Островский бедность не порок основные события. Островский «Бедность не порок» – анализ


Комедия Островского «Бедность не порок» была написана в 1853 году, а напечатана как отдельное произведение, пьеса в трех действиях, в 1854 году. Эта пьеса не похожа на все другие произведения «Колумба Замоскворечья» (так называли Н. Островского за то, что прекрасно знал купеческий мир). С одной стороны – она проста, с другой - необычайно колоритна, «жива», эмоциональна. Пьесу «Бедность не порок» читать полностью приходится по школьной программе в 10 классе. Островский в этом произведении «воспевает» патриархальную семью, где верность, честность по отношению друг к другу, почитание старших стоит на первом месте.

«Бедность не порок» пьеса небольшая и незамысловатая по своему содержанию. Она рисует перед читателями жизнь купеческого семейства в небольшом уездном городке. В первом действии пьесы автор знакомит читателя с главными действующими лицами: купцом Гордеем Торцовым, его женой Пелагеей, дочерью Любовью Гордеевной, братом Любимом Карпычем, племянником Яшей, приказчиком Митей. В этом же действии автор раскрывает перед читателями любовную линию: любовь связывает бедного приказчика Митю и дочку купца Любовь Гордеевну. Здесь же автор показывает читателю, как сильно Гордей Торцов стремится в «высшее общество», как порицает бедность и отвергает разорившегося младшего брата, который, несмотря на свою бедность, остался искренним и честным. Во втором действии купец Торцов решает отдать свою дочь замуж за богатого, но старого купца Коршунова. Любовь Гордеевна не дает согласия на брак, но воля ее отца нерушима. В третьем действии наступает кульминационный момент: в порыве гнева на брата, который отговаривает Гордея от заключения брака дочери с Кошуновым, купец Торцов говорит о том, что отдаст дочь за «первого встречного», которым «по счастливой случайности» оказывается приказчик Митя. Слово купеческое крепко, и Торцов дает согласие на брак.

Текст пьесы изобилует народными песнями, обрядами, описанием плясок, народных праздников, и это не случайно, ведь настоящая народная нравственность, искренние чувства, победа добра над злом – те идеалы, которые близки были автору произведения в данный период его жизни и творчества. Скачать произведение полностью для работы можно с нашего сайта или читать в режиме онлайн.

Пьеса «Бедность не порок» Островского была написана в 1853 году и изначально имела другое название – «Гордым Бог противится». По замыслу писателя, пьеса была написана для осмеяния нелепой моды на западные веяния в укладе жизни русского купечества.

Главные герои

Гордей Карпыч Торцов – богатый купец, решивший изменить привычный жизненный уклад на западный манер.

Африкан Савич Коршунов – богатый московский фабрикант, уверенный, что за деньги можно купить все, в том числе и любовь.

Митя – приказчик Торцова, порядочный молодой человек с мягким сердцем.

Любовь Гордеевна – дочь Торцова, умная и скромная девушка, воспитанная в патриархальном духе.

Другие персонажи

Любим Карпыч Торцов – брат Гордея Карпыча, простой и бесхитростный человек.

Пелагея Егоровна – супруга Гордея Карпыча, женщина старой закалки.

Яша Гуслин – молодой человек, дальний родственник Торцова, влюбленный в Анну Ивановну.

Анна Ивановна – молодая вдова, бойка и веселая женщина.

Гриша Разлюляев – сын богатого купца, беззаботный молодой человек.

Действие первое

Приказчик Митя узнает от Егорушки, что его хозяин, Гордей Карпыч Торцов, очень зол на родного брата. Захмелев на празднике, Любим Карпыч « начал разные колена выкидывать » при гостях, чем глубоко оскорбил брата.

Спустя некоторое время приезжает супруга хозяина, Пелагея Егоровна, а также их дочь, Любовь Гордеевна. Торцова жалуется Мите на супруга, который связался с Африканом Савичем Коршуновым. Дружба с богатым московским фабрикантом, заядлым англоманом, серьезно повлияла на Гордея Карпыча – « теперь все ему наше русское не мило ».

Пелагея Егоровна переживает за судьбу дочери, которую уж пора замуж выдавать, вот только супруг все время твердит, что « нет ей ровни ». По всей видимости, он планирует устроить судьбу Любочки в Москве.

В приватной беседе Митя жалуется Гуслину на Гордея Карпыча, который « все бедностью попрекает », но при этом не прибавляет жалованья, невзирая на все старания своего молодого приказчика. Но хуже всего то, что Митя посмел влюбиться в купеческую дочь – Любовь Гордеевну. Гуслин советует приятелю выкинуть это из головы, поскольку « потом еще тяжельше будет ».

Тем временем к Торцовым приходят подруги купеческой дочери. Молодой купец Гриша Разлюляев веселит девушек, и вскоре гости пускаются в пляс, поют веселые песни.

Незаметно парни и девушки покидают комнату, и Анна Ивановна запирает, оставляя Любовь Гордеевну и Митю наедине. Юноша понимает, что лучшего момента для признания в любви не будет, и читает Любе стихи собственного сочинения. Девушка пишет ему ответ и просит прочесть его только после ее ухода.

Действие второе

Митя находит Любовь Гордеевну и просит подтвердить достоверность написанных ею слов. Если же Митя « принят в насмешку » купеческой дочерью, то не жить ему на этом свете.

Любовь Гордеевна признается ему в любви, и молодые люди решают идти на следующий день к Гордею Карпычу и просить его отцовского благословения.

Пелагея Егоровна созывает соседских девушек. В доме Торцовых собираются Любовь Гордеевна с подругами, Анна Ивановна, Яша Гуслин, Митя, Разлюляев, и вскоре начинается веселье. Радушная хозяйка угощает молодых людей сладостями и вином – ей приятно наблюдать за песнями и плясками молодежи.

Однако веселье быстро гаснет, когда в доме появляется хозяин вместе с Коршуновым. Гордей Карпыч крайне не доволен тем, что супруга устроила святочный вечер « на мужицкий манер ». Он приказывает слугам зажечь свечи и принести шампанского, предлагает пройти столичному гостю в гостиную, где « совсем другой ефект будет ».

Тем временем Коршунов любуется девушками, и предлагает в честь праздника целоваться, поскольку он « до этого охотник ». Оставшись наедине с Любовью Гордеевной, Африкан Савич преподносит ей в подарок бриллиантовые сережки и просит любить его, поскольку он человек хороший, веселый, и, что самое важное – небедный.

Гордей Карпыч рассказывает жене о своих планах перевезти все семейство в Москву, поскольку в родном городе « одно невежество и необразование ». А поможет им устроиться на новом месте « зятюшка Африкан Савич », за которого он уже сосватал дочь.

Узнав о своей скорой свадьбе с Коршуновым, Любовь Гордеевна бросается отцу в ноги и просит разорвать помолвку, но тот настроен решительно.

Действие третье

Пелагея Егоровна расстроена известием о помолвке дочери с богатым стариком Коршуновым. Она понимает, что девушке нужна чистая любовь – « хоть бедненького, да друга милого ».

В расстроенных чувствах появляется Митя – узнав о предстоящей свадьбе Любови Гордеевны, он собирается покинуть дом Торцовых и приходит попрощаться с хозяйкой.

Пелагея Егоровна жалуется молодому человеку, но тот не понимает, как можно добровольно отдавать дочь за нелюбимого человека, и намекает, что родителям за подобное преступление « надоть будет богу ответ дать ». После Митя признается, что любит Любовь Гордеевну, и это чувство взаимно.

Митя предлагает своей возлюбленной бежать, но девушка отказывается – она никогда не « посмеет такой грех на душу взять ». Молодые люди прощаются.

Коршунов находить Любовь Гордеевну и принимается ей описывать преимущества брака с таким солидным человеком как он. Африкан Савич признается, что он не любил покойную жену, да и она не любила его. Любовь Гордеевну же он обещает « на руках носить » и исполнять все ее желания.

Тем временем к Торцовым приходит Любим Карпыч и заводит перепалку с братом. Он оскорбляет Коршунова, обвиняя его в грязных махинациях. В результате Гордей Карпыч ссорится с московским гостем, и тот разрывает помолвку.

В тот момент Торцов готов отдать замуж за кого угодно, лишь бы не за Коршунова. Заметив в дверях Митю, он предлагает ему жениться на Любе, и тот, не веря своему счастью, просит благословить их « по-родительски, с любовию », поскольку они давно любят друг друга.

Опомнившись, Гордей Карпыч отрезвляет и молодого человека, который, по его мнению, совершенно не дотягивает до роли завидного жениха. Однако он уступает горячим просьбам дочери и супруги, и в итоге соглашается на этот брак.

Заключение

В своей пьесе Островский демонстрирует конфликт отцов и детей – патриархального и молодого прогрессивного общества. Также он поднимает вопрос о ценности моральных качеств человека, а не его состояния и положения в обществе.

Краткий пересказ «Бедность не порок» будет особенно полезным для читательского дневника.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 443.

Основные действующие лица: Гордей Карпыч Торцов — богатый купец. Пелагея Егоровна — его жена. Любовь Гордеевна — их дочь. Любим Карпыч Торцов — его брат, промотавшийся. Африкан Саввич Коршунов — фабрикант. Митя — приказчик Торцова. Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцо-ва, во время Святок.

Митя в своей комнате тоскует по возлюбленной. Появившаяся Пелагея Егоровна рассказывает ему о дружбе своего мужа с фаб-рикантом Коршуновым. Митя признается Гуслину Яше, племян-нику Гордея Карпыча, в том, что любит Любовь Гордеевну, кото-рая затем в записке говорит о взаимности его чувства. Митя пи-шет ей стихи. Затем к нему приходит Любим Торцов, брат Гордея Карпыча, просит пустить его погреться и рассказывает свою ис-торию. Когда ему было лет двадцать, они с братом разделили от-цовское наследство: Гордей взял себе заведение, а Любиму отдал его долю деньгами, билетами и векселями. Любим поехал в Моск-ву, чтобы получить деньги по билетам, но промотал все свое состояние. Оставшиеся последние деньги он доверил приятелю Африкану Коршунову под честное слово, но тот его обманул. Пришлось Любиму Торцову идти на улицу скоморохом просить милостыню. Однажды зимой он простудился, добрые люди отвез-ли его в больницу, где он понял, что так жить больше нельзя. Решил отправиться к брату, чтобы тот взял его хоть в дворники. Упал ему в ноги, сказав, что теперь хочет взяться за ум, но брат прогнал его.

Гордей Карпыч Торцов соглашается выдать дочь замуж за мос-ковского фабриканта Африкана Саввича Коршунова, который предлагает им переехать в Москву. Любовь Гордеевна соглашает-ся, так как боится перечить отцу, хотя жених намного старше ее. Митя решает уехать навсегда из дома Торцова к своей матери, прощается со всеми. Предлагает Любови Гордеевне тайно уехать с ним и обвенчаться, но она отказывается делать это без роди-тельского благословения. Материал с сайта

Но тут неожиданно появляется Любим Карпыч Торцов и рас-сказывает всем гостям правду о Коршунове в его присутствии. Африкан Саввич обижается и заявляет, что Гордей Карпыч те-перь должен сам приехать к нему и поклониться, чтобы он согла-сился жениться на его дочери. Возмущенный Торцов кричит, что такого никогда не будет, он готов выдать дочь замуж за любого и устроить пышную свадьбу. В это время появляется Митя и про-стит у него руки Любови Гордеевны, признаваясь, что они любят друг друга. Тот после некоторых колебаний соглашается.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • островский бедность не порок краткое содержание
  • краткое содержание пьессы бедность не порок
  • бедность не порок краткий анализ и год написания
  • "бедность не порок" содержание кратко
  • краткое содержание островского бедность не порок

В одном из уездных городов России. Живущий здесь мальчик Егорушка, дальний родственник Торцовых, сидя на табуретке, читает «Бову Королевича». Вошедший приказчик Гордея Карпыча, Митя, спрашивает Егорушку, как дела дома. Мальчик рассказывает, что на днях случилась семейная ссора. Промотавшийся брат Гордея Карпыча, Любим Карпыч , пришёл обедать, захмелел за едой «да и начал разные колена выкидывать». Все хохотали, но Гордей Карпыч, наоборот, рассерчал и прогнал Любима. Тогда тот пошёл у церкви с нищими просить милостыню – чтобы весь город видел, как брат богача христорадничает на паперти. Гордей Карпыч от такого срама рассердился ещё больше и теперь срывает злость на всех, кто под руку подвернётся.

К дому подъезжают вернувшиеся с церковной службы жена Гордея Карпыча, Пелагея Егоровна , и его дочь, Любовь Гордеевна. Егорушка убегает встречать их.

Бедность не порок (действие первое). Спектакль Малого театра

«Бедность не порок», 1 действие, явление 2 – краткое содержание

Оставшись один, Митя жалуется, что все люди празднуют, а ему, бедному приказчику, надо сидеть в конторе. Задумавшись, он напевает песню о какой-то красавице с черными бровями – тоска по ней истерзала всю душу. Митя закрывает лицо руками. Входит Пелагея Егоровна.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 3 – краткое содержание

Она приглашает Митю вечером зайти к ним, повеселиться с девушками, попеть с ними песенок. Митя с радостью соглашается. Присев на стул, Пелагея Карповна начинает жаловаться Мите на своего крутого характером мужа, Гордея Карпыча. В последнее время он сдружился с приезжим московским фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым. Богач и любитель всего иноземного, Коршунов, приохотил к чужестранным нравам и Торцова. Гордей Карпыч стал хулить «русский обычай» и поговаривать, что в их городишке живут «одни мужики», которые ничего не понимают в нынешней жизни, в модах. 60-летнюю Пелагею Егоровну он заставлял носить чепчик. Вдобавок ко всему Коршунов приучил Гордея Карпыча к пьянству.

Пелагея Егоровна сетует, что дочь Любочку надо бы выдать замуж, но отец после знакомства с Африканом Савичем заладил: в городе ей ровни нет!

Портрет Александра Николаевича Островского. Художник В. Перов, 1871

«Бедность не порок», 1 действие, явление 4 – краткое содержание

Появляется племянник Торцова, Яша Гуслин. Пелагея Егоровна приглашает и его вечером с девушками песни попеть – и уходит.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 5 – краткое содержание

Митя жалуется Яше на свою бедность. За службу приказчиком он получает очень скудное жалование, а на него надо ещё содержать мать. Гуслин спрашивает, почему Митя не уйдёт от Торцова в другое место. Митя признаётся: ему очень полюбилась дочь хозяина, Любовь Гордеевна, и он не хочет с нею расставаться!

Гуслин уговаривает друга смириться с тем, что Торцов никогда не выдаст дочь за него. Он рассказывает, что и сам питает нежные чувства к молодой вдове Анне Ивановне. Но дядя-богач не разрешает жениться на ней – и Яша решил не роптать на судьбу.

Митя, однако, не может успокоиться. Он ходит по комнате, читая стихи Кольцова о несчастной любви, говорит, что и сам сочинил на эту тему песню. Чтобы хоть немного забыться, Митя садится писать за конторкой. Листок со своими стихами он отдаёт Гуслину, и тот пробует подобрать к ним мелодию на гитаре.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 6 – краткое содержание

Входит друг Яши и Мити – Гриша Разлюляев, с гармошкой. Молодой сын богатого купца, он беззаботно поёт частушки, ударяя себя по карману, хвалится, что у него много денег и что после праздника он женится «на богатой».

Гуслин, подобрав напев, играет на гитаре и поёт грустные стихи Мити о злой сиротской доле и несчастной любви. Они напоминают поэзию Кольцова . Даже Разлюляев поначалу слушает с чувством, но по окончании пения машет рукой и говорит Яше, что на Святках надо петь радостные песни, «а не тянуть эту канитель». Трое друзей садятся рядом и запевают вместе. В это время входит Гордей Карпыч. Юноши замолкают и встают.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 7 – краткое содержание

Торцов начинает бранить Митю, Яшу и Гришу за то, что они «горланят, словно мужичьё». Увидев на митиной конторке книгу стихов Кольцова, Гордей Карпыч высмеивает приказчика: он ходит в старом сертучишке, а туда же, в образование, полез. Митя говорит, что ему не на что купить новой одежды. Почти всё жалование он отсылает старой больной матери. Торцов грубо отрезает: «Коли гол кругом, так нечего о себе мечтать!»

Гордей Карпыч набрасывается и на Разлюляева: «Отец деньги лопатой загребает, а ты в этаком зипунишке ходишь!» Разлюляев отвечает: не надевать же кургузое европейское пальто, как у аптекаря Франца Фёдорыча, над которым весь город смеётся. Недовольно бросив: «Дураками непросвещенными живете, дураками и умрете», Торцов уходит.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 8 – краткое содержание

Митя жалуется друзьям: «Вот она жизнь-то моя какова!» Разлюляев советует ему: «Да, брось, не думай!» – и запевает частушку, подыгрывая на гармони. Входит молодая вдова Анна Ивановна с девушками: Любовью Гордеевной и её подругами, Машей и Лизой.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 9 – краткое содержание

Они здороваются с юношами. Любовь Гордеевна держится скромно, Маша и Лиза – как жеманные недотроги, а развязная и живая Анна Ивановна не стесняется: «Надоело молча сидеть, орехи щелкать, – пойдемте, говорю, девушки, к парням, а девушкам и любо. Кому что нужно, тот об том и думает: парни об девках, а девки об парнях».

Маша с Лизой делают вид, что «им конфузно». Разлюляев хохочет и запевает песню «Летал медведь по поднебесью» и приплясывает. Анна Ивановна подходит к сидящему с гитарой Гуслину и задорно спрашивает: «Когда ты, бандурист, на мне женишься?» Гуслин отвечает, что не позволяет Гордей Карпыч. Он что-то шепчет на ухо Анне Ивановне, указывая на Любовь Гордеевну и Митю. Анна Ивановна ахает: «Что ты говоришь?! Ну, ладно, молчи пока».

Любовь Гордеевна садится рядом с Митей. Как и мать, она приглашает его прийти вечером. Когда Разлюляев запевает: «Как гусара не любить», Любовь Гордеевна загадочно произносит: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому догадаться».

Все, кроме Мити, встают уходить и направляются к двери. Последней должна идти в неё Любовь Гордеевна, но шаловливая Анна Ивановна затворяет дверь перед ней с той стороны – и девушка остаётся в комнате наедине с Митей.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 10 – краткое содержание

Любовь Гордеевна просит отворить дверь, но с той её стороны слышен лишь девичий смех. Митя в большом волнении умоляет Любовь Гордеевну посидеть с ним немного. Он говорит, что сочинил стихи и просит позволения «презентовать ей этот свой труд».

Любовь Гордеевна, скрывая радость, просит прочесть стихи. Митя читает несколько строк о парне, который без надежды полюбил красну девицу. Она не ровня ему, и парень сохнет от этого. Любовь Гордеевна, выслушав просит лист бумаги, перо, и говорит, что сейчас тоже что-то напишет Мите, но пусть он прочтёт это только после её ухода.

Митя соглашается. Любовь Гордеевна пишет несколько строк, отдаёт Мите свёрнутую бумажку и собирается выходить.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 11 – краткое содержание

В дверях она сталкивается со своим дядей, Любимом Карпычем. Тот, как всегда, навеселе – и приветствует племянницу забавными шутками. Любовь Гордеевна уходит.

«Бедность не порок», 1 действие, явление 12 – краткое содержание

Любим Карпыч просит, чтобы Митя пустил его переночевать. Брат Гордей его выгнал, а на улице мороз, и в ветхой одежде, прося милостыню, на паперти долго не простоишь.

Митя не отказывает. Любим Карпыч рассказывает о своей жизни. В молодости они разделили с братом отцовское наследство: торговое заведение взял Гордей, а Любиму дал денег «билетами и векселями». Любим поехал в Москву и стал проводить там время в театрах и трактирах. Будучи, по юности, очень легкомысленным, он вскоре на беду сдружился с фабрикантом Африканом Коршуновым – тем самым, который сейчас, приехав из Москвы к ним в уезд, вошёл в доверие к Гордею. В Москве Коршунов приучил Любима к беспутству, а потом его надул, «и сел я как рак на мели: выпить не на что, а выпить-то хочется». Промотавшись, Любим впал в нищету. «Стал по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать». Ему пришлось вернуться из Москвы и броситься в ноги к брату Гордею. Но тот принял его с недовольством. «Нет, говорит, – куда я тебя дену. Ко мне гости хорошие ездят, купцы богатые, дворяне. Я, видишь, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был?..»

Сердобольный Митя укладывает Любима Карпыча спать и даёт ему немного денег на опохмелку. Пообещав «сделать с братом смешную штуку», Любим засыпает.

Митя дрожащими руками разворачивает бумажку, которую дала ему Любовь Гордеевна. Увидев, что там написано: «И я тебя люблю. Любовь Торцова», – он от радости хватает себя за голову.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека . На нашем сайте вы можете прочитать краткую биографию А. Н. Островского .

Для перехода к краткому содержанию следующего действия пьесы пользуйтесь кнопкой Вперёд ниже текста статьи.

Год написания:

1853

Время прочтения:

Описание произведения:

Комедию Бедность не порок написал Александр Островский в 1853 году. Изначально комедия имела другое название - Гордым Бог противится. Как отдельное издание произведение было напечатано в начале 1854 года. Комедия состоит из трех действий.

Премьера комедии прошла в Москве 25 января 1854 года, в Малом театре. А в Петербурге комедию поставили в том же году в Александрийском театре.

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание комедии Гордость не порок.

Действие первое

Уездный город. Святки. День. Небольшая приказчичья комната в доме купца Торцова.

Митя ходит по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича», затем останавливается и рассказывает Мите, что все домашние уехали кататься. Остался только Гордей Карпыч, он ужасно сердит на своего брата, Любима Карпыча. Накануне на праздничном обеде Любим Карпыч захмелел, начал разные колена выкидывать и насмешил всех гостей. Гордей Карпыч посчитал это за обиду, рассердился и прогнал брата. В отместку Любим Карпыч созорничал: встал с нищими у собора. Гордей Карпыч пуще прежнего разошёлся и сердится теперь на всех без разбору.

За окнами раздаётся шум - приехали Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна и гости. Егорушка хватает книжку и убегает. Митя остаётся один, он сетует на жизнь («Всем-то я здесь чужой, ни родных ни знакомых!»), садится к конторке и пытается работать. Но работа не идёт, все мысли Мити заняты любимой.

В комнату входит Пелагея Егоровна, останавливается в дверях и ласково приглашает Митю прийти к ним вечером в гости. Она замечает, что Гордея Карпыча дома не будет, он уедет к своему новому приятелю - фабриканту Африкану Савичу Коршунову. Пелагея Егоровна жалуется на Коршунова, человека буйного, часто выпивающего в компании своего директора-англичанина. Раньше Торцов отличался рассудительностью, но как в прошлом году съездил в Москву, все русское стало ему не мило. Теперь он хочет жить по-заграничному, возгордился: «Мне здесь не с кем компанию водить, все сволочь, мужики, и живут по-мужицки», - и завёл знакомство с «московским» богатеем Коршуновым, который просто спаивает нового приятеля. На упрёки жены властный Торцов не реагирует; а дочь свою, Любовь Гордеевну, хочет выдать замуж исключительно в Москве: в этом городе ей нет ровни.

Под конец монолога Пелагеи Егоровны входит Яша Гуслин, племянник Торцова. Его тоже приглашают вечером в гости, и Яша с радостью соглашается. Когда Пелагея Егоровна выходит, Митя делится своими заботами с Яшей: Митя, единственный сын старой и бедной матери, должен содержать её на своё маленькое жалованье; от Гордея Карпыча он видит только обиду, брань и попрёки бедностью; Митя мог бы перейти к Разлюляевым, но у Торцова его держит зазноба сердечная - Любовь Гордеевна. Яша советует Мите выкинуть из головы эту любовь, потому что Гордей Карпыч никогда не благословит их неравный брак: «Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, - да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего».

В комнату входит Разлюляев с гармоникой, он весел и беззаботен, играет и поёт, заявляет, что весь праздник гулять будет, а потом женится, да на богатой. Он садится рядом с Гуслиным, слушает написанную им песню. Митя предлагает спеть, и все поют. Посередине песни входит Гордей Карпыч Торцов; все сразу умолкают и встают. Торцов со злыми упрёками набрасывается на Митю: «Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная! Что бумаги-то разбросал!...». Он замечает книгу стихотворений Кольцова, которую читает Митя, и следует новая порция попрёков: «Какие нежности при нашей бедности! Знаешь ли ты, что такое образование?... Ты бы вот сюртучишко новенький сшил! Ведь к нам наверх ходишь... Срам!». В ответ Митя оправдывается, рассказывает, что посылает все деньги престарелой матери. Гордей Карпыч замечает: «Матери-то не Бог знает что нужно, не в роскоши воспитана, чай сама хлевы затворяла. Разве в этом образование-то состоит, что дурацкие песни петь? Ты и не смей показываться в этом сюртучишке наверх!» Затем достаётся и Разлюляеву: «А ты тоже! Отец-то, чай, деньги лопатой загребает, а тебя в этаком зипунишке водит. Да что, с тебя взыскать-то нечего! Сам-то ты глуп, да и отец-то твой не больно умен... целый век с засаленным брюхом ходит; дураками непросвещёнными живёте, дураками и умрёте». И после этой гневной тирады Гордей Карпыч уходит.

После того, как Гордей Капыч уезжает к Коршунову, в комнату Мити заходят Любовь Гордеевна, Анна Ивановна, Маша и Лиза. Им скучно сидеть наверху, и они стали искать интересной компании. Анна Ивановна ведёт себя весьма вольно; Митя, Любовь Гордеевна и её подруги напротив - скованно и неловко. Анна Ивановна в открытую спрашивает Гуслина, когда тот на ней женится. Гуслин отвечает, что женится, как только получит разрешение от Гордея Карпыча; затем жестом подзывает Анну Ивановну и шепчет ей на ухо, показывая на Любовь Гордеевну и Митю. В это время Разлюляев веселит девушек: «Я больно плясать горазд. Девушки, полюбите меня кто-нибудь... за мою простоту». Девушки отвечают, что таких слов девушкам не говорят, а Любовь Гордеевна добавляет, глядя на Митю: «Может быть, кто-нибудь и любит кого-нибудь, да не скажет: надобно самому догадаться». Анна Ивановна, закончив совещание с Гуслиным и двусмысленно поглядывая то на Любовь Гордеевну, то на Митю, предлагает всем подняться наверх. Она открывает дверь и пропускает всех, а перед Любовью Гордеевной - захлопывает. Любовь Гордеевна стучится, просит выпустить; девушки за дверью веселятся.

Митя и Любовь Гордеевна остаются одни, и Митя робко говорит, что сочинил для неё стихи. Любовь Гордеевна, стараясь скрыть радость, просит Митю почитать их. Митя садится возле стола, Любовь Гордеевна подвигается к нему очень близко. Митя читает: «...Понапрасну своё сердце парень губит, Что неровнюшку девицу парень любит...» Любовь Гордеевна сидит некоторое время задумавшись, потом пишет ответ («Только стихами я не умею, а так, просто») и отдаёт его Мите с условием, что Митя прочтёт его потом, когда Любовь Гордеевна уйдёт. Она собирается уходить и в дверях сталкивается с дядей, Любимом Карпычем. Тот веселится, видя испуг племянницы, потом уверяет, что ничего не скажет брату. Любовь Гордеевна убегает.

Любим Карпыч проходит в комнату и просит Митю приютить его на некоторое время: после того званого обеда брат не пускает его на порог. Любим Карпыч рассказывает Мите историю своей жизни: когда отец умер, Любиму Карпычу было двадцать лет. Братья поделили наследство: Гордей взял себе заведение, а брату отдал деньгами и векселями. Любим Гордеич поехал в Москву получать по билетам деньги и с головой окунулся в московскую красивую жизнь: одевался франтом, обедал по трактирам, ездил по театрам; друзей у него завелось множество. И через некоторое время почти все наследство было истрачено. То, что осталось, Любим Гордеич доверил своему приятелю, Африкану Коршунову, который его и обманул. Остался Любим Гордеич ни с чем. Прикинул он, как жить дальше и, поскольку путь в отчий дом был заказан, остался в Москве, стал скоморохом ходить: как приедет какой купец, Любим выскакивает, веселит, прибаутки рассказывает, а там кто что подаст. Той зимой Любим Гордеич сильно простудился, свезли его в больницу; там-то и нашло на Любима просветление ума. Решился он, как выздоровеет, сходить Богу помолиться да идти обратно к брату. Только брат принял его неласково, стыдиться стал, пенять: «Я, видишь, как живу: кто может заметить, что у нас тятенька мужик был? С меня и этого стыда довольно, а то ещё тебя на шею навязать». А после пресловутого обеда обида взяла Любима Гордеича, решил он проучить кичливого брата («...У него вот эта кость очень толста. [Показывает на лоб.] Ему, дураку, наука нужна»).

Любим Гордеич устраивается на кровати Мити, чтобы вздремнуть немного; просит у него денег. Митя ни в чем не отказывает Любиму Гордеичу, и тот благодарит Митю и грозит брату: «Брат не умеет ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю». Митя собирается подняться наверх, он подходит к двери, вспоминает о письме. Дрожащими руками он достаёт его и читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова». Митя хватается за голову и убегает.

Действие второе

Вечер. Гостиная в доме Торцова. У задней стены диван, перед диваном круглый стол и шесть кресел. В гостиную выходит несколько дверей. На стенах зеркала, под ними маленькие столики. В гостиной темно; только из двери слева свет. В эту дверь входят Любовь Гордеевна и Анна Ивановна. Любовь Гордеевна рассказывает, как сильно она любит Митю. Анна Ивановна предостерегает её от опрометчивых поступков, затем уходит.

Входит Митя. Он спрашивает Любовь Гордеевну, не шутка ли её признание. Любовь Гордеевна отвечает, что все написанное в записке - правда, и требует ответных уверений в любви. Она сначала делает вид, что не верит Мите («А я думала, что ты любишь Анну Ивановну»), но потом признается, что хотела всего лишь пошутить. Но Мите не до шуток, он слишком обеспокоен судьбой их любви. Митя и Любовь Гордеевна решают назавтра броситься в ноги Гордею Карпычу и объявить о своей любви, и дальше будь что будет. Они обнимаются. Когда раздаются чьи-то шаги, Митя тихо уходит.

В гостиную со свечой входит нянька Арина и отсылает Любовь Гордеевну к матери. В комнату вбегает Егорушка, и его Арина просит позвать соседских девушек-служанок петь святочные песни. Егорушка радуется предстоящему веселью и тому, что, возможно, будут ряженые, и убегает.

В гостиную входит Пелагея Егоровна, она даёт Арине указания, затем приглашает пройти всех остальных: Любовь Гордеевну, Машу, Лизу, Анну Ивановну, Разлюляева, Митю, Гуслина и двух своих престарелых подруг. Старухи и Пелагея Егоровна усаживаются на диван; Анна Ивановна и Гуслин садятся на стулья и тихонько разговаривают, Митя стоит возле них; Маша, Любовь Гордеевна и Лиза ходят по комнате, обнявшись; Разлюляев ходит за ними. Девушки весело пикируются с Разлюляевым, старухи переговариваются, глядя на них, а потом предлагают Гуслину спеть какую-нибудь песню. Пока Гуслин поёт, входит Арина с напитками и угощеньем, потчует барышень сладостями, а старухам подаёт мадеру. Анна Ивановна тихо разговаривает с Пелагеей Егоровной, Разлюляев подхватывает Арину и пускается в пляс, Арина отбивается. Анна Ивановна вступается за Арину и сама вызывается плясать с Разлюляевым.

Входят соседские девушки, их радушно привечают, усаживают. Арина приносит блюдо, покрытое полотенцем - девушки будут петь подблюдные песни, гадать. Барышни снимают кольца и кладут на блюдо; девушки запевают. Разлюляев на словах «К тебе будут гости, Ко мне женихи... Кому вынется - Тому сбудется» вынимает кольцо и отдаёт Любови Гордеевне.

Тут приходят ряженые (старик с балалайкой, вожак с медведем и козой) и Егорушка. Подблюдные песни оставлены, ряженых потчуют вином, и они начинают веселить гостей: петь, плясать, разыгрывать сценки; Егорушка пляшет вместе с ними. Пока гости смотрят на ряженых, Митя что-то тихо шепчет Любови Гордеевне и целует. Разлюляев замечает это, подходит и заявляет, что расскажет все Пелагее Егоровне, что он сам хочет жениться на Любови Гордеевне, потому как у его семьи денег много, а Мите в данном случае надеяться не на что. Гуслин вступается за Митю. Их спор прерывает стук в дверь - пришёл хозяин.

В гостиную входят Гордей Карпыч и Коршунов. Гордей Карпыч грубо прогоняет ряженых («Это что за сволочь!») и девушек, лебезит перед Коршуновым, извиняется за «необразование» жены, устроившей вечер «не по всей форме». Но Коршунову, старому сластолюбцу, напротив, нравится компания молодых девушек. Он усаживается в кресло, хехекает, благосклонно принимает внимание к своей персоне. Торцов же изо всех сил тщится произвести «ефект»: велит подать шампанского, зажечь свечи в гостиной, чтобы осветить новую «небель». Пелагея Егоровна выходит, чтобы выполнить приказание мужа, за ней уходят Арина и старухи-гостьи.

Коршунов подходит к барышням, к Любови Гордеевне, радостно хехекает, намекает на «дни святочные» и предлагает поцеловаться. Барышни не в восторге, отказываются. Гордей Карпыч приказывает подчиниться, и Любовь Гордеевна уступает. Пока Коршунов целует барышень, Гордей Карпыч замечает Митю и прогоняет его («Залетела ворона в высокие хоромы!»), вслед за Митей уходят Гуслин и Разлюляев.

Коршунов подсаживается к Любови Гордеевне, сладострастно хехекает и вручает дорогой подарок - бриллиантовые серьги. Любовь Гордеевна холодно отвечает Коршунову, тот же не церемонясь хватает и целует её руку, заводит разговор о любви и о своём богатстве. Любови Гордеевне отвратителен этот старик, она встаёт, чтобы уйти, но отец приказывает ей остаться. Она возвращается на своё место, и Коршунов опять хватает её за руку, гладит её («Ручка-то какая! хе, хе, хе... бархатная!») и надевает ей на палец бриллиантовый перстень. Любовь Гордеевна вырывает руку, снимает перстень и отдаёт Коршунову.

В гостиную входят Пелагея Егоровна, Арина и Егорушка с вином и стаканами. Коршунов разыгрывает из себя важного гостя: «Ну, Гордей Карпыч, потчуй, а вы, девки, величайте меня. Я почёт люблю». Гордей Карпыч подносит Коршунову вино, приказывает жене кланяться, а девушкам запевать величальную. Выпив, Коршунов садится возле Любови Гордеевны, подзывает одну из девушек, треплет её по щеке, хехекает и сыплет ей в фартук мелочь. Затем приказывает Гордею Карпычу переходить к делу. Дело же заключается в том, что Гордей Карпыч намеревается переехать из этого города, где «как есть одно невежество и необразование», в Москву. Тем более что там будет свой человек - зятюшка Африкан Савич. Они уже сговорились и по рукам ударили.

Пелагея Егоровна ужасается, кричит «Моя дочь! Не отдам!»; Коршунов жёстко замечает Торцову: «Обещал, так держи слово». Любовь Гордеевна бросается к отцу и умоляет его передумать: «Я из твоей воли ни на шаг не выду. Что хочешь меня заставь, только не принуждай ты меня против сердца замуж идти за немилого!» Гордей Карпыч неумолим: «Ты, дура, сама не понимаешь своего счастья. В Москве будешь по-барски жить, в каретах будешь ездить... я так приказываю». И Любовь Гордеевна смиренно отвечает: «Твоя воля батюшка!», кланяется и отходит к матери. Довольный Гордей Карпыч приказывает девушкам запевать свадбишную и приглашает дорогого гостя перейти в другую комнату. Любовь Гордеевна плачет в объятиях матери, подруги окружают её.

Действие третье

Утро. Небольшая, тесно заставленная очень богатой мебелью комната в доме Торцова. Это что-то вроде кабинета хозяйки, откуда она управляет всем домом и где принимает своих гостей. Одна дверь ведёт в зал, где обедают гости, другая - во внутренние комнаты. В комнате сидит Арина, с ней несколько служанок. Входит Пелагея Егоровна и отпускает их. Пелагея Егоровна вся в предсвадебных хлопотах, но на душе у неё тяжело.

Входит Анна Ивановна, а за нею Митя. Еле сдерживая слезы он говорит, что пришёл проститься с доброй хозяйкой: сегодня ночью он уезжает к матери и больше уже не вернётся. Митя кланяется в ноги Пелагее Егоровне, целуется с ней и с Анной Ивановной. Потом замечает, что надо бы и с Любовью Гордеевной проститься. Пелагея Егоровна посылает за дочерью, Анна Ивановна печально качает головой и уходит.

Пелагея Егоровна жалуется Мите на горе: против воли отдаёт дочь за дурного человека. Митя почти плача упрекает её в том, что она не противостоит своеволию мужа. Пелагея Егоровна сокрушается, просит Митю пожалеть и не упрекать её. Митя в порыве чувств решается открыться и рассказывает о том, что вчера он и Любовь Гордеевна сговорились просить благословения; и вот утром такое известие... Пелагея Егоровна поражена, она искренне сочувствует Мите.

Входит Любовь Гордеевна, она прощается с Митей, плачет. Митя от отчаяния предлагает Пелагее Егоровне благословить их, а затем тайно увезти Любовь Гордеевну к своей старой матери и там повенчаться. Пелагея Егоровна в ужасе («Что ты, беспутный, выдумал-то! Да кто ж это посмеет такой грех на душу взять...»). Да и Любовь Гордеевна против такого плана. Она говорит Мите, что любит его, но из воли родительской не выйдет, «так уж оно заведено исстари». И пусть она будет страдать за постылым мужем, но знать, что по закону живёт, и никто в глаза насмеяться не посмеет. Митя смиренно принимает решение Любови Гордеевны, прощается и уходит.

Из столовой в комнату входит Коршунов, он просит Пелагею Егоровну выйти, чтобы по секрету поговорить с невестой «о своих делах». Коршунов подсаживается к плачущей Любови Гордеевне и рассказывает ей обо всех «выгодах» брака со стариком («Старик-то за любовь и подарочком... и золотом, и бархатом...», а молодой муж «глядишь, и приволокнётся за кем-нибудь на стороне... а жена-то сохни»), непрерывно целует ей руки и хехекает. Любовь Гордеевна спрашивает, любила ли Коршунова его покойная жена. Коршунов весьма жёстко отвечает, что не любила. По сути, Коршунов купил себе жену: «Им, видишь ты, деньги нужны были, нечем было жить: я давал, не отказывал; а мне вот нужно, чтоб меня любили. Что ж, я волен этого требовать или нет? Я ведь за то деньги платил. На меня грех пожаловаться: кого я полюблю - тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй!»

В комнату входит Гордей Карпыч. Он подобострастно говорит с Коршуновым, хвастается своей «культурностью»: «В другом месте за столом-то прислуживает молодец в поддёвке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках... Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал». Вбегает Егорушка и, смеясь, рассказывает, что пришёл Любим Карпыч и начал разгонять гостей. Гордей Карпыч сердится и уходит вместе с Егорушкой.

Входят Разлюляев, Маша и Лиза, а за ними сразу же Любим Карпыч. Он ёрничает в адрес Коршунова; вроде шутит, но в то же время обвиняет в том, что Коршунов разорил его: «Ты меня так возвеличил, в такое звание возвёл, что вот я ничего не украл, а людям в глаза глядеть совестно!» Любим Карпыч требует отдать старый долг и за племянницу миллион триста тысяч.

Входит Гордей Карпыч, он гонит брата из дома. Но решительно настроенный Любим Карпыч не уходит, он обвиняет Коршунова в бесчестии и преступлениях (во время бурного спора входят все домашние, гости и прислуга): «Я не Коршунов: я бедных не грабил, чужого веку не заедал, жены ревностию не замучил... Меня гонят, а он первый гость, его в передний угол сажают. Что ж, ничего, ему другую жену дадут...» Гордей Карпыч приказывает увести брата, но Любим и сам уходит. Уязвлённый Коршунов заявляет: «Этакие ты моды завёл: у тебя пьяные гостей обижают! Хе, хе, хе. Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не понимают. В Москве-то уж такие дураки повывелись, там смеются над ними... Нет, шалишь, я даром себя обидеть не позволю. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь-то твою взял». Оскорблённый Гордей Карпыч восклицает: «...Я сам тебя знать не хочу! Я отродясь никому не кланялся. Я, коли на то пошло, за кого мне вздумается, за того и отдам! С деньгами, что я за ней дам, всякий человек будет... [тут входит Митя] ...вот за Митьку и отдам! Завтра же. Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырёх каретах поеду». Все удивлены, взбешённый Коршунов уходит.

Митя берет Любовь Гордеевну за руку, они подходят к Гордею Карпычу и признаются, что давно любят друг друга, и уж если Гордей Карпыч решил их поженить, то пусть благословит «по-родительски, с любовию», а не назло. Гордей Карпыч начинает закипать, опять упрекает Митю в том, что он беден и не ровня семье Торцовых. Пелагея Егоровна и Любовь Гордеевна начинают уговаривать Гордея Карпыча сменить гнев на милость. Входит Любим Карпыч и тоже просит за молодых, намекает, что если бы не он, то Коршунов разорил бы Гордея Карпыча как и его самого: «Посмотри на меня, вот тебе пример... И я был богат и славен, в каретах ездил... а потом верхним концом да вниз... Брат, отдай Любушку за Митю - он мне угол даст... Хоть под старость-то да честно пожить... Тогда-то я Бога возблагодарю... Что он беден-то! Эх, кабы я беден был, я бы человек был. Бедность не порок». В ответ Гордей Карпыч расчувствованно утирает слезу («Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем»), обнимает и благословляет Митю и Любовь Гордеевну. Тут же Яша Гуслин спрашивает разрешения жениться на Анне Ивановне, Гордей Карпыч благословляет и его. Разлюляев поздравляет Митю («Сам любил, а для тебя... жертвую»), Пелагея Егоровна просит девушек запеть весёлую свадебную песню. Девушки запевают, все уходят.

Вы прочитали краткое содержание комедии Бедность не порок. Предлагаем вам также посетить раздел нашего сайта Краткие содержания , где вы сможете ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.