Обязательная сертификация всех типов отопительных приборов. Документы


С июня 2018 года в нашей стране вводится обязательная сертификация отопительных приборов. Это сделано для того, чтобы оградить россиян от некачественных, а порой даже опасных изделий, произведенных в странах, славящихся выпуском низкосортных подделок.

Так, в конце июня 2017 года кабинет министров одобрил постановление об обязательной сертификации всех типов продаваемых в стране отопительных приборов — радиаторов отопления и конвекторов.

Началось все с того, что тревогу забили отечественные предприниматели — Ассоциация производителей радиаторов отопления (АПРО). По их данным, на российский рынок попадают приборы и радиаторы центрального отопления не просто некачественные, но даже опасные для потребителя. Гарантий, что изделие не протечет и не взорвется, у отечественного потребителя нет. Исправить ситуацию как раз таки призвана обязательная сертификация.

Нововведения предусматривают, что с июня 2018 года все попадающие на российский рынок радиаторы центрального отопления и их секции любых типов, а также конвекторы должны иметь особый сертификат качества и безопасности. А это значит, что все они должны отвечать требованиям российского ГОСТ 31311-2005 "Приборы отопительные. Общие технические условия".

Каждый прибор пройдет проверку не только на соответствие техническим характеристикам, вроде заявленной производителем теплоотдачи или показателям рабочего давления. Каждый образец испытают при необходимости на герметичность, прочность и на гидравлические характеристики. Эксперты выверят изделия на требования к материалам и толщине соприкасающихся с водой стенок, не обойдут вниманием даже маркировку с упаковкой.

А что же думают по данному поводу специалисты? Директор по развитию российского представительства компании Global Radiatori Роман Шидлаускас замечает, что при проведении тендеров на закупку отопительных приборов девелоперы полагаются на их заявленные технические характеристики — вес и теплоотдачу.

Однако, по словам эксперта, бывали случаи, когда по факту продукция оказывалась легче и меньшей мощности, что негативно отражалось на теплоотдаче и надежности радиаторов. В результате, уже после заселения, застройщики получали жалобы жильцов на протечки и непрогретый воздух в квартирах и несли дополнительные издержки из-за вынужденной замены радиаторов.

Специалист напоминает, что из-за обязательной сертификации отопительных приборов с июля 2018 года все радиаторы, установленные или продаваемые на территории России, должны отвечать заявленным характеристикам. Застройщики, закупающие большие партии радиаторов, смогут требовать у поставщиков сертификат соответствия продукции нормам безопасности и качества и таким образом будут застрахованы от дальнейших проблем.

"Нововведение поможет исключить и возможные проблемы при прохождении государственной комиссии в части опрессовки систем отопления. Если при проверке радиаторов обнаруживаются протечки, девелоперы вынуждены переносить сроки сдачи домов в эксплуатацию до их устранения. Уверен, с введением сертификации подобные случаи сведутся к минимуму. Однако новые правила повлекут за собой и рост расходов застройщиков жилья эконом-класса на отопительные приборы. Теперь недобросовестным поставщикам придется приводить продукцию в соответствие со стандартами, а значит, увеличивать ее себестоимость. В связи с этим расходы на приборы отопления у девелоперов, устанавливающих сегодня радиаторы низкого и среднего качества, с июля 2018 года могут возрасти на 30-60 процентов, — резюмирует Роман Шидлаускас. — При этом на рынке останутся честные производители, чьи отопительные приборы отвечают нормам безопасности и качества, стоимость их продукции для застройщиков не изменится. Что касается конечных потребителей — покупателей квартир в новостройках, то благодаря сертификации, исчезнет необходимость замены радиаторов. Сейчас многие новоселы избавляются от установленных застройщиком батарей, потому что сомневаются в их качестве или выявили проблемы. Благодаря нововведению они могут быть уверены в надежности радиаторов".

Радиаторы, как и другие отопительные приборы, используются для обогрева жилья и других помещений. При этом сертификат соответствия на радиаторы подтверждает его безопасность и заявленные производителем качественные характеристики. Если до недавнего времени в России существовало практически один – два вида радиаторов, то в настоящем на рынке присутствует их значительное разнообразие. Так отопительные приборы могут быть в виде:

  • стальных панельных радиаторов с нижним или боковым подключением;
  • стальные трубчатые радиаторы;
  • чугунные радиаторы;
  • алюминиевые радиаторы;
  • биметаллические радиаторы;
  • конвекторы, встраиваемые в пол;
  • плинтусные конвекторы;
  • конвекторы на стальных трубах со стальным оребрением и другие виды.

Кроме радиаторов отопительных, существуют и другие виды радиаторов:

  • радиатор охлаждения двигателя в автомобильной отрасли;
  • радиаторы масляные электрические, которые работают от переменного электрического тока.

Обязательный сертификат соответствия на радиаторы

До недавнего времени требовалось оформить в системе ГОСТ Р на радиатор масляный, т.к. он относится к обогревательным приборам и подлежал подтверждению безопасности и электрической совместимости в системе ГОСТ Р МЭК. Но с 2011 года такие приборы были исключены из ПП № 982 от 01.12.2009 г.

В настоящее время масляные радиаторы сложно реализовать в России без наличия добровольного сертификата соответствия на радиаторы, т.к. на национальном рынке присутствует значительное разнообразие такой продукции, разных марок, мощностей и производителей. Но самой главной характеристикой таких приборов является безопасность. Радиаторы должны иметь защиту от перегрева, оснащены термостатом, таймером. Такие электрические приборы, кроме сертификата соответствия на радиаторы должны иметь паспорт изделия.

Добровольный сертификат соответствия на радиаторы отопительные

Рекомендуется оформлять на данный вид продукции, т.к. российское законодательство не требует обязательности подтверждения соответствия государственным стандартам такой важной продукции, как обогревательные и отопительные приборы, встраиваемые в стационарную отопительную систему.

ПП № 982 от 01.12.2009 г не включает радиаторы в перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации в системе ГОСТ Р. Точно также решения КТС № 620 от 07.04.2011 г. не включают радиаторы в перечни продукции, на которую требуются обязательные единые разрешительные документы по законодательству Таможенного Союза.

В нашу страну поставляется значительное количество разной отопительной техники. Некоторые производители достигли уникальных качеств своих изделий, а также высоких дизайнерских показателей. Добровольный сертификат соответствия на радиаторы отопительные может содержать именно такие характеристики, которые способны привлечь покупателя на российском рынке.

Санитарный сертификат соответствия на радиаторы

Требовалось оформить в виде санитарно-эпидемиологического заключения до начала действия на территории РФ законодательства Таможенного Союза. СЭЗ оформлялся на основе Экспертного заключения после проведения испытаний образцов техники. Если продукция являлась импортной, то заявитель должен был представить протоколы испытаний в стране, где были изготовлены радиаторы.

Сертификат соответствия на радиаторы в форме сертификата системы менеджмента качества (СМК)

Предприятия в настоящее время является добровольно-обязательным атрибутом любого крупного и не очень предприятия. Международная организация по разработке стандартов разработала серию нормативов ИСО 9001, которая предписывает предприятиям правила создания и функционирования СМК, которая контролирует не только готовую продукцию предприятия, но и осуществляет надзор за технологическими процессами на всех стадиях создания конечного продукта.

Такой подход позволяет говорить о том, что предприятие, получившее сертификат системы менеджмента качества, выпускает продукцию, отвечающую требованиям стандарта предприятия. Наличие сертификата ИСО 9001 является по сути гарантом качества готовой продукции.

Сертификат соответствия на радиаторы или декларация CE

О соответствии импортной продукции европейским нормам безопасности способствует упрощению процедуры подтверждения соответствия требованиям российских нормативов или стандартов предприятия (в зависимости от того, на основе каких нормативных документов происходит выпуск продукции и какие стандарты заявляет соискатель при оформлении добровольного сертификата соответствия на радиаторы).

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации подготовило проект документа о введении обязательной сертификации отопительных приборов (радиаторов отопления и конвекторов). Правительство РФ приняло Постановление от 17 июня 2017 г. № 717.

«АПРО» (Ассоциация производителей радиаторов отопления) при поддержке Комитета Совета Федерации по экономической политике, а также Законодательного Собрания Владимирской области инициировала принятие данного Постановления.

Отопительные приборы были включены в единый перечень продукции, которая подлежит не добровольной, а обязательной сертификации. Напомним, что этот перечень был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982.

В перечень вошли отопительные приборы всех видов: радиаторы центрального отопления; их секции из чугуна (секционные), из стали (панельные и трубчатые), биметаллические и алюминиевые секционные; отопительные конвекторы (из стали и цветных металлов (например, медно-алюминиевые)).

Постановление вступает в силу через 12 месяцев после даты его официальной публикации. Т.е. уже с июня 2018 г. на территории Российской Федерации станет обязательной процедура сертификации приборов отопления всех видов. Несертифицированные отопительные приборы не будут ввозиться на территорию РФ и больше не появятся на рынке государства.

Наиболее важной информацией по данной теме считается то, что обязательную сертификацию будут проводить на предмет соответствия требованиям стандарта ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия». Участники рынка радиаторов отопления и конвекторов должны будут в обязательном порядке выполнять требования этого стандарта.

В связи с введением обязательной сертификации рыночным участникам необходимо будет соблюдать следующие требования (из ГОСТ 31311-2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия»):

  • отклонение фактического показателя номинального теплового потока (теплоотдачи) от заявленного изготовителем значения не должно превышать предельно допустимых цифр (от -4 % до +5 %);
  • требования к показателям рабочего давления, основанные на результатах испытаний на герметичность, прочность, а также на гидравлические характеристики (п. 5.2, 5.3);
  • требования к покрытию продукции (первый абзац п. 5.5);
  • требования к выполнению резьбы (п. 5.7);
  • требования к используемым материалам, а также к толщине стенки, которая непосредственно соприкасается с жидкостью (п. 5.9, 5.10, 5.11);
  • требования к комплектности, полноте и достоверности сведений, которые указаны в сопроводительных документах (п. 5.17);
  • требования к упаковке и маркировке (п. 5.18).

Принятие документа позволит обеспечить безопасность в сфере эксплуатации приборов отопления. После вступления Постановления в силу будут проводиться испытания радиаторов отопления и конвекторов: специалисты начнут проверять, соответствуют ли они необходимым показателям герметичности и статической прочности. Эти показатели помогают определить способности прибора отопления выдерживать значительные перепады давления в теплосетях.

Также законом установлены требования о необходимости соответствия данных о теплоотдаче (номинальном тепловом потоке), которые заявлены производителями на потребительских упаковках и сопроводительных документах, реальным показателям. Фактические показатели будут выявлены в ходе серьезных испытаний отопительных приборов в специальных центрах. Таким образом, обман на рынке приборов отопления будет наконец-то остановлен.

Производители, импортеры, поставщики, а также розничные продавцы должны будут обеспечить свою продукцию сертификатами. Суровые меры административной ответственности, закрепленные ст. 14.44, 14.45, 14.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокр. КоАП), будут применяться ко всем правонарушителям. Обращаем ваше внимание, что штрафы для юридических лиц составляют 100-500 тыс. руб.

Организации, которые нелегально займутся выдачей ложных сертификатов без проведения специальных испытаний, будут непременно привлечены к административной ответственности. В соответствии со ст. 14.47 КоАП они будут оштрафованы. Сумма штрафа может доходить до 1 млн. руб.

После введения обязательной сертификации приборов отопления российские производители получат равные, честные, четко сформулированные, понятные условия для конкуренции с иностранными производителями и импортерами. Ведь все субъекты рынка будут соблюдать вышеизложенный ГОСТ. Только специалисты будут подтверждать соответствие ГОСТ в лабораториях.

Потребители также выиграют после принятия этого закона. Они будут получать правдивую информацию о функциональных показателях и параметрах безопасности приборов отопления. В результате снизится уровень аварийности во время эксплуатации радиаторов отопления и конвекторов в отопительных системах.

Необходимо отметить, что после введения обязательной сертификации приборов отопления на территории РФ российские производители могут получить некоторые конкурентные преимущества перед западными поставщиками. Дело в том, что формы подтверждения соответствия требованиям ГОСТ приобретут обязательный характер. Однако если российский производитель сможет осуществить однократную сертификацию серийного производства (типовой товарной номенклатуры предприятия), то импортер вынужден будет сертифицировать каждую партию приборов отопления, которую он ввозит для реализации в страну. Прохождение многократной сертификации связано с целым рядом неудобств. Это и временные издержки, и финансовые потери. Иностранным производителем будет потрачено дополнительное время на первоначальный ввоз образцов приборов отопления и проведение их испытаний, а затем – на ввоз основной товарной партии. Таким образом, срок поставки увеличится на несколько месяцев. Кроме того, импортеры будут платить за хранение товарной партии на СВХ (специальное помещение, склад временного хранения), пока образцы товаров будут проходить необходимые испытания для оформления сертификатов.

В течение года будут предприняты необходимые меры, которые необходимы для подготовки всей отрасли, а также участников рынка Российской Федерации к введению обязательной сертификации приборов отопления. Для осуществления вышеизложенных планов необходимо осуществить разработку и принятие национального стандарта РФ ГОСТ Р «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных» (сокр. проект ГОСТ Р). Этот проект позволит установить единые правила для процедуры проведения обязательной сертификации радиаторов отопления и отопительных конвекторов.

Ассоциация производителей радиаторов отопления уже подготовила проект ГОСТ Р. Весной 2017 г. проект ГОСТ Р рассматривался на двух заседаниях Экспертного совета АПРО. Экспертный совет представлял производителей – членов АПРО и лаборатории, которые проводят испытания приборов отопления. С учетом замечаний и предложений членов совета АПРО проект ГОСТ Р был значительно доработан.

Ассоциацией производителей радиаторов отопления была представлена в Росстандарт заявка, предполагающая включение разработки проекта ГОСТ Р в Программу разработки национальных стандартов на 2017 г. Заявка была согласована с профильным техническим комитетом по стандартизации ТК 079 «Оценка соответствия».

На данный момент АПРО подготовила первую редакцию проекта ГОСТ Р для того, чтобы предоставить ее во Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (сокр. ВНИИС) и в Росстандарт.

Дополнительная справочная информация:
Проект ГОСТ Р должен установить единые правила и процедуры обязательной сертификации радиаторов отопления и отопительных конвекторов в рамках проведения их оценки. Необходимо предусмотреть следующие моменты:

  • единый понятийный аппарат, который будет применяться при сертификации отопительных приборов;
  • схемы для проведения обязательной сертификации приборов отопления (серийного производства и отдельных партий продукции);
  • порядок идентификации продукции для проведения ее сертификации;
  • перечень участников процедуры сертификации, а также функции участников;
  • порядок проведения сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных: этапы сертификации, сведения и документы, представляемые в рамках проведения процедуры сертификации, сроки проведения этапов процедуры сертификации, порядок проведения испытаний сертифицируемой продукции, а также отбора образцов, порядок и методология проведения анализа состояния производства при сертификации серийного производства;
  • порядок маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия;
  • порядок проведения инспекционного контроля сертифицированной продукции и производственных объектов;
  • порядок прекращения действия сертификатов соответствия радиаторов отопления и отопительных конвекторов;
  • рекомендуемые единые формы документов (заявки, акты, протокола, заключения, решения), которые необходимы при проведении обязательной сертификации радиаторов отопления и отопительных конвекторов.

После принятия проекта ГОСТ Р установятся определенные и ясные правила, по которым будут проводить процедуру сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных. Необходимо отметить, что будет полностью исключена возможность произвола со стороны органов по сертификации и специальных лабораторий для испытаний. В рамках законного проведения сертификации недопустимо необоснованное увеличение расходов заявителя – субъекта предпринимательства.

Необходимо учитывать, что именно Ассоциация производителей радиаторов отопления занимается разработкой правил прохождения обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов. Эти правила предусмотрены проектом ГОСТ Р. По всем дополнительным вопросам, которые связаны с обязательной сертификацией отопительных приборов, нужно обращаться непосредственно в АПРО. Ассоциация предоставит все необходимые разъяснения, при необходимости окажет методическую помощь и консультационную поддержку.

В планы АПРО входит целый ряд мероприятий, которые будут посвящены процедуре введения обязательной сертификации отопительных приборов. Планируется организация научных мероприятий и круглых столов по данной теме.

В настоящее время значительно повысилась актуальность вопроса о совершенствовании ГОСТ 31311-2005. Это непосредственно связано с введением обязательной сертификации отопительных приборов на территории РФ. В июле 2017 г. пройдет третье заседание Экспертного совета АПРО, на котором будут рассматриваться предложения по внесению изменений и дополнений в ГОСТ 31311-2005.

Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

15 марта 2019 , Пенсионное обеспечение Об индексации социальных пенсий Постановление от 15 марта 2019 года №271. Установлен коэффициент индексации социальных пенсий с 1 апреля 2019 года в размере 1,02.

15 марта 2019 , Развитие Северного Кавказа Утверждена Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года Распоряжение от 7 марта 2019 года №369-р. Стратегия направлена на увеличение притока иностранных туристов, комплексное развитие туризма на Северном Кавказе, рост его вклада в показателях социально-экономического развития СКФО.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

13 марта 2019 , Оплата труда. Доходы населения О повышении оплаты труда работников бюджетной сферы Распоряжение от 13 марта 2019 года №415-р. С 1 октября 2019 года на 4,3% будет повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2019 год.

11 марта 2019 О ректоре Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Распоряжение от 7 марта 2019 года №380-р

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Белгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020–2024 годы Распоряжение от 7 марта 2019 года №373-р. Программой предусматривается переселение в Белгородскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Белгородскую область в 2020–2024 годах около 1900 соотечественников.

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 7 марта 2019 года №372-р. Программой предусматривается переселение соотечественников в целях обеспечения потребности экономики Новгородской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программы позволит привлечь в Новгородскую область в 2019–2020 годах около 2 тысяч соотечественников.

1