Конспект НОД "Знакомство с лекарственными растениями." воспитатель Кобзева В.А. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД "Лекарственные растения - помощники нашему здоровью"


Конспект НОД по экологии в подготовительной группе на тему: «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».

Кутурова Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ "ЦРР- детский сад №172" г.Иваново
Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию конспект НОД по экологии для детей подготовительной группы на тему:"Лекарственные растения- средства оздоровления организма человека." Конспект можно использовать на занятиях по экологии. Данный материал будет полезен воспитателям.
Цель:
-Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.
Задачи :
-Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
-Воспитывать наблюдательность.
Предварительная работа : Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; гербарий «Растения нашего края», картинки зверей или игрушки. Экологическая игра «Узнай целебную траву».

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:
-Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
-Рос шар бел, дунул ветер-
Шар улетел. (Одуванчик)
-Нарядные платьица,
Жёлтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке. (Ромашки)
-Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. (Подорожник)
Воспитатель : Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку?
Дети отвечают :
Воспитатель: Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Экологическая игра «Узнай целебную траву». (Развивать экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности.)
Воспитатель :
Посмотрите на это растение (картинка или засушенное растение). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно - тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка ажурные края.) Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется?
Ответы детей:
Воспитатель: Подорожник растёт вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зелёным бинтом. Если разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
Воспитатель: О каком растении говорят, что оно жжёт?
Ответ детей:
Воспитатель : Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива обжигает?
Дети высказывают свои соображения:
Воспитатель: На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна. Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.
Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой…
Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»
Дождик, лей веселей!
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап.
Кап-кап! Кап-кап!
Воспитатель: Как вы думаете, глее и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить?
Ответы детей:
Воспитатель : Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища- поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.
Воспитатель предлагает детям поиграть в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
Воспитатель : У нашего Медведя болит горло, давайте порекомендуем ему лечение.
Дети советуют:
Воспитатель : Очень полезен отвар календулы или ромашки. Ими можно полоскать горло.
Воспитатель : А у нашей Лисы простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем?
Ответы детей :
Воспитатель : Очень полезно будет ей попить отвар мать- и- мачехи, чабреца.
Воспитатель : Вы обратили внимания, какая бледная Обезьянка? У неё нет сил. Что же делать?
Ответы детей:
Воспитатель : Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.
Давайте сделаем отвары из лекарственных трав, и нашим зверюшкам будет намного легче.
Детей воспитатель угощает витаминным чаем.

с детьми старшего возраста

« Мир лекарственных растений »

ОО «Познание»

- развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты;

- обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

ОО «Коммуникация»

- развивать монологическую речь детей;

- развивать умение участвовать в коллективных разговорах;

- пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе;

ОО «Чтение художественной литературы»

Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;

Способствовать пониманию содержания загадок;

Методические приемы:

рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, обращение к опыту, анализ занятия.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы снова идем на экологическую тропу. Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Остановка, которую мы посетим, называется «Лекарственные растения »

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. Вы догадались? (ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(ответы детей)

Теперь, ребята, давайте подробнее поговорим о тех лекарственных растениях которые растут на территории нашего детского сада. Но сначала отгадайте загадку:

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.

Следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название: В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички - Белые реснички (ромашка)

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику.

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его - сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей). Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное (одуванчик)

Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- Следующее растение о котором мы поговорим называется мята. Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высокими содержанием ментола - эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы. Также мята эффективна при головной боли, ее с войства благоприятны для успокоения нервной системы . Для лечения этим растением чаще всего используют мятный чай и настой мяты.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Очень много лекарственных растений можно найти на лугу и в лесу. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение.

Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее! Наше занятие закончилось, расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (ответы детей)

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила:

  1. 2.Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
  2. с корнем. Почему? (ответы детей).
  3. (ответы детей).

Документы для скачивания:

НОД по экологии "Лекарственные растения"

Цель: Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

Задачи:

«Познание»

  • Развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
  • Обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений;
  • Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

«Коммуникация»

  • Развивать монологическую речь детей;
  • Развивать умение участвовать в коллективных разговорах;
  • Пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.

"Социализация"

  • Развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;

«Чтение художественной литературы и музыка»

  • Поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;
  • способствовать выразительному чтению стихов, продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, дидактические игры, обращение к опыту, анализ.

Оборудование: иллюстрационный материал лекарственных растений, гербарий "Лекарственные растения", раздаточный материал д/и "Разрезные картинки", музыкальное сопровождение (мр-3 проигрыватель) А. Вивальди "Пришла весна", "Звуки леса".

Ход мероприятия:

Ребенок: Ребята, давайте с вами пойдем в лес гулять?

Дети: Да, пойдемте.

Дети под музыку (пение птиц) идут и гуляют по лесу.

Дети: как красиво в лесу.

Ребенок: Ребята, мы кажется с вами заблудились.

Дети: Ау-ау кричат

Вышли дети на полянку, где видят Фею леса.

Фея: А кто это ко мне в лес пожаловал? Да, это ребята!!! А куда вы идете?

А с кем вы пришли в лес?

Дети: одни

Фея: А разве можно одним в лес ходить?

Дети: отвечают

Фея: а как себя нужно вести в лесу? (правила поведения) .

Дети отвечают

Фея: Молодцы!

Я приглашаю вас прогуляться со мной по лесу. Наш маршрут будет называться «Лекарственные растения» .

Все готовы? Тогда в путь! (идут под музыку «звуки леса» )

Лес как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства,
В каждой травке в каждой ветке
И микстура и таблетки.

Ну а чем и как лечить мы вас можем научить.

Я хочу с вами поиграть, буду задавать вопросы, а вы отвечайте.

Викторина

  1. Цветок с желтой серединкой и белыми лепестками (Ромашка)
  2. Я шариком пушистым белею в поле чистом,

А дунул ветерок – остался стебелек (Одуванчик)

3. Цветок со звенящим названием (Колокольчик)

4. Черная лесная ягода (Черника)

5. Какие ягоды любит медведь (Малину)

6. Белые горошки на лесной ножке (Ландыш)

7. Первые весенние цветы (Подснежник, мать и мачеха)

8. Корень этого растения возбуждает аппетит (корень одуванчика)

Идет мальчик топчет и рвет цветы.

ФЕЯ: Стой, посмотри, что ты делаешь?

Мальчик: Гуляю! А что?

ФЕЯ: Оглянись и посмотри, что ты натворил!

Мальчик: Ну и что? Ни все равно некрасивые, да и кому они нужны?

Хочет уйти с полянки, но тут с ним начинают происходить разные неприятности: натер ногу, порезал руку, начал чихать, кашлять, у него заболела голова.

СЕЛ НА ПЕНЕК.

К нему на помощь приходят лекарственные растения.

Фея: Знаю я, знаешь ты
На лугу растут цветы.
Но один из них чудак,
Что-то у него не так.

Стильный и кудрявый мальчик.
Кто же это? Одуванчик!

1. Одуванчик.

Одуванчик, одуванчик
Ты такой один обманщик.
То ты желтый и душистый,
То кудрявый и пушистый.

Знает белка, знает зайчик
Любит ветер одуванчик
На глазах у всех ребят
Парашютики летят!

Одуванчик дарит варенье из одуванчиков для улучшения аппетита.

ФЕЯ: Стоит в лесу кудряшка
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая?

2. Ромашка

Если случится, тебе простудится
Появится кашель, поднимется жар.
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар

Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки)

Ромашка дарит ромашковый отвар для полоскания горла

ФЕЯ: А кто угадает следующее растение?

Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит?

3. Подорожник

Путника – друг подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.

Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.

Подорожник: Я приложу тебе мой листочек, перевяжу ранку и боль пройдет

Мальчик: Спасибо вам большое! Я не знал, что растения бывают такими полезными.

Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находит в лесу растения,
те, что для людей полезны,

И отступят все болезни.

ФЕЯ: Сегодня я хочу вас познакомить с интересным человеком. Но сначала сядьте поудобнее, закройте глазки и послушайте звуки леса.

Выходит бабушка Маланья.

Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие. Фея леса предупредила меня о вашем приходе. Я бабушка Маланья, известная травница. А вы знаете, кто такие «травники» и «травницы» ? Так называют людей, которые изучают лекарственные свойства растений и лечат с помощью этих растений.

Бабушка ставит на стол траву и варенье.

А вы любите ягоды? А какие лесные ягоды и травы вы знаете? (ответы детей)

Ребятушки мои дорогие, стряслась у меня недавно беда, здесь в корзинке перепутались у меня лекарственные растения. А я вижу, что вы уже неплохо их знаете. Помогите мне их разобрать.

Игра «Собери картинку»

(дети собирают картинки и рассказывают про их свойства)

Бабушка: а что вы знаете о землянике?

1. На проталинке весной
Земляничка под сосной
Земляничка невеличка
Хорошо цвела весной.

Солнце грело много дней
Пушистый кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей, да крупней.

Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.

Земляника – не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.

Бабушка: а что вы знаете о чернике?

2. У Алёши черный рот,
Как пещера, или грот
Просто он всю съел чернику
Пока я считал клубнику

Вы не бойтесь – всё напрасно,
Есть чернику не опасно
От неё всем чёрный ротик –
Не болит зато животик!

От черники лучше глазки,
видят мультики и сказки
Бабушка: Чернику рвите осторожно
Окрасит руки, как чернила;

Отмыть их сразу невозможно,
И не поможет даже мыло.
Но радует черника нас -
Она полезная для глаз.

Бабушка: а что вы знаете о мяте?

3. Аппетита если нету,
Иль желудком болен ты,
Нет прекраснее совета -
Мяты перечной нарви.

Ели нервы расшалятся,
И совсем не будет сил,
Чаю с мятою напейся,
Чтобы ты совсем остыл.

Если спишь ты неспокойно,
Иль плохие видишь сны,
То подушку к изголовью,
С этой мятой положи.

Если сердце вдруг заноет,
От непрошеной беды,
Сорок капель* успокоят
Мяты перечной листы.

А растёт она повсюду,
Многолетняя трава,
Чтоб помочь мирскому люду,
Наклонись лишь к ней едва.

Бабушка: а что вы знаете о лесной черной смородине?

4. Смородины ягоды просто волшебные –
Все вкусные, сладкие, даже лечебные,
Блестящие, словно съедобные бусы -

Бабушка: Ребята, как вы много знаете. А у меня есть полезные травы: ромашка, душицу, мяту, шиповник, крапива, липовый цвет. Посмотрите вот у меня сухие цветы ромашки, понюхайте, как они пахнут. Я их собирала и сушила летом.

Правила сушки растений.

  1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
  2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
  3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей) .
  4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
  5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (Ответы детей) .
  7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

Бабушка: Молодцы, я хочу вас угостить полезным чаем, а из чего он сделан, угадайте.

Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет.
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.

Ребенок:

Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью лучший друг!

Дети: Спасибо бабушка Маланья за чудесный и вкусный чай.

Бабушка: Молодцы, ребята! Сегодня вы много узнали о пользе растений.

Ребенок:

Ты, дружок не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Ни обижай, ни птахи, ни сверчка!
Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей,
Всё что зовется Родиной твоей.

Бабушка: Вам понравилось у меня? А теперь пора возвращаться домой. Давайте я вас провожу до детского сада, что бы вы не заблудились. А когда придёте, попросите извинения, скажите, что в лес ходить одни больше не будете. И Расскажите, что интересного вы увидели в лесу. (идут под музыку)

Интегрированное НОД

Лекарственные травы

Цель: Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений.

Задача:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
Расширять знания детей о лекарственных растениях.

Учить детей различать данные растения по внешнему виду.

С помощью эксперимента показать, что при заваривании лекарственных растений вода меняет свой цвет и вкус. Формировать представление о том, что вода при этом насыщается полезными веществами

Закреплять умение рисовать растения.

Активизировать речевой словарь по теме «Лекарственные растения».

РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, коммуникативность, умение обобщать.

Расширять кругозор.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ: развивать двигательную активность в игре, физкультминутках, формировать бережное отношение к своему здоровью, закреплять знания о ядовитых растениях.

Материалы и оборудование: иллюстрации лекарственных растений, салфетка, клеёнка, простой карандаш, гуашь, кисточки, баночки с водой, заготовки открыток, клей, атрибуты, необходимые для имитации леса, чаша и чайник.

Предварительная работа: рассматривание картинок о лекарственных растениях, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе, игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений, заготовки: ромашки, клевера, одуванчика.

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми входит в зал, оформленный под лесную поляну, на мольберте прикреплены картинки с изображением лекарственных растений.

В: Сегодня мы отправимся в сказочное путешествие на лесную полянку. Отправимся на машинах. Итак, в путь! (Дети руками имитируют рули и под музыку едут по кругу)

В: Вот остановка. Мы приехали к лесу. В лес на машинах заезжать не будем, а пойдем пешком, чтобы не потревожить лесных жителей. Посмотрите как красиво, ребята, давайте присядем на пенечки. Послушайте загадку:

«Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит.

Д: Лекарственные растения.

В: Правильно, посмотрите как много здесь красивых цветов, но я хочу рассказать, что цветами можно не только любоваться:

«Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками.

Пригласи своих друзей,

С зелеными ветками.

Они красивей и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Издавна люди заметил, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку и выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают силы и здоровья. Замечали и составляли специальные книги – «Травники».

Как вы думаете, что это такое?

Д: Книга, в которую записывали все о лекарственных растениях.

В: Правильно, «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали вид этого растения.

В наше время тоже есть такие книги, теперь они называются справочниками лекарственных растений.

Пойдемте посмотрим на нашу красивую полянку, сколько здесь разных цветов. Давайте соберем свой травник. Отгадайте загадку:

На зеленой круглой ножке,

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал,

И развеял этот шар.

Д: Одуванчик.

В: Правильно, посмотрите сюда, сколько здесь одуванчиков. А вы знаете что это нужное и полезное растение. Послушайте чем полезен одуванчик. В его листьях много витаминов, он повышает аппетит.

Для чего в лечебных целях используют одуванчик?

Д: Листья и корни одуванчика помогают при кашле.

В: Давайте их соберем в корзиночку. (Дети собирают одуванчики). Найдите одуванчик среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Угадайте о каком растении идет речь.

Гордо держит стебельки

Тонкой елочки листы.

На верхушке стебелька

Солнышко и облака.

Д: Ромашка.

В: А давайте поиграем в игру «Собери ромашку».

(Дети делятся на две команды и собирают из лепестков ромашку).

Ребята, вы знаете какими свойствами обладает полевая ромашка.

Д: Ромашка лучший доктор при ангине, её настоем можно полоскать горло, ополаскивать волосы.

В: Найдите ромашку среди цветов на доске, положим его в наш Травник.

Про какое растение эта загадка:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Д: Крапива.

В: Кто найдет крапиву. Молодцы ребята, положим ее в наш Травник. А чем полезна крапива.

Д: В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

В: Все знают, что крапива лекарственное растение, но где же спрятаны таблетки и порошки. А таблетки и порошки спрятаны в листьях и стебле. Весной, когда витаминов мало из крапивы можно приготовить вкусные и полезные щи.

Давайте похлопаем себя по плечикам, рукам, ногам, представим, что крапива нас ужалила.

В: Кто угадает это растение?

Каждый лист мой любит тропки,

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым,

Раны вылечить помог.

Д: Подорожник.

Найдите это растение. Положим его в наш Травник. Кто догадался, почему это растение так называется.

Д: Потому что чаще всего он растет вдоль дорог.

В: Подорожник называют зеленым бинтом, почему?

Д: При порезах, ранках, ушибах поможет лист подорожника, его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

В: Следующая загадка:

Спроси теленка и барашка,

Цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно красной кашкой,

Зовут на вкус и цвет.

Д: Клевер.

В: Посмотрите на нашу полянку, найдите и соберите клевер в нашу корзиночку. (Дети собирают цветы).

Клевер – красивое ароматное растение, его любят и дети и пчелы, что лечат этим растением?

Д: Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Клевер помогает при простуде.

В: Положите это растение в наш Травник.

На доске остались еще картинки растений, вспомните как они называются.

(Дети называют растения).

Положим их в травник.

В: Молодцы ребята. Василек поможет снизить температуру, отваром душицы лечат горло, в плодах шиповника много витаминов «С», отвар из него укрепляет организм, придает силу, настой тысячелистника улучшает кровь, отвар из него используют для улучшения аппетита. Какой красивый ландыш, а вы знаете, что плоды ландыша и все растение ядовиты, но ядовитое растение помогает людям. Из ландыша делают капли от боли в сердце, но лечиться самостоятельно этим растением нельзя, только по назначению врача.

Молодцы ребята, вот у нас с вами и получился настоящий травник и мы его поставим в наш экологический уголок.

Слышится кашель. Входит Красная шапочка.

К.Ш.: Здравствуйте, дети. Я гуляла в лесу и простудилась. Помогите мне пожалуйста вылечиться.

В: Красная шапочка, а что у тебя болит?

К.Ш.: у меня болит горло и я кашляю.

В: Дети, давайте поможем вылечиться Красной шапочке. Ведь теперь у нас есть травник и вы знаете какое лекарственное растение от каких недугов поможет. Ну, ребята, из каких растений приготовим лекарство для Красной шапочки? (Можно из ромашки, клевера, одуванчика.)

(Эксперимент).

В: Красная шапочка, у нас с ребятами есть волшебный цветок, в нем собраны лекарственные травы, такие как ромашка, одуванчик, клевер, он настолько лечебный, как раз очень поможет тебе.

(Воспитатель заваривает траву в прозрачный чайник).

В: Посмотрите на наш лечебный чай, вода меняет свой цвет, цветок отдает свои целебные свойства воде и наш цветочек раскрывает свои лепестки. Этим отваром мы вылечим Красную шапочку.

(Физкультминутка «Цветки»).

Повторяйте за мной движения.

Наши алые цветки,

Распускают лепестки. (Дети поднимают руки)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Дети раскачивают поднятыми вверх руками).

Наши алые цветки,

Закрывают лепестки. (Дети приседают)

Тихо засыпают, головой качают. (Дети качают головой)

(дети встают).

К.Ш.: Какие вы молодцы, я и не знала, что растения такие полезные, спасибо.

В: Красная шапочка, а наши ребята споют тебе песенку про лекарственные растения, чтобы ты знала какие травы от каких недугов лечат.

К.Ш.: До свидания, ребята, мне пора к моей бабушки, спасибо вам за помощь.

В: А теперь, ребята сядем в наши машины и поедем в наш любимый детский сад. Только не забудем наши цветы и наш Травник.

Вот мы и приехали, приглашаю в нашу мастерскую.

В: Мы говорили сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю сделать открытку с изображением лекарственных трав. Цветы мы привезли из лес, цветок наклеем на открытку, с помощью карандаша нарисуем стебель и листья и закрасим все гуашью. (Дети приступает к работе, звучит музыка).

Итог:

О чем сегодня мы с вами говорили? И т.д.

Лучше доктора любого,

Лечит скуку и тоску.

Чашка вкусного, парного,

Самоварного чайку.

Чтобы гости не скучали, угостим-ка мы их чаем. Всех гостей мы угощаем ароматным чаем.

Приглашаем всех отведать ароматный чай из мяты и душицы.

(Дети дарят открытки гостям).

Залужная Елена Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) «Путешествие в страну лекарственных растений». Это конспект итогового мероприятия с детьми в проектной деятельности по теме: «Лекарственные растения рядом с нами». Данный материал будет полезен для воспитателей старшей группы, а также для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну лекарственных растений»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: расширять представления детей о лекарственных растениях, какую пользу они приносят, можно ли вырастить их самим.

Задачи:
Коррекционно – образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них (познакомить с народными названиями целебных трав – «белюшка», «пупавка», «ворожка», «молочник», «пуховик», «ноготки», «заячьи ушки»).
Коррекционно – развивающие: развивать познавательный интерес; речь, расширять словарь за счет новой информации (ромашка аптечная, подорожник – путешественник, травники, медонос, ноготки, соцветия). Умение устанавливать причинно – следственные связи; внимание, память. Повышать остроту зрения, развивать зрительное восприятие через художественно – продуктивную деятельность; мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Коррекционно – воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать уважительное отношение к лекарственным травам; навыки совместной деятельности, умение делиться впечатлениями друг с другом.
Предварительная работа:
1. Художественно – продуктивная деятельность: вырезывание контура детских ладошек из бумаги и салфеток для одуванчика, ромашки, календулы; разрывание бумажной салфетки на кусочки и скатывание комочков круговыми движениями для соцветий; раскатывание из зеленой салфетки жгутиков для травки; игры с прищепками.
2. Работа с познавательной литературой. Оформление «Полочки умных книг» (справочники, энциклопедии, раскраски).
3. Чтение сказок, рассказов, стихов по теме; рассматривание иллюстраций к ним, беседы.
4. Опытно – исследовательская деятельность: выращивание рассады календулы, высадка и уход за ней на участке д/сада
5. Наблюдение за подорожником, ромашкой, мать – и - мачехой, лопухом, ландышами, одуванчиками.
6. Слушание детских песен.
Материал и оборудование: мольберт, иллюстрации по теме «Лекарственные растения», DVD, разрезные картинки для игры «Собери целое из частей», прищепки разных цветов, шапочки – подорожник, одуванчик, ромашка.
Ход:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно путешествовать?
Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений. Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!
Физминутка: «Едем, едем на машине…»
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!
Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!

Воспитатель: Смотрите, нас встречает подорожник.
Подорожник (ребенок в шапочке подорожника) :Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди проходят и не замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто – нибудь в пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне. А я тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».
Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята, подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф, сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на своих лапках.
Воспитатель: Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое из частей» (дети садятся за столы и выполняют задание: из разрезных картинок составляют изображение ландыша, василька, мать – и – мачехи, одуванчика, ромашки и др.).


Воспитатель: Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное название у этого растения – «отгоняющий кашель».
Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши, принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу. Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,
Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» - синий), которому они очень нравились.
Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую воду.
Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)
Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.
Физминутка: «Мы садимся в самолет»
Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: Остановка вторая, нас встречает ромашка (выходит девочка в шапочке ромашки).
Ромашка: Я ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам, около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки, шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит ромашка?
Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов, шампуней, мыла, зубной пасты.
Ребята, ромашка тоже придумала для вас задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.
Игра с прищепками «Собери цветок»

Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы детей) . А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в центре соцветия возвышается желтый «пупок».
Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим наше путешествие на поезде.
Физминутка «Поезд»
Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: Остановка третья. Мы в гостях у одуванчика (выходит мальчик в шапочке одуванчика) .
Одуванчик: Я – одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая – зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики – открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются. Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и бабочки.
Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед – густой и ароматный.
Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики». Почему? (ответы детей) . Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и животным. Выполним задание одуванчика:
Игра «Веселые ладошки» (Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое - ромашку и одуванчик).

Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры
Задание на ориентировку в пространстве:
Настя, одуванчик помести в центр нашей полянки. Максим, ромашку слева от одуванчика. Дети, какой цветок справа от одуванчика? (календула)
Воспитатель: Марина, расскажи нам о календуле.
Ребенок: Это – календула или ноготки. Свое название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение. Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного.
Воспитатель: Календулу выращивают на специальных плантациях далеко от города.
Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам? Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны. Ответьте на мои вопросы:
Какое растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Заячьи ушки»?
«Белая рубашка»?
Задание какого растения было интереснее?
Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше закончено. Я хочу угостить вас травяным чаем и пирогом со смородиной. Пойдемте пить чай.