Кто был учеником иисуса. Апостол


Прямо сейчас попробуйте назвать 12 учеников Иисуса (Google пользоваться нельзя:). Вся путаница состоит в том, что перечисления, приведенные в трёх Евангелиях, расходятся... Опубликовано на веб-портале

Для того, чтобы восстановить полную картину, нужно сравнить имена из Евангелий от Матфея 10:2-4 , Марка 3:16-19 и Луки 6:12-16 и Деяний Апостолов 1:13.

Перед тем как разбираться в их именах, давайте сначала посмотрим кто же такой Апостол. Сегодня одни духовные лидеры берут себе этот титул, другие же, наоборот, возмущаются, что Апостолов было всего 12, и поэтому все, кто используют сегодня этот титул - святотатствуют.

Во-первых в Библии, кроме 12 Апостолов Иисуса, титул апостола имели ещё как минимум 7 человек: Павел, Сила, Варнава, Тимофей, Аполлос, Андроник и Юния. Интересно отметить, что богословы утверждают, что Юния это исключительно женское имя... (не спешите меня ругать, читайте дальше:).

Во-вторых, давайте разберём, что значит слово Апостол. Слово Апостол происходит от греческого слова ἀπόστολος, которое состоит из префикса ἀπό (означает от) и корня στέλλω, что означает посылать. Итак, полное значение слова Апостол - посланный, уполномоченный, или делегат (представитель кого-то или чего-то).

Когда Новый Завет переводили с греческого на латынь, то греческое слово ἀπόστολος, перевели как missio, от которого происходит слово миссионер.

Но сегодня так сложилось, что когда мы говорим, что человек - миссионер, то это нормально, но когда человек - Апостол, то как-то это режет уши... Поэтому, если Юния была просто миссионером, это вполне вписывается в наше мировозрение:).

Итак перейдём к именам 12 Апостолов:

1. Симон , прозванный Петром. Интересно отметить, что Иисус поменял его имя в самом начале Своего служения, но Сам никогда не называл его Петром, а всегда продолжал называть его старым именем - Симон. Даже после вознесения, Иисус спросил: Симон Ионин, любишь ли ты меня?

2. Андрей . Легенда гласит, что Андрею выпал жребий нести Божье Слово скифам (территория современной Украины). Поэтому, перебравшись через Черное Море, Андрей плыл по реке Днепр против течения, и остановился на территории, на которой сегодня стоит город Киев. Он вышел на берег, вбил крест в землю и сказал пророчество: Видите эти горы? На этих горах засияет благодать Божья, и тут будет город, в котором Господь воздвигнет много церквей. И поднялся он на эти горы, и благословил их, и помолился Богу, и сошёл с той горы, где позже появился город Киев...

3. Иоанн . Единственный из Апостолов, который умер своей смертью.

4. Иаков , брат Иоанна. Он самый первый из Апостолов, который принял мученическую смерть от царя ирода.

5. Филипп . Не стоит путать его с дьяконом Филиппом, который проповедовал в Самарии в 8-ой главе Деяний. О служении Апостола Филиппа практически ничего не известно.

6. Варфоломей . Большинство богословов утверждают, что это Нафанаил, который упомянут в Евангелии от Иоанна.

7. Фома . У него была кличка близнец, поэтому богословы допускают, что у него был брат близнец.

8. Матфей . Многие отождествляют его с Левием, упоминающимся в Луки 5:27. Известно одно, что Евангелие от Матфея, было написано именно им.

9. Иаков Алфеев .

10. Симон Зилот . В евангелии от Матфея и Марка он назван Симон Кананит.

11. Леввей , прозванный Фаддеем. В евангелии от Марка его имя звучит просто как Фаддей. В евангелии от Луки имя Фаддей или Леввей вообще не упоминается. А вместо него, во время перечисления Учеников, идет имя Иуда Иаковлев. В евангелии от Иоанна он упоминается как Иуда, который не Искариот. Почему такая путаница?

По поводу этого, есть две версии.

Первая, что он вначале назывался Иудой, но чтобы не было путаницы с Иудой Искариотом, ему дали кличку Леввей, а потом Фаддей.

Вторая теория в том, что число 12 среди Апостолов - символичное. Поэтому может вначале Иисус выбрал Фаддея как ученика, но с ним что-то случилось или он отошёл от веры, и Иисус вместо него выбрал Иуду Иаковлева. Какой бы теории вы не придерживались- вы правы!:)

12. Иуда Искариот , который предал Иисуса.

13. После вознесения Иисуса, на место Иуды Искариота по жребию был выбран Апостол Матфий .

За время своей земной жизни Иисус Христос собрал около себя тысячи слушателей, последователей, среди которых особенно выделяются 12 ближайших учеников. Их христианская Церковь называет апостолами (греч. apostolos - посланник). Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых, которая входит в Новозаветный канон. А о смерти известно лишь то, что почти все, кроме Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.

Камень веры

Апостол Петр (Симон) родился в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера в семье простого рыбака Ионы. Он был женат и вместе со своим братом Андреем промышлял рыбной ловлей. Имя Петр (Petrus — от греческого слова "камень", "скала", арамейское "кефас") ему дал Иисус, который, встретив Симона и Андрея, сказал им:

«Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков».

Став апостолом Христа, Петр оставался с ним до конца земной жизни Иисуса, став одним из любимых учеников. По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу. Он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду.

В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, боясь навлечь на себя неприятности, трижды отрекся от Христа. Но позже раскаялся и был прощен Господом. С другой стороны, Петр первым, не раздумывая, ответил Иисусу, спросившему учеников, что они о нем думают, «Ты есть Христос, сын Бога живого».

После вознесения Господа апостол Петр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал необыкновенные чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных. По преданию (Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I), Петр 25 лет (с 43 по 67 годы н.э.) занимал пост епископа Рима. Впрочем, это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим лишь в начале 60-х годов I века н.э.

Во время гонений Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии в 67-68 году), вниз головой.

Последнее - по собственному желанию апостола, поскольку Петр считал себя недостойным умереть точно такой же смертью, что и Христос.

Первый призванный

Апостол Андрей(Андрей Первозванный) был родным братом апостола Петра. Андрея Христос первым позвал в ученики, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным. Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера. Апостол Иоанн описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1, 35-40).

Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил все и отправился к нему.

Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.

Писание доносит весьма скудные сведения об апостоле Андрее, но и из них можно составить вполне ясное представление о нем. На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется дважды. Это он говорит с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а также вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов.

До последнего дня земного пути Спасителя Андрей следовал за ним. После крестной гибели Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа: апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность рассказывать на разных языках о делах Христа.

Ученики Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников к Богу. Андрею выпали по жребию Вифиния и Пропонтида с городами Халкидон и Византия, а также земли Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. И он прошел эти города и страны. Почти везде, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями, но, подкрепляемый силой своей веры, апостол Андрей достойно переносил все бедствия во имя Христа. "Повесть временных лет" рассказывает о том, что по прибытии в Корсунь Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по реке.

Остановившись на ночлег в месте, где впоследствии был построен Киев, апостол, поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест.

После апостольского служения в землях будущей Руси, святой Андрей посетил Рим, откуда возвратился в ахайский город Патры. В этом месте святому Андрею суждено было закончить свой земной путь, приняв мученическую смерть. По преданию, в Патрах он остановился у одного уважаемого человека по имени Сосия и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города.

Правителем в Патрах был в то время римский проконсул по имени Егеат Антипат. Его жена Максимилла уверовала во Христа после того, как апостол исцелил ее от тяжкого недуга. Однако сам правитель не принял проповедь апостола, одновременно начались преследования христиан, которые называли нероновскими гонениями.

Егеат велел бросить апостола в темницу, а затем приказал распять его. Когда слуги вели святого Андрея на казнь, народ, не понимая, в чем он согрешил, и за что его ведут на распятие, пытался остановить слуг и освободить его. Но апостол умолял людей не препятствовать его страданиям.

Издали заметив косой крест в виде буквы "Х", поставленный для него, апостол благословил его.

Егеат приказал не прибивать апостола гвоздями, а, чтобы продлитть страдания, его привязали, как и брата, вниз головой. Еще два дня проповедовал апостол с креста. На второй день Андрей стал молиться, чтобы Господь принять его дух. Так закончился земной путь Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного. А косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.

Вековой свидетель

Апостол Иоанн(Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев) — автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трех посланий, вошедших в Новый Завет. Иоанн был сыном Зеведея и Саломии, дочери Обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Иоанн также, как и братья Петр и Андрей был рыбаком. Он ловил рыбу с отцом и братом Иаковом, когда его позвал в ученики Христос. Он оставил отца в лодке, а сам с братом последовал за Спасителем.

Апостол известен как автор пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.

На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери Деве Марии.

О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий, согласно которым, после Успения Матери Божией Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число христиан увеличивалось с каждым днем.

Во время гонений на христиан, Иоанн был отведен в кандалах на суд в Рим. За исповедание веры в Христа апостол был приговорен к смерти через отравление. Однако выпив чашу со смертельным ядом, он остался жив. Тогда ему была назначена новая казнь — котел с кипящим маслом. Но и это испытание апостол, согласно преданию, прошел невредимым. Увидя это чудо, палачи не решились более икушать волю Господа, и сослали Иоанна Богослова в ссылку на остров Патмос, где он прожил много лет.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил проповедовать, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие, в котором завещал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить Закон Христов.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставаясь единственным живым человеком, видевшим воочию Иисуса Христа.

Когда настало время смерти, Иоанн ушел из города с семью учениками и велел выкопать для него в земле крестообразную могилу, в которую и лег. Ученики закрыли лицо апостола платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали его, но не нашли в могиле тела Иоанна Богослова.

Святыня Пиренеев

Апостол Иаков(Иаков Зеведеев, Иаков Старший) — старший брат Иоанна Богослова. Иисус называл братьев Воанергес (дословно «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать им места в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. Вместе с Петром и Ианном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, и лишь им позволил Иисус стать свидетелями Преображения и Гефсиманского борения.

После Воскресения и Вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он участвовал в устроении первых христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти: в 44 году царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом».

Стоит отметить, что Иаков — единственный из апостолов, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

Мощи Иакова были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. К XI веку паломничество в Сантьяго приобрело статус второго по значимости паломничества (после паломничества в Святую Землю).

Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год святого Иакова». В конце XX века традиция паломничества возродилась. В честь апостола Иакова названа столица Чили Сантьяго.

Семейный ученик

Апостол Филипп упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов. Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа, приводит к Иисусу эллинов и просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца.

Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому, Филипп был женат и имел дочерей.

Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнен (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполисе в Малой Азии.

Память апостола Филиппа Католическая Церковь отмечает 3 мая, а Православная Церковь 27 ноября: в этот день начинается Рождественский пост, поэтому его иначе называют Филипповым.

Израильтянин без лукавства

Существует единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна Нафанаил это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу: "Из Назарета может ли быть что доброе?"

Иисус, увидев его, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства".

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь. Согласно ряду исторических свидетельств, проповедовал он также в Армении, в связи с чем особо почитается в Армянской апостольской Церкви. Погиб мученической смертью: с него живьем содрали кожу.

Покровитель бухгалтеров

Левий Матфей стал автором Евангелия от Матфея. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора.

Ведь мытари глубоко презирались иудеями.

Евангелие от Марка и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея. Однако о дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен; по другим, он был казнен за проповедь христианства все в том же малоазийском городе Иераполис.

Апостол Матфей считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео), а также — покровителем вовсе не налоговиков, что первое приходит на ум, а бухгалтеров.

Верующий близнец

Апостола Фому называли Дидим — «близнецом» — настолько он был внешне похож на Иисуса. Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой — «уверение Фомы». В Евангелии говорится, что Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьем ребра Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.

"Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким".

Апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, где его долго пытали. Просле чего, пронзенный пятью копьями, он умер. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.

В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе.

Двоюродный брат

Во всех четырех Евангелиях имя Иакова Алфеева приводится в списке апостолов, однако других сведений о нем не сообщается.

Известно, что он был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, а значит, двоюродным братом Иисуса Христа.

Именование Младший, или Меньшой Иаков получил для того, чтобы его легче было отличить от другого апостола — Иакова Старшего, или Иакова Зеведеева.

Согласно церковной традиции, апостол Иаков является первым епископом Иерусалимской Церкви и автором канонического Соборного Послания. С ним связывается весь круг постбиблейских патериковых историй о жизни и мученической смерти Иакова Праведного.

После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.

Не предатель

Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) — брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы (и соответственно, еще один двоюродный брат Иисуса). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении.

При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды предателя.

В Евангелии от Луки и Деяниях апостол назван Иудой Иаковлевым, что традиционно понималось как Иуда, брат Иакова. В Средние века апостол Иуда зачастую отождествлялся с Иудой, родным братом Иисуса Христа, упомянутым в Евангелии от Марка. Сейчас большинство библеистов полагают апостола Иуду и Иуду, «брата Господня», разными лицами. Определенную трудность в связи с этим вызывает установление авторства Послания Иуды, включенного в канон Нового Завета, которое может принадлежать перу обоих.

Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.

Борец с Римом

Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в Евангельских списках апостолов, где зовется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Имя Кананит, которое библеисты иногда ошибочно толковали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово "зилот" — "ревнитель". Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.

Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Есть сведения (неподтвержденные) о посещении апостолом Симоном Британии.

По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа: был заживо распилен пилой.

Погребен в городе Никопсии, местоположение которого также вызывает споры. Согласно официальной теории, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой (более вероятной), он находился на месте нынешнего поселка Новомихайловского в Краснодарском крае. В XIX веке на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.

Тринадцатый апостол

Иуда Искариот (Йеhуда иш-Крайот, «Иегуда из Кериофа») — сын Симона, апостол, предавший Иисуса Христа. Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, сына Иакова, Иуды, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.

После того как Иисус Христос был приговорен к распятию, Иуда, предавший его, возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же ответили: «Что нам до того?» Оставив сребреники в храме, Иуда ушел и повесился.

Поверье гласит, что Иуда повесился на осине, которая с тех пор стала дрожать от ужаса при малейшем ветерке, вспоминая предателя. Однако приобрела свойства магического оружия, способного поражать вампиров.

После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и, помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию.

Заместитель по жребию

Апостол Матфий родился в Вифлееме, где с раннего детства изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Матфий уверовал в Мессию, неотступно следовал за ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим".

После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. Из Иерусалима с Петром и Андреем ушел в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе.

Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным.

Тогда Матфий отправился в Амасию, и Эфиопию Понтийскую (нынешняя Западная Грузия), многократно подвергаясь смертельной опасности.

Он творил великие чудеса Именем Господа Иисуса и обратил множество людей к вере во Христа. Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа, давший ранее повеление сбросить с высоты храма Иакова, брата Господня, приказал взять апостола Матфия и представить на суд синедриона в Иерусалиме.

Примерно в 63 году Матфий был осужден на смерть, через побиение камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. По другим же источникам, апостола Матфия распяли на кресте. А по-третьим, наименее достоверным, он умер своей смертью в Колхиде.

Слово «апостол» означает «посланный». Во времена пребывания Иисуса Христа на земле, 12 человек были названы Его учениками. Двенадцать учеников следовали за Ним и учились от Него. После Своего воскресения, Он отправил учеников (Матфея 28:18-20; Деяния 1:8), чтоб они были Его свидетелями. Тогда их назвали двенадцатью апостолами. Тем не менее, еще когда Иисус все находился на земле, термины «ученики» и «апостолы» были взаимозаменяемыми.

Первоначальные двенадцать учеников / апостолов перечислены в Матфея 10:2-4: "Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». Библия также дает список 12 учеников / апостолов в Евангелиях от Марка 3:16-19 и от Луки 6:13-16. Сравнивая три этих текста, мы видим несколько незначительных различий в именах. Видимо, что Фаддей в соответствующем тексте в Марка и был Леввеем, а также Иудой Иаковлевым в Луки 6:16. «Симон, прозываемый Зилотом» (Луки 6:15), был известен как Симон Кананит (см. Матфея 10:4 и Марка 3:18). Иуда Искариот, предавший Иисуса, был впоследствии заменен Матфием (Деяния 1:20-26). Тем не менее, некоторые исследователи Библии считают Матфия «недействительным» членом 12 апостолов и, вместо этого, полагают, что апостол Павел был избран Богом взамен Иуды Искариота как двенадцатый апостол.

Двенадцать учеников / апостолов были обычными людьми, которых Бог использовал необычным образом. Среди этих 12 человек были рыбаки, сборщик налогов и революционер. Евангелия отмечают постоянные падения, борьбу и сомнения этих двенадцати мужчин, следовавших за Иисусом Христом. Но после того, как они стали свидетелями воскресения и вознесения Иисуса на небеса, Святой Дух преобразил их в сильных Божьих людей, которые возмутили мир (Деяния 17:6). Что это было за изменение? Двенадцать апостолов / учеников «были с Иисусом» (Деяния 4:13). Да будет то же самое сказано о нас!

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Согласно христианскому учению, апостолы – это ближайшие ученики и сподвижники Иисуса Христа. В переводе с древнегреческого «апостолос» — это посол.

Апостолы были знакомы с Христом, принимали его проповедь, а затем понесли его учение другим людям. Таким образом, апостолы стали посланниками Господа в мир, проводниками его идей, просветителями.

Об учениках Христа мы узнаем из Евангелия и священной книги, называемой «Деяния святых апостолов». Апостолы считаются самыми почитаемыми святыми: на иконах они изображаются наиболее приближенными к Богу.

Почему апостолов так почитают?

Евангелие говорит нам, что Христос сам призвал учеников. Они должны были внимать учению и после казни и Вознесения проповедовать христианство людям.

Считается, что именно апостолы (а именно Матфей и Иоанн) дали человечеству первые тексты Евангелия.

Кроме того, апостолы были родоначальниками первых христианских общин, заложив, тем самым, основы будущей . Они собирали вокруг себя приверженцев нового учения и проповедовали им.

Всем известно, что апостолов было двенадцать, но не все знают, что с этим количеством произошла некая метаморфоза. Христос призвал 12 учеников: Андрея, Петра, Иоанна, Иакова Заведеева, Филиппа, Варфоломея, Матфея Левия, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона и Иуду. После предательства и самоубийства Иуды апостолы решили заменить его. Жребий указал на Матфия, который и вошел в число апостолов.

А как же апостол Павел – один из самых известных и почитаемых христианских персонажей? Он не только не был учеником Христа, но и сам участвовал в гонениях на христиан.


Услышав голос Господа, уверовал, стал проповедовать и внес такой огромный вклад в становление христианской религии, что был причислен к апостолам.

Деятельность апостолов

Каждый из апостолов после посвятил свою жизнь распространению христианского учения. Согласно легенде, все они (кроме Иоанна и Иуды) были преданы мученической смерти. Все апостолы совершили подвиги во славу христианства, но некоторые из них пользуются большей известностью.

Апостол Андрей был призван Христом первым, поэтому его еще называют Первозванным. Согласно преданию, в своих миссионерских путешествиях Андрей Первозванный добрался до территории, на которой в дальнейшем образовалась Древняя Русь, и водрузил здесь крест. Этот апостол считается небесным покровителем нашей страны, а косой андреевский крест – символом российского флота.

Апостолы Петр и Павел являются наиболее почитаемыми в и . Такое поклонение обусловлено тем, что эти два посланника приложили неимоверные усилия для распространения христианской веры. В Священном Предании говорится, что Петр обладал огромной силой убеждения, обращал в христианство массы людей, воскрешал из мертвых, лечил неизлечимых. Он руководил коллегией апостолов и был первым римским епископом.

Апостол Павел совершил несколько апостольских путешествий и основал множество христианских общин. Петра и Павла почитают в один день, поскольку считается, что они были казнены одновременно, но в разных местах.

Иуда Искариот – апостол, совершивший предательство. Его имя стало нарицательным, символом измены, вероломства и малодушия. Христиане проклинают Иуду, но, вместе с тем, его образ неизменно будоражит умы, заставляя думать о мотивах предательства. Существует ряд объяснений поведения Иуды – как признанных официальной церковью, так и неканонических. Именно Иуда часто становился героем художественных произведений – книг, картин, скульптур, фильмов.

Почитание апостолов в христианской церкви

Каждому апостолу (разумеется, за исключением Иуды) в христианской традиции отведен свой день. Православная церковь отмечает также день всех апостолов.


На иконах, картинах, в скульптурных композициях апостолов нередко изображают всех вместе, имея в виду, что эти святые занимают особое место в ряду верных слуг Бога.

Слово апостол с греческого языка переводится как посланник или посол. Применительно к христианской вере такой человек выступает как посол новой веры. Наиболее известными являются 12 апостолов Иисуса Христа, имена которых прославились в веках и особо почитаются.

Иногда люди могут путать, сколько апостолов было у Иисуса Христа, так как существует несколько рангов, которые относятся к этому званию:

  • два первоверховных – Петр и Павел, они обладают особым значением для христианской церкви;
  • 12 апостолов Христа – самые приближенные ученики, именно они изображаются на Тайной Вечере и чаще всего ассоциируются с этим словом ;
  • от семидесяти – тоже посланники в количестве 70 человек, которые занимались проповедью христианства в 1–2 веках новой эры, в отличие от 12 они путешествовали парами, имеют не меньшее значение для распространения веры, но они не были одарены Святым Духом в день Пятидесятницы, поэтому не могли обладать чудесными возможностями, присущими 12.

Нужно сказать про Павла, который не входит в число 12. Далее перечислим имена 12 апостолов Иисуса и рассмотрим значение каждого из них.

Имена святых апостолов

Каждый из апостолов Иисуса Христа получил соответствующую миссию и назначение в определенный регион. Именно там они проповедовали, путешествовали и обращали людей в веру Нового Завета. Соответственно, нередко тот или иной ученик Христа почитается именно в том регионе, где проповедовал.

  • Андрей Первозванный. Получил назначение в Малую Азию, также побывал в Крыму и на территории современного Киева, где оставил пророчество о великом городе. Путешествовал по территории нынешней Руси, поэтому особо почитается в нашей стране. Многие знают об Андреевском флаге, который представляет собой две пересекающиеся диагонально черты. Этот символ появился в связи с Андреем, который был распят именно на кресте из двух диагональных балок.
  • Варфоломей. Был одним из первых учеников Спасителя, привез Евангелие на территорию Индии. Путешествовал по Малой Азии, в Армении, где был сначала распят вниз головой, а потом с него сняли кожу.
  • Иоанн. Единственный из всех, который умер своей смертью, хотя этот факт не делает его подвиг менее значимым. Ведь именно он не только оставил одно из Евангелий, но и стал автором Откровения, мистического и загадочного – основы христианского эсхатологического учения о конце времен. Кстати, в доме родителей Иоанна обитала после Воскресения Христа и Богородица. Там же в Эфесе почил и сам последователь Спасителя.
  • Иаков Алфеев. До принятия своего подвижнического подвига был сборщиком податей. Однако после того как примкнул ко Христу, начал ученичество, а потом и проповедь, по одной из версий в итоге был побит камнями, по другой версии был распят во время путешествия в Египет.
  • Иаков Заведеев. Проповедовал на территории Испании, а погиб от меча на территории Иерусалима по приказанию царя Ирода, который устраивал активные гонения на ранних христиан. Также иногда носит имя Иакова Старшего, является первым мучеником за веру во Христа, только его гибель описывается в каноническом тексте Нового Завета.
  • Иуда Фаддей. Путешествовал по территории Ближнего Востока, был распят, его не следует путать с Иудой Искариотом.

  • Матфей, или Левий. Тоже до собственной подвижнической деятельности был сборщиком податей (этот факт упоминается как примечательный, так как мытари тогда, собственно, равно как сейчас, не пользовались особым почетом в обществе и в большей степени считались вредителями и отрицательными людьми), но потом принял апостольский подвиг.
  • Петр. Относится к числу первоверховных, почитается особым образом. Не только принял мученичество, но и сам просил распять себя кверху ногами, так как посчитал недостойным себя получить уход из земного мира идентичный тому, которым ушел Христос.
  • Филипп. Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелисты соединяют его с Андреем и Петром, которые были из того же города. Он также был среди окружающих Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса как на Агнца Божьего.
  • Симон Зилот. Проповедовал на территории Египта и Ближнего Востока. Также распространял учение в Абхазии, где принял распятие на кресте.
  • Фома. Тот самый, который продолжал не верить в Воскресение до того, как не увидел сам Воскресшего Спасителя. Проповедовал на территории Персии и Индии, где был пронзен копьями.
  • Матфий. Был взят для того, чтобы войти в число 12 и сменить собою Иуду Искариота. Проповедовал на территории Македонии, Колхиды и Иудеи, где был в лучших традициях общения между язычниками и апостолами побит камнями.

В этот список не включают Иуду Искариота, который, как известно, совершил предательство, ведь именно он указал на Христа властям и стал причиной Его взятия под стражу. Изначально он присутствовал в числе ближайших учеников, но, как не трудно догадаться, в итоге был исключен, то есть апостолом он не является.

Обратите внимание! Для каждого по порядку есть отдельные дни памяти на протяжении всего календарного года. Помимо этого есть дни, которые прославляют всех апостолов. Православному весьма полезно регулярно обращаться к этим святым своей верой и разумением, вдохновляться примером этих ближайших учеников Христа, которые уподобились Ему, приняли мученичество и не отступали от веры.

Таким образом, апостолы Христа были мучениками, и каждый из них принял существенные страдания, прежде чем отойти к Господу. Тем не менее, они были готовы к такому развитию событий, и не только по собственному разумению.

Ведь вполне логично образованные люди могли предположить, как будут к ним относиться язычники и представители иудейства, которые совсем недавно распяли Мессию.

Сам Христос прежде наставлял и говорил про трудную жизнь апостолов, которая предстоит после того, как Сын Человеческий отойдет на Небеса. Он рассказал о том, как трудно будет каждому, и как каждого будут судить, и презирать, и гнать из городов.

Тем не менее, сам Спаситель заповедовал своим ученикам продолжать проповедь и путешествовать по разным городам, для того чтобы разнести благую весть Нового Завета.

Апостол Павел

Уникальной личностью является Павел, который не относился к числу учеников Спасителя в период Его земного пути. Как правило, из апостолов Иисуса Христа выделяют особым образом двух первоверховных: Петра и Павла.

Каждая личность чрезвычайно интересна и, хотя представляют собой гармоничное единство, они также являют собой своеобразные противоположности.

Именно разница личностей этих людей, которые в итоге объединились в вере, указывают на универсальность и объединяющий потенциал христианства, который способен размывать любые формальные различия между людьми.

Имея совершенно разные судьбы, они оба с предельной ясностью в итоге приняли Христа и стали невероятно значимыми Его служителями.

Итак, если кратко рассматривать историю этого человека, следует отметить основные факты, которые указывает Википедия и другие популярные источники:

  • урожденный Саул (Савл) был образованным гражданином Римской империи, представителем фарисейства;
  • после распятия Христа продолжал активную антихристианскую деятельность и однажды отправился в Дамаск, по дороге он ослеп, и ему было видение Христа, который, скажем кратко, провел нечто наподобие воспитательно-образовательной беседы;
  • в итоге Савла все-таки отвели в Дамаск, но слепого, где он встретил святителя Ананию (он был апостолом от семидесяти), который по Божьей милости исцелил Савла;
  • после этого события будущий апостол сам принял крещение и начал активную проповедь;
  • после обращения в христианство кипрского проконсула Сергия Павла он получил свое новое христианское имя Павел, с которым и творил дела земные до окончания своего пути.

Конечно, не совсем корректно говорить, кто из апостолов является более ценным или какой именно главнее и более значим.

В отличие от остальных Павел не присутствовал на дне Пятидесятницы, то есть не получил от Христа даров Святого Духа. Тем не менее, он получил от Иисуса Христа по разумному количеству святых даров, которые сподобили его творить различные чудеса. Павел подобно Христу воскрешал умерших и совершал много других чудес, которые свидетельствовали о его глубокой вере.

Тем не менее, не представляется возможным не указать на невероятную продуктивность Петра, который:

  • создал огромное количество раннехристианских общин;
  • детально разъяснил ущербность иудохристианства и отделил христианство от иудаизма;
  • создал «послания» для разных народов, которые стали частью Евангелия и до сих пор представляют собой основу канонических писаний, благодаря этому его также называют «апостолом язычников», так как он создавал свои послания именно народам, не обращенным в христианство.

Эти заслуги включили Павла в апостолы Иисуса Христа и сделали его особо почитаемым, в ранге первоверховного. Как и остальные, он погиб в мучениях, причем его не распяли как римского гражданина, но обезглавили, до этого он подвергся различным мучениям.

Обратите внимание! Интересным фактом является одновременное распятие Петра с казнью Павла. Именно эти апостолы Христа с особой ревностностью проповедовали новое учение и удивительным образом практически одновременно завершили свой земной путь.

Полезное видео:12 апостолов Иисуса Христа

Вывод

В завершение следует отметить актуальность для православного читать такие книги, как жития апостолов. Они позволяют узнать много интересного из библейской истории, а помимо этого являются вдохновляющим примером. Каждый из учеников Спасителя достоин для подражания православным верующим.