А предупрежден значит вооружен что. Латинские выражения, которые должен знать каждый мужчина


Когда современный человек заботится о своём здоровье, его интересует, прежде всего, внешний вид. Один из крупнейших учёных написал,-"В нашем организме идет коварная война без правил... Враги не только коварны, но и хитры, они прекрасно приспособлены к боевым действиям. Они не объявляют войну открыто. Тихо и постепенно они подтачивают иммунитет и жизнедеятельность своего "хозяина", чтобы потом навалиться на него своими мощными вездесущими силами". Это - о ПАРАЗИТАХ, организмах, конкурирующих с нами за питательные вещества, оказывающих механическое и токсическое воздействия на органы и являющихся ВОЗБУДИТЕЛЯМИ БОЛЕЗНЕЙ.
Тест на возможность заражения гельминтами:
Вы купаетесь в реках, прудах, затонах
Не моете руки перед едой с мылом в горячей воде
Не обдаете всю зелень кипятком перед приготовлением салатов
Не моете куриные яйца с мылом
Не моете бананы, апельсины, мандарины перед употреблением
Гуляете босыми ногами по траве
В семье были замечены глистные инвазии (например, острицы у ребенка)
В семье имеется кошка, собака
Употребляете воду из непроверенных источников (на даче, в деревне, на природе)
Употребляете в пищу домашнее сало с прожилками мяса, малосоленую рыбу из пресных водоемов, шашлык из свинины
Употребляете фрукты и ягоды прямо с грядки не ополаскивая
Испытываете сильную тягу к сладкому
Неприятный запах изо рта при здоровых зубах

Признаки присутствия гельминтов в организме:
Беспокоят ли аллергические высыпания на коже
Наблюдается ли слюнотечение во сне
Беспокоят ли аллергические высыпания в области век, отечность, шелушение
Наблюдается ли слабость, вялость, сонливость, без видимых причин
Беспокоит ли кожный зуд
Бывает ли вздутие, бурление в животе, неустойчивый стул
Наблюдается ли шелушение пальцев рук или ног со слущиванием пластов кожи
Наблюдается ли дефицит массы тела при хорошем аппетите
Бывает зуд в области заднего прохода
Наблюдается ли скрип зубами во сне
Имеются ли заболевания суставов, бронхо-легочной системы, желудочно-кишечного тракта
Имеет ли место быть плохое самочувствие без видимых причин, без установления диагноза
Лечитесь долго от каких-то заболеваний, однако улучшение не наступает
Наблюдается ли снижение гемоглобина в крови
Наблюдается ли снижение содержания белков в крови и изменение белкового состава. Повышение иммуноглобулинов, особенно класса Е
Бывают ли боли в мышцах и суставах
Беспокоят ли непонятные боли в животе
Беспокоит ли проблема ломких ногтей и сухих волос
Наблюдается ли раздражительность и тревожность
Наблюдается ли потливость
Тошнота
Головокружение
Одышка
Кашель
Беспокойный сон

Если у Вас есть хоть один из перечисленных признаков, следует обратить на это серьезное внимание.

Не найдется человека, который не обнаружил бы в себе хотя бы одного или нескольких признаков!!! Это уже повод задуматься!

Внутренняя грязь опаснее наружной!!!

Народная примета, говорящая, что больной глистами скрипит зубами по ночам, работает далеко не всегда.

Современная фармакология располагает значительным арсеналом химических веществ, применяемых против гельминтов.

С этой целью обычно применяются солевые слабительные средства (магнезия сульфат), растения с антрагликозидами (сенна, жостер). Касторовое масло применять нельзя.Какие же растения используются для лечения от остриц и аскарид.

Пижма обыкновенная. Используются соцветия растения. Берут 1 столовую ложку сухих соцветий на стакан кипятку. Настаивают около часа и принимают по 1 столовой ложке трижды в день до еды.

Пижма противопоказана при беременности, так как усиливает сокращение матки и может спровоцировать прерывание.

Лечение обычно проводят подряд пять дней. Обычно с вечера принимают слабительное, чтобы к утру был стул.

Кроме того, проводят очистительные клизмы.

При проведении лечения по поводу энтеробиоза обязательно ношение плотных трусов, в том числе во время сна;противоглистными свойствами обладают полынь горькая и полынь обыкновенная, хотя их действие выражено слабее.

Из широко известных растений противогельминтозным является чабрец, или тимьян. Эффект этого растения связывают с наличием в его составе тимола (обычно не менее 42% от общего количества эфирного масла, которое составляет в траве 0,8 – 1,2%). Кроме энтеробиоза и аскаридоза чабрец рекомендуют для лечения анкилостомидоза, трихоцефалеза и некатороза. Для лечения травой берут 2 столовых ложки сухого сырья на стакан кипятку. Выдерживают в термосе 2 часа. Затем выпивают стакан настоя за четыре приема с перерывом по 20 минут. Через полтора часа дают солевое или травяное слабительное.

Курс лечения обычно составляет 3-5 дней. Повторные курсы можно проводить через 2 – 3 недели.

Семена тыквы. Об этом довольно популярном средстве впервые сообщил врач на Кубе (Монгени) в 1920 году.

Семена тыквы оказываются эффективными против остриц и ленточных глистов.

С противоглистной целью используют целебную кашку из семян тыквы.

В домашних условиях ее делают так. Берут 300 г (для взрослого) очищенных семечек, обязательно с зеленой пленочкой. Растирают в ступке до порошкообразной консистенции. Затем добавляют по 10-15 капель воды, продолжая растирать, чтобы получилась кашица. Для вкуса можно добавить мед или варенье. Допускается не более 50-60 мл воды на 300 г семени.

Утром натощак больному дают по чайной ложке кашки, так чтобы он съел все в течение часа. Затем через 3 часа дают столовую ложку сернокислой магнезии и еще через полчаса делают клизму.

Дозы семян тыквы для детей 2-3 года – 50 г; для детей 3-4 года- 75 г; 5-7 лет – 100 г; до 12 лет – 150 г.

Можно готовить отвар семян. Для этого нужно измельчить 250 г семян (для взрослого). Выдержать на водяной бане без кипения 2 часа. Охладить 10 минут. Процедить. Убрать масляную пленку с поверхности отвара. Добавить мед или варенье по вкусу.

Принимать весь объем в течение 1 часа по 1 столовой ложке. Через два часа дать слабительное.

Препараты из семян тыквы нетоксичны, поэтому можно повторять курсы лечения через каждые 2-3 дня.

Кора гранатового дерева. Против ленточных глистов применяют водные отвары коры граната. Антигельминтное действие связано с алкалоидом пельтьерина. Пельтьерин убивает ленточных глистов концентрации всего лишь 0,01 %.

Лекарство готовят так. 50 г измельченной коры заливают 400 мл кипятка, настаивают 6 часов. После этого кипятят до тех пор, пока воды не останется половина (200 мл).

После обычной подготовки больному дают выпить стакан отвара в течение 1 часа. Через 30 минут назначают слабительное.

Препараты гранатника токсичные. При всасывании веществ в кровь появляются головокружение, слабость, судороги, ослабление зрения. Чтобы этого не происходило, вместе с отваром граната дают отвар коры дуба, который за счет содержания танина уменьшает поступление веществ граната в кровь.

При лечении от остриц очень эффективно бывает сочетание внутреннего лечения лекарственными растениями и проведение микроклизм с чесноком.

Для приготовления клизмы истолченные 2 дольки чеснока настаивают 4 часа в стакане молока. Клизму делают на ночь 3 – 5 дней.

Наконец, последний и самый ядовитый представитель растительного мира, применяемый против глистов, - мужской папоротник (щитовник мужской).

Http://www.lovesurfing.ru/evkaliptovaya-chistka.html
https://www.youtube.com/watch?v=V3jlvUibiFA

Из просторов инета.

Латинская поговорка гласит: «Предупреждён - значит вооружён» (Praemonitus praemunitus). Смысл этих слов предельно прост: бдительность никогда не бывает напрасной. Немецкие подводники уделяли бдительности особое внимание, руководствуясь правилом «Кто первый замечает, тот и побеждает», так как постоянное и внимательное наблюдение обеспечивает безопасность подводной лодки и её успех в бою. Тех, кто пренебрегал этим правилом, ждала печальная участь. Противник беспечности не прощал и жестоко наказывал за неё. Одним из таких примеров стал случай, произошедший 6 октября 1944 года в Яванском море, где сошлись две подводные лодки - немецкая и голландская.

Нидерландская «рыба-меч» из Великобритании

13 октября 1942 года на верфи «Джон Браун энд Компании» (John Brown & Company) в Клайдбанке (Шотландия) была заложена очередная британская субмарина T-класса, которая получила название «Талент» (HMS Talent). Однако ещё до её спуска на воду было принято решение передать её голландским союзникам, и 23 ноября 1943 года лодку у верфи принял голландский экипаж. Новый подводный корабль был назван «Звардвис» (нидерл. Zwaardvisch - «рыба-меч»), а его первым командиром стал лейтенант тер зее 1-го класса Хендрикус Абрахам Валдемар Госсенс (Hendrikus Abraham Waldemar Goossens). Он был опытным подводником и успел совершить на своей предыдущей лодке О 14 несколько походов в Норвежском море - правда, без каких-либо успехов.

Приём подлодки «Звардвис» голландским экипажем

Испытания новой лодки и тренировки её экипажа длились до конца февраля 1944 года. После этого «Звардвис» совершила два недолгих похода в Норвежское море для препятствования переходам немецких подлодок во Францию и линкора «Тирпиц» в Германию. После завершения этих походов субмарина прошла плановый ремонт и начала подготовку к переходу на Дальний Восток. 16 мая 1944 года «Звардвис» покинула базу подлодок в Холи-Лох (Шотландия) и после двух с половиной месяцев перехода 29 июля пришла на базу Тринкомале на острове Цейлон, предварительно побывав на Мальте, в Порт-Саиде, Адене и Коломбо.

В свой третий боевой поход «Звардвис» вышла из Тринкомале 6 августа 1944 года. Согласно полученному приказу, она должна была действовать против вражеского судоходства у Никобарских островов и у входа в Малаккский пролив, после чего идти на базу Фримантл, расположенную на западном побережье Австралии. За время похода Госсенсу удалось нанести несколько уколов каботажному судоходству в указанном районе, потопив из палубного орудия несколько джонок и небольших парусных лодок. 7 cентября «Звардвис» завершила этот поход во Фримантле, где встала в док для ремонта.

26 сентября Госсенс снова вывел свою лодку в море. На этот раз он получил приказ действовать в Яванском море. 4 октября «Звардвис» обстреляла и потопила небольшой японский танкер, который был оценён Госсенсом в 500–700 тонн. За всю свою карьеру командир «Звардвис» ещё не добивался успеха в применении торпед, даже когда командовал предыдущей лодкой. Впрочем, судьба уже готовила ему такой шанс.

Подводный крейсер U 168

Почти в то же время, когда в Шотландии начиналась постройка «Талента», а именно 10 сентября 1942 года, верфь концерна «Дешимаг» (нем. DeSchiMAG - Deutsche Schiff- und Maschinenbau Aktiengesellschaft) в Бремене сдала немецкому флоту ещё одну подлодку типа IXC/40. Командиром новой лодки, получившей при закладке номер U 168, был назначен капитан-лейтенант Гельмут Пих (Helmut Pich). Первые полгода службы лодки прошли на Балтике в испытаниях и боевой подготовке, которые были окончены в начале марта 1943 года. Подлодка и экипаж были признаны готовыми к первому боевому походу.

9 марта 1943 года U 168 вышла из Киля, чтобы совершить переход во Францию, но по пути была привлечена к охоте на конвои. За это время U 168 поочерёдно входила в состав пяти «волчьих стай», принимая участие в попытках атаковать семь союзнических конвоев, включая и ONS-5, битва с которым считается окончанием успешных действий немецких подлодок в северной Атлантике.


Рубка подводной лодки U 168, на которой видна её эмблема - щит с изображением стаканчика и трёх игральных костей

В ночь с 11 на 12 апреля, во время атаки конвоя HX-232, Пих выпустил шесть торпед и записал на свой счёт одно потопленное судно в 5000 брт. По мнению британского исследователя Кеннета Уинна, он может претендовать на повреждение британского судна «Фресно Сити» (Fresno City), которое было позже добито другой лодкой. Немецкий историк Юрген Ровер выдвинул на эту победу другого кандидата - U 563 капитан-лейтенанта Гётца фон Хартманна (Götz von Hartmann), которая атаковала конвой чуть позже, чем U 168.

Пих завершил свой поход 18 мая, приведя свою повреждённую глубинными бомбами субмарину в Лориан. U 168, пробывшая в море 71 сутки, нуждалась в ремонте и была поставлена в док. Пока она там находилась, произошло событие, которое повлияло на её дальнейшую судьбу.

После кризиса подводной войны в Северной Атлантике, наступившего в мае 1943 года, адмирал Дёниц решил согласиться на неоднократные предложения японцев предоставить для немецких подлодок базы в Малайзии. Это решение соответствовало его стратегии нанесения ударов по слабозащищённым районам судоходства противника. К тому времени Индийский океан оставался единственной областью, где судоходство ещё находилось в состоянии, близком к мирному времени, и система конвоев не была введена повсеместно.


Фото торжественного обеда, данного японцами в честь экипажа немецкой подлодки U 511, которая была переведена немцами из Европы в Японию и передана в дар японскому флоту. На фото за столами под флагами императорской Японии и ВМС Третьего рейха сидят немецкие и японские моряки. Снимок сделан летом 1943 года на военно-морской базе в Пинанге, куда U 511 заходила по пути из Франции в Японию

Была проведена необходимая подготовка для того, чтобы усилить немецкие подводные крейсера, всё ещё действовавшие по обе стороны мыса Доброй Надежды, и послать новую группу подлодок IX серии для нападения на судоходство в Аравийском море. Операцию планировалось провести до конца сентября 1943 года после окончания периода летнего муссона, поэтому данная группа «девяток» получила название «Муссон». Лодки группы должны были выйти из Франции не позднее июля и после завершения операции прийти в Пинанг, где они базировались с согласия японцев.

U 168 вышла в море 3 июля, став одной из 11 подлодок группы «Муссон». Согласно плану, группа должна была заправиться в море с одной «дойной коровы» к югу от Азорских островов, но подводный танкер U 487 в точку рандеву не пришёл. 13 июля он был потоплен американской авиацией - впрочем, как и пять лодок из группы, которые также были потоплены по дороге к месту встречи.

Чтобы выйти из сложившейся ситуации, штаб подводных сил приказал одной из лодок передать топливо двум другим, а самой вернуться во Францию. Три оставшиеся лодки, включая и U 168, получили приказ заправиться с U 155, которая в группу не входила. Таким образом, группа «Муссон» сократилась до пяти лодок, но все они прошли мыс Доброй Надежды и вошли в Индийский океан, где обеспечить их топливом должны были находившиеся там немецкие танкеры.


Взрыв глубинной бомбы (слева) - и по поверхности океана расползается жирное пятно соляра (справа). С гибелью 13 июля «дойной коровы» U 487 шансы на успех группы лодок «Муссон» сильно упали. Фото сделано с борта американского «Эвенджера»

Добравшись до места, лодки группы «Муссон» начали индивидуальные действия. U 168 заняла позицию в районе Бомбея, где 2 октября Пих отправил на дно британское судно «Хайчинг» (Haiching) и потопила артиллерией шесть небольших рыбацких парусников. 11 ноября U 168 пришла в Пинанг, завершив свой второй поход, который длился 132 дня.

База в Пинанге из-за ограниченных возможностей местной верфи могла принять не более пяти субмарин. Лодки группы «Муссон» также нуждались в торпедах, которых на базе не было. Поэтому было принято решение загрузить субмарины стратегическими материалами (вольфрам, опиум, хинин и т. п.) и отправить их на «охоту» в районы судоходства в Индийском океане, после чего они должны были уйти во Францию. Однако из оставшихся четырёх подлодок (пятая погибла ещё осенью 1943 года) это удалось сделать только одной - капитан-лейтенанта U 188 Зигфрида Люддена (Siegfried Lüdden).

Людден успел заправиться с танкера «Браке» (Brake), прежде чем последний был потоплен 12 марта кораблями союзников, знавшими о его местонахождении благодаря знанию кодов «Энигмы». Пришедшие на дозаправку U 532 и U 168 не успели этого сделать и были вынуждены принять на борт экипаж потопленного танкера. В итоге U 532, U 183 и U 168 пришлось остаться в Малайзии, так как для перехода в Европу у них не было достаточно топлива. Стоит отметить, что в этом походе Пих сумел отличиться, потопив спасательное судно британского флота, греческое торговое судно и торпедировав норвежский танкер, который не смог добить из-за полного расхода боезапаса. 24 марта он привёл свою лодку в Батавию (ныне Джакарта, столица Индонезии).


Греческий пароход Epaminondas C. Embiricos (4385 брт) стал самой крупной добычей на счету как U 168, так и её командира

После этих событий U 168 не выходила в море шесть месяцев, пока решались проблемы по обеспечению немецких подлодок торпедами и топливом. За это время из Европы в Малайзию пришли ещё 13 субмарин. В сентябре 1944 года лодки группы «Муссон» вошли в новую 33-я подводную флотилию, созданную специально для дальневосточных субмарин.

5 октября Пих покинул Батавию, чтобы совершить переход в Сурабаю. Согласно полученному заданию, затем он должен был идти к западному побережью Австралии для действий против вражеского судоходства в тех районах. Однако, как оказалось, судьба готовила U 168 иную участь.

Атака «Меч-рыбы»

Рано утром 6 октября «Звардвис» находилась на позиции в Яванском море между островами Каримунджава и островом Бавена. О том, что произошло далее, известно из отчёта командира голландской подлодки о проведённой атаке:

«06:41 - замечена субмарина, пеленг 304°, дистанция 5900 ярдов. Субмарина опознана как вражеская, держит курс 115°, скорость 13–15 узлов. Начали предзалповое маневрирование, скорость цели определена в 14 узлов.

06:52 - Выпущено 6 торпед с 900 ярдов. Спустя 42 секунды после пуска первой торпеды услышан взрыв и визуально замечено, что субмарина начала садиться носом в воду. Корма поднялась над водой, и субмарина затонула с дифферентом в 40 ° . Она полностью исчезла с поверхности к 06:54.

Приблизились в подводном положении к месту потопления. На поверхности замечено 6 европейцев. Командир решил пленить всех, но выждал 10 минут, чтобы убедиться в отсутствии вражеской авиации.

07:03 - Всплыли и приблизились снова. На этот раз на воде замечено не 6, а более 20 человек. В итоге на борт принято 27. Держать их всех на лодке до конца похода невозможно. Оставили трёх офицеров как военнопленных, остальных передали на оказавшееся неподалёку рыбачье судно».

Стоит отметить, что в итоге «Звардвис» забрала ещё двух немцев: раненого немецкого матроса и лодочного доктора для ухода за ним. Поэтому общее количество немцев на её борту было пять, а 22 остались у рыбаков.


Подводная лодка «Звардвис», послевоенное фото

Тем временем между Берлином и Токио происходил активный обмен сообщениями. Штаб подводных сил был обеспокоен невыходом U 168 на связь, но вскоре пришли подробности её исчезновения, которые были зафиксированы записью в журнале боевых действий командующего подводными силами от 11 октября:

«Были получены следующие дополнительные детали гибели U 168:

В 08:00 6 октября (токийское время) торпедирована голландской субмариной «Звардвис» в 10 милях к востоку от Манделика. Торпедное попадание в район жилого отсека старшин. Быстро затонула. Подлодка легла на дно на 45-метровой глубине. Все выжившие были сначала взяты на борт вражеской субмариной. После этого 10 старшин и 12 человек рядовых были высажены на рыбацкую лодку.

Взяты в плен: командир, первый вахтофицер, доктор, инженер-механик и старшина, который был серьёзно ранен».

Подробности гибели U 168 с немецкой стороны сохранились благодаря рапорту допроса четырёх немецких подводников, включая и командира лодки Гельмута Пиха, которые были доставлены «Звардвис» в Фримантл. Этот интересный документ раскрывает причины потери Пихом своей лодки (перевод. Е. Скибинского):

« U 168 следовала из Батавии в Сурабаю, предположительно, для действий у западного побережья Австралии. Несмотря на то, что голландская субмарина выполняла предзалповое маневрирование в течение 11 минут, командир U 168 признал, что он не принимал никаких мер предосторожности. Невозможно установить, была ли причиной неисправность немецкого шумопеленгатора (по показаниям инженер-механика, прибор не действовал на скоростях свыше 12 узлов), или же причиной была халатность и невнимание. Командир голландской субмарины сообщил им, что он произвёл 6-торпедный залп. Одна торпеда попала в носовой торпедный отсек и взорвалась, вторая пробила прочный корпус в районе центрального поста (далее ЦП - прим. автора), но не взорвалась. Находившийся в это время на палубе матрос заявил позже, что он слышал чей-то предупредительный крик за несколько секунд до попадания торпед. Старший механик пил кофе в ЦП. U 168 погружалась носом из-за затопления носовых отсеков, поэтому инженер-механик тотчас же отдал приказ задраить водонепроницаемые двери.

U 168 медленно погружалась и коснулась дна на глубине около 120 футов. На этой глубине давление воздуха в ЦП поднялось достаточно для открытия рубочного люка. Старший механик открыл люк и вместе с командиром, доктором и несколькими матросами всплыл на поверхность в воздушном пузыре. Ещё один офицер и матрос в момент взрыва были наверху и тоже спаслись. Голландская субмарина вскоре всплыла и приняла на борт 27 офицеров и матросов. Через час 22 нижних чина были пересажены на местный парусник, который, вероятно, высадил их где-то на занятой японцами территории. Большинство погибших матросов находилось в носовом торпедном отсеке, на палубе или по пути на палубу через рубочный люк».

Исходя из этого можно сделать вывод, что вина за гибель лодки и половины её экипажа лежит на Гельмуте Пихе, который позабыл о бдительности. Причиной такого отношения к мерам безопасности может являться не лучшее состояние командира U 168.


Ещё одно послевоенное фото «Звардвис». Лодка была выведена из состава флота Нидерландов в 1962 году и пошла на слом

Как известно, Пих и командир U 183 корветтен-капитан Генрих Шефер (Heinrich Schäfer) находились в не самой лучшей моральной и физической форме после длительного перехода из Франции в Малайзию. В результате Шефер был снят с U 183 и был переведён на транспортную субмарину UIТ 23. Спустя месяц после этого назначения Шефер попал в госпиталь с сыпным тифом, где у него случился приступ аппендицита. После операции офицер скончался, так как его ослабленный организм не вынес такого испытания. Можно предположить, что и Пих так и не смог набрать форму за полгода, проведённого в Малайзии перед последним походом, и его не стоило выпускать в море.

Предупреждён - не значит вооружён

К 1944 году Яванское море и Малаккский пролив утратили для немцев свою относительную безопасность из-за возросшей активности субмарин союзников. Поэтому обстоятельства потери U 168 изрядно взволновали штаб подводных сил, который уже знал о гибели при подобных обстоятельствах лодки U 859. 23 сентября 1944 года этот подводный крейсер был потоплен английской субмариной «Тренчант» (HMS Trenchant) на походе к Пинангу. Уцелевшая часть экипажа смогла подняться с 50-метровой глубины, после чего 12 подводников были взяты в плен англичанами, а ещё восьмерых подобрала японская подлодка. Поэтому 13 октября штаб приказал группе «Муссон» чётко следовать следующей инструкции по безопасности (перевод Е. Скибинского):

«Кому: Пинанг, а также всем лодкам на Дальнем Востоке:

Необходимо делать всё возможное, чтобы обезопасить переходы лодок между базами. Это включает в себя:

1) Перед каждым выходом узнавать от японцев наиболее точные детали касательно позиций неприятельских субмарин, их обычных действий и методов атаки. Информировать об этом лодки на подходе к базе по радио, особенно те, которые находятся в этом районе впервые.

2) Избегать прибрежных и судоходных районов, держаться подальше в море, идти в порт кратчайшим путём. Не использовать фиксированных точек рандеву с эскортом.

3) Районы, опасные для немецких подлодок, нужно проходить в подводном положении. Договориться об этом с японцами.

4) Если лодке необходимо идти в надводном положении, всемерно использовать полные и переменные хода, а также зигзаг. Всегда держать включённой станцию радиотехнической разведки, а при плохой видимости и сам радар.

5) Выяснить, является ли переход с японским эскортом более опасным, чем без оного. Действовать соответственно результатам.

6) Добиваться выполнения японцами необходимых нам действий».

Стоит отметить, что приказ об усилении бдительности был своевременным, но не принёс желаемого результата. Вскоре 33-я флотилия лишилась в Яванском море ещё двух лодок: U 532 в ноябре 1944 года и U 183 в апреле 1945 года. Обе стали мишенями торпед американских субмарин. В итоге за свою историю группа «Муссон» потеряла от действий субмарин союзников четыре подлодки (без учёта транспортной лодки UIT 23, потопленной британской субмариной в феврале 1944 года). Принцип «предупреждён - значит, вооружён» не помог немецким подводникам на Дальнем Востоке избежать этой опасности…

Источники и литература:

  1. NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
  2. Blair С. Hitler"s U-boat War. The Hunted, 1942–1945. - Random House, 1998.
  3. Bush R., Roll H.-J. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945. Band 3. - Hamburg-Berlin-Bonn: Verlag E.S. Mittler& Sohn, 2001.
  4. Rohwer J. Axis Submarine Successes of World War Two. - Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
  5. Niestlé A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction. - Frontline Books, 2014.
  6. Ritschel H. Kurzfassung Kriegstagesbuecher Deutscher U-Boote 1939–1945 Band 5. Norderstedt.
  7. Wynn K. U-Boat Operations of the Second World War. Vol.1–2. - Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
  8. http://www.uboat.net.
  9. http://www.uboatarchive.net.
  10. http://historisches-marinearchiv.de.
  11. http://www.u-boot-archiv-cuxhaven.de.

Ошибки победимы

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Как же добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Методист по русскому языку профессор Михаил Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.

1. Увидеть орфограмму в слове.

2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.

3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.

4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм задачи.

5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

В более обобщенном виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограмм) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием вставить пропущенные буквы, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своем тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Поэтому главная задача учителя - научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Закон русской орфографии

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость - это умение оценивать каждый звук в слове, т.е. различать, в какой позиции он стоит.

Буква - фонема - звук. Что их объединяет? Привычная формула: буква означает звук. Все здесь на первый взгляд кажется верным. Но на самом деле это не так. На самом деле буква в русском языке обозначает вовсе не звук, а фонему. Таков закон русской орфографии. Это не модное изобретение ученых, а закономерность русского языка.

Буква означает фонему. Только так. Если бы буква в русском языке обозначала звук, мы бы писали «дуп», и «сава». Случаи типа «дом» и «сон» лишь свидетельствуют о счастливом совпадении фонемы и звука. Фонема живет в определенной позиции и в определенной морфеме. И то, и другое нельзя обойти при освоении орфографии в начальных классах. Обычно младший школьник думает, что проверять надо только тогда, когда звук и буква на конце слова расходятся, например, слово «лев» проверять надо, а слово «жираф» нет, потому что второе пишется так, как слышится. «Ушная работа» вместо работы головой. Русская орфография не фонетическая, а фонематическая. Проверка нужна в обоих случаях.

В наших учебниках нет термина «фонема»; вместо него используется привычный и понятный малышу термин «звук». Для того чтобы ребенок освоил законы орфографии как систему правил, обязательно ввожу термин «позиция». Сам термин нужно вводить во втором классе, однако подготовка к освоению понятия «позиция» как положение (место) звука в слове в окружении соседей - других звуков - начинаю вводить с первого класса. Само слово позиция для ребенка не является трудным: он легко соотносит его со словом поза, вспоминает позиции, например в балете. Другое дело - сильная и слабая позиция. Это именно те понятия, которые способны сыграть объединяющую роль изучения орфографических правил в начальной школе.

Слабые позиции фонем являются источником орфографических ошибок учеников. Поэтому ребенок должен видеть слабую позицию - ведь именно здесь требуется проверка. В сильной позиции проверять нечего - фонемы там прекрасно различаются, не смешиваются.

Слово «позиция» помогает избежать многих описательных, длинных определений. Таких, как: «ошибкоопасное место» или «место, где можно допустить ошибку».

Представление о лингвистической позиции (без терминов) формируется у младшего школьника на основе семантики прилагательных сильных и слабых.

Задание: Сильный и слабый.

Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный? Кто слабый?

Сравни выделенные гласные буквы в словах - кОт и кОтенок.

1. Гласные буквы одинаковые.

2. Гласные буквы разные.

Помоги слабому!

В слове кОт гласный под ударением - сильный.

В слове кОтенок гласный безударный - слабый.

Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове котенок.

Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота, он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную. Безударную гласную в корне слова котенок проверяет сильной позицией - ударным гласным в корне кот.

Во втором классе ввожу термин «позиция»: «сильная позиция», «слабая позиция» применительно к орфограммам в корне слова. Например: в слове еж звук [ш] стоит на конце слова - в слабой позиции. В слове ежи звук [ж] стоит перед гласным - в сильной позиции. Буква [ и] в слове ежи помогает написать букву [ж] в слове еж. Ежи - проверочное слово.

У разных, казалось бы, правил (проверяемые безударные гласные, парные глухие и звонкие согласные) дети обнаруживают сходство: буква обозначает то, что в сильной позиции (фонему). Проверка - общая для обоих правил: слабую позицию проверяют сильной.

В третьем классе понятие сильной и слабой позиции переношу, во-первых, на другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому принципу русской орфографии: правописанию парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных; во-вторых, связываю с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.

НАПРИМЕР: поставь ударение.

подпись - п...дпиши

запись - з...пиши

пропись - пр...пиши.

Как пишутся гласные под ударением и без ударения?

Одинаково.

По-разному.

Объяснение.

Гласные в приставке можно проверять ударением, как в корне. Это одна орфограмма.

ЗАДАНИЕ. Найти слова с приставкой.

С...рвал лопух.

Сорванный или сорвала?

П...слал письмо.

Посланный или послала?

П...рвал рубашку.

Порванный или порвал?

Ученику важно понимать, какие правила орфографии «дружат» с корнем, какие с приставкой или суффиксом, а какие с окончанием. Такие «семейные союзы» позволяют объединить многие на первый взгляд разнородные правила. Но еще важнее объединить правила по общности их принципиальной сущности - по принадлежности к основному фонематическому принципу орфографии.

Письмо с «дырками»

Рассмотрим факторы, способствующие формированию грамотного письма.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много.

Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

На своих уроках использую следующие приемы:

а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты (зеленый), чтобы выделить трудную букву;

б) очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием.

Пусть он хоть что-то запомнит, увидит и напишет правильно. В конце концов наша цель - не карать, а научить, и тут все средства хороши;

в) можно проводить так называемый диктант с обоснованием. Учитель диктует слова, например, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктует учитель, т.к. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания;

г) хорошую обратную связь дает работа с сигнальными карточками.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать. Этот прием дает неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор».

Упражнения отбираю в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивации орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения, взаимоконтроль в процессе его выполнения, использование сигнальных карточек. Отработку способов обнаружения орфограмм осуществляю в ходе зрительного, предупредительного, выборочного диктантов, при выделении орфограмм, в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само - и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма.

Обиды никогда не возникают на пустом месте. Они появляются вполне осознанно. Это результат нашего мыслительного процесса. И некоторые обиды мы просто-напросто сами себе придумываем. Живем с ними и в них годами. При этом портя жизнь не только себе, но и окружающим.

Мы очень часто обижаемся, когда кажется, что нам уделили недостаточно внимания, уважения и доверия. Начнем с того, что мы сами определяем количество всего этого, но не утруждаем себя сказать об этом вслух.

Мы думаем, что так должно быть, а значит – человек, от которого мы это требуем и ожидаем, сам должен понимать, что и в какой мере мы хотим.

Если вы уверены и точно знаете, что те, кто вас окружает, могут читать мысли , предугадывать желания и видеть будущее – тогда, конечно, не нужно напрягаться и говорить о своих потребностях и желаниях. В противном случае – если вас окружают люди без всех этих сверхспособностей – им нужно транслировать и сообщать о том, что вы хотели бы от них получить.

На самом деле ведь у каждого из нас свои потребности. И то, что хорошо и нужно одному, не факт, что очень важно для другого. Об этом следует помнить всегда. То, без чего вы не представляете себе жизни, для другого может казаться мелочью и чепухой. И он без этого может прожить всю жизнь, не замечая отсутствия.

Вам уделяют недостаточное количество внимания? Не интересуются вашим настроением, здоровьем, жизнью, не замечают новую стрижку, кофточку, маникюр? А Вы сами проявляете интерес к другим? Ведь, что даешь, то и получаешь.

Искренний интерес к другим порождает интерес к вам. Понаблюдайте за собой. Как вы себя ведете по отношению к другим? Достаточно ли уделяете внимания другим? Интересуетесь ли вы, как прошел день вашего любимого человека? Замечаете и говорите вслух о той же новой прическе или кофточке знакомой/подруге/коллеге?

Если постоянное невнимание со стороны вашего мужчины вызывает обиды – почему бы просто об этом не поговорить? Без упреков, скандалов и выяснений отношений. Спокойно рассказать о своих чувствах и о том, чего вам сильно хочется, а не ждать в обиженном состоянии, когда он сам поймет. Объяснить, как приятно вам будет, когда мужчина будет уделять вам внимание. При этом четко проговорить, что именно вы имеете ввиду, какое именно внимание для вас важно.

Многие женщины жалуются на то, что им уделяют недостаточно уважения – не прислушиваются к их мнению, не ценят советы, не делают так, как сказала. В этом случае нужно определиться – вы просто даете совет и высказываете свое мнение или же отдаете приказ, что и как нужно сделать? Вы советчик или диктатор? Подумайте об этом.

Доверие – это особая тема. Если вам кажется, что вам не доверяют в той мере, в какой бы вам хотелось – стоит задуматься, почему так происходит. Как вы обычно реагируете на откровенные рассказы? Как относитесь к планам и мечтам других? Критикуете и разносите в пух и прах? Подшучиваете и ерничаете на эту тему? Обсуждаете с другими и делитесь секретами тех, кто поведал вам о самом сокровенном? Сплетничаете?

Недоверие вызывают люди, которые не умеют держать язык за зубами, щедры на критичные и язвительные замечания, сильно и дотошно переживающие и пережевывающие, желающие контролировать мельчайшие подробности, задающие не тактичные вопросы. Вам не доверяют – посмотрите на свое поведение со стороны – что с вами не так? Как бы вам хотелось, чтобы бы поступал человек, которому вы доверяете? И вместо того, чтобы обижаться - учитесь поступать так же.

Обиды часто возникают из-за неумения слушать и слышать других, из-за нежелания говорить о своих потребностях. А это очень важно в любых отношениях: с любимым человеком, с родственниками, друзьями, знакомыми, коллегами. Не внимательно выслушав другого, вы можете сделать не совсем правильные выводы и даже обидеться.

И только когда-нибудь при выяснении отношений окажется, что человек имел ввиду совершенно другое. Потом ситуация может выглядеть смешной и нелепой, но нервы уже испорчены, отношения уже не те.

Важно уметь внимательно слушать других. Слышать, о чем они говорят. Если что-то показалось непонятным или двусмысленным – спросить и переспросить. Так можно избежать не одной обиды и сохранить отношения.

Если вы в момент важного разговора чем-то заняты, думаете о своем, плохо себя чувствуете – попросите перенести разговор на более удобное время. Не поддакивайте и не кивайте, как боевой конь, пропуская мимо ушей то, что вам говорят.

Возможно, вам в этот момент сообщили что-то важное, а вы просто не услышали. И это тоже может быть поводом для обид, потому что вы решите, что от вас что-то утаили или что-то не сказали, не предупредили заранее.

То же самое относится и к вашим потребностям и желаниям. Если вы не произносили это вслух, то почему вы решили, что другие должны это знать? Переберите свои обиды – сколько из них из-за того, что вы не получили то, что вам было необходимо, но о чем вы не говорили с человеком, на которого обиделись?

Сразу скажу, мужчины не понимают намеков. Если вы долго и красочно будете рассказывать о том, что подруге/соседке/знакомой/коллеге ее мужчина подарил цветы/кольцо/шубу или пригласил на ужин в дорогой ресторан, ваш мужчина услышит только то, что вы сказали. И сколько бы вы не намекали, что хотите тоже именно это или именно так – он вас не услышит, пока вы не скажите конкретно, что вы хотите. Прямо, честно и искренне.

И исходя из возможностей вашего мужчины вы имеете шанс получить то, что вам так сильно хочется. Но для этого нужно обязательно озвучить свое желание. А не просто обидеться на то, что он не понял, как вы ему целый вечер красочно и ярко намекали.

Если вы хотите, чтобы ваш мужчина делал вам сюрпризы – проговорите, что именно вас порадует и удивит. И тогда он точно будет знать, что вам нужно. Иначе получится, как в сказке, пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что.

То же самое и с подарками. Чаще всего мужчины спрашивают, что мы хотим получить в подарок. Что мы отвечаем? «Не знаю или мне ничего не нужно». Хотя в 99,999 % случаев мы точно знаем, что мы хотим и искренне надеемся, что он догадается об этом. Что делает мужчина? Он напрягается, фантазирует, мечется, ищет и покупает то, что ему кажется должно вас очень сильно порадовать и удивить.

В итоге мы принимаем подарок с натянутой улыбкой и глубоким разочарованием в душе. Настроение катастрофически портится. И не факт, что вечер не будет испорчен какой-то вашей вполне «обоснованной» придиркой. И только спустя какое-то время при очередных выяснениях отношений вы в порыве злости и ненависти выскажете ему все об этом случае и его глупых подарках.

В отношениях всегда очень важно честно и искренне обсуждать потребности друг друга. Говорить о мечтах и вместе планировать. Рассказывать друг другу о своих хотениях и фантазиях. И тогда каждый сможет дать другому все, что в его возможностях. Чем больше вы будете знать друг о друге, тем теплее, доверительнее и душевнее будут отношения. Какие у вас отношения с вашим мужчиной? Как часто вы на него обижаетесь? Из-за чего? Оно того стОит?

Было ли у вас так, что ваше поступок или действие по отношению к другому, когда вы самовольно решили, что человеку нужно именно это или именно так ему будет лучше, не вызывало благодарности, а лишь недовольство? И вместо восхищения слышали: «Зачем так сделала? Могла бы у меня спросить, как мне нужно или как я хочу!» И естественно вы сильно и глубоко обижались. Вы ведь так старались, а он или она неблагодарные не оценили.

По какому праву вы решили принимать решения за другого человека? Вы спросили, нужно ли и важно ли это для него? Помните – то, что хорошо для одного, не факт, что нужно другому? И в таких случаях достаточно просто извиниться за ошибочное предположение, а не доказывать свою правоту и погружаться в обиду.

Такая же ситуация и с добрыми делами. Если человек вас не просил, а вы решили помочь – это ваше решение. И делаете вы это по большей части для себя. Так почему же вы ждете чуть ли не ежечасной благодарности и поклонений от того, кому помогли? Почему же с обидой помните и вспоминаете всю свою жизнь о том, какой он неблагодарный, и автоматом переводите его в разряд плохих и неблагонадежных людей?

Это было ваше решение. И честнее было бы с вашей стороны сразу выставить цену за вашу помощь, чтобы тот, которому вы собираетесь помочь, смог определиться – по карману ли ему это. И тогда у вас меньше было бы обид. И отношения бы не портились.

Rating 5.00 (1 Vote)

08.01.2014 at 18:45

Начиная со Средневековья и заканчивая примерно серединой XX века, латынь занимала центральное место в процессе получения образования на Западе. Латинская грамматика, наряду с логикой и риторикой, входила в состав тривиума - системы гуманитарных наук в Средние века. Латинский язык по праву считался вратами в мир разума и мыслей, потому что львиная доля научной, религиозной, правовой и философской литературы вплоть до XVI века была написана именно на нем. Латынь была попросту необходима для погружения в классические и гуманитарные науки.

Средние школы в Европе и в частности в Англии были в то время исключительно латинскими. Первая общеобразовательная школа в Америке, основанная пуританами, также была латинской. Но начиная с XIV века, писатели начали использовать родной язык в своих работах, что постепенно привело к сокращению значимости латыни в области образования. Такая тенденция в англоязычном образовании заметно усилилась в XIX веке. Школы стали активнее избавляться от влияния духовенства и сосредоточились на выпуске будущих бизнесменов, которые стали ответственны за индустриализацию экономики. Акцент в пользу гуманитарных наук постепенно уступил место тому, что стало считаться более практичным в обучении чтению, письму и арифметике. В результате в XX веке латынь осталась по сути лишь языком католической церкви.

Несмотря на то, что в настоящее время отпало требование обязательного знания латыни, она по-прежнему остается отличным предметом для изучения. Даже если вы не особо склонны к самообучению, есть множество причин, почему вам все-таки следует обладать хотя бы элементарными познаниями в латинском языке:

Знание латыни поможет вам расширить свой словарный запас в других языках. Английский язык, входящий в состав германской ветви индоевропейской языковой семьи, имеет очень много заимствований из латинского. Большинство префиксов и часть корней наиболее часто употребляемых английских слов перекочевали в английский язык из него. По некоторым оценкам около 30 % всех английских слов были заимствованы из этого древнего языка. Если вам, например, встретится новое английское слово, которое вы до этого ни разу не видели, но при этом вы знаете значение однокоренного латинского слова, то вы с достаточно большой точностью сможете предположить, что оно значит. По аналогии с английским, большая часть романских языков, в частности испанский, французский и итальянский выросли из так называемой народной латыни (известной также как «вульгарная латынь»), которая по сути была разговорной разновидностью латинского языка. При их изучении вы будете приятно удивлены внушительному количеству слов в этих языках, которые имеют свои прямые латинские аналоги.

Многие юридические термины и фразы заимствованы из латыни. Nolo contendere. Malum prohibitum. Caveat emptor. Знаете, что это значит? Все это довольно распространенные юридические термины. Старые латинские выражения в оригинале до сих пор повсеместно встречаются в различных юридических документах по всему миру. Если вы собираетесь получать юридическое образование, вам определенно стоит уделить этому особое внимание. Да и вообще для любого образованного человека никогда не будет лишним знать о том, что означают подобные термины.

Знание латыни способствует более глубокому пониманию истории и литературы. Латынь была тем, что называют лингва франка (язык межэтнического общения) для людей западного мира на протяжении более тысячи лет. Следовательно, большая часть исторических и научных документов, философских трудов и литературных произведений была впервые написана именно на латинском языке. Чтение классики на языке оригинала даст вам гораздо более правильное представление об описываемых вещах.

Ниже приведен список латинских слов и выражений, которые призваны помочь пробудить ваш интерес к изучению этого классического языка. Этот список нельзя назвать полным или исчерпывающим в какой бы то ни было мере. Он в основном состоит из наиболее распространенных латинских слов и выражений, с которыми вы до сих пор можете встретиться сегодня, и которые полезно будет знать для повышения своей грамотности и культуры речи. В список также включены некоторые жизненные поговорки, афоризмы и максимы, способные вдохновить или напомнить о важных истинах. Возможно, вы даже найдете здесь какую-нибудь фразу, которую захотите сделать своим личным девизом.

Список латинских слов и выражений

  • a posteriori - «исходя из опыта», «на основании опыта», «из опыта», «по опыту» (знание, полученное из опыта)
  • a priori - «до и вне всякого опыта», «заранее», «заведомо», «явно», «неоспоримо», «изначально», «независимо от опыта» (знание, полученное до опыта и независимо от него, т. е. знание, как бы заранее известное)
  • acta non verba - «дела - не слова»
  • actus non facit reum nisi mens sit rea - «действие не делает виновным, если не виновна мысль»
  • ad hoc - «к этому», «для данного случая», «для данной цели» (используется для обозначения решения, предназначенного для конкретной проблемы или задачи и не предназначенного для какого-либо обобщения или адаптации для других целей)
  • ad hominem - «к человеку», «применительно к человеку» (аргумент, основанный на личности оппонента, а не на сути дискуссии, объективных фактах и логических рассуждениях)
  • ad honorem - «из чести» («безвозмездно»)
  • ad infinitum - «до бесконечности», «без конца»
  • ad nauseam - «до тошноты» (говорится о дискуссиях, которые уже утомили участников своей длительностью)
  • ad victoriam - «к победе»
  • alea iacta est - «жребий брошен»
  • alias - «в другой раз», «при другом случае», «иначе», «иначе говоря», «иными словами»
  • alibi - «в другом месте»
  • alma mater - «мать-кормилица» (употребляется в значении «высшая школа, давшая духовную пищу студенту»)
  • alter ego - «другой я» (реальная или придуманная альтернативная личность человека)
  • amor patriae - «любовь к родине»
  • amor vincit omnia - «любовь побеждает все»
  • annuit c?ptis - «наши начинания благословенны»
  • ante bellum - «до войны», «перед войной»
  • ante meridiem - «до полудня»
  • aqua vitae - «вода жизни»
  • arte et marte - «искусством и войной»
  • astra inclinant, non necessitant - «звезды склоняют, но не принуждают»
  • audemus jura nostra defendere - «мы защищаем наши права»
  • audere est facere - «решиться - значит сделать»
  • aurea mediocritas - «золотая середина» (иронично о достоинствах среднего качества, о посредственности)
  • auribus teneo lupum - «держать волка за уши» (находиться в безвыходной ситуации, «меж двух огней»)
  • aut cum scuto aut in scuto - «или со щитом, или на щите»
  • aut neca aut necare - «убить или быть убитым»
  • aut viam inveniam aut faciam - «или найду дорогу, или проложу ее сам»
  • barba non facit philosophum - «борода не делает философом»
  • bellum omnium contra omnes - «война всех против всех»
  • bene vincit, qui se vincit in victoria - «дважды побеждает тот, кто властвует над собой»
  • bis dat qui cito dat - «дважды дает, кто дает скоро», «скорый дар ценен вдвойне»
  • bona fide - «добросовестно», «чистосердечно», «простодушно», «доверчиво», «по доброй вере», «без всякого умысла»
  • carpe diem - «лови день», «лови момент»
  • caveat emptor - «качество на риск покупателя»
  • circa - «приблизительно», «примерно», «около»
  • citius, altius, forties - «быстрее, выше, сильнее» (девиз олимпийских игр)
  • cogito ergo sum - «мыслю, следовательно, существую», «мыслю, значит, я существую»
  • consuetudinis magna vis est - «велика сила привычки»
  • contemptus mundi - «презрение к миру»
  • corruptissima re publica plurimae leges - «чем хуже государство, тем больше в нем законов»
  • creatio ex nihilo - «творение из ничего»
  • cura te ipsum - «исцели себя сам»
  • curriculum vitae - «жизнеописание»
  • de facto - «фактически», «на деле»
  • de jure - «юридически», «по праву», «формально»
  • deus ex machina - «Бог из машины» (нарочитая развязка той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней, фактора)
  • dictum factum - «сказано - сделано»
  • disce quasi semper victurus; vive quasi cras moriturus - «учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра»
  • docendo discimus - «обучая, мы учимся», «уча мы сами учимся»
  • ductus exemplo - «подавать пример»
  • ducunt volentem fata, nolentem trahunt - «желающего судьба ведет, не желающего - тащит»
  • dulce bellum inexpertis - «война мила тем, кто не сражался»
  • dulce et decorum est pro patria mori - «приятно и почетно умереть за родину», «счастлива и благородна смерть за родину»
  • dulcius ex asperis - «жизнь слаще от пройденных испытаний»
  • e pluribus unum - «из многих - единое», «единственный из многих»
  • emeritus - «почетный», «заслуженный», «в отставке»
  • ergo - «вследствие этого», «поэтому», «а потому», «следовательно», «итак»
  • et alia - «и так далее», «и тому подобное»
  • et cetera - «и так далее», «и прочее», «и тому подобное»
  • et tu, Brute? - «и ты, Брут?» (по легенде, последние слова Юлия Цезаря, обращенные к его убийце - Марку Юнию Бруту)
  • ex animo - «от души», «чистосердечно»
  • ex libris - «из книг», «экслибрис» (книжный знак, удостоверяющий владельца книги)
  • ex nihilo nihil fit - «из ничего ничто не происходит», «из ничего ничего не получится»
  • ex post facto - «после факта», «после события», «действие с обратной силой»
  • faber est suae quisque fortunae - «каждый сам кузнец своей судьбы»
  • fac fideli sis fidelis - «будь верен тому, кто верен»
  • fac simile - «сделай подобное»
  • fortes fortuna adiuvat - «храбрым судьба помогает»
  • fortis in arduis - «отважный в трудностях»
  • habeas corpus - «должен иметь тело», «пусть ты имеешь тело», «пусть ты имеешь неприкосновенность» (существовавшее издревле понятие английского права, которым гарантировалась личная свобода)
  • historia est magistra vitae - «история - учитель жизни»
  • hoc est bellum - «это война»
  • homo unius libri - «писатель одной книги»
  • honor est praemium virtutis - «честь - награда за доблесть»
  • hostis humani generis - «враг рода человеческого»
  • humilitas occidit superbiam - «смирение убивает гордость»
  • igne natura renovatur integra - «огнем природа обновляется вся»
  • ignis aurum probat - «огонь испытывает золото, несчастье - сильных людей»
  • in absentia - «в отсутствие»
  • in flagrante delicto - «в пылающем преступлении» (юридический термин, означающий, что преступник был пойман во время совершения преступления)
  • in memoriam - «в память»
  • in omnia paratus - «готов ко всему»
  • in situ - «на месте», «в наличии», «в месте нахождения»
  • in toto - «в целом»
  • in umbra, igitur, pugnabimus - «значит, мы будем сражаться в тени» (ответ царя Спарты Леонида на угрозу персидского царя затмить солнце тучами стрел)
  • in utero - «в утробе»
  • in vino veritas, in aqua sanitas - «истина в вине, здоровье в воде»
  • in vitro - «в стекле» (технология выполнения экспериментов, когда опыты проводятся «в пробирке» - вне живого организма)
  • intelligenti pauca - «для понимающего достаточно и немногого»
  • invicta - «непобедимый», «неукротимый», «непокоренный»
  • invictus maneo - «остаюсь непобежденным»
  • ipso facto - «в силу самого факта», «в силу очевидности», «самим фактом», «тем самым»
  • labor omnia vincit - «труд побеждает все»
  • lex parsimoniae - «закон экономии» (лежит в основе принципа «бритвы Оккама»)
  • lex talionis - «принцип талиона», «закон возмездия» (принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением)
  • magna cum laude - «с большим почетом»
  • magnum opus - «главный труд жизни»
  • mala fide - «нечестно», «недобросовестно»
  • malum in se - «деяние, преступное по своему характеру»
  • malum prohibitum - «деяние, преступное в силу запрещения законом»
  • mea culpa - «моя вина»
  • memento mori - «помни о смерти»
  • memento vivere - «помни о жизни»
  • modus operandi - «образ действия», «модель поведения», «способ действия»
  • morior invictus - «умру непобежденным»
  • morituri te salutant - «идущие на смерть приветствуют тебя» (приветствие императору от гладиаторов, отправляющихся на арену)
  • morte magis metuenda senectus - «старости больше надо бояться, чем смерти»
  • mulgere hircum - «доить козла»
  • multa paucis - «многое в немногих словах», «многое в немногом», «коротко и ясно»
  • nanos gigantum humeris insidentes - «карлики, стоящие на плечах гигантов» (со слов Бернара Шартрского, занимавшегося комментированием трудов Платона: «Мы подобны карликам, усевшимся на плечах великанов, и потому можем видеть больше и дальше, чем древние». Через 500 лет в письме к Роберту Гуку Исаак Ньютон повторил их на свой лад: «Если я видел дальше других, то это оттого, что я стоял на плечах гигантов»)
  • nec aspera terrent - «трудности не страшат»
  • nec temere nec timide - «не с безрассудной храбростью, но и без робости»
  • nil volentibus arduum - «нет преград стремящемуся»
  • nolo contendere - «нет возражений» (заявление ответчика в суде, с помощью которого он отказывается оспаривать предъявленное обвинение, но не признает своей вины)
  • non ducor, duco - «не ведомый, ведущий»
  • non loqui sed facere - «не говори, но делай»
  • non progredi est regredi - «не идти вперед, значит идти назад»
  • non scholae, sed vitae discimus - «не для школы, для жизни учимся»
  • non sequitur - «не следует» (вывод, не соответствующий посылкам; нелогичное заключение)
  • non sum qualis eram - «уж не тот я, каким был»
  • nosce te ipsum - «познай самого себя»
  • novus ordo seclorum - «порядок нового века»
  • nulla tenaci invia est via - «дорогу осилит идущий»
  • obliti privatorum, publica curate - «оставьте частные заботы, служите обществу»
  • panem et circenses - «хлеба и зрелищ»
  • pater familias - «отец семейства», «глава семьи», «глава дома»
  • pecunia est ancilla, si scis uti, si nescis domina - «деньги служат тебе, если умеешь ими пользоваться, если же не умеешь, властвуют над тобой»
  • perpetuum mobile - «вечный двигатель»
  • per aspera ad astra - «через тернии к звездам»
  • per annum - «ежегодно»
  • per capita - «на душу населения», «на человека»
  • per diem - «в день», «за день»
  • per se - «само по себе», «по сути»
  • persona non grata - «нежелательная персона»
  • pollice verso - «большой палец руки повернут вниз» (знак зрителей, требующих смерти гладиатора)
  • post meridiem - «после полудня»
  • post mortem - «после смерти», «посмертный»
  • post scriptum - «после написанного» (приписка к законченному и подписанному письму, обычно обозначаемая латинским сокращением «P. S.»)
  • praemonitus praemunitus - «предупрежден - значит вооружен»
  • primus inter pares - «первый среди равных» (обозначает самого старшего человека в группе людей, имеющих одинаковую должность или такой же статус)
  • pro bono publico - «ради общественного блага»
  • pro rata - «пропорционально», «в соответствии»
  • quasi - «как бы», «будто бы», «мнимый», «мнимо»
  • qui totum vult, totum perdit - «кто всего хочет, тот все теряет»
  • quid agis? - «как дела?», «как поживаете?»
  • quid pro quo - «одно вместо другого», «то за это» (фразеологизм, обычно используемый в английском языке в значении «услуга за услугу»)
  • quidquid latine dictum sit, altum sonatur - «что угодно, сказанное на латыни, звучит как мудрость»
  • quis custodiet ipsos custodes? - «кто устережет самих сторожей?» (употребляется для описания ситуации, когда люди, поставленные охранять те или иные законы и правила, сами же их нарушают, расхищают имущество, которое должны сберечь от воров)
  • quomodo fabula, sic vita; non quam diu, sed quam bene acta sit refert - «жизнь - как пьеса в театре; важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна»
  • requiescat in pace - «да упокоится с миром», «пусть покоится в мире», «мир праху твоему»
  • scientia potentia est - «знание - сила»
  • semper anticus - «всегда вперед»
  • semper fidelis - «всегда верен»
  • semper paratus - «всегда тогов»
  • si vales, bene est, ego quidem valeo - «если ты здоров - хорошо, я тоже здоров»
  • si vis pacem, para bellum - «хочешь мира, готовься к войне»
  • sic parvis magna - «великое начинается с малого»
  • sic semper tyrannis - «так всегда с тиранами»
  • sic vita truditur - «такова жизнь»
  • solvitur ambulando - «спасайтесь ходьбой»
  • spero meliora - «надеюсь на лучшее»
  • statim - «немедленно», «тотчас»
  • status quo - «положение, в котором»; «существующее положение»
  • subpoena - «под угрозой штрафа»
  • summa cum laude - «с наибольшим почетом»
  • summum bonum - «высшее благо»
  • suum cuique - «каждому свое»
  • tabula rasa - «очищенная табличка», «чистый лист», «чистая дощечка» (используется для обозначения эпистемологического тезиса о том, что отдельный человеческий индивид рождается без врожденного или встроенного умственного содержания, то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта и чувственного восприятия внешнего мира)
  • tempus edax rerum - «время все разрушает»
  • tempus fugit - «время бежит», «время летит»
  • terra incognita - «неизведанная земля»
  • vae victis - «горе побежденным» (подразумевает, что условия всегда диктуют победители, а побежденные должны быть готовы к любому трагическому повороту событий)
  • vanitas vanitatum et omnia vanitas - «суета сует, все - суета» (применяется для описания чего-либо мелкого, ничтожного, не имеющего истинной ценности)
  • veni, vidi, vici - «пришёл, увидел, победил» (слова, которыми, как сообщает Плутарх в своих «Изречениях царей и полководцев», Юлий Цезарь в 47 году до н. э. уведомил своего друга Аминция в Риме о победе, быстро одержанной им при Зеле над Фарнаком, сыном Митридата)
  • verbatim - «дословно»
  • versus - «против», «в сравнении с», «в зависимости от», «по отношению к», «по направлению к»
  • veto - «запрещаю»
  • vice versa - «противоположным образом»; «наоборот», «на другой стороне»
  • vince in bono malum - «победи зло добром»
  • vincit qui patitur - «терпенье все преобладает»
  • vir prudens non contra ventum mingit - «мудрый муж не мочится против ветра»
  • viriliter agite - «мужайтесь», «будьте мужественны»
  • vivere est vincere - «жить - значит побеждать»
  • vivere militare est - «жить - значит бороться»
  • vox populi - «глас народа»