Автоматическая защита. Автоматические защита компрессоров


ПРИЗНАКИ: Двигатель не останавливается при установке рукоятки телеграфа на «СТОП».

ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ:

    Регулирующая рейка топливных насосов заклинила или заблокирована.

    Нарушилось соединение между отключающим сервомотором и регулирующей рейкой топливных насосов.

    Заклинил отключающий сервомотор или соответствующий управляющий клапан. Заблокирована трубка выхода воздуха из отключающего сервомотора.

    Клапан управления реверсом или вращающийся клапан блокировки направления вращения имеют слабину и проскакивают по отношению к положению рычага (не поворачиваются с ним).

ДЕЙСТВИЯ:

    Передвиньте ручку регулировки нагрузки в «0» положение.

    Нажмите кнопку аварийной остановки.

    Поставьте ручку редукционного устройства управляющего воздуха (возле валоповоротки) в положение «четыре».

    Немного сдвиньте из положения «0» рычаг регулировки нагрузки на местном посту.

    Отключите ТНВД (поднимите толкатели над топливными кулаками).

    Закройте секущий клапан на топливной магистрали (остановите топливоподкачивающий насос).

    Закройте брезентом воздушный фильтр ГТН.

9. Двигатель работает неравномерно или временами останавливается.

ПРИЗНАКИ: Неравномерное или перемещающееся прекращение вспышек в отдельных цилиндрах.

ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ:

    Температура топлива перед ТНВД слишком низкая или слишком высокая.

    Плохо выпущен воздух из топливных трубок.

    Топливо содержит воду.

    Протечки или дефекты в системе впрыска топлива.

    Временное срабатывание автоматического отключающего устройства (защиты) из-за достижения отключающей величины давления.

ПРИЗНАКИ : Двигатель самостоятельно останавливается.

ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ:

    Давление масла или воды слишком низкое, сработала защита.

    Сработала защита по превышению оборотов.

    Слишком низкое давление воздуха в отключающем сервомоторе позволяет его пружинам потянуть к «0» положению рейку топливных насосов.

    Дефект (протечки) трубопроводов управляющего воздуха.

    Имеет дефект или заблокирован регулятор «ВУДВАРТ».

    Пустая расходная цистерна топлива или закрыто топливо; загрязнился топливный фильтр.

    Ручка регулировки подачи топлива на местном посту не стоит в положение «0».

    Ручка редукционного устройства (возле валоповоротки) по ошибке была передвинута в положение «четыре»

10. Остановка гд защитой по низкому давлению воды охлаждения поршней или цилиндров.

ПРИЗНАКИ: 1. Низкое давление охлаждающей воды (по манометру, световой и звуковой сигнал).

2. Сигнал о срабатывании защиты (на пульте).

3. Сигнал о блоке защиты (по какому параметру сработала защита).

    Возможен сигнал аварийной остановки насоса (световой и звуковой)

ДЕЙСТВИЯ:

    Немедленно доложить ст.механиу и сообщить на мостик (зафиксировать время).

    Принимать срочные меры к восстановлению отклонившегося параметра (пуск дублирующих насосов, если они не запустились автоматом, устранение поломок и других причин).

    После приведения отклонившегося параметра к норме выключить и снова включить защиту (нажатием на подсвечиваемую кнопку в блоке защиты), после чего можно управлять двигателем обычным образом.

    Если внезапная остановка ГД грозит аварией судну, капитан (вахтенный помощник) имеет право потребовать продолжение работы ГД, принимая ответственность за последствия на себя. О приказании капитана (вахтенного помощника) в этом случае делается запись в машинном и судовом журналах. В этом случае для аварийного пуска ГД (без охлаждения поршней или цилиндров) нужно перед нажатием кнопки «ПУСК» нажать на желтую кнопку «АВАРИЙНЫЙ ПУСК» (в ЦПУ – возле телеграфа, а на местном посту – возле регулятора).

    ПОВРЕЖДЕНИЕ РЕГУЛЯТОРА ЧИСЛА ОБОРОТОВ.

ПРИЗНАКИ: Неустойчивая работа ГД или отказ в управлении ГД из ЦПУ.

ДЕЙСТВИЯ:

    Остановить ГД (установить в ЦПУ рукоятку реверсов в положение «СТОП», а рукоятку нагрузки – положение «0». Все рукоятки, кнопки и т.д. необходимо установить в закрытое на регулятор положение).

    Рас соединить связь между регулятором и промежуточным регулирующим валом.

    Если есть возможность, снять регулятор и заглушить отверстие привода и подвод управляющего воздуха.

    Вывесить в ЦПУ табличку «ВНИМАНИЕ! АВАРИЙНАЯ РАБОТА».

    Установить аварийную рукоятку нагрузки (подачи топлива) на местном посту в пусковое положение (зафиксировать на делении 3,5 – 4).

    Осуществлять управление ГД с местного поста до окончания ремонта и установки регулятора.

    ТРЕЩИНА ИЛИ СВИЩ НА ТОПЛИВНОЙ ТРУБКЕ МЕЖДУ ТНВД И ФОРСУНКОЙ.

ПРИЗНАКИ: Поступление топлива из-за кожуха.

ДЕЙСТВИЯ:

    Снизить нагрузку двигателя – уменьшить число оборотов до 90% (зафиксировать время).

    Закрыть клапана на топливном насосе этого цилиндра.

    Снять дефектную топливную трубку и установить новую.

    Открыть клапана на топливном насосе и выпустить воздух из трубки и форсунки.

    Включить ТНВД (плавно опустить толкатель на топливный кулак).

    Убедиться в плотности соединений установленной трубки и в нормальной работе цилиндра.

    Выйти на режим полного хода обычным образом.

    ПОДРЫВ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО КЛАПАНА ТНВД.

ПРИЗНАКИ: Интенсивное прерывистое поступление топлива из кожуха предохранительного клапана ТНВД.

ДЕЙСТВИЯ: 1. Снизить обороты ГД до прекращения поступления топлива.

    Доложить старшему механику и сообщить на мостик (зафиксировать время).

    Проверить температуру топлива (если снижена – повысить).

    Если пропуск топлива при снижении оборотов ГД не прекращается, отключить ТНВД, закрыть на него клапана и заменить предохранительный клапан.

    Выключить ТНВД и выйти на режим «ПЕРЕДНИЙ ХОД».

    ЗАКЛИНИВАНИЕ (ЗАДИР) ПЛУНЖЕРА ТНВД.

ПРИЗНАКИ: Стук в районе толкателя ТНВД.

    Возможно снижение температуры выхлопных газов на этом цилиндре.

ДЕЙСТВИЯ:

    Уменьшить число оборотов двигателя до 75% (зафиксировать время).

    Отключить ТНВД, в районе, которого слышался стук (поднять толкатель над топливным кулаком). Убедиться, что стук прекратился.

    Доложить старшему механику и сообщить на мостик.

    При первой возможности остановить ГД и заменить плунжерную пару ТНВД.

    ЗАВИСАНИЕ ВСАСЫВАЮЩЕГО ИЛИ ПЕРЕЛИВНОГО КЛАПАНА ТНВД.

ПРИЗНАКИ: Отключение цилиндра из работы.

Снижение температуры выхлопных газов этого цилиндра.

ДЕЙСТВИЯ:

    Если появится помп аж ГТН, снизить обороты ГД до его прекращения (зафиксировать время).

    Доложить старшему механику и сообщить на мостик.

    Снизить число оборотов ГД до 75%.

    Отключить ТНВД этого цилиндра (поднять толкатель над топливным кулаком).

    Закрыть клапан подвода топлива к этому ТНВД.

    Произвести ревизию всасывающего и переливного клапанов. Дефектный клапан заменить.

    После сборки открыть клапан подвода топлива на ТНВД.

    Выпустить воздух из форсунки.

    Включить ТНВД в работу.

    Проверить плотность поставленных крышек клапанов.

    Убедиться в нормальной работе цилиндра.

    Выйти на режим ПХ обычным порядком.

    ПОМПАЖ ГТН ГЛАВНОГО ДВИГАТЕЛЯ.

ПРИЗНАКИ: Прерывистый ненормальный шум, хлопки и гудение.

ДЕЙСТВИЯ:

    Уменьшить число оборотов ГД до прекращения помпажа (зафиксировать время). Если снижением оборотов не удается прекратить помпаж, как временная мера для снижения давления можно с помощью клапанов продувания стравливать воздух из продувочного ресивера.

    Доложить старшему механику и сообщить на мостик.

    Выяснить причину помпажа.

ВЕРОЯТНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОМПАЖА (при одинаковом положении указателя нагрузки).

I. ПРИЗНАК: Снижение давления продувочного воздуха.

    Дефект или загрязнение ГТН.

    Увеличение давления выхлопных газов за турбиной.

    Воздушный фильтр, воздушный холодильник или защитная решетка перед ГТН загрязнены.

    ПРИЗНАК: Увеличение температуры выхлопных газов перед турбиной.

1. Недостаток воздуха по причине дефекта или загрязнения ГТН, воздушного фильтра, воздушного холодильнику или защитной решетки перед ГТН.

    Загрязнены окна втулок цилиндров.

    Пожар в одном из воздушных пространств.

    ПРИЗНАК: Снижение температуры выхлопа одного из цилиндров.

    Термометр на этом цилиндре не исправен (на выхлопе).

    Вспышки в этом цилиндре не регулярны или их нет совсем. Этому может способствовать подача слишком малого количества топлива (протечки в клапанах ТНВД или в форсунке).

IY. ПРИЗНАК: Уменьшаются обороты двигателя.

    Увеличение сопротивления движению судна.

    Поврежден винт.

    Дефект ТНВД или топливной трубки высокого давления.

    Клапан прокачки форсунки не закрыт или пропускает.

    Слишком низкое давление топлива перед ТНВД.

    Дефект или загрязнение воздушного фильтра ГТН или воздушного холодильника.

    Загрязнены продувочные или выхлопные окна втулок цилиндров.

    Перегрев цилиндропоршневой группы (если возможно, НЕМЕДЛЕННО ОСТАНОВИТЬ ДВИГАТЕЛЬ).

Для защиты холодильных машин от аварийных режимов предназначены реле давления.

Различают одноблочные реле, предназначенные для стороны низкого или высокого давления, и двухблочные, срабатывающие при понижении давления всасывания и повышении давления нагнетания. Дифференциальные реле давления ДРД воспринимают разность давления нагнетания и всасывания.

Реле, имеющие в обозначении первую цифру 1, предназначены для размыкания контактов при понижении давления, а цифру 2- для их размыкания при повышении давления. Реле низкого давления обозначают цифрами 01 или 04, а высокого - 02 или 03. Реле РД-1-01 - реле низкого давления, реле РД-2-03 - высокого давления.

Реле давления - комбинированные приборы, состоящие из регулятора давления всасывания (прессостата) и выключателя максимального давления (маноконтроллера).

В малых холодильных установках прессостат регулирует производительность путем периодических пусков и остановок компрессора. В крупных он служит средством защиты, останавливая компрессор при условиях, которые могут привести к замерзанию рассола в испарителе. Маноконтроллер во всех случаях защищает машину от недопустимого повышения давления нагнетания.


Рис. 95. Двухблочное реле давления:

1 - двухплечий рычаг, 2 - игла сильфона с пружиной, 3 - сильфон прессостата в кожухе, 4- штуцер для присоединения к испарителю, 5 - сильфон маноконтроллера (штуцер), 6 - магнит, 7 - пластинка, 8 - регулировочный винт, 9 - регулятор дифференциала, 10 - тяга, 11 - провода от клемм к магнитному пускателю, 12 - пружина прессостата

Двухблочное реле давления, изображенное на рис. 95, состоит из двух частей: прессостата, включенного во всасывающую линию и поддерживающего заданное давление в испарителе, и маноконтроллера, включенного в линию нагнетания. Оба прибора смонтированы в одном корпусе и воздействуют на одну и ту же группу контактов, связанных с магнитным пускателем, управляющим работой электродвигателя компрессора. Рассмотрим действие реле давления, исходя из положения его деталей.

Сильфон 3 через штуцер 4 связан со стороной всасывания. При повышении давления в испарителе (а оно произойдет через какой-то промежуток времени после остановки компрессора) сильфон 3 растянется. При этом связанная с ним игла 2, на которую надета пружина, преодолеет сопротивление этой пружины и нажмет на двуплечий рычаг 1. Неэлектропроводная тяга 10 при вращении рычага по часовой стрелке будет двигаться вниз. Сначала она совершает свободное движение, а затем входит в соприкосновение с контактной пластинкой 7, приближая ее к постоянному подковообразному магниту 6, который, резко притягивая контактную пластинку, замыкает электрические контакты компрессора.

Пои уменьшении давления в испарителе ниже заданного предела реле давления - сработает в обратном порядке: давление иглы 2 на двуплечий рычаг снизится и пружина 12 прессостата повернет его против часовой стрелки. Тяга 10 преодолеет притяжение магнита 6 и оторвет от него контактную пластинку 7. Произойдет выключение двигателя компрессора.

Сильфон 5 маноконтроллера, воспринимающий давление нагнетания, передает его через свою рычажную систему на ту же контактную пластинку 7: при недопустимом повышении давления эта пластинка особым рычажком отбрасывается от электромагнита 6, а при понижении его до допустимых пределов пружина сильфона 5 возвращает систему в прежнее положение, вновь включая электродвигатель компрессора.

Реле давления имеет несколько регулировочных приспособлений: винтом 8 регулируют натяжение пружины 12 прессостата, изменяя тем самым давление, при котором происходит размыкание контактов. Если необходимо обеспечить размыкание при более высоком давлении, то следует увеличить натяжение пружины 12, что достигается поворотом винта 8 по часовой стрелке. Разность между давлениями включения и выключения компрессора регулируют изменением свободного хода тяги 10.

Для защиты фреоновых компрессоров от перегрузки при повышении давления в испарителе применяют автоматический регулятор давления «после себя» АДД-40М (рис. 96). Регулятор состоит из двух основных частей: пилотного (управляющего) устройства и исполнительного механизма. Пилотное устройство размещено в крышке исполнительного механизма (встроенный пилот). Это дало возможность значительно уменьшить вес прибора и количество уплотняемых соединений, а следовательно, улучшить герметичность.


Рис. 96. Автоматический регулятор давления «после себя» АДД-40М:

А, В - каналы, Б - отверстие; 1 - винт, 2 - стакан, 3, 5, 9 - пружины, 4 - мембрана, 6 - управляющий клапан, 7 - седло, 8, 14 - обтекатели, 10 - корпус, 11 - фланец, 12 - цилиндр, 13 - поршень, 15 - фильтр, 16 - крышка, 17 - колпак


При снижении давления ниже номинального или повышении выше верхнего предела разомкнутся контакты КРД (КРМ), которые обесточат катушку КЗ.

Ручное управление (при отходе цепи управления) осуществляется поворотом СР1 в положении Р. при этом питание катушки КЗ будет осуществляться через кнопки «Пуск» и «Стоп». Зажигание факела осуществляется нажатием кнопки S3. Контроль за работой котельной установки осуществляется по приборам на щите управления, горение факела по смотровому стеклу. При ручном управлении Регистр требует обязательное несение вахты возле котла.

Автоматизация холодильных установок

На современных судах применяются холодильные установки и системы кондиционирования воздуха с высокой степенью автоматизации, которая предотвращает аварийные ситуации, обеспечивая точное поддержание температуры охлаждаемых объектов.

Влажность и скорость движения воздуха в СКВ и повышение экономичности установок.

В СХУ автоматизируют следующие процессы:

-подача жидкого хладагента в испаритель;

- поддержание температуры кипения хладагента в испарителе;

- поддержание температуры и влажности в охлажденных помещениях;

- поддержание промежуточных температур хлад оное ителя;

- поддержание давления конденсации;

- защиту холодильных агрегатов (компрессоров) при выходе из строя системы смазки.

Автоматическая работа ХУ и СКВ осуществляется с помощью автоматических приборов и систем можно разделить на 3 основные группы:

- приборы и системы регулирования, которые автоматически поддерживают заданное значение регулируемых величин или изменяют их по заданному закону;

- приборы управления, которые включают и выключают согласно заданному алгоритму машины, механизма, ХУ или СКВ.

- приборы и системы защиты, которые автоматически отключают всю ХУ или ее элементы и включают световую и звуковую сигнализацию при отклонении любого параметра от заданного значения.

В зависимости от принципа действия все приборы можно разделить на два типа:

- позиционные, у которых регулирующий орган может занимать несколько определенных значений или положений, так называемые позиционные приборы (реле), которые работают закрыто или открыто;

- непрерывного регулирования и плавного действия - такие, у которых регулирующий орган может занимать любые промежуточные значения.

Каждый автоматический прибор имеет диапазон регулирования, т.е. интервал значений, в которых он работает, а также зону нечувствительности.

В позиционных автоматических приборах зону нечувствительности называют диапазоном прибора.

Верхний сильфон 6 сообщен трубкой с картером компрессора, нижний сильфон 1 с напорной масляной системой и находится под давлением создаваемое масляным насосом 9. при нормальном давлении в системе смазки сила действия на нижний сильфон больше силы действующей на верхний сильфон плюс усилие пружины 3. При этом контакты микровыключателя 7 замкнуты и питание на магнитный пускатель.


При снижении дифференциального давления установленного на шкале диапазона 4 (настройка), шток 2 опустится вниз, а пружина 3 развернет рычаг 8 против часовой стрелки при этом контакты разомкнутся, распирается магнитный пускатель - компрессор остановится. Для того чтобы запустить компрессор, при нулевом дифференциальном давлении необходимо в цепь управления установить реле давления, которое обеспечит запуск, при разомкнутых контактах, но если в течении 45 сек. давление масла не подымится до установленной величины компрессор остановится.

Повторный автоматический запуск невозможен, поэтому необходимо устранять причину. Многие системы управления могут быть оборудованы кнопкой возврата.

Схема устройства РКС и его выполнение показаны на рисунке.

Реле давления предназначены для контроля и автоматической защиты компрессора в случаях, когда давление всасывания меньше расчетного; давление нагнетания выше допустимого предела, предусмотренного испытанием системы на плотность. Кроме того, реле низкого давления двухблочного реле могут быть использованы для поддержания заданной температуры в охлаждаемом объекте. Промышленностью выпускаются реле давления в одноблочном и двухблочном исполнении.
Одноблочные реле давления по своей конструкции и принципу действия отличаются от манометрических реле температуры только отсутствием чувствительной термосистемы. Вместо нее контролируемое давление подается на сильфон через импульсную трубку.
Двухблочное реле контролирует два давления, действующие на один микропереключатель.
Характеристики реле давления. В зависимости от назначения различают реле низкого и высокого давления
Реле низкого давления. Прямое срабатывание этого реле (размыкание контакта) происходит при понижении контролируемого давления до величины, установленной на шкале уставки. Обратное срабатывание (замыкание контакта) происходит при повышении контролируемого давления на величину настройки дифференциала. Схема работы прибора представлена на рис. 100, а характеристики приборов этого типа - в табл. 61.

Реле высокого давления. Прямое срабатывание реле высокого давления (размыкание контакта) происходит при увеличении контролируемого давления до величины, установленной на шкале уставки. Обратное срабатывание (замыкание контакта) бывает при понижении контролируемого давления на величину настройки дифференциала. Схема работы прибора представлена на рис. 101, а характеристики приборов этого типа - в табл. 62.

Прибор включает в себя узлы низкого и высокого давления (рис. 102). Узел низкого давления устроен и работает аналогично одноблочному реле низкого давления.

Узел высокого давления имеет нерегулируемый дифференциал. При воздействии на сильфон высокого давления двуплечий рычаг узла высокого давления поворачивается против часовой стрелки и отодвигает от кнопки микропереключателя плечо рычага низкого давления. Основной рычаг узла низкого давления может оставаться в поднятом положении, а его плечо будет отодвинуто от микропереключателя пружиной заводской настройки.
При понижении высокого давления двуплечий рычаг перемещается по часовой стрелке и перестает препятствовать замыканию контакта плечом узла низкого давления.
Характеристики приборов этого типа приведены в табл. 63.

Установка и настройка реле давления. Приборы устанавливают на щите компрессора и соединяют импульсными трубками с полостями всасывания и нагнетания.
Нельзя присоединять приборы до всасывающего вентиля и после нагнетательного, поскольку при этом они будут контролировать давление в испарителе и конденсаторе и при закрытых вентилях компрессора его защиты не обеспечат. Контакты приборов включаются последовательно в цепь катушки магнитного пускателя компрессора.
Защита компрессора от опасных режимов работы. Реле низкого давления или узел низкого давления двухблочного реле служит для защиты компрессора во время работы при давлении ниже атмосферного во избежание подсасывания воздуха в систему через неплотности. Компрессор должен быть в этом случае отключен.
Реле высокого давления или узел высокого давления двухблочного реле служит для защиты компрессора от разрушения
Настройка шкалы уставки реле (или узла) низкого давления производится на избыточное давление 0,02-0,03 МПа.
Шкала уставки реле (или узла) высокого давления настраивается для аммиачных компрессоров и компрессоров, работающих на R-22, на 1,3-1,4 МПа; для компрессоров, работающих на R-12, на 1,0 МПа.
Величина дифференциала в этих случаях не имеет существенного значения. Для уменьшения времени возврата после срабатывания реле величина дифференциала устанавливается минимальной.
Следует помнить, что при правильно настроенных реле давления и отсутствии в полости компрессора избыточного давления (например, после ремонта) реле низкого давления имеет разомкнутый контакт. Для пуска компрессора следует чуть приоткрыть всасывающий вентиль компрессора, увеличив тем самым давление в компрессоре на величину настройки основной шкалы плюс дифференциал.
Автоматическое поддержание температуры охлаждаемого объекта. В малых холодильных установках температура камеры или хладоносителя может поддерживаться пуском или остановкой агрегата по команде реле низкого давления.
Настройку реле производят в следующей последовательности:
в зависимости от заданной температуры охлаждаемого объекта определяют предполагаемую температуру кипения хладагента по оптимальной разности температур;
пользуясь диаграммами i - lgP , S - Т или таблицей насыщенного пара хладагента, находят давление, соответствующее температуре его кипения;
с учетом абсолютного давления, применяемого в диаграммах и таблицах, устанавливают избыточное давление на шкале диапазона реле;
дифференциал располагают в среднем положении шкалы;
окончательную настройку прибора ведут по эталонному термометру.
Пример. В охлаждаемой камере температура должна быть -5 °С. Холодильная установка работает на R-12. Предполагаемая разность температур между воздухом камеры и кипением хладона-12 - 10 °С. Следовательно, t 0 = -15 °С.
По диаграмме i - lgP или таблице насыщенного пара определяем, что абсолютное давление, соответствующее t 0 = -15 °С, составляет 1,83·10 5 Па; значит, избыточное давление составит 0,83·10 5 Па. На шкале диапазона реле низкого давления устанавливают 0,83·10 5 Па (0,83 кгс/см 2).
При достижении устойчивого режима работы установки, если температура камеры превысит -5 °С (по эталонному термометру в средней части помещения на 2/3 высоты камеры от пола), то уставку шкалы диапазона смещают в сторону уменьшения давления и наоборот. Настройка дифференциала производится при слишком коротких или длинных циклах работы установки.
Проверка реле давления и его основные неполадки. Реле низкого давления периодически проверяют закрытием всасывающего вентиля, реле высокого давления - закрытием подачи воды или прекращением подачи воздуха на конденсатор.
Характерными неполадками реле давления являются обгорание контактов, поломка микропереключателя, засорение присоединительных штуцеров, нарушение целостности сильфонов, разрегулирование прибора, нарушение герметичности присоединительных трубок, пружины прибора теряют упругость.
При засорении штуцеров их прочищают латунной проволокой. Негерметичность импульсных трубок устраняют пайкой или бортовкой в зависимости от применяемого хладагента. При прочих неисправностях прибор заменяют и отправляют в ремонт.

Автоматические защита компрессоров

Атоматическая защита обеспечивает быстрое выключение компрессора при нарушении нормальной работы установки и включение аварийной сигнализации.

Автоматическая защита обеспечивает быстрое выключение компрессора при нарушении нормальной работы установки и включение аварийной сигнализации.

1) Защита от повышения давления нагнетания (рк)

Резкий рост давления нагнетания возникает при пуске компрессора с закрытым нагнетательным клапаном и нарушении процесса конденсации, связанного с неисправностью в системе охлаждения или переполнение конденсатора жидким х.а.

а) – по давлению нагнетания; б) – по давлению всасывания и нагнетания;

в) – по перепаду давления всасывания и масла в системе компрессора;

г) – по температуре нагнетания; д), е) – по пусковому моменту;

РВ – реле времени

Для защиты компрессора от повышения давления на нагнетательной стороне, до клапана нагнетания, по ходу пара устанавливают реле высокого давления (рис. 16.а) которое настраивается в зависимости от рода используемого х.а. Так для R12 предельное давление нагнетания компрессоров = 1 МПа.

Для машин выше 12 кВт предусматривается предохранительный клапан, который срабатывает, перепуская пары из линии нагнетания, на сторону всасывания, когда разность давления нагнетания и всасывания превысит 1МПа (R12)

2) Защита от понижения давления всасывания Давления

При нарушении режима питания испарителя жидкий х.а вследствие образования ледяной пробки в дроссельном отверстии ТРВ или значительного уменьшения тепловой нагрузки, например при выходе из строя рассольного насоса, отложение снеговой шубы на теплопередающей поверхности испарителя, может произойти недопустимое снижение давления всасывания Ро. Низкое Ро приведет к перегрузке компрессора, вспениванию и выброса масла с его картера, замерзанию рассола в испарителе.

Защита осуществляется установкой дополнительного реле низкого давления либо сдвоенного реле давления (рис. 16.1.б), которое одновременно контролирует давления всасывания и нагнетания.

3) Защита от понижения давления в системе смазки компрессора

Этот вид защит применяется в компрессорах с принудительной системой смазки. Падение давления в системе смазки может произойти из-за поломки насоса или увеличения зазоров в смываемых узлах, недостатка масла в картере или попадание в картер жидкого хлададагента и его вскипание.

Защита осуществляется с помощью реле контроля смазки РКС, которое измеряет разность между давлением в масляной системе и давлением в картере компрессора (рис. 16.1.в). Если при работе компрессора измеряемый перепад снизится до предельной величины (0,05 – 0,1 МПа), реле подает сигнал на остановку. Для обеспечения автоматического пуска, компрессор оборудуется реле времени РВ, который отключает РКС на период пуска. Длительность срабатывания реле времени зависит от типа холодильной установки до 100 с и более.

4) Защита от повышения температуры нагнетания

Перегрев в линии нагнетания может возникнуть в следствие неплотностей или поломки нагнетательных и всасывающих клапанов, попадание воздуха в систему и слишком высокого давления конденсации. Для защиты используются реле температуры РТ, которое контролирует температуру нагнетаемого пара (рис. 16.1.г).

5) Защита от влажного хода и гидравлических ударов

Переполнение испарителя жидким х.а происходит при отказе в работе системы автоматического питания. Попадание ж.х. агента во всасывающую линию может привести к влажному ходу компрессора, гидравлическим ударом.

Защита может обеспечиваться установкой реле, контролирующего перегрев паров х.а. на выходе из испарителя, а также установкой ложной крышки в компрессоре.

6) Защита от высокого пускового момента компрессора

В начальный период пуска требуется значительный момент на валу электродвигателя для преодоления сил инерции и сопротивления компрессора. Для обеспечения надёжного пуска применяют разгрузочное устройство снижающее момент компрессора в пусковой период.

В компрессоре, оборудованном для отжима всасывающих клапанов, разгрузка обеспечивается отключением всех цилиндров при его остановке, например от реле давления РД (рис. 16.1.д). Включение цилиндров при пуске компрессора осуществляет реле времени РВ, или другие устройства. В компрессорах с неизменяемой производительностью нагрузка осуществляется соленоидным вентилем СВ (рис. 16.1.е), соединяющим нагнетательную линию со всасывающей. СВ открывается автоматически при пуске компрессора и закрывается по окончании пускового периода от сигнала реле времени.

Кондиционирование воздуха на судах

Кондиционирование воздуха - создание и автоматическое поддержание в обслуживаемых помещениях определенных параметров воздушной среды, определяемых температурой, относительной влажностью и подвижностью воздуха.

Для поддержания жизненно важных параметров воздушной среды в благоприятных пределах для адаптационных возможностей человека служит система комфортного кондиционирования воздуха. Она включает комплекс устройств, в которых воздух принимается, обрабатывается и распределяется по жилым помещениям. Судовые системы кондиционирования воздуха (ССКВ) обеспечивают летом отвод из помещений избытков влаги и тепла, зимой - отвод избыточной влаги и подвод теплоты, а также требуемую кратность воздухообмена для поддержания необходимого состава воздуха.

Кроме систем комфортного кондиционирования воздуха, на судах используются и системы технического кондиционирования. Их задача - обеспечить наиболее благоприятный режим для эксплуатации судового оборудования, цистерн и танков, для сохранения качества перевозимых грузов, предотвращения взрывов на танкерах. В зависимости от конкретных условий эта задача может решаться снижением либо влажности, либо содержание кислорода в воздухе.

Все ССКВ, независимо от их конструкции, включают в себя следующие основные узлы: установку для приготовления тепло- и хладоносителя; установку для воздухоподготовки и подачи воздуха в помещения (центральный кондиционер), состоящую из вентилятора, фильтров, теплообменных аппаратов, глушителей шума; воздуховодов; воздухораспределителей; каютных воздухопроводов; системы дистанционного или автоматического контроля и управления.

При переходе судна с грузом в его трюмах происходят сложные тепловлажностные процессы, которые могут привести к конденсации водяных паров из воздуха на частях набора корпуса судна или на грузе, к его отпотеванию и отсырению. образованию плесени и налетов, нагреванию и брожению, усушке или обводнению груза и др. Для предотвращения порчи груза и сохранения корпуса судна от коррозии необходимо поддерживать в трюмах определенный тепловлажностный режим путем искусственного удаления излишков влаги и вентиляции грузовых помещений.

При перевозке жидких грузов образуются взрывоопасные концентрации паров жидких грузов с атмосферным воздухом, особенно при погрузочно-разгрузочных работах и балластных переходах. Радикальным решением вопросов пожаробезопасности нефтеналивного флота и судов-газовозов является создание в грузовых отсеках инертной среды, лишенной кислорода. Это может быть обеспечено созданием эффективных судовых систем инертных газов, оборудованных высокопроизводительными генераторами газов и осуществляющих подачу кондиционированных выпускных и топочных газов в грузовые помещения.

Судовые системы комфортного кондиционирования воздуха (ССККВ)

Основным требованием является стабильное поддержание заданных параметров микроклимата в судовых помещениях независимо от внешних метеорологических условий.
Система кондиционирования воздуха должна обеспечивать в теплое время года отвод из помещений тепла и влагоизбытков, а в холодное - подвод тепла и влаги, количественно равного тепло- и влагопотерям. Температура и влажность в помещениях должны соответствовать санитарным нормам.

В кондиционерах следует использовать те виды энергии, которые соответствуют типу энергетической установки судна, а холодильные агенты и холодоносители должны быть чистыми, пожаробезопасными и безвредными для здоровья людей.
Применяемые в настоящее время на судах ССККВ весьма разнообразны и могут классифицироваться по различным признакам. Наибольшее распространение получили четыре типа судовых систем комфортного кондиционирования воздуха:
- одноканальная прямоточная низкоскоростная система;
- одноканальная прямоточно-рециркуляционная средненапорная система с дополнительным подогревом воздуха в каютных доводочных воздухораспределителях;
- одноканальная прямоточная высокоскоростная система с дополнительной обработкой каютного воздуха в каютных доводочных воздухораспределителях эжекционного типа;
- двухканальная прямоточно-рециркуляционная система.
По способу подвода холодоносителя к воздухоохладителю системы охлаждения ССККВ делятся на системы непосредственного охлаждения и системы с промежуточными холодоносителями.

17. Судовые кондиционеры и их элементы
Судовой кондиционер представляет собой установку, состоящую из ряда элементов различного назначения, и предназначен для очистки, тепловлажностной обработки и распределения воздуха в кондиционируемые помещения.
Конструктивно судовые кондиционеры бывают моноблочные, имеющие один общий корпус, в котором смонтированы все необходимые элементы, и секционные, состоящие из отдельных секций, связанных между собой технологически.
Судовые кондиционеры состоят из следующих элементов:
- фильтры. Требования к чистоте кондиционируемого воздуха непрерывно возрастают в связи с ухудшением внешних экологических условий. Поэтому одной из задач судовых кондиционеров является механическая очистка воздуха от пылевых загрязнений различного происхождения.
В общем случае для очистки воздуха применяют следующие способы: механическую обработку под воздействием гравитационных (инерционных) сил, фильтрация через пористые среды (сухие и масляные фильтры) и электростатическую очистку воздуха под воздействием электрического поля- воздухоохладители. Для охлаждения воздуха в судовых кондиционерах применяются поверхностные теплообменные аппараты с оребренной наружной поверхностью.
Охлаждение воздуха в воздухоохладителях осуществляется с помощью холодильного агента (непосредственное испарение) либо охлаждающей жидкости (вода, рассол). В воздухоохладителях непосредственного испарения предусмотрен подвод холодильного агента через ТРВ, а водяные охладители снабжены входными и выходными коллекторами. - воздухонагреватели. В судовых кондиционерах применяются воздухонагреватели трех типов: паровые, водяные и электрические.
Паровые и водяные воздухонагреватели конструктивно похожи на водяные и рассольные воздухоохладители, но имеют меньшую степень оребрения, так как обладают более высоким удельным теплосъемом при больших температурных напорах и коэффициентах теплопередачи.
Электрические воздухонагреватели обычно набираются из прямых или петлеобразных трубчатых электронагревательных элементов.
- увлажнительные устройства. Для увлажнения воздуха при работе в режиме обогрева используют три типа увлажнительных устройств: водяной, паровой атмосферного давления и паровой повышенного давления- регенеративные теплообменники. В регенеративном теплообменнике центрального кондиционера в судовых системах КВ происходит отбор (отнятие) тепла (холода) от воздуха, который вытесняется наружу свежим приточным воздухом для уменьшения потребления тепла (холода) в установке.
Применение регенерации тепла (холода), удаляемого в атмосферу каютного воздуха, приводит к экономии до 30 % энергопотребления центрального судового кондиционера- каютные воздухораспределители. Важную роль в работе ССККВ играет качество воздухораспределения в обслуживаемых помещениях. В 90 % объема обитаемой зоны должны поддерживаться комфортные условия.
При организации воздухораспределения необходимо стремиться к тому, чтобы приточный воздух не создавал в обитаемой зоне ощущения сквозняка, который оценивается подвижностью воздуха и разностью температур приточного воздуха и воздуха помещения.

Пуск холодильной установки.

Перед пуском холодильной установки по вахтенному журналу проверяют причину ее последней остановки и убеждаются в устранении всех отмеченных неполадок.
При пуске компрессора открывают все клапаны на всасывающем, нагнетательном и жидкостном трубопроводах хладагента, а также клапаны у манометров и приборов автоматики, за исключением (см. рис. 14.1): запорного клапана 1 на всасывании компрессора для предотвращения гидравлического удара; клапанов 13 на жидкостном коллекторе перед ТРВ и их обводных клапанов 15 во избежание переполнения испарителей.

Запорный нагнетательный клапан 2 компрессора открывают непосредственно перед пуском, чтобы исключить повышение давления в картере.

После пуска насосов охлаждающей и рассольной (если имеется) систем, вентиляторов воздухоохладителей и включения приборов автоматики открывают запорный нагнетательный клапан 2 компрессора и вручную включают его электродвигатель.
Компрессор, имеющий байпасный клапан, пускают при закрытом нагнетательном клапане и открытом байпасе. Компрессоры, оборудованные ручным изменением производительности, пускают при минимальной подаче.
После пуска компрессора медленно и осторожно открывают запорный всасывающий клапан 1, не допуская влажного хода. При появлении стуков в цилиндрах, клапан 1 быстро закрывают и после прекращения стуков вновь медленно открывают. После отсасывания паров хладагента из испарителя, когда давление в нем будет соответствовать заданной температуре кипения, но не ниже 0,03 МПа избыточного давления, подают жидкий хладагент, для чего открывают запорный клапан 13 перед соответствующим ТРВ.
Порядок пуска винтовых компрессоров аналогичен описанному.
После пуска холодильная установка работает некоторое время в неустановившемся режиме. Для этого периода характерны частые пуски компрессора, повышенное давление конденсации, более интенсивное кипение хладагента в испарителе (из-за больших температурных напоров), что повышает вероятность выброса жидкого хладагента во всасывающую полость компрессора. В связи с этим до выхода на установившийся режим установка должна находиться под непрерывным наблюдением, при этом особое внимание должно быть обращено на подачу жидкого хладагента в испаритель.

Масла для систем охлаждения

Минеральное масло – совместимо с хлор- и углеводородосодержащими холодильными агентами

Алкилбензольное масло – относится к группе синтетических смазочных материалов. Продукты этой группы являются термоустойчивыми и, в сравнении с минеральными маслами, лучше смешиваются с холодильными агентами. При запуске установки с алкилбензольным маслом процесс вспенивания протекает менее выражено. Алкилбензольное масло рекомендовано добавлять в установки, находящиеся в процессе перевода с R12 на переходные холодильные агенты.

Полиалкиленгликоливые масла (ПАГ или PAG) – синтетические смазочные материалы, которые обладают широким спектром положительных свойств:

1. Высокая способность впитывать влагу;

2. Максимальная остаточная влажность гораздо ниже предельной (300 ppm при критическом значении 700 ppm);

3. Высокая устойчивость к взаимодействию с водой;

4. Колебания вязкости в зависимости от температуры минимальны;

5. Высокая устойчивость к температурному воздействию;

6. Высокая степень защиты от износа

PAG чувствительны к хлору. Они плохо совместимы с минеральными маслами. При смешивании с хладагентом при высоких температурах вероятен промежуток несмешиваемости.

Из-за способности поглощать большое количество влаги, PAG не используются в установках с медными элементами.

Полиэфирные масла (POE), или масла на основе полиэфиров. Это также класс синтетических масел. Он широко используются в различных холодильных установках и системах кондиционирования воздуха. По своим свойствам они близки полиалкиленгликолевым маслам, но не так устойчивы к разложению при высокой концентрации воды. Остаточная влажность POE составляет не более 50 ppm.

Опытным путем удалось выявить, что в системе с использованием POE должно содержаться не более 100 ppm воды. Если эта рекомендация будет нарушена, многократно возрастает риск коррозии металлов, образования спиртов и кислот, а также скопления загрязнений различного рода. Влагу, поглощенную полиэфирным маслом, нельзя удалить вакуумированием, а сушка азотом или фильтром-осушителем, хоть и возможны, но дают незначительный эффект.

Канистры для хранения масла нельзя использовать многократно. После того, как канистра будет открыта, смазочный материал необходимо либо немедленно использовать по назначению, либо утилизировать.

23.Циркуляция масла в холодильных установках на судне
Смазочное масло в системах холодильной установки играет двоякую роль: во-первых, оно уменьшает трение движущихся частей и отводит тепло, выделяющееся при трении; во-вторых, смазочное масло, будучи уносимым из компрессоров в систему хладагента, оказывает вредное действие на работу теплообменных аппаратов, приводя к потерям хладопроизводительности.
В связи с этим в системах холодильных установок должны быть предусмотрены устройства для отделения масла от хладагента и возврата его в систему смазки компрессоров. Это особенно важно для фреоновых холодильных установок из-за повышенной взаимной растворимости фреонов и смазочных масел.

К смазочным маслам, применяемым в холодильных установках, предъявляют следующие требования:
Масло должно иметь достаточную вязкость, необходимую для нормальной работы компрессоров; достаточно низкую температуру застывания, при которой масло теряет текучесть, и температуру вспышки более высокую, чем предельно допустимая температура нагнетания паров хладагентов; при этом должно быть устойчивым к окислению и не иметь механических примесей, кислот, щелочей, активной серы и влаги.

Среди свойств смазочных масел важное место занимает испаряемость, определяющая унос масла из компрессора. Испаряемость сильно зависит от температуры и может изменяться в диапазоне температур от 80 до 140°С от 3 до 35 %, увеличиваясь примерно вдвое через каждые 20°С. Это обстоятельство требует ограничения температуры нагнетания в компрессоре во избежание чрезмерного уноса масла и создания условий полусухого или сухого трения. Унос масла определяется не только испарением масла, но и захватом мелких капель масла потоком парообразного хладагента. В соответствии с механикой аэрозолей мелкие частицы размером до 15-20 мкм в потоке газа движутся вместе с ним с той же скоростью, и поэтому унос таких частиц масла вместе с испарившимся маслом является гарантированным. Из компрессора могут уноситься частицы масла и более крупного размера - до 50-100 мкм.

Количество мелкодисперсного масла, уносимого из компрессора, в значительной степени зависит и от технического состояния компрессора, и системы смазки. Поэтому для холодильных установок необходимо иметь эффективную систему отделения масла от хладагента с целью уменьшения количества масла, попадающего в теплообменные аппараты. Эта задача существенно усложняется для фреоновых холодильных машин в связи с повышенной взаимной растворимостью масел и фреонов.

Характер взаимной растворимости хладагента и масла зависит как от свойств хладагента, так и от свойств масла и определяется степенью химического сродства. критерием которого является внутреннее давление жидкости, связанное с силой взаимного притяжения молекул. Так, в частности, синтетическое масло ХФ22С-16 имеет неограниченную растворимость с фреоном-22 до минимальной температуры, равной -60°С, а аммиак имеет крайне ограниченную растворимость в маслах, не превышающую 1,5 % при повышенных давлениях и температурах. Жидкий аммиак легче масла, и поэтому в аммиаке масло тонет, что используется в конструкции маслоотделителей аммиачных холодильных установок. Хотя для фреоновых холодильных поршневых машин и рекомендуется применение масел марок ХФ, в практике эксплуатации винтовых компрессоров, работающих на фреоне-22, используется масло марки ХА с пониженной вязкостью для уменьшения мощности трения роторов маслозаполненных винтовых компрессоров.

Масло, попавшее в систему хладагента аммиачной установки, стекает в виде пленки по трубам конденсаторов, создает масляную пленку на внутренней поверхности испарительных приборов охлаждения и тем самым ухудшает условия теплоотдачи, приводя к повышению давления конденсации, к уменьшению температуры кипения и к понижению холодопроизводительности холодильной установки. При слабой интенсивности теплоотдачи, например, при большой толщине слоя инея на поверхности испарительных приборов охлаждения, масло может «залегать» в нижней части, парализуя дополнительно значительную поверхность теплопередачи. Во фреоновых холодильных установках в зависимости от применяемых марок фреонов и масел реализуется та или иная степень взаимной растворимости, в результате чего практически рабочим телом холодильной установки оказывается не чистый фреон, а маслофреоновый раствор, так же как и смазочное масло оказывается в значительной степени обогащено фреоном. В этом случае в аппаратах холодильной установки масляной пленки на поверхностях теплообмена не образуется.

При кипении маслофреонового раствора в испарительных системах происходит более интенсивное выкипание легкокипящей фракции (фреона) и менее интенсивное выкипание масла. В связи с этим концентрация масла в испарительной системе постоянно увеличивается, что вызывает повышение температуры кипения по сравнению с температурой кипения чистого фреона при том же давлении, или же требуется понижение давления для обеспечения заданной температуры кипения. Кроме того, увеличение концентрации масла увеличивает вязкость маслофреонового раствора, приводя к уменьшению коэффициента теплоотдачи со стороны кипящего рабочего тела.

24. Влажный ход компрессора.

Влажный ход компрессора происходит при сжатии влажного пара. Это одна из наиболее опасных ненормальностей работы холодильных установок.

Температура жидкого хладагента при сжатии не повышается, поэтому происходит сильное охлаждение сжимаемой смеси, а также цилиндров и всей группы движения компрессора.

Первым признаком влажного хода компрессора является резкое снижение температуры конца сжатия. Сильное охлаждение компрессора может привести к замерзанию воды в охлаждающей рубашке и разрыву блока цилиндров. Повышение вязкости масла и уменьшение зазоров приводит к интенсивному износу компрессора. Резкое охлаждение цилиндра с температур около 130-150 °С до -20 ÷ -30 °С (при попадании в разогретый компрессор порции жидкого хладагента) может служить причиной так называемого теплового удара, в результате которого при наличии трещин в металле разрушается нагнетательная полость компрессора. Если количество жидкого хладагента превышает объем мертвого пространства компрессора, то возникает опасность гидравлического удара. Нагнетательные клапаны поршневого компрессора оказывают значительное сопротивление потоку жидкого хладагента, что приводит к чрезмерному повышению давления в цилиндре компрессора и возникновению разрушающих усилий на шатуннокривошипный механизм. Относительная величина мертвого объема поршневых компрессоров составляет около 2-4%. Геометрическое изменение объема пара винтовых и ротационных компрессоров находится в пределах 2,6-5,0. Поэтому к моменту соединения нагнетательной полости компрессора с выпускным окном объем этой полости составляет примерно 20-40% от первоначального. Кроме того, у винтовых и ротационных компрессоров сечение выпускных окон имеет большую площадь, чем сечение нагнетательных клапанов поршневых компрессоров. Поэтому они менее чувствительны к влажному ходу.

Признаки влажного хода компрессора:

1. отсутствие перегрева всасываемого пара;

2. снижение температуры нагнетаемого пара;

3. изменение звука работающего компрессора: звонкий стук клапанов переходит в глухой и в цилиндре появляются стуки;

4. обмерзание цилиндров и картера компрессора.

Основные причины, вызывающие попадание в компрессор влажного пара:

1. избыточная подача жидкого хладагента в испарительную систему;

2. вскипание жидкости в затопленных испарителях при резком снижении в них давления или при резком повышении тепловой нагрузки;

3. конденсация пара во всасывающем трубопроводе при длительной стоянке или низкой температуре воздуха и плохой теплоизоляции трубопровода.

Наличие мешков во всасывающих трубопроводах повышает опасность, при скапливании в них жидкого хладагента и масла в компрессор может попасть большая порция жидкости, приводящая к гидравлическому удару.

При возникновении влажного хода немедленно закрывают всасывающий вентиль компрессора и прекращают подачу жидкого хладагента в испарительную систему. Приоткрывать всасывающий вентиль следует так, чтобы в компрессоре не было стуков. Если в компрессор попало значительное количество жидкого хладагента и компрессор сильно обмерз, то в некоторых случаях целесообразно приоткрыть байпас, соединяющий всасывающую и нагнетательную линии. В этом случае в цилиндры будет поступать пар с более высокой температурой, чем из всасывающего трубопровода, и компрессор может быть быстрее приведен в рабочее состояние. Закрывать нагнетательный вентиль в этом случае категорически запрещается.

25.Влияние влаги и воздуха на работу холодильных установок

Влага, попавшая в систему фреоновой холодильной установки, ухудшает ее работоспособность.

Вода растворяется в фреонах в небольших количествах, поэтому нерастворив-шаяся вода при температурах ниже 0°С замерзает. Как правило, ледяные пробки образуются в дроссельных отверстиях ТРВ, где температура фреона резко снижается. Подобные пробки уменьшают либо полностью прекращают подачу жидкого хладагента в испаритель, нарушают нормальный возврат масла в компрессор.

Внешними признаками замерзания влаги в ТРВ являются: повышенные температуры в охлаждаемой кладовой, постоянное открытие соленоидного вентиля. Возобновляется работа испарительной батареи после прогрева ТРВ горячей водой.

Для осушения фреонов лучше всего применять осушители. В установках средней и большой производительности осушители монтируют на обводной линии и включают в работу при первичной зарядке машины фреоном, после каждой доза-рядки, а также при появлении признаков наличия влаги в системе и выключают его не ранее чем через 4 часа полного исчезновения признаков наличия влаги. В таких установках производят периодическую разборку осушителя с заменой адсорбента и его регенерацией: поглотителем влаги в нем служит силикагель с размерами гранул от 3 до 7 мм, либо цеолит. Отечественный цеолит типа NaA-2MlU и NaA-2KT имеет строго постоянный размер пор, равный 4 х 10~7 мм. Благодаря этому в поры проникают и удерживаются молекулы воды, а более крупные молекулы фреонов и смазочных масел практически не поглощаются. Важным преимуществом цеолита является то, что одновременно с влагой он поглощает кислоты из маслофреонового раствора. Цеолит NaA-2MLLI выпускают в виде сферических или овальных гранул размером 1,5-3,0 мм. Регенерацию силикагеля осуществляют с помощью горячего воздуха или азота (температура 190-н200°С), продуваемого сквозь гранулы силикагеля, либо путем его вакуумирования при температуре 100ч-110°С. При этом происходит процесс десорбции влаги, масла и других газов и сорбционная способность силикагеля восстанавливается.

Воздух в систему холодильной установки попадает в основном во время ремонта компрессоров, аппаратов и трубопроводов, при зарядке системы хладагентом. Возможен подсос воздуха и при работе компрессора с давлением ниже атмосферного. Независимо от места проникновения воздух скапливается в конденсаторе (или ресивере), поскольку имеющийся в последнем гидравлический затвор препятствует проникновению воздуха в испарители.

Наличие в системе воздуха повышает давление в конденсаторе, что уменьшает холодопроизводительность компрессора и увеличивает подводимую мощность. Прямой метод определения присутствия воздуха в системе заключается в следующем. При неработающем компрессоре конденсатор прокачивают забортной водой до тех пор, пока температуры воды на входе и выходе не сравняются. Чем больше разность между показанием манометра конденсатора или манометра на нагне-тальной стороне компрессора и табличным давлением насыщенных паров хладагента для данной температуры охлаждаемой воды, тем больше в системе воздуха. При разности давлений больше 0,03-0,04 МПа требуется удаление воздуха. Для этого следует продолжить прокачку конденсатора забортной водой и через 3-4 ч. осторожно приоткрыть воздушный кран в верхней части конденсатора. Выпуск воздуха (вместе с парами хладагента) производят медленно и прекращают, когда давление в конденсаторе станет близким давлению насыщенных паров хладагента при температуре охлаждающей воды. При выпуске воздуха неизбежны значительные потери хладагента, составляющие не менее 70 % выпускаемой смеси.

Выпуск воздуха из аммиачной системы производят с помощью воздухоотделителя при работающей холодильной установке или через воздухоспускной клапан в верхней части конденсатора при неработающей холодильной установке в емкость с водой до прекращения выхода пузырьков воздуха из воды. Перед этим максимально заполняют линейный ресивер хладагентом для вытеснения возможно большей массы воздуха из ресивера в конденсатор.

Воздух из рассольных батарей и испарителей выпускают при работающем рассольном насосе через воздухоспускные клапаны и краны. Клапан открывают (пробки откручивают) осторожно и сразу же закрывают его при появлении рассола. Выпуск воздуха повторяют несколько раз до полного его удаления.

Признаки наличия воздуха в системе: срывы потока жидкости, при этом наблюдаются резкие колебания стрелок манометров; отсутствие обмерзания части охлаждающих батарей или неравномерное покрытие их инеем; повышение уровня рассола в расширительном баке при пуске насоса и снижение его при остановке насоса.

Оттайка приборов охлаждения

Образование инея на приборах охлаждения существенно ухудшает теплопередачу, в связи с чем необходима своевременная оттайка, обеспечивающая наилучшие технико-экономические показатели холодильной установки.

Для уменьшения скорости нарастания инея (снеговой «шубы») следует не допускать проникновения влаги в охлаждаемые помещения, сократить погрузочно-разгрузочные операции в грузовых помещениях, вести работы при минимально возможной разности температур охлаждаемого помещения и хладагента.

При толщине снеговой «шубы» более 5 мм ее удаляют. С поверхности батарей и воздухоохладителей непосредственного кипения снеговую «шубу» удаляют путем ее оттаивания, которое производится горячими парами хладагента, поступающими из нагнетательного трубопровода. При этом закрывают клапаны подачи жидкого хладагента в оттаиваемые секции и производят отсос хладагента из них в циркуляционный ресивер, либо в защитный ресивер или жидкоотделитель. Для слива хладагента из оттаиваемых секций используют дренажный ресивер, освобожденный от жидкого хладагента, в которых предварительно понижают давление до 0,02-0,03 МПа. При этом клапаны, отсекающие ресивер от конденсаторов, перекрывают. Вентиляторы воздухоохладителей при оттайке выключают. При подаче горячих паров хладагента в оттаиваемые секции давление в них не должно превышать 0,98 МПа, а в случае необходимости повышения давления допускается частичное закрытие клапана на линии нагнетания паров хладагента в конденсатор. При этом температура нагнетания паров хладагента не должна превышать допустимой. При достаточном повышении давления в оттаиваемых секциях открывают клапан на дренажной линии и жидкий хладагент начинает поступать в дренажный ресивер. Давление в оттаиваемых секциях в процессе дренажа понижается и постепенно сравнивается с давлением в ресивере. После этого закрывают клапан дренажа и все операции повторяют заново. После освобождения поверхностей оттаиваемых секций от инея включают вентиляторы для полного осушения этих поверхностей. При проведении оттайки важное значение имеет прогрев внутренней поверхности испарительных приборов охлаждения, так как в процессе дренажа горячий хладагент уносит с собой масло, находившееся на внутренних стенках труб. По окончании оттайки, путем переключения клапанов, всю систему приводят в исходное рабочее положение.

Для проведения оттайки рассольных батарей подогревается рассол в бойлере до температуры 35-40°С, после чего обеспечивается циркуляция теплого рассола через батареи до полного осушения элементов оттаиваемых секций. Температура теплого рассола не должна превышать 40°С, так как при более высоких температурах происходит интенсивное образование кристаллов хлористого кальция на поверхности труб подогревателя рассола. Для ускорения освобождения поверхностей приборов охлаждения от инея допускается использование нагревательных приборов, а также устройств для обдува водяным паром, сжатым воздухом и орошения теплой водой.

28.Низкое давление хладагента в испарителе

Низкое давление в испарителе создается при уменьшении или прекращении подачи в него хладагента, утечке хладагента из системы холодильной машины, снижении коэффициента теплопередачи испарителя.

2.1. Уменьшение или прекращение подачи хладагента в испаритель бывает из-за неправильной настройки ТРВ или его неисправности, засорения жидкостного фильтра и дефектов жидкостного трубопровода.

Об уменьшении подачи хладагента в испаритель свидетельствует его неполное обмерзание - при поступлении хладагента в испаритель сверху нижние его калачи, трубки и ребра отпотевают. При полном прекращении подачи хладагента в испаритель отпотевает корпус ТРВ, обмерзающий при нормальной работе.

2.1.1. При уменьшении подачи хладагента в испаритель следует проверить и правильно настроить ТРВ в соответствии с п. 1.2.2.

Причина может быть также в использовании в холодильной машине ТРВ, не соответствующих холодопроизводительности компрессора. Номинальная холо-допроизводительность ТРВ должна быть равной или на 20-30 % больше холодопроизводительности компрессора.

2.1.2. Утечка наполнителя из термосистемы ТРВ чаще всего случается при повреждении капиллярной трубки, соединяющей термобаллон с крышкой мембраны, что приводит к закрытию клапана. Через снятый ТРВ с таким повреждением воздух не продувается. Неисправный ТРВ заменяют.