Влияние социальных сетей на формирование морально-нравственные, духовные и коммуникативные качества молодёжи. Понятие социального влияния


C лекций по формированию личности(Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.)

Определение понятия «социального влияния» О социальном влиянии говорилось еще во времена античности. Первые определения влияния в основном были сфокусированными на искусстве построения речи и ораторскому мастерству. В Древней Греции изучение влияния было связано с риторикой. Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного воздействия доверие к источнику воздействия, апелляции к эмоциям и логику обоснования. Он также отмечал, что результативность воздействия возрастает, если он строится на общем почве субъекта и объекта воздействия, что предполагает знание аудитории и ее представителей. Выдающийся оратор Цицерон выделял пять элементов убеждающего воздействия: создание очевидности аргументов, их организация, художественная стилизация, содействие их запоминанию, их искусное проговаривания. Итак, социальное влияние определяется исследователями этого феномена как влияние на психику человека, поэтому это понятие нельзя отождествлять с понятием «социально-психологическое воздействие». Социальное влияние в широком понимании, как асимметричные отношения между людьми, когда один человек получает возможность применять действие относительно другой, а в узком смысле - как изменение знаний, установок или эмоций человека, который может быть вызвана действиями других людей. Он различает такие виды социально-психологического воздействия; - Принуждение (основным средством давления - возможное наказание за отказ подчиниться); - Награждение (средство давления - вознаграждение за согласие подчиниться); - Легитимное (обусловленное законом); - Информационное и экспертное (обусловленное убеждением в компетенции источника социального влияния); - Референтное (обусловленное идентификацией объекта социального воздействия с субъектом) Следовательно, проблемы социального влияния - это проблемы изменений, которые происходят в психике человека в результате воздействия на нее со стороны других людей, а также того, как именно происходят эти изменения, какие механизмы здесь работают. Ведь социальное влияние - это давление на человека со стороны агента влияния, которое осуществляется без каких-либо насильственных действий, без ограничений физической свободы действий, без какой-либо угрозы (прямой или косвенной) жизни или здоровью объекта воздействия. Объект воздействия свободно, добровольно принимает систему ценностных смыслов субъекта влияния. Социальное влияние является воздействием на психику человека . Это влияние осуществляется на основе законов человеческой психики и основывается на психологических особенностях человека, которые делают ее податливой к влиянию. К этим особенностям относятся, прежде всего, эмоционально-мотивационная сфера личности, ее самосознание. Неправильно было бы представлять социальное влияние в виде отдельных актов или разъединенных попыток людей влиять друг на друга. Социальное влияние действует на нас постоянно, потому что мы находимся в непрерывном потоке людей и взаимодействий. Все эти события, люди, ситуации, обстоятельства и т.д. образуют единое энергетическое поле социального воздействия, в котором каждый индивид является одновременно субъектом и объектом воздействия. В рамках энергетического поля социального влияния существует много разновидностей срабатывания его компонентов. Энергетические потенции, заложенные в самом механизме социально-психологического взаимовлияния, могут по разному проявляться в различных социальных связях.

Социальное влияние

Влияние, оказываемое одним человском на другого чсловека, в то время как он с;ам остается сравнительно недосягасмым для ответного воздействия. Сушсствует несколько разных видов социального влияния, хотя один чсловек () может оказывать все виды влияния одн овременно в своих отношениях с другим человеком (мишенью):

1. Сила принуждения: возможность осуществлять наказание.

2. Сила вознаграждения: возможность награждать за требуемое поведение.

4. Юридическая (законодательная) сила: «мишень» считает, что агент облечен властью принимать решения и отдавать приказы.

5. Притягательная сила: «мишень» идентифицируется с «агентом», либо испытывает влечение к нему.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Социальное влияние" в других словарях:

    Социальное влияние - – общее название процессов, посредством которых человек, группа, общество влияют на мнения, установки, ценности и поведение индивида, групп людей или социальных классов. Термин распространяется и на влияние, которое лица с психическими… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ - Общий термин, использующийся для обозначения всех тех процессов, посредством которых человек, группа или класс влияют на мнения, установки, поведение и ценности других людей, групп или классов … Толковый словарь по психологии

    СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ - неравновесное, несимметричное отношение и взаимосвязь индивидов, а также малых социальных групп, в границах которого одна сторона (субъект С.В.) способна навязывать другой стороне (объекту С.В.) собственные убеждения, социальные установки,… … Социология: Энциклопедия

    Социальное влияние (social influence) - Любое челов. взаимодействие предполагает власть и влияние. Умение влиять на других и принимать ответственность за такое влияние составляет важную сторону жизни чел. С. в. может рассматриваться с двух различных т. зр.: с позиции черт факторов… … Психологическая энциклопедия

    Социальное доказательство - (от англ. Social proof), или информационное социальное влияние психологическое явление, происходящее когда люди не могут определить предпочтительный способ поведения в сложных ситуациях. Предполагая, что окружающие лучше знакомы с… … Википедия

    Категория В. л. включает в себя процесс собственно влияния, с одн. стор., и индивидуальную способность оказывать это влияние, с другой. В. л. способность одного человека воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим либо успокаивающим… …

    Воздействие на чувства, мысли, психич. состояния и поведение человека с помощью использования психол. средств: вербальных или невербальных. Человек, выступающий в кач. объекта психол. В., как правило, имеет возможность ответить на это воздействие … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Социальное жильё - Социальное жилье (social housing) способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету. В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости,… … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов… … Российская энциклопедия по охране труда

    влияние - Социальное взаимодействие … Словарь синонимов русского языка

Книги

  • Массовые праздники и социальное партнерство , Сергей Герасимов. Социальное партнерство - важнейший элемент социальной жизни, оказывающий существенное влияние на его развитие. Особую роль в возникновении партнерских отношенийиграют социальные коммуникации,…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и психологическое обоснование конформности, место и значение конформного поведения в современной организации и обществе в целом. Моделирование конформности с помощью эксперимента Соломона Аша. Факторы, влияющие на степень конформности индивида.

    реферат , добавлен 13.12.2009

    Сущность психологической коррекционной работы. Причины и условия проявления конформности. Особенности проявления конформности в подростковом возрасте. Методики исследования коррекции повышенного уровня конформности подростков в тренинговой группе.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2011

    Понятие об авторитете и его природа. Психология проявления авторитета в воинском коллективе. Авторитет актива подразделения. Сущность и формы ложного авторитета. Основные рекомендации по поддержанию авторитета руководителя в воинском коллективе.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Социальная желательность как фактор поведения. Понятие социальной желательности. Социальная желательность и личностные черты. Эмпирическое исследование с применением шкалы социальной желательности Кроуна-Марлоу. Проверка надежности и валидности.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2008

    Локус контроля как психологический фактор, характеризующий тип личности. История возникновения методики со стороны теории социального научения Дж. Роттера. Конформность как акцентуация характер. Отличия между интеральными и экстернальными личностями.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Термин "групповая динамика". Образование малой группы, стадии развития. Принципы становления лидерства и руководства, а также психологических отношений в ней. Экспериментальные исследования конформности. Групповая сплоченность и принятие решений.

    презентация , добавлен 27.08.2013

    История экспериментального метода в России. Понятие и виды эксперимента в психолого-педагогических исследованиях, факторы, угрожающие его внутренней валидности. Выбор средств статистической обработки результатов, нужных для точного доказательства гипотез.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2014

    Виды валидности теста и способы определения валидности. Отечественные и зарубежные концепции темперамента. Практическая диагностика темперамента с помощью опросника Я. Стреляу, методики Айзенка, методики Шмишека. Особенности применения темпинг-теста.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2015

Социальное влияние: процессы и среда

Процесс социального влияния предполагает такое поведение одного человека, которое имеет своим следствием - или целью - изменение того, как другой человек ведет себя, что он чувствует или думает по отношению к некоему стимулу. В качестве стимула может выступать любая социально значимая проблема (например, проблема абортов), продукт (скажем, диетический лимонад), действие (к примеру, использование шпаргалок на экзамене). Так, вы можете попытаться убедить приятеля, не имеющего твердой позиции по данному вопросу, разделить вашу точку зрения на проблему абортов. Можете подбить другого приятеля попробовать новый напиток, который пришелся вам по вкусу. Кроме того, если кто - нибудь из тех, кто уважает вас лично, признается в том, что хочет обмануть преподавателя на экзамене, ваша честность может послужить для него образцом и помочь избежать соблазна. Во всех трех случаях вы оказываетесь агентом социального влияния.

В каждом случае вы меняли или пытались изменить поведение, чувства или мысли другого человека относительно какого - то вопроса, объекта или действия. В других случаях стимулом - и агентом влияния - можете послужить вы сами. Например, с помощью обходительности и подкупающей улыбки вы можете попытаться завоевать расположение новой знакомой. В отдельных ситуациях в качестве стимула может выступить ваша «мишень», объект вашего влияния: если, к примеру, вы разговариваете по душам с другом, находящимся в состоянии депрессии, и подбадриваете его, оказываете ему поддержку, стараясь, чтобы его самооценка повысилась. Консультанты и психотерапевты - профессиональные «влиятели», чьей целью зачастую становится изменение образа «Я» клиента. Наконец, вы сами можете быть одновременно и «влияющим» и «влияемым», если решите сменить образ жизни и исполнить очередные обещания, данные самому себе под Новый год: похудеть, завести новых друзей, вовремя справляться с работой и т. д.

Существует множество техник социального влияния, однако все они укладываются в рамки сравнительно немногих основных процессов, зависящих от того, как именно люди думают, запоминают, чувствуют и принимают решения. И прежде чем сосредоточить наше внимание на том, что делать и как наилучшим путем достичь цели влияния, необходимо задуматься, почему эти механизмы работают, - постараться понять психологию влияния.

Именно это мы и попытаемся сделать с помощью данной книги. Наша основная академическая цель - изложить основные сведения, раскрывающие природу социального влияния во всем разнообразии его проявлений. На практическом уровне мы надеемся, что знания, почерпнутые из книги, окажутся востребованными в вашей повседневной жизни, помогут вам самим более успешно осуществлять социальное влияние и быть более компетентным членом своей социальной среды, обрести навыки обнаружения направленных против вас нежелательных видов влияния, равно как и средства сопротивления им.

Для начала мы приведем несколько характерных и ярких примеров социального влияния, которое можно наблюдать в трех различных средах взаимодействия: межличностной среде, специально создаваемой среде убеждения и в средствах массовой информации. Одним из различий между подобными сферами проявления влияния является то, насколько личностными, или индивидуализированными, они являются. Второе же различие заложено в степени или широте охвата целевой аудитории, на которую направлено влияние.

Наиболее индивидуализированные ситуации влияния встречаются в межличностной среде, где число непосредственных участников невелико и общение агента влияния с его объектом происходит с глазу на глаз. Усилия, предпринятые двумя вашими лучшими друзьями для того, чтобы убедить вас сходить с ними в кино, - пример межличностного влияния. Такими же примерами можно считать попытки матери заставить вечно занятого сына - подростка навести порядок в комнате и стремление продавца в автомобильном салоне убедить вас приобрести определенную модель.

Специально создаваемая среда убеждения также представляет собой достаточно pacnpocт раненный вариант. Здесь коммуникатор, как правило обращающийся к слушателям с речью, пытается убедить аудиторию согласиться с каким - либо утверждением или совершить какое - либо действие. В процессе убеждения задействован один агент влияния, пытающийся воздействовать на целевую аудиторию, состоящую одновременно из многих людей. Евангелические проповедники - типичный пример подобных убеждающих собеседников, с церковной кафедры оказывающих влияние на установки и поведение слушателей. Специально создаваемая среда убеждения менее индивидуализирована, чем среда межличностного взаимодействия. Несмотря на это, многие коммуникаторы достигают значительного успеха, увлекая за собой аудиторию, их призывы оказываются настолько эффективными и страстными, что мы присваиваем им титул харизматических личностей.

Влияние осуществляется и в среде, характерной для средств массовой информации. Сюжеты, транслируемые телевидением, радиовещанием и в печатных изданиях, оказывают воздействие на миллионы людей по всему земному шару. По природе своей эти сообщения наименее индивидуализированы. Их объединяет не только предназначенность для широкой публики и наполненность смыслом для многих, но и то, что все они передаются опосредованно. Автор этих сообщений никогда не задействован физически в коммуникативном процессе и не подлежит четкой идентификации как конкретный человек или группа людей. Тем не менее воздействие через СМИ может быть весьма успешным. Десятки миллиардов долларов, расходуемых на рекламу ежегодно, наглядно свидетельствуют об эффективности средств массовой информации в продвижении на рынке широчайшего ассортимента продукции и в предвыборной пропаганде политических кандидатов.

Для того чтобы вы смогли получить ясное представление о трех основных средах, или сферах, в которых осуществляется влияние, мы приведем несколько современных и исторических примеров каждой из трех ситуаций. В качестве иллюстрации к межличностному влиянию мы рассмотрим методы, используемые проповедниками мунизма в попытке убедить молодых людей, подобных вам, обратиться в их веру. Анализируя создаваемую специально среду убеждения, мы рассмотрим источники власти над аудиторией таких харизматических деятелей, как преподобный Мартин Лютер Кинг - младший, Рональд Рейган, Адольф Гитлер и лидер движения «Народный Храм» Джим Джонс. Что касается СМИ, в центре нашего внимания окажутся стратегические и тактические приемы, используемые современными табачными компаниями в целях побудить некурящих людей начать курить, а у заядлых курильщиков пресечь намерение отказаться от своей привычки. Данные примеры и теоретический экскурс, следующий за ними, послужат иллюстрациями к тем идеям и принципам, на которых мы подробнее остановимся в последующих главах. Кроме того, описанные ситуации представляют собой вполне реалистичный и убедительный материал по проблеме, которую некоторые студенты могут ошибочно посчитать абстрактной игрой ума.

Из книги Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном автора Зейг Джеффри К.

Из книги Мой метод: начальное обучение автора Монтессори Мария

Окружающая среда Необходимо изменить не только учителя, но и окружающую ребенка школьную среду.Проникновение развивающих материалов не может само по себе обновить обычную школу. Школа должна стать местом, где ребенок живет свободно, и это не только личная, духовная

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Макросоциальная среда Факторы макросоциальной среды. Характер макросоциальной среды определяется демографическими, экономическими, социокультурными, религиозными и национальными факторами.Демографический фактор проявляется в перенаселенности конкретной

автора Мельникова Надежда Анатольевна

Микросоциальная среда Микросреда определяется рядом социально-психологических особенностей человека, особенностями его взаимодействия с окружающими, стратегией поведения в стрессовых и конфликтных ситуациях, особенностями его воспитания, семейными традициями и

Из книги Социальное влияние автора Зимбардо Филип Джордж

40. Влияние межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы Группа несет в себе структуру внутренних межличностных формальных и неформальных отношений, которые связаны с внешними отношениями группы. Внешние отношения влияют на внутренние отношения группы. Эта

Из книги Лицом к подсознанию [Техники личностного роста на примере метода самотерапии] автора Шиффман Мюриэл

ГЛАВА 9 СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА СЛУЖБЕ У ЗДОРОВЬЯ И СЧАСТЬЯ Процессы оказания влияния на защите окружающей среды: можно ли сохранить нашу планету с помощью убеждения? Сохранение и укрепление здоровья Социально - психологические пути к психическому

Из книги Социальная психология. Интенсивный курс. автора Майерс Дэвид Дж

Социальное влияние, благоденствие и ваше будущее Конечно, невозможно полностью оградить себя от влияния. Все мы управляем другими людьми, а они управляют нами. В этой главе мы обсудили некоторые способы, позволяющие использовать психологию для оказания влияния на людей

Из книги Техника безопасности для родителей детей нового времени автора Морозов Дмитрий Владимирович

Терапевтическая среда Коммуникативный воркшоп - это лаборатория, где студент может заняться отреагированием своих провальных паттернов, полностью положившись на учителя, который в случае необходимости не замедлит вмешаться, чтобы спасти жертву от чрезмерной боли,

Из книги Социальная психология автора Майерс Дэвид Дж

Часть III. Социальное влияние Социальные психологи изучают не только то, что мы думаем друг о друге,- тема нашей предшествующей главы,- но также и то, как мы влияем друг на друга и как мы друг с другом связаны. Главы с 10-го по 18-й будут посвящены центральной теме социальной

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Многие дети, уже достигшие подросткового возраста, могут начать болезненную работу по переоценке ценностей под страхом осуждения или осмеяния коллективом сверстников. Оно сопоставимо со страхом первобытного человека потерять племя.Именно давление

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Часть II. Социальное влияние До сих пор мы преимущественно обсуждали то, что происходит в сознании индивидуума, так сказать, «под его кожным покровом», т. е. то, что мы думаем друг о друге. Теперь же мы переходим к рассмотрению того, что происходит между людьми (на границе

Из книги Тайм-менеджмент для мам. 7 заповедей организованной мамы автора Гончарова Света

Из книги Привычки бедных [Вы не станете богатым, если…] автора Джеймс Александр

Обогащенная среда Самый знаменитый эксперимент по продлению жизни у крыс заключался в следующем. Новорожденных крыс разделили на две группы. Контрольная группа жила, как и подобает жить лабораторным крысам. В обычных клетках и без особых забот.А вот экспериментальная

Из книги Французские родители не сдаются. 100 советов по воспитанию из Парижа автора Друкерман Памела

Среда – соподчинение 1. Перечитайте 5-ю главу этой книги и поделитесь с друзьями в соцсетях мыслью, которая стала для вас ключевой.2. Выполните задание ниже.Чтобы легче было переплетать дела с уходом за ребенком – приручите ваших «ежиков»! (Ежики – это наши ежедневные

Из книги автора

2.1. Человек и его среда Воспитание… Благое начинание, когда умудренные жизненным опытом делятся этим самым опытом с младшим, «неразумным» поколением. Но насколько это хорошо? Многие реакции человека основаны не на объективной оценке реальности, не на личных решениях, а

О влиянии социальной среды на развитие личности человека

В современной науке уже давно не отвергается тот факт, что человек развивается под влиянием как своей природы, так и внешней среды.


Исследования генетиков показывают, что биологические предпосылки играют очень большую роль в становлении личности. С другой стороны, эксперименты и наблюдения психологов, социологов и антропологов показывают не менее важную роль влияния социальной среды на развитие личности человека.

Личность и социальная среда все время взаимодействуют. Меняя среду мы пытаемся влиять на личность, но всегда ли наше влияние приводит к положительным результатам?

Начнем с описания знаменитого Кэмбриджско-Сомервилльского исследования.

В 1935 г. американский психолог Ричард Кларк Кэбот (R. Cl. Cabot) разработал программу положительного воздействия на мальчиков в возрасте от 5 до 13 лет. При этом важно отметить, что достаточно многие из них считались неблагополучными, имеющими правонарушения, нарекания школы и социальных служб.

Были сформированы экспериментальная и контрольная группы. В каждую вошло по 250 мальчиков, все из рабочих семей, проживавших в густонаселенном районе штата Массачусетс. Распределение в них проводилось случайным образом, чтобы в дальнейшем можно было сравнить судьбу участвующих в эксперименте и подвергавшихся целенаправленному социальному воздействию (экспериментальная группа) с контрольной группой, на которую никакого влияния не проводилось.

Мальчики из экспериментальной группы в течение 5 лет находились под влиянием различных форм социальной помощи, а именно:

Два раза в месяц их посещали работники социальной службы и старались помочь им в решении их проблем, например, в улаживании семейных конфликтов.


Для половины участников были организованы занятия с репетиторами по школьным предметам.

Более ста мальчиков имели возможность находиться под медицинским и психиатрическим наблюдением.

У большинства была возможность общения с членами молодежных организаций: бойскаутами, Христианской ассоциациацией молодых людей, и другими.

Около 25% бывали в летних молодежных лагерях.

На протяжении пяти лет на мальчиков экспериментальной группы оказывалось различное положительное социальное воздействие. Использовались все средства, имеющиеся в распоряжении исследователей. Об этой программе хорошо отзывались – как ее сотрудники, так и большинство участников.

Потом в течение 40 лет (напомним, исследование началось в 1935 г.) проводилось наблюдение за участниками экспериментальной и контрольной групп. Всего были собраны данные о 95% участников. Целью наблюдений было изучение того, как эта программа повлияла на жизненные результаты ребят, которые в ней участвовали.

Результаты оказались неожиданными.

  • По уровню совершенных правонарушений, состоянию здоровья, профессионального успеха и удовлетворенностью жизнью, различий между контрольной и экспериментальной группами не было.
  • Более того! По таким показателям, как повторные правонарушения в зрелом возрасте, случаи алкоголизма, получение статуса служащих и специалистов, сравнение было в пользу контрольной группы. Это означало, что некоторым участникам социальная помощь нанесла определенный вред.
Проводимая пять лет работа с детьми и подростками не только не принесла пользы, но в чем-то отрицательно сказалась на дальнейшем жизненном пути некоторых участников эксперимента.

Объяснений этому есть несколько, например:
  • Факторы окружающей среды, способствующие антисоциальному поведению, оказались гораздо более значительными, по сравнению с влиянием проведенной программы. Вывод: необходимо улучшение общего социально-экономического статуса детей.
  • В том, что человек совершает антисоциальные или преступные поступки, большую роль играет случай.

    Но эти и другие интерпретации не объясняют, почему организованная помощь детям совсем не принесла пользу. Можно утверждать только одно: влияние среды, в которой они жили, не было преодолено. Все, что было сделано для детей, положительных результатов не принесло.

    Ведь если бы участие в эксперименте помогло бы хоть нескольким детям, то общий положительный итог был бы в пользу экспериментальной группы, но этого не произошло.

    А некоторым был причинен вред, о чем было сказано выше. Здесь опять существуют несколько возможных объяснений:

  • Кому- то из тех, кому оказывалась помощь, могло это не нравиться, вызывало отторжение.
  • Посещения специалистов могли восприниматься негативно не только теми, к кому они приходили, но и их окружением, что имело последствия.
  • Некоторые из тех, кому оказывалась социальная поддержка, слишком на нее надеялись в течение 5-ти лет, а потом испытали разочарование, когда все закончилось, что повышало их неуверенность в своих силах и в способности самостоятельно справляться с будущими проблемами.
  • Общение с людьми из другого социального слоя (репетиторы, сверстники в летних лагерях, медицинские и другие работники) могло вызвать у них отрицательные чувства по поводу реалий существующего мира и собственных перспектив.

    Что из этого верно? Неизвестно.

Но ясно одно: социальная среда в становлении личности не может недооцениваться.

Различные программы, которые, по мнению их разработчиков, вроде бы должны значительно влиять в позитивную сторону, могут быть не значимыми по сравнению с влиянием социальной среды на развитие и жизнь человека. А иногда оказывать прямо противоположный эффект, чем предполагалось в начале.

Кэмбриджско-Сомервилльское исследование дало еще один неожиданный повод для размышлений.

Среди мальчиков из контрольной группы были те, кто рос в достаточно благополучной домашней обстановке – отцы имели постоянную работу, матери успешно вели хозяйство. У других все было гораздо хуже – пьянство, безработица, иногда психические заболевания родителей и т.п.

Однако, через 40 лет выяснилось, что разница по показателям, характеризующих жизненные результаты (число случаев тюремного заключения, количество психических расстройств, уровень дохода, принадлежность к слою специалистов и служащих) между мужчинами из благополучных и неблагополучных семей была или маленькой, или совсем отсутствовала.

Получилось, что по ситуации в семье нельзя было предсказывать дальнейшие жизненные результаты людей.

Некоторые из членов контрольной группы сделали приличную карьеру, были хорошими семьянинами. Другие стали преступниками, хроническими безработными и пьяницами, проявляли агрессивность по отношению к своим близким. Но все это никак не соотносилось с обстановкой в их родительской семье.


Можно ли из этого сделать вывод, что семья почти никак не влияет на социализацию человека?


Нет, такой вывод делать нельзя. К тому же в процессе исследования не выявлялись «тонкие настройки» семейного воздействия, учитывались только внешние признаки.

Но можно предположить, что влияние социальной среды на развитие и жизнь человека может оказаться более значимым, чем какие-то проявления семейного благополучия.

Другими словами, влияние общества на развитие личности и на жизнь человека оказывается настолько сильным, что влияние отношений в семье на этом фоне может быть совсем малозначимым.

А вот еще одно исследование, проведенное совместно американскими и китайскими нейрофизиологами.

Обследовались носители английского и китайского языков.
Всем испытуемым давали задания:

  • Предъявлялись цифры арабского алфавита.
  • Необходимо было ответить, сколько будет 2+2.
Во время выполнения заданий у испытуемых фиксировалась методом МРТ активность разных участков головного мозга.

Выявилась следующая тенденция.

Мозг англоговорящих и носителей китайского языка при выполнении заданий работал по-разному (активировались различные его области, а одинаковые активировались с разной интенсивностью), т.е. цифры арабского алфавита имели отличающуюся биологическую шифровку у испытуемых, в зависимости от того, носителем какого языка они были. Аналогичная тенденция выявилась и при решении задачки - сколько будет 2+2.

Подчеркнем, что речь идет о тенденции. Были некоторые англоговорящие участники, у которых все было так же, как у носителей китайского языка, и наоборот. Но это были отдельные случаи.

Получается, что именно отличия в Восточной и Западной культурах оказывают влияние на развитие мозга, начинающееся с перинатального периода и продолжающееся, примерно, до 20 лет. Это проявляется на биологическом уровне даже при таких простейших умственных действиях, как распознавание цифр и выполнение элементарного арифметического действия.

Исследование показывает, что окружающая среда и в биологическом плане влияет на развитие человека. Отличия культурной среды могут проявляться не только в использовании разных языков, стратегиях обучения математике, в разных образовательных системах, но и во многом другом.

Есть еще много других нейрофизиологических исследований, показывающих, что влияние социальной среды на развитие человека проявляется даже на биологическом уровне.

Еще о средовом воздействии.

Продолжительное время считали, что генетическая предрасположенность человека, например, к депрессии, приводит к тому, что под воздействием определенных факторов среды у него обязательно возникнет проблема.

Но все оказалось сложнее. Новые исследования в области генетики показали, что одной из самых важных генетических характеристик человека является пластичность нервной системы, которая определяет, насколько он восприимчив к воздействиям внешней среды. Уровень пластичности задается набором генов.

Но один и тот же их набор будет подталкивать человека к депрессии, если он растет в неблагоприятной обстановке, и, наоборот, делать его более устойчивым, если он растет в благоприятных условиях.

Гены пластичности многофункциональны и их много. Разные их группы определяют пластичность психики по отношению к влиянию разных факторов окружающей среды. А вот будет ли оно положительным или отрицательным, зависит от условий этой среды.

Более подробно о влияния среды на мозг человека предлагаем прослушать интереснейшую лекцию одного из ведущих нейрофизиологов профессора Ю.И. Александрова

Мы попросили прокомментировать эту статью нашего консультанта, психолога с 30-ти летним стажем, специалистом по подростковому возрасту и детско-родительским отношениям Илью Базенкова.

Вопрос . Как вы можете прокомментировать результаты Кембриджско-Сомервильского исследования?


ИБ. Сразу скажу, что об этом исследовании раньше даже не слышал. В русскоязычной литературе оно описано в переведенной книге Л.Росса и Р.Нисбетта, других упоминаний о нем я не встречал. Более того, я спрашивал достаточно много коллег, среди которых доктора и кандидаты наук, и никто об этом исследовании не знал. Такой вот факт. Но благодаря помощи одного социолога, занимающегося проблемами криминального поведения, я получил много ссылок на зарубежные источники, ссылающиеся на это исследование. Получается, что для зарубежных коллег оно имеет большое значение.

Теперь по существу. Почему программа положительного социального воздействия не дала результатов, а в чем-то даже нанесла вред, я не знаю. Точнее, нафантазировать можно много, но вот будет ли это правдой?
Могу только сказать, исходя из личного профессионального опыта, что взрослые склонны переоценивать эффективность каких-то своих действий, направленных, по их мнению, на положительное влияние на ребенка или подростка.
Это относится не только к родителям, но и к учителям и другим специалистам, работающим с детьми и подростками. Я думаю, основная причина этого, что взрослые исходят из своих представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо», пытаются свое собственное мировосприятие и систему ценностей перенести на детей. И результат часто бывает нулевой, а иногда и противоположный.

Что касается влияния окружающей среды на человека, так это давно известно. Что я здесь могу прокомментировать? Лучше слушайте лекции Юрия Иосифовича Александрова, их на Ютубе много. Только скажу, что родители могут в известной степени как-то организовывать среду, в которой обитает их ребенок – семейная обстановка, выбор школы, каких-то внешкольных учреждений.

Вопрос . Но ведь результаты этого исследования, касающиеся влияния семьи на дальнейшую жизнь человека, тоже совершенно неожиданные. Что можете сказать о них?

ИБ. Даже не знаю, что и говорить. Для меня они оказались просто невероятными. Ведь влияние семьи на развитие личности невозможно оспаривать. Все-таки семья – это очень важный элемент окружающей ребенка среды. С другой стороны, внешние признаки благополучия или неблагополучия в семье могут быть второстепенными.

Знаете, когда на консультациях приходится разбираться с тонкостями детско-родительских отношений, выясняются очень разные вещи, которые не лежат на поверхности. На мой взгляд, семья оказывает положительное влияние, когда ребенок в первую очередь ощущает себя в ней психологически безопасно. Я имею в виду не только ранний возраст, но и подростковый период.
Позволю себе сказать совершенно крамольную вещь. Даже если в семье что-то неблагополучно, например, пьянство, ссоры и даже иногда физические наказания, но при этом подросток не ощущает психологического насилия, то это может быть лучше для него, чем психологическое давление при внешнем благополучии. Но это отдельная и длинная тема.
В любом случае, влияние семьи играет большую роль в развитии личности человека. Возвращаясь к неожиданным результатам Кембриджско-Сомервильского исследования, могу только повторить, что семейная обстановка в нем определялось по исключительно внешним признакам, а это не дает оснований делать выводы о незначимости влияния семьи на дальнейшую жизнь человека.
Другое дело, что влияние среды на подростка, действительно, часто может перевешивать родительское влияние. Это связано с особенностями подросткового периода развития психики.

У меня предложение. Дайте мне пару недель, я более тщательно изучу англоязычные статьи на тему этого исследования, постараюсь найти коллег, которые с ним знакомы, и мы вернемся к этой теме.

Через две недели.

Вопрос. Ну как, можете что-то еще добавить к сказанному вами ранее?

ИБ. Почему проводимая с детьми программа дала такие результаты особо добавить нечего. Только одно. В одной англоязычной статье, посвященной анализу этого исследования, дается много интерпретаций. Но главное, о чем там говорится, то, что отрицательные результаты каких-то программ или исследований, как правило, не публикуются или их результаты совсем не оцениваются, как это было в Кембриджско-Сомервильском исследовании. Ведь для оценки результатов какого-либо воздействия необходима контрольная группа и лонгитюд (длительное наблюдение).

Что касается влияния семьи на развитие личности и дальнейшую жизнь человека. Все коллеги, которых я просил прокомментировать, сходились в одном – нельзя только по внешним признакам семейной обстановки делать выводы о ее влиянии на ребенка или подростка. В семье гораздо более важную роль играют тонкие механизмы взаимодействия родителей и детей, которые не всегда лежат на поверхности .

Источники.

1. Л. Росс, Р. Нисбетт Человек и ситуация: Уроки социальной психологии.

2.Марк Липси и др. Повышение эффективности программ ювенальной юстиции: новый взгляд на практическую деятельность (Improving the Effectiveness of Juvenile Justice Programs: A New Perspective on Evidence-Based Practice) (Вашингтон, округ Колумбия: Центр реформирования ювенальной юстиции, Университет Джорджтауна, 2010).

3. Zane, S. N., Welsh, B. C., & Zimmerman, G. M. (2015). Examining the iatrogenic effects of the Cambridge-Somerville Youth Study: Existing explanations and new appraisals. British Journal of Criminology, 56(1), 141

4.Нэнси Айзенберг и др. Осознанность появляется в детстве? (Conscientiousness: Origins in Childhood?) Developmental Psychology, 17 декабря 2012 года

5.Yiyuan Tang, Wutian Zhang, Kewei Chen, Shigang Feng, Ye Ji, Junxian Shen, Eric M. Reiman, Yijun Arithmetic processing in the brain shaped by cultures

6.Джей Белски, Майкл Плуесс. За пределами риска, устойчивости и дисрегуляции: фенотипическая пластичность и развитие человека (Beyond Risk, Resilience, and Dysregulation: Phenotypic Plasticity and Human Development), Development and Psychopathology 25, no. 4, pt. 2 (2013), 1243–61;

7.Джей Белски, Майкл Плуесс. Накопленная генетическая пластичность, родительское воспитание и саморегуляция в подростковом возрасте (Cumulative-Genetic Plasticity, Parenting, and Adolescent Self-Regulation), Journal of Child Psychology and Psychiatry 52, no. 5 (2011), 619–26.