Письменность и знания древних египтян. Конспект урока на тему «Письменность и знания древних египтян»


Проверка индивидуального задания. Зачем в гробницу поместили мебель, вазы, оружие?

Наше путешествие в Древний Египет подходит к концу, сегодня у нас последняя тема: Письменность и знания древних египтян. На следующем уроке мы с вами проведем игру-викторину. Вам нужно разделиться на 3 команды, выбрать капитана, придумать название и нарисовать эмблему. Ну и, конечно, повторить всю тему «Древний Египет».

План:

    Письменность древних египтян

    Египетские папирусы

    Школа и научные знания

1 . Письменность древних египтян. На земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Одна из них – Двуречье – с ней мы познакомимся позже, а другая – это Египет. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад .

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Первоначально знаками для письма служили рисунки. Знаки для письма называются иероглифами . Древнеегипетское письмо было очень сложным: в нем было около 750 иероглифов.

Давайте прочитаем о древнеегипетских иероглифах (с. 61 «Когда-то египтяне…..») «идем» и «Дима» - на доске.

Теперь вы понимаете, что в Древнем Египте научиться читать и писать было очень трудно: чтобы выучить 700 иероглифов, были нужны долгие годы; было необходимо не только выучить их, но еще и правильно ими пользоваться – любой иероглиф мог обозначать либо слово, либо согласный звук. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой, обозначал в одном случае слово колодец , в другом – сочетание двух согласных хм , а в третьем – вообще не читался, а лишь подсказывал, что речь идет о прудах и болотах.

Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном. Французские солдаты нашли огромную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском (с. 63). Плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, - отсутствие гласных в египетском письме.

Знавший греческий язык Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л – и иероглифы в друг рамочках совпадали. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

2 . Египетские папирусы. В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма. Вспомните, мы уже говорили об этом. Папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям кладки обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки ). До наших дней дошло много больших свитков с записями, один из них достигает длины 40 м.

Посмотрите на статую писца (с. 62). Писцы часто занимали особое положение при дворе фараона, они гордились своей образованностью. На с. 64 вы можете увидеть письменные принадлежности. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»). Основой черных чернил была сажа, а красных – красная глина. Папирус можно было использовать несколько раз: старые записи смывали и высушивали листок.

3 . Школа и научные знания. Многие науки впервые зародились в Египте и в других странах древнего Востока. По мере развития хозяйства появилась потребность в научных знаниях. Например, фараон повелел выстроить для себя дворец. Строители собрались на совет, чтобы высчитать, сколько понадобится кирпичей для дворца его величества; сколько крестьян и рабов надо согнать на строительство: тысячу человек или десять тысяч; сколько дней будет продолжаться строительство. Какая наука для этого нужна? Математика. Система счета и записи чисел была сложной и громоздкой (рис. на с. 64), особенно трудно было умножать и делить. Несмотря на это, египтяне знали все четыре действия арифметики.

Астрономия - древнейшая наряду с математикой наука; она изучает планеты и звезды. Наблюдая за ночным небом, египтяне заметили, что каждый раз перед началом разлива в предутренние часы ярко сияет звезда Сириус. Египетские астрономы высчитали, сколько дней проходит между двумя разливами Нила - двумя появлениями Сириуса на небе. Первыми в истории египтяне определили, что в году 365 дней; они разделили год на 12 месяцев. Многолетние наблюдения за звездами помогли египтянам хорошо ориентироваться по странам света. Египетские пирамиды, например, ориентированы с очень большой точностью, между тем компаса в те времена не было.

Еще в глубокой древности в Египте получила развитие медицина. Как ни странно, способствовал этому религиозный обычай. Вспомните, как и для чего из тела умершего делали мумию. Предположите, как этот обычай влиял на развитие медицины. (При вскрытии мертвого тела египтяне знакомились с внутренними органами: сердцем, печенью, почками, легкими. Они наблюдали за изменениями, происшедшими во внутренних органах под влиянием различных болезней. Обычай делать мумии способствовал развитию медицины.)

В Египте существовала специализация врачей. Были врачи зубные: они, например, отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств египетские врачи использовали настои и отвары трав, различные соли.

Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Теперь давайте прочитаем «Поучение писцов ученикам» (с. 62). Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Чем была привлекательна для египтян должность писца?

Д.з. Повторить тему «Древний Египет».

1. Проверка знаний по пройденным темам:

А) разминка – «Я знаю, что в Древнем Египте…» (ученики по очереди произносят по одному предложению, заканчивая указанную фразу, повторяться нельзя. Учитель выдвигает закладку и начинает: «Я знаю, что Древний Египет расположен по берегам Нила».

Б) работа с картой – на интерактивной доске карта «Древний Египет » и ученики по очереди выходят к доске и открывают задании на доске (нажимают на желтые прямоугольники) и выполняют задания с картой:

Где располагается страна Египет?

Что такое «дельта»?

Почему на карте земли вдоль Нила окрашены зеленым цветом? Что на карте обозначено желтым цветом?

Покажите две столицы Египта?

В каком направлении были совершены военные походы фараонов?

В случае, если необходимо увеличить карту при ответе ученики используют свойство «Волшебного пера» (панель управления).

2. Организационный момент:

Учитель сообщает тему урока и просит их сформулировать задачи на урок. Тема урока записывается в тетради.

3. Изучение нового материала:

1. Школы в Древнем Египте

Учитель открывает шторку на доске и начинает рассказ: Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? Там готовили чиновников-писцов (открывается шторка и показывается изображение писца ). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.

В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15-ти лет. Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей).

2. Письменность

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?

(Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”).

Учитель выдвигает закладку (!) и ученики записывают в тетради новый термин «ИЕРОГЛИФЫ».

Учитель продолжает рассказ: Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

    Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750 .

    Многие слова изображались рисунками.

Учитель нажимает на прямоугольник и предлагает ученикам выполнить задание: предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать”(ученики на маркерной доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов и демонстрируют учителю). Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения?

    В египетском письме не было гласных букв . Давайте подумаем, чем это было неудобно.Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать?(Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).

Ученик выходит к доске и выбирает гласные буквы для составления слов (метод множественного клонирования).

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах).

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность?(Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).

А как был раскрыт секрет египетских иероглифов?

У доски сообщение ученика о Франсуа Шампольоне: Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном . В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Ученик нажимает на плиту и надпись под ней, все исчезает.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона.

На слайде увеличивается картинка иероглифов, ученик маркером подписывает буквы маркерами.

Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Попробуем разгадать друг другую надпись.

Увеличивается другой рисунок.

Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос).

Учитель продолжает: Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы.

Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки.

3. Знания египтян:

Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы).

У доски ученик выполняет задание расположить жителей: фараон, воины, ремесленники, земледельцы, вельможи в соответствии с занимаемым в обществе положением). Название жителей перемещаются.

Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? (Сколько?) Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.

Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.

Д
авайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Учитель открывает шторку и показывает иероглифы. Ученики отгадывает и записывают число на маркерной доске.

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:


Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).

Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия . Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники но для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь , она состояла из 4 пальцев .

З
адания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).

4. Итог урока:

П
роговариваются задачи урока.

Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Домашнее задание.

Тема урока: ПИСЬМЕННОСТЬ И ЗНАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН.
Задачи урока.
Личностные:
 осознать ценность и значимость получения образования на примере Древнего
Египта;
 научиться понимать, что получение образования – это большой труд;
 помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных
предметов;
 воспитывать уважение к чужой культуре.
Метапредметные:
 формировать логическое и историческое мышление учащихся;
 формировать умение сравнивать различные явления;
 научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в
новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для
решения практических задач.
Предметные:
 уяснить смысл понятий: «иероглифы», «папирус»,
 на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
 раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее
дешифровки;
 познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.
Оборудование урока. Раздаточный материал, новые слова, оценочный лист работы в
группе.
Форма проведения. Урок­ситуация: «Один день в школе Древнего Египта».
№п/п Ф.И. ученика
Участие в работе по выполнению заданий
Общий итог
Задание № 1
Задание № 2
Задание № 3
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя: для работы на уроке вам необходимо вести краткие
записи в тетрадях новых сведений, слов, понятий, необходимых для выполнения
заданий.
Мозговой штурм по теме «Древний Египет»
1. Определите термин?
1.Река в Сев. Вост. Африке?
2. Высокий тростник?
3.Огромный треугольник образовавший рукав реки?
4.Кто возле фараона занимал самое почётное положение?
5. Кто вёл учёт населения?
6. Как наз. приспособление для полива полей?
7. Выдающиеся достижения человечества?

8. Искусство проектирования и постройки зданий?
9.Священные письмена? – ситуация затруднения.
Давайте рассмотрим рисунки из дворца вельможи, которые сопровождаются этими
священными письменами. Сможете ли Вы прочитать их, чтобы узнать что­то о жизни в
Древнем Египте.
Да, их невозможно прочитать, потому что мы не знаем, что обозначают эти надписи.
­ Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (ответы детей)
Верно о письменности и знаниях древних египтян. Запишем тему урока в тетрадь.
Мы действительно не знаем, что обозначают эти надписи. Поэтому предлагаю вам
послушать сообщение о человеке, сумевшем прочитать египетскую письменность,
давшем миру возможность раскрытия истории Древнего Египта – это французский
учёный Жан Франсуа Шампольон. (Учащийся, исполняющий роль архивариуса,
делает сообщение, располагая на доске и портрет ученого и разгаданные им
египетские иероглифы).
Шампольон Жан Франсуа (1790 – 1832)
Текст архивариусу для сообщения
С утра до ночи он торчал в книжной лавке своего отца и в 5 лет самостоятельно
выучился читать. В 11 лет он знал уже греческий и латинский. Его интересовала
древняя история.
Жозеф Фурье – знаменитый французский математик познакомился с Франсуа и показал
ему египетские папирусы, которые не мог прочесть никто. Почти 2000 лет прошло с
тех пор, как вымерли последние люди, говорившие на древнеегипетском и владевшие
этой письменностью.
– Я прочту! – сказал Франсуа. И он отдал этому всю жизнь и, в конце концов выполнил
обещание.
Учитель: в египетских надписях иероглифы могли писаться хоть слева – направо, хоть
справа – налево, а если надо, то и один под другим…очень многие иероглифы в
различных случаях могли обозначать как целое слово, так и его часть­слог, и даже один
только звук­букву…царские имена, в знак особого уважения, обводились овальной
рамкой (показывает изображение и объясняет):
В первой рамке имя царя – «ПТОЛОМЕЙ», во второй имя царицы – «КЛЕОПАТРА»
(так получилось у Шампольона в сравнении с греческим текстом)
14 сентября 1822 г. является началом прочтения иероглифов.
После сообщения учитель вводит учащихся в историческую ситуацию:
«Один день в древней египетской школе».
Учащиеся работают в парах представляющие египетских учеников.
Вопрос 1. Как вы думаете, дети всех ли египтян могли учиться? Почему?
Учитель, заслушав ответы учащихся поясняет: Действительно, дети не всех египтян
ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились
образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или

работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились
при храмах, а учителями в них были жрецы. Родители учеников обычно были людьми
состоятельными и знавшими грамоту.
Представьте, что вы находитесь в древней египетской школе. Главными для египтян
были: письмо, арифметика и астрономия.(Все это было необходимо для их жизни)
Урок 1­й – урок письма
Материалы для учителя письма.
Уже в 4­3 тысячелетиях до н.э. знаний у нас египтян было больше, чем мы могли
удержать в памяти и устно передавать их другим. Поэтому появилась потребность в
письменности. Сначала мы просто рисовали то о чём хотели сказать.
Затем знаками стали обозначать не только целые слова, но и один или несколько
согласных звуков. Гласные звуки при письме пропускали. Знаки­рисунки назвали
иероглифами (Учащиеся записывают в тетрадь новое слово с его пояснением).В
нашей письменности около 750 иероглифов. Их вырезали, как правило, на камне и
дереве, но основным материалом для письма служит папирус. Но вы вначале, чтобы
научиться писать, будете писать на черепках битой посуды. Поэтому приносите
черепки с собой. Дома у вас наверняка они есть. И просите родителей, чтобы они их не
выбрасывали.
Когда хорошо освоите письменность будете писать на папирусе острой тростинкой,
обмакивая её в чёрную краску. Но вам нужно иметь ещё и красную краску, которой вы
будете начинать новый абзац или выводить имя фараона. А сейчас прошу выполнить
задание № 1, в котором показать свои знания о том, что вы от меня узнали. Время
выполнения 3 мин., после чего сдать мне на проверку.
(Учащиеся в группах выполняют задание № 1)
Задание № 1







Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами, которая должна
быть у каждой группы.
Для выполнения задания используется таблица с древнеегипетскими иероглифами,
которая должна быть у каждой пары.
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПАР
Физкультминутка.
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ

Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
Урок 2­й, математика.
Материал для учителя математики
Ученики запомните, что для того, чтобы знать сколько собрано зерна, как будешь
обеспечен ты, твоя семья и твой скот, сколько нужно зерна для посева, нужно уметь
считать и вычислять. Запомните, эти знаки помогут вам в ваших
расчётах. (Прикрепляет на доску таблицу со знаками, показывает на
таблице знаки и поясняет их). Стр.64 учебника.
Вы знаете, как обозначить миллион? Нужно нарисовать человека
поднявшего руки вверх от удивления перед таким большим числом.
Вы так же должны знать, что при постройке дамб, при разливе Нила, при постройке
пирамид для нашего фараона и зданий для государства необходимо будет высчитать
число работников, чтобы закончить строительство в срок, и количество нужных для
строительства материалов.
Вы, будущие писцы и жрецы, должны знать, что для рытья каналов, деления поля на
участки, постройки зданий нужно измерять линии, площади и объёмы.
Учитель письма сообщает результаты, выполненного задания в группах.
Учитель математики: «А, сейчас все должны выполнить задание № 2. Время
выполнения 3 мин.».
Задание №2 (решение выполнять египетскими знаками)
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20
мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков
на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на
проживание? Сможет ли храм иметь доход?
ВЗАИМОПРОВЕРКА ПАР на доске. (240 мешков)
Урок 3­й, астрономия.
Материал для учителя астрономии
Ученики запомните, наука, о которой я вам буду говорить, называется
астрономия (прикрепляет на доске табличку АСТРОНОМИЯ). (Это слово учащиеся
записывают в тетрадь) Она зародилась из наблюдений за поведением Нила и
положением звёзд на небе. Почему мы должны постоянно наблюдать за небом?
(обращается к ученикам, если они не могут ответить, отвечает сам). Мы должны

знать, что перед разливом нашего кормильца Нила звёзды занимают определённое
положение, и чтобы к этому времени земледельцы могли подготовить каналы и дамбы.
А зная положение звёзд на небе ночью, вы можете ориентироваться на местности, когда
идёте с торговым караваном или, как военачальник, ведёте свое войско в
завоевательный поход, чтобы пополнить богатства нашего яснобожественного фараона.
Для этого вы можете использовать карту звёздного неба, составленную нашими
жрецами­звездочётами.
Задание № 3. Стр 64 учебник
Рефлексия




«Я» доволен своей

работой на уроке на

уроке
«Дело»: понял ли
материал? Узнал ли
больше?
«Мы»: насколько мне
помогли одноклассники?
времени
По
Домашнее задание: Повторить учебный материал по Древнему Египту. Глава 4.
Подготовиться к обобщению учебного материала

Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».
Задание № 1
1. Когда появилась потребность в письменности у египтян?______________________________
2. Как египтяне назвали знаки­рисунки? ______________________________________________
3. Сколько их насчитывалось? ___________________________
4. Как назывался основной материал для письма? _________________________________________
5. На чём первоначально писали ученики? ______________________________________________

6. Для чего при письме нужна была красная краска? _______________________________________
7. Напиши иероглифами «воин плакал у колодца».

Рабы и
крестьяне
собрали с полей,
принадлежащих храму, 400
ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80
мешков
мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку рабам, 20 мешков на семена для посева.
Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет ли храм иметь доход?

ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку

рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?
Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков ячменя. 20 мешков
нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков на корм быкам, 40 мешков на похлёбку
рабам, 20 мешков на семена для посева. Хватит ли собранного зерна на проживание? Сможет
ли храм иметь доход?







Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________

3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
Задание № 3 – стр. 64 учебника
1. Сколько суток в году? ___________________________
2. Сколько месяцев в году? _________________________
3. Сколько дней в месяце? __________________________
4. Какие приборы изобрели для измерения времени? ________________________________
5. Что бралось за измерение времени в Древнем Египте? ______________________________
6. Для чего нужны эти знания? ___________________________________________________
7. Какая наука давала все эти знания? ____________________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?

__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ________________________
1. Священные письмена египтян ­ __________________________
2. На чем писали египтяне ________________________
3. Какие приборы египтяне изобрели для измерения времени?
__________________________________________________
4. Кто был учителем в Древнем Египте ____________________
5. Где находились школы ______________________

Письменность и знания древних египтян

Язык

Время возникновения

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия до н.э. Как развитая система сложилась ко времени Среднего царства.

На чем писали египтяне

Бумагу египтяне не знали. Писали на папирусе, который изготавливали из стеблей болотного тростника (с одноименным названием «папирус» - cyperus papyrus).

Папирус был в употреблении в качестве материала для письма в Египте уже с начала третьего тысячелетия до н.э.

Существовала особая техника изготовления папируса. Стебли папируса очищались от коры и разрезались вдоль. Затем эти нарезы стеблей папируса выкладывались на смоченный стол, они должны были плотно примыкать друг к другу, потом накладывали второй слой нарезов в направлении, перпендикулярном к направлению нарезов первого слоя (крест-накрест). Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под пресс, а после этого просушивали на солнце. На заключительном этапе изготовления папируса листы выглаживали с помощью инструментов из слоновой кости и раковин и отбивали молотком (см. Техника изготовления папируса). Потом уже готовые листы папируса склеивали, создавая длинные свитки. Длина свитков достигала нескольких метров. Листы склеивали таким образом, что край одного листа покрывал край следующего (место склейки равнялось 1-2 см.).

Чем писали

Писцы писали обычно кисточкой, которую делали из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал.

Кто занимался исследованиями / был хранителем знаний

Жрецы были самыми образованными людьми в Древнем Египте. При каждом храме была библиотека, где хранили и переписывали свитки.

Что исследовали / что знали

В Древнем Египте зародилась география - наука об изучении Земли (правда, знания египтян были неточными: Землю они представляли в виде прямоугольника, окруженного океаном).

Наибольших успехов египтяне достигли в математике, астрономии и медицине.

Астрономия: благодаря наблюдениям за звездами египетские жрецы смогли определить продолжительность года. Они заметили, что звезда Сириус восходит раз в 365 дней. Египтяне также умели предсказывать солнечные и лунные затмения, были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба.

Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов .

Математика: математика появилась и развивалась в связи с практическими потребностями египтян в вычислениях (измерение земельных участков после разливов Нила, учет и распределение собранного урожая, сложные расчеты при строительстве храмов, гробниц и дворцов). Древние египтяне умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях.

Медицина: высокий для того времени уровень медицины связан с обычаем мумификации трупов, во время которой врачи могли изучать анатомию человеческого тела.

Одним из высших достижений египетской медицины было учение о кровообращении и о значении сердца в этих процессах.

Врачи в Древнем Египте имели специализацию. Кто-то лечил желудок, кто-то глаза, кто-то зубы и т.п.

В Древнем Египте был отмечен довольно высокий уровень хирургии (об этом свидетельствуют найденные при раскопках гробниц хирургические инструменты). ().

Где учили : в школах при храмах.

Кто учил : жрецы.

Чему учили в школах

Прежде всего письму, чтению и устному счету. После этого изучали историю, географию, математику, медицину, астрономию, строительное дело. ().

Конспект

Стены египетских гробниц покрыты загадочными знаками, здесь и змея кобра, и ибис, и пирамида. Такие значки египтяне еще в древности называли иероглифами — «священными письменами» (рис. 1).

Рис. 1. Египетские иероглифы ()

Долгие годы никто не мог прочитать иероглифические письмо. Многие хотели разгадать тайну египетской письменности. Удалось это сделать французскому ученому Жан-Франсуа Шампальону (рис. 2). Шампальон исследовал знаменитый Розеттский камень — плиту с благодарственной надписью жрецов Птолемею V Эпифану, датируемой 196 до н. э (рис. 3). Одна часть записей на плите была сделана иероглифами, другая содержала тот же текст по-древнегречески. И в греческом, и в иероглифическом тексте имена правителей были обведены в овальные рамки, это и стало ключом к разгадке. Жан-Франсуа Шампальон доказал, что египетское письмо состоит из трех видов знаков: знаков, которые определяют понятия; знаков, которые обозначают согласные звуки, и значков-определителей, которые помогали прочесть слова, в которых были одинаковые согласные, например «дом» и «Дима». 14 сентября 1822 г. Шампальон выступил с докладом о своем научном открытии, эта дата стала официальным началом развития науки египтологии .

Рис. 2. Жан-Франсуа Шампальон ()

Рис. 3. Розеттский камень ()

Для записей в Египте использовали разные материалы: каменные плитки, черепки битой посуды (остраки), кожу, дощечки, покрытые гипсом, но самым популярным материалом был папирус, который изготавливали из папируса — тростника, росшего по берегам Нила. Стебель папируса разрезали на длинные узкие полоски. Затем эти полоски выкладывали на ровной поверхности одну рядом с другой, сверху клали другие полоски, но уже в поперечном направлении. Получившуюся кладку придавливали прессом, волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу. Для хранения папирус сворачивали в трубочку — свиток. Писали на папирусе тростниковыми кисточками, используя краски черного и красного цвета (рис. 4).

Рис. 4. Египетский папирус ()

Учиться в Древнем Египте могли только представители знати. Девочки получали домашнее образование, а мальчиков в 6-7-летнем возрасте отдавали в школу. Строгие учителя учили детей письму и счету. Занимались они и астрономией, определяя движение небесных светил.

Научными знаниями в Древнем Египте владели жрецы, тщательно охранявшие свои тайны и секреты. Мы можем лишь догадываться об уровне научных знаний древних египтян. Египетские жрецы умели точно предсказывать дату начала разлива Нила по расположению небесных светил. Для измерения времени они употребляли водяные часы, делали сложные математические расчеты для возведения пирамид, знали секреты бальзамирования.

Многие знания в Древнем Египте передавались из поколения в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали простые люди.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Chynga-changa.ru ().
  2. Nnre.ru ().
  3. Публичная историческая библиотека ().

Домашнее задание

  1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?
  2. Какие материалы египтяне использовали для письма?
  3. Кто и когда разгадал тайну египетских иероглифов?
  4. Какие науки были развиты в Древнем Египте?