Молитва ко Пресвятой Богородице перед Ея иконой именуемой «Отрада» или «Утешение». Об иконе «Отрада и Утешение


Икону «Отрада и Утешение» относят к нерукотворным ликам Богородицы и Христа, поскольку, как и многие другие внезапно явленные верующим иконы, она не была изначально писана рукой мастера. Такие иконы - явленное на земле чудо Божьей благодати в помощь верующим и порицание неверным. Сначала эта икона мало отличалась от других рукотворных образов. Пока чудо не заставило изображенные лики изменить свое положение.

История прославления иконы

Прославление иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» началось с удивительного чуда изменения ликов на одной из икон Ватопедского монастыря на Афоне.

Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение»

Произошло это в 807 году 21 января в Благовещенском храме. По окончании утрени в храме остался только настоятель обители. Стоя возле одной из Богородичных икон, он услышал женский голос, который сказал ему, что сегодня нужно держать ворота монастыря запертыми, иначе не избежать беды. Не иначе как сама Богородица произнесла эти слова дважды.

Игумен поднял глаза на образ Богородицы и увидел, что голова ее стала повернута вправо, а лик Христа стал строже. Теперь Младенец словно заграждал уста Своей Матери, не давая ей предостеречь насельников обители о готовящемся нападении разбойников.

Немедленно собрав братию в храме, игумен показал монахам изменившуюся чудесным образом икону. После благодарственной молитвы все насельники монастыря по слову Божией Матери собрались на стене обители и отразили атаку разбойников.

Внимание! В благодарность за утешение и защиту обители монахи и сегодня держат лампаду перед иконой Богородицы «Отрада и Утешение» непрестанно горящей.

Чудо явления образа случилось 21 января, это произошло еще до изменения календаря. Поэтому сегодня память иконы Отрада и Утешение празднуется 3 февраля по новому стилю.

Значение иконы

Образ Богородицы Отрада и Утешение, иначе называемый Ватопедским несложно отличить от любого другого. Канонически этот образ восходит к иконописному типу Одигитрия. Христос, одетый в зеленый плащ, изображен здесь восседающим на левой руке Богородицы. В одной руке Он держит свиток. Другая Его рука заграждает уста Матери, словно не давая ей сказать что-то. Матерь Божия поддерживает руку Младенца своей рукой. Зеленый цвет плаща, надетого на Христа, считается символом присутствия Святого Духа.

Важно! Богословы считают, что икона «Отрада или Утешение» Пресвятой Богородицы напоминает верующим о Литургической жертве через жест целующей руку Христа Богородицы.

Для победы над плотью и смертью в Таинстве Евхаристии православным преподносится Тело и Кровь Христовы. Через принятие Святых Даров верующие уподобляются Христу, становятся частью Церкви, приближаются к спасению и вечной жизни. О важности Причастия для христианина говорит строгость лика Спасителя на иконе. Он слово напоминает о том, что без Причастия спасение невозможно, как нет на земле других способов соединения со Христом.

О Евхаристии в Евангелии сказано «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем».

Чтимые списки чудотворной иконы

На территории России сегодня можно поклониться нескольких спискам со знаменитой афонской иконы:


На образе, хранящемся в Новодевичьем монастыре руками афонских старцев сделана надпись, говорящая о том, что молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии благодать Господня не иссякнет на русской земле, пока Россия как государство существует.

На Ходынском поле, где находились когда-то казармы, в начале XX века была воздвигнута церковь в честь иконы Божией Матери Отрада и Утешение. Этот храм был разрушен в 20-е годы и восстановлен уже после падения советской власти.

Чудотворный список иконы Пресвятой Богородицы Отрада и Утешение впервые оказался в России еще в XVIII веке. В Ростове Великом, где находится Спасо-Яковлевский монастырь, особым почитанием пользовалась одна из первых списанных с Ватопедского образа икона. В 1518 году две иконы из обители доставил в Россию преподобный Максим Грек.

Одна из привезенных тогда икон входила в келейный иконостас святителя Димитрия Ростовского, а сейчас ей можно поклониться в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре.

О чем молятся иконе

Молитва - труд души, дающий не только надежду на исполнение прошения, но способствующий духовному росту. Молитва ценна сама по себе как опыт общения с Богом. Поэтому вредно тем, кто еще не до конца укрепился в вере, искать святого или икону, к которым можно обратиться в какой-либо житейской надобности.

Чудотворные списки иконы часто имели большое значение в избавлении от эпидемий. Крестный ход жителей вокруг охваченного болезнью города приводил к решению проблемы.

История обретения иконы в нынешнем виде говорит о том, что Ватопедская икона может сохранить дом в безопасности, защитить от нападения врагов. Важно, чтобы каждый христианин понимал, что главные его враги - грех и страсти. И молиться перед образом Богородицы следует, прежде всего, об очищении души от греховной грязи.

Совет! Тем, кто не знает слов молитвы, которую принято читать именно этой иконе, полезно помнить простое молитвенное обращение к Пречистой Деве: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Можно также глядя на образ Богородицы, обращаться к самому Христу такими словами: «Боже, очисти мя грешнаго».

Чтобы разобраться, в чем еще помогает молитва перед иконой «Отрада и Утешение», нужно понимать смысл молитвы перед образом и понимать, что возносимая образу честь восходит к первообразу.

Обратиться к Божией Матери можно и с просьбой, и с покаянием. Но не только слава о чудотворении иконы помогает тому, чтобы молитвы были услышаны. Важна сила веры молящегося, без которой Господь не услышит просьб и прославлений.

Внимание! Перед этой иконой можно и нужно славить и благодарить Богородицу и Господа нашего Иисуса Христа за все.

Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» или «Утешение»

Парамифия (21 января / 3 февраля) - по греч. Увещание - один из самых почитаемых на Святой Горе Афон образов Пресвятой Богородицы. В России эта чудотворная икона известна под другими именами (Отрада и Утешение и Ватопедская), хотя на Афоне и в Греции они практически не используются. Есть некоторое расхождение у греческих и русских авторов и относительно происхождения иконы, в связи с чем мы попытаемся восстановить историю этого чудотворного образа, ориентируясь на наиболее авторитетные и достоверные источники из библиотеки самой Ватопедской обители.

Икона Парамифия – фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).

В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери. Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил.

Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Неоткрывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях». А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов». И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители...»
По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид.

Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен.
В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии».

Икона «Увещание» поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией. Многие паломники свидетельствуют, что не могут насмотреться на образ Божией Матери, который дарит им умиротворение и покой.
С иконой «Парамифия» связана жизнь преподобного Неофита Ватопедского, который был «просмонарием»1 этого чудотворного образа.
Однажды Неофит по направлению игумена отправился по делам на подворье Ватопедского монастыря на остров Эвбею. Но там он тяжко заболел и чувствуя приближение кончины, стал слёзно молить Пречистую, чтобы Она сподобила его умереть в родной обители. Тотчас он услышал голос Божией Матери: «Неофит, ступай в свой монастырь и через год будь готов».
Неофит вернулся в обитель, и через год, причастившись как-то раз Пречистых Тайн и поднимаясь по лестнице перед параклисом Божией Матери Парамифия, он услышал Её голос: «Неофит, время твоего отшествия настало». Придя в свою келью, преподобный почувствовал недомогание и, получив прощение от всей братии, отошёл ко Господу.

В Москве есть и храм Иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле.
Списки чудотворного образа есть в Санкт-Петербурге в Казанском соборе Новодевичьего монастыря и в Белоруссии в Ляданском Свято-Благовещенском мужском монастыре (точная копия).

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» ()

Смотри также:

В главном соборе Афонского монастыря Ставроникита, освященного в честь святителя Николая, при колоне правого клироса, находится мозаичная чудотворная икона этого угодника Божия. Образ относится к XIII

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» хранится на Святой Горе Афон в монастыре Дохиар, где впервые была явлена ее благодатная сила. В середине XVII века икона находилась в нише наружной ст

Иверская икона Пресвятой Богородицы – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой, долгое время находилась в малоазийской Никее

«Отрада и Утешение» - одна из величайших икон Божией Матери. Она приходит на помощь каждому верующему, помогая в самые тяжкие минуты жизни.

Православная святыня «Отрада и Утешение» имеет особое почтение в христианстве уже многие столетия. Она таит в себе благодать и истинную веру, весть о помощи и нетленную надежду. Она является вечным талисманом и защитником для всего православного народа, даруя спасение своими чудотворными божественными свойствами.

История иконы «Отрада и Утешение»

Появление иконы Богоматери «Отрада и Утешение» берет свое начало в далеком прошлом. Её чудодейственные способности открылись несколько веков назад, поразив христиан, которые стали почитать и уважать святыню.

В данном образе собрана огромная сила и величие. В IV веке икона была написана в честь чудеснейшего возвращения царя Аркадия домой, который был обязан спасением Богородице. С самого первого дня икона начала творить поистине великие чудеса, тем самым заслужив полное доверие людей.

Где находится чудотворный образ

В наши дни икона, как и ранее, хранится в Ватопедском монастыре на горе Афон. Её не менее почитаемые и чудотворные списки украшают иконостасы следующих священных обителей России:

  • храм Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове;
  • церковь на Ходынском поле в Москве;
  • Казанский собор Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге, а также храм иконы «Отрада и Утешение» на улице Дыбенко.

Описание иконы «Отрада и Утешение»

На святой иконе изображена Дева Мария. На руках у Нее Богомладенец, Она прижимает Его правую руку к Своей щеке, а в другой руке у Младенца изображен свиток.

Святыня написана очень искусно и красиво. Полностью данный лик Божией Матери видело небольшое количество людей, но Её глаза, которые всегда отлично видны верующим, завораживают своей проницательностью, непорочностью и добротой. У православных людей, которые смотрят в глаза Богородице, возникает чувство, будто Её взгляд проникает в самую душу, согревая изнутри.

О чем молятся перед чудотворной иконой

Чудесная икона является для многих христиан символом спасения и защиты. К ней обращаются за помощью с просьбами:

  • избавить от болезней телесных и душевных;
  • уберечь от горя, страданий, бед, которые связаны с ураганами, наводнениями, бурями и войнами;
  • не дать сбиться с пути, отыскать свое истинное предназначение;
  • обрести силу воли;
  • избавить от грехов , от поступков злых и греховных помыслов;
  • обрести надежду.

Помимо этого, святыня способна уберечь и помочь справиться с любыми трудностями и неприятностями, которые возникают в жизни верующих. Она дарует силы жить дальше и побороть беды.

День празднования иконы «Отрада и Утешение»

Официальным днем, когда люди отдают свое почтение и уважение святой иконе, считается 3 февраля . В этот день многие христиане со всего мира посещают службы в храме, возносят молитвы перед чудодейственной иконой Богоматери «Отрада и Утешение».

Молитва перед иконой

«О единственная наша Надежда и Утешение! Наша Спасительница от бед всех! Перед Тобой стою на коленях, Тебе молитвы свои читаю. Молю Тебя, Великая Богородица, защити от всех неприятностей, укрой от зла и врагов. Не дай сбиться с пути истинного, направь на верную дорогу, придай сил и уверенности. Не оставляй нас в одиночестве. Исцели от болезней и прости все грехи наши. Лишь в Тебе наше спасение. Непрестанно буду возносить я молитвы свои к Тебе и почитать Тебя не перестану. Да будет на все воля Божия. Аминь. Аминь. Аминь».

Святой образ Богородицы «Отрада и Утешение» — это величайшая и поистине чудотворная икона. Она приходит на помощь каждому верующему, чьи молитвы наполнены добротой, искренностью и верой. Мы желаем вам мира в душе, успехов, и не забывайте нажимать на кнопки и

03.02.2018 05:13

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись...

«В жизни каждого человека есть скорби, болезни и треволнения, но мы всегда обращаемся к Царице Небесной за Её благодатной помощью, и Она подаёт нам отраду и утешение в скорбях и испытаниях, которыми посещает нас Господь. У каждого есть свой жизненный крест, и нельзя им тяготиться, ибо каждому он подаётся по силам. Не бывает креста выше человеческих сил. Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). В этом жизненном крестоношении нам даны отрада и утешение в лице Преблагословенной Девы Марии.

В молитве иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» есть прошение укрепить нас в святой Православной вере. По вере нашей, по упованию нашему, по горячему молению Пресвятая Богородица неустанно дарует нам Свою помощь, Свои отраду и утешение».

Слово Патриарха Кирилла в день празднования иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»

Священный великий монастырь Ватопед

В иерархии монастырей Святой Афонской горы Ватопед - второй после Лавры преподобного Афанасия. Расположен он на восточном побережье полуострова между монастырями Эсфигмен и Пантократор, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Как полагают некоторые исследователи, монастырь возник на месте церкви, построенной в начале IV века императором Константином Великим и разрушенной Юлианом Отступником. Раскопки в 2000 году позволили обнаружить древнехристианскую базилику, на руинах которой в X веке и вырос соборный храм в его современном виде.

Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь императором Феодосием Великим. У правителя было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, Феодосий отправил молодую чету, а также двоих своих сыновей в Рим. На обратном пути по морю в Константинополь возле местечка Имброс юного Аркадия во время шторма волной выбросило за борт корабля, и он исчез в пучине. Сам корабль нашел прибежище от бури неподалеку от места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И именно там погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, мирно спавшего под терновым кустом. Юноша рассказал, что его чудесным образом спасла Богородица, Которую он успел призвать на помощь. В благодарность за спасение сына император Феодосий на этом месте воздвиг монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед (Βατοπαιδιου, в переводе с греческого - «куст отрока»).

Вид монастыря Ватопед на Святой горе Афон с высоты птичьего полёта

На фото в центре видны купола соборного ватопедского храма

Духовный расцвет монастыря связывают с именами преподобных Афанасия, Николая и Антония, учеников преподобного Афанасия Афонского. По его благословению во второй половине Х века они отправились жить в эти места, где тогда находились кельи отшельников более ранних времён.

Уже спустя столетие монастырь процветал. Щедро поддерживаемый византийскими императорами, Ватопед был не просто богатым и привилегированным, но и управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых до наших дней не сохранились.

В последующие века Ватопед, как и Афон в целом, ожидала драматическая история: ужасающие по своей жестокости набеги крестоносцев и разбойников, турецкое иго - всё это несло мученическую смерть братии, пожары и разрушения.

Главное нынешнее сокровище Ватопеда - это сонм просиявших в нём святых. Шестьдесят шесть подвижников, живших в обители, канонизированы и прославлены Церковью. Среди них - преподобный Максим Грек, первостроители обители, святой Симеон Сербский, мученики, от латинян пострадавшие, и множество преподобных отцов.

Вследствие войн ХХ века и политических событий в новейшей истории Греции обитель пришла в упадок, но в 1990 году с приходом в Ватопед братства старца Иосифа (ученика старца Иосифа Исихаста) монашеская жизнь возродилась с новой силой, и сегодня древняя обитель предстаёт в своём расцвете.

Как и все афонские монастыри, Ватопед известен не только подвижничеством древних и современных насельников, но и святынями, среди которых - чудотворные иконы Божией Матери.

Отрада наша и Утешение

О чуде от иконы «Отрада и Утешение» (Παραμυθια) в Ватопеде рассказывают следующее.

«В те времена был обычай, согласно которому, выходя из соборного храма по окончании утрени, отцы прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери, и там игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их открыл.

Предание говорит о том, что 21 января 1320 года, когда игумен передавал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь заговорила: “Не открывайте сегодня врата монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: “Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях”. Тогда Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Богомладенца и отвела от уст и, повернув голову вправо, уклоняясь от руки Христа, воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: “Не открывайте сегодня врата обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. И “смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас”. И в третий раз повторила: “Сегодня не открывайте врата обители…” По завершении диалога Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня, то есть Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лика таково, что исполнено безграничного снисхождения, любви и материнской нежности, в то время как Христос, хотя и младенец, но, как Судия, имеет строгий вид.

Место во внешнем притворе соборного храма, где произошло чудо
В этой нише до перенесения в специально построенный придел находилась чудотворная икона

Икона эта поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией, а после чудесного вмешательства Богородицы и спасения монастыря она была названа “Божия Матерь Отрада и Утешение”.

После чудесного события икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (параклис), где она пребывает доныне. Никогда не угасает затепленная перед ней лампада. Каждый день в параклисе служится молебен, а каждую пятницу совершается Божественная литургия. В древности также был обычай совершать там монашеские постриги.

Чудотворная икона, украшенная чеканным серебряным окладом. На образе виден суровый лик Спасителя

В этом чуде даётся ещё одно подтверждение древнему убеждению Православной Церкви о силе материнского дерзновения Богородицы ходатайствовать о грехах человеческих к Сыну Своему и Богу, удерживать Его праведно карающую десницу и спасать нас Своими молитвами от бед, постигающих из-за бесчисленных наших беззаконий».

Чудотворная Ватопедская икона на Руси

Икона Божьей Матери «Отрада и Утешение» относится к редким иконографическим сюжетам: даже в крупнейших иконных собраниях России и Украины подобных зачастую нет.

Появление изображения Афонской святыни в русском искусстве относится к началу XVI века. Чуть раньше, с XV века, встречается интерес к святогорским обителям в литературных памятниках, в частности, к Ватопеду. Самое первое известное описание Афона датируется 1420 годом и принадлежит новгородскому иеродиакону Зосиме. Приблизительно в это время уже была известна и «Повесть о Ватопедском монастыре». В 60-е годы XVI века в Москве в течение двух лет пребывали три игумена со старцами из Афонских монастырей. По просьбе митрополита Макария они создали «Сказание о святой горе Афонской».

Помимо этого в летописях сохранились неоднократные упоминания о приездах греков в Москву за пожертвованиями, которыми великие князья щедро наделяли святогорцев. Так, в 1515 году с возвращающимися из Москвы старцами на Афон прибыли послы Великого князя Василия III. Кроме грамот, сопровождающих милостыню, и прошения молитв была отправлена особая грамота к Афонскому Протату, в которой Великий князь просил прислать «переводчика книжнаво на время». Через три года послы вернулись вместе с переводчиком - будущим преподобным Максимом Греком .

Икона преподобного Максима Грека

В конце XV века преподобный Максим, на то время монах доминиканского монастыря во Флоренции, находился в центре богословской жизни Италии. В 1505 году он навсегда покинул Запад, оставил католичество и направился на Афон, духовный центр восточного Православия, где принял монашество в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее в одном из посланий к Ивану Грозному преподобный Максим вспоминал о своём десятилетнем пребывании в Ватопеде как о важном духовном периоде своей жизни.

В Москве афонский монах с необычной судьбой и широкими познаниями сразу же привлек внимание современников. Его произведения об обителях на Святой горе Афон пользовались большой популярностью, а в его келье собирались любители «спиратися меж себя о книжном». Именно с Максимом Греком и его пребыванием в русской столице связан особенный подъём интереса к Афону, а также история появления на Руси иконы «Отрада и Утешение» («Богоматери Ватопедской»). Промыслительно, что празднование этой иконы и память преподобного Максима приходятся на один день - 21 января (3 февраля по новому стилю).

Святитель Димитрий Ростовский и его келейная икона

Самая ранняя известная русская «Богоматерь Ватопедская» - келейный образ, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому и часто изображавшийся на его иконах.

Икона святителя Димитрия Ростовского

Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макаров на Киевщине в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. После переезда родителей в Киев Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латынь, а также ряд классических наук.

В 17 лет Даниил принял монашество с именем Димитрий - в честь великомученика Димитрия Солунского. Иноческое послушание проходил в Киевском Кирилловом монастыре, ктитором которого состоял его отец, там началась его литературная и проповедническая деятельность. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Беларуси, а в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих Миней (Житий святых) на весь год.

С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Как свидетельствовал он сам, душа его наполнилась образами святых, укреплявшими его дух и тело, вселявшими веру в благополучное завершение его благородного труда.

Одновременно с этим архимандрит Димитрий был поочередно настоятелем нескольких монастырей. Труды подвижника оценил патриарх Адриан, и в 1701 году указом Петра Первого отец Димитрий был вызван в Москву, где в Успенском соборе Кремля хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Через некоторое время из-за важности научного труда и ввиду слабости здоровья святитель получил новое назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года как митрополит Ростовский.

Образ Божией Матери, принадлежавший святителю Димитрию Ростовскому (на фото видно, что это зеркальное изображение иконы «Отрада и Утешение»)

Согласно известным письменным источникам, икона Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» была привезена святителем Димитрием в Ростов как келейная (то есть та, перед которой монах в келье совершает молитвенное правило, обычно самая им чтимая). Перед ней молился святитель и в ночь на 28 октября 1709 года, когда подходила к концу его земная жизнь. После его смерти икона около месяца находилась рядом с гробом митрополита в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого и после погребения была оставлена при могиле в Яковлевском монастыре в юго-западном углу Зачатьевского собора.

Через 42 года после смерти святителя открылось нетление его святых мощей: прогнившие бревна пола над склепом митрополита Димитрия провалились, упали на гроб, и под рассыпавшейся крышкой тело его было обретено нетленным. Как от благодатного источника, от мощей стали происходить чудесные исцеления.

Все эти годы память о святителе жила в народе, и все, обращающиеся к нему в молитве, возносили свои прошения перед его келейным образом - иконой Богородицы «Отрада и Утешение». Здесь совершались молебные пения и панихиды по святителю после обретения его мощей, до появления первых икон с его изображением. При описании многочисленных чудес у мощей митрополита Димитрия часто упоминалась и его келейная икона, потому что Богородице также возносились горячие молитвы паломников. В связи с этим в Ростове списки с этой иконы получили широкое распространение.

Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта святыня? Считается, что Ватопедский образ Божией Матери был тем самым, которым родители благословили его на монашество.

Есть и другое мнение: 13 сентября 1689 года во время пребывания святителя Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре (в свите гетмана Ивана Мазепы) находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил его образом Божией Матери за труд составления житий святых, о чём святитель сделал запись в своём дневнике. Это мог быть Ватопедский образ Богоматери, так как преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре, а его икона - список с Афонской святыни - хранилась в обители. Преподобный Максим Грек был известным писателем, соответственно, за писательский труд наградил патриарх и святителя Димитрия. Образ был украшен окладом и едва виднелся под потемневшей олифой, поэтому святитель в своих дневниковых записях назвал его просто - образ Божией Матери.

В архиве Ростовского музея есть рукописное «Сказание» об этой святыне, написанное в середине XIX века, в котором выдвигается ещё одна версия появления у святителя Димитрия этой иконы. В его дневнике содержится описание такого события: в 1700 году, «декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец Иоасаф Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе такая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону Преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле».

Святитель Петр (Могила)

Святитель Пётр Могила возглавлял Киевскую кафедру в 1633–1647 годах. Именно им была задумана колоссальная работа по составлению житий святых, которую он не успел окончить при жизни, и которую продолжил святитель Димитрий Ростовский. Святитель Пётр Могила был избран Киевским митрополитом с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная ему царём Алексеем Михайловичем, осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. По этой причине в своем дневнике святитель Димитрий назвал икону московской - по её происхождению от царского двора, поскольку непосредственно «Московской» иконы не существует. Исследователи предполагают, что это и был образ Божьей Матери «Отрада и Утешение».

Икона «Отрада и Утешение» в Киеве

В начале 2010 года в Ватопеде была написана точная копия чудотворной иконы - в благословение женскому монастырю в честь иконы Богородицы «Отрада и Утешение» на Киевщине.

Множество людей обращаются к Божией Матери перед этим списком с Её иконы, и уже известны случаи явной чудесной помощи Пресвятой Богородицы. Киот иконы являет собой точную копию киота Ватопедского чудотворного образа.

Также в нашем монастыре находится абсолютная копия келейной иконы святителя Димитрия Ростовского «Отрада и Утешение», написанная в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре города Ростова.

Чудо Царицы Небесной, прославившее эту икону, имеет отношение, конечно, не только к ватопедским монахам. И в наши непростые времена оно укрепляет верующих в уповании на заступничество Матери Божией, Её снисхождение и долготерпение к нашим немощам. На то, что Она дерзновенными Матерними молитвами удержит праведный гнев Своего Сына, готовый излиться на нас за многое множество наших прегрешений.

Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая!

Ольшанский женский монастырь. Точная копия с Ватопедской иконы Божией Матери «Парамифия» (это название не имеет точного русского перевода и обозначает понятие «отрада» или «утешение»)

Икона Богородицы Отрада (Утешение) Афон

Икона Божией Матери, именуемая «Отрада и Утешение» Ватопед

Икона Богородицы Отрада (Утешение)

Предание 1 версия

Фреска XIV века, изначально находилась в притворе, а позже была перенесена в киот одноименной часовни. Согласно преданию монастыря, некий игумен однажды услышал голос от иконы «Сегодня не открывайте ворота монастыря, вместо этого поднимитесь на стены и прогоните их». Повернувшись, игумен увидел, как младенец закрывал ладошкой уста Богородицы, говоря «Не надо заботиться об этом грешном стаде, оставь их. Они погибнут от меча пиратов, ибо умножились беззакония в этом монастыре» .

Однако Богородица для того чтобы повторить свое предупреждение, слегка отодвинула руку Богомладенца, чтобы освободить свои уста, и в этом движении икона пребывает до сего дня. Афонские м онахи сразу же побежали на стены и увидели, что их монастырь окружен пиратами. В благодарность за спасение каждую пятницу перед иконой совершается Божественная Литургия.

Предание 2 версия

История иконы крепко соединена с Ватопедским монастырем на Афоне, а так же с императором Феодосием Великим, сын которого, Аркадий, упал с корабля в море во время бури. Беда эта случилась в 395 году близ монастыря.

Корабль едва пристал к афонскому берегу. Путники Аркадия тщетно искали бездыханное тело в прибрежной полосе, совсем уже отчаявшиеся, они хотели вернуться на корабль. В последний миг внимание всех привлек куст. Когда все подошли к нему поближе, то увидели царевича спокойно спавшего в тени куста.

Он рассказал своим друзьям, что спасло его заступничество Богоматери, к которой он успел обратиться в последнюю секунду жизни перед явной погибелью. Император Феодосий Великий помог созданию обители на месте чудесного спасения сына. Монастырь назвали Ватопед, что в переводе с греческого означает «куст отрока».

В алтаре соборного храма поставили образ Пресвятой Богородицы и дали иконе имя «Отрада», через годы добавилось еще одно слово — «Утешение». Это случилось после того, как чудотворный образ спас Ватопедский монастырь от разбойников и разграбления, такое нападение было совершено в 807 году.

Предание самое древнее 3 версия:

Икона Божией Матери «Утешения»
Все это нам было представлено для поклоне ния после утрени. Обязательный отец Филарет много нам услужил, и мы ему признательны, он такой скромный и приветливый. Литургия совер шилась в параклисе Божией Матери «Утешения» или «Отрады». Чудотворная икона «Отрады» здесь находится при правом клиросе, в стенной нише.

Лице Богоматери выражает сострада тельную любовь и чувство удовольствия: взор Ее дышит кротостью и милосердием; на устах покоится тихая улыбка привета и утешения. Лице младенчествующего Бога не таково: оно грозно, движение гнева заметно во всех чертах; взор полон строгости и неумолимого суда. Об этой иконе вот что рассказывают.

Бог весть когда и какой именно порой шайка разбойников подступила к Святой Горе Афонской с намерением на рассвете дня, как только растворится порта (дверь) одного из луч ших монастырей, а именно Ватопедского, вор ваться внутрь, избить монашествующих и раз грабить богатство монастырское.

Разбойники, выступив ввечеру на берег, скрылись до утра в прилежащих монастырю кустарниках. Но Назирательница всей Святой Горы Пресвятая Дева Богородица не допустила совершиться вар варскому замыслу безбожников. На следующий день, по отходе утрени, когда все братия разо шлись по своим келлиям на временный отдых, настоятель того монастыря, оставшись в церкви, занялся совершением своего утреннего прави ла; только вдруг он слышит голос от иконы Пресвятой Богородицы:

Не отверзайте сегодня обители, но взой дите на стены монастырские и разжените раз бойников.

Смутившийся игумен устремил свои глаза на икону Богоматери, от которой слышался этот голос, и ему открылось ужасное чудо. Он видит, что лик Богоматери оживился, равно как и держимого Ею Младенца Иисуса.

Предвечный Младенец, простерши Свою десницу и закрывая ею уста Своей Божественной Матери, обратил на Нее лице Свое и сказал:

Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся...

Икона «Отрада и Утешение» очень почитаема на Руси , в храмах есть много списков.

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Отрада”, или “Утешение”

Взбранной Воеводе Победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед и скорбей свободи, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Ангел множество и вся небесныя воинства славят Тебе, Матерь всех Богородицу, яко источаеши радости и утешения сердцам человеков в скорби обретающихся. Тем же и мы печальми обремененнии, надежду спасения в Тебе улучивши, умиленно взываем: Радуйся, материнское к нам грешным благоволение; Радуйся, прибегающих к Тебе крепкое заступление. Радуйся, Божественный благости Подательнице; Радуйся, христианского рода Заступление. Радуйся, яко Тебе вся колена земная Материю Божиею исповедуют; Радуйся, яко Твоими молитвами скорби наша утишаются. Радуйся, Твоим ходатайством прошения благая наша исполняются; Радуйся, благодать и милость иконами Твоими нам являющая. Радуйся, мир от потопа греховнаго спасающая; Радуйся, яко молящиеся Тебе от всякаго зла сохраняются. Радуйся, яко Твои честныя иконы чудесами прославляются; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Видя чудес множество от честных икон Твоих изливающееся, яко Ты еси молящихся Благая Помощнице, обидимых Заступнице, ненадеющихся Надеждо, скорбных Отрада и Утешение, болящих исцеление, труждающихся помоще, благодарственно вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.

Разум подаждь нам, Всеусердная Предстательнице наша, в находящих на нас лютых скорбех к Тебе прибегати, утешения ищущи. Ты же яко Благая, не остави нас во всякой требуемой нам помощи, да таковую получивше взываем Тебе радостно: Радуйся, обуреваемых тихое пристанище; Радуйся, сомневающихся известное утверждение. Радуйся, скорая Помощнице в скорбех и напастех; Радуйся, теплая Заступнице во всяких обстояниях. Радуйся, печали наша Твоим утешением умоляющая; Радуйся, скорбями грехи наша очищающая. Радуйся, в страданиях наших утешение нам подавающая; Радуйся, от внезапныя смерти без покаяния молящихся Тебе избавляющая. Радуйся, от враг видимых и невидимых нас охраняющая; Радуйся, от нападения злых человек спасающая. Радуйся, во всяких нуждах прибегающим к Тебе помогающая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Силою свыше укрепи нас, Благая Владычице, к Твоему заступлению с верою притекающих и Твоего посещения и промышления сподоби, мрак уныния и скорбей облегших нас отгоняя, да спасаеми Тобою вопием Богу: Аллилуиа.

Имущи богатство милосердия неизреченное, всем просящим руку помощи простираеши, недуги врачуя, скорби утоляя, страсти угашая. Не презри нас, Благая Владычице, в печалях и скорбех наших к Тебе притекающих и вопиющих: Радуйся, Единая всех Мати, милосердие нам являющая; Радуйся, милости Своей сокровищницу всем открывающая. Радуйся, родителей скорбящих о чадах своих заблудших печаль утоляющая; Радуйся, вдовствующих подкрепляющая. Радуйся, сиротствующих добре устрояющая; Радуйся, всех скорбящих утешение. Радуйся, отчаявающихся едина Надеждо; Радуйся, изнемогающих от уныния Заступнице и подкрепление. Радуйся, болящих телом и душею благонадежное посещение; Радуйся, различными недугами одержимых премудре уврачевание. Радуйся, яко Тобою по мере веры подается совершенное исцеление немоществующим; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Буря многих бед и напастей содержит нас и волнения их в мире терпим. Ты же, яко Милостивая Мати Спаса нашего Господа, воздвигни руце к Сыну Твоему, да призрит на лютыя сердец наших и исхитит нас из пучины отчаяния, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Слышащи, Пресвятая Дево и Мати, яко являла и являеши многую милость роду христианскому, не оставляй нас во дни скорби и напасти и избавление от сих даруй, молим Тя: храни и заступи всех нас от всякия беды и печали, да в мире воспеваем Ти сице: Радуйся, Заступнице наша, Твоим всемощным заступлением от всякия нужды нас избавляющая; Радуйся, усердное моление ко Господу о нас приносящая. Радуйся, Своим предстательством праведный гнев Божий утоляющая; Радуйся, на милость Его к нам приклоняющая. Радуйся, Твоею помощию уповающих на Тя не оставляющая; Радуйся, добре подвизающихся укрепляющая. Радуйся, на благое и душеполезное нас наставляющая; Радуйся, души обремененныя заботами житейскими к попечению духовному направляющая. Радуйся, всех верных благое мздовоздание; Радуйся, в забвении долга и чести живущих правосудное наказание. Радуйся, в пленении, во узах сущих подкрепление и возвращение; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Богосветлые чины ангельския славят Тебе, яко Матерь всех и Богородицу. Мы же Тебе, Заступнице нашей, поклоняющеся, умиленное благоволение приносим и уповающи на Твою милость смиренно молим Тя: милостива пребуди к нам, Владычице, и избави нас от бед и скорбей, да всегда прославляем Твое милосердие зовуще Богу: Аллилуиа.

Видеша силы небесныя, яко Твоею молитвою гнев Божий утоляется, прославляют и величают Твое милосердие. Мы же грешнии на земли зряще Тебе, изображенную Пречистую Богоматерь, умиленно взываем: Радуйся, Матерь рода христианского, милосердие нам являющая; Радуйся, у Престола Сына Твоего непрестанно о христианах молящаяся. Радуйся, любовию Своею грехи наши покрывающая; Радуйся, Твоею милостию нас заступающая. Радуйся, источник отрады и утешения всем источающая; Радуйся, от междоусобия и распри нас охраняющая. Радуйся, вражду и ненависть миром и любовию утоляющая; Радуйся, скорбь и смущение сердец наших умиляющая. Радуйся, гневливостью одержимых вразумляющая; Радуйся, в мире со всеми живущих Отрада и Утешение. Радуйся, суетная прелести мира сего презирати нас научающая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Проповедуют милости и чудеса Твоя, Богомати, вси люди православнии, ибо честным Своим покровом охраняеши весь род христианский. Тем же вопием Ти: избави Твоими молитвами всех нас от бед и напастей, да воспоим вси Богу: Аллилуиа.

Возсия благодать светозарная от пречудных икон Твоих, Богомати, пред ними мы припадающе молим Тя: отгони облак нашедших на нас искушений, да вопием Ти: Радуйся, честныя иконы Твоя чудесами прославляющая; Радуйся, молящимся пред сими иконами с верою прошения исполняющая. Радуйся, в бедах сущих заступающая; Радуйся, уповающим на Тя спасение подающая. Радуйся, Предстательница пред Богом, за всех нас молящаяся; Радуйся, Заступнице рода христианского, от Бога нам дарованная. Радуйся, яко Ты еси храмов наших первейшее украшение; Радуйся, домов христианских благословение. Радуйся, православных людей Покров и Заступление; Радуйся, всего мира очищение. Радуйся, вся благополезны просящим у Тебе дарующая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Хотящи явити милосердия Своего бездну повелела, Пречистая, игумену обители Ватопедския на Афоне врат обители их не отверзати, да избегнут Твоим ходатайством по суду Божию предстоявшего нападения вражескаго и тако избавльшеся милостию Твоею беды и напасти вси иноцы воспеша Богу: Аллилуиа.

Дивное чудо явила, Богомати, инокам спасение, от святыя иконы Своея изрекла еси, но и зрак лика Твоего Пречистаго Сына сущии на иконе изменила еси. Сего ради видевше чудо сие велие и преславное вси люди возопиша Ти: Радуйся, святыя иконы Своя на земли во спасение всем явити благоизволившая; Радуйся, иконами Своими милосердное нам заступление являющая. Радуйся, чрез святыя изображения Твоя чудеса и ныне источающая; Радуйся, ими наша скорби и печали утоляющая. Радуйся, яко на икону Твою взирающе Тебе Самой поклоняемся; Радуйся, Твоим милостивым заступлением мы грешнии спасаемся. Радуйся, Твоими святыми иконами град наш освятившая; Радуйся, теми сердца верующих возвеселившая. Радуйся, грады и веси Российския Своими чудотворными иконами от разорения спасшая; Радуйся, страну нашу от порабощения избавлявшая. Радуйся, утешением и радостию молящихся пред Твоею честною иконою возвеселяющая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Странники и пришельцы на земли вси есмы, по глаголу Апостолову: беды от врагов, скорби от близких, печали от лжебратии и сродник терпяще, в лишениях многих. Ты же, Владычице, яко Милостивая Утешительнице, настави нас к тихому пристанищу и моли Сына Твоего утешение и радости нам даровати, да всегда вопием Ему: Аллилуиа.

Все житие наше на земли болезненно и печали бывает причастно: слава не стоит, богатство мимо течет, друзи и искреннии смертию отъемлются, немоществует тело, изнемогает и дух наш. К Тебе убо прибегаем, о Богомати, пред Пречистою иконою Твоею припадающе, исполни радости и утешения скорбное сердце наше, да вопием Ти: Радуйся, всех к Тебе прибегающих милостию Своею покрывающая; Радуйся, Милостивая, и нас милующая. Радуйся, Домостроительнице, жизнь нашу добре устрояющая; Радуйся, отрадою и утешением печали наши утоляющая. Радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая; Радуйся, Ему о нас моления всегда приносящая. Радуйся, жестокость сердца нашего умягчающая; Радуйся, отчаявшихся надеждою возвеселяющая. Радуйся, Твоим заступлением враждующия на нас отводящая; Радуйся, от козней духа злобы нас спасающая. Радуйся, верующим противу диавола силу и мужество подающая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Всякое естество ангельское виде Тя, Богомати, у Престола Сына Твоего, предстоящую и за вся христианы молящуюся, восхваляет Тя, яко сильным Своим предстательством грешных заступаеши, прибегающих к Тебе от бед избавлявши, печали наша отрадою утоляеши и молишися о всех верою зовущих: Аллилуиа.

Витийство человеческое не возможет по достоянию восхвалити Тя, Пресвятая Богородице, и воспети неисчетныя чудеса Твоя, ими же нас просвещаеши. Мы же Твои благодеяния ведающе, душею радующеся Тебе глаголем: Радуйся, от напастей Твоим предстательством нас защищающая; Радуйся, от всяких бед Своим ходатайством нас изимающая. Радуйся, от належащего праведнаго прещения Божия Твоим умилением нас освобождающая; Радуйся, от нашествия вражия нас спасающая. Радуйся, от домашния вражды и брани единокровных миром ограждающая; Радуйся, от смертоносныя язвы прибегающих к Тебе с несумненную верою исцеляющая. Радуйся, правосудие Божие умилостивляющая; Радуйся, страны нашея православныя Защитнице. Радуйся, всех верующих Благая Заступнице; Радуйся, всех труждающихся помощь и укрепление. Радуйся, теплая за всех нас Предстательнице; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Спасти хотя род человеческий от вечныя муки и прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным во отраду и утешение, да будеши обидимым Заступнице, отчаявающимся Надеждо, скорбящим радование, печальным утешение и всех в нуждах и напастех к Тебе прибегающих спасаеши вопиющих верно: Аллилуиа.

Стена еси и заступление всем с верою и любовию притекающим к Тебе, Пречистая Владычице, тем же молим Тя: заступи и покрый и огради всех сирых и безпомощных нас от искушений, озлоблений и бед с любовию взывающим: Радуйся, Мати Божия, любовию материнскою нас возлюбившая; Радуйся, яко Твоя материнская молитва много может, Владыку умилостивляющая. Радуйся, Милосердная, двери милосердия Божия нам отверзающая; Радуйся, к делам милосердия нас возбуждающая. Радуйся, Святыя Заповеди исполняти нас научающая; Радуйся, любити своего ближняго нас наставляющая. Радуйся, грешники к покаянию призывающая; Радуйся, находящий на нас облак печалей и скорбей разсеявающая. Радуйся, пламень страстей наших угасающая; Радуйся, мрак искушений изгоняющая. Радуйся, Твоим к Богу прошением вся полезная нам подающая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Пение всеумиленное приносим Ти раби Твои, Богородице, яко всесильней Заступнице рода христианского: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, поюще Богу: Аллилуиа.

Светозарно сияют иконы Твои святыя, проявленныя на освящение наше и утешение. Мы же с любовию чтуще их с верою припадаем пред ними и вопием Ти: Радуйся, Мати Бога Истиннаго, благочестивыя души просвещающая; Радуйся, Утешительница наша, обремененныя сердца умиряющая. Радуйся, всем Тебя призывающим руку помощи простирающая; Радуйся, Тебе Материю Божией именующим и почитающим нам непрестанно помогающая. Радуйся, уповающим на Тя и в вере живущим непостыдный конец живота подающая; Радуйся, во внезапных бедах на нас находящих подкрепляющая. Радуйся, от насилия и от внезапныя смерти охраняющая; Радуйся, от татей ограждающая. Радуйся, в сердцах наших зависть и небратолюбие искореняющая; Радуйся, от наветов, клеветы и поношений защищающая. Радуйся, отступающих от веры и церкви вразумляющая и на путь правый возвращающая; Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего, Пречистая Богородительнице, и простри руку помощи, покрый нас кровом крилу Твоею, избави от облежащия беды и напастей, отгони от нас всякаго врага, и супостата, умири нашу жизнь, Владычице, и в печалех бедствующим помози, да спасаеми Тобою воспеваем Богу: Аллилуиа.

Поюще Твои милости и чудеса, Богородительнице, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, веруем и надеемся, яко испросиши, Благая, временная и вечная всем воспевающим Тя сице: Радуйся, непостыдное наше Упование в животе и по представлении нашем; Радуйся, уповающим на Тя в мире конец живота подающая. Радуйся, всех искренне верующих благословляющая; Радуйся, маловерных и суеверных вразумляющая. Радуйся, непочитающих икон Твоих святых наказующая; Радуйся, поклоняющимся иконам Твоим и Тя на помощь призывающим помогающая. Радуйся, гордостию ума одержимых и от святыя Церкви отходящих смиряющая; Радуйся, благами мира сего прельщающихся и попечение сугубое о них имущих светом блага истиннаго озаряющая. Радуйся, в юности доброму и чистому житию Наставнице; Радуйся, в старости от сердечнаго окаменения Охранительнице. Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая.

О, Всепетая и Всемилостивая Мати, Пречистая Госпоже Богородице! Услыши глас молящихся рабов Твоих и приемши сие малое моление наше, избави нас от всяких бед, скорбей и напастей: подаждь нам в жизни руку помощи, враги наша разжени, недуги наша исцели, всякую злобу и вражду отжени от нас, в печалех житейских отраду и утешение даруй и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Отрада” или “Утешение”

Молитва первая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наше! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаице о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва вторая

Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрадо и Утешени е»

О, Пресвятая Госпоже Богородице, Отрадо и Утешение наше! Воззри милостивно на люди предстоящие с верою и любовию и покланяющиеся Пречистому Образу Твоему приими наше хвалебное пение и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас, О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудные милости Твоя, сохрани пастырей Церкви и вся христианское воинство. Молим Тя умиленно, избави и всех нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси искушений, бед и болезней и изьми от нас оклеветания и свары, сохрани от молниеноснаго грома, от заполения огненнаго, от града, труса, потопа и смертоносныя язвы, подаждь нам Твою милостивую помощь в пути, и в мори и на суши.
Се бо Всемилостивая Владычице во уповании несомнением Тебе нашу убогую молитву возносим. Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подавай нам отраду, утешение, защиту и помощь, да славим и величаем и ублажаем Тя во вся роды во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Надежда всем концем земли, Пречистая Дево Богородице, Утешение и Отрадо наша! Не гнушайся нас грешных, на Твою бо милость уповаем. Угаси пламень греховный и покаянием ороси изсохшие сердца наша. Очисти ум наш от греховных помышлений. Приими моления от души и сердца с воздыханием Тебе приносимыя. Буди Ходатаица о нас к Сыну Твоему и Богу и отврати гнев Его от нас Матерними молитвами. Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви. Душевныя и телесныя язвы исцели, утиши бурю злых нападений вражеских. Отыми бремя грехов наших и не остави нас до конца погибнути. Подаждь нам милость Твою и святое благословение Свое всем зде предстоящим и молящимся и всегда пребываяй с нами, подавая приходящим к Тебе отраду и утешение, помощь и заступление, да славим и величаем Тя вси до последняго нашего воздыхания. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию души нашея, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.