Синтаксическая роль (чем является в предложении). Имя существительное


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ МЕЖДОМЕТИЕ


Некоторые ученые выделяют причастие, деепричастие и слова категории состояния (СКС) в отдельные части речи.

О любой части речи нужно рассказывать по следующему плану:

Общее значение (что обозначает и на какой вопрос отвечает)

Морфологические признаки (постоянные, непостоянные, а так же начальная форма)

Синтаксическая роль (чем является в предложении)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

(В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:

1) собственное (имена, клички, геогр. названия, названия книг, журналов, кинофильмов) или

нарицательное (все остальные)


неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. ч.) существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

мужской женский средний

он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
И. кто? что? друг, книга друзья, книги
Р. кого? чего? друга, книги друзей, книг
Д. кому? чему? другу, книге друзьям, книгам
В. кого? что? друга, книгу друзей, книги
Т.. кем? чем? другом, книгой друзьями, книгами
П. о ком? о чём? о друге, о книге о друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

1.ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? чей? и обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. ф.): И. п., ед. ч., м. р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

качественные относительные притяжательные
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) лисий, Шкура лисья шарф (чей?) мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. род (мужской, женский, средний),

2. число (единственное, множественное)

3. падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


сравнительная превосходная
простая (из одного слова) составная (из двух слов) простая (из одного слова) составная (из двух слов)
образ. с помощью – ее (-ей), - е, -ше красивый + - ее = красивее (такие прил. не изменяются) с помощью слов-частиц: более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) образ. с помощью суффиксов – ейш- -айш-: красивейш ий, глубочайш ее составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. в обычной (исходной форме) самый глубокий

1. ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

смеяться, улыбаться.

невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. яз. есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

2) время: будущее(что буду делать? что сделаю?)

настоящее (что делаю? что делают?)

прошедшее (что делал? что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. ниже)

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. р., м. р., ср.р.

шла шёл шло

5)число (ед.ч. или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. к. обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. ф.: смеяться.

2. Пост. признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. признаки: в изъяв. накл., в прош. вр., в м. р., в ед. ч.

3. Синт. роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
7

1.МЕСТОИМЕНИЕ – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются
Личные я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. в косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам
Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам
Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам
Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам
Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам
Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам
Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам
Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам
Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) лицо НЕ ДЛЯ

3) род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) род у местоимений указывающих

3) лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) и указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) и указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


1. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ – часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. пр.: падеж

3.Синт. роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

от 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения
1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум.
2. от 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. ч. И. п.: пять , Р. п.: пяти , Д. п.: пяти .
3. 40,90,100. 40- И., В. п,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. п.-о 40,90,100 -а.
4. 50-80 200-900 склоняется каждая часть в слове: пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам.
5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. п. числ. тысячью сущ. тысячей.
6. 1000000 1000 000000 миллион склоняются как существительные миллиард 2 склонения.
7. составные числительные Склоняются все части по своему образцу.
8. порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово.
9. числительные полтора-1,5 полтораста-150 И. п. - полтора, полтораста . Р. В. п. - полтора, полтораста. Д. полутора Т. полутораста П.

1. НАРЕЧИЕ – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? зачем? и почему? с какой целью? больно + ей = больней

с помощью слов: более (менее) + наречие = более тонко составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. обстоятельством

2. но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. в безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

1. в наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,

по- осеннему

2. в наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

3. в наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

4. в наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

5. внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


1. ПРИЧАСТИЕ – (особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

обозначает признак, который обозначает признак, который

создается действием самого создается у одного предмета

предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).


Имя существительное

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что? (В грамматике предметом считается всё, чему наше созна­ние способно приписать различные признаки: качества, свой­ства, состояния, действия. С точки зрения логики, смысла мягкость шерсти, белизна снега, пестрота ткани - это ка­чества предмета, но в языке это предмет, то есть нечто спо­собное производить действия или быть носителем признаков. Лексическое значение у большинства существительных совпадает с их общим грамматическим значением предмет­ности: бульдозерист, лошадь, портфель, стена. Существи­тельными также являются слова, называющие различные качества, свойства, отношения, действия, процессы - пред­меты в грамматическом значении слова: желтизна, поход, эгоизм, борьба, езда, рукопожатие)

Начальная форма: (Н. Ф.): Именительный падеж (И.п.), единственное число (ед.ч.) Школа, дом, книга, тетрадь.

2.Постоянные признаки:


2) одушевлённые (отвечают на вопрос кто? )

Неодушевлённые (отвечают на вопрос что? )

3) склонение (определяется по ед. Ч.) Существительные распределены по трем склонениям (помни о несклоняемых существительных и о разносклоняемых сущ.

4) существительные имеют три рода:

Мужской женский средний

Он (мой) она (моя) оно (моё)

Непостоянные (изменяемые) признаки: существительные изменяются:

1) по числам (единствен, число школа или множеств, число школы)

2) по падежам:

Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
И. Кто? Что? Друг, книга Друзья, книги
Р. Кого? Чего? Друга, книги Друзей, книг
Д. Кому? Чему? Другу, книге Друзьям, книгам
В. Кого? Что? Друга, книгу Друзей, книги
Т.. Кем? Чем? Другом, книгой Друзьями, книгами
П. О ком? О чём? О друге, о книге О друзьях, о книгах

3.Синтаксическая роль: В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением, сказуемым, в составе определения и обстоятельства => любым членом предложения.

Имя прилагательное

1. Самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Какое? Чей?И обозначает признак предмета.

Начальная форма (Н. Ф.): И. П., ед. Ч., м. Р.

2.Постоянные признаки:

1) разряд (все прилагательные распределены по трём разрядам):

Качественные Относительные Притяжательные
1). Обозначают различные качества предметов, помогают дать им характе­ристику по внешнему виду, весу, вели­чине и т.п. 2) имеют краткую форму (глубок, умён). 3) имеют степень сравнения (глубокий - глубже, Умён -умнее). 4) Имеют суффиксы -ист-, -оват-, -еньк- .5) Образуют сложные прилагательные и прилагательные с приставкой не- 6) Сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др. 1) не сочетаются с наречиями очень, чрезвычайно, слишком (зимний) 2) не имеют краткой формы (деревянный) 3)не образуют степеней сравнения Серебряный, стеклянный 2. Обозначают признак предмета не пря­мо, а через его отношение к другому предмету. 3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ов- и др. 5. Не образуют сложные прилагатель­ные и прилагательные с приставкой не-. 1) отвечают на вопрос Чей? 2) обозначает принадлежность какому-либо лицу. 3) не могут быть у предмета в большей или в меньшей степени. Хвост (чей?) Лисий, Шкура лисья Шарф (чей?) Мамин, отцов, братов

Непостоянные признаки:

1. Род (мужской, женский, средний),

2. Число (единственное, множественное)

3. Падеж => падеж прилагательных определяется по существительному, к которому относится прилагательное

3.Синтаксическая роль: в предложении полные прилагательные обычно являются определением (иногда сказуемым), а краткие - всегда сказуемым.

1) прилагательные могут быть употреблены в краткой форме, краткие прилаг. Отвечают на вопрос каков?

2) прилагательные могут быть употреблены в сравнительной или превосходной степени

СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯприлагательных


Сравнительная Превосходная
Простая (из одного слова) Составная (из двух слов) Простая (из одного слова) Составная (из двух слов)
Образ. С помощью – ее (-ей), - е, -ше Красивый + - ее = красивее (такие прил. Не изменяются) С помощью слов-частиц: Более (менее) + прилагательное в исходной (обычной) форме = более тонкий (помни: нельзя говорить: более тоньше) Образ. С помощью Суффиксов – ейш- -айш-: Красивейш ий, глубочайш ее Составная форма образуется с помощью частицы самый + прил. В обычной (исходной форме) Самый глубокий

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Начальная форма (по-другому инфинитив) - это когда глагол отвечает на вопросы:что делать? Что сделать?

2. Постоянные признаки: 1 ) вид

Совершенный несовершенный

(если отвечает на вопрос что сделать? ) (если отвечает на вопрос что делать?)

2) переходность глаголов:

3) возвратные (это глаголы с постфиксом –ся)

Смеяться, улыбаться.

Невозвратные (это глаголы без постфикса - ся)

4) спряжение (1 или 2): (в рус. Яз. Есть разноспрягаемые глаголы: есть, дать, бежать, хотеть)

–ешь, -ет,-ем, -ете, -ут, -ют , относятся к 1 спряжению.

Глаголы, которые имеют окончания –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят , относятся ко второму спряжению.

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ить, (кроме брить, стелить) + 11 глаголов-исключений: гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и зависеть, и терпеть, а ещё смотреть, вертеть.

Помни: брить, стелить → к І спр.

Непостоянные признаки: 1) наклонение:

2) время: будущее(что буду делать? Что сделаю?)

Настоящее (что делаю? Что делают?)

Прошедшее (что делал? Что сделал?)

3)лицо: (но помни, что глаголы есть личные и безличные см. Ниже)

Ед.ч. Мн.ч.
Лицо -у (-ю) (я) пою -ем, -им (мы) поём
Лицо -ешь, -ишь (ты) поёшь -ете, -ите (вы) поёте
Лицо -ет, -ит (он) поёт -ут(-ют), -ат(-ят) (они) поют

4 ) род (для глаголов в прошедшем времени): ж. Р., м. Р., ср.р.

Шла шёл шло

5)число (ед.ч. Или мн.ч.)


Синтаксическая роль: глаголы в форме какого-либо наклонения всегда являются

Сказуемым.

Глаголы в форме инфинитива могут быть любым членом

Предложения.

Образец морфологического разбора глагола:

Давно я так не смеялся.

1. (Не) смеялся – глагол, т. К. Обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делал?

Н. Ф.: смеяться.

2. Пост. Признаки: несовершенный вид, непереходный, возвратный, 1 спр.

Непост. Признаки: в изъяв. Накл., в прош. Вр., в м. Р., в ед. Ч.

3. Синт. Роль: не смеялся (является в предложении сказуемым)

Безличные глаголы не сочетаются с подлежащим, они являются сказуемыми в односоставных безличных предложениях.

Личные:безличные

Он не читает ему не читается (не читалось)

Он хочет уйти ему хочется (хотелось) уйти

Река шумит в ушах шумит

Пирожок вкусно пахнет на кухне пахнет пирожками

Начнет холодать
1.МЕСТОИМЕНИЕ

это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество и отвечает на вопросы КТО? КАКОЙ? СКОЛЬКО?

Н.ф.: в И.п., ед.ч., (м.р.) Для местоимений указывающих на признаки

2. Постоянные признаки: 1) разряд (их 9)

Разряд Местоимения (в И.п.) Как изменяются
Личные Я, мы , ты, вы , он, она, они, оно (+ эти же мест. В Косв.падежах) 1 лицо 2 лицо 3 лицо По падежам, числам
Возвратные Р.п.: себя , Д.п.: себе , В.п.: себя Т.п.: собой , П.п.: о себе . По падежам
Вопросительные Кто? Что? Сколько? Каков? Какой? Который? Чей? Кто пришел? По падежам
Относительные Кто, что, какой, чей, который, сколько (когда употребляются для связи простых предложений в составе сложноподчинённых. Я знаю, кто пришёл. Я знаю, что случилось. ) По падежам
Неопределённые Некто, нечто, несколько, кое-кто, что-то, что-нибудь, что-либо По падежам
Отрицательные Никто, ничто, никакой, ничей, нисколько, никто, нечего По падежам
Притяжательные Мой, ваш, твой, наш, свой (его, их, её не путай с личными). Отвечают на вопрос ЧЕЙ? По числам, родам, падежам
Указательные Этот, тот, такой, столько, таков По числам, родам, падежам
Определительные Весь, иной, другой, всякий, каждый, сам, самый По числам, родам, падежам

2) Лицо НЕ ДЛЯ

3) Род ВСЕХ

Непостоянные признаки:

1) падеж (кроме: каков, таков)

2) Род у местоимений указывающих

3) Лицо на признак.

3. Синтаксическая роль: может быть любым членом в предложении.

Местоимения заменяют существительные (кто, что, он, н, ты, мы, никто, что-то и др.) И указывают на предметы, Изменяются по падежам: кто, кого, кому, кем, о ком и т. Д.

Местоимения заменяют прилагательные (какой, этот, тот, мой, твой, свой и др.) И указывают на признак предметов, изменяются по числам, родам, падежам: какой, какая, ка- кое, какие, каким, о какой и т.п.

Местоимения заменяют числительные (сколько, столько, несколько) и указывают на количество предметов. Как и количественные числительные, эти местоимения обычно изменяются по падежам: сколько ящиков (шесть ящиков), скольких ящи­ков (шести ящиков), сколькими ящиками (шестью ящиками).

Синтаксические признаки местоимений также зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения, заменяющие существительные, чаще всего и предложении выполняют роль подлежащего, дополнения.

Местоимения, заменяющие прилагательные, являются в предложении определениями.

Таким образом, местоимения имеют морфологические и синтаксические признаки той части речи, которую они заменяют.


Имя числительное

  1. часть речи, выражающая значение числа. Имена числительные отвечают на вопрос сколько? (два, сто, много, сто пятьдесят, трое)

2.Пост. Пр.: разряд (порядковое или количественное, для колич. – целое, дробное или собирательное); простое, сложное или составное – по составу.

Непост. Пр.: падеж

3.Синт. Роль: любым членом предложения

Правописание числительных

1. Сложные числительные пишутся слитно (семьдесят, семьсот )

2. Составные числительные пишутся раздельно (тридцать два ).

(пиши столько слов, сколько значков - цифр, не считая нулей, но добавляя слова: тысяча, миллион, миллиард).

401 четыреста один (2 цифры 2 слова).

От 500 до 900

4. Числительное пол- пиши слитно , если вторая часть начинается с согласной буквы

(кроме л).

NB! Полу... Всегда слитно ПИШИ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, если вторая

(Полуфинал, полуботинок ) часть начинается:

С гласной (пол-арбуза )

С прописной (пол-Европы )

Л (пол - лимона ).

Числительные Особенности склонения
1. 1,2,3,4. Склоняются как прилагательные: четырьмя, двум.
2. От 5 до 20+30 Как существительные 3 склонения } ед. Ч. И. П.: пять , Р. П.: пяти , Д. П.: пяти .
3. 40,90,100. 40- И., В. П,- нулевое , в остальных падежах 90,100-И., В. П.-о 40,90,100 -а.
4. 50-80 200-900 Склоняется каждая часть в слове: Пятидесяти, двухсот, девятисот, девятистам.
5. 1000 Как сущ. 1 склонения, но в Т. П. Числ. Тысячью Сущ. Тысячей.
6. 1000000 1000 000000 Миллион склоняются как существительные Миллиард 2 склонения.
7. Составные числительные Склоняются все части по своему образцу.
8. Порядковые числительные Склоняются как прилагательные, окончание зависит от вопроса. Если составное порядковое числительное, то склоняется только последнее слово.
9. Числительные Полтора-1,5 полтораста-150 И. П. - полтора, полтораста . Р. В. П. - полтора, полтораста. Д. Полутора Т. Полутораста П.

Наречие Образ. С помощью –ее (-ей), -е, -ше Больно + ей = Больней

С помощью слов: Более (менее) + наречие = более тонко Составная форма образуется с помощью местоимения всех + наречие в сравнительной степени Сделал лучше всех.

В предложении наречие бывает чаще всего:

1. Обстоятельством

2. Но может быть и несогласованным определением (волосы торчком торчали )

3. В безличном предложении может быть сказуемым, тогда мы это наречие называем словом категории состояния (СКС). Мнегрустно .

Большинство наречий пишется слитно , так как это неизменяемая часть речи.

Дефис пишется:

6. В наречиях с приставкой по- исуффиксами -ому, -ему. По -новому ,

По- осеннему

7. В наречиях с приставкой по- и суффиксами и, -ски: по-русски

8. В наречиях с приставкой –в (-во), оканчивающихся на –ых, -их. Во-первых, в-третьих.

9. В наречиях, образованных повторением слов или однокоренных слов: еле-еле, чуть-чуть, крепко-крепко, мало-помалу, давным-давно, видимо-невидимо.

10. Внаречиях с приставкой кое- и суффиксами –то, -либо,-нибудь

ЗАПОМНИ НАПИСАНИЕ:

Бок о бок, точь-в-точь.

Но есть группа наречий и наречных выражений, которые пишутся раздельно. В них приставка! Пишется раздельно. Она так «застыла». Список этих выражений смотри дальше.


Причастие

(особая форма глагола) часть речи, которая отвечает на вопрос какой и обозначает признак предмета по действию.

Н.ф.: И.п., м.р., ед.ч. (как у прилагательных).

2. Постоянные признаки: 1)действительное или страдательное.

Обозначает признак, который обозначает признак, который

Создается действием самого создается у одного предмета

Предмета (летящий самолет, действием другово предмета.

Упавший мяч).

2)вид (совершенный, несовершенный).

3)время (настоящее, прошедшее).

4)возвратное или невозвратное.

Непостоянные признаки: род, число, падеж, (у страдательных причастий краткая или полная форма).

3. Синтаксическая роль: определение (в краткой форме – сказуемое).

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ (Действительные причастия называют такое дейст­вие-признак, которое выполняется самим предме­том или лицом {ученик, прочитавший книгу; ветер, разго­няющей тучи).

2 вариант

1. В каком предложении перед союзом и нужно поставить запятую?

1) На речке затрещали и двинулись льды.

2) Ночью заяц ходит по полям без страха и оставляет прямые следы.

3) Ребята сгребают в саду снег и разбрасывают его под деревьями.

4) Снежинки во двор прилетели и лужицы стонут во льду.

2. В каком предложении сделана пунктуационная ошибка?

1) Она остановилась у старого дерева и взялась рукой за мокрую ветку.

2) «Ты откуда?» - спросил незнакомец.

3) Кот угрожающе мяукнул, перебирал когтями и готовился к прыжку.

4) Счастливого тебе путешествия паучок.

3. Укажите ошибку в характеристике предложения.

Я увидел тёмную полоску там, где небо соприкасалось с морем.

1) Повествовательное.

2) Сложное, состоит из двух простых.

3) Грамматическая основа первого: я (подл.) увидел (сказ.); второго: небо (подл.) соприкасалось (сказ.)

4) Сложное бессоюзное.

4. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?

2) водитель

3) подводник

4) наводнение

5. В каком слове ударение на втором слоге?

1)километр

2) магазин

4) диалог

6.Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) дешевле

2) договоры

3) в ста метрах

4) побежу в соревнованиях.

7. В каком предложении не нужно ставить тире? (Знаки препинания не расставлены).

1) Роза царица цветов.

2) Меч редкая находка в древнерусских курганах.

3) Верблюд верный помощник человека.

4) Жизнь без движения пуста.

8. У какого слова неправильно определены морфологические признаки

1) Невежда - существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения

2) Пойдешь – глагол, нач. форма – пойти, несовершенный вид, непереходный, невозвратный, относится к I спряжению, изъявительное наклонение, форма простого будущего времени, 2-го лица (употреблено в обобщенно-личном значении), ед. число.

3) Три - имя числительное, н.ф. - три, количественное, простое, в именительном падеже, рода и числа не имеет, подлежащее.

4) Светлей - прилагательное (обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?). Н. ф. - светлый, качественное, сравнит. степень.

5) какой-то - местоимение, начальная форма какой-то; неопределенное;

В муж. роде, ед. числе, И. п.; синтаксическая роль: определение.

9. В каком предложении на месте пропуска пишется буква и?

1) Когда вы дыш…те, легкие очищаются.

2) Во время зарядки дыш…те ровно.

3) Вычеркн…те неудачные обороты - и сочинение станет лучше.

4) Когда вычеркн…те неудачные обороты - сочинение станет лучше.

10. В каком слове все согласные звонкие:

1) копоть 2) чулан 3) жираф 4) много

11. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1. насл... ждение, к... мпонент, предл... гает
2. обн... вленный, проб.. .раться, сост... вление
3. ф.. .рмулировка, сист.. .матизация, ум.. .лчать
4. обог…щение, сл... гаемое, д... льнейшая

12. В какой строке все слова пишутся через дефис?

1) ни(у)кого не спросил, кое (перед) кем

2) (жаро)понижающее,(средне)русский

3) (не)сколько книг,(молочно)овощная диета

4) (кисло)сладкий, какой(то)

13. В какой строке пишется одна и та же буква?

1) Ветре..ый, соля..ый, песча..ый

2) Доне...кий, стреле...кий, гиган...ский

3) Береж…к, камыш…вый, плюш…вый

4) Команд...вать, использ...вала, развед...вать

5) Ненавид...шь, держ...шься, долож...шь

6) Непр...ступное укрепление, пр...ступный замысел, пр...балтийский

7) Перебеж…ик, подпис…ик, развед…ик

8) Р…сток, г…рел, з…ревать

9) Надо трудит…ся, заслушаеш…ся, подстереч…

14 На месте каких цифр в данном предложении должны быть запятые?

В траве по опушкам прячутся крепкие боровики (1) розовеют под палым листом мокрые сыроежки (2) краснеют по кочкам важные мухоморы (3) ярко желтеют на мху золотые лисички.

1)1 2)2,3 3)1,2,3 4)1,3

15. В каком варианте род существительных указан неправильно?

А) Осло (м. р.)

Б) алиби (ср. р.)

В) кимоно (ж. р.)

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении

Цель: повторить изученное о морфологических признаках имени существительного, его роли в предложении;

формировать навыки правописания существительных;

воспитывать любовь к животным.

Оборудование: учебник, схемы, тексты, карточки со словами.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Слово учителя. Сообщение темы урока.

Добрый день, ребята. Сегодня я хочу начать наш урок со слов Евгения Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет,

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Какие ассоциации рождают у вас эти строки?

Я произношу эти слова и вижу каждого из вас интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом своем уроке.

Из чего состоит наша речь? А каждое слово относится к какой-то части речи. Вот и сегодня мы поговорим об одной из частей речи.

Перед вами схемы, которые помогут нам вспомнить все, что мы изучили об имени существительном в начальных классах.

Что такое имя существительное? Какого рода бывают существительные?

Как изменяются?

Откройте учебник, прочитаем правило.

3. Закрепление изученного.

1. Работа с текстом.

Прочитайте текст, определите основную мысль. Откуда эти строки?

2. Словарная работа.

Армяк, желтизна, щедрость.

3 .Выборочный диктант.

Из 1 и 2 предложения выпишите сущ. Ж.р., м.р. и ср.р., определите число.

4. Физкультминутка .

А теперь, ребята, встали,

Дружно руки вверх подняли,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели вновь за дело.

5. Распределительный диктант.

Найти существительные в 1-го, 2-го и 3-го склонения в 3-ем предложении.

1скл. 2 скл. 3 скл.

Солома молоко кровать

Армяк

6. Самостоятельная работа.

(1)Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (2)Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровать, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. (3)Осторожно откинув и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. (4)Бедной собачонке было всего недели три, глаза у нее прорезались недавно: один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась.

Выписать из 4-го предложения сущ., определить падеж.

Собачонке (Д.п.), глаза (И.п), из чашки (Р.п), недели

7. Синтаксическая пятиминутка.

Герасим взял собачонку за голову и пригнул ее мордочку к молоку.

Подчеркнуть сущ. Как члены предложения, (тест).

4. Итог урока.

Выставление оценок. Что узнали на уроке?

5. Домашнее задание.

Упр. 474.

6. Рефлексия.

Подчеркнуть нужное.

1.На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался интересным / скучным

4. Материал урока мне был понятен / не понятен