Презентация «Сюжетно-ролевая игра в детском саду. Презентация на тему: Презентация «Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей


Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников

Есть не в пример наукам хитрым

Совсем не хитрая одна:

Распознавать по детским играм,

Чем озабочена страна.

«Вернитесь в своё детство,

Побудьте с нами в нём,

И лучшими друзьями

мы взрослых назовём»


« Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития».

Д.В. Меджеринская

Сюжетно-ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними.

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой деятельности.


ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИГРЫ

Л. С. Выготский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец Д.В. Менджерицкая и др.


  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
  • игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
  • ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Особенности развития игровой деятельности ребенка :

  • в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год ) непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами…;
  • в раннем возрасте (1 год - 3 года ) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;

- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).


Человеческая игра –

это такая деятельность,

в которой воссоздаются

социальные отношения между

людьми вне условий

непосредственно

утилитарной деятельности

(Д.Б. Эльконин )

В ней развиваются:

  • способности к воображению;
  • произвольной регуляции действий и чувств;
  • приобретается опыт взаимодействия и

взаимопонимания с другими.

Значение игры


Сюжетно-ролевая игра дошкольников

роль (правила воображаемая игровые

поведения) ситуация действия

игровое употребление реальные отношения

предметов между играющими


«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е.А. Покровский

Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу А.С. Макаренко


Методы и формы системного обогащения сюжетов

игр и игровых методов.

В соответствии с ФГОС ДО решается вопрос социального развития в рамках образовательных областей:

«социально-коммуникативное»;

«познавательное развитие»;

«речевое развитие»;

«художественно-эстетическое развитие»;

«физическое развитие».

Виды деятельности по ФГОС ДО

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Самообслуживание.

Конструирование.

Музыкальная.

Двигательная.

  • Беседы.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Наблюдение.
  • Экскурсии.
  • Составление рассказов.
  • Дидактические игры и упражнения.
  • Пальчиковые игры.
  • Ознакомление с художественной литературой.
  • Изобразительная деятельность.
  • Конструирование.
  • Музыкальная деятельность.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Подвижные игры.

Игровые технологии

Технология - (в переводе с греческого языка «Наука о мастерстве» .

Игровые технологии-обширная группа приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .


Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.



Этапы педагогической технологии

1 этап

Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребёнок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях.

2 этап

Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):

Определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

Создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;

Совместная игровая деятельность воспитателя и детей.

3 этап:

Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого ребёнок разговаривает.



Характерные особенности

Активизация свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений.

Общая стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства: приёмы формирования у детей условного игрового действия (2-3 года), ролевого поведения (3-5 лет), способов творческого сюжетосложения (5-7 лет).

Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология формирование игры как деятельности (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова)

Принципы:

1.Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику.

Сюжет игры:

На этапе формирования условных игровых действий - однотемные, одноперсонажные сюжеты.

На этапе формирования ролевого поведения - многоперсонажный сюжет.

На этапе формирования умений строить новые сюжеты игры - многотемные сюжеты.

Педагогический процесс организации игры двучастный: 1.моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми;

2. создание условий для самостоятельной детской игры.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Игры в адаптационный период:

Задачи: Наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у детей положительное отношение к детскому саду

Формы и методы проведения:

  • фронтальные игры;
  • использование в играх копий реальных предметов, а не их заместителей. Предложение всем одинаковых предметов.

Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

Игра младших дошкольников (2-3 года).

Знакомить детей с разнообразием игровых целей.

Побуждать детей самостоятельно ставить игровые цели и проявлять инициативу.

Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения цели.

Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

Игра детей 3-5 лет.

Направления работы:

1.Продолжение работы по подготовке детей к принятию роли.

Организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых.

Наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей.

2.Обогащение индивидуальной ролевой игры ребёнка.

  • Принятие взрослым параллельной роли.
  • Введение в игру ребёнка новых атрибутов.
  • Расширение диапазона принимаемых ребёнком ролей.

Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно.

4.Подготовка ребёнка к ролевому взаимодействию.

Совместная игра взрослого с детьми. Основная цель взрослого – удержать ролевой диалог в процессе игры, а игровые действия свести до минимума или исключить.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Н.Ф. Тарловской (программа «Радуга») 2000-ые годы.

Игра детей 5-7 лет.

1.Помощь в организации взаимодействия детей в совместной игре.

Воспитатель осуществляет скрытое управление игрой, взяв на себя особую, постоянную для всех игр роль – диспетчера или волшебницы.

2. Обогащение событийной стороны содержания игры.

  • Принятие воспитателем роли «диспетчера» или «волшебницы».
  • Создание условий, способствующих тому, чтобы дети сами придумывали новые события: совместная деятельность взрослых и детей по созданию тематических книжек для игр («библиотека» игр).

3. Рассказы воспитателя из личного опыта о том, как играли в детстве.

3. Создание игровой среды.


Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология комплексного руководства игрой дошкольников С.Л. Новосёловой (80-ые годы)

Комплексный метод включает следующие компоненты:

  • планомерное обогащение жизненного опыта;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
  • своевременное изучение игровой среды с учётом обогащающегося жизненного опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Технологии развития сюжетно-ролевой игры

Характерные особенности

Технология Д.В. Менджерицкой (70-80-е годы 20 века)

Основной путь воздействия педагога на детскую игру и воспитания детей в игре – влияние на её содержание, т.е на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Работа педагога по обогащению эмоционально-чувственного опыта детей в процессе непосредственного взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.

Педагог - партнёр по игре. Он берёт на себя роль (преимущественно второстепенную).


Принципы организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми.

2.Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения.

3.Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику


Из этого следует

  • Любая сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека.
  • Развитие научно-технического прогресса предоставляет человечеству много нового для жизни людей, поэтому задача педагога состоит в создании условий для отражения действительности в играх детей.
  • Педагогам необходимо ориентироваться на современные социальные и семейные роли, только в этом случае будет обеспечено социальное развитие личности дошкольника.

Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей

  • Не заменять игру другими видами деятельности
  • Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  • Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  • Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  • Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
  • Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  • Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  • Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  • Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
  • Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.

КОМПОНЕНТЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА, СПОСОБСТВУЮТЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБУЧЕНИЯ СПОСОБАМ ИГРОВОГО ОТОБРАЖЕНИЯ

Рассказы о профессиях знакомят детей с трудовой деятельностью людей.

Рассказ с использованием иллюстраций побуждает детей к применению инструментов, используемых в профессии, произвести действия с ними.

Рассказы взрослого, которые специально нацелены на воспроизведение какой-либо ситуации («Как я ходила в парикмахерскую», «Как я покупала игрушки в магазине» и др.), обеспечивают натуральность восприятия и веру в подлинность события.

Целевые экскурсии и прогулки способствуют близкому знакомству детей с представителями определенной профессии, дают возможность понаблюдать за деятельностью взрослых.

Беседы проясняют представления детей о жизненных ситуациях, выявляют мнение детей о развитии сюжета. Вовлечение детей в диалог и использование наводящих вопросов развивает речевую активность детей. Беседы по определенным сюжетам развивают замыслы игры и их сюжетную линию.

Дидактические игры способствуют освоению игровых действий и ролевому поведению. Дидактические игры и упражнения воспитывают у детей способность соблюдать правила, быть организованными, проявлять лидерские качества.

Драматизации и театрализованные игры научат детей обыгрывать готовые сюжеты, способствуют развитию артистических способностей, умению быть выразительным в различных ролях. Дети учатся воплощению определенного игрового плана, который предусмотрен заранее.

Рассматривание сюжетных картин позволяет закрепить всё ранее увиденное и услышанное детьми. Рассматривание картин вызывает в детях эмоциональные переживания, яркие образы изображенных персонажей, вызывают у детей желание подражать им, выполнять определенные действия, использовать трудовые атрибуты по назначению.

Чтение художественной литературы прививает любовь к чтению. Слушая стихотворные тексты, рассказы, сказки воспитывается умение различать хорошие и плохие поступки.

Изобразительная деятельность и конструирование формирует творческие способности детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

Отгадывание загадок позволяет детям образно воспринимать стихотворные тексты, выделять основные признаки предметов.

ЗАДАЧА ПЕДАГОГА – НАЦЕЛИТЬ ДЕТЕЙ НА ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕНОСА ПОЛУЧЕННОГО ОПЫТА В ИГРУ.


В пособии представлено ежемесячное карточное планирование как модель совместной деятельности педагога и детей 4-5 лет в рамках освоения сюжетно-ролевой игры, включающее предварительную работу по обогащению игрового и жизненного опыта дошкольников на основе сюжетно-ролевых игр "Больница", "Семья", "Магазин", " Детский сад ", "Шоферы", "Строители". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно распределить и эффективно спланировать систему игровой деятельности детей на весь учебный год . Карты-планы разработаны на основе содержания образовательных областей, соответствующих ФГОС ДО: " Социально-коммуникативное развитие ", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", " Художественно-эстетическое развитие ", "Физическое развитие"; позволяют воспитателю обеспечить социальное развитие дошкольников .


"Больница", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская", "Шоферы". Табличное размещение материала поможет воспитателю целостно и эффективно спланировать работу по обогащению игрового и жизненного опыта воспитанников, последовательно и целесообразно распределить предложенные формы и виды деятельности в течение учебного года.


«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В. А. Сухомлинский


Дайте детству состояться!

Дайте детству наиграться!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Сюжетно-ролевая игра как фактор полноценного развития детей» Подготовила педагог-психолог Носкова Евгения Валерьевна

Сюжетно-ролевая игра- это ведущая деятельность дошкольного возраста. сюжетно-ролевая игра в развернутом виде представляет собой деятельность в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Отечественные психологи (А.В. Запорожц, Д.Б. Эльконин)

1. Соблюдение правил. Правила регламентируют действия ребенка и взрослого и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли.

2. Присвоение социального мотива игр Это возможность оказаться в мире взрослых и самому разобраться в системе их отношений.

3. Эмоциональное развитие Игра ребенка очень богата эмоциями, причем часто теми, которые в жизни ему еще недоступны. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют слова «как будто», «понарошку», «по правде», но несмотря на это, игровые переживания всегда искренни.

«Ребенок, создавая в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, испытывает самые настоящие чувства». Л.С. Выготский

По мере усложнения игры и игрового замысла чувства детей становятся все более осознанными и сложными. Сюжетно-ролевая игра - это школа чувств, в которой формируется эмоциональный мир ребенка.

4. Развитие интеллекта Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребенка, формированием его интересов. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникнуть в смысл того, что он изображает.

5. Развитие воображения и творчества Во время игры у них возникают новые идеи и образы. Развитие игрового творчества проявляется и в комбинировании различных жизненных впечатлений в содержании игры.

Для осуществления своего замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки. Способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детского периода

6. Развитие речи В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить собственные мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия.

Развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Дети, задержанные в речевом развитии, оказываются отсталыми и в развитии воображения. Л.С. Выготский

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, в игре развивается и активизируется речь, а с другой - под влиянием развития речи получает свое развитие и сама игра. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются с помощью слова

7.Развитие самостоятельности «В игре же дитя - зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями ». К.Д. Ушинский

Они сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Виды игр 1. Игры на бытовые сюжеты 2. Игры на производственные и общественные темы 3. Игры на героико-патриотические темы 4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач 5. «Режиссерские» игры

Виды игр Содержание 1. Игры на бытовые сюжеты Игры в дом, семью, праздники, дни рождения и т. п. Большое место среди них занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых и их отношениях 2. Игры на производственные и общественные темы В этих играх отражается труд людей, темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия) 3. Игры на героико-патриотические темы Эти игры отражают героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) 4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач Игры в моряков и летчиков, в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех танкистов и собаку (по содержанию кинофильма) и пр. В них дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение 5.Режиссерские игры В таких играх ребенок заставляет кукол говорить и выполнять разнообразные действия. При этом он сам действует в двух планах: и за куклу, и за себя. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов или из собственной жизни. Дети учат кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек действовать в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками

Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 3–4 года Отдельные игровые действия игрового характера Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет - цепочка из двух действий. Воображаемую ситуацию удерживает взрослый 4года - 5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется. Дети по ходу игры могут ее менять Цепочка из трех-четырех взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

Развитие игры на разных возрастных этапах (концепция Н.Я. Михайленко) Возраст детей Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета в воображаемой ситуации 5–6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры. Каждый ребенок придерживается своей роли до конца игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, который соответствует реальной логике действий взрослых 6–7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации. Действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Игры для разных возрастов

С малышами до трёх лет: Уютное местечко с подушками и мягкие игрушками Прятки или кошки-мышки с участием мягких игрушек или домашних животных. Водяные игрушки (ситечками, воронками, чашками и лодочками) Почитайте вместе с ребенком его любимые книжки.

С детьми от трёх до семи лет: Сыграйте для ребенка какую-нибудь роль из его любимого произведения. Песенки Считалочки. Имитируйте вместе «танцы» животных Постройте вместе домики из песка или конструктора. Аудиозаписи детских произведений. Настольные игры. Передачи о природе, животных или путешествиях. Загадки. Прочитайте и сыграйте роли ваших любимых персонажей из книг. Мяч. Пантомимы.

С детьми от шести до семи лет Важно играть с ребёнком, особенно в годы подготовки к школе: В игре дети: - учатся применять имеющиеся у них знания; -ставятся перед необходимостью поиска новых знаний; -получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

С детьми от шести до семи лет внимание, память, сосредоточенность («Кто ушёл?», «Что изменилось?», «Что спрятали?», «Какой картинки не хватает?», «Сделай также»); -развивают детские представления о качествах и свойствах предметов («Что из чего сделано», «Магазин «Ткани», «Угадай на ощупь», «Угадай на вкус», «Найди такой же предмет»(по цвету, величине, форме); -развивают логическое мышление («Что сначала, что потом», «Времена года», шашки, шахматы, «Сравни по величине») и речь («Слова наоборот», «Синонимы», «Придумывание стихов») .

Играйте вместе с детьми-это улучшает взаимопонимание


Cлайд 1

Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Автор: Новикова Ирина Александровна воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад «Лесная сказка» п. Лонгъюган Надымского района"

Cлайд 2

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжетно-ролевая игра это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Cлайд 3

Cлайд 4

Сюжет - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет

Cлайд 5

Роль это средство реализации сюжета, т.е. игровая позиция ребенка. Для ребенка роль это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль

Cлайд 6

Содержание это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение. Содержание

Cлайд 7

Чем отличается сюжет игры от ее содержания? Сюжет игры это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, магазин и др.) Содержание игры это воспроизведение отношений между людьми

Cлайд 8

Бытовые (игры в семью, детский сад) Общественные (игры в празднование Дня рождения города, поход в библиотеку, школу, …) Производственные отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, салон красоты, …) Сюжеты игры

Cлайд 9

Средство формирования игровых умений Однотемные Одноперсонажные Однотемные Многоперсонажные Мнотемные Многопресонажны Типы сюжета игры

Cлайд 10

Сюжетосложение (5-7 лет) Этапы формирования сюжетно-ролевой игры Предметно-игровые действия (1,5-3 года) Ролевое действие и взаимодействие (3-5 лет)

Cлайд 11

Основной принцип организации сюжетно-ролевой игры воспитатель должен играть вместе с детьми Педагог – партнер, носитель игровых умений и умений организованного общения в игре. Педагог – координатор игровых замыслов и общения детей Педагог – наблюдатель за играми детей и консультант в случае возникших затруднений

Cлайд 12

Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры) Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) Приемы руководства играми детей

Cлайд 13

Игровые отношения это отношения по сюжету и роли Реальные взаимоотношения это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело Взаимоотношения в игре








Методика овладения игрой в раннем возрасте (1,5 – 3 лет)

  • 1 момент
  • Воспитатель разворачивает показательные сюжетные действия с игрушками (Кормит куклу кашей)

2 момент

  • Начатая игра может продолжаться уже с вовлечением в нее ребенка (Давай играть. Вот мишка и ты садись. Я буду вас кормить)

3 момент

  • Переход к игре, включающей не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом (варит кашу на игрушечной плите, а затем кормит ею кукол)

4 момент

  • Формирование игровых действий с предметами-заместителями (палочка вместо ложки, кубик вместо мыла). Для этого воспитатель не только осуществляет игровые действия с предметом-заместителем, но и словесно обозначает условный предмет (Это у нас мыло. Это как будто ложка.

5 момент

  • Постепенно наряду с предметом-заместителем включать воображаемый предмет, с которым осуществляется игровое действие (причесывать расческой, которой нет)

Методика руководства игрой во 2 младшей группе(3–4 лет)

  • Трехлетний ребенок становится способен овладеть ролью – более сложным смысловым и структурным компонентом игры
  • Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия , направленные на партнера-игрушку, развертывая парное ролевое взаимодействие, элементарный диалог с партнером-сверстником.
  • В основе формирования этих умений лежит совместное взаимодействие взрослого с ребенком
  • Воспитатель первоначально берет на себя основную роль, разворачивает игровые действия с партнером-игрушкой, втягивает в игру ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает её другому ребенку, связывая детей в ролевое взаимодействие
  • В этом возрасте игра носит преимущественно индивидуальный характер, (после игры воспитателя параллельно несколько детей выполняют роль доктора или мамы одновременно)
  • Нужно создавать условия для включения детей в ролевое взаимодействие. Воспитатель поручает одному ребенку главную роль, а вместе с другим выполняет дополнительные роли. (При игре в магазин воспитатель развертывает игровой диалог с ребенком, выполняющим роль продавца. Потом уступает место второму ребенку-покупателю: Все, я купила. Теперь ты, Катя, покупай)

Методика руководства игрой в средней группе (4–5лет)

  • Ребенок должен научиться изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль на новую в процессе игры.
  • Два условия решения этой задачи: 1) использование многоперсонажных сюжетов; 2) превышение числа ролей количества участников.
  • На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль, а взрослый последовательно меняет свои дополнительные роли. Ребенок изменяет свое ролевое поведение в зависимости от роли воспитателя (шофер-пассажир, шофер- полицейский, шофер-автозаправщик)
  • На втором этапе происходит формирование умения менять первоначально принятую на себя роль. Используя те же схемы сюжетов, взрослый берет на себя основную роль, а ребенку предлагает дополнительную.
  • Воспитатель стимулирует последовательную смену ребенком игровых действий: «Я - врач, а ты – больная, ты пришла ко мне на прием. Как будто больная ушла, а ко мне пришла медсестра помочь. Ты теперь медсестра»

Методика руководства игрой в старшем возрасте (5 - 7лет)

  • Процесс развития игры, также, как и на предыдущих этапах имеет двухчастную структуру: формирование игровых действий в совместной игре взрослого с детьми, и самостоятельной игры
  • По сравнению с предыдущим этапом изменяются и усложняются сюжетные темы, наращивается количество участников. При этом сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками (ребенок переключается от действия с игрушками на ролевые отношения с партнерами)
  • Новый способ построения игры на данном этапе – совместное сюжетосложение. Оно включает умение выстраивать новые последовательности событий, уметь комбинировать придуманные им самим и другими участниками события в общем сюжете.
  • В развитии сюжетосложения ведущую роль играет игра-придумывание. Она позволяет ненавязчиво стимулировать детей к комбинированию разных сюжетов. Основой этого служит изменение сюжетов знакомых сказок, придумывание историй
  • Накопленный опыт в придумывании сюжетов воспитатель использует в подготовке к игре. «Во что вы собираетесь играть? Давайте придумаем, как можно играть по-новому». Дети высказываются, а воспитатель говорит: «Вот видите, как можно играть по-новому интересно» - и предлагает играть самостоятельно

Особенности развития игровых действий

В 1,5 - 3 года

  • ребенок может осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая простейшую смысловую цепочку.
  • реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывая парное ролевое взаимодействие, элементарный диалог с партнером-сверстником.
  • Выстраивает ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль на новую в процессе игры.
  • развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам партнеров

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !