Виды опор по назначению. Монтаж и эксплуатация воздушных линий электропередачи Классификация опор лэп по общему виду


Конструкция опор воздушных линий электропередачи

Конструкция опор

Конструкции опор воздушных линий электропередачи весьма разнообразны и зависят от материала, из которого изготавливается опора (металлическая, железобетонная, деревянная, стеклопластиковая), назначения опоры (промежуточная, угловая, транспозиционная, переходная и т.д.), от местных условий на трассе линии (населенная местнсть или ненаселенная, горные условия, участки с болотными или слабыми грунтами и т.п.), напряжения линии, количества цепей (одноцепная, двухцепная, многоцепная) и т.д.

В конструкции многих типов опор можно встретить следующие элементы:

  1. Стойка – является основным неотъемлемым элементом конструкции опоры, в отличие от остальных элементов которые могут отсутствовать. Стойка предназначена для обеспечения требуемых габаритов проводов (габарит провода - вертикальное расстояние от провода в пролёте до пересекаемых трассой инженерных сооружений, поверхности земли или воды). В конструкции опоры может быть одна, две, три и более стоек.

  2. а б

    Рисунок. Опоры ВЛ: а – двухстоечная опора; б – трехстоечная опора.

    Стойка металлических опор решетчатого типа называется стволом. Ствол обычно представляет собой четырехгранную усеченную решетчатую пирамиду, выполненную из профилей стального проката (уголка, полосы, листа), и состоит из пояса, решетки и диафрагмы. Решетка, в свою очередь, имеет стержни-раскосы и распорки, а также дополнительные связи.

    Рисунок. Элементы конструкции металлической опоры: 1 – пояс стойки опоры; 2 – стержни-раскосы, образующие решетку стойки; 3 – диафрагма; 4 – траверса; 5 – тросостойка.

  3. Подкосы – применяются для угловых, концевых, анкерных и ответвительных опор ВЛ напряжением до 10 кВ. Они воспринимают на себя часть нагрузки опоры от одностороннего тяжения провода.
  4. Рисунок. Угловая опора с двумя подкосами: 1 – стойка; 2 – подкос.

  5. Приставка (пасынок) – частично заглубляемая в грунт, нижняя часть конструкции комбинированной опоры ВЛ напряжением до 35 кВ, состоящей из деревянных стоек и железобетонных приставок.
  6. Раскосы – наклонные элементы опоры служащие для усиления её конструкции и соединяющие несколько элементов опоры между собой, например, стойку с траверсой, либо две стойки опоры.
  7. Рисунок. Элементы конструкции комбинированной опоры: 1 – деревянная стойка опоры; 2 – железобетонная приставка (пасынок); 3 – раскос; 4 – траверса.

  8. Траверса – обеспечивает крепление проводов линии электропередачи на определенном (допустимом) расстоянии от опоры и друг от друга.
  9. Рисунок. Траверсы опор: а - для ж/б опоры 10 кВ; б - для ж/б опоры 110 кВ.

    Чаще всего можно встретить траверсы в виде жесткой металлической конструкции, однако существуют также деревянные траверсы и траверсы из композитных материалов.

    Рисунок. Траверса опоры ВЛ 110 кВ из композитных материалов

    Кроме того, на V-образных опорах типа «набла» и П-образных опорах можно встретить так называемые гибкие траверсы.

    Рисунок. Опора ВЛ с «гибкой» траверсой

    В некоторых конструкциях опор траверсы могут отсутствовать, например, у деревянных или железобетонных опор ВЛ напряжением до 1 кВ, у опор ВЛ с самонесущими изолированными проводами напряжением до 1 кВ, у анкерных опор ВЛ любого напряжение, где каждая фаза крепится на отдельной стойке.

    Рисунок. Опора без траверсы

  10. Фундамент – конструкция, заделанная в грунт и передающая на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).
  11. Рисунок. Грибовидный железобетонный фундамент

    Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки; для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные, а при установке переходных опор и опор на болотах - монолитные бетонные фундаменты.

    Рисунок. Железобетонные сваи, применяемые в односвайных и многосвайных фундаментах опор ВЛ

    Рисунок. Опора ЛЭП на свайном фундаменте

  12. Ригель – увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор. Ригели увеличивают способность фундамента выдерживать горизонтальные нагрузки, действующие на опору, препятствуя ее опрокидыванию от сил тяжения проводов, при сооружении опор в слабом грунте.
  13. Рисунок. Грибовидный железобетонный фундамент (1) с тремя ригелями (2)

  14. Оттяжки – предназначены для повышения устойчивости опор и воспринимают на себя усилия от тяжения провода.
  15. Рисунок. Опора, закрепленная с помощью оттяжек

    Верхняя часть оттяжки крепится к стойке или траверсе опоры, а нижняя часть к якорю или железобетонной плите. Кроме того, в конструкцию оттяжки может входить натяжная муфта – талреп.

    Рисунок. Нижняя часть оттяжки

  16. Тросостойка – верхняя часть опоры, предназначенная для поддерживания грозозащитного троса. Обычно представляет собой трапециевидный шпиль на верхушке опоры. На опоре может быть одна или две тросостойки (на П-образных опорах), так же бывают опоры без тросостойки.

Опоры линий электропередач, несут основную нагрузку, при натяжении проводов линии, при поворотах и изгибах линии, по организации отводов к абонентам. Причем эти нагрузки рассчитываются с запасом. Так для ВЛ, так называемой 4-ой зоны (северные районы) расчетная толщина гололеда берется 22 мм, округляясь до 20 мм или прибавляя 5 мм, если линия проложена вблизи плотин и других водоемов.

Примечание: Данные виды опор по назначению, применимы для всех видов опор по материалу .

Четыре вида опор по назначению

Для удержания проводов ВЛ и обеспечения нормативного тяжения проводов (нагрузки) ГОСТом и правилами ПУЭ предусмотрено четыре типа опор по назначению:

  • Промежуточные;
  • Анкерные;
  • Угловые;
  • Концевые;
  • Специальные.

Промежуточные опоры ВЛ

Обозначение «П». Эти опоры испытывает нагрузки только по вертикали и горизонтали. В отличие от анкерных опор, промежуточные опоры не участвуют в тяжении проводов, а только поддерживают их. Однако, рассчитываются эти опоры с запасом, так как нагрузка на них значительно возрастает в аварийных ситуациях. Монтируются промежуточные опоры на участках трассы без поворотов и изгибов, строго между силовыми (анкерными)опорами. Из всех опор трассы они составляют около 85% всех опор.

Анкерные опоры ВЛ

Обозначаются буквой «А». Эти опоры, несут основную нагрузку в натяжение проводов . Именно, анкерные опоры участвую в тяжении проводов при монтаже ВЛ. По этому они массивные и прочные. Конструкция анкерных опор сильно отличается от других типов опор.

class="eliadunit">

Ставятся анкерные опоры на прямом участке трассы, при проходе ж/д веток, дорог, рек, других переходах через препятствия. Также в местах смены сечения проводов ВЛ.

Опоры анкерно-угловые

Эти опоры (обозначаются буквой У), и это понятно по названию, ставятся при поворотах ВЛ. Если угол поворота маленький, то угловая опора имеет конструкцию промежуточной опоры. Если угол поворота большой, то ставится анкерная опора.

Опора на углу, испытывает равные нагрузки от тяжения проводов соседних пролетов. Суммарная сила действует посередине угла поворота.

Опора концевая

Обозначение буквой «К». Концевая опора стоит в конце и начале ВЛ, а также на кабельных вставках. Она испытывает одностороннее тяжение и поэтому, по конструкции концевая опора разновидность прочной анкерной опоры.

Специальные опоры («С»)

К специальным опорам относятся:

Опоры ответвительные, для организации подключений абонентов;

  • Опоры для смены позиций проводов - транспозиционные опоры;
  • Опоры перекрестные, ставятся при пересечении ВЛ разных направлений;
  • В местах повышенной ветрености, ставят опоры противоветровые;
  • Есть и переходные опоры, для прохода через искусственные и естественные препятствия.

В завершении замечу, что по способу установки опоры делятся на фундаментные и грунтовые. Вторые закапываются непосредственно в грунт.

Опоры ЛЭП, произведенные из железобетона, имеют весомые преимущества по сравнению с другими строительными материалами (существуют также деревянные и металлические опоры). Железобетон не подвержен разрушению под агрессивным воздействием окружающей среды и не наносит вреда экологии, железобетонные изделия подходят для установки даже вблизи чистых источников грунтовых вод. Высокая прочность и сопротивляемость окружающей среде (климатические условия, осадки и находящиеся в воздухе химические вещества) позволяют подвергать угловые промежуточные опоры УП10-2 для ВЛ 10кВ на базе стоек длиной 11м длительной эксплуатации (50-70 лет), при этом коснтрукции опор не требуют постоянного техосмотра. Конструкция и материалы опор позволяют эксплуатировать их в среде с агрессивной степенью воздействия в климатических зонах, где температура окружающей среды опускается до -55°С, сейсмичность достигает 9 баллов, а ветровая и гололедная нагрузка соответствует VII и V району по СНиП2.01.07-85.


В настоящее время энергетическое строительство активно использует опоры ЛЭП по всей России, так как они наиболее устойчивы к экстремально низким атмосферным температурам и агрессивным воздействиям окружающей среды. В отличие от деревянной опоры освещения изделия из железобетона не гниют во влажном климате и могут устанавливаться как в городе, так и вдоль автомобильных трасс, железнодорожных путей, в горных или заболоченных местностях и лесных массивах. По сравнению с металлическими изделиями угловые промежуточные опоры УП10-2 для ВЛ 10кВ на базе стоек длиной 11м не требуют регулярного технического осмотра, их не нужно периодически окрашивать или оцинковывать для предотвращения коррозии или окисления - бетон предварительно, во время формовки, обрабатывается антикоррозийными и водоотталкивающими присадками.


При производстве опор ЛЭП мы используем новейшие технологии производства для обеспечения высокого качества изделий из железобетона и сохранения эксплуатационных качеств изделий на долгие годы. Наши изделия угловые промежуточные опоры УП10-2 для ВЛ 10кВ на базе стоек длиной 11м соответствуют всем нормам и требованиям ГОСТ.


Конструктивно опоры ЛЭП представляют собой вытянутую прямолинейную фигуру - стойку. В теле конструкции предусмотрены закладные детали для устройства зажимов, траверс и креплений для закрепления проводов. Нижняя часть опоры, при необходимости, также имеет закладные детали для крепления к фундаменту и другим конструкциям, служащим для увеличения устойчивости и несущей способности опор (плиты, ригели).


Установка изделий угловые промежуточные опоры УП10-2 для ВЛ 10кВ на базе стоек длиной 11м начинается с выкладки деталей опоры вдоль трассы, для ее дальнейшей сборки. Собранную на земле, конструкцию опоры ЛЭП с помощью крана поднимают в проектное положение и устанавливают в цилиндрический котлован с заполнением пустот песчано-гравийной смесью. В грунтах с малой несущей способностью прочность крепления достигается путем фиксирования стоек опор ригелями и установкой их на специальные опорные плиты. Для крепления в земле оттяжек на проектном расстоянии от опоры устанавливаются анкерные плиты, или другие фундаментные конструкции в соответствии с проектом.


Энергетическое строительство предполагает, что изделия угловые промежуточные опоры УП10-2 для ВЛ 10кВ на базе стоек длиной 11м изготавливаются только из высокопрочного тяжелого бетона классом по прочности на сжатие от В30. В качестве сырья для данного используется портландцемент, который обладает повышенной прочностью, морозостойкостью, коррозийной устойчивостью и низкой водопроницаемостью. Гранитный щебень, который вводится в состав бетона, придает изделиям дополнительную устойчивость и стойкость к низким температурам и повышенной влажности. Каркас из высокопрочной стали компенсирует ломкость бетона и повышает эластичность конструкции. Чтобы опоры были устойчивы к внешним воздействиям, их уплотняют методом вибрирования, благодаря чему удаляются воздушные полости, и бетонная смесь равномерно распространяется по всему поперечному сечению.


Бетон стоек опор ЛЭП армируется предварительно напряженной арматурой для придания большей прочности изделиям. Армирование в виде объемных каркасов осуществляется из стержневой стали классов A-III, Aт-I, Ат-V и Aт-VI. Все детали изделий угловые промежуточные опоры УП10-2 для ВЛ 10кВ на базе стоек длиной 11м армирования и закладные детали предварительно проходят антикоррозийную обработку и покрываются полимерными покрытиями.


Как и любые несущие конструкции, угловые промежуточные опоры УП10-2 для ВЛ 10кВ на базе стоек длиной 11м подвергаются строгой проверке по качеству изделий. Опоры ЛЭП не должны иметь трещин, кроме усадочных, ширина которых должна быть не более 0,2 мм. Раковины должны быть не шире 20 мм по ширине, сколы - не более 20 мм по глубине. Предельные отклонения геометрических параметров железобетонных опор должны быть не более ±60-80 мм по длине, сечение - ±6 мм. Отклонения от плоскости стойки должны быть не более 15 мм в любую сторону. Обнажение арматуры категорически не допускается. Толщина защитного слоя бетона до арматуры не должна быть меньше проектной на 3 мм.


Общая информация об опорах ЛЭП

Опоры ЛЭП - это конструкции, которые служат для поддерживания над земной поверхностью проводов под напряжением и грозозащитных тросов. Они бывают различных форм и размеров. Опоры могут быть железобетонными, деревянными, металлическими или даже из композитных материалов. Основные элементы опоры линий электропередачи - стойки, фундаменты, траверсы (перекладины на которых держатся провода), часто используются также тросостойки и оттяжки.

АНКЕРНЫЕ ОПОРЫ ЛЭП
Различают анкерные и промежуточные опоры линий электропередачи. Прочная конструкция анкерных опор выдерживает значительные усилия от натяжения проводов; анкерные опоры линий электропередачи устанавливают в начале и в конце ЛЭП, на поворотах, при пересечении ЛЭП через небольшие речки, железные дороги, автодороги и мосты.
Разновидность анкерных опор - переходные опоры применяют при пересечении ЛЭП рек и прочих крупных преград. Именно переходные опоры несут самые большие нагрузки и сами могут достигать высоты 300 метров! Эти опоры являются самыми тяжёлыми и высокими из всех опор ЛЭП, нередко их окрашивают в яркие цвета, например, часто встречаются красно-белые опоры, применяют и оранжевый, серый и другие цвета. Подробнее о переходных опорах- см. соответствующий очерк http://io.ua/s73072.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ОПОРЫ ЛЭП
Промежуточные опоры имеют менее прочную конструкцию, чем анкерные; они обычно служат для поддержания проводов и тросов на прямых участках трассы ЛЭП. Большинство опор на трассах - промежуточные. Как правило, промежуточную опору, можно отличить от анкерной по такому признаку: если гирлянды изоляторов свисают перпендикулярно к земной поверхности, значит опора промежуточная. А на анкерных опорах провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд, эти гирлянды являются как бы продолжением линии и находятся к поверхности земли под острым углом, а иногда почти параллельно.
Также опоры линий электропередачи подразделяют на:
- транспозиционные (для изменения порядка расположения фаз),
- ответвительные,
- перекрёстные,
- повышенные, пониженные и др.
По числу подвешиваемых проводов (цепей) опоры разделяют на одно- и многоцепные; по конструкции - на одностоечные, А- и АП-образные, П-образные, V-образные (например, типа «Набла»), типа «рюмка» и др.

ДЕРЕВЯННЫЕ ОПОРЫ ЛЭП
Сегодня применяют, в основном, железобетонные и металлические опоры линий электропередач. Деревянные опоры линий электропередачи устанавливали на ЛЭП напряжением до 220 кВ. На изготовление опор линий электропередач обычно шли сосновые и лиственничные столбы, пропитанные противогнилостным составом (антисептиком). Часто деревянные опоры укрепляли на железобетонных приставках (пасынках) или сваях. Деревянные опоры линий электропередачи были дёшевы, сравнительно просты в изготовлении и надёжны в эксплуатации. Первая крупная советская ЛЭП - Каширская ГРЭС - Москва - напряжением 110 кВ и протяжённостью 120 км была сооружена именно на деревянных опорах. Сегодня ЛЭП с деревянными опорами уже не строят.

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ОПОРЫ ЛЭП
Более высокую механическую прочность имеют железобетонные опоры линий электропередачи, конструкции которых были разработаны в СССР в 1933-м году. Однако из-за отсутствия индустриальной базы, массовое применение их на строительстве ЛЭП всех напряжений началось лишь в 1955 году. Преимущества железобетонных опор линий электропередачи - простота конструкции и технологичность заводского изготовления. Такие опоры линий электропередачи обычно кольцевого или прямоугольного сечения, их изготовляют в основном из предварительно напряженного железобетона.
Наиболее распространены промежуточные одностоечные железобетонные опоры линий электропередачи с металлическими траверсами, которые устанавливают непосредственно в грунте. Кроме того, на ЛЭП напряжением 110-500 кВ широко применяли промежуточные и анкерно-угловые железобетонные опоры линий электропередачи с оттяжками.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ОПОРЫ ЛЭП
Металлические опоры линий электропередачи обладают меньшей, чем железобетонные, массой и высокой механической прочностью. Это позволяет создавать опоры значительной высоты, рассчитанные на большие нагрузки. Их применяют на ЛЭП всех напряжений, часто в сочетании с железобетонными промежуточными опорами. Металлические опоры линий электропередачи незаменимы на линиях с большими нагрузками (например, на переходах).
Металлические опоры линий электропередачи изготовляют в основном из стали, в отдельных случаях из алюминиевых сплавов. По способу изготовления металлические опоры линий электропередачи делят на сварные, поступающие с заводов в виде готовых секций, и болтовые, которые собирают на трассе из отдельных элементов (раскосов, стержней, поясов) на болтах.
Опоры из металла делятся на две обширные группы - решётчатые и МГС (многогранные гнутые стойки). Если первые всем хорошо известны, то МГС только начинают получать распространение в странах СНГ. Много полезной информации об этих опорах можно узнать на сайте www.energobud.com.ua
По напряжению ЛЭП, в пределах СНГ, разделяют на 35 кВ,110 кВ, 154кВ (150кВ), 220кВ, 330 кВ, 400кВ, 500кВ, 750кВ, 800кВ,1150кВ и 1500 кВ. Большинство всех ЛЭП в мире работают на переменном токе, но есть и линии, работающие на постоянном, к примеру, ЛЭП постоянного тока Волгоград-Донбасс (об этих линиях электропередачи можно прочитать тут http://io.ua/s91331).

КЛАССЫ НАПРЯЖЕНИЯ ЛЭП
Точно определить напряжение в ЛЭП неспециалисту бывает трудно, но, как правило, это можно сделать простым способом - посчитать, сколько изоляторов в гирлянде подвешено на траверсе. Так ЛЭП 35 кВ имеют в каждой гирлянде по три-пять изоляторов. А вот в гирляндах ЛЭП 110 кВ уже шесть-десять изоляторов. Если изоляторов от десяти до пятнадцати, значит это ЛЭП 220 кВ.
Если провода ЛЭП раздваиваются (это называется расщепление), тогда линия может иметь напряжение 330 кВ. Если проводов по три в каждой фазе - то 500 кВ, если проводов по четыре - 750 кВ.
Из каждого правила бывают исключения. Так линии 220кВ и 150кВ имеют расщепление, хотя это характерно для линий 330кВ. ЛЭП 330кВ, в особых случаях, могут работать без расщепления.
ЛЭП 35кВ -110кВ применяются повсеместно, в качестве распределительных сетей (например, ЛЭП 110 кВ может снабжать подстанцию, которая питает небольшой посёлок или микрорайон). Класс 150 кВ - более совершенный аналог стодесятки, это напряжение применяются в энергосистеме «Днепроэнерго» и некоторых прилегающих к ней районов, а также в Кольской энергосистеме (Кольский полуостров). Этот класс напряжения попал в СССР в начале 30-х годов, вместе с американским оборудованием компании «General Electric» для Днепрогэса.
ЛЭП 220 кВ в основном служат для связи электростанций с подстанциями и крупными потребителями. Линии 330 кВ часто строят на большие расстояния, для связи между мощными электростанциями и подстанциями (межсистемные связи), а иногда и для нужд очень энергоёмких предприятий. Линии напряжением 400кВ, 500 кВ, и 750 кВ и выше используются также для межсистемных связей, для передачи электроэнергии на большие расстояния, в том числе в соседние страны.

УНИФИКАЦИЯ ОПОР ЛЭП В СССР
В 1976 году, в связи с унификацией опор ЛЭП в СССР, была принята следующая система обозначения металлических и железобетонных опор 35—330 кВ:
буквами П и ПС обозначили промежуточные опоры,
ПВС— промежуточные с внутренними связями,
ПУ или ПУС - промежуточные угловые,
ПП — промежуточные переходные,
АН УС — анкерно-угловые,
К или КС — концевые.
Буквой Б обозначают железобетонные опоры, а отсутствие ее указывает, что опоры стальные. Цифры 35, 110, 150, 220 и т. д., следующие после букв указывают напряжение линии, а цифры, стоящие за ними — типоразмер опор. Буквы У и Т добавляют соответственно в обозначение промежуточных опор, используемых в качестве угловых, и с тросостойкой. А в современном электросетевом строительстве, наблюдается «деунификация», разрабатываются новые оригинальные опоры, предназначенные для условий конкретной трассы ЛЭП. Так, в развитых странах уже отказались от массового применения типовых проектов. Каждая линия должна строиться с учетом всех нюансов рельефа, климата и т.п.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОПОР ЛЭП ПО ОБЩЕМУ ВИДУ

Башенные опоры
Классические, самые распространенные из всех опор ЛЭП высокого напряжения. Могут иметь от одной до 9-ти параллельных траверс, и применятся для одно- двух- или многоцепных ЛЭП. Все башенные опоры решётчатые объединяет общая черта - их ствол сужается от базы к верхушке. Подразделяются на два семейства:
- широкоствольные решётчатые (если основание мачты шире товарного вагона, см. фото 1). Это самые распространенные опоры. Могут быть одноцепными («крымского типа»), двухцепные (типа «бочка») и многоцепные.
Самые интересные представители одноцепных башенных опор - Т-образные опоры для линий постоянного тока.
- решётчатые узкобазные (соответственно их база по размерам несколько уже, чем основание товарного вагона).

Портальные опоры
Опоры из металла, дерева или железобетона, напоминающие букву «П» либо букву «Н». Пользуются широким распространением на ЛЭП 330-750 кВ. Как правило, одноцепные.

АП-образные опоры
Одноцепные опоры, созданные при помощи сварных металлических труб, МГС либо дерева, в профиль напоминающие букву «А», в анфас букву «П». Сечение труб в этих опорах может достигать 1300 мм, а высота может быть свыше 80 м.
На фото 4, пример такой трубчатой опоры при переходе линии 330кВ через Днепр, на Украине. Внутри её стоек, находятся лестницы для подъёма на вершину, а всего опора имеет четыре колена высотой 21 метр каждый (они окрашены в разные цвета), общая высота мачты около 85 метров. Подробнее можно прочитать тут - http://io.ua/s93360.

Трехстоечные раздельностоящие решётчатые опоры
Трёхстоечные решётчатые опоры, как правило, стоят на поворотах и переходах ЛЭП 500кВ и 750кВ, используются в качестве анкерных (фото 5).

Л-образные опоры
Представляют собой плоские Л-образные решётчатые конструкции, шарнирно сочленённые с двумя фундаментами. Наверху опоры - траверса для крепления 4-х несущих тросов, удерживающих опору в вертикальном положении. Ниже расположены ещё три (реже две) траверсы, для подвеса проводов. Л-образные вышки применялись, в частности, как переходные для двух цепей ВЛ 110кВ или 220 кВ. Их применение позволило сэкономить металл и упростить фундамент. Такие опоры было целесообразно применять на территориях, заливаемых водою при половодье. Особенности конструкции не дали этим опорам получить широкое распространение.

Y-образные опоры, "рюмки"
Одноцепные мачты напоминающие букву «Y» или рюмку (фото 6). Существуют разных типов и применяются достаточно давно и у нас и за границей, в том числе в качестве переходных (например, ПС-101). Эти опоры всегда выполнены из металла, обычно решётчатые, реже состоят из многогранных гнутых стоек.

V-образные, "Набла"
Промежуточные поры с оттяжками, применяются на трассах ЛЭП 330-1150кВ, к примеру, опоры типа «Набла» для 750 кВ. Напоминают перевернутый треугольник - наблу. Исключительно одноцепные.

Класс: Опоры типа "Кошка"
Весьма интересные оригинальные опоры, пользуются большой популярности в странах западной Европы, особенно во Франции (фото 10).

Столбовые опоры (т.е. не решётчатые)
Это опоры, в основе которых деревянные, металлические либо железобетонные столбы. Существуют одностоечные и портальные. Одностоечные опоры из железобетона - самые широко распространенные промежуточные опоры ЛЭП при напряжении 35-220 кВ. Относительно недавно получил распространение прогрессивный тип металлических одностоечных столбовых опор - с применением МГС. Если говорить точнее, то в США такие опоры применяются довольно давно, а в СНГ они только начинают завоёвывать популярность. Применение МГС позволило создавать столбовые многоцепные опоры (см. фото 8).
Портальные столбовые опоры состоят из двух столбов (деревянных, железобетонных или МГС) скреплённых общей траверсой. Особое распространение у нас получили столбовые одноцепные портальные железобетонные опоры ПВС (с внутренними связями) для линий 220 и 330 кВ (фото 9).

Нестандартные опоры
К ним относятся различные, не относящиеся к данной классификации нестандартные опоры и экзотика, например многочисленные декоративные опоры.

2011 «POWERLINER»


Обновлен 20 янв 2016 . Создан 30 ноя 2010

В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий (ВЛ) делятся на две основные группы:

а) опоры промежуточные , на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах,

б) опоры анкерного типа , служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

Расстояние между опорами (ЛЭП) называется пролетом , а расстояние между опорами анкерного типа - анкерованным участком (рис. 1).

В соответствии с пересечения некоторых инженерных сооружений, например железных дорог общего пользования, необходимо выполнять на опорах анкерного типа. На углах поворота линии устанавливаются угловые опоры, на которых провода могут быть подвешены в поддерживающих или натяжных зажимах. Таким образом, две основные группы опор - промежуточные и анкерные - разбиваются на типы, имеющие специальное назначение.

Рис. 1. Схема анкерованного участка воздушной линии

Промежуточные прямые опоры устанавливаются на прямых участках линии. На промежуточных опорах с подвесными изоляторами провода закрепляются в поддерживающих гирляндах, висящих вертикально, на промежуточных опорах со штыревыми изоляторами закрепление проводов производится проволочной вязкой. В обоих случаях промежуточные опоры воспринимают горизонтальные нагрузки от давления ветра на провода и на опору и вертикальные - от веса проводов, изоляторов и собственного веса опоры.

При необорванных проводах и тросах промежуточные опоры, как правило, не воспринимают горизонтальной нагрузки от тяжения проводов и тросов в направлении линии и поэтому могут быть выполнены более легкой конструкции, чем опоры других типов, например концевые, воспринимающие тяжение проводов и тросов. Однако для обеспечения надежной работы линии промежуточные опоры должны выдерживать некоторые нагрузки в направлении линии.

Промежуточные угловые опоры устанавливаются на углах поворота линии с подвеской проводов в поддерживающих гирляндах. Помимо нагрузок, действующих на промежуточные прямые опоры, промежуточные и анкерные угловые опоры воспринимают также нагрузки от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

При углах поворота линии электропередачи более 20° вес промежуточных угловых опор значительно возрастает. Поэтому промежуточные угловые опоры применяются для углов до 10 - 20°. При больших углах поворота устанавливаются анкерные угловые опоры .

Рис. 2. Промежуточные опоры ВЛ

Анкерные опоры . На линиях с подвесными изоляторами провода закрепляются в зажимах натяжных гирлянд. Эти гирлянды являются как бы продолжением провода и передают его тяжение на опору. На линиях со штыревыми изоляторами провода закрепляются на анкерных опорах усиленной вязкой или специальными зажимами, обеспечивающими передачу полного тяжения провода на опору через штыревые изоляторы.

При установке анкерных опор на прямых участках трассы и подвеске проводов с обеих сторон от опоры с одинаковыми тяжениями горизонтальные продольные нагрузки от проводов уравновешиваются и анкерная опора работает так же, как и промежуточная, т. е. воспринимает только горизонтальные поперечные и вертикальные нагрузки.

Рис. 3. Опоры ВЛ анкерного типа

В случае необходимости провода с одной и с другой стороны от анкерной опоры можно натягивать с различным тяжением, тогда анкерная опора будет воспринимать разность тяжения проводов. В этом случае, кроме горизонтальных поперечных и вертикальных нагрузок, на опору будет также воздействовать горизонтальная продольная нагрузка. При установке анкерных опор на углах (в точках поворота линии) анкерные угловые опоры воспринимают нагрузку также от поперечных составляющих тяжения проводов и тросов.

Концевые опоры устанавливаются на концах линии. От этих опор отходят провода, подвешиваемые на порталах подстанций. При подвеске проводов на линии до окончания сооружения подстанции концевые опоры воспринимают полное одностороннее тяжение .

Помимо перечисленных типов опор, на линиях применяются также специальные опоры: транспозиционные , служащие для изменения порядка расположения проводов на опорах, ответвительные - для выполнения ответвлений от основной линии, опоры больших переходов через реки и водные пространства и др.

Основным типом опор на воздушных линиях являются промежуточные, число которых обычно составляет 85 -90% общего числа опор.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках . Оттяжки обычно выполняются из стальных тросов. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры. Разработаны также конструкции опор из алюминиевых сплавов.
Конструкции опор ВЛ

  1. Деревянная опора ЛОП 6 кВ (рис. 4) - одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры. Дополнительные элементы конструкции опоры: подвесная гирлянда с подвесным зажимом, траверса, раскосы.
  2. Железобетонные опоры выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из центрифугированного железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземллителем на каждой опоре (для молниезащиты линии). С помощью заземляющего штыря трос связан с заземлителем (проводник в виде трубы, забитой в землю рядом с опорой). Трос служит для защиты линий от прямых ударов молнии. Другие элементы: стойка (ствол), тяга, траверса, тросостойка.
  3. Металлические (стальные) опоры (рис. 5) применяются при напряжении 220 кВ и более.