Радиолы и радиоприемники ссср. Старые радиоприемники ссср: фото, схемы. лучший радиоприемник ссср


Радио - это не только популярное, но и одно из самых давних средств массовой информации. К примеру, в СССР радио появилось сразу же после Октябрьской революции, то есть с первых лет существования государства. Первые радиоприемники СССР мало напоминали те, которые появились через 20-30 лет.

Радиоприемник «Звезда»

Трансляторы радио можно было встретить лишь в крупных городах, и то далеко не в каждом доме. Первые советские приемники больше напоминали большие квадратные коробки, выполненные из дерева или металла. Сперва такие изобретения устанавливались на больших площадях и оживленных улицах городов. В те времена радиовещание было строго лимитированным, а программу передач можно было прочесть в прессе. Это давало возможность гражданам узнавать точное время трансляции радиопередачи и выходить в конкретный момент на площадь или на улицу для того, чтобы послушать важную информацию.

Особенности радиоприемников

Советские радиолы начали массово появляться в домах граждан лишь после Второй мировой войны. Первыми моделями домашних приемников были «Искра» и «Звезда», хотя этот перечень стремительно расширялся. Старые радиолы существовали в большом количестве вариантов моделей, отличающихся друг от друга не только ценой, но и техническими характеристиками.

Впервые разработанные на заводах СССР схемы и конструкции первых транзисторных приемников долгое время считались базовыми, причем до появления аппаратуры на микросхемах.

Среди первых моделей радиоприемников в СССР были «Рекорд» и «Москвич». Пятиламповая радиола «Рекорд» была создана в 1944 году на Александровском радиозаводе. Массовый выпуск этих приемников продолжился до 1951 года, причем вместе с моделью «Рекорд» также выпускалась модель «Рекорд-46». Также в 1946 году на базе Московского завода ЗИО был произведен радиоприемник «Москвич».

Несомненно, у этих устройств для трансляции радио было немало преимуществ, но запросы населения по качеству и цене они не удовлетворяли. Поэтому в начале 1947 года по инициативе Министерства промышленности средств связи была налажена работа по изготовлению массового радиоприемника. Такое устройство должно было изготавливаться по образцу зарубежной модели радиолы. Последняя заказывалась Министерством Торгово-промышленной Палате. Элементные базы полученных моделей проходили реконструктивную адаптацию, что позволяло создавать принципиально новые радиолы.


Радиоприемник «Океан»

Первым массовым был «Москвич-В». Поступил он в свободную продажу в 1952 году, причем приобретение новинки не составляло труда. Также «Москвич-В» имел доступную цену. Так, заводская себестоимость устройства составляла 172 рубля, но в 1959 году его цена была снижена до 80 рублей. У первого стационарного радиоприемника были такие особенности:

  • имел диапазоны как средних, так и длинных волн;
  • компактные габариты устройства;
  • удовлетворительное качество радиотрансляции.

Однако в 1961 советская радиотехническая промышленность вышла на новый этап развития – в то время был создан первый портативный приемник, получивший название «Фестиваль». Он позволял транслировать радиопередачи в диапазоне средних волн. Кроме того, радиола работала на одной квадратной батарейке. Продолжительность эксплуатации радиоприемника без замены батарейки могла длиться до 25 часов. Кроме того, приемник обрамлялся футляром в виде книги, а вес устройства не превышал одного килограмма. В 1958 году «Фестиваль» переименовали в «Воронеж».

Модели приемников

Старинные радиоприемники включали в себя:

  1. «Атмосферу»: эта радиола хороша зарекомендовала себя среди населения. Первая модель была выпущена в 1959 году, а выпуск таких радиоприемников продолжался до 1964 года. Устройство оснащалось семью германиевыми транзисторами и одним диодом. Принимал радиопередачи, транслируемые в диапазоне средних и длинных волн. Оснащался магнитной антенной и работал от двух батареек, которые обеспечивали шестидесятичасовую бесперебойную работу устройства. Вес «Атмосферы» составлял 1,35 килограмма. Усовершенствованная модель называлась «Атмосфера-2» и она начала выпускаться в 1960 году.
  2. «Комсомолец»: этот диодный радиоприемник выпускался с 1947 по 1957 год. Принимал радиовещание в диапазоне средних и длинных волн. Оснащался внешней антенной и заземлением. Корпус радиоприемника был изготовлен из карболита.
  3. «Ленинград»: выпускался с 1962 года. Портативная радиола работала от десяти транзисторов, и имела 7 диапазонов. Диапазон транслируемого звука достигал 4500 герц.

Также популярными в советское время были радиоприемники «Ласточка», «Нева», «Сокол», «Космос», «Планета», «Спорт», «Рубин» и многие другие.

Радиоприемники, изготовленные на заводах СССР, сегодня считаются не только желаемыми экземплярами для коллекций почитателей антиквариата. Высокое качество сборки позволяет с успехом эксплуатировать многие модели радиол и в современных условиях. Примером таких устройств являются модели «Фестиваль», «Рекорд» и «Океан». К тому, же эти радиоприемники имеют доступную стоимость, что также является их преимуществом.

September 30th, 2016

Продолжаем пороть упоротых ватников. Беспощадно кроем якобы самую передовую страну. Бедные ватнички зациклились на разоблачении Солженицина. А мы зайдем с другой стороны. Бегите ватаны, бегите просить своих кураторов новые методички.

1950-е годы стали “золотым веком” лампового радио. Именно тогда приемники стали по-настоящему массовым атрибутом быта, оставаясь истинным украшением интерьера дома. Приемник “Мир-152″, собранный на “старых добрых” октальных лампах, остается, по мнению многих, чемпионом по качеству и устойчивости приема среди советских аппаратов того времени, и эталоном бытового дизайна.

"Мир-152" 1952 года, "царь-приемник"

“Мир” величественно велик - это самый большой советский настольный радиоприёмник. Он поражает наповал сказочной, заоблачной роскошью, этот красавец-циклоп.

Исторически мода на большие радиоприёмники рождена в США в конце 20-х годов, и они всегда занимали нишу сверхдорогих приёмников. В скромной, по сравнению с богатой и размашистой Америкой, Европе этот класс радиоаппаратуры распространения не получил, но был подхвачен и использован в дорогих радиоприёмниках фашистской Германии - этот стиль подчёркивал монументальность и незыблемость “тысячелетнего” третьего рейха.

Schaub super 629W 1937г.

Можно без преувеличения сказать, что в бытовой приёмной технике “Мир” является самым ярким и характерным для культуры того времени образцом. Заводы соревновались в разработке разнообразных схем и ящиков, которые радуют глаз красивой отделкой. Но самым массовым и, пожалуй, любимым приемником 50-х во многих семьях стал «Балтика» рижского завода ВЭФ. Его характерный обтекаемый дизайн, хорошее качество звучания и относительно невысокая цена, а приемник стоил в те годы пару зарплат квалифицированного рабочего - сделали его «бестселлером» эпохи. Эта модель была настолько популярной, что общий объем выпуска составил более миллиона экземпляров! Во многих фильмах той эпохи этот приемник был непременным предметом интерьера, как «Солдат Иван Бровкин» или современный фильм - «Водитель для Веры»…
Была определенная традиция в послевоенные годы, да и в начале 50-х выставлять радиоприемник в окно и слушать музыку и радиопередачи во дворе. Даже выходя на улицу гулять с детьми, люди не хотели расставаться со звучанием, создающим в их подсознании сильный позитивный отклик. Под музыкальные радиопередачи и грампластинки, используя радиоприемник в качестве усилителя, устраивались танцы во дворах.

Балтика 2

В 1945 году победоносно завершилась война с фашизмом. Свыше 10 млн. советских людей в ходе боевых действий за границами СССР и по их окончании могли воочию убедиться, насколько буржуазный образ жизни превосходит социалистическую действительность.
Радиотехника не была исключением. Западная, по большей части германская, бытовая радиотехника была очень совершенной. Пропагандистский характер фашистских государств придавал исключительную значимость сверхдешевым, так называемым народным (volksempfanger) радиоприемникам, примером которых являлся "VЕ 301" фирмы Telefunken.

Philips ER 1a

Политическое руководство СССР не могло игнорировать столь поучительный опыт, и сразу после войны была поставлена задача обеспечить народным радиоприемником советских граждан, преследующая те же цели.

Послевоенная Европа была не в лучшем экономическом положении (в стране-победителе положение большинства граждан было просто ужасающим), и сохранившие свой производственный потенциал радиофирмы в Западной зоне (в советской зоне оборудование и приборное оснащение были демонтированы и перемещены в СССР), такие как Philips, Saba, Siemens и др. уже в конце войны освоили в производстве небольшие трехламповые радиоприемнички в пластмассовых корпусах с бестрансформаторным питанием - медь была остродефицитной. Эти приемники выпускались в первой послевоенной пятилетке в Европе в значительных количествах, и завозились иногда в СССР, где у радиолюбителей получили сленговое наименование "спальники".

"Народный" СВ приемник Telefunken в капитанской рубке немецкой подводной лодки.

Характерной технической особенностью их являлось применение комбинированных многофункциональных радиоламп с высокими (до 30 В) накальными напряжениями, с последовательным включением нитей накала и применением в цепях питания мощных гасящих сопротивлений. Это позволяло исключить дефицитную медь, но резко ухудшало экономичность приемников.

В СССР идея бестрансформаторного питания бытовых радиоприемников реализована в двух моделях. Первая, пятиламповый "Рекорд", была разработана в КБ Александровского радиозавода уже в 1944 году. Серийный выпуск вместе с модифицированным вариантом "Рекорд-46" продолжился по 1951 год.

Шасси "Рекорд-46".

"Рекорд-52".

Второй радиоприемник, семиламповый "Москвич", был разработан в ОГК Московского завода ЗИО (ныне ОАО "Темп") и серийно выпускался в 1946-47 гг. Эти приёмники не отвечали народным требованиям по цене и сложности, но их конструктивные особенности оказали определенное влияние на будущий массовый приемник.

Техническое задание на разработку массового народного радиоприемника было выдано ОГК завода ЗИО в начале 1947 года. По существующей тогда практике, руководство Министерства промышленности средств связи (МПСС) заказывало Торгово-промышленной Палате образцы зарубежной радиотехники, которые в директивном порядке направлялись на предприятия 2-го Главного Управления МПСС, ответственного за выпуск бытовой радиоаппаратуры. На предприятиях проводилась реконструктивная адаптация полученного образца по состоянию элементной базы (иногда она носила достаточно глубокий характер) и после комиссионного рассмотрения опытного изделия в Институте радиовещательного приема и акустики в Ленинграде, он рекомендовался (или нет) для серийного производства.

Для "Москвича-В" установить точно рекомендованный зарубежный образец не удалось (архивы по радиопромышленности с 1941 года не рассекречены!), но по его исполнению очевидно, что им мог быть только американский радиоприемник. Приемники такого типа, имеющие штампованный пластиковый корпус, упрощенную схему - в США это пять ламп (комбинированные лампы практически не применялись), появились там в 1938 году и были исключительно популярны в качестве недорогих вторых приемников. В Европу они были завезены американскими военнослужащими, и их дизайн явился образцом для "спальников".

Радиоприёмник Dewald-666, США, 1940 год. Один из прародителей советских народных приемников.

Для "Москвича-В" установить точно рекомендованный зарубежный образец не удалось (архивы по
радиопромышленности с 1941 года не рассекречены!), но по его исполнению очевидно, что им мог быть только американский радиоприемник. Приемники такого типа, имеющие штампованный
пластиковый корпус, упрощенную схему - в США это пять ламп (комбинированные лампы практически не применялись), появились там в 1938 году и были исключительно популярны в
качестве недорогих вторых приемников. В Европу они были завезены американскими
военнослужащими, и их дизайн явился образцом для "спальников".

В специально организованную в марте 1946 года из 14 конструкторов лабораторию, начальником которой был назначен молодой и очень энергичный радиоинженер В.Г. Гусев. Разработчикам народного радиоприемника надо было спешить, так как его выпуск был привязан к
денежной реформе декабря того же года. Приемник получил наименование "Весна", но когда его
одобряли для серийного производства, в политическом смысле название показалось индифферентным. Проявлять какую-либо инициативу снизу в те времена было весьма опасным,
посему народному приемнику осторожно присвоили имя по месту производства Москвич. Во
избежание путаницы с прежним семиламповым приемником ему прибавили буковку "В"- "Москвич-В".

В то время советские радиоспециалисты очень вдумчиво исследовали трофейную радиотехнику Германии, а также лендлизовскую из США и Великобритании (а также до и после всю зарубежную в целом). По состоянию элементной базы, в особенности по радиолампам, воспроизведение в СССР без изменений любого бытового радиоприемника как Германии, так и США было проблематичным. Поэтому в лаборатории В.Г. Гусева был сконструирован межнациональный русскоговорящий гибрид, причем в последней модернизации удивительно гармоничный.

Электрическое решение народного приемника выбрано по типу супергетеродина. В послевоенное время радиоприемники прямого усиления уже были глубокой архаикой, более того, при скученности вещательных станций (в Европе, конечно) и обилии промышленных помех в городах эта схема обладала достаточной избирательностью и являлась безусловно выигрышной. В классическом американском исполнении она имела минимум пять ламп; примером является налаженный выпуск перед войной в Александрове радиоприемник МС-539, упрощенный вариант лицензионного американца 6Н1.

Советский МС-539 Александровского радиозавода.

Основанием для производства этих приемников послужил Договор на техпомощь с американской фирмой RCA, который еще в 1935 году заключила советская внешнеторговая организация Главэкспром. Основой модели стал радиоприёмник американской фирмы - RCA Victor ""6Т2"" даже имеющий схожий внешний вид. Приёмник работает в диапазоне длинных, средних и коротких (5,8...20 Мгц) волн, имеет надёжную, продуманную конструкцию и достаточно высокие технико-акустические параметры.

Монтаж американского приемника.

Фашистская народная идея в европейском исполнении диктовала минимально возможное число радиоламп, не более трех. Но в СССР комбинированные многофункциональные германские лампы не производились - еще в довоенное время И.В. Сталиным был избран американский индустриальный путь, с полным воспроизведением элементной базы и радиоламп.

Эту, в общем технико-экономическую задачку конструкторы решили в электрическом смысле достаточно оригинально. В качестве гетеродина и смесителя выбрана одна из немногих комбинированных ламп. Ею стала лампа 6А10С, советское упрощение в стеклянном исполнении
В компоновочном отношении радиоприемник "Москвич-В" выполнен по германской линейчатой схеме, плотный объемный монтаж, но он более разрежен, чем типичный "спальник" Philips204U.

"Philips 204U Philetta"

Дизайнерское решение приёмника с горизонтальными делениями передней панели и смещение шкалы вправо типично для приёмников этого класса тех лет.

Американский приемник "Pioneer". Технические решения которого тоже были использованы в "Москвиче".

Конструкторский коллектив В.Г. Гусева, совместно с технологами завода, разработал концепцию производства, рассчитанную на минимум производственной квалификации. Было так же очевидным, что массовый выпуск будущего народного приемника потребует применение в возможно большем масштабе операций штамповки, автоматизированного литья, полуавтоматизированной механообработки, конвейерной сборки и освоения других, специфических для массового производства технологий.
Уже в 1949 г. выпущено 71 122 шт., а в 1950 г. 240 417 шт., и он занял первое место по тиражности среди всех ламповых радиоприемников СССР. Максимальный выпуск был в 1954 г., 445 040 шт., а всего изготовлено по 1957 г., когда массовое производство было прекращено, 2 019 740 шт.

С 1951 года производства многих комплектующих, в особенности пластмассового корпуса и громкоговорителя, а также сборка готовых изделий в количестве до 120 000 шт., были возложены на Московский завод "Красный Октябрь". До радиотехнической специализации завод выпускал кастрюли, бидоны, столовые ложки и врезные замки, с общей площадью 680 кв. метров и 420 рабочими - 1,6 кв. метра на одного рабочего! Радиотехническая продукция появилась в 1949г., с выпуска детекторного приемника "Комсомолец".

В последствии уже по советской технологической документации "Москвич-В" производился в КНР и социалистической Румынии (под тем же американским наименованием "Пионер"). Последний "Москвич-В" был выпущен в начале 1963 года в Ленинграде.

Шасси приёмника "Москвич"

"Москвич" - этот первый советский ламповый радиоприемник, который можно было, начиная с 1952 г., приобрести без очереди в свободной продаже. Его плановая заводская себестоимость составляла 172 рубля, а в торговле в зависимости от географии покупки от 180 до 210 руб. В 1959 г. его уценили до 80 руб. Неплохой пример для нынешних коммерсантов, и назидательный для сегодняшних экономистов-рыночников. Такой радиоприемник могли приобрести все, самая низкая заработная плата у уборщицы в школе и санитарки в больнице равнялась тремстам рублям.

По электрическим качествам "Москвич-В" был удовлетворительным. Он имел диапазоны средних и длинных волн, чувствительность порядка 300 мкВ. Конечно, полоса пропускания по НЧ находилась в пределах 200 - 3 000 Гц, что позволяло хорошо слушать речь, хуже музыку, но не надо забывать, что он предназначался в основном для сообщений ТАСС и выслушивания гимна!

Что касается читателей, которые отличаются особенной эстетической восприимчивостью, хотелось, что бы и вы прослушали звучание старого лампового приемника. Погружение в ту эпоху будет сильнейшим эмоциональным переживанием, которые Вы никогда не получите от его современного микросхемного южноазиатского радионаследника!

Радиоприёмник "Москвич-В" можно увидеть в кинофильме "Пять вечеров" СССР, Мосфильм 1978 г. в главных ролях С.Любшин и Л.Гурченко.

А вот бытовое фото 1961 года...на подоконнике Москвич - В.

Кроме вышеперечисленных народных "Москвича" и "Рекорда" производились почти такие же:
АРЗ-54

А вот некоторые послевоенные советские модели были явной копией немецкого "народного" приемника:

DKE (Deutscher Kleinempfänger, или "Немецкий мини-приемник")

или того же (см. выше) "VЕ 301"
VE 301 W

"Огонек-53".

"Москвич-3"

"Искра-53".

И хотя внешне они уже выглядели немного иначе, внутри они были "немцы", как по схеме, а иногда и по комплектующим.
Большинство радиокомпонентов, изготавливаемых в СССР в конце 40-х, производилось на трофейном немецком оборудовании и по немецким чертежам. Например, конденсаторы типа ОКБГ являются точной копией конденсаторов фирмы "Siemens" выпуска 40-х годов. А знаменитые зеленые сопротивления ВС - копия Grundig и к тому же штамповавшиеся на немецком оборудовании.

Несомненно влияние немецкой инженерно-конструкторской мысли продолжало жить в послевоенной советской радиотехнике. Тем не менее нельзя умалить роли советских конструкторов, инженеров, сумевших в короткие сроки наладить выпуск радиотехнической продукции, а часто и полностью переделывавших и усовершенствуя сами схемы, а иногда и создавая свою продукцию.
Предприятию "WEF" необязательно было копировать немцев, у них и до войны были свои неплохие разработки, которые уже реализовались после войны.
WEF 1946г.

WEF Турист (ламповый)

Таким образом огромная страна сумела обеспечить население доступными радиоприемниками. Но даже когда их цена снизилась до 80 рублей, приемник в доме еще был символом достатка.
Одновременно новые советские радиозаводы осваивали выпуски уже более сложных технически и вычурным дизайном с использованием дорогих пород дерева или шпона, с другой технологией, дорогой радиотканью.

"Ленинград" 1950г.

Это уже были приемники наподобие вышеупомянутой "Балтики", "Мира".
О "Рекордах", "Неманах", "Уралах", "Фестивалях" будет в следующей части.

В советские времена одним из популярных средств массовой информации было радио. Радиолы стояли практически в каждом доме. Причем электроника, выпускаемая в Советском Союзе, была настолько живучей, что в народе ходили шутки, будто она выдержит даже ядерную войну. К счастью, проверить это не пришлось, а вот то, что она пережила уже не одно поколение своих владельцев, – это факт…

Радио – в массы

Радиола – бытовое радиотехническое устройство, совмещающее в себе радиоприемник и проигрыватель пластинок. До 60-х годов радиолы в СССР были мало распространены, а в конце 60-х годов и позже ламповой радиолой обзавелась практически каждая советская семья.


Термин «радиола» (radiola) возник в 1922 году в США. Там в одной из компаний, выпускающих радиоэлектронную аппаратуру, в честь растения радиола (вариант – родиола) создали марку под одноименным названием. В СССР термин «радиола» пришел с поставками этой компании аппаратуры, сочетающей радиоприемник и проигрыватель грампластинок.

Первая радиола в СССР – СВГ-К (супергетеродин всеволновый с граммофонным электропроигрывающим устройством, консольный) – была выпущена Александровским радиозаводом в 1938 году. Последней серийной радиолой на пространстве бывшего СССР стала «Серенада РЭ-209», выпущенная в 1992 году Владивостокским заводом «Радиоприбор».

Золотая эра

Золотая эра радиол пришлась на 40-70-е годы XX века. Это объясняется тем, что ламповые радиоприемники тех лет имели крупногабаритный корпус, позволяющий размещать электропроигрывающее устройство где угодно. К тому же они хорошо вписывались в интерьер.

Золотая эра способствовала повальному молодежному увлечению музыкой, как советской официальной, так и полуофициальной и даже иностранной. Иностранная почти вся считалась запрещенной – из-за якобы чуждой советскому строю идеологии. Вот тут-то и спасали радиолы.


Технические характеристики этих приемников позволяли слушать музыку в диапазоне более «чистых» частот, например, на УКВ. Сквозь шипенье и треск советские граждане добирались до западных радиостанций и слушали неведомую западную музыку.

И хотя иностранными языками население в те годы владело слабо («хенде хох», «Гитлер капут», «шнелль» и «доннерветтер» – вот, пожалуй, и весь иностранный словарь комсомольца семидесятых годов), зарубежные песни людям нравились. Ну а бесплатным довеском к ним были «вражьи голоса».

«У него приемник «Грюндиг»

«Вражьих голосов» было много. Радиостанции зарубежных стран, вещающие на русском языке, безжалостно глушились. Руководству страны было важно сохранять коммунистическое единомыслие наших граждан. Что и говорить, радиоприемники всегда представляли опасность для власти. Достаточно сказать, что в довоенное время их необходимо было регистрировать в соответствующих органах…


А вон дантист-надомник Рудик,

У него приемник «Грюндиг»,

Он его ночами крутит,

Ловит, контра, ФРГ.

(В. Высоцкий)

Но зачем глушить-то, спросите вы? Ведь можно попросту не производить приемники с коротковолновым диапазоном? Нет, нельзя не производить! Раз в других странах есть приемники с КВ-диапазоном, то и у нас должны быть, чтобы про нас чего не подумали…


Вот так из динамика этого прекрасного устройства узнавали советские граждане все последние новости – например, о смерти Владимира Высоцкого, о вводе войск в Афганистан, о здоровье престарелых генсеков…

Самыми информативными станциями, конечно, были «Голос Америки», «Би-би-си» и радио «Свобода». Именно на «Свободе» читали «Архипелаг» Солженицына, «Остров Крым» Аксенова, «Верный Руслан» Владимова, «Чонкина» Войновича и многое другое…

Однако едва ли не больше, чем новостями, запрещенные в СССР каналы славились музыкой! Безоговорочным лидером тут была программа из Лондона – знаменитый «Севооборот» с Севой Новгородцевым.


Помимо прочего, на «Голосе Америки» по субботам выходила «Танцевальная программа» с Тамарой Домбровской. Нельзя не вспомнить и других ведущих, которые специализировались по жанрам: Лиза Архипова (рок), Билл Макгвайр (джаз, джаз-рок), Джон Мерфи (диско)…

Как уже было сказано, все эти программы неистово глушили, и редкой удачей было поймать частоту, на которой слышимость оказывалась приемлемой. Сегодня смешно вспоминать, но некоторые умудрялись даже записывать эту музыку на магнитофон…

Нарушители эфира

Говоря о радиоприемниках, нельзя не упомянуть о таком феномене советского времени, как массовое увлечение молодежи радиоделом и одновременно «радиохулиганством».

«Радиохулиганы» – это такие радиолюбители, которые изготавливали самовольно передающие устройства и вещали в эфир. Без контроля, цензуры и прочих прелестей.

Увлечение нелегальным радиоэфиром было повальным. Все подростки грезили работой в эфире на средних волнах, а кто имел «шарманку» (самодельный передатчик), тот был в авторитете.

Слушали «Битлов», «Роллингов», Высоцкого и все то, что в официальном эфире было под запретом, передавали музыку по заявкам друзей и подруг.

Чтобы была до конца понятна их дерзость, достаточно вспомнить, что в советские времена даже множительная техника была запрещена, а все печатные машинки ставились на учет в органы госбезопасности…


Однако «радиохулиганы» бесстрашно выходили в эфир. Вещали они на средних волнах, в самом уголке диапазона, каждый придумывал себе звучное название: Маэстро, Болид… Многие играли во «взрослые станции» – крутили музыку, скажем, Аркадия Северного или пели сами под гитару. Нецензурные выражения не приветствовались, но частенько проскальзывали. И этот «перчик» особенно нравился слушателям!

Чтобы отлавливать таких эфирных хулиганов, по городам ездили специальные пеленгационные машины, и ловили самодеятельных шоуменов.


Самое меньшее, что им грозило, – конфискация передатчика. Но при желании могли пришить что угодно – сознательные помехи авиадиспетчерам или даже антисоветчину.

По радио и по почте

Конечно, были в СССР и официальные радиолюбители и радиоклубы, которые легально занимались радиосвязью, имели зарегистрированные позывные и строго определенные частоты вещания. В основном такая связь проходила на ультракоротких волнах.


Была цель: достигнуть наибольшего количества сеансов связи по всему миру. Чем удаленней собеседник, тем престижнее. По почте приходили взаимные подтверждения радиосвязи. Поэтому общение строилось в основном на установлении контакта. Музыкой такой сеанс чаще всего не заполнялся.

Конец времени радиол

В конце 70-х годов, в связи с широким применением полупроводниковых приборов и распространением компактных транзисторных радиоприемников, популярность радиол стала падать. Они уступили место другим комбинированным устройствам – магнитолам с компакт-кассетами, а позже – устройствам, содержащим проигрыватель оптических дисков или цифровой проигрыватель. Исчезли и «радиохулиганы», а в эпоху перестройки – и «голоса»…






Радиола "Ригонда-стерео". Модель 1964 года. (первая советская стереофоническая радиола)


Радиола "Беларусь-103". Модель 1969 года.



Именно на советские годы пришелся пик популярности различных радиоприемников и радиол. Выбор был по-настоящему большим, причем многие модели постоянно модифицировались, совершенствовались. Какой самый лучший радиоприемник СССР? В чем особенности техники тех лет вообще? Попробуем разобраться.

Немного истории

Первые ламповые приемники в СССР появились еще в 30-е годы XX века. Самой первой моделью был «Рекорд», который разработали конструкторы Александровского радиозавода в 1944 году. После этого начался серийный выпуск моделей, который длился до 1951 года. Вторым приемником, уже 7-ламповым, стал «Москвич», который, правда, не был популярным из-за высокой стоимости и сложных конструкторских решений. Именно в это время было дано задание на разработку радиоприемника, который мог быть стать массовым. Так, уже в 1949 и были выпущены в количестве больше 71 000 штук, а еще через год - почти 250 000.

В торговле массовый приемник поставлялся под названием «Москвич», и он сразу стал популярным. Кроме доступной цены, он отличался хорошими электрическими качествами, работал в диапазоне средних и длинных волн, правда, хорошо слышна была только речь.

Портативные модели

Первый советский портативный приемник появился значительно позже - в 1961 году. Это событие было связано, во-первых, с изобретением полупроводников-транзисторов, что позволило не только уменьшить размеры устройств, но и снизить энергопотребление. Во-вторых, общественная жизнь стала более либеральной, когда у населения появилась необходимость в портативных радиоустройствах, которые было необязательно регистрировать в почтовых отделениях и платить абонентскую плату. Многие пользователи очень радовались выходу портативных моделей, ведь их можно было взять с собой в поход и в любое другое место, чтобы слушать любимые передачи.

Первый портативный транзисторный радиоприемник был назван "Фестиваль" в честь проходившего в 1957 году в Москве Международного фестиваля молодёжи и студентов. Сборка этой модели была выполнена на основе девяти транзисторов, благодаря чему принимались передачи станций, которые работают в средних волнах. Питание модели осуществлялось от батареи карманного фонаря, которая могла проработать без замены в течение двадцати пяти часов.

50-60-е годы

Считается, что золотой век лампового радио в Советском Союзе пришелся именно на 1950-е годы. Именно тогда стали производиться качественные аппараты, которые к тому же можно было купить по доступным ценам. А еще производители соперничали в разработке схем и ящиков устройств. Сегодня коллекционирование радиоприемников СССР - это хобби, которое достойно уважения, ведь большинство моделей считаются раритетными, их просто так не купишь.


В 1960-е годы были универсализированы схемно-конструктивные и дизайнерские решения радиоприемников. На тот момент в стране было актуально удешевление всего процесса массового производства, поэтому приемники стали выглядеть примерно одинаково. Обезличенный дизайн так же грустно смотрелся, как и непонятный звук, так как вместо качества в стране было принято отдавать предпочтение низкой стоимости товара. Наверное, самые лучшие радиоприемники СССР - это «Фестиваль», громкость и диапазоны которого можно было настроить дистанционно с помощью пульта управления. Рассмотрим самые популярные приемники тех лет и их конструктивные особенности.

«Звезда-54» (1954 год)

Этот ламповый приемник был выпущен в Харькове и Москве, причем это было значимое для тех лет событие. Значимость объяснялась в том числе и тем, что среди унылых и однообразных устройств, в точности повторяющих друг друга, появилось нечто свежее, новое. Появление этого радиоприемника было эффектно описано в газетах и журналах. В них акцентировалось внимание на том, что «Звезда-54» - это новое явление в отечественной радиотехнике, выполненное совсем в другом, в отличие от импортной продукции, которую, впрочем, мало кто видел, дизайне и дающее надежду на светлую и новую жизнь.


На самом же деле этот радиоприемник СССР внешне практически полностью повторял приемник, выпущенный во Франции двумя годами ранее. Как он попал в Союз, неизвестно. В течение 1954 года «Звезда» выпускалась и в Харькове, и в Москве, причем модель постоянно модернизировалась. Выражалась новизна в вертикальном шасси модели, что облегчало технологические процессы, и в выпуске в зеленой и красной версии, причем красных приемников было выпущено почему-то больше. Корпус устройств штамповался из металла, причем применялось никелирование и многослойное лакирование. При разработке СССР использовались радиолампы разного типа, что обеспечило номинальную выходную мощность 1,5 Вт.

«Воронеж» (1957)

Ламповый радиоприемник «Воронеж» был создан на базе батарейной модели, но обновленная версия была дополнена футляром и шасси. Устройство было рассчитано на работу в длинных и средних частотах, а на выходе включается динамический громкоговоритель. Для изготовления футляра использована пластмасса. Что касается схемы радиоприемников СССР, в частности, модели «Воронеж-28», здесь вход приемника ненастроенный, а усилитель используется с настроенным контуром в анодной цепи.

«Двина» (1955 год)

Сетевой ламповый радиоприемник «Двина», разработанный в Риге, основан на пальчиковых лампах разного дизайна. Причем к моменту выпуска данной модели были унифицированы блоки и шасси аппаратов. Особенность этих устройств - в клавишном переключателе, поворотной внутренней магнитной антенне и внутреннем диполе. Отметим, что старые радиоприемники СССР, которые относились к II классу и выше, имели от четырех динамиков. Отметим, что Министерством радиотехнической промышленности Советского Союза было разработано задание, согласно которому должно было быть создано 15 моделей аппаратуры, которые впоследствии отправились на Всемирную выставку в Брюсселе, а годом позже - в Нью-Йорк.

Популярные транзисторные приемники

Как мы уже говорили, эти модели появились несколько позже, а самым первым изделием такого рода стал «Фестиваль». Долгое время самым значительным достижением Союза были именно транзисторные радиоприемники СССР, так как они позволяли получить доступ к альтернативным источникам информации, которые передавались радиостанциями Запада. Первой ласточкой, связывающей СССР с Западом, стала «Спидола», которая не только отлично передавала трансляции западных передач, но и позволяла слушать музыку, которая звучала в эфире, причем не только советском.


«Спидола» начала выпускаться в начале 60-х на Рижском заводе, причем конструкторам завода никто задания по созданию транзистора не давал. И вообще даже не планировалось его массовое производство. Но ввиду неликвидности ламповых моделей, которыми были заполнены склады, требовалось создание чего-то компактного и удобного. И «Спидола» оказалась кстати…

Первые транзисторные радиоприемники СССР, которые были выпущены в массовое производство, сразу стали популярными, никогда не залеживались на прилавках и были востребованы средним классом населения. Примерно в это же время стали поставляться транзисторные приемники Ленинградским заводом. Устройства получили название «Нева» и строились на основе 6 транзисторов и Они позволяли принимать передач радиовещательных станций в диапазоне длинных и средних волн. Стали активно разрабатываться и карманные транзисторные приемники, которые впоследствии выпускались уже серийно.

«Волна» (1957 год)

Ламповый радиоприемник «Волна» начал выпускаться с 1957 года Ижевским радиозаводом. Примечательно, что этот радиоприемник СССР выпускался на еще недостроенном заводе и сначала всего в количестве 50 штук. Оформление было двух типов - деревянный или пластмассовый футляр, причем в деревянной разновидности было выпущено совсем немного моделей, а массовым стало производство пластмассовых изделий.

В истории этого приемника была одна приятная дата: так, на Всемирной выставке, которая проходила в Брюсселе в 1958 году, «Волна» была удостоена диплома Гран-при и золотой медали. В конце года приемник подвергся модернизации, в ходе которого переработке подверглись конструкция устройства и его электрическая схема. На основе этой модернизированной модели выпускались уже радиолы, которые также назывались «Волна».

«Рига-6» (1952 год)

Ламповые радиоприемники СССР выпускались самыми разными заводами. Так, интересной моделью от Рижского радиозавода стал сетевой приемник 2 класса «Рига-6», который полностью отвечал существующим нормам ГОСТам, а по чувствительности и избирательности были лучше остальных моделей.

«Латвия М-137» выпускался электротехническим заводом ВЭФ и относился к первому классу. Примечательно, что модель создавалась на базе довоенной разработки, которая была усовершенствована. Особенность модели - в шкале, где указатель переключения диапазонов и визирное устройство соединены. Как и многие приемники, данная модель постоянно менялась, но основные функциональные особенности оставались прежними.

«АРЗ»

Александровский радиозавод долгое время выпускал качественные для того времени радиоприемники. Первая модель - АРЗ-40 - была представлена в 1940 году, правда, всего было выпущено 10 штук из-за технических причин. Данная модель ловила пять местных станций, которые заранее настраивались и фиксировались. Можно сказать, что это самые старые радиоприемники СССР. Сегодня их можно найти разве только в коллекциях любителей старинной радиотехники.

Следующая модель - АРЗ-49 - была выпущена спустя 8 лет, но уже существенно доработанной, чего требовали и власти. Этот массовый радиоприемник имел металлический корпус, который подвергался никелированию или окрашивался. Рисунок шкалы был в виде Московского Кремля.

Самой совершенной моделью стал приемник АРЗ-54, выпущенный в 1954 году сразу несколькими заводами. Она претерпела ряд модернизаций, благодаря чему качество приема сигнала было гораздо лучше.

Высший класс

Самые популярные радиоприемники СССР высшего класса - это «Октябрь» и «Дружба». Первая модель выпускалась в Ленинграде с 1954 года и имела ряд конструктивных особенностей. Так, переключатель диапазонов вращался посредством а устранением шумов при смене диапазонов обеспечивалось специальным устройством в виде добавочных контактов, расположенных на фиксаторе переключателя.


Минским заводом имени Ленина выпускалась еще одна модель первого класса - радиола «Дружба», производство которой началось с 1957 года. Этот радиоприемник состоит из 11 ламп, корпус имеет трехскоростной проигрыватель, поэтому возможно воспроизведение обычных и долгоиграющих пластинок. Можно задать низкую скорость проигрывания благодаря мягкому ролику, что также позволяет оцифровывать старые пластины.

«Садко» (1956 год)

Старинные радиоприемники СССР сегодня интересны в основном коллекционерам. Одной из популярных моделей своего времени был ламповый радиоприемник второго класса «Садко», который производился на заводе «Красный Октябрь» в Москве. Данная модель - одна из первых, на которую ставились пальчиковые радиолампы. Устройство привлекает внимание раздельной регулировкой тембра в разных частотах, кроме того, оно оснащено четырьмя громкоговорителями.

ПТС-47

Сетевой трансляционный радиоприемник СССР под названием ПТС-47 был изначально предназначен для эффективного функционирования радиоузла, но широко использовали его и в качестве трансляционного радиоприемника. Для производства устройства использовалась супергетеродинная схема, работающая на 9-10 радиолампах в шести диапазонах. Радиоприемник оснащен основными ручками управления, регулятором громкости, ручкой для настройки и двумя переключателями - диапазонов и режимов. Питание осуществляется через электросеть посредством отдельного блока питания.

«Свет» (1956 год)

Данный радиоприемник рассчитывался для массового применения, поэтому получился дешевым и доступным для всего населения. Это трёхламповое устройство, которое работает от сети и обладает хорошей чувствительностью при применении внешней антенны. Но не все радиоприемники времен СССР получили широкое распространение. Например, данная модель была снята с производства из-за нерентабельности, так как розничная ее стоимость не перекрывала всех расходов, ушедших на комплектующие и сами работы.

«Рекорд»

Сетевой ламповый радиоприемник «Рекорд» начал выпускаться в 1945 году и модернизировался несколько раз. Первый вариант, кстати, был доступен как в сетевом, так и в батарейном варианте. Модернизации приемник подвергся уже через год, причем для создания новой модели были максимально изучены особенности предыдущих моделей, так как требовалось создать массовый, экономичный, но чувствительный и избирательный прибор, который позволял бы прослушивать центральные радиостанции в любой точке Советского Союза. Отметим, что некоторые идеи по поводу схем и дизайна были заимствованы с довоенных моделей марок Siemens и Tesla.


Первые приемники «Рекорд» создавались в деревянном или пластмассовом корпусе, но впоследствии из-за несовершенства процесса литья от пластмассовой версии пришлось отказать. В сетевом приемнике также были некоторые конструктивные недочеты, которые стали отражаться на удобстве и надежности устройства.

«Стрела» (радиола, 1955 год) и «Мелодия» (1959 год)

Какие были радиоприемники СССР? Фото показывает, что при внешних сходствах модели все-таки имели несущественные отличия. О многих моделях мы сегодня даже не помним, но список приемников, выпускаемых в Советском Союзе, на самом деле очень и очень внушительный. Так, с 1958 года в СССР выпускались приемники «Стрела», который относятся к приборам 4-го класса и являются трехламповыми супергетеродинами, позволяющими прослушивать грамзаписи благодаря внешнему звукоснимателю. Прибор оснащен эллиптическим динамическим громкоговорителем, а блок питания собран на основе однополупериодной схемы. Имеется клавишный переключатель, который выключает устройство или используется для переключения диапазонов.

Ближе к концу шестидесятых годов был разработан ламповый радиоприемник «Мелодия», который разрабатывался в Риге. Все аппараты данной модели оснащались клавишным переключателем, поворотной внутренней магнитной антенной и внутренним диполем для диапазона УКВ.


Таким образом, в Советском Союзе было огромное количество радиоприемников, которые постоянно совершенствовались и модернизировались. Сегодня они раритет, но все-таки продолжают работать. А их внешний вид служит ярким напоминанием об эпохе, когда радиотехника в стране только-только начала развиваться.