Заказ экскурсий Online. Описание базилики Максенция в Риме


Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio) – сооружение, одно из украшений (Forum Romanum), по своим габаритам превышающая все, возведенные в разные столетия.

В 308 году приступили к возведению Базилика Максенция по указу императора Максенция. У Базилика была гражданская функция, в ней намеревались устроить городскую префектуру, связавших всех членов римской администрации. Завершилось возведение лишь через несколько лет, в 312 году, незадолго до кончины императора.

Однако в том же 312 году после смерти Максенция уже при императоре Константине (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) были добавлены осязаемые изменения в проект и сооружение частично переделано. Потому этот объект по-иному именуют Базилика Максенция и Константина.

Если при Максенции строение обладало 20-метровой апсидой с западной стороны с изваянием Максенция и вход с восточной, то Константин приказал достроить апсиду с северной стороны и еще один вход с южной, а заместо статуи предместника поставить собственное скульптурное изваяние из мрамора и бронзы. Сейчас от данной скульптуры остались лишь 2-а элемента: ступня 2-метровой длины и голова, экспонированные для осмотра во внутреннем дворике Палаццо деи Консерватори (Palazzo dei Conservatori) на Капитолийском холме (Campidoglio).

Место для возведения Базилики Максенция было избрано у самой Священной дороги (Via sacra), в наиболее северной ее части. Базилика Максенция должна была захватить место меж храмами Венеры (Il Tempio Di Venere), Ромы (Il Tempio Di Roma) и Божественного Ромула (Il Santuario Della Divina Romolo).

Там на небольшом возвышении множество столетии располагался рынок специй и лечебных снадобий со складскими помещениями. Вместо рынка и надумали возвести базилику Максенция. Для того рынок переместили в иное место, а холм понадобилось выравнивать.

Архитектурные особенности

При создании плана сооружения Максенция и ее декора античные мастера взяли за пример термы Каракаллы (Le Terme Di Caracalla) и Диоклетиана (Le Terme Di Diocleziano). Уникальность строения Базилику Максенция состояла в том, что верхнее перекрытие было сводчатым, а не было собрано, как в предыдущих сооружениях такого же вида, из балок.


Базилика Максенция по своей конструкции была похожа термы того периода, обладавшая сводчатыми потолками над главным пространством. Свет должен был проходить через оконные проемы в стенах среднего и боковых нефов. Базой для крестообразного свода были столбы из бетона и колонны из монолитного порфирского мрамора в высоту 14,5 м.

Согласно проекту общая площадь главного пространства базилики Максенция была более 4 000 м². Стены были исполнены из бетона и выложены кирпичом, у восточного входа возвели лестницу внушительной ширины. Своды тоже были бетонными, однако декорированные позолотой.

Перед входом в главное пространство базилики Максенция со стороны фасада располагалась площадка-вестибул длиной 8 метров.

Центральный неф был в длину 80 м и высоту 39 м, боковые сообразно – 20,5 м длиной и 24 высотой. Роскошь внутреннего убранства базилики Максенция акцентировалась отделкой мрамором: белые мраморные плиты на стенах, цветные – на полу.

Подстроенный по приказу Константина вход с южной стороны, от Священной дороги, был украшен портиком с колоннами коринфского ордера. Подстроенная с северной стороны апсида была украшена скульптурами и замыкалась воротами, потому как там проходили заседания суда по рассмотрению дел, в которых упоминались имена высокопоставленных особ, членов Сената.

Помимо своей прямой функции, строение было задействовано как место деловых переговоров и прочее.

На протяжении последующих столетий базилика Максенция начала разрушаться. В 626 году Папа Римский Гонорий І (Papa Onorio I) воспользовался черепичным покрытием базилики, исполненным из медных пластин с позолотой, для декорирования Собора Святого Петра (La Basilica Di San Pietro).

Мощные землетрясения 847 и 1349 годов способтвовали разрушению центральной части и одной боковой галереи базилики Максенция. Во время возведения в 1613 году Церкви Санта-Мария Маджоре (La Chiesa Di Santa Maria Maggiore) по указу понтифика Павла V (Papa Paolo V) из античного храма изъяли последние сохранившиеся колонны.

Уцелевший фрагмент здания базилики Максенция активно эксплуатировался в 20-м столетии. К примеру, на Олимпиаде 1960 года в базилике проводили соревнования по греко-римской борьбе.

Базилика Максенция и Константина − грандиозное архитектурное сооружение, являвшееся крупнейшим зданием на Римском форуме и находившееся неподалеку от храма Божественного Ромула, рядом с Храмом Венеры и Ромы, у Священной дороги.

Возведение базилики началось в 308 году нашей эры, в годы правления императора Максенция. Здание расположили на месте склада приправ и лекарств, известного как Перечные амбары, на небольшом холме Велия, предварительно выровняв его с помощью насыпной платформы. Фундаментом базилики являлась прямоугольная бетонная крепида длиной 100 метров и шириной 60 метров. Общая площадь здания составляла 6000 квадратных метров.

Изначально базилика имела единственный вход с восточной стороны, который вел в удлиненный атрий. Здание было разделено на три нефа: два боковых шириной 20,5 метра и высотой 24 метра и средний, имевший ширину 25 метров и высоту 35 метров. Три крестовых свода перекрывали средний неф и визуально опирались на 8 монолитных колонн из порфира, высота которых составляла 14,5 метров. Колонны выполняли лишь декоративную функцию, а настоящей опорой для конструкции являлись 4 бетонных столба. Освещение базилики осуществлялось с помощью окон, расположенных в верхней части стен среднего нефа и в наружных стенах боковых нефов. В западной части среднего нефа напротив центрального входа имелась полукруглая апсида шириной 20 метров, в которой некоторое время располагалась статуя Максенция. Бетонные стены базилики покрывала кирпичная кладка, облицованная мрамором. Для покрытия бетонных сводов использовался золоченый стукко (материал для отделки, искусственный мрамор). Пол был украшен геометрической мозаикой из различных видов мрамора.

Максенций не успел закончить возведение базилики, в 312 году император Константин завершил ее строительство и несколько видоизменил конструкцию здания. Оставив трехчастное деление базилики, он добавил второй вход с юга, со стороны Священной . Южный вход был акцентирован великолепным украшенным четырьмя порфировыми колоннами портиком со ступенями перед ним. Напротив нового входа в базилике располагалась апсида, обрамленная внизу ступенями, а вверху украшенная нишами со статуями. В центральной, самой большой нише, находилась статуя Константина, для обнаженных частей тела которой использовался мрамор, а для всего остального − позолоченная бронза.

Время и люди не пощадили грандиозное строение, возведенное двумя императорами. Землетрясение 847 года уничтожило своды двух нефов. Базилику не только никто не пытался реставрировать, но зачастую ее использовали как источник строительных материалов. Так в 626 году папа Гонорий I украсил первую базилику св. Петра позолоченной черепицей, снятой с базилики Максенция и Константина, а в 1613 году единственную уцелевшую колонну главного нефа папа Павел V переместил на площадь перед базиликой Санта Мария Маджоре. В настоящее время от величественного сооружения остался только боковой неф.

В начале IV века (около 307 г. н. э.) император Максенций начал строить величественную административную базилику, где должна была разместиться префектура, которая с того момента стала единым органом всей городской администрации.

Здание воздвигли на месте располагавшегося здесь ранее склада специй, пряностей и лекарств. Базилика имела 100 метров в длину и 60 в ширину (площадь 6000 кв. м.), достигая в центральном нефе высоты в 35 метров. Базилика была задумана настолько грандиозной, с такими колоссальными пролетами сводов, что даже мудрость римских инженеров не спасла ее от разрушения - вскоре после возведения она обрушилась.

Здание имело большой центральный неф, заканчивавшийся в апсиде с западной стороны. Его покрывали три крестовых свода, которые поддерживали восемь колонн размером почти 15 м. Два крыла имели цилиндрические своды и кессонные потолки. Первому входу с востока предшествовал горизонтальный вестибюль, что придавало комплексу ориентацию восток-запад, которая была изменена, когда в 312 г. строительство завершил Константин (Максенций был сброшен с трона своим братом и соправителем Константином), добавивший второй вход с юга, со стороны Священной улицы. Здесь лестница вела внутрь через вход с портиком, перед которым стояли четыре коринфские колонны. Внутри была достроена еще одна апсида, украшенная статуями. Закрытая воротами, она предназначалась для введенных в то время закрытых судебных разбирательств по делам сенаторов. Пол украшала геометрическая мозаика из различных видов мрамора. Мраморные плиты покрывали и внутренние стены, придавая им поистине величественный вид.

Этот величественный облик усиливала статуя императора Максенция, которая после его смерти была заменена гигантской статуей из мрамора и бронзы императора Константина, установленной в западной апсиде. Чтобы получить представление о размерах статуи, следует посмотреть на то, что осталось от нее, во внутреннем дворе палаццо Консерваторов на Капитолии. Там хранятся голова и ступня, длина которой 2 м.

Контакты

Адрес: Clivo di Venere Felice, Roma, Италия

Телефон: +39 06 0608

Официальный сайт: www.turismoroma.it/cosa-fare/basilica-di-massenzio

Как добраться

Метро: станция Colosseo (линия В, В1)

Автобусы: остановка Colosseo (№ 51, 75, 85, 87, 117, 186, 810)

Рим завоевал любовь многих туристов благодаря тому, что в этом городе можно устроить себе интересный и познавательный отдых. Здесь находится рай для историков и архитекторов, гурманов и клаберов. В Вечном городе отдых настолько разнообразен, что каждый найдет себе увлечение по душе.

Здесь можно посещать музеи и галереи с произведениями искусства и другими памятками, послушать мессу в одной и местных церквей, устроить , съездить к морю или термальным источникам.

Кроме того, вы можете отведать блюда из итальянской или средиземноморской кухни, повеселится в одном из или развлечься в парке на аттракционах.

Во время всего вашего отдыха во всех частях города вам будут попадаться на глаза места археологических раскопок. Это весьма занятное зрелище, иногда захватывающее дух, ведь трудно поверить, что в Древнем Риме могли соорудить здания, сохранившиеся до наших дней. Одним из них является Базилика Максенция — Константина.

Историческая «справка» базилики Максенция в Риме

Строительство базилики началось в 308 году по инициативе императора Максенция на месте складских помещений, предназначенных для хранения специй. К сожалению, достроить это сооружение он не смог по причине своей смерти, но его работ

У продолжил его брат – следующий император Константин, занявший его трон.

Константин активно занялся реконструкцией базилики, придав ей христианский облик, так как был первым в Римской империи императором, который принял христианство. Поэтому часто можно слышать, что эту архитектурную памятку называют базиликой Максенция-Константина. Также ее называли Новой базиликой, так как она первая не использовалась по назначению – здесь слушались судебные дела.

Но, увы, базилика Максенция в Риме не настолько вечна, насколько вечен город, и со временем она начала терять свой впечатляющий внешний вид и в скором времени поддалась разрушениям. Например, в 626 году Папа Гонорий І снял черепицу из позолоченной меди в качестве украшения для базилики Святого Петра, в 847 и 1349 году землетрясения разрушили два нефа, в 1613 году Папа Павел V колонны из уцелевшего нефа использовал для церкви Санта-Мария Маджоре.

В 1960 году под сводами базилики во время проведения Олимпийских игр происходили соревнования по греко-римской борьбе. Сегодня здание базилики используется для проведения музыкальных концертов в теплое время года.

Описание базилики Максенция в Риме

Базилика Максенция и Константина (Basilica di Massenzio) – это грандиозное сооружения с ярко выраженной архитектурой, которое еще является самым большим на . Ее общая площадь составляет более 6000 кв.м. Длина этого сооружения – около 101 м, ширина- 65 м, высота – 35 м.

Ко входу в базилику ведет большая лестница со стороны Священной дороги. Вся базилика поделена на три нефа : средний с высотой 35 м и два боковых высотой 24 м. Для перекрытия среднего нефа впервые использовались крестовые своды, которые будто опирались на 8 колонн из монолита и порфира. На самом деле эти колонны выполняли исключительно декоративную функцию, а в качестве опоры были 4 бетонных столба. Свет обеспечивали окна в верхней части стен и боковых нефах.

Стены и полы украшены цветными мраморными плитами по примеру и . Интерьер базилики завершает апсида в виде полукруга, придающая сооружению величественность и изящность. Здесь поместили сидящую скульптуру Максенция, у которого руки, ноги и голова были мраморными, а остальные части тела – из бронзы и парч. Константин, став императором, достроил еще одну апсиду, предназначенную для слушания судебных дел. Здесь установили статую Константина, переделанную из Максенция и небольшие скульптуры его родственников и помощников.

На внешней стороне помещены четыре карты Римской империи в период ее самого большого могущества. На них обозначены земли, которые принадлежали империи планы для будущих завоеваний.

На территории базилики в одной из ее частей оформлен дворик, где хранятся остатки скульптур. Если вы хотите собственными глазами посмотреть на останки Константина и Максенция, зайдите в палаццо Консерваторов на . Там можно увидеть 2-метровую ступню и голову императора.

Где находится базилика и как до нее добраться

Базилика Максенция-Константина находится около северной обочины Священной дороги. Если смотреть на ближайшие к базилике сооружения, то она расположена между храмами Ромы и Венеры . Неподалеку находится храм Божественного Ромула на холме Велии, поэтому если вы оказались около него, то до базилики рукой подать.

Чтобы посетить базилику Максенция (или точнее – то, что от нее осталось), необходимо добраться до Римского форума , на территории которого и расположена базилика. К форуму удобно добираться всеми видами транспорта.

  • Если вы выберете , то ехать надо до станции Colosseo,
  • если автобус – то до станции Parco Celio.
  • Также в этом направлении курсирует трамвай №3.
  • Еще вы можете использовать в качестве средства для передвижения, вызвав его предварительно к отелю или найдя на одной из стоянок.

Базилика Максенция на фото

Ниже размены фотографии базилики Максенция-Константина с разных ракурсов. На них вы сможете увидеть как само сооружение, так и его отдельные детали и остатки скульптурных композиций.

В 306 году император Максенций , мечтая восстановить древнюю римскую культуру и остановить распространение христианства в Риме (), начал строить огромную базилику на площади Римского Форума рядом с храмом Венеры и Ромы и форумом Веспасиана.

Все последующие церковные строения позднего Рима, а также раннего средневековья повторяли своими формами базилику Максенция.

Площадь Базилики Максенция достигала 6000 квадратных метров, а ее конструкция была совершенно необычной для архитектуры той эпохи. Проект базилики разрабатывали очень талантливые ученые, которые выполнили точный расчет оригинальной конструкции. Базилика, длина которой составляла 101 метр, делилась на три нефа. Самым широким был средний неф, который был перекрыт тремя крестовыми сводами, опиравшимися на восемь мощный столбов.

Кроме этого, этот неф был значительно выше других, что дало возможность разместить окна на продольных стенах над крышей боковых нефов. Диаметр арки крестового свода достигал 25 метров. Сквозные наружные стены базилики Максенция не являлись несущими, они всего лишь заполняли пространство между столбами, которые и принимали основную нагрузку. Световые пролеты в верхней части здания были разделены на три части узкими столбиками.

Архитекторы , которые строили базилику Максенция, максимально использовали живописные пересечения и композиции, которые немного напоминали виллы в Помпеях. Особенно большое впечатление получал посетитель, который проходил вдоль главного нефа, но еще более богато и живописно выглядел интерьер базилики для того, кто двигался вдоль одного из боковых нефов. В качестве украшения базилики служили богатые декоративные детали и живописные пересечения. Пролеты базилики Максенция были идентичны пролетам арки Септимия Севера.

Базилика Максенция считается завершающим сооружением в развитии римского сводчатого стиля. Достраивали базилику Максенция уже при императоре Константине. Она существенно от своих предшественниц. Базилика Максенция более походила на центральные помещения терм Каракаллы и Диоклетиана .

Сегодня от базилики Максенция сохранился лишь только один боковой неф, однако и он производит ошеломляющее впечатление и дает представление о красоте базилики Максенция. Эта базилика является последним монументальным сооружением античного Рима.

Базилика Максенция на карте