Конспект занятия «Муха-цокотуха» для ясельной группы. План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему: Сценарий мультимедийной разработки НОД "Насекомые"


Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим, экология, развитие речи, конструирование) занятия в старшей группе.

Тема: «В стране насекомых».

Цель занятия :

Расширить знания детей о насекомых (разнообразие, отличительные признаки, питание, передвижение, польза);познакомить с особенностями жизни природных пчёл и пчёл за которыми ухаживает человек; учить детей целеустремлённо присоединять новый материал к уже имеющимся знаниям.

Развивать фразовую речь, фонематический слух; продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы.

Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей.

Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги.

Воспитывать любознательность, интерес к живой природе .

Словарная работа : улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник, дымарь.

Билингвальный компонент : ара – пчела, кобелек – бабочка, саратан коныз – майский жук, гулдер – цветы.

Оборудование : цветущий луг (цветы, сделанные из бумаги), картинки насекомых, ульи, соты, мёд, одежда для пасечника, костюмы «насекомых» для детей, диск с записями звуков пчёл, комара, жука, заготовки для изготовления «пчелы», материал для конструирования из бумаги.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений о насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель. Заметили ли вы, ребята, что наша групповая комната стала какой-то необычной: на стенах, столах вы видите картинки с изображением насекомых, украшена она и красивыми цветами. Комната превратилась в цветущий луг, а вы в «насекомых». Дети, мы попали в страну насекомых.

Давайте пройдёмся

Издравствуйте, скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Давайте наклонимся и улыбнёмся цветочкам. В стране насекомых есть хозяйка. А кто она отгадайте?

Загадка.

С утра жу-жу

Цветы бужу

И мёд вожу.

Правильно, дети, это пчела. Попробуйте найти её. Как вы думаете, где она может быть? Ответы детей (на цветах, растениях, луговых травах). В групповую комнату влетает пчела и звучит её песенка (ж-ж-ж-ж-ж).

Пчела Майя. (роль исполняет воспитатель) Здравствуйте, дети. Меня зовут пчела Майя. Я хочу пригласить вас в страну насекомых, по которой мы будем путешествовать вместе. Летите за мной…

Беседа на тему: «Что вы знаете о насекомых?»

Пчела Майя (обращаясь к детям). Я хочу задать вам следующие вопросы:

Каких насекомых вы знаете? Дети называют, а я раскладываю их вокруг цветка (называют на казахском языке).

Чем похожи все насекомые? Ответы детей: есть голова грудь, брюшко, на голове глаза (у некоторых они занимают большую часть головы),усики, крылья, благодаря которым они летают. У насекомых шесть ног.(счёт на казахском языке). Дополняю ответы детей.

Д/и «Назови насекомое ласково». Комар – комарик.Жук – жучок.Стрекоза – стрекозка, стрекозочка.Бабочка – бабочка.Пчела – пчёлка,пчёлочка.

Д/и «Кто, где живёт?»

Пчела (в улье), жуки (в коре деревьев),бабочки (в цветах), кузнечики (в траве).

Пчела Майя. Я, ребята, природная пчела. Тружусь с раннего утра до позднего вечера, сама добываю нектар, готовлюсь на зиму. Хотите, я покажу вам свой домик? Летите за мной… Посмотрите,какое интересное дерево. В стволе большое дупло. Как вы думаете, чей это домик? (белки). А рядом домик мой, вот это маленькое дупло.

П./и «Медведь и пчёлы».

Пчела Майя. Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мёд? Правильно, медведь. Лесным пчёлам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мёд, а дикие лесные пчёлы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз, два, три, медведем будешь ты». (надеваю шапочку медведю). Медведь отходит в сторону.

Пчела Майя:Полетели пчёлки собирать нектар и пыльцу с цветков.(Дети - пчёлы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)Вот медведь идёт,(Медвежьей походкой выходит ребёнок-медведь и направляется к дуплу)Из дупла мёд унесёт.Пчёлки домой! (Дети-пчёлы подбегают к дуплу)Слова детей-пчёлок:Это дупло-домик наш,Уходи медведь от нас:«ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»(Дети-пчёлы машут крыльями и прогоняют медведя).

Дети, слышите, кто-то лети на нашу поляну. Летит жук, расправив крылья (звучит «песенка» майского жука).

Майский жук. (роль исполняет ребёнок)Я весёлый майский жук.Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу,А зовут меня Жу-жу.Почему зовут Жу-жу,Потому что я жу-жу.

Пчела Майя. Майские жуки крупные. Живут на деревьях. Майские жуки опасные вредители, они питаются листьями деревьев. Особенный вред приносят их личинки, которые живут в почве и питаются корнями растений. У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы,медведи, ежи – все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Ребята, отгадайте загадку. «Самого не видно, а песенка слышна». Летит комарик (звучит « песенка комара»:з-з-з-з-з-з-з)

Комарик (роль исполняет ребёнок)Я комарик, я проказник.Цокотуху ловко спас.Прилетел я к вам на праздник,Но кусать не стану вас.

Пчела Майя. У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосёт кровь, а также пара маленьких усиков. У комара есть уши, которые находятся в усах. Комары – вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

Ребята, посмотрите внимательно на луг. Про какое насекомое люди говорят «порхающий цветок? (бабочка). В мире огромное количество бабочек. Они яркие красивые, являются украшением природы. Бабочки бывают разных размеров. Я хочу познакомить вас с самой маленькой бабочкой. Зовут её Лёля. Живёт она здесь на лугу в цветочке. Давайте её поищем.

Бабочка (роль исполняет ребёнок)

Мен әдемікөбелекпін

Ән айтамын, ұшамын

Сіздерді көптен көрмедім

Баршаңызды жақсы көремін.

Пчела майя. Бабочки, перелетая с цветка на цветок, собирают нектар и опыляют растения. Вот и Лёля такая маленькая, а работать любит. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги – птицы и пауки.На луг летит божья коровка.

Божья коровка (роль исполняет ребёнок)Я летать умею ловкоБожья пёстрая коровка.Крылья красненькие в точках. Словно в чёрненьких кружочках.

Пчела Пайя. Посмотрите, какое красивое насекомое.У божьей коровки: овальное тело, ярко красная спинка, украшенная чёрными точками. Божья коровка ползает и летает, даже на большие расстояния. У неё есть маленькие крылышки, а под ними жёсткие коричневые полупрозрачные под крылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные. Божьих коровок называют санитарами. Они спасают сады от тли, от мелких вредных насекомых.

Дети исполняют песню «Божья коровка».

Ребята, а как вы думаете, какое насекомое самое трудолюбивое? (пчела). Пчела трудится с самого раннего утра до позднего вечера. А вы любите трудиться? Давайте сейчас каждый из вас сделает по одной пчёлке.

Конструирование из бумаги «Пчела».

Дети рисуют маркером полоски на брюшке вырезанной из картона «пчелы», приклеивают крылья (заготовки пчелы раздаю детям с ниткой).

Дыхательное упражнение «Отправь пчёлку в полёт за нектаром». Дети держат пчёлку за ниточку и дуют на неё. Я словами корректирую силу, с которой дети дуют.

Вот пчёлка несмело вылетела из улья.Увидела цветы и заспешила к ним.Набрала пчёлка много мёда и неторопливо летит домой.Как быстро темнеет, торопись в улей, пчёлка!

А сейчас, ребята, держите пчёлок и летите за мной. Я хочу показать одно интересное место на лугу. «Насекомые» прилетают на пасеку и знакомятся с пасечником.

Разминка «Трудолюбивая пчёлка».

Пчёлка трудится весь день (руками обрисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.(покачивание указательным пальцем в знак отрицания)

От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.(круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосёт,(вытянуть руку вперёд, затем вниз, наклониться)

За день много соберёт(раскрыть перед собой все пальцы)

Унесёт нектар тот в улей, (изображают полёт)

И назад вернётся пулей.(резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперёд)

В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)

Время трудное придёт. (поёживание)

Будет пчелкам, чем питаться (имитация движения ложкой)

Надо очень постараться. (имитация накладывания мёда в соты)

Рассказ пасечника о пчёлах, о своей работе.

Ребята, сейчас мы с вами поговорим об обитателях пасеки. Что такое пасека? В старину пасеку называли «пчельник». Пасека-это место, где размещаются пчелиные домики ульи. А я человек, который заботится о пчёлах на пасеке, и называют меня пасечник. Повторите эти слова «пасека» и «пасечник» и запомните их. Посмотрите у меня на пасеке улья разного цвета. Какого? Каждая пчела знает свой домик. Сегодня я расскажу вам о пчёлах. Как вы считаете, пчела это полезное насекомое? (да) Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. Пчёлы живут большой семьёй. Они собирают пыльцу с цветов в специальные сумочки, которые находятся в ногах. Прилетела она на пасеку, попила водички и села отдохнут,залетела в улей через кружок. Внутри улья есть рамки. (показ). Здесь много ячеек. Пчёлы заполняют ячейки мёдом. Вот эта рамка наполовину заполнена мёдом. Я хочу показать вам вот этот предмет, называется он дымарь. В дымарь я по ложу сухие веточки, поджигаю и окуриваю улей. Дым пугает пчёл, и они выползают наружу. Только тогда я достаю из ульев рамы, полные мёда и несу их в специальный жестяной аппарат. Машина крутит раму, жидкий мёд не может удержаться, брызжет из сот на стенки бака и затем стекает в деревянную кадку. Воздух вокруг наполнен медовым ароматом. Дети, а вы любите мёд? Правильно, ведь он очень полезный. Сейчас я угощу вас мёдом. (Дети благодарят пасечника и прощаются с ним.)

Пчела Майя (обращаясь к детям) Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что особенно вам понравилось? (ответы детей) Молодцы, дети, вы рассказывали о насекомых, поиграли, выполняли физические упражнения, рассказывали стихи, пели песню. Мне было интересно с вами. А сейчас пора улетать на красивые луга, полные цветов поляны, чтобы вместе со своими пчёлками – сестричками собирать мёд, вкусный и полезный для здоровья человека. На территории участка детского сада тоже много цветов. И среди них вы можете увидеть пчёл, которые собирают мёд. Не рвите цветы, не тревожьте пчёл, сохраняйте удивительную красоту природы! До свидания, ребята, до новой встречи!

Конспект интегрированного (ознакомление с окружающим, экология, развитие речи, конструирование) занятия в старшей группе.

Тема: «В стране насекомых».

Цель занятия :

Расширить знания детей о насекомых (разнообразие, отличительные признаки, питание, передвижение, польза);познакомить с особенностями жизни природных пчёл и пчёл за которыми ухаживает человек; учить детей целеустремлённо присоединять новый материал к уже имеющимся знаниям.

Развивать фразовую речь, фонематический слух; продолжать учить детей давать аргументированные ответы на вопросы.

Развивать критичность мышления, активизировать познавательные способности детей.

Закрепить навыки и умения конструирования из бумаги.

Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.

Словарная работа : улей, нектар, опыление, соты, пасека, пасечник, дымарь.

Билингвальный компонент : ара – пчела, кобелек – бабочка, саратан коныз – майский жук, гулдер – цветы.

Оборудование : цветущий луг (цветы, сделанные из бумаги), картинки насекомых, ульи, соты, мёд, одежда для пасечника, костюмы «насекомых» для детей, диск с записями звуков пчёл, комара, жука, заготовки для изготовления «пчелы», материал для конструирования из бумаги.

Предварительная работа. Заучивание стихотворений о насекомых.

Ход занятия:

Воспитатель. Заметили ли вы, ребята, что наша групповая комната стала какой-то необычной: на стенах, столах вы видите картинки с изображением насекомых, украшена она и красивыми цветами. Комната превратилась в цветущий луг, а вы в «насекомых». Дети, мы попали в страну насекомых.

Давайте пройдёмся

Издравствуйте, скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Давайте наклонимся и улыбнёмся цветочкам. В стране насекомых есть хозяйка. А кто она отгадайте?

Загадка.

С утра жу-жу

Цветы бужу

И мёд вожу.

Правильно, дети, это пчела. Попробуйте найти её. Как вы думаете, где она может быть? Ответы детей (на цветах, растениях, луговых травах). В групповую комнату влетает пчела и звучит её песенка (ж-ж-ж-ж-ж).

Пчела Майя. (роль исполняет воспитатель) Здравствуйте, дети. Меня зовут пчела Майя. Я хочу пригласить вас в страну насекомых, по которой мы будем путешествовать вместе. Летите за мной…

Беседа на тему: «Что вы знаете о насекомых?»

Пчела Майя (обращаясь к детям). Я хочу задать вам следующие вопросы:

Каких насекомых вы знаете? Дети называют, а я раскладываю их вокруг цветка (называют на казахском языке).

Чем похожи все насекомые? Ответы детей: есть голова грудь, брюшко, на голове глаза (у некоторых они занимают большую часть головы),усики, крылья, благодаря которым они летают. У насекомых шесть ног.(счёт на казахском языке). Дополняю ответы детей.

Д/и «Назови насекомое ласково». Комар – комарик.Жук – жучок.Стрекоза – стрекозка, стрекозочка.Бабочка – бабочка.Пчела – пчёлка,пчёлочка.

Д/и «Кто, где живёт?»

Пчела (в улье), жуки (в коре деревьев),бабочки (в цветах), кузнечики (в траве).

Пчела Майя. Я, ребята, природная пчела. Тружусь с раннего утра до позднего вечера, сама добываю нектар, готовлюсь на зиму. Хотите, я покажу вам свой домик? Летите за мной… Посмотрите,какое интересное дерево. В стволе большое дупло. Как вы думаете, чей это домик? (белки). А рядом домик мой, вот это маленькое дупло.

П./и «Медведь и пчёлы».

Пчела Майя. Ребята, а вы знаете, кто из диких животных очень любит мёд? Правильно, медведь. Лесным пчёлам никто не делает домики-ульи, поэтому они располагаются в дуплах деревьев. Вот здесь у нас будет дупло. Медведь хочет забрать из дупла мёд, а дикие лесные пчёлы его туда не пускают, прогоняют, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж» (дети повторяют). Давайте считалочкой выберем медведя: «Раз, два, три, медведем будешь ты». (надеваю шапочку медведю). Медведь отходит в сторону.

Пчела Майя:Полетели пчёлки собирать нектар и пыльцу с цветков.(Дети - пчёлы бегают, взмахивая руками, приседая на корточки)Вот медведь идёт,(Медвежьей походкой выходит ребёнок-медведь и направляется к дуплу)Из дупла мёд унесёт.Пчёлки домой! (Дети-пчёлы подбегают к дуплу)Слова детей-пчёлок:Это дупло-домик наш,Уходи медведь от нас:«ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!»(Дети-пчёлы машут крыльями и прогоняют медведя).

Дети, слышите, кто-то лети на нашу поляну. Летит жук, расправив крылья (звучит «песенка» майского жука).

Майский жук. (роль исполняет ребёнок)Я весёлый майский жук.Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу,А зовут меня Жу-жу.Почему зовут Жу-жу,Потому что я жу-жу.

Пчела Майя. Майские жуки крупные. Живут на деревьях. Майские жуки опасные вредители, они питаются листьями деревьев. Особенный вред приносят их личинки, которые живут в почве и питаются корнями растений. У майских жуков в природе есть враги: летучие мыши и совы ловят их, а вороны, скворцы и грачи уничтожают личинок в почве. Помогают лесам в борьбе с вредителями лисы,медведи, ежи – все они не прочь полакомиться жирными личинками и жуками.

Ребята, отгадайте загадку. «Самого не видно, а песенка слышна». Летит комарик (звучит « песенка комара»:з-з-з-з-з-з-з)

Комарик (роль исполняет ребёнок)Я комарик, я проказник.Цокотуху ловко спас.Прилетел я к вам на праздник,Но кусать не стану вас.

Пчела Майя. У комара тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым он прокалывает тело жертвы и сосёт кровь, а также пара маленьких усиков. У комара есть уши, которые находятся в усах. Комары – вредные насекомые, так как разносят опасные болезни. Лягушки и жабы помогают побеждать кровожадных насекомых, питаются комарами стрекозы и птицы.

Ребята, посмотрите внимательно на луг. Про какое насекомое люди говорят «порхающий цветок? (бабочка). В мире огромное количество бабочек. Они яркие красивые, являются украшением природы. Бабочки бывают разных размеров. Я хочу познакомить вас с самой маленькой бабочкой. Зовут её Лёля. Живёт она здесь на лугу в цветочке. Давайте её поищем.

Бабочка (роль исполняет ребёнок)

Мен әдемікөбелекпін

Ән айтамын, ұшамын

Сіздерді көптен көрмедім

Баршаңызды жақсы көремін.

Пчела майя. Бабочки, перелетая с цветка на цветок, собирают нектар и опыляют растения. Вот и Лёля такая маленькая, а работать любит. Маленьких бабочек называют мотыльками. У бабочек есть враги – птицы и пауки.На луг летит божья коровка.

Божья коровка (роль исполняет ребёнок)Я летать умею ловкоБожья пёстрая коровка.Крылья красненькие в точках. Словно в чёрненьких кружочках.

Пчела Пайя. Посмотрите, какое красивое насекомое.У божьей коровки: овальное тело, ярко красная спинка, украшенная чёрными точками. Божья коровка ползает и летает, даже на большие расстояния. У неё есть маленькие крылышки, а под ними жёсткие коричневые полупрозрачные под крылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской – несъедобные. Божьих коровок называют санитарами. Они спасают сады от тли, от мелких вредных насекомых.

Дети исполняют песню «Божья коровка».

Ребята, а как вы думаете, какое насекомое самое трудолюбивое? (пчела). Пчела трудится с самого раннего утра до позднего вечера. А вы любите трудиться? Давайте сейчас каждый из вас сделает по одной пчёлке.

Конструирование из бумаги «Пчела».

Дети рисуют маркером полоски на брюшке вырезанной из картона «пчелы», приклеивают крылья (заготовки пчелы раздаю детям с ниткой).

Дыхательное упражнение «Отправь пчёлку в полёт за нектаром». Дети держат пчёлку за ниточку и дуют на неё. Я словами корректирую силу, с которой дети дуют.

Вот пчёлка несмело вылетела из улья.Увидела цветы и заспешила к ним.Набрала пчёлка много мёда и неторопливо летит домой.Как быстро темнеет, торопись в улей, пчёлка!

А сейчас, ребята, держите пчёлок и летите за мной. Я хочу показать одно интересное место на лугу. «Насекомые» прилетают на пасеку и знакомятся с пасечником.

Разминка «Трудолюбивая пчёлка».

Пчёлка трудится весь день (руками обрисовать перед собой круг)

И работать ей не лень.(покачивание указательным пальцем в знак отрицания)

От цветка летит к цветку, (ритмичные взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу.(круговые движения ладонью по животу)

Хоботком нектар сосёт,(вытянуть руку вперёд, затем вниз, наклониться)

За день много соберёт(раскрыть перед собой все пальцы)

Унесёт нектар тот в улей, (изображают полёт)

И назад вернётся пулей.(резко выбросить руку с вытянутым указательным пальцем вперёд)

В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)

Время трудное придёт. (поёживание)

Будет пчелкам, чем питаться (имитация движения ложкой)

Надо очень постараться. (имитация накладывания мёда в соты)

Рассказ пасечника о пчёлах, о своей работе.

Ребята, сейчас мы с вами поговорим об обитателях пасеки. Что такое пасека? В старину пасеку называли «пчельник». Пасека-это место, где размещаются пчелиные домики ульи. А я человек, который заботится о пчёлах на пасеке, и называют меня пасечник. Повторите эти слова «пасека» и «пасечник» и запомните их. Посмотрите у меня на пасеке улья разного цвета. Какого? Каждая пчела знает свой домик. Сегодня я расскажу вам о пчёлах. Как вы считаете, пчела это полезное насекомое? (да) Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны. Пчёлы живут большой семьёй. Они собирают пыльцу с цветов в специальные сумочки, которые находятся в ногах. Прилетела она на пасеку, попила водички и села отдохнут,залетела в улей через кружок. Внутри улья есть рамки. (показ). Здесь много ячеек. Пчёлы заполняют ячейки мёдом. Вот эта рамка наполовину заполнена мёдом. Я хочу показать вам вот этот предмет, называется он дымарь. В дымарь я по ложу сухие веточки, поджигаю и окуриваю улей. Дым пугает пчёл, и они выползают наружу. Только тогда я достаю из ульев рамы, полные мёда и несу их в специальный жестяной аппарат. Машина крутит раму, жидкий мёд не может удержаться, брызжет из сот на стенки бака и затем стекает в деревянную кадку. Воздух вокруг наполнен медовым ароматом. Дети, а вы любите мёд? Правильно, ведь он очень полезный. Сейчас я угощу вас мёдом. (Дети благодарят пасечника и прощаются с ним.)

Пчела Майя (обращаясь к детям) Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что особенно вам понравилось? (ответы детей) Молодцы, дети, вы рассказывали о насекомых, поиграли, выполняли физические упражнения, рассказывали стихи, пели песню. Мне было интересно с вами. А сейчас пора улетать на красивые луга, полные цветов поляны, чтобы вместе со своими пчёлками – сестричками собирать мёд, вкусный и полезный для здоровья человека. На территории участка детского сада тоже много цветов. И среди них вы можете увидеть пчёл, которые собирают мёд. Не рвите цветы, не тревожьте пчёл, сохраняйте удивительную красоту природы! До свидания, ребята, до новой встречи!

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме
«Заколдованные бабочки»

Группы в детском саду:
подготовительная группа
старшая группа

Образовательная область: художественное творчество.

Вид детской деятельности: продуктивная деятельность.

Тип непосредственно образовательной деятельности: интегрированный.

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Продолжать закреплять умение изготавливать по схеме симметричные части игрушки;

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания по контуру;

Закреплять умение аккуратно приклеивать заготовки.

Развивающие задачи:

Развивать способность самостоятельно замечать и исправлять недостатки своей работы, дополнять изображение, добиваясь большей выразительности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей устойчивое положительное отношение к труду, настойчивость, старание;

Воспитывать аккуратность, развивать глазомер;

Воспитывать готовность убирать за собой.

Словарная работа: объяснить детям понятие «одинокая».

Методы и приемы по структуре занятия:

Проблемная ситуация;

Вопросы;

Пооперационная карта-схема;

Указания и пояснения к началу работы;

Физкультминутка;

Индивидуальные указания и пояснения, напоминания;

Анализ детских работ;

Похвала, поощрение.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстрации, фотографий и открыток бабочек; чтение познавательной литературы о насекомых; разучивание пальчиковой игры.

Материалы и оборудования: ножницы, карандаши, клей, клеенка, тряпочка, бумага белая, заготовка туловища бабочки, полянка, образец, письмо.

Индивидуальная работа: помочь Ангелине Л. вырезать по контуру.

Литература:

1. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 200S-2010.

2. «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2010. - 263 с.

Интеграция с образовательными областями: «Чтение художественной литературы» (раздел «Формирование интереса и потребности в чтении»). «Коммуникация» (раздел «Развитие компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»).

Ход занятия

(Дети с воспитателем заходят в зал и здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, предлагаю встать в круг, взяться за руки и улыбнуться друг другу. Скажите, какое у вас настроение?

Дети: Радостное, веселое.

Воспитатель: Я очень рада. Я думаю, что вы готовы к новым открытиям. (Звучит музыка.) Встаньте, пожалуйста, поудобнее. Посмотрите на экран. (Дети подходят к мультимедийному экрану.) Что вы там видите?

Дети: Мы видим поляну лесную. Но она пустая, там очень мало цветов и трав.

Воспитатель: Я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в лесу, на сказочной полянке, где росло много необыкновенно красивых цветов, и жили бабочки. Они летали над цветами, поливали их, отгоняли мошек, а цветы угощали их цветочным соком. Бабочки так любили свои цветы, что решили однажды пригласить бабочек с другой полянки полюбоваться их красотой. Когда одна бабочка улетела их приглашать, вдруг неожиданно появился Змей Горыныч. Он сжег все цветы, а оставшихся бабочек заколдовал, сам скрылся.

Вернулась бабочка, а вместо красивой полянки осталась только кое-где травка и несколько цветочков. Заплакала горько бабочка, летает и не знает, что ей делать без цветов и бабочек-друзей.

Воспитатель : А вот та самая бабочка прилетела к нам! (берет бабочку).

Бабочка: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Амелия. Мне хочется поиграть с друзьями, но их у меня заколдовал злой Змей Горыныч, теперь я одинокая. Помогите мне, пожалуйста, найти друзей».

Воспитатель: Ребята, как вы понимаете слово «одинокая»?

Дети: Она одна, у нее нет друзей, ей не с кем поиграть.

Воспитатель: Как вы думаете, легко ли быть одиноким? Почему? (ответы детей). Наша Амелия мечтает о друзьях. Я хочу ей помочь, но думаю, что мне одной не справиться. Может, вы мне поможете?

Дети: Да, мы тоже хотим помочь ей найти друзей.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как мы можем помочь ей?

Дети: Расколдовать бабочек, освободить из плена.

Воспитатель : Да, молодцы, вижу у вас масса идей.

Бабочка : Я так рада, что вы готовы помочь мне! Так полетели за мной, я отведу вас на эту полянку (идут к лесу). Вот мы и у леса. Ой, Змей Горыныч заколдовал и лес…

Воспитатель : Ребята, здесь какое-то послание! Посмотрим, что же там написано. Тут задание расколдовать бабочек, превращенных в цветы (крылья бабочек лежат на цветах). И что бы расколдовать их, предлагаю Ксюше рассказать стихотворение про цветы.

Ксюша: Цветы, как люди, на добро щедры

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры…

Бабочка : Ребята, посмотрите, мои подружки почти расколдованы, но не все, только их части…Ребята, полетели дальше, нам надо остальных расколдовать! Вижу тропинку, пойдемте по ней (идут). Подождите, и тут был Змей Горыныч… Дорога к полянке закрыта.

Воспитатель : И снова подсказка! Сейчас мы откроем подсказку и посмотрим. Ребята, тут написано, что бабочек опутала паутина. Необходимо вызволить их оттуда (освобождают крылья, окутанные нитями).

Бабочка : Как я рада, мои подружки! Да, но это снова не все… Пошли дальше! А вот и наша волшебная полянка!

Воспитатель : Она совсем голая, пустая… и никаких подсказок (оглядывается). Что же нам делать дальше? Как нам быть?

Бабочка : А я знаю, что надо делать. У нас есть части бабочек, а остальные можно и нарисовать.

Воспитатель : Верно! Как мы сами не догадались! Нам осталось совсем не много - найти мастерскую с необходимыми материалами.

Бабочка : Есть такая мастерская, и находится она неподалеку. Полетели! (идут в мастерскую).

Воспитатель : Бабочка, ты, наверное, устала, посиди и посмотри, как ребята мастерят.

Воспитатель : Садитесь за столы. Сели красиво, прямо. Приступим к работе. Сколько крыльев мы должны вырезать? (показывает образец)

Дети : Четыре!

Воспитатель : Но у нас два листа, что нужно сделать?

Дети : Сгибаем бумагу пополам, совмещая противоположные короткие стороны. Обводим ладошку и вырезаем.

Воспитатель : Да, правильно. Начинайте. Ангелина, вырезай по контуру, закругляя пальчики. Теперь у нас есть все детали. Ребята, посмотрите, как будем делать бабочек.

Воспитатель : Перед вами лежат схемы, возьмите их поближе. Смотрите по ней. Мы теперь начинаем клеить ладошки-крылья. Сначала клеим только что вырезанные ладошки-крылья. Приклеим их на верхнюю и нижнюю часть туловища по бокам. Сколько у нас получилось своих ладошек?

Дети : Четыре!

Воспитатель : Верно, их вначале и приклеиваем. Далее клеим верхние большие крылья-ладошки, а внизу - поменьше. Но прежде чем приступить к работе, разогреем наши пальчики:

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет —

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

А теперь приступайте к работе, последовательность смотрите по схеме.

Бабочка : Вот и бабочки готовы. Какие они у вас получились красивые! Вы все, ребята, молодцы, работали старательно, аккуратно. За вашу помощь мы подарим вам сладкие подарки - конфеты. Спасибо вам! (Обращается к бабочкам) Подружки, как я рада вас видеть! Полетели на любимую полянку! (дети берут бабочек и кладут на полянку).

Тема: «Изготовление насекомых из яичных лотков».
Цель: Учить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из бросового материала.
Задачи:
Образовательная: Сформировать знания у детей по технологии изготовления насекомых из бросового материала.
Развивающая: .Формировать умение конструировать из бросового материала путем дополнения его деталями до создания выразительного образа.
Воспитывающая: Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость. Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном темпе.

Материалы, инструменты, оборудование:
Образцы насекомых (паук, пчела, жук, божья коровка, бабочка); ячейки из-под яиц (с двух сторон проколотые шилом); декоративная проволока; фломастеры; ножницы; декоративные глазки.
Содержание занятия:
I часть:
Педагог: Когда я сегодня утром пришла в группу, то мне передали письмо. На нем написан адрес нашего сада и указана наша группа. А от кого оно неизвестно.
И что с ним делать не знаю. Может вы мне подскажите?

Педагог: Там письмо и загадки. Прочитаем? "Дорогие дети спасибо вам за ваше тепло и улыбки. Нам было с вами весело и интересно. Вы рассматривали нас, а смотрели на вас. Нам вы показались такими умными и внимательными. Вы задавали столько необычных вопросов. Вот и мы придумали для вас загадки.
Шевельнулись у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Тлю с ветвей она съедает
И в саду нам помогает,
На листок усевшись ловко.
Это - божия … (коровка)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук)

Тонко кружево плету -
Не заметишь на лету.
Кто в мою попался сеть,
В ней останется висеть. (паук)

На цветы она садиться,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мед дала
Беспокойная … (пчела)"
Педагог: Молодцы, загадки отгадали. А в конце письма написано "С уважением бабочки."И как бабочки могли раскрыть наш секрет? Ведь совсем недавно мы с вами сходили на живую выставку тропических бабочек и даже сделали летнюю полянку. Но на ней кого-то не хватает. Как вы думаете кого?
Педагог обращает внимание на полянку.
Дети: На ней нет насекомых.
Педагог: Ребята, как вы думаете, сможем мы это исправить?
Дети: Да.
II часть:
- Ребята, сегодня мы с вами будем изготавливать насекомых из яичных лотков.
Для этого нам понадобятся: Ячейки из-под яиц, декоративная проволока, фломастеры, ножницы, декоративные глазки.
- Что есть у насекомых? (Насекомые состоят из туловища, лапок и глазок).
Показ воспитателя с описанием своей работы и акцентом на технику безопасности.
Перед вами ячейка от яиц, в ней с двух сторон проделаны отверстия. Сначала мы с вами раскрасим наших насекомых. Возьмите необходимые для вас фломастеры и раскрасьте тело насекомого. Декоративную проволоку разрежьте на 8 частей. 6 из них - это лапки и два усика, у паука 8лапок. Вставляем лапки в отверстия. Глазки сделаны из пластмассы, поэтому когда мы их приклеиваем, то держим дольше, чем бумагу. У пчелки делаем крылышки, а не лапки. Когда насекомое готово, загибаем лапки как вам больше нравиться.
- Повторите какая последовательность выполнения работы.
- Прежде чем приступить к работе, вспомните как безопасно работать с проволокой и ножницами.
Приступаем к изготовлению. В процессе работы оказывается индивидуальная помощь.
Насекомое готово. Посадите его на полянку куда вам захочется и поиграйте.
Физкультминутка : при необходимости.

III часть:
Дети украшают полянку своими насекомыми.
Анализ занятия:
Педагог: Кому понравилось делать насекомых? А кому было трудно в работе? Молодцы, у вас у всех получились веселые насекомые (обращаю внимание на детали в работе).
А сейчас я вам расскажу интересные факты из жизни насекомых.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность».
Задачи:
Образовательная область «Познание»
1.Обобщить представления детей о многообразии насекомых
2. Уточнить знания детей о пользе насекомых
3. Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величина, окраска, части тела)
Образовательная область « Коммуникация»
1. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы
2. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок
Образовательная область «Социализация»
1. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой либо проблемной ситуации

2. Воспитывать сопереживание, желание помочь
Образовательная область «Безопасность»
1. Воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу
2. Не разрушать условия жизни лесных обитателей
Методы и приёмы:
- практические (дидактическая игра, физкультурная минутка, создание художественного продукта, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика,утренняя гимнастика);
-наглядные (рассматривание картинок, просмотр м/ф);
-словесные (беседа, вопросы, разгадывание загадок, чистоговорка).
Материалы и оборудование: Незнайка (игрушка), картинки с изображением насекомых, стол, накрытый зелёной скатертью, карточки для игры «Что лишнее?», фломастеры, 2 конверта с бабочками и божьими коровками, бумага, ножницы, нитки, разрезные картинки, СД диск с записью мультфильма.
Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Дидактическая игра « Разрезные картинки», дидактическая игра

« Кого не стало», «Что лишнее?»

Продуктивная

Коммуникативная

Вопросы, разгадывание загадок, чистоговорка.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

Ожидаемые результаты

Сюрпризный момент.

В гости к детям приходит грустный Незнайка.

Незнайка отвечает, что пошел на поляну посмотреть на насекомых, а они куда-то исчезли.

Вручает конверты Незнайке и просит сказать, что там лежит.(В одном лежат бабочки, в другом божьи коровки.)

Герой ошибается.

Дидактическая игра

«Что лишнее?»

Показывает картинку и предлагает детям найти лишнее, объясняя свой ответ:

ü Бабочка, стрекоза, божья коровка, самолет;

ü Комар, воробей, пчела, муха.

ü Жук, таракан, бегемот, муравей.

ü Кузнечик, поезд, муравей, гусеница.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.(Бабочка)

Я – пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду. (Божья коровка.)

Я на ветке сижу

И звук «ж» всё твержу. (Майский жук.)

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет - тогда перестанет. (Муха.)

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась.

(Плавные взмахи руками.)

Потянулась, улыбнулась.

(Выполнять движения в соответствии с текстом.)

Раз – росой она умылась.

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Пальчиковая гимнастика.

Пчелка трудится весь день (руками обрисовывать перед собою круг)

И работать ей не лень (покачивание указат. пальцем в знак отрицания)

От цветка летит к цветку (ритмические взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу (круговые движения ладонями по животу)

Хоботком нектар сосет (вытянуть руки вперед, наклон вниз)

За день много соберет (раскрыть перед собой все пальцы)

Унесет нектар тот в улей (изобразить полет)

И назад вернется пулей. (резко выбросить руку с вытян. указат.пальцем).

Конструирование из бумаги «Пчелка»

Раздает пчелок на нитке, вырезанных из бумаги.

Дыхательная гимнастика.

А теперь мы с вами все вместе отправим пчелок в полет за нектаром.

Словами корректирует силу, с которой дети дуют на пчелку.

Просмотр отрывка из мультфильма «Муха-Цокотуха».

Кто спешил в гости к мухе? (бабочки, жуки, гусеницы, блошки, комар)

Как можно назвать их одним словом? (насекомые)

Кто притаился на дереве в дупле? (паук)

Чистоговорка.

Ук-ук-ук – появился здесь паук.

Как-ка-ка – все боятся паука.

Ок-ок-ок – паук муху поволок.

Как-как-ка – прогоните паука.

Дидактическая игра

« Разрезные картинки».

Дидактическая игра

« Кого не стало»

Убирает любую картинку с изображением насекомого, затем спрашивает: Кого не стало?

Обращают внимание на гостя.

Спрашивают у героя, что с ним случилось.

Дети исправляют Незнайку.

Находят правильную картинку и объясняют свой ответ.

Отгадывают загадки.

Повторяют движения в соответствии с текстом.

Рисуют фломастером полоски на брюшке пчелы, приклеивают крылья.

Держат пчелок за ниточку и дуют на нее.

Смотрят мультфильм.

Участвуют в беседе.

Повторяют.

Каждый ребенок собирает картинки насекомых из отдельных частей по образцу, затем говорят - кто у них получился.

Закрывают глаза. Дети открывают глаза и отвечают, кого не стало (какая картинка убрана).

Включаются в образовательную деятельность.

Сформировано эмоциональное восприятие героя.

Развито умение находить лишнюю картинку.

Сформировано умение отгадывания загадок.

Развита двигательная активность. Умение соотносить движения с текстом.

Развито умение правильно держать фломастер, аккуратно наносить рисунок.

Развита память, логическое мышление.

Сформировано умение правильного произношения звуков.

Развиты конструктивные способности создания целого из нескольких частей.

Развита память, внимание.

Итоговое мероприятие: Книжка-малышка о насекомых.

Литература:
1. Гризик Т.И. Развитие речи детей 4-5 лет: Методическое пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2004.
2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.- М., Просвещение, 2000.
3. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа.- М., ЦГЛ, 2005.
4. Ремезова Л.А. Учимся конструировать. Пособие для занятий с дошкольниками в ДОУ общего и компенсирующего вида.- М.: Школьная пресса, 2004.