Xiii международный конкурс артистов балета. Долгое дыхание


Тот, кто видел просмотры первого тура, в меру собственной взыскательности может расшифровать гриф в заголовке и как “удовлетворительно”, и как “удручающе”. Справедливой будет любая оценка общего уровня проходящего балетного смотра. Твердую четверку не позволяет поставить довольно значительное число конкурсантов без яркой индивидуальности и с элементарными пробелами школы.

Вожделенный GRAN PRIX опять вряд ли найдет хозяина. Если, конечно, не случится чуда, и кто-то, преодолев дебютное волнение, сможет покорить жюри блестящей техникой танца, артистизмом и… привлекательным обликом (с этим тоже проблемы). Пока никто даже близко не приблизился к четырем обладателям главного приза – Иреку Мухамедову, Андрею Баталову, Денису Матвиенко и первой гран-даме . Уже при их первом появлении на сцене у зрителей перехватывало дыхание. Было непонятно, как, например, в этой хрупкой девочке-пичужке Наде из Перми появился настоящий балеринский шик? Откуда взялась культура ее поразившего всех огромного шага в “ “, который позже другие балерины трансформировали из академического экарте в залихватское раздирание ног?

Если на втором конкурсе успех воспитанницы провинциальной балетной школы казался случайным исключением, то сегодня на карте смотра – вся география страны: Воронеж, Ижевск, Йошкар-Ола, Краснодар, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Сыктывкар, Уфа, Якутск и Москва с С.-Петербургом. Не все участники пройдут до финала, но сам приезд посланцев отдаленных регионов – зримое свидетельство небывалой популярности в России искусства балета.

Такое происходит по всему миру, что подтверждают участники более двадцати стран, включая тех, где балет не был приоритетом национальной культуры. Потому откровением конкурса можно назвать довольно интересных представителей Албании, Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана. Сильные и многочисленные десанты участников прибыли из Бразилии и Китая, Японии и Южной Кореи.

Правда, появление новых многочисленных балетных школ породило проблемы с качественным обучением. Во-первых, не везде педагоги обладают должным уровнем подготовки. Во-вторых, большинство школ-студий полностью или частично существуют на частные средства, и тогда условия ставят ученики. Захотели дети танцевать Эсмеральду, Китри или Базиля с Актеоном – педагог соглашается, а мама платит. Оторопь берет, наблюдая на конкурсе явное несоответствие избранных вариаций с физическими данными исполнителя и степенью его владения техникой.

Впрочем, с техникой-то особо никто не церемонится, свобода замены поразительная. И когда видишь три подряд вариации Сванильды из “Коппелии” в постановке А. Горского, но абсолютно разные по хореографии, то понимаешь великую мудрость Medici.tv начать прямые трансляции конкурса только со второго тура. Иначе вконец можно запутать как зрителей, так и профессионалов, а, главное, невольно сам станешь пропагандистом дурных образцов классического балета и плохого вкуса.

Довольно слабых, на “троечку”, участников на первом туре было немало и утром, когда выступали младшие (с 14 до 19 лет), и вечером, где соревновались старшие (от 19 до 27). Деление хотя и проходило по паспортным данным, но на сцене все смешалось. Неудачи не стоит списывать на естественное волнение, непривычно покатую сцену или покрытие пола: все находились в равных условиях. И лучше выступал тот, у кого не столько нервы крепче, сколько школа лучше. А с ней у многих проблемы.

Предполагается, что главная задача юных артистов младшей группы – показать корректное, “школьное” исполнение: чистоту движений, правильную форму, музыкальность, вкупе с которыми может проявляться чувство стиля и артистизм. Зачастую преобладало другое – неотработанные стопы, задранные плечи, “грязь” в мелкой партерной технике, не говоря уже о сорванных пируэтах и прыжках без полета.

У старшей группы заметна другая беда. Недостатки школьной базы многие артисты старались преодолеть эффектными трюками, среди которых – немыслимые револьтады-перевертыши в бесчисленных “Пламенях Парижа”, явный расчет на внешнее впечатление, чрезмерная экзальтация каждого движения. Особенно выделялись азиаты, которые бескомпромиссно, в духе восточных единоборств вступали в стихию классического балета. В итоге на сцене хотелось видеть красоту и одухотворенность, а вместо этого прошла целая вереница похожих друг на друга корявых невысоких болванчиков – вертунов и прыгунов. Словно они не балетные танцовщики, а циркачи на арене. Правда, в цирке всё делают чище, прыгают выше и вертятся быстрее.

Результат закономерен: из 127 участников во второй тур прошло меньше половины, и лишь. 62 артиста продолжат борьбу за медали.

Из истории московского международного конкурса артистов балета

I международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Нина Сорокина (СССР)
- Юрий Владимиров (СССР)
- Франческа Зюмбо (Франция)
- Патрис Барт (Франция)
- Малика Сабирова (СССР)
- Михаил Барышников (СССР)

II международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Надежда Павлова (СССР)

Золотые лауреаты:

Ампаро Брито Гонсалес (Республика Куба)
- Александр Годунов (СССР)
- Вячеслав Гордеев (СССР)

III международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Алла Михальченко (СССР)
- Нина Семизорова (СССР)
- Михаил Крапивин (СССР)
- Данило Радоевич (Австралия)

IV международный конкурс артистов балета
Москва, 1981 год, 11 - 26 июня,
Большой театр.

Гран-при:

Ирек Мухамедов (СССР)

Золотые лауреаты:

Алла Артюшкина-Ханиашвили (СССР)
- Маргарита Перкун-Бебезиче (СССР)
- Янис Пикиерис (Республика Венесуэла)

V международный конкурс артистов балета
Москва, 1985 год, 12 - 26 июня,
Большой театр.

Золотые лауреаты:

Хулио Бокка (Аргентина)
- Нина Ананиашвили (СССР)
- Марина Леонькина (СССР)
- Александр Ветров (СССР)
- Вадим Писарев (СССР)

VI международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Кристина Мак Дермот (Швейцария)
- Галина Степаненко (СССР)
- Владимир Малахов (СССР)

1993 г, VII международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

- Елена Князькова (Россия)

Бернар Курто де Бутейе (Франция)

Морихиро Ивато (Япония)

1997 г, VIII международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Андрей Баталов (Россия)

Золотые лауреаты:

Мария Александрова (Россия)

Чжань Цзянь (Китай)

Герман Корнехо (Аргентина)

Николай Цискариздзе (Россия)

2001 г, IX международный конкурс артистов балета

Золотые лауреаты:

Оксана Кучерук (Россия)

Ван Циминь (Китай)

Пинто Тьяго Суареш (Бразилия)

Леонид Сарафанов (Украина)

2005 г, X международный конкурс артистов балета

Гран-при:

Денис Матвиенко (Украина)

Золотые лауреаты:

Анастасия Матвиенкко (Украина)

Образцова Евгения (Россия)

Ищук Виктор (Украина)

Саленко Ярослав (Украина)

Ольга Лепешинская, председатель Организационного комитета II, III, IV, V, VI, VII, VIII конкурсов.

Галина Уланова, Председатель жюри Первого Международного конкурса артистов балета.
Юрий Григорович, Председатель жюри II, III, IV, V, VI, VII, VIII конкурсов.

ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ

Юрий Григорович, выдающийся русский хореограф, воспитанник Петербургской школы русского классического балета, начинал как солист Мариинского театра, затем осуществил на его сцене свои первые хорео-графические работы - "Каменный цветок" С.Прокофьева и "Легенду о любви" А.Меликова. Эти спектакли открыли Григоровича-балетмейстера и на десятилетия вперед определили художественные поиски русского ба-летного искусства.
С 1964 года более 30 лет Юрий Григорович являлся главным ба-летмейстером Большого театра России. Это время наивысшего художест-венного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторите-та. Под его руководством труппа Большого балета более 90 раз совершала международные турне, закрепив повсеместно в мире лидерство русской классической школы балета и выдвинув на мировую сцену ярчайшую ар-тистическую плеяду.
В Москве Григоровичем созданы балеты, принесшие ему мировую славу: "Щелкунчик" П.Чайковского (1966), "Спартак" А.Хачатуряна (1968), "Иван Грозный" на музыку С.Прокофьева, (1975), "Ангара" А.Эшпая (1976), "Ромео и Джульетта" С.Прокофьева (1979), "Золотой век" Д.Шостаковича (1982).
Им даны новые хореографические редакции шедевров прошлого - "Спящая красавица" (1963, 1973) и "Лебединое озеро" (1969) П.Чайковского, "Раймонда" А.Глазунова (1984), "Баядерка" (1991) и "Дон Кихот" (1994) Л.Минкуса, "Жизель" (1987) и "Корсар" (1994) А.Адама.
Юрий Григорович осуществил также постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена, Вены, Милана, Хельсинки, Анкары, Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула. Он автор принципиаль-ных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Альберт-холле, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции, на спортив-ной арене Лужников (Олимпийские игры, 1980).
Длительное время Юрий Григорович возглавляет жюри междуна-родных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине, а также Приза "Benois de la Danse" под па-тронажем ЮНЕСКО. С 1975 по 1989 гг. - президент Комитета танца Ме-ждународного института театра, в настоящее время его почетный президент.

МАРИНА СЕМЕНОВА
XI Международный конкурс артистов балета в Москве посвящён Марине Тимофеевне Семеновой, великой балерине XX века. Марина Семенова – легенда русского балета, выдающаяся танцовщица и столь же великий педагог, человек столетия в искусстве хореографии, чей талант вне времени.
Семенова родилась и училась, когда еще можно было увидеть на сцене спектакли императорского театра, получить из первых рук школу и традиции его классического танца, и до совсем недавнего времени репетировала со своими ученицами – звездами сегодняшней балетной сцены. Она была первой и любимой ученицей великого педагога, основательницы современной методики преподавания Агриппины Яковлевны Вагановой. От нее балерина получила великолепную школу, став олицетворением новой эпохи исполнительского искусства. Своим появлением на сцене молодая Семенова не оставила никаких сомнений в жизнеспособности классического танца, переживавшего в то время кризис. Она лишила его манерности, придала естественность, оставив неприкасаемыми точность и виртуозность исполнения движений.
Семенова восхищала публику безупречной техникой, царственной осанкой и балеринским апломбом. В ее творчестве соединились традиции академичной ленинградской школы, московская яркость чувств и мощь собственного актерского дарования, способного завораживать публику в зале.
Семенова-педагог на протяжении полувека преподавала и оттачивала мастерство своих учениц – в Большом театре, в Государственном институте театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства), хореографическом училище. Она как никто умела увидеть и отшлифовать индивидуальность. Семеновские классы воспитывали выносливость, формировали безупречные позы и линии, прекрасно готовили к спектаклям. Среди ее учениц такие известные танцовщицы как М.Плисецкая, Н.Бессмертнова, Н.Сорокина, М.Кондратьева, Н.Тимофеева, Г.Степаненко.
Недавно Марина Тимофеевна Семенова отметила свой столетний юбилей.

26 марта на Новой сцене Государственного академического Большого театра России состоится гала-концерт IV Всероссийского конкурса молодых исполнителей «Русский балет». Учредители Конкурса – Министерство культуры Российской Федерации и Президент Фонда социально-культурных инициатив Светлана Медведева, которая также является председателем оргкомитета конкурса.

Цель конкурса «Русский балет» – поддержка начинающих молодых российских исполнителей. В заочном региональном отборе приняли участие 34 участника из 11 регионов, к финалу же члены Оргкомитета конкурса допустили 27 из них, именно они поборются за призовые места.

В этом году в регламенте конкурса произошли изменения. Вместо трёх призовых мест жюри предстоит определить лауреатов первой, второй и третьей степеней в номинации «Классический танец» как среди юношей, так и среди девушек. Обладатель же главного приза конкурса – Гран-При получит статуэтку работы скульптора Ольги Горбачевой и право пройти стажировку в балетной труппе одного из четырёх ведущих театров Москвы или Санкт-Петербурга. Кроме того, Фондом социально-культурных инициатив учреждены денежные призы и для хореографических училищ, представители которых займут призовые места.

В состав членов жюри конкурса вошли народные артистки России Диана Вишнёва и Марина Леонова, народные артисты СССР Михаил Лавровский и Вячеслав Гордеев, народный артист России Борис Эйфман и другие знаменитые мастера танца. Жюри конкурса возглавит выдающийся балетмейстер, народный артист СССР Юрий Григорович.

У вас есть возможность увидеть онлайн-трансляцию красоты танца в исполнении будущих звезд балета мировой величины! Ждем Вас на нашем сайте 26 марта в 18 часов!

Марк Чино

Младшая группа. Здесь совершенно справедливо оказался Марк Чино, с внешним спокойствием протанцевавший обе свои вариации (Альберта из « » и вариацию из «Венецианского карнавала»). Молодой выпускник Московской академии хореографии отличается статью, приятной внешностью и профессиональными данными. Его наставник Валерий Анисимов приложил все усилия, чтобы из юноши в будущем получился настоящий премьер – с подобающими манерами и стабильной техникой.

Екатерина Клявлина из Московского хореографического училища при театре танца «Гжель» в дуэте с Алексеем Путинцевым обратила на себя внимание аккуратным танцем и детальной отработкой движений в па-де-де из балета « » (хореография В. Вайнонена).

Элизабет Бейер

Блестяще показалась в двух своих вариациях сольная участница из США Элизабет Бейер (вариации из «Арлекинады» и « »). Не уверен, что существует какой-то самобытный американский стиль классического балета, но, несомненно, существует стиль , пластика которого очень близка Бейер, обладающей крепким внутренним стержнем и зрелой балеринской подачей. Ее соотечественница – американка Лорен Хантер – запомнилась мягкой пластикой и гармоничными переходами от одного движения к другому (педагог-репетитор А. Ханиашвили). Можно сказать, что её выступление было менее заметным, чем Бейер, но не менее качественным.

Уроженец Эчмиадзина, темпераментный и импульсивный, но не резкий Размик Марукян не оставил равнодушными зрителей, покорив их благородным и достаточно ровным по технике танцем (вариации Дезире из « » и Франца из «Коппелии»).

Участница и первый лауреат пяти международных конкурсов Елена Исеки из Японии и Виктор Кайшета Гонкаувес из Бразилии станцевали эстетически сложное «Гран-па классик» на музыку Д. Обера. Особых ошибок юные артисты не совершили, но и в силу своего возраста не смогли глубоко проникнуть в детали этого шедевра классического танца. Однако смелости и уверенности им было не занимать.

Денис Захаров

Явные фавориты младшей группы – Елизавета Кокорева и Денис Захаров (педагог Денис Медведев) из Московской академии хореографии. Их танец не только смел, напорист и активен, но и выразителен, свободен и лёгок. Оба артиста явно наслаждались данной им хореографией па-де-де Лизы и Колена из « ».

Московский «академик» Игорь Пугачёв (педагог С. Орехов) на конкурсе продолжил удивлять сложнейшими трюками в вариациях Раба из « » и Филиппа из « ». Но на этот раз темперамент не захлестнул артиста и позволил ему в равных пропорциях сбалансировать в своём выступлении технику и актёрскую выразительность.

Правильно и точно по рисунку продемонстрировала монолог Никии и вариацию Жизели из первого акта Ли Субин из Южной Кореи.

Необычный и выигрышный для себя репертуар подобрала Алеся Лазарева из хореографического училища при «Гжели» (вариации Нунэ из « » в хореографии Н. Анисимовой и из балета «Ручей»). В обоих танцевальных фрагментах она показалась не конкурсанткой, а уже артисткой, стремящейся к образному, содержательному исполнению.

Карлис Цирулис – самый молодой солист Латвийской оперы – не пропал среди своих конкурентов и показал хорошую манеру и грамотный, выразительный танец (вариации Принца из балета «Щелкунчик» в хореографии В. Вайнонена и Базиля из « »).

Первокурсница Корейского национального университета искусств Пак Сон Ми вместе с участником из старшей группы Ли Сангмином станцевала па-де-де из балета «Талисман». Предельная собранность и артистическая свобода позволили этим участникам сосредоточиться на хореографии и не совершить явных помарок и ошибок.

Ли Сыи механически чётко станцевала вариации из «Арлекинады» и Медоры из балета «Корсар». С конкурсным настроем исполнил вариации Актеона и Раба Аслан Алиев из Кыргызстана.

Бахтияр Адамжан

Несомненными лидерами в старшей группе стали солистка «Юниверсал Балет» Эвелина Годунова (Латвия) и Бахтияр Адамжан (Казахстан). Сделав яркую заявку на предыдущих турах, эти исполнители ушли в значительный отрыв от других участников конкурса. И по технике, и по темпераменту они удержали лидерское положение и в третьем туре. Хорошие же внешние данные им лишь добавили баллов.

Дуэт японцев Мидори Тэрады и Кои Окавы из Татарского театра оперы и балета более всего восхитил зрителей во втором туре, где они станцевали па-де-де из «Талисмана». Однако в па-де-де Дианы и Актеона они не сдали своих позиций и показали чёткую слаженность движений и виртуозную технику!

Коя Окава и Мидори Тэрада

Не столь эффектным оказалось «Гран-па классик» Д. Обера в исполнении высоких и фактурных Екатерины Чебыкиной (Украина) и Ивана Оскорбина (вне конкурса). В предыдущем туре артисты показались лучше и интереснее.

В академическом ключе прозвучало выступление китайской пары из балетной труппы Ляонина Ао Динвэн и Ван Джанфын («Гран-па классик» Д. Обера).

Башкирский оперный театр может по праву гордиться своей солисткой Лилией Зайнигабдиновой, раскрывшей весь свой танцевальный потенциал на московском конкурсе (вариации Лизы из «Тщетной предосторожности» и Китри из «Дон Кихота»), где её отличали и темперамент, и профессиональная выучка.

Никита Ксенофонтов из Новосибирского театра оперы и балета в дуэте с Екатериной Лиховой в па-де-де из «Коппелии» сумел сосредоточиться на качестве танца. Ему, перспективному и привлекательному танцовщику, несомненно, к лицу героический и комедийный репертуар.

Японская танцовщица Оширо Мишио с ощущением внутренней наполненности станцевала вариации Сванильды из «Коппелии» и Гамзатти из « ».

Эрнест Латыпов и Анастасия Матвиенко

Три разных дуэта явно и незримо конкурировали между собой на всех турах. И каждый из них был по-своему привлекателен и интересен для зрителей. Эрнест Латыпов (педагог Геннадий Селюцкий) с опытной Анастасией Матвиенко (Мариинский театр), выступавшей вне конкурса, постарался показать манеру и стиль петербургского балета в па-де-де из «Спящей красавицы». Именно на их пару все смотрели с особой надеждой, и именно они являлись ориентиром для всех в плане канона исполнения. Оправдать артистам такое доверие удалось. Но особой подачи и харизматичности в их танце, всё же, не оказалось.

Аманда Мораес Гомес и Михаил Тимаев

Аманда Мораес Гомес и Михаил Тимаев (Татарский театр оперы и балета), помогавший ей в дуэте из третьего акта « », станцевали выразительно, грамотно. Аманде удалось найти свои нюансы в партии и создать запоминающийся, чарующий образ экзотичной девушки-птицы.

Джой Вомак и Михаил Мартынюк

Напористо, с нарастанием эмоций выступили артисты из «Кремлёвского балета» Джой Вомак и Михаил Мартынюк (вне конкурса). Джой собралась и станцевала буквально на пределе своих возможностей. Отличающаяся редким трудолюбием и целеустремленностью, эта артистка вызывает разные эмоции, но она же не перестаёт удивлять и покорять своей балеринской подачей и искренними эмоциями.

Также в программе третьего тура показались и другие артисты из Китая, Казахстана и Кыргыстана.

На настоящий момент баллы данным исполнителям уже выставлены, вручены премии и распределены призовые места. О результатах и итогах всего конкурса читайте в следующем материале автора этой статьи.