задание проверьте по эталону. Рисунок 12.

– Поднимите руки, у кого были ошибки. Какие трудности возникли у вас при выполнении?

– Поднимите руки, кто выполнил правильно.

– Ребята, как вы думаете животные могут перемещаться между ярусами?

– Люди нередко меняют свои квартиры, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменять квартиры лесные жители? Может ли белка поменять свою квартиру на квартиру крота?

– Животные и растения в природе живут бок о бок и место, которое они в природе занимают называют экологической нишей.

– Часто человек вмешивается в природу, расселяя растения и животных, и обитатели экологических ниш в этих местах вымирают, вытесняются пришельцами и им предстоит борьба за выживание.

– Чем же служит лес для животных? (Укрытием, домом)

– Какое еще значение имеет лес? Рисунок 13.

– Лес называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека и животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

– Ребята, что можете сказать о достижении цели? (Мы ее достигли)

– Теперь вы можете сказать, что такое лес? (Учитель слушает высказывания детей)

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Все ли мы выполнили, что запланировали на уроке?

– Пока мы путешествовали по лесу, у нас выросло волшебное дерево. Рисунок 14.

– Оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что поработали очень хорошо, то возьмите нарисованные яблочки и повесьте их на дерево. Если вы считаете, что поработали не очень хорошо, а могли бы и лучше, то возьмите нарисованные цветы и прикрепите их на дерево. А если вы считаете, что поработали плохо, то прикрепите на дерево листики.

Существует очень много разных мнений, циркулирующих вокруг темы выбора правильного для выращивания растений. Частично это связано с недавним приходом в эту отрасль нового типа источника света — светодиодов или светоизлучающих диодов (LED). Теперь, с их появлением, более полудесятка различных технологий освещения отчаянно cражаются за наше внимание, одобрение и, конечно же, кошелек.

Какой свет нужен растениям?

Лучший свет для растений — солнечный. Неожиданно, правда? Но они ведь не просто так прошли весь этот долгий путь эволюции.

Выбирая освещение для растений, мы должны помнить: им нужна вся энергия солнечного света, а не только видимый нами спектр излучения .

В частности, это означает, что растения очень любят ультрафиолет , в отличие от нормальных людей, старающихся его избегать — ультрафиолетовое излучение не очень полезно для кожи и глаз. Производители ламп это, конечно же, учитывают и стараются сделать свою продукцию максимально безопасной для домашнего применения. В результате, в искусственном свете тех ламп, которые вы покупаете для себя любимого, практически отсутствует та самая очень нужная растениям часть излучения.

Растения также должны получать больше света, находящегося на другом конце видимого спектра, и даже немного за его пределами. Дело в том, что используют они эти части спектра для разных целей.

Синий свет и ультрафиолет (холодный свет) нужен для роста растений — компактного и густого. Ростки, испытывающие недостаток излучения этой части спектра, получаются высокими и тонкими. Они как бы пытаются вырваться из тени полога леса, чтобы получить немножко старого доброго ультрафиолета.

Оранжевый, красный и инфракрасный — то есть теплый свет — необходим для цветения. Если ваши комнатные растения цветут не так хорошо, как вам хотелось бы, попробуйте дать им больше света из этого диапазона.

Почему так происходит? Вспомните, какой свет от Солнца бывает весной, когда пробиваются первые ростки, и в разгар лета, когда растения цветут и дают семена.

Что растения не любят?

Растениям не нужно слишком много тепла. Вы наверняка не раз обжигались об еще не успевшую остыть лампочку. Источники света бывают очень горячими, а это может сильно навредить растению. Конечно, оно будет получать больше энергии, находясь ближе к лампе, но скорее сгорит, чем вырастет во что-то полезное. Поэтому пользуясь источниками света, производящими много тепла, не забывайте об охлаждении. Иногда достаточно простого вентилятора, гоняющего воздух между растением и лампой.

Круглосуточное освещение также не нужно растениям — большинство из них будет вам благодарно хотя бы за шесть-восемь часов, проведенных в полной темноте каждые сутки. Если не хотите быть для них няней — купите таймер.

Где таймер?! Говори, где он? Ты бы не отдал его человеку из толпы!

Итак, какие лампы подходят для подсветки растений?

Лампа накаливания . Строго нет. Слишком много тепла, мало света и напрочь отсутствующее ультрафиолетовое излучение. К тому же плохая светоотдача и короткий срок службы отрицательно скажутся на состоянии вашего кошелька. Забудьте о лампах накаливания навсегда.

Лампы накаливания полного спектра . Да, такие тоже встречаются. Их свет уже больше по нраву растениям, но остальные недостатки, присущие обычным лампам накаливания, никуда не делись. Да и стоят они ощутимо дороже. В общем, тоже очень плохая инвестиция.

Компактные люминесцентные лампы . То есть обычные так называемые энергосберегающие? Нет, их спектр и для человека-то не очень естественен, а для растений и подавно. Кроме того, величина их светового потока оставляет желать лучшего.

Компактные люминесцентные лампы полного спектра лучше подходят для выращивания. Но, во-первых, вам понадобится минимум два их вида: с холодной температурой свечения на период роста ваших растений, и с теплой — для их цветения. Во-вторых, лампы должны быть достаточно мощными (50 — 100 честных ватт потребляемой мощности), а следовательно — уже не такими компактными и энергосберегающими, менее долговечными и довольно дорогими.

Стандартные люминесцентные лампы (лампы дневного света) вполне могут понравиться растениям из-за ощутимой доли излучаемого ультрафиолета, но смещение света в синюю область скорее всего отрицательно сказажется на цветении.

Люминесцентные лампы полного спектра гораздо лучше подойдут для растений, но все же рекомендуем обязательно проверить, сколько света они производят в красном и инфракрасном диапазонах.

Для таких ламп существуют специальные светильники с отражателем, которые можно подвешивать над растениями, формируя длинные непрерывные линии освещения над грядками. Но этот вариант подходит скорее для тех, у кого налажен рынок сбыта или имеется куча друзей, которые и дня не могут прожить без укропа или петрушки.

Светодиоды . Обычные пролетают — слишком мало излучения по краям спектра.

Специальные светодиодные лампы для подсветки растений передовая технология, еще не очень хорошо изученная. Но выглядит весьма заманчиво. По двум причинам. Во-первых, ученые продолжают работать над совершенствованием излучаемого светодиодами спектра и заявляют о возможной применимости светодиодов к выполнению любой задачи при использовании правильных добавок к люминофору. Во-вторых, светодиоды компактны, а следовательно — удобны при монтаже или изменении конфигурации освещения. С другой стороны, стоят такие решения недешево. Создание массива светодиодов для подсветки растений может ощутимо ударить по вашему кошельку.

Если же деньги не являются для вас проблемой, то профессионалы комнатного садоводства рекомедуют:

  • Металлогалогенные лампы (МГЛ), имеющие сильный уклон в сторону холодной и ультрафиолетовой части спектра, дающие свет для компактного и густого роста растений.
  • Натриевые лампы высокого давления (ДНаТ, ДНаЗ), излучающие много красного видимого света и небольшое количество света из других частей спектра, для стимуляции цветения растений.

Стоит учесть, что эти лампы производят очень много тепла, поэтому использование специальных светильников и приспособлений для отвода горячего воздуха жизненно необходимо вашим зеленым питомцам.

Существуют также комбинированные или гибридные светильники, в которых используются оба типа ламп — металлогалогенные и ДНаТ. Это отличное решение для тех, кто не любит возиться с переподключением и перенастройкой освещения на разных стадиях выращивания растений.

Вот, пожалуй, и все. Какие лампы для выращивания растений в домашних условиях подойдут именно вам? Это зависит от ваших потребностей, предпочитаемых сортов растений и бюджета.