Ветер подлетел к старой липе. Поэтические миниатюры об осени


Упражнение 1 . Прочитайте текст. Выпишите из него имена существительные, обозначающие конкретные предметы, растения, явления природы.

ПОСЛЕДНИЕ ГРИБЫ

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой – и тогда разом слетели все листья и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу разошлась дождем.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.
Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.
Это и были последние грибы.

(М.Пришвин)

Почему о ветре, о липе говорится как о живых существах? Как называется такое средство выразительности языка? Для чего оно использовано автором?

Упражнение 2 . Прочитайте предложения. Выпишите из них имена существительные, обозначающие признак, но как предмет.

1. Тихо, и синева повисла между зелеными деревьями. (М.Пришвин) 2. Белизна снежного поля ослепляла. 3. Рыбки метнулись в глубину и исчезли. 4. Небо в феврале поражает голубизной. 5. Уже тронула желтизна березовые рощи. 6. Чернота воды пугала нас. 7. Смелость города берет. (Пословица) 8. Ловкость и щегольство молодого франта не понравились гордому боярину. (А.Пушкин)

Упражнение 3 . Прочитайте тексты. Выпишите из них имена существительные, имеющие значение действия.

а) Ребята окунулись в разноголосицу необыкновенных звуков. Цоканье, стрекотание, пощелкивание, скрипение, взвизгивание, подвывание, лопотание, бульканье, уханье и еще десятки их всяческих оттенков. Поначалу они смущали землян, заставляли настораживаться, терять темп движения. Но звуков было так много, что постепенно они привыкли к ним и стали разбирать и далекие разговоры.

(В.Мелентьев)

б) Разбудили меня какие-то непонятные звуки. Слышались ворчанье, сухой скрип. Осторожно вылезаю из спального мешка. Опять скрип, ворчанье, шлепанье, хриплый клекот.

(По Н.Сладкову)

Упражнение 4 . Прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль. Выпишите по два существительных, обозначающих а) предметы; б) признаки; в) действия.

ЗЕМНЫЕ СЛОВА

На всех языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.

(Р.Фархади)

Упражнение 5 . Выпишите слова в три колонки, вставляя пропущенные буквы.

Безжалос_ный, быстрота, желтизна, др_жать, чес_ность, белила, плавательный, плавать, желтый, соревнование, кривизна, кривой, скривилась, землетр_сение.

Упражнение 6 . Выпишите слова в столбики, распределив их по группам с одним грамматическим значением. Вставьте пропущенные буквы, выделите корни. Обозначьте над каждой колонкой, к какой части речи относятся группы слов.

Соед_нение, присоед_няться; уд_вление, уд_вительный, уд_вляться; насл_ждаться, насл_ждение; т_мнота, т_мнеть; прибл_жение, прибл_жаться, прибл_зительный; уд_ление, уд_ляться, д_лекий; скр_пучий, скр_пит, скр_пач; увл_кательный, увл_чение, увл_кать.

Упражнение 7 . Сделайте синтаксический разбор предложений.

1. Кижи – небольшой остров в Онежском озере. 2. Роняет лес багряный свой убор. (А.Пушкин) 3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в степь укатил. (М.Лермонтов) 4. Холодная сырость выползала из кустов. (Ф.Абрамов)

Сделайте вывод о синтаксической роли существительных в предложении. В каких случаях существительное не является членом предложения? Приведите свои примеры .

Упражнение 8 . Составьте и запишите предложения, в которых слова море, солнце, роса выступали бы в роли различных членов предложения.

Упражнение 9 . Найдите в школьном толковом словаре значения указанных слов. Запишите их как предложения, подчеркните главные члены, обозначьте, чем они выражены.

Сувенир, планер, лексикон.

Упражнение 10 . Прочитайте текст. Выпишите из него в два столбика существительные одушевленные и неодушевленные.

Я очень волновался, как примут барсучонка Барсика старожилы дома: кот Иваныч и охотничий пес отца Джек.
Знакомство состоялось в тот же день. Пока Барсик спал, свернувшись комочком на диване, пришел Иваныч с прогулки. Он направился к дивану и вдруг заметил спящего зверька. «Кто такой?» Иваныч широко раскрыл глаза, растопырил уши и шагнул к незнакомцу. В этот момент Барсик проснулся, но Иваныч не показался ему страшным зверем. Барсучонок потянулся к нему и неожиданно лизнул Иваныча прямо в нос. Кот фыркнул, тряхнул головой, однако принял с одобрением дружеское приветствие. Он замурлыкал, выгнул спину, прошелся к дивану и устроился возле барсучонка, напевая свою неторопливую песенку.

(По Г.Скребицкому)

Выпишите из текста имена собственные .

Упражнение 11 . Прочитайте текст. Объясните, почему некоторые слова в нем пишутся с заглавной буквы.

Жил еще в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и еще было ружье, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата – Авоська и Небоська.* Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.

(Н.Носов)

* Объясните постановку двоеточия в отмеченном предложении .

Упражнение 12 . Спишите, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома р_сли цветы маргаритки ромашки одуван_чики. Там даже улицы назывались именами цветов улица (К,к)олокольчиков аллея (Р,р)омашек, бульвар (В,в)асильков. А сам город назывался (Ц,ц)веточ_ным городом.

(Н.Носов)

Упражнение 13 . Поиграем в названия городов! Условия игры вам, конечно, известны. И все же напомним: участник игры называет город на ту букву, которой заканчивалось название предыдущего города. Например: Сочи И гарка А напа и т.д.

Москва – __________.

Упражнение 14 . Запишите по пять названий кинофильмов, книг. Не забудьте эти названия заключить в кавычки.

Упражнение 15 ++ . Образуйте от данных корней с помощью приставок и суффикса -ениj-, -аниj- имена существительные 1 .

-Един-, -влеч-, -дал-; -слав- (-славл-), -драж-, -дрож- .

Выделите морфемы в записанных словах .

Упражнение 16 ++ . Образуйте имена существительные от прилагательных с помощью суффикса -от(а) . Выделите в записанных словах корень и суффиксы.

Чистый, высокий, острый, черный, добрый, мелкий.

Упражнение 17 ++ . Образуйте имена существительные от данных прилагательных с помощью суффикса -изн- .

Крутой, голубой, кривой, желтый.

Упражнение 18 ++ . Приведите примеры имен существительных с суффиксами -оньк-, -ушк-, -ик- . Какое значение придают существительным эти суффиксы?

Упражнение 19 ++ . Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните графически выбор суффиксов -чик, -щик .

Опытный перевод_ик, компьютер_ик, интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака», злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик болезни.

Упражнение 20 ++ . Спишите, вставляя пропущенную букву в суффиксе. Выделите суффиксы.

а) Редкий ельнич_к, кудрявый бараш_к, забавный хвост_к, красивый карманч_к, забавный котеноч_к, зеленый стебелеч_к, душистый горош_к, желтый песоч_к, острый ножич_к, заросший овраж_к, кусоч_к пирога, яркий зонт_к.

б) Горош_к, кирпич_к, дружоч_к, ножич_к, шалаш_к, лесоч_к, камеш_к, подароч_к, птенч_к, ореш_, доклад_ик, корабл_к, хвост_к, смаз_ик, груз_ик, диванч_к, перепис_ик, букет_к, ветх_сть, мелк_та, бел_зна, глуб_на.

Упражнение 21 ++ . Прочитайте текст, озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните большую букву в именах собственных.

Изд_вна просл_вляли свою землю русские мастера. Настоящее ч_до создали в Кижах ре(з,с)_или по дереву и плотники. Цветком уд_вительной красоты кажется построенная ими без единого гвоздя Преображенская церковь с двадцатью двумя куполами.
В Москве за четыре года возв_ли Успенский собор русские камен_ики под руководством итальянца Фиораванти. Он был пор_жен росписью Владимирского собора и спросил об имени художника.
Звали его Андреем Рублевым с гордостью ответил перевод_ик .

(По Н.Иониной)

Выпишите выделенные слова, выделите в них суффиксы, рядом напишите слово, от которого оно образовано .

Упражнение 22 . Выразительно прочитайте стихотворение С.Аксакова.

Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.

Выпишите имена существительные, укажите их род, число. Все ли из выписанных существительных имеют две формы числа?
Приведите примеры существительных, которые имеют только одну форму.

Упражнение 23 . Образуйте от данных существительных форму множественного числа, выделите в них окончания, поставьте ударение.

Магазин, адрес, отпуск, офицер, директор, шофер, торт, столяр, растение, доктор.

Упражнение 24 . Образуйте родительный падеж множественного числа от данных существительных. За справками обращайтесь к словарю.

Крыло, килограмм, дождь, стул, яблоко, дыня, вишня, туфля.

Упражнение 25 . Прочитайте текст, определите его тип. Перескажите его, используя для рассказа существительные из предложения Вскоре я заметил на высокой ели гнездо белки. (Г.Корольков)

Слово берег – имя существительное. Докажем это.
Во-первых, оно обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Во-вторых, относится к одному из трех склонений, а именно – ко второму (т.к. это существительное мужского рода с нулевым окончанием). В-третьих, слово берег изменяется по падежам – склоняется: берег, по берегу, у берега и т.д.). В-четвертых, в предложении может быть главным и второстепенным членом: подлежащим (Берег реки зарос кустами) , дополнением (До берега мы с трудом добрались) , сказуемым (Главное препятствие для нас – крутой берег ) , обстоятельством (На берегу росли кусты) .
Следовательно, слово берег – имя существительное, так как оно имеет все признаки этой части речи.

Упражнение 26 . Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания, раскрывая скобки.

Наш енот приемный сын кошки (М,м)урки. Мы назвали его (Ч,ч)авкой потому что он громко чавкал во время еды.*
Однажды на прогулке (Ч,ч)авка вдруг рв_нулся вперед и ок_зался в канав_. Кошка зам_талась подб_жала к воде и жалобно зам_укала. Она (не)св_дила глаз с канавк_ где плавал маленький енот*. Кошка прыгнула бы за малышом но мы сами выт_нули проказника из воды. На суш_ кошка стала вылизывать его мокрую ш_рстку от ушей до хвоста.

(По Н.Дуровой)

Выпишите из текста по два существительных женского, затем мужского и среднего рода. Укажите, одушевленные они или нет. Образуйте от них форму множественного числа. Все ли существительные ее образуют? Найдите собственные существительные. Назовите 2–3 существительных, обозначающих предмет.
Сделайте синтаксический разбор 1-го и 3-го предложений и сделайте вывод о синтаксической роли имени существительного. В каком случае существительное не является членом предложения? Приведите пример.
Составьте схему предложений, отмеченных звездочкой.

Упражнение 27 ++ . Спишите, раскрывая скобки.

а) Устать с (не)привычки, пришел в (не)годность; (не)точность, а приблизительность; (не)внимательность, а рассеянность; (не)правда, а ложь; (не)решительность, а робость; домашние (не)урядицы; (не)решительность характера; явная (не)приязнь; сказать (не)правду.

б) 1. (Не)настье приостановило продвижение отряда. 2. (Не)ловкость, а расчет и выдержка помогли скалолазу избежать беды. 3. (Не)правду, а явную ложь почувствовал он в его словах. 4. (Не)погода, а усталость заставила нас сделать привал. 5. (Не)погода доставила нам много (не)приятностей. 6. В решении задачи была допущена (не)точность. 7 (Не)знакомец не расслышал вопроса. 8. Это была явная (не)правда.

Упражнение 28 . Распределите существительные в три колонки по склонениям.

Ночь, демонстрация, побережье, постель, постелька, площадь, площадка, тетрадь, тетрадка, Дима, Наталья, сарай, здание, предложение, счастье, тополь, олень, альбом, течение.

Упражнение 29 . Прочитайте текст, составленный по сказке Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

Алисе никогда раньше не приходилось беседовать с Мышами, и она даже не знала, как позвать Мышь, чтобы та не обиделась. К счастью, она вспомнила, что ее брат как-то оставил на столе (случайно) старинную грамматику, и она (Алиса) заглянула туда (конечно, уж совершенно случайно) – и представляете, там как раз было написано, как нужно вежливо звать Мышь! Да, да! Прямо так и было написано:

Именительный: кто? – Мышь.
Родительный: кого? – Мыши.
Дательный: кому? – Мыши.

.................................
.................................

А в конце:

Звательный: – О Мышь!

Поставьте вместо точек падежи и просклоняйте слово мышь в остальных падежах. Чем, по-вашему, в современном русском языке является звательный падеж, который когда-то был в русском языке? Составьте и запишите 3 предложения, в которых употреблялась бы подобная форма, с существительными Москва, мальчик, солнышко .

Упражнение 30 е – и в окончаниях существительных по образцу.

Образец : шли по дорог ] (1-е скл., д.п.)

а) В приморской гаван_, на ветк_ сирен_, во время гололедиц_, в небесной лазур_, на ладон_, шли по алле_, деревья в ине_, возле постел_, шествовать по площад_, шли по дорог_ к деревн_; говорили об Анн_ Петровн_.

б) Записал в тетрад_, были на площад_; сидел на постельк_; на верхушк_ ел_; на самом верху елк_; плавал в проруб_, рисовал в альбом_; говорили об избушк_; ехал на лошад_, сидел на лошадк_; нашел в сара_; вспоминали о бур_.

Упражнение 31 . Спишите, вставляя пропущенные буквы в окончаниях существительных. Укажите в скобках склонение и падеж существительных с пропуском в окончаниях.

1. Кругом деревн_ стеной поднимался хвойный лес. 2. В избушк_ живет старый охотник. 3. Крыша на избушк_ давно прогнила. 4. Не было возле избушк_ забора, ворот. 5. Она возвращалась зимним вечером из деревн_. 6. Собака исчезла в густой зеленой чащ_. 7. Емеля прислонился к стволу ел_ и ждал. 8. Олень пропал в зеленой чащ_. 9. В такую погоду неприятно выходить из теплой сторожк_.

(Д.Мамин-Сибиряк)

Упражнение 32 . Приведите по 5–6 примеров существительных на ия, ие, ий , поставив их в и.п. и в п.п.

Образец записи :

На ия

На ие

На ий

И.п. станци

П.п. о станци

здани

в здани

санаторий

в санатори

Упражнение 33 . Запишите, объясняя написание е – и

Образец : из поездк и (1-е скл., р.п.) по Ази и (Азия)

а) Работал в типографи_, служил в арми_, ошибка в решени_, вошел в здани_, видел в здани_; отдыхал в санатори_; учебники по географи_, истори_; путешествовал по Средней Ази_, по Австрали_, по Итали_; был в Сибир_.

б) Найти в папк_, в тетрадк_; в горном селени_; близ той дорог_; цветы яблон_; отдыхал на взморь_; об открыти_ выставк_; был на выставк_; на лекци_ в планетари_; побывали в музе_, в зоопарк_; стоял в раздумь_; в ярком сияни_; подле опушк_.

в) Быть на открыти_ выставк_; на встреч_ участников экспедиц_; встретиться на лекци_ в музе_; бродить по отмел_; деревья в легком ине_; говорили о живопис_, архитектур_; рассказать о планетари_; в голубом сияни_; остановились в ущель_; отдыхать на взморь_, говорили о счасть_.

Упражнение 34 . Спишите, обозначая орфограмму в окончаниях существительных.

1. В ущель_ белый пар клубится. (Н.Рубцов) 2. Ветер в пропаст_ уснул. (К.Бальмонт) 3. В неб_ вспыхнула радуга и отразилась в луж_ на тропе. (Г.Корольков) 4. На ельник_ сучья повисли и слиплись от снега. (Л.Толстой) 5. Барсов в зоопарк привезли из Средней Ази_. 6. Крот метнулся к своей подземной галере_. (Г.Корольков) 7. Ястребок неожиданно скользнул из-за крыш_. (Г.Корольков)

Упражнение 35 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначьте орфограмму в окончаниях существительных.

а) 1. В усть_ реки была заложена крепость. 2. На гибкой ел_ повис снег. 3. На листьях сирен_ вздрагивали блестки капель. 4. Еж добрался до зн_комой опушк_, устроился под густыми лапами ел_ и крепко уснул. 5. Я сидел в своем укрыти_ на ел_ и наблюдал за черными аистами. 6. Ели и сосны подх_дили бли_ко к деревн_. 7. В тот год мы жили в старом дом_ на краю деревн_. 8. Они забавно купались на отмел_. 9. На территори_ зоопарка пришлось даже делать рвы, болотца.

(По Г.Королькову)

б) 1. В поведени_ кошки было много непонятного. (Н.Дурова) 2. Рано по весне облюбовали домик на ел_ полевые воробьи. 3. Много лет посв_тил уч_ный исследованию лесов Южной Америк_. (И.Акимушкин) 4. В Инди_ гепардов приручают для охоты на антилоп. (И.Акимушкин) 5. Лучших охотничьих гепардов привозят в Индию из Африк_. (И.Акимушкин) 6. Кроме Африк_, гепарды живут только в Ази_. (И.Акимушкин) .

Упражнение 36 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Наскальные изобр_жения пещерных львов уч_ные находили в пещерах и гротах Испани_ Франци_ Англи_ Бельги_ Германи_ Австри_ Итали_ Алжир_ и Сири_.

Климат в Европ_ в доледниковую эпоху был теплее. В Малой Ази_ и в Закавказь_ львы дожили до исторической эпох_. В Инди_ львы всегда считались удач_ным трофеем. Еще в конце прошлого века эти звери об_тали в Африк_ в Иран_ Ирак_.

(По И.Акимушкину)

Сделайте морфологический разбор выделенных существительных.

Упражнение 37 . Запишите, объясняя написание е – и в окончаниях существительных.

Писали в древност_; раздаваться в тишин_; шли от деревн_ к деревн_; говорили об открыти_ выставк_; побывали на открыти_ выставк_; деревья в ине_; говоря по совест_; побывал в театр_ на спектакл_; узнал по местност_; текла в ущель_; учился в гимнази_; располагаться в долин_; в ходе экспедици_; собираться на площад_.

Упражнение 38 . Спишите, вставляя пропущенные буквы.

а) 1. Из дирекци_ ц_рка пришли за советом. 2. Многое к_залось странным в пов_дени_ зверя. 3. На репетици_ Котька (рысь) снисходительно принимала аплодисменты. (По Н.Дуровой) 4. Ночью поезд ост_новился у маленькой станци_. (Д.Мамин-Сибиряк) 5. В ожидани_ старика я повесил чайник над огнем. (Д.Мамин-Сибиряк) 6. Селение замерло в ожидани_ великих событий. 7. От пристан_ дорога св_рнула на холм. (В.Губарев)

Сделайте морфологический разбор выделенного слова .

б) 1. Трава в предгорь_ выгорает от зноя. (Н.Сладков) 2. Шквальный ветер завывал за окном станци_. (А.Казанцев) 3. Некоторое время мы шли по дорожк_ молча. (А.Казанцев) 4. Новенькие автомобили стояли на обочин_ улиц_. 5. Много звезд в безмолви_ ночном горит... (К.Бальмонт) 6. На елк_ галка скоком шалым стряхнула с ветк_ бахрому. (К.Бальмонт) 7. Сквозь зелень сосен на красной крыш_ желтеет нежно закатный свет. (К.Бальмонт)

Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Сделайте морфологический разбор выделенного слова.

Упражнение 39 ++ . Спишите, вставляя пропущенные буквы, по образцу: времени.

1. Кто врем_нем не дорожит, у того всегда убытки. 2. Сила лошад_ позн_ется в пути, сер_це человека – с течением врем_н_. 3. Большого плам_н_ не задуешь. 4. Нет т_желее брем_ни, чем безделье. 5. От доброго сем_н_ – добрый восход. 6. Птица рада весне, а дитя – матер_. 7. Меняются врем_на, меняются и люди. 8. У каждого врем_н_ свои песни. 9. Не о лице думай, думай об им_н_.

(Пословицы)

Упражнение 40 . Разделите существительные на две колонки, дописывая на конце слов после шипящих, где это необходимо, мягкий знак.

С пастбищ_, тиш_, шалаш_, из-за туч_, после встреч_, много задач_; дрож_; возле рощ_, остров сокровищ_; мало луж_; обруч_; чиж_; реч_; ковш_; плющ_; от передач_; плащ_; глуш_; камыш_; сыч_; кирпич_.

Допишите предложение: В именах существительных с основой на шипящий на конце пишется мягкий знак только в существительных ______ склонения .

Упражнение 41 . Распределите существительные на две колонки:

Луж_й, туч_й, лапш_й, карандаш_м, лыж_й, плюш_м, ландыш_й, циркач_м; мяч_м, пейзаж_м, круч_й; товарищ_м; пшениц_й, огурц_м; птенц_м; задач_й, багаж_м; свинц_м; отц_в, братц_в.

Упражнение 42 . Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Составьте схемы отмеченных значком предложений. Сделайте морфологический разбор слова, отмеченного звездочкой.

1. Ранней весной горячий луч_ солнца все осв_тил и тронул даже семенную шишку на верху старой ел_*. (М.Пришвин) 2. В пустом вокзал_ на станци_ спал под тулупом сторож_. 3. После гроз узорным чистым полотенц_м свисает радуга с берез. (Н.Рубцов) 4. В Новой Зеланди_ р_стут исчезнувшие всюду папоротниковые леса. (И.Акимушкин) 5. Он приоткрыл глаза и медленно огл_дел пляж_. (В.Мелентьев) 6. Когда воробьи уже ждали птенц_в по_вились возле домика скворц_*. (Г.Корольков) 7. Под крыш_й было гнездо ласточек. 8. Начал падать мя_кий снежок который охотники называют порош_й*. (Д.Мамин-Сибиряк)

Проверьте свои знания!

Вариант 1

1. Составьте и запишите с данными существительными словосочетания , согласуя имена прилагательные с существительными.

Вермишель, фамилия, мозоль, фламинго, тюль.

2. Вставьте пропущенные буквы, указывая падеж и склонение имен существительных.

Образец: Беседовал в беседк е (1-е скл., п.п.).

Ехал на трамва_, держал в коробк_, деревья в ине_, сидел на лекци_, служил в арми_, читал в произведени_.

.

Станция, литература, математика, здание, ботаника, география, пустошь, фасоль, пригорок.

4. Выпишите имена существительные, у которых только в предложном падеже имеется окончание . Укажите склонение существительных.

Портфель, счастье, свидетель, заросль, якорь, тополь, дрожь, олень, осень, июль, пальто, поверхность, тюлень, шалаш, герой.

5. Выпишите имена существительные, у которых в родительном и дательном падежах окончание и . К какому склонению они относятся?

Рояль, речь, календарь, врач, еж, мозоль, прорубь, пень, мать, дочь.

6. Запишите в дательном и предложном падежах следующие слова:

Побережье, экспедиция, прорубь, случай, предложение, Евгений, происшествие, воспитание, гербарий.

7. Составьте словосочетания , используя предлоги по, на, в, при, о, об, для .

Образец : жизнь на взморь е, на обложк е тетрад и.

Заглавие, рукопись; приближение, гроза; корень, слово; корабль, опасность; иллюстрация, книга; мечта, счастье; решение, задача.

8. Выпишите имена существительные, у которых после шипящих на конце пишется ь .

Шалаш_, ключ_, пустош_, мелоч_, много груш_, решение задач_, нет встреч_.

9. Выпишите те существительные, у которых в окончании творительного падежа пишется о .

Яйцо, кольцо, птица, чертеж, саранча, ковш, афиша, гостиница.

10. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Дельфины легко по_даются дрессировк_. Они быстро обучаются различным ц_рковым трюкам с увл_чением играют в мяч_ гоняют его по поверхност_ бассейна прыгают через обруч_.

Дельфины народ дружный. С трогательной заботой относятся они друг к другу. Дельфины не думают об опас_ност_ и мчатся по первому зову на помощ_ товарищу когда тот поп_дает в беду.

Вариант 2

1. Составьте с данными существительными словосочетания прилагательное + существительное , согласуя прилагательное с существительным.

Шампунь, кофе, авеню, прорубь, кашне.

2. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Жил в гостиниц_, на протяжени_ вечера, гуляли в сквер_, рисовал в альбом_, при изменени_ числа, бабочка на лили_, утопает в сирен_, гнездо на берез_; говорили о происшестви_, был на демонстраци_.

3. Выпишите имена существительные, у которых в дательном и предложном падежах окончание :

Грамота, хрестоматия, литература, территория, здоровье, увлечение, сарай, соревнование, сушь, пустошь.

4. Выпишите имена существительные, у которых только в предложном падеже пишется окончание . Укажите склонение этих существительных.

Озеро, вихрь, полынь, степень, оттепель, якорь, поверхность, побережье, страна, гимнастика.

5. Выпишите имена существительные, у которых в родительном, дательном и предложном падежах окончание . К какому склонению относятся эти существительные?

Ключ, метель, тополь, тетрадь, степь, песня, мороз, строй.

6. Выпишите имена существительные, которые только в предложном падеже имеют окончание .

Лентяй, здание, издание, акация, заседание, планетарий, дивизия, тропинка.

7. Составьте словосочетания существительное + существительное , используя предлоги по, на, в, при, о, об, для .

Образец : на поверхности стола, при приближении опасности .

Повесть, экспедиция; помещение, станция; запись, журнал; строительство, Сибирь; приближение, буря.

8. Выпишите имена существительные, у которых после шипящих на конце слов пишется ь .

Роскош_, глуш_, с круч_, возле дач_, камыш_, пейзаж_, ерш_, нет туч_, чудовищ_, много луж_.

9. Выпишите имена существительные, у которых в окончаниях после шипящих и ц в творительном падеже пишется -ом .

Чиж, борщ, нож, туча, сердце, блюдце, улица, мяч, товарищ, зеркальце, лапша.

10. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

Гранит очень проч_ный камень. Его добывают на Урал_ в Сибир_. При сильном нагр_вани_ и быстром охл_ждени_ он теряет свою проч_ность и разрушается. При его разрушени_ образуются глина и песок.

1 Значком « ++ » отмечены упражнения и задания для учащихся, которые обучаются по учебнику «Русский язык. 5-й класс» под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.

Рассказы про осень

Птицы и листья

В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и где птицы летят.

А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся и, когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими, почти черными тучами и между ними голубыми сияющими небесными полянками, и тут уже не поймешь, где листья мчатся, а где перелетные птички.

Папоротник еше совсем зеленый стоял, но его теперь доверху завалило листвой, ароматной, шумящей под ногой.

Последние грибы

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой - и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.

Это и были последние грибы.

Иван-да-Марья

Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной: там белый снег, там черная земля. Только весной из проталин пахнет землей, а осенью снегом. Так непременно бывает: мы привыкаем к снегу зимой, и весной нам пахнет землей, а летом мы принюхиваемся к земле, и поздней осенью пахнет нам снегом.

Редко, бывает, проглянет солнце на какой-нибудь час, но зато какая же это радость! Тогда большое удовольствие доставляет нам какой-нибудь десяток уже замерших, но уцелевших от бурь листьев на иве или очень маленький голубой цветок под ногой.

Наклоняюсь к голубому цветку и с удоюльствием узнаю в нем Ивана: это один Иван остался от прежнего двойного цветка, всем известного Ива-на-да-Марья.

По правде говоря, Иван не настоящий цветок. Он сложен из очень мелких кудрявых листков, и только цвет его фиолетовый, за то его и называют цветком. Настоящий цветок с пестиками и тычинками только желтая Марья. Это от Марьи упали на эту осеннюю землю семена, чтобы в новом году опять покрыть землю Иванами и Марьями.

Дело Марьи много труднее, вот, верно, потому она и опала раньше Ивана.

Но мне нравится, что Иван перенес морозы и даже заголубел. Провожая глазами голубой цветок осени, я говорю потихоньку:

Иван, Иван, где теперь твоя Марья?

Разлука

Какое чудесное утро: и роса, и грибы, и птицы… Но только ведь это уже осень. Березки желтеют, трепетная осина шепчет:

«Нет опоры в поэзии: роса высохнет, птицы улетят, тугие грибы все развалятся в прах… Нет опоры…» И так надо мне разлуку принять и куда-то

лететь вместе с листьями.

Вы можете или написать свой.

Ветер разлЕтелся,липа вздОхнула и как будто выдОхнула из себя миЛЛион зОлотых листОЧков. Ветер еще разлЕтелся,рвонулсо всей сиЛЫ (),и тогда разом

слЕтели все листья, и оставили на старой липЕ (), на чЕрных ее вЕтвях,только только реДкие золОтые монетки. Так пОиграл ветер с липОЙ (), подобрался к тучЕ (), дунул,брызнула туча и сразу вся разошлась дОждем. Другую тучу вЕтер нАгнал и пРОгнал, и вот из-под этой тучИ (), вырвались яркие лучи, и мокрые лЕса и пОля зАсверкали. Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашОл немного и рыжиков,и подОсиновиков, и подбЕрезовиков. Это и были последние грИбы. ЗАДАНИЕ ОБОЗНАЧЬ ЧАСТЬ СЛОВА, В КОТОРОЙ НАХОДИТСЯ ПРОПУЩЕННАЯ БУКВА, ВСПОМНИ СПОСОБ ПРОВЕРКИ,ВСТАВЬ БУКВУ. В СКОБКАХ ЗАПИШИ СЛОВА, КОТОРЫЕ ПОМОГЛИ ТЕБЕ ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ И НАПИСАТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ ОКОНЧАНИЯ.

Найди и выпиши именна существительные Обозначь в рих корень,окончание,основу. Ветер разлетелся,липа взохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых

листиков.Ветер еще разлетелся,рванул со своей силой,-и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе,на черных ее ветвях только редкие золотые монетки. Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче,думал.И брызнула туча, и сразу вся разошлась дождем.

проверяемым словом напиши проверочное. Найди другие орфограммы в словах.объясни написания.Обозначь орфограммы.Прочитай все слова в предложениях по слогам,запомни.Закрой книгу.запиши текст под диктовку.Ветер разлетелся.Липа вздохнула и будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.Ветер поиграл с липой,подобрался к туче,дунул.Брызнула туча и разошлась дождём.После дождч на небо ворвались яркие лучи.И мокрые поля и леса засверкали. по М Пришвину. Открой книгу,проверь написанное.Понаблюдай за слова вздохнула и выдохнула Как приставка изменяет слова?

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная

звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках. - Что это, Мишка, - сказал я шепотом, - что это такое? - Это светлячок, - сказал Мишка. - Что, хорош? Он живой, не думай. - Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму... И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать. И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете. в этом тексте есть три группы однокоренных слов

Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела

крошечная звездочка, и в то же время я сам держал ее сейчас в руках. - Что это, Мишка, - сказал я шепотом, - что это такое? - Это светлячок, - сказал Мишка. - Что, хорош? Он живой, не думай. - Мишка, - сказал я, - бери мой самосвал, хочешь? Навсегда бери, насовсем! А мне отдай эту звездочку, я ее домой возьму... И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит мое сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать. И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете. в этом тексте есть три группы однокоренных слов, найди и выпиши эти слова группами,выдели корень, найди и выпиши в тексте глаголы исключения укажи их спряжение и напиши эти глаголы в форми 2 лица ед.ч. и 3 числа мн. числа