Что такое онтология? Каковы основные вопросы и понятия онтологии? Онтология – общая характеристика.


Учение о бытии – основа любого мировоззрения. Понятие «бытие» выработано философией, и его авторство принадлежит древнегреческому философу Пармениду. Понятие «бытие» раскрывалось с помощью уточнения содержания понятий, составляющих общую с ним систему, таких, как «субстанция», «движение», «пространство», «время». Одновременно подтвердилось системообразующее значение понятия «бытие».

Понятие «бытие» содержит прямое указание на единство мира. Но эта идея философии ведет к постановке новых проблем. Вместе с проблемой «бытия» они образуют систему основных онтологических вопросов, разрабатывавшихся в развитии философии.

Основные онтологические проблемы:

​ ·В чем конкретно состоит единство мира?

​ ·Благодаря чему единый мир существует?

​ ·Как объяснить изменяющуюся реальность явлений?

​ ·В каких основных формах бытие реализуется?

Разберемся в проблемах теории бытия последовательно. Начнем с решения вопроса о природе бытия, выраженной понятием «субстанция». Субстанция в философии трактуется как всеобщая основа бытия. Определение субстанции дал Б. Спиноза: это то, что имеет основания существования в себе, самодостаточно. Из субстанции возникает все, и во всем этом она присутствует.

В зависимости от ответа на вопрос: «Что именно является субстанцией, т.е. служит связующим, первичным, универсальным «элементом» (элементами) всего?» находится качество философской модели мира, определенность ее позиции относительно основного вопроса философии (вспомните содержание этого вопроса, представленного в разделе 1). С помощью формулы основного вопроса вполне реально выстроить историю философии в виде усложняющегося спора, расставить всех по местам наподобие тому, что мы имеем в периодической системе Д.И.Менделеева.

Вопрос о субстанции бытия, природе его единства разделил философов на монистов и плюралистов , среди которых особняком стоят дуалисты .

Монисты – сторонники сведения мира к единственной основе. Внутри монизма продолжается диалог, начавшийся еще в архаической философии между представлениями Милетской школы и Элейской, а также Пифагором и Гераклитом. Милетская школа придерживалась толкования субстанции как материального основания. Они и оказались основоположниками материалистического монизма, или материализма. Пифагор и элеаты искали идеальную субстанцию. Отсюда и название – «идеалисты», «идеализм».

Плюралисты, включая дуалистов, исходят из убеждения, что субстанцию невозможно отождествить с единственным основанием. Только из одного объяснить многообразие мира, особенно существование вещественного (материального) и невещественного (идеального), нельзя. Субстанция либо двойственна (так считают дуалисты), либо множественна (точка зрения остальных плюралистов).


Материализм и идеализм – основные направления в философской онтологии имеют свою историю. Материализм прошел путь от наивного понимания материи до современного, базирующегося на фундаментальных научных знаниях.

У идеализма была не столь выразительная история. Уже в недрах Античной философии сложились обе формы идеализма: объективная и субъективная. Объективный идеализм начинался с Пифагора и Парменида, расцвел в творчестве Платона. Все объективные идеалисты исходили из того, что субстанция идеальна и отлична от сознания человека. Они признавали бытие идеального вне человеческого сознания.

Суть субъективного идеализма лучше всего представил Дж. Беркли: существовать – значит быть в восприятии. В своих рассуждениях о природе вещей он, используя общее название, отождествил вещь с ее образом в сознании и определил вещь через ее отражение в форме совокупности ощущений. Вещь – это сумма определенных ощущений, следовательно, она способна быть собою исключительно в сознании человека (или Бога, когда человек лишен способности ощущать).

Итак, понятие «бытие» привело нас к необходимости загружать его системным содержанием, конкретизировать. На помощь пришло понятие «субстанция». Оно, в свою очередь, вывело нас на понятия «материя» и «сознание», последнее выступило в двух формах – «субъективной» (человеческой) и «объективной» (сверхчеловеческой, дочеловеческой - «мировой дух», «абсолютная идея», «мировая воля» и т.п.). Отношения материи и сознания оформились в основной вопрос философии, имеющий две стороны и множество решений. Отсюда возникли монизм, дуализм, плюрализм, оптимизм, скептицизм, агностицизм и их разновидности. Многообразие философских теорий бытия и познания в значительной мере обусловлено пониманием основополагающих категорий «материя» и «сознание».

«Материя» – главное понятие для материалистов и проблема для идеалистов. Материализм постулирует существование материи в качестве субстанции бытия, ему нет особой необходимости доказывать свое суждение. К законам сохранения (вещества, энергии и импульса) материалисты апеллируют дополнительно, заручаясь поддержкой науки.

Идеализму, напротив, материя «дана в нагрузку», идеализм поставлен перед необходимостью выработать отношение к этому понятию. Субъективные идеалисты нашли «простой» выход из положения, отвергнув самостоятельное существование материи. Дж. Беркли говорил: «Материя» – это «ничто», в отличие от ощущения (идеи), которая всегда есть «нечто»». Махисты материей называли общие, устойчивые, повторяющиеся ощущения.

Объективный идеализм действовал осмотрительнее, принимая во внимание общую философскую, мировоззренческую ситуацию. Абсолютизация числа Пифагором не привела его к отрицанию вещей вне сознания. Приняв за субстанцию идею, Платон рассматривал вещи как «тени» идей (вспомните, как на этом «поймал» его Аристотель). Не смог без природы выстроить свою систему Гегель, умно определив природу «инобытием» идеи.

Всех идеалистов объединяет вывод об обусловленности материального (природного). Первично идеальное, материальное – вторично. Существование материи зависит от сознания.

История материализма формировалась на базе эволюции толкования материи. До середины XIX столетия безраздельно господствовал субстанциональный подход к пониманию материи. Материю трактовали как основу бытия в буквальном смысл – то, из чего все состоит (например, атомы). Таким образом, ее сводили к одной из форм ее проявления или уровню существования.

Коренной перелом в понимании материи наступил во второй половине XIX в. Новый подход к определению материи разработала марксистская философия, назвав его «атрибутивным». С точки зрения этого подхода, материю определять через универсальный уровень организации либо способ проявления бесперспективно. Любая попытка указать на что-то предметно конкретное как на материю временна, до очередного естественнонаучного достижения, после чего надо изменять определение.

Атрибутивный способ определения материи, предложенный диалектическим материализмом, базируется на отношении материи к сознанию. Материя – это все то, что существует вне сознания и независимо от сознания, она есть объективная реальность . Объективная реальность существует сама по себе, она самодостаточна.

Быть объективной реальностью – важнейший признак материи, имеющей фундаментальное и универсальное значение для миропонимания. Есть и другие признаки материи: неисчерпаемость; безграничность; движение;​ структурность и системность в организации; многокачественность; самодостаточность; отражение. Однако в определение включаются не все они: выбран качественно определяющий признак.

Материалисты на всем протяжении своей истории придерживались понимания сознания в связи с материей. Сознание, утверждали материалисты, обусловлено материей. Разрабатывались два варианта: либо сознание – свойство материи, либо само есть материальное явление. Последняя версия – крайняя, упрощающая и упраздняющая проблему. Ее назвали «вульгарным материализмом». Вульгарные материалисты (Л.Бюхнер, Я. Молешотт, К. Фохт) говорили: мозг производит сознание подобно тому, как печень продуцирует желчь. Сознание материально не в смысле зависимости от материального носителя, как свойство материи, а по способу существования.

Среди основной части материалистов, тех, кто видел в сознании свойство материи, имелись разногласия в решении вопроса о масштабе распространения сознания. Ряд материалистов признавал сознание универсальным свойством материального (гилозоизм), им возражали остальные. Одни сводили сознание к человеческой монополии, другие наделяли сознанием высокоразвитых животных.

Чем объяснить, что именно сознание оказалось в центре философской полемики и до сих пор служит основой разногласий? Искать ответ следует в уникальном свойстве сознания – его способности творить. Природа тоже творит, о чем свидетельствует ее эволюция, но значительно чаще мы обнаруживаем в природе разрушения, катаклизмы. Для творчества природы требуются миллионы лет проб и ошибок. Сознание творит «на ходу», легкость такого творчества не выражает спрятанную за ним напряженность труда, она несколько демонстративная, тем не менее, это факт.

Творчество заложено в суть сознания. Наше сознание не было бы собою вне творческой составляющей. Почему? Сознанию не достаточно отражать, оно должно реконструировать действительность, изменяя материальную природу вещей. Топор оставит физический след на дереве, эксперт найдет в нем металлические частицы. Дерево отразит удар металла, и отражение получится также физическим – одной материальной природы с топором. Сознание так отражать не может. Сознание обязано преобразовывать вещи в образы, понятия. Творчество, по существу, и есть преобразование. Идеалисты в принципе правы, определяя мировоззренческое положение сознания через свойство творить. Они неправы, когда абсолютизируют творческую способность сознания.

Отражение предшествует творчеству сознания, поэтому, несмотря на особую ценность в деятельности сознания творческой составляющей, сознание определяют посредством свойства отражать. Сознание – высшая из известных нам форм отражения, оно уникально в своей идеальности. Мышление – свойство головного мозга, сознание – свойство мышления личности. Мышление материально, сознание идеально.

С данным заключением связана необходимость разобраться в том, что такое идеальность. Благодаря чему достигается идеальность отражения в сознании? Ответ дают свойства отражения на уровне сознания:

​ ·способность абстрагироваться (отвлекаться) от непосредственного взаимодействия с предметом;

​ ·обобщающая способность сознания, наличие второй сигнальной системы – слова; развитая речь;

​ ·опережающее отражение в сознании предметного действия;

​ ·активность мышления, как необходимое продолжение возможности опережающего отражения.

Идеальное – это форма отражения, выстроенная на перечисленных свойствах. Несложно заметить, что идеальность не первична, она форма, принимаемая отражением очень высокого уровня совершенства. И опять-таки вопрос: могла природа достигнуть такого уровня внутри собственного движения, или она закладывала в ходе эволюции всего лишь базу идеального? Второе ближе к истине. Природа породила предка человека с высоким потенциалом совершенствования. Началась новая ступень эволюции – становление homo sapiens. «Человек разумный» вывел эволюцию на следующую ступень – создал общественную форму своей жизни. И только тогда, совместными усилиями естественной (природной) истории и естественно-исторического (социального) прогресса, удалось получить отражение в идеальной форме, дополнить материальное идеальным. Материальное и идеальное – диалектические противоположности, существующие во взаимосвязи.

Естественно и то, что сознание не вдруг появилось, поэтому резонно говорить о различных уровнях его реальности. Существует «предсознание» – элементы сознания в мышлении животных. У них развито предметно-чувственное мышление, абстрактное – несовершенно. З.Фрейд ввел понятие «подсознание», в психологии есть понятие «самосознание». Есть термин «сверхсознание». В рациональном, философском понимании – это «коллективный разум», внеличностная Идея; в религиозном, мистическом – «Бог».

Доказанными являются две формы выражения бытия сознания – индивидуальная (личностная) и общественная (коллективная, командная, корпоративная). «Ноосфера» В.И. Вернадского – продукт разумности бытия человека, интегрированности естественного и исторического. Гипотеза о «ноосфере» альтернативна классической религии. Согласно священному писанию, Бог сотворил природу, разумность подарил лишь человеку. По Вернадскому, напротив, природа обретает в своей части разумность бытия под воздействием деятельности человека.

Вопросы для самопроверки.

1.​ Почему понятию «бытие» придают исходное значение в философии, рассматривают его как системообразующий фактор философского типа мировоззрения?

2.​ Определите логическую необходимость понятия «субстанция» и раскройте его содержание.

3.​ Сформулируйте основной вопрос в истории философии, выделите две его стороны. Обоснуйте его особое положение в философском миропонимании.

4.​ Объясните название философского направления идеализма. Назовите его формы, определите общее и особенное в формах идеализма.

5.​ Каковы основные признаки (атрибуты) материи с точки зрения диалектического материализма?

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος - сущее, то, что существует и λόγος - учение, наука) - раздел философии, изучающий бытие.

Онтология как теория

Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Fransofurti»), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология - это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии - это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

Предмет онтологии

* Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
* Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.
* Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в феноменологии и экзистенциализме бытие отождествляется с человеком, как единственным из обладающих способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Типы онтологий

  • Мета-онтологии - описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
  • Онтология предметной области - формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия определённые в мета-онтологии (если используется) и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
  • Онтология конкретной задачи - онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
  • Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

Модель онтологии

Формально онтология определяется как O = , где

  • X - конечное множество понятий предметной области,
  • R - конечное множество отношений между понятиями,
  • F - конечное множество функций интерпретации.

Современная онтология

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

Бытие природы

Бытие природы - первая форма реальности, универсума.

  • Включает все существующее кроме человека.
  • Является следствием длительной универсальной эволюции.
  • Системная организация мироустройства. Развитие мира - процесс преобразования и взаимодействия образующих его систем. Способность всех природных, социальных систем к самоорганизации, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности.
  • Подсистемы вещества и поля. Вещество - вид материи, обладающий массой покоя. Поле - основной вид материи, связывающий частицы и тела.
  • Подсистемы неживой и живой природы. Неживая природа - движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул. Её уровни: вакуумный-микроэлементный-атомный-молекулярный-макроуровень-мегауровень (планеты, галактики). Живая природа - биологические процессы и явления, происходит из неживой, включена в неё, но представляет иной уровень развития. Её уровни: молекулярный-клеточный-микроорганизменный-тканевый-организменно-популяционнный-биогеоценотический-биосферный.

Бытие социальное

Бытие социальное - вторая форма реальности.

  • Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция).
  • Структура социального бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное

Бытие идеальное, духовное - третья форма реальности.

  • Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума.
  • Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей.
  • Усиление взаимодействия всех форм духовной жизни с производством, практикой (космонавтика, биоинженерия и т. д.).
  • Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

Учения и теории

* Causa sui
* Dasein
* Абсолют
* Акциденция
* Апейрон
* Бытие
* Бытие-в-себе
* Вид
* Всеобщее
* Вселенная
* Возможные миры
* Время
* Гомеомерии
* Гюпокейменон
* Действительность
* Демиург
* Другой
* Душа
* Дух
* Единичное
* Идеальное
* Изменение
* Иллюзия (эпистемологическая)
* Имманентность
* Инволюция
* Индивид
* Иное
* Информация (онтология)
* Истина
* Качество
o Метафизика качества, Физика качества
* Количество
* Космос (философия)
* Ленивый разум
* Материальное
* Материя
* Мировая душа
* Множественность
* Мультивселенная
* Несуществование
* Ноумен
* Объект
* Объективность
* Объектность
* Отличие (Различие, Различение)
* Онтическое
* Основной вопрос философии
* Причина
* Причинность
* Пространство
* Реальность
o Альтернативная реальность
o Виртуальная реальность
o Гиперреальность
o Глобальная реальность
o Конвенциональная реальность
o Неподлинная реальность
o Объективная реальность
* Род
* Самость
* Свобода
* Симулякр
* Смысл
* Совесть
* Сознание
* Стихия (алхимия)
* Субстанция
* Субсистенция
* Судьба
* Существенный признак
* Существование
* Сущность
* Тождество
* Трансцендентальная иллюзия
* Трансцендентный
* Трансценденция
* Ум
* Универсалии
* Феномен
* Хаос
* Частное
* Экзистенциал
* Эманация
* Энтелехия
* Я
* Акосмизм
* Актуализм
* Антропософия
* Апофатизм
* Апологизм
* Волюнтаризм
* Детерминизм
o Генетический детерминизм
* Диалектический монизм
* Дуализм
* Идеализм
o Платоновский идеализм (Платонизм)
* Имматериализм
* Индетерминизм
* Космогония
* Космология
* Материализм
o Естественнонаучный материализм
* Мереология
* Метафизика
* Монизм
* Онтологизм
* Натурализм
* Презентизм
* Реализм
o Критический реализм
* Релятивизм
* Скептицизм
* Солипсизм
* Спиритуализм
* Телеология
* Фатализм
* Физикализм
* Философия процесса
* Фундаментальная онтология
* Экзистенциализм
* Эмерджентизм
* Эсхатология
* Этернализм

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии, как таковом; раздел философии, рассматривающий основные и наиболее общие характеристики бытия (сущего). Онтологию можно также определить как метафизику бытия.

Термин "Онтология" впервые появился в "Философском лексиконе" Р. Гоклениуса (1613) и был использован в философии X. Вольфа (см. Вольфианство). Русские онтологические учения имели своим истоком, с одной стороны, соответствующие древнегреческие (Платон, Аристотель, неоплатонизм) и западноевропейские философские системы, а с другой - творения отцов церкви, в которых под абсолютным бытием понимается Бог, всесотворяющая сверхъестественная Троица (Отец, Сын и Святой Дух), присутствующая в чувственном мире и человеке. С крещения Руси и до начала преобразований Петра I господствовала ортодоксальная православная Онтология. У Нила Сорского и его последователей православная мистическая практика через "умную молитву" соединяла человека с абсолютными атрибутами бытия - конкретными Божественными энергиями Троицы, Божественным светом и любовью (см. Исихазм). "...Бог есть мир, чуждый всякого смятения и беспокойства", - считал Нил Сорский. По мнению таких церковных мыслителей, как Тихон Задонский и Паисий Величковский, нехристианское понимание бытия мира незряче: разум без света Христова "слеп". В учении Сковороды уже заметно обращение к идеям Платона, Филона Александрийского, немецких мистиков. Его онтология, по характеристике Зеньковского, дуалистична, по мнению Эрна, - символична. "Весь мир, - полагал Сковорода, - состоит из двух натур: одна видимая - тварь, другая невидимая - Бог; Бог всю тварь проницает и содержит". Бог - "тайная пружина всему" и "древо жизни" в вещах, которые сами по себе подобны "тени". Иисус Христос "един во всех и целый в каждом" человеке.

Во взглядах представителей русского вольтерьянства преобладающим было атеистическое понимание бытия. В своих онтологических принципах более заметное, а то и первое место они отводили уже не Богу, а "естественному" миру. Эта линия получила развитие у многих философов XVIII в. Радищев в онтологии был близок взглядам французких сенсуалистов и исходил из единства виталистически понимаемого чувственного мира. Ломоносов в своих воззрениях также исходил из признания самоценности бытия природы, хотя роль божественного промысла "во всем" им не отвергалась. Для русского масонства XVIII - нач. XIX в. истинной была эзотерическая сторона бытия, большое значение имела оккультная натурфилософия с ее поиском в материальной природе "Духа натуры". Велланский и другие русские шеллингианцы начала XIX века (см. Шеллинг в России) признавали в качестве высшего бытия некую идеальную всеобщую "абсолютную жизнь", которая творит и объединяет "все живые и бездушные вещества", весь мир. Разум человека "есть только отражение Абсолютного Ума" как "сущности всеобщей жизни". Одоевский вслед за Л. К. Сен-Мартеном и русскими мистиками нач. XIX в. считал, что состояние природы и ее исправление прямо зависит от состояния человека, поскольку из-за первородного греха человека и мир является падшим. В природе все символично, каждая вещь является "метафорой" других вещей, и все они сводятся к общей "идее-матери".

Для называвшего себя "христианским философом" Чаадаева от высшего надмирного бытия (Бога) исходят творческие излучения, которые приемлет "всемирное существо" (мир как целое) и сердцевина его - всечеловеческое мировое сознание. Еще ниже стоит в мировой иерархии отдельный падший человек, способный сам по себе идти "лишь по пути беспредельного падения", и совсем низко - дочеловеческая природа. Без таинственного воздействия Бога все превратилось бы в хаос и не достигало бы своего предназначения. В истории также действует Божий Промысел в направлении создания "царства Божия" на земле.

Онтология старших славянофилов тоже оказалась под определяющим влиянием Шеллинга, а также романтиков, причем она была в еще большей степени религиозной, ориентированной на православие. У Хомякова главное место в онтологии занимает христианский Бог, определяющий духовную невидимую Церковь в сочетании с видимой. Церковь - это богочеловеческое единство, соборность, живой, разумный и целостный организм, определяющий, в свою очередь, органичность и истинную разумность человека. Бесконечное "все", или "всесущий разум", является "корнем" всех явлений и обладает подлинной свободой и разумом ("свободная мысль"). Материальное бытие ("всевещество") вследствие динамичности и бесконечности материй оказывается, по Хомякову, невещественным, "силой". Онтологию Киреевского характеризуют прежде всего его гносеологические и антропологические идеи: поскольку истинное познание невозможно без живого, нравственного и верующего пребывания всею личностью человека "в истине", поскольку познание мира есть функция Богопознания, то с очевидностью следует, что высшее бытие для него - это живое, доброе и бесконечно совершенное Существо, отражающееся в человеке. По Самарину, каждый рождающийся человек несет в своей душе именно к нему направленный исходящий от Бога свет, и подъем низшего бытия (человека) к высшему связан с "созданием цельного образа нравственного человека".

У русских гегельянцев 1-й пол. XIX в. (см. Гегель в России) начинает преобладать сугубо философское понимание Высшей Силы. Так, по Станкевичу, "действительность в ее истине есть разум, дух". В онтологических суждениях М. А. Бакунина присутствовала и вера в вечный дух, который разрушает старое ради созидания нового, и признание первенства и реального мира, и человека, основанное на атеистических представлениях ("Федерализм, социализм и антитеологизм", 1867). Период увлечения онтологией Гегеля пережил также Белинский, религиозно интерпретировавший понятие гегелевского Абсолюта ("Воля Божия есть то же, что необходимость в философии, - это "действительность"), однако пришедший к новой персоналистической онтологии ("...Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира... и гегелевской Allgemeinheit ["Всеобщее"]"). Онтологические взгляды Герцена тоже претерпели изменения - от мистики XVIII в. к учению Гегеля (жизнь природы как "логическое движение понятия"), а позднее и к витализму Шеллинга (жизнь всего как в основном алогичное "вечное беспокойство... напряженного вещества"). В понимании Голубинского высшее бытие - это некое Безусловное и Бесконечное Бытие, определяющее развитие мира как живого целого (живо все, включая также неорганический мир). Для онтологии Чернышевского характерны материалистические черты ("то, что существует, называется материей"). Близкие по духу онтологические суждения были высказаны Писаревым: ценен только "здоровый и свежий материализм", соответствующий реалистическому "разумному миросозерцанию". Онтология русских "полупозитивистов" (по терминологии Зеньковского), направление Лаврова, также определялась внерелигиозной установкой и верой в науку, в восприятие только "реального бытия" (т. е. всего того, что непротиворечиво нами осознается). Он считал человека источником "реального бытия" - и природы ("ибо из данных опыта человек воссоздает "природу"), и истории (участник, творец истории), и своего сознания ("перестраивает свой внутренний мир").

Михайловским личность человека была оценена еще более весомо, став подлинно "мерой всех вещей". Основным бытием у него оказывается "человеческая природа", "личность", ставящая себя "в центре природы" внешней и отстаивающая себя в борьбе с социальными "высшими индивидуальностями" (социальными слоями, системой производства и т. д.). Его гносеологические высказывания выдают в нем позитивиста, явно близкого к онтологии материализма: все знания, "самые отвлеченные идеи, в конце концов, коренятся в чувственном опыте...". В то же время рус. хирург и педагог Н. И. Пирогов, примыкая вначале к позитивизму и натурализму, в конечном счете пришел к религиозной онтологии, считая, что "надо признать верховный разум и верховную волю Творца, проявляемую целесообразно посредством мирового ума и мировой жизни в веществе". Мировой ум он, по сути, отождествлял с мировой душой, а под мировой жизнью понимал "беспредельный, беспрерывно текущий океан жизни... проникающий все... атомы" Вселенной и "приспособляющий их к различным целям бытия". Толстой стоял на позициях своеобразной религиозно-рационалистической онтологии: бытие людей, природы - "лишь временное и пространственное проявление чего-то невременного и непространственного". Сущность жизни в его понимании - Бог, "заключенный в человеке" и проявляющийся в виде "желания блага", добра. Взгляды Достоевского претерпели существенные изменения - от в основном нерелигиозной, руссоистской веры (как и у всех петрашевцев) в "естественное" добро человеческой природы до признания библейской онтологии. Главная его проблема - антиномическое бытие человека, в котором "дьявол с Богом борется", однако есть и невыразимое соприкосновение "таинственным мирам иным", есть признание "той мощи, которая наконец установит правду на земле...". Для онтологии Федорова характерно утверждение сверхъестественного, однако главной в ней стала мысль об активно-деятельностном бытии каждого человека и человечества в "общем деле" спасения от смерти, зла и хаоса. Конечная цель усматривается в "одухотворении" "нынешней" слепой, саморазрушающейся Вселенной. Онтологические суждения К. Н. Леонтьева изменялись в основном от нерелигиозного эстетизма до глубокой религиозности, отвергающей абсолютизирование бытия человека самого по себе. Бытие человека в его понимании - это жизнь не только здесь, но и там, в потустороннем мире, зависящая от жизни здесь. От бытия человека зависит осуществление в истории таинственной воли Божьей. Особое онтологическое значение в земном мире Леонтьев придавал красоте, четкой "форме" (внутренней идее), не дающей "материи разбегаться". Бытие органической природы, человека, государства, культур в его понимании аналогично и проходит стадии исходной простоты, "цветущей сложности" и "вторичного упрощения" и "смешения".

В онтологических суждениях Розанова встречались элементы "мистического пантеизма" ("универс" как "мистико-материнская утроба", рождающая жизнь и небесные тела), чаще - "космоцентризма" (с т. зр. Зеньковского). "Мир создан не только рационально, но и священно"; он "согревается и связывается любовью". Особое значение в структуре бытия Розанов придавал жизни, ее все новому и новому излучающему возобновлению, отчего Земля "плывет... сияющим телом". Бытие человека связывалось прежде всего с мистикой пола (пол - "наша душа", он сверхъестествен и ближе к Богу, чем ум или совесть). Онтология всеединства, основанная на синтезе религии, философии и науки, получает широкое обоснование в системе В. С. Соловьева. Под влиянием Б. Спинозы и Шеллинга он усматривает в мироздании первый Абсолют - как "Всеединое" (и все, и Единое), "сверхсущее", Бог и связанное с ним второе, "становящееся Абсолютное" (суть его в сочетании божественной идеи и материальной множественности космоса). В мире проявляется Божественный Логос и "вечная мировая душа" - София. Развитие мира в духовном отношении прогрессивно - от низших проявлений до природного человека и до Богочеловека и Богочеловечества, в которых Логос соединяется с Софией.

Идеи онтологии всеединства своеобразно проявляются в учениях Козлова, С. А. Алексеева, Н. О. Лосского, Несмелова, Лосева; они стали основополагающими во взглядах Карсавина, Франка, Флоренского, Булгакова. С. Н. и Е. Н. Трубецкие также испытали большое влияние О. Соловьева. С. Н. Трубецкой понимал Абсолютное как предельное понятие, однако в основном говорил об одушевленности мира, о "вселенском сознании" и "универсальной чувственности", субъектом которых объявлял психофизическое космическое Существо ("то, что Платон назвал Мировой Душой"). В О. Е. Н. Трубецкого всеединство определялось не как всеединое сущее, а как "всеединое сознание", или "Всеединый Ум", Бог. Бога как "смысл" всего сущего, Софию как "силу Божию" он, в отличие от имевших место у Соловьева и Булгакова пантеистических совмещений, коренным образом отделял от мира, хотя считал, что "София действенна в мире". Особая онтология гегельянского толка была присуща Чичерину. В отличие от Гегеля он признавал трансцендентность Абсолюта и начало развития всего сущего связывал не с небытием, а с "полнотой" бытия Абсолюта, или с "Божеством". В мире "господствует верховный разум, то есть личный Бог", сущность которого все осеняет и всюду проникает, "со всех сторон". По Чичерину, "Вселенная имеет общий центр" и описывается общей для всего бытия четырехчленной схемой: пространство, сила, материя, движение, при этом основной закон разума и мира один и тот же. Для онтологии русских неолейбницианцев (Козлов, С. А. Алексеев и др.) характерно признание плюрализма бытия. Согласно Н. О. Лосскому, например, Абсолют (Бог) сотворяет "единицы бытия" (наподобие монад Лейбница), или "субстанциальных деятелей", которые, в отличие от О. Лейбница, взаимодействуют между собой и постепенно самоопределяются, развиваются "в процессе свободной творческой эволюции" мира (от электрона, атома и до человека). В ходе борьбы избравших существование вне Бога "субстанциальных деятелей" образуется "материальное бытие", а избравшие путь к Богу образуют "царство Духа", которому и принадлежит будущее. Онтология русского неокантианства (Лапшин, Челпанов и др.) достойно представлена в учении его основного сторонника А. И. Введенского (см. Кант в России). С его т. зр., мир - это "целое", существование которого, как и человека, необъяснимо из законов природы и подчинено "безусловно ценной цели". В онтологических суждениях русских позитивистов бытие ограничивается сферой человеческого опыта.

И. И. Мечников писал: "Мы не можем постичь неведомого, его планов и намерений. Оставим же в стороне "Природу" и будем заниматься тем, что доступно нашему уму". Смысл бытия человека он усматривал в том, чтобы "при помощи науки... исправить несовершенства своей природы" (идея ортобиоза) и достичь "деятельной и бодрой старости". Онтология русской метафизики на основе трансцендентализма (Спир, П. Б. Струве и др.) показательна в учении Вышеславцева, в котором заметны влияния И. Г. Фихте и Э. Гуссерля. Рассматривая понятия потенциальной и актуальной бесконечности, он утверждал: иррациональное "Абсолютное лежит в основе актуальной бесконечности" и всего рационального. Абсолютное - это "бытие третьего измерения". Все бытие человека происходит, с его т. зр., лишь в отношении к Абсолютному. Онтологические идеи русских гуссерлианцев (см. Гуссерль в России) можно представить на примере учения Шпета: прежде всего это отвержение не только личного Бога, но и категории Абсолюта, "воображаемой потусторонности, сверхразумности". "Вещи в себе" тоже нет, а есть лишь эмпирическое бытие "явлений" и находимые в них "смыслы", мир "эйдосов". Онтология русских марксистов, испытавшая определяющее влияние диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса, характеризуется диалектико-материалистическим, атеистическим пониманием мира. Также диалектико-материалистически объясняется бытие человека. Фундаментальный принцип этой онтологии - совпадение диалектики, логики и теории познания: материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления тождественна логике и теории познания. Законы мышления и законы бытия содержательно совпадают; категории материалистической диалектики и онтологичны (отражают объективный мир), и гносеологичны (служат "ступеньками" познания мира). Для онтологических суждений русских религиозных экзистенциалистов Шестов, Бердяев) характерно определяющее внимание к живому, неповторимому бытию человека, "личности". Важнейшими характеристиками этого бытия оказываются "свобода", "безосновность", "творчество", "жизнь", "дух", "душа", "Бог"; противопоставление "живого человека" (Шестов) или "личности" (Бердяев) "разумному человеку", "человеку вообще", "объективированному бытию". Все "одноплановые" онтологии (материалистическая, позитивистская и др.) оцениваются как плоские, ограниченные; самое главное в мироздании и бытии человека связывается с бытием Бога. О. Шестова, уходя от онтологии "Афин" (античных учений и связанных с ними европейских учений), искала опору в "Иерусалиме" (Библии и "библейской" философии Тертуллиана, П. Дамиани и др.). Эмпирическому бытию, пораженному ничто, противостояло высшее бытие - Бог, не связанный "никакими законами". Онтология Бердяева ознаменована рядом порой значительных изменений и в позднем периоде творчества предстала в следующем виде: "Бог возжелал "другого" и ответной любви, в силу чего и сотворил мир", символически отражающий первореальность и падший в результате первого грехопадения людей. Поскольку "теогонический процесс богорождения происходит в божественной Бездонности", то свобода, коренящаяся в ничто, оказывается первичнее Бога и мира; "Бог всесилен над бытием, но не над свободой", особенно человеческой. Однако "внутренняя жизнь Бога" реализуется через человека и мир, в истории "просветляется темное начало", наличествующее в космогонии и теогонии.

См. онтология в словарях:

1. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия.
2. В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
3. В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.
4. В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
5. В. Соловьев. Толковый словарь по философии.
6. В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
7. В.У.Бабушкин. Феноменологическая философия науки - критический анализ. Словарь феноменологических терминов.
8. Глоссарий философских терминов проекта "Distance".
9. И. Кондрашин. Глоссарий философских терминов, 2006 г.
10. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
11. П.Кикель.Краткий философский словарь.
12. Советский философский словарь, 1974 г.
13. Философия политики: глоссарий терминов проекта "Арктогея".
14. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
15. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.

Предметная область термина онтология включает 7 определений:

1. ОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
- учение о бытии общества. В современной интерпретации - учение о бытии общества, включающее учение о человеке, о человеческих индивидах, взаимооб...
2. ОНТОЛОГИЯ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА. ОЩУЩЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ МИРА
Эмпириокритицизм нашел много последователей среди естествоиспытателей, сделавшись, в частности, "физическим идеализмом". Это понятно: в соответст...
3. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
(от лат. fundamentum - основание, греч. on - бытие и logos - учение) - осн. учение о бытии. Хайдеггер исследовал человеческое существование с цель...
4. ФОРМАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
- такой раздел (аспект) онтологии, в котором исследуются (отвлеченные от конкретного содержания) формы явлений, составляющих предмет онтологии, а...
5. ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ
Итак, отношение Хайдеггера к феноменологии Гуссерля было весьма противоречивым. С одной стороны, Хайдеггер прошел школу Гуссерля и сам не раз гов...

С самого начала необходимо заметить, что люди, не являющиеся профессиональными философами и далекие от этой науки, могут вообще не понять, что изучает онтология и что это вообще за наука. Настолько сложен и запутан в ней язык.Но в философских науках, к которым можно отнести и такую дисциплину, как не редкость. К тому же каждый философ упорно настаивает на своем понимании системы, своих выводах, зачастую игнорируя остальные. Добавим, что сами философы спорят, есть ли вообще какая-нибудь польза от онтологии.Что обычно понимается под онтологией? Наука о бытие, о сущем, о вечном, об абстрактных и самых общих принципах бытия, абсолютном, неизменном и т.д.Что изучает онтология? Если ontos в переводе с греческого - сущее, то онтология является наукой о сущем? Как кажется, все просто. Но можно ли определить из ее названия?

В учебниках по философии онтология является разделом философии, рассматривающим всеобщие, от человека не зависящие, принципы и основы бытия. Что это может значить? Что такое бытие? Какие оно может иметь всеобщие принципы и основы? Каким образом они могут не зависеть от человека? И что значит существовать или быть?Думается, все дело в том, что без подробного исследования предмета онтологии, то есть без ответа на вопрос «Что изучает онтология?», без исследования тех принципов, которые отличают ее от других сфер знания, любое определение онтологии будет не чем иным, как набором ничего не значащих слов, не более чем высказываем личного мнения его автора.Но в данной короткой статье нами не ставится такая задача. Потому ограничимся более-менее официальными точками зрения.

Онтология - это который изучает бытие. В классическом понимании онтология является знанием о предельно общем.Одним из основных вопросов онтологии является: что существует?Главные понятия в этой науке: бытие, движение, время, пространство, (экзистенциальное, идеальное, материальное), свойства, структура.Таким образом, онтология пытается в наиболее общем виде описать универсум существующего, не ограниченный данными конкретных наук и, возможно, не сводимый к ним.Вопросы, поставленные онтологией - очень древняя тема философии, которая восходит к Пармениду и другим досократикам. Важную лепту в разработку проблематики онтологии внесли Аристотель и Платон.

В центральной была онтологическая проблема, существуют ли абстрактные объекты (универсалии).В онтологической проблематикой специально занимались следующие философы: Николай Гартман, Мартин Хайдеггер и др. В особый интерес вызывают проблемы онтологии сознания.Что изучает онтология?Главным предметом данной науки является бытие, определяемое как единство и полнота всех типов реальности: объективной, виртуальной, социальной, субъективной, физической.Реальность мы традиционно ассоциируем с материей (материальным миром) и духом (духовным миром, включая понятия душ, Бога) и подразделяем (материалисты) на живую, косную и социальную материю (что влечет за собой формализм и взгляд на личность, как на безличного человека вообще).К бытию относится то, что можно мыслить. Его противоположность - немыслимое ничто, а также (в философии аристотелизма) ещё-не-бытие возможность. В прошлом веке в экзистенциализме и феноменологии бытие отождествлялось с человеком, как единственном существе, обладающим способностью мыслить и задавать вопрос о бытие.

Однако классическая метафизика под бытием понимала Бога. Люди, как бытие, обладают волей и свободой.Социальная онтология - учение о бытие общества. В современной трактовке - учение о бытии общества, которое включает учение о человеке, об индивидах, взаимообусловленных в их самовыражении.

Как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т.е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р.Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе X.Вольфа.

Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии, хотя специального терминологического обозначения у него не было. Парменид и др. элеаты объявили истинным знанием только лишь мысль о бытии – однородном, вечном и неизменном единстве. Ими подчеркивалось, что мысль о бытии не может быть ложной, а также то, что мысль и бытие суть одно и то же. Доказательства вневременной, внепространственной, немножественной и умопостигаемой природы бытия считаются первой логической аргументацией в истории западной философии. Подвижное многообразие мира рассматривалось элейской школой как обманчивое явление. Это строгое различение было смягчено последующими онтологическими теориями досократиков, предметом которых было уже не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита). Подобное понимание позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого – с чувственным восприятием. Одновременно возникает критическая оппозиция софистам, которые отвергают мыслимость бытия и косвенно саму осмысленность этого понятия (см. аргументы Горгия). Сократ избегал онтологической тематики, поэтому можно лишь догадываться о его позиции, но его тезис о тождестве (объективного) знания и (субъективной) добродетели позволяет предположить, что впервые им поставлена проблема личностного бытия.

Платон синтезировал раннегреческую онтологию в своем учении об «идеях». Бытие, по Платону, есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и «безначальным началом» бытия (т.е. непостижимой основой, называемой им также «благом»). В онтологии неоплатоников это различие выступает как соотношение сверхбытийного «единого» и «ума»-бытия. Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к истинно сущим видам бытия.

Аристотель систематизировал и развил идеи Платона, при этом также существенно продвинулся вперед, уточняя (в «Метафизике» и др. соч.) смысловые оттенки понятий «бытие» и «сущность». Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой. Онтология Платона и Аристотеля (особенно ее неоплатоническая переработка) оказала определяющее воздействие на всю западноевропейскую онтологическую традицию. Эллинистическая философия (если не считать «школьную», платоно-аристотелевскую традицию) была заинтересована в онтологии в той мере, в какой та могла стать основой для этических построений. При этом предпочтение отдается архаическим вариантам онтологии: учениям Гераклита (стоики), Демокрита (эпикурейцы), старших софистов (скептики).

Средневековые мыслители (и христианские, и мусульманские) искусно приспособили античную онтологию к решению теологических проблем. Подобное сопряжение онтологии и теологии было подготовлено некоторыми течениями эллинистической философии (стоицизмом, Филоном Александрийским, гностиками, средним и новым платонизмом) и раннехристианскими мыслителями (Марий Викторин, Августин, Боэций, Дионисий Ареопагит и др.). В средневековой онтологии – в зависимости от ориентации мыслителя – понятие абсолютного бытия могло отличаться от божественного абсолюта (и тогда Бог мыслится как даритель и источник бытия) или отождествляться с Богом (при этом парменидовское понимание бытия часто сливается с платоновской трактовкой «блага»), множество чистых сущностей (платоновское бытие) сближалось с представлением об ангельской иерархии и понималось как бытие, посредствующее между Богом и миром. Часть этих сущностей (эссенций), наделяемых Богом благодатью бытия, толковалась как наличное существование (экзистенция). Характерен для средневековой онтологии «онтологический аргумент» Ансельма Кентерберийского, в соответствии с которым необходимость бытия Бога выводится из понятия о Боге. Аргумент имел долгую историю и до сих пор вызывает споры как богословов, так и логиков. Зрелая схоластическая онтология отличается подробной категориальной разработкой, детальным различением уровней бытия (субстанциального и акцидентального, актуального и потенциального, необходимого, возможного и случайного и т.п.).

К 13 в. накапливаются антиномии онтологии, и за их решение берутся лучшие умы эпохи: это время великих «сумм» и систем. При этом не только учитывается опыт ранней схоластики и арабского аристотелизма (Авиценна, Аверроэс), но и происходит пересмотр античного и патриотического наследия. Намечается разделение онтологической мысли на два потока: на аристотелевскую и августинианскую традицию. Главный представитель аристотелизма – Фома Аквинский – вводит в средневековую онтологию плодотворное различение сущности и существования, а также акцентирует момент творческой действенности бытия, сосредоточенной в полной мере в самом бытии (ipsum esse), в Боге как actus purus (чистый акт). Из традиции Августина исходит Иоанн Дунc Скот, главный оппонент Фомы. Он отвергает жесткое различение сущности и существования, полагая, что абсолютная полнота сущности и есть существование. В то же время над миром сущностей возвышается Бог, о котором уместнее мыслить с помощью категорий Бесконечности и Воли. Эта установка Дунса Скота кладет начало онтологическому волюнтаризму. Различные онтологические установки проявились в споре схоластов об универсалиях, из которого вырастает номинализм Оккама с его идеей примата воли и невозможности реального бытия универсалий. Оккамистская онтология играет большую роль в деструкции классической схоластики и формировании мировоззрения Нового времени.

Философской мысли Ренессанса в целом чужда онтологическая проблематика, но в 15 в. мы находим значительную веху в истории онтологии – учение Николая Кузанского, которое содержит и суммирующие моменты, и новаторские (см. учения о possest – «бытии-возможности», об абсолютном максимуме; о «неином»). Кроме того, далеко не бесплодно развивалась поздняя схоластика, и в 16 в. она создает в рамках томистских комментариев ряд утонченных онтологических построений (Капреола, Каетан, Суарес).

Философия Нового времени концентрирует свое внимание на проблемах познания, однако онтология остается неизменной частью философской доктрины (в частности, у мыслителей-рационалистов). По классификации Вольфа, она входит в систему философских наук вместе с «рациональной теологией», «космологией» и «рациональной психологией». У Декарта, Спинозы, Лейбница онтология описывает взаимоотношение субстанций и соподчинение уровней бытия, сохраняя некоторую зависимость от неосхоластической онтологии. Проблема субстанции (т.е. первичного и самодостаточного бытия) и связанные с ней проблемы (Бог и субстанция, множественность и взаимодействие субстанций, выводимость из понятия субстанции ее единичных состояний, законы развития субстанции) становятся центральной темой онтологии. Однако обоснованием систем рационалистов является уже не онтология, а гносеология. У философов-эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (напр., у Юма онтология как самостоятельная доктрина вообще отсутствует) и, как правило, решение их не сводится к систематическому единству.

Поворотным пунктом в истории онтологии явилась «критическая философия» Канта, противопоставившая «догматизму» старой онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта. Бытие, т.о., раскалывается на два типа реальности – на материальные феномены и идеальные категории, соединить их может только синтезирующая сила Я . По Канту, вопрос о бытии самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. (Характерна кантовская критика «онтологического аргумента», основанная на отрицании предикативности бытия: приписывание бытия понятию не прибавляет к нему ничего нового.) Предшествующая онтология толкуется Кантом как гипостазирование понятий чистого рассудка. В то же время само кантовское разделение универсума на три автономные сферы (миры природы, свободы и целесообразности) задает параметры новой онтологии, в которой единая для докантовского мышления способность выхода в измерение истинного бытия распределена между теоретической способностью, обнаруживающей сверхчувственное бытие как трансцендентную запредельность, и практической способностью, открывающей бытие как посюстороннюю реальность свободы.

Фихте, Шеллинг и Гегель, опираясь на открытие Кантом трансцендентальной субъективности, отчасти вернулись к докантовской рационалистической традиции построения онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т.е. моментом, когда мышление выявляет свое тождество с бытием. Однако характер отождествления бытия и мысли (и соответственно онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта. Именно поэтому онтология немецкого классического идеализма принципиально отличается от онтологии Нового времени: строение бытия постигается не в статичном созерцании, а в его историческом и логическом порождении, онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.

Для западноевропейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к онтологии как самостоятельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной стороны, достижения естественных наук послужили основой для попыток нефилософского синтетического описания единства мира и позитивистской критики онтологии. С другой стороны, философия жизни пыталась свести онтологию (вместе с ее источником – рационалистическим методом) к одному из побочных прагматических продуктов развития иррационального первоначала («воли» у Шопенгауэра и Ницше). Неокантианство и близкие к нему направления форсировали гносеологическое понимание онтологии, намеченное еще в классической немецкой философии, превращая онтологию скорее в метод, чем в систему. От неокантианства идет традиция отделения от онтологии аксиологии, предмет которой – ценности – не существует, но «значит».

Литература:

1. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980;

3. Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988;

4. Лосев А.Ф. Бытие, его сверхлогические, логические и алогические моменты (диалектика). – «Начала», 1994, № 2–4, с. 3–25;

5. Основы онтологии. СПб. 1997;

6. Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура. – В кн.: Три подхода к изучению культуры. M., 1997;

7. Она же. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997;

8. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998;

9. Куайн У. Вещи и их место в теориях. – В кн.: Аналитическая философия; становление и развитие. М., 1998;

10. Деннет Д. Онтологическая проблема сознания. – В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998;

11. Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1952;

12. Huber G. Das Sein und das Absolute. Basel, 1955;

13. Diemer Α. Einführung in die Ontologle. Meisenheim am Glan, 1959;

14. Logik and Ontology. N. Y., 1973;

15. Trapp R. Analytische Ontologie. Fr./M., 1976;

16. Ahumada R. A History of Western Ontology: From Thales to Heidegger. Washington, 1979;

17. Parts and Moments: Studies in Logic and Formal Ontology. Münch., 1982;

18. Wolf U. Ontologie. – Historisches Wörterbuch der Philosophie. Hrsg. J.Ritter, K.Grunder, Bd. 6. Basel – Stuttg., 1984, S. 1189–1200;

19. How Things Are, Dordrecht, 1985;

20. Schonberger R. Die Transformation des klassischen Seinsverständnis. Studien zum neuzeitlichen Seinsbegriff im Mittelalter. B. – N. Y., 1986.

А.Л.Доброхотов

Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος - сущее, то, что существует + λόγος - учение, наука) - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности.

Термин «онтология» был предложен Рудольфом Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» (Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Francofurti), и чуть позже Иоганом Клаубергом в 1656 году в работе Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia, предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Христианом фон Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология - это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Вопросы онтологии - это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.



Карл Поппер сформулировал концепцию трёх миров: (1) мира физических объектов и состояний, (2) мира психических и ментальных состояний сознания и (3) мира объективного содержания мышления (сюда входят содержание научных гипотез, литературные произведения и другие не зависящие от субъективного восприятия объекты).

Предмет онтологии[править | править исходный текст]

Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Реальность с позиции идеализма традиционно делится на материю (материальный мир) и дух (духовный мир, включая понятия души и Бога). С позиции материализма подразделяется на косную, живую и социальную материю

Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в экзистенциализме бытие интерпретируется через бытие человека, поскольку он обладает способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

Онтология в точных науках[править | править исходный текст]

Основная статья: Онтология (информатика)

В информационных технологиях и компьютерных науках под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними: англ. Ontology is the theory of objects and their ties. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

Типы онтологий[править | править исходный текст]

Мета-онтологии - описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.

Онтология предметной области - формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия, определённые в мета-онтологии (если используется), и/или определить общую терминологическую базу предметной области.

Онтология конкретной задачи - онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.

Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

Формы бытия.

1. Основные формы бытия

Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.

· мир есть, существует как беспредельная целостность;

· природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

· их различное по форме существования предпосылка единство мира;

· мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.

Традиционно бытие мыслится в двух значениях:

1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;

2. Это исходное начало и основание мира, его сущность.

Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»).

Попытки осмыслить проблему бытия появляются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. («Брахма» - изначальная священная сила; Дао – «мать всех вещей»).

В Древней Греции также ставится вопрос о начале начал, в качестве которых предлагаются «вода», «земля», «огонь», «апейрон» и т.д.

Древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие - это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления.

Платон впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.

Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.

В средневековой христианской философии выделялось «истинное бытие» - бытие Бога и «неистинное» - товарное.

В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция – нечто неизменное, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе.

Философские учения, которые исходят из признания какой-то одной субстанции, называются «философским монизмом». Если берутся две субстанции – это «дуализм», если более двух – «плюрализм».

Наиболее распространенными являются два подхода к пониманию природы субстанции – материалистический и идеалистический. Первый – «материалистический монизм» - полагает, что мир материален, един и неделим. «Идеалистический монизм» признает первоосновой бытия нечто идеальное («идея» - у Платона, «Бог» - в средние века, «абсолютная идея» - у Гегеля и т.д.).

Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики, так и для познавательной деятельности людей. Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:

1.2 Основные формы бытия

Таблица 1

Основные формы бытия

Структурное деление

1. Бытие вещей (тел) и процессов

1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы»)

1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы»)

2. Бытие человека

2.1 Бытие человека в мире вещей

2.2 Специфически человеческое бытие

3. Бытие духовного (идеального)

3.1 Индивидуализированное духовное бытие

3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное)

4. Бытие социального

4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории

4.2 Бытие общества

Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.

Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.

Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.

Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).

Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.

Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.

Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии.

1.3 Материя

Понятие «материя» появилось как конкретизация понятия субстанция. Прежде всего, материя противопоставляется сознанию. Это очень важно, потому что материя – это только физическая реальность (вещество), она может выступать в форме энергии и физически не ощущаться (например, рентгеновские лучи, радиоактивность). Однако все формы материи противоположны сознанию, находятся вне его и независимы от него, то есть материя – это объективная реальность, которая многообразна в качественном отношении.

Общество

Структурная организация материи

SHAPE \* MERGEFORMAT

Электромагнитное;

Ядерное;

Гравитационное

Вещество

Микрочастицы

Элементарные частицы;

Молекулы

Макротела

Межзвездная среда;

Горные породы;

Коллоидные тела

Биосферы;

Биол. виды;

Организмы;

Нервная система;

Головной мозг;

Белковые тела

Общественные структуры (семья, народ и т.д.)

1.4 Движение

Важнейшим атрибутом материи является движение. В разные периоды философы разрабатывали учение о движении. Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»).

Философы 17-18 вв. единственной формой движения считали механическое движение, то есть в философии и в естествознании господствовал метафизический взгляд на движение. Суть его заключается в том, что материя понимается как механическая инертная масса, а движение – это активная сила, приходящая извне.

Диалектический взгляд свидетельствует об обратном: движение есть способ существования материи. Это подтверждает естествознание. Современная физика раскрывает неразрывность материи и движения в строгой количественной форме. Одним из следствий специальной теории относительности является закон взаимосвязи массы и энергии: Е = mc2 , который показывает, что любой физический объект обладает массой и энергией одновременно.

Для материи существовать – значит находиться в движении. Одна из главных философских проблем движения – это проблема неучтожимости движения. Движение не может исчезнуть, точно так же, как не может быть создано из ничего. Оно переходит из одной формы в другую. Например, механическое движение переходит в тепловое, а оно – в химическое, электрическое и т.д. Именно поэтому движение абсолютно – вне движения (его форм) материя существовать не может.

Вместе с тем, движение как никогда не прекращающееся изменение материи не исключает моментов покоя, временной стабильности, равновесия. Покой – относителен.

Движение как всеобщее свойство материи проявляется в качественно многообразных формах. Богатство и многообразие форм движения обусловлено многообразием видов материи.

По данным современного естествознания все формы движения можно разделить на три класса: в живой природе, в неживой природе и в обществе.

Классификация форм движения

Таблица 2

Наименование класса движения

Виды движения, входящие в класс

1. Движение в неживой природе

1.1 Движение элементарных частиц и полей (гравитация)

1.2 Движение атомов и молекул, лежащее в основе химических процессов

1.3 Движение микроскопических тел (теплота, звук, кристализация)

1.4 Движение в космических системах (планеты, звезды, галактики)

2. Движение в живой природе

2.1 Обмен веществ

2.2 Функциональные связи в организмах

2.3 Процессы отражения внешних условий

2.4 Внутривидовые и межвидовые отношения

3. Движение в обществе

3.1 Способы производства

3.2 Человеческое сознание

3.3 Многообразные формы деятельности людей

Исходя из таблицы, можно заключить, что основные формы движения следующие:

Механическая (массы, объекты);

Физическая (молекулы);

Химическая (атомы);

Биологическая (белки);

Социальная (деятельность людей).

Все формы движения связаны между собой. Исторически низшие формы порождают высшие, в то же время высшие формы преобразуют низшие формы движения, поэтому анализ высших форм не может быть произведен без знания низших. Например, физическое движение – это механика молекул; химическая – это физика атомов; биологическая – это химия белков.

Особого внимания требует социальная форма движения, поскольку она не может быть понята как биология человека, так как законы общественной жизни не объясняются законами природы. Это принципиально иная форма движения, связанная с осознанными формами деятельности людей.

Таким образом, движение – главный атрибут материи. Формы движения весьма разнообразны и способны к взаимным превращениям при строгом выполнении законов сохранения материи и ее основных свойств.

Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время. Пространство – это атрибут материи, который характеризует ее протяженность, структурность и взаимодействие элементов материальных систем. Время – выражает длительность существования материи, последовательность смены ее состояний. Эти категории – предельно общие абстракции. В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени:

Субстанциональная;

Реляционная.

Согласно субстанциональной концепции, идущей от Демокрита, пространство и время – это «емкости», «пустоты», в них и располагается мир.

Суть реляционной концепции заключается в том, что пространство и время мыслятся как формы проявления единого бытия.

По мере формирования новых представлений о природе пространства и времени благодаря развитию естествознания меняются и представления об их свойствах. Стало ясно, что в границах микромира пространство и время существенно отличаются от своих аналогов на уровне макромира или мега мира. Свой ритм и темп имеют биологическое пространство и биологическое время, точно также специфично социальное пространство и социальное время.

Вследствие этого ни субстанциональная, ни реляционная концепции не располагают абсолютной истиной, поскольку мы имеем дело как с абсолютными характеристиками пространства и времени, так и с относительными.

Тесно связанной с проблемой бытия оказывается проблема единства мира. Она состоит в том, что мир бесконечно разнообразен в своих количественных и качественных проявлениях, и в то же время он есть бесконечно изменчивое целое, неразрывное единство всех своих частей.

Решение этой проблемы зависит от мировоззренческой позиции того или иного философа. Идеалисты видят единство мира в его духовности, материалисты – в его материальности.

Аргументы в пользу единства мира изменялись с развитием науки. Теория Канта-Лапласа, объяснявшая естественное происхождение планет из первоначальной туманности, дала основание говорить о единстве космических тел Солнечной системы. Далее, закон сохранения и превращения энергии показал, что все силы, действующие в природе, являются различными формами проявления универсального движения.

Теория клеточного строения живых организмов позволила соединить воедино все живое. Создание теории относительности и квантовой механики укрепило понимание того, что мир един и все в нем взаимосвязано.

Таким образом, окружающий нас мир представляет собой бесконесное множество систем, в которые организована материя. Все системы подчиняются единым законам развития.