Тимур аскеров личная жизнь. Тимур Аскеров – балет, биография, личная жизнь


Более пяти лет в Санкт-Петербурге проживает наш соотечественник Тимур Аскеров. Это единственный азербайджанец - солист Мариинского театра. С труппой легендарного театра Тимур гастролирует в странах Европы, Азии и Америки. Он родился и вырос в Баку. Окончил Бакинское хореографическое училище в 2008 году, признан лучшим среди мужчин танцором в дуэтной номинации Международного конкурса артистов балета и хореографов, который проходил в Большом театре в июне 2013 года под председательством Юрия Григоровича. О нелегком выборе театра и особенностях профессии Тимур рассказал в интервью газете VAKinfo.

- Тимур, с чего начинался ваш профессиональный путь?

Все началось в 1998 году. Я посещал кружок национальных танцев. Вскоре этот кружок закрылся, и тогда я попросил родителей отдать меня в хореографическую школу. Мое обучение профессии началось с третьего класса, так как первые два класса я отучился в общеобразовательной школе. Тогда я даже не думал о классическом балете. Мне просто хотелось танцевать. Затем я поступил в хореографическое училище. Эти годы учебы были волшебными. Когда на смену скучным упражнениям у станка в первых классах пришло время заняться основами классического танца, нас взял опытный педагог Сергей Богданов. Своей выучкой, профессионализмом и даже известным педантизмом он как-то естественно уберег нас, мальчишек, от лени, бесшабашности, дал понять, что балет - дело очень трудное и серьезное, требует безграничной требовательности к себе. Сергей Владимирович бескомпромиссно добивался чистоты каждого движения, выразительности позы и даже осмысленного поворота головы. Он буквально гнул и ломал нас собственными руками, требуя запомнить ощущение в каждой позиции и отчетливо осознавать, как удобнее связывать азбучные элементы в комбинациях, как эстетично, естественно, не подчеркивая усилий, переходить из одной части той или иной танцевальной фразы к следующей в соответствии с рисунком поставленного балетмейстером танца. Вместе с учителем мы вырабатывали манеры, упорно добивались чистоты любой детали, не прощая себе неряшливости или случайностей. Сергей Владимирович научил нас, придавая огромное значение технике, уделять особое внимание психологической проработке образов, характеров. Даже в неурочное время, оставшись в классе, мы, превозмогая боль, тянулись в шпагате, выворачивали колени, отрабатывали полетные прыжки, учились вертеть как можно больше пируэтов.

- А что было потом?

После окончания училища в 2008 году я работал в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета, а спустя год, в 2009-м, в Национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Тараса Шевченко.

- А как вы оказались в знаменитой Мариинке?

Можно сказать, что помог случай. Дело в том, что в Киеве я работал с педагогом, который в свое время воспитал звезду мировой величины, одного из лучших танцоров балета Леонида Сарафанова. В то время он уже работал в Мариинском театре и, вернувшись на Украину, решил проведать своего педагога. В тот день, когда он пришел в оперный театр, мы отрабатывали упражнения. Он застал нас в рабочем процессе. Нас познакомили, мы стали общаться, и он посоветовал мне попробовать силы в Питере. Сарафанов рассказал обо мне художественному руководителю Мариинки. Спустя месяц мне предложили работу в этом театре. Я не сразу согласился, ведь в киевском театре был задействован во всех спектаклях. Я понимал, что в такой момент очень опасно что-то менять и начинать все заново. Ведь в новом театре, где тебя еще не знают, пришлось бы все делать с нуля, показывать себя, завоевывать доверие, добиваться главных ролей, переучиваться. Но все же я согласился. Руководители Мариинки предложили выгодные условия сотрудничества.

- Кроме смены работы вам пришлось поменять и город, и страну, и окружение...

Признаться, это была одна из причин, из-за чего я не торопился уезжать из Киева в Санкт-Петербург. Меня останавливала именно смена обстановки, места жительства. В Киеве я привык ко всему. У меня были друзья, круг общения, люди, которым я доверял. А пришлось все бросать и переезжать в другой город, где еще предстояло адаптироваться. Поначалу было сложно, однако о своем решении я не пожалел.


А как вас приняли в Мариинке? В театрах, говорят, немало конкуренции и зависти, вам пришлось с этим столкнуться?

Мариинский театр, как и любой другой большой театр, очень жесткий к новичкам. Там огромная конкуренция, и это естественно. Возможно, кто-то и считает желание быть первым конкуренцией, но для меня все артисты - это коллеги по работе. У нас не бывает конфликтов. Каждый артист в нашем театре заинтересован в успешном выступлении всей труппы.

- В каких спектаклях вы задействованы сейчас?

За годы работы в Мариинском театре я станцевал практически все ведущие партии классического репертуара. И сейчас я задействован почти во всех спектаклях нашего театра: в «Спящей красавице», «Баядерке», «Лебедином озере» и других.

Вы выступали в трех театрах - Бакинском, Киевском и теперь Мариинском. Каждый театр - отдельная школа. Чему научила вас каждая из трех школ?

Бакинская школа дала мне очень многое. В первую очередь, путевку в дальнейшую профессиональную жизнь. В Азербайджане помимо классического балета также изучаются народный фольклор, народные танцы. Там прекрасные педагоги азербайджанских танцев, о чем можно судить по качеству выступления Азербайджанского государственного ансамбля народных танцев. За год работы в Азербайджанском государственном театре оперы и балета мне довелось станцевать лишь в одном спектакле - «Девичья башня». Это прекрасный балет, в котором есть как классические движения, так и национальные. Работа в Баку стала хорошей подготовкой к выходу на более высокий уровень. Кстати, это отметили и высоко оценили хореографы следующих театров, где я работал.
В Киевском театре я познакомился с большими классическими произведениями. Это балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица». В Баку, к сожалению, «Лебединое озеро» ставят очень редко и в нем в основном задействованы зарубежные артисты. Моим первым большим спектаклем стал «Щелкунчик». В Баку он идет в постановке Рафиги Ахундовой. Что касается Мариинского театра, то здесь я познакомился с этими же балетами, но в оригинальном виде. В целом мне интересно наблюдать и учиться новым вещам, познавая новые грани творчества.

- Какими качествами должен обладать артист балета, на ваш взгляд?

Есть одна формула, она довольна проста. Целеустремленность, упорство и трудолюбие. Эти три качества должны преобладать в любом артисте.


- Каковы ваши планы? Хотелось бы вам перебраться в Большой театр?

Танец - вся моя жизнь. Пока других планов я не строю. А что касается Большого, то с профессиональной точки зрения покидать Мариинку неприоритетно, да я и не хочу.

Беседовала Илаха Алекперова

Первый выход на сцену

В детстве, во время учебы.

Мне не нравится

Когда самолет попадает в зону турбулентности.

В 16 лет слушал

Всего по чуть-чуть. Такого широкого выбора и доступа, как сейчас, не было.

В людях ценю

Честность, бескорыстность и доброту.

Любимая пора года в Санкт-Петербурге

Конечно, лето! Питер невероятно красив в это время года!

Я горжусь…

Пока не могу конкретно ответить, чем я горжусь… Надеюсь, что мне посчастливится в будущем сделать что-то такое, о чем я буду рассказывать с чувством гордости.

Секрет успеха

В труде, упорстве и целеустремлённости. И в том, насколько ты везучий по жизни:)

Instagram или Facebook

И инстаграм, и фейсбук. Но сейчас больше инстаграм.

Кошки или собаки

Кошки. Но собак тоже люблю.

Отношение к критике

К критике отношусь положительно, но только если это критика исходит от профессионала. Все остальное – это мнение вкусов.

Казус на сцене

Казусов на сцене было много…Слава Богу все они незначительны. Бывает костюмом зацепишься. Бывает поскользнешься, порядок забудешь или опаздываешь на выход😄 В эти моменты конечно не до смеха. Но потом вспоминаешь с улыбкой.

В Санкт-Петербурге подошел к концу фестиваль балета "Мариинский"

Юбилейный XV фестиваль прошел под девизом: все лучшее из репертуара - детям, то есть зрителям. В программу были включены только жемчужины классического балетного наследия, исполненные, в основном, силами Мариинской труппы с привлечением гостей, как говорят химики, «в следовых количествах». Впрочем, именно такая конфигурация фестиваля подтвердила, что есть пророки в балетном отечестве. Или скорее пророчицы.

Открылся марафон имперского балета с дебюта Надежды Батоевой в партии Китри. Выверенная техника, самоотдача, кураж - в этот вечер в Надежде с трудом можно было узнать дебютантку: такой жаждой жизни и энергией триумфа дышала ее героиня. Партнером Надежды стал танцовщик из Национального балета Нидерландов Исаак Эрнандес. Его Базиль - уличный хулиган, а не законопослушный брадобрей, и, как свойственно хулиганам, не следует в полной мере правилами Мариинского балетного этикета (читай - нюансам исполнения). На качестве некоторых поддержек сказался, думается, недостаток совместных репетиций, но сценическое обаяние и крепкая техника Исаака вкупе с взаимной симпатией артистов стали акселератором успеха спектакля.

И если дебют Батоевой в партии Китри можно назвать готовым портретом в интерьере (в данном случае - испанском), то выступление Алины Сомовой, заменившей француженку Орели Дюпон в партии Жизели, это скорее карандашный набросок, выполненный на скорую руку. Схематично обозначив характер Жизели в первом акте, балерина лишилась возможности раскрыть и собственную роль, и вдохнуть жизнь в партнерство с Тимуром Аскеровым во втором. Впрочем, и от Аскерова инициатива по гармонизации дуэта не исходила.

Чуть позже в фестивальную галерею свой парадный портрет повесила Виктория Терешкина, о творческом вечере которой "Независимая газета" уже писала: воистину, Виктория значит "победа". А когда в один из вечеров на сцену вышла Олеся Новикова в партии Авроры, стало понятно, что Олеся значит "безупречность". Силой своего таланта Новикова дарует жизнь самым идеалистическим представлениям о том, какой должна быть петербургская танцовщица. Тонкий вкус к нюансировке и актерской игре, отполированная техника, удивительная сценическая органика и дар наполнить смыслом любое движение: такова эта балерина. Аврора Новиковой "и жить торопится, и чувствовать спешит": и все это на стальных пальцах и без грамма фальши.

Заключительный гала-концерт фестиваля представил комбинированную программу лирического склада: «Адажио Хаммерклавир» Ханса ван Манена на музыку Бетховена, балет «Маргарита и Арман» Фредерика Аштона и дивертисментный акт из номеров разных эпох.

«В балете "Маргарита и Арман" на сцену вышла Ульяна Лопаткина, партнером которой стал Ксандер Париш. Волна чувств, видимо, захлестнула юного Армана еще в антре, буквально сбив его с ног и порядком подпортив этим несколько па, а глубина эмоций наложила скорбную гримасу на лицо прелестника. Царственная Маргарита Ульяны Лопаткиной на этом фоне приобрела черты матроны, опекающей своего беспомощного любовника, а не сходящей по нему с ума.

В дивертисменте овацию сорвали Екатерина Кондаурова и Александр Сергеев, исполнившие па-де-де из балета Уильяма Форсайта «Там, где висят золотые вишни», создав контраст между урбанистическим скрежетом музыки, созданной Томом Виллемсом и Лесли Штуком, и динамичной мягкостью и версатильностью пластики. Номера «Amoveo» и «Мы были вдвоем» в постановке Бенжамина Мильпье, привезенные из Парижской оперы - не стали, возможно, самыми зрелищными, но обеспечили интернациональность мероприятия.

Фестиваль закончился, да здравствует фестиваль!