Конспект занятия "цветы" во второй младшей группе. Конспект НОД во второй младшей группе


Проект во 2 младшей группе «Цветы».

Будет полезен и интересен педагогам, воспитателям, творческим людям.
Красота окружающего мира вокруг нас так многообразна и прекрасна. Чтобы иметь возможность наслаждаться красотами природы нужно стараться сберечь и приумножить богатства флоры. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять.

Цель: расширить знания и представление детей о цветах, растущих в цветнике нашего детского сада, а также о полезных свойствах цветов; создать условия для повышения творческой активности детей; развивать воображение, мышление, коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к окружающей природе, показать воспитанникам красоту цветов природы.
Обучающая:
формировать у детей представление о цветах, растущих в цветнике, учить наслаждаться красотой живых цветов; познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, научить новым способам рисования(рисование крышками); познакомить с лечебными свойствами цветов.
Развивающая:
развивать творческие способности детей через различные виды творческой деятельности, любовь к рисованию, фантазию, любознательность, наблюдательность.
Автор проекта: Колибабчук М.А..-воспитатель.
Тип проекта:
информационно-исследовательский, творческий.
Вид проекта: групповой.
Срок проекта -1 неделя
Участники: воспитатель, дети 2 младшей группы.
Место проведения: ГБДОУ ЯСОТ № 10 «Искорка» г.Стаханова.
Сроки проведения : с 9 июля по 13 июля 2018 г.
Возраст детей: 3-4 года.
Форма проведения : чтение художественной литературы, разучивание стихов, обсуждение пословиц, нетрадиционное рисование крышками «Мальва», рассматривание иллюстраций, альбомов по теме, экскурсия к цветнику детского сада, фитотерапия «Ромашковый отвар»
1 этап. Подготовительный.
Ознакомление детей с темой проекта.
Установление цели.
Подготовка материалов для проекта.
2 этап. Основной.
Организация деятельности проекта.
Игровая деятельность.
«Сложи и расскажи».

Каждому ребенку выдается пособие «Цветок», предлагается выложить цветы (как пазл). После окончания работы воспитатель задает детям вопросы:
- Как называется цветок?
- Какого цвета?
- Какой величины у цветка листья – большие или маленькие?
- Какой формы?

Затем дети заканчивают фразу, начатую воспитателем:
- Это один красный мак, а на лугу много …(красных маков).
- Это один желтый одуванчик а на лугу много …
- Это один синий колокольчик, а на лугу много …
- Это одна белая ромашка, а на лугу много …

Дети, посмотрите, у каждого цветка есть корень, он кормит все растение. Им цветок «пьет» воду из земли. Вот какой красивый букет у нас получился, а как он ароматно пахнет. Давайте глубоко вдохнем этот чудесный аромат!

Дыхательная гимнастика «Ах! Как пахнет!»
Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и произнести предложение: «Ах! Как пахнет!». Затем сделать медленный выдох.

Проводится хороводная игра «Аленький цветочек»


Аленький цветочек, словно огонечек (дети идут хороводным шагом)
Раз, Два, три –повернись, Алена ты.
(названный ребенок поворачивается спиной в круг)
Игра продолжается до тех пор, пока не повернется последний ребенок.
Дальше дети идут спиной в круг и говорят так:
Аленький цветочек, словно огонечек
Раз, два, три, четыре. пять - повернулись все опять!
(все дети поворачиваются лицом в круг)
Игра «Мяч по кругу»
Материалы: мяч.
Ход игры: Дети встают в круг и перекидывают мяч друг другу, называя цветок, если ребёнок не может вспомнить название цветка, он выбывает из игры.
Художественно-речевая деятельность.
Чтение и заучивание стихов:
Бегут ромашки по полю (А. Барто)
В мире цветов (Л. Кузьминская)
Венок (З. Александрова)
Детям нравятся цветы (Н. Самоний)
Как появились одуванчики (Е. Приходько)
Как появились ромашки? (В. Орлов)
Летней розе (А. Апухтин)
Мак (Е. Фейерабенд)
Не надо с клумбы рвать цветы (М. Львовский)
Одуванчик (З. Александрова)
Роза (С. Маршак)
Цветы (А. Фет)

Чтение рассказов:
- Н. Павлова. «Жёлтый, белый и лиловый»
- М. Пришвин «Золотой луг»


Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, познакомить с нетрадиционными способами рисования, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
- Рисование нетрадиционным способом крышками «Мальва»;
-Аппликация «Ромашка»;
-Фитотерапия «Ромашковый отвар»
Цель: привлечь внимание к разнообразию цветов, показать их ценность и значимость для жизни человека и других живых существ, расширить знания о полезных свойствах ромашки.
3 этап. Заключительный.
Выставка книг, фотографий и иллюстраций «Такие разные цветы»
Организация в группе выставки детских работ "Цветики-цветочки"
Экскурсия к цветнику детского сада.
Загадки.

Я капризна и нежна,
К любому празднику нужна.
Могу быть белой, желтой, красной,
Но остаюсь всегда прекрасной!
(Роза)

Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)

Белые горошки
На зелёной ножке.
(Ландыш)

Я шариком пушистым белею в поле чистом,
а дунул ветерок - остался стебелек.
(Одуванчик)

В огороде, на дорожке, под моим окошком
Расцвело сегодня солнце на высокой ножке
(Подсолнух)

Из зеленого цыпленка,
Сплошь покрытого пушком,
Становлюсь я горделивым
Алым петушком!
(Мак)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом
(Незабудка)

Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
(Колокольчик)

Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе - чистом-чистом,
И солнышке лучистом!
(Незабудки)

Я в зимнем саду
Целый день проведу.
Захвачу акварельные краски.
Нарисую...
(Анютины глазки)

У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.
(Подсолнух)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

Хороша я в свадебном букете,
И в саду, где свищут соловьи.
Круглый год во многих странах мира
Я служу признанием в любви.
(Роза)

Из луковки вырос,
Но в пищу негож.
На яркий стаканчик
Цветок тот похож.
(Тюльпан)

Пальчиковая гимнастика «На лугу растут цветы».
На лугу растут цветы небывалой красоты. Руки на столе в вертикальном положении
с опорой на локти, пальцы раскрыты.

К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. Потягивания- руки вверх.

Ветер дует иногда, только это не беда. Взмахи руками, изображая ветер.
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. Наклонить кисти рук.
А потом опять встают и по-прежнему цветут. Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.

Пальчиковая гимнастика «Каждый бутончик».
Каждый бутончик склониться бы рад Поставить локти на стол, пальцы обеих рук собраны в щепоть – «бутончики».
Влево и вправо, вперед и назад. Раскачивать «бутончики» вправо-влево, вперед-назад.
От ветра и зноя бутончики эти Соединить вместе локти и ладони рук, образуя один большой «букет»
Спрятались живо в цветочном букете.

Пальчиковая гимнастика «Цветы».
Наши нежные цветки распускают лепестки. Поднять кисти рук вверх с опорой на локти, пальчики собраны в щепоть, раскрыть пальчики.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Плавное раскачивание раскрытых пальчиков влево-вправо.

Наши алые цветки закрывают лепестки. Собрать пальчики обеих рук в щепоть.

Тихо засыпают, головой качают. Плавное раскачивание пальчиков, собранных в щепоть, влево- вправо пальчики.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию крышками «Мальва».

Цель: научить детей рисовать нетрадиционным способом рисования крышками. Прививать любовь к живым цветам, учить восхищаться красотой живой природы.
Учить рисовать цветы новым способом изображения: отпечатком крышки.
Развивать мелкую моторику, фантазию, творчество.
Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
Воспитывать любовь к природе.
Материал: бумага белая, вода, салфетки, краска гуашь, крышки пластиковых бутылок.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением мальвы, рассматривание мальвы в цветнике детского сада.


Ход занятия:
Ребята, хочу вас познакомить с цветком, который вы встречали в нашем цветнике. Это цветок Мальва.
Я расскажу вам историю об этом красивом цветке.В глухом лесу однажды заблудился охотник. Уставший, присел он на смотрит в глубины его и слушает, как дятел стучит, будто время отстукивает.
Загрустил охотник. Сидит и думает: "Одинок я и в лесу и в жизни своей. Давно сбился я с пути и нет конца моим скитаниям. Сплошное одиночество, томление и гибель. Но для чего-то я родился, зачем-то пришел в эту жизнь, и в этот лес?… Не нахожу удовлетворения ни в моих поисках, ни в добытых мною зверях и птицах. Теперь вот заблудился и выхода вовсе нет..."
И вдруг, между деревьями мелькнул свет, Охотник увидел синюю тень, силуэтом напоминающую высокую стройную девушку, которая помахала ему платочком. Он поднялся и почувствовал прикосновение на своем плече. Оглянулся, а перед ним сгорбленная старушка стоит.
Недобрые глаза у старухи, угрюмые. Одета в дорогое, но очень ветхое платье.
- Послушай, Добрый молодец, по другую сторону водопада есть место - чистый Рай! Как туда попадешь, все горести забудешь. Один ты туда дорогу не найдешь, а я проведу тебя, так как все тропинки знаю и живу там. Ты должен перенести меня на тот берег, потому что я не могу выдержать напора течения.
Пожалел Охотник старую женщину, поднял ее на закорки. Потемнело в глазах у Охотника, почувствовал он такую невыносимую тяжесть, аж закачался. Подумал, что старушке лет сто, может больше, много на веку вынесла, нужно ей помочь.
А меж деревьями кто-то вроде бы опять платочком машет.
Ступил Охотник в студеную воду, шаг сделал-другой и не так тяжело наша стала, а дальше и вовсе полегчало.
И почудилось ему, что платочек светится все ближе и ближе. Вот и берег уже. Вышел Охотник и видит, что стоит перед ним цветок Мальва, а вместо старухи обнимает его прекрасная Девушка.
И вывела его Девушка к родным местам. С тех пор зажил Охотник счастливо.

Воспитатель предварительно рисует листья и стебель цветка. Дети ставят крышками оттиски по обе стороны стебля.
Сделать круглые отпечатки с помощью пластиковой крышки на листе бумаги.

Итоги.

Конспект занятия по аппликации «Ромашка» для детей 3-4 лет
Объёмная аппликация для детей 3-4 лет «Ромашка»


Грубин Ф. «Ромашки»
Белые ромашки-сестрички,
У ромашек белые реснички.
Пляшут среди летнего луга.
До чего похожи друг на друга!
Мальчик-ветер в дудочку дует,
Он с ромашками польку танцует.
Потанцует, улетит ветер:
Мало ли ромашек на свете!
Для изготовления ромашек нам понадобятся:
цветная бумага;
белая бумага;
ножницы;
клей;
линейка;
простой карандаш.
Берем белую бумагу и расчертим на полоски (0,8-1 см.)
Воспитатель нарезает бумагу на полоски и вырезает середину цветков.
Из желтой бумаги делаем серединку ромашки, обводим круги и вырезаем.
Из полосок белой бумаги изготавливаем лепестки ромашки, склеивая концы полосок. (Это делают дети)
Дети приклеивают белые полоски к желтому кругу.

ПАСПОРТ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ № 3 «Солнышко» Условные обозначения Выносливость Выносливое Капризное 18 С Влажность воздуха Обычная тем-ра Регулярное опрыскивание Прямые лучи Рассеянный свет Отношение к свету Полутень Тень Полив Хорошее подсушивание земли Легкое подсушивание земли Постоянно влажная земля Уровень воды в поддоне Фиалка Свет: интенсивный рассеянный. В весенне-летний период притеняют от прямых солнечных лучей. Температура: в весенне-летний период - 20-24°С. В осенне-зимний период температура должна быть не ниже 12°С. Растение тяжело переносит сквозняки, особенно в зимнее время. Полив: в весенне-летний период обильный, в осенне-зимний период поливают умеренно, при поливе нельзя допускать пересыхания, и чрезмерного переувлажнения субстрата. Влажность воздуха: опрыскивание, особенно в отопительный сезон. Фиалка- травянистое корневищное растение с коротким мясистыми листьями, плотно посаженные друг к другу листья темно-зеленого цвета, снизу красно-фиолетовые, длиной около 15 см. САНСЕВИЕРИЯ (ЩУЧИЙ ХВОСТ) Свет: яркий рассеянный свет, переносит как легкую полутень, так и полную тень. Но для пестролистных растений необходим яркий интенсивный свет так как в тени теряется пестрая окраска листьев. Температура: весенне-летний период предпочитает умеренную в пределах 18-25°С, в осенне-зимний период температура длительное время не должна опускаться ниже 14-16°С, в случае длительного понижения температуры растение заболевает. Полив: умеренный с весны до осени - почва должна успеть просохнуть. Зимой полив ограниченный. При поливе, особенно зимой нельзя допускать попадания воды в центр розетки - это может вызвать загнивание. Влажность воздуха: Полезно протирать листья влажной тканью. Сансевиерия - многолетнее корневищное вечнозеленое травянистое растение с прямостоячими суккулентными ланцетовидными листьями. Цветет обычно весной, в апреле - мае, маленькими белыми цветками, собранными в кистевидные соцветия. По ночам от них исходит достаточно сильный аромат ванили. ФИКУС БЕНДЖАМИНА Свет: яркий рассеянный. Температура: в весенне-летний период 23-25°C, зимой большинству видов нужна температура 12-15°C, но они неплохо переносят зимовку и в тепле жилого помещения. Полив: обильный в весенне-летний период. С осени полив сокращают, зимой поливают умеренно. Влажность воздуха: растение способно переносить сухой воздух, однако хорошо отзывается на опрыскивание. Фикус не любит перемен, поэтому лучше сразу определить для него постоянное место и, по возможности, не переносить, не передвигать и не тревожить. Летом фикус можно выносить на свежий воздух, балкон или террасу. Для фикуса подходит светлое место с притенением от прямых солнечных лучей летом. ГЕРАНЬ (пеларгония) Свет: яркий. Растение переносит прямые солнечные лучи. Температура: летом - комнатная. Зимой пеларгонии содержат как можно прохладнее, при температуре 8-12°С. Полив: умеренный, так как пеларгонии не любят переувлажнения. Зимой растения поливают очень умеренно. Влажность воздуха: В жаркие дни можно опрыскивать. Герань можно выращивать и на подоконнике, и в саду или на балконе. Помимо своей красоты, герань создает вокруг себя положительную ауру. За ней легко ухаживать, она редко подвергается заболеваниям, требует умеренного полива и не слишком питательной земляной смеси, устойчива к засухе, обладает высокой жизнестойкостью. Они долго цветут крупными и красочными соцветиями. ДРАЦЕНА ОКАЙМЛЕННАЯ Свет: Светлое место, полутень, не переносит прямых солнечных лучей. Для хорошего роста и развития нужен интенсивный свет. Хорошо растет драцена при искусственном освещении. Температура: Умеренная, не ниже 15°С, большинство драцен предпочитают прохладную перезимовку при температуре 10-12°С. Полив: Летом обильный, зимой умеренный. Не переносит застоя воды в горшке или пересушки земляного кома. Драцены подходят для выращивания на гидропонике. Влажность воздуха: Драцены устойчивы к сухому воздуху, регулярное опрыскивание Это многолетнее растение, вырастающее до 3 м в высоту, с толстым одревесневающим стеблем, который обычно мало ветвиться и сильно оголяется. Листья длиной до 50 см, шириной около 1-2 см, глянцевые, узколанцетной формы. Окраска листьев преимущественно зеленая, но в зависимости от сорта может иметь желтые или красные полосы. СПАТИФИЛЛУМ Свет: Летом притенение от прямых солнечных лучей, т.е. светлое место, легкая полутень. Зимой обязательно хорошее освещение. Температура: Хорошо развивается только в тепле, не ниже 18°C, оптимальная температура 22-23°C. Не переносит сквозняков. Полив: Обильный с весны до осени, зимой более умеренный, но почва никогда не должна полностью пересыхать. Спатифиллум плохо переносит застой воды в корнях. Влажность воздуха: Любит очень влажный воздух, требуется регулярное опрыскивание и обмывание листьев. Перед опрыскиванием нужно прикрыть цветки и бутоны. Родина Южная Америка, Восточная Азия, Полинезия. Если этому травянистому растению подобрать подходящее место, то он может цвести практически весь год. Кроме того, цвести спатифиллум начинает в довольно раннем возрасте - уже через 6 -7 месяцев. Цветки держаться довольно долго - больше месяца. Крупные экземпляры выращивают в кадках. ЗАМИОКУЛЬКАС Свет: яркий. Растение способно переносить прямые солнечные лучи. При недостатке освещения может вытягиваться Температура: с весны до осени для замиокулькаса подходит температура в диапазоне 20-25°C; зимой желательно содержать растение при температуре около 16°C. Полив: умеренный с весны до осени, осторожный в зимнее время, при прохладном содержании поливают после просушки субстрата как минимум на 1/2 высоты горшка. Влажность воздуха: не играет существенной роли. Замиокулькас очень красивое декоративнолиственное растение с шикарными листьями, пришло к нам из Восточной Африки, принадлежит к семейству ароидные. Замиокулькас очень медленно укореняется и растет КРАССУЛА Свет: яркий. Растение нуждается в прямом солнечном свете. Температура: в весенне-летний период в районе 20-25°С. Осенью и зимой желательно понижать температуру до 10-15°С. Полив: весной и летом обильный. Осенью и зимой редкий, после того как субстрат высохнет. Влажность воздуха: не играет существенной роли. Крассула или «денежное дерево», а также жирянка и «монетное дерево» - все это названия суккулентных растений, которые принадлежат семейству толстянковых. Растения имеют красивый древовидный ствол. Дерево цветет, однако это чудо приходилось видеть немногим. СИНГОНИУМ Освещение. окна на восточной или западной стороне. Температура. 18 до 24 градусов. В зимнее время температура должна быть меньше – 16-18 градусов. Полив. С весны до осени поливают сразу после высыхания верхнего слоя почвы, а зимой – через пару дней после того, как почва сверху подсохнет. Влажность. Рекомендуется в жаркое время года опрыскивать дважды в день – утром и вечером. Сингониум - это крупная вечнозелёная лиана семейства ароидные, родиной этого растения является Южная и Центральная Америка. Молодые ярко – зелёные листья имеют стреловидную форму. У взрослого растения появляются воздушные корни, для поглощения влаги, а листья становятся рассечёнными до основания, серебристого цвета, на котором хорошо выделяются тёмные прожилки. КАЛАТЕЯ Освещение. теневыносливое Температура. 18 до 20 градусов, оберегать от сквозняков Полив. влаголюбивое Влажность. Не рекомендуется опрыскивание. Калатея представляет собой многолетнее травянистое растение с прямостоячими или полегающими побегами. Листья растения появляются прямо из земли на высоких и крепких черешках. Очень крупные листья калатеи имеют продолговато-овальную форму. Высота растения составляет примерно 50- 80 см. Листовые пластинки растения довольно узкие, с заостренным верхним краем, имеют овальную, эллиптическую или сердцевидную форму. Мини паспорта растений для горшков с растениями, предварительно распечатать, заламинировать, вырезать. Взять трубочки для сока, разрезать пополам, сделать небольшие надрезы с одного края, в надрез вставить заламинированную карточку – минипаспорт растения. Требования к отбору растений уголка природы. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве растений, на наиболее типичных их признаках, тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений. Имеет значение и пространственная близость растений уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время. При отборе растений для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые программой. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей. - Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными привлечь и удержать ещё не очень устойчивое внимание ребёнка дошкольника. - Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида; дети видят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, что подведёт их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов. - Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей. - Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения ДОУ. - Уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. Растения необходимо размещать так, чтобы дети могли свободно двигаться, подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы. Растения уголка природы в младших группах. В младших группах учитывают, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства.) Дети должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части: лист, стебель, цветок. Дети 2-ой младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослыми (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие чётко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие: примула, бегония, герань обыкновенная или зональная, бальзамин, кливия, аспидистра, фикус, традесканция, драцена, китайский розан. Из названных видов, в течении года, вносят 3-4 растения, причем какое-то из них должно быть в двух экземплярах, чтобы дети находили одинаковые растения. 18 С 18 С Крассула 18 С Замиокулькас 18 С Сингониум Герань Сансевьера Фикус 18 С 18 С Драцена Спатифилиум 18 С Фиалка 18 С Калатея

Растения в группе детского сада, помимо эстетической, несут и ряд воспитательно-образовательных функций. Дети учатся ухаживать за растениями, понимать взаимосвязи в природе, нести ответственность.

При оформлении соответствующего уголка природы в группе должны четко соблюдаться требования:

  • Растения должны быть безопасны (это было прописано в предыдущих санитарно-эпидемиологических требованиях. В нынешних СанПинах фразу о безопасности растений убрали как само собой разумеющееся). Более того, если у одного из дошкольников наблюдается на аллергия на какое-либо растение, то оно должно быть незамедлительно убрано.
  • В группе должны быть такие растения, к уходу за которыми можно привлекать дошкольников. Начиная с трехлетнего возраста малыши активно подключаются к процессу ухода за цветами.
  • Растения должны быть привлекательными, чтобы задерживать внимание дошкольников.
  • Цветы, подобранные для уголка в группе, должны принадлежать экосистеме, в которой расположено дошкольное учреждение. Как правило, это неприхотливые растения, уход за которыми не составляет труда.
  • Растения должны быть представлены несколькими экземплярами, чтобы дети могли сформировать объективное представление о том или ином виде растительном виде.

Конкретные задачи, виды растений, прописаны в образовательной программе. Например, в основной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой (в дальнейшем Программа), которую выбирают в качестве приоритетной более 50% дошкольных учреждений, дано четкое описание обязанностей дошкольников и задач воспитателей в определенных возрастных группах. В своей статьей мы будем опираться именно на эту Программу.

Растения во 2-ой младшей группе

Программа предписывает:

  • Знакомить с комнатными растениями (фикус, герань).
  • Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Пока знакомство детей с растениями происходит на простейшем уровне. Дети учатся распознавать несколько видов растений по характерным признакам (форме листьев, окраске, запаху), различать их части (стебель, листок, цветок).

Начиная с трех лет детей активно привлекают к уходу за растениями. Воспитатели наливают воду в лейки. Малыши учатся правильно держать лейки, поливать растения в группе детского сада, протирать крупные растения влажной тряпочкой.

В этом возрасте дошкольников привлекают яркие виды. Для уголка природы выбирают долго цветущие растения, такие как: герань обыкновенная, фикус, фуксия, бегония вечноцветущая, камелия, китайская роза, бальзамин. Количество видов не превышает трех-четырех.

Растения в средней группе

Программа предписывает:

  • Закреплять знания о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и других), способами ухода за ними.
  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и прочее).

С 4-х лет дети учатся видеть разнообразие свойств и качеств. Они уже легче выделяют особенности растений, понимают процессы, которые необходимы для жизни цветов.

Помощь детей становится более структурированной. Они учатся поливать растения в группе детского сада из мелко сетчатой лейки, опрыскивать из пульверизатора, очищать опущенные листья сухой кисточкой, а листья — влажной тряпочкой или щеткой с зазубринами. Дошкольники уже в силах самостоятельно определить, нуждается ли растение в поливе или нет, исходя из цвета земли (если земля сухая — нужно полить, если земля темная — растение в поливе не нуждается).

К разнообразию растительных видов из прошлогодней группы, добавляются: алоэ или агава, бегония рекс, душистая герань, зональная герань, аспаргус.

Растения в старшей группе

В Программе предписано:

  • Продолжать знакомить с комнатными растениями.
  • Учить ухаживать за растениями.
  • Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Знания детей становятся более углубленными. Дошкольникам рассказывают, что нужно для роста растения, что может привести к его гибели. Дети учатся определять, как ухаживать за растениями, основываясь на внешнем виде стебля и листьев. Новая тема — размножение растений вегетативно, с помощью стеблевых черенков.

Пять лет — этот тот возраст, в котором ребенок может ухаживать за растениями самостоятельно, без подсказки воспитателя.

Часть растений с прошлого года раздается родителям или отдается в более младшую группу. При этом их место могут занять растения с разнообразными стеблями (стелющиеся, вьющиеся), имеющие луковицы: традесканции, вьющийся плющ, кактус, цикламен, примула, амараллис, кливия, комнатный виноград.

Растения в подготовительной группе

Программа предписывает:

  • Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений.
  • Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами).
  • Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.
  • Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и другими).

Детям рассказывают о сезонности растений, об основных этапах их роста и развития, о закономерностях размножения с помощью листкового черенкования.

В уголок добавляются растения, кардинально «противоположные» по своим потребностям: кактус и узамбарская фиалка — с одной стороны (растения, которые не нуждаются в постоянном поливе), и папирус, традесканция, примула — с другой стороны (растения, которым необходим постоянный полив).

Конспект занятия на тему: «Три цветочка для мамы» (второй младший дошкольный возраст)

Воспитатель: Мельникова И. Е.
Программное содержание:
1.Уметь оперировать название цветов в игровой деятельности быту. Формировать целенаправленное зрительное восприятие формы и цвета;
2.Развивать наблюдательность, внимание, память, речь, (новое слово машинист), мелкую моторику рук;
3.Закреплять навыки классификация по одному признаку. Счёт до трёх;
4.Воспитывать доброту, отзывчивость, потребность приходить на помощь кто в ней нуждается.
Материал: геометрические фигуры, цветы и бабочки, стрекозы, вазы из бумаги и раздаточный материал – лепестки для цветов, клей, коврики, тряпочки.
Предварительная работа: Развивающие игры «Сложи узор», «Приходите на лужок», дидактические игры «геометрическое и цветное лото», «Сделай узор», настольная игра «Мозайка».
Приёмы: сюрпризный момент, объяснение, показ, вопросы, индивидуальные и групповые ответы, поощрение.

Ход занятия

1. Дети заходят в группу и обращают внимание на куклу. Она плачет.
- Как вы думаете, почему она плачет?
Ответы детей (у неё что то болит, она потерялась…)
- Ребята, Маша плачет, потому что у её мамы скоро праздник 8 Марта и она не знает какой подарок ей приготовить. Как вы думаете, что можно подарить маме на праздник?
Ответы детей (цветы)
-Давайте поможем кукле Маше, научим её делать цветы?
Ответ детей (Да)
- Мы с вами отправимся на лесную поляну, где растут цветы. На чём можно поехать на цветочную поляну?
Ответы детей (поезде, машине, самолёте…)
- А что это за звук? (мелодия звука поезда). Это же поезд, покупаем билеты и садимся на то место, где приклеена такая же геометрическая фигура как и на билете. Дети, а кто управляет поездом?

Ответ детей (машинист)
- Вот мы и приехали, ой как много цветов, давайте их посчитаем (большие вырезанные цветы воспитатель раскидывает по ковру) 1,2,3,4,5. А кто живёт на цветах?
Ответ детей (бабочки)
- Давайте сами сделаем красивых бабочек вот из этих геометрических фигур.
Детям раздаются разные фигуры из которых они складывают бабочек, называя из каких геометрических фигур состоят их части тела (туловище-овал, голова-круг, крылья-треугольники, круги)
- А давайте теперь с ними поиграем и потренируем наши глазки.
Детям раздаются цветные палочки, на кончике которых приклеены стрекозы и бабочки.
«Гимнастика для глаз»
Бабочка крылышками машет – дети моргают глазами
Бабочка далеко отлетела – дети смотрят на бабочку и отводят руку далеко вперёд
Бабочка близко прилетела – дети приближают обратно
Бабочка на нос села – садят бабочку на нос
Бабочка по кругу полетела и на цветок присела – круговые движения, дети садят бабочек на цветы.
- Давайте тоже побудем бабочками.
Дети по музыку кружатся и бегут за столы, на которых заранее приготовлен раздаточный материал (приклеенная заранее ваза и стебельки с серединками, лепестки разных цветов, клей, коврики, тряпочки).
- Нам нужно поставить в вазу вот такие красивые цветы.
Воспитатель показывает готовую работу (ваза, три цветка красного, синего, жёлтого цвета)
- Сколько цветов в вазе?
Ответ детей (три)
- Из каких геометрических форм состоят цветы?
Ответы детей (овал – лепесток, круг – серединка)
- Какого они цветы?
Ответы детей (синего, жёлтого, красного)
- Давайте приступим к работе, а Маша посмотрит, как аккуратно мы будем наклеивать лепестки.
Дети приклеивают лепестки к серединке цветка.
- Молодцы, ребята! Маша очень рада, что вы научили её делать красивые цветы, Теперь она знает, что подарить маме на 8 Марта.
Маша благодарит детей и уходит, оставляя угощение (печенье в виде геометрических фигур)
Итог:
- Ребята, кто к нам приходил?
Ответ детей (Маша)
- Что с ней случилось?
Ответ детей (она не знала, что подарить маме)
- Как мы ей помогли?
Ответ детей (научили делать цветы разных цветов)
- Понравилась поездка на цветочную поляну?
Ответ детей (Да)
- Вы сегодня молодцы, помогли кукле Маше! Все справились!
Воспитатель раздаёт угощение от куклы, а дети свои подарки (цветы в вазе) гостям.
- Всем спасибо!

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему «Поможем зеленым друзьям – комнатным растения"


Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности на тему» «Поможем зеленым друзьям – комнатным растениям» для второй младшей группы (3-4 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающими с детьми младшего дошкольного возраста. Это конспект познавательного направления, знакомит детей с комнатными растениями.

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группы на тему «Поможем зеленым друзьям – комнатным растениям»

Образовательная деятельность:«Коммуникация», «Познание», «Социализация».
Цель:
Познакомить детей с комнатными растениями.
Задачи:
Формировать элементарные представления о комнатных растениях.
Учить называть у растений листья, стебель, цветок, корень).
Научить находить отличительные признаки растений.
Расширять словарный запас (фиалка, бегония, герань, остановка).
Развивать память, мышление, связную речь.
Закрепить понятие «один», «много».
Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
Поощрять желание ухаживать за растениями.
Активизация словаря: остановка, фиалка, бегония, герань.
Методы и приемы: организационный момент, сюрпризный момент, игра.
Материалы и оборудование : комнатные растения: герань, бегония, фиалка, игрушка заяц, руль, надписи остановок (цветочная 1, цветочная 2). Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста, у меня случилась беда, я шла к вам сегодня не одна, а с зайкой Степашкой. Мы зашли в магазин, там было много народу и я его потеря.
Воспитатель: Ребята, вы мне поможете отыскать Степашку?
Дети:Да, поможем.
Воспитатель: Тогда, я предлагаю, отправиться на поиски Степашки на автобусе, садитесь, отправляемся.
(Звучит тихая, спокойная музыка)
Воспитатель:Ребята, смотрите, наша первая остановка: «Цветочная 1».
Ой, сколько, много здесь растений?
Это комнатные цветы – наши друзья.
А, почему они так называются?
Дети:Они очищают воздух, создают уют в доме, есть растения доктора, у каждого цветка свое название.
Воспитатель:Всё правильно, когда болит, у вас ушко, можно, оторвать листочек герани, скатать и положить в ушко, и боль прекратится. А если у вас, насморк, то сок алоэ или каланхое закапывают в нос и простуда проходит.
(Показываю, одновременно растение).


Воспитатель:Ребята, посмотрите, какое красивое комнатное растение, оно называется бегония. У бегонии красные большие и маленькие цветы, листья шероховатые, зеленого цвета.

Воспитатель: Ребята, а что есть у каждого растения (показываю карточки с изображением частей растение).
Дети: Корень, стебель, листья и цветок.
(Ребята, показывают, на живом растении, часть растения).
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно, сказали.
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю, встаньте в круг и представьте, что вы «Цветы».
Растение начинает расти
(дети медленно поднимаются)
Листики поднимаются к свету
(руки поднимают вверх)
Распускаются цветы
(ладошки вверх поднимают)
Растение чувствует себя хорошо.
Воспитатель : Ребята, а вы видите, здесь зайку?
Дети:Нет.
Воспитатель: Тогда, поедем дальше.
(Звучит тихая спокойная музыка)
Воспитатель: А, вот и вторая «Цветочная 2» остановка. Здесь тоже, много комнатных растений. Где же мог спрятаться зайка, давайте его поищем.
(Дети находят, зайку за горшком с фиалкой).
Воспитатель: Зайка, а почему, ты здесь спрятался?
Зайка: Мне этот цветок, очень понравился.
Воспитатель: Зайка, а ты хочешь, чтобы мы тебе рассказали, про этот цветок?
Зайка: Да хочу.
Воспитатель: Ну, тогда слушай, и вы ребята послушайте.
(Дети присаживаются на стульчики).
Воспитатель: Это растение называется – фиалка, листья округлые, опущенные (рассказ сопровождаю показом). Подойдите, потрогайте, какие листья у фиалки. У фиалки, есть цветы, давайте понюхаем их, как они пахнут они маленькие круглые, с зубчиками.


Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Фиолетового, серединка белая.
Воспитатель: Поливать фиалку нужно, очень аккуратно, теплой водой, под корешок, следить, чтобы вода не попала на листья.
(Дети показывают, как правильно поливать растение).
Воспитатель: А какого цвета листья у фиалки?
Дети: Зеленого.
Воспитатель: Молодцы, все правильно.
Воспитатель: А сколько листьев
Дети: Много.
Воспитатель: А, что еще нужно растению для жизни?
Дети: Свет, вода, тепло, воздух.
Воспитатель: Все правильно, ребята, вы рассказали. Молодцы, помогли мне отыскать зайку, он обещает быть, очень внимательным. Давайте зайку, возьмем с собой в группу и нарисуем ему подарки – комнатное растение.
Под спокойную музыку дети возвращаются в группу.