Русские народные обереги. Защитные символы предков: славянские обереги и их значение


«Хранит от сглаза оберег, не подпуская злые силы…» – десятки пословиц и поговорок еще раз подтверждают силу и уникальные защитные свойства оберегов древних славян. Все амулеты наших предков основаны на тесной связи с матушкой-природой и наделены глубоким сакральным смыслом. Способны ли древнеславянские обереги и символы помочь нам в современной жизни? Ответ на этот вопрос – в нашей статье.

Древнеславянские обереги: история и современность

Обереги и талисманы глубоко почитались нашими предками – древними славянами. Они хранили их в своих жилищах, брали с собой в дорогу и военные походы. Древнерусские амулеты обладали мощными защитными свойствами.

В основе верований древних славян всегда лежало обожествление сил Природы

Важно отметить, что наши предки-язычники совсем по-другому воспринимали и оценивали окружающий мир. Исходя из этих воззрений, формировались особые верования и ритуалы. В основе язычества лежит уважение, поклонение, а также страх перед мощью и силой Природы. Дабы уберечь себя от всевозможных негативных воздействий, древние славяне придумали целый ряд оберегов. Их значение могло быть разным, но большая их часть воплощала в себе функцию защиты человека от злых сил и влияний.

Древнеславянские символы и обереги абсолютно не изменились с течением времени. Выглядят они точно так же, как и столетия назад. Многие из них дошли до наших дней через связь поколений. Утраченные символы с амулетов были вновь воссозданы в результате археологических раскопок и исторических изысканий. Именно поэтому современные амулеты и обереги с изображением древних языческих знаков обладают такой же силой, что и в древности. Они будут так же оберегать своего хозяина от всяческой опасности и зла.

Выбирая для себя оберег прислушивайтесь к своим ощущениям - оберег вам всё подскажет

Древнерусские обереги издавна несут человеку удачу, способствуют успешному завершению любых дел и задумок. Как выбрать для себя подходящий амулет? Очень просто! Нужно внимательно прислушаться к себе, и вы сразу поймете, какой языческий оберег – «ваш», а какой – нет.

Обереги древних славян подразделялись на два вида:

  • женские;
  • мужские.

Женские обереги древних славян

За изготовление оберегов всегда отвечала хозяйка, старшая в роду

Женщинам изначально нужно было носить большее количество оберегов на себе. Ведь именно они являются хранителями человеческого рода. В древние времена в семьях за подбор и изготовление оберегов, как правило, отвечала женщина. Причем, это должна была быть самая взрослая представительница семейства. Амулеты изготавливались ею единолично и в полной тишине. Крайне важно было настроить все свои мысли на правильный лад во время этого сакрального процесса.

Обычай использовать всевозможные предметы, которые, благодаря своим магическим свойствам, являлись особыми личными помощниками, пришел к нам с древних времен. В далекие времена на Руси очень активно применялись разнообразные вещи с целью достижения определенных целей. В силу своих уникальных и необъяснимых возможностей, такие магические помощники помогали защищаться от разных неприятностей, исцеляться от недугов, а также притягивать в свою жизнь богатство, счастье, удачу. Именно к таким вещицам относятся обереги и амулеты наших предков, о которых мы расскажем сегодня.

Амулеты и обереги, а также талисманы, представляют собой такую категорию магических артефактов, которые способны привлекать в жизнь своего обладателя и его семьи только положительные и благоприятные события, одновременно ограждая от всяческих бед и проблем.

Все древнерусские артефакты, которые наши предки связывали с воплощением собственных желаний, предполагают определенные магические свойства. В общем, всевозможные магические вещицы несут единое значение. Однако, действие каждого может быть направлено на разные сферы. Так появилась первая классификация древних артефактов.

Все известные нам сейчас магические изделия, которые составляют наследие древних жителей Руси, подразделяются на три категории:

  • Обереги. Эти магические предметы оказывают соответствующее своему названию воздействие – оберегают, ограждают, защищают. Они составляют раздел вещей, относящихся к низшей ступени влияния. Такое воздействие, оказываемое оберегами, способно влиять как на самого обладателя вещью, так и на все его окружающее. Оберег обязательно имеет магические защитные способности. Каждый такой предмет направлен на защиту своего владельца, но дополнительно (по желанию обладателя) может привлекать к нему разные блага – удачу, материальные блага, счастье, любовь.
  • Амулеты. Как и обереги, эти изделия могут выглядеть совершенно по-разному, но будут оказывать благоприятное воздействие на своего хозяина. Выражаются способности амулетов в том, что такие предметы, скорее, приманивают к человеку определенные события. У подобных изделий нет привязки соответственно цветовой гаммы либо формы, что подтверждают многочисленные картинки и фото в сети, однако, они также защищают от разных неприятностей своих хозяев. Подтверждением тому является еще и перевод самого названия, ведь на латыни понятие «амулет» означает «средство защиты».
  • Талисманы. В отличие от предыдущих магических помощников, талисманами считаются особые предметы, используемые для достижения конкретных целей. Все такие вещицы характеризуются средней ступенью воздействия, оказываемого не на владельца талисмана, а на окружающие его события и предметы. В большинстве случаев, талисманы обладают устоявшейся формой и символизируют определенные обычаи.

В целом, все эти магические помощники (обереги, амулеты, а также талисманы) несут в себе единый сакральный смысл. В то же время, у каждой такой вещицы есть свое, индивидуальное предназначение. Именно поэтому, решив обзавестись одним из древних артефактов, стоит изучать не только внешний их вид по фото и картинкам, но и их магические способности.

Разновидности магических предметов

Еще одной классификацией всех магических предметов (оберегов, амулетов, талисманов) является деление их по принципу применения. Согласно этому, все дошедшие до наших времен магические предметы можно разделить на:

  • Предметные (вещественные), к которым относятся и талисманы, и обереги, и амулеты. Предметные магические помощники представляют собой определенную вещицу или изделие, которое наделено специфичной энергетикой, направленной на конкретную цель. В былые времена они могли представлять собой украшения, изделия из частей тела животных (клыки, лапки, рога), подушечки со сборами трав, подковы, булавки, пр.;
  • Символичные (ритуальные), которые представляют разные древние обряды, а также символы и знаки. Издавна до наших времен дошло немало обычаев и интересных артефактов, которые вполне могут считаться талисманами, амулетами или оберегами. Отличный пример тому — руны и солярные знаки древних славян. Также символичным защитным оберегом можно считать привычку креститься в опасных и непонятных ситуациях. Кроме того, популярной считается символика-вышивка на одеждах, предметах быта, стенах жилья и т.д.;
  • Словесные. Словесными могут быть только обереги. Произносимые в определенной обстановке, магические обереговые слова помогут человеку избавиться от проблемы, оградить себя от несчастья либо пережить сложную ситуацию. Как правило, это светлые заговоры и молитвы, посредством которых человек обращается к светлой магии с надеждой на просветление, перемены к лучшему. Также обереги, заговоры и молитвы могут применяться для активации амулетов, талисманов или для того, чтобы усилить защитные их свойства.

Зачастую, предметные и большинство символичных артефактов являются личными магическими помощниками, которые принято регулярно носить при себе. Выполнение этого условия является залогом эффективности оберега, амулета или талисмана. Еще одним важным условием, которого стоит придерживаться и в настоящем времени, считается личное использование предмета. То есть, чтобы подобного рода вещица не утратила своих неземных сил, ее не стоит передавать в чужие руки.

Практически все жители на Руси использовали обереги, амулеты. Некоторые с их помощью стремились привлечь в свою жизнь благоприятные события и всякие блага. Остальные, зачастую, обращались к магии в форме обереговых изделий с целью избавиться от проблем, исцелиться, предотвратить негативные последствия событий.

Классификация артефактов согласно видовой принадлежности

Древнерусскими оберегами и амулетами могли пользоваться все. Конечно, были особые магические вещицы, которые могли применять только лишь женщины, или только мужчины. Но были также и универсальные, которые могли пригодиться в решении разнообразных проблем, возникших в жизни представителей обоих полов, в том числе детей.

Одновременно с этим, существуют разные виды оберегов и талисманов, которые лучше подбирать не по фото и картинкам, а в соответствии с конкретными критериями. Так, например, есть три категории магических предметов, позволяющие осуществить правильный выбор:

  • Общепринятые, традиционные. Это могут быть, как древнерусские обереги и талисманы, так и египетские, скандинавские, прочие. Как правило, все они появились в древние времена, когда люди больше верили в божеств и божественную силу, наделяющую все окружающие предметы и вещи. К таким магическим артефактам можно смело отнести китайские монетки, славянские подковы, египетские статуэтки и многое другое;
  • Соответствующие конкретным знакам зодиака. Такие магические помощники подбираются с учетом даты рождения человека. Учитывая соответствие даты появления на свет и относящегося к этому периоду артефакта, можно добиться великолепных результатов. Правильно подобрав талисман, амулет либо оберег в соответствии с днем своего рождения, с его помощью можно быстро и просто достичь поставленных целей. Самыми яркими примерами этой категории артефактов являются камни-талисманы, растения и цветы, драгоценные и полудрагоценные камни, животные;
  • Личные, передаваемые по наследству. В большинстве случаев, такие обереги, амулеты изготавливаются своими руками и в дальнейшем передаются из поколения в поколение. Если брать в пример древнерусские традиции, то яркими представителями этой категории изделий являются куклы-мотанки, одежда с национальной вышивкой, украшения.

Какими были обереговые предметы на Руси?

На Руси в каждой семье были свои амулеты, обереги, которые применялись как для защиты, так и для привлечения всевозможных благ. Наши древние предки верили, что с такими магическими помощниками они будут под покровительством божеств, под их защитой.

Согласно поверьям и легендам, дошедшим до наших дней, обычаи использовать (изготавливать самому) магические предметы появились у славян-язычников. С тех пор немалая часть этого наследия живет на страницах современной истории. Многие из современных людей, желающих изменить свою жизнь и привлечь в нее счастье, удачу, богатства, прибегают именно к таким вещицам. Тем более, что выбор древнерусских магических артефактов очень широк, и каждый желающий сможет подобрать себе оберег либо амулет в соответствии со своими пожеланиями и нуждами. Ниже мы приведем самые распространенные варианты с фото, какие амулеты, обереги, а также талисманы жителей Руси являются популярными в наши дни.

Самые простые магические помощники

Среди таких магических помощников есть как обереги и амулеты, так и талисманы. Они могут выглядеть совершенно по-разному, но всех их объединяет практичность.

К самым простым можно отнести:

  • повязанная на запястье шерстяная нить красного цвета ограждает от сглаза и порчи, благодаря чему активно применяется в условиях современного мира для защиты взрослых и детей;
  • приколотая к внутренней стороне одежды булавка, ограждающая от злых людей, недобрых пожеланий и взглядов;
  • вставленная в дверной проем игла с белой нитью, завязанной на три узла, – оградит дом от напастей и врагов;
  • символизирующий чистоту оберег-веник, который изготавливается из натуральных компонентов и подвешивается на видном месте в доме для его защиты;
  • подкова, подвешенная над входной дверью – не только защитный талисман, но и своеобразный «магнит» для удачи;
  • колокольчик у входной двери – отпугивающий нечисть и злых духов амулет.

Оберегающие знаки

У славян была широко распространена традиция использовать для защиты и привлечения удачи, счастья, любви, разные символы и сакральные знаки. Это могли быть как руны (нанесенные на деревянные плашки либо камни начертания), так и солярные символы, обозначающие определенные возможности и божества.

Самым популярным оберегом на Руси считался вышитый рушник. Он был семейным обереговым талисманом, который ограждал семью от невзгод и проблем, а также помогал сохранить в течение долгих лет любовь супругов.

Разные символы наносили также и на оружие, предметы обихода, одежду. Даже сейчас можно встретить национальную символику в народных убранствах. Такая традиция поддерживается до сих пор. Во многих семьях и сейчас расшиваются символами и сакральными славянскими знаками рубахи и платья.

Зачастую на славянских артефактах можно найти следующие символы:

    • Солнце (Солнцеврат). На фото можно увидеть, что символ отдаленно напоминает небесное светило. Такой знак является олицетворением Ярилы, бога солнца, и обозначает непрерывное, постоянное движение, цикличность всего происходящего. Амулеты, а также обереги с таким символом не только защищают своих владельцев, но и позволяют ему с легкостью преодолевать различные неприятности;

  • Коловрат – наиболее распространенный символ у славян, который использовался почти во всех орнаментах. Это универсальный оберег, который могли применять как женщины, так и мужчины. Помогал такой знак продлить жизнь, одержать победу, отогнать темные силы;
  • Цвет Папоротника (Перунов Цвет) – защитный оберег, ограждающий от напастей своего владельца и одновременно притягивающий к нему удачу, везение, богатство. Издавна верили, что обладающий таким артефактом сможет раскрыть в себе новые таланты;
  • Обережник – универсальный символ, соединивший в себе несколько элементов от разных знаков, что видно на фото. Сочетающий в себе сразу несколько возможностей, такой магический помощник будет и защищать своего хозяина, и даровать ему счастье, благополучие, притягивать в его жизнь удачу, процветание, здоровье.

Окружающую природу и все происходящие события, которые наши древние предки-язычники считали посланиями богов, воспринимали, как своего рода знаки. Такую же ассоциацию вызывали у них и дары природы. Разные камни, ставшие ископаемыми находками славян, символизировали разных божеств, а посему использовались с определенными целями.

В настоящее время магические свойства самоцветов (драгоценных и полудрагоценных камней) также активно используются. Многие люди сейчас прибегают именно к таким методам воздействия на окружающий мир, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Как правило, камни-обереги подбираются в соответствии с датой рождения человека. Согласно классификации всех камней по знакам зодиака, появившимся в определенный период людям, будут импонировать конкретные камни.

Сейчас такие талисманы и обереги являются наиболее распространенными, так как их проще всего найти. На данный момент подобного рода магические вещицы есть на прилавках сувенирных магазинчиков и в эзотерических лавках. Обратившись к оберегам в виде камней, стоит помнить основные правила их выбора. Так, например, будущий магический помощник не должен вызывать неприятные ощущения при контакте с ним. Взяв в руки понравившийся камень из тех, которые будут соответствовать по знаку зодиака, человек должен ощущать теплоту и комфорт. От того, насколько правильно будет подобран камень-оберег или другой амулет, будет зависеть его эффективность.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМЕРОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РУССКИЕ ОБЕРЕГИ»


участники проекта : студенты группы ТШ-71

руководитель: Куприянова Инна Владимировна, преподаватель дисциплины «Флористика и бумагопластика» (факультатив)

Цель проекта:

· познакомить студентов с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.

Задачи проекта:

· закрепить знания о символах и древних образах;

· развивать творческий потенциал студентов;

· воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

План выполнения проекта


1. Изучение русских оберегов, их значении в жизни русских крестьян

2. Изготовление оберегов

3. Презентация проекта


Тема «Обереги» меня очень давно заинтересовала. Как – то давно мы с мамой были на выставке картин на ВВЦ (Всероссийский Выставочный Центр) и там я увидела этих смешных и забавных домовых. Мы долго стояли рядом с витриной и рассматривали поделки. Это были различные венички, плетени, ложки, косички, лапоточки, домовята. Каждый оберег был не похож друг на друга, но в тоже время у каждой работы был свой характер, своя душа, в этих работах было столько тепла и добра. Особенно меня поразило из чего, они были сделаны. Это были различные злаки, зерна, шишки, травы, сухие цветы, ягоды, грибы (из соленого теста), семечки, кора и веточки деревьев, различная тесьма, лоскутки ткани и т.д. Казалось ничего особенного, но в тоже время хотелось их взять в руки и смотреть на них и смотреть.

Поэтому мне бы хотелось познакомить других с оберегами – домовушками, потому что люди верили, что в каждом живет домовой, которого надо задабривать, иначе он сердится и вредит обитателям дома.

Цели и задачи проекта

1. ИСТОРИЯ РУССКИХ ОБЕРЕГОВ, ИХ ЗНАЧЕНИИ В ЖИЗНИ РУССКИХ КРЕСТЬЯН

Многовековая история культуры неразрывно связана с народными поверьями. Они пришли к нам из глубины времен как память о наших предках, первые попытки понять окружающий мир, оградить себя от неблагоприятных событий. Народные обычаи и поверья со временем менялись вместе с изменениями в культуре народа.

Древние славянские обычаи и обряды не были забыты и после прихода христианства на Русь. Православная церковь проявила мудрость и терпимость. Поэтому христианство лишь потеснило, но не уничтожило традиционное мировоззрение.

На протяжении тысячелетий не один дом на Руси не обходился без оберегов. Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, а также обычные предметы домашнего обихода: квашня, веник, кочерга, лапти и др. широко применялись и в обрядах. Люди верили, что обереги охраняют их от болезней, «дурного глаза», хищных зверей, стихийных бедствий и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме и земле.

Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жилье и другие аспекты жизни. Но неизменным оставалось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов своей семьи от невзгод. Наши предки защищали его с помощью правильного расположения на месте, соблюдали специальные ритуалы при выборе места и строительства, а после постройки - при помощи самых разнообразных символических изображений. Правильно построенный дом сам по себе был наилучшей защитой от возможных бед и неприятностей.

Наши предки прекрасно знали, что от того, насколько правильно выбран участок для строительства дома, зависит вся дальнейшая жизнь на новом месте. По этой причине так много значения придавали они вопросам выбора места и соблюдению ритуала строительства. Эти убеждения берут начало в глубокой древности, и сегодня многие из них могут показаться нам необычными суевериями, а другие, напротив, полными глубокого скрытого смысла.

Так, в древности нельзя было построить дом на месте, куда попадала молния, покинутом людьми из-за стихийных бедствий или болезней. Не строили дом и вместе, где были найдены человеческие останки, были совершены тяжелые преступления, кто – то получил тяжкие увечья, где сломалась оглобля или опрокинулась телега. Традиционным было уважение к кладбищам.

Поэтому традиционный славянский дом обычно строился как модель Вселенной. Печь представляла собой символ Земли, а находящийся напротив красный угол с иконами – Солнце и Бога на небе … Культ дома - один из древнейших, поэтому столь солидный возраст имеют и представления о необходимости защиты дома от реальных и невидимых недругов.

Главным естественным рубежом дома являются стены, проёмы и крыша, которые в деревянных домах охранялись с помощью символической резьбы. Дверь тоже служила естественным оберегом. В домах у дверей вешали специально вытканные шторы, обводили проём по контуру красной глиной.

При рождении ребенка наддверной коробке делали зарубку топором как сообщение о прибавлении в семействе. Существовал в деревнях и обычай не запирать дверь на замок, держать их открытыми для всех, кто приходил с добрыми намерениями.

Наибольшей обереговой силой наделялся порог. Хорошо известны приметы, что нельзя что-либо передавать через порог, разговаривать и здороваться через порог, стоять на пороге. При переходе этого рубежа существуют многочисленные, как языческие по происхождению, так и христианские, молитвы-обереги.

Старались наши предки защитить и двор. Граница личного пространства проходит по ограде вокруг двора и защищается с помощью ряда символических предметов. Это могут быть, например, горшки и крынки, подковы, старые лапти и т.д., которые вывешивают на ворота и ограду, сеть, которую набрасывают на забор или плетень. Считалось, что таким образом можно отпугнуть хищных птиц и уберечь домашнюю живность. Также на кольях забора или плетня развешивали камешки с отверстиями, так называемых «куриных богов», тоже имеющих обереговое значение. В наше время внимание к внешней границе двора - ограде почти исчезло, тем не менее, по-прежнему жива традиция – прибивать на ворота подкову на счастье.

Статуэтками – оберегами являются флюгера, которые помещали на крыши домов. На Руси чаще всего это были конь или петух. Этот оберег защищал дом от всяческих напастей.

Обереги сопровождали жизнь крестьянина от рождения до самой смерти. Главными повседневными оберегами русских в Х1Х – начале ХХ века был нательный крест и пояс. Крест на младенца надевался часто еще при родах, чтобы ребенок не умер некрещеным. За некрещеного, согласно народным верованиям, не мог заступиться его ангел-хранитель.

Следующий свой оберег, по народным поверьям, ребенку давался самой природой, как только у него вырастал первый молочный зуб. До того он считался особо доступным проискам нечистой силы, из-за чего его не принято было оставлять одного ни на минуту.

Обереговую функцию несла также накидка на зыбку, которую принято было шить из материнской юбки. Под подушкой в зыбке принято было держать для оберега два скрещенных ножа, раскрытые крестом ножницы, рукописную молитву «Святые помощи» (90-й псалом) или «Молитву Честному кресту».

От духов, которые, по поверьям, проникали в дом снаружи, дитя оберегали веником для пола, поставленным на ночь на порог. Вместо веника на порог часто клали топор лезвием вверх. Оберегом от сглаза младенцу служили мазки сажи за ухом или на тех частях тела, где его кости образовывали «крест».

Пояс первый раз на младенца надевали у печного столба по достижению им года, но если он умирал до этого срока, то в гроб клали подпоясанным.

С семи лет для оберега от сглаза начинали носить булавку. Мужчины для оберега носили в кармане гвоздь или другой острый предмет.

На свадьбу жених и невеста брали для оберега от колдовства молитву «Отпуск», которую покупали у колдуна родственника или знакомого. Невесте в подол втыкались иголки с отломанным ушком, жениху такие иголки втыкались в поясную часть брюк. Жених и невеста могли носить с собой для оберега лук и чеснок, ртуть в гусином перышке, жених под пятку в правый сапог клал серебряный рубль или плоский камень. Дополнительным оберегом в день свадьбы ему служил ремень, никогда не одевавшийся на человека. Свадебные обереги носились новобрачными в течение 40 дней после свадьбы.

Вся жизнь русского народа была пронизана благодарным и уважительным отношением к природе, в которой присутствуют мифические существа, обитающие в воде, земле, воздухе, огне, лесе, поле (лешие, водяные, полевые, домовые, кикиморы, берегини и др.). За разные стороны жизни и быта отвечали те или иные хозяева или помощники. Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его.

На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам “соседушка” устраивает мелкие неприятности: стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке, на венике: “вот те сани, поезжай с нами”.

Продолжая эти традиции, наши современные художники изготавливают образ домового и “домовушки”. Это – веник, коса, лопатка, венок, картина и т.д. на них изображены предметы домашнего быта, сделанные специально для домового. Они составлены из фольклорных славянских символов.

«Домовушки» чаще всего вешают на стену в кухне. Сделаны они из природных материалов: кожи, лыка, крупы, соленого теста, сушеных ягод и цветов. Основой «домовушки» может быть веник, мешочек, деревянная ложка, подкова, венок.

Все «домовушки» содержат похожий набор символических фигурок и предметов: миниатюрные веники, лапти и венки, плетеные скатерки, горшочки с кашей, выпечка, букеты сухоцветов. По традиции на нем должно находиться 12 предметов-символов, не больше и не меньше.

Каждый предмет имеет свое значение:

v веник символизирует чистоту в доме;

v чеснок и перец выгоняют нечистую силу;

v изделия из теста, злаковые - хлебосольность и достаток;

v букет сухоцветов - уют и красоту;

v семена подсолнуха - детей в доме;

v мешок – богатство, изобилие;

v горох и фасоль - мир и дружбу;

v коса – долголетие;

v фигурки мужчины и женщины – любовь и неразрывность уз;

v монетки, шишка – успех в делах, бизнесе;

v крупа – мир и лад в семье;

v домик – семья, дом, уют;

v кукуруза – здоровье у детей, взаимопонимание в семье;

v символ кувшина – вода, здоровье;

v лавровый лист – слава и успех;

v бессмертник – долголетие;

v мак – исполнение желаний


2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЕРЕГОВ

Обереги готовились издавна для защиты дома и их обитателей от плохих духов, болезней, для привлечения домового и задабривания его. Существует огромное количество разнообразных оберегов и сфер их применения.

Для оберега- веничка подходит собранные и высушенные магические растения.

Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:

1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.

2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

3.. Самые сильные обереги - те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.

4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.

5. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.

Если вы будете неукоснительно соблюдать все пять правил, вероятно, сделанный вами оберег действительно сумеет защитить своего хозяина от множества бед и напастей.

Обереговый веник

та красивая вещичка (веник) является одновременно украшением, оберегом и целой сказкой. Веник известен у многих народов как символ, оберегающий от зла, входящего в дом. На Руси было принято ежегодно менять обрядовый веник, выбрасывая его на перекресток дорог. Считалось, что с веником уходят беды, накопившиеся в течение года. Чем красивее и аккуратнее Ваш веник, тем значительнее его сила.

Веник легко сделать из растений семейства мятликовых. Для этого нужно растения связать в небольшие пучки (толщиной с указательный палец). Перевязку сделать посередине каждого пучка. Несколько пучков положить рядом, нижние части (соцветия метелочки) условно разделить пополам и сделать еще по одной перевязке ниже существующей, но уже захватывая в одну перевязку по две половинки рядом лежащих пучков. Верхняя часть и есть сама метелка, а нижняя - комель. Комель нужно плотно перевязать льняным или бумажным шпагатом, создав аккуратную и удобную ручку. Верхнюю часть метелки и нижнюю часть комля нужно аккуратно подровнять с помощью ножниц и ножа. Основа для «домовушки» готова.

Теперь на метелку нужно прикрепить элементы украшения и символы. Для каждого это украшение может быть индивидуальным, в зависимости от смысла, вкладываемого в его создание.

Если расположить оберег-веничек метелкой вниз, то он помогает выметать ссоры из избы, выгоняет нечистую силу.

Веничек, расположенный метелкой вверх – привлекает деньги в дом.

Обереговое панно

Роль оберегового панно такая же, как и у веника, на нем так же располагаются различные предметы, которые оберегают дом от зла, несут добро и понимание.

Мешочек

Мешочек всегда ассоциировался на Руси с богатством, он может быть украшен различными символам, а может просто стоять в углу, оберегая дом и неся в него достаток. Мешочки хранятся до тех пор, пока чувствуется травяной запах.

Расписанные яйца

На Руси также считалось, что расписанные яйца оберегают от бед и болезней

Урожайный оберег

Достаток в будущем году можно привлечь уже в этом, если к Покровам украсить дом урожайным оберегом. Создается этот символ на основе щедрых даров природы и служит не только талисманом благосостояния вашей семьи, но и прекрасным элементом декора. Ведь сегодня в украшении интерьера очень популярен стиль «кантри» - сельский, поэтому такой оберег будет модным и уместным практически в любой квартире. Прекрасно подходят сухоцветы, орехи, шиповник, чеснок, пшеничные колоски.

Легкие детали (сухоцветы, колоски, веточки, сухой укроп, физалис) просто просовываем под ленты. Более тяжелые (зубки чеснока, половинки ореха: разломанный пополам, он смотрится эффектней - лук-сеянку, фасоль) приклеиваем к лентам. Самые тяжелые элементы (целую головку чеснока, декоративную тыкву) крепим к поролону длинными швейными булавками в нескольких местах, а ветки рябины - степлером.

Подкова

Подковы счастья имеют декоративную функцию, а также функцию оберега и амулета. На протяжении веков подкова считалась приносящим счастье и защиту амулетом во всех странах, где подковывают лошадей. Частично это происходит оттого, что она сделана из железа и выкована кузнецом в очистительном огне, а частично оттого, что она своей формой напоминает, а потому и символизирует, молодой месяц.

На Руси издревле найти подкову на дороге считалось очень хорошей приметой. В некоторых регионах даже была выведена правильная последовательность действий при такой счастливой находке: поднять подкову, плюнуть на нее, загадать желание, бросить через левое плечо и идти своей дорогой, не оглядываясь. Но прижилась-то другая практика: взять подкову с собой и прибить над входной дверью или к порогу.

Легенды и всевозможные поверья о подкове, приносящей счастье, имеют под собой глубокие исторические и психологические корни. В ранние века, когда железо только начало проникать в Европу, оно было настолько дорогим, что любая вещь из железа считалась ценностью. А в крестьянском хозяйстве железо было еще большей редкостью, и поэтому найти подкову, из которой можно было изготовить что-либо для дома: нож, скребок или просто гвоздь, действительно было счастье.

У разных европейских народов есть свои легенды о значении подковы, как символа удачи, благодати и счастья. Самая известная из них – это англосаксонская легенда о Св. Дунстане и Дьяволе. К будущему Кентерберийскому архиепископу Дунстану (909-988) явился сам чёрт и попросил подковать ему копыто. Дунстан, который был ещё и кузнецом, согласился на такую сделку. Однако подковал дьявола так крепко, что тот, испытывая невероятную боль, попросил пощады. Взамен на свободу дьявол поклялся, что никогда не войдет в дверь, над которой висит подкова. Вероятно, эта христианская версия значения подковы как оберегающего предмета, была перенята христианами у древних языческих кельтов, которые верили, что прибитая над дверьми подкова в силе отразить вторжение потусторонних гостей.

В Древнем Вавилоне и Египте подкова, своей формой напоминающая форму прибывающей луны, была связана с культом богинь плодородия Астарты и Исиды.

Подковы всегда обладали какой-то магической силой, и многие сильные мира сего коллекционировали их. В кабинете австрийского императора Фердинанда I имелась большая коллекция всевозможных подков. Современные всадники и жокеи стремятся сохранить подкову лошади, на которой удалось выиграть приз или установить рекорд.

Но вот как вешать подкову? Рожками вверх или рожками вниз? И где именно ее вешать?

На Востоке, в Европе и Латинской Америке подковы вешают на стену рожками вниз – чтобы счастье лилось на вас. А вот англичане и ирландцы убеждены, что надо вешать ее рожками вверх, чтобы счастье не вытекало. Мексиканская подкова – украшенная лентами и монетами, ликами святых, висит высоко – трогать ее никому нельзя. А итальянцы, напротив, вешают подкову так, чтоб каждый вошедший ее задевал.

В России вешают рожками вниз. Но только не приверженцы учения фэн-шуй. Здесь мнение иное – подкова рожками вверх, чтобы дом был – полная чаша.

В наши дни подкова как талисман используется по-разному:

Прибитая над дверями рожками вниз защищает дом от зла;

Рожками вверх - привлекает в дом благополучие;

Помещенная на внутренней стороне двери выравнивает энергетику помещения, если в нем есть геопатогенные зоны, вредные для здоровья. С той же целью можно держать сувенирные подковы в изголовье спальных мест;

В автомашине будет охранять владельца от аварий и принесет ему удачу в делах;

Положенная в первую ночь полнолуния на подоконнике концами внутрь, начнет привлекать в дом деньги и всячески способствовать материальному благополучию;

Закопанная в землю у северо-западной стены дома, будет приносить удачу в сфере помощи и поддержки;

Если в доме по непонятным причинам плохо растут цветы, неподалеку от них разместите подкову.

Плетень

Ни один славянский дом не обходился в древности без оберегов, и одним из самых важных, бесспорно, был плетень. Ведь традиционное славянское подворье представляло собой настоящую модель мира и первым барьером на пути враждебных сил была именно ограда, плетень. Он выполнял защитные функции, не пуская во двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, глиняные горшки и старые лапти для отпугивания злых сил.

В наши дни нарядный оберег- плетень, повешенный на стену, защитит семью от голода, холода и болезней. Кроме того, переплетение прутьев символизирует тесные семейные связи, приятные новые знакомства и крепкие дружеские отношения.

Интересен и материал, из которого выполнен наш плетень. Немногие знают, что в волшебных сказках разных народов именно из ивы делали «волшебные палочки», а в Древней Греции ива была посвящена богине колдовства Гекате. Многие великие врачеватели прошлого писали о целебных свойствах ивы. Авиценна, Парацельс и другие ученые рекомендовали из коры и сока ивы при различных заболеваний.

На Руси распускающиеся ранней весной пушистые шарики козьей ивы стали главным символом Вербного воскресенья, одного из главнейших православных праздников, предшествующего Пасхе. Возможно, это связано с удивительной способностью ивы к возрождению – народная мудрость говорит об этом: «Ива и из тычка растет», или «Иву выкосили, а она снова выросла». И правда, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти наверняка прорастет, а случилось, что расти начали и ивовые плетни!

Домовенок

Домовые – это озорные и шкодливые духи вашего дома. Они могут сладости или вещицу какую-нибудь утащить, гриву конскую запутать, пошуметь да погреметь по ночам – хозяев попугать. Но если уважишь домового, угощение ему выставишь – лучшего помощника не найти. Он и по хозяйству управляется, и за домашней живностью приглядит, и от пожара убережет, и в болезни поможет!

По поверью многих народов, обитали домовые в близи огня – и тепло, и до вкусностей из печи рукой подать. Не позавидуешь хозяину, не пустившему домовенка у печки погреться! Домовые, конечно, существа добрые, но неуважительного отношения не потерпят – мстить и проказничать начнут!

Домовой переменчив и непредсказуем, как жизнь, как судьба дома или судьба семьи. Он может быть добрым, хитрым, озорным, равнодушным и даже вредным. От уважительного отношения к домовому зависело счастье и благополучие дома. Домовой – это невидимая душа дома, покровитель жилья и людей, живущих в нем. Он идеальный хозяин, вечный хлопотун, иногда ворчливый, иногда озорной, но всегда заботливый и добрый. Нерадивым хозяевам «суседушка»устраивает мелкие неприятности – стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Считалось, что в отсутствие людей домовой по ночам принимает облик хозяев, расхаживая в доме и по двору, пугает воров. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству

Коса-домовушка

Нарядная коса-домовушка может служить не только для украшения интерьера. Есть у нее еще одна чудесная особенность - задобрить невидимого покровителя вашего дома – домового. Роскошную косу можно подарить своему домовенку, а можно и в дом своих родных, соседей или друзей отдать. Получить такой подарок приятно любому. Такая коса символизирует возрастание благополучия, а ее плетение означает согласие и единство всех членов семьи. Коса является и символом бесконечности вашего рода.

Лапоть

Обувь тоже могла быть оберегом.

В обувь прятали подарки, да и сама обувь могла быть ценным подарком – ее дарили молодые люди. Желающие сказать девушке о своих чувствах.

Считалось, что обувь красного цвета оберегает человека от негативной энергии.

С обувью связано много гаданий и поверий – во время гадания девушки становились спиной к воротам и перебрасывали на улицу валенок. В какую сторону покажет носок, оттуда ждать сватов.

Лапоть издавна был на Руси оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него клали гостинцы для домовых.

Техника безопасности

1. Требования охраны труда перед началом работы

1.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

1.2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.

1.3. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

1.4. Убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, наличии диэлектрического коврика на полу около машины.

2. Требования охраны труда во время работы

2.1. Храните иголки и булавки в определенном месте (подушечки, специальные коробки и тд.), не оставлять их на рабочем месте.

2.2. Не использоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

2.3. Шить иголками только с наперстком.

2.4. Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

2.5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.

2.6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.

2.7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.

2.8. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва.

2.9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.

3. Требование охраны труда в аварийных ситуациях

3.1. При появлении неисправимости в работе швейной машины прекратить работу, отпустить педаль пуска электрической швейной машины и сообщить об этом учителю (преподаватель, мастеру). Работу продолжать только после устранения неисправимости.

3.2. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.

3.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

3.4. При поражении электрическим током оказать пострадавшему первую помощь, при отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или непрямой массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4. Требование охраны труда по окончании работы

4.1. Отключить электрическую машину от сети.

4.2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.

4.3. Провести влажную уборку помещения и его проветривания.

4.4. Тщательно вымыть руки с мылом.

3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Экспозиция оберегов участвовала в выставке студенческого творчества ГОУ СПО КПТК, областной студенческой выставке творческих работ студентов, на выставке Дней немецкой культуры.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОЛЛЕКЦИИ


Стоимость сырья, материалов, фурнитуры

Наименование материалов

Единица измерения

Затраты на единицу изделия

Норма расхода

Цена, руб.

Сумма, руб.

Ткань х/б

Клеевая ткань

Нитки мулине

Пуговицы

ИТОГО:

Калькуляция статей себестоимости

Наименование статей затрат

Затраты на единицу, руб.

Сырье, материалы и фурнитура

Реализуемые отходы

Транспортно-заготовительные расходы

Заработная плата ППП


Дополнительная заработная плата

Отчисления на социальные нужды

Общецеховые расходы, 1,5 %

Общехозяйственные расходы, 1,5 %

Прочие производственные расходы,10%

Итого себестоимость изделий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Выполнение проектов в студенческих группах ТШП-41 , ТШП-31, ПЗ-31 вызвали интерес у обучающихся. Эта работа принесла моральное, эмоциональное и творческое удовлетворение. Через костюм студенты узнали историю, культуру, быт, традиции русского народа, научились видеть красоту, поняли насколько важно сохранить национальную культуру и как можно использовать элементы русского народного костюма в моделировании современного костюма.

Главным итогом работы был не только сам костюм, а те воспитательные, развивающие и обучающие цели, которые ставятся преподавателем на каждом уроке: самостоятельная деятельность учащихся, реализация их личного творческого потенциала, повышение самостоятельности, ответственности, формирование умений работать в коллективе, планировать и принимать решения, оценивать полученные результаты. Учащиеся приобретают бесценный опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Конечно, работа по методу проектов требует от педагога много сил, подготовки и терпения. Именно педагог - инициатор интересных начинаний. В определенном смысле, педагог перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он, как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и творческими способностями. Педагог своим личным примером должен показать студентам как можно и нужно правильно скоординировать работу, каким образом можно преодолеть возникающие трудности. Любовь к делу, которому ты служишь – это залог успеха.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артемьева, Е. Алешинский наряд [Текст] /Е. Артемьева// Чудесные мгновения. Серия: Традиционный костюм.- 2005.- №5.- С.5-34

2. Ивановская, В.И. Русские орнаменты [Текст] / В.И. Ивановская - М.: Издательство "В.Шевчук".- 2006.- 224 с.

3. Каршинова, Л. Русский народный костюм. Универсальный подход [Текст] / Л. Каршинова – М.: Белые Альвы.- 2005.- 64 с.

5. Русский традиционный костюм [Текст]: иллюстрированная энциклопедия/ А. Соснина, И. Шангина.- СПб.: Искусство-СПБ.- 2006.-400 с., ил..


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Древнерусские привески и амулеты XI - XIII веков. Очередным подтверждением того, что обереги носились в связках, стала находка, сделанная в районе города Торжка Тверской области

(Таблица, № 1). На бронзовой проволоке были подвешены два звериных клыка и два бронзовых оберега: зооморфное существо (рысь?), тело которого украшено циркульным орнаментом, и ложечка. С определенной долей уверенности можно утверждать, что данный набор оберегов принадлежал охотнику, так как три из них символизировали защиту от «лютого зверя», а ложечка олицетворяла сытость, успех на охоте.

Комплекс достаточно точно можно датировать второй половиной 11 - первой половиной 12 в. Защитой от лютого зверя были и бронзовые клыки, так называемые «челюсти хищника» (№ 2). Они были найдены близ бывшего городища Дуна под городом Чекалиным Тульской области. Время бытования такого оберега 10-12 вв.

Оберег, означающий солнце, чистоту и гигиену, - медный гребешок, украшенный двумя конскими головками, смотрящими в разные стороны, был найден на берегу реки Десны, в 25 км севернее города Новгорода-Северского (№ 3). Место находки второго гребешка, выполненного из бронзы, не установлено (№ 4). Они характерны для 11 - первой половины 12 в.

Сохранность и неприкосновенность домашнего имущества - задача оберегов-ключей 11-12 вв. (№ 5, 6). О сакральном смысле ложечки (№ 7) уже упоминалось. Все эти предметы были найдены в Суворовском районе Тульской области.

Одним из самых распространенных оберегов 11-12 вв. являлось такое универсальное орудие, как топор. С одной стороны, топор был оружием Перуна, и украшающий обереги циркульный орнамент подтверждает их принадлежность небесному громовержцу. С другой стороны, топор был неотъемлемой частью походного вооружения. Здесь опять-таки можно проследить роль Перуна, как покровителя воинов. Топор также напрямую связан с бытовавшим в ту пору подсечным земледелием и, стало быть, с аграрной магией. Топорики воспроизводили форму реальных топоров. Такие обереги были найдены в Велижском районе Смоленской области (№ , на Западной Украине (№ 9, 10) и в Брянской области (№ 11).

Широко распространены литые привески, представляющие собой два круга с равноконечным крестом под ними. Разнообразие их очень велико. Привеска с одинаковыми лицевой и оборотной сторонами была найдена в Ковровском районе Владимирской области (№ 12), со спиралевидными кругами и гладкой оборотной стороной - в Ярославской области (№ 13), с кругами в виде завитков и гладкой оборотной стороной - в Рязанской области (№ 15). В найденной в Курской области привеске, выполненной из витой серебряной проволоки (№ 16), чувствуется влияние северян. Если рассматривать семантику таких привесок с позиций академика Б.А. Рыбакова, в них можно увидеть землю (крест) между двух положений солнца - на востоке и на западе (круги). В этой серии резко выделяется привеска, у которой языческие элементы замещены христианскими (№ 14). На лицевой стороне внутри креста и в круге находится углубленное изображение равноконечного креста, верхняя оконечность которого завершается двумя волютовидными завитками. На оборотной стороне внутри креста и в круге - углубленные изображения равноконечных крестов с расширяющимися лопастями. Место находки - Рязанская область.

Две наиболее значимые в историческом плане находки - трапециевидные привески 10-11 вв. со знаками Рюриковичей, обнаруженные под Смоленском (№ 17) и Минском (№ 18), - не уступают своим музейным «собратьям» (№ 19). Более поздние стилизации рюриковических символов видятся в двух идентичных монетовидных привесках, найденных в Брянской области (№ 20, 21).

Обращаясь к теме Рюриковичей, нельзя не отметить влияние, которое скандинавы оказывали в тот период на Русь. Свидетельством этому, в частности, служит ряд привесок из коллекции «Домонгола». Наиболее яркой является найденная в Черниговской области серебряная с позолотой монетовидная привеска (№ 22). Поле привески заполняют четыре ложнозерненых волютовидных завитка, край - три ложнозерненых круга. В центре и по кругу находятся пять полусфер. Композицию дополняет человеческая личина. К сожалению, верхнее крепление было утрачено еще в древности и более позднее самодельное ушко сильно испортило впечатление от композиции. Подобная привеска может быть датирована 10-11 вв. Есть и еще несколько монетовидных привесок предположительно скандинавского происхождения, найденных под Владимиром (№ 23), Киевом (№ 24) и Ржевом (№ 25).

Любопытно, что композиция из волютовидных завитков была широко популярна в славянской среде 11 - середины 12 в. Привески с узором из восьми волют во внешнем круге и трех волют во внутреннем были найдены в Новгородской (№ 26), Брянской (№ 27) и Киевской (№ 28) областях. Причем, если две первые выполнены из медных сплавов, то последняя отлита из серебра и под оглавием у нее размещается композиция из точек. Подобная привеска из оловянисто-свинцового сплава была найдена в Гочево, Курской области (№ 31). Тем же периодом датируется монетовидная привеска с узором из крупной ложной зерни по периметру и «Перуновой» розетки в центре (№ 29).

Достаточно интересной является выполненная из медного сплава монетовидная привеска (№ 30) с изображением проросшего зерна в центре, пятилепесткового цветка и пяти опыленных пестиков (по Б.А. Рыбакову). Несмотря на отсутствие прямых аналогий, ее можно датировать второй половиной 12 - первой половиной 13 в.

К особому типу привесок относятся лунницы. Наиболее ранней является найденная на Украине широкорогая лунница из медного сплава, бытовавшая с конца 10 до первой половины 12 в. (№ 32). Широкорогая лунница с углублением в виде месяца (№ 33), но выполненная из биллона, найдена в Бориспольском районе Киевской области. Разновидностью широкорогих являются лунницы, украшенные по концам и в середине тремя выпуклыми точками (№ 34). Они получили распространение в 10-11 вв.

К другому типу лунниц - узкогорлых или круторогих - относится находка из Рязани. Отлитая из оловянистой бронзы лунница украшена трехчастным геометрическим узором в центре и двумя выпуклыми точками на лопастях (№ 35). Датируется она 12-13 вв. К тому же периоду относится медная лунница из Бориспольского района Киевской области. Поле ее украшено двумя треугольниками по краям и тремя циркульными элементами по центру (№ 36). Судя по работам Б.А. Рыбакова, декор этих лунниц носит аграрный характер.

Отдельно стоит не имеющая аналогий бронзовая прорезная трехрогая лунница из Ростовской области, орнаментированная ложной зернью (№ 37). Ее предположительная дата - 12-13 вв.

Подмосковная находка - отлитая из оловянистой бронзы замкнутая лунница с орнаментом в виде округлых углублений (семи в верхней части и одного в нижней) - датируется 13 в. (№ 38). Возможно, орнамент символизирует семь положений светила днем (по числу дней недели) и одно - ночью. Но настоящим шедевром является ее серебряная с позолотой ровесница с Украины! Нижние ветви ее украшены изображением турьих рогов, а центр заполнен растительным орнаментом, что не дает усомниться в аграрной семантике памятника (№ 39).

Безусловный интерес представляют лунницы с четырехчастной композицией, которые были распространены в 12-13 вв. Одной из разновидностей их является брянская находка. Имеющая форму круга бронзовая лунница украшена трехчастным орнаментом, ободком из ложной зерни и равносторонним крестом с ромбовидным средокрестием и концами в виде четырехчастной композиции из ложной зерни (№ 40).

Особо следует выделить круглую прорезную привеску 12-13 вв. из медного сплава, найденную в Серпуховском районе Московской области. В центре помещены изображение лунницы и четырехчастная композиция из пяти ромбов (№ 41). Вероятно, подобные привески олицетворяют собой комплексное солярно-лунарное воздействие на Землю. Ту же смысловую нагрузку, но в более упрощенном композиционном варианте несет медная привеска с Украины (№ 42).

Говоря о верованиях славян 11-13 вв., нельзя обойти вниманием привески с изображением птиц, животных, зооморфных существ. Во многих из них прослеживается связь со смежными культурами.

Не имеющая прямых аналогий монетовидная привеска из медного сплава с изображением зооморфного существа найдена на Украине (№ 43). Сюжет другой привески (две птицы) имеет аналогии только на колтах (№ 44). Ориентировочно их можно датировать 12-13 вв.

Зато сюжет бронзовой привески, найденной под Брянском, хорошо известен. Б.А. Рыбаков считает, что на ней изображен обряд «туриц». Центр привески занимает рельефное изображение головы быка с четко профилированными рогами, ушами и большими круглыми глазами. На лбу - треугольный знак, опускающийся углом книзу. Голова быка помещена в ободок из ложной зерни (№ 45). Вокруг головы схематично изображено семь женских фигурок. Данная привеска, по-видимому, связана с жертвоприношением быка Перуну и характерна для земель радимичей в 11-13 вв. Однако расселение северных радимичей в конце 11 в. на восток донесло их амулеты вплоть до Нерли, поэтому аналогичную находку из Ивановской области (№ 46) логичнее было бы отнести к 12 в.

Возможно, радимичами же был занесен заимствованный от балтов культ змеи. Ее образу издревле придавалось магическое значение. Две найденные во Владимирской области бронзовые привески, вероятно, изображают змей (№ 47, 48). Уникальной является композиция из двух змей, найденная в Ярославской области (№ 49).

Нельзя еще раз не вспомнить о привеске, получившей в среде поисковиков название «рыська», хотя археологи называют ее «коньком». Найденный в Среднем Поочье такой бронзовый зверек, очевидно, сравнительно поздний и может быть датирован 12-13 вв., так как на нем отсутствует циркульный орнамент и отливка плохого качества (№ 50). Труднее датировать найденную в том же регионе плоскую прорезную привеску, изображающую не очень понятное существо, возможно, птицу (№ 51). По времени бытования подобных изделий ее можно датировать второй половиной 10 - началом 12 в.

Следует обратить особое внимание на большую роль курицы или петуха в магических обрядах славян, с чем связано большое количество привесок 12 - первой половины 13 в. в виде этих птиц. Умиляет найденная рядом пара этих птиц: плоский одноглавый прорезной медный петушок (№ 52) с узором из ложной скани, петлей на спинке и четырьмя петлями для привесок и такая же, только без гребешка, курочка (№ 53). Интересно, что снизу к курочкам и петушкам зачастую подвешивались на звеньях утиные лапки, в чем явно прослеживается влияние финно-угорской традиции. Оконтуренный ложной сканью плоский двуглавый прорезной петушок из оловянистой бронзы с растительным узором на тулове и пятью петлями для привесок имеет утраты - не сохранились вторая голова и петля на спинке (№ 54). Несмотря на отсутствие аналогий в печатных изданиях, подобные привески можно разыскать в Интернете. Место находки - Клинский район Московской области. Почти нет опубликованных аналогий и у двух реалистично выполненных бронзовых плоскорельефных петушков с ушком для подвешивания. Один из них найден в Ивановской области (№ 55), другой - в северо-западных районах России (№ 56).

Наряду с плоскими встречаются и полые привески «семейства куриных». Все они изготовлены в 11-12 вв., но, несмотря на общую схожесть, практически каждый экземпляр индивидуален. Интересен бронзовый полый петушок с туловом, орнаментированным округлыми вмятинами и валиком по нижнему краю, украшенной гребешком головкой и двумя петлями вдоль тулова (№ 57). Гораздо проще выглядят найденные в Рязанской (№ 58) и Вологодской (№ 59) областях полые петушки с гладким туловом, головкой с гребнем и двумя петлями вдоль тулова.

С 12 до конца 14 в. бытуют полые зооморфные привески, в облике которых видны черты коня, чей культ был распространен и у славян. Очень симпатичны два (один из Ярославской (№ 60), другой - из Владимирской (№ 61) областей) полых конька, одноглавых, с уплощенной по вертикали клювовидной мордочкой и ушками в виде двух колечек, расположенных вдоль оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией, заключенной между двух ободков. Хвост в виде двух колечек. По обеим сторонам тулова имеется по паре колечек для крепления привесок.

Две находки из Новгородской области отличаются друг от друга. Первая, полый двухголовый конек, имеет широкую цилиндрическую мордочку (№ 62). Грива передана плоской полоской. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией между двух ободков, внизу имеются колечки (по три по обеим сторонам тулова) для крепления привесок. Вторая - двухголовый конек (№ 63) с уплощенной по вертикали мордочкой и ушками в виде двух колечек поперек оси тулова. Нижняя часть тулова орнаментирована зигзагообразной линией. По обеим сторонам тулова по три колечка, и еще одно под хвостом для крепления привесок.

Таким образом, за сравнительно короткий срок удалось собрать и описать немало памятников космогонических и магических представлений древних славян, причем некоторые из них уникальны. Надеюсь, что знакомство с материалами сайта вызовет интерес не только у поисковиков, археологов, краеведов и историков, но и у всех, кому интересны и дороги быт, культура и верования наших предков.

Реконструкция костюма и украшений девушки из Ярославля, конец XII - начало XIII вв. По материалам Отдела охранных раскопок Института археологии РАН.
Художественную реконструкцию женского костюма, наглядно иллюстрирующую способ ношения некоторых амулетов и подвесок, можно увидеть в статье "Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова".

Литература.

1. Голубева Л.А. Амулеты. - Древняя Русь. Быт и культура. / Археология СССР. М., 1997.
2. Голубева Л.А. Зооморфные украшения финно-угров. САИ. Вып. Е1-59. М., 1979.
3. Голубева Л.А. Финно-угры и балты в эпоху средневековья - Археология СССР. М., 1987.
4. Коршун В.Е. Родная старина. Обретая утраченное. М., 2008.
5. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1988.
6. Рябинин Е.А. Зооморфные украшения древней Руси X-XIV вв. САИ. Вып. Е1-60. М., 1981.
7. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. - Археология СССР. М., 1982.
8. Седова М.В. Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.). М. 1981.
9. Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла. - Древняя Русь. Быт и культура. / Археология СССР. М., 1997.
10. Успенская А.В. Нагрудные и поясные привески. - Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. Тр. ГИМ. Вып. 43. М., 1967.

Обереги на Руси существовали издавна, самые древние из них имеют историю, насчитывающую тысячелетия. Популярность оберегов была очень высока ― практически в каждом доме имелся оберег. На Руси придавали большое значение магическим возможностям разных предметов ― и самостоятельно изготовленных, и природных образований. Славяне имели единение с природой, почти утраченное в наше время. Они умели получать от природы силы и энергию, общаться с животными и Богами.

Древние верили, что сакральные символы подарены человечеству высшими сущностями, и каждый символ заключает в себе божественное знание о мироздании. Причём каждый из символов имеет своё значение, своё знание и свой магический потенциал.

Русские обереги и талисманы и их значение

В нательном крестике заключены мощные защитные силы

Обереги и талисманы были неотъемлемой частью культуры и жизни славян. Многие из них дошли до настоящего времени. Например, нательный крестик ― один из древнейших славянских оберегов, хотя многие об этом даже не догадываются.

Обереги древней Руси условно можно разделить на словесные, предметные и символические.

К предметным оберегам относятся различные вещицы и предметы, выполненные самостоятельно, купленные или просто найденные. Причем стоит отметить, что предметы, изготовленные своими руками, имели больший потенциал и значение, нежели купленные.

Словесные обереги и заговоры имеют важное значение для русского человека

Символические русские обереги ― это изображения, которые могут отображать предметы реального мира, в том числе Богов и животных, или содержать сакральный рисунок. Молитвы и заговоры ― это .

Обереги и талисманы могут быть универсальными, то есть защищать от любого негатива, а могут быть с одним конкретным свойством, например, защищать от различных заболеваний.

Как выбирать русский оберег

Прежде чем изготавливать или покупать оберег, нужно чётко представлять, какую именно защиту или помощь вы хотели бы получить в жизни. Возможно, вы не в силах разрешить самостоятельно проблемную ситуацию, или у вас есть серьёзные проблемы со здоровьем или вы просто смутно ощущаете некую угрозу из окружающего мира. Мотивы могут быть самыми разными, вам нужно определить самый важный для вас.

Ваши внутренние чувства подскажут вам в выборе оберега

Вы можете выбрать для себя подходящий оберег, ознакомившись с его значением и свойствами. Или, если у вас хорошо развита интуиция, вы просто почувствуете, что именно этот конкретный оберег ― ваш, тогда не сомневайтесь и покупайте или делайте его.

Материал для оберега вы можете выбирать любой. Это могут быть стекло, дерево, ткань, камень и другие. Условие только одно ― у вас не должно возникать негативного чувства по отношению к самому материалу, а также материал должен гармонировать с характером того человека, для кого вы собираетесь изготовить оберег.

Домашние обереги

Все обереги, выполненные своими руками, изготавливаются всегда только из натуральных материалов

В домах наших предков всегда присутствовал оберег, и зачастую не один. Обережные предметы были самыми различными ― подушечки с высушенными травами, и многие другие. Объединяло их одно ― все они должны были быть выполнены из натуральных материалов. Природные материалы сами по себе отличные защитники от хворей, проблем и магических нападений.

Особое значение славяне придавали полыни. Ею наполняли подушечки и куколки или просто располагали полынный веничек возле входа. Тёмные силы боятся полыни, и люди с нечистыми помыслами почувствуют некую преграду и не войдут в ваш дом.

Полынь издавна наделялась мистическими свойствами и часто применялась в различных обрядах

Сегодня полынь не утратила своей магической силы и значения. Вы можете добавить небольшой пучок полыни в свою прихожую в виде декоративного элемента, и эта травка защитит ваш дом от непрошеных гостей, а также зависти, сглаза или порчи. Маленькая куколка с полынью внутри надёжно защитит вас в дороге.

Ещё один известный каждому русскому человеку оберег ― это . У подковы несколько защитных свойств, проявление конкретного свойства зависит от того, как вы расположите подкову. Чтобы привлечь удачу подкову располагали концами вверх, а для защиты дома от тёмных сил и лживых людей ― концами вниз. Размещали подкову чаще всего у входа в дом. Если подкову декорировать полынными веточками, то её сила увеличится.

Немалой известностью сегодня обладает и такой оберег, как колокольчик. Обычно его изготавливали своими руками и тоже размещали около входа или просто на входной двери. Колокольчик символизирует благополучие, а его звон благотворно влияет на энергетику в доме и выгоняет зло.

Русские обереги для детей

Магические предметы сопровождали русских людей в течение всей их жизни. А матери иногда готовили ещё до рождения ребёнка. В основном такими оберегами служили сшитые самостоятельно куколки. Куклу клали в кроватку, она оберегала малыша от сглаза и одновременно согревала его.

Обычай надевать ребёнку крестик зародился задолго до крещения Руси

Новорождённый малыш сразу получал ещё один свой личный оберег ― крестик. Крестик одевали ребёнку, чтобы при нём всегда был защищающий предмет. Интересно отметить, что с. Славяне считали, что крест обладает магической силой, не меньшей, чем у солярных символов.

Издавна считалось, что маленькие дети особо подвержены воздействию тёмных сил, и, конечно, ребёнка старались максимально защитить. Одной из защит служили куколки-пеленашки. Их делали до рождения, а с первых дней жизни пеленашки непрерывно были рядом с ребёнком на протяжении нескольких месяцев. Затем их убирали и вновь использовали только тогда, когда ребёнок заболевал. Куколки-пеленашки защищали малыша от любого зла.

После семи лет ребёнок получал другие обереги. Мальчикам в карман клали какую-нибудь маленькую заострую вещицу, а девочкам прикалывали булавку с изнаночной стороны платья.

Обереги для молодожёнов

Для древних славян семья была самой главной жизненной ценностью. Связь между супругами, а также кровное родство почиталось как нечто незыблемое. Существовали талисманы и обереги, которые преподносились в качестве свадебного подарка, основное значение этих предметов заключалось в защите нового брака от ссор и неблагополучия.

Одним из свадебных обычаев был подарок молодожёнам - кукла-оберег Неразлучники

Мать невесты обычно заранее готовила традиционный подарок-талисман ― . У этих двух куколок была одна общая рука, символизировавшая совместную жизнь в счастье и благополучии. Куколки-неразлучницы вручались жениху и невесте в самом начале свадебной церемонии, а затем размещались в доме молодожёнов в качестве талисмана.

Ещё одним свадебным подарком-оберегом служила иголка без ушка. Невесте такие иглы прикрепляли к подолу свадебного платья, а жениху ― на пояс. Носить иглы требовалось в течение сорока дней, считалось, что именно в этот период новая семья наиболее подвержена зависти и тёмным нападкам.