Эргономика. Основы эргономики в интерьере


Обустройство домашнего интерьера позволяет раскрыть человеку его творческие особенности и характер. Местоположение предметов, их габариты, сочетаемость и функциональность складываются из предпочтений, проживающих. Эргономичных дизайн помещения позволяет увидеть комнату не только художественно красивой, но и наиболее практичной.

Что такое эргономичный дизайн помещения?

Эргономика в интерьере – это наука, которая имеет целый ряд правил и норм, способствующих сделать любое жилье идеальным. Иными словами, говоря, эргономичная планировка способствует созданию комфортных условий в жилом помещении с хорошо продуманными мелочами. Давайте разберем, каким характеристиками должна обладать квартира, чтобы считаться эргономичной.

Как выглядит однокомнатная квартира в этом стиле?

Планировка квартиры с эргономичным дизайном должна соответствовать определенным принципам:

  • предметы обихода должны быть расположены на своих местах, то есть чтобы конкретному проживающему было комфортно и удобно;
  • свободное перемещение по квартире – возможность беспрепятственно передвигаться по помещению, не наталкиваясь на какие-то либо предметы;
  • в дизайне квартиры не должны присутствовать лишние вещи, так как жилье, заполненное ненужными вещами, становится тесным;
  • рациональное зонирование квартиры;
  • освещенность зон в зависимости от их функций.

А также для эргономичного дизайна в однокомнатную квартиру лучше покупать функциональную мебель (складную, раздвижную, шкафы с большим количеством мест для хранения и тд.).

Современные новые дома проектируются уже с учетом того, что на сегодняшний день человеку необходимо разместить в нем гораздо больше предметов быта (чем во времена Хрущева) для комфортного проживания.

Если вы делаете ремонт своими руками (без привлечения дизайнера), то вам заранее необходимо просчитать, что и где будет располагаться или висеть.

Эргономичные дизайны помещений

Многие проблемы эргономики можно решить с легкостью, если в процессе подготовки к ремонтным работам заранее учесть требования по районированию площади жилья. У каждой зоны в помещении имеется свое назначение. Поэтому функциональное решение для них позволит создать свой неповторимый эргономичный дизайн.

Зонирование пространства является самой сложной и первоочередной задачей для создания комфортных условий проживания. Разбить на функциональные зоны можно несколькими способами:

  • перегородками из стекла, досок, стеклоблоков или вообще «сквозной» стеллаж;
  • в интерьере небольшой гостиной обыграть или построить колонну, которая будет делить пространство на 2 зоны;
  • для эргономичной кухни отделить зону готовки от обеденной, например, с помощью барной стойки или невысокой перегородки;
  • для небольшого помещения или комнаты можно использовать мебель, поставленную близко друг к другу (например, кровать поставить к спинке дивана).

Также отделить зоны поможет игра цветовых оттенков в отделке и правильно поставленном световом решении. А благоустроенность в использовании мебели в эргономичном решении обеспечит отсутствие заостренных граней и правильно открывающиеся двери шкафов.

На кухне

Раньше маленькие кухни проектировались таким образом, что их пространство считалось исключительно местом приготовления пищи, размещения холодильного оборудования, плиты и мизерной рабочей зоны. Поэтому, достаточно трудно поместить в такую кухню многообразие современной техники. Техническое оснащение такого помещения приходится выбирать малогабаритное, а чаще всего встроенную технику. Мебель покупается индивидуальных размеров для более свободного перемещения. Шкафы и полки развешивают по всему периметру стен, а подоконник приспосабливают для рабочего места.

Расстановка мебели осуществляется с учетом помещения. В интерьере кухни 3 метра все предметы и утварь ежедневного спроса должны располагаться «под рукой». Хранить посуду предпочтительнее в специализированных ящиках под небольшим угловым диваном. Мебельный гарнитур лучше расположить линейно или под углом. Для обеденной зоны применительно складной стол и стулья или откидная столешница.

Для эргономичного дизайна кухни нужно учесть следующие нюансы:

  • для комфортабельного размещения за обеденным столом 1 человеку желательно 60 кв. см площади;
  • навесные шкафы и полки нужно повесить так, чтобы их нижний уровень был на высоте 1,5 метра от пола;
  • ширина прохода должна составлять 60 см.

Эргономичная кухня также должна учитывать конструктивный принцип рабочего треугольника.

В ванной

Совмещенный санузел и ванная комната позволяют сэкономить несколько метров площади помещения, но являются не слишком хорошим решением, если в доме проживает большая семья. Для небольшого помещения предпочтительнее установить душевую кабину. Расстояние между объектами в соединенном санузле должно быть не менее полуметра. Двери лучше всего устанавливать складные или раздвижные для экономии пространства.

В раздельном санузле, как правило, достаточно места для открывания двери, но многие предпочитают установку унитаза либо боком, либо в подвесном состоянии для эргономичной экономии пространства.

Спальная комната

Спальня является местом отдыха и ей также свойственна эргономичность, поэтому лишние предметы здесь тоже ни к чему. Как правило, спальное место размещается в центральной части одной из стен, рядом ставятся небольшие тумбы и располагается шкаф или комод. Многие устанавливают гардеробную, которая отгорожена раздвижной ширмой. Для хорошего пространства в спальне лучше приобрести высокий и компактный шкаф.

Если позволяет место, то можно соорудить небольшой «рабочий кабинет», например, разместить письменный или компьютерный стол. Однако, нужно учесть, что эта зона должна расположиться как можно дальше от спального места.

Детская

Главным принципом эргономичной детской комнаты должна стать безопасность. В дизайне помещения желательно исключить острые углы, скользкое половое покрытие, ковры и паласы, то есть все то, что может травмировать ребенка.

При совместном проживании 2 и более детишек, желательно каждому выделить небольшое личное пространство. Для эргономичной детской комнаты 9 кв. м. лучше приобрести двухъярусную кровать на которой будет удобно лежать ребятишкам. Это позволит сэкономить пространство для игровой зоны.

Мебель в детской не должна занимать более 30% пространства. Поэтому, около одной из стены можно поставить компактную шведскую стенку или повесить турник в дверном проеме. Но, не стоит забывать, что при меблировке детской 70% пространства должно остаться для нормального физического развития, то есть ребенок может свободно перемещаться, бегать, кувыркаться и играть.

Подводя итоги, можно сказать, что для того, чтобы квартира стала по максимуму эргономичной в некоторых случаях достаточно просто убрать все лишнее, а громоздкую мебель заменить на современную компактную. Все предметы интерьера должны подбираться очень тщательно и по назначению, цветовой гамме и форме. Современная эргономика поможет оживить и создать полный комфорт в любом помещении. Поэтому, проявите творческий подход и фантазию при меблировке квартиры или воспользуйтесь уже готовыми дизайнерскими решениями, которые есть в свободном доступе в интернете.

Из этой статьи вы узнаете:

    Что нужно учитывать, чтобы соблюдать эргономику пространства при обустройстве жилья

    Как сделать эргономичными комнаты и зоны жилого помещения

    Каких ошибок нужно избегать при проектировании эргономичного пространства

Идеально организовать свое жилое пространство мечтает, наверное, каждый. Видение того, как должны выглядеть наши квартира или дом, во многом зависит от вкуса. Кому-то нравится стиль ретро, а кто-то предпочитает хай-тек. Один любит дорогие вещи и известные бренды, а другому ближе минимализм. О вкусах, как говорят, не спорят. Но все, пожалуй, согласятся с тем, что наше жилье должно быть эстетичным, комфортным и безопасным. Достичь этого нам поможет эргономика пространства.

Что такое эргономика пространства

Эргономика – это наука, изучающая то, как люди взаимодействуют с окружающей средой. Одной из ее целей является составление рекомендаций по организации комфортного окружения человека и повышения эффективности его взаимодействия с ним.

Существуют пять принципов, составляющих основы эргономики пространства:

    действенность;

    удобство;

    защищенность;

    легкость в применении;

    эстетика.

Эргономика опирается на целый комплекс наук, предметом исследования которых является человек, его анатомия и психология. С одной стороны, окружающая человека предметная среда должна быть удобной для жизни, комфортной и безопасной, а с другой – каждая ее деталь должна удовлетворять эстетическим чувствам хозяина. Например, сегодня в Европе популярен «функциональный минимализм» – стиль, предполагающий использование в интерьере только самых необходимых объектов.

  • Изучите, что нового на рынке раскладной мебели.

Перед тем как идти в магазин, запомните конфигурацию и прикиньте размеры помещения, куда вы собираетесь купить мебель. Современные производители предлагают разнообразные модели раскладных столов, полок, кроватей, диванов и прочей мебели. Что-то можно изготовить самому или сделать индивидуальный заказ.

  • Уберите лишнее.

Большое нагромождение даже очень красивых объектов никак не украшает интерьер. Осмотритесь и решите, что можно совершенно безболезненно убрать из комнаты.

  • Соблюдайте порядок.

Порядок и чистота – главные показатели эргономичности пространства. В помещении, где царит хаос, человек подсознательно ощущает дискомфорт. Поэтому как можно чаще устраивайте уборку в своем доме и на рабочем месте.

  • Подбирайте верные сочетания мебели.

При подборе мебели в помещение следите за тем, чтобы разные ее элементы сочетались между собой. Иначе возникнет впечатление, что вы собрали свой интерьер «из того, что было».

  • Обратите внимание на цвета.

При сочетании оттенков и текстур старайтесь избегать излишней пестроты, которая вызывает у человека чувство дискомфорта.

  • Располагайте элементы мебели с сохранением пространства.

Мебель расставляйте так, чтобы оставить много свободного места. Различные ее варианты должны хорошо вписываться в помещение и хранить как можно большее количество предметов.

  • Для нестандартной планировки используйте индивидуальные решения.

Если вы владеете помещением с нестандартной планировкой, то нет смысла покупать всю мебель в магазине. Возможно, более рациональным будет обратиться к профессионалам, чтобы изготовить мебель на заказ или сделать перепланировку.

  • Помните об аксессуарах.

Конечно же, следует подумать и об элементах, призванных оживить интерьер, сделать нужные акценты в его оформлении. Однако и здесь предпочтение советуем отдавать функциональным аксессуарам, то есть практически применимым вещам.

Правильная эргономика пространства квартиры

Эргономика спальни


Известно, что здоровый отдых включает здоровый сон. Поэтому помещение спальни должно отвечать требованиям беспрепятственного перемещения по нему и создания условий для отдыха и крепкого сна. Проектируя спальню, учтите следующее в эргономике ее пространства:

    Расстояние от кровати до любого объекта, в том числе и до стен должно составлять не менее 0,7 м. Для пожилых людей расстояние следует увеличить до одного метра.

    От кровати до двери должен быть максимально прямой проход.

    Лучше всего размещать кровать у окна в 0,8 м от стены или батареи отопления.

    Двуспальную кровать следует устанавливать таким образом, чтобы обеспечить свободные подходы к ней с обеих сторон.

    В целях безопасности не размещайте полки у изголовья кровати.

Эргономика рабочей зоны


Современный человек большую часть рабочего времени проводит сидя за столом, штурвалом самолета, баранкой автомобиля и т. д., иными словами – в сидячем положении. В большей степени это относится к жителям городов. Кроме того, сейчас увеличивается процент людей, работающих не выходя из своего дома. Поэтому эргономика рабочего пространства в домашней среде становится актуальной.

Обычные табуретки или стулья являются непригодными для длительной работы. Они могут привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Чтобы сидеть правильно с точки зрения эргономики пространства, постарайтесь соблюдать следующие правила:

    Ноги свободно расположены на полу. Поверхность стопы находится под углом 90° с икрой. Это достигается путем регулировки высоты стула.

    Колени образуют тупой угол с телом.

    Ширина и глубина сидения должны быть около 0,4 м.

    Подлокотники кресла или высота рабочей поверхности стола формируют тупой угол между предплечьем и рукой.

    Спинка кресла отклонена назад так, чтобы обеспечить нормальное функционирование внутренних органов. Она также поддерживает поясницу.

    Предпочтение стоит отдать креслу, оборудованному основой с пятью с роликами.

Зона охвата руками рабочего места составляет 35–40 см. В этой зоне следует располагать все часто используемые предметы. Экран монитора находится на расстоянии около 50 см от лица, при этом центр экрана должен быть чуть ниже уровня глаз. Площадь столешницы составляет не менее 1,2 м, а высота стола должна быть равна 74 см, что рекомендуется европейскими стандартами.

Освещение располагайте так, чтобы тело не отбрасывало тень на рабочее место.

Эргономика кухонного пространства

Расстановка мебели в кухне зависит от конфигурации помещения. Так, например, узкая кухня предполагает линейное размещение, небольшая комната – П-образное либо угловое. В большом помещении возможны как Т-образная, так и параллельная расстановки мебели. Наконец, если у вас квартира-студия, то следует остановиться на линейном расположении предметов интерьера.

В эргономике кухонного пространства существует концепция рабочего треугольника, который выделяет три функциональных зоны: готовки, мойки и хранения. Расстояние между ними должно быть от 1,2 до 2,7 метра. Общая сумма этих расстояний может лежать в пределах от 4 до 8 метров. При планировке размещения мебели и оборудования на кухне следует руководствоваться этой концепцией.

    Ширина любых проходов должна быть не менее 0,6 м.

    Нижний край подвесных элементов должен находиться на высоте 1,5 м от пола.

    Для комфортного размещения человека за обеденным столом должно быть предусмотрено примерно 0,6 м 2 .

Эргономика гостиной

Гостиная служит местом отдыха хозяев и их гостей. Традиционными предметами мебели в этой комнате считаются диван и кресла, а также обеденный стол либо журнальный столик. Обязательным элементом современной гостиной является и телевизор. Могут быть и другие объекты.

Рекомендуемая ширина прохода для гостиной увеличивается до 0,92 м, при этом мебель не должна загораживать проходы к окнам и дверям. Для обеспечения удобства при общении расстояние между диваном и креслами не должно превышать 2 м.

Журнальный столик расположите так, чтобы до него можно было дотянуться с дивана рукой, но при этом имелась бы возможность спокойно вытянуть ноги. Расстояние от вас до телевизора следует оставлять не менее 2,5 м при размере экрана в 17”, а при размере 37” – 5 м. Экран располагается на уровне глаз собеседника.

Выбор дивана представляет собой отдельную задачу. Заметим только, что для двух человек достаточно дивана шириной 1,75 м, а если семья больше или вы планируете часто встречать гостей, то лучше иметь диван шириной от 2,1 м. Глубина сиденья дивана должна быть не менее 0,6 м.

Эргономика прихожей

Прихожая – это первое помещение, куда попадаете вы и ваши гости, заходя домой. Поэтому удобству прихожей и порядку в ней следует уделить особое внимание. Ширина прихожей выбирается такой, чтобы в ней свободно могли разойтись два человека. Оставьте место для того, чтобы была возможность беспрепятственно надеть или снять верхнюю одежду и разуться или обуться, ничего при этом не задевая.

Эргономика ванной комнаты

Во многих квартирах габариты ванных комнат не оставляют места для фантазии дизайнера. Но даже в них можно постараться что-нибудь придумать. В идеале здесь должно быть хотя бы 1,7 м свободного пространства для того, чтобы у человека имелась возможность свободно воспользоваться полотенцем.

Расстояние между сантехническими предметами и стенами рекомендуется оставлять не менее 0,75 м. Расстояние от душевой кабины (ванны) до полотенцедержателя или до полочки с гигиеническими принадлежностями должно составлять 0,7–0,9 м, между раковиной и душем можно оставить 0,3 м. Перед самой раковиной должно быть свободного места не менее 0,55 м, а ее высота над полом должна составлять 0,8–1 м.

Типичные ошибки эргономики домашнего пространства

Ошибка 1. Подмена главного

Если вы решили переоборудовать жилое пространство, то, в соответствии с правилами эргономики пространства, начните не с закупок, а с плана. В противном случае, вы можете оказаться с некоторым количеством ненужных вещей с малопонятным предназначением и большой дырой в вашем бюджете.

Продумайте, чего вы хотите добиться от обновленного помещения, поищите варианты дизайна в Интернете и журналах, нарисуйте план и проведите ревизию уже имеющихся вещей, возможно, что-то может вам вполне еще пригодиться. Затем составьте в порядке понижения приоритета список недостающего. И только после этого отправляйтесь в магазин.

Ошибка 2. Увлечение «оригами»

Многие из нас чрезмерно увлекаются сворачиванием и складыванием вещей с последующим их размещением в шкафах и на полочках, что напоминает традиционное японское искусство. Сразу после наведения такого порядка полка или ящик выглядят красиво, но ведь одежду из шкафа вы будете доставать ежедневно, но вряд ли так же каждый день вы будете складывать все на место. Подумайте, как сделать так, чтобы брать и возвращать вещи на их привычное место было максимально удобно и быстро.

Ошибка 3. Пятилетка в три года

Эргономика пространства не терпит суеты, а требует основательного подхода. Не старайтесь все сделать в один день - это нерационально, да и невозможно. Поделите все жилое пространство на зоны, и приводите «шаг за шагом» в порядок каждую зону в отдельности. Только так вы действительно добьетесь качественного результата.

Подбор мебели для правильной эргономики пространства

Мебель для обустройства квартиры ведущих российских производителей по низким ценам вы можете приобрести в нашем интернет-магазине «Формула Мебели». К вашим услугам – широкий ассортимент и удобный сервис.




Что такое «Формула Мебели»? Надежность. Качество. Красота. Универсальность. Невысокие цены. Гарантия. Быстрая доставка. Подъем и сборка. Их сумма равна удачной покупке.

Это формула того, как сделать мебель доступной каждому. С «Формулой Мебели» можно обставить квартиру по доступной цене, но без потери качества, быстро и с хорошим сервисом.

Наша цель – дать возможность людям покупать хорошую мебель по минимальным ценам, чтобы в любой ситуации каждый мог позволить купить себе новый диван, прихожую, кухню и все, что он захочет, все, что нужно для создания комфорта в его квартире. Для этого не нужно сначала собирать деньги, можно просто купить сейчас, а при необходимости оформить рассрочку без переплат. И это у нас получается.


Мы создали большой, прочный «воздушный шар из лоскутов счастья» наших покупателей. На этом «шаре» мы приносим такую возможность в новые места, в новые города, в новые районы, чтобы все люди смогли воспользоваться нашим предложением.

Сейчас у нас открыто уже 28 салонов в 15 городах Пермского края, и их будет еще больше, потому что людям нравится наша мебель и то, как мы ее продаем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Министерство образования и науки Украины

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

Кафедра графического дизайна

Реферат по дисциплине Основы методики дизайна

Подготовила: ст.гр ГД(З)-12 Юдина О. С.

Проверила: Ганоцкая Ольга Васильевна

Харьков 2014

1. Эргономика в дизайне. Анализ дизайн-объекта

Основные структурные элементы эргономики -- это теория, методология и научные знания о предмете исследования. Наряду с этими элементами, формирующими общенаучные основы эргономики как науки, важным звеном ее практического функционирования и развития служит блок оперативных средств и методов эргономического исследования, определяющий специфику эргономики в качестве прикладной научной дисциплины. Цель эргономики -- повышение эффективности и качества деятельности человека в системе «человек--машина--объект деятельности--среда» (сокращенно «человек--машина--среда») при одновременном сохранении здоровья человека и создании предпосылок для развития его личности. Человек-оператор -- любой человек, управляющий машиной: диспетчер аэропорта, рабочий-станочник, домохозяйка у плиты или с пылесосом и т.д. -- для эргономиста все они являются операторами. Эргономика и ее методы в последнее время все шире используются при проектировании не только технических устройств, но и архитектурных объектов, интерьеров, элементов их оборудования. Поэтому представляется целесообразным в этом случае вместо понятия «машина»** употреблять более обобщенные понятия «изделие», «предмет», а вместо термина «оператор» применять обозначения, подходящие данному действию, -- «потребитель», «зритель» и т.п.

Для своего сравнительного анализа я взяла такой предмет как стул.

С точки зрения наиболее эргономичного объекта выбрана модель офисного кресла из натуральной кожи с мягкими сидениями, с подлокотниками, регуляторам высоты сидения, оснащённое колёсиками для передвижения, удобной спинкой с изгибом по форме позвоночника в этой модели дизайн объекта был разработан в синтезе с эргономикой.

Для сравнения я выбрала стул по моему мнению с минимально эргономичными свойствами в форме женского тела. С твёрдым не регулирующимся сидением, без подлокотников, со спинкой не функционального действия, выполнен стул из пластика.

Вывод: В первом случае эргономические свойства способствуют улучшению качества использования, во втором примере стул служит больше как предмет эстетики, нежели объект комфортабельной мебели, что сводит его непосредственное предназначение на минимальный уровень использования. Из чего можно делать вывод, что эргономика является одной из важнейших комплектующих в разработке дизайн объекта.

2. Стандарт и эстетика в дизайне. Золотое сечение

Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры.

Для своего анализа я выбрала рисунок из интернета неизвестного художника который пришёл по вкусу мне. На рисунке изображена девочка в окружении мужчин с головами зайцев мне кажется что это иллюстрация к произведению « Алиса в стране чудес».

Один из композиционных центров находится на соприкасающихся руках девочки и мужчины-кролика. Картина в целом построена на диагоналях и перспективе. Линии проходящие через картину добавляют в неё размеренность так к примеру Д1 является диагональю рисунка, Д2,Д3 и Д4 являются параллельными ей линиями которые подчиняют себе движение композиции в целом

Образцом из промышленного дизайна я выбрала коляску в стиле Сигвей (Ascanio Afan de Rivera).

Соотношение элементов коляски выбраны? и 1/3 принципов золотого сечения я тут не обнаружила, но модель пришлась мне по вкусу, лаконично, ярко, без излишеств.

Вывод: золотое сечение имеет огромную роль в работе художников и дизайнеров. даже если мы не можем его распознать я думаю оно всё равно присутствует. Создание целостности и законченности работы, создание определённого смысла и композиционного центра вот то, что даёт золотое сечение.

3. Использование бионики в дизайне

Применяя биологические принципы в графической деятельности, художник-дизайнер пытается вскрыть в природном аналоге особый эстетический вид закономерностей. Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в предметном мире заключается в том, что сейчас осваиваются не просто формальные стороны живой природы, а устанавливаются глубокие связи между законами развития живой природы и предметного мира. На современном этапе дизайнерами используются не внешние формы живой природы, а лишь те свойства и характеристики формы, которые являются выражением функции того или иного организма, аналогичным функционально-утилитарным сторонам графической формы. От функции к форме и к закономерностям формообразования - таков основной путь дизайнерской бионики. Использование в дизайне законов и форм живой природы вполне правомерно. В основе эволюции живых организмов и графических изображений лежат одни и те же принципы, определяемые взаимодействием форм и функций. Живая природа имеет тенденцию в процессе своего развития стремиться к всемерной экономии энергии, строительного материала и времени. Закон минимума в живой природе обусловлен органической целесообразностью существования. Все это привело к мысли о возможности использования закономерностей формообразования живых структур именно в конструктивном плане, а не с целью лишь каких-то формальных поисков.

Три года назад корпорация Mercedes Benz разработала бионическое транспортное средство, скопированное с тропической рыбы-кузовка. Несмотря на свою чемоданообразную форму, машина имеет крайне низкое сопротивление воздуха.

Сегодня бионика уже не разменивается на мелочи. Это установившаяся наука, которая получает выгоду от всё более быстрых компьютеров и расширяющихся возможностей микротехники: теперь учёные могут исследовать даже мельчайшие структуры растительного и животного мира.

4. Дизайн за рубежом

Развитие дизайна в Германии.

На немецкую пролетарскую культуру большое влияние оказали идеи Готфрида Земпера, который в своих программных работах “Наука, промышленность и искусство” и “Практическая эстетика” критикует индустриальную цивилизацию: “У нас есть художники, но фактически нет современного искусства...”

В течение 20 лет после объединения Германии в 1870 г. немецкая промышленность не имела ни времени, ни нужды обращать внимание на подобную критику. Многочисленные критики считали, что улучшение дизайна как в ремесле, так и в промышленности положительно отразится на будущем процветании страны. Германия, не имевшая дешевых источников сырья и не обладавшая рынками сбыта для недорогих товаров, могла бороться за место под солнцем, лишь поставляя продукцию исключительно высокого качества. Эта мысль была развита Фридрихом Науманом в его эссе “Искусство в эпоху машин”. В противовес луддизму Уильяма Морриса он утверждал, что подобного качества могут добиться лишь люди, обладающие художественным вкусом, но ориентированные на машинное производство. Индустриализация и германский национализм поощрили возрождение “исконно немецкой культуры”.

Развитие дизайна в Италии.

Именно в Италии особенно сильно проявилась связь дизайна с искусством. В отличие от немецкого и американского проектирования, итальянский дизайн образован в рамках старых традиций культуры и экономики, чье свободное экспериментирование привело в итоге к динамичным и индивидуальным формам. «Если другие страны имеют теорию дизайна, то Италия - философию, даже идеологию дизайна» - считает Умберто Эко. Философия заключается в самом стиле жизни итальянцев, их умении быть лучшими проводниками между прошлым и будущем. Поэтому итальянский стиль столь притягателен и находится в гармонии со временем: в каждом итальянском мастере присутствует внутренний, классический модуль красоты. Это чувство красоты, цвета и формы проявляется везде. После второй мировой войны в Европе на первый план в области дизайна выдвигается Италия, экономика которой переживает бурное развитие. Италия, ничем особенным в области дизайна до войны не выделявшаяся, становиться, как было уже упомянуто ранее, дизайн - нацией.Особенность итальянского дизайна - «радость эксперимента» -, связана с пластмассами, появившимися с середины 60-х гг. и предлагавшими новые, почти безграничные возможности формообразования. Италия стала лидером новых начинаний в дизайне. Это доминирующее положение особенно проявилось на выставке 1972 года «Италия. Новое внутреннее пространство», прошедшей в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Парадокс итальянского дизайна, по мнению дизайнера и архитектора Андреа Бранци, заключается в том, что он существует вопреки условиям. Нет школы итальянского дизайна, нет музея дизайна, футуризм как формально-композиционная основа интернационального стиля родился преждевременно, многие дизайнеры находятся профессионально в промежуточной зоне между архитектурой и спонтанным творчеством, работы часто выполняют талантливые самоучки. Роль школы, аудитории, коллективного судьи и музея дизайна играют дизайнерские выставки и многочисленные журналы: «Домус», «Абиттаре», «Интерни», «Модо» и др. Ведущая роль в рождении визуального языка постмодерна в дизайне принадлежала итальянскому авангардному дизайну 1970-1980-х гг. Группа «Алхимия» возникла в 1979 г. Ее лидер - Алессандро Мендини. Первые программные объекты - раскрашенные вещи. Идея Мендини - противопоставить массовую техническую культуру вещей ручной обработке, художественному вмешательству, получив в результате что-то вроде арт -дизайна. Этторе Соттсасс организует группу «Мемфис» как своеобразный противовес. Он говорил, что основной задачей группы был не столько эпатаж или разработка какого-то оригинального художественного языка дизайна, сколько эксперименты с новыми материалами и технологиями: полиэфирные смолы и ламинаты, пенополиуретан и пленки с орнаментом, напечатанным полиграфическим способом. Тем не менее, эта группа оказала влияние именно своими стилевыми, художественными, композиционными новациями. Радикальная дизайнерская группа «Strum» (бренчание) основана в 1963 году в Турине Жоржио Жиретти (Giorgio Geretti), Петро Деросси (Pietro Derossi), Карла Жиамарко (Carla Giammarco), Риккардо Росси (Riccardo Rosso), Маурицио Воглиацо (Maurizio Vogliazzo). Одна из самых известных работ группы - экзотическая «мебель» для сидения и лежания из полиуретана «Pratone» (большой луг, 1966-70). В 60-70-х гг. группа проявляла исключительную активность в продвижении радикального дизайна в Италии, выступая на различных семинарах, а также публикую очерки по теории дизайна.Свободная школа-лаборатория дизайна «Global Tools»В 1973 году члены различных групп радикального дизайна объединились вокруг журнала «Casaballa», директором которого был Аллесандро Мендини. Все это в итоге привело к организации во Флоренции в 1974 году «Global Tools» - школы радикального дизайна и архитектуры. Ее целью было развитие исследование непромышленных способов производства, продвижение индивидуального творчества. «Global Tools» открыла несколько мастерских, развивающих подход в дизайне «сделай сам» и изучающих потенциальные прикладные характеристики технических материалов. «Global Tools» пытались на основе творчества объединить обычных людей и профессиональных дизайнеров в единый дизайн-процесс. В 1975 году школа радикальной архитектуры и дизайна была распущена и дебаты радикального дизайна быстро потеряли свой стимул. Во время своей деятельности «Global Tools» было центральным форумом радикального дизайна и его роспуск стал концом первой фазы этого движения в Италии. К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, «Алхимии» и «Мемфиса», эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. Подвергая сомнению установившиеся в дизайне каноны, лидеры радикального дизайна заложили теоретические основы стилистическому направлению «Пост-модернизм», которое зародилось в конце 70-х, а получило расцвет в 80-х. гг.

Развитие дизайна в Франции.

Франция имела устойчивые традиции в развитии идей художественного конструирования. Здесь в 1920-е гг. сформировалась школа Ле Корбюзье, призывавшего к созданию средствами архитектуры и дизайна гармоничной предметной среды, к комплексному пересмотру окружающего человека мира вещей. Однако одних только традиций для успешного развития дизайна оказывается мало, необходимы еще достаточно сильные экономические стимулы.

До 1950-х гг. в стране почти не было дизайнеров-профессионалов. В 1952 г. по инициативе Вьено создается институт технической эстетики, задуманный как общественная организация, призванная объединять усилия представителей различных кругов, направленные на развитие и пропаганду дизайна.

Дизайн во Франции в послевоенные годы не приобрел такого размаха, как в других крупных европейских странах и США, однако ряд крупнейших французских объединений и фирм - «Эр Франс», «Алюминиум Франсэ» и др. - уделяли развитию дизайна большое внимание. Для них было очевидно, что использование услуг дизайнеров в производстве - один из основных источников повышения экономичности и рентабельности предприятия. Кристиан Диор (Christian Dior, 1905-1957 гг.) Выдающийся французский кутюрье, создатель "нового стиля" ("The New Look") в моде послевоенного периода, основатель фирмы "Диор".

Развитие дизайна в Англии.

Развитие дизайна проходило под знаком повышения конкурентоспособности английских товаров. В 1944 г. с целью «способствовать всеми возможными средствами повышению художественно-конструкторского уровня изделий, выпускаемых промышленностью Великобритании», был создан Совет по дизайну - официальная организация, пользующаяся государственной субсидией. Совет начал широкую пропаганду одновременно в двух направлениях: среди промышленников, убеждая их привлекать дизайнеров к созданию новых изделий, и среди оптовых и розничных покупателей, прививая им высокую требовательность к качеству промышленных товаров.

С 1949 г. Совет издает журнал «Дизайн». При Совете по дизайну был создан и Дизайн-центр - постоянно периодически обновляемая выставка лучших дизайнерских изделий. Центр имеет также картотеку английских дизайнеров, которая предоставляет необходимые сведения заказчикам, желающим воспользоваться их услугами. В 1957 г. были учреждены премии Дизайн-центра, которые присваивались ежегодно 20 лучшим изделиям промышленного дизайна. Дуглас Скотт (Douglas Scott, 1913-1990 гг.) Первый профессиональный индустриальный дизайнер Великобритании. Супруги Робин и Люсьен Дэй в 50-е годы - ведущие дизайнеры Великобритании. Благодаря своей молодости, таланту и оптимизму они стали символом послевоенного времени, прославившим Великобританию во всем мире. Эрнст Рейс (Ernest Race, 1913-1964 гг.) Сыграл выдающуюся роль в становлении после второй мировой войны современного мебельного дизайна в Великобритании. Работы Рейса стали основой для последующего появления понятия "Contemporary Style" (Современный стиль) для легкой органичной мебели, отличающейся от выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный стиль современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей. Эрнст Рейс (Ernest Race, 1913-1964 гг.) Сыграл выдающуюся роль в становлении после второй мировой войны современного мебельного дизайна в Великобритании. Работы Рейса стали основой для последующего появления понятия "Contemporary Style" (Современный стиль) для легкой органичной мебели, отличающейся от выхолощенного предвоенного модернизма. Это был демократичный стиль современных изделий высокого качества, доступных широкому кругу потребителей.

Развитие дизайна в США.

Разработка широкой программы овладения массовым рынком, альянс промышленности с художниками, ставшими первыми дизайнерами, не привёл в начале 20 века в США к возникновению дизайна как массового явления. Дизайнерский бум возникает только в конце 20-х годов под воздействием кризиса перепроизводства, повлёкший за собой процесс монополизации экономики, развитие промышленности. В такой ситуации в США складывается первый крупный центр современного дизайна. Таким образом, можно констатировать, что сформировался к этому времени специалист, деятельность которого была направлена на создание предметного мира, окружающего человека, т.е. дизайнер. Так возникает американский промышленный дизайн, представляющий собой универсальную модель развития « дизайн для всех». Между тем начальный период американского дизайна не имеет теоретического обоснования, но вопросы красоты и формы, их соотношение в продукте промышленности, волновали учённых, среди них:Горацио Грино, Джон Гриффитс, Уолт Уитмен, Френк Ллойд Райт, Артур Пулос и др.

Развитие дизайна в Японии.

Японская школа формообразования одна из немногих в мире обладает своеобразной узнаваемой эстетикой и органичным соединением национальной традиции с мировыми достижениями. В процессе развития японский дизайн как вид проектно-художественной деятельности во многом повторил те же этапы становления, что и ведущие дизайн-нации, Можно сказать, что за последние двадцать лет Япония превратилась в своего рода Мекку дизайна. Трудно назвать крупного европейского или американского дизайнера, который не посетил бы эту страну для изучения ее дизайна, отличающегося исключительно высоким эстетическим уровнем и органичным соединением национальных традиций с мировыми достижениями. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековой культурой художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которой всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм и чистота форм. дизайн, как проектная деятельность, в Японии зародился и получил первоначальное развитие в рамках традиционной ремесленной культуры с использованием передовой западной техники и технологий. Тесная связь с традициями представляется важной особенностью, так как, в отличие от европейского, японский дизайн на первом этапе формирования, не познал разрыва между эстетикой предмета выполненного промышленным способом и ремесленным изделием. Этому также поспособствовало присущее японскому мировоззрению отношение к миру вещей, не разделявшее предметы на чисто утилитарные и произведения искусства. Одни и те же эстетические принципы были характерны как для аристократического искусства, так и для различных видов прикладного творчества. Практичность, утилитарная красота предметов, символизм, скупость в выразительных средствах, простота композиции, лаконичность и природность форм. В 1901 году в Токийском высшем политехническом училище открывается отделение промышленного проектирования. Именно в его стенах в 20-30 е годы, активно изучаются идеи и методы европейских дизайнерских школ: наследие Рёскина и Морриса, педагогические идеи Иттена, Мохой-Надя. Проводником теоретических идей Баухауза и русского конструктивизма в Японии стал частный Институт новой архитектуры промышленного искусства, открытый Реншичиро Кавакита в начале 30-х годов. Также важную роль в развитии дизайна сыграл Институт промышленного искусства при Министерстве торговли промышленности, созданный в 1932 году как агентство по внедрению новых технологий и изделий в массовое производство.

1898-1945 годы в истории японского дизайна можно охарактеризовать как начальный период его становления. Главной особенностью дизайна как проектно-художественной деятельности в Японии стало то, что он родился в недрах ремесленной культуры, не потеряв генетической связи с традициями.

Развитие дизайна в Японии протекало в сложном процессе взаимодействия и столкновения всевозможных творческих концепций, экономических, организационных и стилистических форм - как переносимых из Европы и Америки, так и своих, возникающих на базе веками выношенных культурных обычаев, эстетических идей и художественных форм. Это концепция дизайна, делающая упор на гумманизацию не техники как таковой, а среды, ею создаваемой, на проектирование, идущее не от техники к человеку, а от человека к технике, много общего с теми особенностями материально-художественной культуры, которые традиционно сложились у японцев. В этой культуре никогда не было разделения на материальные и духовные виды искусства, мир всегда представлялся пластически целостным. Традиционная японская архитектура, садово-парковое искусство, живопись, предметы ремесел всегда были средством организации предметного окружения человека, и выполнялось это с тем завидным совершенством, которое и сейчас представляется поистине идеальным.

Вывод: развитие Дизайна в мире проходило в общих чертах одинаково, учитывая различную ментальность народов с поправками на экономическую нестабильность и политические игры. Каждая из стран всё же прошла свой путь становления дизайна. Достигла определённого уровня и выбрала своё направление.

5. Ееро Аарнио (Eero Aarnio)

«Когда я начинаю работать над дизайном для новой марки, у меня должно быть ощущение, что всё возможно, и так будет, если у меня есть хорошая профессиональная подготовка. Как дизайнер я ближе к художникам, скульпторам, но в моей области невозможно быть художником, не являясь также техником».

Великий новатор в области использования пластмасс в промышленном дизайне. Начиная с 1960-х годов его яркие, уютные и ироничные произведения стали символом эпохи поп-культуры. Многие из его произведений сейчас можно увидеть в престижных коллекциях, таких как Victoria and Albert Museum в Лондоне, MoMA в Нью-Йорке, Vitra Design Museum.

Ееро Аарнио родился в 1932 году в Хельсинки, там же учился в институте прикладного искусства (1954-1957). В 1962 г. он открывает свою студию и работает над интерьерами и промышленными объектами, а также в качестве фотографа и дизайнера-графика.

Поглощённый идеей создания новой мебели, Аарнио проектирует своё самое знаменитое кресло Ball (Globe, Шар, 1963-1965) уже в 1963 году. В производство оно было выпущено 2-мя годами позже. Материал (фибростекло) и форма кресла были совершенным новшеством для мебельной индустрии того времени.

Кресло Ball -- это «комната внутри комнаты» с уютной и спокойной атмосферой, защищённая от внешних звуков и дающая возможность уединения для отдыха или телефонного разговора. Вращаясь вокруг своей оси, кресло даёт возможность человеку, находящемуся внутри, видеть окружающее его пространство и тем самым не чувствовать себя полностью изолированным от внешнего мира.

Как утверждает сам Ееро Аарнио, идея создания кресла была очевидна. «В доме у нас не было большого кресла, так что я решил его создать, но так, чтобы оно было абсолютно инновационным». Сделав несколько набросков, Арнио определился с формой, размер же кресла был определён высоким ростом дизайнера. «...необходимо было лишь помнить, что оно должно пройти в дверной проём».

Первая модель кресла, которую Ееро Аарнио изготовил сам, до сих пор находится в его собственном доме. Именно это кресло увидели в доме дизайнера два молодых менеджера из компании Asko. Понадобилось ещё 2 года, чтобы выпустить кресло в производство.

В 1966 году Ball было представлено на мебельной выставке в Кёльне. Кресло стало сенсацией выставки, принесло Аарнио мировую известность и дало старт целой серии, созданной Арнио из фибростекла, оставшимся в последующие годы одним из самых любимых материалов дизайнера. В серию входит и кресло Pastil (1967-1968), за которое он получил в 1968 году приз Американских промышленных дизайнеров, и кресло Bubble (1968). Эти смелые, ломающие традицию объекты мебели отражают дух дизайна 60-х годов.

Про кресло Bubble Ееро Аарнио говорит: «После создания Ball мне захотелось, чтобы вовнутрь шара со всех сторон проникал свет». Прозрачный шар был создан из акриловой смолы, которая нагревалась и надувалась как мыльный пузырь.

Pastil Chair (1968) и Tomato Chair (1971) подтвердили репутацию дизайнера как мастера изобретать новые формы, необычные на вид, но чрезвычайно удобные для человеческого тела. Про кресла Ball и Pastile «Нью-Йорк Таймс» писала: «Это самая удобная форма, чтобы держать человеческое тело». Применение Pastil Chair и Tomato Chair весьма разнообразно: кресла могут использоваться в доме, на улице, зимой и летом. Но самое приятное -- это в жаркий день покачиваться в них на водной глади.

Многие модели Аарнио предполагают разнообразие использования. Так в течение многих лет покоя дизайнеру не давала идея кресла, которое можно было бы использовать и для конференций, и для дома (в том же духе, что и его большие кресла из стекловолокна). Много рисунков было сделано, много материалов перепробовано, но ни один из них не удовлетворял одновременно и эстетические, и технические потребности дизайнера. Создав в 2002 году «обеденную версию» стола Parabel, он наконец придумал как дополнение к нему так называемое «Focus Chair», которое удовлетворяло бы его требованиям.

Кресло «Focus» сделано на основе металлической конструкции, которая покрыта специальной пеной и обита тканью «Tonus 2000» самых разных цветов. Габариты его составляют 25.5 x 26 x 32.25. Эргономичный дизайн и удобное сиденье столь же естественны для Аарнио как и выдающаяся форма.

Естественность формы, комфорт, яркость и ироничный подтекст проектов Аарнио не могли не оценить дети. Тем более, что некоторым предметам мебели дизайнер придал вид игрушек. Так было с проектами Pony (1973) и Tipi (2002). Хотя эти объекты выглядят как большие игрушки и нравятся детям, они также удобны и для взрослых. « стул - это стул … но то, на чём сидят, не обязательно должно быть стулом. Оно может быть чем-то другим, главное, чтобы оно было корректным с точки зрения эргономики. Сиденье может быть даже маленьким и мягким Пони, на которого можно сесть верхом или присесть сбоку».

В 2005 году Аарнио создал детские предметы мебели для проекта «Mee too» итальянской компании Magis: пластиковую собачку PUPPY и детский стул TRIOLI.

Как и другие проекты Аарнио, его детские объекты характеризуются функциональностью, разносторонностью использования, красочностью и игровым подтекстом. Как бы ребенок ни повернул стул Trioli, он сможет на нём сидеть (при этом уровень расположения сидения каждый раз будет разным), стул можно использовать как качалку и переносить, взявшись за ручку. На прошедшей в Германии мебельной выставке IMM COLOGNE 2006 Trioli в числе других 18 проектов был награждён премией Interior innovation award cologne.

Все проекты Ееро Аарнио пронизаны интернациональным духом и индивидуальностью одновременно. При этом они отвечают скандинавскому представлению о качестве и прочности изделия.

В ноябре 2007 года Ееро Аарнио присвоено звание профессора.

В 2008 году Ееро Аарнио получил престижную премию в области промышленного дизайна -- Compasso d"Oro Award за модель стула Trioli, разработанного для компании Magis.

Вывод: Мне нравятся работы этого дизайнера, так как они вдохновляют на создание чего то нового из чего-то ранее не использованного. Аарнио является примером для подражания многих молодых дизайнеров, причём не только в итоговом результате своего труда но и в пути достижения цели, его смелость и инновации смешаны с чувством самоудовлетворения от полученного результата на создание которого могут уйти годы.

эргономика дизайн графический эстетика

Keinu rocking chair

6. Дизайн в Украине

Система дизайна и эргономики, что существовала в Украине к независимости, была неотъемлемой составляющей дизайн-ергономичного обеспечения потребностей промышленности и социально-культурной сферы прежнего СССР. В начале 90-х годов она прекратила свое существование, объемы дизайнерских и эргономичных разработок в связи со спадом производства резко сократились.

Проблема эффективного использования дизайна и эргономики начала разрешаться в Украине лишь в последние годы. Об этом свидетельствует ряд постановлений Кабинета Министров Украины по этому вопросу и разработанный на их выполнение Национальным НИИ дизайна совместно с Союзом дизайнеров Украины, Всеукраинской эргономичной ассоциацией.

Система дизайна и эргономики, что сформирована и действует на это время, складывается с:

Профессиональных структур, которые включают Совет по дизайну при КМУ (координирующий орган), главной организации из дизайна и эргономики (рабочий орган Совета), Техническом комитете по стандартизации "Дизайн таергономика" (ТК 121), региональные и отраслевые центры дизайна, дизайн-ергономични подразделы на предприятиях и в организациях, специальные учебные заведения, Союз дизайнеров Украины, Всеукраинская эргономичная ассоциация;

Потребителей продукта дизайн-ергономичной деятельности (организации и предприятия, которые осуществляют заказ на дизайнерское проектирование для создания своей продукции, структуры разных форм собственности, которые реализуют продукцию, созданную за проектами дизайна, организации, которые осуществляют контроль качеств этой продукции).

Объективными факторами, которые обусловливают необходимость развития дизайна в Украине есть:

Становление в Украине рыночных отношений и, как следствие, резкое увеличение импортной, часто некачественной продукции на внутреннем рынке;

Объявленный Правительством как ближайшая цель "постоянный подъем экономики", что должен привести к значительному росту производства продукции промышленного комплекса, назначенной как на экспорт, так и для внутреннего рынка;

Направление на европейскую интеграцию Украины, связанный с решением проблем повышения беспечности и качеств товаров и среды жизнедеятельности человека, созданием единственного "нормативного поля" в этих сферах;

Глобализация мировой экономики и связанные с ней требования "гуманизации" среды жизнедеятельности человека, повышения конкурентоспособности товарной продукции.

Отмеченные факторы обусловливают необходимость решения таких задач:

Повышение эффективности функционирования национальной системы дизайна и эргономики, адекватное прогнозируемому экономическому росту Украины, требованиям евроинтеграции и гуманизации среды жизнедеятельности человека, с приоритетным развитием промышленного дизайна и соответствующим повышением качеств подготовки специалистов по дизайну;

Развитие как государственного сектору дизайна, что должен осуществлять, главным образом, координирующие, научно-методические, нормативные и экспертные функции, дизайн-проектирование масштабных комплексных, системных и уникальных объектов, так и дизайнерских организаций негосударственной формы собственности, направленных на решение оперативных прикладных задач дизайн-ергономичного обеспечения хозяйственного комплекса Украины;

Государственное стимулирование развития дизайна (в первую очередь, промышленного).

Отмеченные проблемы предусматривается решать на основе:

Государственной координации организационных, правовых и экономических вопросов развития дизайна;

Проведение последовательной протекционистской политики в отрасли дизайна со стороны государственных структур;

Комплексной реализации системы мероприятий по развитию национального дизайна из определенных в Концепции приоритетов, согласно с разработанной на ее основе государственной программой.

Концепция разработана как открытая, с возможностью последующего определения дополнительных заданий, не ограниченных временами ее утверждение, и предусматривает реализацию системы мероприятий по развитию дизайна.

Сегодня стало очевидным, что экономическое развитие нашего государства, повышение благосостояния и духовности населения невозможные без привлечения к процессу производства промышленных изделий дизайнеров специалистов, предоставление им приоритетной роли на всех его этапах: проектировании, экспертизе, прогнозировании сбыта и отсутствие исследований, которые системно охватывают вышеупомянутые проблемы является фактором, который аргументирует актуальность проблемы дизайн-образования в Украине.

Реорганизация системы образования в Украине, когда учебным заведениям предоставлено право открывать те или другие специальности, привела к тому, что только за последние пять лет образовано более 30 дизайнерских факультетов и отделений как в государственных, так и негосударственных учебных заведениях 1-4 уровней аккредитации. Значительное количество таких подразделов не имеет надлежащего опыта, квалифицированного преподавательского состава, ни методического обеспечения. Даже в учебных заведениях, которые накопили значительный опыт в подготовке дизайнеров, сегодня существуют проблемы, которые нуждаются в научном решении. Анализ ситуации, что сложилась в дизайн- образовании, обнаруживает вторую группу факторов относительно актуальности проблематики.

За последние годы в народном хозяйстве Украины становится более заметной тенденция преодоления кризисных явлений. Возрождается промышленное производство. Соответственно растет потребность в дизайнерских проектно-конструкторских организациях, увеличивается количество отечественных товаров на международном рынке. Потому особую проблему составляют программные вопросы перспективы развития отечественного дизайна.

Вывод: В основу современной модели специалиста заложено принцип формирования нового типа дизайнера-универсала.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эстетика как философия искусства. Построение истории дизайна. Идеи о манипулятивной сущности товаров, замене "реальных" вещей их идеальными образами. Функция рекламы в мире потребления. Изучение феномена дизайна в рамках семиотики и визуальной культуры.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2017

    Русский стиль в дизайне. Страсть народа к кружевам как отличительной черте русского дизайна интерьера. Изображения, характерные для русских кружев. Русская печь, украшенная изразцами и живописными рисунками. Мебель в русском стиле, народная роспись.

    презентация , добавлен 29.09.2011

    История минимализма в интерьере, его достижения и тенденции, отражение в творчестве современных зарубежных дизайнеров и архитекторов. Функциональность и универсальность в дизайне ресторанов, кафе и баров, рекомендации по эффективному проектированию.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2015

    История развития органического дизайна. Характеристика творчества Алвара Аалто. Анализ изделий, выполненных в стилистике органического дизайна. Анализ произведений Алвара Аалто и Росса Лавгроува. Общие черты и основные различия в творчестве дизайнеров.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2017

    Явление, соединяющее в себе искусство и технику. Возникновение и развитие промышленного дизайна, европейского дизайна и проблемы преподавания его основ. Преодоление разрыва между замыслом и исполнением. Предпосылки возникновения американского дизайна.

    реферат , добавлен 10.05.2009

    Развитие ремесла и декоративно-прикладного искусства в России. Промышленные выставки XIX в. и их вклад в развитие дизайна. Становление промышленного дизайна в США. Современные формы организации дизайнерской деятельности. Феномен японского дизайна.

    учебное пособие , добавлен 24.05.2013

    Баухауз был основоположником современного формообразования в дизайне. Творческое достижение и прогрессивные идеи Баухауза составляют неотъемлемую часть нашего культурного достояния.

    реферат , добавлен 06.11.2003

    Дизайн как один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества. Теория развития дизайна: основные этапы и хронология исследования. Исторические периоды развития дизайна и их характеристика. Влияние научно-технического прогресса.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2011

    История развития дизайна в России. Дизайн в России сегодня. Специальное образование. Основные выставки и фестивали. Исторические этапы формообразования. Появление дизайн-студий, рекламных агентств. Создание Академии Графического Дизайна. Имена и студии.

    реферат , добавлен 21.07.2008

    Определение понятия и история развития кафе. Исследование особенностей стиля фьюжн. Описание объёмно-пространственной композиции данного кафе. Выбор цветовой гаммы помещения, экологической мебели и аксессуаров. Правила эргономики в дизайне интерьера.

В традиционном понимании эргономика - это наука, заботящаяся о приспособлении окружающего человека пространства и предметов для безопасного и эффективного использования на основе психического и физического состояния человека.

Основа для эргономики состоит из многих наук, начиная от анатомии и заканчивая психологией. И ее основной задачей является нахождения оптимальных форм и размеров и правильное расположение предметов для наиболее безопасной и эффективной жизнедеятельности.

Эргономика важна для проектирования любого интерьера, начиная от рабочей зоны и заканчивая зоной сна.

И каждый уважающий себя дизайнер и архитектор должен знать все законы эргономики и применять их в дизайн-проектах.

Многие считают, что областью изучения эргономики является только мебель, но это не так. Эргономика изучает все составляющие рабочего места и зоны отдыха от компьютерной мышки до температурного режима, и пытается установить оптимальные для человека параметры каждого из этих компонентов.

Именно поэтому одной из важных составляющих дизайн-проекта Вашего помещения должен быть масштабированный план расстановки мебели с учётом всех законов эргономики. Ведь это очень важно чтобы умело сделанный дизайн, с идеальными цветовыми и фактурными сочетаниями, был полностью пригоден для комфортного и здорового существования.

Где бы не находился человек, на работе или дома, он всегда хочет пользоваться изделиями отличающихся удобством и безопасностью. И дизайн и эргономика оказывают влияние на удовольствие от пользования тем или иным предметом, поэтому неудивительно, что эти два отдельных направления органично перетекают друг в друга. В различных отраслях промышленности в настоящий момент профессиональные дизайнеры сотрудничают со специалистами по эргономике, которые представляют различные данные о физиологических и биомеханических особенностях человека, участвуют в разработке и испытаниях изделий Чернявина Л.А. Основы эргономики в дизайне среды: учебное пособие / Л.А. Чернявина. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. - 262 с. 167..

Исходя из психологических, гигиенических и прочих нормативов, разрабатываются соответствующие требования к новым предметам или техники, чтобы они, в конечном счете, оказались удобными и комфортными в пользовании, например, зубная щетка изогнутая таким образом, чтобы ее щетка доставала до задней поверхности зубов, зеркальный фотоаппарат, который комфортно держать в руках, или производственное оборудование, обеспечивающее высокий уровень безопасности. Комфорт, превосходная функциональность и привлекательный внешний вид - все эти требования к создаваемым предметам могут быть обеспечены только грамотным сочетанием эргономики и дизайна.

Одно из основных понятий, которыми оперирует эргономика - это анатомические особенности человека. Анатомические факторы широко используются в дизайне. Задача дизайнера заключается в том, чтобы обеспечить адаптацию создаваемых изделий к конкретному человеку, чтобы последнему было удобно и комфортно ими пользоваться. В частности при проектировании обычного стула дизайнерами рассматривается вопрос того, как высоко от сидения должна размещаться изогнутая спинка, чтобы спина человека могла комфортно опереться на нее. Для ответа на этот не маловажный вопрос, специалисты обращаются к эргономике, которые уже давно существует такое понятие, как Линия Акерблома. Это средняя величина, определяющая в каком месте наш позвоночник имеет в поясничном отделе соответствующий изгиб во внутрь (примерно 23см.). Опору позвоночнику необходимо предусмотреть именно на этом расстоянии от сидения стула.


Нужно отметить, что в эргономике довольно часто применяются специальные, плоские манекены, которые воспроизводят пропорции тела человека. На основе этих данных дизайнеры впоследствии проектируют новые изделия, либо оформляют рабочее пространство, которое бы подходило большинству людей по эргономическим параметрам. Плюс к этому, конечно, применяется компьютерный анализ и различные современные программные возможности, а также довольно простые инструменты, вроде контрольных опросов или листков, посредством которых собираются данные о том, что, так или иначе, связанно с различными факторами повседневной или трудовой деятельности человека, включая уровень комфорта и безопасности.

Применение эргономических принципов дизайна получило большое распространение при разработке мебели, в оформлении интерьеров жилых, офисных и производственных помещений. Эргономика рассматривает все вопросы, связанные с составляющими рабочего пространства или жилой зоны, начиная от обычной компьютерной мыши и заканчивая подходящим температурным режимом в помещении, оформленным по законам эргономики, человек действует практически интуитивно - он без особого труда может найти выключатель на стене, цветовое решение интерьеров и освящение создает нужное настроение, вдохновляющее или наоборот успокаивающее Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды / В.Ф. Рунге, Ю.П. Манусевич.- Архитектура-С, 2007.-328 с.164..

Например, при разработке дизайна мебели и создания пространства для зоны отдыха, дизайнеры отталкиваются от антропометрии человека, который сидит в расслабленной, спокойной позе. Обязательно учитывается и уровень наклона сидения для того, обеспечить удобство вставание с кресла или стула. В разнообразных зонах отдыха нередко устанавливаются угловые диваны, причем правила эргономики требуют от дизайнера, такого расположения мебели, чтобы человек, сидящий на таком диване мог, свободно расположить свои ноги и при этом не мешать окружающим людям.

В жилых помещениях связанных со сном, в частности в спальнях, мебель собирается и размещается исходя из размеров спящего, лежащего человека. Здесь факторы эргономики запрещает размещение дивана его протяженной стороной вдоль наружной стены помещения или изголовья дивана в несколько затесненном пространстве.

Особенное внимание уделяется вопросом эргономики при организации и оформлении пространства для работы. Дизайнерам по интерьеру приходится отталкиваться от анатомических особенностей человека, который сидит за своим рабочим столом. Например, при проектировании и зоны за рабочим компьютером эргономика акцентирует внимание, прежде всего, на длине голени человека, поскольку именно она указывает на оптимальную высоту его кресла или стула. Эргономика рабочей зоны предусматривает и то, что высота, площадь и наклон рабочего стола определяется типом выполняемой сотрудником работы.


Все нужные трудовой деятельности предметы согласно правилам эргономики размещаются на доступном расстоянии от стола, чтобы человек мог ими пользоваться, не прибегая к лишним усилиям Мунициков В.М. Эргономика: Учебник / В.М. Мунициков. - М.: Логос, 2004.- 320 с. 240.. Эргономика также требует повышенного внимания дизайнера к организации освящения. Освящение не должно носить интенсивный и слишком яркий характер, чтобы не ослеплять или излишне напрягать глаза человека. Оно должно способствовать комфортной работе и положительному настроению человека.

Итак, эргономика в настоящее время играет значимую роль в промышленном и предметном дизайне, при создании бытовых изделий и проектировании офисного оборудования, а также при оформлении интерьера и планировки помещения. Это сложная дисциплина, которая в той или иной степени влияет на все вопросы, касающиеся области деятельности профессионально дизайнера.

Если застройщик внимательно изучит РСН 70-88, СНиП 31-02-2001 и СНиП 2.08.01-89, то узнает много интересного в области ограничений площадей и высот помещений в здании. Обратите внимание на планировку этажа жилого дома. Дом, размеры помещений в котором меньше минимально-допустимых, могут просто не зарегистрировать в Бюро технической инвентаризации (СНиП 31-02-2001).

Площадь общей жилой комнаты должна быть не менее 12 м2, спальни – не менее 8 м2, кухни – от 6 м2, ванной – не менее 1,8 м2, а самого маленького туалета – 0,96 м2. Разработчики строительных нормативов установили этот минимум не по собственной прихоти, а исходя из санитарно-гигиенических норм и конструктивных стандартов мебели, различных приборов и устройств. Следует отметить, что в мансардных этажах комнаты могут быть поменьше. Там разрешается размещать спальню минимальной площадью 7 м2. Верхние пределы размеров помещений неограниченны. Как говорится, строй хоть дворцовые палаты.

Все проходы и подъемы в жилом доме тоже имеют минимальные нормы. Так, ширина лестницы на верхний этаж должна быть от 0,9 м, коридоров – не менее 0,9 м, а передней – не менее 1,8 м. Существуют минимальные ограничения и по высоте этажей от пола до потолка (СНиП 2.08.01-89). Если она окажется менее 2,5 м, а в мансарде – менее 2,3 м, то здание может быть признано непригодным для постоянного проживания.

Этажность дома обычно определяют количеством надземных этажей, к ним относят и мансардный. Если застройщик решил обзавестись цокольным или подвальным этажом, то он должен знать, что там не допускается размещать жилые комнаты. Этот этаж может быть приравнен к надземным, если верх его перекрытия не менее чем на 2 м выше планировочной отметки земли. Если цокольное или подвальное помещение решено использовать в хозяйственным целях, то его высота от пола до потолка должна быть не менее 2 м.

Цокольный и первый этажи жилого дома разрешено отвести под гараж. Но тогда их стены и перекрытия необходимо выполнить из негорючих материалов. Если над воротами гаража расположены окна других помещений, нужен козырек высотой 0,6 м.

Застройщик может не знать точной общей площади своего дома, ее определяют на основании СНиП 2.08.01-89. Практика показывает, что некоторые инженеры БТИ допускают ошибки при подсчете квадратных метров. Следует понимать, что необоснованное завышение показателей влечет за собой увеличение налога на недвижимость и размера оплаты коммунальных услуг. Площадь жилого здания определяют как сумму площадей всех помещений этажей. Иногда хозяин дома вступает в спор с БТИ по поводу балконов и лоджий. Нужно знать: их площадь тоже учитывается, как и размеры лестничных клеток в уровне соответствующего этажа. А вот площади чердаков, хозяйственного подполья и не отапливаемых хозяйственных помещений, расположенных в цокольном или подвальном помещении, в общую площадь дома не включают.

Размеры комнат на этажах рассчитывают в пределах внутренних стен и перегородок. Выступы плинтусов значения не имеют. При определении площади мансардного помещения учитывают только ту его часть, где наклонный потолок имеет высоту 1,6 м, а для расчета площади зоны с меньшей высотой потолка используют коэффициент 0,7.