Бортпроводник требования к кандидату. Профессия стюардесса


МОСКВА, 19 апр — РИА Новости, Анна Михайлова. Белоснежная улыбка, приятный голос и идеальная фигура — современные стюардессы во многом напоминают моделей. Накануне Тушинский суд Москвы отклонил иск сотрудницы "Аэрофлота" о признании дискриминационными требования к размеру одежды бортпроводников. Таким образом, внутренние предписания авиаперевозчика, регулирующие "габариты" персонала, признаны законными.

Аргументы "Аэрофлота" просты: рабочее пространство стюардессы внутри самолета очень ограниченно, и, чтобы не мешать коллегам и пассажирам, она должна быть определенного телосложения. Кроме того, чем больше вес проводника, тем больше расход топлива. Кому-то такие критерии могут показаться обидными, но это далеко не самые строгие требования, которые применяют мировые авиакомпании.

Однозначного ответа на вопрос, до какого возраста можно работать бортпроводником, нет, так как в некоторых странах, например в Великобритании, авиакомпаниям запрещено вводить возрастные ограничения при приеме на работу. В среднем на европейских авиалиниях резюме принимаются от претендентов в возрасте от 18 до 56 лет. Бывают, правда, и исключения. В 2015 году британский перевозчик Virgin Atlantic нанял 59-летнюю бабушку, имеющую 11 внуков, которая всю жизнь мечтала быть стюардессой.

Однако американские авиалинии не так либеральны в этом вопросе. Так, крупнейший авиаперевозчик в США — Delta Air Lines — нанимает стюардесс не старше 25 лет, ростом не менее 165 сантиметров и весящих не более 65 килограммов. Попытки обмануть потенциального работодателя могут закончиться конфузом — на собеседовании кандидатов взвешивают и измеряют.

Вообще, требование к весу — одно из самых распространенных при приеме на работу в зарубежных авиакомпаниях. Идеальный кандидат должен иметь индекс массы тела в среднем от 18 до 25. Чтобы рассчитать, соответствуют ли ваши пропорции этой формуле, дважды разделите свой вес на рост в метрах.

В позапрошлом году компания Air India выпустила предупреждение 600 сотрудникам из 3500 о необходимости сбросить вес в течение полугода, если они хотят сохранить работу. При этом нормальным для женщин, по мнению авиаперевозчика, признавался индекс массы тела от 18 до 22.

Для простоты многие авиакомпании просто вводят ограничения по размеру одежды — не больше российского 44-46-го, но существуют и более детальные требования. Например, у французской компании Aigle Azur строгие требования к объему бедер бортпроводниц — до 100 сантиметров. В китайскую China Southern Airlines не берут владельцев обуви больше 36-го размера.

А популярная авиалиния Объединенных Арабских Эмиратов Emirates придает особое значение размеру груди бортпроводниц. Он не должен превышать 75С.

Что касается роста, то тут разброс более демократичный — от 157 до 188 сантиметров. Самое главное, чтобы бортпроводник без труда дотягивался до полки над сидением пассажира и мог достать оттуда багаж весом до 10 килограммов.

Еще один важный анатомический аспект — идеальная улыбка. У большинства зарубежных авиакомпаний есть особые требования к гигиене рта, ровным зубам, отсутствию цветных коронок, брекетов и прочих инородных элементов, включая пирсинг. Серьги в "неположенных местах" вообще являются распространенным табу, наряду с татуировками (даже там, где их никто, кроме вас, не видит), шрамами, родимыми пятнами и длинными ногтями.

Под запрет нередко попадают и обычные ювелирные украшения. Так, в печально известной американской авиалинии United Airlines бортпроводникам нельзя носить больше четырех колец (по два на руку). Другая американская компания — лоукостер JetBlue — предостерегает стюардесс от любых аксессуаров, которые "не подходят к униформе".

Не обходят вниманием и волосяной покров. Помимо очевидного запрета на вызывающие прически вроде фиолетового ирокеза или дредов, авиакомпании четко прописывают, как должна выглядеть голова бортпроводника. В British Airways нельзя иметь волосы ниже плеч. Компания United Airlines запрещает стюардам носить усы и бороды. Там же существует необычный запрет мужчинам пользоваться средствами макияжа.

В то же время стюардесс обязывают красить губы помадой или блеском. Аmerican Airlines, в свою очередь, предписывает бортпроводникам следить за волосами в носу и ушах.

Сотрудники авиалиний не только не хозяева своей коже, волосам и ногтям, но даже личной жизни. Во многих компаниях, например в немецкой Lufthansa, индийской Jet Airways или английской British Airways, к стюардессам предъявляются требования не состоять в браке и не иметь детей.

С одной стороны, это обусловлено заботой о гипотетической семье. Ведь работа бортпроводника опасна, и авиакомпании не хотят брать на себя ответственность за детей, которые в случае крушения самолета останутся сиротами. К тому же из-за постоянных перелетов у стюардесс остается не так много времени на семью. И все же многие находят эти требования дискриминационными, отмечая, что человек сам вправе расставлять приоритеты.

Постепенно под давлением общественности строгие правила авиалиний меняются. Так, в 2015 году престижная Qatar Airways оказалась в центре скандала с увольнением стюардесс, которые забеременели или вышли замуж до истечения пяти лет работы в компании. После того как политику авиаперевозчика осудила Международная организация труда под эгидой ООН, ограничения были отменены.

Стюардесса. Кажется, романтичнее профессии не придумаешь: небо, самолёты, путешествия… Смотришь на этих стройных девушек в красивой яркой форме и думаешь: «Стану стюардессой!». Если такая мысль приходила в голову и вам, то эта статья для вас. ГУиР разобрался, как попасть в профессию, где учиться, а также какие есть плюсы и минусы в работе бортпроводника.

Кого берут в бортпроводники

Итак, что же нужно, чтобы стать стюардессой? Есть определённые критерии: привлекательная внешность, стройное телосложение (не больше 46-го размера одежды), рост от 165 см (нужно доставать до верхней полки в самолёте), хорошее здоровье (к противопоказаниям относятся плохое зрение, плоскостопие, проблемы с опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системами), владение английским языком на высоком уровне.

Где учиться на стюардессу

Есть два способа попасть в профессию: пройти обучение за свой счёт или отучиться на курсах от авиакомпании.

В первом случае вы сначала учитесь в вузе или на курсах и уже с образованием ходите по собеседованиям в авиакомпаниях. У такого варианта есть некоторые риски: вы можете не подойти по определённым параметрам большинству авиакомпаний, и тогда устроиться на работу будет сложно. Но есть и плюс: вы ни с кем не связаны обязательствами и можете легко уйти из профессии, если поймёте, что это не ваше.

В Москве бортпроводников готовят Авиашкола «Аэрофлота», Авиационный учебный центр ЧУ ДПО «Школа бортпроводников» и Центр подготовки авиаперсонала Jet Service.

Второй вариант стать стюардессой - выбрать конкретную авиакомпанию и успешно пройти там собеседование, после чего вас отправят учиться на курсы. В этом случае проблем с трудоустройством не будет и платить за учёбу не нужно. Но есть один нюанс: после прохождения курсов вы подписываете с авиакомпанией договор, по которому обязаны проработать 2 года. А если всё же решите уволиться, придётся заплатить штраф и возместить всю сумму, потраченную на ваше обучение.

Сколько получают стюардессы

Вопреки общепринятому мнению, хорошо зарабатывать в этой профессии не так легко. Зарплата зависит от авиакомпании и стажа работы. Например, первое время бортпроводники 3-го класса (то есть новички) получают около 20 тысяч рублей. Чтобы повысить свой класс, а вместе с ним и зарплату, нужно отлетать 2000 часов для второго класса и 3000 часов - для третьего.

Получается, хорошо зарабатывать стюардессы начинают только через несколько лет работы.

Минусы профессии

Профессию стюардессы принято романтизировать: небо, постоянные путешествия, нестандартный график… Однако не стоит забывать, что регулярные перелёты и смена часовых поясов отнимают много сил и здоровья. А ещё это постоянный стресс и не всегда адекватные пассажиры. В общем, такое выдержит не каждый.

Стюардесса, стюард… Звучит красиво. Представители этой профессии и в самом деле люди приятные во всех отношениях. У них привлекательная внешность, хорошие манеры, грамотная речь. О том, что в обязанности бортпроводников входит не только улыбка и раздача обедов, но и обеспечение безопасности пассажиров во время полета, вспоминают редко. Однако те, кому удалось пережить в воздухе внештатную ситуацию, понимают, насколько это ответственная, требующая колоссальной выдержки работа. Поэтому делая выбор в пользу профессии «бортпроводник», следует не только смотреть в зеркало, но и оценивать свои физические и психологические возможности.

Когда и почему в самолетах появились бортпроводники

Понимание того, что пассажирам в полете требуется уделять внимание, пришло довольно быстро. До появления стюардесс эта обязанность лежала на втором пилоте. Весь полет он был вынужден курсировать между кабиной пилотов и салоном самолета. Подобный сервис ставил под угрозу безопасность авиаперелета. Первый стюард был включен в состав экипажа в 1928 году в Германии.

В 1930 году американские авиакомпании решили повысить привлекательность пассажирских авиаперевозок и начали брать на должность бортпроводников стройных красивых девушек. Был у перевозчиков и чисто практический интерес - красавицы мало весили и не создавали перегруз самолета.

В перечень обязанностей первых девушек-стюардесс входило огромное количество дел, в том числе, физически тяжелых.

Бортпроводница должна была навести порядок в кабине пилотов и в салоне, проверить надежность крепления кресел к полу и даже перебить мух в случае их наличия. Встречая пассажиров, стюардесса взвешивала пассажира и его багаж, а затем сама погружала чемоданы в самолет.

Во время полета «граждане улетающие» могли попросить стюардессу не только выдать им одеяло и тапочки, но и почистить обувь! После посещения пассажирами туалета она была обязана убрать помещение.

Пока самолет находился в транзитном аэропорту, бортпроводницы занимались его заправкой. Топливо приходилось переносить в обыкновенных ведрах. Но самой немыслимой сегодня кажется обязанность стюардессы «помочь закатить самолет в ангар по прибытии в конечный пункт».

С развитием авиации и увеличением длительности полета стало ясно, что на борту может случиться разное - от незапланированных родов до появления террористов. Поэтому в программы подготовки бортпроводниц было включено обучение приемам самообороны и оказания медицинской помощи.

В бортпроводники брали молодых (до 25 лет) незамужних девушек, вес которых не превышал 52 кг, а рост ‑ 160 см. Претендентка на должность должна была иметь диплом медсестры.

Описание профессии

Бортпроводник - главный человек в салоне летящего авиалайнера. Он заботится о комфорте и безопасности пассажиров, оказывает им любую поддержку и помощь в случае необходимости, а также несет ответственность за их жизнь и здоровье.

Занимать эту должность может только эмоционально устойчивый человек с крепкими нервами. Далеко не все пассажиры бывают спокойными, доброжелательными и хорошо воспитанными. А если полет длится 8 часов и более?..

На каждом этапе подготовки и проведения рейса за бортпроводником закреплены определенные обязанности. Перед полетом стюардесса должна проверить наличие на борту медицинской аптечки и аварийно-спасательного оборудования. На самолет должны быть доставлены комплекты питания, напитки, средства гигиены, одеяла и другие необходимые вещи.

Бортпроводник обязан проинструктировать пассажиров о правилах поведения в штатных и экстремальных ситуациях, а во время полета следить за их выполнением.

Стюард должен уметь оказывать первую медицинскую помощь, а также предупреждать и предотвращать возникшие на борту конфликтные ситуации. Во время обучения бортпроводников даже учат тушить пожары!

Стажеры также обязаны знать конструкцию самолета, чтобы в случае его попадания в воздушные ямы, условия грозы и другие нештатные ситуации суметь объяснить пассажирам причину изменения «поведения» авиалайнера.

Эта профессия требует хорошего здоровья и физической подготовки. Работа проходит стоя, в постоянном передвижении по салону. В полете приходится испытывать перепады высоты, температуры и атмосферного давления. Все это сопровождается сменой часовых и климатических поясов, нарушением режима сна и питания.

Не случайно для представителей этой специальности существуют возрастные ограничения. Пенсионный возраст для женщин-стюардесс наступает в 45 лет, мужчин-стюардов - в 50.

Рейтинг ТОП-10 лучших онлайн школ



Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.


Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.


Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.



Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.



Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.



Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.


Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.


Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.


Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.


Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

Требования к бортпроводникам

Общие правила к представителям этой профессии остались неизменными, хотя каждая авиакомпания может устанавливать свои правила приема на работу. Стюард или стюардесса должны иметь:

  • хорошее здоровье (заключение об этом дает медкомиссия);
  • приятную внешность;
  • мягкий тембр голоса;
  • допустимое отклонение остроты зрения - не больше 30%;
  • возраст - в среднем 19-29 лет;
  • рост - 160-175 для женщин, 170-190 для мужчин;
  • размер одежды - 42-46 для женщин, 46-52 для мужчин.

Качества, необходимые стюардам:

  • коммуникабельность;
  • эмоциональная сдержанность;
  • терпение;
  • дипломатичность;
  • умение слушать;
  • ответственность;
  • внимательность;
  • устойчивость к стрессам;
  • быстрота реакции.

Важное требование к представителям этой профессии - грамотно говорить по-русски, хорошо владеть одним или несколькими иностранными языками.

Где учиться профессии бортпроводника

До недавнего времени, чтобы стать стюардессой, достаточно было получить среднее специальное образование или закончить специализированные курсы. Сегодня наличие высшего образования является конкурентным преимуществом. Особенно ценятся вузы, которые готовят специалистов в области авиации. Там не обучают профессии «бортпроводник», но дают базовые знания для тех, кто собирается работать в небе.

Если высшего образования нет, а желание работать бортпроводником есть, можно закончить подготовительные курсы, пройти собеседование в авиакомпании и медицинскую комиссию. Но следует понимать, что эта требует большого багажа знаний в области психологии, медицины, лингвистики и т.д. Поэтому помимо посещения специализированных курсов следует заниматься еще собственным самообразованием.

Плюсы и минусы профессии

Стюардесса, безусловно, нестандартная профессия. Благодаря внешнему антуражу она кажется легкой и романтичной. Но, разумеется, это не так или не совсем так.

Преимущества специальности:

  • отсутствие рутинного графика работы;
  • социальный пакет и социальные льготы для сотрудников;
  • 45-дневный отпуск;
  • возможность рано выйти на пенсию.

Недостатки специальности:

  • большие физические и эмоциональные нагрузки;
  • необходимость обслуживать разный контингент пассажиров;
  • риски для жизни и здоровья;
  • необходимость большого объема знаний и навыков.

Резюме

В этой «воздушной» профессии много земного и даже, можно сказать, приземленного - средние зарплаты, регулярные стрессы, не так уж и много романтики. Поэтому работать бортпроводниками, так или иначе, идут люди влюбленные в небо. Если в будущей стюардессе или завтрашнем стюарде не будет трепета перед заоблачными далями, нет смысла испытывать на себе регулярные эмоциональные и физические перегрузки, да еще и рискуя жизнью. Но если душа поет, когда самолет набирает высоту, то пора начинать готовиться к своему первому профессиональному полету!

Стюардесса

5 (100%) 1 vote

Со стороны профессия стюардессы кажется довольно легкой и весьма романтичной: полеты, прекрасные виды из иллюминаторов, новые места и люди и т.д. На самом деле работа бортпроводника (именно так официально называется профессия) довольно ответственна.

  • Во-первых, все время полета (а они бывают и довольно длительными) надо проводить на ногах.
  • Во-вторых, постоянные смены часовых поясов и климатических зон, шум, вибрация, перепады давления пользы здоровью точно не приносят.
  • В-третьих, стюардесса занимается обслуживанием большого количества пассажиров, поэтому ей приходится быть внимательной, заботливой и корректной все время в пути. Здесь, не побоимся этого слова, нужен талант.

И все-таки, романтика в профессии есть — полеты, новые места и интересные люди, которых в самолете встретить можно достаточно часто.

Места работы

Должности стюардесс есть во всех авиакомпаниях.

История профессии

Зарплата стюардессы

Конечно, то сколько получают стюардессы зависит от категории, стажа и авиакомпании. Также это зависит от направления выполняемых рейсов. Зарплата стюардессы может составлять от 20 000 до 150 000 рублей в месяц. Разумеется, высокие доходы встречаются у представителей данной профессии редко, да и требования к работникам в этом случае предъявляются повышенные.

Средняя зарплата стюардессы составляет около 48 000 рублей в месяц и существенно превышает общероссийский уровень.

Работа бортпроводника или стюардессы одна из самых романтичных в мире. Только представьте: голубое небо, вы в красивой форме, во круг вас много новых, интересных людей и дальние страны впереди. Чем не мечта? Тем более что для осуществления этой мечты не надо долго учиться. Бортпроводников и стюардесс готовят все крупные авиакомпании . В первую очередь это связано с тем, что в сфере авиаперевозок большая текучка кадров. Несмотря на кажущуюся легкость, профессия бортпроводника достаточно тяжелая и в физическом и в эмоциональном плане. Частая смена часовых поясов, перепады давления и стрессовые ситуации не добавляют здоровья и многие не выдерживают, предпочитая небу земные профессии. Но если вы твердо решили, что небо ваша стезя, то есть несколько вариантов получения профессии бортпроводник и дальнейшего трудоустройства.

Бесплатное обучение бортпроводников и стюардесс

Если вы хотите бесплатно освоить эту профессию, то достаточно обратится на соответствующие курсы в любую авиакомпанию. Если приемная комиссия сочтет вас достойным кандидатом, вы пройдете, обучение на курсах бортпроводников и в счет их оплаты подпишите 3-х летний трудовой договор с авиакомпанией. В случаи преждевременного расторжения договора, вы будете обязаны оплатить стоимость курсов. Поэтому хорошо подумайте перед тем, как связывать себя обязательствами.

Платное обучение бортпроводников и стюардесс

Если вы хотите самостоятельно решать, на каких условиях и где трудиться после получения специальности бортпроводник, то вам дорога в «Школу проводников » на базе Московского государственного технического университета гражданской авиации. Эта школа работает с 1995 года и зарекомендовала себя как лучшая. Программы подготовки в школе составлены на базе аварийных процедур ЦП "Люфтганза", стандартов сервиса авиакомпании "Австрийские авиалинии", соответствуют требованиям ICAO и соотнесены с требованиями российского воздушного законодательства. Также в ней можно обучится уникальным специальностям, например «Организация обслуживания Главного пассажира и пассажиров VIР в самолетах компоновки "салон" в корпоративной авиации». На данный момент курс первоначального обучение в школе бортпроводников стоит порядка 36000 рублей.

Какие критерии отбора для стюардесс и бортпроводников?

Хорошее здоровье;
Приятная внешность;
46-й размер одежды у девушек;
до 54-го размера одежды у юношей, без склонностей к полноте;
Рост: у девушек 165-175 см., у юношей 175-185 см;
Адекватность, коммуникабельность, стрессоустойчивость;
Обязательно знание разговорного английского языка.

Карьера и зарплатные ожидания стюардесс и бортпроводников

Проблем с трудоустройством в сфере авиаперевозок нет, рынок труда испытывает постоянный спрос на стюардесс, а для юношей - бортпроводников все двери открыты. Это объясняется тем, что молодых людей в этой профессиональной области мало, а на борту самолета их должно быть не менее двух.
Что касается зарплаты - у начинающих она в среднем 22 тысячи рублей, повышение зарплаты зависит от налетанных часов. После года работы на внутренних рейсах, вы сможете обслуживать международные, и ваша зарплата достигнет 30 000 50 000 рублей.

Особенности профессии бортпроводника

Существует заблуждение, что стюардесса это такой же обслуживающий персонал, как скажем официантка. Однако это не так, в первую очередь стюардессы и бортпроводники отвечают за безопасность пассажиров на ботру самолета. Они в совершенстве должны владеть техникой безопасности, основами оказания первой помощи, пользоваться аварийно-спасательными средствами (огнетушителями, дымозащитными масками, кислородными баллонами), разбираться в особенностях конструкции разных моделей самолетов (ИЛ 86, Ил 62, Ту 154, ТУ 134, ЯК 42 и др.), а также уметь грамотно рассказать пассажирам о ситуации и успокоить их.