Диктанты по теме приставки пре при приближение. Правописание гласных в приставках пре- и при


Диктанты по теме «Правописание пре- и при-»

Диктант№1

В один прекрасный день непривлекательный седой привратник, пребывая на отдыхе, предавался воспоминаниям.

Сойдя с пригородного поезда и пройдя по приморскому бульвару, он прибыл к месту работы. Пребывая в неведении, он прошел в здание, присел за рабочий стол и, прилагая усилия, начал претворять свои честолюбивые мечты в реальность, приближаясь к заветной цели – стать президентом компании. И вот вскоре, сидя в президиуме и претендуя на продвижение по службе, он пребывал в тревоге. Не назвав его превосходным коммерсантом, руководство все же издало приказ о назначении нашего героя на вожделенный пост. Через непродолжительное время он прикоснулся к страшной служебной тайне и узнал, как проиграл предшественник.

Когда проникновение в тайну стало очевидным, президиум обвинил президента в пренебрежительном отношении к делам, лишил его привилегий, предал осмеянию и превратил в посмешище. Все мечты рассыпались в пух и в прах, и он был принужден искать другую работу.

Старый привратник закончил предаваться воспоминаниям и приступил к выполнению своих повседневных обязанностей.

Диктант №2

Предание гласит: привидение, прижившееся в пристройке старинного замка, привидится каждому, кто присядет на гранитные приступки…

Однажды приезжий придворный господин пребывал на природе. Пройдя приблизительно половину намеченного пути, он приостановился на привал. Прекрасный вид предстал перед ним: морской прибой омывал причудливой формы берег.

Преодолев небольшой пригорок, можно было приблизиться вплотную к причалу. Господин присел на прибрежный песок, перекусил, пригубил вина, привел себя в порядок, причесался и, осмотрев себя придирчивым взглядом, остался доволен. Причина, заставившая человека преклонного возраста оказаться в столь приятном месте, была проста: он получил от своего приятеля приглашение посетить старинный замок, в котором обитает загадочный дух. Будучи образованным, он хотя и с пренебрежением относился ко всякого рода причудам своего приятеля, но не нашел причины не принять приглашение.

Все виды диктантов на правописание приставок на –з и –с

Э.Г.Казакова

    Словарный диктант. Учащиеся вспоминают правила правописания отдельных слов. Объём контрольного диктанта зависит от класса. Кроме традиционных словарных диктантов, можно проводить словарный диктант с подсказкой; словарный диктант с грамматическим заданием; словарный диктант с элементами игры «Зоркий глаз» - поиск наибольшего количества орфограмм в тексте; «Справочное бюро» и др.

Без брежный простор; без звездная ночь; ранний рас свет; без облачный день; рас пахнуть окно; вс порхнула птица; рас правила крылья; вз летела на сосну; бес шумно подойти; рас цвели ландыши, описать про ис шествие; ис следовать причину; рас спросить свидетелей; бес сердечный поступок; холодный рас чет , из бежать опасности; исполнить долг.

    В конце изучения каждой темы проводится контрольный диктант . Слова на еще не изученные орфограммы выписываются на доску. При проведении контрольного диктанта учитель прочитывает весь текст выразительно, медленно. Далее текст диктуется по отдельным предложениям в соответствии с произносительными нормами русского языка. Чтение не должно быть подсказывающим. Темп чтения – равномерный. После записи всего текста учитель прочитывает его целиком. Учащиеся проверяют написанное.

Жаркий день. Лучи солнца пробиваются сквозь рас пустившуюся зелень листвы. В горле пересохло, хочется пить. Но воды поблизости нет.

Путешественник прокладывает путь среди раз росшихся лесных зарослей. Трудна дорога. На каждом шагу бес страшного ис следователя этих дремучих дебрей подстерегает смертельная опасность.

Что там виднеется среди сучьев дерева? Изогнутая ветвь или огромный удав свесил свое гибкое тело?

Впереди поляна. Можно передохнуть. Но и тут нужно быть начеку. В кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Но не заметил он человека, прошел мимо.

Усталый путник ложится на траву и внимательно наблюдает. Вс пархивают и летают разноцветные бабочки и жучки. В чашечки цветов заползают хлопотливые пчелы. Муравьи волокут сухие травинки в свой муравейник. Всюду кипит жизнь, полная приключений.

Кажется, так бы и лежал весь день, ра зглядывая жизнь в густых сочных зарослях.

(По Г. Скребицкому) (122 слова)

    При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец оформляется на доске. Несколько примеров разбираются коллективно, затем класс работу выполняет самостоятельно. Этот вид диктантов проводится, когда тема достаточно закреплена.

На востоке нашей страны возвышаются Уральские горы, а за ними расстилается Западно-Сибирская равнина. Бесчисленные богатства находятся в недрах земли. Перед строительством моста надо рассчитать его конструкцию. Потом необходимо исследовать местность. Кто будет возглавлять строительство?

Тихое безоблачное у тро. Нежный аромат распространяют скромные фиалки. Среди ржи кое-где вспыхивают красные полевые маки. Я не люблю искусственные цветы. Птицы беспокойно перелетают с дерева на дерево. Скворцы умеют воспроизводить разные звуки. (68 слов)

    Зрительный диктант. Текст показывается на доске. Учащиеся анализируют орфограммы, распознают слова на изучаемые правила. Текст закрывается. После записи под диктовку учащиеся используют самопроверку.

Водопад

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко раз носится грохот низ вергающейся с обрыва воды. Все кругом вз драгивает от шума. Бес прерывно падает вода и рас сыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в без молвном восхищении на это чрез вычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в без облачные дни, когда бес численные капельки как бы рас творяются в воздухе. (85 слов)

    Письмо по памяти требует от учеников предварительного заучивания. Перед написанием объясняются трудные орфограммы, постановка знаков препинания, правописание слов на неизученные правила. Далее текст закрывается и записывается учащимися по памяти. После записи учащиеся сличают свои записи с оригиналом.

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

(Н. Рыленков.)

    П редупредительный диктант. Учитель читает текст по предложениям. Учащиеся повторяют предложение и объясняют, как надо писать те или иные слова. Этот вид диктанта целесообразно использовать на начальном этапе изучения правила.

Весна движется медленно. Озерко еще не рас таяло. Орех рас цветает, но еще не пылят желтой пыльцой его сережки.

Ис чезают последние клочки снега в лесу. Листва выходит из-под снега с лежалая, серая. Недалеко от себя я раз глядел птицу. Она была цвета прошлогодней листвы, с черными выразительными глазами и длинным носом. Это был вальдшнеп*. Он поднялся на ноги, вз махнул своим карандашом и ударил им в горячую прелую листву. От этого удара на носу остался один круглый осиновый листик.

Когда вальдшнеп вз летел, мы успели сосчитать: на клювике у него было надето семь острых осиновых листиков.

(По М. Пришвину) (97 слов)

    При проведении объяснительного диктанта комментирование слов с изучаемой орфограммой дается после записи. Он проводится, когда учащиеся усвоят тему и могут самостоятельно применять правила на практике.

Песня журавлей

Рано утром журавли поднялись с пашни и ис чезли в тёплом густом тумане. Первое курлыканье журавлей раз далось над лесом, когда ветер раз нёс туман. Весенняя песня больших отважных птиц раз неслась над деревьями, зазвенела на весь лес, чтобы рас сказать всем, что журавли снова воз вращаются на своё болото.

    Тексты свободных диктантов более объемные, но несложные по содержанию и легко распадаются на логически законченные части. Учитель читает каждую часть дважды. Учащиеся пишут по памяти. Слова с изучаемой орфограммой должны войти в диктант Данный вид диктантов способствует совершенствованию как навыков грамотного письма, так и развитию речи.

Карлуха

    Карлуха – беспокойный воронёнок. Он важно разгуливает по двору и прячет всё, что попадёт в клюв.

    Однажды Карлуха раздобыл пуговицу и стал её прятать. Сунул в траву, где густо разрослись ромашки, колокольчики, метёлки. Пригнул колосок пуговицу закрыть, а колосок распрямился . Раззадорился воронёнок, стал ромашки, колокольчики пригибать, а они поднимаются.

    Растерялся Карлуха: так пуговицу любая сорока может украсть. А сороки уже близко; расхрабрились, расшумелись .

    Воронёнок решил кирпич использовать. Раскопал под ним землю и спрятал пуговицу, а сам для верности сверху расположился . Пусть теперь сороки попробуют украсть!

(По Н.Сладкову.)

Ледоход

    раздвинулись и Машу на льдине стремительным течением понесло к мосту.

    Это увидел паренёк. Он быстро подбежал к берегу, распахнул куртку, сдёрнул с себя ремень, сбросил рюкзак и оторвал от него лямки. Потом быстро связал ремень и лямки, прыгнул на лёд и стал осторожно продвигаться к Маше.

    У самого края полыньи он бросил конец ремня Маше. Она поймала его, и мальчик стал медленно подтягивать её к себе. Потом он схватил Машу за руку и повёл за собой. Так они добрались до берега.

(По Ю.Мусатову)

    При распределительном диктанте учащиеся записывают слова из диктуемого текста, распределяя их по группам.

Ис писать тетрадь, рас прямить плечи, из лечиться от болезни, вз махнуть крыльями, из бегать встречи, раз давать указания, рас чертить листок, вс кочить на ноги, ис следовать карту, рас считать стоимость.

    Творческий диктант . Это такой вид диктанта, при котором диктуемый текст записывается с грамматическими, орфографическими или стилистическими изменениями в каждом предложении. Учитель перед диктантом объясняет ученикам, какие изменения они должны внести в текст диктанта во время записи предложений. После записи всего текста несколько учащихся обязательно читают свои работы, комментируя слова.

    Устно составить связный текст с данными словами : Раз лежишься, вс лушаешься, из ленишься, рас храбришься, раз задоришься, рас смеёшься, ис купаешься, рас прощаешься, во звращаешься.

    Заменить глаголы синонимичными с приставками на –з и –с по образцу: Сообщить – известить, разузнать – разведать, осуществляться, тревожиться, уничтожать, пропадать, забавляться, разгневаться.

    Записать антонимы к диктуемым глаголам по образцу: Сжиматься – расширяться , успокоиться, спускаться, работать, сбежаться .

    Восстановленный диктант. Учащиеся прослушивают текст, затем выписывают из него слова с требуемыми орфограммами, а затем восстанавливают текст, стараясь сохранить его композицию и грамматический строй и используя выписанные слова.

Весна

Уже давно рас таял снег, зазеленела трава, а на кустах и деревьях раз вернулись листочки. Из южных стран воз вратились птицы. Кругом раз лилась река, затопила луга. Весеннее половодье в самом раз гаре. Лёгкий ветер раз гоняет туман, и он плывёт над землёй белыми клочьями.

(Из произведений Г. Скребицкого.)

    Комментированный диктант . Учащиеся объясняют правописание орфограмм в процессе записи текста. Цель этого вида диктанта - развивать у учащихся умение логически мыслить и предельно кратко формулировать грамматические правила, выделяя главное. Этот диктант проводят при закреплении изученных орфограмм.

О весне

    Верба за моим окном почки рас пустила, раньше всех в краю родном рас цвести решила (Ю.Коринец.)

    По ложбинкам побежали ручейки, рас кисли дороги, и по ним уже важно раз гуливают чёрные белоносые грачи. (Г.Скребицкий.)

    Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар вос ходит от земли. (А.К.Толстой.)

    Диктант «Проверяю себя» прививает учащимся навык самоконтроля и умение чётко формулировать свои мысли и правильно задавать вопросы. Учитель диктует связный текст. Учащиеся в случае затруднения спрашивают у учителя или проверяют по орфографическому словарю правописание орфограммы, в написании которой они сомневаются. Все ошибки исправляются сразу же. На один и тот же вопрос учитель дважды не отвечает. После консультации работы сдаются на проверку. При проверке исправления не учитываются, но работы оцениваются строго, так как у учеников была возможность исправить все ошибки.

Заповедник на Печоре

На высоком берегу Печоры раскинулся старинный посёлок Якша, там находится государственный заповедник.

Суров сибирский край. У нас ещё только деревья начинают сбрасывать жёлтые листья, а здесь бесчисленны е снежинки падают с неба. Наступают долгие месяцы безжалостной зимы с вьюгами, снегопадами и морозами.

Иногда покажется солнце, напомнит людям о коротком лете и опять наступит безмолвная тёмная ночь. А когда мороз уж очень рассердится, заблестят ярко звёзды в бездонном небе.

(По И. Константинову.)

    Комбинированный диктант включает элементы предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Вначале несколько предложений (словосочетаний) учащимися предварительно комментируются, затем в нескольких следующих объясняются необходимые правила, после этого несколько записываются для контроля. Проверка проводится непосредственно после записи.

    Бессвязный лепет; беззаботное детство; возбуждать интерес; испугать ребенка; безграничная любовь; беспокойная ночь.

    Исчезнувший остров; изучить материалы; восстановить данные; неисчерпаемые богатства; новое здание; непрерывные исследования.

    Возобновить подсписку; распространять газету; известить о событии; исправить ошибку, бесспорное утверждение.

    Графический диктант подразумевает полную или частичную запись диктуемого условными обозначениями. Он эффективен при изучении орфограмм, словосочетаний и отдельных предложений.

Подойти бес шумно, рас сердить родителей, в комнате бес порядок, громко вс крикнуть, из бежать опасности, тяжело вз дыхать, без звёздная ночь, бес цветные глаза, рас смешить друзей, без заботный юноша, изменения в расписании.

    При проведении цифрового диктанта условное обозначение какого - либо понятия или языкового явления условно обозначается цифрами. Условное обозначение записывается на доске. Учащиеся в процессе диктовки записывают только цифры, которые в результате выглядят как определённый код.

    Приставка на –З – 1, приставка на – С- 2, приставка С – 3:

раскрыться, рассчитать, сговорится, расцвести, испугаться, размечтаться, сделать, сбросить, рассвет, расцвет.

2 2 3 2 2 1 3 3 2 2

    Буквенный диктант подразумевает отработку какой – либо орфограммы, когда записывается только требуемая буква из диктуемых слов.

Ис писать, рас прямить, из лечиться, вз махнуть, с бросить, ис чертить, с борная, вос пользоваться, без брежный, с делать.

с с з з с с с с з с

    Диктант по началу - вид творческого диктанта. Учитель предлагает текст, в котором есть интригующий момент, начинающийся со слов: «как вдруг», «неожиданно», «однажды». Учащиеся должны будут сами придумать продолжение текста, начало которого запишут под диктовку в тетради. Продолжение должно содержательно соответствовать продиктованному началу.

Ледоход

Маша легко перепрыгивала с льдины на льдину и скоро была уже далеко от берега. Вдруг льдины раздвинулись и Машу на льдине стремительным течением понесло к мосту…

    Диктант по картине учит умению точно, выразительно описывать предметы и явления, изображённые художником. Перед диктантом учащиеся знакомятся с картиной и её замыслом. Затем учитель читает текст, а учащиеся вносят в него грамматические, орфографические, пунктуационные или стилистические изменения.

Диктант по картине А.А. Пластова «Летом»

Воз вращаться домой, без облачный день, без граничный лес, рас кинули ветви, без заботно отдыхать, рас положиться в тени, рас прямить ноги, с двинуть брови, чересчур много грибов, с рывать ягоды, ис пользовать кружку.

    Тематический диктант. Это специально подготовленный компактный текст, предназначенный для работы над определенной орфограммой или закрепления навыка расстановки знаков препинания.

Листопад

Жёлтые без жизненные листья с летают с бес покойных ветвей. Они из вещают о засухе. Осенью рас ход воды больше, потому что листья ис паряют её. Дерево должно без жалостно рас статься с листвой, чтобы из бежать гибели и за зиму вос становить силы.

    Кроссвордный диктант предполагает замену развёрнутых определений понятий, которые диктует учитель, на синонимичные, состоящие из одного слова.

    Растение, выращенное в парнике для последующей пересадки на грядки (рассада ).

    Сообщение о чём – нибудь (известие ).

    Молчание, полная тишина (безмолвие ).

    Группа солдат, обслуживающих орудие, пулемёт (расчёт ).

    Проверочный опрос, экзамен (испытание ).

    Место, где берёт начало река (исток ).

    Небольшое литературное произведение, в котором описывается обычно одно событие при небольшом количестве действующих лиц (рассказ ).

    Нарушение покоя, тревожное состояние (беспокойство )

    Вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников (раскопки ).

    Возвращение настроек телефона в первоначальное состояние (

      Аудиодиктант учит воспринимать текст в чужом исполнении, не привычном слуху учащихся.

    При подготовке статьи использовались и адаптировались материалы книг:

    Виноградова Л.А и др. Сборник диктантов по русскому языку. IV - VI кл. Пособие для учителей. М.,»Просвещение», 1973

    Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл.: Кн.для учителя.-М.: Просвещение, 1994

Словарные диктанты

1. Безлюдный, воспоминание, возрождение, взлететь, вспорхнуть, изгнать, испортить, низвергаться, нисходить, раздать, распустить, чрезмерный, чересчур, разжать, расширить, беспредельный, бесконечный, расхаживать, разбирать, расспрашивать, разговаривать, беспокоиться, бессмысленный.

2. Происшествие, измученный, рассыпать, неизгладимое, исследовать, воззвание, бессмертный, беззвучный, бессердечный, восстановить, воссоединить, рассердить, расстояние, разбежаться, развеселиться, безболезненный, бесхарактерный, бессвязный, беззаветный, бесстрашный, безлюдный, мировоззрение, восстановленный, безвкусный.

Выборочные диктанты

Распределить слова в два столбика:

а) с приставкой на -з;

б) с приставкой на -с.

1. Восполнить, восход, разгрызть, вознаградить, распечатать, раскритиковать, развалина, разомкнуть, беспринципный, расстрел, всплеснуть, истлеть, рассекретить, взломщик, возглавить, расщелина, исцелить, расчёска.

2. Расседлать, взлетная, расшить, воспламениться, разволноваться, вскипятить, раскрасавица, воспаление, восклицание, изгибаться, испортить, беззащитный, беспросветный, расчётный, рассчитать, бесконтрольный, безаварийный, взбесить.

3. Исподлобья, исподтишка, расплата, расфасовка, расценка, исчезнуть, ниспровергнуть, низвергнуть, исчезновение, раскопки, безбилетный, раскаяние, расследование, беспредельный, встревоженный, бесплодный, расположиться, безмолвие, испарение.

Объяснительные диктанты

Выделите приставки на -з и -с, написание которых зависит от последующей согласной.

1. Безбрежный простор, беззвёздная ночь, ранний рассвет, безоблачный день, распахнуть окно, вспорхнула птица, расправила крылья, взлетела на сосну, расцвели ландыши, описать происшествие, исследовать причину, расспросить свидетелей, холодный расчет, избежать опасности.

2. Научное исследование, разработать план, рассмотреть заявление, изучите материалы, возобновить занятие, сдать экзамен, расположиться на отдых, беззаботное детство, испугать ребенка, безграничная любовь, беспокойная ночь, исчезнувший остров, неисчерпаемые богатства, новое здание, непрерывные исследования.

Проверочные диктанты

Водопад

Перед нами мощный поток воды, который бурно устремляется вниз с большой высоты. Далеко разносится грохот низвергающейся с обрыва воды. Все кругом вздрагивает от шума. Беспрерывно падает вода и рассыпается внизу на миллиарды мелких брызг. Путешественники смотрят в безмолвном восхищении на это чрезвычайно красивое явление природы. Особенный восторг у зрителей вызывает водопад в безоблачные дни, когда бесчисленные капельки как бы растворяются в воздухе.

Опасная переправа

Маша легко прыгала с льдины на льдину и скоро была уже далеко от берега. Вдруг льдины раздвинулись, и на реке образовалось широкое раздолье. Льдину с Машей стремительным течением понесло к мосту.

Это видел паренек. Он быстро подбежал к берегу, распахнул куртку, сдернул с себя ремень, сбросил рюкзак, оторвал от него лямки и связал с ремнем. Потом бесстрашный паренек прыгнул на лед и стал осторожно двигаться к Маше. Маша поймала конец ремня, и он стал медленно подтягивать её к себе.

(А. Мусатов)

Контрольные диктанты

Осенний день

С самого рассвета идёт мелкий дождь. Это не летний, грозовой дождь, который шумит и низвергается, подобно водопаду. Он льёт беспрестанно, тихими, тонкими струйками. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав.

Первая весной распускается береза, и теперь она первая пожелтела. А осина расцветилась красными, багровыми, золотыми листьями. Но порывистый осенний ветер сбрасывает и это последнее убранство; крутя в воздухе лёгкие, иссохшие листья, он расстилает их по мокрой земле. Цветы исчезли: как будто мертвая рука осени сжала и измяла их. Измокшие заборы смотрят уныло из-под бесконечной сетки дождя.

(К. Д. Ушинский)

Московский Кремль

Какие сильные, живые, благодарные впечатления возбуждает один Кремль. Над его священными стенами, над его высокими башнями пролетело несколько веков. Я не могу истолковать себе тех чувств, которые возбуждаются во мне при взгляде на Кремль!.. Одна сторона Кремля открылась перед нами. Шумные клики, говор народа, треск экипажей и частый лес мачт с развевающимися разноцветными флагами, белокаменные стены Кремля, его высокие башни - всё это вместе поражало меня, возбуждало в душе удивление.

(М. Лермонтов)

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Приставки ПРЕ- и ПРИ-, где гласная безударная, зачастую на слух воспринимаются не так, как пишутся, поэтому определяющим моментом является значение этой части слова в каждом конкретном случае.

Тест для закрепления правил на написание приставок при- и пре- в русском языке рекомендуем пройти онлайн перед ГИА и ЕГЭ на виртуальном тренажере.

Пара полезных обучающих онлайн тренажеров помогут быстро проверить свои знания или, тем кто ничего не учил, свою «врожденную грамотность»:-) .

1. Онлайн диктант на правописание приставок пре- и при-

Диктант, включающий 60 слов, в котором лишь нужно вставить верную на Ваш взгляд гласную букву «Е» или «И» в приставку. Ответили верно — появляется следующее слово, а если нет, то отобразится правильный ответ и почему так, а не иначе.

2. Онлайн тренажер — ищем ошибки в приставках пре- и при-

Поиграйте в учителя и найдите из предложенных четырех десятков словосочетаний написанные неверно. Онлайн тренировка на определение ошибок в приставках пре- или при-. Найдите все ошибки, и тогда они исчезнут.

Указание . Обозначьте графически приставки пре- и при-.

1. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (П.) 2. Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?» (П.) 3. Вот бегает дворовый мальчик, в салазки жучку посадив, себя в коня преобразив (П.) 4. Час обеда приближался, топот по двору раздался. (П.) 5. Прилег вздремнуть я у лафета. (Л.) 6. Что, дремучий лес, призадумался? (Кольц.) 7. Прекрасны вы, поля земли родной. (Л.) 8. Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать. (Кр.) 9. Песня бодрость придает. (Долм.) 10. Если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно. (Л. Т.) 11. Бим сначала настороженно прислушивался, присматривался к другу, потом встал и лизнул вытянутую с кровати руку. (Троеп.) (86 слов)

Творческий диктант

Указания . Допишите существительные к глаголам.

Прекратить …, придумать …, пригласить …, преодолеть …, приютить …, признать …, преувеличить …, примерить …, преследовать …, примирить …, преградить … .

Приступить к …, привыкнуть к …, преклоняться перед …, присоединиться к …, приближаться к …, предостеречь от …, приготовиться к …, представить себе …, приурочить к …, присутствовать на …, прислониться к … .

Указание . Обозначьте орфограмму в приставках.

Рано появились в этом году грибы. Мы пригласили друзей поехать с нами в воскресенье в лес. День был прекрасный. Мы приближались к лесу. Каждый чувствовал прилив сил, бодрости. Пригревало осеннее солнце, приятно продувал ветерок. Слева и справа от дороги расстилались бескрайние просторы полей, открывались прекрасные виды родной природы. В лесу, казалось, все притаилось, все безмолвствовало. Мы разбрелись по лесу и призывными возгласами перекликались между собой.

Наше пребывание в лесу подходило к концу. К вечеру лес преобразился, деревья стали принимать причудливые очертания. Нам пришлось прибавить шагу, чтобы успеть прийти на станцию к поезду. (92 слова)

Словарный диктант

Искать пристанища; найти прибежище; преодолеть все преграды и препятствия; пренебрегать советами; преградить дорогу; пресечь ненужные разговоры; дать присягу; сделать прививку вступить в пререкания; примирить спорящих; примерить пальто: присутствовать на собрании; преодолеть страх; привыкнуть к условиям. (35 слов)

Указание . Обозначьте графически приставки пре и при-.

1. Молодой ученый стал достойным преемником известного профессора. 2. Я взял с собой в поход транзисторный приемник. 3. Никто не преступил закона. 4. Бригада приступила к работе. 5. Группа альпинистов совершила беспримерный восход на горную вершину. 6. Систематические тренировки непременное условие для любого спортсмена 7. Во время пребывания на юге мы любили наблюдать прибытие пароходов. 8. Мальчик притворился спящим. 9. Я хочу претворить мечты в действительность (57 слов)

Птицы отличаются удивительной способностью притаиться где-нибудь, когда к ним приближается враг. Если у них птенцы еще беспомощные, мать взлетает с гнезда и отлетает, издавая предостерегающие звуки, стараясь привлечь внимание врага к себе. Хищник обычно преследует мать, которая отводит его от гнезда.

Звери прибегают к тому же приему, спасал детей. Ход лося, когда ему грозит опасность, неудержим, несмотря на препятствия в лесу. Теленок лося не может передвигаться так быстро, поэтому он остается в прикрытии, а лосиха убегает как можно дальше. (80 слов)

Из письма полярника

Зима прекратит нашу работу здесь, и я приеду домой. Жить на суровом Севере было полезно, я научился преодолевать трудности, приобрел много знаний.

Какая удивительная здесь природа! Какие беспредельные водные пространства! Сколько неизведанных тайн! Не случайно этот край привлекает молодых исследователей, которые, прибыв сюда, с энтузиазмом принимаются за работу, занимаются научными исследованиями, делают преинтересные открытия. Это превосходная школа для людей, решивших испытать себя и посвятить свои силы науке. (69 слов)