Как открутить тугой болт. Как открутить заржавевший болт или гайку на автомобиле


Наверное каждый человек, которому приходилось чинить велосипед, электровелосипед или мотоцикл сталкивался с проблемой выкручивания прикипевших болтов . Прикипевшим болтом называют болт, который намертво застрял в своем положении и сдвинуть с места его невозможно без дополнительных вспомогательных действий. Происходит это из-за длительной эксплуатации транспортного средства, образованию коррозии и попаданию грязи на резьбу. Часто болт попросту прирастает к резьбе. Такие болты – настоящая головная боль. Они могут растянуть самый простой ремонт узла на долгие часы.

Причем, применять силу тут нужно с умом . Старые болты подвержены не только срыванию шляпки, но ещё любят ломаться прямо внутри резьбы. Один кусок болта остается внутри резьбы, а второй в руках. Когда это комедия на экране, это смешно. Но когда болт остался в руках зимним вечером, а завтра нужно куда-то ехать, это уже вовсе не смешно.

Что делать, если не получается выкрутить болт

В первую очередь, нужно разделить болты на болты с целым шлицем и сорванным шлицем . Если шлиц остался целым (неважно, какой это был шлиц) – это половина проблемы и есть шансы, что процесс ускорится. Отсюда следует первое правило – бездумное приложение силы чревато испорченным ключом и сорванным шлицем/головкой болта. Соответственно, не нужно прикладывать полную силу, если есть подозрение, что ключ соскочит. Часто ключ соскакивает из-за того, что шлиц накинут не полностью. Например, ключ-головка наделся не полностью и тогда даже небольшое приложение силы убивает головку болта. Важно следить и за размером — ни в коем случае не пытайтесь откручивать болт неподходящим/ушатанным ключом .

Если есть подозрение, что ключ уже на грани и может неожиданно провернуться, то снимите ключ заранее и подумайте, как ещё можно схватить болт. На помощь могут прийти клещи или газовый ключ с сильным хватом. Так или иначе, старайтесь максимально сберечь имеющуюся головку. Ведь в противном случае нужно будет наваривать новую гайку прямо на шляпку, а это не самая легкая процедура.

Вне зависимости от того, остался шлиц болта или нет, нужно:

  1. Максимально очистить резьбовое соединение от грязи и пыли. Очистить саму головку. Снять ржавчину наждачкой и чуть-чуть пройти мелким напильником. Важно тут не уменьшить сильно грани шляпки.
  2. Залить резьбовое соединение составом типа WD-40 или жидкий ключ. Лучше выбирать именно WD-40 . Несмотря на наличие аналогов, ВД шка работает гораздо более эффективно. В своё время этот факт очень сильно удивил меня при ремонте авто. Если под руками нет таких чудо-средств, то можно использовать керосин или бензин. Правда ни керосин, не бензин не могут так эффективно диффундировать в закисшую резьбу. Помните одно правило — вам важно добиться попадания состава именно внутрь резьбы ! Если ситуация не изменилась через 10-15 минут, то нужно отложить процесс часов на 6-8. Может повезти и диффузия позволит частицам растворителя проникнуть в резьбовое соединение и соответственно – получится стронуть его с мертвой точки.
  3. Залогом успеха является сохранение шлица болта или гайки . Именно поэтому, нужно подготовить шляпку или шлиц к работу – если это шестигранная головка, нужно, чтобы шестигранник входил в шлиц полностью. Если это гайка, нужно целиком накидывать ключ (желательно головку). Т.е. шляпка должна быть полностью отчищена от грязи.
  4. Иногда помогает волшебный приём – не откручивать болтик, а попробовать закрутить его обратно, стронуть с места. Если болт удастся сдвинуть с мертвой точки, то скорее всего и откручиваться он будет дальше легко. Кроме того, после того, как болт был сдвинут пролейте всё снова ВД — 40. Открывшиеся каналы позволят ВД пролезть поглубже и отмочить резьбу. Только помните, что сразу ВД не поможет. Нужно, чтобы прошло хотя бы 15 минут.
  5. Есть ещё один хитрый индейский способ, который, впрочем, не всегда можно использовать. Речь идёт про разогрев болта и резьбового соединения. Метод основан на том, что металлы расширяются на разные величины и гайка расшириться на несколько мкм побольше, а это и даст свободный ход. Также сгорает окисл и некоторая грязь. Методика неприменима в некоторых точках – например, греть болт рядом с алюминиевой рамой категорически не стоит! С бензобаком мотоцикла тоже =). Между тем, для откручивания пригоревшего крыла вполне можно применять этот способ.
  6. Если шлиц сорвался , то ещё не всё потеряно. Можно попробовать сделать новый шлиц напильником. К сожалению, метод не всегда работает. Но иногда это очень выручает. Главное иметь терпение. Если же выточить ничего не получается, а размеры позволяют зажать шляпку, то смело используйте газовый ключ или тиски. Схватить шляпку или гайку нужно очень прочно! Ведь проскальзывание добьет болт окончательно и придётся перейти к пункту 7.
  7. Ну а что делать, если сорвался шлиц , восстановить его не выходит, да ещё и болт сломался пополам в резьбе? Придётся высверливать болт. Делается это тоже довольно просто, правда довольно часто повреждает резьбу (например, если болт прикипел к раме). Если можно решить проблему, пройдя весь узел сквозным болтом с гайкой, то проблема не страшна. Гораздо хуже, если повреждена резьба в точке, где нельзя пройти соединение насквозь. В этом случае придётся нарезать резьбу метчиком.

Обратите внимание, что высверливать болт нужно строго по осевой (центральной) линии. Недопустимо изменение посадочного отверстия. Именно поэтому, начинать работу нужно с малых диаметров сверла и низких оборотов. В идеальном случае, когда толщина боковых стенок остатков болта достаточно утониться, будет возможность выковырнуть их отверткой или выкрутить.

Высверливание – это довольно сложный и кропотливый процесс . В идеальном случае лучше не доводить проблему до этого уровня. т.к. на первый раз может и не получиться всё сделать аккуратно и правильно. Болты часто бывают закаленные, сверлить их ровно тогда очень сложно!

Также, иногда везет и болт можно просто перепилить ножовкой или болгаркой, а за хвостики схватиться тисками.

В идеальном случае болт не должен быть в таком состоянии , что не будет откручиваться. Периодически болты нужно протягивать, очищать от грязи, не давать прикипать и промазывать.

Пригоревшую болт или гайку, которую вам удалось открутить, нельзя использовать повторно или же в следующий раз придется перейти к пункту 7 с самого начала =). Всегда заменяйте болты и гайки, которые удалось открутить на новые!

Сложно найти мастера, который ни разу в своей жизни не сталкивался с прикипевшим резьбовым соединением.

Сегодня мы расскажем о лучших способах, как разобраться с подобной проблемой при различном типе соединений и с использованием разнообразных инструментов и приспособлений.

Какие гаечные ключи использовать

Срыв заржавевшей резьбы требует существенного усилия. К сожалению, обычные рожковые ключи для этих целей малопригодны. Они не только недостаточно эффективны, так можно попросту испортить хороший инструмент. Даже рожки из Cr-V способны разогнуться и навсегда потерять исходный размер.

В старых мастерских рожковые ключи усиливали, наваривая на них отрезки арматуры и используя специально для срыва ржавых резьбовых соединений. Сегодня необходимости в подобных доработках нет: повсеместно распространены торцевые головки и накидные ключи, которые подходят для срыва наилучшим образом.

Есть, однако, небольшое предостережение: ключи и головки, имеющие по 12 или 18 граней для срыва, подходят не лучшим образом, велика вероятность проскальзывания. Лучше использовать для срыва шестигранные инструменты. Ещё лучше, если головки имеют так называемые поворотные или винтовые грани. Они так и называются - головки для сорванных граней. При откручивании они сами обеспечивают требуемое усилие прижима.

Если подходящие торцевые головки найти достаточно просто, то накидные ключи с шестью гранями встречаются исключительно редко. Тем не менее, они незаменимы для срыва гаек с большим вылетом резьбы, где единственной альтернативной накидному кольцевому ключу может послужить лишь удлинённая головка, да и то не всегда. Накидные ключи с двенадцатью гранями на сильно закипевших гайках с высокой вероятностью придут в негодность.

В некоторых ситуациях и торцевые, и накидные ключи бесполезны. Гайки и болты с полностью слизанными гранями можно открутить только с использованием трубных разводных ключей или самозажимных струбцин. Совет из автосервиса: использовать для зажима гайки небольшие слесарные тиски (или тиски часовщика) с разводным ключом в качестве рычага.

Смазки и химия для травления

Процессы, приводящие к заклиниваю резьбы из-за ржавчины, происходят в микроскопическом масштабе. Ближайшая их аналогия на макроуровне - когда крупа застревает в воронке: расклиниваясь друг о друга, частички ржавчины и солей плотно забивают стеснённое пространство. Ситуация усугубляется тем, что, окисляясь на воздухе, ржавчина увеличивается в размерах и как бы распирает резьбу изнутри.

Простейший способ избавиться от такого эффекта - превратить кристаллические частицы в вязкую кашу. Растворителем может послужить широкий спектр жидкостей - от воды до керосина и машинного масла. Чем более текучей будет смазка, тем эффективнее её работа в ослаблении заржавевшей резьбы. В высокой текучести и заключается преимущество универсальных смазок типа WD-40.

Отметим, что химический состав ржавчины может отличаться от случая к случаю, и попытки смазать резьбовое соединение не всегда приводят к успеху. Альтернативой может быть попытка растворить отложение солей внутри резьбы с помощью воды, либо слабо концентрированных растворов кислот или щелочей. Единственный недостаток такого метода - для осуществления реакции необходимо время, зачастую довольно продолжительное. Однако если оставить резьбу, смоченной кока-колой, средством для чистки раковин с соляной кислотой или даже обычной водой, на несколько часов, то скрутить заржавевшую гайку будет не в пример легче.

Что значит «погреть» резьбу

Решить проблему быстро можно только при помощи механического воздействия на резьбовое соединение. При этом воздействие обязательно должно быть динамическим: на застрявшую в воронке крупу нет смысла давить, но если потрясти её, то крупинки снова начнут просыпаться.

В простонародье это называется «погреть резьбу» - нанести серию точечных ударов по разным частям соединения. Именно вибрационное воздействие помогает ослабить заклинившую резьбу и впоследствии срыв обычным ключом может произойти вовсе без ощутимого усилия.

Чтобы качественно погреть резьбу нужно обстучать гайку как по граням, так и в осевом направлении. Удары по болту так же могут увенчаться успехом. Наибольший эффект оказывает работа перфоратором в режиме долбления, но гайку при этом нужно периодически проворачивать.

Как прожечь заржавевшую гайку

Альтернатива предыдущему способу - разрушить крупные кристаллы солей и окислов, уменьшив силу трения внутри резьбы. Сделать это можно за счёт температурного расширения металла гайки и болта. В самом простом случае к облизанной гайке приваривают ещё одну, но большего диаметра. За счёт прогрева резьбы и наличия свежих граней раскрутить резьбу становится очень просто.

Прокалка резьбового соединения помогает почти в 100% случаев, но это не всегда удобно сделать по двум причинам:

  1. На месте нет подходящего оборудования;
  2. Соединяемые или соседние детали чувствительны к нагреву.

Однако раскалять резьбу добела вовсе не обязательно. Достаточно обеспечить нагрев примерно до 450–500 ºС, при этом расширения на несколько микрон будет вполне достаточно. Даже обычная газовая горелка на пропановом баллончике справится с этой задачей.

Более изощренный способ - обмотать гайку несколькими витками нихромовой или фехралевой проволоки и подать на концы напряжение от автомобильного аккумулятора. Такой локальный нагрев убережёт чувствительные детали от воздействия пламени и поможет существенно ослабить резьбу.

Как пользоваться съёмником гаек

Болтовые соединения, остававшиеся ржавыми по десятку и более лет, могут оказаться совершенно неподдатливыми. Чтобы разъединить детали раньше гайку зарубали или ослабляли с помощью зубила. Достаточно двух насечек на разных гранях, но только не на соседних.

Сегодня для этих целей предусмотрен специальный инструмент. Съёмники похожи на накидные ключи, но на одной из граней есть подвижной твёрдосплавный резец с винтовым механизмом подачи. Пользоваться съёмником очень просто: подкрутив резец вплотную для надёжной фиксации, нужно накинуть на хвост винта вороток и сделать ещё 2–3 полных оборота. Угол заточки специально подобран таким образом, чтобы гайка деформировалась, и при этом увеличивался её внутренний диаметр.

Пары насечек с разных сторон будет достаточно, чтобы резьба начала свободно проворачиваться. Однако стоит быть аккуратным: сталь резца довольно хрупкая, плюс всегда есть вероятность повредить резьбу болта, что в большинстве случаев нежелательно.

Если закипела шпилька: учимся работать экстрактором

Если болт вкручен во внутреннюю резьбу в одной из деталей, то прогрев, прокаливание и прочие воздействия на соединение сильно ограничены. Очень часто в таких случаях болт срывается и внутри детали остаётся обломок.

Если оборвался болт крупного диаметра (М10 и более), и при этом для фиксации можно использовать более мелкий крепёж, то гораздо выгоднее просверлить новое отверстие и изготовить в нём резьбу меньшего размера. Возможно и обратное: высверлить болт более крупным сверлом полностью и нарезать резьбу большего размера.

При подобных операциях нужно быть очень осторожным и тщательно контролировать направление сверления. Особенно в тех случаях, когда твёрдый стальной болт окружен более мягким материалом, например как в блоке цилиндров двигателя.

При наличии специального инструмента обломок вполне можно выкрутить. Использовать экстрактор есть смысл при размерах сломанного болта от М6 и выше, более мелкие шпильки требуют почти ювелирного подхода.

Чтобы выкрутить обломок экстрактором, сперва нужно проделать по его центральной оси продольное отверстие такого диаметра, под который конкретно используемый экстрактор рассчитан. Перед этим видимый край обломка стачивается перпендикулярно и кернится точно по центру.

Экстрактор имеет левую резьбу с небольшой конусностью. При вкручивании его в тело болта или шпильки наступает момент, когда силы трения во внутренней резьбе становятся выше, чем в наружной, и тогда закипевший обломок срывается и может быть относительно легко удалён.

При пользовании экстрактором необходимо, чтобы в обломке оставалось достаточно «тела», иначе конусный винт может раздавить остатки шпильки и заклинить её ещё сильнее. Также очень важно точно придерживаться установленных диаметров подготовительных отверстий и использовать экстракторы только соответствующего размера.

Способы предотвратить коррозию на резьбе

Когда вы восстановите резьбовое соединение, позаботьтесь о том, чтобы проблема не возникла вновь. Защитить резьбу от корродирования можно с помощью смазок с нейтральной кислотностью или слабощелочных. Этот класс ГСМ именуется консервационными, типичные примеры - графитовая смазка УСсА и «Солидол».

Также поможет защита резьбового соединения от окружающей среды. Для этого пригодны большинство красок и эмалей на алкидной или полиуретановой основе. Не стоит использовать силикон, ибо его высокая кислотность только способствует образованию ржавчины.

Наконец, не забывайте, что некоторые резьбовые соединения нуждаются в обслуживании и перетяжке. Если соединение должно оставаться разъёмным, его нужно периодически (раз в 2–3 года) отпускать и смазывать хотя бы обычным машинным маслом.

От чего получается заклинивание свободного движения металлических деталей.

Соприкосновение воздушных потоков позволяет коррозии расти в размерах, распирать внутри резьбовое соединение.

Избавиться от неблагоприятного эффекта, как выкрутить заржавевший болт, помогут рекомендации специалистов, основанные на многолетнем опыте.

Гаечный ключ один из самых полезных , без него редко обходятся ремонтные процедуры.

Если сорвана резьба, рожковое устройство не даст нужного результата.

Даже приспособление хорошего качества, способно подвести в любой момент потерей исходного размера, они попросту разгибаются, сами приходят в негодность.

По старинке можно рожок усилить, наварить арматуру, в дальнейшем пользоваться доработанным ключом, чтобы срывать ржавые детали.

Мастера всегда имеют достаточный комплект инструментария,во многих случаях не понадобятся доработки, так как в магазине, можно приобрести нужное оборудование, химические смазочные вещества. Каким бы не был запущенным случай, мастеру понадобится набор из:

  • пассатижей
  • плоскогубцев
  • кусачек
  • гвоздодера
  • отверток
  • метизов
  • экстракторов
  • со сверлами

С помощью торцовых головок, накидных устройств откручивают деталь, подвергшуюся коррозии. Следует учесть, что элементы многогранные не всегда подходят, так как они в рабочий момент скользят.

Поэтому лучше ознакомиться с инструкцией, как выкрутить заржавевший болт под шестигранник, попробовать применить поворотник или ключ с винтовой гранью.

Это оборудование применяется для избавления элементов с деформированной резьбой, имеющее способность создать требуемый прижим.

Проблема только в приобретении шестигранного инструмента с накидной функцией, торцовую головку легче подобрать в магазине.

Мастера же рекомендуют использовать ключи с шестью гранями, это самый приемлемый способ, заменить его сможет приспособление с удлиненной головкой, и то не во всех случаях. Создаются ситуации, при которых бесполезно работать с торцовыми, накидными механизмами. Когда крепеж потерял всякую грань, справиться с ним возможно только с разводными устройствами, самозажимными струбцинами.

Автослесарная практика доказывает эффективность использования в трудных случаях небольших слесарных тисков, где разводной ключ служит рычагом.

Работа с элементами без шляпок

Металлическим деталям свойственно со временем терять свою прочность, они ломаются, наступает момент использовать методы специалистов как выкрутить заржавевший болт без шляпки.

Необходимо набраться терпения, чтобы выполнить следующие действия:

  • Взять острый керн, установить на выступающий край детали, ударным способом заставить её вращаться.
  • Если имеется на поверхности, какой то выступ, болгаркой прорезают углубление для доступа отвертки, затем орудуют ей, вставляют в образованный круг, откручивают деформированный болт.
  • Надежность результата доказывает метчик. Опять же необходима выступающая часть, на ней, по центру, просверливают окружность меньшую по сравнению с болтом, на глубину 12 мм. В это место вкручивают метчик до тех пор, пока ржавое изделие собственным вращением станет сопротивляться.
  • В подобное отверстие можно вставить конусную , придав фиксацию ударив по торцу ручки, затем провернуть в нужную сторону.
  • Использовать профессиональные способности сварщика, сваркой снабдить болт новой шляпкой, подойдет любой металлический кусок.

После применения всех способов, которые не реализовали желаемого результата, применяют крайний случай, высверливают рядом с неподдающейся деталью отверстие равное болтовому диаметру, в дальнейшем придется нарезать другую резьбу.

Пригодные смазочные вещества

Прежде чем приступать к откручиванию ржавых элементов ударными инструментами, можно попытаться устранить коррозийный дефект специальными средствами, купив любое из них в магазине специализирующимся в данной сфере.

Можно попробовать смягчить неподвижный крепеж подручными веществами:

  • бензином
  • маслом
  • керосином
  • тормозной жидкостью

Хорошим свойством в снятии блокировки заржавелых элементов обладают шипучие напитки с ортофосфорной кислотой в их составе. Осуществить процедуру легче, если в наличии находится съемный узел, тогда его помещают в посуду с жидкостью.

Когда болт крепит элементы оборудования, находясь в связке с ним, тогда ржавый участок заливают средствами способными «разъесть» коррозию, нужно доставить их внутрь резьбового соединения.

Легкое проникновение предоставляется спреем WD–40, она растекаются по поверхности, после размягчения поступает вглубь, пока не уничтожит деформатора. Хотя в СМИ существуют противоположные мнения насчет этого средства, возможно, не все добились результативности, поэтому они опираются на ссылки и неспособность химической формулы проникнуть внутрь коррозии.

Сомневающимся гражданам не запрещено приобретение специального проникающего масла, с его помощью:

  • открутить ржавое соединение
  • сохранить от поломок элемент
  • позволить специальной химической формуле воздействовать на металлическую поверхность
  • дать прокрутиться детали в резьбе

В любом случае, для эффективности производства нужно жидкостям дать время на истребление ржавчины, пусть смазанная деталь простоит в таком положении ночь, затем следует её простучать инструментом, попытаться расшевелить скрепление, медленно начать выкручивать изделие.

Способ прогревания

Экстремальным способом пользуются мастера, использующие различные советы, не получив нужного результата от ударных инструментов, смазки деталей. Тогда прибегают к помощи газовой горелки, которая сможет удалить деталь, размягчить внутри спайку.

Подобное приспособление продают в различных торговых точках:

  • его разжигают
  • переносят в контактное место
  • прогревают металлическую деталь, пока не покраснеет
  • охлаждают машинным маслом
  • выполняют прокручивание крепежа

Возможно, с первой попытки болт не открутится, следует процедуру повторить.

Этот метод возможен в следующих случаях:

  • рядом нет прокрашенного участка
  • отсутствует близкое расположение топливного бака
  • неопасно проводить нагревание

Работа с подогревом требует соблюдения элементарной техники безопасности, наличия огнетушителя.

Этот способ значительно сократит время, освободив его для других ремонтных работ.

Каждое действие необходимо выполнят спокойно и обдуманно, высверливать или откручивать ржавые детали нужно без лишней спешки.

Процесс выстроить последовательно, медленно, размеренно, чтобы не привести узел к другим поломкам.

Приступая к ремонту металлических механизмов, старых, долго прослуживших владельцу невозможно обойти стороной коррозийную проблему. Воздействие диффузионного процесса препятствует процедуре откручивания резьбовых изделий.

Для её проведения пригодится:

  • подбор профессиональных инструментов
  • покупка универсальной смазки
  • приобретение нагревательного элемента
  • комплектация дополнительными средствами, материалами

Следует учесть необходимость проверки состояния инструментария, чтобы изделие некачественное не принесло больших проблем:

  • Работу с помощью ключей нужно начать с легкого провертывая в разные стороны.
  • Дальше плотно приложить , понадобится резкая прокрутка в сторону обратную от вращательной оси и возврат. Этим способом добиваются механического преодоления ржавчины.
  • Последовательно приступают ко всем испытаниям, если не удалось добиться первоначального смещения.
  • Пополнив коллекцию средств смазочными веществами, прибегают к консервации железного элемента, покрывают его ветошью, наливают необходимый раствор.
  • Когда и это не помогло, начинают греть, выбрав наиболее оптимальный вариант. Кроме газовой горелки используют паяльники или промышленные фены.
  • Мастера используют химические манипуляции, чтобы ускорить разъем изделий.

Заржавевшую выступающую часть облепляют:

  • плавленым пластиком
  • пластилином
  • парафином

На образованный бортик высыпают цинковые опилки, заливают серной кислотой. Происходит химическое соединение или гальванизация, в ходе которой, на болт кислота не влияет, так как цинк является веществом с большей активностью, но коррозийные участки уничтожаются, через время, восстановив этим же элементом поверхность пораженной детали.

Методы профилактики

Любой механизм в независимости от эксплуатационных условий требует постоянного профилактического ухода. Не каждый владелец оборудования, транспортного средства, имеет возможность проводить чистку, регулярный осмотр болтов. Способствовать предотвращению появления ржавчины может каждый гражданин, если дорожит состоянием своих вещей.

Хозяину потребуется во время сборки агрегата:

  • ставить гайку на чистую резьбу
  • вовремя очистить поверхность любым подручным средством
  • провести смазку после установки крепежных элементов

Следует внимательно отнестись к выбору смазочных веществ. Когда механический узел с болтом находится в рабочем процессе под постоянным подогревом, его не смазывают солидолом. Он способен склеить детали так, что гайка станет недвижимой.

Лучшими составами считаются на основе:

  • литолов
  • графитов
  • тефлонов

Каждая восстановительная операция по резьбовым контактам, нуждается в дальнейшей обработке, чтобы исключить повторения проблемы. Слабощелочные, нейтрально кислотные смазки обладают защитными свойствами как консервационный класс.

Не только рабочие моменты действуют на изделия, но и окружающая среда. Предохранением от чрезмерной влажности воздушного пространства служат краски алкидные, эмали, полиуретановые средства.

В этом случае не следует использовать силиконовые покрытия, это вещество обладает повышенной кислотностью, способствует появлению ржавых пятен. Разъемные соединения нуждаются в ежегодных профилактических мероприятиях, их изредка необходимо раскручивать, чтобы провести обработку.

Как открутить ржавый болт — на видео:

Резьбовой крепеж - болты, винты, гайки, шпильки - всем хорош. Прочно скрепляет, универсален для большинства задач, выпускается в широком диапазоне диаметров и длин. Болты, винты обязательная деталь и бытовой техники, и многотонных станков, и строительных металлоконструкций. Для защиты от коррозии метизы покрывают цинком или другим составом, делают из нержавейки. И все бы хорошо, но если болт заржавел, открутить его очень проблематично.Как справиться с этой задачей, чтобы и деталь не повредить и поменьше усилий приложить. Есть несколько способов.

Неразрушающие

Тук-тук

Самый простой и редко помогающий способ - постучать по прикипевшему болту, гайке. Можно попытаться повернуть относительно друг друга скрепленные детали. Дожим соединения тоже может помочь - иржа разрушится и болт можно будет выкрутить. Шансы есть, но небольшие.

WD

На болт, гайку можно нанести проникающую смазку - тормозную жидкость, скипидар, керосин. А лучше всем известный WD-40. Подождать минут двадцать-тридцать. Смазка проникает с межрезьбовое пространство, под головку крепежа и есть вероятность что болт выкрутится. Еще лучше нанести такую смазку за сутки-двое. Возможно, тогда проблема “как открутить приржавевший болт” вообще не возникнет.

Нагрев

Третий способ - нагрев соединения. Гайка первой подвергается нагреву и расширяется быстрее болта. Ржавчина между резьбой разрушается и вероятность раскрутить соединение весьма высока. Нагрев можно производить газовой горелкой, паяльной лампой, промышленным феном, обыкновенной свечой или на горелке газовой плиты. Выбор зависит от конкретных обстоятельств.Можно “ужесточить” способ и после нагрева сразу резко охладить соединение в снегу, воде и т. п. Но результат может быть не таким как хочется - разрушится деталь.

Разрушающие

Зубило

К грани болта прикладывается зубило и ударами молотка делается попытка провернуть болт или гайку. После отвинчивания, такой крепеж чаще всего не используется больше, так как повреждаются грани.

Если головка болта, винта уже сорвана или предыдущие способы не помогают, применяются более кардинальные действия.К стержню болта или винта можно аккуратно приварить деталь, которую удобно захватить. Например, гайку . Затем для отвинчивания использовать инструмент с большим рычагом - арматуру, трубу. Если и этот метод не помог, высверлить из отверстия резьбовой стержень стараясь не повредить резьбу в детали.

Несколько полезных советов, чтобы не прибегать к вышеперечисленным советам:

  • нанести на резьбу крепежа перед завинчиванием литол, солидол, графитовую или другую смазку
  • использовать при затяжке и отвинчивании качественный инструмент с наибольшим захватом

Понравилась эта новость? Тогда жми .

Среди разъемных соединений резьбовое занимает первое место как по распространенности, так и по надежности. Однако на практике много случаев, когда развинтить резьбовую пару оказывается не просто.

Причины, по которым не удается открутить прикипевшую гайку (болт).

Существует несколько причин, по которым разобрать это простейшее соединение может оказаться затруднительно или вовсе невозможно:

  • деформация резьбы или деталей соединения, например, при сильном ударе;
  • закручивание не по резьбе с прикладыванием значительного усилия — в этом случае между поверхностями деталей существенно возрастает трение (эффект может усугубиться за счет воздействия внешних факторов);
  • окисление поверхностей деталей соединения, образование на них слоя ржавчины;
  • диффузия материалов между деталями соединения.

Последние две причины прекрасно знакомы практически каждому, в особенности автомобилистам.

Проблема в том, что шпильки, болты и гайки чаще всего выполняют из углеродистой стали. При длительном контакте с водой и кислородом воздуха (такому воздействию постоянно подвержены, например, болты на колесе) эти вещества проникают в мельчайшие зазоры, в том числе и между деталями резьбового соединения. В результате железо окисляется, образуется слой ржавчины, который увеличивает трение. Потребуется огромное усилие, чтобы сдвинуть детали с места (нередко величина превосходит показатели прочности болта, и он разрушается).

Конструкторы стараются не допускать таких неприятностей, применяя для соединений детали с защитными покрытиями или изготовленные из нержавеющих сталей. Но и это срабатывает не всегда. Если болт и гайка подвергаются тепловому воздействию (примером могут служить детали на глушителе) защитные покрытия могут нарушиться, коррозионные процессы ускоряются.

Имеет место и процесс диффузии (взаимного проникновения) материалов, детали образуют монолит, разобрать который становится сложно (с таким явлением нередко сталкиваются те, кто пытается открутить болт на коленвале).

Как открутить прикипевший болт (гайку) — основные методы.

Чтобы справиться с такой задачей применяют несколько методов. Их можно условно разделить на

  • механические;
  • физические;
  • химические.

Механические методы.

К ним относятся методы, которые позволяют разобрать резьбовое соединение за счет приложения механических усилий:

  • применение накидных ключей и торцевых головок вместо рожковых ключей;
  • использование рычага для увеличения усилий;
  • воздействие с переменным направлением силы;
  • акцентированное воздействие (кратковременное приложение значительного усилия или усилий в определенных точках);
  • ударное разрушение слоев окислов и ржавчины.

Рожковый ключ охватывает всего три грани гайки или головки болта. Кроме того, между ним и гранями остается некоторый зазор. В этом случае, приложить достаточное усилие для отвинчивания может оказаться проблемой — ключ может сорваться и «слизать» грани. Накидной ключ или торцевая головка охватывают все грани, что позволяет приложить большее усилие.

Для увеличения усилия можно воспользоваться рычагом – нарастить длину рукояти. При этом остается опасность зализать грани или разрушить детали крепления. Повредить можно и те детали, которые были соединены резьбовой парой.

Нередко открутить прикипевшую или приржавевшую гайку помогает смена направления – прежде чем развинтить соединение, его пытаются завинтить. Воздействие сил попеременно в разных направлениях разрушает слои ржавчины, давая ход деталям соединения.

Пример приложения кратковременно значительной силы дает метод, использующий зубило и молоток. На грани делают насечку, упирают в нее зубило (направляя его по ходу откручивания гайки) и бьют по нему молотком. В этом случае сила удара намного превосходит ту, которую можно приложить, используя гаечный ключ. Поскольку воздействие кратковременное, разрушить болт оно не может.

К сведению! Этим способом можно открутить и гайку с сорванными гранями. Это несколько проще, чем пытаться напилить новые под меньший размер ключа.

Легкое постукивание молотком по гайке и/или болту приводит к сотрясению всей конструкции и разрушению слоя ржавчины. Приходится только дозировать силу удара, чтобы не повредить детали, не деформировать резьбу. Хотя как один из методов разборки «непокорного» соединения подходит разрушение такими ударами гайки. Единственная проблема – резьбовую пару придется поменять.

Физические методы.

Основаны некоторые из них на физических свойствах металлов. Из них широко применяется только один – нагрев деталей соединения. При этом материал гайки расширяется, увеличивается зазор между нею и болтом, открутить ее становится легче. Если же разогреть всю конструкцию, можно разрушить образовавшуюся ржавчину, что также даст положительный результат. Воспользоваться для этой цели следует любым источником тепла – мощным паяльником, строительным феном, паяльной лампой или другими источниками открытого огня.

Важно! Пользоваться открытым огнем рядом с деревом, горючим пластиком или легковоспламеняющимися жидкостями опасно!

Хорошей заменой открытому огню станет электрический нагрев. Для этого подойдет трансформатор (заводской или самодельный) со вторичной обмоткой с напряжением 1.1 – 1.5 В и максимальной силой тока. Через медные кабели и зажимы вторичная обмотка замыкается на болт, который надо открутить. Происходит разогрев, после чего трансформатор отключают, соединение демонтируют.

Другие физические методы используют метод смачивания поверхностей для снижения трения. Например, если позволить жидкости проникнуть в пространство между болтом и гайкой по мельчайшим каналам, трение между резьбами уменьшится и разобрать пару станет проще.

Из легко проникающих жидкостей можно воспользоваться теми, что всегда находятся под рукой у автомобилиста:

  • тормозной жидкостью;
  • антифризом;
  • керосином;
  • бензином;
  • соляркой.

Первые две содержат гликоли и эфиры – вещества с огромной проникающей способностью. Остальные относятся к алифатическим углеводородам и обладают сходным действием.

Ко второй группе относятся и такие растворители, как уайт-сприт и скипидар. Все их можно использовать для того, чтобы отвернуть прикипевшую гайку. Несколько различаются процессы только по времени.

Метод прост – намочить ветошь и положить ее на прикипевшие детали. Проникая в зазоры и поры, жидкости смазывают поверхности и разрыхляют слои ржавчины. Спустя некоторое время (от получаса до 3-4 часов) можно пробовать раскрутить соединение. Если разборка не удается – повторить процесс. Ускорить его можно периодическими легкими постукиваниями.

Эти же жидкости являются основой для «жидких ключей» — смазок специального состава, которые предлагаются в автомагазинах.

Одной из наиболее популярных у автолюбителей является WD-40, в состав которой входят минеральное масло, уайт-спирит и бензин легколетучих фракций. Эффективность такого «коктейля» проверена на практике, справляется он с приржавевшими гайками за полчаса.

К сведению! Если гайка прикипела не при попадании воды, а под действием температур – эффективность WD-40 значительно снижается.

Химические методы.

Действие их основано на химическом разрушении ржавчины, образовавшейся между деталями соединения. Для этого необходимо, чтобы в зазоры между болтом и гайкой попали активные химические вещества.

Применяют для такой обработки резьбовых соединений практически любые кислоты:

  • серную;
  • соляную;
  • уксусную;
  • лимонную;
  • ортофосфорную и др.

Серную кислоту для аккумуляторного электролита или соляную кислоту для пайки радиаторов используют таким образом:

  • вокруг гайки или головки болта из пластилина организуют бортик;
  • внутрь полученной «емкости» вносят несколько капель кислоты;
  • кусочек цинка активизирует процесс, создавая гальваническую пару.

Спустя сутки после начала такой обработки раскручивается любое соединение.

Более слабые кислоты имеют меньшую эффективность, требуется или значительное их количество, или больше времени

К сведению! Ортофосфорная кислота входит в состав таких напитков, как Кока-Кола. Именно поэтому можно попытаться открутить гайку и с их помощью. Но концентрация ее невелика, сама кислота обладает низкой активностью, так что эффективна такая обработка только в «легких» случаях.

Если ничего не помогает.

Если открутить гайку все же не удалось, соединение можно разрушить – срезать болгаркой.

Другой метод – высверлить болт дрелью.

Но прежде чем прибегать к таким методам, следует оценить все последствия!

Видео.