Тимуровец. Отчёт по тимуровской работе


Текст: Дмитрий БОБЫЛЁВ

Вы были тимуровцем? Лет сорок-пятьдесят назад этот вопрос, заданный недавнему школьнику, вызвал бы недоумение. Тимуровцами были практически все ребята Советского союза. Помочь тому, кто нуждается в твоей помощи...

Тимуровец - понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки. Происходит от книги Аркадия Петровича Гайдара, кстати нашего земляка, «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства, если говорить современным языком.

Интересно и то, что часто тимуровцев путали с пионерами. Однако, это не одно и то же. В годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят. Причина в том, что в трудное время, когда большинство мужчин ушли на фронт, учителям было уже не до политического воспитания и дети воспитывали себя сами. Вернее, их воспитывали книги и личный пример старших товарищей.

Так родилось тимуровское движение. Оно быстро стало популярным и росло в арифметической прогрессии. За пять лет войны в СССР было уже три миллиона подростков, которые гордо именовали себя тимуровцами. Ребята эти были незаменимы и в тылу, и в партизанском движении, и сегодня мы тоже обязаны им своей Великой Победой.

Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской Области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. (ныне Гимназия № 2). Состояла она тогда только из шести тимуровцев.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях; только в РСФСР насчитывалось свыше двух миллионов тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 1970-х гг. был создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер».

Традиции тимуровского движения нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды создавались в пионерских организациях Германии, Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов. А в других начинает возрождаться. Мы представляем для рассмотрения Устав Тимуровской организации.

Мы ждем Ваших предложений.

Клуб добрых дел

УСТАВ

Тимуровской организации

1. Общие положения и термины

«Тимуровец» – это участник детского общественного движения по оказанию помощи семьям воинов, инвалидам, больным (по имени Тимура, героя повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда» - С.И.Ожегов «Толковый словарь», с.798).

Детская общественная организация «Тимуровцы» - это добровольное объединение учащихся, ориентированное на общечеловеческие ценности и мотивированное желанием совершить добрые поступки на благо общества, развитие социальной активности школьников, развитие ответственности перед другими, развитие коммуникативных навыков.

В своей деятельности участники ДОО «Тимуровцы» руководствуются Законодательством РФ, Конвенцией по правам человека, Конвенцией по правам ребенка.

«Дом без одиночества» (помощь одиноким пожилым людям);

«Герои живут рядом» (общение с ветеранами войн и труда);

«Жизнь замечательных людей» (общение с интересными людьми);

«Мы – твои старшие друзья!» (помощь учащимся 1-2 классов);

«С друзьями вместе» (проведение бесед, информационных минуток, игр, соревнований для учащихся младших классов).

3. Цели тимуровской организации

формирование у детей культуры социального служения как важного фактора развития современного общества;

создание условий для реализации творческого потенциала личности в организации безвозмездной помощи ветеранам войн, пожилым людям, детям, нуждающимся в помощи и соучастии.

4. Задачи тимуровской организации

формирование гражданских чувств младших школьников;

поддержка социальных инициатив, направленных на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;

развитие социальной активности детей, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;

предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств учащихся посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;

возрождение тимуровского движения, как средства помощи нуждающимся во внимании.

5. Участники ДОО «Тимуровцы»

Участниками ДОО «Тимуровцы» могут быть учащиеся, добровольно принявшие идеи тимуровского движения, согласные реализовывать их в своей жизнедеятельности.

Член ДОО «Тимуровцы» обязан:

Выполнять Устав ДОО «Тимуровцы»;

Быть образцом для других учащихся, делать людям добро, становиться на защиту пожилых, младших по возрасту, слабых и обиженных, всегда быть готовым прийти на помощь;

Нести ответственность за свое поведение и поступки, признавать равноправие всех людей, трудиться с целью улучшения общества, в котором живет.

Беречь свое доброе имя и достоинство организации «Тимуровцы».

6. Принципы деятельности членов ДОО «Тимуровцы»

Законность

Добровольность

Осознание членами организации личностной и социальной значимости своей деятельности

Непрерывность и систематичность

Гласность

Самоуправление

7. Отряд имеет свою символику и атрибутику (девиз, эмблему, законы).

Законы тимуровского отряда:

Закон точности (закон «ноль-ноль»): все дела начинать вовремя, не опаздывать.

Закон поднятой руки: если человек поднял руку, значит, ему есть что сказать.

Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям.

Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

Закон заботы: прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям; помни об их интересах, потребностях, нуждах.

Закон милосердия: тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай об этом, помоги им.

Закон памяти: народ должен знать свою историю и помнить о своём народе.

Закон уважения: хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других людей.

Закон старости: помни, старость уважаема у всех народов.

Закон чести: вспоминай о физической силе только наедине с собой; помни о духовной силе, благородстве, долге, достоинстве.

Обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда », герой которой, Тимур , организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.

После появления этой книги стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Тимуровцы стали частью советской идеологической системы, сохраняя при этом некоторый дух волонтерства.

Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин Московской Области - в городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда». Первая тимуровская команда была основана в школе № 2 в 1940 г. (ныне МОУ-Гимназия № 2). Состояла она из 6 тимуровцев: Калининой Анны Васильевны , Дуженкова Владимира Ивановича и др. После 1982 году, когда школа № 2 переехала в новое здание (где находится и поныне) был основан тимуровский штаб «Красный Конник» (рук. Захарова Н. И.) - примерный тимуровский штаб, который участвовал во многих слётах (к примеру слёт тимуровских отрядов в Черкассах). После перестройки Захарова Нина Ивановна руководитель «Красного Конника» и администрация школы решили продолжить тимуровское дело старого штаба и основали тимуровский штаб «Данко», который существует и по сих пор. В штабе «Данко» проводятся такие операции, как «Ветеран всегда рядом», «Соберём макулатуру», «Молодой солдат» и многие другие. Штаб «Данко» является штаб-лидером и примером других детских организаций. Девиз штаба «Данко»: «Дарим сердце людям».

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов.

«Отечество - 2013»

Из истории детского движения

Городская научно-практическая туристско-краеведческая конференция «Отечество», посвященная 270-летию основания г. Оренбурга

Тимуровское и волонтёрское движение: черты сходства и различия


г. Оренбург

С одержание


Введение……………………………………………………………………

3

1.

Особенность тимуровского и волонтёрского движений: добровольчество ………………………………………………………......

4

2.

Тимуровское движение …………………………………………………...

7

3.

Волонтёрское движение…………………………………………..………

11

4.

Волонтёрское движение Оренбуржья……………………………………

14

5.

Результаты социологического опроса школьников…………………......

17

Заключение…………………………………………………………….......

19

Список использованных источников.……………………………………

20

Приложение………………………………………………………………..

21

Введение


Книгу А.П. Гайдара «Тимур и его команда» знают многие. Имя Тимур мы связываем сразу с «тимуровцами», то есть оно стало как бы нарицательным. А слово «команда» - синоним слову «друзья». Получается под названием книги «Тимур и его команда» подразумевается «тимуровцы, друзья».

О тимуровцах я узнал ещё в детстве. Смотрел художественный фильм «Тимур и его команда». А вот о волонтёрах я узнал совсем недавно, когда к нам в школу пришел выпускник нашей школы Байрамов Фариз. Именно он познакомил меня со своей деятельностью. Отряд волонтёров проводит различные акции, разрабатывает и реализует социальные проекты.

На «Первом форуме добровольцев» я узнал, что существует множество других подобных организаций. Там же я узнал о том, что начало волонтёрского движения уходит глубоко в историю. Именно поэтому мне и стала интересна эта тема.

Данная работа связана с изучением добровольческих организаций, а именно волонтёров и тимуровцев.

Цель работы: найти сходства и различия между этими движениями.

Объект исследования: тимуровское и волонтерское движение.

Предмет исследования: роль тимуровского и волонтерского движений в общественной жизни.

В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

Определить характер тимуровского и волонтерского движений;

Изучить исторические аспекты развития тимуровского и волонтерского движений;

Провести социологический опрос учащихся;

Провести анализ результатов социологического опроса;

1. Особенность тимуровского и волонтёрского движений: добровольчество

Добровольничество основано на вовлечении различных слоев населения в процессы решения социальных проблем. Но часто возникает вопрос: добровольчество – это новое или хорошо забытое старое?

Термин «добровольчество» в современном его понимании или, тем более, «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов XX века. До этого времени «добровольцами», в первую очередь, называли людей, которые в военное время, не дожидаясь мобилизационной повестки, шли защищать свою страну. Так было и в первую мировую войну, и в Великую Отечественную. Практика многопланового толкования этого термина существовала и за рубежом. В Италии безвозмездная социальная помощь называется «социальным волонтерством».

И в нашей стране в советское время была масса людей, которые добровольцами ехали на целину, на строительство БАМа.

Сегодня мы вкладываем в термин «добровольчество» нечто другое. Существует Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятый 7 июля 1995 г. Но законодатель ограничил круг деятельности, которую можно отнести к благотворительной, а также и круг организаций, называемых благотворительными. Но добровольческую активность трудно ограничить. Очень широк круг работ, выполняемых добровольцами, организаций, которые привлекают к работе добровольцев, поэтому правильнее будет звучать следующее определение.

Доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем.

Но для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к более глубокой истории нашей страны. Здесь также нет четкой терминологии, но налицо добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, чему в российской истории есть множество примеров.

Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.

Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.

Случается, что термин «доброволец» оказывается связанным с другими реалиями нашей жизни. В декабре 1996 г. на Новосибирском радио был проведен прямой эфир. Передача называлась «Почему люди работают бесплатно?». Название передачи некоторыми радиослушателями было связано с многомесячными задержками выплаты заработной платы. Люди звонили и говорили о своем тяжелом положении, требовали призвать к ответу директоров предприятий и правительство. Многие в возникшей дискуссии называли себя добровольцами. Их аргумент был следующий: «Мы работаем и не получаем за это оплату, следовательно, мы - добровольцы». Но можно ли людей, которым задерживают заработную плату, называть добровольцами? Я уверен, что нет.

Отличительной особенностью добровольца является то, что, выполняя ту или иную работу, он осознанно идет на полное отсутствие денежного вознаграждения или же соглашается на значительно заниженную оплату своего труда, имея при этом реальную возможность за свои услуги в это же время получить более высокий заработок. Согласились бы люди, звонившие во время радиопередачи, работать бесплатно, отказавшись даже от надежды получить причитающиеся им деньги в будущем? Вероятно, нет. Задержки выплаты заработной платы - очень тяжелая проблема, но с добровольчеством у нее ничего общего нет.

Сегодня добровольчество продолжает оставаться в обществе сравнительно новой идеей, воспринимаемой неоднозначно. Одни воспринимают как стартовую площадку, другим оно кажется непонятным и, следовательно, не очень нужным.


  1. Тимуровское движение

Тимуровское движение - массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло оно в СССР в начале 40-х гг. ХХ века под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Тимуровское движение - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживали за могилами погибших воинов.

Освободительная борьба советского народа против фашизма явилась мощным стимулом развития тимуровского движения, возникшего ещё в мирное время. «День рождения» этого изумительного по своей природе и направленности движения вполне определенно датируется временем появления на экранах страны в 1940 году кинокартины «Тимур и его команда» (сценарий А. Гайдара, постановка режиссера А. Разумного). Исключительная популярность фильма заключалась в том, что фильм ответил на самые горячие патриотические стремления советских детей - быть полезным Родине не после окончания школы, а теперь, немедленно. Фильм раскрыл детям романтику их простых дел, заставил всмотреться в окружающую жизнь, быть чуткими и внимательными. Слово «тимуровец» ярко отразило лучшие черты, свойственные школьнику Советской страны: неуемную жажду деятельности, благородство, мужество, умение постоять за свои интересы. В годы Великой Отечественной войны это движение росло и ширилось буквально с каждым днем: только в Российской Федерации команды тимуровцев насчитывали в своих рядах свыше 2 миллионов человек. Звание «тимуровец» обязывало, оно действовало на ребят дисциплинирующе, побуждало их к благородным, патриотическим поступкам.

Деятельность тимуровцев имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. В одной лишь Челябинской области в 1942-1943 учебном году 3138 тимуровских команд, объединявших 28 тысяч учащихся, помогали свыше 15 тысячам семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тысячи тимуровских команд ремонтировали квартиры семье фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тысяч школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Тимуровцы провели также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941-1942 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять самые разнообразные хозяйственные работы. Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. В августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

Размах тимуровского движения, полнокровность содержания работы обеспечивались постоянным вниманием, заботой и повседневным руководством местных партийных и комсомольских организаций. Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тысяч пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие. Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941-1942 учебном году только в 17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3818 ребят. В 1943-1944 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тысяч школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тысяч тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тысяч теплых вещей, 6 тысяч индивидуальных посылок.

Благородная патриотическая деятельность пионеров – тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, всех советских людей, высокую оценку и благодарность Коммунистической партии и Советского правительства. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходили традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артеке состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития тимуровского движения. Даже в настоящее время в некоторых регионах нашей страны сохранились тимуровские отряды, в которых ребята хотят помогать людям.


  1. Волонтёрское движение

Слово «волонтер» произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius и в дословном переводе означает доброволец, желающий.

Волонтерское движение можно разделить на 4 вида деятельности:

1. Военное волонтёрство.

2. Трудовое волонтёрство.

3. Миссионерское волонтёрство.

4. Общественное волонтёрство.

В данной работе я рассматриваю общественное волонтёрство.

В последние два года в российском волонтерском движении произошли изменения в направлении деятельности волонтеров. Сейчас большинство волонтерских движений делится на три группы:

первая (самая многочисленная) – профилактическая работа по борьбе с ВИЧ/СПИДом, заболеваниями, передающимися половым путем;

третья (новое направление) – просветительская деятельность, направленная на формирование культуры здорового образа жизни, работа проводится с теми категориями населения, которых волонтеры могут заинтересовать и способствовать формированию у них культуры здорового образа жизни. Волонтерское движение уходит корнями глубоко в историю. Еще английский гуманист и писатель Томас Мор, пытаясь определить суть идеальных взаимоотношений личности и общества, подчеркивал их неразрывную связь и ее добровольный характер: «Эти двое – общество и индивид - неразрывны. У вас не может быть подлинного общества, если оно не состоит из истинных индивидуумов, и вы не можете быть индивидуумом, если вы не вовлечены свободно глубочайшим образом в дела общества».

Словарь Вебстера дает такое определение волонтерству: «Добровольное (на основе собственного побуждения) участие в каком-то действии или системе».

Историю волонтерского движения довольно трудно проследить, поскольку ранее точно никто не фиксировал действия такого рода. Но сама история человечества указывает на то, что не одному обществу были не чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство - понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором им довелось родиться и жить.

Добровольческая помощь может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности и т.д.

В некоторых государствах система волонтерства до введения всеобщей воинской повинности была основным способом комплектования армий. Например, в Великобритании такой способ комплектования армии оставался до 1961 года.

В России волонтерство связывают не просто с добровольной бесплатной работой в интересной области, но с жертвенным бескорыстным служением немощным, больным, неимущим.

В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры. В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая. Никакого закона о добровольческом труде не было. Понятие, содержание и форма волонтерского труда в современной России приобрело конкретную форму только в 90-е годы одновременно с зарождением так называемого третьего сектора, который составляют некоммерческие, общественные и благотворительные организации. 7 июля 1995 года появился закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который дает определение волонтера: «Волонтеры – граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации».

4. Волонтерское движение Оренбуржья

Большинство волонтеров России - в Оренбуржье.

В 2012 году областной молодежной общественной организацией «Союз оренбургских студентов» был проведен ряд мероприятий, основными показателями которых стала поддержка молодежных советов, как на предприятии, так и в учебных заведениях в области.

В рамках содействия студенческой молодежи были проведены молодежные образовательные лагеря «Активация», «Первый шаг», «Лагерь-сбор для руководителей молодежных общественных объединений», а для развития творческого потенциала фестивали «Любимая песня» и «На Николаевской». Для работающей молодежи были проведены III областной образовательно-туристический слет работающей молодежи, ряд тренингов на развитие личностного роста, профессиональной коммуникабельности и творческого потенциала.

Завершающем мероприятием стало участие Оренбургской области в XII Всероссийском Фестивале творчества и спорта работающей молодежи «ЮНОСТЬ», на котором делегация области получила Гран-при фестиваля и 1 места в творческих и спортивных направлениях фестиваля.

Кроме того, Оренбургская область занимает 1 место в рейтинге регионов Российской Федерации по развитию добровольческого движения и объединяет 35 429 волонтера.

Ярким примером является работа волонтёров в Реабилитационном клубе «Радуга» Оренбургской клинической психиатрической больнице № 1 и в клубе «Эдельвейс» Областного психотерапевтического центра ОКПБ № 2. Волонтёры способствуют активному вовлечению в социум больных, особенно утративших социальные связи.

При более частом взаимодействии студенты получают и закрепляют навык установления контакта, ведения беседы с душевнобольным, раскрытия его внутренней картины болезни. Последующее обсуждение в группе волонтёров под руководством специалиста способствует не только закреплению знаний полученных по учебной программе, но и расширению понимания психологического состояния пациента. Опытные волонтёры проводят занятия с вновь пришедшими студентами-волонтёрами, тем самым, передавая собственные навыки, формируя преемственность клубной работы и систематизируя собственные знания («уча - учимся»).

В реабилитационном клубе существует 7 кружков пациентов, пять из которых ведут студенты-волонтёры с опытом групповой досуговой работы с пациентами от 1 до 4 лет.

Кроме внутрибольничной работы, волонтёры вместе с пациентами участвуют в мероприятиях, проводимых за пределами больницы. Здесь их роль особенно велика, так как любой выход из привычных условий является для пациентов стрессовой ситуацией. Волонтёры помогают пациентам подготовиться, заранее обсуждают с ними возможные трудные ситуации, а затем сопровождают их и поддерживают. Ярким примером подобного сотрудничества явилась городская спартакиада для инвалидов. Пациенты больницы, при поддержке волонтёров, активно участвовали в спортивных соревнованиях и завоевали пять призовых мест.

Во время встреч пациент и волонтёры вместе посещали магазины, рынки, делали покупки, оплачивали коммунальные услуги, ходили в кино, в театры, музеи, гуляли, общались с другими людьми. Отношения с добровольцами являлись образцом, по которому пациенты в дальнейшем могли реконструировать социальные и практические навыки, необходимые члену сообщества (например, умение договариваться о встречах, налаживать контакты, планировать какую либо деятельность, посещать общественные учреждения, самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя).

Подводя итоги опыта волонтёрского движения в Оренбургской области необходимо отметить значительную пользу, как для пациентов, так и для самих студентов-волонтёров, а именно:

1) в процессе волонтёрской деятельности студенты определяются с выбором своей будущей профессии, приобретая первые навыки работы с душевнобольными уже со студенческой скамьи, тем самым решается проблема пополнения психиатрической службы молодыми кадрами;

2) несмотря на то, что волонтёрство в психиатрии в России - относительно новый вид психосоциальной помощи, развитие этого движения является одной из основных составляющих формирования «психиатрии с опорой на сообщество»;

3) активное участие волонтёров создаёт возможность применения новых прогрессивных форм и методов психосоциальной работы, которые осваивают студенты;

4) происходит расширение социальных связей пациентов через возможность организации их досуга, улучшается социальное функционирование и качество жизни больных;

5) снижается уровень самостигматизации пациентов, а поскольку волонтёры несут психиатрическую культуру в общество, то они тем самым способствуют снижению стигматизации психиатрии в социуме в целом;

6) улучшается компетентность пациентов к различным формам психосоциальной реабилитации, в результате чего, повышается эффективность лечения.

Следует отметить, что в июне 2010 на базе Областного психотерапевтического центра ОКПБ № 2 (заведующий д.м.н. Бабин С.М.) состоялось учредительное заседание Общественного Совета по психическому здоровью Оренбургской области, который призван объединить усилия общественных организаций нашего региона, работающих в области психического здоровья. Одной из приоритетных задач Совета и является активная поддержка развития волонтёрского движения в психиатрии.


  1. Результаты социологического опроса школьников

В ходе работы был проведён опрос учащихся 9-11 классов нашей школы. В опросе принимало участие 43 человека. Вопросы были следующими:

Слышали вы о тимуровском движении?

Чем, по вашему мнению, занимались тимуровцы?

Слышали ли вы о волонтёрском движении?

Чем, по вашему мнению, занимаются волонтёры?

Как вы думаете, тимуровцы и волонтёры - это одно и то же?

Считаете ли вы понятие «тимуровцы» устаревшим?

Какими качествами должен обладать волонтёр?

Цель данного опроса - узнать, что думают о тимуровском и волонтёрском движении ученики и знакомы ли они с этими понятиями вообще.

Проводя социологический опрос, мне хотелось узнать, какими качествами, по мнению моих сверстников, должен обладать волонтёр. После опроса учеников, у меня получились следующие результаты. Самым важным качеством волонтёра оказалось трудолюбие. Также немаловажными качествами оказались доброта, милосердие, жалость, отзывчивость, понимание, добросовестность, общительность, бескорыстность, благородство, щедрость, ответственность. Ребята решили, что такие качества, как сочувствие, ум, честность, целеустремлённость и патриотизм тоже не помешали бы волонтёру. И лишь единицы считают, что волонтеру свойственны раскованность, терпеливость, самостоятельность, искренность, пунктуальность, чувство юмора, идейность и сила воли. К сожалению, среди качеств волонтёров лишь небольшое количество ребят назвали сочувствие. На мой взгляд, большая часть опрошенных ребят нашей школы не смогут помогать тяжелобольным или инвалидам.

Результаты показали, что только 21% опрошенных имеют понятие о волонтёрах, в то время как 70% имеют понятие о тимуровском движении. Стоит отметить, что многие знают о тимуровцах из книжки Гайдара.

Самый распространённый ответ на вопрос «Чем занимаются тимуровцы?» был «помогают людям и переводят бабушек через дорогу». К сожалению, многие не знают, чем занимаются волонтёры. Среди ответов на вопрос «Чем занимаются волонтёры?» были такие ответы: «Может быть, защищают природу» и «Ездят по разным странам или по России, помогают собирать урожай, например. За это бесплатно отдыхают». Действительно, существуют такие люди и их тоже называют волонтёрами.

На вопрос «Тимуровцы и волонтёры это одно и то же?» 72% ответили отрицательно. 5% опрошенных считают, что понятия «волонтёры» и «тимуровцы» значат одно и то же. А 23% не знают, похожи ли эти движения или нет. Возможно, это связано с тем, что ученики незнакомы с особенностями каждого из движений.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что немного ребят в нашей школе знакомы с тимуровским, а особенно, волонтёрским движением. Именно поэтому, я планирую познакомить ребят нашей школы с основными направлениями деятельности тимуровского и волонтёрского движений.

Заключение

Изучив историю, направления деятельности и проведя опрос среди школьников, я сделал вывод, что понятия тимуровцы и волонтёры различны, хотя направления их деятельности иногда совпадают. Волонтёрское движение не является продолжением тимуровского движения, каждое из этих движений имеет свою собственную историю.

Подводя итоги, хотелось бы указать сходство волонтёрского и тимуровского движения.

1. Деятельность этих движений направлена на оказание помощи, которая носит общественный характер.

2. Помощь оказывается людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации: пожилым, детям, больным и др.

3. Дух романтизма пронизывает оба эти движения.

В наше время тимуровское движение не столь широко распространено, как в 40-70 годы прошлого столетия. Волонтерское движение развивалось и развивается в настоящее время в разных странах мира.

Список использованных источников
Литературные источники

1. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. 2-е изд. - Новосибирск: «Ин-кварто», 2002. - 98 с.

2. Ухъянкин С. П. Пионеры-тимуровцы. - Москва, 1961.

3. Камов Б. К. Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар).- М.: Молодая гвардия, 1971. - 415 с.

4. Фурин С. А., Симонова Л. С. Юным тимуровцам. - Москва, 1975.

5. Школьный французско-русский и русско-французский словарь.

Материалы Интернет-сайтов

6. www.webster.ru -- Электронный английский толковый словарь

7. www.kdm56.ru – молодежный информационный портал Оренбургской области

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Сбор информации

Встреча с волонтером Байрамовым Фаризом

Приложение 4

Социологический опрос учащихся школы

УДК 94:37.035"1941/45"

сЫ: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-19-23

ТИМУРОВЦЫ: МАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЕРЫ ВЕЛИКОЙ ВОЙНЫ

© Балакирев Алексей Николаевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Бурятского

государственного университета

Россия, 670000 г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6

E-mail.ru: [email protected]

В 1940 г. после выхода в свет повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда» в СССР возникло движение юных волонтеров - тимуровцев. Это было совершенно необычное для того времени явление, потому что работа тимуровских команд была основана на самостоятельности и по инициативе самих ребят, деятельность тимуровцев носила ярко выраженную общественно-полезную направленность. В статье обосновывается актуальность волонтерства в современной России, рассмотрены некоторые аспекты возникновения и становления тимуровского движения, а также проанализированы основные направления деятельности юных волонтеров в годы Великой Отечественной войны в СССР и Бурятии. Материалы статьи могут быть интересны для историков, педагогов, специалистов в области общественных наук, а также для всех, кто интересуется историей нашей страны.

Ключевые слова: тимуровское движение, волонтерство, пионерская организация, Великая Отечественная война.

TIMUROVTSY: YOUNG VOLUNTEERS OF THE GREAT WAR

Alexey N. Balakirev

PhD in History, A/Professor of the department of general and national history, Buryat State University, Ulan-Ude

6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia

In 1940, after the publication of A.P. Gaidar"s novel, «Timur and his team», a movement of Timurovtsy, young volunteers, arose in the USSR. It was quite unusual phenomenon for that time because the work of these commands was based on independence and initiative of the guys themselves, their activities had a strong social-useful focus. The article substantiates the relevance of volunteering in modern Russia, discusses some aspects of origin and development of the Timurovsky movement, and also analyzes the main perspectives of the young volunteers" activity in the years of the Great Patriotic War in the USSR and the Republic of Buryatia The article can be interesting for historians, educators, professionals in the field of social sciences, as well as for anyone who is interested in the history of our country.

Keywords: Timurovsky movement, volunteering, Young Pioneers organization, the Great Patriotic War.

В феврале 2015 г. в Сочи прошел Всероссийский форум добровольцев, в котором приняло участие более 400 делегатов добровольческих организаций и волонтерских центров из всех 85 субъектов России. В приветствии Президента Российской Федерации В. В. Путина участникам и гостям форума говорится: «Традиции добровольчества, волонтерства имеют в нашей стране глубокие исторические корни. Во все времена представители разных сословий, возрастов, взглядов бескорыстно служили Отечеству, людям, активно участвовали в делах просвещения и благотворительности, содействовали решению общественно значимых проблем в сфере образования, здравоохранения, культуры, экологии». Глава государства отметил, что необходимо развивать потенциал добровольческих организаций России, расширять спектр их деятельности и привлекать к работе молодежь. При этом он добавил, что это «особенно актуально в преддверии 70-летия Великой Победы, которое мы будем отмечать в нынешнем году» .

Одной из самых ярких страниц волонтерства в нашей стране стало тимуровское движение, становление и бурное развитие которого пришлось на годы Великой Отечественной войны. Возникновению этого уникального общественно-социального явления мы обязаны замеча-

тельному писателю Аркадию Петровичу Гайдару, который в своей книге «Тимур и его команда» предложил совершенно новую форму организации ребят - общественно-полезную и абсолютно самостоятельную. Замысел повести «Тимур и его команда» возникал у А. П. Гайдара постепенно, исподволь. Воспитывающую, умную, благородную игру Тимура и его команды, положенную в основу повести, писатель не выдумал за письменным столом. Подобную игру он наблюдал в жизни, да и сам постоянно разыгрывал ее. Знакомые мальчишки и девчонки были командой, а ее командиром - сам Гайдар. В своих воспоминаниях известный советский писатель К. Г. Паустовский рассказывает об одном из таких случаев, когда дворовая команда Гайдара помогла найти редкое лекарство для больного ребенка. При этом Паустовский отмечает: «Благодарить его было нельзя. Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. Он считал помощь человеку таким же естественным делом, как, скажем, приветствие. Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался» . Начало работы над «Тимуром и его командой» относится к декабрю 1939 г., и первоначально сюжет был разработан Гайдаром как сценарий для кино. Повесть была завершена 27 августа 1940 г., а 5 сентября отрывок из нее был напечатан в «Пионерской правде». В течение всего сентября и по 8 октября 1940 г. повесть печаталась из номера в номер на четвертой странице газеты. Одновременно она передавалась в Москве по центральному радио. В 1941 г. повесть трижды выходила отдельными изданиями в массовых тиражах, а всего с момента создания книга была переиздана тиражом в несколько десятков миллионов экземпляров . Повесть стала основой для одноименных кинолент 1940 и 1976 гг., а в 2013 г. она была включена в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения . Ни одна книга до того времени не завоевывала так быстро и так прочно симпатии детей, ни одна книга для детей не обладала еще такой силой воздействия на сердце и ум читателя, не становилась таким непосредственным организатором детей, как это случилось с повестью «Тимур и его команда». В городах и селах, в пионерских отрядах, школах, во дворах возникали тимуровские команды; зародилось тимуровское движение - патриотическое движение сотен тысяч детей.

В общественном сознании понятие «тимуровец» часто ассоциируется с понятием «пионер», тимуровское движение отождествляется с пионерским. Это неправильная точка зрения, и пример тому - военное лихолетье 1941 - 1945 гг. По данным профессора В. А. Кудинова, в годы войны из 20 млн детей пионерского возраста в организации состоял лишь каждый 3-4. В комсомольских отчетах республик, областей страны в военное время типичными были высказывания: «Дружины во многих школах оформлены на бумаге. В результате отсутствия политического воспитания рост пионерской организации прекратился». В то же время уже в июле - середине августа 1941 г. тимуровские команды начали действовать по всей стране. В 1945 г. общая численность детей и подростков, принимавших участие в тимуровском движении, составляла около 3 миллионов человек . Многие дети, неудовлетворенные архаичными и вялыми формами работы, основанными на директивах «сверху», выходили из пионерской организации. Они вместе с другими «неорганизованными» вступали в тимуровские команды, которые предлагали общественно-полезную деятельность, где работа строилась по принципу самоуправления и инициативы самих ребят. Например, в Бурятии за годы войны количество пионеров сократилось почти на 5 тыс. человек, а вот число тимуровцев увеличилось в 3 раза и достигло в 1945 г. 25 000 человек .

Деятельность тимуровцев в годы Великой Отечественной войны имела огромное общественно-политическое и педагогическое значение. Это движение пользовалось огромной поддержкой ребят. О масштабах работы тимуровцев может дать представление простой перечень дел. Тимуровцы заботились о семьях фронтовиков, престарелых, кололи дрова, подносили воду, отводили в детский сад малышей, собирали золу, куриный помет, черный и цветной металл, стекло для парниковых рам, лекарственные растения, деньги и облигации на постройку самолетов, орудий и др., устраивали мастерские для починки, пошива белья для семей фронтовиков, шефствовали над госпиталями; выступали перед ранеными с концертами, беседами, читали вслух газеты, писали за них письма, боролись с безнадзорностью, возвращали ребят

в школу, собирали теплые вещи фронтовикам, отсылали посылки на фронт, выращивали овощи, собирали опавшие листья, которые служили сырьем для табачных фабрик, ремонтировали здания, расчищали дороги, заботились об эвакуированных детях.

В Челябинской области в 1942/43 учебном году 3 138 тимуровских команд, объединявших 28 тыс. учащихся, помогали свыше 15 тыс. семей фронтовиков. С первого дня войны кипучую деятельность развернули тимуровцы Хабаровского края: около 1 тыс. тимуровских команд ремонтировали квартиры семей фронтовиков, ухаживали за маленькими детьми, помогали обрабатывать огороды, заготавливать топливо. Тимуровские команды Воронежской области насчитывали свыше 50 тыс. школьников. Одним из важнейших участков своей деятельности они считали контроль за состоянием дорог, по которым подвозились к фронту войска и боеприпасы. Тимуровцы проводили также огромную работу в подшефных госпиталях. Так, за 1941/42 учебный год тимуровцы Вологды подготовили для раненых бойцов 153 концерта художественной самодеятельности. Школьники Горьковской области за все годы войны организовали для воинов, находившихся на излечении в госпиталях, 9 700 представлений художественной самодеятельности. Тимуровцы дежурили в госпиталях, писали письма по поручению раненых, выдавали книги из библиотек, помогали выполнять разнообразные хозяйственные работы .

Большую помощь тимуровцы оказывали детским учреждениям. Школьники шефствовали над детьми. Характерным и типичным примером был отряд Володи Миленькова в г. Новосибирске, созданный на Рабочей улице, в доме № 92. Он поставил перед собой задачу оказывать помощь семьям фронтовиков. «Мы решили, - рассказывал Володя, - позаботиться о детишках - дошкольниках, отцы которых на фронте, а матери работают. Наши ребята-тимуровцы хорошенько в этом доме убрали двор, садик, посадили там 250 кустов черемухи, малины, акации, сирени. Мы ухаживали за нашими деревцами, чтобы все они быстро принялись. Потом мы разбили несколько цветочных клумб, а вдоль дорожек посеяли просо. Наш двор превратился в цветущий сад. Хорошо там стало играть и бегать нашим дошкольникам. Особенно любили они возиться в песке, который мы для них привезли. Тимуровка Светлана Жук занималась с малышами. Она придумывала разные интересные игры, читала им вслух книги и водила на прогулку. Матери были довольны, что их детишки всегда под присмотром. У каждого тимуровца команды было свое дело. Дина Бобруйская была редактором стенной газеты, Света Семенова - библиотекарь. Мы сами собрали библиотеку, в ней было около 80 книг. Юра Кулаков, Валя Легченко и другие старшие ребята помогали семьям фронтовиков и инвалидам Отечественной войны подготовить к зиме квартиры» . Детским учреждениям освобожденных районов тимуровцы собирали и отправляли литературу, учебники и учебные пособия, подарки. Так, уже в августе 1943 г. из Казани в Сталинград отправился первый пароход «Пушкин», груженный подарками, собранными пионерами и школьниками республики.

Из года в год тимуровское движение стремительно развивалось, становилось все более широким и по форме, и по содержанию. В феврале 1942 г. по всей стране были проведены слеты тимуровцев, на которых они с гордостью докладывали о своей деятельности. О работе тимуровских команд рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, они получали сердечную благодарность десятков тысяч фронтовиков и их семей. Особое значение приобрело тимуровское движение в осажденном врагом Ленинграде. Отряды тимуровцев являлись здесь «младшими братьями» комсомольских бытовых бригад, сыгравших исключительную роль в спасении населения от гибели, особенно в первую блокадную зиму. В 1941 - 1942 гг. в 753 тимуровских командах Ленинграда успешно работали 12 тыс. пионеров. Шефствуя над семьями фронтовиков, инвалидов, пенсионеров, они заготавливали для них топливо, убирали квартиры, получали по карточкам продовольствие .

Уже 29 сентября 1941 г. Иркутский обком ВЛКСМ принял специальное решение, в котором подчеркивалась необходимость всемерно содействовать распространению и развитию тимуровского движения в области, обеспечивать действенное руководство им со стороны старших пионервожатых, секретарей комсомольских организаций. В 1941/42 учебном году только в

17 районах области работали 237 тимуровских команд, объединявших 3 818 ребят. В 1943/44 учебном году тимуровцы шефствовали над 1274 семьями фронтовиков. В Пермской области в этом же году около 10 тыс. школьников состояли в 689 тимуровских командах. Свыше 2 тыс. тимуровских команд помогали семьям фронтовиков в Азербайджанской ССР. Около 1 260 команд тимуровцев действовали в Киргизской ССР. При их активном участии школьники республики отправили на фронт 25 тыс. теплых вещей, 6 тыс. индивидуальных посылок .

В Бурятии тимуровские команды были созданы во всех пионерских дружинах и почти во всех школах республики и охватывали главным образом учащихся 4-6 классов. При этом с каждым годом число ребят, занятых в тимуровском движении, возрастало. Если в 1942 г. в 1 100 тимуровских командах республики насчитывалось 8 284 ребят, то к концу войны тимуровцев было уже около 25 тыс. Только в течение первого года войны, к осени 1942 года, силами тимуровцев Бурятии было собрано в фонд обороны 250 тыс. р., на строительство военной техники - 120 тыс. р., более 12 тыс. т черного и цветного металла для нужд военной промышленности, 5 786 ц золы, 2 929 ц птичьего помета, 71 344 возов навоза для удобрения полей в колхозах и совхозах, проведено снегозадержание на площади в 1 550 га . В отчете о работе тимуровских команд за 1 942 год отмечено, что большинство тимуровских команд работали плодотворно и добросовестно. Например, тимуровцы Мало-Куналейской средней школы Бичурского аймака обслужили 100 семей красноармейцев, послали подарков на фронт только одного мяса 105 кг и 340 кур. Команда средней школы № 6 г. Улан-Удэ во главе с тимуровцем Карповым оказала большую помощь семьям красноармейцев Коварского и Напушкова, они проводили уборку в комнатах, ходили за водой, за хлебом, рубили дрова, читали детям книжки и ходили с ними в кино. В Тарбагатайском районе 266 тимуровцев обслужили 50 семей красноармейцев. В Железнодорожном районе организовано 82 команды с охватом 732 ребят. Ими обслужено 413 семей красноармейцев. Хорошо работала тимуровская команда Петропавловской средней школы Джидинского аймака из 33 детей, ими напилено 18 кубометров дров, выметено 17 дворов, отремонтировано 2 сарая, собрано 40 ведер золы. Во всех районах были проведены слеты тимуровских команд с постановкой доклада «Задачи тимуровских команд в дни Великой Отечественной войны» . Однако главной задачей тимуровцев являлось оказание всевозможной помощи семьям красноармейцев. Объем проведенной в этом плане за годы войны работы огромен и неоценим. В своих воспоминаниях супруга красноармейца, жителя г. Улан-Удэ, Т. Басович пишет: «...Очень приятно видеть, когда с малого до большого все стараются помочь тебе и окружить твою семью заботой. Большое спасибо тимуровцам за их помощь!» .

Благородная патриотическая деятельность тимуровцев получила заслуженное признание воинов армии и флота, высокую оценку и благодарность всех советских людей. Главной движущей силой всех помыслов и стремлений, всех волевых усилий и практических дел тимуровцев в дни войны было их горячее желание отдать Родине и народу все свои силы и умения.

Литература

1. URL: http://www.gazeta.ru/social/news/2015/02/13/n_6921281.shtml

2. Жизнь и творчество А. П. Гайдара. - М., 1964.

3. Гайдар А. П. Собрание сочинений. - М., 1964. - Т. 3.

4. Ухъянкин С. П. Пионеры-тимуровцы. - М., 1961.

5. Фурин С. А., Симонова Л. С. Юным тимуровцам. - М., 1975.

6. Алещенко Н. М. Во имя победы. - М., 1985.

7. Кудинов В. А. Общественные организации детей и молодежи в России в ХХ в.: дис. ... д-ра ист. наук. - Кострома, 1994.

8. ГАРБ. Ф. 36. Д. 1775. Л. 15.

9. Балакирев А. Н. Становление и развитие детского движения в Бурятии (1923-1991). - Улан-Удэ, 2014.

10. ГАРБ, Ф.36, Д. 1864, Л. 102.

11. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Тимур_и_его_команда

1. http://www.gazeta.ru/social/news/2015/02/13/n_6921281.shtml

2. Zhizn i tvorchestvo A. P. Gaydara . Moscow. 1964.

3. Gaydar A. P. Sobraniye sochineny . Tom trety. Moscow. 1964.

4. Ukhyankin S. P. Pionery-timurovtsy . Moscow. 1961.

5. Furin S. A., Simonova L. S. Yunym timurovtsam . Moscow. 1975.

6. Aleshchenko N. M. Vo imya pobedy . Moscow. 1985.

7. Kudinov V. A. Obshchestvennye organizatsii detey i molodyozhi v Rossii v XX v. . Doctor"s thesis. Kostroma. 1994.

8. GARB (State Archive of the Republic of Buryatia), F. 36, D. 1775. L. 15.

9. Balakirev A. N. Stanovleniye i razvitiye detskogo dvizheniya v Buryatii (1923 - 1991) . Ulan-Ude, 2014.

10. GARB. F. 36. D. 1864. L. 102.

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Timur_i_ego_komanda

    Кто такие тимуровцы?

    Тимуровцы современного общества.

    История тимуровского движения в нашей школе.

  1. Фотоотчёт.

Кто такие тимуровцы?

Тимуровец - понятие, пришедшее к нам из советских времён, обозначающее образцового школьника, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо общества. Слово "тимуровец" происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, женщинам, пожилым и больным людям.Образ Тимура писатель ассоциировал со своим сыном Тимуром Аркадьевичем Гайдаром.

После появления этой книги и стало зарождаться неформальное тимуровское движение. Поначалу советская власть отнеслась к нему настороженно,так как оно, как казалось, создавало некоторую конкуренцию пионерской организации. Но позже тимуровцы стали лучшей частью идеологической системы, сохраняя при этом дух волонтерства и добровольчества.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В 1960-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе организована библиотека-музей им. Гайдара.

Традиции тимуровского движения нашли свое выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и во многом другом. Тимуровские команды и отряды создавались в Германии, Болгарии, Польши, Вьетнама, Чехословакии. При этом слово "тимуровец" звучало по-русски.

В современной России тимуровское движение сохранилось в ряде регионов, а с 2009 года было инициировано новое Всероссийское детско-юношеское и молодежное тимуровское (добровольческое) движение по направлению «Тимуровцы информационного общества», призванное способствовать развитию волонтерского движения в помощь социально-незащищенным группам граждан в информационном обществе.

Тимуровцы современного общества

Сегодня людям старшего возраста крайне сложно адаптироваться к условиям жизни в современном обществе, пользоваться электронными государственными услугами и осуществлять социальное общение. Не секрет, что молодежь гораздо быстрее «находит общий язык» с компьютером, чем люди за сорок и старше.

Цифровое неравенство затрагивает социально уязвимые группы граждан, именно тех, кому в большей степени необходима социальная поддержка.

Представителям более старшего поколения сложно собирать информацию о работе государственных органов, искать перечни необходимых документов для получения государственных услуг, узнавать время работы нужного ведомства и т.д. Вся эта информация в данный момент доступна в сети Интернет, ее можно получить за несколько минут, однако людям старшего возраста из-за компьютерной неграмотности приходится отстаивать часовые очереди, тратить время и деньги на поездки в органы государственной власти.

Во многих случаях люди старшего возраста получают помощь в обучении основам информационных технологий в рамках своих семей. Молодежь пытается помочь старшему поколению освоить компьютер, научиться пользоваться интернетом, сервисами мгновенного обмена сообщениями, порталами органов государственной власти и интернет-магазинами.

Для старшего поколения это не только вопрос получения знаний и навыков,
но и важный опыт социальной адаптации и межпоколенческого общения.

История тимуровского движения в нашей школе

13 марта 2012 года к нам в школу обратились представители Сбербанка России с просьбой оказать содействие по обучению пенсионеров компьютерной грамотности в рамках социальной акции "Школа современного пенсионера", организованной Дальневосточным банком ОАО "Сбербанк России" и Отделением пенсионного фонда России по Хабаровскому краю.

На просьбу сразу откликнулись 20 старшеклассников, и желающих становиться всё больше. Такое количество волонтёров позволяет организовать сменный график работы.

Обучение рассчитано на одно занятие в течении 4 часов для каждой группы пенсионеров из 7-10 человек. Проводят обучение волонтёры-старшеклассники. В программу входит: обучение элементарным навыкам работы по набору текста с переключением языка, регистра букв, работы с интернетом- поисковики, почтовые серверы, социальные сети, ознакомление с
сайтами www.pfrf.ru , www.gossuslugi.ru . А также, с сервисом онлайн услуг Сбербанка пенсионеров знакомят специалисты Сбербанка.

Первые занятие

Первое занятие согласно графику состоялось 17 марта 2012 года. Вместе с учащимися 33 школы проводили занятие ученики 10Б класса Ведров Кирилл, Жолобов Александр, Малинок Артём.

Каждому достались разные ученики. Саша и Артём занимались с людьми, которые уже обладали небольшими навыками работы с компьютером, и, соответственно, грамотно могли сформулировать вопросы, которые их беспокоили. Обучение проходило очень активно. Кириллу досталась бабушка, которая совсем не имела опыта работы с компьютером, но, несмотря на это, по окончании занятия она смогла зарегистрироваться на почтовом сервере и создала свой почтовый адрес. Дальнейшее обучение компьютерной грамотности будет
зависеть от её желания практиковаться в этом виде деятельности.

Занятие проходила с очень хорошим психологическим настроем. Мальчики устали, но остались довольны своим вкладом в эту интересную акцию.

Следующие, кто попробовали себя в роли персональных учителей, учащиеся 11 классов: Вдовина Евгения, Пилипенко Анна, Филенко Алексей, Зиновьев Александр, Чепенко Марк; учащиеся 10 классов: Василенко Дмитрий, Фищенко Маргарита, Пименова Елизавета, Парфёнова Елизавета, Саенко Екатерина, Сайдашев Роман.

Особая благодарность учащимся, которые проводили занятия во время школьных весенних каникул абсолютно самостоятельно: Василенко Д., Ведрову К., Жолобову А., Парфёновой Е., Пименовой Е., Сайдашеву Р.























Заявили о своём желании участвовать в волонтёрской деятельности более 26 человек. Работали ещё не все, но большинство, уже попробовавших свои силы в этой благодарной благотворительной работе, выказывают желание работать ещё и ещё.

Жду отзывов участников акции для публикации в газете.

Если и Вы хотите реализовать свои способности и желания помогать людям старшего возраста в овладении компьютерными технологиями, обращайтесь в кабинет № 30 нашей школы к Дементьевой Людмиле Викторовне

И ещё, надо как-то назвать нашу команду волонтёров! Предлагайте названия и эмблемы))