Хорошее выступление оратора. Примеры выступлений


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.1 Горгий

1.3 Демосфен

2. Эпоха эллинизма

2.1 Дион Хрисостом

2.2 Элий Аристид

3.1 Цицерон

Заключение

Список литературы

Введение оратор жанр эллинизм греция

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, назывались риторикой.

По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи в которой эти жанры сосуществовали. оратор жанр эллинизм греция

Впоследствии по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века.

Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.

1. Ораторское искусство древней Греции

Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы -- в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой -- так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме -- диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество.

Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффекта. Публичная речь -- это всегда искусство.

В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде -- рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, -- по крайней мере номинально -- было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи.

1.1 Горгий

Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н. э. был Горгий из сицилийского города Леонтины. В 427 году он прибыл в Афины, и его искусные речи привлекли всеобщее внимание. Позднее он объездил всю Грецию, повсюду выступая перед слушателями. На собрании греков в Олимпии он обратился к собравшимся с призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, база которой найдена в прошлом веке во время археологических раскопок).

Традиция сохранила немногое из творческого наследия Горгия. Сохранился, например, следующий совет оратору: «Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки -- серьезностью». Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, -- «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. Ораторское искусство Горгия заключало в себе много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифма приближали его речь к поэзии. Некоторые из этих приемов надолго сохранили название «горгианские фигуры». Горгий писал свои речи на аттическом диалекте, что служит ярким свидетельством возросшей роли Афин в литературной жизни древней Эллады.

Горгий был одним из первых ораторов нового типа -- не только практиком, но и теоретиком красноречия, за плату обучавшим юношей из богатых семей говорить и логически мыслить. Такие учителя назывались софистами, «специалистами по мудрости». «Мудрость» их была скептической: они считали, что абсолютной истины не существует, истинным является то, что может быть доказано достаточно убедительным образом. Отсюда их забота об убедительности доказательства и выразительности слова: они сделали слово объектом специального исследования. Особенно много они занимались происхождением значения слова (этимологией), а также синонимикой. Основным полем деятельности софистов были Афины, где процветали все жанры красноречия -- совещательный, эпидиктическнй и судебный.

Самым выдающимся афинским оратором классической эпохи в области судебного красноречия был, несомненно, Лисий (ок. 415--380 гг. до н. э.). Отец его был метеком (свободным, но не имевшим гражданских прав человеком) и владел мастерской, в которой изготовлялись щиты. Будущий оратор вместе с братом учился в южно-италийском городе Фурии, где слушал курс риторики у известных софистов. Примерно в 412 году Лисий возвратился в Афины. Афинское государство в это время находилось в трудном положении -- шла Пелопоннесская война, неудачная для Афин. В 405 году Афины потерпели сокрушительное поражение. После заключения унизительного мира к власти пришли ставленники победившей Спарты, «30 тиранов», проводившие политику жестокого террора по отношению к демократическим и просто бесправным элементам афинского общества. Большое состояние, которым владели Лисий и его брат, было причиной расправы над ними. Брат Лисия был казнен, самому оратору пришлось спасаться бегством в соседнюю Мегару. После победы демократии Лисий вернулся в Афины, но получить гражданские права ему так и не удалось. Первой судебной речью, произнесенной Лисием, была речь против одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относятся к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи -- например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395--386 годов. Характерные черты стиля Лисия четко отмечаются древними критиками. Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приемы изысканны и изящны. Лисий заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации -- последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов, и последующие критики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впоследствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи. Живым и наглядным делает рассказ оратора обрисовка характера (этопея) -- причем не только характеров изображаемых лиц, но и характера говорящего лица (например, сурового и простодушного Евфилета, в уста которого вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).

1.3 Демосфен

Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385--322 гг.). Он происходил из зажиточной семьи -- отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосфен осиротел, состояние его попало в руки опекунов, оказавшихся нечестными людьми. Самостоятельную жизнь он начал с процесса, в котором выступил против расхитителей (произнесенные им в связи с этим речи сохранились). Еще до этого он стал готовиться к деятельности оратора и учился у известного афинского мастера красноречия Исея. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы -- всё это было заимствовано Демосфеном у Исея.

С детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Эти недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение, и Плутарх в биографии оратора приводит характерный анекдот: «Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. «Нет, с тобой ничего подобного не было», -- сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: «Как, Демосфен, этого со мной не было?!» -- «О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего», -- сказал оратор».

В начале своего творческого пути Демосфен выступал с судебными речами, но в дальнейшем он всё больше втягивался в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания. Он возглавил патриотическую партию, боровшуюся против македонского царя Филиппа, неустанно призывая всех греков к единству в борьбе против «северного варвара». Но, подобно мифической пророчице Кассандре, ему суждено было возвещать истину, не встречая понимания или даже сочувствия.

Филипп начал свой натиск на Грецию с севера -- постепенно подчинил города Фракии, овладел Фессалией, затем утвердился в Фокиде (Средняя Греция), засылая своих агентов даже на остров Эвбея, в непосредственном соседстве от Афин. Первая война Афин с Филиппом (357--340 гг.) закончилась невыгодным для Афин Филократовым миром, вторая (340--338 гг.) -- сокрушительным поражением греков при Херонее, где Демосфен сражался как рядовой боец. Две самые знаменитые речи Демосфена связаны именно с этими событиями. После Филократова мира он обличал виновников его в речи «О преступном посольстве» (343 г.), а после Херонеи, когда за услуги отечеству было предложено наградить оратора золотым венком, ему пришлось отстаивать свое право на эту награду в речи «О венке» (330 г.). Великому оратору было суждено пережить еще одно поражение своей родины, в Ламийской войне 322 года, когда греки, воспользовавшись замешательством после смерти Александра Македонского, выступили против его преемников.

На этот раз македонские войска захватили Афины. Демосфену вместе с другими вождями патриотической партии пришлось бежать. Он укрылся в храме Посейдона на острове Калаврия. Настигшие его там македонские солдаты хотели вывести Демосфена силой, тогда он попросил времени написать письмо друзьям, взял папирус, задумчиво поднес к губам тростниковое перо и прикусил. Через несколько секунд он упал мертвым -- в тростнике был спрятан быстродействующий яд.

В литературном наследии Демосфена (до нас дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства. Они сильно отличаются от речей Исократа. Так, например, вступление в речах Исократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затем развивалась на конкретном примере. Главной частью речи Демосфена является рассказ -- изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, всё в нем полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красочные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторическими вопросами: «В чем же причина?», «Что же это на самом деле значит?» и т. п., что придает речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом.

Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Источником метафоры нередко оказывается язык палестры, гимнастического стадиона. Очень изящно используется противопоставление, антитеза -- например когда сравнивается «век нынешний и век минувший». Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие или опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары: «смотрите и наблюдайте», «знайте и понимайте» -- способствовало ритмичности и приподнятости слога. Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности.

2. Эпоха эллинизма

Время, наступившее после падения свободной полисной Греции, принято называть эпохой эллинизма. Политическому красноречию оставалось все меньше места в общественной жизни, интерес к содержанию речей уступал место интересу к форме. В риторских школах изучали речи прежних мастеров и старались рабски подражать их стилю. Распространение получают подделки речей Демосфена, Лисия и других великих ораторов прошлого (такие подделки дошли до нас, например, в составе сборника речей Демосфена). Известны имена афинских ораторов, живших в период раннего эллинизма и сознательно сочинявших речи в духе старых образцов: так, Харисий сочинял судебные речи в стиле Лисия, тогда как его современник Демохар был известен как подражатель Демосфена. Такая традиция подражания получила потом название «аттицизма». В то же время односторонний интерес к словесной форме красноречия, ставший особенно заметным в новых греческих культурных центрах па Востоке -- Антиохии, Пергаме и других, породил противоположную крайность, увлечение нарочитой манерностью: этот стиль красноречия получил название «азианского». Самым известным его представителем стал Гегесий из малоазиатской Магнесии (середина III в. до н. э.). Стараясь перещеголять ораторов классической эпохи, он рубил периоды на короткие фразы, употреблял слова в самой необычной и противоестественной последовательности, подчеркивал ритм, нагромождал тропы. Цветистый, высокопарный и патетический слог приближал его речи к мелодекламации. К сожалению, об ораторском искусстве этой эпохи можно судить только по немногим сохранившимся цитатам -- целых произведений до нас почти не дошло. Однако до нас дошли в большом количестве произведения ораторов римского времени, в основном продолжавших традиции красноречия эллинистической эпохи.

2.1 Дион Хрисостом

Дион Хрисостом («Златоуст» -- ок. 40--120 гг. н. э.) был родом из Малой Азии, но молодые и зрелые годы провел в Риме. При отличавшемся подозрительностью императоре Домициане (81--96 гг.) оратор был обвинен в неблагонамеренности и удалился в изгнание. Долгое время он провел в странствиях, добывая себе средства к существованию физическим трудом. Когда Домициан пал жертвой заговора, Дион вновь стал уважаем, богат и знаменит, по по-прежнему продолжал свои путешествия по всей громадной Римской империи, никогда подолгу не останавливаясь в одном месте.

Дион принадлежал к типу ораторов, которые сочетали в себе талант художника с эрудицией мыслителя, философа, знатока наук. Углубленно занимаясь свободными искусствами, особенно литературой, он с презрением относился к напыщенной болтовне уличных ораторов, готовых говорить о чем угодно и прославлять кого угодно («Проклятые софисты» -- так именует их Дион в одной из речей). По философским взглядам он был эклектиком, тяготея к стоикам и киникам. Некоторые из его речей даже напоминают кинические диатрибы, действующим лицом в них выступает знаменитый своими эксцентрическими выходками философ Диоген. Здесь налицо сходство с Платоном, в диалогах которого постоянным персонажем является его учитель Сократ. Герой речей Диона подвергает уничтожающей критике устои общественной, политической и культурной жизни, показывает суетность и тщетность человеческих устремлений, демонстрируя совершенное невежество людей в отношении того, что есть зло и что -- благо. Многие из речей Диона посвящены литературе и искусству -- среди них «Олимпийская речь», прославляющая скульптора, создавшего знаменитую статую Зевса, и парадоксальная «Троянская речь», в шутку как бы выворачивающая наизнанку миф о Троянской войне, воспетой Гомером, любимым писателем Диона.

В речах Диона немало и автобиографического материала. Он охотно и помногу говорит о себе, стараясь при этом подчеркнуть, как благосклонны были к нему императоры Рима. Становится понятным, почему Дион в своих произведениях уделил так много внимания теории просвещенной монархии как формы правления, которую он развивает в четырех речах «О царской власти».

Что касается стиля Диона, то уже античные критики особенно хвалили его за то, что он очистил литературный язык от вульгаризмов, пролагая путь чистому аттицизму, в чем ему следовал Элий Аристид.

2.2 Элий Аристид

Элий Аристид (ок. 117--189 гг.) тоже был родом из Малой Азии и тоже странствовал, бывал в Египте, выступал с речами на Истмийских играх и в самом Риме. Из его литературного наследия сохранилось 55 речей. Некоторые приближаются по типу к посланиям (такова речь, в которой он просит императора помочь городу Смирне после землетрясения). Другие речи представляют собой упражнения на исторические темы, например о том, что можно было бы сказать в Народном собрании в такой-то критический момент афинской истории V--IV веков до н. э. Некоторые из них написаны на темы речей Исократа и Демосфена. К числу речей, связанных с современностью, следует отнести «Похвалу Риму» (около 160 г.): в ней превозносится до небес римское государственное устройство, соединяющее в себе преимущества демократии, аристократии и монархии. Наконец, среди сохранившихся речей мы находим и «Священные речи», то есть речи, обращенные к богам -- Зевсу, Посейдону, Афине, Дионису, Асклепию и другим. В них даются аллегорические толкования древних мифов вместе с отзвуками новых религиозных веяний, связанных с проникновением в Элладу чужеземных культов. На содержание некоторых речей наложила отпечаток болезнь, которой страдал оратор, -- она сделала его постоянным посетителем храмов Асклепия, бога врачевания. В честь этого бога оратор даже сочинил стихи: в пергамском Асклепиейоне найден обломок мраморной плиты с текстом гимна, автором которого оказался Элий Аристид.

Речи Аристида не были импровизациями, он готовился к ним долго и тщательно. Ему удавалось с большой точностью воспроизводить манеру речи аттических ораторов IV века до н. э., однако в некоторых своих произведениях он использует и приемы азианистов.

Элий Аристид был высокого мнения о своем литературном творчестве и искрение полагал, что соединил в себе Платона и Демосфена. Но время оказалось более строгим судьей, и нам сейчас ясно, что он был лишь тенью величайшего оратора древности.

В последний период своей истории эллинское красноречие постепенно дряхлело и вырождалось. Закат его, происходивший в полной драматических событий борьбе античной идеологии и религии с наступающим христианством, был тем не менее величественным и славным и во многих отношениях поучительным. Он неразрывно связан с историческими событиями IV века н. э. Так, одной из самых замечательных фигур поздней греческой риторики был не кто иной, как император-философ Юлиан (322--363 гг.), за свою борьбу против христианства получивший прозвище Отступника. Он автор талантливых полемических и сатирических произведений, среди которых есть и речи (например, прозаические гимны «К Матери богов», «К царю Солнцу»).

3. Ораторское искусство древнего Рима

Развитию красноречия в Риме во многом способствовали блестящие образцы греческого ораторского искусства, которое со II в. до н. э. становится предметом тщательного изучения в специальных школах.

Со страстными речами выступали политические деятели, как, например, реформаторы братья Гракхи, особенно Гай Гракх, который был оратором исключительной силы. Увлекая народные массы даром слова, он в своих выступлениях пользовался и некоторыми театральными приемами. Среди римских ораторов широко, например, был распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Как и Греки, Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. Азианский стиль, как известно, характеризовался пафосностью и обилием изысканных речевых оборотов. Для аттицизма же был характерен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в Риме следовали Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат «Брут».

Но, к примеру, такой оратор как Цицерон выработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

3.1 Цицерон

Марк Туллий Цицерон, знаменитый оратор древности, олицетворяет наравне с Демосфеном высшую ступень ораторского искусства.

Цицерон жил с 106 до 43 г. до н. э. Он родился в Арпине к юго-востоку от Рима, происходил из сословия всадников. Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов, интересовался греческой литературой. В Риме он учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон учился ему у популярного для того времени юриста Сцеволы. Зная хорошо греческий язык, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром, стоиком Диодором и главой новоакадемической школы Филоном. У него же он научился диалектике -- искусству спора и аргументации.

Хотя Цицерон не придерживался определенной философской системы, во многих своих произведениях он излагает взгляды, близкие к стоицизму. С этой точки зрения во второй части трактата «О государстве» он рассматривает лучшего государственного деятеля, который должен обладать всеми качествами высоконравственного человека. Только он мог бы оздоровить нравы и предотвратить гибель государства. Взгляды Цицерона на лучший государственный строй изложены в первой части этого трактата. Автор приходит к заключению, что лучший государственный строй существовал в Римской республике до реформы Гракхов, когда монархия осуществлялась в лице двух консулов, власть аристократии -- в лице сената, а демократии -- народного собрания.

Для лучшего государства Цицерон считает правильным установить древние законы, возродить «обычай предков» (трактат «О законах»).

Свой протест против тирании Цицерон выражает и в ряде произведений, в которых преобладают вопросы этики: таковы его трактаты «О дружбе», «Об обязанностях»; в последнем он порицает Цезаря, прямо называя его тираном. Он написал трактаты «О пределах доброго и злого», «Тускуланские беседы», «О природе богов». Цицерон не отвергает и не утверждает существования богов, вместе с тем признает необходимость государственной религии; он решительно отвергает все чудеса и гадания (трактат «О гаданий»).

Вопросы философии имели для Цицерона прикладной характе и рассматривались им в зависимости от практического их значения в области этики и политики.

Считая всадников «опорой» всех сословий, Цицерон не имел определенной политической платформы. Он стремился сначала приобрести расположение народа, а затем перешел на сторону оптиматов и признавал государственной основой союз всадников с нобилитетом и сенатом.

Его политическую деятельность можно охарактеризовать словами брата его Квинта Цицерона: «Пусть у тебя будет уверенность, что сенат расценивает тебя по тому, как ты жил раньше, и смотрит на тебя как на защитника его авторитета, римские всадники и богатые люди на основании прошлой жизни твоей видят в тебе ревнителя порядка и спокойствия, большинство же, поскольку речи твои в судах и на сходках показали тебя полуляром, пусть считают, что ты будешь действовать в его интересах» .

Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция», о возвращении ему незаконно захваченного имущества, принесла Цицерону успех. В ней он придерживался азианского стиля, в котором был известен его соперник Гортенсий. Еще большего успеха добился он своей речью «В защиту Росция Америпского». Защищая Росция, которого из корыстных целей родственники обвиняли в убийстве родного отца, Цицерон выступил против насилия сулланского режима, разоблачая темные действия фаворита Суллы, Корнелия Хризогона, с помощью которого родственники хотели овладеть имуществом убитого. Цицерон выиграл этот процесс и своей оппозицией аристократии добился популярности в народе.

Из опасения репрессий со стороны Суллы Цицерон отправился в Афины и на остров Родос, якобы ввиду необходимости более глубоко изучить философию и ораторское искусство. Там он слушал ритора Аполлония Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого времени Цицерон стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем.

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. Реакция против аристократии после смерти Суллы в 78 г. оказала ему в этом содействие. Первую государственную должность квестора в Западной Сицилии он занял в 76 г. Снискав своими действиями доверие сицилийцев, Цицерон выступил в защиту их интересов против наместника Сицилии пропретора Верреса, который, пользуясь бесконтрольной властью, разграбил провинцию. Речи против Верреса имели политическое значение, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов и одержал над ними победу, несмотря на то, что судьи принадлежали к сенаторскому сословию и защитником Верреса был знаменитый Гортенсий.

В 66 г. Цицерон был избран претором; он произносит речь «О назначении Гнея Помпея полководцем» (или «В защиту закона Манилия»). Цицерон поддерживал законопроект Манилия о предоставлении неограниченной власти для борьбы с Митридатом Гнею Помпею, которого он неумеренно восхваляет.

Речь эта, защищая интересы денежных людей и направленная против побилитета, имела большой успех. Но этой речью заканчиваются выступления Цицерона против сената и оптиматов.

Между тем демократическая партия усиливала свои требования радикальных реформ (кассация долгов, наделение бедноты землей). Это встретило явную оппозицию со стороны Цицерона, который в своих речах резко выступал против аграрного законопроекта, внесенного молодым трибуном Руллом, о закупке земли в Италии и заселении ее бедными гражданами.

Когда в 63 г. Цицерон был избран консулом, он восстановил сенаторов и всадников против аграрных реформ. Во второй аграрной речи Цицерон резко говорит о представителях демократии, называя их смутьянами и мятежниками, угрожая, что сделает их такими смирными, что они сами будут удивлены. Выступая против интересов бедноты, Цицерон клеймит позором их предводителя Луция Сергия Катилину, вокруг которого группировались лица, пострадавшие от экономического кризиса и сенатского произвола. Катилина, так же как и Цицерон, выставил в 63 г. свою кандидатуру в консулы, но, несмотря на все старания левого крыла демократической группы провести Катилину в консулы, ему это не удалось вследствие противодействия оптиматов. Катилина составил заговор, целью которого было вооруженное восстание и убийство Цицерона. Планы заговорщиков стали известны Цицерону благодаря хорошо организованному шпионажу.

В своих четырех речах против Катилины Цицерон приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели, такие, как желание поджечь Рим и уничтожить всех честных граждан.

Катилина покинул Рим и с небольшим отрядом, окруженный правительственными войсками, погиб в бою вблизи Пистории в 62 г. Вожди радикального движения были арестованы и после незаконного суда над ними по приказанию Цицерона были задушены в тюрьме.

Заискивая перед сенатом, Цицерон в своих речах проводит лозунг союза сенаторов и всадников.

Само собой разумеется, что реакционная часть сената одобрила действия Цицерона по подавлению заговора Катилины и даровала ему титул «отца отечества».

Деятельность Катилины тенденциозно освещена римским историком Саллюстием. Между тем сам Цицерон в речи за Мурепу (XXV) приводит следующее замечательное высказывание Катилины: «Только тот, кто сам несчастен, может быть верным заступником несчастных; но верьте, пострадавшие и обездоленные, обещаниям и преуспевающих и счастливых... наименее робкий и наиболее пострадавший -- вот кто должен быть призван вождем и знаменосцем угнетенных».

Жестокая расправа Цицерона со сторонниками Катилины вызвала неудовольствие, популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпеи, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание.

В 57 г. Цицерон снова возвратился в Рим, но уже не имел прежнего политического влияния и занимался главным образом литературной работой.

К этому времени относятся его речи в защиту народного трибуна Сестия, в защиту Милопа. В это же время Цицероном был написан известный трактат «Об ораторе». В качестве проконсула в Киликии, в Малой Азии (51--50 гг.), Цицерон приобрел популярность в войске, особенно благодаря победе над несколькими горными племенами. Солдаты провозгласили его императором (высшим военным начальником). По возвращением в Рим в конце 50 г. Цицерон примкнул к Помпею, но после его поражения при Фарсале (48 г.) он отказался от участия в борьбе и внешне помирился с Цезарем. Он занялся вопросами ораторского искусства, издав трактаты «Оратор», «Брут», и популяризацией греческой философии в области практической морали.

После убийства Цезаря Брутом (44 г.) Цицерон снова вернулся в ряды активных деятелей, выступая на стороне сенатской партии, поддерживая Октавиана в борьбе против Антония. С большой резкостью и страстностью он написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н. э. убит.

Цицерон оставил сочинения по теории и истории красноречия, философские трактаты, 774 письма и 58 речей судебных и политических. Среди них, как выражение взглядов Цицерона на поэзию, особое место занимает речь в защиту греческого поэта Архия, присвоившего себе римское гражданство. Возвеличив Архия как поэта, Цицерон признает гармоническое сочетание природного дарования и усидчивой, терпеливой работы.

Литературное наследство Цицерона не только дает ясное представление о его жизни и деятельности, часто не всегда принципиальной и полной компромиссов, но и рисует исторические картины бурной эпохи гражданской войны в Риме.

Заключение

Как видно из всего вышеизложенного, жанр Древнегреческой и Древнеримской культур не погиб вместе с античной цивилизацией, но, не смотря на то, что высоты этого жанра до сих пор так и остались недосягаемыми для современников, он продолжает жить в нынешнее время. Живое слово было и остается важнейшим орудием христианской проповеди, идеологической и политической борьбы современности. И именно риторическая культура античности лежит в основе гуманитарного образования Европы со времен Рененсанса вплоть до 18 столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся тексты речей античных ораторов имеют не только исторический интерес, а оказывают мощное влияние на события современности, сохраняют огромную культурную ценность, являясь образцами убедительной логики, вдохновенного чувства и истинно творческого стиля.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996г.

2.«Античная литература», г. Москва, из-во «Просвещение», 1986 г.;

3. Античные риторики. М., 1978. Античные теории языка и стиля. СПб., 1996г.

4. Аристотель и античная литература. М., 1978г.

5. Гаспарова М., В. Борухович «Ораторское искусство древней Греции», г. Москва, из-во «Художественная литература», 1985 г.;

6. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебн.пособие для учащихся 8-9 классов ооу. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1996г.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1976г.

8. Основы риторики. Р.Я. Вельц, Т.Н. Дорожкина, Е.Г. Рузина, Е.А. Яковлева. -учебн.пособ.-Уфа:китап,1997г.

9. Радциг С.И. «История Древнегреческой литературы», Москва, из-во «Высшая школа», 1969 г.;

10. Тронский О.М. «История Античной литературы», г. Ленинград, УЧПЕДГИЗ, 1946 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общественная жизнь Древней Греции. Теория ораторского искусства. Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции. Формы ораторской речи, законы логики, искусство спора, умение воздействовать на аудиторию. Греческие ораторы Лисий, Аристотель и Демосфен.

    презентация , добавлен 05.12.2016

    Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. История Древней Греции. Ольвия: город эпохи эллинизма. История культуры Древней Греции и Рима. Искусство Древнего Мира. Право Древней Греции.

    реферат , добавлен 03.12.2002

    Культура древнегреческого Полиса, мир глазами древнегреческих философов. Человек в литературе и искусстве Древней Греции. В поисках неземного совершенства. Особенности эпохи эллинизма. Взлет и падение империи. Первые контакты между Востоком и Западом.

    реферат , добавлен 02.12.2009

    Зарождение основных очагов цивилизации. Крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды экономической истории Древней Греции. Периоды в развитии Древнего Рима. Экономическая структура италийского села. Внутренняя торговля по всей Италии.

    реферат , добавлен 22.02.2016

    Градостроительная система Древней Греции, благоустройство городов. Памятник градостроительного искусства древней Греции - город Милет. Жилой квартал эллинистического времени. Дом среднего класса и людей беднее. Особенности культуры Древней Греции.

    реферат , добавлен 10.04.2014

    Главная линия исторического развития Греции в VIII–VI вв. до н.э. Расцвет культуры Древней Греции. Культурное наследие греческой цивилизации, его влияние на все народы Европы, их литературу, философию, религиозное мышление, политическое образование.

    реферат , добавлен 17.06.2010

    Этапы становления и развития политической мысли Древней Греции и Древнего Рима. Зарождения науки о политике, появление реалистической концепции власти. Развитие мыслителями античности идей свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности.

    реферат , добавлен 18.01.2011

    Исследование становления, развития, расцвета и упадка Древней Греции через призму культурного наследия. Периоды развития греческой мифологии. Периодизация древнегреческого искусства. Культурные связи Греции и Востока. Философия, архитектура, литература.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    Особенностью в образовании государства в Древней Греции было то, что этот процесс в силу постоянной миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Наиболее интересным был процесс образования государства в двух греческих полисах – древних Афинах и Спарте.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2009

    Основные периоды истории первобытного общества. Причины зарождения государства. Цивилизации Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Эпоха средневековья и ее роль в истории человечества. Мир в эпоху Нового времени, Тридцатилетняя война.

Ораторское искусство - одно из самых загадочных. И одно из самых впечатляющих тоже. Право же, красноречие - великая, неудержимая сила. Не совсем ясно, каким именно даром обладают величайшие ораторы, и тем не менее все их просто заслушиваются. А они управляют, ведут за собой толпу, умело используя свое красноречие.

История помнит случаи, когда удачная речь помогала захватить власть. А правильно произнесенный призыв к действию способен пробудить толпу и поднять ее на восстание. И точно так же, как последствия речей, которые произносили величайшие ораторы истории, навеки сохранятся в архивах, там же будут записаны и имена тех, кто за ними стоял. Рассмотрим же их.

Великие ораторы мира: список

Ниже приведены имена тех, кто более всего повлиял на ораторское искусство, достиг в нем мастерства и, совершенствуя себя, оставил след в истории. Естественно, это далеко не все величайшие ораторы: всех в этой небольшой статье просто не уместить. Но это значимые личности, о которых стоит знать больше, чем просто имена.

Демосфен

Древняя Греция не была скупа на таланты. Мир помнит ее деятелей искусства. Демосфен прославился своим красноречием, многие великие ораторы древности брали пример именно с него. Каким же был путь этого гениального человека? Грек с детства знал, чего хотел, и с ранних лет понимал, как много ему придется преодолеть ради этого: ведь мальчик страдал косноязычием, его голос был слабым, а дыхание - слишком коротким. Суровые тренировки исправили все эти недостатки: будущий мастер политической речи набирал в рот камешки и взял себе в помощницы стихию - декламировать он учился на берегу моря и взбираясь на высокие холмы. Первый метод и сейчас рекомендуется для развития дикции и считается весьма эффективным - к тому есть веские доводы и многочисленные подтверждения. Как видно, Демосфен не просто так первым упоминается, когда заходит разговор о тех, кого называют "величайшие ораторы".

Цицерон Марк Туллий

Выдающийся оратор из Древнего Рима, чье мастерство достигло таких высот, что имя его стало нарицательным в этом виде деятельности. К сожалению, из более чем ста различных судебных и политических речей Цицерона до настоящего времени сохранилось целиком только пятьдесят восемь. К его заслугам также принадлежит разработка теории риторики.

Авраам Линкольн

Наблюдается следующая тенденция: многие величайшие ораторы добились успеха, практикуясь самостоятельно. Они превратили искусство в дело всей своей жизни, не ставя точки в развитии и продолжая совершенствоваться. То же касается и Авраама Линкольна, шестнадцатого президента Соединенных Штатов Америки, финансовое положение семьи которого позволило ему всего год просидеть на школьной скамье. Тем не менее мальчик сам взялся за свое образование и со временем стал одним из самых выдающихся ораторов, которых помнит мир.

Уинстон Черчилль

Великие ораторы 20 века не могут быть упомянуты без имени Уинстона Черчилля, чьих заслуг хватило и на политическую сферу деятельности, и на литературную (за последнюю он был награжден Нобелевской премией). Путь премьер-министра Великобритании в ораторском искусстве чем-то похож на дорогу к мастерству и славе вышеупомянутого Демосфена: ведь так же, как и его древнегреческий коллега, Черчилль обладал дефектами речи, но, взяв себя в руки и призвав на помощь недюжинную силу воли, сумел преодолеть эту преграду, чем и заслужил место в данном списке.

Томас Вудро Вильсон

Двадцать восьмой президент Соединенных Штатов Америки, Вудро Вильсон, был весьма образованным главой страны. Он в совершенстве владел английским языком и имел докторскую степень. Одна из самых выдающихся его речей - "Четырнадцать пунктов Вильсона" - содержала тезисы президента о войне и стала проектом мирного договора, который завершал Первую мировую войну.

Адольф Гитлер

Значимый человек в истории двадцатого века, повлиявший на нее немалым образом, обычно вспоминается как величайший тиран. Но трудно спорить с тем, что Адольф Гитлер обладал многочисленными талантами, иначе он бы и не достиг таких высот. Красноречие, умение говорить красиво и убедительно, также было присуще ему в полной мере. Гитлера называют самым ненавистным и в то же время самым обожаемым человеком 20 века. Умение этого деятеля произносить речи признавали даже самые ярые его оппоненты.

Владимир Путин

Второй и четвертый президент России по праву входит в список величайших ораторов. Так, опыт публичных выступлений у Владимира Путина - более пятнадцати лет. Его риторика имеет несколько особенностей: часто ораторское искусство подчеркивается яркостью и эпатажем, но речь президента России всегда взвешена, конструктивна, спокойна и рассудительна. И это имеет свое воздействие: все-таки Владимир Путин значимый игрок на политической арене мира.

Стив Джобс

Оратор современности, чье мастерство будут следующие поколения оценивать через видео YouTube, - в нем отражается дух двадцать первого, цифрового, века. Видя, с какими темпами этот человек продвинул компанию своей продукции Apple, сложно сомневаться в его владении ораторским искусством. В отличие от вышеприведенных примеров, Стив Джобс, однако, направил свое красноречие не на политическую сферу деятельности, но на маркетинг. Это принесло свои заслуженные плоды. Магнетическая, харизматичная и запоминающаяся манера говорить мистера Стивена Джобса достойна быть упомянутой в этом списке.

Люди имеющие ораторские навыки всегда легко приобретают статус лидера среди друзей, коллег, быстро добиваются успехов во многих делах. Невозможно представить политического деятеля, который не умеет говорить логично и структурировано. На протяжении всей истории человечества появлялись люди, чье ораторское мастерство выходило на выдающийся уровень. Таких людей по праву можно назвать великие ораторы.

Ораторское искусство начало свое развитие в Древней Греции, секреты которого используют и в настоящее время. Умельцев красиво говорить уже в то время было довольно много. В список выдающихся деятелей входят такие величайшие ораторы, как Перикл, Цицерон, Лисий, Демосфен, Аристотель и прочие. В особенности следует выделить Лисия и Демосфена, так как именно на этих великих ораторов равнялись в дальнейшем все последующие поколения.

Лисий был прекрасным судебным оратором древних времен, речи которого всегда отличались оригинальностью, выразительностью и неповторимостью. Он хорошо продумывал и внимательно отрабатывал каждую деталь своего текста. Часто в выступлениях этого оратора присутствовала ирония, что вызывало огромную симпатию у аудитории. При этом речь всегда была краткой, не содержала ничего лишнего. Речь Лисия считается эталоном для ораторов всего мира. Многие ораторы, выступавшие в судебных заседаниях, брали с него пример, заимствуя его манеру красноречия.

Еще одним великим оратором, на которого равнялись многие общественные деятели, был Демосфен. Этого человека считают гениальным, ведь для того, чтобы стать оратором, ему пришлось многое изменить в себе. С рождения Демосфен обладал слабым голосом и коротким дыханием.

Благодаря долгим и суровым тренировкам, в которых применялись различные методики, он смог добиться блестящих результатов и стал одним из лучших ораторов всех времен. Его дикции, красивой и понятной речи можно было только позавидовать. Выступления этого известного оратора были яркими, выражения краткими и лаконичными.

Известные ораторы зарубежья

В зарубежных странах существует множество знаменитых величайших ораторов, которые отличались прекрасным умением строить свою речь во время выступлений так, чтобы люди не сомневались в их убеждениях. К самым выдающимся личностям следует отнести двух ярких политических деятелей:

Адольф Гитлер

Несмотря на всю свою дьявольскую сущность, этот человек был сильнейшим оратором, который выступая, всегда держал народные массы в напряжении и полном внимании. В выступлениях он применял резкую жестикуляцию рук, говорил эмоционально и даже грубовато. В его речах наблюдалась такая черта, как использование длительных пауз с целью подчеркнуть что-то важное и основное.

Речь он подготавливал заранее, записывая все на бумаге. Гитлер не отличался сдержанностью, поэтому нередко давал волю эмоциям, выплескивая их на слушателей. Людей привлекало то, что он то говорил то медленно, то быстро. Поэтому данный прием использовался им в каждом выступлении. Несмотря на то, что его идеи зачастую были злыми и неверными, народ поддерживал его. В связи с этим Гитлера называют оратором зла. Вопреки всей черной стороне этого человека, он всегда попадает в список — «Величайшие ораторы 20-21 века».

Уинстон Черчилль

Данный политический деятель всегда предварительно готовился к каждому своему выступлению, продумывая даже мимику и жестикуляцию. Он отрабатывал текст так, чтобы он был идеальным. Этот человек отличался харизмой, часто использовал в своей речи юмор.

Он так был воодушевлен своими идеями, что мог заражать ими весь народ. При составлении текста он активно пользовался такими художественными приемами, как метафора и сравнение. В процессе общения Черчилль старался быть спокойным и вести себя естественно. С рождения он имел такой дефект речи, как шепелявость, однако, со временем он сумел от него избавиться.

Российские ораторы

В России тоже всегда существовали известные выдающиеся ораторы, к которым относятся такие знаменитые личности, как Кони, Троцкий, Жириновский, Путин и другие.

Анатолий Федорович Кони

Анатолий Федорович занимался юридической и общественной деятельностью в конце 19 — в начале 20 века. Он призывал всех соблюдать нравственность в судебном процессе. Речь Кони всегда была живой и динамичной, никогда не звучала монотонно.

Он считал, что ораторы, выступающие в судебных заседаниях, должны быть справедливыми, вставать на защиту истины. В своих выступлениях Кони не отличался сухостью, а давал волю эмоциями. Но он умел совмещать факты с чувствами так, чтобы текст оказывал положительное для него воздействие на умы судей. Защитная речь этого оратора не оставляла ни капли сомнения, что приговор будет вынесен в его пользу.

Анатолий Федорович Кони обладал высокими индивидуальными и общественно значимыми моральными качествами, следовал правилам чести, произносил речь всегда ясно, не употребляя терминологии, неизвестной окружающим и в совершенстве владел красноречием.

Лев Давидович Троцкий

Многие люди говорили, что Лев Давидович — это лучший оратор 20 века. У него был мощный тембр голоса, слова произносились четко и понятно. Он был умным и активным человеком, которого боялись многие противники. Сам же великий оратор не испытывал страха ни перед одним человеком, поэтому говорил в лицо все, ничего не тая.

Речь Троцкого всегда была выстроена последовательно, логично и кратко. Он хорошо умел убеждать людей, поэтому у него было большое количество соратников. Его дар красноречия был ярко виден во время политических выступлений.

Владимир Ильич Ленин

Великие ораторы 20 века – в этот перечень, несомненно, должен входить Ленин. Владимир Ильич выступал с такими речами, которые были доступны и понятны каждому представителю народа. Он отлично чувствовал, какой настрой присутствует у людей, поэтому мог завлечь их практически любыми идеями. Больше всего он использовал диалог, общаясь с народом, отвечая на их вопросы.

Его речь отличалась лаконичностью, конкретностью. Также он применял направляющую жестикуляцию рук, которая только усиливала влияние на людей. Ленин обладал харизмой, которая привлекала всех слушающих людей. Его фразы становились крылатыми, их использовали другие люди и печатали в изданиях.

Владимир Владимирович Путин

Владимир Владимирович — пожалуй, самый известный российский политический оратор современности. Он говорит легко, используя в своей речи немного юмора. Выступления его всегда хорошо продуманы, не содержат ничего лишнего. Жестикуляция рук плавная, которая нисколько не отвлекает внимание людей, лишний раз подчеркивает уверенность.

Этот политический деятель отличается сдержанностью и спокойствием во время общения с народом или коллегами, не позволяя себе сказать резкое или грубое слово. На вопросы людей он всегда отвечает четко, так как хорошо разбирается во многих сферах жизнедеятельности.

Владимир Вольфович Жириновский

Владимир Вольфович отличается тем, что его речь всегда сопровождается эмоциональной окраской, она непредсказуема и даже иногда обладает некоторой агрессивностью. Его выступления больше похожи на шоу. Он нередко оказывает своими словами давление на собеседника, использует энергичную жестикуляцию.

Жириновский обладает сильной харизмой. Но он непросто великий оратор, а очень умный и справедливый политический деятель. Владимир Вольфович легко может развернуть спор, так как разбирается в любой теме. Он не отличается сдержанностью, всегда говорит то, что думает, выражает свои эмоции, зачастую может позволить сказать себе лишнего для заострения внимания на своей персоне.

Все указанные выше лучшие ораторы мира – это еще далеко не весь перечень выдающихся мастеров красноречия (не будем забывать про таких великих ораторов, как: Джеймс Хьюмс, Авраам Линкольн, Стив Джобс и д.р.). Ответить на вопрос кто же лучший оратор всех времен — сложно. Кто-то обладал даром красноречия с рождения, а кто-то прошел длинный путь, справляясь со своими недостатками речи и приобретая навыки ораторского искусства, становясь великими. Но для всех можно сказать одно, что благодаря своему прекрасному красноречию они смогли стать знаменитыми деятелями общественной и политической жизни.

Реферат по литературе, сделанный для друга, по теме "Ораторы современности".

ОРА́ТОР - Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия.
Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

Введение.

Оратор - это прежде всего человек, произносящий речь, адресованную аудитории. В этом смысле, пожалуй, каждому хоть раз в жизни пришлось испробовать это ремесло на себе и узнать, насколько оно непросто. Ведь совокупность качеств, которыми обладает человек, определяет его ораторский потенциал. И здесь важно практически все; интеллектуальный уровень, степень образованности, характер, личный жизненный опыт… И кроме этого еще особое чутье, позволяющее чувствовать аудиторию, ощущать ее настроение и предугадывать реакцию. Быть настоящим оратором это редкий дар, и хотя большинство людей может сносно справляться с этой функцией, далеко не каждый может стать тем человеком, который, как мы видим на примерах истории, способен лишь силой собственной личности повести за собой тысячи людей и даже целые народы, навстречу своей судьбе.

Определяющие качества ораторов.

Итак, как уже было сказано выше, в целом оратора характеризуют практически все его качества, но какие же из них являются определяющими? Разумеется, нельзя преуменьшить роль таких факторов как интеллект, образование и опыт - без них оратор обречен на поражение в серьезной дискуссии, он не сможет вести полемику с достойным оппонентом. Однако при этом, эти качества являются лишь необходимой базой современного оратора, они не определяют его по сути, как не определяют и личность человека, за исключением уровня его развития. Я хочу сказать, что именно характер и персональные качества личности играют решающую роль в формировании образа того или иного оратора.

Вообще стоит заметить, что образ оратора, пожалуй, всегда будет отражением и тенью его личности, пусть даже он обладает большим чутьем и артистизмом, все равно, вектором их приложения станет совокупность его личностных ориентиров.

Краткая классификация ораторского искусства и ораторской манеры.

Ниже я привожу наиболее общую классификацию видов ораторской деятельности и манеры ее ведения, по самым очевидным признакам различия.

По роду деятельности:

Политическое
- Судебное
- Академическое
- Культурное
- Духовное
- Социально-бытовое

По степени эмоциональности:

Экспрессивная
- Сдержанная

По типу взаимодействия с оппонентами:

Агрессивная
- Неагрессивная

Современный ораторский стиль.

Сегодня, общемировая тенденция к глобализации внесла свои коррективы во все сферы жизни, в том числе сильно повлияв и на норму ораторской манеры. Без сомнения, тон в ней задает либерально-демократический Запад, в котором существует некий негласный стандарт политического ораторского стиля, ориентированный на сдержанность, точность, объективность, толерантность и дипломатичность. Все политики, стремящиеся прослыть прогрессивными и современными, ориентируются на эту модель. Примером может послужить нынешний президент США Барак Обама, так же многие европейские лидеры, а в нашей стране, образцом этой манеры является президент Дмитрий Анатольевич Медведев.

С другой стороны, политики стран, стоящих в оппозиции Западу, выражают это так же и в ораторской манере. Их выступления более экспрессивны, они не боятся недипломатических высказываний и порой, совсем не стесняются в выражениях. Безусловно, это поднимает уровень их популярности среди сторонников и лояльных им людей, но в целом, неминуемо ведет к контрастному восприятию, то есть к ним становится сложно относиться равнодушно, большинство либо горячо поддерживает их, либо яро осуждает. В качестве наиболее ярких примеров лидеров стран, использующих такую манеру можно привести Уго Чавеса, Махмуда Ахмадинежада, Муамара Каддафи. Вообще стоит заметить, что яркий и экспрессивный ораторский стиль более всего свойственен пламенным вождям революций, а так же авторитарным правителям.

В связи с этим, хочу сказать немного о личности, как мне кажется более всего повлиявшей на нынешний ораторский стиль, да и вообще на весь современный мир. Ведь при обсуждении ораторов, нельзя обойти стороной одиозную фигуру Адольфа Гитлера. Этот человек, при всем ужасе выбранного им пути и совершенных им преступлений, был прирожденным, гениальным оратором и именно это сделало его вождем целой нации. Даже самые непримиримые оппоненты Гитлера признавали, что он - величайший оратор, которого когда-либо знала Германия. Зигмунд Фрейд говорил, что Гитлер владеет массовым гипнозом. Его ораторский стиль можно охарактеризовать как чрезвычайно экспрессивный, но вместе с тем гибкий и точный, ориентированный на восприятие публикой, как искренний душевный порыв сильного человека.

Гитлер прекрасно чувствовал свою аудиторию и идеально настраивался на нее - с рабочими он говорил иначе, чем с солдатами и перед политиками выступал по-другому, нежели перед чиновниками. При этом его цепкий взгляд всегда был устремлен в зал, он наблюдал, насколько точно достигают его реплики аудитории и продолжал речь, исходя из реакции публики.

Вот что писал сам Гитлер, в своей книге «Моя борьба»: «В массовых собраниях мышление выключено. И я использую это состояние; оно обеспечивает моим речам величайшую степень воздействия, и я отправляю всех на собрание, где они становятся массой, хотят они того, или нет. Интеллектуалы и буржуа так же хороши, как и рабочие. Я перемешиваю народ. Я говорю с ним, как с массой».

История распорядилась таким образом, что Адольф Гитлер справедливо стал для большинства людей неким собирательным образом зла и жестокости, но вместе с тем это, пожалуй, первый человек, всплывающий в сознании большинства при вопросе о величайших ораторах XX века. Однако, благодаря создавшемуся, отрицательному образу Гитлера, его агрессивный и экспрессивный ораторский стиль так же, воспринимается в наши дни как негативный. Тем самым он повлиял на всех современных ораторов, особенно в политике. Никто не хочет ассоциироваться с Гитлером, каким бы блистательным оратором тот не был. На мой взгляд, это один из ключевых факторов, повлиявших на современную риторику - теперь ценятся не только и не столько способность оратора завоевать толпу, а скорее его рассудительность, точность и рациональность.

Несколько современных российских ораторов.

Пожалуй, первый российский оратор, приходящий на ум большинству наших сограждан - это Владимир Вольфович Жириновский. Его фигура - наиболее противоречивая в российской политике. С одной стороны, он является основателем и бессменным лидером одной из старейший партий современной России, заместителем председателя Государственной думы, доктором философских наук, кавалером нескольких орденов и медалей, и, несомненно, обладает достаточной популярностью в российском обществе. Но с другой стороны, его имя уже стало нарицательным и он всегда ассоциируется со скандалом, иррациональным мышлением и поведением.

Дело в том, что Владимир Вольфович - неординарный оратор, расположивший к себе тем самым многих людей из народа, хотя его стиль и идет в разрез с современной нормой. Вдобавок Жириновский достаточно несдержанный человек, на его счету несколько публичных драк и оскорблений, в том числе и в Государственной думе.

Как можно охарактеризовать его, как оратора? Экспрессивный и агрессивный, склонный к хлестким, провокационным фразам и необдуманным действиям, громкий почти до крикливости и всегда активно жестикулирующий - в собственных глазах Владимир Вольфович наверняка предстает громогласным обличителем, но, увы, при всей популярности, его мало кто воспринимает всерьез. Он стал заложником своей манеры и своего амплуа, с вечным ореолом скандальности, превратился в главного «персонажа» политической сцены, за которым интересно наблюдать, потому что он непредсказуем и эпатажен, и в этом смысле всегда оправдывает ожидания публики. Осталось добавить, что по мнению некоторых политологов, многие из избирателей голосуют за Жириновского именно из протеста всей политической системе, не столько поддерживая его позицию, сколько выбирая наиболее контрастный вариант, из нелюбви к остальным.

В качестве противоположного примера политического оратора прекрасно подходит нынешний президент России Дмитрий Медведев - как уже было сказано выше, он является образцом современной ораторской манеры на отечественной политической сцене, особенно в последнее время. Никакой экспрессии - он сдержан и спокоен, его речь всегда правильно и логически выстроена, определения, которые он подбирает в свободном диалоге, максимально точно передают смысл. Он всегда предельно корректен и не допускает неоднозначных формулировок.

Такая манера не производит сильного впечатления на большинство людей, речь слишком слажена и спокойна, порой это способствует даже расфокусировке внимания. Отсутствует фактор прямого эмоционально взаимодействия со слушателем, это ключевой момент - все взаимодействие лежит в поле действия разума и рационального постижения смысла речи. Подобную манеру лучше всего воспринимают люди науки, особенно юристы, к которым относится и сам Дмитрий Анатольевич, простым же людям такая манера может представать невзрачной, расплывчатой, неубедительной. Это, пожалуй, единственный серьезный недостаток подобной манеры.

К счастью, в нашем обществе ораторское искусство охватывает практически все сферы, а не только политику и юриспруденцию. И я хочу немного сказать о трех выдающихся ораторах культуры и науки, импонирующих мне. Это недавно почивший искусствовед, переводчик, теле- и радиоведущий, критик, Виталий Яковлевич Вульф, историк, драматург, сценарист и телеведущий Эдвард Станиславович Радзинский и профессор МГУ, доктор биологических наук и телеведущий Николай Николаевич Дроздов.

Виталий Вульф - это прекрасный пример спокойного, харизматичного оратора. Он рассказывал о людях и их судьбах так, что слушатель чувствовал, каково им было жить. Его манера чрезвычайно спокойна, даже не сдержана, а именно спокойна - он всегда неторопливо и вдумчиво рассказывал, так, чтобы у публики было время подумать о сказанном вместе с ним.

Эдвард Радзинский - это тоже яркий пример культурного оратора. Его исторические рассказы, конечно более художественные, чем научные, но все же точные, основанные на фактах - рисуют картины прошлого и повествуют о человеческих судьбах так, что внимательный слушатель переживает их вместе с ним. Он более эмоционален, чем Виталий Яковлевич, порою сильно жестикулирует и играет голосом, но в его манере это абсолютно уместно и оправданно.

И Николай Дроздов - тоже замечательный рассказчик, с невероятно доброй и душевной, спокойной манерой, располагающей к теме и увлекающей как маленьких детей, так и взрослых. И она наверняка может быть узнана каждым, кто хоть раз слышал его рассказ о животных. Конечно, он рассказывает для широкого круга людей, а не для специалистов - это популярная наука, но в ее рамках он нашел удивительно верную манеру, не оставляющую слушателя равнодушным.

Эти люди - образцовые ораторы культуры и науки. В манере каждого из них есть некое своеобразие, своя харизма, и у всех она настолько самобытна, что не раз становилась объектом пародии. Их рассказы увлекают слушателя, заставляя его по-настоящему сопереживать историям. Вообще, в речах талантливых ораторов культуры и науки есть какая-то магия, обусловленная, наверное, самими явлениями, о которых они ведут рассказ, и их ощущением, которое дано им в полной мере.

Заключение.

В этой работе, я попытался рассмотреть основные черты современного ораторского стиля и некоторые особенности нескольких ораторов. Конечно, каждый из них отображает собственную индивидуальность, но у всех есть нечто общее - они взаимодействуют с публикой. И из этого можно сделать вывод, что в какой-то мере, все ораторы являются отражением нас самих.

… Аристотель был первым автором учебника по риторике . В нём он назвал одно из важнейших условий успешности публичной речи - соответствие её сути внешнему виду выступающего. Вряд ли возымеет успех и вызовет доверие даже гениальная речь женщины лёгкого поведения на тему о целомудренном воспитании детей.
… Цицерон долго и тщательно заранее готовился к публичной речи, а без подготовки не мог произнести… ни слова! Нередко тексты речей ему готовила жена.
… Демосфен избавлялся от нервного подёргивания плеча, вставая под заострённый меч на репетициях. Кроме того, у него были вялая дикция и слабый голос, так что он набирал камешки в рот и говорил, пытаясь перекричать шум моря. Демосфен отлично понимал, что ораторское искусство - это практика, практика, практика. Физические усилия!
… Ломоносов из современных ему наук не был силён только в зоологии; носорога он называл бегемотом, в остальном же - какими науками он только не овладел, обучаясь в Германии. Как смог он за пять лет вместить большинство научных изысканий того времени? Чем он «взрыхлил» почву своего разума? Несколько лет до этого в России он систематически изучал риторику, считая её основой всех наук.
… Мирабо
заучивал тексты публичных речей наизусть, да настолько хорошо, что они совсем не отдавали пересказом, а звучали как гениальная импровизация. Одной из таких речей он и призвал взять Бастилию. Я не сторонник того, что искусство публичного выступления - это искусство зубрежки, но не без этого. Когда есть пара клише на ситуацию - это узкомыслие, но вот когда есть двадцать пять тысяч клише, как говорит Караченцов, это здорово, просто гениально. Ораторское искусство совершенно немыслимо без великолепной памяти, а память тренируется систематической нагрузкой, постоянным использованием. Прежде, чем давать нагрузку на память, не мешало бы узнать, как она работает. Так что, добро пожаловать на курсы улучшения памяти и внимания! Ораторское искусство без памяти исчезает, как след на воде, сколь бы хорошо ни был подвешен язык.
… Владимир Ленин - безусловно, он обладал ярчайшим ораторским даром. Его ораторское искусство базировалось на экспрессии, утрированной эмоциональной выразительности. Публичные выступления Ильича могли служить настоящей энергетической батареей. Не секрет, что многие люди идут послушать даже не важно что, а важно, как. Идут, чтобы «подзарядиться».
… Маргарет Тэтчер от рождения имела визгливый, неприятно режущий ухо голос . Она терялась на публике и не знала, куда девать взгляд. Маргарет отлично осознавала, что её образование химика - отнюдь не помощник в риторике. Долгие месяцы работы над голосом и изучение актёрского и ораторского мастерства помогли ей избежать участи варить в колбе ядовитый бензол. Чтобы стать премьер-министром, Маргарет наняла консультантов по имиджу, тренера по постановке голоса на дыхательную опору и преподавателя театрального искусства. Вот и подумайте, какая связь между актерским мастерством и политическими интересами!
… Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием жизненный опыт. Под ораторским провалом (самоубийством) он понимал произнесение речи дольше, чем на 20 минут, когда за это не платят. История риторики может быть очень противоречива, но она не более противоречива, чем сама жизнь! Ищите то, чем сможете воспользоваться. Маленький совет: посмотрите фильм «Запах женщины». Там есть яркий пример воздействия на аудиторию с помощью ораторского искусства, не без элементов пафоса и актерского мастерства.
… Ч аще всего умственные способности человека оценивают по его способности ГОВОРИТЬ, ибо за этим стоит способность МЫСЛИТЬ !