Атомный лихтеровоз "Севморпуть " (продолжение). Атомный лихтеровоз севморпуть


" вызвал большой интерес у читателей в сети, о чём свидетельствует необычно большие цифры статистики моего журнала:

Поэтому я решил еще добавить материала, появившегося после этого знаменательного события.

АЛВ «Севморпуть» готов к выполнению задач Госкорпорации «Росатом»

"1 декабря завершились ходовые испытания на атомном лихтеровозе-контейнеровозе «Севморпуть». В 2 часа 57 минут судно ошвартовалось у причалов порта Мурманск. Успешные ходовые испытания стали итогом ремонтно-восстановительных работ, длившихся два года.

- Работа была тяжелая и напряженная, - говорит первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. - Достаточно сказать, что объем ремонтных работ только нашему предприятию дал загрузку условно полгода.

В ремонтно-восстановительных работах приняло участие несколько предприятий. Поставку ядерного топлива осуществило ПАО «МСЗ». Работа, выполненная специалистами АО «ОКБМ Африкантов», позволила обеспечить продление ресурса реакторной установки. АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон» осуществило поставку и формирование комплекса инженерно-технических средств физической защиты. В ремонтно-восстановительных работах были задействованы и региональные предприятия: «КолАЭР» - филиал АО «Атомэнергоремонт», ООО «Промсервис», 82-ой и 10-ый судоремонтные заводы.

На сегодняшний день полностью завершены работы по механической установке. Все механизмы были разобраны, ревизованы и собраны заново.

- Учитывая, что судно стояло с января 2007 по декабрь 2013 года были опасения не возникнут ли проблемы, - отмечает Мустафа Кашка. - Особенно это касалось автоматики и электрических систем. Но мы все преодолели. Нужно отдельно поблагодарить экипаж. Нет сомнений, что судно отработает минимум 15 лет.

Сейчас еще продолжаются ремонтные работы палубных механизмов. Ориентировочно они будут завершены через 2-3 месяца.

Справится ли "Севморпуть" в одиночку?

Начало ноября 1984 года.
На судостроительном заводе «Залив» имени Б. Е. Бутомы состоялась торжественная закладка первого отечественного ледокольно-транспортного лихтеровоза-контейнеровоза с атомной энергетической установкой «Севморпуть». Корабелы приняли социалистическое обязательство - вывести судно из дока ко дню открытия XXVII съезда КПСС. Свое слово они сдержали. В феврале 1986 г. «Севморпуть» был спущен на воду.


Фотографии:
- У причала продолжатся достроечные работы
- На торжественной церемонии спуска судна на воду

Опыт эксплуатации атомных ледоколов показал преимущества использования ядерной энергии в арктических условиях, поэтому было принято решение оснастить ядерной энергетической установкой новый ледокольно-транспортный лихтеровоз-контейнеровоз, предназначенный для перевозки народнохозяйственных грузов в северные районы страны. Наибольшая длина судна 260,3 м, ширина - 32,2, осадка - 10,6 м, дедвейт - 26 400 т, мощность главного двигателя 29,4 МВт (40 тыс. л. с), скорость на чистой воде 20 уз. «Севморпуть» может перевезти 74 лихтера, каждый из которых длиной 18,7 м, шириной 9,5, осадкой 2,6 м и полной грузоподъемностью 370 т, или 1336 контейнеров (20-футовых).

Энергетическая установка судна включает в себя паротурбинную и паропроизводящую части, размещенные в машинно-котельном и реакторном отсеках. Поскольку «Севморпуть» предполагается использовать на длительных переходах по чистой воде и при самостоятельном плавании во льдах, при проектировании энергетической установки учтены требования к высокой тепловой экономичности на мощностях, близких к номинальной, а также повышенной маневренности и большой перегрузочной способности, специфичные для ледоколов. Судно сможет самостоятельно двигаться во льдах толщиной до 1 м.

Тип судна "Севморпуть" происходит от специально созданных грузовых контейнеров-лихтеров.
Лихтер - несамоходное морское судно, предназначенное для перевозки грузов и обеспечивающее их обработку при отсутствии причалов, а также выполнение грузовых операций на рейде с судами, которые не могут войти в порт из-за большой осадки. Лихтер имеет вес около 300 тонн и
благодаря герметичному корпусу может находиться в воде. самостоятельно как баржа.
Для передвижения такого контейнера понадобиться лишь буксир, а его низкая осадка позволяет как можно ближе подтащить к берегу.

Об этом судне как о секретном оружии раньше предпочитали не рассказывать.
За один рейс атомоход под кодовым названием "Юлиус Фучик" на борт брал столько груза, что продовольствия хватало на целый год жителям Крайнего Севера.

Совсем другая судьба у лихтеровоза двойного назначения "Алексей Косыгин".

На 2 метра длиннее Титаника, но короче Варяга.
КОСЫГИН был так велик, что корма его выпирала из затона в Днепр. Он даже успел поработать по специальности. Предполагалось, что он будет выбрасывать на воду баржи и лихтеры из себя в устьях рек Сибири или Индии.

www.zrpress.ru, #47 , 18 июня"96

Лихтеровоз "Алексей Косыгин" будет выставлен на продажу
Самое крупное судно Дальневосточного морского пароходства, лихтеровоз "Алексей Косыгин" водоизмещением 62 тысячи тонн, будет выставлено на продажу.
Разрешение на реализацию океанского исполина длиной 262 метра ДВМП получило от департамента морского флота Министерства транспорта.
"Алексей Косыгин", спущенный на воду в 1984 году, сегодня не оправдывает своего предназначения. Лихтеровоз строился в расчете на перевозку грузов в порты Арктического побережья России.
Но в связи с сокращением грузового потока использование судна в высоких широтах стало невыгодным.
"Алексей Косыгин" мог брать 82 лихтера -своеобразные плоскодонные баржи с малой осадкой. Каждая из них была рассчитана на 375 тонн груза. Лихтеры строились в Находке, загружались в этом же порту и во Владивостоке. Затем буксирами выводились на рейд и там поднимались на борт "Алексея Косыгина".
Теплоход, развивающий скорость выше 18 узлов, быстро доставлял плавучие баржи северянам, сбрасывал их на воду. В работу снова вступали буксиры, развозившие лихтеры по рекам вглубь материка.
Сейчас потребность в такой транспортировке грузов отпала. Потому дальневосточникам предстоит прощание с самым крупным своим кораблем, заход которого в порты ранее неизменно демонстрировал могущество торгового флота страны. Но у России остается еще одно судно подобного класса - атомоход "Севморпуть". Он совершает рейсы в западном секторе Арктики.

Находка-ПРЕСС

http://www.globalsecurity.org/military/systems/ship/green-island.htm (поиск по Kosygin)

Вкратце: принадлежит Waterman Steamship, флаг США поднят на борту в начале 2003 года. Переименован в "Atlantic Forest". Является частью американской Maritime Security Program - Морской Программы Безопасности (насколько я понял - господдержка компаний с торговыми судами стратегического типа, военные капитаны и т.д и т.п.). Успешно пережил ураган Катрина в 2005-м.

Мы продолжаем водить суда, но сегодня пост не про нас.
Сегодня про атомный лихтеровоз "Севморпуть".
6 мая 2016 года это единственное в мире атомное грузовое судно вышло с грузом из Мурманска, чтобы в сопровождении атомного ледокола "Ямал" пройти сквозь льды Северного ледовитого океана до острова Котельный.
Сегодня их караван уже в проливе Бориса Вилькицкого, что омывает самую северную точку материка Евразия - м. Челюскина на полуострове Таймыр.
Фотографии лихтеровоза свежие представить не могу, т.к. наши пути не пересеклись, но порывшись в архивах, покажу старые.

И немножко официальной информации:
МУРМАНСК/ 28 апреля/ БИ-ПОРТ - 27 апреля, атомный лихтеровоз-контейнеровоз Росатомфлота «Севморпуть» встал к причалу ПАО «Мурманский морской торговый порт» под погрузку груза. Единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой впервые за 10 лет выйдет в рейс.
Решение снова ввести в эксплуатацию «Севморпуть» было принято в конце декабря 2013 года генеральным директором госкорпорации «Росатом» Сергеем Кириенко. 1 октября 2014 года начался его доковый ремонт в плавдоке СРЗ-82 (Росляково), а 29 декабря ремонт был уже завершен. Ходовые испытания лихтеровоза длились с 30 ноября по 1 декабря 2015 года.
«С точки зрения восстановления судна как такового работы завершены, общая сумма затрат более миллиарда рублей. Часть работ нам еще предстоит. Мы хотим установить на судно два крана, чтобы оно могло самостоятельно работать на припае в Арктике. Стоимость восстановления, прежде всего, связана со стоимостью ядерного топлива. В эксплуатации же судно дешевле обычных из-за того, что ядерное топливо дешевле в эксплуатационном периоде, чем органическое», - рассказал Мустафа Кашка, первый заместитель генерального директора «Росатомфлота».
Погрузка «Севморпути» в Мурманске осуществляется у причала №15 Мурманского морского торгового порта. Из-за разнородности номенклатуры груза портовики используют различные приспособления: синтетические стропы, стальные и цепные стропа, балки и рамы для подъема грузов в упаковках и ящиках. В порту уже осуществлена приемка и выгрузка около 4,5 тысяч тонн груза, общий вес судовой партии должен составить около пяти тысяч тонн.
«Это очередная историческая веха. Мы возобновили историю, мы нашли правильное решение, чтобы сделать технически возможной постановку и обработку судна. Мы надеемся, что этими работами мы докажем, что имеем определенную квалификацию и технические ресурсы, обладаем всеми возможностями для участия в этих арктических проектах», - заявил Александр Масько, генеральный директор Мурманского морского торгового порта.
Использование атомного лихтеровоза для доставки грузов на отдаленные и труднодоступные, но стратегически важные и богатые ресурсами территории открывает новые возможности для ведения здесь экономической и хозяйственной деятельности. Сейчас перед судном стоят задачи по обеспечению Северного завоза, участие в освоении шельфа и разработке Павловского месторождения руд на Новой Земле, а также операции по завозу снабжения в Арктике.
После завершения погрузочных работ в Мурманске «Севморпуть» возьмет курс на остров Котельный архипелага Новосибирских островов. Выход в море намечен на 5 мая. Переход займет 7-8 дней. Общая продолжительность рейса составит до 30 дней. Из-за тяжелой ледовой обстановки в арктических водах в мае судно пойдет под проводкой атомного ледокола «Ямал». На Котельный лихтеровоз доставит около 5,5 тысяч тонн груза, в основном - строительные материалы. Владельцем груза является ООО «Запсибгазпром - Газификация», агент грузовладельца - ПАО «Совфрахт».
«Мы, как игроки транспортного рынка, понимаем, что не так много судов в мире могут работать в Арктике. Выбор произошел сразу, когда мы узнали, что судно будет готово. На решение повлияли два фактора. Первый - безопасность: навигация во льдах всегда связана с большой опасностью, а это судно строилось специально для работы в Арктике. Второй фактор - это размеры. Лихтеровоз может брать много груза, что важно, потому что не так часто получается достигать каких-то точек погрузки-выгрузки в Арктике», - пояснил Карен Степаньян, заместитель генерального директора ПАО «Совфрахт» по морским перевозкам.

Советский лихтеровоз «Севморпуть» - это транспортный ледокол, оснащенный атомной силовой системой типа КЛТ-40. Корабль является одним из четырех самых крупных аналогов, предназначенных для не военных действий с ядерным агрегатом. Проектировался и разрабатывался транспортник в Ленинграде (1978 год, ЦКБ «Балтсудпроект»). По заказу правительства СССР судно построено в Керчи на комбинате «Залив». Заложен он был в ноябре 1984 года, спущен на воду в феврале 1986 г. Официальное введение корабля в строй состоялось в 1988 году.

История создания

Лихтеровоз «Северморпуть» - это единственное судно проекта 10081. Были задумки по возведению аналогичного плавательного средства, однако распад СССР повлиял на закрытие работы по КБ «Залив». Рассматриваемый корабль предназначен для перевозки различных грузов контейнерным способом в удаленные северные регионы страны. Маневренность судна во льдах осуществляется при толщине до одного метра.

На первых испытаниях лихтеровоз «Северморпуть» эксплуатировался на международном направлении по маршруту Одесса - Вьетнам - Владивосток - КНДР. Примечательно, что данный корабль может работать и в теплых водах. Последующая эксплуатация судна проводилась на участке Мурманск - Дудинка - Мурманск. В 2007 году специалистами Ростехнадзора была проверена атомная установка корабля. В заключении сказано, что оборудование соответствует нормативным требованиям и обеспечивает радиационную безопасность.

В августе того же года мурманское пароходство объявило о переоборудовании контейнеровоза в плавучее буровое судно. По плану переориентации, за полтора года должны быть сделаны работы по переориентации контейнера. Основной причиной такого решения стала низкая тарифная ставка в эксплуатации лихтеровозов. Этому плану не суждено было состояться. Зимой 2008 года проект по переоборудованию был отменен, а судно передано под юрисдикцию другого оператора.

В 2008 году (август) лихтеровоз «Северморпуть» был окончательно передан в состав атомного ледокольного флота ФГУП Атомфлот. Осенью следующего года гендиректор компании В. Рукша заявил, что данное судно стоит без работы. Если текущая ситуация будет иметь место и далее, его придется сдать на разборку. И это невзирая на то, что его рабочий потенциал составлял на тот момент не менее 15 лет.

Официальная документация свидетельствует, что атомную установку должны были окончательно остановить к концу 2012, началу 2013 года. Уже в июне 2013 года ядерный силовой агрегат корабля был полностью заглушен. На этом перипетии с рассматриваемым плавсредством не заканчиваются. По указу генерального директора Росатома в конце 2013 года начались работы по восстановлению атомного лихтеровоза «Северморпуть». В планах: возобновление функционирования ядерной установки, закупка и загрузка соответствующего топлива. Планируемая дата ввода судна в полномасштабную эксплуатацию - март 2016 года. Основная задача корабля на перспективу - освоение и разработка шельфа Павловского рудного месторождения. Как заявил гендиректор, судно будет востребовано, поскольку его аналогов не имеется.

Обновление

Доработка корабля предполагала замену части оборудования и инженерных элементов. Обновленный «Севморпуть» - лихтеровоз, который должен был оборудоваться двумя дополнительными кранами, новой системой очистки сточных вод, более совершенными трубопроводами и насосными установками. Кроме того, появилась современная радиолокационная станция. Стоимость модернизации на то время составила более 55 миллионов рублей.

В ноябре 2015 года судно вернулось в Мурманск. В мае 2016 года модернизированный корабль вышел в первый рейс, который пролегал к острову Котельный. На борту контейнеровоза находились строительные материалы и продукты питания. На последний момент, ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» является единственным действующим образцом в своем классе, используемым в качестве двигателя атомную силовую установку.

Технические характеристики

Ниже приведены основные параметры технического плана рассматриваемого корабля:

  • Изготовитель - Керченский судостроительный завод.
  • Год выпуска - 1988.
  • Водоизмещение - 61,8 тысячи тонн.
  • Длина/ширина/высота - 260/32/18 метров.
  • Осадка - 1180 мм.
  • Силовой агрегат - атомная установка ГТЗА-684 ОМ5.
  • Показатель мощности - 39,4 тысячи конских сил.
  • Управление - регулируемый винт с четырьмя лопастями.
  • Предел скорости - 21 узел в час.
  • Грузоподъемность - 74 лихтера либо 126 20-ти футовых контейнеров.

Описание

Атомный ледокольный лихтеровоз «Севморпуть» представляет собой морское несамоходное судно, которое предназначено для транспортировки различного типа грузов. При этом обеспечивается их обработка даже при отсутствии причалов, выполняется проведение разгрузочно-погрузочных манипуляций, в случае невозможности захода судов в порт по причине большой осадки.

Рассматриваемый корабль обладает массой порядка 300 тонн, благодаря абсолютно герметичному корпусу может находиться в воде самостоятельно, наподобие баржи. Низкая осадка позволяет подтащить транспорт максимально близко к берегу при помощи подходящего буксира.

Уникальность судна заключается в возможности его эксплуатации без наличия глубоководных пристаней. Это позволяет доставлять грузы в места, совершенно не оборудованные для подобных целей. Трюмы и палубы корабля дают возможность перевозить до 74 контейнеров, которые укладываются специальным краном в два ряда. Используя специфические захваты, погрузочное устройство фиксирует лихтеры жестко. Спуск груза на воду производится через При необходимости, разгрузка может производиться без остановки судна.

Силовой агрегат

Лихтеровоз «Севморпуть», фото которого представлено выше, оборудован энергетической установкой, позволяющей находится неограниченный период времени в пути. Основной атомный агрегат производит пар, а тот приводит в движение турбину. В качестве резервного двигателя выступает дизельный мотор, нагревающий котел и выдающий порядка 50 тонн пара в час.

Контейнеровоз оснащен тремя турбинными генераторами, мощностью по 1700 кВт, а также пятью аварийными аналогами, суммарная сила которых составляет 1400 кВт. Корабль имеет гребной винт с регулируемым шагом, что позволяет обезопасить его от поломки при ударе лопастей о крупные льдины. Кроме того, на атомоходе предусмотрено приспособление для сжигания отходов, производительность которого составляет 50 килограмм в час. Также имеется система очистки и дезинфекции забортного льда, что обеспечивает автономное пребывание для членов экипажа. К услугам команды предоставлена сауна, бассейн, спортивный зал, отдельные каюты.

Современная история

Лихтеровоз «Севморпуть», характеристики которого приведены выше - это единственное в мире транспортное судно, оборудованное атомной установкой. Контейнеровоз провел на стоянке немало времени (с 2007 по 2013 год). Однако на списание корабль не попал, а успешно завершил ходовое тестирование после двухлетнего ремонта. После доработки палубы и кают планируется определить для атомохода привычный режим работы. Как заявляют отечественные и зарубежные специалисты, «Севморпуть» - это настоящий прорыв 21-го столетия.

Корабль возведен в 1988 году, способен практически сам обеспечить весь северный завоз на территории российской Арктики. Сейчас транспортный лихтеровоз готов выйти на полярные экспедиции, при этом его ресурс составит не менее 15 лет.

В завершение

Гражданское использование лихтеровозов активно начало развиваться в 70-е годы прошлого века. Это связано с активизацией освоения полярных широт, а также доставкой нуждающимся странам. Основной причиной спада эксплуатации подобных судов стал распад СССР и отсутствие централизованного снабжения. Военные базы расформировывались, а картографические съемки удаленных северных территорий были прекращены. Стоит отметить, что за всю историю службы атомный лихтеровоз «Севморпуть» перевез более полутора миллионов тонн грузов.

На днях первым сообщил новость о спасении лихтеровоза Севморпуть. Удалось прокрасться на данное судно, мимо всех кордонов и посмотреть гиганта, а так же задать пару вопросов экипажу.
Нарыл некоторые энциклопедисческие данные...



Лихтер - несамоходное морское судно, предназначенное для перевозки грузов и обеспечивающее их обработку при отсутствии причалов, а также выполнение грузовых операций на рейде с судами, которые не могут войти в порт из-за большой осадки.

Лихтер имеет вес около 300 тонн и благодаря герметичному корпусу может находиться в воде самостоятельно как баржа. Для передвижения такого контейнера понадобиться лишь буксир, а его низкая осадка позволяет как можно ближе подтащить к берегу.

Уникальность лихтеровозов заключается в том, что эксплуатация этих судов не требует наличие глубоководных гаваней в местах назначения грузов и незаменим при доставке грузов в не оборудованные места.

Палубы и трюмы лихтеревоза «Севморпуть» позволяют принять на борт до 74 контейнеров и специальным П-образным погрузочно-разгрузочным краном, который передвигается вдоль корпуса судна и размещает контейнеры в два яруса. При помощи специальных захватов грузоподъемное средство жестко фиксирует лихтеры и быстро опускает их на воду через кормовую часть судна. Разгрузка контейнеров также может производиться в движении, что использовалось в особых случаях.

На текущем ремонте стоит красавец "50 лет Победы"


Трудяга готовится к работе...


В порту тихо и спокойно...


Первый отечественный ледокол построенный от каждого винтика до отделки из отечественных материалов. Ныне музей.


Проект судна был разработан в 1978 году в ленинградском Центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект» по спецзаданию правительства СССР. Строился «Севморпуть» в Керчи, на закрытом заводе «Залив», и был спущен на воду в 1988 году. Первоначально планировалось построить два атомных судна подобного типа, но с развалом СССР работа над двойником так и не была завершена.

География плавания судна - весь мир. За счет ядерной установки атомоход может находиться в плавании неограниченное количество времени. «Севморпуть» также оборудован установкой для сжигания судовых отходов, производительностью 50 кг/ч, 5 установками очистки и обеззараживания сточных вод, что обеспечивает автономное существование двухсот членов экипажа.

При полной загрузке «Севморпуть» может принять на борт 74 лихтера весом 300 т каждый. Лихтеры, специальные грузовые контейнеры, имеющие герметичный корпус, могут плавать как баржи. Уникальность лихтеровозов заключается в том, что их эксплуатация позволяет избежать капитальных затрат на строительство глубоководных портов в местах назначения грузов. Лихтеровоз незаменим при доставке товаров и снаряжения в необорудованные и плохо освоенные места. После того, как лихтер окажется за бортом, его подхватывает буксирный корабль и тащит к берегу. При необходимости буксир может подтащить лихтер и к речному порту. Низкая осадка лихтеров позволяет пришвартовывать их прямо к берегу. После выгрузки пустые баржи возвращаются буксирами на лихтеровоз, когда он идет обратным курсом.



Внутри почти все было готово к утилизации. 5 лет судно простояло без работы. Практически из под "ножа" Севморпуть вытащили.


Капитан Севморпути Олег Марков наглядно показывает размах судна. Высота надстройки с 8-ми этажный дом, заколебался подниматься-)))


Он огромный!


впереди много работы по восстановлению судна.

Для масштаба...сравните рядом ледокол Советский Союз. Его к слову тоже будут восстанавливать, ресурс позволяет. Вот такая прогулка....