Что лучше вагонка или евровагонка. Чем отличается вагонка от евровагонки, их использование


Прежде чем приступить к приобретению облицовочного материала, следует разобраться, чем отличается вагонка от евровагонки. Оба эти вида материалов позволят создать отличную атмосферу внутри дома, исключая при этом какие-либо негативные воздействия. Кроме того, само оформление интерьера вагонкой является очень элегантным как изнутри, так и снаружи.

В принципе, древесина в качестве сырья для строительных и отделочных материалов всегда была в особенной популярности. Причем особенно подкупает универсальность ее использования, ведь она пригодна для любых целей. Осталось разобраться в том, какой материал выбрать для обшивки стен.

Вагонка и евровагонка: сходства и различия

Эти два материала представляют собой струганную доску, обязательно снабженную пазом, профилем, а также специальным шунтом, при помощи которого происходит стыковка паза и гребня. В принципе, материал сам по себе имеет достаточно «говорящее» название, поскольку, согласно истории, этот материал использовался первоначально для обшивки вагонов товарняков.

Если говорить про гарантированный срок, в течение которого обшивочный материал из древесины будет сохранять свои свойства, то он составляет от 15 до 20 лет. При этом владелец дома может существенно продлить срок службы облицовки, если воспрепятствует воздействию на нее влаги, прямых солнечных лучей и нападению насекомых.

Стоит отметить, что главное отличие вагонки от евровагонки заключается в том, что к последнему виду предъявляется гораздо больше требований по внешнему виду и качеству.

Говоря более предметно:

  • Различное качество используемого сырья;
  • Геометрические показатели вагонки двух типов разные, а также профиль может различаться;
  • Евровагонка проходит более качественную обработку своей поверхности перед ее реализацией. Изготавливается она из сушеной древесины, в то время как классический вариант производится из естественно влажной древесины;
  • На евровагонке расположены вентиляционные канавки. Они необходимы для отведения конденсата, который нередко становится причиной гниения и порчи внешнего вида. Кроме того, благодаря щелям возможно снятие напряжения досок.

Не стоит упускать из виду и такой показатель, как цена. Разумеется, на евровагонку или на этот параметр будет намного выше, ведь к ее производству предъявляется гораздо больше требований.

Евровагонка и вагонка в отделочных работах

Положительные стороны дерева

Лидирующие позиции древесины в строительстве и ремонтных работах объясняются достаточно просто, поскольку продиктованы непосредственно положительными качествами материала. Несмотря на то, что перед использованием дерева, оно нередко проходит разного типа обработку, основные свойства его, такие как экологичность, безопасность и определенная эстетичность, остаются на поверхности. По запоминающейся форме, изделиям присваивают имена собственные — , Штиль или Американка.

Примечательно, что обшивки из дерева несут и определенную функцию, ведь благодаря им можно выправить все неровности, а также добиться тепло- и звукоизоляции в доме. Нередко именно дерево становится допустимым материалом для отделки особенных по своим характеристикам помещений – бани или сауны.

Главные характеристики материалов

Говоря о том, чем вагонка отличается от евровагонки, нельзя упускать из вида такой момент, как размеры, поскольку они являются унифицированными. Материал с приставкой евро изготавливается только из ценных пород древесины, это приводит не только к улучшению внешнего вида, но и к повышению стоимости.


Ниже кратко представлены вагонка и евровагонка – отличия и главные особенности материалов:

  1. Считается, что два вида обшивочных материалов их дерева являются родственными. Тем не менее, между ними есть разница даже в размере.Евро-вариант (миллиметры):
    • 12,5х96х2400
    • 12,5х96х2100
    • 12,5х96х2700
    • 12,5х96х2500
    • 12,5х96х6000
    • 12,5х96х3000

    Классический вариант, унифицирован ГОСТом 8242-88:

    • 20х120х6000
    • 20х130х6000
    • 20х145х6000
    • 20х195х6000
    • 20х96х6000
  1. Различаются материалы и в зависимости от профиля, в результате варьируется и длина крепления.

Чаще всего используют:

Различаться типы вагонки могут и в зависимости от размеров шипа:

  • евро - 9 мм,
  • классика - 5 мм
  1. Не стоит упускать из виду влажность. Обычная вагонка имеет два диапазона. Первый от 8 до 12%, второй от 25 до 35%, в зависимости от планируемого использования. Влажность евроварианта строго 12%.
  2. Наличие на евроварианте продольных выемок для вентиляции.

На евровагонке практически отсутствует вероятность образования щелей, поскольку на поверхности ее пазы более глубокие.

Правила расчета


Рассчитывать требуемое количество вагонки необходимо в метрах квадратных, при этом желательно делить общую площадь помещения на участки. Эти участки составляют между собой единую плоскость, которую в дальнейшем делят на ширину рабочую. В эту величину не входит размерный параметр паза.

Длина доски должна иметь кратность с длиной плоскости, соответственно, если высота комнаты составляет в среднем два метра, стандартная доска с длиной от 2,5 до 3 м вряд ли тут подойдет.

Обратите внимание. Евровагонка, которая отличается своей минимальной толщиной, насчитывает в кубометре большее количество досок, чем обычная классика. Соответственно, ее хватит на большую площадь облицовки. Такая экономия может компенсировать расходы на сам дорогостоящий материал.

Евровагонка: отличия


Евростандарт имеет два варианта оформления лицевой части – так называемые «мягкие линии» и простейший «стандарт».

Поскольку влажность нового материала жестко регламентирована, это уже может стать гарантом того, что на поверхности его будут отсутствовать сколы, трещины и зазубрины. Потеря эстетических качеств во время монтажа, при условии правильного его проведения, исключена. Кроме того во время хранения показатели эстетичности будут оставаться прежними.


Идеальная поверхность евровагонки достигается путем использования современного оборудования в производстве. Это позволяет сделать материал действительно популярным и удобным в эксплуатации.

Для классической вагонки требуется предварительная обработка поверхности, которая заключается в следующих действиях:

  1. Процесс устранения смол. Выполняется он при помощи нанесения обезжиривающих средств:
  • Нанесение двадцати процентного раствора ацетона непосредственно на сосновую вагонку.
  • Смочив тряпочку в теплой воде, следует протереть поверхность после обработки.
  • Дать поверхности полностью высохнуть.
  1. Проведение процесса устранения дефектов с косметической точки зрения – выбоин, трещин, сколов и вогнутостей. Сделать это необходимо при помощи шпатлевки, а также замазки, которая позволит создать декоративные свойства дерева. Посредством замазки можно имитировать разные сорта дерева – ель, сосну, дуб или ясень.

Как проводить монтаж вагонки


Осуществлять установку материала желательно по схеме крепления, это позволит сделать монтаж быстро и просто. Помимо, собственно, древесины, потребуется еще утеплитель, к примеру, минеральная вата, которую следует проводить под обрешеткой, сохраняя целостность листа.

  • Сами бруски покрывают пергамином.
  • Доски нужно крепить в пазах, особенно если вы проводит работу своими руками, не имея профессиональных навыков.

Следует помнить! Приступая к монтажу вагонки, следует закончить все предварительные работы, такие как установка электропроводки и вентиляционных каналов. В целях обеспечения пожарной безопасности, необходимо использовать каналы-кабеля из металла.

Располагать вагонку можно различными способами, в зависимости от пожеланий. Тем не менее, стоит учитывать, что, допустим, вертикальное расположение сможет удлинить высоту комнаты, в то время как горизонтальное сделает слишком большое помещение уютнее.

В то же время, выбрав слишком светлый тон дерева, вы сможете сделать из тесного помещения более просторное, независимо от расположения панелей.

Ниже приведения небольшая инструкция по монтажу, в которую включены все главные шаги:

  1. Начало работы осуществляется с обрешетки, которая в свою очередь основывается в углу. В гребне просверливается отверстие в 2 мм, выбрав предварительно места, где располагается обрешетка. На нее и будет крепиться каждый элемент.
  2. Укладывать деревянную панель необходимо к краю пазом.
  3. Саморез вставляется в отверстие в гребне, после чего он прикручивает панель к обрешетке.
  4. Вторая доска прикладывается к обрешетке и аккуратно вдвигается гребнем в паз с соседней, уже закрепленной.
  5. Чтобы получить плотное прилегание одного элемента вагонки к другому, следует немного подбить киянкой.

  1. Во второй доске следует просверлить отверстие для самореза, что позволит зафиксировать ее.

В качестве итога

Евровагонка и вагонка обычно используются для облицовки внешних и внутренних стен помещений, для оформления балконов и лоджий. Такая отделка позволяет осуществить звуко- и теплоизоляцию. Однако необходимо, чтобы устанавливаемые панели прошли предварительную обработку. Инструкцию можно увидеть в видео.

Отделка деревянной вагонкой фасадов, обшивка потолков помещения, облицовка стен в доме и лоджии – все это требует грамотного подхода и знаний характеристик пиломатериалов. Итак, в этой статье мы рассмотрим, чем отличается профиль штиль от евровагонки.

Что такое профиль вагонка штиль?

Вагонка штиль – это строганная панель с полукруглой (в отличии от имитации бруса , у которой фаска косая) фаской, которая может быть довольно глубокой и декоративной, а может быть практически незаметной, в зависимости от толщины древесины или фрезы, которую использует производитель. Размер здесь может варьироваться от 90 мм до 145 мм, большую ширину использовать не рекомендуем, т.к. доску может выгнуть лодочкой. 145 мм ширина, при толщине 13-20 мм – это оптимальный размер штиля, если же ширина будет больше, то соответственно и толщина должна быть 26-28 мм.

Плюсы и минусы профиля:

Плюсы использования вагонки штиль на потолке и стенах внутри помещения:

  • создает вид ровной поверхности;
  • стыки смотрятся естественно и декоративно.

Минусом такого материала, как вагонка штиль будет то, что есть определенные требования для его эксплуатации:

  • стабильная влажность в помещении;
  • обработка защитными составами ;
  • внешняя облицовка должна производится панелями с толщиной не менее 20 мм .

Все больше людей делают выбор в пользу этого профиля, т.к. он современнее и далек от создания образа советской дачи. Минусов бояться не стоит, при современных лакокрасочных материалах защита древесины на высочайшем уровне.


Фото 1. Кляймер для вагонки

Сколько стоит вагонка?

Цена вагонки будет зависеть не от профиля, а от породы древесины, сорта и качества материала.

Что такое евровагонка?

Опять же ЕВРО это всего лишь профиль. Изготовление которого происходит на том же станке и из того же дерева, что и штиль, но с использованием другой фрезы. Отличительная особенность евровагонки – компенсационная полочка при стыке панелей, функция которой состоит в том, чтобы компенсировать изменение геометрии доски при избыточной влажности или сухости. Размеры этой панели обычно стандартные 90 мм ширина, 12,5 мм толщина, евростандарт. Но бывает, производитель делает и шире и толще, в зависимости от потребностей рынка.


Фото 2. Кляймер для евровагонки

Плюсы и минусы профиля "евро".

Плюсом тут будет являться уникальный конструктив, который:

  • монтаж может осуществляться в помещениях с нестабильным отоплением, а также в домах, где отопление еще только будет подключено;
  • если доску поведет, то визуально это будет не видно;
  • при толщине 14-20 мм монтаж можно произвести и на фасад , сделать подшив свесов кровли.

Минусом продукции евровагонка является то, что профиль на сегодняшний день не в тренде:

  • очень часто европрофиль применялся в советском союзе при отделке дачных домов и был настолько популярен, что до сих пор вызывает соответственные ассоциации у потребителя, что делает продукцию менее популярной, чем ту же вагонку, но с отсутствием полочки;
  • размер свыше 96 мм сложно достать.


Фото 3. Евровагонка

Какая цена евровагонки на рынке?

Стоимость материала зависит так же от породы древесины, обычная сосна - это довольно бюджетный вариант, а вот кедр, ангарская сосна и лиственница будут стоить значительно дороже. Опять же большую роль сыграет сортность продукции, чем она выше, тем, соответственно, дороже.


Фото 4. Масловоск для вагонки

Интернет-магазин «ЛесоБиржа» поможет Вам не только с подбором материала для отделки, но и поможет дать правильное определение. На страницах нашего сайта Вы найдете ответы на многие вопросы по строительству и ремонту , узнаете, чем отличается вагонка штиль от евровагонки, планкен от имитации бруса, получите массу профессиональных советов по обработке древесины и ее поведении в эксплуатации.

Способы монтажа деревянных панелей.

В завершении нашей статьи хочется рассказать о способах монтажа данного пиломатериала. Для обрешетки (основания) используются деревянные бруски (лаги). Для внутренних работ это сечение в пласть доски. В линейке магазина есть шурупы с декоративными шляпками, которые будут довольно симпатично смотреться на потолке и стенах. Важно для фасада и мест с высокой влажностью использовать антикоррозийные шурупы для древесины. Еще один вариант крепежа - саморез вкручивается в шип или паз изделия и перекрывается следующей доской, что создает невидимый глазу крепеж. Важно здесь правильно подобрать размер. Итак, теперь мы с Вами прекрасно разбираемся в отличии профилей пиломатериала, остается только сделать выбор под свой бюджет и вкус. Всего Вам доброго.

Деревянная вагонка является одним из самых популярных отделочных материалов. Ей отдают предпочтение из-за доступной цены, вариативности использования, простоты монтажа, экологичности. Но часто при покупке материалов для отделки помещения приходится выбирать между вагонкой и евровагонкой. Что же у них общего и в чем состоят основные отличия?

Сходство и отличие материалов

Оба этих отделочных материала являются разновидностью строганой отделочной доски с пазом. Их можно использовать как для наружных, так и для внутренних работ. Благодаря пазу панели прекрасно состыковываются друг с другом.

Свое название материал получил еще с тех пор, как его начали применять для облицовки товарных вагонов поездов. За качественной обработкой древесины в те времена особо не гнались, но по крайней мере старались сделать доски поровнее, насколько это было возможно.

С тех пор вагонка практически не изменилась. Только с появлением более совершенного оборудования ее отделке стали уделять намного больше внимания. Изготавливают ее из любой подходящей древесины, придерживаясь требований ГОСТа.

Чем отличается евровагонка от обычной? Во-первых, технологией производства и сортом древесины. Евро-вариант лучше обрабатывается и дополнительно высушивается в камерах, поэтому его влажность ниже.

Евровагонка имеет более сложный профиль и немного другие геометрические параметры. Ее паз немного глубже, чем у обычной, а гребень – больше. Подобная конструкция создает благоприятные условия для циркуляции воздуха, исключает негативное влияние конденсата, помогает предотвратить появление щелей. Прочность евровагонки на порядок выше, чем у обычной, что обуславливает ее более высокую стоимость.

Продольные пазы, имеющиеся на панелях «евро», позволяют снимать внутреннее напряжение доски. Поэтому срок службы материала составляет не менее 15-20 лет. Вентиляционные канавки эффективно отводят конденсат, который является основной причиной порчи досок.

В отличие от традиционной, евровагонка даже без обработки выглядит достаточно красиво. Нет необходимости дополнительно красить ее, можно даже не покрывать лаком. Этот материал чаще всего используется для внутренней отделки помещений.

Преимущества и недостатки вагонки

Обычная вагонка имеет довольно большое количество недостатков, которые у евровагонки отсутствуют. Так как в традиционном варианте доски дополнительно не просушиваются, при влажности воздуха свыше 18% на их поверхности быстро образуется грибок, самым негативным образом сказывающийся на качестве отделки. Поэтому помещения необходимо постоянно проветривать.

После высыхания древесины на поверхности досок начинают проявляться недостатки (прогибы, выпуклости), что также негативно сказывается на эстетике облицовки. Если перед монтажом вагонки не просушить ее, после высыхания между досками облицовки появятся щели, а при обработке антисептиками панели могут стать шершавыми на ощупь.

В свою очередь, евровариант имеет ряд преимуществ перед обычным. Его можно эксплуатировать даже в самых неблагоприятных условиях. Даже если доски изменят свои размеры из-за воздействия влаги, четкая геометрия профиля защитит соединения от разрушения.

Благодаря малой ширине панели не деформируются и не выгибаются, а также очень плотно укладываются. Толщина доски делает материал пригодным для эксплуатации в условиях повышенной влажности. Более совершенная технология обработки обеспечивает длительный срок эксплуатации, устойчивость к биозаражению и воздействию ультрафиолетовых лучей.

Оба материала экологически чистые и нетоксичные, имеют отличную шумо- и теплоизоляцию. Теплые оттенки дерева благотворно воздействуют на психику человека, успокаивают нервную систему. Доски из хвойных пород выделяют фитонциды, полезные для здоровья.

Характеристики вагонки штиль и евровагонки

Основное отличие обычной вагонки от «евро» заключается в размерах: ширине, толщине и длине. В отличие от обычной, евровагонка имеет одинаковую толщину панелей – 12,5 мм. Их ширина варьируется от 60 до 160 мм, а длина может составлять от 1 до 6 метров. Ширина обычного варианта установлена в пределах от 96 до 195 см, толщина – 12-25 мм, а длина до 6 метров.

Влажность панелей «евро» не должна быть выше 8-12%, тогда как у обычных может достигать и 25-35%.

Главными показателями качества материала являются прочность (способность выдерживать нагрузки), твердость, износостойкость, огнестойкость, эстетические свойства и сортность.

Производится вагонка из самых разных пород дерева: как лиственных, так и хвойных. Элитным вариантом являются панели из дуба. Они отличаются привлекательным внешним видом и высокой прочностью, которая, к сожалению, приводит к значительному удорожанию процесса производства.

Вагонка из лиственницы по прочности не уступает дубовой, однако стоит на порядок дешевле. Благодаря высокому содержанию смол ее прочность только увеличится со временем. По сравнению с другими хвойными породами, лиственница имеет более высокие качественные показатели. Структура ее волокон способствует хорошему удержанию тепла.

Более дешевые варианты – это вагонка из липы, ольхи, ели и сосны. Богатые люди могут позволить себе панели из экзотических пород, бука, красного дерева, кедра.

Дизайн

Благодаря системе шип-паз монтаж вагонки предельно прост. Поэтому дизайнеры активно используют ее в оформлении интерьеров. Ей можно отделывать не только стены, но и потолки комнат, а также фасады, балконы и беседки.

Чаще всего евровагонка, как и обычная, применяется для отделки загородных домов и дач. Активно используется она и в модных нынче интерьерах в стиле эко, скандинавском, прованс, кантри.

Если не нравится структура дерева в интерьере, панели можно окрасить в любой желаемый цвет. Доски укладывают не только горизонтально или вертикально, но и по диагонали, чтобы добиться интересных визуальных эффектов.

Большой ассортимент качественной вагонки из лиственницы вы найдете в нашем каталоге. На все вопросы, возникшие в процессе выбора отделочных материалов, всегда готовы ответить наши менеджеры по телефону или электронной почте.

Когда встает вопрос облицовки помещений, многие сталкиваются с вопросом, чем отличается евровагонка от вагонки штиль. Оба вида могут сделать помещение красивым, создают положительный микроклимат и подходят для отделки внутреннего и внешнего пространства. Для производства используется натуральное дерево.

Основные качества материалов

Евровагонка и штиль являются струганными пиломатериалами, которые дополняются пазами, профилем. Срок эксплуатации материалов составляет 15-25 лет. Если использовать дополнительные материалы для защиты поверхности от внешних факторов, насекомых и прочего, то возможно увеличение срока эксплуатации. Основное отличие заключается в том, что для евровагонки выдвигаются более серьезные требования в производстве. Кроме того, после монтажа вагонка штиль явно выделяется, поверхность получается гладкой и плавной, без образования полки. Вагонка штиль более современна, подойдет для современных интерьеров.

К основным отличиям еще относят:

  1. Качество древесины.
  2. Размеры по толщине и ширине.
  3. Профиль.

Использовать оба материала лучше для внутренней отделки, но можно использовать для фасада зданий. Материалы экологичны, эстетичны, обладают приемлемой стоимостью. За счет вагонки можно скрыть неровности в стенах, провести дополнительное утепление и изоляцию.

Особенности евровагонки

Для создания пиломатериала используют хвойные или лиственные деревья, что позволяет использовать материал даже в бане или сауне, без вреда для организма. Монтаж на стены или потолок прост и удобен. Для работы не нужные большие знания и специальный инструмент. На каждой доске есть крепеж типа «шип-паз», что позволит создать целостность, устраняет наличие щелей.

Для защиты доски можно покрыть краской, лаком, воском и другими материалами. По желанию обработку можно не проводить, но срок службы будет ниже. Основные достоинства товара:

  1. Экологичность.
  2. Теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства.
  3. Устойчивость к влаге и грибку.
  4. Долговечность.
  5. Простота установки.

Евровагонка имеет размеры 12,5х88 мм без учета шипа.

Особенности вагонки штиль

Пиломатериал используется для отделки, это струганная доска, что проходит камерную сушку, поверхность гладкая, обладает радиусными фасками. Производство аналогичное евровагонке, но вагонка штиль может быть тоньше, а после сборки стен или потолка не появляется характерный пробор, за счет углубленного крепежа. Таким образом, при сборе крепеж не виден, поверхность гладкая, без фактуры.

В зависимости от производителя, стандартные размеры могут отличаться:

  1. Отечественные производители предлагают ширину профиля 90-150 мм, а толщину 12-25 мм.
  2. Производители зарубежные предлагают вагонку размерами 80-140х12,5х21 мм.

Длина самой доски по стандартам будет от 2 до 6 метров. За счет параметров можно сделать стены, потолок и другие поверхности без стыков.

Отличие вагонки штиль заключается в необычной текстуре дерева и обилии оттенков. Плотность материала сравнима с дубом, за счет чего срок эксплуатации очень длительный. Основные достоинства:

  1. Красивый внешний вид.
  2. Сохранность первоначального вида многие годы.
  3. Отвод влаги.
  4. При сложном интерьере получается минимальное количество отходов.
  5. Прочная фиксация в замках и простота монтажа.
  6. Пиломатериал не деформируется.
  7. Обилие размеров.
  8. Прочность и экологичность.
  9. Доступная стоимость.

Вагонка штиль производится из хвойного дерева, лиственных пород и кедра.

Зная основные отличия можно подобрать правильный материал, который будет отвечать нужным параметрам. Если необходимо сделать помещение в классическом стиле, то можно использовать евровагонку для отделки, при необходимости облицовки современных интерьеров, лучше отдать предпочтение вагонке штиль.

Самым старым и до сих пор востребованным из строительно-отделочных материалов является древесина. Еще в древности люди освоили этот материал и создали из него первые поселения, предметы обихода, посуду, украшения и много других полезных вещей.

Но наибольшее распространение использование древесины получило в строительстве и отделке.

Несмотря на развитие технологий, появление бетона и стали, дерево остается популярным материалом в строительной отрасли. Причем, сегодня его ценность повышается именно в направлении выполнения отделочных работ. В частности, производный материал из дерева - вагонка.


Деревянная вагонка представляет собой тонкую, обработанную доску имеющую паз и гребень для удобства стыковки.

История появления вагонки

Вагонка появилась одновременно с вагонами поездов, внутренняя отделка которых выполнялась тонкими дощечками, чтобы сократить расход древесины в абсолютном значении. А также, снизить стоимость и расход вследствие подгонки пиломатериала.

Производство деревянной вагонки

Вагонка изготавливается из обрезной доски, которая прошла подготовительный этап - сушку в естественных условиях или сушильной камере. Подготовленная доска обрабатывается путем строгания. Для обеспечения бесшовного стыка с боковых поверхностей выбирается четверть (метод фальцовки) или шпунт (метод шпунтовки). Последним этап является торцовка, которая предусматривает нарезание заготовок различной длины.

Данный способ описывает процесс производства деревянной вагонки. Кроме этого, существует и вагонка мдф.

Производство вагонки регламентируется стандартами: ГОСТ 8242-88, DIN 68-126/86, ТУ. Стоит отметить, что немецкий стандарт ДИН более требователен к качеству, нежели российский ГОСТ.

Прежде чем вагонка поступит в продажу, определяется ее сорт. Чем меньше дефектов, сучков и шероховатостей тем выше класс вагонки. Отечественным сортам 1, 2 и 3 соответствуют европейские - Класс «А», «В», «С». Кроме того, европейские, а затем и российские производители стали предлагать вагонку класса «элит» или «экстра».

Размеры деревянной вагонки

Сразу оговоримся, что размеры вагонки будут отличаться для обычной и евровагонки.

Размеры обычной вагонки, т.е. ее длина, ширина и толщина определяются непосредственно производителем. Но, наибольшую популярность получили стандартные параметры.

Размеры вагонки деревянной:

  • толщина: 12 - 40 мм;
  • ширина: 76 - 200 мм;
  • длина: 0,2 м (минимальная) - 6 м (максимальная);
  • размер шипа: 4-5 мм.

Размеры евровагонки деревянной:

(характерны более точные параметры)

  • толщина: 13, 16, 19;
  • ширина: 80, 100, 110, 120 мм;
  • длина: 0,5 м - 6 000 мм;
  • размер шипа: 8-9 мм.

Допустимые отклонения:

  • толщина: - 0,7 мм;
  • ширина: - 1 мм;
  • длина: +/- 5 мм;
  • размер шипа: +/- 0,5 мм.

За счет оптимальных размеров ламели, вагонке не грозит рассыхание и появление щелей.

Как видим, с точки зрения длины, вагонку можно разделить на два класса: длинная - используется в отделочных работах, короткая - предназначена для подшивки свесов крыши.

Стоит отметить, что короткая вагонка более дешевая. Это обусловлено тем, что короткие заготовки, по сути, являются отходами чистовой обработки длинных. Дело в том, что в длинных досках на этапе окончательной обработки могут встретить мертвые сучки, которые необходимо выпилить, чтобы сохранить сортность вагонки.

Примечание: мертвые сучки - те, которые могут выпасть, живые сучки - те, которые надежно держатся в древесине.

Отделка деревянной вагонкой - плюсы и минусы обшивки

Сравнение достоинств и недостатков в рамках монтажных работ.

Преимущества:

  • натуральность;
  • экологичность. Древесина создает в доме уникальный микроклимат и в зависимости от породы может выделять смолу и просто приятный запах. Дерево, за счет своей гигроскопичности способно поддерживать определенный уровень влажности в помещении;
  • эстетичность. Каждая порода и сорт древесины имеет уникальный внешний вид, а многообразие структур и оттенков позволят создать неповторимый интерьер;
  • доступность материала;
  • легкость монтажа. Удобная система паз-гребень дает возможность декорировать поверхности своими руками без специальной подготовки;
  • длительный срок эксплуатации. При правильной обработке и должном уходе древесина вагонки способна служить до 50 лет;
  • возможность дополнительной отделки вагонки;
  • тепло и звукоизоляция.

Недостатки:

  • чувствительность к влаге;
  • вероятность деформации в течении периода эксплуатации.

Следует понимать, что названные недостатки не критичны, поскольку легко устраняются дополнительной обработкой и правильным монтажом. Кроме того, приобретая вагонку, нужно сразу определиться в каких условиях она будет эксплуатироваться. Так, например, для отделки влажных помещений (баня, парная, сайна) подойдет хвойная вагонка, для сухих - лиственная.

Деревянная вагонка - характеристики

Правильный выбор материала можно сделать только в том случае, если разобраться с техническими характеристиками древесины и сферой ее применения. Главными показателями качества вагонки являются:

  • прочность. Определяет способность панелей выдержать механическую нагрузку. Общеизвестно, чем толще будет ламель, тем она будет прочнее. Однако повышенный расход древесины приводит к удорожанию вагонки, поэтому нужно выбирать материал исходя из условий эксплуатации. Вторым моментом, определяющим прочность вагонки является прочность самой древесины;
  • твердость. Чем тверже древесина, тем сложнее ее обрабатывать. Однако, чем тверже порода, тем надежнее будут в ней зафиксированы гвозди, шурупы при установке;
  • влажность;
  • сортность. Определяет внешний вид вагонки и идеальность размеров каждой панели;
  • износостойкость. Устойчивость к истиранию. Такой показатель важен, если планируется отделка округлых поверхностей, выступающих углов или, например, стены в сауне, к которой можно прислониться;
  • огнестойкость. Важна при , поверхностей возле каминов и т.п.;
  • лечебные и эстетические свойства.

Вагонка - породы древесины

Вагонка может быть произведена из различных пород древесины. Общепринятым является ее деление на лиственную и хвойную.

Вагонка лиственных пород

К распространенным лиственным породам, из которых делают вагонку, относятся:

Отличается значительной прочностью. Древесина липы имеет красивый цвет, который, однако, темнеет в процессе эксплуатации.

Чтобы уберечь цвет и древесину от гниения необходимо применять специальные пропитки.

Вагонка из ольхи содержит дубильные вещества, которые при нагревании выделяют соединения, помогающие восстановить здоровье. Она мало гигроскопична (не впитывает влагу), что привело к популярности отделки бани ольховой вагонкой.

Ольха экологична, имеет красивый цвет и низкий коэффициент теплопроводности, служит отличным звукоизолятором. Однако, нуждается в защите для продления срока службы.

Вагонка из дуба (дубовая)

Вагонка из дубовой древесины является элитной. Дуб отличается высокой прочностью, что приводит к удорожанию процесса его производства.

Чаще используется для внутренней отделки.

Материал подготовлен для сайта www.сайт

Вагонка из экзотических (ценных) пород дерева

Бук, ясень, осина встречаются реже. Красное дерево относится к экзотической древесине, но тем не менее, можно встретить на рынке.

Стоит отметить, что вагонка лиственных пород имеет меньший срок эксплуатации, теряет со временем цвет и нуждается в дополнительной защите против влаги и жучков.

Вагонка хвойных пород

Хвойная вагонка служит дольше. Она отлично зарекомендовала себя в тех помещениях, где высокая влажность: в саунах, банях, душевых.

К популярным хвойным породам древесины относятся:

Является мягким и пластичным пиломатериалом, что позволяет использовать ее при отделке округлых форм. Деревянные панели удобно обрабатывать и соединять между собой. Поверхность еловой вагонки имеет самый низкий показатель шероховатости.

Ель обладает красивой, но маловыразительной структурой (фактурой).

Среди недостатков вагонки из ели: наличие сучков, подверженность грибковым заболеваниям и повреждениям древесным жучком. Также ель более гигроскопична, по сравнению с другими хвойными породами, т.е. больше впитывает влагу, а, следовательно, такая вагонка быстрее подвергается процессам гниения.

Для повышения ее устойчивости производители прибегают к химической обработке. Сфера применения: внешняя и внутренняя отделка.

Наиболее популярный сорт древесины для изготовления вагонки. С одной стороны, это качественный материал, прочный и легкий, а с другой - относительно недорогой пиломатериал.

Сосновая вагонка отличается красивым рисунком, теплым золотистым цветом. Отделка сосной позволит создать ощущения уюта и тепла в доме.

Сосновой вагонке также свойственны недостатки: это способность древесины «слезоточить». Это связано с тем, что даже обработанная и высушенная доска может отдавать смолу в течении длительного периода (иногда до 10 лет).

Второй недостаток - малая плотность древесины, в следствии чего, вагонка из сосны легко царапается.

По показателю прочности соответствует дубу. Причем благодаря смолизации ее прочность со временем только увеличивается. По сравнению с другими хвойными породами все ее показатели гораздо выше. Причем в среднем на 30%. Структура волокон лиственницы способствует сбережению тепла.
Данная порода содержит фитонциды (природные антиоксиданты), а также благоприятно воздействует на нервную систему.

Лиственница имеет красивый внешний вид, легкий красноватый оттенок, ее слои четко выражены. Вагонка из лиственницы не меняет своего цвета за весь период эксплуатации. Всё это приводит к росту популярности лиственницы как вида древесины в производстве вагонки. Единственный минус вагонки из лиственницы в ее высокой стоимости.

Древесина кедра пропитана значительным количеством смолы, поэтому её легко узнать по приятному хвойному запаху. Кедровая вагонка отличается высокой плотностью и отсутствием коробления. Наличие пор позволяет утверждать, что кедровая вагонка отлично удерживает тепло.
Срок эксплуатации вагонки довольно долгий, особенно в случаях, когда она установлена на открытом воздухе и защищена от прямого попадания воды.

Вагонка из кедра хорошо подходит для внутренней отделки. Этому способствует высокое содержание в древесине туяплицина (природный антисептик). Облицовка помещений кедром может играть роль «домашней аптечки» снимая усталость и успокаивая нервную систему.

Еще одна особенность кедра в то, что его запах не выносят комары. Однако высокая стоимость кедровой вагонки не способствует ее повсеместному распространению.

Виды и сорта деревянной вагонки

Еще один критерий, по которому можно классифицировать вагонку - это профиль изготовления. На отечественном рынке можно встретить такие профили:

Стандарт (штиль)

Крестьянка, колхозница, русская классика, простая - все это разные названия одной и той же вагонки). Особенность данного вида в практически полном отсутствии пазов.

Евровагонка

Идентична вагонке стандарт, но при ее изготовлении выдерживаются более жесткие требования. Кроме того, при стыке ламелей между ними остается небольшой паз до 15 мм. Отличие между видами (обычная и евро) будет приведено ниже.

Софт-Лайн (Soft Line - мягкая линия)

Название софтлайн носит вагонка, фаски которой слегка закруглены.

Ландхаус или волна

Имеет необычную, вогнутую лицевую сторону.

Размер вагонки "Волна" (Ландхаус) Вид вагонки "Волна" (Ландхаус)

Отдельно стоит отметить еще три разновидности вагонки. Их специфика в способе крепления. В отличии от перечисленных выше видов, нижеприведенные крепятся горизонтально.

Американка

Имитирует укладку досок. Такой вид вагонки применяется в основном для наружных работ. Благодаря своеобразной системе паз-гребень доски в месте стыка защищены от проникновения воды. Стоит отметить, что пластиковой американки не существует.

Размер вагонки "Американка" Вид вагонки "Американка"

Вагонка «имитация бруса»

По сути, это вагонка с профилем стандарт.

Размер вагонки "имитация бруса" Вид вагонки "имитация бруса"

Вагонка «блок-хаус»

Внешний вид здания, обшитого вагонкой с профилем блок-хаус похож на настоящий сруб.

Размер вагонки "блок-хаус" Внешний вид вагонки "блок-хаус"

Отличие евровагонки от вагонки

  1. более жесткое соблюдение стандартов качества;
  2. низкий уровень влажности. Минимально допустимый уровень для евровагонки составляет 12%. Для вагонки - 15-28%;
  3. более гладкая лицевая поверхность;
  4. обязательная упаковка в полиэтиленовую пленку;
  5. больше вентиляционных канавок. Они позволяют отвести конденсат с панели и способствуют снятию внутреннего напряжения;
  6. размер шипа евровагонки 9 мм, стандартной - 5 мм;
  7. наличием паза при стыке двух ламелей (ширина паза до 15 мм);
  8. обязательной предпродажной подготовкой доски. Евровагонку можно устанавливать, не подвергая дополнительной обработке, чего не скажешь о классической вагонке.

Какую вагонку лучше выбрать для обшивки дома и бани

Чтобы не ошибиться с выбором вагонки, нужно знать на какие параметры нужно обращать внимание. Ниже перечислены основные из них:

  • порода древесины и ее качество . Выше описано, какими свойствами обладает каждая из наиболее распространенных пород дерева;
  • длина . Уже отмечали - чем длиннее доска, тем дороже будет вагонка;
  • сортировка . Именно на этом этапе определяется сорт древесины. Сортировка происходит вручную;

Примечание: в партии товара допускается пересечении вагонки по сортам до 10%. Т.е. в пачке вагонки 1 сорта допускается наличии 10% панелей 2 сорта.
Важно, многие производители допускают возврат и обмен вагонки 1-го и 2-го сорта, но не третьего.

  • место хранения . Вагонку нужно хранить в сухом, закрытом, хорошо вентилируемом помещении. Однако многие отечественные продавцы оставляют доски на открытом воздухе под воздействием влаги и ультрафиолета. Синева на ламели скажет о том, что древесина заражена грибком;
  • производитель . Более качественной считается вагонка из северных регионов России. Это связано с климатическими условиями, в котором растет исходное сырье для производства. Более суровый климат замедляет рост древесины, при этом делая ее прочнее.

Кроме характеристик вагонки на выбор могут повлиять:

  • размеры помещения . При необходимости обшить значительную площадь, может быть сделан выбор в пользу менее дорогого и соответственно менее качественного материала;
  • для облицовки маленького помещения следует приобретать узкую доску. Такой прием позволит визуально расширить помещение;
  • качество поверхности . Для облицовки ровной поверхности можно использовать более тонкую вагонку, нежели для неровной;
  • объем бюджета на приобретение вагонки . Также немаловажный фактор, который зачастую и является ключевым аргументом при выборе.

На что еще обратить внимание

В момент приобретения проверьте качество стыка. Для этого соедините несколько пар ламелей между собой. Некачественная вагонка будет иметь щели.

Еще немаловажно сразу же договориться об условиях обмена или возврата вагонки которая не отвечает приобретаемому сорту.

Часто встречается ситуация, когда продавец отказывается распаковывать пачку евродоски предлагая оценить визуально качество товара. Стоит ли говорить о том, что такой продавец должен вызвать сомнения, ведь первая и последняя ламели в пачке обычно идеального качества.