Декоративная ваза в технике сграффито. Идеи для творчества



Сграффито (Г. Федотов)

Первобытный человек выцарапал осколком камня на стене пещеры примитивный рисунок. Это не что иное, как один из самых древних видов сграффито. Известны рисунки, выполненные просто пальцем по влажному слою глины, нанесенному на стену пещеры. Этот способ стенописи - тоже сграффито.

Сграффито - итальянское слово. В переводе оно означает "выцарапывание".

Этрусские и греческие мастера использовали сграффито для декорирования глиняной посуды. Выцарапанные рисунки можно встретить на керамических изделиях древних народов Латинской Америки - инков и майя.

В XV - XVII веках сграффито широко применяли в Италии для украшения наружных стен архитектурных сооружений. Благодаря сравнительной простоте технических приемов и высокой прочности сграффито в скором времени распространилось во многих других странах Европы. Знали и удачно применяли сграффито мастера Древней Руси. Сграффито все шире применяют и в советском декоративном искусстве. Примером удачного использования сграффито в современной архитектуре может служить Дворец пионеров и школьников в Москве.

С течением времени изменялись приемы сграффито, вводились новые материалы, совершенствовались инструменты. Мы расскажем вам об одном из видов сграффито - так называемом мокром способе, который иногда именуют резьбой по штукатурке.

Штукатурка должна состоять из нескольких цветных слоев. Резцами и скоблилками мастер обнажает низлежащие слои, получая многоцветный рельефный рисунок. Чем больше нанесено слоев цветной штукатурки, тем много-цветнее и красочнее сграффито.

Вы можете с успехом использовать сграффито при оформлении интерьера пионерской комнаты, фойе, актового зала, школьной столовой. Не обязательно выполнять работу прямо на стене. Если штукатурку сграффито нанести на древесно-стружечные плиты, такие работы можно будет переносить и монтировать в любом месте.

Заранее разработайте эскиз на небольшом листе бумаги. Рисунок на эскизе должен быть цветным, с четкими границами для каждого цвета. Для начала достаточно использовать три-четыре цвета. Составляя эскиз, сразу же решите, в какой последовательности будете наносить слои цветной штукатурки.

Раствор для цветных штукатурок состоит из трех основных частей: связующего, наполнителя и пигментов. В качестве связующего чаще всего употребляют гашеную известь. Наполнителями могут служить речной или кварцевый песок, мраморная пыль, молотый шлак и древесный уголь. Лучшим наполнителем считается белый кварцевый песок. Если использовать речной песок, то его надо предварительно обработать, чтобы он был однородным и чистым. Песок просеивают через сито, удалив из него камешки и мусор. Затем пересыпают в более частое сито и промывают в проточной воде. Пигменты - это красители, придающие штукатурке различные цвета. Обычно употребляют сухие красители, но можно брать и другие, например гуашь и темперу. Надо помнить только, что они должны быть щелочеустойчивыми.

Раствор для цветных штукатурок замешивайте в деревянных ящиках. Их потребуется столько, сколько задумано цветных растворов. Вместо ящиков можно использовать тазы и ведра. Но не забывайте, что в глубокой посуде трудно размешать раствор так, чтобы получить однородную массу с равномерной окраской.

Раствор для штукатурки белого цвета приготавливают из одной части гашеной извести и трех частей белого песка или мраморной пыли. Для розового раствора нужно взять одну часть гашеной извести, две с половиной части белого песка и половину части молотого красного кирпича. Красный раствор получают из одной части гашеной извести, трех частей белого песка и половины части красного пигмента. Для раствора синего цвета возьмите одну часть гашеной извести, три части белого песка и половину части ультрамарина. Если уменьшить количество ультрамарина, раствор станет голубым. Добавляя в одну часть гашеной извести три с половиной части песка и две десятых части охры, получите раствор желтого цвета. Если в желтый раствор добавите окись хрома, он станет зеленым.

Гашеную известь, песок и краситель загрузите в ящик и тщательно перемешивайте штукатурной лопаткой - мастерком. Одновременно небольшими порциями подливайте чистую воду. Раствор считается готовым, когда он напоминает густое тесто.

Если сграффито будет выполняться на каменной или кирпичной стене, предварительно сделайте на её поверхности зубилом или топором насечки глубиной 3 - 4 мм. Насечки наносите в виде пересекающихся линий.

Однако советуем начинать заниматься сграффито на кусках толстой фанеры или древесностружечной плиты и уже потом, когда вы приобретете опыт и будете уверены в успехе, можете делать рисунок прямо на стене. Плиту (или фанеру) тоже нужно подготовить: настрогайте тонкие реечки и набейте их на плиту в виде решетки.

Подготовленную поверхность стены или плиты смочите водой. Подождав, пока вода впитается, нанесите слой грунта из гашеной извести и песка. Иногда в качестве грунта используют один из цветных растворов. Слой раствора наносят на поверхность мастерком, потом тщательно разравнивают, уплотняют и затирают деревянной теркой. Терку изготовьте из сосновой доски размером 120X180 мм. Чтобы ее было удобно держать в руке, сверху прикрепите ручку. Рабочую поверхность терки зачистите наждачной бумагой. Дайте грунту подсохнуть минут 20 - 25, затем нанесите первый слой цветного раствора. Его обычно делают толще, чем все последующие слои, толщина его может быть 6 - 7 мм. После того как первый слой подсохнет, то есть минут через 15 - 20, нанесите второй слой толщиной 3 - 4 мм. Толщина третьего слоя не должна превышать 3 мм. Если вы решили увеличить число красочных слоев, толщину каждого последующего все время уменьшайте, доведя ее до 1 - 2 мм.

Для перенесения рисунка на поверхность штукатурки изготовьте трафарет - основой для него служит разработанный вами раньше эскиз. Переводить рисунок с трафарета на поверхность штукатурки удобнее всего способом припороха. Все линии на трафарете наколите булавкой на расстоянии 5 - 6 мм друг от друга. На крупных рисунках интервалы между наколами можно увеличить. Готовый трафарет наложите на штукатурку и похлопайте по нему марлевым тампоном с сухой краской. На штукатурке должен отчетливо проявиться пунктирный рисунок. По этому рисунку выполняется резьба.

Резать штукатурку можно лишь в течение пяти-шести часов после нанесения последнего, верхнего слоя, пока она еще влажная. Сперва раствор подрезают по контуру резцом - можно использовать для подрезки скальпели или перочинные ножи. Резец держите в руке под уголом примерно 60 градусов к поверхности штукатурки, прорезая по пунктирным линиям канавки на глубину, приблизительно равную толщине верхнего слоя цветной штукатурки. Постоянно следите, чтобы резец резал, а не мял штукатурку. Чистые четкие линии делают сграффито наиболее выразительным.

Затем выбирают подрезанный раствор скоблилками, обнажая следующий слой. Скоблилки изготовьте из старых плоских напильников, обработав их на точиле. Можно сделать скоблилки и из стальной проволоки диаметром около 2 мм или из спиц старого зонта, изогнув их, как показано на рисунке.

Резьбу удобно выполнять в определенной последовательности, постепенно срезая намеченные участки цветного раствора, начиная с верхнего слоя и переходя к низлежащим.

На рисунке вы видите простую декоративную пластину - образец сграффито для начинающих. На основу было нанесено три слоя цветного раствора. Нижний слой красный, средний - голубой и верхний - желтый. При работе над этой пластиной резцом и скоблилками была снята часть верхнего желтого слоя и выявлен в этих местах голубой цвет. Затем в пределах рисунка сняли голубую штукатурку и выявили красный нижний слой. Примерно такой же последовательности придерживайтесь при работе над сграффито независимо от количества слоев цветной штукатурки.

Техника сграффито позволяет выполнять сложнейшие композиции. Но не беритесь сразу за сложный рисунок. Для начала попробуйте поработать над орнаментом, выполняя резьбу по штукатурке, состоящей из двух-трех цветных слоев. А с приобретением опыта можно перейти к работе над более сложными композициями.

Сграффито с итальянского буквально означает – «выцарапанный». В декорировании интерьеров сграффито начал использоваться сравнительно недавно, хотя сам принцип сграффито применялся с незапамятных времен – наскальные рисунки в пещерах, глиняная посуда Древней Руси и древних индейцев Северной Америки, резьба по ганчу Средней Азии – это всё примеры сграффито. В Италии, в XV- XVII в.в. применялось для украшения наружных стен сооружений.

Что такое сграффито в наше время — не что иное, как резьба по многослойной штукатурке. В настоящее время сграффито применяется больше в , так как это способ позволяет, с помощью простых средств, создавать сложные декоративные и художественные панно. Сграффито можно смело назвать монументальным декором. Чёткость и рельефность рисунка, и отсутствие полутонов позволяют создавать полноценные орнаментальные композиции, которые надолго сохраняют свой первозданный вид.

Техника сграффито

Техника выполнения сграффито состоит из трёх этапов: нанесение штукатурки, нанесение контура рисунка и выцарапывание. Материалы и приёмы нанесения такие же, как и при обычной цветной штукатурке. На затвердевшую, но ещё влажную штукатурку основного слоя наносят цветной.

После нанесения по трафарету контура рисунка, приступают к выцарапыванию. Выцарапывание нужно провести до высыхания штукатурки, после полного высыхания штукатурка становится хрупкой и к работе малопригодна.


Сграффито может как одноцветным, так и многоцветным. Для получения многоцветного сграффито наносится несколько слоёв разноцветной штукатурки, и последовательно выцарапываются изображения по размеченному контуру. Получается многоцветный рисунок, который можно назвать «контррельефный», так как его рельеф не выпуклый.

В технике сграффито можно выполнять сложные художественные композиции и небольшие орнаменты. Учитывая прочность сграффито, его часто используют для отделки фасадов зданий. В интерьере техника граффито используется для выполнения больших панно и несложных отделок, например, для карнизов или арок.

Мой прогноз:









У нас любой человек может использую наш материал сделать себе красивым дом, дачу, забор и даже бассеин и камин!

Объясните пожалуйста, как камень за 500 рублей на стене стоит 3000 минимум? Даже с привлечением специалистов экстра класса, которые всю жизнь только и устанавливают этот камень и берут 1500 р за метр. Южанам и 300 будет достаточно.

Причем камни повесить может, повторюсь, любой узбек, если объяснить и показать, а рельефную штукатурку я бы ему не доверил.

Мой прогноз:

Ваша технология конечно имеет право на существование, но при такой цене и обязательном требовании хороших спецов клиенты будут штучными. Да и заказы скорее всего будут не крупными, только на небольшие декоративные части для домов бизнес и элит класса, где художники будут творить чудеса.

Кстати, а паропроницаемость у нее какая?

Уточняю) Весь Мир включая Америку, Европу и даже Азию сейчас использует только штампованый бетон и и штукатурку! От искусственного камня все давно отказались. Давно, это уже 10 лет назад! Стоимость материалов на кв. метр при глубине текстуры 1-1,5 см для тех кто у нас покупает материал оптом обходится 300-450 рублей. Поскольку пока действитель мало исполнителей, то и цены на работу высокие!
Кстати, и "южане" полность выполняют отлично объекты из нашего маериала Flex-Beton.
У меня практически все знакомые врачи, инженеры, работники культуры у кого хоть чуть-чуть есть желание, что-то сделать своими руками уже давно сами себе в домах, на дачах делают ландшафтную отделку, кирпич, камни, имитацию дерева.
Вы в Европе давно были? Например, в Италии, Чехии, Болгарии или Франции, там везде отделка фасадов цоколей, заборов, пешеходных дорожек сделаны по нашей технологии. Цены на материалы, разные у разных производителей, а технология одна на весь мир)
Паропроницаемость такая же, как у обычных цементных штукатурок. Кроме, того наш материал имеет плотность 1260 кг/м3, что значительно снижает нагрузки на стены и конструкции.
Теперь отвечу, как при цене камня 500 рублей он превращается в 3000 тыс. руб готовой продукции.
Во-первых, качественный искуственный камень не стоит 500 руб/м2, стоит он от 800 руб., и это самое ужасное исполнение, которое обычно делают в гаражах. Цены Камрока и Еврокама намного дороже. Далее идет время заказа 1-2 месяца, потом доставка к месту работ, потом разгрузка на объекте, потом бой, нестыковки на стене, а уж если не хватило, то сами знаете, что в тон другая партия камней уже не попадет! Смеси для камня стоят не дешево хорошая смесь около 600 руб. Работа по облицовке стоит столько сколько стоит и сам камень. Итого со всеми расходниками и транспортными камень на стене, который в магазине стоил 800 рублей превращается в 2,5-2,8 тыс. руб. /м2 на стене! И это расчет самый скромный расчет! Если взять хорошего качества камень по цене 1250 руб./ м2, то там и на стене он обойдется все 3500 руб, а то и 4000 руб. Вы должны понять, что я полностью знаю все цены, качество камней разных производителей на рынке, потому, что сам этим занимался до Flex-Beton лет 10. Я мог бы очень долго рассказывать о преимуществах той или иной технологии. Минусы и плюсы есть везде и будут всегда. Если вы сможете выпускать тысячи кв. метров искусственого камня в смену разного ассортимента и разной расцветки, то у него есть будущее! Сегодня я его вижу только в гипсе и только в интерьерах!
Натуральный камень, я понял, мы не обсуждаем? Это дорого, тяжело и отваливается из-за высокой плотности при линейных деформациях, как впрочем и искуственный! Нажеюсь, Вы со временем придете к нашей технологии, но может быть уже будет поздно! Сегодня у наших клиентов в регионах не конкурентов! Спешите запрыгнуть в идущий поезд...
У нас любой человек может использую наш материал сделать себе красивым дом, дачу, забор и даже бассеин и камин!

Как уроки трудового обучения сделать запоминающимися и непохожими друг на друга?
Какие разнообразные технологии использовать учителю, чтобы, работая с пластилином, создавать новые образы? Об этом пойдет разговор в материале Татьяны ПРОСНЯКОВОЙ. В статье использован фрагмент урока учителя Елены МУХИНОЙ, г. Сочи.

4-й класс

Тема. «Сграффито».

Оборудование. Учебник Т. Просняковой «Творческая мастерская» для 4-го класса (Издательство «Учебная литература» Корпорации «Федоров»); пластилин; резак; картон.

Этой теме можно посвятить один-два урока. Первый урок - освоение нового приема, для которого понадобится специальный инструмент - резак. Второй урок - отработка приема, создание художественного образа.

На первом уроке важно обсудить все тонкости этой технологии.

1. Выбор сюжета. На левом рисунке приведена композиция «Весна». Можно поговорить о том, какие приметы весны мы видим в природе, предложить детям на выбор несколько весенних тем: верба, подснежники, мимоза.

2. Подготовка основы. Основой может служить цветной картон или металлизированный картон (внутренняя поверхность пакетов из-под молока или сока).

3. Выбор цвета всех трех слоев работы.

4. Технология намазывания. Детям уже знаком способ намазывания одного слоя. Можно каждый слой разравнивать через бумагу (хотя это не обязательно). Однако верхний слой должен получиться ровным и гладким. По опыту прошлых уроков дети должны знать, через какую бумагу лучше всего раскатывать пластилин, и принести ее. Бумага должна быть гладкой. Кроме того, каждый должен иметь цилиндрический предмет для раскатывания (клеящий карандаш, маленькую скалку и пр.).

5. Технология резьбы по пластилину. Резак лучше приготовить заранее из стаканчика из-под йогурта. Потренироваться выполнять резьбу можно на любом куске пластилина. Важно научиться делать узкие бороздки, для чего двумя пальцами заминаются складка на краю резака и круглые выемки - они выполняются гладкой стороной, без складки. Можно иметь два резака, а можно работать двумя сторонами одного и того же.

6. Нанесение эскиза. На подготовленной основе намечать эскиз можно зубочисткой или тонкой палочкой.

7. Выполнение работы. После некоторой тренировки работа не представляет трудности. В процессе ее выполнения у детей иногда возникает желание изменить эскиз, добавить детали, что совершенно естественно.

8. Варианты работ. Эти несложные очертания учитель может выполнить на доске. Также желательно приготовить рисунки и фотографии этих растений.

А. Верба. Основа - зеленый или коричневый картон. Пластилин: нижний слой - коричневый, средний - желтый или белый, верхний - голубой или розовый

Б. Подснежники. Основа - металлизированный картон. Пластилин: нижний слой зеленый, средний - белый, верхний - голубой

В. Мимоза. Основа - зеленый картон. Пластилин: нижний слой - зеленый, средний - желтый, верхний - белый, голубой, розовый

Фрагмент урока

Учитель. Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом рельефа. Он называется сграффито. Откройте, пожалуйста, учебники на странице 58 и прочитайте об этой технике.

Дети выполняют задание.

Что же такое сграффито?

Максим. Это слово итальянского происхождения. Это такая техника многослойного процарапывания, при которой открывается нижний слой, который другого цвета.

Учитель. Да, это один из способов монументальной живописи и отделки стен. При процарапывании соскабливаются несколько тонких разноцветных слоев штукатурки. Сграффито применяется и в керамике. Там этой техникой называется соскабливание верхнего глиняного слоя.

Артем. Сграффито похоже на контррельеф, потому что изображение получается не выпуклым, а наоборот. А еще это похоже на резьбу по дереву.

Учитель. Спасибо. Обычно для резьбы по дереву используют специальные инструменты. Нам такие сложные инструменты для работы не понадобятся. Мы будем пользоваться резачком, который вам предлагалось сделать из стаканчика из-под йогурта. Я просила вас заранее изготовить резачок дома. Вижу, что все вы справились с этим заданием. Как вы это сделали?

Юля. Мы отрезали от стаканчика верхнюю часть. Получился стаканчик, только чуть-чуть пониже. Этот стаканчик мы разрезали на две равные части. Получился резачок, похожий на совочек для песка, только без ручки.

Учитель. Хорошо, а из какого еще материала можно сделать такой инструмент?

Леша. Его можно сделать, если отрезать нижнюю часть маленькой пластиковой бутылки, а потом разрезать эту часть пополам, как у стаканчика из-под йогурта. Но у этого резачка стенки будут толще, не такие острые. Им будет труднее работать.

Андрей. Можно также разрезать одноразовый пластиковый стаканчик. Так тоже получится хорошо, но такой резачок будет мягче, чем из стаканчика из-под йогурта, он может погнуться, если слои пластилина будут толстыми.

Учитель. Хорошо. Давайте потренируемся работать резачками, делать бороздки и выемки. Что нужно подготовить для тренировочной работы?

Вера. Надо на основу намазать два разноцветных слоя пластилина и прокатать их через бумагу. А потом на этой заготовке учиться процарапывать.

Учитель. Пожалуйста, можно приступать к тренировке.

Дети начинают работать.

Учитель. Скажите, пожалуйста, получатся ли такие бороздки при помощи стека или зубочистки?

Коля. Не получатся.

Учитель. Почему ты так думаешь?

Коля. А я попробовал так сделать. Когда мы резачком работаем, то весь пластилин, который мы вынимаем, оказывается в резачке, поэтому края выемок и бороздок получаются ровными. А зубочистка весь пластилин выносит наверх. По краям бороздок получаются целые горные хребты из пластилина.

Учитель. Спасибо. Давайте посмотрим, как сделан пейзаж, изображенный в учебнике.

Рита. На дно коробочки от конфет намазали сначала коричневый пластилин, потом зеленый, а сверху еще и желтый. Потом, наверное, наметили слегка стекой рисунок, а потом по намеченным линиям вырезали резачком бороздки. Получилось очень красиво и необычно.

Лиза. Ты еще не сказала, что самый верхний слой пластилина прокатали через бумагу, чтобы он гладенький был.

Леша. А зачем надо три слоя пластилина? Можно было бы и двумя обойтись. Так намного быстрее получится.

Женя. Получится быстрее, но хуже. Вот посмотри: ты когда с тремя слоями работаешь, у тебя получается на желтом фоне не просто зеленый рисунок, а на донышке каждой выемки еще и немножко коричневого просвечивает. Как бы на желтом фоне двухцветные пятнышки. Так намного оригинальнее получается.

Учитель. Хорошо, а как вы думаете, почему для этой работы выбран именно желтый фон?

Кристиан. А потому, что настроение создается радостное. Кажется, что вся картинка освещена ярким солнышком.

На втором уроке дети уже используют приобретенные навыки резьбы по пластилину. Акцент должен быть сделан на выразительности работы. Необходимо тщательно продумать форму основы, цветовые сочетания, рамку для картины. Чтобы сделать урок увлекательным, познавательным, поэтичным, чтобы создать атмосферу творчества и вдохновения, учителю предлагается использовать различный дополнительный материал к уроку. Рассказ учителя (и детей) может вестись по ходу выполнения работы.

Дети могут придумать и свои композиции с цветами. Астры или хризантемы можно располагать вертикально, горизонтально, в круге, в овале, в прямоугольнике. Можно составить из них букет или поместить в вазу.

Татьяна ПРОСНЯКОВА,
Елена МУХИНА
г. Сочи

Сам термин с итальянского означает «процарапанный» и представляет собой особую технику декорирования наружных и внутренних стен зданий, известную еще со времен средневековья.

Сграффито является , которая состоит из нескольких слоев разноцветных накрывочных слоев, нанесенных поверх грунта, с процарапанным рельефным рисунком. По определению – это направление в монументально - декоративной живописи.

Благодаря своим высоким художественным свойствам и довольно приемлемым техническим характеристикам современных материалов, сграффито не выходит из моды. Спрос на украшение сложным орнаментом архитектурных элементов возрастает, и специалисты, подвизавшиеся в этом направлении, чувствуют себя весьма комфортно. К слову, стоимость сграффито зависит от количества накрывочных слоев, рисунка, качества проработки деталей и стартует от 125 у.е. за кв.м.


В чем, собственно, состоит техника сграффито? В принципе, освоить ее может каждый, проявив терпение и аккуратность. Основное требование к качеству штукатурки. Для ее приготовления используется известковое тесто, чистый кварцевый песок, цемент. Еще понадобятся красящие пигменты для окрашивания штукатурки. Чтобы изготовить штукатурку, имитирующую природный камень, понадобится портландцемент, крошка мрамора, гранита или керамики фракции 3-5 мм.

Для придания цвета декоративной штукатурки «под камень» используют охру, железный сурик, цветной цемент и другие светостойкие и щелочеустойчивые пигменты.

Различают два способа нанесения сграффито.


Для выполнении сграффито способом выборки раствора потребуется изготовить трафарет. Шилом или достаточно толстой швейной иглой в картоне делаем отверстия. Поверхность перед нанесением сграффито подготавливаем, смачиваем ее водой. Когда воды впитается, наносим грунт, насекаем его, выдерживаем. После этого его вновь надо увлажнить и нанести на него необходимое количество накрывочных слоев штукатурки.

Все слои должны быть разглажены и уплотнены. Для лучшей прочности граффито оптимально нанесение не менее 5 слоев. Первый накрывочный слой делают толще последующих, обычно 5 мм, а последующие слои толщиной 1-2 мм. Далее необходимо выждать время от 2 до 4 часов, затем наложить трафарет и простучать его марлевым тампоном с мелом.

Теперь непосредственно приступаем к выполнению сграффито, вырезая фрагменты рисунка на глубину накрывочного слоя необходимой окраски. Начинать вырезать надо с самого нижнего слоя. Для этой ответственной операции понадобятся соответствующие инструменты - ножи, скальпели, набор резцов. Пересохший раствор режется плохо, поэтому важно выполнить сграффито до высыхания штукатурки. Затем поверхность обметают щеткой.


Можно выполнить сграффито путем набивки рисунка. Орнамент уже не вырезают, а последовательно набивают на стене разноцветными накрывочными слоями. Понадобятся изготовить для каждого из элементов рисунка различных цветов . Элементы рисунка на трафаретах вырезают полностью, оставляя необходимое количество перемычек.

Итак, выравниваем и затираем верхний слой штукатурки. Он начнет схватываться, тогда прикладываем трафарет и кистью торцовыми ударами набиваем раствор нужного цвета. Как подсохнет этот слой, поверх него набиваем следующий элемент. Требуется аккуратность, чтобы не выйти за пределы трафарета. Штукатурку, расплывшуюся за края, немедленно удаляют ножом пока она схватится. Тонкой кистью поправляют не закрашенные части рисунка.

Ухаживая за сграффито, достаточно периодически чистить поверхность щетинной щеткой. Если предстоит ремонт сграффито, то следует обновить целиком поврежденный элемент орнамента.