Значение симеон бекбулатович в краткой биографической энциклопедии. Князь всея руси семион бекбулатович


Среди многих загадок царствования Ивана Грозного одной из самых тёмных представляется возведение им на московский престол крещёного татарина Симеона Бекбулатовича. Грозный был склонен к разного рода эпатажным действиям, вроде внезапного отъезда из Москвы в Александрову слободу или сватовства к английской королеве Елизавете I. Однако царствование на Москве потомка Чингисхана можно считать едва ли не наиболее загадочным из всех событий того времени.

Симеон Бекбулатович, до крещения Саин-Булат, был правнуком Ахмата – хана Золотой Орды, который неудачно ходил на Москву в 1480 году и бежал после знаменитого стояния на Угре. Внук Ахмата Бек-Булата известен как астраханский царевич. В 1555 или 1556 году Астраханское царство вошло в состав России. В 1558 году Бек-Булат перешёл на службу к московскому царю. В 1567 году Иван IV назначил его сына Саин-Булата царём в Касимове.

Вассальное по отношению к Москве Касимовское царство было образовано в середине XV века при московском князе Василии II (Тёмном). Основным его населением были татары-мишари и мордва. Это владение давалось союзным с Москвой потомкам Чингисхана. Вообще, Чингисиды ещё очень долго после падения Золотой Орды почитались на Москве как лица царского достоинства, выше всех русских княжеских родов, за исключением династической линии московского царя. Касимовское царство долго сохраняло своё особое устройство уже после ликвидации в Московском государстве всех удельных владений. Упразднено оно было только в 1681 году.

Саин-Булат водил касимовские рати в составе русского войска в Прибалтику во время Ливонской войны. В 1573 году царь женил Саин-Булата на дочери князя И.Ф. Мстиславского. В связи с этим Саин-Булат был вынужден креститься в православие, а касимовский престол был у него отобран, так как московские цари назначали правителями этого государственного образования только мусульман. В течение двух лет после этого о Симеоне Бекбулатовиче не было никаких известий, пока осенью 1575 года не произошло событие, очень удивившее современников (хотя, казалось бы, они должны были перестать удивляться причудам царя) и продолжающее озадачивать историков.

Иван Грозный внезапно отрёкся от престола. По его распоряжению Симеон Бекбулатович был венчан в Успенском соборе московского Кремля «царским венцом» (как гласит летопись). Симеон стал официально величаться «великим князем московским и всея Руси» (не царём!). Он председательствовал в Боярской думе, от его имени издавались указы и жалованные грамоты. Сам Иван Грозный писал Симеону челобитные, именуя себя в них уменьшительно «Иванец», переехал из Кремля на Петровку и стал жить как обычный боярин.

Зачем ему это понадобилось? В некоторых летописях более позднего времени говорится, будто царь поставил Симеона «царём Земщины», а себе выделил Опричнину. Однако здесь явно смешиваются два разных события. К моменту коронации Симеона опричнина была уже три года как официально упразднена.

Выдвигались разные версии такого поступка царя. Одни историки предполагали, что это была очередная театральная выходка Ивана Грозного, лишенная всякого смысла. Но расценивать все странные действия царя лишь как помрачение рассудка – значит, по сути, уклоняться от всякого разумного объяснения. Иногда, как уверял Н.М. Карамзин, Иван Грозный возвышал того или иного вельможу для того, чтобы потом подвергнуть его опале и насладиться зрелищем его падения. К случаю с Симеоном Бекбулатовичем подобный вариант явно не подходит. Когда спустя 11 месяцев, в августе 1576 года, Иван IV свёл Симеона с московского трона, то не только не стал его преследовать, но наградил титулом великого князя Тверского, каковым Симеон пользовался до конца жизни царя. В Твери Симеон жил настоящим удельным князем, имея право суда и расправы над подвластными людьми. Это совершенно не согласуется с образом Ивана Грозного, нарисованным историками С.М. Соловьёвым и С.Ф. Платоновым, как царя, целенаправленно искоренявшего удельные владения.

В числе прочих была выдвинута и экзотическая гипотеза, а именно, что в среде московских бояр созрел заговор с целью свергнуть Ивана IV и возвести на престол крымского царя Девлет-Гирея – того самого, что в 1571 году сжёг Москву. Не имея сил бороться с заговорщиками, Иван был вынужден на время имитировать уход от власти и посадить вместо себя на московский трон одного из Чингисидов. Эта версия не находит прямых доказательств. Однако, по-видимому, вес Симеона Бекбулатовича среди московской знати был достаточно велик. Иначе не стал бы Борис Годунов при своём избрании на царство в 1598 году брать с бояр присяжную запись, что они не будут искать под ним трона для Симеона Бекбулатовича! К тому времени Симеон был лишён прав тверского удельного властителя. Воцарившись, Борис сослал его в Кирилло-Белозёрский монастырь (по некоторым сведениям, предварительно ослепив).

Вряд ли казус Симеона Бекбулатовича следует рассматривать в отрыве от изменения этнической ситуации в Московском государстве в середине XVI века. В связи с присоединением Казанского и Астраханского царств, среди московского служилого сословия значительно выросло количество крещёных инородцев. В борьбе с мятежными, как ему казалось, замыслами знати, Иван Грозный мог пытаться найти дополнительную опору в этом новом дворянстве и задобрить его возвышением одного из их вождей. Поскольку никакого научного подхода к управлению в то время не существовало, результат этого поиска обернулся импровизацией – такой же бессмысленной с виду, как и опричнина. Иван Грозный не воспринимал Симеона Бекбулатовича как соперника, о чём свидетельствует благоволение царя к нему до самой своей кончины.

Возможно, что некую роль в воцарении Симеона могли сыграть внешнеполитические дела. Крымские ханы, подстрекаемые турецкими султанами, постоянно заявляли претензии Москве на Казань и Астрахань. При этом они явно имели поддержку среди каких-то группировок знати этих бывших царств, а также среди различных орд, кочевавших у южных рубежей России. Венчание Симеона на царство как бы показывало, что теперь на самой Москве государь из Чингисидов и желание отложиться от Москвы к Крыму или другому ханству лишено всякого обоснования. Впрочем, какие бы догадки по этому поводу ни строились, все они пока не имеют прямого подтверждения в источниках той эпохи.

1575 год в хрониках назван годом начала правления нового русского царя из рода Чингисхана Симеона Бекбулатовича. Марионеточный правитель, временщик, ставленник Ивана IV, призванный заменить грозного царя на московском престоле, появился на политическом небосклоне русского государства на очень короткое время, однако благодаря величественной фигуре Ивана Грозного, тенью стоявшей за ним, оставил значительный след в истории государства.

Симеон Бекбулатович, до крещения носивший имя Саин-Булат, был прямым потомком последних правителей Золотой Орды, носителем крови самого Чингисхана, в официальных документах именовавшийся «астраханским царевичем». Отца Симеона, Бек-Булата, царь Иван Грозный пригласил к себе на службу в 1563 году, а с 1566 года, после смерти отца, служение государю продолжил Саин-Булат.

В период XV-XVI веков служение татар у московских правителей не было чем-то необычным. Чингизиды, потомки правителей Золотой Орды, имевшие законные права на Астрахань, Бахчисарай, Казань, активно приглашались на службу великими князьями. Иван Грозный, первый русский царь, пошел еще дальше, и татарский царевич ненадолго стал первым лицом в государстве.

После поступления на службу в 1566 году Саид-Булат очень быстро начал свое возвышение. В 1570 году он получает титул «царя касимовского», то есть правителя небольшого, но стратегически важного города Касимова. В 1573 году по приказу Ивана, Саид-Булат был крещен в православную веру, получив при крещении новое имя – Симеон. Принятие христианства автоматически отбирало права на трон в Касимове, бывшем на тот момент полностью мусульманским городом, однако Иван Грозный компенсировал своему любимцу эту потерю, даровав ему особый статус «слуги государева». Этот неофициальный титул давался только за особые заслуги перед царем и отчеством, и помимо Симеона Бекбулатовича, столь почетное звание имели только два человека – князь Воротынский, разбивший войско крымского хана, давнего противника Руси, и Борис Годунов, опекун слабоумного Федора Иоанновича.

Новый русский царь

Год 1575 стал вершиной карьерной лестницы татарского царевича – царь Иван IV неожиданно отрекается от престола и назначает своим преемником Симеона Бекбулатовича. Столь странный поступок царя стал неприятным сюрпризом даже для его ближайшего окружения, не говоря уже о членах Боярской Думы, конфронтация с которыми не прекращалась десятилетиями.

По какой причине Иван Грозный неожиданно «возлюбил» татарского царевича? За какие заслуги Симеон был так обласкан русским царем? Почему именно он стал доверенным лицом и любимцем сурового русского царя? Никто их современников, а затем и исследователей эпохи Ивана Грозного не смог дать ответ на этот вопрос. Письменные источники не сохранили даже намека на причины столь неожиданного возвышения потомка Чингисхана в русском царстве.

Бывший правитель Касимова стал вторым царем нового русского государства. Венчание на царство проходимо со всей пышностью и торжественностью и отныне Симеон Бекбулатович именовался царем и Великим князем всея Руси. От имени нового царя выпускались грамоты и указы, награждения и наказания, печатались деньги, осуществлялась вся внутренняя политика. Однако внешняя политика, в том числе и приемы иностранных послов по-прежнему проводилась от имени Ивана IV.

Сам же Иван стал именовать себя «удельным князем», то ест правителем особого удела, в который вошли Ростов, Псков, Ржев и некоторые другие города. Из Кремля Грозный перебрался на Петровку, откуда направлял челобитные на имя Симеона и называл сам себя уничижительно Иванцем Васильевым. Как и любой удельный князь, Иван в пределах своей вотчины имел абсолютное право «казнить и миловать», устраняя таким образом неугодных без оглядки на своих извечных противников-бояр.

Спустя год, в 1576 году, Иван Грозный низложил Симеона Бекбулатовича и вновь воцарился на троне. Татарский царевич провел на вершине пирамиды власти всего одиннадцать месяцев и сошел с политического олимпа русского государства так же быстро, как и вознесся на него.

Причины «рокировки»

Почему Иван Грозный решился на столь необычный поступок, как официальная передача власти временщику? Что подтолкнуло царя к принятию столь неординарного решения? Причины подобного поступка до конца не ясны и по сегодняшний день. За столетия, прошедшие со времен правления Ивана IV, было выдвинуто множество версий, однако внимания заслуживают лишь несколько из них.

Измены и заговоры

Самой актуальной, пожалуй, можно назвать продолжавшуюся борьбу с боярством. В пользу этой версии свидетельствуют записки английского посла при дворе Ивана IV. Опричнина как политика террора и единовластия не оправдала в полной мере своего предназначения в глазах царя. Заговоры, измена, стремление если не свергнуть царя, то ограничить его власть – вот главные страхи Ивана IV. Перед глазами у него были примеры удачных дворцовых переворотов в Европе, когда вассалы восставали против своего сюзерена, и Грозный изо всех сил стремился избежать подобного.

Ограниченный Боярской Думой, царь вынужден был согласовывать свои действия с высшей аристократией, в том числе и те, которые были направлены на укрепление центральной власти. Разумеется, бояре не стремились упускать власть из рук, и правящая верхушка стала главной оппозицией царю.

Посадив на трон Симеона, царь тем самым «развязал себе руки», получив возможность бороться с неугодными в собственном уделе, руководствуясь лишь собственными желаниями. В противовес думе Грозный создал собственное правительство и собственную гвардию, благодаря которым в короткий срок расправился с бунтовщиками и изменниками.

Финансы и налоги

Еще одной заслуживающей внимания причиной можно назвать финансы. О стремлении провести чужими руками ряд сложных и малопопулярных мер, призванных укрепить финансовое положение страны, свидетельствуют записки английского посла в России.

Затяжная Ливонская война разорила казну. Налоги, собираемые с земель, не могли в полной мере покрыть потребности государства в деньгах, и причиной этому Иван IV видел тарханы – налоговые льготы, дарованные монастырям его предшественниками. В большинстве своем монастырские земли не облагались каким-либо налогом в пользу казны, и по замыслу Грозного царским указом Симеон Бекбулатович должен был ликвидировать большую часть льгот и лишить церковь части ее земельных наделов.

Кроме того, новый царь Симеон нес полную ответственность за финансовую составляющую – от его имени чеканились деньги, его именем подписывались грамоты, он же раздавал пожалования. Вернувшись на трон, Иван Грозный мог смело отказаться от финансовых обязательств Симеона Бекбулатовича, от всех долгов и пожалованных льгот.

Однако полностью ликвидировать тарханы не удалось – церковь резко воспротивилась попытке отобрать у нее часть собственности. Но частично задуманные финансовые изменения от имени нового царя Симеона Бекбулатовича все же были сделаны.

Судьба тандема Иван IV - касимовский хан

Институт политических преемников давно применяется в политике. Его используют в наше время, использовали и прежде. Можно ли чему-нибудь научиться у истории в этом вопросе? Историк средневековья и колумнист «Реального времени» Булат Рахимзянов в сегодняшней авторской колонке выясняет, как Иван Грозный экспериментировал с двоевластием и разделением страны на части. Симеон Бекбулатович, бывший татарский хан Саин-Булат, служил для него примером того, что жизнь готовит бывшему любимцу первого лица государства.

Кто такой загадочный Симеон Бекбулатович? До крещения его звали Саин-Булатом. Он - касимовский хан в 1567-1573 годах, сын султана Бек-Булата, правнук хана Ахмада, правившего Большой Ордой и угрожавшего Ивану III в «Стоянии на Угре» 1480 года. Саин-Булат вместе с отцом перешел на службу к Ивану Грозному. В 1575 году Иван IV настоял на именовании Симеона «великим князем всея Руси» (1575-1576). C 1576 года Саин-Булат - великий князь Тверской. Рассмотрим его жизнь и политическую карьеру подробнее.

Хан Касимова

Точный год назначения Саин-Булата касимовским владельцем неизвестен. По всей видимости, это произошло либо сразу после смерти предыдущего хана Шах-Али (то есть в 1567 году), либо чуть позже. В 1570 году Саин-Булат уже являлся касимовским царем.

Ранее для того, чтобы стать касимовскими царями (ханами), Чингисиды должны были успеть «поправить» в каком-нибудь татарском ханстве. Однако Иван Грозный сделал для юного, нигде до того не бывшего на престоле Саин-Булата исключение и личной властью поставил его царем; после него начался ряд царей, или ханов, собственно касимовских. Что заставило российского государя сделать этот шаг, неизвестно.

Свадьба Симеона Бекбулатовича и Анастасии Мстиславской. Миниатюра Лицевого летописного свода. Илл. runivers.ru

В середине 1573 года Саин-Булат принял христианство и был наречен Симеоном. Тогда же Иван Грозный, делая понятное только ему одному дело, женил новообращенного. Его суженой стала Анастасия Мстиславская, дочь влиятельнейшего боярина князя Ивана Федоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. После этого Саин-Булат был лишен города Касимова и Касимовского царства. Жизнь Саин-Булата после принятия христианства заслуживает отдельного и очень тщательного исследования: много спорных моментов в этом периоде его жизни. Он был орудием политики Ивана Грозного, владел титулами великого князя всея России, великого князя Тверского, его имя звучало в политической борьбе за власть в годы «Смутного времени». Умер он простым монахом под именем инока Стефана в 1616 году. Так что же произошло после 1573 года в жизни Саин-Булата?

Наследник Грозного царя?

Осенью 1575 года судьба преподнесла Симеону Бекбулатовичу неожиданный сюрприз. В его жизни произошел переворот, о котором, надо думать, впоследствии он не раз с отчаянием вспоминал. Царь Иван Васильевич «отрекся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича в ранге «великого князя всея Руси», уступив ему и Кремль, и дворец, и трон, и царский выезд. Сам Иван IV стал именоваться московским князем - «Иванец московский»:

«…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…».

Современники недоумевали. Но не удивление оказалось главным их чувством, а страх. Все гадали, чем может обернуться очередная метаморфоза грозного царя. Царская игра в отречения была уже знакома. Десять лет назад с этого началась опричнина.

«Лета 7084-го октября в 30 день. Великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии сю челобитную подали князь Иван Васильевичь Московской и дети его, князь Иван и князь Федор Ивановичи Московские». Послание Симеону Бекбулатовичу от Ивана VI. Илл. historic.ru

Автор Пискаревского летописца передает противоречивые слухи, ходившие в то время среди русских людей: одни утверждали, что царь испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть»; другие полагали, будто царь «искушал люди: что молва будет в людех про то». Разумеется, это не более чем слухи. Второй из них показывает, как представляли себе современники личность и нрав царя Ивана. Он, по их мнению, был готов даже на такую крупномасштабную игру, как отказ от трона, чтобы услышать «молву» о себе, выявить своих противников. Впрочем, если вспомнить времена заката советской империи периода позднего Брежнева, Леонид Ильич также, в духе царедворства и подхалимческих интриг, царивших в кругу «олигархии стариков», не раз в приватных компаниях приближенных к трону заявлял, что «устал» и собирается отойти от дел. По его сценарию, все должны были упрашивать правителя остаться. Если же кто-то вдруг хотя бы молчал при этом маскараде лизоблюдов, такого «деятеля» тут же списывали в политический утиль и отодвигали от кормушки. Однако вернемся в средневековье.

Как и прежде, во времена опричнины, Россия разделилась на две части - великое княжение (владение Симеона) и государев удел (владение Ивана IV). Интересно отметить, что это нестандартное решение не послужило причиной каких-либо возмущений со стороны ни знати, ни народа. Все это было воспринято как нормальное явление.

Симеон жил в Москве, окруженный пышным двором. Известны уничижительные формулы обращения Ивана IV к Симеону Бекбулатовичу:

«Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют».

Не все верили в двоевластие, считая, что это была «кратковременная и совсем не выдержанная проба разделения власти, - как сообщал один из послов своему королю, - какая-то игра или причуда, смысл которой неясен». В.О. Ключевский и С.Ф. Платонов обозначили данное событие как «политический маскарад». Это неудивительно, ведь историки того времени переносили свои мысли и видения людей XIX века на события прошлого. Это не всегда правомерно.

Великий князь Иоанн IV Васильевич. (миниатюра из Царского титулярника 1672 года). Илл. wellesley.edu

Здесь не стоит упускать из внимания тот факт, что наивысшим авторитетом и недосягаемой высотой для московских политиков XVI века была династия Чингисхана; образцом для них являлась построенная его потомками империя Золотой Орды, в системе которой Московская Русь выросла и «возмужала». Именно поэтому татарин-Чингисид был для российских правителей не только не «чужим», но, напротив, желанным и очень авторитетным лицом в системе управления страной. «Потерей чести» для русской знати скорее стало бы возведение на престол равного им русского родовитого боярина из бывших удельных князей: Симеон Бекбулатович по родовитости неизмеримо превосходил их всех. И до Симеона выходцам из татарских родов случалось занимать высокие посты в Московском государстве. Так, в 1572-1575 годах, как раз перед началом царствования Симеона Бекбулатовича, главой земщины был астраханский царевич Михаил Кайбулович.

Конечно, фактически Иван IV все так же управлял Московской Русью, но и Симеон был не так прост и «бутафорен»; когда царь пошел в выступление против крымского хана Даулет-Гирея, страной правил Симеон.

Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси всего 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 года Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского, а Иван Грозный снова стал царем.

Политический финал

После смерти царя Федора Ивановича претендовавшие на власть знатные роды решили консолидироваться против Бориса Годунова. Симеон стал знаменем этих сил. Годунов вынужден был принимать меры. Целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…». Симеон был лишен удела и сведен на одну тверскую вотчину - сослан на житье в тверское село Кушалино. В 1605 году присягавшие сыну Годунова Федору давали то же самое обязательство. Симеон обеднел, ослеп и жил в скудости. После избрания на царство Бориса Годунова противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал бывшего татарского хана в отдаленный город.

Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Илл. historydoc.edu.ru

Лжедмитрий I постриг Симеона в Кирилло-Белозерском монастыре в иноки под именем старца Стефана (1606). Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Все это время Симеон посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. Умер Симеон 5 (15) января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре.

Итак, «преемничество» Симеона сильно изменило дальнейшую жизнь бывшего татарского хана. Иван Грозный, видимо, изначально никаким «преемником» его не видел и использовал в своих корыстных целях. Вообще же игры в преемников не так безобидны, как может показаться из этого текста. В истории много случаев, когда реальные правители ставили во главе государства, казалось бы, «подставных» и слабых в политическом отношении фигур, однако через некоторое время эти персоны вдруг проявляли себя отнюдь не как слабые и безвольные, а как стремящиеся к авторитаризму деятели. Их бывшие покровители нередко страдали от своих протеже. А бывало и наоборот. В любом случае, преемник , каким бы он ни был, - это не его покровитель, и его политика, если это реальный политик, а не подставное лицо, будет так или иначе отличаться от линии прежнего лидера.

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов - историк , старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006-2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе - международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Автор монографии «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV-XVI вв.» (издательство «Евразия», Санкт-Петербург).
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Татарский царевич Бекбулат, внук хана Большой Орды Ахмата, перешел на русскую службу около 1562 года. Очевидно, вместе с ним в Московском государстве оказался и его сын Саин-Булат, который через несколько лет принял православие и стал Симеоном Бекбулатовичем . Сколько ему было лет на тот момент, сказать затруднительно, но, вероятно, будущий государь тогда был еще достаточно молодым человеком.

Первое упоминание о Симеоне Бекбулатовиче относится к 1570 году. К этому времени он уже носил титул Касимовского царя. Время и обстоятельства «пожалования» Саин-Булата неизвестны.

Историк А. А. Зимин так раскрывает тайну выдвижения татарского царевича:

«Пожалование Саин-Булату Касимова и „царского“ титула можно объяснить родственными связями с „царем“ Шигалеем, его предшественником в Касимовском княжестве. Оно свидетельствовало и о стремлении Ивана IV добиться расположения определенной части татарской знати. К середине 70-х годов XVI века Саин-Булат был единственным „царем“ на Руси (кроме самого Грозного). К этому времени он доказал свою преданность государю. Во время зимнего похода 1571 —1572 годов „на свейские немцы“ он возглавлял вместе с князем В. Ю. Голицыным и Н. Р. Юрьевым рать, отправленную к Орешку. Ходил он и к Выборгу. Осенью 1572 года Саин-Булат вместе с Иваном IV направился в поход под Пайду. Затем он осаждал Колывань. Незадолго до 15 июля 1573 года Саин-Булат крестился, приняв имя Симеона. В 1575 году, очевидно, умер Михаил Кайбулич, и Симеон Бекбулатович стал самым видным татарским царевичем на русской службе».

Симеон Бекбулатович на великокняжеском престоле «Всея Руси»

После отмены опричнины в 1572 году прошло три года, и Грозный решил вновь разделить страну. Осенью 1575 года касимовский правитель Симеон Бекбулатович был торжественно провозглашен в «великим князем всея Руси», а Иван Васильевич стал именоваться князем Иваном Московским. По свидетельству автора Пискаревского летописца, он «ездил просто, что бояре, а зимою возница в оглоблех... А как приедет к великому князю Симеону, и сядет, далеко, как и бояря, а Симеон князь велики сядет в царьском месте».

Истинные причины решения государя остаются неизвестными. Уже его современники размышляли об этом шаге державного, высказывая различные предположения. И нам приходится только гадать, какие мотивы побудили Ивана Васильевича к действию.

Сделано несколько основных предположений. Во-первых, внешнеполитическая необходимость, связанная с попыткой Ивана Грозного выдвинуть свою кандидатуру на пустующий польский престол и таким образом завершить . Во-вторых, реставрация опричнины в новых условиях и желание усилить личный террор против неугодных. Впрочем, иногда на разделение страны в 1575 году смотрят и как на антиопричнину. В-третьих, целью царя называют отказ от обязательств, розданных от царского имени, в первую очередь финансовых. В-четвертых, существует «мистическое» объяснение. Оно основывается на свидетельстве все того же Пискаревского летописца, который записал слухи, ходившие в народе. Так, современники поговаривали, что Грозный испугался предсказания волхвов, напророчивших на этот год «московскому царю смерть». Перестав быть царем, костлявую «даму» с косой можно было попытаться обмануть.

Конечно, слухи есть слухи, но, как справедливо считают некоторые специалисты, в колдунов и предсказателей тогда верили безоговорочно. Вот что пишет по этому поводу знаменитый исследователь грозненской эпохи В. Б. Кобрин: «Дела о „ведунах“, которых держали у себя для гаданий, весьма распространены. Так, при Федоре Ивановиче родственников последней жены царя Ивана — Нагих — обвиняли в том,что они специально „добывали“ ведунов, чтобы узнать, „сколь долговечен“ царь Федор. Если царь действительно испугался предсказания, то я даже готов признать за ним некоторую толику своеобразного гуманизма: отказавшись сам от титула московского царя, он не подставил под удар судьбы-злодейки и Симеона — тот был всего лишь великим князем, а не царем, да к тому же не московским, а „только“ всея Руси. Так что в этом году просто не было „московского царя“». Ни одно из предположений пока не доказано и не опровергнуто.

Симеон Бекбулатович - хозяин земли Тверской

Высокое положение татарина Симеона Бекбулатовича было неприемлемо для большей части русской аристократии. Сохранились сведения, что «елицы же супротив сташа, глаголюще: „Не подобает, государь, тебе мимо своих чад иноплеменника на государство поставляти“. И на тех [Иван Грозный] возъяряся».

Не до конца прояснены и полномочия Симеона. Есть основания предполагать, что от его имени велась значительная часть внутренней политики, а внешняя целиком оставалась в ведении Ивана Грозного. В то же время большинство историков сходятся на том, что права Симеона были сильно ограничены, видимо, он был лишен даже права выдачи жалованных грамот монастырям. Скорее всего, перед нами пример «политического маскарада», когда за спиной формально восседающего на великокняжеском престоле «всея Руси» бывшего касимовского царя реальная политика велась руками все того же Ивана Грозного.

В августе 1576 года Симеон Бекбулатович лишился своего московского престола: Иван Васильевич упразднил свой «удел», вернулся в Кремль, а верному слуге Бекбулатовичу пожаловал земельные владения в Твери и Торжке. Тот стал называться «великим князем Тверским». Видимо, было бы неправильно преувеличивать положение Симеона, которое он обрел в Твери. У него действительно был свой двор с положенным числом придворных, к нему обращались с различными земельными просьбами, и великий князь имел право судить-рядить в спорных случаях. Но настоящим государем он все-таки не являлся, его «великое княжение», конечно, несопоставимо с правлением исконных великих князей Ярославичей.

Звезда и смерть Симеона Бекбулатовича

Точные вехи медленного заката звезды «царя» Симеона Бекбулатовича неизвестны, но общая линия движения вниз прослеживается. По словам московских летописцев, Симеон лишился великого княжения Тверского еще при царе Федоре Ивановиче. Царь Федор властвовал с марта 1584 по январь 1598 года. Показательно, что последние упоминания Симеона с великокняжеским титулом относятся к 1585 году.

Его «сведение» с престола подтверждается и присягой на имя 1598 года. В момент венчания Бориса на царство «царь Симеон Бекбулатов» именовался уже без великокняжеского титула.

Кушалинская волость Симеона Бекбулатовича перешла в царские владения. Для управления были назначены дворцовые приказчики. Передача земель возможно, сопровождались некоторым волнением среди местного населения. Во всяком случае, кое-кто из кушалинских „мужиков“ были отправлены в Сибирь, а их имущество отписано в казну.

Конфискация вотчины свидетельствовала о том, что власти предъявили Симеону достаточно серьезные обвинения. Тем не менее местом его ссылки стали не сибирские города и не северные погосты, а его собственные недавние владения. Условия ссылки были почетными. Симеон жил в Кушалине в окружении своего двора.

Подобно Филарету, Симеон получил послабления, но ему не разрешили вернуться в Москву. Годунов нашел время, чтобы написать ему утешительное послание. Государь обещал, что на свой день рождения он пожалует ссыльного и даст ему свободу. Однако обещание осталось невыполненным. Сколько бы мягкими не были гонения на служилого „царя“, они дали почву для слухов, порочащих Годунова. Ослепший от старости Симеон сам жаловался Я. Маржарету, будто лишился зрения из-за Бориса, приславшего ему отравленного вина. В русских летописях то же обвинение приобрело мистический оттенок: царь якобы ослепил Симеона с помощью некоей „волшебной хитрости“.

Надежда на восстановление хотя бы некоторого положения возникла в 1605 году, когда Лжедмитрий I пригласил Бекбулатовича в Москву. Однако здесь от него потребовали, как свидетельствует «Новый летописец», поддержать окатоличивание России. Бывший мусульманин, ставший ревностным православным, ответил отказом.

Лжедмитрий не стал церемониться и отправил Симеона в . По разным источникам, это произошло 29 марта или 3 апреля 1606 года. В обители Симеон был пострижен в монашество с именем Стефан.

При Василии Шуйском Симеона-Стефана перевели в , где он пробыл до изгнания поляков из Москвы. По решению Земского собора высокородного монаха вернули в Москву. Точное время его возвращения в столицу неизвестно, но это произошло не ранее венчания на царство Михаила Романова 22 июля 1613 года.

Старец Стефан ушел из жизни 5 января 1616 года и был похоронен в Симоновом монастыре, где девятью годами ранее нашла свое последнее пристанище его жена Анастасия, в инокинях — Александра.

Был известен не только своими великими реформами, которые позволили России занять достойное место среди сильнейших держав того времени, но и чудачествами, наводившими на окружающих не меньший ужас, чем массовые казни из-за своей непредсказуемости. Одним из таких поступков царя стало княжение Симеона Бекбулатовича. Дата его рождения неизвестна. В то же время сохранилось множество документальных, часто противоречивых, свидетельств о его так называемом правлении.

Симеон Бекбулатович: биография (молодые годы)

О детстве человека, который впоследствии пусть даже ненадолго занял российский престол, известно совсем немного. Саин-Булат хан был сыном Бек-Булата — прямого потомка Чингисхана и султана Его дед Ахмет был последним правителем Золотой Орды, который продолжал держать в политической зависимости московских князей.

Иван Четвертый пригласил Бек-Булата вместе с сыном к себе на службу. Старый князь был предан Грозному и проявил себя как хороший воин, поэтому после его смерти тот обласкал Саин-Булата.

По приказу государя молодой царевич женился на девушке из известного боярского рода — Марии Андреевне Клеопиной-Кутузовой. Он и так по своему положению стоял выше русской знати, так как был из рода Чингизидов, а брак с русской аристократкой только укрепил его позиции.

Царствование в Касимове

По существующей тогда практике российские правители нередко даровали приглашенным татарским князьям в уделы целые города. Поэтому никого не удивило, когда в конце 60-х годов Симеона Бекбулатовича назначили ханом в Касимов, в то же время он получил титул "слуга государев", тогда как даже самые родовитые бояре именовались лишь "холопами Ивана Грозного".

В период царствования в Касимове Симеон Бекбулатович принял участие в а также в походах на Пайду, Орешек и Колывань. Тогда же по настоянию Ивана Грозного он крестился и взял имя Симеон. К тому времени Бекбулатович был вдовцом и женился повторно на недавно потерявшей мужа княгине Анастасии Черкасской.

Благодаря этому браку Симеон Бекбулатович — царь Касимовский — породнился с царской фамилией, так как в жилах его второй супруги текла кровь

В браке у пары родилось три сына и три дочери.

Почему произошла передача власти?

До сих пор причина, по которой Иван Грозный поставил во главе государства такую неприметную персону, как Симеон Бекбулатович, остается предметом обсуждения историков.

Существует множество версий. По наиболее распространенной Ивану Грозному было сделано предзнаменование о скорой смерти правителя всея Руси, поэтому, сажая на трон другого человека, он надеялся обмануть судьбу. Есть также мнение, что он хотел отойти на время в тень, чтобы выявить своих скрытых врагов. Некоторые историки выдвигают и гипотезу о том, что таким образом царь хотел отвести от себя недовольство народа, который с трудом приходил в себя после ужасов, которые ему пришлось пережить в период опричнины, «переведя стрелки» на пришлого князя.

На троне российского государства

Как бы то ни было, в 1575 году Иван Грозный повелел венчать на царство Симеона Бекбулатовича, который получил при этом титул «Великий князь всея Руси». Сам же он вместе с семьей переехал из Кремля на Петровку. При этом страну формально разделили, выделив Ивану Московскому, как решил отныне прозываться «бывший» правитель страны, небольшой удел. Там он завел собственную думу, в которой заправляли Годуновы, Нагие и Бельские.

Всего новый государь процарствовал 11 месяцев. За это время, по свидетельству иностранных послов, он отобрал у монастырей и церквей все грамоты, жалованные ей на протяжение веков, и уничтожил. Кроме того, формально по приказу Симеона, а на самом деле с повеления Ивана Грозного, были казнены некоторые царедворцы, которые были приближены им после опричнины, но не оправдали надежд. Таким образом была проведена еще одна «зачистка» в верхнем эшелоне власти.

Симеон Бекбулатович и его реформы не были однозначно восприняты современниками, однако смуты, которой опасался Иван Грозный, не случилось.

Смещение

Убедившись в том, что политическая рокировка завершилась успешно, Грозный высказал «недовольство» действиями Симеона и «был вынужден» снова взять скипетр, чтобы возместить зло, урон, которые тот нанес церкви.

По крайней мере, действия Ивана Четвертого были преподнесены народу и знати именно в этом ключе. При этом царь дозволил возобновить уничтоженные грамоты, однако раздал их уже от своего имени, удерживая и присоединяя к государевой казне часть церковных земель. Кроме того, ходили слухи, что многим церковным иерархам пришлось заплатить немалые суммы, чтобы возвратить хотя бы часть имущества своих обителей.

Как докладывали своим правительствам иноземные послы, кратковременное Великое княжение Симеона Бекбулатовича (дата восшествия на трон неизвестна, однако ученые считают, что оно произошло в октябре 1576 года) позволило Ивану Грозному безболезненно отнять значительную часть имущества у церкви, а также показать всем недовольным, что «возможно еще более худшее правление».

Княжение

После отстранения от власти Симеон Бекбулатович (фото приведено ниже) получил приказ отбыть в Тверь, где ему был выделен новый удел. При этом он сохранил титул Великого князя, который был и у Ивана Васильевича. Однако последний одновременно с этим в официальных документах именовался еще и царем. Лишившись власти, которая ему и так принадлежала лишь формально, Симеон Бекбулатович стал одним из крупнейших землевладельцев того времени. Согласно сохранившейся писцовой книге его имущества, составленной около 1580 года, в Тверском и Микулинском уездах он имел одной только пахотной земли до 13500 десятин. Кроме того, он был наделен особыми привилегиями, дающими ему право взымать налоги и подати в свою пользу, что не позволялось остальным, даже самым высокопоставленным, служилым людям Московского царства.

Дальнейшая карьера

С конца 1577 года в течение 5 лет Симеон Бекбулатович принимал активное участие в военных действиях, направленных против Польши. Однако результатов на этом поприще ему добиться не удалось, так как он не обладал ни храбростью, ни талантом полководца.

После в 1588 году Великий князь Симеон на некоторое время смог сохранить свое высокое положение. Однако приблизившийся к трону Борис Годунов стал всячески настраивать молодого царя Федора Первого против Тверского князя.

Опала

Став царем, Годунов приказал присягавшим боярам поклясться, что они не станут предпринимать действий для передачи трона Симеону Бекбулатовичу или его детям. Кроме того, вскоре был найден повод для устранения опасного претендента на власть в стране: близкий родственник Симеона Бекбулатовича — И. Мстиславский — оказался замешанным в одной из интриг против всесильного царского шурина, и после того, как его арестовали, бывшего «правителя всея Руси» постигла опала. У него отняли имение и сан, но не сослали, позволив жить в своей бывшей удельной столице Кушалине.

Опасения Годунова не были беспочвенными, так как некоторые бояре действительно замышляли заговор с целью возведения на престол царя, который уже занимал трон с согласия самого Ивана Грозного. В заговоре приняли участия такие известные политические фигуры того времени, как Феодор Никитич Романов и Бельский. Их интрига была расстроена, а сам Симеон, по некоторым сведениям, ослеплен.

Иночество

Потерявший зрение и впавший в опалу Симеон Бекбулатович стал искать утешения в православной вере. Он строил храмы и жертвовал на монастыри. От этих занятий ему пришлось на время отказаться при воцарении Лжедимитрия Первого, который сначала пригласил его в Москву и обласкал. Однако такая ситуация продлилась недолго, и несчастный был приговорен самозванцем на заточение в Кирилло-Белозерский монастырь. Сохранился даже документ за его подписью, предписывавший игумену обители постричь в монахи Симеона Бекбулатовича и написать об этом ему лично.

3 апреля 1616 года бывший царь принял постриг под именем Стефана. С этого момента Симеон Бекбулатович, биография которого напоминает авантюрный роман, жил практически как узник.

Его положение еще более ухудшилось при Василии Шуйском, сославшем инока на Соловки.

Горькие дни свои Симеон, он же инок Стефан, окончил в Москве в 1616 году и был погребен в Симонове монастыре.

Теперь вы знаете, кем был Симеон Бекбулатович, годы жизни которого можно назвать лишь предположительно (1540-е — 1616-й). Причины резкого поворота в его судьбе, в результате которого он оказался на русском престоле, до сих пор являются предметом обсуждения историков и вряд ли когда-нибудь будут установлены.