Учёные мордовии. Классный час "Почётные жители Мордовии"


2012 год станет для народа Мордовии годом празднования Тысячелетия единения с народами России.

О том, что небольшая республика Мордовия будет отмечать Тысячелетие единения с народами Российского государства, знают все без исключения жители региона-13, огромный процент россиян и немалая доля иностранцев. Для кого-то - это просто еще один юбилей, а для жителей столицы Мордовии, Саранска – это огромные перемены, которые происходят буквально на глазах.

История праздника: Что празднует Мордовия?

2012 год станет для народа Мордовии годом празднования Тысячелетия единения с народами России. Предстоящий юбилей призван стать всероссийским праздником. Официальным подтверждением тому стал Указ « О праздновании 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства», подписанный Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым 13 января 2009 года. Оргкомитет по подготовке к празднованию этого события возглавил Владимир Путин. О грандиозности и масштабе предстоящего события лучше всего скажут цифры – Мордовия планирует потратить на подготовку и празднование около 17 миллиардов рублей.

Уникальные по своей архитектуре и масштабные по объемам строительства объекты будут построены в Саранске к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Коренным образом изменив архитектурный облик столицы Мордовии, они сделают ее еще более красивой и комфортной для проживания.

Подготовка к празднованию Тысячелетия в Мордовии

Сегодня в Саранске проводятся строительные работы такого объема и такого уровня технологической сложности, которых в истории республики не было никогда. Одновременно идет строительство Республиканской клинической больницы, Главпочтамта, университетского комплекса, республиканской библиотеки, хореографической школы, Универсального зала, грандиозных спортивных сооружений, музейного комплекса, этнографического подворья, гостиниц, торговых центров, площади Тысячелетия, почти полностью перестраивается здание РДК.

«Президент страны В. В. Путин открыл в Саранске памятник выдающемуся флотоводцу.»

Подготовку к празднованию тысячелетия 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства в республике начали еще несколько лет назад. В августе 2006 года был освящен Свято-Феодоровский кафедральный собор – символ возрождения веры и дань потомков прославленному сыну России. В том же году во время рабочей поездки в Мордовию Президент страны В. В. Путин открыл в Саранске памятник выдающемуся флотоводцу

В 2007 году на мордовской земле проходил I международный фестиваль национальных культур финно-угорских народов, в котором приняли участие делегации из 50 регионов России и ряда зарубежных стран. В рамках фестиваля состоялся саммит глав трех государств – России, Финляндии и Венгрии.

С 2010 года в Саранске прошли грандиозные спортивные мероприятия: чемпионат России по легкой атлетике, Чемпионат России по фигурному катанию, Кубок мира по спортивной ходьбе, Кубок мира по греко-римской борьбе, Чемпионат России по тяжелой атлетике и многие другие состязания.

В рамках предстоящего юбилея Дни Республики Мордовия прошли в российских регионах с компактным проживанием мордвы – знакомство с мордовской культурой состоялось в 32 регионах страны, а также в ряде зарубежных государств.

«Еще одна новостройка, которая появится в центре Саранска, – восьмиэтажное административное здание городского почтамта, которое будет возведено на месте прежнего.»

В честь юбилея в центральной части Саранска будет создан новый архитектурный ансамбль – площадь Тысячелетия, которая призвана стать одной из главных достопримечательностей столицы. Целостный облик площади должно придать современное 26-этажное здание корпуса МГУ им. Н.П. Огарева, которое наряду с корпусами Финно-угорского центра завершит формирование университетского квартала столицы Мордовии. Также планируется масштабная реконструкция монумента «Дружба народов», который символизирует многовековое единство народов России. Еще одна новостройка, которая появится в центре Саранска, – восьмиэтажное административное здание городского почтамта, которое будет возведено на месте прежнего.

Для обеспечения комфортного размещения гостей в Саранске будет построено несколько крупных гостиничных комплексов.

На правом берегу реки Саранки, неподалеку от парка им. Пушкина, будет построен масштабный музейно-этнографический комплекс.

В июне 2012 года в столице Мордовии было «развернуто» около 50 масштабных строительных площадок. И хотя точной даты празднования Тысячелетия пока нет, весь этот объем работ должен быть завершен в небывало сжатые сроки. Вопрос, который волнует многих, успеем ли? Скорее всего, не все новостройки смогут распахнуть двери для гостей в дни празднования Тысячелетия. Однако, без сомнения, реализуемые в Мордовии проекты, свидетельствуют о грандиозных переменах, происходящих сегодня в жизни маленькой по географическим меркам республики.

Новостройки Тысячелетия

Уникальные по своей архитектуре и масштабные по объемам строительства объекты будут построены в Саранске к празднованию Тысячелетия. Без сомнения, все они в совокупности коренным образом изменят архитектурный облик столицы Мордовии.

«Основное украшение площади Тысячелетия - один из самых больших фонтанов в России»

Главной стройкой в рамках подготовки к празднованию Тысячелетия является площадь с одноименным названием. В честь юбилея в центральной части Саранска будет создан целый архитектурный ансамбль - Площадь Тысячелетия, которая станет яркой достопримечательностью столицы, ее визитной карточкой. Основное украшение площади Тысячелетия - один из самых больших фонтанов в России. Его диаметр составляет 60 метров, причем поверхность является так называемой «босоногой зоной» с уровнем воды в 5-10 см, где может прогуляться любой желающий. Струи высотой до 40 метров будут подсвечиваться на всю высоту водяного столба. В основе фонтана будет находиться солярный знак, составленный из мордовского орнамента, который из-за масштабности исполнения можно во всей полноте увидеть лишь с высоты. Он будет хорошо просматриваться из корпусов мордовского университета, здания Дома быта, торгового центра «Огарев Plaza» и Национальной библиотеки. Разнообразные режимы водных эффектов фонтана сопроводят музыкальное и световое оформление. При использовании специальной световой установки также можно воспроизводить голографические изображения на водном экране, расположенном в центре фонтана.

«Скульптурная композиция «Дерево жизни» станет символом Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства.»

Около Национальной библиотеки «вырастет» бронзовый дуб-великан. У его основания - камень, на котором высечена древняя карта Мордовии. Скульптурная композиция «Дерево жизни» станет символом Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства. Автором монумента является председатель Союза художников России Андрей Ковальчук. Высота бронзового дуба - 9 метров, диаметр - 6 метров. Вес монумента составит около 30 тонн.

Одним из главных зданий, расположенных на площади, является универсальный спортивный комплекс с основным залом на 8 тысяч посадочных мест, позволяющий проводить любые международные соревнования в помещениях по таким игровым видам спорта как волейбол, баскетбол, хоккей и др. В здании площадью почти 41 тыс. кв. м кроме спортивных залов предусмотрена и торгово-развлекательная зона.

Для проведения различных торжественных мероприятий на площади Тысячелетия в качестве сцены может использоваться подиум универсального зала, который будет возвышаться на 2 метра от уровня площади. Сценой для актеров станет открытая площадка ресторана на втором этаже универсального зала.

Кроме того, в 2018 году площадь Тысячелетия превратится в фан-зону для болельщиков. По обе стороны от универсального зала будут установлены два гигантских экрана, где могут проводиться трансляции матчей чемпионата мира по футболу. В большой медиаэкран (21 на 11 метров) может превратиться также и фасад универсального зала.

Выдающиеся личности Мордовии

Еще одно достояние республики – это выдающиеся личности, знаменитые люди, которые прославили маленькую республику. Мордовия богата не только своей природой, где поля чередуются с тенистыми лесами и дубравами, где множество рек протекает по обширной территории, но и знаменитыми людьми, среди которых писатели, краеведы, ученые, музыканты, художники, военные деятели и спортсмены.

Список известных и выдающихся людей мордовской национальности можно продолжать и дальше. По оценкам ученых, мордовские корни имеют более десяти миллионов россиян. Таков результат славной тысячелетней истории совместного проживания многих российских народов.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1) С. Д. Эрьзя 5
2) Ф. Ф. Ушаков 7
3) Н. М. Бородачёв 10
4) Гордость мордовской нации 14
5) Список литературы 23

Введение.
Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, луговые реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года, - их неяркая красота трогает до слез. Этот край имеет свои достопримечательности - исторические, природные и культурные, которые в совокупности обогащают облик Мордовии многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных особенностей.
Республика Мордовия расположена в центре европейской части России в бассейне реки Волги, на перекрестке важнейших путей из Центра на Урал, в Сибирь, Поволжье, Казахстан и Среднюю Азию, граничит с Нижегородской, Ульяновской, на юге - с Пензенской, Рязанской областями и Чувашией.
Столица Мордовии - город Саранск.

Мордовия - республика многонациональная. На ее территории проживают русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы. Коренное население - мордва, состоит из двух групп: эрзи и мокши. Этноним «мордва» впервые упоминается в сочинении историка Иордана (VI в. н.э.). О стране «Мордии» было известно и в Х веке. Начиная с XI века этноним «мордва» упоминается в русских летописях: «…а по Оце реце, где потече в Волгу же, …Мордъва свой язык». («Повести временных лет», XI в.) Длительный процесс вхождения мордовских земель в состав Русского государства завершается с падением Казанского ханства. Адаптация мордвы к условиям России проходила достаточно сложно. В результате значительная часть мордвы была охвачена переселенческими процессами. На ранее обжитой территории мордва оказалась в этническом меньшинстве - преобладающей частью населения стали русские.

Ты трудной дорогой, Мордовия, шла,
России держалась и голову гордо несла.
Давали силы вольные Мокша и Сура,
Ты духом была и осталась сильна и добра.
С. Кинякин
История мокшан и эрзян в их песнях

Ой, село, село, красивое, село Сурское,
На нижнем конце его гудит бор.
Ой, в том бору звери - сурки да белки.
На верхнем конце села - березовая роща.
В той роще красивые птицы.
Издалека слышны мордовские песни, потому что они всегда громко поются, даже печальные. Большинство песен народ сложил давным-давно. Жизнь у мордовского народа была очень тяжелой. Трудолюбивые мокшане и эрзяне жили на берегах больших рек - Суры и Мокши. Вырубали лес, на той земле распахивали поля, сеяли хлеб. Но не всегда им удавалось собрать свой урожай. Набегут враги, сожгут поля, людей в плен возьмут.
На берегу маленькой речушки стояло маленькое мордовское село. И жил там мальчик, который очень любил слушать бабушкины сказки и мамины песни. Чуть подрос мальчик, услышал много других песен-сказок. И все они ему очень нравились. Год слушает, два слушает, переслушать не может: песен оказалось так много, что мальчик просто растерялся. И вот однажды проезжал через их село странный человек. Он тоже слушал песни. Но не просто слушал, а записывал. Увидел странный человек, что деревенский паренек слушает песни как зачарованный. И поведал он ему один секрет. Оказывается все песни можно записать со словами и мелодией. Только для этого надо знать особые знаки - ноты. А мальчик-то не только нот, - букв даже не знал. Но странный человек сказал, что всему можно научиться. Только надо ехать в большой город - Москву.
Не испугался мальчик дальней дороги; когда немного подрос, попрощался с мамой и другими односельчанами и пошел. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Времени-то прошло много, и он так много разных музыкальных секретов узнал. И в Москве хорошо было. Однако верно говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше». Вспоминал он все время мамины песни, мордовские. И вот, поклонился он Москве, да и отправился домой в Мордовию. Стал записывать паренек песни, какие слышал. И вдруг заметил, что у него совсем не те песни получаются, какие от других слышит, а свои собственные. Да все разные: колыбельные и шуточные, праздничные и героические. И не удивительно, что паренек сам стал придумывать такую же красивую музыку, какую умеет сочинять народ. Ведь у людей-то он этому и научился. Только оказались песни его странными и называться они стали по-разному: музыкальная пьеса, прелюдия, кантата, сюита, опера. И теперь уже другие люди приходили к нему, чтобы послушать его добрую музыку. Он первым на мордовской земле научился волшебству сочинения музыки и заслужил от людей почетные звания: «Народный артист Мордовии», «Заслуженный деятель искусств России».

Степан Дмитриевич Эрьзя
Степан Дмитриевич родился 27 октября (8 ноября) 1876 года в эрзянском селе Баево в семье крестьянина. Был крещен в Покровской церкви с. Ахматова (ныне - Алатырский район Чувашии). Детство прошло в деревне Баевские Выселки (ныне посёлок Баево), селах Алтышево, Ахматово. Окончил церковно-приходскую школу в с. Алтышеве. В 1892 году семья переехала в Алатырь. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, где занимался росписью церквей приволжских сел и городов.
С 1902 по 1906 годы учился в МУЖВЗ у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого.
С 1906 по 1914 годы скульптор жил в Италии и Франции. Мастер здесь создал произведения «Тоска» (1908), «Тюремный священник», «Последняя ночь» (1909), «Каменный век» (1911), «Марта» (1912). Участвуя в международных выставках в Венеции, Милане (1909), выставке «Осенний салон» в Париже (1912), получил мировое признание. В этот период своего творчества мастер стоял на пути революционного обновления искусства скульптуры, опираясь на достижения мирового искусства и народное творчество эрзянского народа.
Новый этап в развитии искусства Эрьзи начинается после Октября 1917. Послереволюционное десятилетие стало одним из самых трудных в жизни Эрьзи, полным неожиданных поворотов и потрясений. Он с надеждой принял революцию и с энтузиазмом включился в План монументальной пропаганды. В поисках материала, лучших условий для работы и с желанием учить мастерству скульптуры новое поколение он ездит по стране: с 1918 по 1921 год Степан Дмитриевич жил на Урале (в селе Мраморском и Екатеринбурге), с 1921 по 1922 годы живёт в Новороссийске, Батуми (1922), Баку (1923-1925). За этот короткий период им создан ряд монументальных произведений:

Sculpture on the House of miners.JPG
Sculptures on the House of miners in Baku.JPG
Скульптуры Степана Эрьзя на фасаде «Дома союза горняков» в Баку
памятник «Освобожденному труду». «Уральским коммунарам», «Карлу Марксу» в Екатеринбурге;
В. И. Ленину в Батуми (1922);
скульптурное оформление Дома союза горняков в Баку (1923);
работы в станковой пластике: «Народный трибун», «Узник» (1920), «Жертвы революции 1905 года» (1926) и др.
Со временем взаимодействия с властью осложняются тем, что главенствующее положение в культурной политике заняли представители левых течений в искусстве, отношение которых к творчеству Эрьзи было негативным. Только 30 лет спустя в Аргентине, рассказал Эрьзя о пережитом в те годы Л. Орсетти:
«Повсюду господствовали футуристы... В Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили произведения искусства, которые были плохими по их мнению... и в музеях, и то, что дарили в музей коллекционеры произведений искусства, владельцы магазинов... В Екатеринбурге сожгли даже большую библиотеку...»
Эрьзя вспоминает далее о том, что собственное мнение и свою позицию в искусстве он отстаивал перед любой властью. На Урале ему пришлось пережить наступление Колчака. И может быть только потому, что он не был облечен никакими правами, никакими полномочиями, он остался жив. Эрьзя вспоминает, что белые его знали,«…ценили мои произведения, меня самого, несмотря на то, что я резко защищал красных от обвинений белых…» И он продолжает, что в революционную эпоху, когда господствовала анархия,«… были те, кто разрушал, чтобы только разрушить… но были и люди высокой культуры, например Луначарский».
На Урале и на Кавказе скульптор создал десятки произведений, в которых образы революционного народа и его вождей героизированы в духе классицистической традиции. Зритель, однако, не был готов воспринимать обнаженным «Великого кузнеца мира» и тем более произведения на библейские темы, - например знаменитую «Еву» (1919) или барельеф «Иоанн Креститель» (1919 г.), ко........

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1 Аварова И.М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / И.М. Аварова, Р.Г. Емцов, А.В. Холопов. - М.: Дело и сервис, 1998. - 264 с.
2 Андерсон Дж. О приватизации государственной собственности / Дж. Андерсон // Вопросы экономики. - 2004. - №2. - С.13-20.
3 Бредова В. Экономика стран Восточной Европы в 1996 г. / В. Бредова // Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - № 11. - С. 17-18.
4 Булатова А.С. Мировая экономика / А.С. Булатова. - М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2005. - С. 642-656.
5 Бункина М. К. Макроэкономика. Основы экономической политики: Учеб. пособие / М. К. Бункина, В. А. Семенов. - М.: АО «ДИС», 1996. - 320 с.
6 Вольский А. Условия совершенствования управления экономикой / А. Вольский // Экономист. - 2001. - №9. - С. 3-8.
7 Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. / А.Г. Войтов. - М.: Информационно-внедренч. центр «Маркетинг», 1999. - 492 с.
8 Гавлик П. Страны с переходной экономикой: тенденции развития и перспективы / П. Гавлик. // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №1. - С.6-13.
9 Гаврилин Е.В. Государственное управление предприятиями в период их приватизации в бывших социалистических странах / Е.В. Гаврилин. // Финансы и кредит. - 2005. - №8. - С.53-59.
10 Гелб А. Экономические преобразования в странах Центральной и Восточной Европы / А. Гелб, Ч. Грей. - М, 1995. - 285 с.
11 Герасимов В.Г. Венгрия сегодня / В.Г. Герасимов. - М., 1988. - 288 с.
12 Глинкина С. П. О трансформации экономической системы в странах Центральной и Восточной Европы / С. П. Глинкина // Общество и экономика. - 2002. - №5. - С. 71.
13 Глинкина С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность / С.П. Глинкина. - М., 2006. - 237с.
14 Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. - 735с.
15 Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. - М.: Дело, 2001. - 280 с.
16 Диденко Н.И. Международная экономика / Н.И. Диденко. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2007. - 326 с.
17 Друзик Я. С. Мировая экономика: страны, регионы, континенты: Учебное пособие / Я.С. Друзик. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2008. - 528 с.
18 История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. - М., 1995. - С. 100-120.
19 Капелюшников Р.И. Общая и регистрируемая безработица: в чём причина разрыва? / Р.И. Капелюшников. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 48 с.
20 Кереев А. Международная экономика / А. Кереев. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 318 с.
21 Колесов В.П. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / В.П. Колесов. - М.: ФЛИНТА, 2000. - 435с.
22 Колодко Г. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований / Г. Колодко. - М., 2000. - 254 с.
23 Конотопов М. В. Экономическая история: Учебник для вузов. / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. - М., 2003. - 488 с.
24 Контлер Л. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы / Л. Котлер. - М., 2002. - 630 с.
25 Корнай Я. Макростабилизация в Венгрии: политэкономический взгляд / Я. Корнай // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - №2. - С. 33-43.
26 Корнай Я. Макростабилизация в Венгрии: политэкономический взгляд / Я. Корнай // Мировая экономика и международные отношения. - 1999. - №3. - С. 74-83.- С. 130.

С.Д. Эрьзя
Российский и советский художник, скульптор Степан
Дмитриевич Эрьзя,настоящая фамилия Нефёдов
принадлежал к этнической группе мордвин эрзя,отсюда псевдоним. Родился 27 октября (8 ноября)
1876 в селе Баево Алатырского уезда Симбирской
губернии (ныне Ардатовский район Республики
Мордовия). Скульптор с мировым именем, он
наиболее известен как мастер резьбы по дереву. Самая
большая коллекция хранится вМордовском
республиканском музее изобразительных искусств им.
С. Д. Эрьзи.
Творил в стиле модерн.
Во время Гражданской войны чуть не погиб. С
разрешения советского правительства в 20-х годах
уехал в Париж делать персональную выставку. А
потом - в Южную Америку (в Аргентину).
В 1951 году вернулся на родину с огромной
коллекцией произведений из дерева, мрамора, бронзы.
Его выставки в Москве пользовались огромной
популярностью. Люди выстаивали огромные очереди,
чтобы посмотреть его работы.

. Еще одним человеком, прославлявшим наш край, был
художник Ф. В.Сычков (1887-1958). Свидетельство тому –
многочисленные полотна. Он по-своему открыл для нас
интересный и своеобразный мир мордовской деревни,
сельской детворы.
В селе Кочелаево, недалеко от города Ковылкино, на вершине
холма стоит небольшой домик, каких много в наших селах.
Но стоит войти в эту скромную деревенскую избу, как вы
окажетесь в царстве картин. Это дом-музей замечательного
художника ФЕДОТА ВАСИЛЬЕВИЧА СЫЧКОВА. Здесь
он родился и прожил почти всю свою жизнь. Много
замечательных шедевров написал художник. На его полотнах
запечатлены народные праздники, гуляния. Герои его картин русские и мордовские крестьяне.
Особенно любил Сычков изображать детвору. Труд
знаменитого художника высоко оценен. Он был награждён
орденом «Знак Почёта», ему присвоено звание
заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного
художника Мордовии. Много картин посвятил мордовскому
народу Сычков - живописец.

Р. М. Беспалова

21 января 1925 года родилась народная артистка
России Раиса Макаровна Беспалова.
Эта женщина внесла заметный вклад в духовную
культуру республики и навсегда связала свою
творческую судьбу с Саранском. Р.М. Беспалова
занимает особое место в ряду наиболее ярких
представителей художественной интеллигенции
Мордовии второй половины XX столетия
. Ее творческая деятельность была связана и с
вокальным исполнительством, и с актерской
профессией, и с педагогической работой.
Она не только первой в Мордовии удостоилась
высокого звания народной артистки России (1970) и
первой среди артистов республики награждена
орденом «Знак Почета» (1960), Беспалова стала
первым представителем художественной
интеллигенции Мордовии.
Почитатели вокального таланта с любовью называли ее
не иначе как «мордовский соловей», сравнивая с
птицей, певческие возможности которой стали на
Руси предметом поэтизации.

Ф. Ф. Ушаков

Адмирал Российского флота
Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745
года в сельце Бурнаково Романовского
уезда Ярославской провинции и
происходил из небогатого, но древнего
дворянского рода.
На море русский флот под командованием
Ушакова не потерпел ни одного
поражения. Недаром адмирала называли
морским Суворовым. Юность и последние
годы жизни Ушаков провел в небольшой
деревеньке Алексеевке за Мокшей. В честь
адмирала Ушакова учреждены орден и
медаль, которыми награждаются самые
смелые, мужественные моряки.

Огарёв Н.П.
Имя поэта и публициста Николая Платоновича
Огарева носит крупнейший вуз Поволжья Мордовский государственный университет. .
Памятник Н. П. Огареву установлен у главного
корпуса Мордовского университета, а строка из
стихотворения «Юноше»: «Учись! Пойми, что знание
есть власть» - стала девизом студентов, гордо
именующих себя «огаревцами».

А.И.Полежаев
На перекрестке улиц Пролетарской и
Полежаева в 1967 году открыт памятник
поэту, революционеру-демократу
Александру Ивановичу Полежаеву. Поэт
изображен в рост в накинутой на плечо
шинели. В Саранске провел годы раннего
детства. Трудящиеся Мордовии высоко чтут
память А. И. Полежаева. Одна из
центральных улиц названа его именем.
Мордовским книжным издательством
выпущены в свет сборники стихов
Полежаева, его творчеству посвящены
исследования, книги

Первый мордовский
поэт – Дорофеев Захар
Федорович родился 24
марта 1890г. в селе
Салазгорь Торбеевского
района Мордовии.
В 1912г. в Москве, Дорофеев
издал букварь и книги для
чтения на мордовском
языке.

10.

В.Н. Дежуров
.
Владимир Дежуров - единственный
космонавт уроженец Мордовии. Свой
полет он совершил 14 марта 1995 года в
составе международного российскоамериканского экипажа на корабле «Союз
ТМ-21» (В. Дежуров (командир), Г.
Стрекалов и американский астронавт Н.
Тагард). В течение 79 суток ему и его
коллегам предстояла сложная научная
работа на орбитальной станции «Мир».
После возвращения, наш земляккосмонавт был удостоен звания Героя
Российской Федерации

11.

М. П. Девятаев
Девятаев Михаил Петрович - легендарный советский
летчик. В историю Великой Отечественной войны он вошел,
совершив беспримерный подвиг: угнав с секретного
немецкого аэродрома самолет-носитель ФАУ-1. Страшные
дни испытаний, прожитые в концлагерях, описаны
Михаилом Петровичем в книге "Побег из ада". Она напутствие молодому поколению: помнить и никогда
больше не допускать подобного.
Родился Михаил Петрович 8 июля 1917 года в мордовском
поселке Торбеево в семье крестьянина. Мордвин. Был
тринадцатым ребенком в семье.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941
года. Уже на второй день на своем И-16 участвовал в
воздушном бою. При въезде в поселок Торбеево установлен
памятник-реалия - самолет МиГ-17 - в честь героического
побега М. П. Девятаева из фашистского плена.

12.

М.Е. ЕВСЕВЬЕВ
ЕВСЕВЬЕВ Макар Евсевьевич , мордовский
учёный-просветитель, педагог, написал первые
буквари для мордвы-мокши и мордвы-эрзи.
Имя М.Е. Евсевьева присвоено Мордовскому
государственному педагогическому институту,
библиотеке, улице г. Саранска, также
Малокармалинской средней школе Ибресинского
района Чувашской Республики, здесь же
воздвигнут памятник и организован музей им.
Евсевьева, который постоянно пополняется
новыми экспонатами. Наш земляк награжден
орденами Святого Станислава, Святой Анны.

Федор Ушаков

Адмирал Российского флота Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими.Д ень рождения будущего адмирала Российского флота - 13 февраля - приходится между празднованием памяти двух воинов-великомучеников: Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля), - а вся жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского - великого воина в духовной брани. Преподобный Феодор родился и вырос в том же сельце Бурнаково, отсюда ушел в юности служить в столичную гвардию, но затем, стремясь душою к иному служению, желая стяжать звание воина Царя Небесного, бежал из столицы в пустынные двинские леса, чтобы одному Богу работать, укрепляясь в подвиге поста и молитвы; был сыскан, доставлен к Императрице, которая, вняв Промыслу Божиему о молодом подвижнике, благоволила оставить его в Александро-Невском монастыре, где он принял монашеский постриг в 1748 году, - и это исключительное для дворянского семейства Ушаковых событие, вкупе с последующими известиями о его монашеском служении Богу, было постоянным предметом бесед среди родственников и служило им назидательным примером. Б ольшое семейство Ушаковых состояло в приходе храма Богоявления-на-Острову, находившегося в трех верстах от Бурнаково на левом берегу Волги. В этом храме Феодора крестили, здесь же была школа для дворянских детей, где он обучался грамоте и счету. Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, будучи очень набожны, почитали главным условием воспитания детей развитие высоких религиозных чувств и строгой нравственности. Эти чувства, возбужденные примерами семейства и особенно родного дяди-монаха, глубоко запечатлелись в сердце возраставшего отрока, сохранились и стали господствующими во всю его последующую жизнь. В глуши деревенского поместья было много простора для физического развития; отрок Феодор, обладая врожденным безстрашием характера, нередко, в сопровождении таких же смельчаков, отваживался, как отмечают биографы, на подвиги не по летам - так, например, со старостою деревни своей он хаживал на медведя. Эти качества - безстрашие и пренебрежение опасностью - также укрепились в характере Феодора. Скромный и уступчивый в обычных условиях, Феодор Ушаков как бы перерождался в минуты опасности и без страха смотрел ей прямо в лицо. В возрасте шестнадцати лет Феодор был представлен в герольдмейстерскую контору для смотра, где и показал, что "российской грамоте и писать обучен... желает-де он, Феодор, в Морской кадетский корпус в кадеты".Д о времени поступления Феодора Ушакова Морской корпус представлял собою еще не настроившееся для правильной учебной жизни заведение. Науки преподавались достаточно хорошо, чтобы образовать исправного морского офицера, но внутреннего порядка, должного наблюдения за нравственностью юношей не было. Кадеты были предоставлены самим себе, и при склонности подростков к подражанию и молодечеству дурные товарищи могли иметь большее влияние, чем хорошие. Кроме того, много надежд в деле воспитания возлагалось на розгу. Но неблагоприятные школьные условия не отразились на юноше Феодоре; добрые свойства его характера, принесенные им в корпус из родной семьи, оградили его от порчи. Будущий адмирал, отличаясь хорошей учебой и доброй нравственностью, прилежно постигал преподаваемые ему науки, особую склонность проявляя к арифметике, навигации и истории, и через пять лет успешно, одним из лучших, окончил Морской корпус, получил офицерский чин и был приведен к присяге:
"Аз, Феодор Ушаков, обещаюся и клянуся Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием в том, что хощу и должен ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ моей всемилостивейшей Государыне ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ САМОДЕРЖИЦЕ и ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА любезнейшему Сыну Государю Цезаревичу и Великому Князю Павлу Петровичу, законному всероссийскаго престола Наследнику, верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови... В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий!".

Вся последующая жизнь Феодора Феодоровича стала подтверждением того, что он ни в чем не изменил данной им присяге.П осле выпуска из Морского корпуса Феодора Ушакова направили на флот Балтийского моря. Северные моря редко бывают спокойными, и для молодого офицера это была хорошая морская школа. Первые годы службы на флоте прошли в интенсивной учебе под руководством опытных моряков. Благодаря своему усердию, пытливости ума, ревностному отношению к делу и высоким душевным качествам, молодой мичман Феодор Ушаков успешно прошел эту первую школу морской практики и был переведен на юг, в Азовскую флотилию. В конце ХVII - начале ХVIII века выдвинулась государственная задача возвращения России побережья Черного моря. В 1775 году, при Императрице Екатерине II, было принято решение о создании на Черном море регулярного линейного флота. В 1778 году, в тридцати верстах выше устья Днепра, недалеко от урочища Глубокая пристань было устроено адмиралтейство, основаны порт и город Херсон. Началась работа по сооружению эллингов под корабли, однако из-за больших трудностей с доставкой леса из глубинных районов России строительство затянулось. Дело начало поправляться лишь с прибытием офицеров и команд на строившиеся корабли. В августе 1783 года в Херсон прибыл и капитан второго ранга Феодор Ушаков. это же время в городе началась эпидемия чумы. В Херсоне был установлен карантин. В то время считалось, что чума распространяется по воздуху. Для отгнания морового поветрия на улицах разводили костры, окуривали жилища, но эпидемия усиливалась. Несмотря на сложную военную обстановку, требовавшую продолжения строительства кораблей, был дан приказ полностью прекратить работы и все силы направить на борьбу с чумой. Все команды были выведены в степь. Не хватало лекарей, их обязанности принимали на себя командиры. Капитан Феодор Ушаков стал твердо устанавливать особый карантинный режим. Всю свою команду он разделил на артели. У каждой имелась своя палатка из камыша, по сторонам которой были установлены козлы для проветривания белья. На значительном удалении располагалась больничная палатка. Если в артели появлялся заболевший, его немедленно отправляли в отдельную палатку, а старую вместе со всеми вещами сжигали. Остальные артельщики переводились на карантин. Общение одной артели с другой было строго запрещено. Ушаков сам неустанно за всем этим следил. В результате энергичных действий Феодора Ушакова в его команде чума исчезла на четыре месяца раньше, чем в других. В самое тяжелое по напряженности время эпидемии он никого не посылал в госпиталь, переполненный больными, и спас от смерти многих, пользуя их при команде. Здесь проявились, конечно, его исключительные способности решать самые трудные и неожиданные задачи; но, главным образом, здесь сказалась великая любовь Феодора Ушакова к ближним своим, любовь милующая, сострадательная, подсказывавшая ему наиболее верные решения. охранилось свидетельство тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила о завершающем периоде земной жизни Феодора Феодоровича: "Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга, вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, в келии, для своего пощения и приготовления к Св.Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения".

ачалась Отечественная война 1812 года. На борьбу с французами поднялся весь народ. В Тамбовской губернии, как и по всей России, создавались ополчения для защиты Отечества. На губернском собрании дворянства, в котором Феодор Феодорович не смог принять участия по болезни, он был избран большинством голосов начальником внутреннего тамбовского ополчения. Предводитель дворянства писал ему: "Долговременная опытность службы Вашей и отличное усердие перед Престолом Российской державы, Вами доказанные, да подадут дворянству твердые способы к ревностным подвигам на пользу общую, да подвигнут всех к благодетельным пожертвованиям и да вдохнут готовность в сердце каждого принять участие к спасению Отечества..." "За благосклонное, доброе обо мне мнение и за честь сделанную приношу всепокорнейшую мою благодарность, - отвечал адмирал. - С отличным усердием и ревностию желал бы я принять на себя сию должность и служить Отечеству, но с крайним сожалением за болезнью и великой слабостью здоровья принять ее на себя и исполнить никак не в состоянии и не могу". Но, между тем, вместе с темниковским соборным протоиереем Асинкритом Ивановым он устроил госпиталь для раненых, дав деньги на его содержание. Две тысячи рублей им было внесено на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он "на воспомоществование ближним, страждущим от разорения злобствующего врага..." Еще в 1803 году им были внесены двадцать тысяч рублей в Опекунский совет Санкт-Петербургского воспитательного дома; теперь он всю сумму с причитающимися на нее процентами передал в пользу разоренных войной: "Я давно имел желание все сии деньги без изъятия раздать бедствующим и странствующим, не имеющим жилищ, одежды и пропитания". Не только крестьяне окрестных деревень и жители города Темникова, но и из отдаленных мест приезжали к нему многие. С страдальцами, лишившимися имуществ, делился он тем, что имел; обремененных скорбию и унынием утешал непоколебимою надеждой на благость Небесного Промысла. "Не отчаивайтесь! - говорил он. - Сии грозные бури обратятся к славе России. Вера, любовь к Отечеству и приверженность к Престолу восторжествуют. Мне немного остается жить; не страшусь смерти, желаю только увидеть новую славу любезного Отечества!"

статок дней своих, по словам того же иеромонаха Нафанаила, адмирал провел "крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же".

тпевал Феодора Феодоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова протоиерей Асинкрит Иванов, который за день до кончины праведника, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, принимал его последнюю исповедь и причащал Святых Таин; когда гроб с телом усопшего адмирала при большом стечении народа, был вынесен на руках из города, его хотели положить на подводу, но народ продолжал нести его до самой Санаксарской обители. Там встретила благоверного боярина Феодора монастырская братия. Феодор Феодорович был погребен у стены соборного храма, рядом с родным ему преподобным Старцем, чтобы быть им отныне вместе навеки.

осле праведной кончины Феодора Феодоровича прошло почти два столетия. Его подвижническая и высокодуховная жизнь, его добродетели не были забыты в родном Отечестве. Его заветами жили русские воины и флотоводцы, православная русская армия.

огда наступили времена гонений на Русскую Православную Церковь, Санаксарский монастырь, где упокоился Феодор Феодорович, был закрыт. Часовня, выстроенная над могилой адмирала, была до основания разрушена, честные его останки в 1930-е годы были осквернены безбожниками.

годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов воинская слава Феодора Феодоровича Ушакова была вспомянута, его имя, наряду с именами святых благоверных князей-воинов Александра Невского и Димитрия Донского, вдохновляло к подвигу защитников Родины. Был учрежден боевой орден адмирала Ушакова, который стал высшей наградой для воинов-моряков.

огда же, в 1944 году, возник вопрос о месте погребения адмирала Ушакова. Была создана государственная комиссия, которая произвела раскопки на территории Санаксарского монастыря и вскрытие могилы адмирала Ушакова у стены соборного храма. Честные останки Феодора Феодоровича оказались нетленны, что было отмечено в соответствующем документе комиссии.

тныне могила Феодора Ушакова и, как следствие, весь Санаксарский монастырь находились под присмотром государственной власти, и это предотвратило разрушение чтимой праведником обители.

1991 году Санаксарский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Почитание святого праведника год от году возрастает. На его могиле служатся панихиды, многочисленные паломники - духовенство, монашествующие, благочестивые миряне, среди которых часто можно видеть воинов-моряков, - приходят поклониться Феодору Феодоровичу Ушакову, ревностному служителю Отечеству и народу Божиему, явившему собою великий пример воинской доблести, милосердия и христианского благочестия.

Патриарх Никон

Патриарх Никон родился в мае 1605 г. в селе Вельеманове близ Нижнего Новгорода в семье крестьянина Мины и был назван Никитой.
Когда умерли все его родственники, оставшись хозяином в доме, Никита женился. Вскоре он был посвящен в приходские священники. Затем Никита решил удалиться в монастырь. Жену он уговорил постричься в Алексеевском монастыре, а сам постригся в Анзерском ските под именем Никона. Ему было тогда 30 лет.Из Анзерского скита Никон перебрался в Кожеозерскую пустынь, находившуюся на островах Кожеозера. Вскоре братия избрала его своим игуменом. В 1646 г., Никон отправился в Москву с поклоном к молодому царю Алексею Михайловичу. Алексею понравился Никон, он велел ему остаться в Москве. Патриарх Иосиф посвятил Никона в сан архимандрита Новоспасского монастыря, где находилась родовая усыпальница Романовых. Царь часто приезжал туда молиться и подолгу беседовал с Никоном. В 1648 г. скончался новгородский митрополит Афанасий. На его место был избран Никон.
В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа духовный собор в угоду царю избрал Никона патриархом. Никон занял патриарший престол, имея в голове сложившуюся систему взглядов на Церковь. В его представлении светская и духовная сферы жизни не смешивались друг с другом, а напротив - должны были сохранять, каждая в своей области, полную самостоятельность. Патриарх в религиозных и церковных вопросах должен был стать таким же неограниченным властителем, как царь в мирских.
Отправляясь в 1654 г. на войну в Малороссию, Алексей Михайлович доверил патриарху свою семью, столицу и поручил ему наблюдение за правосудием и ходом дел в приказах. Во время двухлетнего отсутствия царя Никон, официально принявший титул великого государя, единолично управлял всеми государственными делами.
В соответствии со своими высокими представлениями о значении Церкви в жизни общества, Никон принимал строгие меры к поднятию дисциплины и культуры духовенства. Он хотел сделать из Москвы религиозную столицу, "третий Рим" для всех православных народов. Вместе с тем он стремился восстановить полное согласие русской церковной службы с греческой, уничтожая все особенности, которыми первая отличалась от второй. Испокон веков русские православные пребывали в полной уверенности, что сохраняют христианское богослужение в полной и первозданной чистоте, точно таким, каким оно было установлено отцами церкви. Однако восточные иерархи стали указывать русским на многочисленные несообразности русского богослужения, могущие расстроить согласие между поместными православными церквами.
В 1653 г. Никон собрал духовный собор русских иерархов, архимандритов, игуменов и протопопов. Обратившись к собравшимся, Никон привел грамоты вселенских патриархов на учреждение московского патриаршества в конце XVI века. Патриархи указывали на отклонения в русском богослужении от тех норм, что установились в Греции и других восточных православных странах. Собор решил исправить все ошибки в соответствии с греческими канонами.
Никон поручил исправление книг киевскому монаху-книжнику Епифанию Славинецкому и греку Арсению. Вскоре собрали новый собор, на котором было постановлено, что отныне следует креститься тремя, а не двумя перстами, а на тех, кто крестится двумя перстами, было возложено проклятие. Затем был издан новый служебник с исправленным текстом. В апреле 1656 г. созвали новый собор, утвердивший все внесенные изменения. Уже здесь явились противники реформы,: их лишили сана и сослали. Протопоп Аввакум, самый яростный противник нововведений, был отправлен вместе с семьей в Даурию. Когда новые книги вместе с приказом креститься тремя перстами дошли до местных священников, ропот поднялся сразу во многих местах. Многие рядовые монахи и попы пришли к убеждению, что прежнюю веру пытаются заменить другой. Новые книги отказывались принимать к действию и служили по ста рым. Соловецкий монастырь одним из первых воспротивился этому нововведению. Патриарх обрушил на ослушников жестокие репрессии. В ответ со всех сторон к царю пошли жалобы на своеволие и лютость патриарха, его гордыню и своекорыстие. Возле Алексея Михайловича также было много бояр - недругов Никона. Усилия недоброжелателей не остались тщетны: Алексей Михайлович начал постепенно отдаляться от патриарха. Летом 1658 г. наступила уже явная размолвка - царь несколько раз не пригласил патриарха на придворные праздники и не присутствовал на его богослужениях. Потом он послал к нему князя Ромодановского с повелением, чтобы Никон больше не писался великим государем. Никон отрекся от патриаршей кафедры, вероятно, рассчитывая, что царь испугается. Отслужив литургию в Успенском соборе, он снял с себя мантию и ушел пешком на подворье Воскресенского монастыря.
Вместо ушедшего со своего престола патриарха следовало избрать нового. Но Никон уже раскаивался в своем поспешном удалении и опять стал предъявлять претензии на патриаршество. Нельзя было приступить к избранию нового патриарха, не решив вопроса: в каком отношении он будет находиться к старому. Для рассмотрения этой проблемы в 1660 г. был созван собор русского духовенства. Большинство архиереев были против Никона и постановили лишить его сана, но меньшинство доказывало, что поместный собор не имеет такой власти над патриархом. Это так запутало дело, что оно могло быть разрешено только международным советом.В начале 1666 г. в Москве собрался "великий собор", на котором присутствовало два греческих патриарха и 30 архиереев, русских и греческих. Собор единогласно осудил Никона, лишил его патриаршего сана и священства. Он был сослан в Ферапонтов монастырь. Здесь его несколько лет содержали почти как узника. В 1671 г. Алексей велел снять стражу. После смерти в 1676 г. Алексея Михайловича положение Никона ухудшилось - его перевели в Кирилло-Белозерский монастырь под надзор. Только в 1681 г., уже тяжелобольного, Никона выпустили из заточения. По дороге в Москву он умер. Тело его привезли в Воскресенский монастырь и там похоронили. Следствием никоновских преобразований стал великий раскол в Русской Православной Церкви.

Степан Дмитриевич Эрьзя

Имя скульптора Эрьзи широко известно и в нашей стране и за рубежом. Мордвин Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа - эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений - в их национальной самобытности и исконной народности.

Прошедший большую жизненную школу, хорошо знавший и талантливо, смело претворявший в своем творчестве традиции мирового и русского искусства, скульптор всегда при этом оставался сыном своего народа.

Будучи значительным явлением современного мирового искусства, творчество Эрьзи - выражение гения мордовского народа. Будущий скульптор родился в 1876 году в деревне Баево Алатырского уезда Симбирской губернии в семье крестьянина. С детства его окружала великолепная природа родного края - дремучие леса, живописная речка Бездна, превращавшаяся весной в бурный стремительный поток, ее крутые скалистые берега, а также необозримые пространства полей и холмов. Одним из самых сильных впечатлений, оставшихся от детства стали произведения народного гения - добротные деревянные дома, украшенные затейливой резьбой, изумительные по изяществу и яркости отделок костюмы односельчанок, удобные и вместе с тем поражающие легкостью и мастерством исполнения всевозможные предметы, которыми каждый день пользовались в крестьянской избе - кувшины, ложки, сундуки-пари, прялки. Таким образом, в основу формирования уникального художественного дара Степана Нефедова легло все то, что было исконно присуще искусству древнего мордовского народа.Блестящие природные данные молодого скульптора получили развитие в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской Сергея Волнухина, а затем - в скульптурных ателье Европы (1907-1914). Семь лет провел в Италии и Франции мордовский скульптор.

В 1909 году в Венеции он впервые участвует в Международной художественной выставке работами "Последняя ночь осужденного" и "Автопортрет" добиваясь не только успеха и признания своего таланта, но укрепляя тем самым авторитет русского искусства за рубежом.

Годы, проведенные в Италии и Франции. явились для молодого Эрьзи великолепной школой мастерства, которая дает полное основание считать его не только одним из самых талантливых, но и профессионально подготовленных русских скульпторов начала XX века.

После возвращения в Москву С.Эрьзя продолжает развивать основные тематические линии, наметившиеся в его искусстве ранее - еще в итало- французский период: женские образы, выражающие сложные душевные переживания, портреты, символические изображения. Одним из первых в русской пластике ХХ века С. Эрьзя показал достоинство и красоту женщины - представительницы "малого" народе создав образы, полные лиризма, глубокого и искреннего чувства ("Монголка", "Эрзянская женщина", "Голова мордовки").

В начале двадцатых годов поиски более выразительных средств исполнения привели С.Эрьзю и к "открытию" нового для него материала - дерева, композиции "Леда и лебедь", "Летящий", "Материнство", выполненные на Кавказе, отчетливо демонстрируют, как приемы модерна, "опробованные" скульптором ранее - в работах "Отдых". "Мрамор", ряде женских портретов, - ложатся в основу формирования нового индивидуального пластического стиля С.Эрьзи. Его развитие шло в течение двух последующих десятилетий (1927-1950), которые скульптор провел в Аргентине.

В 1927 году волею судьбы С.Эрьзя оказался в Буэнос-Айресе. Именно в Аргентине совершенно неожиданно для самого себя он обнаружил то, что искал вот уже не сколько лет, - необыкновенный материал, с которым впоследствии будет неизменно связано его творчество, дерево местного происхождения - кебрачо. Его необыкновенная твердость, выразительный рисунок древесины, широкий диапазон оттенков, а также - живописное своеобразие наростов с самого начала определили особенности манеры исполнения произведений. Особый же эффект и артистизм придавал работам скульптора выразительный контраст необработанного нароста с тщательно отшлифованной поверхностью.
Творчество С.Эрьзи хорошо знали заграницей, но мало кто вспоминал его на родине. А ведь только о ней постоянно думал стареющий скульптор, находясь на чужбине, он справедливо тревожился за судьбу своих произведений.
С.Эрьзя вернулся в Советский Союз в 1950 году. Он сумел сохранить и доставить на родную землю свои произведения - плод многолетней напряженной работы, порой невыносимо тяжелой, но вместе с тем подарившей ему столько радости. И в своей московской мастерской скульптор продолжал упорно трудиться, боясь отложить резец хоть на мгновенье, ведь именно он был единственной нитью, связывавшей его с искусством - смыслом всей его жизни.
Скульптор Степан Эрьзя умер 27 ноября 1959 года. Его похоронили в Саранске, и хотя его прах теперь навечно связан с родной мордовской землей, его искусство, не знающее границ, принадлежит всему человечеству.

Федот Васильевич Сычков

«Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее» - писал заслуженный деятель искусств РСФСР и МАССР, народный художник Мордовии Федот Васильевич Сычков. Эти слова являются свое образным художественным кредо живописца. Прожив долгую и необычайно плодотворную жизнь. Ф. В. Сычков создал около трехсот произведений, написал свыше тысячи этюдов. Огромное наследие мастера разошлось по всей стране. Его работы хранятся во многих музеях и частных коллекциях,большая часть из них сосредоточена в собрании Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи. Творчество Ф. В. Сычкова отличается редкой цельностью. Симпатии художника раз и навсегда были отданы одной теме - жизни его родного села Кочелаева, в котором он прожил почти всю свою жизнь. Труд, праздники односельчан, природу родного края воспел он в своих произведениях. В народе, из которого вышел художник и среди которого жил, он видел и ценил особые черты - оптимизм и жизнелюбие. Этими же качествами отличается все его творчество.

Художник Федот Васильевич Сычков (1887-1958) явился основоположником профессиональной живописи в мордовском крае. Всю свою жизнь и творчество он связал с родными местами, со своими земляками, посвятив им все свое богатое творческое наследие. Ф.Сычков родился в селе Кочелаево Пензенской губернии (ныне - Республика Мордовия) в семье крестьянина-бедняка. В юности будущий художник работал в артели иконописцев. Участие в его судьбе помещика из имения, соседнего с селом Кочелаево, петербургского чиновника генерала Ивана Арапова позволило Сычкову поступить в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Благодаря способностям и упорству он окончил шестилетний курс школы за 3 года, а затем продолжил образование в императорской Академии художеств (1895-1900). Никто не изведал столько горя и никто так ярко и душевно не воспел радость, смех, живую улыбку, как Сычков. Может быть, он сознательно избегал темных сторон жизни? Нет, в архиве художника немало эскизов, рисующих и эти стороны жизни. Но вот, например, что писал в 1878 г. журнал "Природа и люди" в июльской книжке о мордве: "Веселость - одна из отличительных черт мордвы. И в радости, и в горе, и возвращаясь с полевых работ, мордовки почти постоянно ходят песнями". Сычков воспринял всей душой этот "сокрытый двигатель" нравственного здоровья народа и рассказал об этом со всей силой своего незаурядного таланта.

РАИСА БЕСПАЛОВА

21 января 2000 года исполнилось 75 лет со дня рождения народной артистки России Раисы Макаровны Беспаловой. На протяже-нии всей своей жизни в искусстве она была предана Мордовии, отказываясь переехать на работу в другие города страны: Саратов, Ар-замас, Воронеж, Написать о ней как о чело-веке, внесшем заметный вклад в духовную культуру республики и навсегда связавшем свою творческую судьбу с Саранском, меня, автора данной публикации, заставило жела-ние рассказать на правах сына о собствен-ной матери. Поскольку личный архив Беспа-ловой практически не сохранился, нет ни одной видеозаписи ее выступлений на теле-видении, А многие факты биографии требу-ют уточнения и дополнительной интерпре-тации, подобное желание вполне оправдан-но. Кроме того, феномен Беспаловой, вобрав-шей в себя этнонационалытые характерис-тики культуры эрзян, заслуживает более де-тального рассмотрения как явление общече-ловеческого порядка, Р. М. Беспалова занимает особое место в ряду наиболее ярких представителей худо-жественной интеллигенции Мордовии вто-рой полопипы XX столетия. Ее творческая де-ятельность была связана и с вокальным ис-полнительством, и с актерской профессией, и с педагогической работой. На фоне других профессиональных актеров, вокалистов, пе-дагогов во многих отношениях Беспалова была и осталась личностью уникальной. Она не только первой в Мордовии удостоилась вы-сокого звания народной артистки России (1970) и первой среди артистов республи-ки награждена орденом «Знак Почета» (1960), Беспалова стала первым представи-телем художественной интеллигенции Мор-довии, избранным депутатом Верховного Со-вета СССР (1962) и депутатом Саранского городского Сонета (1957).

Данные факты приведены лишь для того, чтобы показать степень включенности Раи-сы Макаровны не только в художественную, но и и общественную жизнь Мордовии и всей страны, что не стало преградой на пути реа-лизации ее творческих исканий в театраль-ном искусстве и в вокальном исполнитель-стве. Мысль о том, что в России признание к талантливой личности приходит лишь после смерти, не верна по отношению к Беспаловой. Признание, почитание таланта, попу-лярность, успех, славу Раиса Макаровна ис-пытала при жизни, причем в огромной мере благодаря своим личностным качествам. Сла-ва и популярность отнюдь не являлись целью жизни актрисы и певицы. К ним она относи-лась философски, нередко повторяя: «Чем выше взлетишь, тем больнее упадешь». Эту фразу она спокойно произнесла и в 1971 году, после известия о том, что ее имя вычеркнуто из списка претендентов на получение Госу-дарственной премии Мордовии » области ли-тературы, искусства и публицистики, фор-мальным поводом для отказа, как объяснили ей в Министерстве культуры, явилась бо-лезнь, приковавшая Раису Макаровну в кон-це 60-х годов на несколько месяцев к посте-ли. Истинная причина, вероятно, коренилась гораздо глубже: в начале 70-х она фактичес-ки отказалась выступать в правительствен-ных концертах, коих в «брежневскую эпо-ху» было немало по разным случаям. Так кто же она — Раиса Беспалова?

Почитатели вокального таланта с лю-бовью называли ее не иначе как «мордовс-кий соловей», сравнивая с птицей, певчес-кие возможности которой стали на Руси предмегом поэтизации. Природа наделила певи-цу уникальными вокальными данными, ред-ко встречающимися даже у исполнителей с мировым именем. Безусловным авторитетом и эталоном вокального мастерства являлась для нее занесенная в Книгу рекордов Гин-несса перуанская певица Имма Сумал с ди-апазоном голоса к четыре октавы.

Сама Беспалова с одинаковой легкостью пела, что примечательно не только для вока-листов Мордовии, в диапазоне высоко мец-цо-сопрано (Кармен из одноименной оперы Ж. Визе), контральто (княгиня в опере «Ру-салка» А, Даргомыжского), сои рано (главные роли в опереттах «Веселая вдова» Ф. Лсгара, «Сильва» и «Марина» И. Кальмана), испол-няла русские романсы, песни сопетских и зарубежных композиторов, мордовские на-родные песни.

В 1958 году в Саранск на постоянное место жительства возвратился из Москвы наш прославленный земляк певец Илларион Мак-симович Яушев. Бережное отношение к мо-лодым национальным кадрам талантливых певцов Мордовии в полной мере характери-зует личность этого замечательного челове-ка. Его знакомство с Р. Беспаловой состоялось десятилетием ранее, когда в 1948 году сту-денты мордовской национальной оперной студии при Саратопской консерватории вы-ступили в Саранске на сцепе театра с гвор-ческим отчетом. Впоследствии им доводилось неоднократно выступать п концертах совме-стно. В январе 1958 года три эрзянских пев-ца — И. Яушев, Д. Еремеев и Р. Беспалова представляли Мордовию на проходившей в Казани конференции композиторов и музы-коведов республик Поволжья и Сибири. 15 память о совместном выступлении на заклю-чительном концерте в зале Казанской госу-дарственной консерватории Яушев подарил Беспаловой ноты мордовской колыбельной песни «Нурцима моро» в его собственной записи и обработке. Размашистым почерком он сделал дарственную надпись: «Хорошей исполнительнице! Рае от Яушева 30.1 — 58 г. Казань»1.

В 60 — 80-е годы голос Беспаловой часто звучал по Всесоюзному радио в рубрике «Песни народов СССР», Звуковой визитной карточкой на радио на союзном уровне в это время являлся вокальный цикл в(ее исполне-нии «Песни родного края» (1966) компози-тора Г. Г. Вдовина на поэтические тексты тра-диционных народных песен и стихи мордов-ских поэтов. Г. Г. Вдовик специально посвя-тил цикл певице Беспаловой. Каждая из пяти его самостоятельных частей рисует архетипические картины жизни мордовского народа.

Ладовая организация и приемы вокали-зации эрзянских музыкально-поэтических текстов, хорошо знакомые Беспаловой, по-могли исполнительнице профессионально, с высокой эмоциональной отдачей интонаци-онно отобразить образный мир древней ми-фологии мордвы («Павань толга-мекшава»), передать неприхотливую красоту деревен-ской жизни («Пастухонь моро») и любовь к родной земле («Родной мастер»). После Бес-паловой воспроизвести этот сложнейший в музыкальном отношении национально-во-кальный цикл уже никто из мордовских ис-полнительниц не решился.

Композитор Г. И. Сурасв-Королев, с ко-торым Беспалову связывало тесное творчес-кое сотрудничество с начала 50-х годов, со времени их совместной работы в ансамбле песни и пляски «Улирика», посвятил ей му-зыкальную балладу «Говорит Саранск». Именно этими словами длительное время каждодневно открывало свое вещание рес-публиканское радио Мордовии, где певица записывала спои выступления довольно часто и охотно. Подаренный ей лично в июне 1992 года сборник вокальных сочинений сопроводил примечательной
надписью: «Уважаемая Раиса Макаровна! Ваш дивный голос открывает мою книгу... Сердечно кланяюсь исполнению моих сочи-нений Вами*2. Доброму пожеланию не суж-дено было сбыться. В это время она уже тя-жело болела, и ей оставалось жить лишь пол-тора годя. За несколько месяцев до кончины она с грустью произнесла: «Вот и жизнь про-шла как-то незаметно». Таковой была субъек-тивная оценка ее собственного бытия на зем-ле. Но если взглянуть на творческую судьбу Беспаловой глазами «другого», как на завер-шенное и одновременно длящееся в большом времени культуры событие, то оценка полу-чится совершенно иной.

Известный режиссер В. В. Долгов и фен-рале 1997 года на состоявшемся в театре вечере памяти народной артистки Мордовии и России Р. М. Беспаловой сказал: «Искусст-во мордовского народа на мировом уровне с полным основанием представляют Степан Эрьзя, Федот Сычков и Раиса Беспалова». В этих словах содержится оценка значимости вклада скульптора, живописца и певицы в сокровищницу общечеловеческой культуры. Их объединяют не только талант, универса-лизм, профессиональное мастерство, но и органично вплетенное в творчество нацио-нально-мордовское и общечеловеческое.

Сходство художественного сознания и творческая близость в большой мере просле-живаются по линии сравнения Беспаловой с Эрьзей. Формирование мировоззрения и «картины мира» обоих протекало под влия-нием народной культуры, в частности эрзян-ского языка как системы значимых звуковых единиц, определяющих национальное вос-приятие действительности. Особое, подчер-кнуто уважительное отношение к родному языку Беспалова неоднократно выражала п словах: «В мире существуют два языка, как будто специально созданных для вокального пения, — итальянский и мордовский. В них очень много гласных звуков». Утверждение о певучести названных языков базировалось на прекрасном знании музыкальной культу-ры различных пародов мира, в особенности итальянской и, конечно же, мордовской.

Удивительно схожа с творческими уст-ремлениями Эрьзи тематическая направлен-ность вокальных произведений в исполнении Беспаловой. Многие из них имеются в фонде республиканского радио: «Песня матери» из коптаты Л. Новикова, чилийская народная песня «Сердце, не плачь», «Нежность» А. Пахмутовой, колыбельная «Тю-тю-балю» (муз. Л. Киркжова, стихи Ф. Атянина) и мно-гие другие.

Р. М, Беспаловой на сцене театра была со-здана целая галерея ярких женских образов, близких по фактуре к женским образам, со-зданным Эрьзей: испанка Кармен, японка Су-зуки, цыганка Чипра, мадьярка Сильва, мор-довка Аитова. Мировоззрению и творческим порывам Беспаловой, так же как и Эрьзе, было присуще свойство театральности, то есть восприятие мира через игровое начало, как своеобразной сцены, как театра. Отсюда нео-жиданные поступки и перевоплощения. Од-ним из подобных примеров является часто упоминавшийся ее сестрами случай. После окончания Саратовской консерватории в 1952 году по специальности «Сольное пение» и получения квалификации «Оперная и ка-мерная певиц;], преподаватель» Раиса Мака-ровна посетила свою родину — село Курилово. Вместе с сестрами она отправилась в со-седнее село Болтине на родину матери в ав-густовский престольный праздник Макарий. На обратном пути их застала гроза с силь-нейшим ливнем. Под навесом, куда они спрятались от дождя, собралась и болтинская молодежь. Вдруг, перекрывая раскаты гро-ма, зазвучал мощный голос Раисы, вступил в спор с самой природой и укрощая стихию. Она запела песню на эрзянском языке, и страх перед грозой пропал сам собой, «Поет как артистка!» — оценили происходящее многие из присутствующих, которым было невдомек, что поет действительно профессиональная певица, приглашенная работать в ансамбль песни и пляски. В этот раз свою артистичес-кую тайну Раисе Макаровне удалось сохра-нить. Впоследствии, когда ее голос стал регу-лярно звучать по радио, наряду с голосами И. Яушсва, Д, Еремеева, М. Антоновой, по-добные трюки уже не удавались.

Возможно, именно данный эпизод вспо-минала Раиса Макаровна, работая 15 лет спу-стя над ролью мудрой и властной царицы Тучи в музыкальном спектакле К. Акимова и Ф. Атянина «Невеста грома», вышедшем в 1967 году.

Помимо названной роли Беспалова сыг-рала еще несколько разнохарактерных и раз-ноплановых ролей в национальных спектак-лях: коварную и безжалостную старуху Ва-жяй в опере Л. Киркжова «Нормальна», му-жественную и сильную духом Барду и на-родную героиню Литову в одноименной му-зыкальной драме. Театралы со стажем по-мнят, что Беспалову в 60-е годы называли Литовой, связывая ее с ярким образом, со-зданным на сцепе мордовского музыкально-драматического театра, подчеркивая тем са-мым артистические способности актрисы.