Самодельная лодка плоскодонка 4 метра. Деревянная лодка своими руками: инструкция по изготовлению


Строим фанерную лодку из семи деталей.




Небольшая статья о тузике «Джек Шпрот», (), привлекла внимание нашего коллектива яхтсменов. Лодочка очень понравилась компактностью (2,3Х1,3 м), довольно большой вместимостью - на фотоснимке в ней находилось четверо взрослых и двое детей, простотой технологии изготовления.

Мы приняли за основу приведенные в статье габаритные размеры тузика и в течение недели изготовили подобную фанерную лодку.

На постройку лодки пошли листы обычной строительной фанеры толщиной 4 мм, склеенные (применено соединение «на ус») до длины 2400 мм. Из них в соответствии с приводимыми эскизами выкроили заготовки обшивки.

Общий вид лодки (а), раскрой транцев (б), сечение по мидель-шпангоуту (в) и эскиз весла (г)

Раскрой листов наружной обшивки.


увеличить, 1303х993, 120 КБ

Сборка корпуса выглядела так. Уложив на пол заготовку днища и соответствующими кромками к ней - заготовки скуловых поясьев, соединили их вместе. Сначала заготовки соединяются примерно посередине длины лодки при помощи скрепок из медной проволоки диаметром 1,5 мм. Затем, постепенно сближая кромки, последовательно ставятся такие же скрепки в нос и корму по всей длине скулы. В оконечностях форму корпуса задают носовой и кормовой транцы.

Отверстия диаметром 2 мм под скрепки необходимо просверлить заранее с шагом 100-120 мм по линии, отбитой на расстоянии 8-10 мм от обработанной в чистый размер кромки заготовки. Скручивать концы проволоки лучше с наружной стороны корпуса, как показано на эскизе.

Последовательность выполнения соединений по пазам обшивки:
а - постановка скрепок из проволоки и их обжимка; б - паз готов к накладке внутренних лент стеклоткани; в - схема расположения лент в соединении



Подобным же образом к скуловым поясьям обшивки были присоединены и заготовки бортов. Скрепки применялись также для соединения обшивки с транцами.

Затем все соединения были в два-три слоя проклеены изнутри лентами стеклоткани. После полимеризации эпоксидной смолы и удаления концов скрепок, такие же полосы стеклоткани наложили на пазы снаружи корпуса. Когда вставили поперечные банки и носовую кницу (120Х120), а по верхним кромкам бортов приклеили привальные брусья, корпус приобрел необходимую жесткость. Днище подкрепили тонкими сосновыми планками, наклеенными на фанеру изнутри.

Как выяснилось, для удобства сборки корпуса подобным методом лучше всего всюду применять фанеру одинаковой толщины, как это и предусмотрено Джеком Холтом - автором тузика. Чтобы повысить влагостойкость и долговечность фанерного корпуса, мы обклеили его снаружи двумя слоями тонкой стеклоткани на эпоксидной смоле. На днище наклеили «фальшкиль» сечением 50х6. В корме поставили небольшой плавничок для повышения устойчивости на курсе. Под банками закрепили блоки из пенопласта. Полный вес лодочки получился равным 35 кг.

Четырехлетняя эксплуатация лодки в качестве бортового тузика на яхте «Витязь» подтвердила его высокие эксплуатационные качества. Вполне успешно он использовался и под мотором «Салют.

Думаем, что несколько уменьшив высоту борта, а, следовательно, и снизив вес (особенно это будет заметно в случае применения водостойкой фанеры), лодку такого типа можно рекомендовать и автомобилистам для перевозки на верхнем багажнике микролитражки.

А. К. Карцев, «Катера и яхты», 1979, №01(077).

======================================================================

Парус на «Чижике».

Мачта с парусом, установленная на обычную гребную лодку, еще не превращает ее в настоящий парусник. Кроме паруса и рангоута с такелажем, позволяющих поставить парус и управлять им, необходимы руль с увеличенной площадью пера и обязательно - шверт или шверты, удерживающие лодку от чрезмерного бокового сноса (дрей¬фа) при боковых и, тем более, крутых к ветру курсах - под углом до 40-50° навстречу ветру .

Размещение экипажа, а следовательно, и устройство банок, на парусной лодке всегда не такое, как на гребной или моторной: экипаж должен откренивать лодку, противодействуя кренящему давлению ветра, а для этого людям необходимо размещаться вдоль борта. Кроме того, размерения и форма корпуса лодки должны соответствовать условиям плавания под парусом, т. е. быть рассчитанными на движение с относительно небольшой скоростью.

«Чижик» (см. «КЯ» № 24) проектировался как гребная лодка с возможностью применения маломощного подвесного мотора: естественно, конструкция лодки была рассчитана именно на эти варианты использования. Так, на «Чижике» была устроена продольная средняя банка для гребца; благодаря этому можно придавать лодке оптимальный дифферент в зависимости от числа пассажиров, остается свободное пространство для прохода вдоль лодки, по бокам от этой банки можно спать на еланях. Однако эта же банка совсем не нужна на «Чижике» — швертботе.

Основные данные лодки «Чижик»

Длина наибольшая 3,47м

Ширина наибольшая 1,47м

Высота борта 0,5м

Грузоподъемность 300кг

Мощность до 5 ПМ, л. с.

Для превращения «Чижика» в парусную лодку необходимы соответствующие изменения в конструкции его корпуса, поэтому читателям сборника, интересующимся этим вопросом, предлагаются два варианта:

1 вариант - наиболее полно учитывает требования к парусно — гребной лодке, но предусматривает зна¬чительные изменения в первоначальном проекте. Этот вариант лучше реализовать тем, кто еще только собирается строить «Чижик»;

2 вариант-представляет собой компромиссное решение, предус¬матривающее минимум изменений уже готовой лодки, построенной по первоначальным чертежам.

В 1 варианте необходимы оборудование швертового колодца, поперечной и двух бортовых банок в кокпите и крепление съемных деталей- мачты и руля. Корпус лодки строится по первоначальному проекту, но бортовой стрингер доводится до шп. 1. Вместо продольной банки устанавливается швертовый колодец, представляющий собой узкий, открытый только снизу, ящик, закрепленный шурупами на клею над прорезью для шверта в киле. Колодец раскрепляется поперечной банкой, опирающейся на бортовой стрингер.

Стенки колодца и настил банки вырезаются из водостойкой фанеры толщиной 6 мм. Окончательная сборка колодца производится после крепления изнутри вертикальных стоек на шп. 2. На «Чижике» удобен именно закрытый сверху колодец - через открытый колодец (поневоле его пришлось бы сделать низким) при сколько-нибудь значительном волнении в лодку стала бы заплескивать вода.

Алеша» - первый швертбот на базе «Чижика», построенный в г Гусь-Хрустальный В. Жирновым.

Корпус изготовлен точно по чертежам, приведенным в № 24 „КЯ» Поперек корпуса поставлена жесткая банка, раскрепляющая швертовый колодец. Кормовой плавник сделан выше-до 120 мм па транце. Швертбот вооружен шлюпом с площадью парусности около 6 м2. Полная высота мачты, раскрепленной штагом (ст. тросик диаметр 3) и вантами с винтовыми талрепами, -о,8 м от степса. Мачта и гик (2,0 м) склеены из сосновых реек и имеют ликпаз. Тросовый погон гика-шкота навешен на транец. По погону скользит блочок диаметром 25 мм гика-шкот проведен через блок примерно посередине гика и футблок, закрепленный на днище.

В связи с туристским назначением лодки необходимо применение поворотного шверта; более простые неповоротные - «втыкающиеся» швер-ты вызывают жесткие удары при столкновении с подводными препятствиями и неудобны, а иногда даже опасны при плавании в незнакомом районе.

Шверт вращается на оси, щечки которой крепятся шурупами снаружи киля, чтобы избежать высверливания отверстий в нижней части швертового колодца. Поворачивается шверт при помощи тяги из металлического прутка или толстостенной трубки диаметром 20 мм, приклепанной к его задней кромке (не забудьте поставить в трубке заглушку!). Тяга должна быть очень тщательно изогнута по окружности радиусом 250 мм (по оси). На выходе ее из швертового колодца устанавливается уплотнение из микропористой резины толщиной около 10 мм, прижатой металлической накладкой. Отверстие в резине должно быть меньшего диаметра, чем тяга. Поднимается и опускается шверт толкателем из металлической полосы 4X30, шарнирно прикрепленной к тяге винтом М8. На кормовом конце толкателя желательно установить рукоятку в виде деревянного шарика (идея этой конструкции заимствована с одного старинного швертбота).

Переднюю и заднюю кромки шверта надо заострить, а по передней кромке желательно закрепить защитную оковку из латунной полосы толщиной 1 мм. Удобнее всего в эксплуатации съемные бортрвые банки, опирающиеся на бортовой стрингер, упорный брусок на переборке кормового рундука и полоску фанеры под поперечной банкой. Удерживаются на месте они поворотными фиксаторами, такими же, как фиксаторы поликов. Под продольными банками надо надежно прикрепить к корпусу лодки блоки плавучести из пенопласта.

Руль состоит из рулевой колодки и подъемного пера. Колодка собирается на клею и болтах диаметром 5-6 мм из трех слоев бакелизированной фанеры. Средняя часть толщиной 12 мм имеет секторный вырез для пера руля. Боковые щеки имеют толщину по 8 мм. Румпель крепится к колодке при помощи металлической обоймы, согнутой из листа. Рулевые петли выпиливаются из угольника с толщиной стенки не менее 4 мм или изгибаются из по¬лосы и крепятся к колодке шурупами диаметром 6 мм. Штыри (из болтов М8 с обрезанными головками) вворачиваются в резьбу отверстий петель и расклепываются. Нижний штырь должен быть обязательно длиннее верхнего примерно на 20 мм, иначе руль будет трудно установить на место. Детали рулевых петель, крепящиеся к транцу, тоже выпиливаются из угольника и устанавливаются на сквозных болтах Мб.

Перо руля вырезается из бакелизированной фанеры толщиной 12 мм и, так же, как шверт, заостряется по кромкам и защищается оковкой. Осью пера служит болт М8, затяжка которого регулируется таким образом, чтобы поднятое перо удерживалось за счет трения о щеки колодки. Верхнюю часть пера руля следует прошкурить, чтобы она свободно входила в щель колодки. Опускается в воду перо непосредственно рукой; для этого на его задней кромке и предусмотрен рычаг с рукояткой. Для страховки от выскакивания из петель руль фиксируется плоской пружиной, закрепленной выше нижней рулевой петли.

На транце лодки по правому борту на расстоянии 400 мм от ДП устанавливается вторая пара рулевых петель, на которые руль перевешивается при ходе на веслах. Это очень удобно для рулевого, так как румпель свободно ходит под правой рукой, а не упирается в спину; смещение руля практически не отражается на управляемости лодки.

Оборудование „Чижика» швертовым и рулевым устройством

1 - оковка из полосы 1X30; 2-перо руля, бакфанера 6 = 12; 3 - рукоятка для подъема пера; 4- колодка руля; 5 -румпель, 40X40; 6 - гика-шкот; 7 - обойма гика, 6 = 2 мм; 8- утка для фала; 9- обойма из полосы 3X40, крепить к бимсу сквозными болтами М 6; 10- накладка степса, 6 = 2 мм с прямоугольным отверстием для шпора мачты; 11- уплотнение отверстия для тяги 12; 12 - тяга из трубки 0 20 мм; 13 - ось шверта - палец 0 12 мм; 14 - шверт, бакфанера 6 = 12; 15-щечки оси шверта, 6 = 2,5мм; 16- стенка колодца; фанера 6=6; 17 - стойка (шпонка) колодца 25X60; 18 - планширь-заглушка колодца 25X30; 19- обойма румпеля, 6 = 2; 20 - боковые щеки колодки, бакфанера 6=8; 21 - рулевая петля; 22- прокладка из фанеры 6 = 6; 23 - тяга шверта; 24- бортовые сиденья-банки; 25 - положение руля при гребле.

Заготовка мачты выклеивается из трех-четырех сосновых брусков нужной длины. Сечение мачты выше комингса кокпита и примерно до половины высоты - круг диаметром 70 /л/л. Выше этого уровня передняя и боковые кромки плавно состругиваются до сечения на топе 40X50, внизу - до сечения у шпора 30 X 50 (больший размер в обоих случаях вдоль ДП).

Вариант со шверцами

1 - оковка 20X2; 2 - киль 25X80; 3 - основание колодца 20 X 60; 4 - вырез для толкателя шверта; 5 -стойка колодца 20X60; 6 - планширь колодца 25Х30; 7 -с тенка колодца, 6 = 6; 8 -ребро жесткости поперечной банки 20X30; 9 - настил банки, 6=6; 10 - комингс, фанера 4X50; 11 -карлеигс, 20Х 25; 12 - привальный брус, 18X30; 13 - опорный брусок банки,18X30; 14 - топтимберс 6 = 20; 15 - скуловой стрингер, 18X30; 16 - обшивка, 6=4; 17- флортимберс 6 = 20; 18-днищевой полоз 20X30.

Простейший вертлюг гика.

1 - гик; 2- винт М5, 2 шт; 3 — полоса б=6 врезать в гик; 4,6 - болты М8; 5 - шайба 8; 7 – скоба, крепить к мачте на двух шурупах 5Х32; 8 – обойма б=2.

Вариант лодки со шверцами.

1-оковка шверца, Х40, латунь; 2-шверц, бакфанера 6=15/16; 3-сорлинь; 4-подшипник; 5-обойма из стали диаметр 3; 6-опорный брусок; 7-продольное сиденье; 8 -поперечная банка 6=6; 9-подкладка из сосны; 10-чека; 11 - гнутая ось; 12- стопорное кольцо.

В верхнюю часть мачты врезается шкив для фала; внизу крепятся вертлюг гика и утка фала. По задней кромке мачты крепится шурупами через рейку 5X10 рельс для ползунов грота - тщательно выровненная металлическая полоса 2X20.

Шпор мачты входит в гнездо степса глубиной 25 мм, вырезанное в задней части форштевня, и усиленное наложенной сверху металлической скобой толщиной 2 мм с пропиленным в ней прямоугольным отверстием для прохода шпора. Готовая мачта, как и все детали рангоута, покрывается бесцветным лаком (масляным или пентафталевым). Стоячего такелажа нет - ванты и штаг не нужны; мачту вместе с гиком и парусом легко снимать с лодки. При необходимости можно сделать мачту разборной. В этом случае верхняя и нижняя части мачты соединяются муфтой из металлической трубы с толщиной стенки около 2 мм. Муфта длиной 400мм крепится шурупами или сквозными болтами к верхней части мачты; чтобы зафиксировать правильное положение соединяемых частей мачты, в нижнюю часть вворачивается шуруп диаметром Мб, а в муфте делается прорезь глубиной примерно 20 мм. В районе муфты рельс для ползунов грота крепится на коротких винтах М4, ввернутых в отверстия с нарезанной резьбой.

Гик сечением 30 X 60 лучше склеить по толщине из двух сосновых брусков. К концам гик состругивается по нижней кромке до высоты 40 мм.

При оборудовании по второму варианту лодка снабжается уже не швертом, а навесными шверцами. На обоих бортах в районе шп. 2 с внутренней стороны обшивки устанавливается опорный брусок для поперечной банки (разрезан на шпангоуте), а снаружи-брусок для упора шверцев. Поперечная банка крепится к этим опорным брускам у борта и к продольной банке. Под палубой по обеим сторонам бимса шп. 2 устанавливаются подушки для подшипников шверцев.

Шверцы вырезаются из бакелизированной фанеры толщиной 15- 16 мм, вертикальные кромки их заостряются, по ним ставятся защитные оковки. Верхней частью шверц надевается на ось из стального прутка диаметром 16 мм, изогнутую под прямым углом. В обойме шверца ось фиксируется стопором в виде винта Мб без головки, ввернутого в ось и ходящего в прорези обоймы. Ось шверца вставляется в палубный подшипник и фиксируется в нем поворотной чекой. Поперечные перемещения оси в подшипнике ограничиваются приклепанным к ней обрезком трубки, из которой изготавливалась втулка обоймы. Поднимаются шверцы сорлинями, которые закладываются на утки внутри лодки.

Конструкция мачты, гика и руля такая же, как в 1 варианте, но площадь паруса рекомендуется уменьшить на 1 м2 с учетом того, что площадь шверца меньше, чем шверта, а возможности для откренивания лодки из-за другого расположения банок несколько хуже.

Изготовление парусного вооружения является довольно сложным и трудоемким делом, но удовольствие от плавания под парусом, без сомнения, с лихвой окупит этот труд. Однако необходимо предупредить, что управление парусной лодкой, даже такой маленькой, как «Чижик», требует специальной подготовки рулевого. Лучше всего учиться парусному делу в яхт-клубе.

При самостоятельном изучении искусства плавания под парусами следует неукоснительно соблюдать основные правила безопасности:

Не перегружайте лодку; не берите на борт людей, не умеющих плавать, и маленьких детей;

При плавании под парусом экипаж всегда должен находиться в спасательных жилетах;

Внимательно следите за погодой; при опасности шквала немедленно убирайте парус и садитесь за весла;

Нельзя выходить под парусом при ветре сильнее 4 баллов, а вначале, при недостаточном опыте, не более 3 баллов;

Никогда не закладывайте шкоты на утку; бухточку фала всегда держите чистой - готовой для спуска паруса;

Выходя под парусом, проверьте, не забыли ли вы взять весла;

Пока вы не обрели уверенность в своих силах, не уходите из района, где вам может быть оказана

немедленная помощь в случае опрокидывания.

  • Плоскодонки наших рек

    Когда-то берега озер и прудов были сплошь усыпаны деревянными лодками всевозможных размеров и конструкций. Резиновые, конечно были, но их было немного и они служили латанные перелатанные многие годы. Еще реже можно было встретить выпускающиеся в то время небольшими партиями дюралевые изделия.

    Плоскодонки наших рек

    Канули в лету те времена, а с ними и старые добрые традиции строительства простых лодок самими охотниками и рыбаками. Сейчас надувные плавсредства прочно заняли их место. Они оказались более мобильными, легкими и удобными.

    Правда, в некоторых местах, удаленных от крупных населенных пунктов, можно еще увидеть собственноручно изготовленные. Вот и я на протяжении многих лет пользуюсь .

    Лодка снабженная одним не закрепленным веслом, с острым клиновидным носом, прочными деревянными бортами отлично подходит для передвижения как по узким речкам, так и по густым зарослям камыша, что позволяет успешно ее использовать на рыбалке и на охоте.

    Такие суденышки в общем строились по единому принципу, но в разных краях они имели целый ряд особенностей. Например, у одних дно было деревянное, у других резиновое, у третьих жестяное.

    Если по каким-то причинам вам понадобиться именно такая, тогда вы сможете смастерить ее сами в домашних условиях. В ее изготовлении нет ничего сложного, правда, первый раз может получиться не совсем то, что вы бы хотели.

    Подготовка материала

    Итак, начнем. До начала строительства нужно заранее позаботиться о самых главных ее частях — бортах. Для этого отбираются длинные, широкие, не толстые, желательно без сучков доски сосны или ели. Они должны не менее одного года пролежать в сухом месте, на ровной поверхности с небольшим гнетом сверху во избежании их искривления.

    Подготовленные доски еще раз осматриваем на предмет дефектов — трещин, выпадающих сучков и т.п. Затем отмеряем нужную длину (здесь, а также далее не будут приводиться конкретные размеры частей лодки, т.к. все это на ваше усмотрение) с небольшим запасом и опиливаем каждую из них под углом в 45гр — это будет носовая часть.

    Далее их нужно прострогать, а с запиленных концов снять фаску таким образом, чтобы прижатые друг к другу доски в носовой части не имели зазора.
    Эти участки, а в дальнейшем и все остальные, которые будут недоступны к покраске после сборки конструкции, пропитываем защитным слоем антисептика.

    После этого приступаем к изготовлению основы носа — треугольного бруска. Его длина должна превышать примерно в 1,5 раза ширину бортов лодки. Брусок также строгаем и покрываем защитным слоем.

    Не забудьте оставить сверху и снизу запас, потом после сборки все лишнее спилится.

    Начальный этап сборки

    Подготовив эти элементы приступаем непосредственно к сборке. Начинаем с носовой части, оба борта и треугольный брусок прочно соединяем саморезами или гвоздями.

    Выступающие части сверху и снизу спиливаем заподлицо с бортами.

    Она должна быть именно такой высоты, как представлено на фото, иначе во время гибки доски могут лопнуть. Угол распорки также не следует делать слишком большим.

    Установив распорку, начинаем гнуть борта, тут понадобиться пара помощников или веревка. Изогнув до нужного расстояния, прикладываем «задник» и определяем где и сколько нужно снять фаску, чтобы борта примкнули к нему без зазоров.

    Так, понемногу снимая, подгоняем его, пока не добьемся нужного результата.

    Добившись его, приколачиваем борта и спиливаем выступающие части снизу, а сверху как вам хочется. Я сделал в виде треугольника.

    Затем приступаем к установке постоянных распорок и сидений. Их количество и расположение остается на ваше усмотрение. При закреплении их (да в общем-то и других местах) обязательно предварительно делайте маленьким сверлом отверстие, дабы избежать появления трещин.

    Завершаем очень важный первоначальный этап снятием фаски с нижней части бортов, распорок и нанесением на них защитного покрытия.

    Продолжение строительства смотрите в следующей части — .

  • Лодка является незаменимой вещью, если вы хотите отправиться на рыбалку или просто провести время с друзьями или семье на реке. Это прекрасное приспособление для прогулки или даже целого водного приключения, которое вы можете сделать собственноручно.

    Если вас интересует технология, согласно которой выполняется лодка плоскодонка из фанеры своими руками, чертежи, представленные в данной статье, и рекомендации вам пригодятся в работе.

    Изготовление простейшего судна из фанеры – самый бюджетный способ обзавестись лодкой. Для этого вам всего лишь необходимо запастись все необходимыми, включая инструменты и чертежи, а также проявить чуточку терпения и старания. В остальном, изготовить такое изделие не составит для вас никакого труда, главное неукоснительно следовать подготовленному чертежу.

    Что нужно для работы

    Материал, на основе которого создается конструкция – это, конечно же, фанера. Она состоит из проклеенных при помощи фенольного клея шпонированных слоев, которые прессуются на производстве. Существует несколько ее типов, но не каждая разновидность фанеры подойдет для изготовления лодки своими руками.

    Обратите внимание! Самая качественная и водостойкая фанера имеет маркировку ФСФ. Она, как правило, выполнена из березового шпона. При его использовании, вы сможете добиться надежности и качества от своего будущего изделия. В результате вы потратите значительно меньше усилий на процедуру шлифовки и отделки своей лодки.

    Если вы по каким-то причинам не имеете возможности достать фанеру качественной торговой марки, покупая не слишком высококачественную продукцию, уделите особое внимание исполнению торцовых частей на листах. Отсутствие сквозных щелей, сучков, дырочек и дефектов – признак стоящего материала.

    От качества выбранной фанеры будет зависеть:

    • качественный уровень самого изделия;
    • эксплуатационные характеристики лодки;
    • стоимость отделочных работ;
    • время, затрачиваемое на выполнение отделочных работ;
    • объемы необходимого материала;
    • количество швов в готовой лодке.

    Поэтому вы должны отнестись к выбору с максимальной ответственностью. Для отдельных частей вашей плоскодонной лодки могут потребоваться бруски или доски, желательно, чтобы они были просушенными и полностью лишенными всяческих изъянов и повреждений.

    Для выполнения обшивки лодки используется стеклоткань, продаваемая в рулонах. Ее вы можете разрезать на кусочки необходимого размера, которыми удобно будет проклеивать стыки и швы. Цельный кусок будет более уместен для обработки днища.

    Лак, клей и краска применяются для того, чтобы защитить лодку от воздействия влаги. Лучше всего, если лак будет корабельным, а краска будет иметь не водную основу.

    Чтобы изготовить скобы для вашей лодки вы можете взять пластиковые зажимы и проволоку из меди. Подойдет и любой другой материал, который потом можно будет легко удалить.

    Список инструментов:

    • лобзик электрического действия и набор пилок для него;
    • шлифмашинка;
    • молоток и рубанок;
    • струбцина;
    • рулетка для замеров, линейка из металла и простой карандаш для нанесения разметки;
    • кисточки для нанесения лака и клея;
    • пульверизатор для работы с краской;
    • шпатель, который поможет выровнять стеклоткань во время процедуры склейки.

    Работы по изготовлению лодки: метод сращивания

    После того, как вы подобрали соответствующие чертежи, подготовили все необходимые инструменты, можно приступать к изготовлению лодки.

    Обратите внимание! В том случае, если вы не сможете подобрать фанеру необходимого для вашей лодки размера, ее можно соединить между собой, используя технологий сращивания фанеры «на ус».

    Технология сращивания листов:

    1. Листы материала необходимо уложить друг на друга, наметить линию уса (его длина состоит десяти-двенадцати толщинам фанерного листа).
    2. Для получения ровного и качественного результата рекомендуется закрепить материал при помощи струбцин и ограничительной планки. Именно вдоль этой планки и будет формироваться ус. Следите за тем, чтобы у вас не было резких перепадов по длине этой линии.
    3. Сформированный ус необходимо отшлифовать машинкой до идеального состояния, постоянно совмещая и подгоняя листы.
    4. На зону усов наносится клеевой состав, после чего фанерные листы необходимо сложить друг на друга обработанными поверхностями и закрепить при помощи струбцин, положив сверху грузы, чтобы обеспечить полноценное приклеивание.
    5. Лишний клей нужно сразу же удалить, не ожидая, пока он высохнет.
    6. После высыхания клея вы можете снять струбцины и продержать изделие на протяжении суток в покое до окончательного застывания клея.

    Остатки клея нужно зачистить наждачной бумагой, чтобы выровнять шов и сделать его менее заметным.

    Сначала необходимо выполнить разметку дна на фанере, предварительно разложив ее на ровной поверхности. Ориентируясь на свой чертеж, нанесите осевую линию лодки, после чего можно расположить сетку, на основе которой отмечаются контуры будущего изделия.

    Для плотного прилегания стыков, на краях примыкания фанеры, можно сделать фаски. Для этого подойдет шлифовальная машина. После этого можно будет выполнить сшивание деталей, используя скобы и зажимы. Начинать процедуру следует с кормы, постепенно передвигаясь к носу лодки, медленно сгибая фанеру. Закрепляются и борта, и транец.

    Следующий этап – проверка геометрических размеров конструкции. После чего нужно затянуть зажимы плотнее, в местах монтажа шпангоутов расположить распорки, чтобы зафиксировать все детали.

    Проклейка швов осуществляется изнутри изделия. Для этого нужно взять клей и стеклоткань, которая должна быть заранее разрезана на полосы шириной 7 см. Используя кисть, нанесите клеевой состав на стык, приклейте стеклоткань и разровняйте ее при помощи шпателя, удаляя пузыри и морщины. Швы нужно проклеить два-три раза.

    Все фото из статьи

    Моторная лодка из фанеры своими руками интересна многим нашим соотечественникам по двум причинам – творческой натуре и более низкой себестоимости. Несмотря на кажущуюся сложность проекта, в нём можно разобраться и воплотить в жизнь.

    Но для этого крайне необходим такой фактор, как ваше желание это сделать. К тому же, то, что вы сделали самостоятельно, будет для вас дороже в моральном плане, так что оставайтесь с нами, и мы вам ещё покажем видео в этой статье.

    Делаем плавсредство небольших размеров

    Примечание. Мы не будем рассматривать конкретную конструкцию, например, чертежи складной лодки из фанеры своими руками.
    Нашей целью является рассказать вам об общих принципах и способах изготовления небольших плавсредств.

    Необходимые материалы и инструменты

    Выбор фанеры:

    • чтобы изготовить лодку из фанеры своими руками, вам, естественно эта самая фанера и понадобится, только разной толщины ;
    • для корпуса понадобится толщина листа 5 мм, а вот для киля и шпангоута уже нужно будет 10-15 мм толщины (длину панели подбирайте в зависимости от длины корпуса);
    • как вы понимаете, здесь нужна качественная продукция, поэтому, вам придётся выбрать для работы либо элитный E, либо 1-ый сорт – цена, конечно, будет выше, зато вместе с ней поднимется и качество;
    • кроме того, важна , от которой зависит водонепроницаемость и прочность фанеры – наиболее лучшими марками здесь можно назвать ФСФ или ФСФ-ТВ (горючеустойчивая), ФБ и БС (авиационная – применялась также в кораблестроении).

    Цельная древесина:

    • для оформления бортов, монтажа сидений и обустройства распорок внутри корпуса лодки, вам понадобится цельная древесина;
    • лучше всего для этой цели подойдёт обрезная доска из сосны – она легче лиственницы, но благодаря содержанию смолы, хорошо переносит намокание.

    Шовный материал:

    • для стягивания корпуса и соединения других деталей в цельную конструкцию, здесь понадобится шовный материал;
    • для этого можно использовать тонкую вязальную стальную или медную проволоку, толстую капроновую леску или пластиковые хомуты.

    Герметичность:

    • для того чтобы лодка не протекала, все швы нужно заделать водоотталкивающим клеем – на данный момент их продается очень много;
    • как показывает практика, для этой цели лучше всего подходят составы на основе полимерных смол;
    • для герметизации швов также используют стеклоткань – ленту из неё сажают на клей по стыку;
    • также можно для этой цели использовать стеклопластик, оклеивая ним борта и днище;
    • для защиты от набухания используют водоотталкивающие лаки и клеи, пропитывая ними корпус и перемычки – для этого можно, к примеру, использовать бакелитовый лак или клей;
    • кроме пропитки, вам также понадобится полимерная краска, которая будет служить дополнением к влагоустойчивости и украшать вашу лодку.

    Инструменты:

    • чтобы сделать лодку своими руками из фанеры, вам, конечно, понадобятся инструменты и, в первую очередь, это дисковая пила и/или электрический лобзик (ножовка тоже пригодится);
    • набор ручных столярных инструментов в виде молотка, стамесок, пассатижей и тому подобное;
    • шлифовальная дисковая или ленточная машина;
    • ленточные или стальные струбцины;
    • малярные кисти для нанесения пропиток и лакокрасочных материалов.

    Выбираем чертёж

    Важно!
    Прежде чем начать сборку, найдите подходящие именно в вашем случае чертежи – как сделать лодку из фанеры своими руками, это может быть плоскодонная лодка для рыбалки, которую вы будете использовать на выходные дни или байдарка для турпоходов во время отпуска.
    Но если вы уже искушены в «кораблестроении», то можете попробовать начертить такой проект самостоятельно, но здесь очень важно рассчитать грузоподъёмность, чтобы плавсредство не опрокинулось при эксплуатации.

    Выезды на лоно природы, имеют свое огромное терапевтическое действие. Ровная гладь озера или реки успокаивают лучше, чем многочисленные препараты, будь они хоть сплошь из натурального сырья. Вот поэтому мужчины стремятся посидеть с удочками на берегу водоема, а заплыть в камыши на лодке или катере — верх мечтаний.
    И все было бы неплохо, да вот стоят лодки сейчас дорого. Про катера — вообще разговор отдельный. А теперь представим, что необходим для катера отдельный гараж и плюс прицеп для перевозки, вот и получается, что ни одна здравомыслящая хозяйка не понимает такого обычного, нормального мужского увлечения.

    Однако есть и более бюджетный вариант хобби, вполне допустимы самодельные водные транспортные средства. Разговор пойдет о лодках плоскодонках, тем более что и материал для них имеется недорогой — фанера.

    Почему плоскодонка


    Да действительно, почему именно плоскодонка, а не скажем стационарная лодка или катер. Забегая вперед, скажем, что плоскодонка, или лодка с плоским дном, это самое простое, что можно сделать самостоятельно. В ней присутствует тот набор положительных качеств, который для обычного водного транспортного средства требует значительных затрат.
    А именно:

    • Цена лодки, как и вес, будут минимальными ;
    • Перевозку данного вида транспорта можно спокойно осуществлять на багажнике собственной машины без всяких дополнительных прицепов;
    • При хранении лодка спокойно устанавливается в обычном гараже, занимая немного места;
    • Обычное окрашивание днища может решить весь комплекс проблем;
    • И самое главное – лодка плоскодонка из фанеры своими руками собирается. Постройка доступна даже людям, не имеющих навыков изготовления таких изделий.

    Это основные позитивные черты. И для дальнейшего сравнительного анализа хочется остановиться на некоторых параметрах, имеющих цифровое выражение.
    В частности:

    • Длина лодки зависит от количества людей и грузоподъемности судна и может быть от 1800 до 3800 мм и больше;

    Наша справка! Лодки, конечно же, могут быть больше, но в таком случае они рассчитаны на так называемые коммерческие перевозки, и в таком случае будут требовать более серьезных материалов для постройки, соответствующих пропиток, работ со швами и так далее.


    • Ширина максимальная — от 1000 до 1500 мм;
    • Высота борта и транца приблизительно в районе 400 мм;
    • Масса лодки от 60 до 80 кг, может быть и несколько больше;
    • Расчет на грузоподъемность 1-3,4 человека. Либо 120 – 380 кг.

    К сведению! Несмотря на кажущуюся несерьезность конструкции, она может дополнительно оснащаться парусом или мотором (это кроме двух весел). При этом мотор может быть от 2 до 8 л.с, транец же спокойно выдержит такую надстройку. Для любителей походить галсами или с попутным ветерком, также есть возможность провести оснастку, о чем речь пойдет в следующих главах.

    Глава о материале и общих правилах работы с ним


    Раз заговорили о фанере, значит, разберем по косточкам фанеру. Понятно, что не всякий материал из этого семейства нам понадобится.
    Будем использовать материал двух видов:

    • Первый. Фанера с повышенной влагостойкостью. Это, как правило, обычный строительный материал, толщина которого находится в пределах 12 – 16 мм. Зачастую в производстве такого материала используется клеевая основа, не рекомендованная для применения в жилье, а именно в комнатах.

    Ограничено, разрешено к использованию на балконах и в помещениях хозяйственного предназначения, вследствие вхождения формальдегидов в состав клеев. Для экологии такое соотношение также нежелательно, поэтому рекомендуем вам использовать многослойную ламинированную фанеру с минимальным количеством клея и заявкой на практически экологическую чистоту.

    • Второй. Так называемая авиационная или пятислойная фанера . Несмотря на свою легкость, она достаточно прочна и может быть использована:
      • во-первых, на транец;
      • во-вторых, на сиденья.

    Несмотря на различные подходы к строительству плоскодонок, в разных источниках существуют общие правила работы с материалом, своеобразная универсальная инструкция пользователя, вот она:

    • Учитывая наш случай, для резки материала вам понадобится дисковая пила. При работах с тонкой фанерой, которую можно использовать, например, чтобы вырезать буквы, подойдет обычный нож строительный (это фанера до 2 мм). Ну и для полноты картины сообщаем, что фанера от 2до 6 мм пилится электролобзиком;
    • В любой многослойной фанере существует опасность появления трещин в наружных слоях шпона при резке поперек волокон. Этого можно избежать, если вдоль предполагаемого распила провести ослабляющие полосы верхнего слоя шпона;
    • Основные конструкции плоскодонок предполагают стяжки деталей проволокой, в некоторых присутствует фиксация саморезами с последующей заливкой эпоксидной смолой. Хочется сказать о том, что саморез не вгоняется в фанеру просто так.

    Причина этого банальна, при непосредственном вбивании или вкручивании возможны расходящиеся радиальные трещины в изделиях. Рекомендовано вначале просверлить фанеру сверлом соответствующего диаметра, а затем закручивать саморез;

    • При конструировании плоскодонок возникает необходимость выгнуть основание лодки, придав ей изогнутые формы. Для того чтобы фанера легче гнулась, ее смачивают, крепят к необходимой форме и оставляют в таком положении до полного высыхания до 14 часов;

    Процесс сборки по всем правилам.
    • При склеивании деталей все общие рекомендации по очистке, обезжириванию, зачистке даются на флакончике с клеем или упаковке, поэтому повторяться здесь, смысла нет. Но вот на что необходимо обратить внимание, так это на расположение волокон фанеры при склеивании. Так вот, параллельно идущие волокна склеиваются гораздо надежнее;
    • О некоторых огорчениях в работе. Если у вас фанера слоится при проведении работ, то ее можно склеить, проложив между слоями тонкую бумагу и проклеив ее клеем. Конечно, ни о каком строительстве лодки не может идти и речь, но, к примеру, для сборки полочек, скворечников, декоративных фигур на детских площадках такой материал вполне подойдет. К сожалению, вам попался брак.

    Выбор инструмента


    Выбор инструментов всегда важен, хотя если вы собираетесь вести конструирование в гараже или домашней мастерской. То все это у вас наверняка есть.
    Ну, чего у вас нет?

    • Электролобзик и дисковая пила — это то, что наверняка найдется и именно на них лежит основная задача по распиловке материала;
    • Электрорубанок – сейчас это не редкость. Нет своего, возьмите у соседа, но это если вы не собираетесь делать лодку с прямыми бортами. Для обычной конструкции плоскодонок предусмотрены разводы бортов под углом в 45 градусов, для этого необходимо провести заусовку и здесь без электрорубанка обойтись очень сложно;
    • Инструменты для шлифовки. Они могут быть как электрические, так и механические (наждачная бумага и держатель для нее, прекрасно справятся с проблемой зачистки);
    • Шуруповерт – может быть применен, как по основному предназначению, так и в роли дрели для сверления отверстий под крепления или саморезы.

    Процесс начинается

    С материалом разобрались, расчет провели. Лучше всего крой и шитье устраивать на специальном столе, но скажите, пожалуйста, где вы видели в гараже широкий стол? Вот именно, нет его там, поэтому исходим из реалий.
    На полу:

    • при помощи угольника осуществляем поэтапный перенос на полотно всех деталей. Неплохо будет заранее подготовить выкройки на бумаге и затем перенести их на полотно.

    Кстати, некоторые мастера рекомендуют перед сборкой провести моделирование и соорудить в масштабном соотношении модель будущей лодки. Таким образом, вы сможете и визуально представить то, что вы будете создавать и в случае необходимости внести коррективы;

    Обратите внимание! Предварительная подготовка деталей на бумаге необходима еще и при решении вопроса экономии материала. Дело в том, что рациональное размещение помогает реально экономить материал, но хорошо бы это делать без фанатизма, оставляя достаточно места для распилов и возможности отшлифовать деталь до необходимых размеров.

    • Процесс, который мы сейчас пропишем можно не делать, если вы готовите обычные вертикальные борта судна. Если же вы предпочитаете классику с небольшим разводом бортов, то от заусовки вам никуда не уйти.

    Для этого применяется электрорубанок. Для работы с этим инструментом достаточно одного прохода, оставьте больше простора для шлифовки, а уж здесь используйте что угодно хоть электроинструмент, хоть наждачную бумагу, выбор за вами;

    • Если в вашей конструкции предусмотрены шпангоуты или прочие перемычки увеличивающие жесткость конструкции, то самое время их собрать или вырезать (если они предполагают литую форму);
    • Затем происходит сборка бортов, кормы и если существует форшпигель в задумке, то и его. При этом фиксация деталей происходит металлической проволокой, для чего места соединения сначала просверливаются, а затем стягиваются;

    Совет! Для облегчения сборки можно использовать пластмассовые хомуты для кабелей, единственное неудобство заключается в том, что их надо ставить чаще, особенно в местах, где происходит натяжение, зато они прекрасно скроются в толстом слое эпоксидной смолы.

    • После каркаса подсоединяется дно лодки. Принцип присоединения точно такой же: либо на хомуты, либо на проволоку. Стыки в прямом смысле заливаются эпоксидной смолой. Обычное оклеивание не будет иметь такого эффекта вам необходимо не просто фиксация деталей, а еще и герметизация, а здесь придется именно заливать;
    • После высыхания швов происходит еще одна обработка. Образовавшиеся швы ошкуривают, придают им единый внешний вид. А затем, специально купленной широкой стекловолоконной лентой, пропитанной и промазанной той же самой эпоксидной смолой, стыки проклеиваются еще раз:
      • дважды снаружи;
      • и один раз по внутренним контурам;
    • А вот теперь можно крепить другие части судна.

    Парус – символ романтиков

    • Для хождения под парусом одной мачты и паруса будет мало, необходимо обеспечить устойчивость судна, в противном случае его будет заваливать как неваляшку. Для этих случаев предусмотрен шверт. Этот элемент вполне может быть изготовлен из фанеры до 6 мм, а также руль, но его можно изготовить из фанеры, которая идет на производства корпуса.

    Швертов может быть один или несколько. Считается, что наиболее устойчивое положение судна обеспечивают два шверта, которые расположены под днищем лодки с некоторым разворотом в разные стороны;

    • Несколько слов о руле. Самое простое крепление руля, это обычные петли, в количестве двух штук, одна часть крепится на транец, а вторая непосредственно на руль.

    Предпочтение отдается петлям несъемным, чтобы не выпал руль. Иногда допускается высверливание в транце специального овального окна, в которое вставляется руль, фиксация происходит металлическим штырем;

    • Мачты готовятся разборные из двух кусков. При этом крепление частей друг к другу происходит с помощью специальных креплений, нижняя часть мачты имеет квадратное сечение и крепится в степсе (специальном гнезде);
    • Паруса готовят из плотной ткани, к примеру, тика, на худой конец бязи. Способов крепления парусов существует очень много, их перечисление нецелесообразно в виду отдаления от темы, найти их можно в соответствующей литературе и на сайтах, которые специализируются на тематике яхт и катеров.

    Дополнительные замечания

    • Создание лодки плоскодонки занятие увлекательное и дающее право на ошибку. Объяснимся. Дело в том, что любая конструкция, которую вы начнете собирать, может пойти не так, особенно у новичков. Возможны погрешности на развороте бортов, на сочленении деталей, на подгонке и так далее.

    Это не должно быть препятствием, тем более что фанера красиво подгоняется под любые размеры. Если вы немного измените геометрию лодки, заберете один – два сантиметра, то на ходовых качествах вашего транспортного средства это, скорее всего, никак не отразится (читайте также ).

    • Существуют детали, на которые часто обращают внимание в последнюю очередь. Связано это с легкостью их крепления. Два киля для устойчивости и направления движения и рейки для ног на дно судна для удобства гребцов. И если первые две легко присоединить к уже готовой лодке, то рейки лучше крепить до момента закрепления дна к общей конструкции.

    Покрасить и назвать

    Остались последние штрихи, в виде: пройтись шпаклевкой, ошкурить и покрасить. Можно просто покрыть олифой, а затем тремя слоями краски.
    Почему тремя, объясняем:

    • Первый слой — грунтовка. Он может быть по цвету любым, хоть белым, его основная задача выровнять возможные дефекты и покрыть всю поверхность единым слоем;
    • Второй и третий — декоративный и защитный. Понятно, что чем больше слоев, тем лучше защита. Но опять же, в пределах разумного. Выбор цвета или цветов остается за вами.

    Совет! Неплохо зарекомендовал себя и яхтенный лак, который представлен широким фронтом даже в строительных супер и гипермаркетах. Его вполне можно использовать. Остальные краски лучше покупать в магазинах специализирующихся на товарах для катеров и яхт, так как водостойкие краски могут отличаться друг от друга.


    И вот теперь осталось назвать свое творение, каким либо именем. Не забудьте, что как вы яхту назовете, так она и поплывет (это вполне приемлемо и для лодки). Эта посудина интересна тем, что к ней не предъявляют особых требований, но она может быть использована как на море, так и на реке или озере.