Что такое оксюморон определение примеры. Для чего используется и что это такое оксюморон: конкретные примеры


Оксюморон

Оксюморон

ОКСЮМОРОН (греч. - «острая глупость») - термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: «Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной» (Ахматова). Частный случай О. образует фигура contradictio in adjecto, - соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: «убогая роскошь» (Некрасов).
Для фигуры О. характерна подчеркнутая противоречивость сливаемых в одно значений: этим О. отличается как от катахрезы (см.), где отсутствует противопоставление соединяемых противоречивых слов, так и от антитезы (см.), где нет слияния воедино противопоставленных понятий.
Возможность осуществления фигуры О. и ее стилистическая значимость основаны на традиционности яз., на присущей ему способности «обозначать только общее». Слияние контрастных значений осознается поэтому как вскрытие противоречия между названием предмета и его сущностью, между традиционной оценкой предмета и его подлинной значимостью, как вскрытие наличных в явлении противоречий, как передача динамики мышления и бытия. Поэтому некоторые исследователи (напр. Р. Мейер) не без основания указывают на близость О. к парадоксу (см.).
Наличие О. как стилистической фигуры само по себе, разумеется, не характеризует ни стиля ни творческого метода писателя. Правда, делались попытки видеть в обилии О. типичную черту романтического и риторического стилей - стилей эпох особого обострения общественных противоречий (Р. Мейер). Но эти попытки вряд ли можно признать доказательными. Определение значимости О. для какого-либо стилистического целого возможно, разумеется, лишь путем анализа его содержания, его направленности; только тогда вскрываются существенные различия между даже словесно близкими О. - как приведенные выше О. Некрасова («убогая роскошь») и Ахматовой («нарядно-обнаженная»). Стилистика.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Оксю́морон

Оксиморон (греч. ox?mo-ron – остроумно-глупое), стилистический приём, заключающийся в подборе словосочетания, прямые значения слов которого логически противопоставлены, но при этом одно из слов является метафорой и его непрямому значению значение другого слова не противоречит.

Смотри, ей весело грустить ,
Такой нарядно обнажённой .
(А. А. Ахматова, «Царскосельская статуя»)

Здесь эпитеты «весело» и «нарядно» употреблены в метафорическом значении.
Оксюморон не только в литературе, но и в обыденной речи воспринимается как изысканное образное средство и потому часто используется авторами в заглавиях произведений («Живой труп» Л. Н. Толстого , «Горячий снег» Ю. В. Бондарева ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Оксюморон" в других словарях:

    оксюморон - (неправильно оксюморон и оксюморон) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - [гр. oxymoron букв. остроумно глупое] филол. фигура речи, состоящая в соединении двух антонимических понятий, двух слов, противоречащих друг другу по значению (напр., «старый мальчик», «белая ворона», «красноречивое молчание»). Ср. КАТАХРЕЗА.… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. Оксиморон … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 игра слов (6) оксиморон (7) юмор (32) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    Оксюморон, оксиморон (др. греч. οξύμωρον «умная глупость») стилистическая фигура или стилистическая ошибка сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Для оксюморона характерно намеренное… … Википедия

    оксюморон - I. ОКСИМОРОН, ОКСЮМОРОН а, м. oxymorone m. < гр. oxymoron остроумно глупое. Стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, напр.: живой труп, убогая роскошь. СИС 1985. Из … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См. Оксиморон. * * * Оксюморон см. Оксиморон. * * * ОКСЮМОРОН ОКСЮМОРОН, см. Оксиморон (см. ОКСИМОРОН) … Энциклопедический словарь

    оксюморон - (от греч. oxymoron букв: остроумно глупое) стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов. Рубрика: язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: оксиморон Род: антитеза Прочие ассоциативные связи: антонимы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Оксюморон, оксюмороны, оксюморона, оксюморонов, оксюморону, оксюморонам, оксюморон, оксюмороны, оксюмороном, оксюморонами, оксюмороне, оксюморонах (

Оксюморон

(греч. oxymoron - остроумно-глупое). Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь.

Словарь лингвистических терминов

Оксюморон

(оксиморон, оксюморон)

(др.-греч. όξυμωρον остроумно-глупое)

Сочетание противоположных по значению (семантически контрастных) слов, напр., "убогая роскошь"; О., являясь стилистической фигурой, усиливает выразительность речи. Сочетание контрастных по значению слов. Создает новое понятие или представление: "О как мучительно тобою счастлив я " (А.С. Пушкин). О. представляет собой один из видов алогизма, уместного в художественной речи в силу каких-л. специфических условий.

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Оксюморон

(от греч. oxymoron - букв: остроумно-глупое) - стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов.

Рб: язык. Изобразительно-выразительные средства

Син: оксиморон

Род: антитеза

Асс: антонимы

Пример:

"Живой труп" (Л. Толстой)

"Жар холодных числ" (А. Блок)

"Оптимистическая трагедия" (Вс. Вишневский)

* Оксюморон, встречающийся, как правило, в поэтических произведениях, всегда содержит элемент неожиданности:

Никогда не забуду (он был или не был)

Этот вечер...

Той грустной радостью, что я остался жив.

Оксюморон (древнегреч. οξύμωρον –острая глупость ) - стилистическая фигура или стилистическая ошибка - сочетание слов с противоположным значением, то есть сочетание несочетаемого. Для оксюморона характерно намеренное использование противоречия для создания стилистического эффекта. С психологической точки зрения, оксюморон представляет собой способ разрешения необъяснимой ситуации.
Иногда рождается спонтанно, и даже приживается надолго благодаря своей яркости.


Примеры оксюморонов:
прибавить на минус
нанести пользу
интеллигентный бандит
честный мошенник
милосердный живодер
террариум друзей
стая товарищей

Бездокументарные ценные бумаги
Бесконечный тупик
Веселая грусть
Горячий снег
Диалектика тавтологии
Живительная эвтаназия
Живой труп
Зияющие вершины
Мужественная женщина
Народная олигархия
Нарядная обнаженность
Невыплаченная зарплата
Новаторские традиции
Обыкновенное чудо
Урбанистика кочевых племён

Оксюморон примеры из литературы

· Оксюморон нередко используется в названиях прозаических литературных произведений (« Мёртвые души », «Невыносимая лёгкость бытия », « Бесконечный тупик », « Конец Вечности »), фильмов (« Обыкновенное чудо », « С широко закрытыми глазами », « Правдивая ложь », «Общество мёртвых поэтов », «Назад в будущее »), музыкальных групп (Led Zeppelin — «свинцовый дирижабль», Blind Guardian — «слепой страж», Оргия Праведников ).

· Оксюмороны используются для описания объектов, совмещающих противоположные качества: «мужественная женщина», «женственный мальчик».

· В романе «Маятник Фуко » герои Умберто Эко фантазируют об «университете сравнительных ненужностей» с кафедрой оксюмористики. В качестве предметов изучения этой кафедры автор приводит «урбанистику кочевых племён», «народную олигархию», «новаторские традиции», «диалектику тавтологии» и пр.

· В названии праздника «Старый Новый год » .

Следует различать оксюмороны и стилистические комбинации слов, характеризующих различные качества: так, например, словосочетание «сладкая горечь» является оксюмороном, а «ядовитый мёд», «найденная потеря», «сладостные мучения» — стилистическими комбинациями.

Оксюморон как стилистический прием использовали и классики литературы, пользуются им и современные писатели. Оксюморон позволяет усилить эмоциональность художественной речи, раскрыть единство противоположностей.
Часто авторы литературных произведений и фильмов используют оксюморон в названиях: "Мертвые души" Н.В. Гоголя, "Живые мощи" И.С. Тургенева, "Живой труп" Л.Н. Толстого, "Честный вор" Ф.М. Достоевского, "Оптимистическая трагедия" В.В. Вишневского, "Богатый нищий" Л.Н. Мартынова, "Свирепый рай" П.Г. Антокольского, "Бесконечный тупик" Дмитрия Галковского, "Обыкновенное чудо" Евгения Шварца, "Широко закрытые глаза" Артура Шницлера (роман, по которому снят знаменитый фильм Стэнли Кубрика).

А у Дарьи Донцовой таких названий - десятки: "Клетчатая зебра", "Квазимодо на шпильках", "Фиговый листочек от кутюр", "Канкан на поминках", "Человек-невидимка в стразах", "Ангел на метле", "Горячая любовь снеговика", "Зимнее лето весны", "Эта горькая сладкая месть", "Контрольный поцелуй", "Сволочь ненаглядная", "Гадюка в сиропе", "Фокус-покус от Василисы Ужасной", "Монстры из хорошей семьи", "Бриллиант мутной воды", "Британец китайского производства", "Рваные валенки мадам Помпадур", "Дедушка на выданье", "Любовница египетской мумии".

Начало формы


Конец формы

Оксюморон часто встречается в поэзии.

И день настал. Встает с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой , ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.
А. С. Пушкин

Люблю я пышное природы увяданье.
А.С. Пушкин

Такие средства речи, как метафора, абсурд, парадокс, ирония, становятся особенно актуальными в сложные периоды социальных потрясений. Среди них важное место занимает оксюморон. Он до сих пор является мало изученным явлением.

Взаимоисключающие понятия

Сочетание взаимоисключающих самостоятельных понятий образует оксюморон. Примеры из художественной литературы это подтверждают: «неочевидное очевидное» (Гете), «нарядно обнажённая» (А. Ахматова), «радость страданья» (А. Фет), «невыносимая лёгкость бытия» (М. Кундера).

Оксюморон представляет расположенные рядом два понятия, где одно из них определяет другое. Они взаимно отталкиваются, противоречат и логически исключают друг друга: «низкий небоскреб», «невыносимая прелесть», «неудержимый тихоня», «очередь в ад». Оксюморон в русском языке сначала воспринимался как «неправильное соединение идей в одно целое» (Н.Остолопов, 1821 г.). Но он независимо присутствовал в литературе, хотя его толкования в словарях появились только в начале ХХ века.

Яркий художественный оборот

Поставив рядом два отрицающих друг друга события, что сделать не просто из-за психологической инертности, мы можем создать оксюморон. Текст, содержащий всего 2 слова, вскрывает внутренние противоречия между явлениями, объединяя несовместимое.

Оксюморон представляет собой прекрасный и глубокомысленный художественный оборот. В названиях произведений классиков часто используется оксюморон. Примеры из художественной литературы: «Бесконечный тупик», «Горячий снег», «Конец вечности». У поэтов он звучит необычно и ярко: «горькой мне была услада» (А. Ахматова), «грустная радость» (С. Есенин). Умышленное соединение в нем противоположных по смыслу понятий очевидно, но выявляется и новое смысловое единство. При этом эффект словосочетания существенно усиливается.

Борьба определений

В оксюморонах смысловое содержание подавляется эмоциональным. Например, в сочетаниях «очаровательный уродец», «убогая роскошь» у второго понятия снижается значимость за счет первого. Слово «убогая» имеет слабое предметно-логическое значение, а в большей степени является субъективной оценкой роскоши. Но оценка может иметь чисто эмоциональный оттенок, например, в выражении «Ужасно рад!». А в сочетании «маленький великий человек» эпитет полностью меняет смысл следующего за ним сложного слова на обратное. Без этой эмоциональной оценки фраза будет звучать не так эффектно. Объединение противоположностей создает определенный стилистический эффект. Эмоциональное определение часто употребляется как метафора, например, в выражении «весело грустить».

Умышленное создание внутреннего противоречия

В оксюморонах понятия исключают друг друга, но при этом находятся в гармонии и выделяют внутренние смысловые противоречия. Если в сочетании двух компонентов одновременно нет двух разнотипных значений: эмоционального и предметно-логического, то это оказывается логической ошибкой, а не реализацией художественной цели. Их неуместное употребление также не может создать оксюморона. Его главной функцией является выражение отношения к событию. Невозможно объяснить суть толкования, если автор не понимает того, о чем говорит.

Умышленное создание внутреннего противоречия рождает оксюморон. Сочетание «белая ворона» является катахрезой — стилистической ошибкой, поскольку в нем нет противоречия. Скорее всего, это неправильное сочетание несовместимых понятий. Слово «стрелять» ранее означало, что в качестве оружия применяется лук или арбалет. Никто не говорит: «Выпустить пулю из ружья» - хотя это будет правильней. Выражение «цветное белье» стало привычным, а вначале оно было только белого цвета.

Далеко не каждая пара несовместимых понятий образуют оксюморон. Примеры из художественной литературы показывают, что даже великие классики, как Л.Толстой, могут ошибаться: «...облокотивши на руку...голову...». Здесь имеет место обычная стилистическая ошибка.

в русском языке

В отличие от катахрезы оксюморон парадоксален. Через него пытаются найти решение, совмещая «умное с глупым», создавая «преднамеренную случайность» или перемещаясь «назад в будущее». В психологическом смысле - это единственный способ разрешения ситуации, когда «вода и пламя должны существовать вместе».

Оксюморон содержит целый набор речи: иронию, метафору, парадокс, аллюзию. Самой распространенной средой его "обитания" являются стихи. Оксюморон там встречается больше всего для создания комического эффекта. Это естественно, поскольку парадоксальная информация вызывает реакцию в виде смеха.

При первом восприятии, из-за подчеркнутой нелогичности, особенно высока значимость, которую имеет оксюморон. Примеры из художественной литературы: «дикой, грозной лаской полны» (Е. Баратынский), «невинная страсть» (Ф. Тютчев). Войдя в обиход, оксюмороны теряют свою остроту и превращаются в обычные метафоры. Некоторые из них динамичны во времени, могут снова возрождаться, преодолевая стереотипность в новых формах. Другие прочно остаются в роли метафор: «догорели синие метели», «море синее кипит» (С. Есенин).

Таким образом, средства выразительности в русском языке могут меняться ролями.

Где скрыт оксюморон?

Оксюмороны могут обнаружиться в самых неожиданных случаях, например, в жанровых обозначениях: «трагикомедия», «роман в стихах». Парадоксально звучит «невыплаченная зарплата». Художники часто пользуются приемом сочетания несочетаемого. Для этого используются другие средства: соотношения размеров, острота силуэтов, напряженность цветов и линий, карикатуры.

Заключение

Оксюморон основан на двуедином противопоставлении, создавая из отношения противоположностей единое целостное явление. Он может быть простым приемом словоупотребления, а также одним из способов понимания и отображения действительности.

Язык художественной литературы и публицистики даже далекий от словесности человек легко отличит от технических или научных текстов. Секрет богатства литературного языка – в использовании тропов, метафор, гипербол и так далее.

Одним из часто используемых писателями приемов является оксюморон (или иначе оксиморон). Попробуем разобраться, что такое оксюморон в художественной речи, как он помогает авторам создавать яркие запоминающиеся фразы.

Как сообщает Википедия, оксюморон – это сочетание противопоставленных друг другу понятий.

Он намеренно применяется для придания тексту особой стилистической окраски и разъяснения необычной сложной ситуации.

В психологии для объяснения конкретной ситуации могут использоваться следующие примеры использования данных стилистических фраз:

  • тихий крик;
  • глупый ученый;
  • лживая правда;
  • обычное чудо;
  • честная ложь;
  • умно сглупил.

Оксиморон имеет большое значение в литературе. Дело в том, что он усиливает восприятие текста, а значит, вызывает интерес к чтению.

Примерами могут служить следующие предложения:

  1. Холодное солнце уже никогда не станет прежним.
  2. Большой младенец приподнялся с кровати.
  3. Эта сухая жидкость жутко раздирает горло.
  4. К моему телу прикасался горячий лед.
  5. Эта страшная красота подвергла всех в легкое онемение.
  6. В комнате наблюдался темный просвет.
  7. И словно холодный огонь, она ранила мое влюбленное сердце.
  8. От немого собеседника я узнал намного больше, чем от говорящего!
  9. Это самый честный лжец, которого я только видел!

Для чего нужен оксюморон?

Исходя из данных высказываний, можно с уверенностью сказать, что такое оксиморон в литературе – это особый метод совместного использования слов противоположного значения. А значит, сочетается то, что логически сочетаться не может.

Несмотря на такое определение, оксюморон позволяет добиться необычного и потому запоминающегося эффекта.

Оксюморон примеры

В поэзии оксюмороном называется спонтанно рожденная фигура речи, совмещающая два или более противоположных слова. Это позволяет авторам создать наиболее драматичную обстановку описываемой картины и ярко выразить совершенность накаленной атмосферы текста.

Примеры предложений с использованием оксюморона:

  • Пленники свободы.
  • Снег, как тающий сахар.
  • Вперёд в прошлое.
  • Ведь это просто женственный мужчина.

Оксимороны помогают «оживить» сюжет текста, наполнить его глубокими чувствами, эмоциями и яркими эпичными моментами.

Данное стилистическое написание помогает автору привлечь внимание читателей, а также сделать свое творчество более заметным и популярным.

Зачастую оксюморон проявляется в названиях произведений: «Назад в будущее», «Скупой рыцарь» и так далее.

Оксиморон – что это значит? Данное стилистическое явление не имеет границ и обладает совершенным, самостоятельным значением.

Иногда его называют несправедливым объединением противоположных идей, ведь он преподносит право на существование тому, чего никогда не было – создает совершенный парадокс.

Важно! Ударение в слове оксюморон, согласно Словарю русского словесного ударения, падает на второй слог: оксЮморон.

В своем исследовании Гальперин заявляет, что данный стилистический прием никогда не воспроизводится в точности в повседневной речи, а всегда создается заново. Это объясняется высокой оригинальностью оксюморонов и их неповторимостью.

Л. Введенская при этом отмечает, что данный литературный стилистический прием берет свое начало из антонимов, при этом характер взаимодействия компонентов оксиморонов, бесспорно, обобщенный.

Н. Павлович уточняет, что не все оксимороны носят яркий языковой характер. Некоторые из них становятся оксиморонами исключительно в определенных контекстах. Он ярко выделяет тот факт, что зачастую сочетание оксиморона производится с настоящим абсурдом.

Это наиболее свежий взгляд на столь привлекательный метод разнообразия речи. Он оправдывается тем, что сам говорящий покрывает абсурдом ту ситуацию, в которой он находится или которую он наблюдает со стороны.

Значение функции оксюморона в литературе

Выделяют следующую структуру мышления при создании оксиморонов. Сочетают следующие явления:

  1. Негатив (смерть) – состояние мрачности, убогости и угрюмости.
  2. Позитив (красоту) – явление, определяющее радость, нежность, удовольствие, блаженство и красоту.

Данные ряды сочетаемых качеств учитывают самые разные традиции осмысления явлений.

После того как было выяснено значение понятия оксиморон и примерные способы совместного использования противоположных слов, настало подходящее время для того, чтобы рассмотреть яркие примеры из произведений известных писателей:

  1. «Смотри, ей весело грустить» ().
  2. «Что ты сдружился с славою плохою» (Есенин).
  3. «Упоенье – яд отравы» (Есенин).
  4. «И убогая роскошь наряда» (Некрасов).
  5. «Хорошие плохиши» (Дж. Оруэлл).
  6. «Жадная грусть» (Волошина).
  7. «Живая смерть» (Муравьев).
  8. «Я сердцем чист, но я кого-нибудь зарежу» (Есенин).
  9. «Мы хотели муки жалящей» (Ахматова).
  10. «Смерть – большое торжество» (Ахматова).

Роль оксюморона в рекламе

Благодаря оксиморонам у клиентов возрастает желание купить тот или иной товар, а также воспользоваться самыми разнообразными услугами.

Оксюморон: толкование, роль в языке

  • Эти часы идеально подходят для независимых и мужественных женщин.
  • На нашем тарифе настоящая сенсация – улетное падение цен!
  • Такси «Быстрая черепаха» вмиг доставит вас до нужного места. С нами быстрее!
  • Банк для взрослых детей и их родителей.
  • Купите шарики и отпразднуйте свою старческую молодость по полной!
  • Зоомагазин «Лающий кот» предлагает совершить выгодные покупки: на все товары скидка 30 %!
  • Надоела громкая тишина? Купите беспроводные музыкальные колонки!

Полезное видео

Подведем итоги

Итак, совместное использование противоположных по смыслу слов (оксиморонов) – это своего рода дорога, ведущая к коренному изменению личностного значения слова или фразы, в результате которого создается наиболее широкое значение. Это поэтическое явление широко распространено как в древней, так и в современной культуре.