Общие требования к предпринимательской деятельности. Общая характеристика требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, правовые формы их закрепления и выражения


Общие требования к предпринимательской деятельности 1. 2. 3. 4. 5. Критерии классификации и виды требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности. Общая характеристика требований, предъявляемых к началу предпринимательской деятельности. Общая характеристика требований, предъявляемых к процессу осуществления предпринимательской деятельности. Требования, предъявляемые к качеству товаров, работ и услуг. Техническое регулирование. Стандартизация и сертификация. Понятие отходов и их правовой режим

Условия предъявления требований l l Наличие субъекта – носителя интереса Адресность требования – стадии предпринимательской деятельности Соблюдение правовой формы Соблюдение сроков введения в действие

Требования к началу осуществления ПД l l l Оформление статуса Приобретение правоспособности Регистрация имущества Регистрация оборудования Оформления правоотношений с наемными работниками

Требования к производству l l Общие для всех хозяйствующих субъектов Специальные – по видам предпринимательской деятельности

Общие производственные требования l l Организации бухгалтерского учета Соблюдения противопожарной безопасности Соблюдения санитарноэпидемиологических требований Соблюдение экологических требований

Виды результатов ПД l l l Товар (материальные и нематериальные блага, предназначенные для реализации) Финансовый результат - прибыль (убыток) Отходы

Что не является товаром l l Руды железные сырые (0701007, 0701101, 0708018) в класс товарных руд не входят, относятся к "нулевой" иноаспектной группировке, образованной по признакам, отличающимся от признаков группировок основного классификационного деления. Таким образом, обществом произвольно установлен стандарт предприятия на добываемое минеральное сырье без соотнесения данного стандарта с вышеприведенными положениями Общероссийского классификатора продукции ОК 005 -93 и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004 -93, а также проектным заданием ОАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат". В связи с этим нельзя признать, что стандарт предприятия установлен на полезное ископаемое, подлежащее налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых в соответствии со статьей 337 Кодекса.

Литература по техническому регулированию l "ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРАВО: О СИСТЕМНЫХ ПРИЧИНАХ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ В ХОДЕ РОССИЙСКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ" (А. Н. Лоцманов) ("Журнал российского права", 2008, N 8) l "ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ: СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ИЛИ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" (Я. Е. Парций) (Подготовлен для системы Консультант. Плюс, 2008) l "ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" (Л. К. Терещенко, А. В. Калмыкова, В. Ю. Лукьянова) ("Законодательство и экономика", 2007, N 4) l "КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ" (Л. К. Терещенко, Ю. А. Тихомиров, Т. Я. Хабриева) ("Журнал российского права", 2006, N 9) l "ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ" (В. И. Лафитский) ("Журнал российского права", 2006, N 9)

Технический регламент l технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или межправительственным соглашением, заключенным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)

Технические регламенты принимаются в целях: l l l защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Содержание технических регламентов l l l l безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности

ФЗ – технические регламенты l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22. 12. 2008 N 268 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА ТАБАЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 03. 12. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27. 10. 2008 N 178 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА СОКОВУЮ ПРОДУКЦИЮ ИЗ ФРУКТОВ И ОВОЩЕЙ" (принят ГД ФС РФ 10. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22. 07. 2008 N 123 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" (принят ГД ФС РФ 04. 07. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24. 06. 2008 N 90 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МАСЛОЖИРОВУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 11. 06. 2008) l ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12. 06. 2008 N 88 -ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ НА МОЛОКО И МОЛОЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ" (принят ГД ФС РФ 23. 05. 2008)

Понятие стандарта l документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг

Документы в области стандартизации l l l национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; своды правил

Подтверждение соответствия l l 1. 2. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: декларирования соответствия обязательной сертификации.

Последствия сертификации услуг l l l согласно информационному письму Госстандарта РФ от 11. 07. 2003 N ВК-110 -28/2522 "О сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р" применительно к обязательной сертификации услуг это означает следующее: - если в договоре на сертификацию услуг заявителя с органом по сертификации проведение инспекционного контроля не было предусмотрено, то его проведение для подтверждения действия сертификата соответствия не предполагается; - если в договоре на сертификацию услуг проведение инспекционного контроля было предусмотрено, то возможны две ситуации: 1 -ая: заявитель отказывается от проведения инспекционного контроля. Это означает нарушение условий договора, что регулируется на основании Гражданского кодекса; 2 -ая: заявитель согласен на проведение инспекционного контроля. В этом случае инспекционный контроль подтверждает, что сертификационная услуга продолжает соответствовать требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована.

Ответственность за нарушение требований стандартов l l Гражданско-правовая (разграничение комплектации поставки и требований стандартов) Административная - Статья 19. Нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений

Единство измерений l l единство измерений - состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью; средство измерений - техническое устройство, предназначенное для измерений; эталон единицы величины - средство измерений, предназначенное для воспроизведения и хранения единицы величины (или кратных либо дольных значений единицы величины) с целью передачи ее размера другим средствам измерений данной величины; государственный эталон единицы величины - эталон единицы величины, признанный решением уполномоченного на то государственного органа в качестве исходного на территории Российской Федерации;

Статья 40. Принудительный отзыв продукции l l l 1. В случае невыполнения предписания или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. 2. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом. В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Понятие отходов l остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства

Виды требований к отходам l l l l Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами Статья 10. Требования к проектированию, строительству, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов Статья 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов Статья 12. Требования к объектам размещения отходов Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Статья 13. 1. Требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению Статья 17. Трансграничное перемещение отходов

Требования по поводу опасных отходов l l l Статья 14. Требования к обращению с опасными отходами Статья 15. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами Статья 16. Требования к транспортированию опасных отходов

Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов l l l 1. К доходам в целях настоящей главы относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации). 2) внереализационные доходы.

Правила определения доходов l l l Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. 2. Для целей настоящей главы имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). 3. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Полученные налогоплательщиком доходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. В целях настоящей главы суммы, отраженные в составе доходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его доходов.

Статья 252 НК РФ. Расходы. Группировка расходов Расходами признаются 1)обоснованные и 2)документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), 3) осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Предпринимательство-целесообразная деятельность граждан и их объединений,

направленная на производство и реализацию товаров и услуг и получение прибыли от этой деятельности. Предпринимательские права и обязанности регламентируются государственными законами. Законы определяют права и обязанности, а также определяют компетенцию государства во всех сферах деятельности и границы его вмешательства в работу предприятия. Применение государственного контроля и воздействия рационально в тех сферах, отраслях, регионах, ситуациях и явлениях социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически самими предприятиями, в то время как решение этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики в целом и предприятия в частности; поддержания социальной стабильности в обществе.

Все предприятия (частные, кооперативные, акционерные, коммерческие и некоммерческие и др.) не освобождаются от государственного контроля, который ведется над:

1) доходами предприятия и уплатой ими налогов;

2) санитарным состоянием производства;

3) назначением продукции и ее техническим уровнем;

4) соблюдением стандартов и технических условий производства;

5) правовой защитой наемного персонала;

6) некоторыми другими сторонами деятельности предприятия.

Хозяйственный и правовой контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира. Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную ответственность за все виды своей деятельности, в том числе:

1) за соблюдение интересов государства и прав граждан;

2) за соблюдение законов;

3) за сохранность окружающей среды;

4) за приумножение вверенного ему государством или акционерами имущества;

5) за повышение эффективности производства.

Предусматривается, что деятельность предприятия не должна нарушать нормальных условий работы других предприятий и организаций, ухудшать условия жизни граждан на прилегающей территории, ухудшать условия труда персонала. При этом государство либо государственный орган, как правило, не отвечают по обязательствам предприятия. Предприятия, в свою очередь, не отвечают по обязательствам государства и других органов.

Администрация предприятия обязана создавать нормальные условия труда для персонала. Решения по социальным и экономическим вопросам должны приниматься с участием трудового коллектива непосредственно или через профсоюзы. Между предприятием и трудовым коллективом заключается трудовое соглашение, в котором закрепляются взаимные обязательства:

1) по санитарному состоянию;

2) по технике безопасности работы;

3) условия режима работы предприятия и его подразделений, включая сменность работы и продолжительность одной смены;

4) продолжительность отпусков и размеры их оплаты;

5) условия и формы оплаты труда по различным категориям работников и др.

Местные органы власти и некоммерческие организации, а также другие коммерческие организации не вправе вмешиваться в осуществление внутренних хозяйственных и административных функций предприятия. Они могут выступать лишь в качестве


органов контроля правомерности хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия действующего законодательства.


^ Государственный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий . Такой контроль может быть предварительным и последующим. Предварительный контроль предусматривает обязательное представление в соответствующий орган ходатайства о даче согласия на совершение ряда сделок, а также иной необходимой информации. Например, необходимо получать предварительное согласие на совершение любых сделок, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии но последнему утвержденному балансу.

^ Последующий контроль предусматривает, например, обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о сделках по приобретению более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии

^ Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов . Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно по данному основанию - в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, - может проводиться классификация требований.

Требования можно классифицировать в зависимости от адресата , к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же - к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам.

Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности . Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.

Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности . Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, стандарты и другие требования к качеству продукции, требования по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить бухгалтерскую и статистическую отчетность. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.

^ Предпринимательские договоры

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а договором считается соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Другими словами, всякое договорное обязательство, именуемое в гражданском праве емким словом “сделка” (купля-продажа, поставка, мена, аренда, подряд и т.д.), должно оформляться договором. Они в целом разделяются на следующие виды:

1)Односторонняя - Сделка, для совершения которой необходимо и достаточно воли одной стороны. В частности:

Выдача доверенности физическим и юридическим лицом любому другому лицу на совершение различных юридических действий;

Завещание, т.е. добровольное действие гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти;

Дарение, т.е. безвозмездная передача собственного имущества или его части другому физическому (юридическому) лицу при его жизни и дееспособности.

2)^ Двусторонние (многосторонние )- Сделки, для совершения которых необходимо, как минимум согласие двух сторон, которыми могут быть различные сочетания как физических, так и юридических лиц.

3)Консесуальные - сделки (договоры), вступающие в силу после того, как стороны достигли соглашения по всем существующим условиям и оформили его в соответствии с законом.

4)Реальные - сделки (договоры), для действительности которых, помимо заключения в требуемом законом виде, необходима реальная передача вещей или денег.

5)Предварительный - договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем соглашение о передаче имущества(выполнении работ, оказание услуг) на условиях основного договора по предусмотренным законом требованиям.

6)^ Договор под отлагательным (отменительным) условием - сделка, при которой стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельств.

7)Письменный - сделка, подписанная сторонами или представителями на основе тех или иных требований, установленных законодательством РК.

8)Устный - сделки, исполняемые при самом их совершении, когда из поведения лица явствует воля совершить её. Подтверждается выдачей жетона, билета или другого знака.

9)Нотариальный - вид письменной сделки, совершённой после нотариального удостоверения, согласно установленным законодательным актам или соглашения сторон.

10)Возмездный - договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.

11)Публичный - договор, заключённый коммерческой или другой организацией, который устанавливает её обязанности по продаже товаров, выполнению работ(услуг) в отношении каждого, кто к ней обратится.

12)Смешанный - договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законодательством.

13)Биржевой - соглашение о передаче прав и обязанностей в отношении товаров, ценных бумаг и другого имущества, допущенного к обращению на бирже, согласно законодательству и биржевым уставам.

14)^ Мнимый (притворный )- сделка, совершённая для вида без намерения вызвать юридические последствия или с целью прикрыть другую сделку.

15)Недействительный - сделка считается недействительной при нарушении требований, предъявлённых к форме, содержанию и участникам, а также свободе их волеизъявления.

16)^ Договор об отчуждении имущества - регламентируется содержание договоров купли-продажи, мены, дарения и т.д.

17)Посреднические - раскрывают содержание юридических или фактических действий в чужом интересе.

оферта - это предложение заключить договор, а акцепт - принятие этого предложения.

Таким образом, важное значение имеет дата исполнения тех или иных обязанностей. Поэтому в гражданском праве нормы, в т.ч.сроки, принято подразделять на :

Императивные и диспозитивные;

Определённые и неопределённые;

Общие и частные;

Определяемые по промежуткам времени и в виде “момента времени”.

Говоря о форме заключения договора, необходимо подчеркнуть, что в хозяйственной жизни распространены, как правило, письменные, которые в свою очередь делятся на простые и нотариальные. В соответствии с Гражданским кодексом РК обязательная письменная форма сделок устанавливается для следующих случаев :

Осуществляемых в процессе предпринимательской деятельности;

Превышающих 100 месячных расчётных показателей (далее по тексту МРП);

В иных, предусмотренных законодательством или соглашение сторон случаях.

Помимо этого, сделка (договор) может быть недействительной при:

Отсутствии согласия хотя бы одной из сторон, т.е. под влиянием заблуждения, насилия, угрозы, обмана;

Несоблюдение формы, установленной законодательством или противоречии содержания требованиям закона;

Нарушении субъективного состава участников, т.е. участниками являются лица, не имеющие на это право;

Отсутствие лицензии;

Преследовании цели недобросовестной конкуренции и наличия умысла преступления.

В общем виде любой договор должен включать три основные части : вводную, содержательную и заключительную.

^ Вводная часть и реквизиты договора :

составление любого договора должно начинаться с его реквизитов, т.е. с указания вида договора, что индивидуализирует и облегчает его толкование. Далее необходимо установить его номер, дату и место подписания, которые являются критерием оценки правоспособности и дееспособности лиц, совершивших сделку, и определение формы договора.

В водной части договора определяются субъекты, правомочные заключить договор. Здесь указываются полные наименования фирм контрагентов, под которыми они внесены в единый реестр государственной регистрации, т.е. юридический статус сторон, а также их условные сокращённые наименования, под которыми они фигурируют в тексте договорного обязательства(например “Продавец” и ”Покупатель”, ”Поставщик” и ”Получатель”, ”Арендодатель" и “Арендатор” и т.д.).

Особое внимание следует обращать на должностной статус и полномочия лиц, подписывающих данный договор. Помимо этого, в вводной части любого контракта в обязательном порядке следует указывать наименование документа, из которого вытекают полномочия должностного лица на подписание договора.

на основании устава правом заключать договоры без доверенности обладают руководители обществ, предприятий и организаций. Другие лица - заместители руководителя, вице президенты, руководители филиалов и представительств - должны действовать на основании выданной и надлежащей оформленной и заверенной доверенности.

^ Содержательная часть договора , в отношении является самым главным разделом договора- можно отметить, что её объём, структура и сущность зависят от вида и конкурентных обстоятельств сделки. Иначе говоря, договор имеет предмет- то, по поводу чего и заключается соглашение между сторонами.

^ В заключительной части в обязательном порядке следует указывать:

Условия изменения и дополнения, сроки действия и продления договора.

Количество составленных сторонами договора экземпляторов и их места хранения;

Количество и содержание приложений к договору;

Юридические адреса, платёжные реквизиты и подписи сторон.

Все заключённые договоры(руководителем или от его имени другим работником) до их подписания должны в оперативном порядке пройти процедуру согласования соответствующими службами(юрист, бухгалтер, экономист и др.). Порядок согласования и перечень экспертов желательно оформить приказом руководителя предприятия. Причём все подписанные к исполнению договоры должны быть зарегистрированы в регистрационном журнале

^ Правовое регулирование рекламной деятельности

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Он регулирует отношения, возникающие как на товарном, так и на финансовом рынке. Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.

Требования к рекламе некоторых видов товаров и услуг содержатся не только в Законе "О рекламе", но и в других актах. Так, реклама лекарственных средств осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе и ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах" Реклама пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. № 410 утверждена Инструкция о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах


  • а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т.н.);

  • б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);

  • в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;

  • г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;

  • д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;

  • е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации
По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов рекламных отношений :

  • рекламодатель - лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

  • рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

  • рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вешания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами

  • потребители рекламы, то есть юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие рекламы на них
Общие требования к рекламе состоят в следующем.

  1. Реклама должна быть понятна потребителю, не обладающему специальными знаниями.

  2. Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления.

  3. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

  4. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший.

  5. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.

  6. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.

  7. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

  8. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.

  9. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама
^ Недобросовестная реклама - это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутацию конкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний и т.п.

Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и т.п.

^ Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.

^ Заведомо ложная реклама - такая, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

^ Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами

^ Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.

Нормативное регулирование осуществляется через установление в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.

Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Министерстю по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

^ Ответственность в сфере предпринимательской деятельности


  • Деятельность предпринимателя связана с обязанностью выполнения определенных договорами и иными документами обязательств, а также установленных законодательством правил ведения предпринимательской деятельности

  • Ответственность за нарушение обязательств, регулируется ГК (главой 25). При отказе одной из сторон от выполнения обязательств, иски о взыскании убытков, неустойки и долгов разрешаются в хозяйственном суде

  • Нарушение правил ведения предпринимательской деятельности, установленных законодательством, расценивается, как административное нарушение

  • Единственным законом, регулирующим ответственность за административные правонарушения, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Нормы других законодательных актов, предусматривающих административную ответственность, подлежат включению в КоАП

  • КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные нарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с Кодексом

  • Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому или юридическому лицу

  • Основными административными взысканиями являются:
    Предупреждение (применяется только к физическому лицу)
    Штраф
    Исправительные работы и административный арест

  • В качестве основного и в качестве дополнительного могут применяться:
    Лишение специального права
    Лишение права заниматься определенной деятельностью
    Депортация

  • В качестве дополнительного применяются:
    Конфискация
    Взыскание стоимости предмета административного взыскания

  • Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности регулируются главой12 КоАП и предусматривает ответственность, которая может самым серьезным образом отразиться на деятельности субъекта хозяйствования, привлекаемого к ответственности, вплоть до разорения (банкротства).
^ Правовые регулирования инновационной деятельности

Под инновациями (нововведениями) понимают конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги).

^ Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и внедрению инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг). Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли

В зависимости от инновационной сферы, то есть сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций :


  1. продуктовые, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного продукта, чьи характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, использованные материалы и компоненты) или предполагаемое использование принципиально новые или существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов;

  2. процессные, то есть реализованные в виде технологически нового или усовершенствованного производственного метода, например метода организации производственного процесса.
В сфере услуг инновацией будет считаться услуга, если ее характеристики или способы оказания новые или качественно усовершенствованные в технологическом отношении. Например, инновациями в сфере услуг будет считаться новая компьютерная система составления маршрута движения транспорта, внедрение пластиковых карт различного назначения, внедрение нового мультимедийного программного обеспечения для целей обучения и др.

^ Источниками финансирования инновационной деятельности служат:


  • собственные средства организаций, в том числе прибыль, включение затрат в себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг;

  • заемные средства;

  • привлеченные средства, например полученные от продажи ценных бумаг;

  • средства соответствующего бюджета;

  • средства внебюджетных фондов (Российского фонда технологического развития, фонда конверсии, фонда стабилизации экономики);

  • средства международных организаций.
^ Субъектами инновационной деятельности могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности. По выполняемым в процессе инновационной деятельности функциям субъекты могут выступать в роли заказчика, исполнителя инновационной программы, потребителей инноваций.

^ Объектом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах с тем, чтобы эти продукты могли считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций. Объектами инновационной деятельности могут быть: объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.); средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров); результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и экспериментальных разработок и др.

Законодателем дифференцированно подошел к решению вопроса о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существует три системы правовой охраны :


  1. регистрационная система - действует в отношении тех объектов, у которых на первое место выдвигается содержательный элемент творчества: изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков и др. Поскольку это не уникальный результат творчества, он может быть повторен, а следовательно, для возникновения правовой охраны необходимо провести экспертизу, издать специальный акт государственного органа (зарегистрировать), выдать правоустанавливающий документ (патент, свидетельство);

  2. созидательная система - заключается в том, что право на данные объекты возникает в силу самого факта их создания, придания объективной формы, а правовая охрана - с момента создания. Данная система правовой охраны применяется в отношении объектов авторского права;

  3. система конфиденциальности - когда основанием охраны является необходимость сохранения объекта в тайне и зашиты от неправомерного вмешательства третьих лиц. Эта система применяется, например, для охраны "ноу-хау".
^ К "ноу-хау" относится не защищенная охранными документами и не опубликованная полностью или частично техническая, организационная или коммерческая информация, составляющая секрет производства, обладатель которой имеет право на защиту от незаконного использования этой информации третьими лицами

Единого законодательного акта , определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Подзаконными актами разнога уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организаций. Например, Постановлением Госкомстата России от 3 августа 1998 г. № 80 (с изм. от 30 марта 2000 г.) утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению, Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 утверждена концепция инновационной политики РФ на 1998- 2000 годы. Велика роль актов Российского агентства по патентам и товарным знакам.

^ Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, прО1рамм для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров. Правовой режим некоторых объектов инновационной деятельности сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Инновационные отношения регулируются также международными договорами и оглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов. Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно, в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, может проводиться классификация требований.

Требования можно классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же -к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам.

Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности. Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.

Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, требования технических стандартов, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность и др. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.



Понятие и признаки субъектов предпринимательского права.

Понятие предпринимательского права.

Субъект предпринимательского права - это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения. Признаками субъектов предпринимательского права являются:

зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;

наличие хозяйственной правоспособности (в науке предпринимательского права используется также понятие «хозяйственная компетенция»);

наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

Самостоятельная имущественная ответственность.

Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Хозяйственная правоспособность как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях - на основании лицензии. Это возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную правоспособность.

Наличие общей хозяйственной правоспособности дает субъектам возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ).

Субъект как носитель общей хозяйственной правоспособности может самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной правоспособности. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающим образом) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ.

Некоторых субъектов предпринимательского права закон наделяет специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной правоспособностью обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.

Исключительной правоспособностью обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных фондов, аудиторских организаций и др. Организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Кроме того, хозяйственная компетенция субъектов ограничивается лицензированием.

"Право и экономика", 2008, N 6

Согласно действующему законодательству любое лицо, желающее осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом, вправе зарегистрироваться в качестве предпринимателя и получить соответствующую лицензию. Однако при этом субъект должен соответствовать определенной системе требований, предъявляемых к данному виду предпринимательской деятельности.

Гражданский кодекс РФ, с одной стороны, закрепляет свободу предпринимательской деятельности, возможность каждого по своему усмотрению осуществлять принадлежащие ему гражданские права, а с другой стороны, определяет, что отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основании лицензии (ст. 49 ГК РФ). В развитие данного положения приняты Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1> (далее - Федеральный закон о лицензировании) и иные нормативные акты, закрепляющие систему требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности. Такая кажущаяся на первый взгляд противоречивость в правовом регулировании вызвана необходимостью достижения равновесия частных и публичных интересов.

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430 (с изм.).

Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом, можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от правового источника различаются требования, установленные Гражданским кодексом РФ (гл. 40 ГК РФ), Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Федеральным законом о лицензировании, Законом РФ "О защите прав потребителей", иным законодательством. Исходя из объекта правового регулирования, существуют требования, направленные на безопасность, удобство пассажиров, а также требования, обеспечивающие осуществление государственными органами учетной и контрольной функций в отношении предпринимателя. В зависимости от стадии осуществления предпринимательской деятельности различаются требования-предпосылки, которые предъявляются на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности: государственная регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др., а также требования, предъявляемые в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Осуществляя перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предприниматель-перевозчик, помимо участия в качестве одной из сторон в договоре перевозки, становится участником правоотношений, складывающихся в сфере дорожного движения. Правовое регулирование данных отношений направлено на безопасность дорожного движения и характеризуется императивным методом воздействия. К каждому участнику дорожного движения, будь то владелец транспортного средства или лицо, уполномоченное на управление транспортным средством, предъявляются определенные требования, правила. Данные правила обязательны для всех участников дорожного движения, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет.

Кроме того, на лицо, владеющее транспортным средством на праве собственности или ином законном основании, как на владельца источника повышенной опасности распространяет свое действие система требований, направленных на поддержание транспортного средства в технически исправном состоянии, что, в свою очередь, обеспечивается соблюдением правил технической эксплуатации, организацией и проведением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, осуществлением контроля технического состояния транспортных средств и своевременного устранения технических неисправностей, а также обеспечением охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их посторонними лицами или нанесения им порчи. Данные правила установлены для всех без исключения владельцев транспортных средств, независимо от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет.

Таким образом, следует различать требования, которые предъявляются собственно к предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом, и требования, направленные на безопасность дорожного движения и адресованные участникам дорожного движения и владельцам транспортных средств.

Так как деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом отнесена законодателем к лицензируемой (п. 62 ч. 1 ст. 17 Федерального закона о лицензировании), требования, соответствие которым необходимо при получении лицензии, являются требованиями, предъявляющимися собственно к предпринимательской деятельности.

Получение лицензии - необходимое требование-предпосылка, которое должно выполнить лицо для реализации своего права на занятие предпринимательской деятельностью, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом. Исходя из положений Федерального закона о лицензировании, данное требование включает несколько условий, именуемых лицензионными. Они установлены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автотранспортом, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637 (далее - Положение о лицензировании) и обусловлены особенностями перевозочной деятельности, в процессе которой используется автотранспорт, являющийся источником повышенной опасности, необходимостью обеспечения безопасности жизни и здоровья людей.

Всего в Положении о лицензировании установлено пять лицензионных требований и условий, однако на деле их гораздо больше, так как данные нормы носят отсылочный характер и определить полный перечень условий, которым должно соответствовать лицо, обратившееся за выдачей лицензии, на практике очень сложно.

В зависимости от направленности требования, содержащиеся в Постановлении о лицензировании, можно разделить на три группы. Первую группу составляют требования, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения (пп. "а", "г", "д", "и" п. 4 Постановления), вторую группу составляют требования организационного характера, необходимые для выполнения учетной и контрольной функции государственных органов (пп. "д", "ж", "з" п. 4 Постановления), в состав третьей группы входят требования, которые касаются осуществления предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом (пп. "а", "е" п. 4 Постановления).

Анализ положений, определяющих состав лицензионных требований и условий, показывает, что закрепленные ими правила зачастую уже содержатся в иных нормативно-правовых актах. К примеру, требование, содержащееся в пп. "а" п. 4 Постановления, предполагает наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.

Данное требование включает использование автотранспорта:

  1. прошедшего государственный технический осмотр, порядок и сроки проведения которого установлены Правилами проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним в Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 5 ноября 1993 г. N 482. К данному требованию тесно примыкает необходимость использования автотранспорта, отвечающего требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, в ред. Постановлений Правительства РФ от 21 апреля 2000 г. N 370, от 24 января 2001 г. N 67, от 21 февраля 2002 г. N 127, от 7 мая 2003 г. N 265, от 25 сентября 2003 г. N 595);
  2. содержащегося в технически исправном состоянии, что, в свою очередь, обеспечивается:

соблюдением Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, ГОСТ 25478-91 "Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки", инструкций предприятий-изготовителей по эксплуатации автотранспортных средств, других нормативов и стандартов, устанавливающих требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств;

организацией и проведением технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утв. Минавтотрансом РСФСР 20 сентября 1984 г.;

осуществлением контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки; своевременного устранения технических неисправностей транспортных средств;

обеспечением охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам (п. 2.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемыми при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 30 марта 1994 г. N 15) и т.д.

Несомненно, соблюдение данного требования имеет большое практическое значение, так как неисправность автомобиля зачастую становится причиной дорожно-транспортного происшествия. Однако к лицу, желающему осуществлять предпринимательскую деятельность, предъявляются требования, которые он уже должен выполнять на основании других нормативно-правовых актов, будучи владельцем транспортных средств, независимо от того, является ли он предпринимателем или желает приобрести статус предпринимателя. На наш взгляд, складывается ситуация, в которой нормы специального Закона - Федерального закона о лицензировании, а также принятого на его основании подзаконного акта - Постановления о лицензировании - противоречат нормам Гражданского кодекса РФ, так как ухудшают положение предпринимателя, предъявляя к нему требования, не относящиеся к процессу осуществления им предпринимательской деятельности, а регулирующие отношения в области безопасности дорожного движения.

Аналогичная ситуация складывается и при рассмотрении иных лицензионных требований и условий. Например , требование, выполнение которого гарантирует пассажиру денежное возмещение за вред, причиненный ему во время перевозки, заключается в наличии у соискателя лицензии договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. На наш взгляд, несмотря на свою значимость, требование о наличии у обратившегося за получением лицензии лица договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств должно быть исключено из состава лицензионных требований и условий, так как обязанность по страхованию владельцами транспортных средств своей гражданской ответственности предусмотрена ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ (с изм. и доп.) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <2>. В качестве объекта обязательного страхования в данном случае выступают имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации <3>.

<2> Российская газета. 2002. N 80.
<3> Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Таким образом, необходимо уменьшить состав требований, предъявляемых в отношении лица, желающего получить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом, оставив лишь те из них, которые имеют непосредственное отношение к предпринимательству и направлены на создание эффективных и конкурентоспособных субъектов предпринимательства. Например , требование о проведении перевозчиками - юридическими лицами ежемесячных сверок с территориальными органами внутренних дел сведений о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащего им автотранспорта, на наш взгляд, не имеет прямого отношения к договору перевозки и больше относится к формированию статистической информации. В противном случае возникает вопрос: почему данная обязанность не распространяется на перевозчиков - индивидуальных предпринимателей? Ведь их среди лиц, осуществляющих перевозки, большинство.

Подобные попытки уже имеются в юридической практике. Так, лицензионное требование, заключающееся в соответствии должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта РФ, имеет свою конкретизацию в Приказе Министерства транспорта РФ от 22 июня 1998 г. N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом" (далее - Приказ). Действие данного Приказа оспаривалось в Верховном Суде РФ по тому основанию, что содержащееся в названном Приказе требование о необходимости предоставления соискателем лицензии диплома о высшем образовании без законных оснований ограничивает права истца на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако Верховный Суд РФ в своем Решении от 11 января 2005 г. N ГКПИ04-1568 оставил заявление К. без удовлетворения по следующим основаниям. Оспариваемый Приказ в полной мере соответствует федеральному законодательству РФ о лицензировании и безопасности дорожного движения и устанавливает одно из лицензионных требований и условий - соответствие индивидуального предпринимателя и работников юридического лица квалификационным требованиям, к которым, в частности, относятся соответствующее образование и необходимая для перевозки пассажиров и грузов подготовка. Ссылка заявителя на то, что документами, свидетельствующими о квалификации перевозчика должны являться лишь водительское удостоверение и медицинская справка о состоянии здоровья, дающая право на управление транспортным средством, не может быть принята во внимание, поскольку указанные документы подтверждают только наличие специального права на управление транспортным средством той или иной категории и не свидетельствуют о соответствующей квалификации перевозчика в области перевозок пассажиров и грузов. Более того, из содержания ст. 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено предоставление иных документов для получения лицензии, необходимость предоставления которых предусмотрена соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено законом. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 марта 2005 г. N КАС05-94 данное Решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Вывод суда представляется не соответствующим смыслу и началам гражданского законодательства. Законодатель не выделяет профессионализм в качестве признака предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ). Возможность осуществлять предпринимательскую деятельность определенного вида в конечном счете определяется способностями человека, "успехом на рынке" <4> и не может быть измерена только лишь дипломом о высшем образовании. Вместе с тем отказ в выдаче разрешения осуществлять предпринимательскую деятельность на том основании, что лицо не соответствует требованиям, установленным ведомственным нормотворчеством, является нарушением свободы предпринимательской деятельности, закрепленной Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ. Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, должны определяться федеральным законом, а не постановлением Правительства.

<4> Предпринимательское право: Учеб. / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. С. 28.

Представляется, что лицо для обеспечения реальной возможности заключения им договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом должно отвечать следующим условиям:

  1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по своему назначению перевозкам пассажиров.

Основные требования, которым должно отвечать транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, на наш взгляд, должны устанавливаться федеральным законом, а не постановлением Правительства РФ. Так, по отношению к перевозкам грузов Гражданский кодекс РФ устанавливает, что перевозчик обязан подать транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (ч. 1 ст. 791 ГК РФ). Помимо требований о пригодности транспортного средства к пассажирским перевозкам, возможно установление шкалы удобства и комфорта транспортного средства для пассажиров, в зависимости от соответствия которой возможно установление более высокой платы за проезд;

  1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы. Соблюдение данного требования, на наш взгляд, является серьезной предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, связанной с перевозками пассажиров автомобильным транспортом. Найти квалифицированного водителя в сравнительно короткий период времени представляется затруднительным. Поэтому штат водителей должен быть укомплектован к моменту подачи заявления о выдаче разрешения на осуществление перевозок;
  2. соблюдение лицензиатом требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров. Требования по организации и осуществлению перевозок пассажиров должны быть определены предельно конкретно. К таковым, на наш взгляд, относятся:

регистрация уполномоченным органом власти субъекта РФ или органом местного самоуправления избранного предпринимателем маршрута и утверждение расписания движения;

предоставление сведений для ведения реестра организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования (во исполнение ч. 1 ст. 789 ГК РФ);

соблюдение расписания и маршрута движения.

Первоочередное значение для бесперебойной работы транспорта имеет организация движения автотранспорта по определенному расписанию, а также по установленному маршруту движения. Данная обязанность предусмотрена Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта <5>, упоминается в законодательстве субъектов Российской Федерации <6>, актах органов местного самоуправления.

<5> Российская газета. 2007. N 258.
<6> См., например, Закон Оренбургской области от 5 июля 2001 г. N 259/295-//-ОЗ "Об организации, управлении и государственном (муниципальном) регулировании в сфере автомобильного пассажирского транспорта в Оренбургской области".

Перевозки пассажиров автотранспортом представляют собой единый процесс с участием множества перевозчиков. Их деятельность должна быть скоординирована между собой, учтено время, когда потребность в услугах перевозчика возрастает. Несоблюдение перевозчиком расписания движения автотранспорта нарушает нормальный ход всего перевозочного процесса. На наш взгляд, требование о соблюдении перевозчиком маршрута движения, установленное в Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта лишь в отношении регулярных перевозок, должно быть распространено и на перевозки по заказам, за исключением пунктов отправления и назначения. Соблюдение маршрута движения гарантирует, что перевозка пассажиров будет осуществлена на обследованном участке, соответствующем требованиям безопасности.

Иные требования, предъявляемые к осуществлению пассажирских перевозок, указанные в Постановлении о лицензировании, должны быть исключены из состава лицензионных, так как направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, а также выполнение учетной и контрольной функций государственных органов. На наш взгляд, указанные требования следует закрепить не в качестве условий, выполнение которых необходимо при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, так как они уже закреплены в иных нормативно-правовых актах, а в качестве вопросов, по которым лицензирующие органы осуществляют контрольные мероприятия. Например , пп. "в" п. 4 Постановления о лицензировании налагает на перевозчиков обязанность по соблюдению установленных ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <7> основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров. Однако необходимость соблюдения данного требования возникает уже в силу существования данного Закона.

<7> Российская газета. 1995. N 245.

Лицензионные требования и условия перевозки пассажиров автотранспортом должны быть направлены на обеспечение уверенности пассажира в том, что его доставят в обусловленное место в определенное время, что во время следования к месту назначения ему будет удобно, что стоимость оказанной ему услуги будет экономически обоснованной, соответствовать утвержденным тарифам, а сама услуга - доступной.

Рассмотрение нами в обобщенном виде требований, выполнение которых необходимо при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Российской Федерации, показало, что указанные требования содержатся как в законодательных, так и в подзаконных нормативных актах, отличающихся большим разнообразием. В данной сфере применяются нормативные акты бывшего СССР в части, не противоречащей действующему законодательству. В области лицензирования перевозочной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе принимать соответствующие акты. Выявление массива требований из всего законодательства страны для лица, осуществляющего перевозки, представляет сложность: предпринимателю трудно ориентироваться во всем многообразии и множественности нормативных актов, регулирующих перевозки пассажиров. Как показывает практика, перевозчики порой и не подразумевают о том, что в своей деятельности совершают массу правонарушений.

Можно согласиться с изложенной в юридической литературе точкой зрения: "оптимальные результаты в области надлежащего правового регулирования предпринимательской деятельности могут быть достигнуты лишь на путях урегулирования отношений, складывающихся в сфере этой деятельности, в комплексных законодательных актах" <8>. В связи с этим предлагается принять федеральный закон, определяющий правовые основы перевозок пассажиров автомобильным транспортом, в том числе закрытый перечень лицензионных требований и условий, сформулированных предельно конкретно, без ссылок на иные правовые акты; определить вопросы, по которым должно быть взаимодействие перевозчиков с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

<8> Толстой Ю.К. Гражданское право и гражданское законодательство // Правоведение. 1998. N 2. С. 142.

А.С.Позднякова

Помощник мирового судьи

(судебный участок Октябрьского района

Оренбургской области),

специалист по гражданскому,

предпринимательскому, семейному

и международному частному праву