Читательский дневник ученика по литературе в школе. Образец оформления, титульный лист, полные шаблоны в ворд


Родительское собрание №4.

Тема: Зачем нужен читательский дневник.

Цель: познакомить с главной целью введения читательского дневника в начальной школе и требованиями к его оформлению.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование его не только как ученика, но и как личности, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т. д.

Ведение читательского дневника позволит:

1)полюбить книгу и процесс чтения;
2)повысить качество чтения;
3)расширить кругозор читателя;
4)развить его творческие способности; 5) научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма , но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя .

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Как же оформить читательский дневник?

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели и они минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.

1. Для начала нужно определиться с оформлением читательского дневника. Легче всего за основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», своё имя и фамилию, класс (можно оформить обложку по своему усмотрению).

2. Расчерчиваем на несколько колонок:

♦ дата чтения,

♦ название произведение,

♦ главные герои,

♦ Мои впечатления о прочитанном «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться образца, данного в таблице.

Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото.
Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику.
Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)
Вот вопросы в помощь:
Опишите внешность героя.
Назовите черты его характера.
Каковы его любимые занятия?
Кто его друзья? Какие они?
Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Можно нарисовать к отрывку иллюстрацию.
Можно оформить и по - другому:

Если книга понравилась:

можете нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним,

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные. Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать отдельные главы.

Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кл. руководитель Демина В.О. Как оформить «Читательский дневник»

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников.

Ведение читательского дневника позволит: 1)полюбить книгу и процесс чтения; 2)повысить качество чтения; 3)расширить кругозор читателя; 4)развить его творческие способности; 5) научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя.

Как оформить «Читательский дневник» На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», своё имя и фамилию, класс (можно оформить обложку по своему усмотрению).

В тетради укажите: дата чтения название произведения автор главные герои мои впечатления о прочитанном «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложениях основную мысль текста.

При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться образца, данного в таблице. Дата Название произведения Автор Имена и главные герои Мои впечатления о прочитанном 30.01. 2015 "Неизвестный цветок" Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе,предместье Воронежа. 1.Даша 2.Неизвестный цветок Это история маленького цветочка, который хотел жить. Мне стало очень грустно, когда я прочитал, что неизвестный цветок умер. Сказка учит нас не бояться трудностей, а делать всё, чтобы «не жить печально».

Вот вопросы в помощь: Опишите внешность героя. Назовите черты его характера. Каковы его любимые занятия? Кто его друзья? Какие они? Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем? А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему? Какой отрывок из книги понравился больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

СТРАНИЦА ДНЕВНИКА

Памятка “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО” Следи, чтобы глаза двигались по строчке. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. При чтении будь внимателен к каждому слову. Старайся понять, о чём читаешь. Читай ежедневно: вслух,про себя..

ТРЕНИРУЙСЯ В ЧТЕНИИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ


Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.

Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.

Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.

Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.

Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.

Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:

  • Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
  • При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
  • У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
  • Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
  • Он развивает читательские навыки и культуру читателя.

Образец оформления

Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.

В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.

Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:

Раздел Описание
Титульный лист Это обложка, на которой должна содержаться важная информация – фамилия и имя ученика, класс, номер школы.

Также указывается название «Читательский дневник», «Дневник читателя», «Читаю с удовольствием».

Дополнительно можно красочно оформить обложку, нарисовать рисунки, узоры, наклеить картинки

Содержание В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок
Разворот дневника В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки
Дополнительные разделы Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.

Ниже имеются образцы оформления:

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

  • Название произведения.
  • Ф.И.О. автора.
  • Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
  • Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
  • Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
  • Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.

Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание.

Готовый читательский дневник

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр Грин Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты.

Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась

«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью.

Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть

«Белый пудель», А. И. Куприн Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты.

Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса

«Уроки французского», В.Распутин Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр.

Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка

«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках.

По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее

«Малахитовая шкатулка» П.Бажов Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков.

В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина

«Чудесный доктор», А. И. Куприн На семью валятся одна за другой болезни и несчастья.

Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем

«Дети подземелья», В. Короленко Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим.

Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным

«Робинзон Крузо», Д.Дефо Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались?

Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными

«Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. Олеша Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок.

Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола

«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Полезное видео

Закончился учебный год и все школьники получили списки произведений для . Как правило, вручая списки произведений, учитель требует, чтобы все прочитанное летом было записано в . И это требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет.

Давайте же разберемся, зачем и кому нужен

Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий - я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла.» Исходя из этого комментария, получается, что читаем для того, чтобы забыть?!

Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал. Если ребенок прочитал и забыл, то, конечно, он ничего и не вспомнит. Т.е. книга была прочитана впустую, в голове ничего не осталось.

«Моей это не надо, и делает из-под палки. у нее это не прибавляет». Конечно, если ребенок делает из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет. Да и не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Среди родителей немало есть и сторонников ведения Читательского дневника . «В началке ЧД - это хорошо. Это дисциплинирует. Это позволяет самой расставить точки над i в прочитанном, сделать выводы, хотя бы два-три предложения. А в конце концов, это помогает формулировать свои мысли письменно.» Совершенно верно подмечено, что ведение Читательского дневника дисциплинирует и учит делать выводы о прочитанном.

Эту же мысль продолжает другая мама: «Нет, у нас он точно не отбил ни желания читать, ни умения это делать. А вот новые навыки, можно сказать, появились. Четко было видно, как во 2 классе с анализом текста было вообще плохо, еле написали дневник. А в 3 - было уже просто»

Так зачем же все-таки нужен Читательский дневник?


В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении Читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только , но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя.

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Как же оформить читательский дневник?

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу, как я требую вести Читательский дневник, а вы уже сами выберете форму ведения дневника.


Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к о формлению минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.

Для Читательского дневника мы берем самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год, а не только на лето. Расчерчиваем на несколько колонок:

♦ дата чтения,

название произведение,

♦ главные герои,

«О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы Н.Носова они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные.

Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать не только главы, но и номера страниц, если глава очень большая и читается не один день.

Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Интересно узнать и Ваше мнение по вопросу ведения Читательского дневника. Как Вы его ведете?


Еще с сайта:

  • 27.10.2019. Отзывов нет
  • 13.09.2019. Отзывов нет
  • 19.02.2019. комментария 2
  • 14.10.2018. Отзывов нет

Многие читатели ведут дневник. Что же это такое и главное зачем?

Читательский дневник - блокнот сбора информации о прочитанной книге для осмысления и сохранения впечатлений.

В школах учителя вводят читательские дневники для своих учеников с 1-го класса, постепенно усложняя его форму.

Читательский дневник школьника - это шпаргалка, с помощью которой легко вспомнить прочитанные книги, героев, основную мысль и пересказать произведения.

В начальных классах ведение читательского дневника приучает школьника к систематическому чтению, развивает первоначальные . Анализируя произведение, ученик письменно излагает ход своих мыслей, учится пересказывать. Конечно, без помощи родителей на первых порах не обойтись, ведь найти основную мысль произведения не всегда бывает легко, а также правильно заполнить и изложить свои мысли в читательском дневнике. Совместная форма работы в дневнике сплачивает, дает возможность читать вместе и обсуждать, а также понять родителям какой жанр больше интересует маленького читателя. В дальнейшем это будет способствовать коррекции направлений чтения по жанрам.

Конечно же основная задача ведения читательского дневника в школе - это , расширение кругозора знаний.

Также дневник читателя - бесценный помощник при чтении списка книг летом. И кто знает, может быть именно так получится .

Оформление читательского дневника

Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. На сегодняшний день разработаны печатные дневники в соответствии с по классам. Они красочно оформлены и содержат игровые задания.

Также появилась возможность вести электронный читательский дневник. Он способствует отработке учеником навыков работы в программе Word, поиску необходимой информации в Интернете, картинок и фото, исправлению своих же орфографических ошибок. Но в начальной школе это может перерасти в то, что родители будут вести дневник за ребенка, а этого допускать нельзя.

Однако все педагоги заинтересованы в использовании уже готовых или электронных дневников, так как они не соответствуют их требованиям, поэтому каждый учитель вправе предложить свои варианты ведения.

Титульный лист в дневнике каждый ученик оформляет по своему усмотрению, указывая фамилию и имя.

Лучше взять тетрадь в клетку для легкости расчерчивания. Каждая страница (или разворот тетради) - это отчёт о прочитанной книге.

В любом случае, двух совершенно одинаковых дневников не может существовать, так как каждый подходит к этому вопросу индивидуально.

Как оформлять читательский дневник в 1-2 классе?

В 1-2 классе можно предложить такой примерный план работы над произведением: автор и название произведения, количество прочитанных страниц, главные герои, основная мысль (о чем?), жанр. Можно также добавить рисунок. Он может быть сделан учеником через копирку или самостоятельно.

План работы над произведением в 1-2 классе

Дата

Герои

О чем?

Как оформлять читательский дневник в 3-4 классе?

К 3-4 классу можно усложнить план работы над произведением в читательском дневнике. Такая работа уже больше напоминать аннотацию на прочитанную книгу.

Аннотация - краткая характеристика произведения или книги, раскрывающая ее содержание и назначение.

План работы над произведением в 3-4 классе:

  1. Автор и название произведения.
  2. Жанр (рассказ, басня, стихотворение, сказка, загадка…)
  3. Главные герои. Твое мнение о главном герое.
  4. Кратко опиши последовательность событий (краткое содержание-план)
  5. Главная мысль произведения (что хотел сказать автор)
  6. (твое восприятие произведения: что понравилось, а что нет, чем запомнилось) В помощь читателю, пишущему отзыв, можно предложить .

7. Запиши вопрос, который ты бы хотел задать автору прочитанного произведения.

8. Работа со словарем (выпиши незнакомые слова и объясни значение непонятных слов. Хотя бы одно слово)

9. Иллюстрация к произведению.

Как организовать проверку читательского дневника?

Проверка читательского дневника учителем должна быть обязательной и систематической. Школьник должен понимать для чего он это делает, а его труд оценен и одобрен. Иначе вся работа проделана зря.

На уроке можно выборочно опрашивать учеников по прочитанным книгам.

Можно проводить раз в 2 недели урок внеклассного чтения, где все дети будут выходить к доске, демонстрировать книгу и КРАТКО пересказывать содержимое. Любой ученик и учитель могут задать вопросы по содержанию. Цель - понять на сколько ученик понял содержимое прочитанного. Такие уроки развивают устную речь, учат кратко пересказывать, отвечать на любые вопросы и получать отметки.

В 4 классе организовать проверку дневников заочно. Ведь это уже полноценный читательский отзыв! Главное условие - сдавать на проверку должны все.

  • Начинать заполнять дневник лучше сразу после прочтения книги, пока еще свежи впечатления.
  • После прочтения читатель должен обязательно объяснить почему книга имеет такое название.
  • Если произведение большое, допускается деление на части. Обязательно укажите прочитанные страницы.
  • Произведения должны соответствовать возрасту. Нельзя допускать чтение небольших информационных текстов из энциклопедий в 4 классе.
Чтобы скачать материал или !

Все родители России помнят свое школьное детство, список литературы на лето и читательский дневник. Сейчас не во всех школах учителя предоставляют список литературы на лето для начальной школы, а как вести читательский дневник - большой вопрос для многих.

Вашему вниманию предлагаем несколько вариантов читательского дневника для детей 2-4 класса.

1. Читательский дневник в виде школьной тетради.

Заполнение такого дневника начинается с подписи тетради, где надо указать: фамилию, класс

Обложку можно украсить рисунками герое прочитанных произведений. Тогда читательский дневник получится не только информативным, но еще и красочным и занимательным.

Тетрадь для 1-2 класса лучше брать в узкую линейку, чтобы детям было удобно писать, так как заполнение должно быть аккуратным. 3-4 класс может вести записи читательского дневника как в тетради в клетку так и в тетради в линейку.

Записи ведутся в виде таблицы.

Главное не прочитать большое количество книг, надо, чтобы ребенок понял содержание прочитанного, запомнил нескольких авторов произведений, название. Потому в читательском дневнике имя автора пишем полностью - Фамилия Имя Отчество. Название произведения в кавычках. Главная мысль произведения - это и есть то, чему оно учит.

Некоторые учителя предлагают еще один пункт - Мое отношение к прочитанному. Здесь ребенок указывает, что он понял из того, что прочитал, какие сделал выводы. Можно подобрать пословицу к содержанию текста.

2. Читательский дневник на листах формата А4.

Титульный лист читательского дневника.

Титульный лист можно также украсить рисунками герое прочитанных сказок, рассказов и стихов.

На второй странице располагается таблица. Записи в таблице ребенок ведет от руки.

После каждого произведения, если ребенок желает, можно сделать рисунок от руки.

3. Читательский дневник на печатной основе.

Образцы страниц читательского дневника на печатной основе.