Казанский собор в коломенском. Один из самых важных храмов столицы


Пожелал увековечить память освобождения страны от польской интервенции, и в честь этого события приказал заложить церковь Казанской иконы Божией Матери. Однако его благому начинанию суждено было свершиться лишь в последующее царствование при его сыне ― Алексее Михайловиче. Поводом к тому стало появление на свет его первенца - царевича Димитрия.

Исторические документы свидетельствуют о том, что в 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Его следствием стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, кроме того, был построен и освящён храм иконы Казанской Божией Матери в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Его строительство было завершено в течение четырёх лет.

Храм ― память о былых победах

Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений. Есть сведения, что под крестом её центральной главы имелась надпись, гласящая, что иконы Божией Матери возведена на месте находившегося здесь прежде деревянного храма в честь столетия взятия Казани. Это вполне соответствует исторической хронологии ― столицу волжских татар отвоевали в 1552 году, соответственно, столетний юбилей этого события совпал с периодом работ.

Что же касается деревянной церкви, стоявшей прежде на этом месте, то, вероятно, речь идёт о построенном в тридцатые годы XVII века и упоминаемом в ряде документов Казанском храме. Церковное предание по этому поводу гласит, что в своё время здесь устраивал свой лагерь Именно воспоминание об изгнании самозванца из Коломны побудило царя воздвигнуть своеобразный памятник событиям тех лет.

Храм ― часть дворцового комплекса

Новый храм в селе Коломенском выполнял роль домовой церкви при государевом дворце и был соединён крытым переходом с покоями царицы. Сделано это было с учётом всех требований удобства и комфорта. Польский посланник, посетивший Коломенское в 1671 году, в своём дневнике описывает ряд переходов, устланных для тепла и удобства войлоком, приглушавшим шаги идущих. Их общая длина составляла пятьдесят метров, а ширина - три.

Надо заметить, что черты, приданные храму, были весьма характерны для построек такого рода в середине XVII. По мнению многих искусствоведов, достоинство храма состоит не в оригинальности его архитектурного решения, а в доведении до совершенства ранее разработанных форм.

Когда строительство завершилось, в Коломенском убрали с роскошью, соответствующей его статусу. Как один из элементов комплекса царского дворца, он был украшен богатой росписью, дорогими тканями и коврами. Пол центральной части храма и его пределов утеплили войлоком, а иконы оформили пеленами и полотенцами. Многие из них хранились в резных киотах, выполненных лучшими российскими мастерами.

Богородичный храм в столице

Незадолго до создания царского домового храма в Коломне был возведён и храм Казанской иконы Божией Матери в Его появление также связано с началом общецерковного почитания этого святого образа, признанного чудотворным. Известно, что первая деревянная постройка было возведена в 1624 году. Строительство велось на средства Дмитрия Пожарского по данному им обету. В отличие от многих сведений о жизни этого патриота и защитника России, данная информация почерпнута из документальных источников.

Предполагается, что, просуществовав около десяти лет, этот храм сгорел, и на его месте развернулось строительство нового - кирпичного. Эта постройка возводилась на средства и по повелению благочестивого государя Алексея Михайловича и была завершена в 1834 году. Являясь архитектурным украшением площади, храм со временем стал важным религиозным центром.

События последних двух веков в жизни храма

В дореволюционный период жизнь храма текла мирно и размеренно. Он несколько раз достраивался и обновлялся на средства богатых жертвователей. Пощадил его и пожар 1812 года. Ярким событием в истории храма стала проповедь об произнесённая в нём в 1918 году патриархом Тихоном.

Но в 1936 году решением правительства он был снесён как несоответствующий Красной площади ― центру проведений народных шествий и торжеств. На освободившемся месте городское руководство планировало создать актовый зал для приёма в пионеры, но ограничились тем, что построили Только в начале девяностых годов собор был заново отстроен по чертежам и эскизам прошлых лет. Как и храм иконы Казанской Божией матери в Коломенском, он напоминает об освобождении русской земли от польских захватчиков.

Собор на берегу Волги

Продолжая разговор о почитании этого святого образа, нельзя не вспомнить В 1926 году он был полностью уничтожен, и долгие годы его территория использовалась для хозяйственных нужд, но в ноябре прошлого года было принято решение о его воссоздании в том виде, в котором он был прежде.

История его создания весьма интересна. Она связана с обретением в 1579 году святого образа Богородицы. Впоследствии указом Ивана Грозного на этом месте был заложен Богородичный женский монастырь, где заложили бревенчатую церковь ― предшественницу большого каменного собора. Любопытно отметить, что в пределах этого мусульманского города с давних времён селилось много православных людей. Во многом это объясняется тем, что занимались они торговлей, а Волга была важной транспортной артерией, по которой сплавлялось значительное количество товаров. Естественно, что им был необходим храм.

Он был возведён в 1595 году. Причиной замены деревянного сооружения каменным послужили частые пожары, происходившие в городе и наносившие ему значительный ущерб. Серьезную перестройку он претерпел в период царствования императрицы Екатерины II, когда на его реконструкцию были отпущены значительные средства, а в последующее царствование, при Павле I, был полностью снесён и выстроен заново на основании улучшенного и более современного проекта.

В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас начинаются работы по его воссозданию. Скоро православные жители Казани обретут его в первозданном виде. К счастью, в государственных фондах и частных коллекциях сохранилось значительное количество фотодокументов и строительных чертежей, с помощью которых эта нелёгкая задача будет выполнена.

Одним из уникальных и красивейших мест Москвы является парк «Коломенское», на территории которого находится белокаменная церковь, построенная еще во времена царя Алексея Михайловича.

Из истории

По легенде, о строительстве храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Москве задумывался еще Михаил Федорович Романов. Тогда в селе Коломенском была возведена деревянная церковь.

В середине XVII века возвели уже каменное здание с шатровой колокольней и семью куполами, два из которых венчают боковые приделы.

Интересно! Именно Казанскую икону широко почитают как заступницу земли Русской. Этим образом благословляют жениха и невесту на брак, ее же часто вешают у детской кроватки.

Версии историков относительно причин строительства этого храма различны:

  • одни считают, что царь Михаил Федорович сделал это в благодарность Богородице за избавление от польского нашествия;
  • другие утверждают, что царь Алексей Михайлович приурочил строительство каменной церкви к столетнему юбилею взятия Казани;
  • третьи говорят о том, что возведение здания из камня началось после рождения наследника (поскольку этот образ Божией Матери царь Алексей Михайлович почитал как охраняющий весь род Романовых).

Построенный в резиденции царя храм долгое время был домовым для семьи Алексея Михайловича. С основным ансамблем царских покоев его соединял переход длиной 50 метров. К XIX веку он обветшал настолько, что его пришлось разобрать.

В эпоху гонений

В пору массового разрушения церквей храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском почти не прекращал свою работу: он был закрыт только два года в начале Великой Отечественной войны. Но с тех пор службы проводятся регулярно.

Интерьер Казанской церкви в Коломенском

Прославлены как новомученики и двое клириков:

  • священномученик Сергий Воскресенский служил здесь иереем девять лет до самого ареста;
  • священномученик Леонтий Строцюк почти двадцать лет нес служение диакона в этом храме.

Примечательно, что в начале XX века в Коломенском была и еще одна церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Однако, в 1929 году она была закрыта. Казанскую верующие смогли отстоять.

Настоятель

С 2015 года служение настоятеля несет епископ Гурий (Шалимов), бывший ранее епископом Корсунским (1993-1999), Магаданским (2003-2011) и Петропавловско-Булаевским (2011-2014).

История сохранила мало сведений о клириках храма, служивших до революции. Достоверно известны имена настоятелей после 1941 года.

Всего шесть церквей посвящены образу Казанской Божией Матери в Москве, среди них также:

  • собор на Красной площади, снесенный в 1936 году как мешающий проведению демонстраций. Сегодня он восстановлен в первозданном виде;
  • церковь в Орлове, полностью восстановленная по программе «200 храмов»;
  • церковь в Узком, с колокольни которой, по легенде, Наполеон Бонапарт наблюдал отступление своих войск из Москвы;
  • храм в Теплом стане;
  • часовня на Казанском вокзале также посвящен этой иконе.

Державная икона

В Коломенском особенно почитают чудотворную икону Божией Матери «Державная», которая Исторический музей вернул в 1990 году. Явление этого образа произошло именно здесь, в этом селе, 2 марта 1917 года в день отречения императора. Верующие считают, что тем самым Богородица приняла на себя заботу об осиротевшей России.

Хранится здесь также чтимый образ иконы Богородицы «Казанской».

Престольные праздники

Церковь в Коломенском трехпрестольная: главный ее придел посвящен Казанской иконе Божией Матери, два других - святому Аверкию Иерапольскому и великомученику Димитрию Солунскому.

Казанская икона Пресвятой Богородицы

Интересно! Один из престольных праздников совпадает с храмовым: 4 ноября верующие не только чтят Казанский образ Богородицы, но и вспоминают равноапостольного Аверкия Иерапольского, обратившего в христианство многих жителей Сирии и Месопотамии.

Как добраться

Даже впервые оказавшись в Москве, найти дорогу к Церкви Казанской иконы Божьей Матери в Коломенском парке, несложно.

Достаточно:

  • доехать до станции метро «Коломенская» и найти ближайший вход в парк;
  • идти вдоль по улице Большая, которая постепенно перейдет в улицу Штатная;
  • войти в ансамбль Государева двора, жемчужиной которого и является белокаменная Казанская церковь.

Расписание богослужений

В будние дни литургия в храме начинается с 8 часов утра. Воскресное богослужение начинается в девять. Вечером также проходят службы, как правило, с 17 часов.

По пятницам поочередно читаются акафисты Казанской и Державной иконам.

Для сведения! В Казанском храме в Коломенском в целом стабильное расписание богослужений, однако, по понедельникам и средам службы проводятся не всегда. Прийти помолиться можно с 8 часов утра.

Церковь Казанской иконы Божией матери в Коломенском


"Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче". Так писалось в путеводителе по окрестностям Москвы середины XIX века. Однако под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани. Эта версия представляется более вероятной.

Церковь Казанской иконы Божией матери была домовой, при Коломенском дворце и соединялась с ним переходом. Приделы: южный Дмитрия Солунского, северный Аверкия Иерапольского. Роспись стен XIX в. В иконостасе сохранились иконы XVII в., в т.ч. Казанская Богоматерь начала XVII в.



Согласно сведениям,помещённым на официальном сайте музея-заповедника"Коломенское", деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х гг. В 1651 г. взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма.
Храм посвящен одной из наиболее почитаемых в России икон Богоматери – Казанской, с чудесным заступничеством которой связывали свое избрание на царство государи из рода Романовых.
Расположенный в центре Государева двора храм служил домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.

http://kolomenskoe.prihod.ru/



Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней - единичный пример в архитектуре XVII века. Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г. - «в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения». Длина переходов была около 50 м ширина около 3 м. После строительства Казанская церковь была расписана, богато убрана, разнообразными тканями, коврами. Металлический пол центральной части, и лещадный пол приделов для тепла выстилались войлоком. Иконы на стенах оформлялись пеленами, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах. Согласно упоминаниям большинство свиты царя молилось в помещении «Трапезной», самые близкие - в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского.
В настоящее время в Храме Казанской иконы Божией Матери круглогодично проводятся службы.

Особым поклонением прихожан пользуется величественная местночтимая икона Божией Матери «Казанская» в киоте с левой стороны клироса.
Казанская икона Божией Матери, покровительница храма, самая старинная святыня. Икона была перенесена из храма, находившегося в затопленном позже Ставрополе-на-Волге.

В храме для поклонения прихожан открыты уникальные мощевики. Мощевики с мощами старцев Киево-Печерской Лавры и других святых появились в храме в 80-е годы.

Мощевик с 71 частицами Киево-Печерских угодников.




Мощевик с 61 частицами Оптинских и многих чтимых святых как ранней церкви, так и поздних времен, а также частицами Гроба и Креста Господня, Маврийского дуба и камня с горы Искушений.


Рядом с мощевиками располагаются аналойные иконы — Казанский образ Пресвятой Богородицы и образ Господа Вседержителя.

В храме бережно хранится множество святых реликвий.

Икона Божией Матери «Иерусалимская»
«Закланная»
“Неопалимая купина”

Удивителен Образ Божьей Матери «Закланная» . Эта икона греческого происхождения, она была подарена храму греческими паломниками. Существует предание о чуде, связанном с этой иконой. Когда инок, у которого была икона, проткнул её копьём, из иконы потекла струйка крови. Белое пятно на щеке Богоматери - след от иноческого копья.
Деревянная икона Божией Матери «Неопалимая купина» с частицей мощей святых Вифлеемских младенцев.
Со стороны правого придела в честь святителя Николая Чудотворца расположены икона Господа Вседержителя и икона Божией Матери «Знамение».

Появился в храме в 2000-х годах. Во время Страстной седмицы сюда приносится Плащаница и киот вместе с ней выносится на середину храма для поклонения. В остальное время в киоте находятся икона святого старца Петра Чагринского с частицей его мощей и икона святой блаженной Матроны Московской, освящённая на ее мощах в Москве.


Святое распятие. Голгофа.


Старинные иконы: святых преподобных Серафима Саровского и Сергия Радонежского, а также святителя Митрофана Воронежского с частицей его святых мощей.

Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Со стороны левого придела находится дореволюционная икона святого преподобного Серафима Саровского.

В Богородично-Казанском храме и по сей день хранится Евангелие в прекрасном серебряном окладе художественной работы — дар М. Киселёвой, сделанный в конце XIX века для Троицкого собора.