Балет нуриев в большом театре режиссер. Гей-скандал в большом театре


МОСКВА, 9 дек — РИА Новости, Анна Кочарова. Большой театр представляет главную премьеру этого сезона — балет "Нуреев", который планировали выпустить еще летом. Тогда отмена спектакля стала главной сенсацией закрывавшегося сезона 2016-2017 года.

Над амбициозной и масштабной постановкой работали режиссер Кирилл Серебренников, композитор Илья Демуцкий и хореограф Юрий Посохов. Однако накануне генерального прогона Владимир Урин — гендиректор Большого — отменил премьеру: по его словам, спектакль просто не был готов.

Впрочем, сразу же поползли слухи: якобы постановка о жизни великого Рудольфа Нуреева слишком откровенна, фотографии полностью обнаженного танцовщика проецируются на весь задник сцены, есть кордебалет трансвеститов и любовные мужские дуэты. Моментально были озвучены и предположения, что в ситуацию лично вмешался министр культуры Владимир Мединский.

После отмены летней премьеры театр обещал показать "Нуреева" в мае 2018-го. Однако, несмотря на дело "Седьмой студии" и домашний арест Кирилла Серебренникова, а также невзирая на большую загрузку артистов (в ноябре театр выпустил еще одну балетную премьеру — "Ромео и Джульетту"), спектакль выпустили — и сделали это даже раньше, чем планировалось.

По словам артистов, еще летом постановка "была собрана", то есть оставалось довести до совершенства только технические моменты, отрепетировать хореографию. Что и было сделано.

Перед премьерой журналисты атаковали Владимира Урина и солистов, задействованных в спектакле, вопросами: а не вносились ли какие-то коррективы за прошедшие месяцы? Как бы подтекстом звучало то, что, возможно, постановку все же "причесали". Но ответы, которые, кажется, кого-то могли разочаровать, были однотипными: нет, принципиально ничего не переделывали, доработки касались исключительно хореографии.

Теперь, когда балет уже показали первым зрителям и на премьерные спектакли распроданы билеты, можно констатировать: "Нуреев" получился очень искренним, правдивым и корректным.

А те зрители, которые хоть что-то читали о великом танцовщике (а о нем написано много и подробно), и вовсе скажут, что создатели спектакля сгладили его непростой характер.

© AP Photo

Нуреева по праву называют великим танцовщиком, и поклонники этого вида искусства знают, что он был еще и выдающимся хореографом, потрясающим на сцене и, говорят, невыносимым в жизни — очень вспыльчивый, чрезмерно эмоциональный и требовательный к себе и другим. Танцовщик любил роскошь и в то же время проводил время в злачных местах. Он мог быть ласков с партнершами на сцене, но совершенно не сдержан в эмоциях в ходе репетиций. Противоречивый, однако — безусловно — великий. Единственное, что действительно интересовало его, — это танец.

За два с небольшим часа они рассказывают и о его побеге во время гастролей в Париже, и о причинах такого решения: "прыжок в свободу" — так этот шаг тогда окрестили западные журналисты. Вспоминают его выдающиеся работы на сцене, рассказывают о бурной жизни вне театра, о его душевных привязанностях и земных пристрастиях, о смертельной болезни и угасании.

Столь масштабный замысел воплощен посредством самых разных и не традиционных для балета средств. Представление начинается с аукциона, на котором личные вещи, предметы и картины из особняков Нуреева постепенно распродаются.

Неподготовленные зрители будут удивлены: в этом спектакле есть драматическая роль, она поручена актеру Игорю Вернику (в первом составе). Он играет ведущего аукциона, ему же отданы и все текстовые эпизоды спектакля, которых здесь немало: рассказ о событиях из жизни Нуреева и воспоминания о нем его близких.

Эти тексты оказываются очень трогательными и пронзительными. В спектакле появляются и солирующие певцы, и хор. Большие снимки знаменитой серии портретов работы Ричарда Аведона проецируются на задник сцены.

Все эти решения могли бы стать банальным нагромождением эффектных сцен с красивыми костюмами, если бы не главное. В этом спектакле есть уважение и преклонение перед гением Нуреева. И в преддверии 80-летия со дня его рождения, которое балетный мир будет отмечать в 2018 году, эта работа Большого театра стала настоящим посвящением выдающемуся танцовщику.

Эта постановка по уровню общественного внимания может сравниться лишь с давним шумом вокруг появления в том же Большом оперы «Дети Розенталя», когда «Наши» протестовали против либретто . А по накалу «скандальных» страстей атмосфера вокруг « а» тянет на голливудский блокбастер.

Но главное, эта история красноречиво говорит о сегодняшней России.

Сама личность и биография главного героя может вызвать зубовный скрежет у разного рода «хранителей устоев». Ведь Нуреев всю жизнь на устои - любого рода — плевать хотел.

Ажиотаж вокруг двух премьерных показов балета такой, что дирекция театра придумала особый порядок продажи билетов — именных и по паспортам. Не только потому спрос велик, что на самом деле премьера должна была пройти несколько месяцев назад,

но ее внезапно отменили, в последний момент, после генеральной репетиции, под предлогом, что труппа из-за загруженности прочей работой не успела отрепетировать танцы как следует (директор твердо стоял на своем, хотя версий об истинных причинах запрета ходило много).

И не только потому, что режиссер-постановщик балета Кирилл Серебренников, успевший, к счастью, поставить «Нуреева» целиком, сегодня сидит под домашним арестом, лишенный возможности работать, и спектакль сейчас выпускали без него.

До той летней, отмененной, премьеры сам по себе балет интересовал, кроме балетоманов, разве что любителей «клубнички» на сцене: фото обнаженного Рудольфа, пусть оно мелькает всего пару секунд - это же кайф.

Вопрос «будет или не будет рассказ о Нурееве-гее?» — кайф в квадрате.

Интересовал не балет, но контекст вокруг балета. Вкус запретного плода. Шепоток в кулуарах.

Нынешняя премьера — после ареста - широкой публикой воспринимается как акция в его поддержку, хотел ли этого театр или нет. Крики «Браво, Кирилл» на аплодисментах, хочется думать, будут режиссером услышаны. А граффити на заднике сцены, где нацарапано K.Serebr, как и решение нескольких человек из постановочной команды выйти на поклоны в майках с портретом Серебренникова и надписью «Свободу режиссеру», ведет спектакль от искусства к общественному поступку.

Но спектакль оказался таким, что стоит говорить о нем самом.

Балет о Рудольфе в Москве — географическая странность. Нуреев - вообще-то фигура питерская. Его биография перед невозвращением с гастролей во Франции связана с ленинградской балетной школой, в которой он учился, с Кировским (ныне Мариинским) театром, где он служил.

Но идея балета о знаменитом танцовщике родилась в Большом. Название предложила команда: композитор , режиссер Кирилл Серебренников и непосредственный автор замысла — хореограф (дирекция ГАБТа пригласила их поставить спектакль во второй раз, после успеха первого проекта - балета «Герой нашего времени»). На обложке программки стоят даты жизни Рудольфа и написано: «К 80-летию со дня рождения».

Нуреев - один из двух балетных мировых звезд родом из СССР (второй, конечно, Барышников), имя которого известно каждому.

Но главное - жизнь танцовщика, которого за буйный нрав и вздорный характер прозвали «диким зверем в гостиной», полна эффектных и совершенно театральных моментов. Тем не менее, постановщики не пошли по проторенной дорожке «родился-учился-женился».

Серебренников, который еще и сценарист, и сценограф, и не пытался это сделать. Соавторы мудро сосредоточились на узловых моментах. Они взяли биографию Нуреева как точку отсчета - и сочинили спектакль, который можно было бы назвать хлестким журналистским слоганом, родившимся после истории побега от «совка» в парижском аэропорту.

Балет «Нуреев» — это, конечно же, история прыжка к свободе. К свободе «от» — и к свободе «для».

К возможности прожить свою, а не навязанную кем-то жизнь. К мании разноликого творчества, обуревающей танцовщика с тремястами спектаклями в год. Все детали биографии, использованные в этом не балете даже, а придуманном Серебренниковым конгломерате танца, драмы и оперы, работают на такую идею.

Композитор Илья Демуцкий, по его словам, творил партитуру по наказу хореографа: написать с эмоциями, «чтоб прям душу рвало». Музыку, которую оркестр Большого театра играл под управлением дирижера , отдельно вряд ли будут слушать, но она идеальна для балета-байопика: автор бесхитростно, почти без иронии, оперирует готовыми клише, что и воссоздает нужную картину.

Сам Демуцкий рассказывает о «примитивной, удушающей музыке» в эпизоде ленинградской балетной школы, о «патриотической удушающей советской песне», о миксте нескольких классических балетов, перетекающих друг в друга и обратно — так нам напоминают о коронных партиях Нуреева.

Есть еще вальсики и марши, цитируемый Малер, обработанный Люлли с Рамо и джаз с саксофоном. И все покорно звучат «в ноги». Кроме грустной татарской песни, возникающей в ключевые моменты жизни.

Идея вспомнить вехи биографии через вещи героя, посмертно продаваемые на аукционе, в балетном театре не нова.

Но в нынешнем спектакле - сквозь призму реальных посмертных аукционов Нуреева — это драматургически работает. Сквозной персонаж балета — Аукционист (), распродающий документы, картины, мебель и личный остров Нуреева.

В продаже дневник успеваемости Рудольфа, а на сцене танцкласс ленинградского балетного училища имени Вагановой, с конъюнктурно сменными — от до Хрущева — портретами вождей на стене и бессменной рутинной ежедневного экзерсиса.

С талантливым юным эгоцентриком Рудиком, вихрем - он все делал вихрем — врывающимся на сцену, в действие, и грубо пихающим партнершу.

На аукционе интимная записка, а на сцене дуэт с брутальным скандинавом — коллегой, наставником в профессии и любовником по жизни, человеком контрастных, по сравнению с Нуреевым, качеств. Выразительный (Брун) в черном и смятенный Владислав (Нуреев) в белом.

Хореография Посохова здесь удивительная: как можно было достичь одновременно откровенного эротизма и воплотить несомненный душевный, артистический порыв? Если вообще говорить о танцах этого балета, то они сделаны уверенной рукой, которая знает толк в небанальном комбинировании классических па. И в уместной пластической интонации, придающей обычному — необычный смысл, а привычному - довольно неожиданный ракурс.

Типичная для Серебренникова саркастически-социальная сцена побега в Ле Бурже, когда родина, насильственно тянущая артиста в цепкие объятия, воплощена в казенном женском хоре в плюшевых платьях, с солисткой (), штампованно поющей о любви к отечеству.

А в Европе — вольная жизнь, среди молодежи в костюмах прет-а-порте, гулянка у богачей в шубе на голое тело, перемигивания с компанией упоительно порочных («манких», как сказано в либретто) трансвеститов в Булонском лесу.

Завсегдатаи «Гоголь-центра» весь спектакль отмечали кое-какие, то здесь, то там, отсылки к «Машине Мюллера». И, наконец, съемка обнаженного Рудольфа у фотографа Аведона, Да, знаменитая фотография с голым телом анфас, бурно обсуждаемый хит летних репетиций, теперь в глаза не маячит. Самое интересное в проекции срезает линия окна.

Можно сгоряча подумать, что так, с остроумным и злым смаком, будет до финала: мало ли что учудил по жизни эксцентричный нуреевский гений! Хотя мы любим его не только за это. Но второй акт меняет дело.

Аукционист, что двигал действие рассказом о жизни, теперь говорит о творчестве. Грядет череда перефразированных Посоховым ролей Нуреева. От его «барочного» балетика «Сюита Баха», здесь поданного как нарядный апофеоз а-ля семнадцатый век. С выходом Короля-Солнца со свитой, на пару с разодетым в пух и прах контртенором в золотой маске. (Художник по костюмам постаралась).

Через дуэт Руди с любимой английской партнершей (), напоминающий об их коронном спектакле «Маргарита и Арман». И грезы Нуреева, парафраз его Лунного Пьеро из одноименного балета на музыку Шенберга.

Тут, кстати, поет та же Шилова, но уже не в плюше, а в черной коже, что не мешает ей вставлять прежнее, рефренное, мучительное для героя: «Родины себе не выбирают».

Аукционист зачитывает письма, написанные сейчас, в 2017 году, соратниками и учениками Нуреева. Звучат пафосные воспоминания, а и (оба превосходны) их как бы «отанцовывают».

Пафоса иной раз слишком много, как и произносимого текста, и повторений аукционных сцен. Да и хороший, но слишком интеллигентный для этой роли танцовщик Лантратов, обладающий отнюдь не нуреевским темпераментом, все-таки не передает его легендарную грубоватую харизму. Так что яркая нецензурная брань, которую Нуреев, всесильный глава балета Парижской оперы, обрушивает в спектакле на труппу, кажется насущно необходимой художественной краской.

Но пафос — это дорога к реально трогающему финалу, когда на аукционе продают последний лот — дирижерскую палочку.

По сцене плывут Тени из балета «Баядерка», которыми слабеющий Нуреев руководит из оркестровой ямы. Постепенно музыка затихает, Рудольф управляет тишиной. И это трижды символ. Нуреев в последние годы серьезно увлекся дирижированием. А своей «Баядеркой», которую он репетировал с артистами Оперы полумертвым от СПИДа, «дикий зверь» попрощался с миром: после премьеры в октябре 1992 года он прожил всего три месяца.

Премьера даже самого талантливого и нестандартного балета так и осталась бы новостью лишь культурной жизни, не приобретая общественно-политического звучания, если бы не несколько ключевых моментов.

Во-первых - режиссёром здесь был Кирилл Серебренников, который сейчас находится под домашним арестом по делу о хищениях в "Седьмой студии". В августе режиссёр даже задерживался Следственным комитетом в Санкт-Петербурге,где вёл съёмки фильма о Викторе Цое, и был этапирован в Москву. Тогда преследования режиссёра вызвали громкие протесты, в том числе со стороны известных деятелей культуры.

Во-вторых - артист балета и балетмейстер Рудольф Нуреев был, как известно, не только знаменитостью мирового масштаба, но и первым актёром-"невозвращенцем", не пожелавшим возвращаться в СССР с зарубежных гастролей, за что был заочно осужден за "измену Родине". Наконец - он был открытым геем, скончавшимся от СПИДа всего в 54 года. Как знаменитость - Нуреев одна из "икон" мирового ЛГБТ-сообщества. Геи его до сих пор почитают и им гордятся. Но, понятно, в нынешней России такие люди, казалось бы, никак не могут входить в категорию "ими гордится страна".

В третьих, по этим ли или не по этим причинам, но первая премьера балета "Нуреев", которая должна была состояться ещё летом, была отложена. Осведомленные источники утверждали, что решение было принято на самом высоком уровне, причём изначально речь шла чуть ли не о полном запрете, и принято оно было якобы под влиянием епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова). Сам епископ Тихон, впрочем, отвергал свою причастность к переносу балета, но реакция православных и околоправославных СМИ на "Нуреева" и сегодня, понятное дело, в основном крайне негативная.

Тем не менее премьера всё-таки состоялась, и была не просто успешной (билетов было не достать, актёры дважды выходили на сцену на аплодисменты зрителей), но и привлекла в качестве зрителей многих представителей высшей политической элиты России.

"Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие", - оценил премьеру присутствовавший на ней пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Также он сказал, что не увидел в постановке ничего провокационного.

"В зале все, - пишет телеграм-канал Под колпаком , - Песков, Чемезов, Эрнст, Ремчуков, Ургант. В ложе Абрамович (со спутницами). Многие члены правительства и истемблишмента. Только режиссер-постановщик дома. Под арестом".

Любопытно, что на поклон артисты вышли в футболках с фотографией Кирилла Серебренникова и надписью "Свободу режиссеру". Снимок этой акции одним из первых опубликовал бывший министр финансов Алексей Кудрин , также присутствовавший на премьере "Нуреева". "Актуальный, настоящий современный балет, - написал он. - Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере".

"Закулиска видела летний прогон балета-спектакля режиссёра Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова, - пишет телеграм-канал Закулиска . - Это действительно был сырой спектакль, которому требовалось время на доработку. И эти полгода работы, пусть и без физического присутствия режиссёра, пошли спектаклю на пользу.

"Нуреев" - большой и дорогой проект. Мог бы быть очередным, но к везению участников и Большого театра, случилась драматическая судебная ситуация с Серебренниковым. У "Нуреева" совсем другой окрас. Окрас главного спектакля современности.

Сегодня на премьере были все! Нет! ВСЕ! От Эрнста до Урганта, от Пескова до Чемезова. Министры, банкиры, главные дамы света и полусвета. Большинство присутствующих из числа российского истеблишмента в театре были в первый (хорошо! Во второй!) раз.

Хэштеги, селфи, фото на фоне - опять не про театр. Не про балет. Не про великого Нуреева. И не про драму режиссёра Серебренникова, который не видел сегодня своей премьеры. Просто - главное событие года. Повторимся: просто модно. Поздравления с премьерой всем участникам и режиссеру".

"Сегодня и завтра вся светская Москва в Большом на "Нурееве", - пишет телеграм-канал Незыгарь . - На сцене любимая балерина Президента Светлана Захарова, звезды Большого Лантратов и Овчаренко, Шипулина и Александрова. Лично постановку финансировали Абрамович и Костин".

"Постановка наделала много шума из-за споров в обществе, как её воспринимать, - пишет Владимир Жириновский . - С одной стороны, речь идет о всемирно известном, выдающемся артисте, с другой – у него очень сложная и неоднозначная судьба. Рудольф Нуреев не нашёл покоя на родине и сбежал за границу, а его личная жизнь и сегодня вызывает массу споров. Именно из-за этого премьера, которая должна была состояться ещё летом, была отложена.

Я уже тогда выступил в поддержку режиссёра спектакля, постановщиков, Большого театра, где должен был состояться показ. Я бы с депутатами с удовольствием посмотрел спектакль еще на генеральном прогоне, чтобы мы могли первыми заявить, что это абсолютно нормальная постановка и ничего неприличного или запретного в ней нет.

В культуру вообще не нужно вторгаться. Пусть идёт любая дискуссия, пусть все спектакли показывают, пусть будет свобода слова. А то у нас чуть что находятся те, кто хотят запретить. Этого не должно быть, пусть художники творят. Я предлагал и Кирилла Серебренникова пустить посмотреть "Нуреева". Во многом это его детище, и он заслуживает на это право.

В этом смысле мы должны выработать правильное понимание демократии. Исходить нужно из того, что в принципе нежелательно вообще что-либо запрещать".

"Премьера запрещенного Нуреева в Большом, - пишет Ксения Собчак . - Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, Артисты и постановщики выходит в майках с портретами Кирилла. И все это очень хорошо, но безумно грустно. Потому, что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под черным жутким граффити "Вор"?"

"В Белом фойе очень много камер. Гораздо больше, чем обычно. Раза в три-четыре, - пишет Наталья Зимянина . - Владимир Урин: "Мы обращались в Следственный комитет с просьбой, чтобы Серебренников мог принять участие в репетициях, но она не получила ответа. С Серебренниковым всё согласовано (через адвокатов - это позже добавила пресс-секретарь театра Катерина Новикова. - Н.З.). Это очень важно для данной ситуации... Это не единственные показы, он будет показан еще в мае. Никаких изменений не вносилось. Я не заметил. Если и были - то согласованные с режиссером и хореографом".

"Да, вроде выглядит абсурдно: режиссёр под домашним арестом, а спектакль поставлен, - пишет телеграм-канал Красный Сион . - Но режиссёра обвиняют в хищениях, и к творчеству это не имеет никакого отношения. Рассыпается версия некоторых, что Серебренникова "преследуют за политику"...

Прочитал, что до самой смерти Нуреев считал себя татарским националистом. Он писал: "Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу... Татары быстро воспламеняются, быстро вступают в бой. Они самонадеянные, но в то же самое время страстные, а временами хитрые, как лисы. Татарин - хороший комплекс звериных черт, - и это то, что есть я!"

"Этот балет, конечно, стал политическим,-

Премьеру балета «Нуреев» режиссёра Кирилла Серебренникова , которая в эти выходные состоялась на исторической сцене Большого театра, посетил, кажется, весь московский бомонд.

Среди первых зрителей оказался Дмитрий Песков , который с художественной точки зрения высоко оценил увиденное: «Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие». В зрительном зале была Ксения Собчак , которая не нашла в постановке ничего скандального: «Я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под чёрным граффити?», — и Алексей Кудрин , который сокрушался, что режиссёр, находящийся под домашним арестом, не смог посетить собственный спектакль: «Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере».

АиФ.ru собрал отзывы первых зрителей, которые побывали на премьере спектакля, посвящённого легендарному артисту балета Рудольфу Нурееву .

astrolife_fd

Было приятно видеть новый шедевр Большого театра. Неординарно. Необычно. Как и сам Нуреев.

happy_tickets

«Нуреев» — это не классический балет, это спектакль! О жизни гения! О его личной трагедии, одиночестве, при этом огромном таланте, неординарности, которую он проявлял везде. Он был жутким трудоголиком, мог танцевать часами напролёт. В «Нурееве» главный герой танцует на протяжении всего спектакля!!! Много эротизма. Но показано без пошлости.

Таков был Нуреев: талантлив, экстравагантен, с проявлением сексуальности в своих действиях, костюмах, постановках. Всё это отражено здесь. Некоторые моменты тронули до слёз. Очень эмоциональная постановка.

Must see! Один из лучших спектаклей, которые я видела за последнее время! Браво создателям и танцовщикам!

yuliapak

Великое счастье увидеть шедевр!!! Балет «Нуреев» — это именно он, шедевр! Такого восторга, улыбки и слёз одновременно у меня давно не было ни от одной постановки! На поклонах не хватало только одного человека, Кирилла Серебренникова!... Какая несправедливость! И как всё в жизни циклично.... Возможно, через много лет на сцене «Большого» мы увидим именно эту историю, историю потрясающего режиссёра нашего времени!

larina.yuliya

До последнего верилось, что Кирилл Серебренников выйдет на поклон, но — нет...

dnevnik_teatralki

Очень советую! Даже тем, кто не любит балет или Кирилла Серебренникова. Потому что это гораздо больше, чем балет. Это гениальный драматический спектакль. Процент какого-то эпатажа или скандальности в этом спектакле стремится к нулю. Вообще не понимаю. Кто все эти сплетни выдумал. Тут всё невероятно тонко, деликатно и целомудренно. Самое неприличное — слова типа «c***s», «f***g», «f***s», которые выкрикивает Нуреев на репетиции. Я далеко не балетоман. Но теперь понимаю, что если б каждый балет ставили Серебренников с Посоховым , а главную роль исполнял Влад Лантратов , я бы смотрела только это и вообще бы больше никуда не ходила.

Публикация от Sarah Rowles (@rowlsar) Дек 10 2017 в 9:22 PST

Много шума НЕ из ничего. Много шума из таланта, любви к своему делу и профессионализма. Наконец-то много шума по делу...

mingalelya

Это восхитительно! Даже страшно подумать, сколько вложено физического и эмоционального труда... прекрасно!

marusya17

Наверное, это для меня лучшая работа Кирилла Серебренникова! Повторю, что именно для меня. Почти бессловесность, да. А язык музыкальный и документальный позволили мне запечатлеть его гениальность впервые. Нарочитая, казалось бы, псевдообнажённость и интимность стали не эпатажем, а деликатностью. Единственный раз в моей жизни, когда танец главнее музыки! И этот танец, обрамлённый великолепными костюмами, достойной, но не перекрывающей музыкой и, конечно, виртуозным исполнением, покорил! Впервые подумалось: «Как бы я жила, если бы пропустила?». Это определённо серьёзный критерий.

kitca8ekaterinakkovaleva

Потрясающе красиво, остро и очень деликатно. Спасибо за красивый рассказ о сложном пути Художника, человека, о любви, о выборе, о Характере! Овации! Овации! Овации!

_remedios_la_bella

Какие-то сцены очень красиво и здорово, какие-то странно и непонятно. Мне многие чисто постановочные идеи очень понравились, ну, скажем, общая концепция — всё начинается с аукциона, на котором распродаются личные вещи Нуреева, и в эту линию вплетается его жизнь. И это очень круто! Но где-то воплощение общих идей мне не очень понравилось... в общем, неоднозначно.

В конце на поклон все артисты вышли в футболках с фотографией Серебренникова и надписью «Свободу режиссёру» , поскольку он не смог посетить премьерный показ из-за домашнего ареста.


фото: Mladen Antonov


Представление должно было рассказать всю историю жизни выдающегося танцовщика и хореографа XX века и представить сразу несколько эпох, в которых жил артист. «Это жизнь в одном балете», – говорил Кирилл Серебренников, но как позже уточнил хореограф , спектакль представляет собой «вспышки жизни Нуреева, не документальный, а скорее сюрреалистический "фильм"» .

На постановку пришли многие деятели культуры и политики. Их восторженные комментарии после просмотра процитировали агентства ТАСС и РИА Новости, а также большинство СМИ.


Пресс-секретарь главы государства отметил большое значение балета: «Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие. Я не увидел в постановке ничего провокационного».

«В @BolshoiOfficial долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере», – посетовал экс-министр финансов России, председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин .

«"Нуреев" в Большом театре. Поразительные таланты на сцене, половина элиты в зале, а режиссер - под домашним арестом. Россия как она есть», – цитирует слова корреспондента The Guardian Шона Уокера «Новая газета».


«Постановка наделала много шума из-за споров в обществе, как её воспринимать. С одной стороны, речь идет о всемирно известном, выдающемся артисте, с другой – у него очень сложная и неоднозначная судьба. Рудольф Нуреев не нашел покоя на родине и сбежал за границу, а его личная жизнь и сегодня вызывает массу споров. Именно из-за этого премьера, которая должна была состояться еще летом, была отложена.
Я уже тогда выступил в поддержку режиссера спектакля, постановщиков, Большого театра, где должен был состояться показ. Я бы с депутатами с удовольствием посмотрел спектакль еще на генеральном прогоне, чтобы мы могли первыми заявить, что это абсолютно нормальная постановка и ничего неприличного или запретного в ней нет.
В культуру вообще не нужно вторгаться. Пусть идет любая дискуссия, пусть все спектакли показывают, пусть будет свобода слова. А то у нас чуть что находятся те, кто хотят запретить. Этого не должно быть, пусть художники творят. Я предлагал и Кирилла Серебренникова пустить посмотреть "Нуреева". Во многом это его детище, и он заслуживает на это право.
В этом смысле мы должны выработать правильное понимание демократии. Исходить нужно из того, что в принципе нежелательно вообще что-либо запрещать», –
написал в Telegram .

«Премьера запрещённого Нуреева в Большом. Весь бомонд, чиновники, бизнесмены... Все кричат "браво". Ставят хэштеги и чекинятся. Посохов, Артисты и постановщики выходят в майках с портретами Кирилла. И всё это очень хорошо, но безумно грустно. Потому что мы все так мало можем сделать и так бессильны перед этой несправедливостью.... А в балете я так и не поняла, что такого запретного? Голый танец во время фотосессии Аведону на стуле? Трансвеститы? Красно-кровавая подпись Кирилла под чёрным жутким граффити "Вор"?», – высказала своё мнение .


«Это явление. Вообще ставить такое часто невозможно, это будут очень редко показывать. Я считаю, что это выдающийся балет, выдающийся», – процитировало агентство ТАСС.

«Второй акт, мне кажется, просто превосходный. Мне очень нравится музыкальная часть, как она сделана. Количество текста мне показалось преувеличенным: не нужно было этого бесконечного перечисления лотов. Публика будет с удовольствием и интересом смотреть», – поделилась впечатлениями Ирина Антонова , президент Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.

«Спектакль "Нуреев" Кирилла Серебренникова меняет представление о возможностях сегодняшнего театра, в особенности, о возможностях классического балета. Не первый раз театральные работы Кирилла вызывают восхищение его способностью раскрывать новые грани театра, выходить за его пределы, менять правила и законы жанров.
Спектакль сложный, многослойный, умный, что не исключает огромной визуальной радости при виде изумительного балета, элегантного оформления, виртуозности труппы. Прекрасная музыка Демуцкого. Это событие мирового уровня», -
отметила писательница .


«Это очень грустный спектакль. Я не вижу в нём ничего такого, чтобы ему мешало быть здесь на этой сцене. Такие неистовые артисты, такие драматические коллизии пошли на пользу этому спектаклю», - приводит слова актрисы РИА Новости.

«Замечательный спектакль, очень понравился. Настоящий современный язык, который может транслировать художественные мысли, эмоциональный. Этот спектакль будет жить и путешествовать по миру, находить понимание. Он трогательный, живой, красивый, масштабный, здорово придуманный. В нём всё есть. Настоящий Большой театр», - рассказал продюсер .

Постановку высоко оценили и знатоки театра. В частности, балетный критик «Коммерсанта» Татьяна Кузнецова считает, что «Нуреев» - лучшее, что произвёл мировой театр в XXI веке. А Майя Крылова в рецензии, опубликованной на сайте Газета.ru, отметила, что «по накалу "скандальных" страстей атмосфера вокруг "Нуреева" тянет на голливудский блокбастер» , а сам балет представляет собой «историю прыжка к свободе» . При этом критик сосредоточила своё внимание на аукционе, на котором продаются вещи мастера. По словам критика, в данном балете «это драматургически работает» и приводит «к реально трогающему финалу, когда на аукционе продают последний лот - дирижерскую палочку» . В роли Аукциониста, кстати, задействован .


фото: Dominique Faget


Скандал вокруг постановки развернулся летом. Премьера должна была состояться ещё в июле уходящего года, но затем её перенесли на май 2018-го.

«Сначала была идея не откладывать спектакль, репетировать неделю. Сначала была идея перенести на сезон 2018/2019. Но после прогона спектакля "Нуреев" я понял, что надолго откладывать спектакль нельзя. 4-5 мая 2018 года планируем премьеру» , - сообщил генеральный директор Большого театра на брифинге, состоявшемся 10 июля.

Причиной переноса оказалась неготовность спектакля. Урин рассказал, что репетиции начались в конце января, но в связи с тем, что с января по февраль время для труппы выдалось «достаточно трудным» (проводился фестиваль по случаю юбилея и все артисты были полностью заняты), а в конце мая труппа уехала на гастроли в Японию и вернулась только за 20 дней до премьеры, балет оказался неподготовлен.


«Смотрим один прогон по качеству балета – я не говорю о том, что сделал Кирилл Семёнович, – и понимаем, что это сделано плохо» , – отметил Урин.

Он уточнил, что претензии были не к хореографии, а к качеству исполнения, так как «в спектакле Серебренникова очень важны смысловые акценты, человеческие аспекты в отношении героев» , чего и не хватило руководству Большого в том виде, в котором спектакль показали на прогоне 7 июля.

По словам гендиректора, решение об отмене премьеры было принято совместно с Посоховым и Серебренниковым.

После отмены премьеры 8 июля на сайте Большого театра появилось уведомление о том, что билеты на спектакль «Нуреев» будут действительный на балет «Дон Кихот» , который и будет показан на Исторической сцене театра с 11 по 14 июля (в даты запланированной премьеры «Нуреева»).


Об отмене премьеры спектакля «Нуреев» стало известно 8 июля. Тогда же многие критики и эксперты связали это с двумя причинами. Первая – дело против бывшего руководства «Седьмой студии» Юрия Итина , Алексея Малобродского и Нины Масляевой . Следствие считает, что сотрудниками труппы были расхищены средства, выделенные на постановку спектакля «Сон в летнюю ночь» , которого, по версии прокурора, возможно, не существует, однако именно этой постановкой закрыл сезон .

Вторая причина, называвшаяся экспертами, – гомосексуальные сцены (важной частью сюжетной линии должна была стать любовь Рудольфа Нуреева к известному датскому танцовщику Эрику Бруну). Генеральный директор Большого театра отметил, что художественное оформление спектакля «Нуреев» не будет подвергаться изменениям, а сама постановка, по мнению Владимира Урина, «будет иметь неоднозначную оценку» и вызовет споры. Впоследствии, после ареста Кирилла Серебренникова постановка и вовсе оказалась под большим вопросом, нор всё-таки она увидела свет.

О том, что в июле 2017-го планируется премьера спектакля об известном балетмейстере, было сообщено в мае 2016 года, когда Большой театр анонсировал планы на сезон. За постановку спектакля отвечала команда (Серебренников, Посохов и композитор ), которая в 2015 году представила балет «Герой нашего времени» , завоевавший успех.