Вход в систему. Чередование лаг-лож, раст-рос


Словарные диктанты

I. Графически объяснить выбор гласной в корнях с чередованием а — о .

1) Излагать содержание; хорошо изложить; знать признаки прилагательных; написать изложение; слагаемые числа; расположиться на ночлег; располагать свободным временем.
2) Роскошные растения; гул нарастает; зáросли кустов; молодой росток; заросло травой; выросли цветы; зеленые водоросли; сращение костей; город Ростов.
3) Предположения не осуществились; капельки росы; тропа зарастает; растительное масло; возлагать обязанности; изменить положение; слагать стихи; лепестки растений; желуди проросли; сберечь растения; просека зарастает; отрастить волосы; проложить лыжню; наложить шов; предлагать помощь.

II. Подчеркнуть слова с чередующейся гласной в корне.

Растение; подрастает; растяпа; растворить; роскошный; растаять; раствор; вырос; оросил.

III. Подчеркнуть те словосочетания, в которых есть слова с чередующейся гласной в корне.

Простое предложение; поросло травой; горная растительность; увядать без воды; сотрясать воздух; возлагать надежды; развеваться на ветру; расположиться у костра.

Выборочные диктанты

Распределить слова в два столбика, объяснив графически выбор гласной а — о в корне.

1) Предлагать; расположиться; излагать; изложение; слагаемое; положение; предложить; возлагать; приложить.
2) Растительность; отросли; подросли; водоросли; подрасти; выращенный; зарастать; росток; обросли; прорастать; поросль; расти; растущий; отрасль.
3) Сложение; переложить; излагал; положение; вырастать; возраст; предполагать; расположение; расти; вырос; наращение; зарастал; Ростислав.

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) Ложился на поля туман. (А. Пушкин) 2) Из-за ветров горные деревья часто вырастают однобокими. 3) Цветы росли прямо у кустов. 4) Плотной стеной темнели заросли камыша. 5) Щенок успел вырасти в толкового пса. 6) В доме еще не ложились спать. 7) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь. (К. Паустовский) 8) Я добрался до пихтовой заросли и расположился на крохотной полянке. (В. Бурлак) 9) Снежные хлопья все росли и обратились в огромных белых кур. (Г. Андерсен) 10) В густой тени елового леса растут лишь немногие растения. (И. Соколов-Микитов) 11) Вдоль стен располагались шкафы с книгами. 12) Мы предполагали выехать утром. 13) Густые кусты разрослись по склонам оврага. 14) Кратко изложи содержание параграфа. 15) Дом располагался на краю поселка. 16) Песня росла, разливалась. (И. Тургенев) 17) Волны выбросили на берег много водорослей. 18) Из семечка липы вырастает могучее дерево.

II. Выписать из текста слова, строение которых соответствует схемам:

— прилагательное,
— глагол,
— существительное.

Приближались сумерки, но мы продолжали бродить по лесу. Казалось, лесные поляны наливались густой темнотой. Она ползла откуда-то из земли, ложилась у наших ног, на растения. Птицы постепенно замолкали. Скоро стало трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь густые заросли кустов еще виднелись лучи солнца.

(По К. Паустовскому )

III. Мы проезжали по живописным местам. Вдруг горы словно раздвинулись. Солнце воспользовалось этим и ярко осветило ущелье, которое растянулось до самого горизонта. В этом месте через ущелье перекинулся мост. С правой стороны от моста слышалось беспрерывное журчание ручья, который внезапно исчезал в зарослях кустов. С левой стороны горы были покрыты густой растительностью. Мы предполагали здесь сделать остановку.

IV. Найти (по одному примеру) слова, строение которых соответствует схемам:

— существительное,
— глагол,
— прилагательное.

Одинаков ли морфемный состав слов розового и белого ? Доказать. Подобрать синонимы к словам тосковала, поразительное.

Одно из семи чудес света

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.
Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли ее любимые растения. Они напоминали царице о родине. В садах росли роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света» )

Класс: 5

Вид урока: урок закрепления изученного.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию грамотности учащихся, закреплению правописания чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-, -раст- (-ращ-), -рос, умению рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Личностные: Положительная мотивация правильной письменной речи.

Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы.

Предметные: Усвоить правило написания букв О-А в корнях -РАСТ- -РОС-, -ЛАГ- -ЛОЖ-. Правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Правописание корней –ЛАГ-, -ЛОЖ, -РАСТ-, -РОС-. Повторение

Класс: 5 б

Вид урока: урок закрепления изученного.

Цель деятельности учителя: способствовать формированию грамотности учащихся, закреплению правописания чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-, -раст- (-ращ-), -рос, умению рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Предполагаемые результаты изучения темы:

Личностные: Положительная мотивация правильной письменной речи.

Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия.
Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы.

Предметные: Усвоить правило написания букв О-А в корнях -РАСТ- -РОС-, -ЛАГ- -ЛОЖ-. Правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Ход урока

1.Орг.момент.

2.Проверка домашнего задания (изучение §85 ).

Внимательно прочитайте предложения. Какое задание должно быть к этим предложениям? (ответы учащихся: Спишите, исправляя, где нужно, ошибки)

1.На грядке вырасла капустка. Аквариум украшали редкие водорасли. Распологайтесь поудобнее!

2.Комнатные растения требуют специального ухода. Долажите о происшествии. Под высокими соснами поднималась молодая порасль.

3.Ранние овощи вырасли в теплице. Слажение выполнено неверно. Из земли уже показались первые росточки.

- Спишите предложения, исправляя ошибки, по рядам: 1 – 1 ряд, 2 – 2 ряд, 3 – 3 ряд.

3.Определение темы и целей урока.

Выделите корни с ошибками. Как вы думаете, какая тема сегодня будет на уроке? Цель урока? (Цель урока: закрепить знания и умения по изученной теме; развивать грамотную письменную речь; учиться рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне).

4.Повторение правил.

Давайте повторим правописание корней (выслушать 1-2 из ряда)

В безударном положение в корне – лаг- пишется а , в корне –лож- о : излагать, изложение.

В безударном положении в корне –раст-/-рос- перед ст и щ пишестя а: растение, выращу, росли.

Запомни! Искл.: Р о ст ок (р о ст очек), р о ст овщик, Р о ст ов, Р о ст ислав; отр а с ль.

Объясните правописание корней, в которых допущены ошибки.

5.Закрепление изученного.

Выполните упражнение 441. Прочитайте задание, что нужно сделать?

Проверяем! Читаем, объясняем орфограмму в слове.

6.Физ.минутка. Упражнение-активатор “Печатная машинка”

Ребята, давайте отдохнем немножко. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на клавиатуре отрывка из стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши.

Яблонька

Расти, расти, яблонька!

Подрастай!

Золотое солнышко,

Жарче грей!

Вырастайте, яблоки,

Поскорей!

Росла, росла яблонька,

Подросла...

Н.Забила

7. Творческая работа в парах.

Чтение текстов.

8.Итог урока.

Распределительный диктант. Подпишите свои листочки. Поставьте крестик в соответствующую строчку.

Излагать, Ростов, положить, изложение, прилагательный, отрасль, зарасти, расположение, предположить, предлагать.

Критерии оценивания:

10 – “5”

8-9 – “4”

5-7 – “3”

0-4 – “2”

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Фамилия, имя____________________________________

Оценка________

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Используя слова, составьте текст.

Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Подписи к слайдам:

1.На грядке вырасла капустка. Аквариум украшали редкие водорасли. Распологайтесь поудобнее! 2.Комнатные растения требуют специального ухода. Долажите о происшествии. Под высокими соснами поднималась молодая порасль. 3.Ранние овощи вырасли в теплице. Слажение выполнено неверно. Из земли уже показались первые росточки. Спишите, исправляя, где нужно, ошибки.

Правописание корней –лаг-, -лож-; -раст-, -рос-. Повторение Цель урока: закрепить знания и умения по изученной теме; развивать грамотную письменную речь; учиться рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Давайте вспомним! В безударном положении в корне – лаг- пишется а, в корне –лож- о: излагать, изложение. В безударном положении в корне –раст-/-рос- перед ст и щ пишется а: растение, выращу, росли. Запомни! Искл.: Р о ст ок (р о ст очек), р о ст овщик, Р о ст ов, Р о ст ислав; отр а с ль.

Проверь! 1.Вы р о с ла, водо р о с ли, распо л а г айтесь. 2.До л о ж ите, по р о с ль. 3.Вы р о с ли, с л о ж ение.

Физ.минутка. Игра «Печатная машинка» Яблонька Расти, расти, яблонька! Подрастай! Золотое солнышко, Жарче грей! Вырастайте, яблоки, Поскорей! Росла, росла яблонька, Подросла... Н.Забила

Творческая работа в парах. Составьте текст (или 3-4 предложения), используя слова: Положить, расти, росток, прилагается, заросли, предположение, слагать, растение, выложить, предложение, выращивание, Ростислав, разложить.

Распределительный диктант Критерии оценивания: 10 – “5” 8-9 – “4” 5-7 – “3” 0-4 – “2”


Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

КГУ школа - гимназия № 103

Открытый урок

по русскому языку

в 5 классе

на тему:

«Правописание чередующихся гласных О-А

в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-»

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

школы- гимназии № 103

Дорофейчик О.И.

Алматы 2015.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

Тема урока: «Правописание чередующихся гласных а-о в корнях –лаг- ,-лож-,- раст-(- ращ-), -рос-»

Цели урока :

1.Познакомить учащихся с правописание чередующихся гласных А//О в корнях –лаг- -лож- раст-(- ращ-) -рос-;

2. Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне

3. Уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.

Оборудование : карточки

Ход урока

Перед началом урока учащиеся делятся на две группы, в каждой группе выбирается координатор.

Оценки учащимся выставляются после выполнения каждого задания в виде лепестка ромашки: 5 - красный, 4- желтый, 3 - зеленый. В конце урока подводятся итоги. Какого цвета больше, ту оценку и получает команда.

    Вступительное слово учителя.

Словарно - орфографическая работа: «Угадай словечко»

В…т…ран, в…трина, те…итория, ми…ион, здра…твуйте, в…н…грет, профе…ия, р…машка, п…стух.

2. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

Б…гровый Уд…вительный

С…реневый Пр…лестный

К…бинет Увл…кательный

В…лшебник Ед…ница

Л…ловый Зап…х

По какому принципу слова распределены в две колонки?

3. Работа с таблицей

Ребята, какие виды корней с безударной гласной вы знаете. Заполните таблицу.

Запишите предложение и найдите главные члены предложения

Туристический лагерь располагался в прекрасном лесу.

Найдите в предложении слово с чередующейся гласной (располагался)

Разберите слово располагался по составу

Измените слово так, чтобы корень был -лож- (расположился)

О чем мы будем разговаривать сегодня на уроке?

4. Наблюдаем: от чего зависит написание?( работа по группам )

Предл а гать – предл о жить р а сти – выр а щивать

Сл а гаемое – сл о жить р а стение – зар о сли

Прил а гательное – прил о жение выр а сти – выр о с

Учащиеся вместе с учителем формулируют правило.

После чего координаторы каждой группы переходят в другую группу и объясняют правило.

5. Применение. Формирование умений и навыков.

(Работа проводится в группах)

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

1 группа:

Изл…гать план,

Прол…гать путь,

Написать изл…жение,

Обл…жка тетради,

Прил…гать усилия

Простое предл…жение,

Возл…жить цветы.

2 группа:

Подросли, заросли,

вырастить, зарастать,

водоросли, растить,

пророс, растение,

подрастают, выращенный.

Перепишите текст. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.

    Лет до ста р…сти нам без старости. 2.Тени л…жились по пыльной дороге. 3. Перед сном пол…гается чистить зубы. 4. Носильщики предл…гали свои услуги пассажирам. 5. Выр…сла я, липка, тоненькой и гибкой. 6. В садах и огородах выр…щивают культурные р…стения. 7. Изл…гайте свои мысли чётко и внятно .

6. Итог урока:

1. Расскажите о правописании безударных гласных в корне слова. На какие группы делятся?

2. Расскажите о правописании безударных проверяемых гласных в корне слова.

3. Расскажите о правописании безударных непроверяемых гласных в корне слова.

4. Расскажите о правописании безударных чередующихся гласных в корне слова:

Правописание ЛАГ – ЛОЖ.

Правописание РАСТ – РАЩ – РОС.

Выставление оценок командам.

7. Этап рефлексии

Ребята, а сейчас я попрошу вас создать «ромашку настроения». Если у вас отличное настроение и вам очень понравился урок, то прикрепите зеленый лепесток, если настроение не изменилось в течение этого времени то прикрепите синий лепесток, если настроение стало хуже, то красный , а если вы затрудняетесь то тогда белый.

Спасибо за урок.

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о.

гар - гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением - а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

зар - зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением - а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).

кас - кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением - о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а - в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением - только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж - о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

мак - мок - моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть; буква о - в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч - всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.

плав - плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением - только а: пла́вать, лесоспла́в.

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, - буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) - буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст - буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.

скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением - о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.

2. Корни с буквами и и е.

блес(к,т) - блещ - блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и - перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).

лип - леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением - и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

24. Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-). Правила

В корне -лаг- / -лож- на месте безударного гласного
перед г пишется буква а,
перед ж – буква о:

В корне -рос- / -раст- (-ращ-) на месте безударного гласного
перед с пишется буква о,
перед ст, щ – буква а:

росли – растение – приращивание.

отрасль, росток, на вырост, ростовщик,

Ростов, Ростислав и слова, от них образованные.

Задачи на тему «Буквы о – а в корнях -лаг- / -лож-, -рос- / -раст- (-ращ-)»

Изл гать, ул житься, предпол жение, пол г, распол гать, разл жить, пол гаться, пол жение.

Р стить, Р стислав, нар щение, выр сший, Р стов, выр стить, пор сль, р сток, выр щенный, отр сль, водор сль, повзр слеть.

Пол жить на стол, выр сший в деревне, краткое изл жение, прил гать усилие, думать предпол жительно, отр сль знаний, младший возр ст.

Вставьте пропущенные буквы.

Предпол гаемый ответ, отл жить на завтра, трудное пол жение, р сток дерева, возл гать надежды, морские водор сли, предл гать помощь, распол жение комнат, шум возр стал.

Возр стать, р стение, взр слый, взр слеть, возр ст, выр стить, отр сток, прор стать, р сти, выр щенный, зар сли.

Сл жить вещи, неотл гательный вопрос, отл жение минералов, пол г над кроватью, выл жить мозаику, прор стание корней, комнатные р стения, вр сти в песок, перер сти сверстников, старый р стовщик, позар стали дорожки.

school-assistant.ru

Правописание чередующихся гласных «о» и «а» в корнях -лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-. 6-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (197,1 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

о б р а з о в а т е л ь н ы е

  • учить правописанию и употреблению данных корней, показать условия, от которых зависит правописание гласных;
  • учить правильному написанию слов с чередующимися гласными;
  • закрепить умения в разборе слов по составу;
  • р а з в и в а ю щ и е

    • развивать самостоятельность учащихся при выполнении заданий;
    • способствовать развитию образного мышления, внимания.
    • в о с п и т а т е л ь н ы е

      • формировать интерес к изучению предмета.

      Тип урока: повторительно-обобщающий.

      Формы работы: индивидуальная, коллективная.

      Оборудование урока: экран, проектор, ноутбук, презентация.

      Ход урока

      1. Организационный момент урока.

      2. Актуализация пройденного материала.

      Вопрос: По каким признакам вы различаете, когда в корнях -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар- надо писать безударную гласную О и когда безударную гласную А?

      — в корнях -лож-лаг- в безударном положении пишется а перед г , буква о — перед ж : предпола гать, предполо жение.

      — в корнях — раст-рос- в безударном положении пишется а перед ст, щ, в остальных случаях— о:

      расти, выросла (не перед ст, щ).

      Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав, отра сль.

      — в корнях -кос-кас- в безударном положении пишется а, если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях -о: касаться- коснуться(нет а ).

      — в корнях -гор- гар- написание гласного зависит от ударения. Под ударением пишется а , без ударения- о : зага р, заго рать.

      Составление таблицы: Слайд №3

      Чередующиеся гласные зависят

      Устная разминка. (Слова выводятся на экран).

      №1.В каком слове ударение падает на третий слог? Слайд № 4

      №2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня? Слайд № 5

      прик..саться, обм..кивать, предуг..дать.

      г..релый, зар..стают, прит..щить.

      отр..сль, зам..рать, подп..лзти.

      заг..релый, к..снуться, р..стовщик.

      №3.Отметьте ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О? Слайд № 7

      Пол..гать, пол..жить, прил..жение.

      предл..гать, сл..жение, сл..гать.

      Пол..жить, ул..жить, изл..жение.

      Сл..гаемое, пол..гаться, возл..жение.

      №4. Укажите неверное объяснение написания слова. Слайд № 9

      ТуЧ- существительное мн.ч., родительного падежа на шипящий, ь не пишется.

      граММатика- двойные согласные в корне.

      холщОвый — в суффиксе прилагательного под ударением пишется О.

      Индивидуальные задания(письменные):

      • запишите как можно больше глаголов с корнем -лаг- лож-, используя приставки по-, при-, про-,с-, воз-, из-, до-.
      • составьте 4 предложения с данными словосочетаниями: восклицательное предл..жение, распол..гаться на ночлег, комнатные р..стения, заг..рает на солнышке.
      • используя приставки за- , пере-, в-, про-, вы-, образуйте слова с корнем -рос- раст- ращ-. От полученных глаголов образуйте форму прошедшего времени множественного числа.

      Словарный диктант с последующей взаимопроверкой (слова выводятся на экран). Слайд № 11

      Коснуться абажура, выгореть на солнце, уложить вещи, слагать стихи, доросли до небес, вырастала ёлка, журнал с приложением, возлагать ответственность, приехал из Ростова, газовая отрасль, ростки подснежников, выращивают растения, угарный газ, подростковый возраст.

      Работа с текстом . Слайд № 12

      1) Подростковый возр..ст характеризуется интенсивным р..стом.

      2) Действительно, никогда человек (не) р..стёт так бурно, как в этом возр..сте.

      3) Во-первых, перестраивается опорно- двигательный аппарат: нар..стает мускульная сила.

      4) Во- вторых, у подр..стка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы.

      5) Р..стут лё(г,х)кие, увеличивается их объём и поверхность.

      6) Словом, всё направлено на то, чтобы потребность бурно р..стущего организма была удовлетворена.

      Словарная работа. Слайд № 13

      Интенсивный — напряжённый, усиленный.

      Бурно — резко, стремительно.

      Задания к тексту.

      1.Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

      2. Придумайте заголовок, определите тему, основную мысль.

      3.Определите стиль текста. Слайд № 14

      4.Определите тип речи. Слайд № 15

      4) рассуждение и описание

      5. Укажите верную морфологическую характеристику слова возраст (предложение 1) Слайд № 16

      1) одушевлённое существительное, средний род, 2-е склонение

      2) неодушевлённое существительное, средний род, 1-е склонение

      3) неодушевлённое существительное, мужской род, 1-е склонение

      4) неодушевлённое существительное, мужской род, 2-е склонение

      6. Каким членом предложения является слово подростковый (предложение1) Слайд № 17

      7. Укажите способ образования слова усиленно (предложение 4) Слайд № 18

      8. В четвёртом (4) предложении найдите имя существительное, относящееся ко 2-му склонению. Напишите это существительное в форме именительного падежа. Слайд № 19

      9. Во втором (2) предложении найдите одушевлённое имя существительное. Напишите это существительное. Слайд № 20

      10. В предложениях найдите слова, правописание которых определяется правилом: «В корне -раст- рос- безударная а пишется перед ст, щ.» Слайд № 21

      Подведение итогов урока.

      Домашнее задание.

  1. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Трудно ли быть подростком?».
  2. Индивидуальные задания:

а) Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте корень с чередованием а/о : сл..жить, дол..жить, изл..гать, отр..слевой, р..стительность, пор..сль, заг..реться, уг..рный, з..рница, заг..р, приг..реть, к..сательная, прик..сновение.

б) Найдите слова с корнями -лож-лаг-, -рос-раст-ращ-, -кос-кас-, -гор-гар-. Выпишите их и объясните написание.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Примеры слов с корнем лаг-/лож-, гар-/гор-

Не все­гда без­удар­ный глас­ный в корне сло­ва мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем. В неко­то­рых сло­вах рус­ско­го язы­ка про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние глас­ных, как и в кор­нях л а г-/л о ж- и г а р-/г о р- .

В корне л а г- пишет­ся бук­ва «а» , если за кор­нем сле­ду­ет суф­фикс -а- , в осталь­ных слу­ча­ях пишет­ся корень л о ж-, напри­мер: