Старообрядцы — лидеры буржуазии. Кто такие староверы


Старообря́дчество, староверие, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 в Российской империи официально именовались «раскольниками». В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие». Таким образом, Поместный Собор засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, «яко не бывшие».

Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с канонически признанными поместными Православными Церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской Патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица); большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён.

Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).

Крупнейшее старообрядческое объединение в современной РФ — Русская Православная Старообрядческая Церковь — относится к поповцам.

Реформы патриарха Никона

В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской Церкви, сложившаяся в XIV-XVI веках, была изменена в следующих пунктах:
Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.

Течения старообрядчества

Поповство

Одно из двух основных течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века.

Примечательно, что сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из новообрядческой церкви: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить — аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить.»

Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.

Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур.

Вначале поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название «беглопоповцы». В силу того, что многие архиепископы и епископы либо присоединились к новой церкви, либо, в противном случае, были репрессированы, старообрядцы не могли сами рукоположить дьяконов, священников или епископов. В XVIII веке было известно несколько самозваных епископов (Афиноген, Анфим), которые были разоблачены староверами.

При приёме беглых новообрядческих священников поповцы, ссылаясь на постановления разных Вселенских и поместных соборов, исходили из действительности рукоположения в РПЦ, в виду того, что благодать в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы.

В 1800 году, небольшая часть поповцев перешла под юрисдикцию РПЦ, сохранив дореформенную обрядность. Для них была создана отдельная структура — т. н. Единоверческая церковь. Впоследствии большая часть воссоздала трёхчинные иерархии, третья часть перешла в беспоповщину.

В 1846 году, после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия, возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений, приемлющих священство.

По догматике поповцы мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых — дониконианских — обрядов, богослужбных книг и церковных традиций.

Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 миллиона человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях).

В настоящее время поповцы делятся на две основные группы: Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь.

Беспоповство

Часовня беспоповцев. 1910 год. Построена в с. Ключи, Иволгинский район Бурятии. Экспонат Этнографического музея народов Забайкалья.
Основная статья: Беспоповство

Возникло в XVII веке после смерти священников старого рукоположения. В рядах старообрядцев после раскола не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. По каноническим правилам Православная Церковь без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Старообрядческие священники дониконовского поставления скоро умерли. Часть старообрядцев, отрицающая возможность существования «истинного» духовенства, сформировала беспоповский толк. Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие), отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами.

Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движение возникли новые разделения и образовались новые согласия: даниловское (поморское), федосовское, часовенное, спасово, аристово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников, дырников и бегунов. В настоящее время крупнейшее объединение беспоповства — Древлеправославная поморская церковь.

К числу беспоповских согласий в ряде случаев относили и относят некоторые псевдохристианские секты на том основании, что последователи этих сект также отвергают окормление официальным священством.

Отличительные черты

Богослужебно-обрядовые особенности

Отличия «древлеправославной» службы от «новообрядческой»:
Использование двуперстного крестного знамения
не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.
богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».
нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.
не используются акафисты (за исключением «Акафисто Пресвятей Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.
не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.
сохраняются начальные и исходные поклоны.
поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.
Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.
Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке)
в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.
более широко используются погласицы в церковном чтении.
сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (псалтырь, Иеросалим, Саватий, Евва, священноинок (а не иеромонах) и др.)

Символ веры

В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Сравнение текста:Дореформенный текст «Новообрядческий» текст
Ісусъ, (Ісъ) Іисусъ, (Іисъ)
Рожденна, а не сотворенна Рожденна, не сотворенна
Его же царствію несть конца Его же царствию не будет конца
Господа истиннаго и животворящаго Господа животворящаго

Старообрядцы считают, что греческие слова в тексте — то Кирион — означают Господственный и Истинный (то есть Господа Истиннаго), и что по самому смыслу Символа веры требуется в нём исповедовать Духа Святого истинным, как исповедают в том же Символе веры Бога Отца и Бога Сына Истинными (во 2 члене: «Света от Света, Бога Истинна от Бога истинна») . .

Имя Исус

В ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Ісус было заменено на новогреческое Іисус. Старообрядцы продолжают придерживаться традиционного написания. Они указывают на то, что и у других славян (сербы, черногорцы) в богослужебных книгах встречается написание «Исус».

Трисоставный восьмиконечный крест

Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, четырёхконечный крест, как заимствование из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения.

Двуперстие

Двуперстный благословляющий жест. Одна из древнейших сохранившихся икон Христа, VI век (из собрания монастыря Святой Екатерины, Синай)

В ходе реформ патриарха Никона подверглось изменению сложение пальцев (перстосложение) при совершении крестного знамения: мирянину при крестообразном осенении себя или кого-либо предписывалось складывать три пальца «щепотью», в иерейском же благословляющем жесте используется т. н. «именословное перстосложение», в котором пальцы знаменуют собой буквы имени Христа — ІС ХС.

Само крестное знамение как часть предания восходит к первым векам христианства. Многими авторами — например, Василием Великим оно относится напрямую к апостольскому преданию, однако письменных источников о начальной форме перстосложения, вероятно, не существует.

В поддержку нововведённого по греческим образцам того времени жеста приводились ссылки на сочинения об именословном перстосложении Навплийского протопопа Николая Малаксы (XVI в.). По его имени подобное перстосложение в старообрядческой среде презрительно именуется «малаксой».

Во многих послераскольных источниках, близких Русской Православной церкви, приводится теория, по которой первичной формой перстосложения было одноперстие, которое впоследствии заменилось двуперстием и, наконец, окончательно утвердившимся троеперстием. Старообрядцы же настаивают на благочестии, древности и истинности двуперстия. В качестве доказательства древности двуперстного жеста приводится множество древних памятников иконографии, в том числе и относимые преданием к апостольским временам. При рассмотрении истинности жеста раскрывают его символический смысл: два перста означают два естества Сына Божия, при этом чуть согнутый средний палец означает «умаление» (кеносис) Божественной природы при вочеловечивании Спасителя. Три другие перста соединены как знак соединения и несмешения лиц Святой Троицы в едином Боге. Крестообразное осенение в память о кресте Распятия совершается двумя перстами, символизирующими Христа. При троеперстном крестном знамении символ Христа заменяется символом Троицы, что позволяет старообрядцам упрекать «никониан», что они таким образом «распинают Троицу».

Агнец

Агнец (слав. ягненок) — литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства Евхаристии. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Телом и Кровью причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX — Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Исуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесённым в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.

Сугубая аллилуия

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии», что в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога», было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». По мнению греко-россиян (новообрядцев), тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа.

По мнению старообрядцев, древняя церковь говорила «аллилуия» дважды, поэтому и русская дораскольная церковь знала только двойную аллилуию. Исследования показали, что в греческой церкви тройная аллилуия изначально практиковалась редко, и стала там возобладать только в XVII веке. Двойная аллилуия не было нововведением, появившимся в России лишь в XV веке, как утверждают сторонники реформ, и тем более не погрешность или опечатка в старых богослужебных книгах. Старообрядцы указывают на то, что тройная аллилуия была осуждена древней русской церковью и самими греками, например, преподобным Максимом Греком и на Стоглавом соборе .

Поклоны

Не допускается замена земных поклонов на поясные.

Поклоны бывают четырёх видов:

1. «обычный» — поклон до персей или до пупа;
2. «средний» — в пояс;
3. малый земной поклон — «метание»;
4. великий земной поклон (проскинеза).

У новообрядцев и для священнослужителей, и для монашествующих, и для мирян предписывается класть поклоны лишь двух видов: поясные и земные (метания).

«Обычный» поклон сопровождает каждение, вжигание свечей и лампад; прочие творятся при молитве соборной и келейной по строго установленным правилам.

При великом земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли (пола). По совершении крестного знамения, простертые ладони обеих рук кладутся на подручник, обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике: колени также преклоняют до земли вместе, не растопыривая их.

Метания выполняются быстро, одно за другим, что снимает требование о преклонении головы до самого подручника.

Богослужебное пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое староверами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения). В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос. Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.

Иконопись

Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

В «правящей» Русской православной церкви постепенно начался упадок иконописи, окончившийся практически полным забвением иконы к XIX веку. Старообрядцы же собирали «дораскольные» иконы, считая «новые» «безблагодатными». Особо ценились иконы Андрея Рублёва, так как именно его работы в качестве образца называл Стоглав. Собирание старообрядцами древних икон породило целую индустрию поддельных «под старину» (подфурных) икон. Старообрядцы были основными (и, вероятно, единственными) экспертами в иконописи и иконографии при пробуждении интереса к русской иконописи на рубеже XIX—XX веков, при т. н. «открытии иконы».

В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона.

Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов.

Быт, культура, фольклор

У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи. Некоторые беспоповские согласы (поморцы, федосеевцы и др.) используют хомовое пение, вышедшее из употребления в XVII веке.

Преследования старообрядцев

Бегство старообрядцев началось после Собора 1667 года. Особенно усилилось бегство за границу во время правления Царицы Софьи, во время Иоакимова патриаршества. Бежали в Польшу, Великое княжество Литовское, Швецию, Пруссию, в Турцию, в Китай и в Японию. При Петре I, по сведениям Сената, находилось в бегах более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло около десяти процентов, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. Масштабы катастрофы можно понять, сравнив с численностью эмиграции во время гражданской войны 1917—1922 г. Тогда она составляла всего 1 млн человек при населении России 150 млн то есть только 0,5 % а не 10 %. За границей старообрядцы селятся большими колониями, строят свои церкви, монастыри, скиты. В России существовали свои крупные старообрядческие центры. Наиболее известные из них: Керженец, Стародубье, Клинцы, Новозыбков, Ветка, Иргиз, Выгореция.

Керженец — название реки в Нижегородской губернии. В густых лесах вдоль реки к концу XVII века существовало до сотни старообрядческих обителей — мужских и женских. Разгром Керженца начался при Петре I. В Нижнем Новгороде был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, составивший книгу Ответов на вопросы Питирима: ему отсекли голову, а тело его сожгли и пепел бросили в Волгу. После разгрома Керженца староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места. Выходцев из Керженских скитов на Урале и в Сибири стали называть кержаками, этот термин в дальнейшем распространился на всех старообрядцев Урала и Сибири.

Стародубье находится в северной части Украины — в бывших Новозыбковском и Суражском уездах Черниговской губернии. Гонения начались во времена правления Софьи. Часть старообрядцев бежала из Стародубья в Ветку.

Ветка находится в современной Белоруссии. Во времена раскола находилась на территории Великого княжества Литовского. Первый разгром Ветки произошёл в 1735. 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Иргиз — приток Волги в Саратовской и Самарской губерниях. Заселён во времена Екатерины II по приглашению императрицы. В царствование Николая I все иргизские монастыри были разгромлены и отобраны у старообрядцев.

Довольно большое количество старообрядцев сохранялось в Уральском казачьем войске. Одной из причин по которой яицкие казаки охотно поддержали Пугачева, было жалование «крестом и бородой», то есть сохранением старообрядческих традиций. Перед казнью на Болотной площади один из главных сподвижников Пугачёва Перфильев отказался исповедоваться у священника-никонианина — «…по раскольнической своей закоснелости он не восхотел исповедоваться и принять божественного причастия». В 1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы отказались подчиниться введению погон на новой казачьей армейской униформе, посчитав их «антихристовыми» знаками. Оренбургский генерал-губернатор Волконский в 1803 году выслал в Уральск карательную экспедицию. Казаков приказали пороть, пока те не наденут форму, было запорото до смерти несколько десятков человек[источник не указан 521 день]. Причиной самой последней смуты в войске в 1874 году послужил отказ от принятия присяги, предусмотренной новым положением о воинской службе. Большинство же приверженцев старой веры считали невозможным принесение каких-либо клятв. Несколько сотен упорствующих казаков было выслано в глухие зааральские пустыни, в 1877 году за ними были высланы и их семьи.

Правовое положение старообрядцев в XVII—XVIII веках

В контексте государственной политики в отношении церкви «старая вера» была непризнанной, более того — преследуемой. На протяжении веков существенно изменялся характер государственно-церковных отношений к старообрядцам: гонения сменялись попытками компромисса.

Старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона, вплоть до конца XVII века были убеждены, что сумеют одолеть «еретиков-никониан» и старая вера восторжествует. Но правительство не только не вернулось к старой вере, но и стало жестоко преследовать старообрядцев, навязывая им нововведения.

На жизнь и развитие старообрядчества в XVII—XIX столетиях повлияли три важнейших обстоятельства:
— государственная политика в отношении сторонников старой веры;
— общественное и экономическое развитие России;
— духовные искания самих старообрядцев.

Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во внутренней политике России, начиная со второй половины XVII века. Государство и церковь пытались решить проблему взаимоотношений со староверами различными способами. Запреты, налоги, насилие — всё это оказалось несостоятельным по отношению к расколу.

Жестокие репрессии конца семнадцатого века уступили место чисто практическому подходу Петра, весьма далекого от богословских споров и устроившего очередную радикальную церковную реформу, упразднившую патриаршество. Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр подошёл прежде всего с позиции казны.

Император повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью» (отсюда народное прозвище старообрядцев — «двоедане»). Тех же, кто укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Взыскивали с них за прошедшее время двойной налог или ссылали на каторгу. Тем не менее, согласно указу, теперь старообрядцы могли жить открыто. Им строго воспрещалось обращать в раскол своих домашних и других людей. Кроме того, раскольники не допускались к общественным должностям, и их свидетельства против придерживавшихся официального православия не принимались. Все старообрядцы должны были носить особое платье, по которому они тот час могли быть узнаваемы, за право носить бороду также была введена особая подать, распространявшаяся впрочем не только на них, но и на всё население империи. Платили подать и те, кто венчался не у церковных пастырей. Раскольники могли вступать в брак с придерживающимися официального православия не иначе как по отречению от старой веры, однако это требование распространялось и на инославных вообще. Таким образом, при Петре староверов, как и представителей иных конфессий, вынудили платить своеобразную дань за право на собственное вероисповедание.

Раскольникам не позволялось строить скиты и пустыни, их монахов и монахинь рассылали по монастырям под строгий надзор, а иногда осуждали на каторжные работы. Уличенные в намеренном и упорном укрывательстве старообрядцев наказывались как противники власти.

После смерти Петра, а особенно при Анне Ивановне, преследование староверов возобновились. Своего рода «золотой век» старообрядчество пережило в 60-90ые годы XVIII века. Очевидна тенденция к либерализации законов в отношении старообрядцев. С воцарением Екатерины Второй, меры против старообрядцев становились более снисходительными. Отправной точкой в решении проблемных отношений со старой церковью стали просветительские установки, теоретические обоснования основ разумного и справедливого строя.

Лестовка

Беглым раскольникам было объявлено полное прощение, если они возвратятся в Отечество: они смогут селиться в любой местности, выбирать род деятельности, какой пожелают, также им дарованы разные льготы: разрешено носить бороды и ходить не в указном платье.

Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других местах. В правление Екатерины староверов можно было встретить в любом уголке страны: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы (прежде всего из Польши).

Постепенно раскольников стали допускать к присяге и свидетельству, если они были освобождены от двойной подати, то их даже разрешено было выбирать. Также оставили применение строгих мер собственно против тайных и упорных староверов, которые увлекали других к безрассудному самосожжению.

Тем не менее, несовершенство законодательной системы создавало массу возможностей для ущемления прав старообрядцев. Раскольничество не получило признания наряду с официальным православием и продолжало считаться заблуждением. Следовательно, к «заблудшим» при прочих равных условиях относились с особым пристрастием, считая серьёзным преступлением пропаганду раскола и обращение людей в старую веру.

По сути, веротерпимость по отношению к староверам была больше парадным фасадом, нежели реально предоставленной свободой. Государство преследовало свои интересы, видя экономические и политические выгоды от некоторых «послаблений». Многие старообрядческие общины приобрели авторитет в торговом и промышленном деле. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении староверов.

До 80-х годов XVIII века ни законодательством, ни практикой не был решен вопрос о праве старообрядцев на публичное отправление своих обрядов. Первые прецеденты строительства церквей были предприняты в Твери и Нижнем Новгороде и других городах, что давало юридическую возможность воспользоваться подобной милостью во всех епархиях, но каждый случай рассматривался отдельно

Также в указанный период не последнее место в духовных ведомствах занимал надзор за распространением книжной грамоты. На протяжении почти всего XVIII века действовало законодательство Петра об изъятии старинных печатных и рукописных книг и икон старого письма и отсылке их в Святейший Синод. Первая собственно старообрядческая типография возникла в посаде Клинцы Суражского уезда, Черниговской губернии в середине 1780-х .

Центром сосредоточения запрещенных книг стала Ростовская ярмарка, одна из крупнейших в стране. Обнаруженные «вредные» книги и целые библиотеки могли беспрепятственно уничтожаться. В идеологической войне церковь, поддерживаемая государством, изо всех сил пыталась установить единые понятия о благочестии и православии. Не без основания полагая, что единство веры может установить «единомыслие» в народе.

Екатерина Вторая сделала попытку вписать «религиозных диссидентов» в общую государственную структуру. Абсолютистское начало религиозной терпимости проявлялось в том, что законодательные инициативы исходили от светских властей, и тем самым заставляли меняться господствующую церковь.

Очевидное «послабление», данное старообрядцам в последней четверти XVIII века, закрепилось в указе Синода от 22 марта 1800 г., который предписывал, каким образом следует поступать с людьми, отклоняющимися в старообрядчество. Причиной его принятия стали жалобы староверов к правительству на притеснения со стороны приходских священников. В предотвращение каких-либо нареканий в дальнейшем, приходские священники обязывались терпеливо и гуманно относиться к старообрядцам. Однако этот указ оставался красивой декларацией и не имел реального практического применения, поскольку невозможно было контролировать, насколько тот или иной священник следовал христианским принципам в отношении раскольников.

Опасаясь усиления оппозиции, которое могло последовать в результате «половинчатых» уступок, правительство, начиная с 1810 г., предпочло сделать шаг назад и вернуться к мерам репрессивно-охранительного характера.

Основные итоги развития старообрядчества

Несмотря на преследования со стороны властей и официальной церкви, многие старообрядцы выстояли и сохранили свою веру.

Старообрядческие общины продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, часто проявив себя трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Старообрядцы прилагали большие усилия в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь.

Помимо этого, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский), епископ Православной Российской Церкви, один из основателей и лидеров катакомбной церкви в СССР, так оценил поповское старообрядчество.

Исторические заслуги старообрядчества перед церковным и русским народом огромны. Таковы они в прошедшем и ещё более так называемое старообрядчество может сделать доброго в будущем. Но и православные, и старообрядцы должны помнить, что старообрядчество есть религиозно-культурно-бытовое, а не только узко обрядовое явление. Что это не преувеличение, а историческая правда, мы можем привести достоверные доказательства:
Старообрядцы, защищая чистоту Евангельского христианства, восстали против самовластия иерархии в лице патр. Никона и охранили тем чистоту русского православия.
Старообрядцы во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство, и в этом отношении старообрядческий приход является образцом христианской общины.
Старообрядцы выработали великолепную формулу отношения к церковным обрядам. Они говорят, что обряды — это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства (…).
Старообрядцы донесли до наших дней светлый идеал пастыря — отца прихода и молитвенника, и руководителя общественной совести. У старообрядцев никогда не было поговорки «что ни поп, то батька», (…). Для старообрядца приходской пастырь — непременно выборный, это действительно свеча, поставленная перед престолом Божиим.
Энергично протестуя против горделивых папистических притязаний иерархии, старообрядцы никогда не переставали протестовать и против насилий над совестью со стороны царской гражданской власти, и когда петербургский режим стал гнуть в бараний рог церковную общину, старообрядцы употребили все силы, чтобы сохранить себе свободу церковно-общинного самоопределения, и эту свободу они у себя осуществили (…).

Роль старообрядчества в русской истории

Серпухов. Старообрядческая церковь Покрова пресвятой Богородицы Старопоморского-федосеевского согласия. 1912 г. Ныне — музей.

Некоторые из современных исследователей уверены[источник не указан 624 дня], что русское сельское хозяйство в царской России опиралось, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Балаково Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже. В то время, как Пётр Первый мечтал о создании русского флота, старообрядческие монастыри Выга уже имели на Белом море своё судоходство, и их корабли доходили до Шпицбергена. В XIX веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трёхгорка, мощнейшие центры индустрии в Иванове-Вознесенском, Богородско-Глуховском, Орехово-Зуевском районах принадлежали старообрядцам.

По сведениям различных исследователей , до 60 % русских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они занимались благотворительной и меценатской деятельностью ещё и непосредственно. Ими основаны такие театры Москвы, как оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный Саввы Морозова.

Современность

В настоящее время старообядческие общины, помимо России, имеются в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Луковенко И.Г.

Русская православная старообрядческая церковь

Общая история старообрядчества

История старообрядчества насчитывает три с половиной столетия. Его возникновение было обусловлено комплексом общественно-политических, религиозных, мировоззренческих причин. В узком смысле слова – старообрядчество – религиозное движение, порвавшее с Православной церковью, формальным поводом к чему послужило несогласие его сторонников с проводимыми в середине ХVІІ века патриархом Московским Никоном церковно-обрядовых реформ. Однако следует помнить, что старообрядчество, это не только и не столько узко религиозное движение, это целый культурный комплекс во всем многообразии его внутренней сущности (общество, политика, экономика, уникальная духовная и материальная культура).

Первая половина ХVII века (после Смуты начала века) характеризуется как борьба за укрепление Русского государства, централизации, стремление укрепить, усилить самодержавную власть новой династии Романовых.

Централизаторские внутригосударственные тенденции (выразившиеся, среди прочего, в ущемлении привилегий боярской знати, торговой политикой, созданием регулярных войск с оттеснением на второй план стрельцов и т.д.) не могли не коснуться церкви. Поначалу реформа церкви не выходила за рамки исправления морального состояния духовенства и попыток унифицировать религиозные обряды. Главную роль в этом играл т.н. «кружок ревнителей благочестия», куда входили будущий лидер старообрядчества протопоп Казанского собора Аввакум Петрович, известные московские протопопы Иван Неронов, Стефан Вонифатьев (духовник царя Алексея Михайловича). Также в «кружок» входил будущий патриарх Никон. Реформа преследовала цель укрепления внутреннего порядка церкви. Активное продвижение реформы начинается после избрания Никона патриархом в 1652 году. Однако здесь начинаются противоречия в среде реформаторов. В качестве образца для унификации богослужения Никон и его сторонники взяли новые греческие богослужебные книги. Однако, поскольку греческий богослужебный канон за предыдущие века претерпел изменения, то исправление русских богослужебных книг привело к изменению богослужебного канона русской церкви. Исправляя русские богослужебные книги, Никон стремился, с одной стороны, унифицировать богослужебный канон внутри русской церкви а с другой – привести в единство с богослужебной практикой всего Восточного православия.

Изменение богослужебного канона вызвало недовольство со стороны Аввакума и части русского духовенства. Они видели в этом посягательство на традиционные, освященные прошлым устои русского общества; подобная практика рассматривалась как предательство веры отцов, тем более, что современная им греческая церковь, по их мнению, впала в ересь. Недовольство вызывали и методы, которыми Никон проводил реформы – не соборно, а единолично. Церковные реформы находили поддержку со стороны светской власти с той лишь разницей, что Никон видел в сильной церкви возможность подчинения ей светской власти («церковь выше государства», «власть патриарха выше власти царя»), тогда как царь видел в сильной церкви средство мощного идеологического контроля над обществом и хотел подчинить церковь светской власти. Поэтому, когда реформы в целом были завершены, Никон был отстранен от власти.

Собственно, реформы сводились к изменениям в чине богослужения и некоторых обрядов (троеперстное крестное знамение вместо двоеперстного, написание имени «Иисус» вместо «Исус», хождение вокруг аналоя с запада на восток вместо с востока на запад и т.д.).

Противодействие реформам объединило представителей разных сословий, недовольных централизаторскими устремлениями царя и патриарха.

Тем не менее реформы были окончательно закреплены на соборах 1666 и 1667 годов. На старые обряды было наложено проклятие.

В старообрядческой среде быстро распространяются эсхатологические идеи. Аввакум учил, что окружающий мир стал царством антихриста, что царь и патриарх являються слугами дьявола. Его ученики пошли дальше, и обьявили антихристом самого царя и патриарха. Распространялись идеи о скором конце света. Это, а также последовавшие за официальным признанием реформ гонения на сторонников старых обрядов, способствовало тому, что старообрядцы бежали на незаселенные земли Русского государства, а также за границу. Одним из способов ухода из покоренного антихристом мира наиболее радикально настроенные староверы избрали самосожжения. Первые «гари» начинаются примерно с 1678 г. По приблизительным подсчетам до конца ХVІІ века так покончило с жизнью до 20000 человек. С 1685 года правительство начинает снаряжать специальные экспедиции для поисков старообрядческих поселений.

Одним из наиболее трагических событий истории старообрядчества стало уничтожение монахов Соловецкого монастыря, не принявших реформ Никона.

Духовный лидер старообрядчества протопоп Аввакум был сожжен в Пустозерске 14 апреля 1682 года.

Одним из наиболее революционных староверческих центров стал Дон. Под старообрядческими лозунгами проходило восстание Степана Разина.

Старообрядчество изначально не было социально однородным явлением. Сюда входили представители боярской знати (боярыня Ф.П. Морозова, княгиня Е. Урусова), посадские слои, и крестьянство. Староверие поддержала значительная часть приходского духовенства. Епископат по тем или иным причинам поддержал реформы. Единственный епископ Павел Коломенский, не принявший реформ, был уничтожен. Неоднородность социального состава старообрядческого общества, привела к тому, что уже к концу ХVII в. происходит распад староверия на два главных течения – поповство и беспоповство. Социальной базой первого течения стали посадские слои, а беспоповство, по преимуществу, было крестьянским движением. Первой формой поповщины стало беглопоповство. Это движение получило такое название потому, что, будучи менее радикальными, чем беспоповцы, представители этого направления считали необходимым восстановление нормальной церковной жизни, а поскольку к концу ХVII в. священники, рукоположенные до Никона умерли, то встал вопрос о том, где брать новых (своего епископа у поповцев не было). Приняв решение, что православная церковь, хоть и является еретичной, но все же церковью, поповцы стали принимать из неё беглых священников (отсюда название движения). Существовало три чина принятия еретиков: перекрещивание (священник должен был перерукополагаться), перепамазание, проклятие ересей. Споры разгорелись относительно последних двух чинов. Сторонники перепамазания в конце концов победили.

Первые по времени основания поповщинские поселения образовались на Стародубье (теперь Черниговская область Украины, Брянская область Российской Федерации). Здесь первое время староверы пользовались льготами, которые предоставляли, в частности, украинские гетманы, чтобы привлечь население на незаселённые земли. Однако после вмешательства правительства часть староверов вынуждена была бежать за рубеж на польские земли. Появляется новый старообрядческий центр – Ветка (теперь Брянская область Белоруссии). Население Ветки достигало 40000 человек. Ветковские староверы контролировали значительную часть торговли, а также торговые пути с юга на восток и северо-восток. Однако в 1735 и 1764 гг. правительство предпринимает меры по искоренению оттуда староверов (т.н. 1-я и 2-я «выгонки» Ветки), после чего ветковский центр был разгромлен. Значительная часть староверов вернулась на Стародубье.

Следующим важным центром поповщины стал Керженец (нижегородский край и далее вниз по Волге). Здесь староверы контролировали торговые пути на юг и восток, основывали мануфактуры, контролировали судостроение. Значительное количество староверов работало на заводах Демидовых. Подобные районы староверия были также и духовными центрами. Оттуда на места рассылались священники, здесь основывались скиты, часовни, церкви. Существование таких центров было залогом существования нормальной церковной жизни.

Беспоповцы были более радикальным движением, чем поповцы. Они считали, что с приходом в мир антихриста церковь исчезла, что благодать была взята на небо, а потому та церковная жизнь, что была ранее невозможна. Беспоповцы считали невозможным признавать светскую власть. Оставался единственный выход – бежать от мира. Беспоповство не являлось однородным явлением. В его среде на протяжении ХVІІІ –ХIХ веков появлялись согласия и толки, разные по социальному составу, по идеологии. Одним из первых беспоповских центров стало Поморье. Здесь была основана т.н. Выговская община (теперь Карелия; к северу от Онежского озера). Социальный состав общины – крестьяне и монахи Соловецкого монастыря. Были основаны два скита – мужской и женский. Постепенно радикальные настроения уходили в прошлое. Знаменитые «Поморские ответы» 1722 г. свидетельствуют о признании царской власти и покорении ей. Соглашательская политика выговцев привела к тому, что из их среды выделился самостоятельный филипповский толк (названный по имени основателя). В 1743 г. они покончили жизнь самосожжением.

В конце ХVІІ века дьяком Феодосием Васильевым был основан федосеевский толк (по имени основателя). В 1771 г. в Москве федосеевцами было основано Преображенское кладбище, ставшее одним из основных центров беспоповщины.

Постепенно из этих толков выделялись новые. Наиболее известными беспоповскими толками были аароновцы, самокрещенцы, лужковцы, нетовцы (спасовцы), странники (бегуны) и др.

При Петре І старообрядцы притеснялись. Они вынуждены были платить двойной подушный налог, налог на бороды и др. Была организована специальная контора раскольничьих дел, преобразованная при Петре ІІ в канцелярию разыскных раскольничьих дел (упразднена при Екатерине ІІ).

Екатерина ІІ в 1762 г. разрешила староверам, бежавшим за границу, вернуться. Были отменены указы Петра І. Часть вернувшихся из-за рубежа староверов основала новый поповский центр на реке Иргиз (Саратовский край), быстро ставший одним из главных поповских центров.

В 1771 г. поповцы основали в Москве Рогожское кладбище – главный российский центр поповщины.

На протяжении ХVІІІ – ХІХ вв. поповцы не оставляли попытки создать свою церковную иерархию и перестать зависеть от официальной церкви. Эти попытки увенчались успехом, когда в староверие перешел Сараевский митрополит Амвросий. В 1846 и 1847 гг. в Белой Кринице (теперь Черновицкая область Украины, а тогда территория Австро-Венгрии) он рукоположил несколько епископов, так что 1859 г. поповство насчитывало более десяти епархий.

Часть поповцев не признала каноничности новой иерархии и продолжала принимать священников из официальной церкви.

В 1800 г. часть поповцев, выступивших за то, чтобы принимать беглых священников по третьему чину (проклятие ересей), пошла на соглашение с правительством и православной церковью, признала власть местных епископов и получила священников из официальной церкви с тем, чтобы те служили по старым обрядам.

При Александре І староверы получили относительную свободу. Правительство в 1822 г. утвердило правила о недопустимости розыска беглых священников и тайных скитов, часовен. Однако новые часовни строить запрещалось. Однако уже при Николае І гонения усиливаются. В 1832 г. были отменены правила 1822 г.. В 20 – 30-е годы были разгромлены иргизские скиты.

В 1853 г. была основана старообрядческая архиепископия в Москве. Тогда же между митрополией в Белой Кринице и московской архиепископией было достигнуто соглашение о разделе административной власти: московской архиепископии подчинялись все приходы на территории Российской империи, тогда как под власть белокриницкой митрополии подпадали зарубежные приходы.

Важным событием старообрядческой истории ХІХ в. стало появление в 1862 году т.н. «Окружного послания», составленного наиболее лояльно настроенными поповцами белокриницкого согласия: император объявлялся лицом боговенчанным и богохранимым, православная церковь признавалась нееретичной т.к. также верует в Иисуса Христа. Культ, основанный Никоном, объявлялся правильным. Единственной виной церкви и правительства признавались гонения на староверов. Появление этого послания вызвало раскол в поповской среде. Появились т.н. «окружники» и «противоокружники (или «раздорники»)». С признанием «Окружного послания» выступила большая и влиятельная часть поповских центров. Однако раскол удалось преодолеть только в начале ХХ века.

Во времена советской власти старообрядчество разделило судьбу других религий в СССР. К концу 30-х годов ХХ века староверы-поповцы оказались фактически лишенными церковной иерархии. Все епископы находились в тюрьмах. Лишь в 1941 г. был выпущен на свободу архиепископ Иринарх (Парфёнов). В послевоенные годы церковь возглавляли: архиепископ Флавиан (Слесарёв; 1952-1960), архиепископ Иосиф (Моржаков; 1961-1970), архиепископ Никодим (Латышев; 1970-1986). На Освящённом Соборе в 1986 г. предстоятелем церкви был избран епископ Клинцовский Алимпий. В 1988 году на Освященном Соборе, посвящённом тысячелетию крещения Руси, было принято решение о преобразовании Московской старообрядческой архиепископии в Митрополию. Предстоятель церкви стал именоваться Митрополитом Московским и всея Руси. С этого времени церковь носит своё нынешнее название Русская Православная Старообрядческая Церковь. Митрополит Алимпий управлял церковью вплоть до своей кончины 31 декабря 2003 года.

В 1971 г. на Соборе Русской Православной Церкви со староверов были сняты проклятия и анафемы. Старые обряды были признаны спасительными и равночестными.

В настоящее время кроме поместной РПСЦ существует поместная старообрядческая церковь в Румынии (центр – г. Браиль). Предстоятель церкви (с 1996 г.) преосвященнейший Леонтий, архиепископ Белокриницкий и всех зарубежных древнеправославных христиан митрополит.

Нынешний предстоятель Русской православной старообрядческой церкви – Митрополит Московский и всея Руси Андриан.

Митрополит Андриан (в миру – Александр Геннадьевич Четвергов) родился 14 февраля 1951 года в старообрядческой семье города Казани. Его семья принадлежит к известному роду казанских купцов Четверговых. В 1974 году закончил Казанский Авиационный Институт. Получил также начальное художественное образование. По окончании института работал в должности инженера-конструктора сначала в ЦКБ Оптико-механического завода, а затем в СКБ Спортивной авиации. В 1980 году сочетался браком со Штринёвой Натальей Александровной, происходившей из рода нижегородских старообрядцев. В 1986 г. оставил светскую работу и начал трудиться при казанском старообрядческом храме. Принимал самое деятельное участие при реставрации храма, проектировании и изготовлении иконостаса. Также освоил ряд рабочих специальностей: водителя и сварщика, плотника и кровельщика. Изучил церковные искусства и ремёсла: уставщика и головщика, реставратора икон, переплётчика книг. Позднее был избран председателем церковной общины. С 1995 г. попробовал себя в качестве иконописца. Написал иконостас для Храма Екатеринбургской старообрядческой общины и изготовил конструкцию иконостаса для новопостроенного Кафедрального Собора Новосибирской и всея Сибири епархии в городе Новосибирске, написал для него часть икон.

В 1998 г. овдовел, имея на попечении сына и 2-их дочерей. 17 октября 1999 года рукоположен в сан диакона к Казанскому Храму в честь Казанския Иконы Пресвятыя Богородицы. Тогда же на Освященном Соборе был избран в кандидаты во епископы. 14 мая 2000 г. был рукоположен в сан священноиерея. В 2001 г. принял иноческий (монашеский) постриг с наречением имени Андриан.

29 апреля 2001 года рукоположен в сан епископа Казанско-Вятского. Хиротонисан Митрополитом Московским и Всея Руси Алимпием в сослужении с Епископами Иоанном Ярославским и Костромским, Силуяном Новосибирским и всея Сибири, Савватием Киевским и всея Украины и Зосимой Кишенёвским и всея Молдавии. На Освященном Соборе 9 февраля 2004 года был избран Митрополитом Московским и Всея Руси.

Старообрядчество на Украине

В истории старообрядчества территория современной Украины представляет наибольшую важность. Здесь старообрядцы появляются сразу же после начала гонений на них со стороны правительства и официальной церкви. Первые старообрядческие поселения появляются на территории Стародубья (теперешняя Черниговская область Украины, Брянская область России) уже в 70-е годы ХVІІ века. Украинские гетманы были заинтересованы в заселении и освоении этих земель. По условиям «Вечного мира» (1682) между Россией и Речью Посполитой эта территория входила в состав Российского государства. Репрессивные меры московского правительства в конце XVII начале ХVIII веков вынудили значительную часть староверов покинуть эти террнитории и переселиться за польский рубеж, где был основан центр староверия – Ветка. Однако после разгрома Ветки в ХVIII веке староверы возвращаются на Стародубье. В последующем Стародубье становится одним из крупнейших центров староверия. В 20-е годы ХIХ века здесь насчитывалось до 40000 верующих-староверов. Стародубье был одним из ключевых центров староверов-поповцев. После основания Белокриницкой иерархии на этой территории была основана Черниговская епархия с центром в городе Новозыбкове (ныне районный центр Брянской области России).

Стремление укрыться от мира, а также репрессии правительства вынуждалb староверов бежать зарубеж. Одним из таких зарубежных центров стало Подолье, входившее в состав Речи Посполитой (ныне Винницкая, Хмельницкая области Украины). Наиболее крупными центрами староверия здесь были г. Балта (теперь в Одесской области), села Куреневка и Борсков (Винницкая область). В 1675 году в с. Куреневка был основан старообрядческий скит. Позднее здесь располагались Куреневский Никольский мужской монастырь и два женских Куреневских Успенских монастыря. Город Балта после основания Белокриницкой митрополии стал центром Балтской епархии (в начале ХХ в. центр перемещается в Одессу).

С конца ХVII в/ старообрядческие поселения появляются в южной Бесарабии. Сюда, на земли, находящиеся под турецким владычеством, приходят донские казаки под предводительством атамана И. Некрасова. Они пользовались здесь значительной вероисповедной свободой, правовыми и экономическими льготами. После присоединения Бесcарабии к России староверы продолжали пользоваться этими льготами. Территория расселения староверов здесь: Измаильский, Килийский районы Одесской области.

Значительное количество староверов проживало на территории Елисаветградской губернии. Здесь селились выходцы из Стародубья, Польши, староверы, возвращавшиеся из других зарубежных районов по приглашению Екатерины ІІ. Здесь впервые появляется единоверие (1800 год).

Также крупным центром староверия на территории современной Украины была Херсонская губерния (здесь насчитывалось около 30-ти поселений).

До 1917 г. на территории Украины действовало 36 старообрядческих монастыря. Среди них (кроме Куреневских) Черкасский Покровский женский монастырь, Красноборский мужской монастырь (Черниговская губерния).

На территории современной Украины располагался центр Белокриницкой иерархии – с. Белая Криница (теперь Черновицкая область). С 1774 и до 1918 года эта территория находилась под властью Австро-Венгерской империи.

В годы советской власти на территории УССР находилось две епархии архиепископии Московской и всея Руси: Одесская и Винницко-Киевская.

Ныне территорию Украины охватывает епархия Киевская и всея Украины Русской Православной Старообрядческой церкви. Правящий епископ (с 1993 г.) преосвященный Савватий, епископ Киевский и всея Украины. По данным на 1 января 2003 года на территории Украины 65 религиозных организаций РПСЦ.

Старообрядчество в Донбассе

На территории современной Донецкой области старообрядческие поселения появляются в конце ХVII начале ХVIII веков. Они основываются на порубежных землях южных границ Русского государства. Их основывают выходцы из Курской губернии. Наиболее крупными центрами старообрядчества были северо-восток (село Ольховатка) и юг области (село Мелекино и близлежащие поселения). Село Ольховатка основано в 1720 г. (официальная дата основания, хотя поселение появляется ещё в конце ХVII в.)) выходцами из Курской губернии. К началу ХХ в. численность верующих староверов Ольховатки составляла 2614 человек. Верующие имели церковь, в селе располагался небольшой женский монастырь. В 30-е годы монастырь был закрыт. Пожар в 1929 г. уничтожил церковь. Поселения староверов на юге области появляются в конце ХVIII века. В 1910 г. верующими была построена церковь, которая была закрыта в 1930 г. К середине 20-х годов на территории Донецкой губернии насчитывалось 9 общин староверов-поповцев, объединявших 3266 верующих. Кроме того на территории губернии действовало 2 общины староверов-беспоповцев (62 человека).

Во время Великой Отечественной войны религиозная жизнь верующих староверов оживляется. С 1944 по 1947 г. возобновляются богослужения в общине Мелекино. В это время община объединяла около 300-350 человек, членов местного рыболовецкого колхоза.

Численность верующих Ольховатки в 1945 г. – 550 человек.

В конце 40-х годов в южные районы области переселяются верующие-староверы из Румынии и Болгарии. Они поселяются в хуторах Безымянный, Еланчик, Седовка, селе Широкино, поселке Буденовка. Они возбуждают ходатайства об открытии церкви в Мелекино. В 1950 г. было разрешено совершать богослужения 2-3 раза в год приезжему священнику из Ростовской области.

В 1952 г. верующим Ольховатки также было разрешено приглашать для совершения богослужения священника из Луганской области. Долгое время приход Ольховатки окормлял священник Савелий Калистратович Голубятников. По состоянию на 1 октября 1978 года община Ольховатки объединяла 155 человек; 9 октября 1978 года община была официально зарегистрирована. В настоящее время это единственная официально действующая община Русской Парвославной Старообрядческой Церкви на территории области. В 1995 году верующие своими силами построили новую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Папаяни И.В.

Новозыбковская иерархия (Русская Древлеправославная Церковь)

Старообрядчество зародилось в России в середине XVII столетия и развилось в отдельную религиозную конфессию, после собора Московской церкви 1666-1667 гг. Последний осудил реформы Никона, но и не поддержал его противников. Реформы Никона выходили за рамки обычных обрядовых реформ. Ситуация осложнилась тем, что все нововведения подкреплялись растущей ролью западничества, против которой очень ожесточенно протестовал кружок «Ревнителей благочестия», во главе с протопопом Аввакумом.

После собора 1666 г. в Московии происходят повсеместные гонения и преследования приверженцев древнего благочестия.

28 октября 1846 г. после перехода в старообрядчество Босно-Сараевского митрополита Амвросия устанавливается трехчинная иерархия, так называемая Белокриницкая (название происходит от села Белая Криница Глыбоцкого района Черновицкой области). Некоторые старообрядческие приходы и монастыри не приняли Белокриницкую иерархию. Таким образом, выделяется еще одно направление в старообрядчестве: «беглопоповцы». 4 ноября последние принимают в свои ряды обновленца никонианина архиепископа Николая (Позднева), а позже в 1929 г. его соратника Стефана (Расторгуева). Отсюда берет начало трехчинная иерархия Древлеправославной церкви. Сразу следует отметить, что применительно к современности термин «беглопоповцев» относительно выше названной религиозной деноминации звучит религиоведчески неэтично.

Кафедра архиепископа Древлеправославной церкви находилась в Саратове, Москве, Куйбышеве, а с 1963 г. в городе Новозыбкове (Брянская область Российской Федерации). В 1923 г. первоиерарх Новозыбковской церкви именовался: Архиепископом Московским, Саратовским и Всея Руси Древлеправославных христиан.

В З0-е годы XX века часть священиков Русской Православной церкви (далее РПЦ), спасаясь от репрессий перешли к новозыбковцам. В основном это представители движения «Иосифлян». В их числе и уже упоминавшийся выше Стефан (Расторгуев), занявший Уральскую и Богуславскую кафедры. С его расстрелом в 1937 г. русская Древлеправославная церковь находилась на нелегальном положении. В 1938 г. был закрыт собор в городе Новозыбкове, но в 1943 г. богослужения в нем возобновились.

В СССР у Новозыбковского старообрядчества отношение с властями складывались более удачно чем у других старообрядческих ответвлений.

Они выделялись на общем фоне своей «патриотичностью». Последнее означает то, что они не критикуют государственную власть и связи РПЦ с нею.

По структуре РДЦ отличается своей менее жесткой централизацией, нежели РПЦ и Русская Старообрядческая Православная Церковь (РСПЦ) Белокриницкой иерархии. Отсюда в церкви, не привыкшей к особой строгой дисциплине, часто возникают локальные конфликты, например, в 90-е годы XX века церковь несколько раз была на грани раскола. Так, в середине 90-х годов епископ Леонтий (Кречетов), попытался создать Иверскую самостоятельную Древлеправославную Церковь, кроме того, в Самаре в 1995 г. епископ Вадим (Коровин) выступил с критикой священноначалия, что могло привести к новому делению старообрядчества, если бы не его отлучение.

В 2001 г. обостряются отношения новозыбковцев с РСПЦ. Архиепископ Александр, глава РДЦ выступил с резким заявлением, обвинив РСПЦ в «прозелитизме» и в склонении священнослужителей РДЦ к переходу в Белокриницкую иерархию. Особо он осудил то, что священноначалие РСПЦ позволяет себе общаться с внешним миром от лица всего старообрядчества. На Соборе РДЦ было заявлено необходимости четкой грани между новозыбковцами и Белокриницкой иерархией.

Это связано с тем, что РДЦ по-прежнему отрицает законность рукоположения Белокриницкой иерархии. Также, с точки зрения новозыбковцев, все остальные христиане находятся в ереси и заблуждении, но они не считают, что все они не будут спасены.

3 марта 2002 года на Соборе РДЦ глава церкви архиепископ Александр был возведен в сан Патриарха, а резиденция перенесена из Новозыбкова в Москву. В Украине зарегистрировано две общины РДЦ. Одна из них в Донецкой области.

Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола .

Также на богослужении вместо пения "Аллилуйя" два раза было велено петь три раза. Вместо обхождения храма во время крещения и венчания по солнцу было введено обхождение против солнца. Вместо семи просфор на литургии стали служить на пяти. Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный. По аналогии с греческими текстами вместо имени Христа Исус в новопечатных книгах патриарх приказал писать Иисус. В восьмом члене Символа веры ("В Духа Святаго Господа истинного") убрал слово "истинного" .

Нововведения были одобрены церковными соборами 1654-1655 годов. В течение 1653-1656 годов на Печатном дворе выпускались исправленные или вновь переведенные богослужебные книги.

Недовольство населения вызвали насильственные меры, с помощью которых патриарх Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за "старую веру", против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены Кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитв. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от "древлего благочестия", а ее книги печатаются в типографиях католиков. Иван Неронов выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками "старой веры" приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие противники реформ подверглись жестоким преследованиям. Выступления защитников "старой веры" получили поддержку в различных слоях русского общества, начиная от отдельных представителей высшей светской знати и заканчивая крестьянами. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении "последнего времени", о воцарении антихриста, которому якобы уже поклонились царь, патриарх и все власти и выполняют его волю.

Большой московский Собор 1667 года анафематствовал (отлучил от церкви) тех, кто после многократных увещеваний отказался принять новые обряды и новопечатные книги, а также продолжал ругать церковь, обвиняя ее в ереси. Собор также лишил Никона патриаршего сана. Низложенный патриарх был отправлен в заточение — сначала в Ферапонтов, а затем Кирилло Белозерский монастырь.

Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины Русского государства и за границу, основывали там свои общины.

С 1667 по 1676 год страна была охвачена бунтами в столице и на окраинах. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Раскольники совершали нападения на монастыри, грабили монахов, захватывали церкви.

Страшным последствием раскола явились гари — массовые самосожжения. Самое раннее сообщение о них относится к 1672 году, когда в Палеостровском монастыре совершили самосожжение 2700 человек. С 1676 по 1685 год, по документально зафиксированным сведениям, погибли около 20 000 человек. Самосожжения продолжались и в XVIII веке, а отдельные случаи — в конце XIX века.

Главным результатом раскола явилось церковное разделение с образованием особой ветви православия — старообрядчества. К концу XVII — началу XVIII века существовали различные течения старообрядчества, получившие названия "толков" и "согласий". Старообрядчество разделилось на поповщину и беспоповщину. Поповцы признавали необходимость духовенства и всех церковных таинств, они были расселены в Керженских лесах (ныне территория Нижегородской области), районах Стародубья (ныне Черниговская область, Украина), Кубани (Краснодарский край), реки Дон.

Беспоповцы жили на севере государства. После смерти священников дораскольного рукоположения они отвергали священников нового поставления, поэтому стали называться беспоповцами. Таинства крещения и покаяния и все церковные службы, кроме литургии, совершали избранные миряне .

Патриарх Никон уже никакого отношения к гонениям на старообрядцев не имел — с 1658 года до кончины в 1681 году он находился сначала в добровольной, а затем в вынужденной ссылке.

В конце XVIII века сами раскольники стали предпринимать попытки сблизиться с церковью. 27 октября 1800 года в России указом императора Павла было учреждено единоверие как форма воссоединения старообрядцев с Православной церковью.

Старообрядцам, было дозволено служить по старым книгам и соблюдать старые обряды, среди которых наибольшее значение придавалось двоеперстию, но богослужение и требы совершали православные священнослужители.

В июле 1856 года по указу императора Александра II полиция опечатала алтари Покровского и Рождественского соборов старообрядческого Рогожского кладбища в Москве. Поводом послужили доносы, что в храмах торжественно совершаются литургии, "соблазняющие" верующих синодальной церкви. Богослужения проводились в частных моленных, в домах столичных купцов и фабрикантов.

16 апреля 1905 года, накануне Пасхи, в Москву пришла телеграмма Николая II, разрешающая "распечатать алтари старообрядческих часовен Рогожского кладбища". На следующий день, 17 апреля, был обнародован императорский "Указ о веротерпимости" гарантировавший староверам свободу вероисповедания.

В 1929 году патриарший Священный Синод сформулировал три постановления:

— "О признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им";

— "Об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам, и в особенности к двуперстию";

— "Об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие".

Поместный Собор 1971 года утвердил три постановления Синода от 1929 года.

12 января 2013 года в Успенском соборе московского Кремля по благословению святейшего патриарха Кирилла была совершена первая после раскола литургия по древнему чину.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источнико в

В тот самый момент, когда его машина въехала на территорию Рогожской слободы, Владимир Путин положил конец трем с половиной векам изгнания староверов. 31 мая, впервые со времен болезненного раскола российского православия в 1667 году, лидер страны нанес визит древней духовной общине, которую преследовала как царская, так и советская власть.

Это историческое событие, которое осталось практически незамеченным и прошло на закрытой территории на юге Москвы (раньше у старообрядцев были помещения лишь за пределами столицы), последовало за съездом собравшихся со всего мира староверов. «Обсуждали возвращение на родину, участие в сельском хозяйстве. Они очень хотели бы, чтобы им дали землю. Они бы возрождали ее и молились», — рассказал президенту митрополит Корнилий.

Духовный лидер старообрядцев, человек в черной сутане, с наполовину скрытым ухоженной бородой большим медальоном и длинными волосами под черным головным убором, взял на себя роль экскурсовода для почетного гостя.

Нашего провожатого зовут Петр. На нем высокие казачьи сапоги, талия перехвачена матерчатым поясом, а борода едва ли уступит той, что есть у митрополита (при Петре Великом ему пришлось бы платить за нее дополнительный налог).

Ужасный раскол XVII века

Этот 26-летний сибиряк получил диплом по химии, однако затем ушел в теологию. Мы говорим, что он немного напоминает нам амишей, живущую в Северной Америке закрытую общину, которая также сформировалась в результате религиозного раскола в Европе в XVII веке. «Ничего подобного, — возражает он. — Мы живем в обществе и смотрим телевизор, только не боевики и не фильмы ужасов». Как бы то ни было, чтобы попасть в Покровский собор, нужно ознакомиться с правилами.

Контекст

Министерство традиций

Yle 21.03.2017

Христианство, религия немногих

Frankfurter Allgemeine Zeitung 20.09.2016

РПЦ создает «священный союз» с Кремлем

21.11.2015

Исчезнет ли когда-нибудь религия?

BBC 08.01.2015

В Россию возвращаются старообрядцы

La Croix 27.10.2011
Женщины должны повязать на голову платок (он закалывается под подбородком булавкой), надеть длинную юбку и нести сумку в руках, а не на плече.

Здесь служба ведется при свете свечей, которые вручную зажигают на подвешенной под потолком гигантской люстре. Пол девственно чист, а на стенах развешано множество икон: говорят, что здесь их порядка 4 тысяч.

Староверов отличает в первую очередь форма крестного знамения: два соединенных пальца символизируют в византийской традиции двойственную, человеческую и божественную, природу Христа. Этот, казалось бы, безобидный жест стал причиной ужасного раскола в XVII веке, когда патриарх Никон решил провести реформу священного писания и ввести троеперстное крестное знамение по греческому образцу (символизирует Троицу). Реформа была поддержана вторым в династии Романовых царем Алексеем Михайловичем, однако часть верующих восприняли ее как насаждение «европейских» порядков в ущерб российским традициям.

Угнетения до 1905 года

Целые семьи староверов оказались на кострах или погибли во время наполненного тяготами пути в отдаленные регионы России, далеко за Урал, или за границу.

Выставленная в знаменитой Третьяковской галерее картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова» запечатлела их мученичество: она сидит на санях со скованными цепью руками, однако поднимает вверх ладонь с двумя пальцами в крестном знамении.


© РИА Новости, Алексей Никольский

Петр говорит нам о существовании француза-старообрядца, некоего Вавилы, учившегося в Сорбонне, который предпочел окончить жизнь на костре во Владимирской области, но не отрекся от новообретенной веры.

Преследования староверов продолжались до 1905 года, когда царь Николай II снял с них ярлык «раскольников», а также предоставил им право звонить в колокола и строить церкви. Как бы то ни было, затишье оказалось недолгим: через 12 лет большевистский террор обрушился на представителей всех религиозных течений. Сама православная церковь сняла анафему только в 1971 году. «Слишком много разногласий по догмам», — считает Петр.

Религия — российское отличие от Запада

Отреставрированная после распада СССР Рогожская слобода занимает территорию в несколько гектаров (у нее даже есть собственное кладбище), словно выпавший из потока времени островок посреди советских зданий.

В одной из церквей, которую не так давно использовали в качестве столовой, проходит выставка «Сила духа, верность традиции». На ней представлена жизнь старообрядцев, кое-как сохранившиеся иконы, переносные иконостасы, миниатюрные предметы культа и листовки.

Представитель старообрядческой церкви Роман Анторин называет визит Путина «божественным провидением»: «Власти, наконец, поворачиваются к нам лицом и оценивают вклад староверов в историю России, ее культуру и наследие».

Глава государства прекрасно это понимает. Отставной офицер КГБ сегодня активно опирается на религию как отличие России от Запада. В частности он пообещал помочь с возвращением живущих за границей старообрядцев.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

На сегодняшний день в России насчитывается порядка 2 миллионов старообрядцев. Существуют целые деревни, населенные приверженцами старой веры. Многие проживают за границей: в странах Южной Европы, в англоговорящих государствах и на южноамериканском континенте. Несмотря на малочисленность, современные старообрядцы остаются тверды в своих убеждениях, избегают контактов с никонианцами, сохраняют традиции предков и всячески сопротивляются «западным влияниям».

и зарождение «раскольничества»

Различные религиозные течения, которые можно объединить термином «старообрядство», имеют древнюю и трагическую историю. В середине 17-го века при поддержке царя осуществлял религиозную реформу, задачей которой было приведение процесса богослужения и некоторых обрядов в соответствие со «стандартами», принятыми Константинопольской Церковью. Реформы должны были повысить престиж и Русской Православной Церкви, и русского государства на международной арене. Но не вся паства восприняла нововведения положительно. Старообрядцы - это как раз те люди, которые сочли «книжную справу» (редактирование церковных книг) и унификацию богослужебного чина кощунством.

Что конкретно было сделано в рамках реформы?

Изменения, утверждённые церковными Соборами в 1656 и 1667 годах, неверующим могут показаться слишком незначительными. Например, был отредактирован «Символ Веры»: о царстве Божием предписывалось говорить в будущем времени, из текста были убраны определение Господа и противопоставительный союз. Кроме того, слово «Иисус» отныне было велено писать с двумя «и» (по новогреческому образцу). Старообрядцы это не оценили. Что касается богослужения, то Никон отменил малые земные поклоны («метания»), традиционное «двуперстие» заменил «троеперстием», а «сугубую» аллилуйю - «трегубой». Крестный ход никонианцы стали проводить против солнца. Также были внесены некоторые изменения в обряд Евхаристии (Причастия). Реформа также спровоцировала постепенное изменение традиций и иконописи.

«Раскольники», «старообрядцы» и «староверы»: разница

На самом деле всеми этими терминами в разное время обозначались одни и те же люди. Однако эти названия неравнозначны: каждое имеет специфический смысловой оттенок.

Реформаторы-никонианцы, обвиняя своих идеологических противников в употребляли понятие «раскольник». Оно приравнивалось к термину «еретик» и считалось оскорбительным. Приверженцы традиционной веры так себя не называли, они предпочитали определение «древлеправославные христиане» или «староверы». «Старообрядцы» - это компромиссный термин, введенный в употребление в 19-м веке светскими авторами. Сами верующие не считали его исчерпывающим: как известно, вера не ограничивается одними обрядами. Но так сложилось, что именно он получил наибольшее распространение.

Надо отметить, что в некоторых источниках «староверами» называют людей, исповедующих дохристианскую религию неправильно. Староверы - это, вне всякого сомнения, христиане.

Старообрядцы России: судьба движения

Поскольку недовольство староверов подрывало основы государства, и светские, и церковные власти подвергли оппозиционеров гонениям. Их лидер, протопоп Аввакум, был сослан, а потом сожжён заживо. Та же судьба постигла многих его последователей. Более того, в знак протеста старообрядцы устраивали массовые самосожжения. Но, конечно, не все были столь фанатичны.

Из центральных областей России староверы бежали в Поволжье, за Урал, на Север, а также в Польшу и Литву. При Петре I положение старообрядцев чуть улучшилось. Они были ограничены в правах, им приходилось платить двойные подати, но зато они могли открыто исповедовать свою религию. При Екатерине II старообрядцам было разрешено вернуться в Москву и Санкт-Петербург, где они основали крупнейшие общины. В начале 19-го века правительство опять принялось «закручивать гайки». Несмотря на притеснения, старообрядцы России преуспевали. Самые богатые и успешные купцы и промышленники, самые зажиточные и рачительные крестьяне воспитывались в традициях «древлеправославной» веры.

Быт и культура

Большевики не видели разницы между ново- и старообрядцами. Верующим вновь пришлось эмигрировать, на этот раз преимущественно в Новый Свет. Но даже там они сумели сохранить национальную идентичность. Культура старообрядцев довольно архаична. Они не бреют бороды, не употребляют спиртное и не курят. Многие из них носят традиционную одежду. Староверы собирают древние иконы, переписывают церковные книги, учат детей славянскому письму и знаменному пению.

Несмотря на отрицание прогресса, староверы нередко добиваются успеха в предпринимательстве и сельском хозяйстве. Их мышление нельзя назвать инертным. Старообрядцы - этоочень упрямые, стойкие и целеустремленные люди. Преследования властей только укрепили их веру и закалили дух.