Старинные легенды и предания о растениях.


Греческие мифы это повествование о богах и героях, о жизни и смерти, о животных и цветах , пришедшие к нам из глубины веков. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.

Мифы древней Греции представляют собой куда более широкую область применения, чем мы привыкли считать. Они являются не только уникальным феноменом древней литературы, имеют близкую связь с историей и искусством, а так же показывают процесс развития человека. Внимательно исследовав мифологию, не сложно отследить эволюцию сознания человека, совершенствование его культуры, философии и даже прикладной ежедневной деятельности.

Сущность греческой мифологии становится понятной только при учете особенностей первобытнообщинного строя греков, воспринимавших мир как жизнь одной огромной родовой общины и в мифе обобщавших все многообразие человеческих отношений и природных явлений. Греческую мифологию следует рассматривать не как привычную и неподвижную картину, но в постоянно изменяющемся социальном и историческом контексте античного мира. Образы Аполлона, красивого юноши с лирой в руках, Афродиты, исполненной женственности и привлекательности, Деметры в окружении цветов , о которых сложено множество мифов , Афины Паллады воительницы, относятся к древнейшему хтоническому периоду. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы гомеровской мифологии. В дальнейшем приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве.

При исследовании греческой мифологии необходимо также учитывать ее географическое распространение (так называемая географическая мифология) и исторические особенности тех или иных местностей, к которым приурочиваются события, излагаемые в разных античных мифах. Например, Эдипа нельзя оторвать от Фив, мифы о Тесее относят к Афинам, о Менелае и Елене к Спарте и др. Соответственно политическим взглядам и стилю того или иного автора греческой мифологии получает то или иное оформление и использование.

Философы древности, понимая под богами те или иные философские категории, строили на них целую систему философии. Платон и Аристотель рассматривали греческую мифологию в качестве художественной формы или одной из форм наивного народного мышления. Для стоиков греческая мифология имела также аллегорический смысл. Для эпикурейцев боги особого рода существа, возникшие из атомов, не имеющие ни силы, ни желания воздействовать на мир и являющиеся идеалами спокойной, безоблачной жизни. Скептики, отрицая познаваемость всего существующего, доказывали непознаваемость и немыслимость мифологических существ.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов.

Будучи в течение тысячелетий формой осознания бытия и природы, мифология Древней Греции рассматривается современной наукой как летопись вечной борьбы старого и нового, как повесть о человеческой жизни, ее страданиях и радостях.

Если вашему ребенку задали придумать сказочную историю - не беда! Фантазия, вымысел спешат вам на помощь. Творческие задания сегодня актуальны как никогда. Министерство образования ввело очередной новый стандарт, которому вынуждены подчиняться как школы, так и учителя. Порой задания действительно интересные: ученику нужно подумать, порассуждать, но иногда встречаются в дневниках такие «удивительные» задания, что у родителей волосы встают дыбом на голове. Но не стоит отчаиваться, настройтесь на рабочий лад и вперед!

Литературная справка

Сказочная история о дикорастущем или культурном растении скоро будет в вашем распоряжении. Подобные тексты в литературе называют мифами или легендами. Литературная традиция Японии богата на подобные вещи. За основу можно взять восточный миф о хризантеме. Китайцы говорят, что если ты желаешь быть счастливым, то в твоем саду непременно должна расти хризантема.

Особым образом в Японии почитают 4 растения, их относят к благородным: хризантему, сакуру, бамбук и орхидею. Все они символизируют человеческие качества, такие как дружба, честность, молодость и мужество. И, соответственно, каждое из этих растений символизирует 4 времени года. Перечислять их не стоит, все и так знают. Древние восточные поэты в своих стихах или преданиях воспевали эти растения, поражаясь их красоте.

История № 1 - о Хризантеме

Наша легенда гласит о цветке по имени Хризантема. Люди Востока называют ее цветком Белого дракона. Однажды это злое и кровожадное чудовище решило принести людям очередное несчастье. В его белую чешуйчатую голову пришла мысль: а не украсть ли Солнце у этих жалких людишек? Без него они умрут от страха, ужаса и голода!

Просчитался Белый ужасный дракон, ведь добыча оказалась не по его силам и зубам! Вскочило чудовище, взмахнуло крыльями, поднялось высоко в небеса. Лучи Солнца обжигали его чешую, а он жадно своими когтистыми лапами рвал тело светила. Горячие и светящиеся искры разлетались в разные стороны, остывая, в падении они превращались в цветы Хризантемы. И устилали они городские улицы, деревенские тропки, сады и парки… Так Великое Солнце одарило человека этим цветком, с тех пор на стали изображать этот прекрасный цветок, а также на монетах и разных печатях. Мудрые японцы добавляют цветки этого растения в салаты и даже в кондитерские изделия!

История № 2 - о Крапиве

В одной деревне вырос кустик Крапивы. Кто бы к ней ни подошел - всех она жалила и обжигала! Народ стал обходить ее стороной. А она от обиды заливалась горькими слезами. Мальчишки поговаривали, что в соседнем поселке старый дед выпорол таким кустом своего внука за разбойничество.

Но в один прекрасный день все изменилось. Из дремучего леса вышла женщина-травница, она спросила у селян, не растет ли тут жгучий куст? Те рассмеялись в ответ, но рукой указали направление. Пришла травница к месту, оглянулась и приговаривает: «Ай, какая свежая и сочная! Ай, какая же полезная!» Старухи сбежались, глаза на лоб у них полезли, от зависти зубы так и свело! Кричат на нее: «Не лезь, дурная, ужалит тебя крапива!..» А травница лишь рассмеялась им в ответ и ушла в свою избушку в глубь леса.

Если вашему ребенку была задана сказочная история о дикорастущем или культурном растении, то смело можете использовать наши легенды.

Творческие работы учеников 2 класса по окружающему миру.

Легенды о растениях.

Сорняки.

Сорняки – это растительные изгои, которые воровали деньги. Когда – то сорняки были похожи на прекрасные растения. Но попались на воровстве, а это ужасные действия. Из-за этого они были превращены в разные виды сорняков и сейчас крадут еду у других растений!

Нарцисс.

Давным – давно жил юноша по имени Нарцисс. Он себя очень любил, не замечал никого. Всё время он любовался своим отражением в озере. Многие люди обращались к немее за помощью, думая, что и душа у него такая же красивая как и лицо. Но он никому не помогал, потому что заботился только о себе. И когда мама попросила его о помощи, он её не услышал. Бог рассердился и превратил юношу в цветок – Нарцисс.

Роза.

У Розы и Кактуса был день рождения в один день. Кактус сказал Розе: «Ты так прекрасна и беззащитна. Чтобы тебя не обижали, я дарю тебе свои шипы». А роза подарила свой нежный цветок кактусу. С тех пор у розы есть шипы, а у кактуса – цветок.

Роза.

Жила на свете принцесса, необычайной красоты. Звали её Роза. Никто не мог отвести от неё глаза, любовались её глазами, очень прекрасными и очень добрыми. Однажды в саду у одного короля вырос необычайный цветок. И решили его назвать по имени этой девочки – «роза». Однажды принцесса пропала. Никто не смог найти её. Исчезла она без следа. А у цветка вдруг выросли шипы. Принцессу так и не нашли, а все розы во все времена теперь с шипами.

Гранат.

Бог подземного царства Плутон украл полюбившуюся ему красавицу Прозепину. Она была очень зла на него, Плутон совсем не нравился ей. Тогда бог дал съесть похищенной красавице Прозепине зёрна тогда неизвестного никому граната. Он сделал это не просто так. Плутон знал, что зёрна эти волшебные: если съест Прозепина их – она никогда не покинет его. Зёрна эти с тех пор считают символом крепкого брака. А зубчатый хвостик у граната стал символом царской власти. Похож он на корону.

Одуванчик.

Когда-то на землю с Солнца прилетел маленький золотистый огонёк. И там, где он приземлился, вырос необыкновенно красивый цветок, похожий на маленькое солнышко. Однажды его золотая головка стала пушистой и побелела. Весёлый ветерок решил поиграть с ним и унёс с цветка пушинка. Там, где приземлились эти пушинки, выросли цветы, похожие на солнце. Люди назвали этот цветок – одуванчик.

Одоникс.

В одном очень красивом лесу росло такое удивительное растение. Его имя – «одоникс». Растение это было очень красивое и очень полезное. Лечебная сила этого растения помогала и насекомым и зверям и даже людям. Этот цветок цвёл только 2 раза в 2 года. Злой волшебник захотел уничтожить цветок доброты. Много раз он заколдовывал его. Но в определённый день цветок зацветал и колдовство рассеивалось. Происходило это потому, что цветок одониса – это самый настоящий добрый волшебник, только он когда-то решил стать отшельником. С людьми он больше не общался, но пользу им приносил регулярно.

Предисловие

Там, где вырождаются цветы, не может жить человек!

Гегель Г.Ф.

Человечество на протяжении всей своей жизни разводит полезные растения и цветы. Цветами украшали палисадники и жилища.

Известно, что садовники Востока еще за 3000 лет до новой эры разводили розы, маки, ландыши, а в пирамидах Египта найдены семена и листья жасмина. Наряду с декоративными и плодовыми деревьями, кустарниками выращивали также тюльпаны, гиацинты, нарциссы, фиалки. А роза была самым любимым цветком.

С течением времени цветы нашли широкое распространение и в Европе. Сегодня сведения о садах Древней Греции черпаются из «Илиады» и «Одиссеи».

Если хочешь быть счастливым всю жизнь – выращивай цветы, считали древние философы. Особым почтением в Японии пользовались четыре растения: орхидея, бамбук, хризантема, вишня (сакура). Каждое из них символизировало одно из самых прекрасных человеческих качеств – честность, мужество, молодость и дружбу, а также четыре времени года – весну, лето, осень, зиму. Эти растения воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью восточных мифах и преданиях, а также стихотворных строках древних японских и китайских поэтов.

На Востоке древние поклонялись растениям и цветам, как живым существам. С растениями вели доверительные беседы, как с близкими друзьями. Их боготворили. Любимым растениям, когда неожиданно обрывалась их жизнь, ставили памятники. К цветам и травам обращались с заклинаниями и мольбой. Просили ветер и дождь не ломать деревья. В древних песнопениях молили не только о хорошем урожае, но и о продлении времени цветения.

Растения на Востоке воспринимаются как существа, стоящие в одном ряду с человеком, и им свойственно испытывать те же чувства. Цветок же – единственное существо на свете, сколь прекрасное, столь и беззащитное, дающее человеку радость и берущее на себя боль. Буддийская идея о том, что все имеет душу, и все может перевоплотиться во что угодно, к чему притянется душа, способствует такому миропониманию.

Цветы всегда играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. В древности цветы не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвоприношений. Если вы прочитаете истории, мифы и легенды о происхождении цветов, многое узнаете. Вы узнаете, как белая роза превратилась в красную и какой цветок богиня Флора наделила чудесной силой возвращать память людям.

Многим растениям приписываются сверхъестественные силы. Кувшинка – не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.

Говорят, что папоротник цветет только раз в году в ночь на Ивана Купалу, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. Согласно народному преданию, тот, кто найдет волшебный цветок папоротника, станет мудрым и счастливым в жизни.

Старинная славянская легенда рассказывает, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы устраивают хороводы при факелах ясенца. Соберутся вокруг него ландыши, васильки, астры, гвоздики, розы, тюльпаны, другие цветы, даже чертополох с красавкой и тихо-тихо веселятся. Колокольчики позванивают, маки лепестками-крылышками размахивают, ромашки в вальсе с васильками кружатся, и так все у цветов складно получается, что звезды на небе начинают моргать от удивления.

Если вам хочется рассказать о своих чувствах, но никого нет рядом, поговорите с геранью. Она отлично умеет слушать, а также придаст новых сил, поднимет над суетой жизни и окрылит. И если вы регулярно разговариваете с геранью, вам не понадобится психотерапевт.

Удивительные особенности растений – один из главных поводов к возникновению легенд.

Люди всегда верили в то, что живые цветы несут в себе особенную, позитивную энергетику. Причем, когда букет увядает, энергетика изменяется с плюса на минус. Поэтому нельзя дарить даже слегка увядшие цветы, а когда букет теряет свой первозданный вид, его нужно фазу же убирать из дома.

С давних времен существует традиция дарить цветы. И с тех же пор на основании многолетних наблюдений сложился целый язык, предписывающий, когда и какие цветы нужно дарить в тех или иных случаях. Так, считается нехорошим знаком дарить красные или бордовые цветы близким людям, потому что это очень быстро приведет к расставанию и беде.

Язык цветов еще с древних времен играет важную роль во многих мировых культурах. Цветами можно выразить чувства, которые по той или иной причине не могут быть выражены вслух.

1 цветок означает одно сердце, в желтом или оранжевом цвете – одинокое сердце;

3 цветка – я тебя люблю;

4 и 7 цветков дарить не принято;

5 цветков – счастье, благо, удача (дословный перевод: 5 благ вам на порог), чтобы дома у вас всегда было счастье и сопутствовала удача;

10 цветков – десять раз золотая, десять раз красивая (выражает восхищение любимой женщиной);

11 цветков – одно сердце, один смысл на двоих (обычно – подарок от любящего мужа любимой жене и наоборот);

12 цветков – из месяца в месяц преподносить свое любящее сердце (уместно дарить на юбилей знакомства, первой встречи или свадьбы);

16 цветков – желаю счастья (для друга, кровного родственника);

19 цветков – всю жизнь вместе (принято дарить на свадьбу);

21 цветок – самой любимой, любовь до самозабвения;

25 цветков – признание в любви;

27 цветков – я люблю жену;

29 цветков – вечно любимая;

36 цветков – пусть каждый день будет радостным;

101 цветок – ты моя единственная!

Легенды и мифы

Адонис или горицвет

Однолетнее травянистое растение с дважды-трижды разделенными на узкие линейные доли листьями. Цветки имеют огненно– или кирпично-красный венчик с шестью-восемью лепестками. При основании лепестков – черные пятна. Название растению дано в честь прекрасного юноши Адониса, о котором рассказывает древнегреческая легенда. Богиня Афродита, рассердившись на дочь царя Кипра за то, что та недостаточно почитала ее, внушила ей страсть к собственному отцу. Царь Кинир вступает в преступную связь, не подозревая, что имеет дело с собственной дочерью, а, узнав, проклинает ее. Боги, сжалившись над нею, превращают несчастную в мирровое дерево. Спустя время из треснувшего ствола этого дерева рождается ребенок удивительной красоты. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, царице подземного царства. Вырастив Адониса, Персефона не пожелала с ним расстаться. Спор богинь разрешил Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефона часть года на земле у Афродиты, спутником и возлюбленным которой он становится. Никто из смертных и богов не был равен ему по красоте, и прекрасная богиня все время проводила с юным Адонисом. Вместе они охотились в горах и лесах Кипра, подобно богине охоты Артемиде, на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса напали на след громадного кабана. Это Артемида, разгневанная тем, что ей предпочли богиню любви, насылает на юношу свирепого зверя.

По другим преданиям, в свирепого вепря превратился ревнивый Арес, муж Афродиты. Адонис радовался предстоящей добыче, не подозревая, что это его последняя охота. Вот он уже приготовился копьем пронзить разъяренного кабана, но не успел: кинулся на него кабан и смертельно ранил юного охотника своими громадными острыми клыками. Умер Адонис от страшной раны. Убитая горем Афродита сама отправилась в горы разыскивать тело своего возлюбленного. Пробираясь по камням между скал, она не замечала, как острые камни и колючки терновника ранили ее нежные ноги; капли ее крови падали на землю, и на их месте вырастали душистые цветы. Наконец, нашла богиня тело Адониса, оплакала его, и с ней горевала вся природа. В память о своей любви вырастила она из крови Адониса прекрасный цветок, который распускается каждую весну. Сжалился Зевс над горем богини любви и велел он брату своему Аиду отпускать Адониса на полгода из мрачного царства умерших на землю к солнцу. С первыми весенними лучами солнца приходит Адонис на землю, и вся природа оживает, в степи и на опушках леса распускается золотисто-желтый цветок, названный его именем. Согласно другой легенде, цветок получил имя Адониса в честь финикийского и ассирийского бога солнца Адона, который ежегодно умирал осенью и воскресал весной.

Азалия (рододендрон)

С греческого слово «рододендрон» переводится именно как «розовое дерево». А вот название «азалия» (сухой), было придумано Карлом Линнеем и характеризовало, по большей части, сам кустарник – суховатый, покрытый невыразительными мелкими листьями.

По одной из легенд, почти магическое очарование азалии объясняют вмешательством эльфов. Как-то раз, спасаясь от пожара, семейство эльфов вынуждено было покинуть родные места. Уставшие, почти обессиленные эльфы укрылись в небольшом лесочке, росшем у подножия гор. Они начали искать себе место для ночлега, но лесные люди уже заняли деревья. А прекрасные цветы отказывались принимать на постой чужаков, объясняя свой отказ боязнью повредить свои пышные лепестки. И только один, неприметный с виду кустарник гостеприимно разрешил беженцам укрыться среди своей листвы. Проведя ночь под его сенью, эльфы решили наградить кустарник за доброту. И вот, когда взошло солнце, на его ветках распустились сотни прекрасных ярких цветов. Пристыженно молчали те растения, которые отказали эльфам в приюте – гостеприимный кустарник затмил своим очарованием самые пышные цветы!

Чтобы оправдать рододендрон (именно так назывался тот самый предок нашей любимой азалии), эльфы наградили его необыкновенным свойством. Именно эта таинственная особенность рододендрона стала причиной событий, описанных Ксенофонтом, древнегреческим ученым.

Произошла эта странная история в V веке до нашей эры, когда воинственные греки покоряли разрозненные племена, ютившиеся в горах Колхиды. Прекрасно вооруженные войска эллинов практически не знали поражений, завоевывая пядь за пядью земли противника. Но однажды слава триумфаторов была поколеблена: странная болезнь подкосила греческих солдат – они пали на землю, потеряв сознание. Как оказалось, перед этим завоеватели отведали дикого меда, который был собран пчелами с душистых цветов рододендрона. Едва ли не вся армия полегла, сраженная таинственным недугом. Впрочем, обошлось без смертельных исходов – сознание вернулось к пострадавшим на следующее утро, а спустя два дня, ослабевшие как после тяжелой болезни, они смогли встать на ноги. Разгадка этой тайны, как считали наши предки, в том, что рододендроновый мед ядовит. Однако современные исследования показали, что алкалоиды содержат только листья этого растения, мед, же получаемый из пыльцы, безвреден – разве что обладает более терпким вкусом, нежели традиционные цветочные сорта. Но долгое пребывание в зарослях цветущих рододендронов может стать причиной плохого самочувствия – очень уж силен запах, дарованный эльфами.

Возможно, чтобы объяснить свое поражение перед каким-то цветущим кустарником, греки решили считать рододендрон растением Артемиды (якобы, на ложе этой вечно молодой богини всегда лежали его душистые лепестки). Отсюда и его задиристый характер – как и богиня-охотница, прекрасные цветы не дают себя никому в обиду.

А вот на востоке рододендрон выступает символом женской притягательности. В Японии он называется цветком плотских удовольствий, его манящий аромат считается чувственным сверх меры.

Нет ничего удивительного, что рододендрон (он же – азалия, он же – альпийская роза) часто становился одним из героев романтических баллад. Воспевали его очарование и отечественные поэты-символисты, которые не могли остаться равнодушными к его прелести. После триумфа конусообразной азалии на петербургской выставке садоводства в 1860 году, этот цветок надолго сместил с пьедестала главной цветочной музы саму розу.

Акация

Согласно древнеегипетскому мифу, сын Исиды и Осириса – бог Гор – произошел благодаря акации, по другим вариантам – из акации. По мифам, Исида зачала Гора от мумии мертвого Осириса (собрав расчлененное тело мужа и не найдя фаллоса, который съели рыбы, по разным вариантам мифов она сделала его из глины или из дерева акации). Тело Осириса она нашла в долине Нила в сундуке из акации (в который заключил тело Сет), а вокруг сундука выросли кустарники акации, чтобы скрыть тело от посягательств посторонних. Исида хотела, чтобы Гор отомстил за смерть отца, которую причинил Осирису его родной брат Сет. Богиня тайком родила и вырастила своего сына, укрывшись в болотных зарослях, сделав там гнездо из камыша. По мифам, Гор воскресил своего отца, но противостояние Гора с Сетом длилось около 80 лет, и большую часть времени божественные мать и сын прятали в камышах тело убитого Осириса. Но по воскрешении Осирис уже пожелал править загробным миром, став царем мёртвых, и предоставил Гору править царством живых. Но Сет не успокоился, претендуя на место Гора, и начал вести войну против племянника. Решающий поединок происходил в дельте Нила, а на берегу собрались остальные боги, выступившие в качестве свидетелей. Сет вытесал себе лодку из камня, а Гор – из дерева акации. Гор поначалу проигрывал, и боги долго видели превосходство сил Сета, но в результате Гор превозмог своего противника, поразив гарпуном, и у богов не осталось сомнений, что царем должен быть Гор. Отсюда и происходит еще одно поверье древних, будто акация является символом выносливости, возрождения, бессмертия, инициации.

Религиоведы часто отождествляют имена Осирис и Христос не только потому, что считают их созвучными, но и по одинаковым мотивам истории – и тот, и другой боги были воскрешены. А по мнению исследователя масонства А. Пайка, терновый венок Иисуса, в котором его вели на распятие, был сделан из веток акации – самого выносливого растения. Масоны украшают знаком акации некрологи и кладут ветки этого растения в гроб умершим, чтоб акация защищала их. Кроме того, у масонов акация обозначает чистоту и святость. А, если вспомнить, что издревле акация считалась символом невинности, то вполне логично, что она же символизирует и чистоту. Для евреев акация стала священным деревом, символизирующим похороны и траур. На протяжении тысячелетий кочевавшие по аравийским пустыням племена поклонялись акации, называя ее «материнским деревом».

У христиан, согласно Библии, из древесины акации (гофера) были сделаны Ноев Ковчег и алтарь иудейского Храма, известный как престол в часовне «Неопалимая купина». Это место выбрано не случайно, именно здесь рос горящий, но не сгорающий колючий куст (наиболее вероятно – куст акации), из которого явился ангел прямо на глаза пасшему овец Моисею. Ангел воззвал Моисея вывести народ из Израиля и Египта в Обетованную землю, где произойдет Воскресение, а когда исчез, на кусте не осталось и следа от огня.

Есть свидетельства о том, что древние египтяне после того, как Исида первой научилась делать мумию из трупа, стали мумифицировать тела умерших жидкостью, добытой из акации. Сегодня из многих видов акаций добывают вязкое прозрачное вещество гуммиарабик, которое применяется как клей, а также различные природные консерванты, используемые в пищевой промышленности. Из акации аравийской в Древнем Египте строили суда.

Существует масонский миф о Мастере и ветке Акации.

Масоны (вольные каменщики) – религиозная секта, полухристианского, полуегипетского и полуеврейского происхождения, берущая начало от ордена Тамплиеров (одна из степеней «Рыцарь Востока») и Розенкрейцеров (Роза на кресте – символ распятой души, у подножия креста пеликан, вскармливающий птенцов (символ Христа)). В западной Европе и России в век Просвещения это тайное общество ставило целью, привести человечество, через гуманное просвещение каждого отдельного индивида, к Земному Раю. Оно занималось книгоиздательством, учреждением школ; в общество входили представители интеллигенции от искусства и медицины, а также прогрессивные монархи. Значимый растительный образ в масонстве – акация.

Тело убитого учениками и закопанного в землю Адонирама, пожертвовавшего собой ради всеобщего блага, было обнаружено вследствие того, что на его могиле выросла акация.

Благодаря своей твердой и прочной древесине она олицетворяет собой преодоление смерти.

Быстрый рост акации сделал ее символом плодовитости. Акация символизировала также весеннее равноденствие, олицетворяемое мифологемой воскрешения солнечного божества. Кроме того, она подразумевает чистоту и невинность. Такое восприятие вызвано особой чувствительностью растения, которое морщится от прикосновении человека.

С точки зрения эзотерики, является символом постоянства и неизменности.

Акация является эмблемой различных мистерий. Неофиты при посвящении несли перед собой ветви или букеты цветов акации. В ряде средиземноморских стран акация символизировала жизнь, дружбу и платоническую любовь.

Аконит

Возможно, латинское название аконита намекает на греческий город Аконе, где эти растения встречались особенно часто. Аконит – растение ядовитое. С этим связан древнегреческий миф, описывающий 11-й подвиг Геракла. Однажды царь Еврисфей приказал Гераклу спуститься в Аид и укротить страшного трехглавого пса Цербера (Кербера). Вход в царство мертвых находился недалеко от города Аконе. Геракл спустился в преисподнюю и направился к богу смерти Аиду. Тот позволил Гераклу забрать с собой Цербера с условием, что герой укротит ужасного трехглавого пса без стрел и копья. Герою удалось побороть чудовище и вытащить его из царства мертвых на свет. От ужаса Цербер заскулил, из его пастей потекла ядовитая слюна. Там, где она падала на землю, вырастали смертоносные акониты. Согласно поэме Овидия соком аконита Медея хотела отравить Тесея. Древние скандинавы называли аконит «борцом». В одной из скандинавских саг это растение связано с Тором – сильнейшим из всех богов.

Цветки аконита своей формой напоминали его шлем. Аконит был знаком и древним германцам. В мифах ядовитый аконит часто связан с Волком – воплощением Мирового Зла. Не случайно германцы называли это растение «волчьим корнем». У славянских народов аконит получил название «царь-трава»; только люди просвещенные, в частности монахи, могли иметь дело с этим ядовитым растением.

Алоэ

Первые упоминания об алоэ появились в записях египетских врачей в 1550 году до н. э. Высоко ценили это растение Диоскорид, Плиний, Гален. И даже философ Аристотель упоминает в своих трактатах об этом растении.

В древней Ассирии считалось, что алоэ, повешенное над дверью дома, охранит его от невзгод, а тем, кто живет в доме, обеспечит беспечальное существование. Индейцы верили, что в этом растении живет богиня и, если ей помолиться или принести жертву, то она одарит здоровьем и богатством. В Мексике букет из цветков алоэ дарили молодоженам, считая, что это растение приносит удачу. Букет нельзя было выбрасывать, а следовало воткнуть в землю. Пока живет растение – живет любовь в семье, а сколько побегов даст свадебный букет алоэ, столько и детей будет у молодоженов.

Некоторые исследователи полагают даже, что в один из своих успешных походов знаменитый Александр Македонский выступил только затем, чтобы собрать там сок алоэ: речь идет о завоевании Александром острова Сикотра, на котором местные жители выращивали алоэ и производили из него сок. Безусловно, Македонский знал о лечебных свойствах этого растения, и сок алоэ был необходим ему для лечения ран у солдат.

В России как домашнее растение алоэ появилось лишь в XIX веке, для лечения использовали сок алоэ – сабур. В середине XX века были обнаружены лечебные свойства алоэ, которые можно использовать для лечения поражений кожи: ожогов, ран порезов. Было также установлено, что алоэ является болеутоляющим средством. Академик Филатов, долго занимавшийся изучением лечебных свойств алоэ, установил, что растение является биогенным стимулятором и может повышать иммунитет, излечивать от простуды, ангины, помогать при лечении глазных болезней и язвенной болезни желудка. Биогенные стимуляторы вообще и алоэ в частности были приняты официальной медициной в качестве лекарственных препаратов.

Жаль только, что такое прекрасное и полезное растение цветет так редко.

Бальзамин (лат. Impatiens) – вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства Бальзаминовых (Balsaminaceae).Вечноцвет».

Подобное происхождение имени вполне объяснимо. Бальзамин получил его благодаря своей потрясающей возможности цвести практически без перерыва круглый год. {14}

Но подобной радости удостаивается отнюдь не каждый владелец растения. Лишь те, кто всем сердцем полюбит его, могут рассчитывать на красоту вблизи себя.

Бальзамин в мире имеет множество названий, с которыми связаны как легенды, так и простые наблюдения. Например, есть легенда, которая обьясняет, почему бальзамин называют «Огонек». «Случилось это давным-давно. Проводила девушка своего жениха на битву с врагами. Обещал парень вернуться и попросил девушку засветить в окошке красный огонёк, чтобы звал и манил он домой усталого воина. Но не помог ему огонёк в девичьем окошке - не вернулся воин домой, пал в кровавой битве. Не хотела верить в это девушка, всё ждала своего любимого, а в её окошке всё горел красный огонёк. Прошло время, девушка состарилась и умерла, а огонёк превратился в красивое растение со светящимися цветочками, которые будто зовут и манят кого-то домой…» {4}

«Недотрога». Такое название связано с тем, что коробочка бальзамина с созревшими семенами при малейшем прикосновении резко раскрывается и выстреливает семена. Растение как бы предупреждает, что не стоит лишний раз трогать нежный стебель и созревшую коробочку.

«Ванька Встанька». Такое название бальзамин получил за способность стебля поворачиваться кверху, какое бы положение не занимал цветочный горшок.

«Ванька мокрый». Русское название, возможно, произошло по одной из дух причин. К самой простой следует отнести выступающие на прожилках или краешках листьев капельки жидкости. Вторая же появилась из легенды. В ней говорилось о прогулке двух влюбленных. Парень настолько спешил нарвать букет любимой на берегу речки, что сорвался в воду. Несмотря на весьма жалкий вид ухажера, девушка бережно приняла уцелевшие цветочки из его рук. Но вскоре не удержала все в тайне, разболтав подружкам о явлении «Ваньки мокрого». С тех пор красивые цветочки служили напоминанием того, что природа обязательно укажет на место человеку, который излишне спешит.{15}

«Прекрасная венка». Так говорят о бальзамине в Австрии. Для местных жителей растение очень сильно напоминает красивую девушку. Русские же отлично знают, как на самом деле должны выглядеть красавица,поэтому подобное название вызывает лишь усмешку по поводу вкусов австрийцев.

В Англии бальзамин называют «болтушкой Люси», «хлопотуньей Лиззи» (Busy Lizzie), в Германии – «усердная Лиза». Это имя возможно растение бальзамин получил из-за постоянного цветения без устали.

Существует еще одна красивая легенда об этом цветке, которая перекликается по смыслу с той, которая была описана выше. Провожала девица Лада жениха на сечу. Уходил он с княжеской дружиной далеко, в степи дикие, половецкие. Горели костры, гремел звон набатный, а Лада никак не могла от суженого оторваться: будто сердце её беду чуяло.

– Я вернусь к тебе, зорька моя ясная, – говорил жених, – на самом краю света отыщу тебя. А чтоб легче искать мне было, засвети огонёк в своём оконце, он мне дорогу укажет.

Ушёл в поход храбрый русич и домой не воротился. Сложил буйну голову у Каялы-реки, на краю степи половецкой. А Лада всё ждала его, и светился огонёк в её окошке. Год ждала, и другой, и третий. Так и прошла вся жизнь в тоске и печали по суженому. Думала: вот-вот постучит в дверь, огонёк завидев. Состарилась Лада, умерла, а огонёк заветный так и остался светить – он в красивый цветок превратился.{16}

Базили́ к (лат. Ócimum) - род однолетних и многолетних трав и кустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae).

Представители рода - уроженцы тропических и тёплых умеренных областей Старого Света.

Видовое название базилика происходит от древнегреческого слова «basilikohn», которое переводится как «королевский», намекая на отношение древних греков к этому растению как к благородной пряности. Древние римляне называли базилик «королем пряных трав».{9}

Во многих христианских странах существует обычай в пасхальную неделю украшать базиликом кресты, находящиеся в доме. Появление этой традиции объясняет древнегреческая легенда о том, что на могиле Христа вырос базилик, который указал его ученикам на место погребения Учителя.

Однако на острове Крит существует другая легенда, объясняющая этот обычай. В ней говорится о том, что запах базилика, указал святой Елене путь к кресту, на котором был распят Христос. Теперь на этом месте расположен один из самых древних и знаменитых христианских православных монастырей — Ставровуни . Индусы считают, что если в гроб с усопшим положить лист базилика, то он поможет ему попасть в рай.

В христианской религии с базиликом связан необычный способ испытания веры. В праздник Воздвижения Креста прихожанам в церкви раздают по веточке базилика, которую они приносят домой, и ставят в воду. У прилежных прихожан базилик стоит долго, даже новые листики прорастают, а у тех, кто много грешил, растение завянет. {10}

Народные названия базилика – пахучка, душк, душистый василек. Здесь у некоторых авторов происходит путаница. Однако, если обратиться к словарю Даля, то все становится на свои места:» Василек в Малороссии волошка, а василек или душистые васильки, зовут там растение из семейства мят, Ocimum Basilicum, базилик, душки».

По преданиям и легендам базилик-символ любви, бессмертия, семейного благополучия. На Украине его вместе с другими растениями вплетают как оберег в свадебный венок. По народным поверьям он обладает способностью усиливать любовь, привораживать и потому девушки кладут его за пазуху, зашивают в подол платья, добавляют в пищу своему избраннику. {11}

Между прочим, в старину на Руси и в Украине в крестьянских домах, кроме традиционной герани, выращивали и базилик в горшках на окнах из-за его красивого вида и приятного запаха. В разных странах с базиликом связано много поверий. В Древнем Египте базилик использовали при мумифицировании, венки из базилика найдены в пирамидах. В древних трактатах описаны лечебные свойства базилика. Издавна известно: базилик обладает дезинфицирующим свойством, его эфирное масло обладает бактерицидным действием. Базилик оказывает благоприятное действие на желудочно-кишечный тракт, на систему кровообращения, на центральную нервную систему. Отвар листьев базилика применяют при простудных заболеваниях верхних дыхательных путей, при лечении мочевыводящих путей. Помогает базилик при стоматите и аллергическом дерматите, при плохом аппетите.{12}

В античности базилик считался священным растением, применялся в ритуальных обрядах и имел божественную силу. В сегоднешней Греции, базилик охотно выращивают как декоративное растение и используют в религиозных ритуалах как символ изобилия. Древние римляне считали базилик символом плодородия, любви и семейного благополучия.

Существует легенда, что базилик получил свое название от ужасающего василиска, полуящерицы, полудракона, мифического существа со смертельным взглядом, согласно греческой мифологии. Базилик считался противоядием от взгляда, дыхания или даже укуса василиска. Хотя эти сведения перешли в область преданий, позднее, в средневековье, базиликвсе еще считался лекарственным средством от ядовитых укусов.{4}

А вот в Индии базилик до сих пор признается самым священным после Лотоса растением. Это чистая Саттва. Базилик раскрывает ум и сердце, наделяет энергией любви и божественной преданности. Силу этого растения связывают с богом Вишну. Оно усиливает веру, сострадание и ясность ума. Из его стеблей делают четки, а употребленный внутрь он дает божественную защиту, очищает ауру и укрепляет иммунную систему. По легенде, базилик содержит семя Шивы, которое наделяет силой чистого сознания. Живой базилик в виде комнатного растения рекомендуют, иметь в каждом доме для очищения жизненного пространства.

В Индии существует легенда, что Прекрасная Тулси когда-то была возлюбленной Вишну…

В разных странах с базиликом связано много поверий. В Индии верили, что листик базилика предоставляет для умершего «паспорт» в рай. Индусы считают, что если в гроб с усопшим положить лист базилика, то он поможет ему попасть в рай. Также в Индии базилик считается растением-воплощением богини Туласи — богини верности. По легенде когда-то жила на свете женщина по имени Вринда. Была она замужем за мужчиной, который принадлежал к низшей касте, звали его Джаландхар. Вринда настолько сильно любила своего мужа, что ее любовь сделала ее мужа сильным и непобедимым воином.

Однажды бог Вишну заметил Вринду. Красивая, целомудренная женщина, она сразу понравилась богу. Тогда решил он обманным путем соблазнить ее. Так, приняв облик ее мужа, он овладел ею во сне. Но после этого муж ее, Джаландхар, потерял свою силу и был убит в бою. По индийским обычаям Вринда вместе с телом своего мужа была сожжена живьем на погребальном костре. Сожалея о содеянном, Вишну превратил погибшую женщину в богиню Туласи, имя ее значит «несравненная». Земным ее воплощением стало растение тульси – один из видов базилика. Поэтому тульси считается в Индии священным растением. И, срывая его листья, необходимо совершить особый ритуал.{13}

Распространение базилика в Европе связано с христианскими легендами, превращая тем самым базилик в священное христианское растение. Согласно одной из них, Елену, мать первого христианского императора Константина, божественное откровение привело к зарослям базилика, среди которых она обрела остатки креста Христова.{10}

А в средневековой Италии базилик стал символом любви. Итальянские девушки прикрепляли веточку базилика к платью, чтобы показать целомудрие. В позднем средневековье отношение к базилику изменилось на противоположное. В 16 веке знаменитые ботаники не рекомендовали базилик для внутреннего употребления – считалось, что его запах привлекает мух и червей, а помещенный под камень базилик превращается в скорпиона. Эта легенда без сомненья отражает остатки древнегреческих мифов. К 17 веку базилик, как и многие местные пряные травы, получил переоценку и в период расцвета садов и парков стал использоваться в букетиках цветов, которые нюхали для освежения.

Монасты́рь Ставрову́ни - православный монастырь на острове Кипр. Основан в 327 году императрицей Еленой. Считается, что монастырь был заложен императрицей Еленой, которая во время бури приказала остановиться на острове Кипр.

так в Индии называют и базилик

Асфодель (лат. Asphodelus) - типовой род растений подсемейства Асфоделовые (Asphodelaceae), включаемого в семейство Ксанторреевые (Xanthorrhoeaceae).

С древности асфодель считался символом смерти, траура, скорби и загробной жизни. Согласно античным представлениям он служил пищей, умершим в царстве Аида и был посвящен владычице подземного царства Персефоне. Согласно мифам она была дочерью богини плодородия Деметры. Заполучить Персефону в жены Аиду помогла богиня земли Гея. Она вырастила в долине, где любила гулять Персефона, волшебный цветок. Как только девушка сорвала его, перед ней разверзлась земля, и оттуда вылетела колесница, запряженная черными конями мрака. Правящий ею Аид схватил Персефону и скрылся под землей. Понимая, что силой он не вырвет у нее согласие стать его женой, Аид заставил ее выпить глоток воды из подземной реки Леты, которая давала забвение о всех земных радостях и горестях.

Скорбь Деметры вызвала на земле неурожаи и голод. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с приказом освободить Персефону. Аид не ослушался громовержца. Он разбудил Персефону, но перед тем как расстаться дал ей зернышко граната — символ плодородия и брака. Не сказал Персефоне Аид, что, вкусив этих волшебных зерен она никогда не забудет о царстве смерти. «На асфодельных лугах блуждают тени умерших», — говорили древние греки. Они верили и в то, что асфоделъ способен изгонять из жилищ злых духов.{17}

Как и сказано раннее, клубни асфоделя служили пищей умершим в подземном царстве, но при необходимости их ели и живые: считалось, что они спасают при отравлениях. Бледные веточки цветов с латинским названием «hastula regia» служили для украшения изображений богов. В средиземноморских странах асфодил по старой традиции еще и сегодня является символом траура, а согласно античным представлениям, он мог изгонять злых духов, его связывали с планетой Сатурн.

Семейство однодольных цветковых растений, включённое в порядок Спаржецветные (Asparagales).

А́стра (лат. Aster) - род травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae), включающий более 230 видов, широко распространенных в культуре как декоративные растения с красивыми цветами.

Астра очень древнее растение. Так при вскрытии царской гробницы 2000 летней давности около Симферополя увидели изображение астры.Древние греки считали астру амулетом. {69}

Тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название «астра» (лат. aster – «звезда»). Древнее поверье гласит – если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание.

Это цветы общаются со звёздами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь.{9}

Китайская легенда появления астры также напрямую связана со звездным происхождением цветков. Однажды два монаха отправились в далекий путь, чтобы увидеть вблизи звезды. Они бродили по дремучим лесам, карабкались по горным высотам, пробирались через ледники и наконец достигли гору Алтай. На самой вершине монахи поняли, что звезды все также далеки от них, как и в самом начале пути. Разочарованные они отправились в обратный путь. Долго спускались они по горам без воды и пищи и внезапно увидели перед собой восхитительный луг. На лугу тек ручей с прозрачной и чистой водой, и повсюду виднелись прекрасные цветы. Премудрый монах сказал своему спутнику:

– Мы столько путешествовали, чтобы постичь красоту и загадку звезд на небе, а достигли ее на земле.

Монахи взяли несколько цветков в монастырь для разведения, назвав их астрами.

Индейцы из племени онеида рассказывают такое предание об этом цветке. Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушна.

– Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы.

Никто еще из племени не мог осчастливить невесту таким подарком, и девушка, подумав, что охотник просто хвастун, согласилась. Когда узнали об этом индейцы из соседних вигвамов, они стали смеяться над юношей. Но охотник стоял на своем.

– Приходите вечером на большой луг, – сказал он.

Когда вечером на небе вспыхнули яркие звезды, все мужчины из племени онеида собрались посмотреть, сумеет ли молодой охотник выполнить свое обещание. Юноша поднял лук, натянул тетиву и послал стрелу ввысь. А еще через мгновение высоко в небе разлетелась на мелкие искры серебристая звезда – ее поразила меткая стрела охотника.

Только обошло стороной юношу желанное счастье. Рассердился бог на простого смертного, который осмелился сбивать с неба звезды. Ведь если и другие влюбленные последуют его примеру, то на небе совсем не останется звезд, да и луна вряд ли уцелеет. Наслал он на землю страшную бурю. Три дня и три ночи свирепствовал жестокий ураган. Все на земле окуталось густым мраком. Море вышло из берегов, а там, где прежде был океан, образовалась суша. Когда буря утихла, никто не мог найти смельчака, сбившего с неба звезду. Превратился он в маленький цветок, которому индейцы дали имя «падающая звезда».{70}

Для венгров этот цветок ассоциируется с осенью, поэтому в Венгрии астру называют «осенней розой». В древние времена люди верили, что если в костер бросить несколько листьев астры, то дым от этого костра способен изгнать змей.

Астра – символ грусти. Этот цветок считался подарком человеку от богов, его оберег, амулет, частица его далекой звезды. Поэтому символизируемая им грусть – это грусть по утраченному раю.

В начале XVII века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам очень понравился этот цветок, и они назвали его «королевой маргариток». Ботаники и садовники стали выводить всё новые и новые сорта «королевы маргариток» всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок.

Астильба (лат . Astilbe) - род многолетних растений семейства Камнеломковые (Saxifragaceae), объединяет 18 видов.

Некоторые виды известны как «ложная спирея» или «ложный козлобородник».Название этого декоративного растения произошло от греческого слова «блестящий» («а» – «очень» и «stilbe» – «блеск»). {66}

В эпоху романтизма считалось, что веточка астильбы – это тонкий намек на зарождающееся чувство любви. Существует легенда о том, что на самом краю земли, в маленькой деревне, затерянной в лесах, жил юноша по имени Пюш-Пак. Много лет его семья занималась заготовкой целебных растений, в том числе корня женьшеня. Постепенно их запасы в окрестных лесах оскудели. Задумал Пюш-Пак разведать новые места, а перед уходом зашел попрощаться к своей невесте Ю-Ли. Узнав, что он уходит в дальние леса, девушка вынесла из дома мешочек с мелкими семенами и попросила, чтобы в пути Пюш-Пак время от времени бросал семена на землю. Удивился юноша, но обещал так и сделать. Долго бродил он по лесам, а когда пришло время возвращаться домой, обнаружил, что заблудился. Пюш-Пак повернул назад и вдруг увидел незнакомое растение с белыми метелками цветков, которое светлым пятном выделялось в темноте леса. Юноша подошел к нему и невдалеке увидел другой такой же цветок, а подальше — еще один. Так, переходя от одного растения к другому, Пюш-Пак нашел дорогу домой, и помогла ему в этом астильба, выросшая из семян Ю-Ли.{67}

Распространенная в заболоченных местностях Дальнего Востока, Китая, Японии и Кореи астильба долго оставалась неизвестной для широкой публики. История становления культурного рода астильб началась, когда шотландский естествоиспытатель лорд Гамильтон, путешествуя по миру в 1825 году в поисках новых сортов растений, посетил Китай.

Надо сказать, что дикорастущий цветок слабо впечатлил ученого. Недаром Гамильтон дал растению латинское название астильба, что в переводе означает «без блеска». Тем не менее, Гамильтон захватил с собой образцы неприметного цветка. Так астильба попала в Европу, где ее начали выращивать в качестве декоративного растения на срезку. И долгое время астильба имела статус цветка, не предназначенного для посадки в саду.{68}

Первым человеком, который смог по достоинству оценить оригинальное многолетнее растение астильбу, стал французский ботаник Виктор Лемуан, знаменитый селекционер декоративных растений. Именно Виктор в начале ХХ века обратил внимание ученых на этот цветок и добился первых успехов в разведении садовых сортов астильбы.

Эстафету перехватил немецкий ученый Георг Арендс, посвятивший селекции астильбы всю свою жизнь. Под руководством Арендса было выведено 84 культурных разновидности растения. Так последователь Лемуана стал, своего рода, создателем астильбы.

Вот только все усилия талантливого ученого едва не пропали втуне. После его смерти в середине ХХ века астильбу фактически вычеркнули из списка популярных садовых цветов. И если бы не исследования, развернувшиеся в Латвии и Голландии в 60-х годах, уникальное в своем роде растение вполне могло затеряться среди тысяч других безызвестных цветов. Так и получилось, что, несмотря на почти столетнюю историю своей селекции, астильба сейчас переживает свое второе рождение.

Багу́ льник (лат. Lédum) - род или подрод растений из семейства Вересковые (Ericaceae). В западной литературе все виды этого рода с 1990-х годов включены в род Рододендрон, в русскоязычной непереводной литературе такой взгляд на классификацию этого рода до настоящего времени (2015 год) не поддерживается.

Произрастает в субарктическом и умеренном поясах Северного полушария.{1}

Название произошло по одной версии от латинского «laedere» — «вредить, мучить», из-за сильного удушающего запаха, вызывающего головокружение. По другой — от греческого «ledon», которое означало «ладан»: и багульник, и ладан имеют сходный смолистый запах. По третьей — он назван в честь Леды, жены спартанского царя, в которую влюбился Зевс — за красоту и дурманящий запах цветов. Русское название происходит от старославянского «багулить», то есть «отравлять», за ядовитость всех частей растения. Народные названия: болиголов, головолом, розмарин лесной, клоповая трава, болотная одурь, багно , багунник. Цветы багульника символизируют мужество и презрение к смерти. {2}

Прежде, чем говорить об этом растении, необходимо важное уточнение. Зимой на рынках часто продают веточки, по словам продавцов, багульника, расцветающие дома красивыми розово-лиловыми цветками. Так в Восточной Сибири неправильно зовут дикорастущий рододендрон, преимущественно рододендрон даурский. Однако он к настоящему багульнику, о котором сейчас пойдет речь, прямого отношения не имеет, хотя и относится тоже к семейству вересковых.

Но название «багульник» так прочно вошло в обиход, что зачастую можно встретить вот такие словосочетания: «Рододендрон даурский, или багульник розовый…сибирский… дальневосточный и т.п.». В толковом словаре Ожегова дается точное и верное определение: «Багульник. 1) Вечнозеленый кустарник семейства вересковых с дурманящим запахом, растущий на торфяных болотах. 2) Народное название кустарникового растения с нежными сиренево-розовыми цветками — одного из видов рододендрона».

Не вдаваясь в профессиональные тонкости, можно выделить несколько очевидных различий между ними.

  1. Багульник предпочитает влажную, болотистую землю, о чем красноречиво говорит само его название, а рододендрон даурский засухоустойчив.
  2. У багульника сильный одурманивающий запах. При длительном пребывании в его зарослях он пьянит и вызывает сильную головную боль. У рододендрона даурского приятный, похожий на земляничный, аромат.
  3. И, наконец, у багульника цветы белые, а у рододендрона даурского они лилово-розовые. {3}

Различные свойства и особенности этих растений, естественно, нашли свое отражение и в сфере их использования, и в народных легендах и поверьях о них. Жили в далекие времена на болотах два брата: старшего звали Багул, а младшего – Верес. Как-то Багул сказал: — Скоро я приведу в наш дом красивую девушку, которая станет мне женой, а тебе – сестрой. Верес очень обрадовался: теперь он сможет больше времени проводить в лесу и на болотах, заниматься любимым делом – изучать природу.

И вот в их доме появилась Голубушка. Рядом с мощным, сильным и властным Багулом она выглядела хрупкой тростинкой. Багул её не обижал, он безумно любил свою юную жену, но был по натуре грубоватым, немногословным и замкнутым. Голубушка старалась встать пораньше, переделать все дела и убежать к Вересу – на болота. Они стремились друг к другу, не сознавая, что это была любовь. Багул начал замечать, что жена реже обнимает и целует его. А Верес стал сторониться брата, чувствуя себя виноватым. Братья начали ссориться, а когда однажды Багул замахнулся на Вереса, Голубушка не выдержала и убежала на болота.

Она бежала по трясине, не замечая, что приближается к опасным местам. Из её глаз сыпались крупные слёзы, которые, падая на болотный мох, превращались в синие ягоды, покрытые сизым налётом, словно омытые слезами. Ягодные кустики шептали девушке вслед: – Остановись, остановись – там опасно… Но Голубушка продолжала идти по топям, став почти невесомой от выплаканных слёз и говорила: – Я останусь с вами, милые сестрицы… Так она и осталась на болотах, превратившись в замечательную ягоду – голубику…

Обнаружив исчезновение Голубушки, братья отправились на поиски. До позднего вечера ходили они по болотам и, наконец, увидели на кочке, среди самого топкого места, багряный свет. Подойдя ближе, они поняли, что это любимый шарфик Голубушки освещает гиблое место. Впервые в жизни мужественный Багул заплакал. Он остался на болотах охранять свою любимую жену и со временем он превратился в болотное растение, которое назвали багульником. Потеряв брата и любимую девушку, Верес решил посвятить свою жизнь людям. Он превратился в красивое вечнозелёное растение – вереск. {4}

А вот еще одна старинная легенда. В большом болоте жил Болотный владыка. Влюбился он в прекрасную лесную нимфу, но она со смехом отвергала его ухаживания. Однажды, получив очередной отказ красавицы нимфы, разгневался владыка, разбушевался и давай громить все вокруг. От случайной искры вспыхнуло болото, и дым от сгоревшего багульника ветром отнесло к лесу, где жила нимфа и одурманил ей голову. На запах дыма она пришла к самому болоту, где Болотный владыка и заманил её. С тех пор считается, что если на болоте туман, значит нимфа, отрезвев, пытается убежать от владыки, а он напускает туман, что бы она заблудилась. А если горят болота, значит, нимфа убежала от владыки и он в отчаянии пытается её заманить обратно к себе. {5}

На Дальнем Востоке есть древнее поверье, отдаленно похожее на легенду о папоротнике, что багульник — это волшебный куст. Он умеет разговаривать, знает все тайны, в том числе и о том, где зарыты клады. В полнолунье он может открыть свой секрет и отвести к кладу. Но клад он показывал не каждому, а лишь девственнице, которая, распустит волосы и принесет ему немного молока или меда.

Жила когда-то юная девушка, мать которой умерла еще при родах. Была она красива, умна и до поры беспечально жила во дворце своего отца. У нее было много друзей и поклонников, однако были и завистники, вот они то и распустили слух о том, что она лишилась невинности. Чтобы вернуть себе свое честное имя бедняжка решила пойти в полнолуние в лес и отыскать клад багульника. Когда луна взошла над замком, она незаметно выскользнула за ворота, держа в руках кувшин с молоком. Волосы ее спадали кудрявыми прядями на плечи, шелковое платье не спасало от холодного ветра, однако она твердо шла вперед, не обращая внимания ни на что. Достигнув цели, девушка обильно полила кустик багульника молоком и стала ждать. Тот словно ожил, засветился приветливым белым светом и заговорил с девушкой:

— Здравствуй, странница, я вижу, что ты вполне заслужила получить клад, однако слушай внимательно: иди домой, не оборачиваясь. Мои слуги будут нести сундуки с сокровищами вслед за тобой. Однако стоит тебе оглянуться, как вмиг все исчезнет, а ты расстанешься с жизнью.

Девушка согласно кивнула и пошла домой. Она слышала за своей спиной лязг и небывалый для ночного леса шум, но помнила слова багульника. Лишь перед самой опушкой она оглянулась. Может, хотела убедиться, что все в порядке, а может, любопытство взяло верх. Однако тут же бедняга опустилась на траву и больше не встала.

Нашли ее только утром. Придворный врач, осмотрев девушку, сообщил, что та умерла от отравления ядовитым растением. Отец долго оплакивал любимую дочь, а потом, не вынеся горя, и думая, что дочь из-за наветов покончила с собой, выбросился из окна. {6}

В народных поверьях багульнику приписывается немало волшебных свойств. В одних местах считали, что с его помощью можно наслать безумие, вызвать злого духа, а в других багульник почитался одним из самых действенных любовных снадобий. Так, в карпатских легендах он рисуется сильным приворотным средством. Жил когда-то красивый парень, руки у него были золотые. Делал он затейливые сундучки для приданого, с музыкой, украшенные деревянными цветами и разноцветными речными камешками. Ходил он от села к селу, немало, девичьих сердец присушил, немало голов закружил, только это ему ни к чему — выполнит заказ, да и дальше пойдет. {4}

Однажды, отправившись в очередной раз к горному ручью за камешками, увидел он дивную красавицу, которая из горных трав и цветов плела себе венок. Парень так и обомлел, пальцы его выпустили собранные камешки, ноги подкосились. Собравшись с силами, подошёл он к красавице. Но слова путались, руки не знали куда деться, голос охрип, и парень попросил у девушки попить. Ей он тоже понравился, и она омыла лицо его водой душистой, и дала напиток из трав, в котором был и багульник. Выпив его, остался мастеровой красавец с ней на всю жизнь.

Знали люди и о целебных свойствах багульника, верили, что он гонит прочь болезни телесные, и мысли недобрые. В Уссурийском крае до сих пор жива легенда о таинственном Змее – Целителе, который живет в тайге. Его можно вызвать, если поджечь веточку багульника. Он придет на дурманящий запах, обовьется вокруг человека и выгонит из него любую болезнь.{5}

В прошлом при эпидемиях лесные ненцы окуривали стойбища и жилища его дымом. Свежие или сухие ветки и сейчас используют охотники и рыболовы, чтобы отпугивать мошек, комаров и других насекомых, нередко с этой же целью их применяют и в домах. В отваре из багульника буряты и другие народы Сибири купают новорожденных.

По многим древним северным поверьям сильный и яркий запах багульника отгоняет «злых духов», прогоняет нечисть из дома. На этих представлениях основано широкое использование багульника шаманами удэгейцев, ульчей, нанайцев, нивхов и орочей, облегчая им переход в транс. Они пили настойку из багульника до и во время обрядов, вдыхали дым его горящих веток. Специальный дымокур для этого был обязательным атрибутом шамана наряду с поясом, костюмом и бубном. Дым воздействовал на психику самого шамана и присутствующих, создавал в закрытом помещении благоприятную среду для сеанса общения с духами.{7}

Надо помнить, что багульник болотный - довольно ядовитое растение, правда, не настолько как, например, красавка или белена, но длительное вдыхание его запаха может вызвать сильную головную боль, головокружение и серьезное отравление. В старые времена сельские кабатчики нередко настаивали багульник в самогоне, чтобы одурманить клиента и выудить у него побольше денег.

Название Ledun произошло от древнегреческого имени Леда. Имя дано растению за красоту и дурманящий запах цветков. Леда своей дурманящей красотой покорила Зевса. Влюбившись в красавицу, он в образе лебедя явился к Леде. После чего Леда снесла яйцо, из которого вышла на свет Елена, ставшая впоследствии причиной Троянской войны. {8}

В уссурийской тайге Приморья живет таинственный змей. Стоит поджечь багульник, явится змей на его одуряющий запах и впитает в себя все ароматы дыма. Затем обмотается кольцами вокруг больного человека и изгонит из него болезнь.

На Дальнем Востоке раньше существовало поверье, что багульник в полнолуние способен открыть смертному свой секрет и отвести его к кладу.

«багно» по древнерусски – болото, топь

Артишо́ к (лат. Cȳnara) - род растений семейства Астровые (Asteraceae). Многолетние травянистые растения с прямым стеблем.

Артишок имеет два названия. Собственно- « артишок», от арабского «ardi shauki» (أرضي شوكي) .И «цинара», по латыни Cynara scolymus. «Scolymus» -означает колючий, точнее: похожий на обычный чертополох. Внешне он очень напоминает это растение, как по размерам, так и по виду листьев и красивых цветков. {65}

Согласно эгейской легенде и поэту Квинту Горацию Флакку, артишоком стала молодая девушка по имени Кинара (Цинара) , жившая на острове Зинари.

Легенда гласит: однажды Зевс, будучи в гостях у своего брата Посейдона, увидел гулявшую по берегу прекрасную девушку Кинару. Зевс долго за ней наблюдал, боясь спугнуть смертную женщину. Но Цинара не испугалась присутствия бога, и Зевс соблазнил её. Он был настолько очарован Цинарой, что предложил ей стать богиней и жить рядом с ним на Олимпе. Цинара согласилась.Всякий раз, когда жены Геры не было рядом, Зевс, словно влюблённый мальчишка, спешил на свидание с прекрасной Цинарой.

Но однажды молодая богиня, затосковавшая по матери и своему дому, тайком от Зевса ушла навестить своих родных в мир смертных. Когда Цинара вернулась, разгневанный Зевс решил наказать её. В гневе он толкнул женщину; упавшая на землю Цинара превратилась в невиданное растение — артишок. Такэто растение получило мелодичное женское имя – Цинара. {9}

Говорят, эта легенда была переложена на стихи известным римским поэтом Горацием (65–8 до н. э.) . Миф упоминается как хорошо известный д-ром Ф. Рабле (1494-1553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Многие римские писатели были неравнодушны к необычному овощу артишоку. Так, Плиний называл его «пищей богачей» – артишок помогал бороться со многими болезнями тогдашних нуворишей. Такие люди не знали меры в употреблении пищи, в результате чего страдали заболеваниями желудка, нарушением работы кишечника и печени.

В древних Греции и Риме люди считали артишок деликатесом и сильным афродизиаком. Ему приписывали волшебное свойство – способствовать рождению мальчика. Чтобы наслаждаться тонким вкусом артишоков круглый год, римские богачи делали заготовки из этого овоща с добавлением уксуса, тмина и меда. {24}

Однако артишок был запрещен во Франции. Его нельзя было употреблять женщинам, так как он славился своими «эротическими» свойствами. Но такой запрет обходил стороной Марию Медичи. Королева была уверена: артишок добавляет пикантность любовным играм. Катерина Медичи, сочетавшаяся в возрасте 14 лет браком с французским королем Генрихом II, говоривала: «Той девице, что поела артишоков, мы хотим указать дверь на улицу. Сегодня девицы стали более продвинутыми, чем пажи при дворе». Сама же она французские артишоки очень любила.

В пору, когда артишоки цветут и, на дереве сидя,

Быстро, размеренно льет из-под крыльев трескучих цикада

Звонкую песню свою средь томящего летнего зноя, –

Козы бывают жирнее всего, а вино всего лучше,

Жены всего похотливей, всего слабосильней мужчины:

Сириус сушит колени и головы им беспощадно,

Зноем тела опаляя.

Гесиод (кон. VIII – нач. VII вв. до н. э.) «Р аботы и дни

Первое научное описание артишока принадлежит греческому философу и натуралисту Теофрасту (371–287 до н. э.) .

Древние греки и римляне, да и позднее, рассматривали артишок как деликатес и как средство, усиливающее половое чувство. Так, в 1576 г. д-р Бартоломео Больдо в «Книге природы» вновь напомнил, что «достоинство артишока заключается в провоцировании Венеры, как у мужчин, так и у женщин, делая женщин более желанными и помогая мужчинам, которые имеют в этом деле затруднения» {24} .