Алхимия эмоций: как обратить негатив в золото. Мы можем обратить страх в силу Как трансформировать страх во внутреннюю силу


Ты можешь сесть в кресло или принять любую позу, в которой тебе удобно. Сложи руки вместе на коленях, правая рука под левой – это положение важно, потому что правая рука соединена с левым полушарием мозга, а страх всегда приходит из левого полушария. Левая рука соединена с правым полушарием, и храбрость всегда приходит из правого полушария.

Левое полушарие это вместилище логики, а логика всегда труслива. Именно поэтому ты не найдешь человека, который был бы и храбрым, и интеллектуальным. А если ты найдешь храброго человека, он не будет интеллектуальным. Он будет иррациональным, это неизбежно. Правое полушарие мозга интуитивно... это просто символика, но не только символика: это приводит энергии в определенное положение, в определенные отношения.

Поэтому – правая рука под левой, большие пальцы соприкасаются. Затем расслабься, закрой глаза, позволь нижней челюсти немного расслабиться – не напрягай... просто расслабь ее так, чтобы начать дышать ртом. Не дыши носом, просто начни дышать ртом; это очень расслабляет. И когда ты не дышишь носом, старый образец ума больше не будет действовать. Это будет нечто новое, с новой системой дыхания легче сформировать новую привычку.

Во-вторых, если ты не дышишь носом, дыхание не стимулирует мозг. Оно просто не попадает в мозг: дыхание идет прямо в лёгкие. Иначе продолжается постоянная стимуляция и массаж. Именно поэтому дыхание через ноздри постоянно меняется. Вдох через одну ноздрю массирует одну сторону мозга; дыхание через другую – другую. Через каждые сорок минут они меняются.

Поэтому просто сиди в этом положении, дыша ртом. Нос двойственен, рот не двойственен. В дыхании ртом нет перемен: если ты сидишь час, ты будешь дышать так же. Перемены не будет; ты останешься в одном и том же состоянии. Дыша носом, ты не можешь оставаться в одном состоянии. Состояние меняется автоматически; оно меняется помимо твоего сознания.

Это создаст очень молчаливое, не двойственное, новое состояние расслабления, и твои энергии начнут течь по-новому.

Просто сиди в молчании, ничего не делая, по крайней мере, сорок минут. Если ты можешь делать это час, это окажет огромную помощь. Поэтому, если возможно, начни с сорока минут, затем достигни шестидесяти.

Делай это каждый день.

Тем временем не упускай никакой возможности; когда бы ни представилась возможность, иди в это. Всегда выбирай жизнь, всегда выбирай действие; никогда не устраняйся, никогда не беги. Наслаждайся каждой возможностью, которая встречается тебе на пути, что-то сделать, быть творческим.

Здесь представлена простая , но очень эффективная техника избавления от страхов .

Главное не лениться, выделите себе сейчас 10 минут .

Позвольте себе СКИНУТЬ часть давящих страхов.

А если не хочется это сделать прямо сейчас, попробуйте выяснить , зачем Вам нужны Вши СТРАХИ .

Примите удобную позу, руки проложите себе на колени ладонями вверх. Подышите, некоторое время, спокойно, расслабьтесь.

1. Определение своего Страха. Сформулируйте и произнесите его.

2. Выявление истинного страха . Что стоит за этим страхом? К чему приведёт этот страх, что я утрачу? Что именно вас пугает? Возможно, вы опасаетесь глупо выглядеть. Или считаете себя непривлекательным. Или не верите в то, что сможете произвести на кого-то благоприятное впечатление. Может, вы боитесь потерять работу, социальный статус или потерять близких людей. Или вы панически боитесь боли. Может, вы боитесь одиночества, или бедности и т.д.

3. Определение полезной и приятной частей в подсознании.


4. Определение чего хочет полезная часть.

4.1 В какой руке будет находиться полезная часть?

4.2 Представить её в виде образа: форма, цвет, твёрдая или мягкая, какой вес, тёплая, холодная или нейтральная, плотность, консистенция, гладкая или ребристая, какого размера .

4.3 Спросите - несколько раз (рост, умение терять, сила воли, выплакаться, понять неизведанное, найти себя и. т. д.). Записывайте все то, что приходит в голову.

4.4 Изменился ли образ? Если он исчез, то позитивное намерение осталось.

5. Определить чего хочет приятная часть.

5.1 Представьте её в виде образа: форма, цвет, твёрдая или мягкая, какой вес, тёплая, холодная или нейтральная, плотность, гладкая или ребристая, какого размера .

5.2 Спросите «Что хорошего ты для меня делаешь? О чём заботишься?» (рост, умение терять, сила воли, выплакаться, понять неизведанное, найти себя и. т. д.). Записывайте все то, что приходит в голову. (Люблю тебя, забочусь, обожаю, хочу наполнить свежестью, хочу покататься по твоему телу, безопасности, уюта, энергии, тонуса).

5.3 Изменился ли образ?

6. Соединение образов.

6.1 Медленно соедините эти образы, почувствуйте, как они тянутся друг к другу, как давно они этого хотели. Руки, как правило, сами тянутся друг к другу как магниты. Представьте, как из этих двух образов появляется, рождается третий, новый образ .

6.2 просим свое подсознание: « Реализуй, пожалуйста, для меня эти позитивные намерения самыми лучшими способами поведения, мыслей, эмоций». (Следите в этот момент за образом)

6.3 Введите этот новый образ внутрь себя, куда руки сами потянутся. (К груди, к животу, предоставьте им самим решать). Послушайте, что он сообщит. Если ничего не сообщит, то попросите сове подсознание: «Дай мне знать о них в нужный момент»

Елена Шевченко, Psychologies: Давайте поговорим о том, чего боюсь лично я. Надеюсь, вы поможете мне понять мои страхи и преодолеть их. Вот для начала вполне естественное мое беспокойство: мне бы не хотелось остаться без работы или перебиваться случайными заработками…

Шарль Пепен: Как и любой человек, вы можете лишиться постоянной работы, а ваши доходы могут уменьшиться. Но оказаться на улице большинству из нас совершенно не грозит. На самом деле мы охотно прячем в кокон «страха оказаться на улице» наши более глубокие страхи, связанные, например, со смыслом нашей жизни, а не просто с финансовой или социальной состоятельностью.

Маргарита Жамкочьян: Давайте начнем с того, что сам по себе страх означает, что мы находимся в зоне неуспешности, неэффективности. Он ограничивает наши возможности. Поэтому, если человек боится высоты, для него закрыты горы, а боязнь потерять работу (как в вашем случае, Елена) закрывает от вас ваши же собственные желания и амбиции. Это самоограничение связано либо с нежеланием выпасть из социальной ячейки, оказаться «единицей», индивидуальностью, которая сама выбирает собственный путь, либо со страхом потерять контроль над ситуацией.

Могу ли я превратить этот страх в движущую силу?

Ш. П.: Не все можно обратить себе на пользу. Это может показаться парадоксальным, но чтобы преодолеть свои страхи, мне кажется, следует для начала признать, что они ослабляют нас, делают уязвимыми. А не пытаться справиться с ними наскоком.

М. Ж.: Превращение страха в движущую силу – непростая работа. Первый шаг – вытащить страх наружу и рассмотреть его, сделать невидимое видимым. И лучше, чтобы это происходило в относительно безопасной обстановке, которую помогают создать психотерапевты. Снятие страха вызывает удивительный эффект – возрастают возможности личности во всех сферах ее деятельности, возникает ощущение безграничности собственной силы – «я все могу».

Ш. П.: Все сводится к тому, чтобы отправиться на встречу с тем, что скрыто у нас внутри, точнее, с нашими желаниями. говорил: «Цель психоанализа – найти способ быть верными своим желаниям». Некоторые философы, например Ницше, тоже выдвигали это требование верности самому себе. Так что, возможно, когда нас парализует страх, было бы полезно попытаться понять, что этот страх говорит о нас самих.

Но некоторые страхи существуют объективно и присущи почти всем: например, я беспокоюсь за будущее моих детей…

Ш. П.: Хочу сразу сказать вам, что это «хороший» страх. Он представляется мне более обоснованным и более здоровым, чем опасение остаться без средств. Наверное, потому что это чувство связано с альтруизмом, а страх нищеты замыкает человека на самом себе…

Их книготерапия

Наши собеседники назвали нам книги, которые помогут защититься от страхов и сомнений.

  • Абрахам Маслоу «Дальние пределы человеческой личности». Евразия, 2002.
  • Лоуренс Первин, Оливер Джон «Психология личности. Теория и исследования». Аспект Пресс, 2001.
  • Эрих Фромм «Бегство от свободы». АСТ, 2009.
  • Эпикур «Фрагменты». Директмедиа Паблишинг, 2002.
  • Фридрих Ницше «Веселая наука». Азбука-классика, 2010.
  • Жан-Поль Сартр «Бытие и ничто». АСТ, 2009.
  • Монтень «Опыты». Терра-Книжный клуб, 2008.

Вы можете ободрить меня как философ?

Ш. П.: Этот альтруистичный страх называют еще «нравственным сознанием» или «исторической ответственностью». Именно в нем, по мнению Канта, заключено величие человека. Я бы посоветовал вам сначала полюбить этот страх, так как он вас возвышает. А потом поработать над тем... чтобы стать хорошим покойником! Ведь каждый из нас знает: «Я умру раньше моих детей, я отвечаю за то, что они появились на свет. Значит, мне нужно постараться не слишком обременять их после моей смерти».

Ш. П.: Ш. П.: Быть хорошим покойником значит не портить жизнь тем, кто останется жить, и при необходимости помогать им. Некоторые философские системы, например кантовская, предложили бы нам задаться вопросом: «Что я должен успеть сказать? Какой семейный секрет я должен буду раскрыть перед смертью?» Есть такие вещи, которые надо раскрыть, чтобы от них наконец освободиться. Еще нужно передать следующим поколениям ценности: честность перед самим собой, свободу … Если вы будете работать в этом направлении, то увидите, что ваш страх рассеется.

Получается, передать нечто в наследство своим детям – это способ обрести бессмертие и, значит, меньше бояться?

Ш. П.: Я бы скорее говорил о вечности, а не о бессмертии. Бессмертие – это жизнь, которая не кончается. А вечность проглядывает в прекрасном мгновении или в ценности, которую мы отстаиваем и хотим передать… Да, чтобы победить нашу боязнь отпустить тех, кого мы любим, будем стараться в наших отношениях с детьми работать над тем, что принадлежит вечности.

А что скажете о моем страхе вы, Маргарита Степановна?

«НАША ВЕЧНОСТЬ - В ТЕХ ЦЕННОСТЯХ, КОТОРЫЕ МЫ ОТСТАИВАЕМ».

М. Ж.: Я предложила бы вам задуматься о том, чего именно вы боитесь. Если вы опасаетесь за будущее детей, например, как они будут жить в этом мире, если вдруг останутся одни, тогда можно назвать этот страх позитивным. Он поможет вам подготовить их будущее, предпринять шаги «на всякий случай». Вы постараетесь обеспечить детей хорошим образованием, всему научить, подготовить к трудностям. Или дадите ребенку газовый баллончик и номера телефонов экстренной связи, расскажете, как реагировать на опасность, опишете ее… Если ваша цель – уберечь ребенка от дурной компании, вы постараетесь воспитать его так, чтобы у него внутри было на что опереться, чтобы ему не надо было заводить сомнительных друзей и таким образом доказывать свою значимость.

А что бесполезного или неправильного в моем страхе за детей?

М. Ж.: Тревога. Ребенка нет дома, вы нервничаете, переживаете. Очень часто это переходит в агрессию против ребенка – он оказывается виноват, что вы волновались. И когда он наконец приходит, вы накидываетесь на него с криками: «Ты заставил мать переживать!» Это очень неприятный момент в нашей культуре: очень часто за переживания матери отвечают дети. Запугивание себя и ребенка негативными последствиями («Будешь плохо учиться, станешь дворником») – это перенос наших страхов на детей. Так что беспокойтесь за детей сами! Это же был ваш выбор – стать родителями. А значит, и ваш риск…

Ш. П.: Хочу добавить, что счастье никогда не бывает полным, к нему всегда примешано беспокойство. Привыкнуть жить в ситуации риска – такую идею разделяют также стоики или Ницше. Правда, эти философы никогда не рассматривали вопрос о «моей» смерти с точки зрения того, что после меня останутся сироты. Но предложение Ницше все равно отличное: люби свою смертность, измеряй свое существование полнотой прожитого мгновения – пусть оно всегда и приятно, и неприятно. Вот вам и руководство для родителей!

Можно ли сказать, что умение жить настоящим поможет мне преодолеть страх?

Ш. П.: Сартр показал, что страх – это всегда ожидание того, что произойдет в будущем. Он приводит пример женщины, которая панически боялась подходить к окну, поскольку ей казалось, что тогда она начнет зазывать прохожих, как проститутка. Иными словами, мы боимся своей свободы: не того, что не сможем чего-то сделать, а собственной власти делать то, что захотим.

М. Ж.: Для индивидуальности не существует понятия «правильно – неправильно», есть «мое» или «не мое», «соответствующее мне» или «не соответствующее мне». Главный критерий истинности находится внутри личности, а не снаружи. Прислушайтесь к себе, своим желаниям, потребностям. Если вы их боитесь – осознать или проявить, – вы боитесь свободы.

Ш. П.: Эпикурейцы учили нас довольствоваться тем, что есть. Да, я сделал «всего лишь это», но я это сделал, и, главное, я мог и этого не сделать. Чудесно уже то, что я существую и что я действовал. Счастье живет в пространстве между тем, кем я пытаюсь быть, и тем, кто я есть в своей верности глубинному желанию – но сначала надо найти это желание…

А каковы ваши самые сильные страхи?

Ш. П.: Меня пугает то, что жизнь проходит слишком быстро, что смерть придет раньше, чем я успею сделать все, что должен.

М. Ж.: Страх высоты, ощущение безграничного пространства передо мной. Оставляя себе этот страх, я честно признаю, что боюсь потерять голову от собственных неограниченных возможностей. А внутри себя я ничего не боюсь.

Как психологическое состояние, страх далеко не всегда является реакцией на серьезную и непосредственную опасность. Проявляется страх по-разному: это и тревоги, и беспокойство, и волнение, и нервозность, и напряженность, и всевозможные фобии, и многое другое.

Если человек подвержен психологическому страху, он боится не того, что происходит сейчас, а того, что может произойти.

Вы находитесь здесь и сейчас, но ваш ум переносится в будущее. Образуется своего рода разрыв, промежуток, в который вползает тревога. И если вы отождествляете себя с умом, утратив связь с мощью и простотой Настоящего, этот промежуток тревоги останется с вами на всю жизнь. С настоящим временем всегда можно сладить, но с проекцией разума сладить невозможно - как невозможно совладать с будущим.

Более того, пока вы отождествляете себя с разумом, вашей жизнью управляет эго. Но эго - фантом. Потому, несмотря на сложные механизмы защиты, оно ранимо и уязвимо; вашему эго постоянно мерещатся опасности. В этом вся сущность эго, хоть снаружи оно может казаться воплощением уверенности.

Помните: эмоция - это телесная реакция ума. Какой сигнал постоянно посылает телу эго, ваше порожденное разумом ложное «я»? «Внимание, мне угрожает опасность!»

Какую эмоцию вызывает этот постоянно повторяющийся сигнал?

Конечно же, страх.

Нам кажется, что у страха много причин: страх потери, страх неудачи, страх боли и тому подобное. Но в конечном счете все страхи сводятся к тому, что эго боится смерти, боится уничтожения. Эго всегда кажется, что смерть где-то рядом. Когда человек отождествляет себя с разумом, страх смерти накладывает отпечаток на все области его жизни.

Страхом смерти объясняется даже такое, казалось бы, обыденное и «нормальное» явление, как неотвязная потребность побеждать в любом споре, доказывать неправоту собеседника и отстаивать истинность позиции, с которой спорщик себя отождествил. Ведь если вы отождествляете себя с каким-то убеждением, а потом выясняется, что это убеждение ложно, под угрозой уничтожения оказывается ваше основанное на разуме представление о собственном «я». Поэтому, как воплощенное эго, вы не можете ошибаться. Ошибка равносильна смерти. Такой подход не раз становился причиной разрыва отношений, причиной войн.

Когда вы перестанете отождествлять себя с разумом, ваше представление о себе перестанет зависеть от того, правы вы или нет. Это значит, что навязчивая и глубоко подсознательная потребность в собственной правоте (в сущности, разновидность насилия) наконец исчезнет. Вы сможете четко и ясно говорить о своих взглядах и чувствах, но будете делать это без агрессии и стремления защититься. Ваше представление о себе будет основываться не на разуме, а на чем-то более глубоком и истинном внутри вас.

НАБЛЮДАЙТЕ ЗА ВСЕМИ СВОИМИ ЗАЩИТНЫМИ РЕАКЦИЯМИ. Что вы защищаете? Вы защищаете иллюзорную личность, сотворенный разумом образ, вымышленную сущность. Осознание защитных моделей поведения, наблюдение за ними приводит к разотождествлению. В свете вашего сознания быстро растворятся паттерны неосознанности.

Это положит конец спорам и «играм силы», столь разрушительным для отношений. Власть над другими - это слабость под маской силы. Подлинная сила - внутри человека, она доступна вам прямо сейчас.

Разум постоянно пытается отвергнуть Настоящее и убежать от него. Иными словами, чем больше вы идентифицируете себя с разумом, тем сильнее страдаете. Можно сказать иначе: чем больше вы цените и принимаете Сейчас, тем меньше страдаете от боли - и тем меньше власти имеет над вами эгоистичный разум.

Если не хотите причинять боль себе и другим, не хотите умножать все еще живущую в вас боль прошлого, то перестаньте создавать время - по крайней мере, не создавайте его больше, чем требуется для решения практических вопросов. Как перестать создавать время?

ГЛУБОКО ОСОЗНАЙТЕ, ЧТО СЕЙЧАС - это единственное, что у вас есть. Сфокусируйте все внимание на Сейчас.

Прежде вы обитали во времени и лишь иногда появлялись в Настоящем. Пришла пора переселиться в Сейчас и посещать прошлое и будущее лишь изредка - для решения каких- то насущных проблем.

Всегда говорите «Да» текущему мгновению.