Определение тезиса, аргумента, демонстрации. Сочинение рассуждение тезис доказательство вывод примеры Как связаны между собой тезис и вывод


Любое доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов (основы) и демонстрации (формы доказательства). Тезисом доказательства называется положение, истинность которого надо доказать. Аргументом (основой) называют ться те суждения, которые приводятся для доказательства тезиса демонстрацией (формой доказательства) называется способ логической связи тезиса с основовою.

Тезис доказательства

Любой доказательство предполагает наличие доказываемых положения (тезисы). Если отсутствует тезис, то и доказывать ничего. Тезис может быть сформулирован как в начале доказательства, так и в любой другой его момент. Обозна ачають тезис по-разному, например:"Положение, которое я доказываю, состоит в следующем":"Вот мой тезис","Вот мое положение","Вот моя позиция"и т.д.. Часто какое-то положение приходится без ссылки на то, этот тезис. Тезис выражается обычно в форме категорического суждения, например:"Подсудимый. Л находился ночью 15 августа в квартире потерпевшей","Это не самоубийство","Петренко соучастник подсудимых. К и. Р"и т.п.. Но часто его формулируют в виде вопроса:"Есть ли причинная связь между действиями обвиняемого и их последствиями?","Ли в. А мотивы для самоубийства?"И т обвинувачуваного і їхніми наслідками?"; "Чи були в. А. мотиви для самогубства?" і т. д.

В судебном познании доказательства, как правило, является сложным приходится не одно, а несколько положений. В сложном доказательстве следует различать основной тезис и подчиненные, частичные тезисы

Основным тезисом называется положение, которому подлежит обоснование ряда других положений

Частный тезис - это такое положение, которое становится тезисом лишь потому, что с ее помощью приходится основной тезис. Частный тезис, будучи доказанным, сам становится затем аргументом для обоснования основного тезиса

Аргументы

Доказать тезис - значит привести такие суждения, которые были бы достаточными для обоснования истинности или ложности выдвинутого тезиса качестве аргумента для доказательства тезиса может быть приведена всякая истинная мысль, если только она связана с тезисом, обосновывает ее. Основными видами аргументов являются: факты действительности, законы, аксиомы, определения и другие, ранее доказанные положенияня.

А. Факт - это явление или событие, которые имеют место в действительности факт, который правильно отражен в суждении, служит аргументом в доказательстве

Факты е достаточно важным видом аргументов. Они имеют большую силу убедительности и поэтому широко используются во всех отраслях познания. Поскольку факт - это действительность, то отрицать факты, тогда как они существуют, или ссылаться на факты, которых нет в действительности, - значит не считаться с действительностью. Факты настолько авторитетные, насколько авторитетна сама действительность. Согласие мнения по фактам есть согласие с о"Объективная реальностьістю.

Сами факты молчат, их объясняют люди. Тот же факт может объясняться по-разному. Например, факт обнаружения у обвиняемого инструмента, с помощью которого сломано стены склада, еще не свидетельствует. Безу условно о том, что кражу совершил именно он. Обвиняемый мог одолжить инструмент другому лицу, купить его после совершенной кражи, инструмент мог быть взят преступником без ведома его владельца (обвин увачуваного) и т.д.. Следовательно, те же факты могут использоваться для доказывания самых положений. Чтобы этого не было, факты, прежде чем стать аргументами, необходимо правильно понять и объяснитьснити.

Для того, чтобы факты были правильно объяснены, необходимо подходить к ним диалектически, рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи

Чтобы факты выполняли роль аргументов, необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность фактов, касающихся рассматриваемого вопроса, без какого-либо исключения. Нельзя произвольно ни выхватывать лишь требуемых. Ибни факты и забывать, не замечать других, нежелательных фактов, ни брать в фактов лишь второстепенные стороны и не учитывать главных, существенных сторин.

Всякая односторонность в отборе и исследовании фактов приводит к непониманию сути фактов, к их искажения

В судебном познании факты (фактические данные) является основным видом аргументов. Раскрыть преступление и изобличить преступника - это значит выявить и собрать факты, которые с достоверностью воссоздают преступном событии, лицо что ее совершил, и его виновностьь.

Доказательством (фактом) в судебном деле может быть любое явление, событие, предмет или вещь, все, что окружает человека и составляет объективную реальность

Но судебным доказательством (аргументом) каждый факт делается только тогда, когда он установлен и закреплен с соблюдением требований процессуального закона. Факты, полученные без соблюдения надлежащей процессуальной форм мы, не могут быть взяты за основу выводов следствия и суда. Так, если какой-то факт устанавливается свидетельством лица, наблюдала этот факт, то такой факт становится доказательством (аргументом) по делу только с а условия, если это лицо будет допрошена как свидетель в определенном процессуальным законом порядке и ее показания занесены в протокол в соответствии с требованиями процессуального законну.

Б. Важным видом аргументов появляются законы науки. Ссылка на закон является веским аргументом. Авторитетность законов науки как аргументов связана с пониманием того, что такое закон

Законы науки - это особого рода истины, они отличаются от других знаний как по содержанию, так и по форме их открытия. Законы науки являются отражением законов объективного мира. Они выражают общие и необходимые связи, повторяющиеся между явлениями. Закон действует по необходимости: при определенных условиях закон действует обязательно, неизбежно. Закон не знает исключений не бывает так, чтобы закон распространялся на одни предметы или явления определенного класса и не распространялся на другие предметы или иные явления. Закон выступает как общее для всех конкретных случаев, для всех взаимосвязей объективного мира, подлежащих определенному закону. Если определено какой-то закон для некоторых явлений, то это означает, что ему неизбежно подлежат все явления определенного родго роду.

Закон - следствие длительного процесса познания. Для каждого нового положения, что является законом, предъявляются особые требования, оно должно быть доведено как закон и привлечено к активной проверки практикой. Науке не известны случаи, когда бы то или иное положение чрезвычайно легко объяснялось законом. Открытие закона - это событие в науке, оно находится в центре внимания не только определенной науки, но и других наук. Законы - о сновным положения, на которых основывается вся наука. Поэтому ссылки на закон всегда достаточное и убедительное. Если устанавливается, что доказываемое положение вытекает из определенного закона, то это означает, что оно является истиннотинним.

Но следует иметь в виду, что любой закон имеет границы своего действия и законы действуют при определенных условиях, с изменением которых может отпасть один закон и появится другой. Поэтому, обосновывая какое-то положения вспом мощью закона, следует знать, можно доказываемое тезис обосновать именно этим законом.

В судебном доказывании как аргумент возникают юридические законы. Как известно, следствие и суд основывают свои выводы прежде всего на доказательных фактах. Чтобы доказать, например, виновность подсудимого, необходимо навес сти доказательства (факты) по делу. Но в судебном доказательстве факты сами по себе, взятые вне правовой нормой (юридического закона), не обосновывают, из них нельзя сделать никакого заключения. Чтобы факты стали аргументами, необходимо определить их юридическое значение, а для этого факты должны быть сопоставлены с нормой права. Поэтому следствие и суд, обосновывая свое заключение, опираются одновременно и на факты действительно сти, и на правовую норму, статью законакону.

В качестве основы доказательства используются также аксиомы. Аксиомы - положения, принимаемые без доказательства. Истинность аксиом, находящихся в основе доказательства, не удостоверяется в каждом отдельном случае так как проверка их истинности проводилась раньше и их истинность подтверждается многовековой практикой человека. Аксиомы широко используются как основа в математике, механике, теоретической физике и других отраслях естествознания. В общественных науках аксиомы как основа доказательства почти не применяются. Объясняется это тем, что общественная жизнь, изучаемого общественными науками, является более сложной формой движения; с в совместной отношения не так просты и очевидны, чтобы получить значение аксиом. Но и здесь некоторые положения могут приобретать характер аксиом. Такую роль аксиом в уголовном процессе выполняют презумпцийезумпції.

Презумпция - положение, которое не требует доказательства. Презумпция есть результат повторяющихся наблюдений, передаваемых поколениями, традиционным опытом. Презумпция - не очевидна. Мы берем ее за истину н не потому, что ее правильность представляется бесспорной и вытекает из самого положения, что составляет содержание презумпции. Презумпция - это положение, которое формулирует какое-то отношение, часто встречаетсяться.

Презумпция, выраженная в юридическом законе, определяется за истину без доказательства. Такая презумпция становится правовой презумпцией. Примеры презумпции в уголовном процессе является презумпция невиновности:"Каждый при ипускаеться невиновным, пока обратное не будет доказано"Правовой презумпцией есть такое раньше признано правом положение, суды обязаны принимать без специальных доказательствельних доказів.

Г. Доказывая истинность или ложность какого-то положения как аргумент часто приводят определение понятий. Если выдвинутое положение непременно вытекает из приведенного в качестве аргумента определенного понятия, то оно признается аеться доказаноим.

Определение является следствием глубокого познания предметов, отраженных в данном понятии. Определение раскрывает содержание понятия, содержит признаки, выражающие сущность предметов. Поэтому ссылка на определение доступа татне для признания истинности положения, подпадающего под определенное определение. Определение в таких случаях берется за истину, что не требует доказательствання.

Но аргументом может быть не всякое определение. Чтобы определение могло быть использовано для обоснования тезиса, оно должно быть истинным, общепринятым, утвердившимся в науке. Оспариваемое определение, которое н не признается всеми, требует уточнения, не может быть аргументом; такое определение именно должно быть доведеноне.

В судебном познании определения используются как основания доказательства достаточно широко. Обусловлено это тем, что множество определений правовых понятий представлены в юридическом законе (в кодексах, других нормативных актах) и и имеют общеобязательную силу. Ссылка на признание здесь является ссылкой на закон. Такие аргументы-определение есть через это достаточнымніми.

определение как аргументами пользуются всегда, доказывая правильность юридической квалификации содеянного. Доказать положение о том, что действие обвиняемого квалифицированная правильно, нельзя иначе, как по ославшись на статью закона, описывает признаки преступления, который относится обвиняемому. Например, доказывая, что действия обвиняемого является вымогательство, необходимо привести в основание доказываемые факты, собран и по делу, и статью уголовного кодекса, которая описывает состав вымогательстваня.

Д. Наряду с названными видами оснований качестве аргументов доказательства широко используются и другие ранее доказанные научные положения, теории, принципы и т.п.

Признавая науку, мы обязаны признать и ее положения, принципы, научные суждения, входящие в содержания определенной науки. Поэтому, доказывая какое-то новое положение, ссылки на уже существующее научное положение вполне правомерное.

В судебном доказательстве"кроме положений науки, как основа возникают также указания. Пленума. Верховного. Суда и определения судебных коллегий. Верховного. Суда

Демонстрация

Тезис и аргументы доказательств является по своей логической форме суждениями. Выраженные в грамматических предложениях, они воспринимаются нами непосредственно: тезис и аргументы можно увидеть, если они написаны"услышать, если они произнесеныі.

Демонстрация является сложной, чем тезис и аргументы"составной частью доказательства. Демонстрация - это не какое-то отдельное суждение"имеется в доказательстве, кроме суждений"в которых выражены тезис и аргументы, а способ (или ф форма) связи тезиса и аргументов доказательствоу.

Тезис и аргументы сами по себе"вне логическим связью друг с другом, еще не есть доказательство. Аргументы приобретают определенное значение для тезиса лишь тогда, когда мы выводим из них тезис. Процесс выведения тезиса из аргументов ей и есть демонстрация. Она выражается всегда в форме умозаключений. Поэтому любой доказательство является умозаключением. Но отсюда не следует"что доказательство - некий вид умозаключений, нельзя делать вывод о том"что доказательство является н ова, кроме понятий, суждений и выводов, формы мышлениялення.

Любой доказательство по логического отношения является умозаключение и осуществляется в форме умозаключения. Но не всякий умозаключение является доказательством. Умозаключение - это логическая форма вывода нового знания, открытия истины. В умозаключении и мы идем от посылок к выводам, что является новым знанием. Доказательство -. ЦС средство обоснования знания уже известного, форма оправдания новой истины. В доказательстве мы идем от тезиса к аргументам, выбора аргументов предшествует знание того положения, для которого мы подыскиваем основания. В процессе умозаключения наше внимание сосредоточивается на вопросе о том, что следует из этих посылок, в доказательстве же главным для нас является вопрос я о том, действительно ли это вытекаетпливає.

Поскольку умозаключение может быть как дедуктивным, так и индуктивным, то и доказательство по способу логической связи тезиса и аргументов (демонстрации) может происходить либо в форме дедуктивного, или в форме индуктивность вного умозаключения.

Композиция монолога-рассуждения 1. Тезис (мысль, требующая доказательства (подтверждения или опровержения). 2. Обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры). 3. Вывод.

Речеведческие понятия Рассуждение - это тип речи, целью которого является выяснение какого-либо понятия, доказательство или опровержение какой-нибудь мысли. Экспозиция -часть текста, подводящая к вопросу (или введение в тему рассуждения). Тезис -главное утверждение или несколько утверждений текста-рассуждения. Антитезис - утверждение, противоположное тезису. Аргумент - доказательство. Аргументация – система доказательств справедливости тезиса.

Типы рассуждений Рассуждение- Строится по следующей схеме: доказательство экспозиция (подведение к вопросу) вопрос ответ на вопрос (тезис) доказательство тезиса выводы. Рассуждение- объяснение Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача высказывания заключается в раскрытии содержания тезиса. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось. . . , дело в том. . . , что. . . , вот…, почему. . , вот. . . , например. . . , об этом свидетельствует такие факты, как выяснилось. . . При построении текстов-рассуждений следует опираться на следующие правила: 1. Доказательство и объяснение могут строиться по одной схеме: экспозиция – вопрос – ответ на вопрос (тезис) – доказательство – тезис – выводы. 2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему? 3. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов, так как все они подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

Типы рассуждений Рассуждениеразмышление Размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать, а могут и не получать отражение в тексте. Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить и т. д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но, в отличие от доказательства и объяснения, содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, следовательно, дополняющих и обусловливающих друга: экспозиция (подведение к проблемному вопросу); система проблемных вопросов и ответы на них; выводы. Выстраивая размышление, надо начать осмысление темы и отбор материала для её раскрытия. Естественно, что не все вопросы, возникшие на предтекстовом этапе, получают потом отражение в монологе, более того, они вообще могут быть опущены. При создании рассуждения размышления следует акцентрировать внимание на решении проблемных вопросов и ответах на них.

Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д

Специфика текста-рассуждения Дорожные размышления мои были не очень приятны. Проигрыш мой, по тогдашним ценам, был немаловажен. Я не мог не признаться в душе, что поведение мое в симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило. Рассуждение начинается с утверждения тезиса: Дорожные размышления мои были не очень приятны. И хотя далее мы не находим придаточных причины, но само расположение последующих умозаключений воспринимается как объяснение причин недовольства Гринёва собой. В качестве аргументов выступают сумма проигрыша, «глупое» поведение, чувство вины перед старым слугой. В заключении делается вывод о внутреннем состоянии рассказчика, что воспринимается как следствие «горестных умозаключений»: Всё это меня мучило.

Языковые средства, характерные для рассуждения Вводные слова Ситуация, при которой употребляется данная конструкция Во-первых, во-вторых…, наконец При введении нескольких аргументов С одной стороны…, с другой стороны… При рассмотрении тезиса с разных сторон Наоборот, напротив, однако При опровержении На наш взгляд, по нашему При ссылке на источник сообщения мнению, по словам кого-либо, по предложению кого-либо, по сведениям, по данным кого-либо, как известно, по сообщению такого-то лица, какого-либо источника Предположим, представим, допустим При противопоставлении своего мнения чужому

Тема 3. Интернет – это благо или зло? (рассуждение по поставленному вопросу) В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы: Каковы функции Интернета? Как Вы понимаете выражение «Интернет – Всемирная Паутина» ? Что, на Ваш взгляд, делает интернет благом? Когда он превращается в зло?

Задание 4. Диалог. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником. Для каких целей Вы используете Интернет? Сколько времени Вы проводите в Интернете? Облегчает или усложняет Интернет Вашу жизнь?

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Сеть, Всемирная сеть, Глобальная сеть или Всемирная Паутина.

Плюсы Интернета Интернет – бесценное хранилище информации и человеческого опыта. Интернет – самый быстрый источник получения информации. Интернет даёт возможность общения с друзьями и близкими по всему миру. Интернет - современный практичный инструмент самообразования и обучения. Интернет даёт возможность личностного развития. В Интернете можно зарабатывать.

Плюсы Интернета Интернет – возможность путешествовать по всему миру. Интернет позволяет знакомиться, находить друзей по увлечениям. Интернет даёт возможность приобрести необходимый товар, не выходя из дома. Интернет расширяет кругозор (виртуальные музеи, спектакли, кинофильмы и т. п.) Интернет – возможность провести свой досуг (игры, музыка, чтение книг и т. д.) Интернет позволяет стать участником любых массовых мировых мероприятий и соревнований

Минусы Интернета Переизбыток негативной информации, влияющей на психику человека. Опасные люди существуют не только в реальном мире, но и в виртуальном пространстве. Например, различные группы, такие как «Синий кит» , которые унесли уже много жизней подростков. Интернет забирает львиную долю времени, если пользоваться им бездумно. Интернет порой негативно влияет на здоровье (портится зрение, возникают проблемы из-за малоподвижного образа жизни и т. д.) Интернет лишает человека возможности живого, реального общения, делает его одиноким. Поведение в Интернете порождает подобное поведение в жизни (потребительство, а не созидание)

Минусы Интернета Во Всемирной паутине размещено множество вирусов. Они негативно сказываются на работе устройства, иногда даже приводят к его поломке. Быстрое возникновение Интернет-зависимости (от игр, бесцельного блуждания по Сети и т. д.) Интернет-игры порой формируют у человека ложное представление о собственном превосходстве, величии, воспитывают ничем не подтверждённые амбиции. Человек становится подвержен депрессиям и стрессам. Чрезмерное увлечение Интернетом может оказать пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую и психологическую сферы жизни. В сети можно нарваться на мошенников, неадекватных людей либо людей с заболеваниями нервной системы.

1. Формулировка тезиса Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного в задании слова; утверждение, доказываемое в рассуждении). Интернет - это … На мой взгляд (я думаю, мне кажется), Интернет - это … … Интернет становится благом (злом) в том случае, если… … Интернет – благо (зло), потому что… Как мне кажется, Интернет - …

2. Основная часть. Аргументация Примеры – аргументы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Во-первых, … Во-вторых, … В третьих, … Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к таким фактам: . . . Данный факт подтверждает мысль о том, что Интернет - … Эту мысль легко доказать, обратившись к примерам из… (жизни, собственного опыта, телепередач, фильмов и т. п.) Например, анализируя поведение (речь, поступки) (кого?) можно увидеть, что для него Интернет …. … Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример: …

Заключение к монологу III. Вывод (заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом). Речевые сигналы: Таким образом, … Итак, … Следовательно, … Подводя итог сказанному, отмечу … Думаю, что… Очень хотелось бы, чтобы … Хочется верить, что… Обобщая сказанное, хочется отметить, что…

Литература ФИПИ Образцы контрольных измерительных материалов для раздела «Говорение» в Государственной итоговой аттестации по русскому языку. М. , 2017 Нечаева О. А. Функциональносмысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. - Улан-Удэ, 1974. К. К. Ахмедьяров, Ш. К. Жаркынбекова. Русский язык. – Алматы: Казак университет, 2008 http: //licey. net

В этом выпуске хочу разобрать одну из классических логических схем: «Тезис-Аргументы-Иллюстрации-Вывод».

Знание этой схемы поможет вам красиво и четко преподносить свои мысли. А также анализировать речи окружающих людей, находя в них логические ошибки. А зачастую анализировать и свои мысли - проверяя себя на ясность мышления.

Тезис - некое утверждение, мысль («в логике положение, истинность которого требует доказательства» БСЭ).

Аргументы - обосновывают, истинность тезиса. Некие факты, доводы в поддержку тезиса. Желательно минимум три, т.к. это эквивалентно «много».

Иллюстрации - красивые, яркие истории-картинки, которые наглядно преподносят тезис и являются по сути эмоциональными аргументами.

Вывод - заключение которое делается на основе тезиса.

Как пример:):)

Тезис: «При президенте Путине жить в России стало лучше».

Аргументы:

  1. «Инфляция снизилась с х% до у%».
  2. «ВНП вырос с х млрд. до у млрд».
  3. «Уровень безработицы сократился с с х% до у%».

Иллюстрация: «… на курортах Египта, Турции - … много россиян… люди могут себе это позволить… ».

Вывод: «Необходимо оставить Путина на 3 срок».

Наиболее частые ошибки:

Нет четкого тезиса. Оратор говорит-говорит-говорит… и непонятно чего он хочет сказать. Какая мысль главная, основная… Что он хочет донести.

Нет аргументов. Есть тезис и эмоциональные истории в обоснование тезиса. Иногда такое может сойти с рук (например толпе на митинге редко когда нужны аргументы… достаточно яркого тезиса и историй иллюстраций). Но если вы общаетесь в бизнес-контексте, где у людей с логическим мышлением все в порядке - то лучше хорошие, солидные аргументы найти.

Наличие слабых аргументов. Лучше привести 2 сильных аргумента, чем 5 аргументов из которых 1-2 слабые. В споре бить будут именно по ним. Как говориться - «прочность цепи определяется самым слабым звеном», поэтому слабые звенья лучше в аргументацию не включать.

Нет иллюстраций. Хотя кто-то может и утверждать, что он принимает решение логически, но психологи таки утверждают, что эмоциональный фактор еще никто не отменял. Поэтому разбавьте свою сухую, логичную речь одной-двумя легкими, красивыми историями.

Нет вывода. Нет призыва. Нет указания слушателю, что он должен сделать. Бывает конечно, что тезис самодостаточен сам по себе… но в большинстве случаев какой-то вывод, ведущий к цели вашей презентации сделать стоит.

Слабые логические связки (где проверять на прочность логическую конструкцию):

В основном между Тезисом и Выводом. Часто тезис правильный-логичный, но вывод из него явно взят с потока. Но т.к. слушатель 3-4 раза сказал «да», когда слушал аргументы, то по инерции (как в Сократовском диалоге) может сказать «да» и выводу. Тут стоит быть внимательнее. Так в примере с «президентом Путиным» вывод весьма спорный и оспоримый.

Между тезисом и иллюстрацией. Эмоциональная история может вызвать бурю чувств. Но к тезису иметь только косвенное отношение.

Между тезисом и аргументами . Иногда здесь бывает подтасовка аргументов. Или аргументы, не имеющие отношения к тезису. Например если сказать что «по сравнению с 1991-93г. инфляция уменьшилась во много раз», то это будет подтасовкой, т.к. Путин пришел к власти только в 1999-2000г.

Веселые истории и анекдоты (в подарок тем, кто дочитал выпуск до конца:))

«Знамение»

Великому русскому адвокату Ф.Н. Плевако приписывают частое использование религиозного настроя присяжных заседателей в интересах клиентов. Однажды он, выступая в провинциальном окружном суде, договорился со звонарем местной церкви, что тот начнет благовест к обедне с особой точностью.

«Вывод Тезис Опровергающая Обратные доказательства Антитезис При поддерживающей аргументации ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора...»

Аргументация может быть поддерживающей и опровергающей. Вот примерная схема построения таких рассуждений:

Поддерживающая:

Прямые доказательства

Опровергающая

Обратные доказательства

Антитезис

При поддерживающей аргументации ученик приводит доводы, подтверждающие тезис автора текста.

Пример 1. Тезис: милосердие свойственно только тем, кто способен действовать

Фрагмент сочинения

Позиция автора бесспорна. Действительно, способность сострадать требует душевных сил, действенной помощи, и только по-настоящему добрые и отзывчивые люди пронимают чужую боль, беду как свою и спешат помочь, чем могут. О таких, как они, мы узнаем из рассказа Б.Екимова «Продажа». После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикистана. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. В поезде эти женщины стали свидетелями того, как пьяная мать продавала свою трехлетнюю дочь. Спасая девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные сбережения, зато ребенок обрел настоящую семью.

Мы часто говорим о чувстве милосердия, но кто из нас способен взять на воспитание чужих детей, причем нескольких, как это сделали семьи, о которых недавно шла передача по телевидению? Или приютить чужие семьи, чьи дома разрушены войной или стихийными бедствиями?

Да, добрый совет может дать нуждающемуся в нём каждый из нас, но только активная помощь в тяжелых жизненных ситуациях становится проверкой человека на одно из самых главных свойств души – способности к милосердию. Согласие с мнением автора можно изложить по-разному:



не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что…

При опровергающей аргументации ученик подбирает два аргумента, опровергающие истинность

Пример 2. Тезис: В деревнях люди нравственнее, чем в городах

Во-первых, нравственные качества человека не зависят от того, где он живет, тут дело в нём самом, в его жизненных намерениях. Например, Егор Полушкин, лесник из повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», деревенский житель, безусловно, честный и добрый человек, готовый в любую минуту прийти на помощь любому. Но ведь его сосед, Федор Ипатыч Бурьянов, тоже сельчанин, однако это бессовестный и бесчестный хапуга.

Во-вторых, нынешняя ситуация, сложившаяся во многих деревнях, свидетельствует как раз об ином: работы нет, народ спивается, деградирует. Прежние нравственные ценности – труд на земле, любовь к ней, семья – утрачиваются. Молодежь уезжает в города в поисках работы и лучшей жизни, рубль и в городе, и в селе становится основным критерием оценки достоинства человека. Об этом пишут в газетах, говорят на телевидении.

Думается, что нравственность народа во многом зависит лишь от особенностей нашего времени. Когда люди теряют цель и смысл в жизни, постепенно утрачиваются и лучшие человеческие качества.

Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…

Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что…

Вызывает сомнение тезис о том, что…

Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.

1-й аргумент (потому что, так как)…

2-й аргумент

Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?

1. С помощью слов и словосочетаний

обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.)

достаточно привести такой пример…

это можно доказать следующим образом…

подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…

вспомним о…

стоит обратиться к…

свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.)

данную мысль можно обосновать еще одним (примером, фактом, аргументом и т.п.)

приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы

докажем важность данной проблемы с помощью…

убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…

в этом легко убедиться, обратившись к…

подобная ситуация…

и вот почему:…

вот отчего…

и это понятно:…

и еще одна история (факт, свидетельство очевидцев и т.п.) и т.д.

2. С помощью вводных слов и словосочетаний

во-первых.., во-вторых.., в-третьих… (Обратите внимание: в этом случае должен быть вывод!)

например

допустим

по свидетельствам кого-либо

предположим

по утверждению кого-либо

3. С помощью придаточной части сложноподчиненного предложения (придаточное предложение причины), используя союзы

потому что

оттого что

благодаря тому что

в связи с тем что

в результате того что

поскольку и т.д.

Разберем некоторые примеры неудачной аргументации.

Пример. Тезис: технический прогресс не должен опережать нравственное развитие человечества.

Фрагменты сочинений

Как и в давние времена, новое всегда кажется человеку опасным. Для слабого человеческого тела опасным может стать почти любой предмет, а мы без страха пользуемся электричеством и бытовой химией. Поэтому грядущего не стоит бояться. Аргументы не соотносятся с тезисом.

Во-первых, история знает немало примеров, когда научные открытия в руках безнравственных людей оборачивались против человечества: например, атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Во-вторых, современный техногенный мир начинает разрушать иммунитет каждого из нас. Второй аргумент никак не связан с тезисом.

достаточно спорна. Например, японцам нет равных по количеству изобретений, а поэтому они уже почти на полстолетия опередили всё человечество: японская техника ценится во всем мире. Приведенный пример не соотносится с тезисом и не является аргументом

Думается, что нравственное развитие человека тоже будет идти бурными темпами, и в этом ему помогут кино, телевидение, интернет. Книги, конечно, тоже оказывают воспитательное влияние. В них мы можем найти ответы на многие волнующие вопросы. Без книги немыслима никакая научно-техническая революция. Рассуждение не соотносится

с тезисом; логические ошибки, бедная речь.

Моя подруга очень устала от НТР. Она забросила компьютер, ушла в секту и там стала потом её главарем. А её предки оказались брошенными на произвол судьбы. А ведь они её воспитывали, учили! Нужно было просто её не баловать, не позволять играть в компьютерные игры. А так им светит одинокая старость. Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от тезиса, рассуждая

о роли воспитания. Есть речевые («главарь», повтор слов), этические ошибки (жаргонные слова «предки», «светит»)Я разделяю позицию автора. Мне было бы очень интересно жить в далеком грядущем. Ведь наверняка там будут такие чудеса, о которых мы сейчас можем только мечтать! Завидую людям грядущего!

Отсутствует аргументация; суждения не выполняют функцию доводов, подкрепляющих правоту заявленного тезиса.

Нравственный прогресс идет не синхронно с прогрессом науки и техники. Изобретение паровоза или компьютера еще не означает революции в нравах. Этический облик грядущего человечества представляется смутно. Не разграничиваются аргументы.

Подобных ошибок не будет, если учащиеся поймут, что высказывание приобретает функцию аргумента только тогда, когда оно доказывает или опровергает истинность или ложность тезиса.

Похожие работы:

«Художественные средства изображения в Слове. Автор Слова использует самые разнообразные художественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворение. Необъятность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее концах: девицы поют на Дунае, льются голоса через море до Ки...»

«12 октября в нашей гимназии прошел конкурс, посвященный дню переводчика. В этом конкурсе активное участие приняли 11 классы. Им было предложено перевести с английского языка одно из красивейших стихотворений на различную тематику. В связи с этим...»

«Аннотация Данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей перевода оценочных высказываний. Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части рассматриваются теоретические о...» водой)жетоныплакат со словом-паролем (буквы написаны заранее вразброс). Ход состязания Ведущий.Ребята! Какой праздник сегодня отмечает наша страна?Кого поздравляют в этот день?У кого из вас дедушка или баб...» А.В., члены комиссии: Ратникова И.П., Павлов Е.А., Жийяр М.В., Кротова Т.А., Ас...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - интернет материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Современное общество требует от человека различных навыков, в том числе и у меня описывать свои мысли. Система образования как источник знаний обязана научить учащегося всему, что может потребоваться ему в жизни.

Часто в школах дают задание написать сочинение-рассуждение. Это делается для подготовки учащихся к написанию итогового экзамена. Только тренировка и тренировка поможет научиться писать интересные и красивые сочинения.

Как же выглядит сочинение-рассуждение? В основу такого сочинения положено рассуждение как тип речи. Это значит, что автор высказывает свои мысли на обозначенную тему (возможно мысль будет не одна), развивает их, приводит доводы в пользу одной или другой. Итогом сочинения служит вывод о том, к какой мысли автор склоняется и почему. Таким образом, грамотно написать сочинение-рассуждение означает убедительно доказать свою точку зрения, подтвердив её сильными аргументами.

План сочинения-рассуждения выглядит так:

Разберем на примере . Тема сочинения: Зачем нужна орфография?

Во первых необходимо описать что такое орфография, зачем она нужна. Можно привести традиционный пример: Казнить нельзя помиловать. Сказать о важности верного применения орфографии для каждого человека. Ну и сделать вывод из вышесказанного.

Сочинение – рассуждение своего рода творческая работа. Не стоит стесняться своих мыслей. Не надо думать, что они будут выглядеть глупо. Представьте, что вы разговариваете с другом и доказываете свою точку зрения.

Часто возникают трудности с написанием первых предложений. Ребенок не знает с чего начать. В таком случае написание вступления следует отложить. То есть, сначала написать основную часть сочинения, затем вывод и только тогда вернуться ко вступлению.

Для того чтобы дети не стеснялись своих мыслей, я бы рекомендовала написание анонимных сочинений с тем, чтобы в дальнейшем их прочитать перед всем классом и разобрать на их примере ошибки. Каждый ребенок узнает свое сочинение и не боясь насмешек товарищей или плохой оценки поймет что в его работе было неверно (в стилистическом плане, в логике изложения и т.д.). В то же время преподавателям не следует зачитывать даже очень смешные выдержки из сочинений, особенно с указанием автора. После подобного “веселого” разбора “полетов” у ребенка может возникнуть стойкая ненависть к написанию сочинений.

Следует отметить, что ключом к хорошим сочинениям является чтение книг и живое общение со взрослыми. Чаще говорите с ребенком, обсуждайте все что видите и слышите, все что ему интересно.

Как правильно писать сочинение-рассуждение ГИА?

Видео для тех, кому предстоит сдавать ГИА.

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Как писать сочинение-рассуждение

Начнём с определений, что же такое «рассуждение9raquo;:

  • умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Словарь русского языка» Ожегова С.И.);
  • один из трех элементов сочинения, определяемый как развёртывание мысли по определенной схеме; доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности («Литературная энциклопедия»);
  • функционально-смысловой тип речи, выполняющий особое коммуникативное задание - придать речи аргументированный характер (прийти логическим путем к новому суждению или аргументировать высказанное ранее) и оформляемый с помощью лексико-грамматических средств причинно-следственной семантики («Стилистический энциклопедический словарь русского языка»).

Итак, рассуждение - это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Пишущему предоставляется возможность использовать не только прямые факты, но иногда и доказательства от противного. Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.

Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.

3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…

Вступление в сочинении-рассуждении - это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а бОльшую часть сочинения составит аргументация - не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что оптимальное количество аргументов для сочинения-рассуждения - три.

В роли аргументов могут выступать:

  • исторические факты;
  • статистические данные;
  • эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль;
  • пословицы и поговорки, афоризмы;
  • мнения авторитетных людей…

Самый убедительный, на Ваш взгляд, аргумент лучше всего располагать последним.

Приводить аргументы в доказательство своей позиции можно при помощи следующих слов и словосочетаний:

Обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным…)

Достаточно привести такой пример…

Это можно доказать следующим образом.

Подтверждением сказанному может служит следующий факт…

Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения, .

В этом легко убедиться, обратившись к…

Во-первых, во-вторых и т.д.

В представленной ниже таблице из «Стилистического словаря русского языка» можно увидеть и другие лексические средства, пригодные для различных видов рассуждения.

Вывод завершает ваше сочинение. Он должен быть убедительным, т.к. это умозаключение, итог, следствие ваших рассуждений. Он почти дублирует тезис, но выводит его на новый (более глубокий) уровень за счет обобщений и, возможно, прогнозов. Вывод можно формулировать, используя следующие слова и выражения: итак, обобщая сказанное, таким образом, исходя из наших рассуждений, следовательно .

Сочинение-рассуждение станет более убедительным при следующих условиях:

  • основной тезис соответствует теме сочинения,
  • отобранные доказательства достаточно весомы,
  • между частями сочинения тесная логическая связь,
  • выводы четко сформулированы.

Форма вывода (в частности, доказательства) правильна, если в нём не нарушено ни одно правило логики.

Материалы, использованные при подготовке рубрики:

  1. Алиев Г. Учимся рассуждать [Текст] : школьное сочинение и проблемы его написания / Г. Алиев // Начальная школа: прил. к газ. "Первое сент.". - 2001. - № 30.
  2. Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  3. Никитина Н. Н. Алгоритм написания сочинения-рассуждения (части С) при подготовке к ЕГЭ. 11-й класс.
  4. Статья «Рассуждение9raquo; в «Стилистическом словаре русского языка».

Международный информационно-просветительский проект «Современный русский»

Внимание, только СЕГОДНЯ!